автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Глаголы "Понимать"/"Познавать" и их объекты в языке немецкой философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Глаголы "Понимать"/"Познавать" и их объекты в языке немецкой философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс)"
ргб оа
1 Б ЯИВ 1985
Пятигорский государственный педагогический институт иностранных языков
Специализированный совет К II3.2T.0I На правах рукописи
ПУКА НОВА ЕВГЕНИЯ ГЕННАДЬЕВНА
ГЛАГОЛЫ "ПОНИМАТЬ"/"ПОЗЩВАТЬ" К ИХ ОБЪЕКТЫ В ЯЗЫКЕ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ ! . / И. КАНТ, Г.В.Ф. ГЕГКЛЬ, ¥. ФЕЙЕРБАХ, К. МАРКС/
Специальность 10.02.04 - германские языки немецкий язык
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соисквяке ученой степени кандидата филологических наук
Пятигорск - 1995
Работе выполнена на кафедре немецкой филологии в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков.
Научный руководитель - кандидат филологических наук,
профессор В.П.Литвинов
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор П.В.Яесноков
кандидат филологических наук, доиент О.В.Карасев
Ведущая организация
Кубанский государственный университет
Защита диссертации состоится 25 января 199/"г. в _ГО нес. ОП мин. на заседании специализированного совета К 113.21.01. в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков по адресу 3575^3 гЛятигорск, пр. Калинина, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пятигорского государственного педагогического института иностранных языков.
Автореферат разослан "¿У" 1994 г.
• Ученый секретарь специализированного совета доцент
Л.М.Х&чересова
т
Л о сих пор яе существует никакой научной теории философского слове. когда гялософн обретаются к язнку философии, это hs претендует не теоретичность, см. /Еибихин Т993/1, когда лингвисты включают материал языка философии в свои лингвистические исследования, филоеофскоь слово утрачив.-^т свою специфику, сг. /королевский I973/2.
Настоящая работе посвящена группе земецки.; глаголов пони-макия/познакия verstehen, begreifen, erkennen в Философском языке И. Кен та, Г .В. Ф.Гегеля, Л. Фейербаха, К. Mfepi за. Мы не вк.эчаем в объект исследования другие глаголы интеллектуальных актов, поскольку диссертация по замнслу должна покг зать яа исследование лексико-семантического поля глаголов гн". зллекту а льдах актов в его полноте, 8 характеристику немецкого философского дискурса 27Ш-ХIX веков. Глаголы же verstehen, begreifen, erkennen передают в немецкой яэнке ключевые понятия "понимать" и "познавать", необходимые для функционирования и развития философии. Однако, «которые другие глвгои умопостижения, такие как einsehen, fassen, erfassen, г iffas&en рассматривался .В качестве фона употребления вышеназванных выбранных глаголов как-часть метода, необходимого для решения поставленных задач.
Выбор темы диссертация обусловлен актуальность») • проблемы, которая определяется как в ну три лингвистическими, так и вне лингвистическими причинами. В лингвистике обнаруживается предметная область, которая практически не изучена. Это определение значений глагол oi понимания/познания вообще, не поддающихся исследованию трвди1'юнннми методами де фи ни иконного и дефинишон-но-компонентного анализов, и, в честности, исследование употреблений данных глаголов в фичософских текстах. С другой стороны, настоящий период характеризуется сменой научных передам от познания к поншаняю, поэтому эти феномены.находятся в цзнт-ре внимания слепи,-¡листов различных областей и, конечно, лингвистов, как сажанные с самой сущностью язвка.
. . Делыо раб w i является семасиологическое исследование даи-
1. Бибихин В.В. Язык филеесфии. M.J Рзд. группа-"Прогрзсс", 1993.
2. тюрошевскнй Б. Элементы лексикологии в семиотики. М.: Прогресс, 1973 - С. 257 я след.
ш'х гг.еголов на материале Философских текстов четырех мыслителей, определивших этапы в развитии философии периода пегехопа от идеализма к постидеализму. чн долкнн .отобразить ' значен«* этих глаголов и их сочетаемость с объектами на языковую норму и философский узус того времени; в связи с этим в работе " ре-еэются следующие задачи:
- определить значения глаголов verstehen,begreifen,erkennen по словарям немецкого языка,, дашим языковую норму первой половины УШ - второй подобны XIX веков;
- определить понятия, вврахаемне глаголами verstaL«n,
cejrsг t'en, ert£»Ben, по философским .словарям, показывающим философский узус как. историю понята;
- охарактеризовать выбор, значения и сочетаемость с объектам глаголов vorstehen, begreifen, erkennen у каждого из вышеназванных философов в отдельности; .
- сопоставить даннло, полученные при характеристике употребления.глаголов каждым из философоб..
Ра В8щг"?у выносятся следующие положения:
1. Во второй половине 37Ш - первой половине XIX веков не существовало ни понятийной, ни семантической каташ да уровне словесных обозначений, четко отграничивающей сферу познаваемого от сфера понимаемого.
