автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгов (на историко-этнографическом материале)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Чич, Гисса Карович
В в е д е н и е .I -
Глава первая. История записи, публикации и изучения адвгских народных песен.20
§ I Запись, публикация и изучение адыгейской народной песни в дооктябрьский период. 20
§ 2 Общая характеристика записей, публикации и изучения адыгской народной песни в советский период.38
§ 3 Состояние современной музыкальной куль туры адыгов.50
Глава вторая. Героико-патриотические песни адыгов.59
§ I Исторические песни (походные, победные) 59
§ 2 Героические песни (мемориальные).I0I-II
§ 3 Песни - плачи (плачевые-гыбза).II3-II
§ 4 Абреческие песни (песни об одиноких нероях).I18
Глава третья. О некоторых особенностях структуры адыгской песни.123
§ I Формы изложения мелодики и особенности нартских героических песен.123
§ 2 0 некоторых особенностях мелодики и гармонии адыгских исторических и героичес ких песен.138
Глава четвертая Исполнительские традиции.I6I-I
§ I Народные сказители.I6I-I
§ 2 Исполнительские ансамбли.164
§ 3 Устные традиции.169
§ 4 Виды исполнения песен.175
3 а клю ч е н и е.180
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Чич, Гисса Карович
Актуальность темы исследования. Марксистско-ленинское учение сегодня является незыблемой основой, идейным и методологическим фундаментом всей советской науки. Под непосредственным влиянием и на основе марксизма-ленинизма сложилась и советская этнография, этномузыкология.
Основоположники марксизма-ленинизма придавали огромное зна -чение искусству, художественному творчеству народов, видя в нем отражение их реальной исторической жизни.
Музыка, как художественное творчество, по своей природе глубоко общественна и является категорией исторической. Она, в особых формах и присущими ей свойствами, выражает идеи общества, его ис -торию и психологию.
Еще на заре Советской власти, в строительстве новой социалистической культуры, В.И.Ленин подчеркивал необходимость и важность сохранения памятников, культурных ценностей прошлого1.
Их глубокому изучению В.И.Ленин придавал особое значение, возводя это в ранг объективного закона в художественном прогрессе человечества. В.Бонч-Бруевич вспоминает: "Я понял, что он (Ленин) относится к этнографии весьма положительно и понимает ее смысл и значение и лишь хочет, чтобы весь этот материал всегда обобщался, анализировался и рассматривался с нашей, научно-марксистской точ -ки зрения11^.
Особое значение придавал В.И.Ленин крестьянским, рабочим революционным песням в идейно-патриотическом воспитании людей ново -го социалистического общества, уделив этим вопросам немало внима
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.41,с.304 (Речь на третьем Всерос -сийском съезде комсомола).
2 Сб. "В.И.Ленин о литературе и искусстве'ЧМ.,1957,с.610. ния i.
На современном этапе, когда обостряется идеологическая борьба, геронко-партлогическое воспитание подрастающего поколения, как неотъемлемой части коммунистического воспитания, является одной из актуальных проблем советского общества.
ХХУ1 съезд КПСС уделил особое внимание делу идейно-нравст -венного и героико-патриотического воспитания подрастающего поко -ления советских людей цри этом важное значение придается вое -питанию советских людей на традициях народов, на героической истории страны. Это выдвигает задачу формирования нового человека -человека патриота и интернационалиста Идея любви и глубокой преданности Родине и народу нашла яркое отражение в устном твор -честве народов: в песнях, сказках и эпических сказаниях. В этом отношении интерес представляет музыкальное творчество адыгских 4 народов, составляющее целое художественное явление в древней ис -тории всего Северного Кавказа. Накопленный тысячелетиями богатейший народный фольклор - песнетворчество адыгов привлекает внима -ние исследователей своим художественным совершенством. Особое место в нем занимают эпические народные песни, пщынатли^ (пшыналъэ) и сказания народа, его трудовую деятельность и любовь к родине.
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 22, с. 273-274; 275-276.
2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.-Политиздат, 1981, с. 57-64.
3 Там же, с. 63.
4 Адыгское - понятие общее, объединяющее в себе адыгские народы: адыгейцев (Адыгейская автономная область - центр г.Майкоп); кабардинцев (Кабардино-Балкарская АССР - центр г.Нальчик), и черкесов (Карачаево-Черкесская автономная область - центр г.Черкесск).
5 Пщынатль - пщыналъ (адыг.) - эпическая песня, исполняемая в сопровождении музыкального инструмента.
Адыгейский язык и музыка для изучения иберийско-кавказской истории и цивилизации занимает видное место. Адыгейское и абхазе -кое многоголосие являются связующими звеньями между народами Закавказья и Северного Кавказа.
Поэтому проблема изучения истории, языка и цивилизации явля -ется актуальным как для общего языкознания, так и для народов Кавказа.
Абхазско-адыгские языки со своими диалектами выделяются как единая группа из других кавказских языков.
Схематично, с точки зрения лингвистики, их делят так:
АБХАЗСКАЯ
АДЫГЕЙСКАЯ1 ss к W о
IS
9 « чэ
УБЫХСКАЯ г к « о е< к со W
IS К к о р< со X В is S
W о
Еч DS СО а
СО ЕЧ I m s <D w
О C-.5S 9S Р«К s к t- а о а я
CDE-f я
5S ss sts
Я w S2
W о » о X о и о С-. со >)
§ & О е чэ со
W а
ЧЕКСЕЗСКИЙ S ас
JS *г W
S 9S *Я Й2 О
W S К W с* о к W о аз
S3 о о к я со S к ж о к о W аз со rt ч мз ч Р« чэ со о со СП аз >» о со
IX) е-» S W
I Чикобава А.С., История изучения иберийско-кавказских языков. Тбилиси,1965,с.5-12; Джавахищвили И.А., Первоначальный строй и родство грузинского и кавказских языков. Тбилиси, 1937;
Из памятников духовной культуры адыгов богато представлена песня, в которых ярко отражена жизнь народе Северного Кавказа на протяжении тысячелетий.
