автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Генезис знакового языка русских памятных медалей времени становления и расцвета барокко

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Шуткина, Маргарита Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Диссертация по истории на тему 'Генезис знакового языка русских памятных медалей времени становления и расцвета барокко'

Текст диссертации на тему "Генезис знакового языка русских памятных медалей времени становления и расцвета барокко"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

На правах рукописи

Шуткина Маргарита Александровна

ГЕНЕЗИС ЗНАКОВОГО ЯЗЫКА РУССКИХ ПАМЯТНЫХ МЕДАЛЕЙ ВРЕМЕНИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАСЦВЕТА БАРОККО

Специальность 07.00.12 - история искусства

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель -кандидат искусствоведения, доцент В.В.Кириллов

МОСКВА - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ......................................... 3

Глава I. Особенности историографии русских памятных

медалей.................................. 20

Глава II. Предыстория и первый этап развития

медальерного искусства в России............. 32

Глава III. Сложение знакового языка русских медалей

периода барокко........................... 73

Заключение ....................................... 131

Список использованной литературы................... 145

Приложение. Каталог исследуемых медалей и монет...... 160

ВВЕДЕНИЕ

К последней трети XVIII века русское медальерное искусство, вычленившееся из общего русла развития монетного дела, насчитывало уже около века самостоятельного существования. К этому моменту многие проблемы становления медальерного искусства как отдельной области художественного творчества Нового времени1 были уже решены. Медаль стала значительным явлением русской культуры XVIII века. Резко возросшая внешне- и внутриполитическая активность Российской империи, новые возможности технической оснащенности монетного дела способствовали расширению круга сюжетов медальерного искусства, что придало ранним русским медалям характер известной "публицистичности". Социальный спрос на медаль вызвал к жизни увеличение числа мастеров-медальеров и институт подготовки их при Академии художеств, где был создан класс резания на стали и крепких камнях, и учреждение несколько ранее Гравировальной палаты. В русской культуре XVIII века обозначились новые, неведомые ранее проблемы: необходимость фундаментальной подготовки граверов; взаимоотношения между русскими и иностранными медальерами; увлечение коллекционированием медалей и монет; появление первых печатных трудов, посвященных медалям; создание и

1 Нужно заметить, что под термином "искусство Нового времени" мы, как это принято в искусствоведении, понимаем искусство XVIII века, первая треть которого считается начальным и основополагающим этапом (см., например: Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М., 1987. С.З).

деятельность Медальных комитетов, предназначенных для контроля за выработкой сюжетов и изготовлением медалей.

За последнее время в нашей стране появился ряд работ, авторы которых в той или иной степени обращались к отдельным вопросам медальерного искусства, не предпринимая комплексного исследования русских медалей. Между тем в медальерном искусстве, с одной стороны, прослеживаются наиболее общие тенденции, определяющие характер развития других видов "изящных" искусств (графики, скульптуры, живописи и пр.), так как это диктуется сходными условиями, временем бытования и художественным менталитетом. С другой стороны, русские медали обладают и рядом отличительных черт, исследовать которые было бы очень сложно в рамках одной работы.

Если определить медаль как совокупность специфической системы символов, то рассматривая изменения этой системы, можно попытаться проследить развитие "языка" медальерного искусства как самостоятельного объекта русской художественной культуры. На наш взгляд является важным изучение его генетических корней и этапов развития, его взаимосвязей и взаимозависимости в культурной жизни России XVIII века.

Русское медальерное искусство, как и всякий другой вид искусства, имело свой особый знаковый язык, предполагающий определенные национальные черты. Россия не только хорошо знала и умела использовать язык, присущий европейскому медальерному искусству уже на протяжении длительного времени. Познакомившись с ним на рубеже ХУН-ХУШ веков, она сумела изменить его, приспосабливая к своему собственному

менталитету. Проблема освоения русскими мастерами западноевропейского опыта и перенесения его на русскую почву в соответствии с национальными традициями представляется нам одним из интереснейших аспектов изучения русского медальерного искусства XVIII века.

В исторической и искусствоведческой отечественной литературе медаль, как правило, рассматривалась в качестве исторического источника, несущего некую единицу информации ("текст"1). Однако слагаемые этого "текста", то есть сумма изобразительных приемов, которые использовали мастера изучаемого периода, тщательному рассмотрению не подвергались. Почти не делалось попыток расшифровать символику медалей, проследить смену символов (мифологических, библейских) и приоритетов, не изучались надписи на медалях, где варьировались русский и латынь, не рассматривались декоративно-орнаментальные мотивы, использовавшиеся при оформлении поля медали. Даже краткий перечень проблем, встающих перед исследователями русских медалей и не решенных до сих пор, свидетельствует о сложности и многоплановости темы, выбранной автором настоящей работы. Актуальность предлагаемой диссертации заключается в том, что она является первым опытом специального исследования в данной области. Нам представляется, что в результате нашей работы общая картина развития русского искусства XVIII века станет богаче и разнообразнее, а история русского медальерного искусства

1 См.: Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века //Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1973. С.281.