2. Глагол erkennen^ является приоритетным в нег/епяоЯ фи--лпсаГ'ли второй половики ЯП - первой падог>ины ?1Х веков. Этот
- глагол по частотности и сочетаемости стоит на первом мосте.
3. Бес глагола erkennen непрерывно снияаегоя от И.Канта до к.Маркса» У К.Маркса он престает бить приоритетным, хот** сохраняется ъ .его философским окружении / erkennen употребляется сами« Шрксом, в основном, в тех случаях, где критикуются /Тегель и младогегельянцы/.
А. Глагол verstehet!, который в немецкой философии XX века стал приоритетным, ни у одного из философов исследуемого пари оде приоритетным не являлся. Сочетаемость его в категориальных контекстах у Маркса только намечается.
5. Философские словари не характеризуют глаголы verstauen, ocjvei-on, erkennen как выражение философских понятий, и, как покязквеет исследование язика отдельных фклософоь, в этоа е.сть савсд. Гвми г,"ат'<1.''.ы, в отдг.чие ст абстрактных г?«?н, -tr них оо-
рэзоврнлчх, ЛИЩЬ С большим ТРУДОУ ПОДДЯЮТСЯ П, ЛТТЙНО-СемаНТИ-ческочу определению я различаются о? евтора к автору.
"-"тогнал исследования представляет codoii двойной корпус: словарные статьи verstehen, ЪеьгеИ'еа, erkeaDen из 31 авторитетного немецкого словаря i глоссаряя и м-те риал употребле-чг? Д8ня1'>: глаголов ь филосо^скгх ?9vctbx Vra^e, Гегеля, fT>e":-et баг«, .Маркса,
В качестве текстового материала с^епиаль1 обобраны ге-презйнтаттввве тексты по всем четырем философ. J "{анта-ато тр. его "Критики", у- Гегеля - "Большая Погика" и 'дал ¡сотая пр.*ва", у Зейербахв - "Сущность христианства", и jo ч больших программных очерка, у Маркса - все его работы, традиционно относимые к философским. В связи с особой -сложностью определения его текстов как философских, мы прввльхли к анализу некоторое другие из его известных работ, которые входят в список дополнительных источников примеров. В этот та список входят 6 богословских кнут иса.эдуемого п-зриоде, необходимых дяя сравнительного анализа ¿потребления гла~олов в "Сущности христианства" Фейербах?'.
Пргкеняемый шми .метод мотет бить определен как герменег-ттко-семасиологический. Учктнвея специфику слова в философском .язнче, принята следующая последовательность шагов метода:
I/ до исследования текстового материала проводится анализ словарей общенародного немецкого языке, который в результате показывает еледуг ве: дефянициояннй анализ в том виде, в каком он разработан ь последние годы германистами для глаголов verstehen, begreifen, erkennen, оказывается неработающим;
2/ анапз философских словарей, который ДОЛ.-ЙН был бы дать основа;/ш для понятийного определения, значений глаголов понимания/познания /как терминов/, показывает, что эти глаголы не умеют достаг. очной понятийной определенности.
В езяяи с . -кии результатом анализа словарей, который описывается з раб , основные данные получаются на следующих этапах метода,свяаиш.чх с гчелизом текстового материале:
3/ характеризуется 'шпшенве кекдего философа б тех аспектах, которые могут быть релевантными для интерпретации словоупотреблений;
tj выписываются методом сп-'ошяой внборкч все случаи употребления erkennen, begreifen, verstehen с объектами, кроме
тех случаев, где они имеют значения, явно не относящиеся к cdbe-ре интеллектуальных актов, например: etw. in sieb. tegreiien, ein '«eib erkennenetw. su machen verstellen;
5/ Объекты разбиваются на семантические класса, пгедстав-пяпцие сферы познания и понимания: тексты, философские абстракции и категории, человек и т.д.;
б/ анализируется и сопоставляется выбор глаголов и их значения в сочетании с объектами разного класса и разных авторов; естественно, что определение значений зависит от корректной интерпретации мысли философа в этом месте.
Ч^учмя новизна заключается в новом пта смете исследования, а такяз в попытке определения некоторых предпосылок теории философского слова, ваплодащего момент в двияении мысли.
теоретическую значимость нашей работы мы усматриваем в том, что она дает некоторые характеристики философского слоаа, намечает путь исследования значения Философского слова, в отнше-нии которого традиционные методы дефинитаонного и дэфинициояно- . компонентного анализа оказываптся негэботрпцичи.
Практическая цаччоать работы заключается в возможности использования ее данных в практике обучения философии не материя--ле философских текстов.
/1'гп^мтя pafioTH. Результаты исследования докладывались в п^тггорске у- семинаре "Герменевтика", на Есе^осситскг-'х научно- . Тйоплгческрх конференциях при Рятигпгском госпединституте иностранных языков и Тверском госу киве рейте те, на итоговой научной конференции КТПРИЯ и отражены в 6 печатных работах, IL- в печати).