Адыгские народные песни явились живыми документами их исто -рической жизни. В старинных народных песнях адыгов видны страда -ния, борьба за независимость и свободу, вера в светлое будущее. Они полны грусти и печали и свидетельствуют о духовной мощи народа. Нартские эпические песни и пщынатли, исторические и героические песни адыгов составляют не только духовное богатство культуры на -рода, но и представляют исключительную научную и познавательную ценность.
Исследователи адыгского фольклорного песнетворчества обраща -ли внимание в основном на тексты песен, с описанием истории, быта, нравов, обычаев и культуры народа. Изучив существующую литературу об адыгской музыке (статьи, очерки, высказывания), мы пришли к вы
Дешериев Ю.Д., Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития гор -ских кавказских народов.М.,1963; Ашхамаф Д.А., Краткий обзор адыгейских диалектов.Майкоп,1939; Хан - Гирей, Морфология кавказских племен. "Кавказ",1846, Л 35; Данилевский И., Кавказ и его горские жители.М., 1851; Ивановская Т., Материалы к изучению искусства древнего Кавказа.т. I-П, Харьков, 1928; Яковлев Н.Ф., Языки и народы Кавказа. Тифлис, 1930; Сб. Языки народов СССР. тЛУ. Иберийско - кавказские языки.М., 1965; Крупнов Е.И., Древняя история Северного Кавказа. М., I960. О музыке см.: Лобачев Г. Песни Кавказа. М., 1935; Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Составитель Гребнев А.Ф. , М.^Л., 1941; Грабовский Н.Ф., Свадьба в горских обществах Кабардинского ордэуга. ССКГ, 1869, вып. П; Гвахария В.А., Развитие грузинских музыкальных систем (Х-Х1Ш вв). Тбилиси, 1962, гл.1, Гвахария В.А., О древних взаимосвязях грузинской и северо-кавказской народной музыки. Материалы по этнографии Грузии, т. ХП-ХШ, 1963, с. 281-290. АН ГССР. воду, что адыгское песнетворчество рассматривалось исследователями в дореволюционный период в двух аспектах - историческом и литературном. Музыкальный анализ и записи песен представлены крайне незначительно. Ими на профессиональном уровне занимались А. А. Алябьев, М.А.Балакирев, С.И.Танеев и др., начиная с 1830-х годов, во время их посещения Северного Кавказа.
Борьба адыгских народов с экспансионистской политикой Англии и царского самодержавия, продолжавшаяся более полувека, время от времени затушевывала в памяти народа многие периоды его прежнего исторического пути, о чем свидетельствуют дошедшие до нас песни.
Имеющиеся записи адыгской народной музыки и популярные статьи не могут, разумеется, служить опорой для исследований и обобщающих выводов, а также для решения проблем адыгского песенного музыкального творчества и их роли в развитии общенациональной музыкальной культуры и в идейно-патриотическом воспитании подрастающего поко -ления. Изучение имеющихся в архивах и изданиях нотных записей адыгской музыки привело нас к выводу, что большинство из них были записаны специалистами, не знающими языка и не имеющими навыка и опыта в записи адыгской музыки. Интересным представляется нам в этом отношении примечание, сделанное композитором Г.М.ЕСонцевич в одной из его записей (2 августа 1931 года). Записав песню от Шыблако Магамуда в ауле Хатукай, он пишет: "Чтобы записать не только точно, но хотя бы приблизительно нотными знаками некоторые песни-сказания, подобно данной (за некоторым, конечно, исключением), выразить интонацию (особенности звукового оттенка в пении, в выговоре слов и т.п.), - нужно обладать прежде всего языком, а вернее - быть черкесом (адыгом - Г.Ч.), музыкально образованным и с этнографическим опытом"*.
I Архив Адыгейского научно-исследовательского института(В дальнейшем - АНИИ), ф.1, п. Л 26, Д. Jf 161.
Мы хотели бы кратко изложить в хронологической последовательности историю записи, публикации и изучения адыгских народных пе -сен, а затем осветить героико-патриотические традиции в песенном творчестве.
Исторические и героические песни раннего периода по своей художественной структуре и идейному содержанию, близки нартским эпическим сказаниям. Некоторые исторические и героические песни строятся на конфликтах, где противопоставляются друг другу, например, Айдемьфкан и князья - феодалы, Хатх Кочас и князья - феодалы, "Песнь о битве при Ощнау" - борьба абадзехского племени против кабардинских князей, намеревавшихся захватить абадзехские земли и навязать им феодальный строй.
О времени зарождения адыгских историко-героических песен можно судить лишь приблизительно. Жил народ и во все времена шла борьба за жизнь и свободу, а значит, и выявлялись герои. О них народ слагал легенды и сочинял песни. Одно поколение передавало следующему поколению все свое богатство - духовную культуру - песни, сказки, сказания, легенды, в основном устным путем. В отобра -жении действительности исторической жизни адыгов историко-герои -ческие песни обладают своими, присущими им, оригинальными особенностями. Идейная насыщенность и художественное богатство истори -ческих и героических песен дают возможность заглянуть в глубь веков, выяснить многие стороны жизни и деятельности предыдущих по -колений, их этические и эстетические нравы. Достоверность, лето -писность исторических и героических песен характерна не только для адыгов, но и фольклорного наследия других народов Кавказа*. Например, "Ощнэ1у заом иорэд" (Песня о битве при Ощнау), "Бзыикъо заом иорэд" (Песнь о битве при Бзиюке), "Айдэмыркъан иорэд" (Песня об
I Долгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. Изд-во восточной литературы. М., 1962, с.127.
