автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кривощекова, Гульнара Анваровна
Введение.
Глава 1. Проблема героизма в культурологии.
1.1. Осмысление героизма в истории культуры.
1.2. Понятие героизма.
1.3. Героический опыт в культурно-историческом бытии народов Европы.
1.4. Духовное величие человека как источник героизма.
Глава 2. Онтология героизма.
2.1. Сакрализация подвига в мифомышлении.
Становление героического сознания.
2.2. Герой как динамический центр культурного процесса.
Подвиг как способ реализации социального идеала.
2.3. Кризис европейской культуры и метаморфоза героического мифа.
2.4. Специфика представлений о героизме в России.
Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Кривощекова, Гульнара Анваровна
Актуальность темы исследования. В советский период героизм был одной из наиболее популярных тем в этике и эстетике, а героизация «советского образа жизни» - частью идеологии и пропаганды.
Когда в конце двадцатого столетия идеал советского человека отошел в прошлое, а духовная жизнь России ознаменовалась переоценкой ценностей, распространилась идея о том, что героическое как проявление высокой нравственности совсем исчезло из современного прагматического «общества потребления».
Однако сегодня постепенно приходит осознание того, что нельзя жить спокойно и счастливо в мире, где все еще не преодолены многие социальные пороки: бездуховность, нарушение прав человека, нищета, эксплуатация. К концу столетия с особой остротой обозначились многие общественные противоречия: межнациональные, межконфессиальные, межгосударственные. Войны, в том числе и локальные, вновь обостряют «черно-белое» восприятие жизни, способствуя высвобождению скрытой, подавляемой ранее ненависти и агрессии, толкая людей на крайние меры для достижения эгоистических целей.
Все отчетливее обнаруживается односторонность суждений о предсказуемости мира и возможности обретения человеком полного контроля над процессами природы и общества, которые были столь характерными для многих мыслителей XIX - начала XX века и остаются распространенными сегодня. Эти представления породили мысли о том, что героизм как деятельность в экстремальных, непредсказуемых условиях, направленная на служение человечеству, исчезнет навсегда. Но эти представления не учитывали всей сложности бытия. Современный человек все чаще сталкивается с самыми непредсказуемыми, разрушительными явлениями как в самом обществе (например, международный терроризм), так и с явлениями природы, спровоцированными, зачастую, деятельностью самого человека, создающие экстремальные, опасные для жизни, ситуации, требующие героического поведения, основанного на разуме и высочайшей моральной мотивации.
Не оправдывает надежд и перенос всей ответственности за решения, касающиеся судеб людей, только на государство. Устранение из общественной жизни личностного участия и ответственности конкретного человека за свою жизнь и судьбу своей страны и даже всего человечества вырабатывает потребительские установки и безответственность индивидов. Поэтому проблема становления гражданского общества - это проблема формирования социально ответственной разумной личности. Раскрытие же сущности героизма с позиции понимания его как субъекта культуры, позволяет проникнуть в тайну становления Личности. Особую роль играют герои в полноценном воспитании молодежи; без них невозможно становление государственности.
Сегодня необычайно важна реабилитация нравственных общечеловеческих ценностей, без которых у общества нет будущего; возникает потребность по-новому осмыслить место и значение героизма в процессе становления и развития культуры Европы и России. По мысли Вяч. Иванова, герой - это и есть давнее имя личности, а потому только героическое сознание, воспринимающее все происходящее с миром «как происходящее с самим собой» (Д. Вико), может быть социально ответственным.
В таком контексте проблемой данного диссертационного исследования становится выявление роли и места героизма в современной культуре европейского типа. Актуальность темы исследования обусловлена глубокими изменениями в культуре на протяжении всего XX века, продолжающимися по сей день. Наше время предъявляет новые требования к человеку, вновь проверяя его на жизнеспособность. В переломные для существования культуры эпохи люди всегда воскрешают образ Человека-героя. Качественные изменения в культуре требуют поиска нового типа человека, адекватного изменяющемуся миру. В условиях хаоса и аномии герой выступает духовным ориентиром для общества, оставляя заметный след в культуре и память о себе в истории.
