автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Глиняная посуда коми (зырян) во второй половине XIX - первой половине ХХ вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Чудова, Татьяна Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Сыктывкар
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Глиняная посуда коми (зырян) во второй половине XIX - первой половине ХХ вв.'

Текст диссертации на тему "Глиняная посуда коми (зырян) во второй половине XIX - первой половине ХХ вв."

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧУДОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА КОМИ(ЗЫРЯН) во второй пол. XIX -первой пол. XX ВВ.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ -доктор исторических наук СЕМЕНОВ ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ

07.00.7. Этнография, этнология, антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

СЫКТЫВКАР 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Классификация глиняной посуды 14

Технико-технологические приемы изготовления посуды 50

Глиняная посуда в традиционной духовной культуре

коми(зырян) 85

Заключение 122

Использованная литература и источники 127

Приложения 140

Список сокращений 168

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность разработки данной темы

Глиняная посуда является неотъемлемой частью любого натурального хозяйства. Доступность материала (глины) и простота технологического процесса изготовления позволяли в достаточном количестве обеспечить хозяйственные нужды семьи в глиняных горшках. Керамика на ранних этапах исторического развития, как известно, являлась одним из этнических определителей. В ходе развития ремесленного производства посуда приобретала унифицированную форму и в меньшей степени соответствовала такой задаче. Однако, в местах сохранения лепной технологии изготовления в сочетании с особенностями конструирования, орнаментики выявленная математическая модель традиционной формы горшка может выступать в качестве определенного этнического индикатора.

Гончарство как часть материального производства включено в сферу исследований этнографов. В этнографической науке материальная культура понимается как совокупность всех созданных человеком материальных предметов в их функциональной взаимосвязи 1. В этом смысле материальная культура представляет собой механизм адаптации традиционного общества к условиям природной и социальной среды обитания, охватывая не только сферу производства и потребления, но и духовную культуру.

Актуальность научной темы обусловлена не только повышением интереса к проблемам народной культуры и возможностям использования векового опыта предшествующих поколений, но и ее междисциплинарным характером использования гуманитарных и естественнонаучных методов. В практической сфере им соответствуют попытки возродить утраченные виды традиционных ремесел. Такая деятельность осуществляется в с. Выльгорт Сыктывдинского района, которое на рубеже веков было одним из центров создания ремесленного производства керамики. В этом старинном коми селе успешно работает многие годы этнографическая студия «Гончарик», где пытаются воссоздать приемы древнего ремесла. Конечно, трудно

рассчитывать на возрождение керамического производства в полном объеме, но определенная деятельность по пропаганде традиционных приемов изготовления глиняных изделий необходима. Подобная практика способствует распространению этнографических знаний, а в целом сохранению культурного наследия коми (зырян).

Степень изученности темы

Несмотря на то, что отдельные сюжеты гончарного производства на территории Европейского Северо-Востока у коми уже рассматривались в науке, очевидно, что этих исследований явно недостаточно для полного представления о характере традиционной материальной культуры сельского мира. Разные вопросы традиционного гончарства коми(зырян) изучались авторами в исследованиях по этнографии коми, начиная с кон. XIX в. Так, А. М. Мартюшев в своей работе «Краткий очерк кустарных промыслов населения Усть-Сысольского уезда» выделил раздел «Выделка глиняной посуды (горшечники)», где, главным образом, рассматривает отдельные этапы технологического цикла изготовления и процесс обжига посуды. Выявляя номенклатуру глиняных изделий, автор отмечает, что игрушки, куклы и т.п. изделия из глины не делают . Рассмотрению техники изготовления глинянои посуды и ее номенклатуры посвящены небольшие параграфы этнографических исследований 20-х годов XX в. Н. Соснина и В. П. Налимова, опубликованные в журнале «Ком1 му». Так, Н. Соснин, определяя ассортимент глиняных изделий, называет чашки, миски, тарелки, корчаги, кринки, а также игрушки и свистульки. А в качестве добавки к глине указывает на

о

использование дресвы . Известный исследователь этнографии народа коми В. П. Налимов уточняет, что для изготовления посуды брали глину хорошего качества «6уп-вор> (сюн-сёй), а дресву использовали как присадку к ней 4. Однако, в этих работах нет полного описания номенклатуры глиняной посуды, ее характеристики, технико-технологических приемов изготовления. Впрочем, авторы и не ставили перед собой такой задачи и одним из объяснений этого служит то, что во время написания данных работ подобная посуда была

неотъемлемой частью любого хозяйства и методика производства была известна большинству населения.