Айдамыркане), "Хьатх Къок1асэ иорэд" (песня о Хатхе Кочасе) и многие другие, тексты и музыка которых дошли до нас. В записи, публикации и изучении адыгской песенно-^узыкальной культуры в 18-19 вв. заслуживает внимания деятельность адыгских просветителей Хан-Ги -рея*, А.Г.Кешева, Ш.Б.Ногмова^, Т.Кашежева^, а также роль певцов и сказителей.
С победой Великой Октябрьской социалистической революции адыгские народы получили все необходимые условия для развития на -уки и культуры. Начинается планомерное собирание, изучение и пуб -ликация адыгского музыкального фольклора.
Большую работу проводят в этом направлении научно-исследова -тельские институты Адыгеи (Адыгейский научно-исследовательский институт истории, языка, литературы и экономики (АНШ) - центр г. Майкоп), Кабарды (Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики (ЮБИИФЭ) центр г.Нальчик
1 Хан Гирей. Елассификация адыгских народных песен - "Русский вестник", 1841, Т.П, Л 4, с. 308-326; см.об этом же: Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX в., Нальчик, 1979, с. 314, 325; его же: Записки о Черкесии, Нальчик, 1978, с. II0-II6.
2 Кешев А.Г. Характер адыгских песен. - "Терские ведомости",
Я 13-14, Владикавказ, 1869; с. 1-33; См. об этом же: Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX в. с. 326-342; его же: 0 незаметном вымирании горских песен и преданий. -"Терские ведомости", 1871, 20; об этом же: Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980, с. I68-I7I.
3 Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1969.
4 Кашежев Т.П. Свадебные обряды кабардинцев. - ж. "Этнографическое обозрение", М., 1892, кн. 15; об этом же: Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980, с. 220 - 232; Фольклорные записи СМОМПК, (сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа), Тифлис, вып. 12, 1891; Избранные произведения адыгских просветителей, с. 235-293. и Черкесии (Карачаева-Черкесский научно-исследовательский институт (КЧНИИ) - центр г. Черкесск).
Значительный вклад в дело собирания и изучения адыгского музыкального фольклора вносят и их научные сотрудники: в Адыгее -А.Гадагатль, А.Схаляхо, Ш.Шу, Г.Самогова; в Кабарде - З.Кардангу-шев, А.Шортанов, 3.Налоев, В.Барагунов, А.Гутов; в Черкесии Л.А. Бекизова, М.Мижаев, А.Дауров, Р.Ортабаева, М.Ногайлиев и др.
Заслуживает внимания в изучении адыгского музыкального фоль -клора в довоенный период также и деятельность композиторов и музыковедов А.М.Авраамова, А.М.Покровского, Т.К.Шейблера, Г.М.Концеви-ча, В.Л.Месмана, К.Мацютина, М.Ф.Гнесина, А.Ф.Гребнева, М.Н.Миро -нова и других, собравших большое количество образцов народной му -зыки, часть которых была использована многими из них в качестве народного тематизма в своих сочинениях*.
Научно-исследовательскими институтами Адыгеи, Кабарды и Чер -кесии собрано большое количество текстов песен, народных мелодий и напевов адыгов. Так, например, в Адыгейском ордена "Знак Почета" научно-исследовательском институте имеется фонотека, в которой насчитывается 1332 записи мелодий, напевов (вокальной и инструмен -тальной музыки).
Кроме того, в архиве института имеются более 600 нотных записей образцов адыгейской народной музыки, записанных в разное вре
I Мацютин К. Адыгейская песня о партии, "Советский композитор", М., 1958. Месман В.Л. Адыгейская рапсодия (Л 167), увертюра-фантазия (Л 168), Мемуарная рапсодия (Л 190) в исполнении Казахского республиканского симфонического оркестра. Фонд областного комитета по телевидению и радиовещанию г. Майкопа; Глинка М. Опера "Руслан и Людмила", из-во "Музыка", М., 1968, с. 195. (используя адыгский напев, М.Глинка создал хор дев (персидский хор). мя, начиная с 1930-х годов.
В послевоенный период появилось ряд работ, статей, сборников об адыгской песенно-музыкальной культуре. Большая заслуга в научном истолковании героического нартского эпоса адыгов принадлежит А.М.Гадагатлю, в монографии* которого в изданном им семитомнике собрания текстов адыгского эпоса "Нарты"^, имеются нотации образцов сорока песен адыгов о нартских богатырях.
Интерес представляет работа Л.Г.Канчавели "Архаические песни о адыгов и особенности их ладомелодического развития" , где автор исследует мелодику архаических напевов, отмечает особенности му -зыкального мышления, связанные с различными ритуалами и обрядовыми действиями.
В работе "Некоторые наблюдения над адыгской народной музы -кой^ Г.Самогова ограничивается общей характеристикой всех жанров.
Советский период ознаменовался большим подъемом и расцветом музыкальной культуры адыгских народов. В Адыгее, Кабарде и Черке-сии подготовлены национальные кадры профессиональных певцов, му -зыкантов и композиторов. В Адыгее - Г.А.Самогова - народная ар -тистка РСФСР, певица и композитор, У.Тхабисимов - заслуженный деятель искусств РСФСР, Р.Шеожева - заслуженная артистка РСФСР, певица, Р.Панеш - заслуженный работник культуры РСФСР - педагог и
1 Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты" и его генезис. Краснодар, 1967.
