автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Категория трагического в эстетике Г.В.Ф. Гегеля

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Сагдединова, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Категория трагического в эстетике Г.В.Ф. Гегеля'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Категория трагического в эстетике Г.В.Ф. Гегеля"

-120-ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во всей домарксистской идеалистической эстетике категория трагического наиболее, глубоко была разработана в эстетике Гегеля, пронизанной, как и вся его философия в целом, духом "ни перед чем не останавливающегося теоретического исследования.

Гегелевское понимание трагического как категории,, обусловленное разработкой диалектического метода на базе объективного идеализма, явилось своеобразным итогом развития идеалистической диалектики в классической немецкой философии и эстетике.

Возведение трагического в ранг категории в немецкой классической эстетике оказалось возможным только в результате обоснования философии как науки на основе принципа единства бытия и мышления. Эстетика стала той сферой научного, отождествляемого всеми представителями немецкого идеализма с философским, познания, в которой пытались отыскать единство теоретического и эмпирического, всеобщего и единичного, объективного и субъективного и т.д. Тем самым эстетика возводилась в ранг теоретической науки, а ее понятия - в ранг форм теоретического познания.

Интерес к проблеме трагического был не случаен, так как понимание трагического конфликта связано с решением проблемы синтеза противоположностей,, что требовало и поиска осуществляющей этот синтез формы мышления. Таким образом в немецком идеализме проблема трагического как категории оказалась обусловлена разработкой "субъективной диалектики" /Ф.Энгельс/.^

Так,, в субъективно—идеалистической философии Канта была пос—

I/ Энегльс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, с.316-317. 2/ Энгельс Ф. Диалектика природы, с.526. тавлена проблема содержательности форм познания с точки зрения исторического описания познавательных способностей. Однако эта философия сама себя ограничила принципом априоризма, который означал не что иное, как статичность средств познания. Кроме того, дуализм трансцендентальной [j^loсофии привел к тому, что, с одной стороны, Кант выдвинул положение о необходимости возникновения антиномий разума, чем обратил внимание, как отмечал Гегель,, на "диалектическое движение мышления"1 в категориях, с другой стороны, он остановился только на отрицательном результате - непознаваемости вещей в себе - так как не смог преодолеть формальнологический закон запрета противоречия.

Пытаясь, ликвидировать разрыв между миром природы /категории рассудка/ и миром нравственности /идеи разума/, Кант обратился к исследованию способности суждения. В результате в систему философии была включена эстетика. У Канта наметились содержательные тенденции при рассмотрении эстетического суждения вкуса об идеале и о произведении искусства. Однако в эстетическом суждении вкуса о трагическом содержательная тенденция была сведена на нет,, т.к., Кант не мог решить проблему синтеза противоположностей.

Разрывая должное и сущее в трагическом противоречии, Кант . сводил ее /противоположность - автор/ к простому различию и, таким образом, единство оказывалось достижимым лишь в субъективном сознании как желаемое, либо отсылалось философом в бесконечность долженствования," - отмечал Д.Д.Средний. "Исходя из этой основной антиномии - должного и сущего, Кант пришел к заключению, что между действительностью и идеалом вообще никогда нельзя до

I/ Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, т.1, с.167.

-122Т стигнуть согласия.

Невозможность логически решить проблему синтеза противоположностей имела своим следствием признание интеллектуальной интуиции в качестве единственного способа постичь его в философии субъективного идеализма Фихте., Он склонялся к тому, чтобы считать искусство той сферой, в которой осуществляется синтез. Тем самым "Фихте предваряет концепцию Шеллинга об искусстве как "органоне философии.

С обоснованием раздвоения исходного принципа субъективно-идеалистической философии Фихте, с его концепцией свободы была связана проблема трагической вины, которая рассматривалась им более в философско-историческом, нежели эстетическом аспекте,.

Особенность эстетики Шеллинга заключается в том, что с позиций объективного идеализма здесь дана диалектика содержания как морфологии искусства. Но диалектика разрабатывалась Шеллингом не логически,, а как,диалектика интеллектуальной интуиции,, поэтому диалектические моменты его мышления подчас выражались метафизиQ чески.