Паразитируя на потребности общества в героических ориентирах, возникает целый сонм созданных с помощью технологий псевдогероев, которые с экранов и страниц книг пропагандируют ненависть, насилие, самоубийство; а также политиков, эксплуатирующих образ героя не всегда в бескорыстных целях. Поклонение героям сегодня - зачастую поклонение созданным искусственно образам-призракам. В такой ситуации особенно важен разумный и критический взгляд на личностные образцы, предлагаемые общественности средствами массовой информации; важно понять, к чему апеллируют эти образцы - к низменным инстинктам «толпы», что характерно для лжепророков и псевдогероев, преследующих эгоистические, корыстные цели, либо к сознанию и совести сообщества разумных людей, созидающих уникальную культуру.
Справедлива мысль польской исследовательницы нравов М. Оссовской о том, что нельзя понять какую-либо культуру, не зная, какие образцы лежат в основе ее социально-воспитательной деятельности. Для современной же культуры характерно сомнение в возможности существования героизма в нынешних условиях и острая потребность в нем. Общество ждет и ищет новые личностные образцы, новых героев, которые помогли бы другим раскрыть смысл жизни в современной культуре, переживающей кризис.
Таким образом, понимание героизма как высвобождения в экстремальных условиях (и в кризисные периоды культуры) внутренних, скрытых до времени творческих сил человека, позволяет глубже понять процессы, происходящие в недрах общества, в их связи с индивидуальным существованием человека.
Степень научной разработанности проблемы. He-смотря на то, что существует большой объем литературы о героях, проблема сущности героизма до XX столетия была мало исследована и отражена, в основном, в работах Д. Бруно, Т. Карлейля, А. Рено, Г.В. Ф. Гегеля.
Замечательную попытку осмыслить истоки героического энтузиазма предпринимает Джордано Бруно, исследующий героические порывы собственной души, в одиночку противостоящей средневековой ограниченности. Известна и знаменитая работа Томаса Карлейля «Герои, почитание героев и героическое в истории» как образец восхищенного преклонения перед историческими героями, исследующая феномен появления героев в истории, их влияние на прогресс всего человечества. Менее известен труд французского автора Армана Рено «Примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов», где затрагивается проблема соотношения в историческом процессе личностного и общественного. При всей значительности этих трудов все же в них остается не выявленной внутренняя связь духовности героической личности с конкретно-историческими и общекультурными условиями, не рассматривается процесс ее становления; появление героя и его устремления обосновываются идеалистически - через идею божественного провидения (Д. Бруно, Т. Карлейль). Для понимания взаимосвязи героизма с процессом исторического развития, а также роли в нем исторических героев, очень значимы работы Г. В.Ф. Гегеля.
Осмыслению героизма применительно к жизни православного российского интеллигента посвящена работа русского философа С.Н. Булгакова «Героизм и подвижничество». Проблему героизма с точки зрения православия затрагивают в своих работах Н. А. Бердяев, И Л. Ильин, другие русские религиозные философы.
В конце XIX - начале XX века тема героя и героизма берется на вооружение российскими марксистами. Марксистская концепция героизма пересматривает историю с позиции классовой борьбы, героическими в ней признаются те образы, которые отвечают идее революционного преобразования мира. Здесь привлекает внимание работа Г.В. Плеханова «К вопросу о личности в истории»; пропитанная идеалами революции работа Ж. П. Лафарга «Образование героического идеала»; лекция советского общественного деятеля А.В. Луначарского «Героизм и индивидуализм».
Немало работ, пропагандирующих героизм, появилось в рамках марксистско-ленинской этики. Особенно популярна эта тема была в СССР в 50 - 70 годы. Именно в этот период началось освоение целинных земель, северных регионов, разворачивались комсомольские стройки, требовавшие от людей напряженной работы в экстремальных условиях. Возникла необходимость в изучении факторов, стимулирующих энтузиазм населения страны. Были проведены исследования, раскрывающие этическую и эстетическую стороны трудового и воинского героизма. Они представлены работами Волкогонова Д.А., Мовчан B.C., Селиванова Ф.А., Шестакова В.П., Сушкова И.М., Осадчего А .Я., Кияшенко Н.И., Кучеренко Г.А., Борева Ю.Б. и многих других ученых.