обретет новые грани.

Хронологические рамки работы заключаются между последним десятилетием XVII века и началом правления Екатерины II (1762-1796 гг.) - периодом, считающимся завершением российского барокко.

Выбор таких хронологических рамок обусловлен следующими соображениями. Исследователями отечественного и зарубежного искусствознания традиционно отмечается феномен русского восемнадцатого столетия. Необычайно резкие, динамичные изменения в истории культуры огромной страны, обусловленные новациями в политической, социально-экономической и интеллектуальной сферах конца XVII - начала XVIII веков, стремительно вывели Россию на уровень прочих европейских государств. Разумеется, "европеизация" была подготовлена собственными закономерностями и общей логикой развития страны. Жесткий, стремительный перелом обозначился с эпохой реформ Петра I. Процесс перехода от древнерусского искусства к искусству Нового времени, от религиозного к светскому, общеевропейскому оказался необычайно сложным и многогранным. В нем трудно выявить четкую последовательность. Изменения в различных видах искусств происходили не одновременно, отсутствовала плавная стадиальность развития. Это последнее обстоятельство оказалось очень существенным для формирования специфических черт русского медальерного искусства. Также трудно определить в нем границы существования различных стилей и установить четкие хронологические рамки этапов развития. Именно поэтому временные ограничения в нашей

работе следует рассматривать как условные. В процессе исследования нам придется обращаться к более поздним памятникам медальерного искусства, да и в определении основных этапов развития знакового языка русских памятных медалей мы зачастую будем вынуждены отказываться от четких хронологических характеристик.

Последняя треть XVIII века была периодом расцвета русского медальерного искусства, так же как и русской художественной жизни вообще, что было следствием динамизма и прогресса в развитии общественной жизни того времени. Ни один из видов и жанров искусства не оставался в стороне от процессов, происходивших в художественном творчестве. Сам этот процесс уже свободно и уверенно протекал в рамках художественных принципов Нового времени. Работы русских мастеров последней трети XVIII века ни в чем не уступали шедеврам иностранных художников и скульпторов. Изменился сам склад творческих индивидуальностей, характеризующих новое поколение художественной русской интеллигенции. Менялось отношение к творческому наследию русской культуры. Если художественное творчество начального периода Нового времени было не свободно от норм и влияния средневековья, то для последней трети XVIII века мы можем говорить уже о сознательном (ретроспективном или резонирующем) их применении мастерами нового поколения.

Нечто новое также знаменовало путь творческой молодежи в России. Менялось ее положение в обществе, коренным образом менялись взаимоотношения в паре "художник - заказчик", так же как и собственно отношение к творческому процессу. Первые

теоретические трактаты, в которых художники формулировали и обосновывали свои взгляды на этот процесс, цели и задачи искусства в целом, впервые появились именно в это время.

Необходимость оценки творчества широкими слоями общества (своего рода "отклики") закономерно выливались в первые публичные выставки и печатание серий гравюр с изображениями тех или иных произведений искусства. Одним из последствий такого положения вещей было ускорение темпов художественного развития страны и расширение этого процесса в пределах Российской империи.

Но все это было признаками итогового, завершающего этапа творческих процессов в художественной жизни России XVIII века. Нас же интересуют процессы, подготовившие расцвет искусства медали последней трети этого столетия, период, который характеризуется как эпоха стиля "русского барокко" или "русского варианта барокко"1 (как бы ни был условен этот термин).

Несомненная привлекательность эпохи русского барокко состоит в том, что, как и для многих других видов искусства, для русского медальерного искусства это было время освоения нового, того искренне заинтересованного "ученичества", которым отличалась эпоха Петра I. Именно тогда начали вырабатываться те каноны, жанры и специфические особенности русской медалистики, которые приведут к расцвету медальерного дела в конце XVIII века. Русские мастера "пробовали перо", отсеивая неприжившееся, выбирая понравившееся из огромного количества хлынувших в страну "образцов".

1 Эфрос А. Два века русского искусства. М., 1969.

Исследуя это время, следует помнить, что в России начала XVIII века ведущую роль в культурном развитии общества играли живопись и лишь затем литература. Это объяснялось необходимостью пропаганды преобразований, выводящих страну на уровень европейских государств. Отсюда - жизненно важные требования новых форм и содержания, помимо переосмысления старых художественных форм. В этот период именно живопись, графика и медальерное искусство сумели со всей полнотой запечатлеть идейно-художественный образ эпохи. В этом плане они несомненно опережали литературу. "Технические" средства изобразительных искусств оказались более действенными и гибкими, чем те, которыми обладала литература. Вот почему живопись, графика, скульптура, медальерное искусство намного ранее, чем литература, нашли адекватный язык для нового содержания, определенный новой исторической реальностью.