2 Нартхэр. Адыгэ эпос. Томибл хъурэ текст угъоигьэхэр. Зэфэзыхь-ыжьхи зэхэзгъэуцуагъэр, ублэп1э очеркымрэ комментариехэмрэ зытхыгъэр Хьэдэгъэл1э Аскэр, 1-УП томхэр, Мыекъуапэ, 1968-71.
3 Канчавели Л.Г. Архаические песни адыгов и особенности их ладомелодического развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Ленинград, 1974.
4 Самогова Г. Некоторые наблюдения над адыгской народной музы -кой. Ученые записки АНИИ, т.18, Майкоп, 1973, с. 246-290. певица, К.Хейшхо - певец и композитор, Ш.Ахиджак - певец и педа -гог, Ч.Анзароков - заслуженный работник культуры РСФСР - певец и педагог, М.Бесиджев, Г.Чич, Р.Сиюхов, Д.Натхо, В.Бурдеев, К.Ту -ко - композиторы и педагоги.
В Кабардино-Балкарской АССР - Н.Гасташева - народная артистка РСФСР, певица, В.Барагунов - заслуженный артист КБАССР, певец и фольклорист, певцы - С.Багатыжева, Т.Сузаева, А.Пачев, В.Кодзоков; композиторы - Х.Карданов, М.Балов, В.Молов, Дж.Хаупа, М.Жатеев и прославленный дирижер Юрий Темирканов.
В Карачаево-Черкесии - А.А.Дауров - заслуженный деятель искусств Абхазской АССР, композитор и педагог, С.М.Крымский - композитор и педагог и др.
Анализ литературы и образцов народной музыки показывает, что основное богатство песен еще не увидело*света. Критически оцени -вая современное состояние записей, изучения и публикации адыгских народных песен мы приходим к выводу о том, что до настоящего времени исторические и героические песни адыгов не подверглись всестороннему научному исследованию.
Следует сказать также, что современный уровень науки и культуры адыгов выдвигает задачу - о необходимости теоретического исследования и изучения не только героико-патриотических песен, но и всей музыки адыгов. Этими факторами, на наш взгляд, объясняется актуальность взятой нами темы и значимость работы.
Проблема изучения, сохранения ныне бытующих образцов песен (памятников музыкального творчества народа) и дальнейшего разви -тия всей музыкальной культуры адыгов, может быть решена только на основе марксистско-ленинской методологии исследования - широкого показа образцов народных песен адыгов (от начала ее зарождения в сравнении с образцами песен других народов в их эволюции), даю щей возможность поставить адыгскую народную песню в рамки общечеловеческой музыкальной культуры.
Научная новизна работы заключается в том, что:
1. Диссертация представляет собой исследование неизученного пласта адыгского музыкального фольклора - исторических и герои -ческих песен и их социально-исторической значимости.
2. На основе разрозненных источников дооктябрьского и послеоктябрьского периодов воссоздается более или менее полная картина истории записи, публикации и изучения адыгской народной музыки.
3. В сравнении с образцами песен других народов анализируются наиболее значительные образцы нартских, исторических и герои -ческих песен адыгов, где выявляются наиболее характерные особен -ности структуры, общие тенденции их развития, гармоническая основа, виды многоголосия, формы изложения и характер их мелодии, исполнительские традиции и виды исполнения песен.
4. Делается попытка датировать исторические и героические песни, связанные с наиболее крупными событиями в жизни народа.
Практическая ценность работы заключается:
1) введением в научную музыкальную фольклористику ряда ха -рактерных образцов нартских героических и исторических песен адыгов и их текстов, частью неопубликованных доныне в советской му -зыкальной литературе;
2) материал диссертации поможет: а) заполнить существующий пробел в изучении музыкальной культуры древних адыгов; б) может быть использован в учебных пособиях по националь -ной музыке и в сводных трудах по музыке кавказских народов; в) песенный материал (героико-патриотические песни) может быть внедрен в репертуар исполнительских коллективов; г) может быть использован в лекционной пропаганде - в деле героико-патриотического воспитания.
В работе мы поставили целью - разносторонне изучить героико-патриотический песенный фольклор адыгов. Данная тема вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучение истории записи и публикации адыгской народной музыки ХУШ-Х1Х вв. и послеоктябрьского периода.
2. Выявление и, по мере возможности, в полном виде, показ песен историко-героического жанра по материалам исследуемым нами и другими специалистами.
3. Анализ и обобщение особенностей структуры адыгской исто -рической и героической песни и ознакомление с их спецификой спе -циалистов кавказского и общесравнительного музыкознания.
Выявление и раскрытие патриотически гуманного содержания исторических и героических песен адыгов.
5. Показ и определение роли певцов-сказителей джэгуак1о (джегуако)* и хьак1эщ (хачещ)^ в создании и сохранении исторической и героической песни для последующих поколений.
6. Определение места и социальной значимости исторических и героических песен в песенно-музыкальной культуре народа.
1 Джэгуак1о (джегуако) - играющий артист. Они были распорядителями на всех народных торжествах, собраниях и увеселениях. Выходцы из простого народа, они выделялись своей отличной памятью, знанием жизни и истории народа. Они являлись сочинителями стихов, мелодий и эпических сказаний и их прекрасными исполните -лями.
2 Хьак1эщ (хачещ) - кунацкая - помещение, где исполнялись исторические и героические песни, нартские шцынатли и сказания. Ха -чещ являлся у адыгов своеобразным университетом по идейно-нравственному и героико-патриотическому воспитанию подрастающего поколения адыгов.
7. Показ и оценка роли исторических и героических песен в героико-патриотическом, идейно-нравственном воспитании подрастающего поколения адыгов.
Учитывая имеющиеся материалы и, ограничившись историко-геро-ическим жанром, одним из самых распространенных по своей структуре и выразительными средствами в адыгском музыкальном фольклоре, привлекая, при этом, целый ряд * образцов нотных записей адыгской музыки, сравнивая их с образцами песен других народов, на более широкой основе и полнее раскрываются характерные особенности ис -торической и героической песни адыгов, прослеживается их эволюция и процесс их кристаллизации.