Необходимо особо выделить статьи современного российского историка Е. Сенявской, вскрывающей смысл и специфику процесса героизации в годы Великой Отечественной войны.
Отдельный интерес представляют собой работы отечественных исследователей героического эпоса в русской культуре, дающих богатейший материал для философских обобщений. Это работы В.Я. Проппа, А.А. Потебни, Б.Н.Путилова, Е.М.Мелетинского, глубокие исследования героических культур А. Ф. Лосева и А. А. Тахо - Годи, выявляющие место образа героя в мифе, эпосе как самостоятельных культурных образованиях.
В последнее десятилетие в нашей стране были изданы работы, раскрывающие функцию мифа в процессе становления личности и роли образа героя в духовном опыте человека. В работах данного направления раскрывается влияние архетипа героя на поведение людей. Это психоаналитические исследования мифологий 3. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Абрахама, О. Ранка, Г. Закса, Дж. Хендерсена, А. Косарева и многие другие.
По-новому позволяют осмыслить истоки формирования героических образов в культуре, антропологические и этнографические исследования архаичных культур К. Леви-Строса, Д. Фрезера, Д. Кэмпбелла, М. Элиаде, М. Мосса и др.
Социологические исследования М. Вебера вскрывают влияние религии на формирование героических (харизматических) символов европейской культуры. В этом направлении интересны, кроме того, работы С. Московичи. Идеологический и религиозный аспекты рыцарства как модификации героизма, раскрывают работы зарубежных историков, исследователей культуры Ж.Ж. Руа, Ф. Кардини, Ж. Флори, этический аспект - работа М. Оссовской «Рыцарь и буржуа».
О героях и героизме в несколько ином направлении размышляет представитель русской дореволюционной социологической школы Н. К. Михайловский в труде «Герои и толпа», где героем выступает критическая личность, умеющая подчинить толпу своей воле. Тему героя и толпы затрагивают зарубежные социологи Г. Тард, Г. Лебон и многие другие исследователи. Среди социологических исследований представляет особый интерес работа П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда», опубликованная в 1913 году. П. Сорокин вскрывает механизм воздействия социума на личность, который при помощи кар и наград вырабатывает желательное (героическое, «услужное») и подавляет нежелательное (преступное) поведение.
Среди зарубежных исследований героизма выделяются работы Ю. Мисимы «Голоса духов героев», Ю. Китаямы «Героический этос», Б. Казенса «Портреты героев», Н. Коупленда «Психология и солдат», С. Кука «Героизм в истории», Д' Арну «Семь столпов героизма» и другие, которые еще мало известны в нашей стране. Небезынтересны и опубликованные в зарубежной периодике за последние годы статьи таких авторов, как М. Shermer, A. Schuller, M.W. Jacson, П. Кабакчиева и некоторых других.
Для понимания процессов, происходящих в современном обществе, в современной культуре и в душе человека, важны работы Э. Фромма, К. Ясперса, X. Арендт, М.С. Кагана, В. П. Бранского, B.C. Барулина, А.В. Павлова, И.Т. Касавина и др.
Все эти работы, разные по направленнности, открывают грани феномена героизма и аспекты его изучения, являются основой целостного и сущностного осмысления героизма, его места в истории и культуре европейских народов. Они важны для осмысления проблемы героической личности в современном типе культуры.
Цель и задачи исследовния. Цель данного исследования - выявление сущности героизма, его роли и места в истории и культуре народов Европы и России.
Цель достигается при решении следующих задач:
1. Анализ представлений о героизме в научно-философской литературе.
2. Анализ методологии исследования героизма в некоторых современных специальных науках и философии.
3. Раскрытие сущности героизма.
4. Исследование онтологии героизма как факта сознания и способа практической реализации социального идеала.
5. Представление героя как динамического центра культурного процесса.
6. Исследование изменений представлений о героизме в общественном сознании в связи с кризисом современной европейской культуры.
7. Исследование особенностей героизма в культуре России.
Объектом исследования является единство европейской культуры и культуры России, рассмотренное в аспекте его эволюции.
Предмет исследования - герой как культурный феномен и героизм как уникальное проявление сущностных сил человека в экстремальных условиях, формирующее и активизирующее процесс культурного развития Европы и России.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Работа является своеобразным звеном, связующим конкретные науки с философско-культурологической основой.