Естественно предположить, что моменты истории, "отбираемые" и "передаваемые" этим языком, в официальных видах искусства высвобождались от некоего числа фактов, казавшихся в то время несущественными. Таким путем создавался некий "автопортрет" официальной культуры, практически монохромный и не отражающий всей пестроты жизни. Медальерное искусство, с его спецификой, направленностью на коммеморативность, "вечный" характер существования, подходило для этого наиболее полно1. Сложность исполнения и небольшие размеры медали диктовали не только тщательный отбор предназначенных для увековечивания

1 Об этом подробнее см.: Щукина Е.С. Медальерное искусство в России XVIII века. Л., 1962. С.10-12.

моментов, но и выбор символов и аллегорий, воплощавших идею медали. Необходимость применения определенного знакового языка обуславливалась тем, что медаль была не только "текстом", имеющим безусловную автономную эстетическую ценность, но и ее "коммуникативностью", то есть возможностью донесения до смотрящего некой .единицы информации. А информация эта необходимо предполагала наличие символов (знаков), понятных любому из зрителей, рассматривающих медаль.

Эти возможности медали как наглядного пособия для проведения в сознание подданных официальной идеологии были в полной мере оценены и использованы Петром I. Функциональные возможности медали определили стремительность развития этого вида искусства в петровскую эпоху. Металл - материал производства - гарантировал известную вечность медали, а уровень технического развития времени - возможность тиражирования в достаточных количествах. Вместе это превратило медаль в вещь, неоценимую в пропаганде государством своих политических, военных и экономических задач. Русское медальерное искусство, пожалуй, ярче чем какой-либо другой вид изобразительного искусства, подчеркивало, что "показательной чертой русского искусства этого времени является его государственный, общественный, естественно в границах того времени, характер"1.

В силу определенных закономерностей развития мышления и искусства подобную пропаганду было удобней вести языком иносказаний. Язык этот был не только универсален, но и

1 Евангулова О.С. Указ. соч. М., 1987. С.265.

многозначен. С его помощью одна из функций медали - функция оповещения получала самые широкие возможности. Медаль не только говорила о событии, важном для страны, языком понятным Западной Европе, но и приучала к нему русских подданных. С помощью иносказаний медаль прославляла великого государя, его подвиги, обозначала интересы государственной политики и идеологии. Медали не только "навечно" запечатлевали событие или деяние, но и рассказывали о нем в назидание потомкам, выполняя тем самым еще одну функцию - дидактическую. Если говорить об адекватности русских памятных медалей просветительской направленности культуры XVIII века, то следует заметить, что все те пропагандистские, идейно-воспитательные и учебные функции, которые были общими для изобразительного искусства и литературы этой эпохи, присущи и медальерному искусству. Следовательно, если определить медаль (вне зависимости от хронологических и географических условий) как "язык", образованный с помощью определенной системы символов, то рассматривая развитие этой системы, возможно исследовать изменения "языка" русского медальерного искусства во времени.

Основными источниками для работы автору послужили медальные собрания отделов нумизматики Государственного Исторического музея (ГИМ), Государственного Эрмитажа (ГЭ) и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ).

Коллекция отдела нумизматики Государственного Исторического музея, одна из наиболее обширных на сегодняшний

момент (после Государственного Эрмитажа), насчитывает несколько десятков тысяч медалей и жетонов, выполненных в золоте, серебре, меди и различных сплавах русскими и иностранными медальерами. Часть из них очень редки (как например, медаль в честь адмирала Ф.Ушакова, отчеканенная на о.Кефаллиния в 1800 г.). Но более существенным для автора является то обстоятельство, что коллекция Исторического музея оказалась очень полной и, кроме того, представленной большим количеством копий и вариантов.

Выше автор определил хронологические рамки работы: рубеж ХУП-ХУШ веков - 1770 гг. Соответственно этому ограничился и круг используемых материалов. Исторически сложилось так, что все русские памятные медали можно подразделить на три подвида, или три ветви: наградные, памятные и так называемые персоналии. Для нашей работы мы будем привлекать все три вида, так как в интересующее нас время жесткое разделение видов еще не практиковалось и, кроме того, все они взаимно дополняют друг друга.

Необходимо также обозначить и еще один важный для работы момент. Произведения русского медальерного искусства традиционно подразделяются на работы русских мастеров, иностранцев на русской службе и работы иностранцев, выполненные по заказу России за границей (россику)1. Оговоримся сразу, что в нашей работе мы будем рассматривать, как правило, произведения русских мастеров и, иногда, произведения иностранцев на русской службе. Разумеется, это ограничение во

1 См.: Щукина Е.С. Указ. соч. Л., 1962. С.13.

многом сузит круг исследуемых памятников, но оно диктуется следующими соображениями - если в качестве предмета изучения мы определили генезис знакового языка русских медалей (подчеркиваем - русских), то для нас будет очевидной необходимость вычленить работы русских