Структура диссертации отделена составом исследовательских задач и методой. Она состоит из введения, пяти глаз, заключения, библиографии, .списка словарей, списка источников примеров и списка дополнительных источников примеров.
Основное содержание работы Ро введении обосномгеаетпя выбор темы, актуальность, научная нгеизка проведенного всследования, теоретическая значимость и практическая ценность, матестал и метод исследования. глава Т. пботе сведения о глаголах понимания/познания в ячейкой языке и немецкоязычной rf-н л псо^ии 'я первой г.ча=е раскрывается предпосылки тесгии щ ппсогЬско--о слова как теорзтачвекоо содетяогае дачной . Здесь
.те .-нзл?зису-..?ся исследуемые глаголы в слоне рях сотого
немецкого языка к в философских словарях.
Чага работа является продолжением исследований по глрго-лрп понимания в направлении, намеченном в диссертации С.Сандг-гоГросс^, где было показано, что существенным для глаголо" полпмйния является неопределимость понятия н де ноте те». Специфика нгшвИ работы зрклетеется в исследарении употребления глаголов понкмачия/познания в языке фцлооофга, что созг&ет особый объект исследования, ибо философское слово имеет ряд спепгфр-ческкх содержательных моментов, определяемых особой спелой-его употребления и особы« способом в-"о суа^створяния.
ё г.я, ос омское слово мокет торг'гчоттгрзт'поват-чзя, но оно на мо.кет ос тяг-^ ьоя тз гаи я о? 1 в научном смысле, т.е. связываться дефинициями, обязательными для сообществе философов, "ля пего харгктарно двгк-знне понятия. различаем не V1??-ду терминам и не термином, а мезду рс-'^ектированнь"? и негжТ'лектпрованнкм философски'* словом.
Философское слово воплощает мысль /некоторый момент в дайте .чти мысли/, ср. у Гегеля слои о как "непосредственное бнтае дут?" и у ^яркса .гзнк как "нзпосрелстеенную действительность мысли".
Сказанное обязывает предположить, что философское слово не обязательно совпадает с лексикографическим. Вырванное из привычного охоукеккя, Философское слово перестает кить, обзе-тнгт-еется. Отсюда следует-любопятноз зркллчение, что тефиги-ционкый анализ по философским словарям некорректен. Философские словари и глоссарии покйятгяют не философское слово в пол-•юч смысле, г лексемы, выполнял-гше роль опорных точек в мире Философского мышления, и связанные с ними традиции.
Не следует априорно полагать, что у любого слова, употребленного в философском тексте, есть денотат,-или что за ним ■ стоит определенное понятие. Как момент в лвиненин мысли оно мокет быть свободно от таких обязательств.
ттаким образов, следует серьезно отнестись к положение Вит-генгстейла о том,.что по крайней мере для некоторых слов знгчв-
I. г'рндкго Гросс С. "Поле- понимания" в современном английском язнке. уарактерологическое исследование: 7исс. ... канд. филея. Н8ук/ЩТШИЯ. Пятигорск, I9SI.
fi
Hiio слова мокет быть описано только как его употребление Очевидно, глаголы verstehen, begreifen, erkennen разделяют это свойство, которое сам Витгенштейн приписывал глаголу "знать". Это значит, что попытка описания таких глаголов в терминах семантических, признаков будет непродуктивной.
v з всего вышеизложенного следует, что теория мозге т бнть состоятельной лишь при ре тении ряда расследовательских задач с синтезом знания по философии, общему и частному языкознанию. Соответственно этому прелполягаются три подхода к изучение философского слова:
а/ в плане философиивидимо, доныне изучаться мнель, со-рогла.^аяся f слове Философа;.
б/ в плече обнего языкознания должно изучаться отноепение слов? философского язь'ке к возможным денотатам или возможным понятиям;
в/ в плане честного языкознания /в нагсем случае германистики/ доякно исследоваться употребление слов философского языка в релевантных сочетаниях к отношениях,-что и проводится. нами. в настоящей работе.
В данной главе рассматриваются глаголы verstehen, begreifen, erkennen в словарях немецкого язнка, показывающих Языкову» норму второй половины }УШ - первой полонинн У7Х геков. Из ' ш'х наиболее полним и счи^ащимся главным с поварам своего вре- ■ .мсни является словарь братьев трумм^. /наннз этого и других сло-вррпч показывает, что при обозначении духовной, интеллектуальной деятельности не существовало оппозиоии между' erkennen,verstehen," begreifen. Они были взаимосвязаны и объяснялись в словарях друг через друга и через другие глаголы умопостижения: erfassen, auffassen, einsehen * fassen. У глаголов verstehen и erkennen отмечается при обозначении -процессов восприятия и. постижения противопоставление двух ЛСЗ: "чувственно воспринимать" п "духовно постигать", причем veratobon употребляется нрзиму-(•».отУвкно, но не всегда восприятии слухом, а e-efcennen -пгг нм'.'прия'П":' зрением. ЯСВ, действ^течьнп глаголы
г;"тто:;п'те!Лн л, 0 достоверности //Вопроси философии. 1УДТ. X С. и дг.