Исследование героизма требует обращения к широкому спектру методов:
1) Междисциплинарный подход предполагает обращение к философским, научным - в области психологии, психоанализа, этнологии, антропологии, социологии, истории - трудам зарубежных и российских философов и ученых, обращавшихся к теме героизма.
2) Особое значение имеет психоаналитическое исследование мифов как способ выявления архетипической основы героизма.
3) Эволюционный аспект культуры, рассматриваемый в диссертации, делает необходимым применение принципа историзма.
4) С помощью метода сравнения и различения выявляются общие черты в героических образцах разных периодов развития европейской культуры и своеобразие героя российского, соотносится общечеловеческое и групповое, институциональное и индивидуальное в герое.
Научная новизна работы. Впервые герой и героизм рассмотрены как феномены культуры, т.е. в контексте культуры эпох и стран. Герой охарактеризован и как субъект культуры.
Герой исследован не только как тип личности, но и в других аспектах, т.е. комплексно, междисциплинарно.
Дар харизмы рассмотрен как неотъемлемый признак героической личности.
Выявлены общечеловеческие черты героической личности.
Определены и соотнесены различные типы героев и обозначено их место в культурно-историческом процессе через фиксацию в мифе, эпосе и т.д.
Показана связь становления героического сознания и самосознания с уровнем социализации, индивидуации и культурации личности.
В работе доказано, что героизм не есть нечто окончательно ушедшее в прошлое, а живое явление культуры, которое следует поддерживать и развивать.
Положения, выносимые на защиту.
1. В диссертации устанавливается, что сакрализация образа героя в мифе играла важнейшую роль в традиционных культурах, обеспечивая их формирование (создание системы ценностей), защиту и распространение; формируя основы цивилизации. Раскрытие образа героя как его смыслового центра дает ключ к раскрытию смысла героизма вообще.
2. В процессе социокультурной динамики героизм обусловливает характер культуры, приобретая разные формы, которые выступают ответом на «вызов времени» (реакция на потребности культуры).
3. В периоды аномии, распада принятых традиций и норм, происходит деградация общественных отношений. Этот процесс сопровождается активизацией мифологического мировосприятия и усилением потребности в новом культурном герое и новом идеале. Функцию разрушения устаревшего идеала, «демифилогизации» и «дегероизации» деятельности его адептов берет на себя критическая личность (так наз. герой-трикстер).
4. Самоосуществление героической личности (культура) связано с преодолением стереотипов обыденного сознания (цивилизация). Трагедия героя состоит в его включенности в диалектическое противостояние между культурой и цивилизацией, и через это трансформируется и развивается культура.
5. Современные средства массовой информации, существующие по законам рынка и обслуживающие «цивилизацию потребления», продуцируют псевдогероические образцы. Раскрытие технологий героизации позволяет каждому противостоять навязыванию ложных ценностей и ориентиров.
Практическая значимость работы:
Материалы диссертации могут быть использованы в преподаваниии социальной философии, этики, социологии, культурологии, политологии. Особо следует выделить значение диссертации для воспитания в семье и учебных заведениях нравственной личности, которая была бы устремлена к возвышенным идеалам героизма. Работа имеет так>-же значение для деятельности СМИ, поскольку возрождает интерес к феномену героизма в повседневной жизни, в условиях формирования гражданского общества.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы в выступлениях автора на международных, республиканских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Культурологические аспекты развития Западной Сибири» (Тюмень, 1998 г.); «Теория и экология разума» (Тюмень, 2000 г.); «Ломоносовские чтения» (Москва, 2000 г.);
Философское осмысление судеб цивилизации» (Москва, 2001 г.); «Северный город: проблемы образования, воспитания, развития» (Нягань, 2001 г.). Результаты диссертационного исследования были предметом обсуждения на заседаниях кафедры философии ИПГЖ МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедры гуманитарных дисциплин ТГИИК, кафедры гуманитарных дисциплин филиала ТюмГУ в г. Нягани, кафедры философии ТюмГУ.