Так Шеллинг уже не ограничивался анализом "трагически возвышенного", т.е. трагического как афЬекта, а исследовал противоречие, составляющее трагический конфликт и обусловливающее остальные содержательные элементы трагического. Однако невозможность вывести из тождества различие, количественное понимание противоположностей привело,, во-первых, к тому, что свобода и необходи

I/ Средний Д.Д. Основные эстетические категории, с.61. 2/ См.: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли, с.227. 3/ См.: Лазарев В.Б. Шеллинг Ф.В.Й. - В кн.: История диалектики. Немецкая классическая философия, 192. мость как стороны трагического противоречия понимались как абсолютные, их примирение - как равновесие, а результат - как неразличимость субъекта и объекта, сознательного и бессознательного, свободы и необходимости.

Заслуга Гегеля или революционная сторона его философии, как отмечал Ф.Энгельс, состоит в том, что гегелевская философия "раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия."^- Применение идеи развития позволило Гегелю решить проблему единства бытия и мышления на основе принципа объективно-идеалистического монизма. В.И.Ленин, конспектируя Гегеля в "Философских тетрадях" отмечал: ". если все развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления?, Если нет, мышление не связано с бытием. Если да, значит есть диалектика понятий и диалекр тика познания, имеющая объективное значение."

В' результате Гегель смог выделить и основную форму теоретического мышления и познания, имеющую объективное значение - категории. Категории как формы мышления являются вместе с тем его лоq гическим содержанием! На основе разработки диалектического метода, особенностей применения его к анализу искусства как первой формы самопознания идеи, Гёгель выделяет и специфический в сравнении с логическими, характер эстетических категорий.

I/ Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, с.275. 2/ Ленин В.И. Философские тетради, с.229.

3/ См.:. Шинка рук В. И. Единство диалектики, логики,и теории познания, с.275.

Говоря о содержательности трагического как эстетической категории, мы имеем в виду диалектические закономерности этой категории как логической формы, выявленные Гегелем. Как справедливо отмечал Д.Д.Средний,"в известном смысле гегелевскую систему можно обозначить как переход к металогике, т.е. такой логике, которая изучает строение и свойства самих формальных логических теорий, а также производит содержательный анализ категорий.

Содержательность трагического как категории в эстетике Гегеля обеспечивается следующими принципами диалектики: принципом диалектического противоречия, единства истррического и логического и принципом отрицания отрицания.

Первый уровень содержательности трагического как категории обусловлен принципом диалектического противоречия. Причем, необходимо иметь в виду, что у Гегеля диалектическое противоречие является конкретизацией основного методологического принципа его философии - принципа тождества противоположностей,, а не закона единства и борьбы противоположностей, разработанного классиками марксизма-ленинизма.

На основе анализа саморазвития или,., по Гегелю, дифференциации идеала - основной эстетической категории - Гегель выявляет структуру диалектического противоречия и трагической коллизии, обусловливающего также диалектику свободы и необходимости /трагическая судьба/, необходимости и случайности /трагическая вина/.

Второй уровень содержательности категории трагического у Гегеля определяется диалектической взаимосвязью категории трагического и жанра трагедии на основе принципа единства исторического и логического. Здесь две .особенности: во-первых, историческое и

I/ Средний Д.Д. Основные эстетические категории, с.7. логическое у Гегеля являются выражением эмпирического и теоретического уровней познания идеи как художественного прекрасного; во-вторых, Гегель очень часто подчиняет не историческое логическому, а наоборот, логическое - историческому, особенно в истори-ко-типологическом анализе античной и романтической трагедии.'

Третий уровень содержательности категории трагического обусловлен систематической взаимосвязью эстетических категорий на основе диалектического принципа отрицания отрицания.

Первый и третий уровни анализа категории трагического выявляют логическую содержательность трагического в эстетике Гегеля как формы мышления, которая заключает в себе два основных требования диалектической логики Гегеля: "необходимость связи" и "имманентное происхождение различий", что означает, как писал В.И.Ленин, во-первых, "объективную связь всех сторон, сил, тенденций . данной области явлений,"а также "внутреннюю объективную логику эволюции и борьбы различий, полярности."*

Второй уровень составляет историческую содержательность трагического как формы мышления или формы трагического знания, обусловленную диалектическим переходом через опосредствующие звенья содержания /жанр трагедии/ и формы /категория трагического/ друг в друга.