Материалом исследования в данной работе послужили статьи, очерки, высказывания, сборники песен и отдельные записи исследо -вателей адыгской народной музыки:
1. Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Составитель А.Ф.Гребнев. М.-Л., 1941.
2. Балакирев М.А. Записи кавказской народной музыки. - В кн.: "Воспоминания и письма", М., 1962.
3. Танеев С.И. О музыке горских татар. - "Памяти С.И.Танее-вам, сборник статей и материалов под редакцией В.В.Протопопова, М.-Л., 1947.
4. Шейблер Т.К. Кабардинский фольклор. - ж. "Советская музыка", Я 6, М., 1955.
5. Мацютин К. Адыгейская песня. - ж. "Советская музыка", Л 8,
1957.
6. Шейблер Т.К. Музыкальная культура Кабардино-Балкарской
I В качестве примеров в работу включены 68 образцов адыгских исторических и героических песен и песен других народов. Кроме того, имеется приложение (сборник песен), содержащее 60 образцов с их вариантами, составляющее 109 песен адыгов.
АССР. "Музыкальная культура автономных республик РСФСР",М.,1957.
7. Гнесин М.Ф. Черкесские песни. - ж. "Народное творчество", Я 12, 1937.
8. Ижъырэ адыгэ орэдхэр. Адыгейские народные песни. Соста -Еитель Шу Ш.С., Краснодар-Майкоп, 1965.
9. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Под редакцией Е.В.Гиппиуса, т. I, "Советский композитор", М., 1980; т. П, М., 1981.
10. Дауров А.А. Музыкальная культура народов Карэчаево-Чер -кесии, Черкесск, 1974.
11. Материалы нотного архива Адыгейского нэучно-исследоЕа -тельского института (АНИИ).
12. Самогова Г. Некоторые наблюдения над адыгской народной музыкой. Ученые записки АНИИ, т. 18, Майкоп, 1973.
13. Канчавели Л. Г. Архаические песни адыгов и особенности их ладомелодического развития. Диссертация на соискание ученой сте -пени кандидата искусствоведения. Л., 1974 и др.
В работе использованы также материалы, собранные нами во время этнографических экспедиций 1979, 1980-х годах и личный архив, включающий образцы песен, записанных в разное время.
В качестве сравнительного материала и в целях подтверждения общей тенденции развития мелодики песен у разных народов, в работу включены русские, украинские, осетинские и другие народные напевы.
Для данной темы мы предприняли поездки в районы, где прожи -вают адыги, изучили материалы Адыгейского, Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского научно-исследовательских институтов, проанализировали образцы героико-патриотических песен, записанных в разное время в музыкально-этнографических экспедициях в Адыгее начиная с 1930-х годов), а также песни, записанные нами в разное время у разных исполнителей.
В решении поставленных задач в диссертации мы пользовались различными методами и приемами: анализом, сравнением, сопоставлением, описанием и т.д. При выборе методов и приемов в работе мы отталкивались от учения В.И.Ленина, который пцсал: "выбор метода вовсе не дело нашего произвола" - это зависит от формы самих подлежащих познанию предметов"
Так, при обработке материала и выявлении наиболее характер -ных особенностей музыки адыгов, мы пользовались методами наблюдения, анализа и описания.
Сходства и различия образцов адыгской народной песни и песен других народов определяются методом сравнения и сопоставления.
Выявляя особенности (типичные для народной песни вообще) ритмической, ладо-интонационной структуры адыгских исторических и героических песен, их гармонии и полифонии, мы пользовались методом анализа и сравнения.
Особенности форм изложения мелодики исторических и героических песен, традиции исполнительства и виды исполнения песен, оп -ределялись методами наблюдения, сравнения и сопоставления.
Работа выполнена на основе большого количества фактического материала - образцов песен, устного музыкального творчества ады -гов, извлеченных из разных источников и, частично, записанных нами.
Работа прошла апробацию в публикации ряда статей и в выступлениях с докладами по теме диссертации на научных конференциях Адыгейского государственного педагогического института (АГПИ) (Майкоп, 1978, 1979, 1980, 1981), на П Северо-Кавказских психо
I Ленин В.И. Философские тетради. М., 1973, с. 216. лого-педагогических чтениях (г. Майкоп, октябрь, 1983) и на научно-практической конференции "Проблемы фольклора и этнографии Кубани" (г. Краснодар, декабрь, 1983).
На основе диссертации составлен спецкурс "Музыкальное творчество адыгов" и утвервден на кафедре теории и истории музыки музыкально-педагогического факультета Адыгейского государственного педагогического института.
Кроме того, по проблеме развития адыгейской музыкальной культуры опубликовано ряд статей на страницах областных газет и подготовлены передачи по Адыгейскому областному радиовещанию. Музыкальный материал диссертации находит практическое применение как в концертных программах адыгейского хора и фольклорного ансамбля аула Шовгеновский, так и в репертуарах отдельных исполни -телей.
Работа состоит: из введения, четырех глав (первая имеет три параграфа, вторая - четыре параграфа, третья - два параграфа, четвертая - четыре параграфа), заключения, библиографии и дополне -ния, состоящего, в свою очередь, из чет1фех частей:
I часть - сборник адыгских нартских исторических и героических песен;
П часть - комментарии к песням;
Ш часть - тексты песен на адыгском и русском языках;
1У часть - адыгские народные инструменты, певцы-сказители и исполнительские коллективы (в фотографиях) с пояснениями.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгов (на историко-этнографическом материале)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе мы подвергли анализу целый ряд образцов песен адыгского нартского героического эпоса и традиционных историко-ге-роических песен, что дало возможность сделать следующие выводы:
1) Главной особенностью нартских песен является тенденция их постепенного развития - от "примитивных ггопевок? "возгласов" до определенно выразительных, социально осмысленных мелодий, доходящих до ясной и стройной музыкальной формы, соответствующих соци -ально-экономическим условиям на ранних этапах развития человеческого общества, уровню первобытно-общииного строя, периоду начала трудовой деятельности человека, его борьбы со стихией природы и борьбы за свободу.