Структура и объем диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 190 наименований, в том числе 16 источников иностранной литературы. Содержание диссертации изложено на 160 страницах текста, библиография занимает 14 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России"
Выводы ко второй главе:
1. Развитие европейской культуры - это процесс развития и трансформации (через переосмысление) образов и смыслов (архетипов), которые возникли еще в архаике. Прежде всего - образов богов-прародителей, выражающих незыблемые устои (ценности) сообщества и образов героев, олицетворяющих собой коллективную душу этого сообщества в действии, в движении. В таком аспекте мифологический (культурный) герой во всех проявлениях противостояния, борьбы отражает диалектическое противостояние культуры и цивилизации.
2. Сакрализация героической деятельности как служения высшим силам (т.е., самому обществу и его богам, что было жизненно необходимым), стимулировала в человеке потребность в самоутверждении перед лицом этих высших сил.
3. Еще с античности в европейской культуре началось формирование личностного начала в человеке (рационализация духовной сферы: личность - лик, различение и различие), интеллектуально и мировоззренчески «перерастающего» «родное» сообщество. Это привело к переосмыслению и непрерывному поиску героем образа и «местонахождения» надличностных сил (объекта героического служения - Бога, государства, идеала и т.д.), что порождало и разнообразие форм самого героизма.
А w / w v \
Античныи герои (и эпическии герои), рыцарь, дворянин - все это разновидности человека-индивидуалиста с «секуляризованным» духовным миром, «нецелостным» из-за частичного разрыва духовных связей с родом, но стремящегося через подвиг достичь чувства внутренней целостности, гармонии и счастья.
4. Культурный героизм (в лице исторических личностей, пророков, магов и др. лиц, обладающих «харизматическим авторитетом») появляется в результате преодоления интеллектуальной личностью своего индивидуализма и ее духовного возврата в состояние первобытной «растворенности» в универсуме (погружение в иррациональное бессознательное и пробуждение древних архетипов). Этот путь возрождает в человеке чувство духовного единения со всеми людьми (и даже всем человеческим и природным миром), и он предполагает преодоление разделяющих различий, возврат к общечеловеческим (родовым) истокам. Реактуализация общечеловеческих ценностей требует формулирования нового (обновленного - с учетом времени) общественного идеала.
5. Личностный образец, герой, общественный идеал, Бог являются теми смысложизненными ценностями, которые заставляют человека «выйти» за рамки природного бытия и участвовать в творении, созидании культуры.
6. Современная культура, находящаяся в кризисе, обусловленном борьбой рационального и иррационального начал в человеке, порождает потребность в переосмыслении классических образов героев применительно к современности. Возникает потребность в возврате - от абстрактных рационализированных идеалов, низводящих человека к роли безликого «винтика» в социуме, «героизирующих» вражду, жестокость и насилие; и от прагматичного потребительства к собственно человеку и подлинной духовной близости между людьми. На этой основе возможно возрождение подлинного героя — великой личности, обладающей широким мировоззрением, личности, сочетающей в себе разум и любовь к людям, самоосуществляющей себя в борьбе с тем, что ведет к гибели духовного начала и величия человека.
7. Для российской культуры Европа исторически являлась культурным героем, ориентируясь на который она коренным образом преобразовывала свое бытие. В конце XX века в России возобновился поиск жизненных смыслов и культурных образцов, адекватных новым реальностям. Героическое сознание России должно формироваться на основе позитивных достижений и ценностей европейской и других мировых культур и собственного исторического прошлого, включая недавнее прошлое. Особую роль в жизни России приобретает формирование ответственной, духовно развитой, разумной личности, необходимой для становления гражданского общества и участия в «мироустройстве» всех общественных и экологических сфер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Героическая духовность в современном мире
Современная культура все еще питается духовно-нравственным потенциалом, который был завоеван через «прорывы к трансцендентному» героическими одиночками и устремившимися за ними энтузиастами-последователями. Эти подвиги и намечали путь к обретению человеком подлинной духовной свободы, а это возможно только в мире, имеющем «человеческое обличие», в развитой культуре.
Иногда эти «прорывы» достигались через тяжелые испытания и самопожертвование человека, преодолевающего гибельные для человечества безволие и безверие, «косность» и недальновидность его большинства. Но опыт преодоления и достижения духовной победы, даже ценой жизни героя, оказывался в итоге бесценным для культуры народов Европы, так как обнаруживал и утверждал непреходящую значимость и действенность нравственных ценностей, помогал обрести веру в человека и надежду на лучший, совершенный мир.