Необходимо выделить обобщающее исследование В. Н. Белицер, посвященное этнографическому изучению двух народов коми-зырян и коми-пермяков, изданное в 1958 г. В монографии отведен небольшой раздел описанию керамического производства. Автор определяет гончарство у коми(зырян) как домашнее производство, которое реже носило характер ремесла с поставкой изделий на рынок. Традиционно изготовлением посуды занимались женщины пожилого возраста, которые передавали накопленный опыт и определенные навыки из поколения в поколение. Из приспособлений, применяемых при формовке сосудов, она отмечает круглую доску в качестве поворотного столика и деревянный нож. Описывая номенклатуру глиняных горшков, Белицер В. Н. пишет о том, что сосуды разнообразны по форме, хотя называет только три наименования: «корчага», «рок гырнич» («кашник»), «йов гырнич» (горшок для молока). Автор отмечает появление кустарей-ремесленников в нач. XX в., называя центры таких ремесел: Сторожевск, Усть-Кулом, Объячево и самый большой - Вильгорт5

Значительно больше внимания уделяет вопросам производства

керамики Г. Н. Романова, которая рассматривает эту проблематику в трех

£

работах, вышедших в 1975, 1989 и 1990 гг. . Так, исследуя домашнее производство сысольских коми, автор указывает, что в нач. XX в. в некоторых селах гончарство перешло в руки мужчин, которые использовали ручной гончарный круг. В с. Вильгорт гончары-ремесленники производили глиняную посуду на продажу, поставляя ее на ярмарки и базары в г. Усть-Сысольск и развозя по сысольским селам. Гончары объединялись в примитивные мастерские, где имелась совместно устроенная печь для обжига горшков в специальном сарае или под навесом 7 В работах «К вопросу о развитии традиционного ремесла коми» и «Традиция и современность в керамике коми» она дает описание способов формовки глиняного сосуда на моделях и из цельного куска глины. Исследователь также определяет время появления ручного гончарного круга - нач. XX в., который не имел широкого

V 8

распространения, а ножной появился в 30-е годы .

В учебном пособии для студентов, изучающих этнографию коми, вышедшем в 1986 г., В. А. Семенов определяет ассортимент глиняных изделий и технологические приемы изготовления. Он обращает внимание на архаику в производстве глиняных горшков. Автор констатирует, что лепная посуда успешно конкурировала с привозной гончарной, хотя в то же время отмечает и утрату технологии лепного производства. Изучая проставленные на горшках знаки-пасы, он указывает на случаи их нанесения в технике гребенчатого штампа, а также на наличие птичьей лапки, что имело место в культуре Перми вычегодской на Выми, отмечая при этом, что смысл пасов к

о

настоящему времени утрачен .

Все исследователи определяли производство лепной посуды как домашнее, для нужд своей семьи или ближайшего круга людей. Вскользь упоминаются отощители глиняной массы, в качестве которых использовались песок и дресва, без указания пропорций при составлении формовочной массы. В.Н.Белицер, Г.Н.Романова и В.А.Семенов выявляют способы формовки начина и полого тела. Исследователи при этом называют технику моделирования сосудов архаичной. Из приспособлений, применяемых при изготовлении посуды, все авторы отмечают круглую доску в качестве поворотного столика и деревянный нож. Орнаментика сосудов упоминается вскользь. Вопросы обмена и продажи не рассматриваются практически полностью. Только А.М.Мартюшев отмечает интересный способ обмена глиняной посуды, при которой стоимость сосуда определялась его объемом. К сожалению, полностью отсутствуют вопросы функционирования глиняной посуды в быту и определение ее символического содержания в контексте традиционной духовной культуры.

Таким образом, предшествующими исследователями были собраны материалы, дающие представление лишь об отдельных этапах технико-технологических процессов изготовления глиняных сосудов. В настоящее время в научной литературе нет обобщающей работы по изучению производства керамики коми(зырян), в которой были бы всесторонне исследованы все технолоплческие способы конструирования выявленных форм сосудов, определены утилитарные функции в быту и символическое место ее в духовной культуре коми(зырян).

Объектом исследования данной работы является производство керамики коми(зырян), компактно проживающих на территории Коми края.

Предметом исследования данной работы является глиняная посуда коми(зырян): форма, способы изготовления, культурная значимость и ценность в контексте символического и практического содержания.

Хронологические рамки. Исследование охватывает период второй пол. Х1Х - первой пол. XX вв., который можно считать временем устойчивого характера бытования кустарного производства глиняной посуды, в рамках которого появляются и развиваются определенные зачатки гончарного ремесла.

Цель и задачи исследования.

Цель данной диссертации - комплексное изучение производства глиняной посуды у коми(зырян), определение ее функций в быту в рамках бинарной оппозиции и символического содержания в традиционной духовной культуре. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

• классификация глиняной посуды, определение стандартного модуля-модели при ее изготовлении и математической модели традиционной формы глиняного горшка, соотнесение формы сосуда с его функционально-бытовым назначением, определение зависимости формы от способа формовки;

• изучение технико-технологических приемов изготовления сосудов, выявление основного материала (глины) и дополнительных компонентов в формовочной массе, определение технических приемов формовки начина и полого тела, выявление способов обжига и придания прочности посуде;

• определение значимости глиняной посуды как феномена культуры, проявляющейся в единстве духовного и практического, ее символического содержания в контексте духовной культуры, включая технологические приемы изготовления.

Методические принципы исследования.

Предмет и цель исследования определяют адекватные методические принципы и оптимальные подходы: 1) сравнительно-типологический; 2)

сравнительно-исторический: 3) сравнительно-этнографический; 4) сравнительно-мифологический; 5) естественнонаучный.