Итак, логическая и историческая содержательность категории трагического определяется методологическими принципами эстетической теории Гегеля - принципами диалектического метода. В содержательном анализе категории трагического проявился, как отмечал В.И.Ленин, "замаскированный материализм" Гегеля.2

I/ Ленин В.И. Философские тетради, с.89. 2/ См.: Ленин В.И. Философские тетради, с.367.

Революционным выводом" из мысли Гегеля о том, что в категории трагического раскрывается противоречивость "человеческой действительности", стала марксистская концепция революционной трагедии, источником которой является "трагическая коллизия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления."-^

Ф.Энгельс, вслед за Гегелем, подчеркивал, что идейное содержание трагедии выявляется в той мере, в какой "отдельные характеры . резче разграничены и острее противопоставлены друг дру-р гу." Будущее драмы Ф.Энгельс видел в "полном слиянии большой идейной глубины, осознанного исторического содержания . с шексq пировской живостью и богатством действия."0

Итак, гегелевский анализ категории трагического имеет непреходящее значение для ее дальнейшей разработки в марксистско-ленинской эстетике.

I/ Энгельс Ф. - Лассалю Ф., 18 мая 1895г. - Маркс К., Энгельс Ф.

Соч., т.29, с.495. 2/ Там же, с.493. 3/ Там же, с.492.

 

Список научной литературыСагдединова, Ирина Николаевна, диссертация по теме "Эстетика"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.219-368.

2. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.

4. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты"г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65-185.

5. Маркс К. Послесловие ко второму изданию "Капитала". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.12-22.

6. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.17-48.

7. Маркс К. Лассалю Ф., 19 апр. 1859 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.29, с.482-485.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч. 2-е изд., т.2, с.3-230.

9. Энгельс Ф. Шеллинг и откровение. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с.395-445.

10. Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.598-617.

11. Энгельс Ф. Карл Маркс "К критике политической экономии." -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.489-499.

12. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5-338.

13. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.339-626.-12814. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.21, с.269-317.

14. Энгельс Ф. Лассалю Ф., 18 мая 1859 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.29, с.490-496.

15. Энгельс Ф. Шмидту К., I ноябр.1891г. - Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.38, с.176-178.

16. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.7-384.

17. Ленин В.И. Философские тетради. Полное собр.соч., т.29, с.3-776.

18. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Полн.собр. соч., т.45, с.23-33.х х х

19. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

20. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.131-205.

21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

22. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.67-80.х х х

23. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983г. М., 1983, с.27-66.х х х

24. Аристотель. Об искусстве. М.: Госполитиздат, 1957. - 183 с.

25. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14-ти т. /Под ред. А.Деборина и Д.Рязанова. Т.4. Система наук. 4.1. Феноменология духа. -М.; Л: Соцэкгиз, 1959. 440 с.

26. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14-ти т. /Под ред. А.Деборина и Д.Рязанова. Т.8. Философия истории. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. - 470 с.

27. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14-ти т. /Под ред. А.Деборина и Д.Рязанова. Т.Н. Лекции по истории философии. Кн. третья.-М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. 527 с.

28. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3-х т. / Ред.кол.: М.М.Розен-таль /отв.ред./ и др. М.: Мысль, 1970-1972.

29. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2-х т. / Общ.ред. и вступит.ст. А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1970-1972.

30. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. /Общ. ред. и вступит.ст. А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1975-1977.

31. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. /Ред. кол. В.П.Ситковский /отв.ред./ и др. М.: Мысль, 1974-1977.

32. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. /Под ред. и с предисл. Мих. Лифшица. М.: Искусство, 1968-1973.36• Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.З. Критика чистого разума. /Общ.ред. и вступ.ст. Т.И.Ойзерман.-М.: Мысль,1964.- 799 с.37