2. ->.n;t ^civu «tJrtyrbuoi. von J. und W. Grinau in 10 ¿.1. Leipzigs von ü.Hira&l.
verstehen, begreifen, erkennen друг от друге, например , verstehen - "уметь что-либо делать", а begreifen - "включать, вмещать", не относятся к сфере интеллектуальных актов и не различают их как глаголы умопостижения.
№ рассматриваем описание глаголов verstehen,begreifen, erkennen' в философских словарях, показывающих даимэние соответствующих понятий, Исходя из этого описания, мы не молем выделить содеркзтелт-нь/е признаки или опоры, уэрактепизушиз понятая "понимать" и "познавать" в контексте других .интеллектуальных функций. Б истории развития философии че существовала неподоиуного, четко зафиксированного понятия понимания или познания. \!ч иском говорить только о некоторых тенденциях лизни и исторического изменения этих понятий: а/ индивидуальной трактовке понятий различными философами; б/ зависимости этой трактовки от философского узуса этого времени, устан&влизаемогс, в свою очередь, хрушадг» мыслителями; ъ/ зависимости от господствующей идеологии. То есть мы мотеи говорить о соцкрльно-угс-торнчески-индквидуальннх трактовках понятий "понимать11 у "познавать", внракаемкх глаголам.1 verstehen, begreif en, erkennen, и об гх исторических тенденциях.
Поэтому мы рассматриваем употребление глаголов .verstehen, begreifen, erkennen и их сочетаемость с объектами в философском языке Кента, Гегеля, Фейербаха, 'ёркса, что хзрактеризует-сл в глаъах ГТ—У соответственно.
Глав? Р. Употребление глаголов verstehenbegreifen, erkennen в языке философии Й.Канта
ХУЦ] век - рёгпащкй этап в истории формирования современного немецкого литературного язкка, так как в этот период в основных чертах осуществляется становление современных литературных норм. Ее философский язык И. Канта /1724-1804 tv./ оказали влияние определенные моменты культурно-исторического характера*
в/ идеологгя эпохи Просвещения и рационализм как ее фвло-соФскея основа;'
б/ становление немецкого литературного языка и языка философии, то есть проникновение немецкого языка в ту сферу, где раньше господствовала латынь, а, как известно, в латинском языке не было специального глагола для обозначения именно по-
я
ннмеяи.я;
е/ влияние терминологии предяествугаих философов, в особенности Хр. Волвда и волъфианокой школы;
г/ понимание сущности, задач и места философии в системе наук, ориентирование науки и познания па образец естественных -наук.
Наибол"') употребительным в философских текстах И.Канта является гчагол erkennen. ' Этот глагол употребляется, в основном, в значении "познавать", которое не зафиксировано в словарях нз-изггс-иго языка того времени. Зто связано с вилвизю датам на первый пг.ан в философии Канта "теории познания. Например:
/I/ Alsdann Gilgen wir: wir erkennen den Ge£en_5tj.aclj_ wenn -.vir in dea i.iannigialtigen der Anschauung synthetische Einheit bewirkt haben (¿ritik d.r.V.Lpz., - S.134).
3 текстах т<:.Канта глагол выступает такке в зк^'пниях а/ чув-ствеиного восприятия зрением; б/ "знать" что-,-;бо; в/ "узнавать" что-либо; г/ в слиянии значений "познавать" и "признавать". Erkennen употребляется с объектами, «боянечащуми абстракции, философские категории и понятия, отношения модальности, законы, теории, мир, человека, его поведениеt чувства, ощущения, .природу. Уз всех выделенных в текстах Канта сз;:гнтичес-ких классов объектов, сочетающихся с глаголами понгаганя/позна-шш, о erkennen не сочетается только один: объекты, обоанача-.тте текст, слово..Erkennen употребляется без терминологической строгости и может бить синонимичным einsehen, begreifen, verstehen.
Глагол begreifen является наименее частотным и употребляется для обозначения рационального, синтезирующего понимания, познания. Он используется-для вкрэкеник пгичинно-следотванкых связей, понимания предмета или явления в его причине, основе, возможности. Лкксико-семантичйское поле объектов глагола Ъо-ßPbifea пслностгю включено в ЛСП объектов, erkennen, будучи намного уу--ь я беднее по выбору. Объекты лв begreifen гаражеиы как СЛ'-отвртелкш или местоимением, так и гги,паточным лонплин-тельш-'.ч, что отличает его от глагола erkennen.