При написании данной работы использовались следующие источники:

1) музейные коллекции глиняной посуды, а также музейная

ю

документация, относящаяся к ним

Всего исследуется 199 сосудов (в том числе, 21 латка, 10 мисок, 86 банок, 37 горшков, 19 сосудов с носиком-сливом, 5 сосудов с носиком-рожком («сюра гырнич»), 7 сосудов с отверстиями в нижней части тулова (розя гырнич»), один сосуд с отверстиями по тулову и дну, две кружки («вугья гырнич»), один сосуд аналогичен металлической посуде). Базой классификации послужила коллекция глиняной посуды, собранная автором в 80-90 гг. XX в., хранящаяся в музее археологии и этнографии СГУ. Использование коллекций из других музеев позволяет избежать возможного субъективизма при сборе музейных экспонатов. В классификационную схему были включены коллекции из фондов Национального музея и Музея истории просвещения Коми края. Отдельные сосуды, собранные в начале нашего века, депаспортизированы, что во многом обесценивает их информативную значимость, в частности, возможность картографирования типов глиняной посуды.

Следует констатировать, что музейная документация малоинформативна: в лучшем случае в ней указывается место приобретения посуды. Она не содержит сведений об изготовителе, владельце, способе формовки сосуда.

2) материалы, полученные в ходе опроса по авторскому Вопроснику о приемах изготовления и использования глиняной посуды, добытые в ходе полевых изысканий 11.

Полевая работа осуществлялась автором в 1985, 1995-1997 гг. по авторской программе. Опросом было охвачено более 300 респондентов, помнящих технологические особенности конструирования глиняной посуды, проживающих, в основном, в сельских районах Республики Коми.

Составленный Вопросник отражает определенную предварительную систематизацию собранного ранее материала. В него вошли вопросы о приспособительных и субстратных навыках технологического процесса, и определяющие культурную значимость и ценность глиняного горшка в контексте духовной культуры. Подробный анализ использования унифицированных форм изучения традиционной культуры коми (зырян) был дан в работе В.А.Семенова и Д.А, Несанелиса 12.

Для определения и подтверждения определенных выводов по технике формовки посуды, полученных при сборе полевых материалов, применялись рентгеновские снимки сосудов 13. Для изучения формовочной массы, в частности, наличия органики в составе глиняного теста использовались результаты химических анализов по определению количественного содержания углерода в отдельных сосудах14

3) архивные материалы по этнографии и фольклору народа коми, хранящиеся в научных архивах Центрального Государственного Республики Коми, Коми научном центре УрО РАН, фоноархиве проблемной научно-исследовательской лаборатории фолькпорно-археографических исследований, музея археологии и этнографии Сыктывкарского университета, а также фотоархив Национального музея Республики Коми 15 использовались при определении символического значения глиняной посуды в духовной культуре коми(зырян).

4) опубликованные фольклорные материалы и словари коми языка 16 также послужили источниками рассмотрения культурной значимости глиняных сосудов.

5) археологические материалы как опубликованные, так и неопубликованные 17 привлекаются в качестве источника для сравнительного анализа.

Научная новизна работы заключается в том, что это первая попытка комплексного исследования производства керамики, включающая в себя классификацию глиняной посуды с использованием методов математической

статистики (предложенная типология может быть использована в качестве опорной для других этнографических исследований различных народов Евразии); подробнейшее описание технико-технологических приемов изготовления глиняной посуды с привлечением результатов

естественнонаучных методов изучения; определение ее культурной значимости в контексте традиционной духовной культуры коми (зырян). Кроме того, диссертация вводит в научный оборот этнографические и фольклорные данные, ранее не публиковавшиеся, а также материалы, собранные автором в ходе полевых изысканий.

Практическая значимость работы состоит в возможности привлечения систематизированного материала при разработке спецкурсов по этнографии для студентов вузов и школьных курсов по краеведению, для практических нужд музееведения, для воссоздания народных промыслов. Материалы, представленные в диссертационном исследовании, послужили основой для разработки отдельных разделов экспозиции музея археологии и этнографии Сыктывкарского университета. Выводы диссертации могут быть использованы в обобщающих работах по этнографии коми(зырян).

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в серии публикаций. Кроме того, они нашли отражение в докладах автора на Февральских чтениях 1995-98 гг. в Сыктывкарском университете, а также на конференциях «Традиционная музыкальная культура народа коми» (Сыктывкар, 1996 г.) и «Музей и наука» (Сыктывкар, 1997 г.). Автор разработал и читал спецкурс «Производство глиняной посуды у коми(зырян)» для учащихся Коми национальной гимназии и Гимназии искусств при Главе Республики Коми.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, включающего Вопросник, по которому осуществлялся сбор материала в ходе полевых исследований, список информаторов, сводные таблицы, куда вошли сведения о параметрах, пропорциях и орнаментике глиняных сосудов, результаты анализов на

количественное содержание углерода в составе глиняного теста, а также рисунки и фотографии.

1 Материальная культура. Свод этногр