2) Нартские песни адыгов не отличаются большим мелодическим развитием. Им присущ характер речитации, мелодекламации.
3) Сравнительный анализ адыгских (нартских) русских и укра -инских народных песен, на раннем этапе их жизни показал: близость характера музыки, архаичность звукового состава и крайне узкий диапазон тех и других песен. Это дает нам основание утверждать, что нартские песни адыгов являются частью общечеловеческой куль -туры.
4) Нартские песни заложили основные формы исполнительства (певец-сказитель пел в сопровождении хора - хор обычно мужской -пел в приму, квинту или октавный унисон). Эта форма исполнитель -ства, став традиционной в адыгском народно-музыкальном творчестве, сохраняется устойчиво и сегодня.
5) Героическое начало и патриотизм, заложенные в нартском эпосе адыгов, становятся традицией в устно-поэтическом и музы -кальном творчестве народа для всех последующих эпох. б) Нартские песни носят следы древнего происхождения (пред -положительно их можно отнести к образованиям раннего периода жизни адыгов).
Изучение состояния записей народных песен адыгов свидетель -ствует:
1. XIX век характерен тем, что большинство народных песен оставалось неизученными, даже неизвестными музыкальной общественности России. Не было планомерного изучения музыкальной культуры не только адыгов, но и многих малых народов - казахов, узбеков, таджиков, чуваш, мари, коми, бурят, якутов и других, проживавших на окраинах царской России.
2. Несколько ученых и композиторов занимавшихся записью отдельных песен адыгов, естественно, не могли решить проблему изучения всего музыкального фольклора народа. Исходя из этого, можно сказать, что когда в начале нашего века начали собирать и изучать адыгский музыкальный фольклор на научной основе, мы уже опоздали и, вполне вероятно, что многие сотни, а может и тысячи прекрасных образцов народных песен исчезли к этому времени. Ушли из жизни многие певцы и сказители, а с ними многие образцы народных песен и напевов, не "дождавшись" своей записи.
Проделанный анализ исторических и героических песен адыгов дает основание сделать следующие выводы:
I. По характеру и манере исполнения исторические и героические песни близки нартским. Здесь также запев, речитативного ха -рактера, исполняет высокий мужской голос, затем вступает хор низ
I См.: Хан-Гирей, Записки О Черкесии, с. 1Г7; Балакирев М. Записи Кавказской народной музыки. В кн.: "Воспоминания и письма", Танеев С.И. О музыке горских татар,"Памяти С.И.Танеева",с.195-212; Алябьев А. Черкесские песни. "Музыкальный альбом", Л 19. ких мужских голосов, поющих выдержанные звуки. Звуки у хора со -ставляют своеобразный "фундамент", на фоне которого солист-певец ведет свой полуречитатив. Басовая партия в хоровом сопровождении обычно движется вниз поступенно на определенный интервал (чаще на терцию) и скачком возвращается к тонике, затем сливается с звуком солиста. В традиционных песнях хоровое сопровождение выполняло не только роль фона - поддержки партии солиста. Во многих народных песнях, особенно исторических и героических, хоровое сопровожде -ние самостоятельно завершает музыкальные мысли;
2. В исторических и героических песнях мелодия более развита. Декламационное и речитативное изложение, характерное для нартских песен отступает (хотя элементы речитации в них встречаются);
3. Мелодия приобретает мужественно-суровый, скорбно-сдержанный эпический характер. Расширяется ее диапазон, усиливается певучесть, ритмическая структура становится сложной. В ней появля -ются скачки на широкие интервалы
Мелодические и ритмические фигурации становятся более сложными. Фактура изложения песен усложняется;
5. Выразительные возможности мелодии дополняются хоровым сопровождением, которое, зачастую, не уступает ей в своей певучее -ти;
6. Встречающийся гармонический минор не является характерным для адыгской народной музыки. Его надо считать образованием но -вейшего времени, т.е. под влиянием современной европейской музы -кальной культуры.
I См.: "Ощнэ1у заом иорэд" (Песнь о битве при Ощнау), Сб.: Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии, с. 13; там же: Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт (Коджебердыко Мыхамет), с. 21; там же: "Мафэкъо Урсыбый" (Мафоко Урсбий), с. 35.
7. Для исторических и героических песен адыгов характерным являются элементы подголосочной, имитационной и имитационно-ва -риационной полифонии.
8. Наиболее распространенным видом многоголосия является бурдонное двухголосие как результат разрушения джегуаковского классического трехголосия. Джегуаковское трехголосие встречается и сегодня, но реже. Развитое же многоголосие, в широком смысле этого слова, в адыгской народной музыке в прошлом, не имеет места.
9. Изучая народно-музыкальное творчество адыгов, мы выявили, что народные музыкальные инструменты, сопровождающие исполнение песен, восходят к далекому прошлому их истории Подробное описание древнейших адыгских музыкальных инструментов шичепщин и пхачич дает в своей работе и талантливый грузинский ученый-исслер дователь И.М.Хашба .
10. Мы выявили также, что в адыгском музыкальном творчестве имеет место несколько видов исполнительства народных песен, но наиболее распространенным и устойчивым видом исполнения является певец, ведущий основную (партию) мелодию на фоне хорового сопровождения и национального инструмента шичепщин (шык1эпщын), сохраняющийся сегодня устойчиво в быту у адыгов.