глггол verstehen употребляется для обозначения как ра-да«чр/.>чого, синтез;'ругадего почименкя, тгк и герменевтического rr-u':-s;H7jj другого, толкования в определенном смысле, и в
этом значении он употребляется с объектами, сбозкачаадяш текст, слово, т;.то составляет ту часть ТСП объектов verstehen, которая не пересекается ни с объектами erkennen, иг с объектами begreifen. В значении яр ряш'оначьного пош"тния verstehen употребляется с теми ке объектами, что erkennen и besreixen, и относится к сфере познания,, еч. exerrv, c.iG. Глава F. Употребление глиголов vorstehen »begreifen, or&enaen
в p3fk9 философий г.в.*>. гзгз"я
Религий ив"епкий фгюсоф р.?.<"•. Гегель /177Ги-гязХ/ з?т;<зп-шеет классическую новоевропе йску ¡о ФплосоТт»). "слп чонтом пеп-зана ограниченность человеческого сознания, чеадикрртность притязаний "чистого разума" на абсолютное значив бытия бо природного и чеювеческого .«uns, то рвгечь стремится рсянтать абсолютность такого знания, которое попреет бнтг»е как надз-дсппсс Еслс:: сознание. По мере того, как знание пегестяет зависеть от объектов, оно становятся сознания?! себя ка к познающего субъекта, который все ботса срамится к aicor^v. "rSTi^t-зука объектов Канта черэз фг.чосо'^/п -fpxre и '"еллпгте У Гегеля преобразуется в метафизику еосоянтюго субъекта.
Наиболее употребительны:.« у Гегеля, как. и у '{анта, являат-ся глогоп огкеяпеп. Этот пат-од употг°б>1го?ся, в основном, в значении "иозкавгть,", что wiskt-tvi и для пряг-ествуо-п??й философской традапа». Г'згел.т,, как и '"г-'т, почна-зт из нанята;'!, но это совсем не то "лозн:,;,т*з" v co-cu« !<а «•> "почгтня", что у *"яитп. крогга того, игк-..<пяеп употр^бл^тся в зкаче'-ияг: а/ "увядать, обчорухкть"; б/ "ргепозг.ат-ать, гг зчи«ать"; т>< ¡тать"; г/ "понаь:а.?ь", т.е. "приачанатг,'', "слр.ггп'тьск".
Роли у Кан'т- тлггоа ermannen vor ypwcpüwriep наа: синоним einai'wti, be^riifen, , то v Гоголе vre nrar-зспле ja*m!.:r«hkpnmw> расомаипчат?!!,- ггпор.
Begreifen Я1'ЛЯ-:Т0Я втор;?,: по члототкасф после ¿гkennen v сунсп<Х!0«£!1Ч»г.л\* r-.pra'ov т'опсо?;•.-•-■■ ч:а-' т. лгг*—-- -ля. Гж>т г.аагпа ««явно свяаа i с »,о-1«г"ч,%- Lo^s-iff -кртпгм»рго? о^о логики - я упо^р»бс^тся s.tk v знг1'?: v •■>•/-MKiaxi в/ "понгмат--", "поотааат'ь"; б/ как с,
W-.? гада: ига'Ч ч па прп oösaai'aH'a1 чтения к- <; а" ? :.7>р; -■тагиьх только доя яанаа т\>г,;лг.-; а/ "пает'-'^Г'-:- - г.о ■":-•:■";
г/,"постигать что-то как различие, понимать в противоречии"; л/ "обнимать собой", "охватывать"; е/ "прогоркать", "делать своим". Обычно в употреблении глагола сли^ы значение /в/ и любое вз следующих значений; на пример, здесь слиты значения /е/
к /V:
/2/' •• die Betrachtang derselben, auch wie sie in der Vorstellung sind, dab in dem Kicen die Bestimmung des andern liegt, die.einfache Einsieht diese ihre Untrennbarkeit naben, heiBt sie begreifenr diese üntrennuarkeit ist ihr Betriff (Wissenschaft der Logik. Lpz.,o.J. bd.I. - S.1Ö7).-.
ЛСП объектов begreifen не включено, как у Канта, в ЛСП объектов erkennen, а пересекается с ним. Непересекающаяся часть ЛОТ объектов begreifen обозначает в основном категории, характеризующие специфику его логического мышления: "возникновение и пре жадеите", "творчество понятия", "различие", "дви-.кекие" и т.д. I" с erkennen, и с begreifen сочетается существительные, обозначающие философские категории, гбетракпии, термины.
Глагол verstehen является наименее частотным у Гегеля. Этот глагол употребляется в основном с объектами, сбоздачакци-1К» текст в значении "понимать в каком-то смысле" или "понижать',' "представлять себе'' /как способность угла/, но ке служит для обозначения рационального понимания - познания, как у Канта.
/3/ Allein er (der üat,s) pflegt nicht in dieses Sinne verstanden zu werden.... (Viissenschaft der'bogik.
. Lpz., o..' . Bd.II. - S.73).