Подвиги величайших героев во имя своего народа, всего человечества, возрождая веру в силы, достоинство и величие человека, становились двигателями культурного развития, так как раскрывали
U о о Ч/ внутренний - духовный потенциал своей социокультурнои общности, таким способом позволяя подняться культуре на более высокую ступень в развитии. Поэтому герои представляют собой величайшую ценность для культур народов Европы и России.
Но современная массовая культура, существующая по законам рынка, переводит интересы человека из сферы смысложизненных вопросов в погоню за тем, что еще несет в себе печать культуры, пусть и омертвевшей (материальные блага). И в этой погоне за «призраками» действительно может быть утрачен «человеческий облик» мира, где материальное ценится больше, чем сам человек.
Однако «на протяжении всей истории человечество постоянно подстерегала возможность исчезнуть. Его существование оказывалось весьма рискованным предприятием», но, как замечал Н.Н. Моисеев [69; С. 6], каждый раз люди находили способы выхода из кризисных ситуаций, а опыт преодоления становился источником эволюционного развития человечества. Вот сейчас оно подошло к такому рубежу, а кризис современной цивилизации является самым серьезным из всех, и «сегодня вопрос стоит так, что, либо человечество погибнет, либо найдет путь выхода». Этот путь может быть найден прежде всего в сфере духа - через мировоззренческий переворот в сознании человека, в «радикальной смене ориентиров развития», в возрождении нравственности и формировании «высоконравственной личности -целостного совершенного человека», идеал которого, возник еще в античности [69; С. 7]. Но уже само осознание кризиса и наступающего хаоса становится началом поиска этого пути.
Позитивное новое возможно только при условии творческого и ценностного переосмысления опыта прошлого, где главными ориентирами становятся образы героев и утверждаемые их подвигами ценности. Но герои не должны становиться «идолами», на которых уповают и к которым взывают в надежде на чудо. Современный человек должен в полной мере осознать, что его будущее зависит только от него самого; он должен стать героем собственной жизни. Но сегодня духовному освобождению человека «противоречит в основном его же социальная природа. Выход за собственные пределы означает .стремление к преодолению собственной ограниченности, замкнутости на себя как на исключительно социальное, т.е. несвободное существо» [62; С. 47].
Поэтому личностное самоосуществление - не продажно-показное, не рекламное, а истинное заключается в творческой деятельности и в борьбе с тем, что низводит человека до роли «винтика» в механизме это и будет иметь отношение к героизму в современном смысле. Личности же не может быть вне усилия, ею становятся только через напряженную работу сознания. «Современный герой, современная индивидуальность. не способна - не должна - дожидаться, пока его сообщество сбросит шелушащуюся кожу гордости, страха, рациональной алчности и освященного ложного понимания. Не общество должно направлять и спасать героя - только наоборот. И потому каждый из нас разделяет высшее испытание - влачит свой крест спасителя - не в яркие мгновения великих побед своего племени, но в безмолвные минуты отчаяния личности» [77; С. 292].
Личность же характеризуется двумя неразрывными компонентами -свободой и ответственностью. И если в нашей стране внешнее освобождение человека, во многом, произошло, то научиться быть ответственными нам еще предстоит. «Если мы не хотим быть манипулируемыми, мы должны, прежде всего, быть ответственными за свои мысли и поступки. Манипуляторы оказывают нам коварную услугу, снимая с нас ответственность за наши действия. .Помните: если вами манипулируют, значит, это кому-то нужно! Кому-то, но уж точно не вам» [159; С. 139].
Еще один важнейший компонент героической духовности - это оптимизм и вера в себя. «Мне кажется, что сегодня у нас есть дефицит оптимизма. Возьмите нашу литературу, наше искусство, особенно нашу отвратительную пропаганду, которую вы видите по телевидению. Они пропитаны каким-то смердящим духом пессимизма», - говорит С.П.Капица [69; С. 10]. Поэтому так важно современному россиянину поверить в свои силы, и этому может способствовать «воскрешение духов великих предков», т.е. обращение к героическим личностям прошлого, чтобы через идентификацию с ними воссоздать героический дух, почерпнуть духовные силы, вспомнить о том, кто он есть и зачем пришел в этот мир. Через это рождается идеал будущего и возрождается культура, объединяющая людей в более совершенное надындивидуальное единство».