11. Анализ традиционных песен адыгов показал, что в исторических и героических песнях мы обнаруживаем большое мелодическое развитие и широкий диапазон, доходящий иногда до дуадецимы (квинта через октаву).
12. В ходе анализа выявилась и особая роль квартовых ингона
1 Дюбуа де Монпере Ф. Указ. работа, с. 48; Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера, - "Русский вестник", т. 54, £ II-12, гл. X, с. 405.
2 Хашьа И.М. Абхазские народные музыкальные инструменты, издательство "Алашара", Сухуми, 1979, с. 189-190. ций, являющихся неотъемлемой частью адыгской народной музыки,придающих песне (в зависимости от ее содержания) особую мужествен -ность, торжественную эпичность, энергичные волевые возгласы,гневные призывы, переходящие в эмоционально-напряженное звучание глубоко гнетущей скорби, в интонации, зовущие к борьбе за свободу Родины.
13. Одновременно мы выявили огромную роль хачещ (хьак1эщ) этого своеобразного университета по идейно-нравственному героическому и художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения адыгов, его роли по увековечению исторических традиций народа. Проделанная работа дает нам основание сказать также о величайшей роли безымянных певцов-сказителей, создавших и сохранивших уникальные памятники устно-поэтического и музыкального творчества адыгов.
14. Анализ исторических песен показал, что они отличаются высоким духом патриотизма, имеют ярко выраженное идейное содержание и идейную направленность.
15. Они (исторические песни) - многогеройны, отличаются масштабом и охватом территории. В них большая любовь народа к Родине. В них звучит гневный, решительный протест против социального не -равентсва.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод:
Сила народной музыки адыгов заключена в ее чрезвычайно богатой, гибкой и выразительной мелодии, передающей неудержимое стремление народа к свободе, всю полноту его психического склада, ду -шевной теплоты и огненный темперамент, - все богатство его духовного мышления, где *фко преломляются вся социально-историческая жизнь народа в прошлом.
Сравнивая адыгские народные исторические и героические песни с песнями других народов Кавказа, в частности, осетинскими и аб -хазскими, мы обнаруживаем черты общности в манере сольно-хорового исполнения, в их музыкально-интонационном строе, форме изложения -певец-солист и хоровое сопровождение, речитативно-декламационном характере мелодии с певучим хоровым сопровождением унисонного и кварто-квинтовых интонационных сочетаний. Исторические и героические песни народов Северного Кавказа, да и некоторых народов Закавказья сходны также - в мелодике, ритмической структуре, сложных метроритмах, их содержании и исторической основе. Сближает их и сила героического пафоса. Сравнение показывает также, что исторические и героические песни исполняли и исполняют, как правило, высокие мужские голоса - тенора (очевидно этим можно объяснить характерную особенность мелодий исторических и героических песен, звучащих в напряженном высоком регистре).
Исполнение исторических и героических песен в высоком ре -гистре, наблюдаемое равно как в творчестве адыгов, так и в твор -честве других народоа Кавказа, диктовалось, на наш взгляд, стремлением певцов-сказителей усилить эмоциональное воздействие песни, тем самым передавая характеры исторических событий и образы на -родных героев. Манера исполнения исторических и героических песен в высоком регистре не только у народов Кавказа, но и у других,например, у башкир: "При исполнении орнаментированных узун-кюй, посвященных теме народного героя ("Буранбай", "Сибай", "Армия", "Тяфтеляу", "Колый" и др.) заметно, что содержание этих песен находит свое выражение. в длительных, берущихся на большом дыха -нии напряженных звуках, исторгаемых из груди исполнителя подобно крику, стону, плачу." 1
I Лебединский Л.И. Башкирские народные песни и наигрыши, М., 1962, с. 30.
В результате наших наблюдений мы находим, что адыгской народной песне (музыке) присущ принцип мелодико-орнаментального варьирования, являющийся ярким средством музыкальной выразительности. Анализируя адыгские исторические и героические песни мы находим также присущее им ораторское искусство, имеющее большую силу эмоционального воздействия.
Автор видит перспективную необходимость постановки решения следующих задач, как:
1. Глубокое научно-теоретическое исследование жанров музыки адыгов.
2. Исследование: а) особенностей мелодико-интонационного склада адыгской на -родной музыки; б) ладовой и ритмической организации музыки адыгов; в) особенностей ладо-мелодики адыгов.
3. Исследование и выявление характерных особенностей музы -кальных форм адыгских песен всех жанров.
Исследование композиционных особенностей народных песен адыгов.
5. Исследование и выявление метро-ритмических закономерное -тей адыгских народных песен.
6. Теоретическое исследование особенностей строения мелодии и баса, форм многоголосия и др.
Содержание работы вызвало также необходимость затронуть и проблему ораторского искусства в адыгском музыкальном фольклоре, (особенно в исторических и героических песнях), требующее специ -ального исследования и изучения.
Некоторых из этих вопросов диссертант коснулся лишь в той мере, в коей оно было необходимо по характеру работы. Кроме того, диссертация может иметь практическую ценность: теоретический ма -териал работы может быть использован в музыкальных учебных заве -дениях в курсе истории музыки, как дополнительное руководство по истории музыки Адыгеи Музыкальный материал диссертации может служить учебным репертуаром исполнительских коллективов. Так, в репертуаре адыгейского хора (г. Майкоп) находятся народные песни: Ощнэ1у заом иорэд (Песнь о битве при Ощнэу), Айдамыркан иорэд (Песня об Айдамыркане), Нарт Ащэмэз иорэд (Песня о нарте Ащемезе), Адыиф, Сэрмафэ (Сармаф) и др.; в репертуаре фольклорного ансамбля аула Шовгеновский находятся: Хьатх Къок1асэ иорэд (Песня о Хатх Кочасе), Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт иорэд (Песня о Коджебердыко Мы -хамете), Хьатх Мыхьамэт-Гъуазе (Песня о Хатх Мыхамет-Гуазе) и др.