Б "Науке логики",'наиболее репрезентативно показнвевдей своеобразие мышления Гегеля, ЛСП объектов begreifen не пересекается с ЛСП объектов verstehen, а в "Фкдософни права" атп ЛСП пересекается лишь s одном случае - на объекте "закон". ЛСП объектов erkennen к verstehen пересекаются на объектах, обозначающих "е/ законы, 6/ отношения, т^кгк обрезом, у Гегеля происходит большее разведение ЛСГ объектов verstehen, begreifen, erkennen, чем у Канте, см. езему, с. 16.
Такое употребление verstehen, begreifen, erkennen связано, очевидно, с системой философских взглядов мыслителя, предметом его осмысления, способом постанови' философ-сккх проблем л методом их решения.
TT
Глава ГУ. Употребление глаголов verstehen begreifen.erkennen
в языке философии JF. Фейербаха.
Фейербах /1ЧС!4-1Я7й/ - последний представитель немецкой классической философии и первый представитель постидеализ-мя. Его философия является как бы точкой существенного перелома в немецкой философской традиции. Основные философские принципы Фейербаха заключаются, если их выразить кратко, в материализме, защите чувственности, атеизме и критике религии, в выдвижении на первый план'понятил "рода", интерсубъективности. Для Фейербаха характерно редкое /сравнительно с другими философами/ использование глаголов умопостижения вообще.
Наиболее частотным из трех рассматриваемых глаголов у этого философа тзкхз является erkennen, в разных произведениях 'ейербзхз глагол.употребляется в различных значениях и сочетаниях с объектами. Так, в "К критике философии Гегеля" erkennen практически не употребляется с прямим дополнением, зыраяенным существительным, что бкло у Канта и Гегеля. Чаряет с узуальным для философского языка значением "познавать" /etw. als etw. erkennen, erkennen + придаточное дополнительное/,-глагол означает в подавля'о'цем большинстве случаев "усмотреть, увидеть, найти" /etw. in etw. erkennen, erkennen о-придаточное дополнительное/. Однако, объекты здесь обозначают философски узуальные понятия и категории: "битге", "разу:,!", "предпосылка" и т.д. Е работе "Основные положения философ"!' будучзего" erkennen' почти всегда употребляется в трад:'гатнча:.< ¿нзчекип "познавать" в обьеттных сочетаниях, узуальных -W Философских текстов: "познать предмет", "познать сущность", "познать богя" и т.д. Рног-2,8 глагол -употребляется в значен-.! и "узнавать".
Зсроктерно, *то в г.тоЧ ряб от« bo«reir«s всоб'.чс не употребляется, n verstehen упот'йбляг.тоя в iborwj смл/. unter otv«. verstehen в обычном зяя«очга ЭТОГО 'ч'ОГОТС "ПОГ крягм-то о юном, понятием представ итг» себе что-пибо огределе>«ю«". В "К критике философии Гегеля" bereiten «осот на ссбо печать гегелевских употреблений: а/ "почить "то-дибо в ярот'-йог.сетгь-ж-нит:"; б/ "постичь в помятей + делать орт« = устат-р^у'; в/ "»'.'шпвть, cxr.'w-r"b у:'сы". Vorstehen употрг-бл^етоя с oCw.irwssi "г.шели", "на.эдкн" г значе■•»рях "почиг.ст'"-", т.т. "гтг-нг-ать, одобр-ть? "пониэтть" кг-:-* способность у.¿а.
.ТСП обтектов ernennen, tesroifen, verstehen е'пе больше разЕедены, че>< у Гегеля. Б "К критике философии Гегеля" пересечение ЛСП оЗъектоз erkennел и Ъegrгil'ее происходит на объектах, обозначающих философию, а ЛЯГ объектов erkennen и versetzen - на объекте "мысли". ЛОТТ объектов begreifen в verstehen ниуте не пересекаются, как к логики" Гегеля.
В "Сущности христианства" erkennen употребляется как в узуальном значении "познавать", так и в значениях, характерных точько для Фейербаха: "познавртт," - т.е. "чувствовать", и "познавать" - т.е. "находить себя представленным". Чапгпмзр:
/д/ \< о keine_ Presse, keine Kot, iat kein .Gel'ULI - und das CefULI nur die wirkliche Erkenntnis, лег kann die Earih er zirkelt, erlrenn er:, ehre das Bedürfnis derselben, die G?rej;hti^i:eit, ohne caj Unrecht, ¿ig ohne Kot su empfinden? Fühlen r.ubt cu, was e^r. liinr ist, sonst lernst du es nir-sebr können (Das Viesen des Christentum;. Lp.-:., o.J. - .',J-23).
Интересно, что если у Гегеля в процессе полония как са-модазкения понятия b-grc-ifcs означает "оиватыЕ^ть", "делать своим", то у Фейербаха erkennen в процессе познания означает "находить себя в ...", т.е. переворачивание отношений с "бог познает - узнает - знает /erkennt / в человеке себя" у Гегеля до "человек познает - узнает - знает /егкедпъ / в боге себя" у ?>екербахэ отразилось в значении глаголов. Кроме того, erkennen употребляется в значении "узнавать" с объекта«!1, выраженными придаточными дополнительны.«!'.