Время утраты прежнего «образа мира» и начала духовных исканий - это пора человеческого взросления, но взросление возможно, если человек не будет прятаться от реальности в психотропных веществах и иллюзиях, а сделает «шаг навстречу» этому миру, поверит в себя и в свои силы. Героическая борьба сегодня - это борьба за человеческое достоинство и за достойный человека мир: за культуру. Это борьба со всем, что ведет человечество к гибели, и она предполагает наличие развитого «общепланетарного» сознания, охватывающего мир на основе единства общечеловеческих ценностей и целей. Для России все это также актуально: воспитание личностей с «проявленными архетипами» приведет к становлению общества граждан, ответственных за судьбу собственной страны как одной из важнейших частей мирового сообщества людей, имеющих единые цели в мире.
Проблемы, затронутые в диссертации, и путь их решения намечают основу для дальнейшего поиска в области культурологии и философии, социальной антропологии, этике, эстетике, психологии и психоанализе, в таких, например, аспектах: «Генетическая связь эроса, любви и героизма»; «Женщина, семейные ценности и их роль в становлении личности»; «Нравственное величие как духовная основа власти, ее роль в политической культуре»; а также ряда других, имеющих немаловажное значение для понимания сущности многих явлений и процессов, происходящих в современной культуре.
Список научной литературыКривощекова, Гульнара Анваровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абрахам К. Сновидение и миф // Между Эдипом и Озирисом. - Львов, 1998.-С. 65- 123.
2. Алексеева В.А. Православный образ Отечества: духовный смысл русского патриотизма. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. -152с.
3. Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. М.: Школа - Пресс, 1996. - 784с.
4. Античные гимны / Сост. и общ. ред. А.А.Тахо-Годи.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-359с.
5. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни : Пер. с нем. и англ. -СПб.: Алетейя, 2000. 437с.
6. Аристотель. Этика,- СПб., 1908.
7. Барулин B.C. Социальная философия. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000. -560с.
8. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных , наук.- СПб.: Азбука, 2000.- 332с.
9. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т.5. Статьи, рецензии и заметки, апр.1842 нояб. 1843 /Ред.М.Я.Поляков.- М.: Худож. лит., 1979.- 631с.
10. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: Худож. лит., 1975. - 751с.- (Б-ка всемир. лит.; Т.9).
11. Бентли Э. Жизнь драмы / Пер. с англ. В.Воронина.- М.: Искусство, 1978.-368с.
12. Бергсон А. Два источника морали и религии / Пер. с фр. А.Б.Гофмана.- М.: Канон, 1994.- 384с.- (История философии в памятниках).
13. Бердяев Н.А. О культуре // Антология культурологической мысли. -М., 1996.-С. 195- 199.
14. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.-382с.: ил.- (Мыслители XX века).
15. Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации в культуре ЗападноСибирского предпринимательства второй половины XIX начала XX вв. - Тюмень: Изд-во Тюмен. нефтегаз. ун-та, 1998. - 200с.
16. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность : Пер. с нем. -М.:Прогресс, 1994. 344с.
17. Борев Ю.Б. О трагическом. -М.: Сов. писатель, 1961. 392 с.
18. Бородай Ю.М. К вопросу о социально психологических аспектах происхождения первобытнородовой общины // Принцип историзма в познании социальных явлений. - М., 1972. - С. 170 - 232.
19. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. -704 е.: ил.
20. Бруно Джордано. О героическом энтузиазме : Пер. с итал. Киев: Новый Акрополь, 1996. - 288с.
21. Брушлинский А.В., Шихарев А.В. О пользе вечных истин // Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. - С. 5 - 15.
22. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество : (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России. Новосибирск, 1991.-С. 105- 138.
23. Бусова Н.А. Homo publicus герой нашего времени // Социс: Исследования. - 1998. - №4. - С. 108 - 111.
24. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. -704с.
25. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Фохт-Бабушкина. М.: Республика, 1999.- 446с.26.27,28,29,30,31.32,33.