Следует сказать, что данной работой не исчерпывается проблема изучения адыгского музыкального фольклора. Решение поставлен -ных вопросов выдвигает задачу всестороннего научно-теоретического исследования как исторических и героических песен, так и всего музыкального фольклора адыгов.
Распространенность исторических и героических песен в музы -кальном фольклоре у народов Кавказа и Закавказья, вызывает необходимость дальнейшего изучения адыгских исторических и героичес -ких песен в сравнительном плане, выявления общих закономерностей и тенденции их развития, раскрытия идейного, патриотически гуманного их содержания, выявления их художественных особенностей и, наконец, их социально-исторической значимости в идейно-патриоти -ческом воспитании народа в прошлом и сегодня.
I Автором данной работы составлен спецкурс "Музыкальное твор -чество адыгов", обсужденный на кафедре теории и истории музыки Адыгейского государственного педагогического института. 19 апреля 1982 г.
Список научной литературыЧич, Гисса Карович, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Труды основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве в 2-х томах, т. I, М., "Искусство", 1976, с. 247-250; 300-301; т. П,М., "Искусство", 1976, с. 525-532.
3. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1957.
4. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 41 (Речь на третьем Всероссийском съезде комсомола), с. 304.
5. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 22, с. 273-276.
6. Памятники мировой эстетической мысли, т. 5, издательство "Искусство", М., 1970.
7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М., Политиздат, 1981, с. 57-64.1. П. Литература по музыке
8. Абхазские песни. Составитель В.Ахобадзе и И.Кортуа. М., 1957.
9. Авскентьев В. Самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Издательство ВЦСПС, Профиздат, 1952.
10. Адыгейские народные песни (На адыгейском языке). Составитель
11. Шу Ш.С., Краснодар-Майкоп, 1965.
12. Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодни. Составитель А.Ф.Гребнев, М.-Л., 1941.
13. Азербайджанская музыка. Сборник статей. М., 1961.
14. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада, М., 1976.
15. Алябьев А. Черкесская песня. "Музыкальный альбом,''' й 19, СПб,1831.
16. Алексеев Э.Е. О динамической природе лада. "Советская музыка", 1969, Л II.
17. Андриашвили А.К. Грузинские народные песни, Тб., 1971. Махарадзе В.И.
18. Аракишвили (Аракчиев) Д.И. "Грузинское музыкальное творчество" (оттиски из У т. "Трудов музыкально-этнографической комиссии ИОЛЕА и Э при Московском уни -верситете", М., 191б).
19. Аракишвили (Аракчиев) Д.И. Музыкальное творчество Юго-Осетии.1. Пламя", 1923, Л 12-15.
20. Аракишвили (Аракчиев) Д.И. Народное музыкальное творчество
21. Юго-Осетии. "На рубеже Востока", 1929, Л I.
22. Аракишвили (Аракчиев) Д.И. Краткий очерк развития грузинской
23. Карталино-Кахетинской народной песни." М., 1905.
24. Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов. Л., "Музыка", 1980.
25. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия, М.^Л.,1930.
26. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971.
27. Асланишвили Ш.С. Грузинская народная песня, т. I, Тб., 1954.
28. Асланишвили Ш.С. Гармония в народных хоровых песнях Картли и1. Кахетии, М., 1978.
29. Асланишвили Ш.С. Очерки о народных грузинских песнях, т. П,1. Тбилиси, 1956.
30. АфанасьеваЛ., Звучавшие на баррикадах песни (из истории песентрех русских революций), "Молодой коммунист", 1970, Л 7.
31. Ахобадзе В., Сборник грузинских (сванских) народных песен.1. Тбилиси, 1957.
32. Ахобадзе В., Грузинские (аджарские) народные песни. Батуми,1961.
33. Балакирев М.А. Записи Кавказской народной музыки. В кн.:
34. Воспоминания и письма", Л., 1962.24. Барток Б.,25.26. 27.28. Бершадская Т.
35. Бернадт Г. Бражников М. Браудо И.1. Бюхер К.,
36. Зачем и как собирать народную музыку. М., 1952.
37. Берков В., Гармония, ч. I, М., 1962.
38. Берков В., Гармония, М., 1970.
39. Бершадская Г.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни, Л., 1961.
40. Принципы ладовой классификации. "Советская музыка", 1971, £ 8. С.И.Танеев. М.-Л., 1950. Древнерусская теория музыки, Л., 1972. Артикуляция (о произношении мелодии). Под редакцией Х.С.Кушнарева, Л., 1973. Работа и ритм. М., 1923.
41. Вердеревский Е. От Зауралья до Закавказья. "Кавказ", Л 30,1855.
42. Виноградов В. Осетинский музыкальный фольклор. "Советскаямузыка", 1949.
43. Вопросы музыкальной формы. Сборник статей под редакцией В.
44. Протопопова, вып. I, М., 1966.
45. Вопросы теории музыки (Сборник статей), М., 1968.
46. Гаджибеков Уз. Основы азербайджанской народной музыки, Баку,1945.
47. Осетинская народная песня (Ред. Е.В.Гиппиус), М. , 1964.
48. Развитие грузинских музыкальных систем ( X -ХУШ вв.), гл. I, Тбилиси, 1962. О древнейших взаимосвязях грузинской и севе -ро-кавказской народной музыки. Материалы по29.