В языке боге шовия "познавать" - это ни в коей мерй не "чувствовать", в "производить определенные логические опер&ште, искать обдае г единичное, связь и взагмоотногенря" и т.п. Характерным для богословских текстов является употребление erkennen в слиянгр. двух значеи:;":: "познавать" г "признавать".
Глагол begreifen употребляется Фейербахом там, где гово-й-тся о понимании во взаимосвязи и о пепгмэнии из отрииянвл, что восходит к гегелевской традиции употребления этого глагола.
Verstehen употребляется в "Сущности хр1-;стианства"с объектами, обозначающими книгу, написанное, и означает "понимать" как способность ума. Для выражения значения "понимать в каком-то смысле" используется не verstehen, как зте было у Канта я
1Р
Гегеля, а егх'аззеа, т.е. происхолит определенная языковая компенсация.
В теологической литературе узгз*еЬеп бопнпув,
у Фейербаха, ч?стотпоетг> и более иврокпИ опечтс зна-ен7'!*', например, употребляется оинонимгоно егкеппея, т?'С"р -т--л~д.фая з некоторых случаях маркером символического толкования явлений и употребляется з узуальном значении "понимать в каком-либо смысле".
3 "Сущности христианства" зп:еппеп, Ьезгез-Геп употребляется как с объектами, сйозкзчрщамп фяпооп^скяе кгтегогуп, абстракции, так и с объектами, являвшийся как бы разнополое иными по смысл:; с принятом в философском языке узусом: "милосердие, "л:пбозьи и т.д. У богословов употребление объектов с глаголе^и понимания/позкакия являемся более •прроким, чем у Фейербах.
"н заключаем, что употребление глуголов понимания/познания в "Сущности христианства" от богословия не зависит. Глава У. Употребление глаголов уегзг.-;пеп, Ьв£;гв1±'ап,ег&еааеп у языке философии К. ¡'врксг
К. Наркс /1818-1833/ сяялрл детально* гатчгориеЗ своей философии историческую пгяктак7» которая была им понята" к?к материальная основа истории г всего истоги^еското бнтия человека. Он ойпз'лге? в ломайте на то, что понятно лозчэнгя, как репрезентация исторического процесса, содес>*ательчо определяется ч'тез этот процесс. Отсюда и скоеобр^п^р его научного метоле: пткяз от стбздктяо - о<5*ектяих •■»тяокзчиС, аегоро? су бг<жтяъноста, деягельностнК! лоцхо,.;» метод г хоядэнпя. э сис— тому, поворот к пеннмйнр". Такс1 .*уюггтеч»зл*поо отлгчяэ от м сси«оскоЗ |§ялсзофп7 в 1-чдвдечрп прбд?,<"тп п в мето-
дах и подходах к поэньш;л дяйств'ит? льроспч :ксомнечяо да-кяо б ело отрегттъек з его языке, и, в частности, ь яр которых те кто ч-чгях употрчйдаявя глаголов понимания/познаняя с стга дело чны:;и осьоктг.мя.
н? ц-'рЕЧй план у '"эргсся, ч.тупэтгз с? языкэ пpйдr^^rlv',-
Философии , зыдвтто^тся глаголы по:!Гмо;г7Я тагзз ¡пеа. -Г~1х'гп ПС Я ЗЙ "'ОТОТЯОСТК уП"ТГРбЛаЧГГ -"К ПО г;'^»'"-!;-,";-■»•* с обт>гми. Он тпотрйог*®'; у* г.т -о"! с 0х . «п; -
-тт'Ч" йгачтгк? лйк з сз'.п\>, " я Лт-п'г-чн:; —
-Л.1 л.
Кагбшее частотны;« является глагол rerstsbsa , который сочетается не только с объектам, сооэчрчрйшкме текст, слово, что бклс характерно для предкествупцеЕ философской трвдкюж, ко г с объектам?, обсзкзчеввкмк категориальные понт я: "дето.-,", "противоречия", "развитие" г т.г..:
/F)/ Die is "kapital" „xgüwandte ¿¿erfcode ist v/enic ver' s'aider v.-ordsr.. -ie soior die eins.aier »iäer-.prp-ciienden -.lufi'as surfen derselben beweinen (1зг.-; E. .as Kapital, iexlir, 195c. Bd.l. - 3.25) ïesr-..£ea \"вотге6ляетея Марксом в согласии с современным es/y с досовским узусом в значениях а/ "понять", "постичь"; _б/ "понять во взаимосвязи"; в/ "постичь причины, основания г/ "понять Е геьгзисе, развитии' или при, показе прн-чг-но-следствекнкх сея зек. • •
ennen, являясь наиболее низким по частотности, ирони-ческг гзкграется КИЛ ряс ом из категориального языка филосо-сгт-. Этот глагол ynoi • тяется в значении "позяавс-ть" при характеристике философского узуса, или б нроническо- смысле, опять ке как передрктвй упо?г.?блечяе критикуемого философа, т. е. скрытом или явном цитировании или осознанном сгедга-гикв крнт1г-:уе,«:;:.; образцам щя показа их несогтас-ечъности.
"ели рассматривать кау-дыи ftj тгософскрй текст Чарке? отдельно, тс Т(Т объектов исследуемых глеголов нигде не пересекаются. Ггг гррргг^еристгк? сочетаемосгт глаголов с объектами во всех филссофскгх текстам выявляемся следующая картина: ICÏÏ объектов rcTzzzLszi, i>ejrfciÎ6E пересекается на объектах "практика", "факт", в 3CD объектов егкйпаеп нигде не пересекается с ЛСП объектов двух дгутгу глаголов. тают/ обггзеиг, ыы вида?, что у Ч~.ркса пр изошло еше большее разведение ЛСП объектов исследуе-мку глаголов.
? заюнтченст, обобщаются результаты исследования. Голучев-к&е данные текстовая употреблений ¿»окно обобщить следующим образ о м:
Т. Наиболее употребительным у Кента, Гегеля, Фейербаха является глагол.erkennen в значении "познавать", у Маркса -verstehen в значении "понимать". Частотность begreifen относительно частотности erkennen является большей у Гегеля, чем у Ранта.
г, У Канта ч^дсса, I ; :;••.• гегл-едэг! употреГ-ляп-ся
преимуществен!;:.! образом сияонгмиччо друг дсугу ДДУ 0бСЗНС«г-нпя познания, ггшокзлького понимания. Е дрльнвйтэ» происходи? разделенг.е зюпчний данных глзгоппз. _
Я. Глаголы т^гз-Ьпла:;, Ъз:'ге1£еп, егкеглев тттотебпл^тся (бидософгми так в узуальных значрриях, пгослелгвае^н-г V всех рассматриваемых мыслителей, так и в значениях, хага-'^^пных только для ?ежлого из чих. тргогв зррчечэт» гдргоцов понимания/ познания анрато«т определенные течпанггии м ведения Философа.
4. Глагол ■у-егссс-Ь^а употребляется Гантом, Гегелем и Фейербахом, как правило, с об^ек."?».'!', обозч^чяетпими слово, текст в значениях а/ "понимать" /как способность ума/ и б/ "поникать в каком-то смысле", что связано с интеппгетяш-еи и традицией герменевтического понимания. Значение /б/ у Фейербаха отсутствует. У '^ркса этот глягед зроявя ет тентенпиэ х выдрязв-яяя на первое место в состэве икслгтодвнх актов и сочетается кроме того с объектами, обоз«рче'те«:-<и хатегоргочьные понятия.
5. Беля у Канта Д'? объектов трех рассматриваемых глаголов почти лпдность'о совпадает /ЮЛ объектов вклеено в ЛИТ объектов згкеаг. гп/, то а даяьдейтюм пропс холит их разведение. ? Гегеля оке псгзсек.а^ся, а у '"ейдгбаю и '''агкоа :ло«-"Н аолнос-т.'« г55'ведены. С».-;. а лрллегэк;:;: на с. 1с.
т-.ее з -Ж-клароипя делается яь^опн по ^соегт^с/т».
-сот орте в '-ьтог.,о,*'егат;5 т-"гк "ноло-'-э ни я.
«ь'з на зр-япту", г. р!5т-'ВОГ';С5? пг,лол»чн, вн^ека^гие ?з дрт'о? пгооты /как видятся а^'огу/.
Сс:ю?-:сэ содержание дгсс» г.таоти отг?эт>чо ? слезу" тих па-ботах:
1. Цуканова ".Г., рнновель м.Р, "'^ждио сип линз г.нт-гД подход з обучении кек средство совкие кия его эЫиктгвчости// Рчкяоа-фигг.гая учебного процесса.- ростов ч/Г: ИТ»,
2. Цуканова 5.Г. Глагольио-объек?нъ»? соча-ачия з гочет- х аемвикоА .^"'лосории// Учебная лексикография и я тбдеш* одовосс-ччтэняя. 'тезисы '.«хвузовского сыпанил-се.чинасл ЯР с^^^лги -' октября Г. -'Пятигорск: -ряг.-;'-, "^дг.с;
.". Hy.a-.Hora ".г. "Глаголы понимак-я и поз:'?-ля 7 Г*-">'»■"0;;?// Чолодая - г. чате-сигл;1 ис с л
молодых .ученых институт?. - птттгрр -
¿^■ч --- " '-'----
Схема пересечения лзкскко-семактических полей объектов глаголов «гХепдеп, Ъесге^ег., тегр^еЬеп
И. Кант'
Г.В.Ф. Гегель
Л. Фейербах
"Сущность христианства" МаРкс
(Ш) ЛШ ОбЪеКТОВ егкеппга ^ Л СП объектов ЬертеЗХе а © ЛСП объектов -уегБЪеЬея.