автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Город и театр

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Мостовая, Галина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Город и театр'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Мостовая, Галина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.3-21.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА. Становление городских театров (1775-1870г.г.).22-99.

1.1. Появление городских театров.25- 43.

1.2. Городская Театральная комиссия.43-65.

1.3. Дирекция городского театра.65-82.

1.4. Театр и зритель в исследуемые годы.82-99.

ВТОРАЯ

ГЛАВА. Развитие сети городских театров (пос. треть XIX в.). 100-169.

2.1. Открытие городских театров.102-117.

2.2. Городская Театральная комиссия.117-130.

2.3. Городская Театральная комиссия или Управа?.130-137.

2.4. Две формы заведования городским театром.137-155.

2.5. Театр и зритель в исследуемые годы.155-169.

ЗАКЛЮЧНИЕ.170-177.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Мостовая, Галина Ивановна

В «Словаре театра» опубликованном в Москве в издательстве «Прогресс» 1991 году Патрис Пави рассматривает 35 видов театра, ' оговариваясь при этом, что основой для его исследования послужила деятельность исключительно европейских театров на протяжении XV-XX веков. Несмотря на такую временную протяжённость основное развитие видового разнообразия театральной деятельности приходится на XX век (17 из названных выше 35), что может быть соотнесено с определением театром своего места в усложнившейся инфраструктуре общества. Бурное развитие в XX веке средств массовой информации, в частности кино, телевидения и радио, повлияло на увеличение видового разнообразия театральной деятельности. Это может быть объяснено не столько желанием театра сохранить свою аудиторию, сколько потребностью дальнейшего развития театрального искусства. Деятельность театра, как социального явления определяется воздействием двух факторов: доминирующей внутренней тенденцией, определяющей процесс развития, и окружающей средой. Изучение условий окружающей среды, в которой происходит реализация каждого конкретного явления, способствует пониманию реально протекающих процессов, и объясняет своеобразие полученных результатов. В соответствии с тем, что жизнь сценического коллектива, как социального явления, определяется этими двумя факторами, представители науки о театре в последнее время все чаще признают целесообразность расширения рамок локального театроведения, ориентировавшегося в предыдущие годы на изучение деятельности театров с точки зрения сугубо искусствоведческих аспектов театрального процесса.

В системе профессиональных театров в России за весь период их дореволюционного существования, сложилось несколько типов организации театральной деятельности: Государственные театры (императорские и казённые), Частные театры /до 1861г. это, в основном, были крепостные театры/, Городские театры, Антреприза.

Тип организации театральной деятельности определялся различными формами собственности на театральные предприятия. Отношения собственности определяют отличия функционирования и развития не только различных, но и однотипных организационных форм. Так, например, можно наблюдать различия в деятельности Императорских и казённых театров, относившихся к одному типу организации театральной деятельности - Государственному театру, сложившихся под влиянием объективно разных возможностей в присвоении и распоряжении перераспределённой им государственной собственности.

В настоящей работе будет рассмотрен только один из множества перечисленных выше типов профессиональных театров - городской театр. Городские театры, как тип организации театральной деятельности, ведут своё начало от тех театров, которые открывались царскими наместниками, начиная с 1775 года, во вверенных их управлению губерниях. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. До 1882 года, когда деятельность городских театров имела уже более вековую историю, в обеих столицах Российской империи ещё существовала монополия императорских театров на организацию театральной деятельности. В связи с чем, объект исследования в работе следует еще более конкретизировать и определить его как городской театр в провинции России.

В современных театроведческих работах довольно часто понятие «городского театра» соотнесено с одной из их функций - «обслуживания широких кругов горожан»1. Однако, в годы их существования название «городской театр» было соотнесено конкретно с понятием собственности. Городскими театрами назывались театры, владельцем которых являлся город, естественно, в лице городских властей. Под владением городом театра подразумевалось владение театральным здани-' ем. «Понятие «театр» сегодня существует для нас в единстве театрального помещения, работающей в нём постоянной труппы и администрации. Однако в царской России, за исключением императорских театров, все составные элементы этого понятия чётко различались»2.

Повторим ещё раз, что в настоящей работе определение «городской театр» как типа организации театральной деятельности соотнесено непосредственно с формой собственности на театральное предприятие. Зачем нам потребовалось ещё раз заострить внимание на основном признаке предложенной выше классификации организационных типов театральной деятельности?

Собственно потому, что название «городской театр» впервые появилось в указе 1783 года «Об учреждении особого комитета для управления театральными зрелищами и музыкою». Необходимо подчеркнуть, что в данном указе «городской театр» был выделен не как самостоятельная форма организации театрального процесса, а как дополнительная площадка для театральных трупп, содержащихся за счет средств двора императорского величества /бывшего совершенно самостоятельным финансовым «субъектом» в государстве/. Мордисон Г.З. в «Истории театрального дела в России» отмечает, что с данного момента государственный театр стал не только платным, но и предназначался для «широкой городской публики». Форма «государственно

1 История Русского драматического театра. Т. 2. М., 1977, с. 194.

1 ДадамянГ.Г.ТеатрвкультурнойжизниРоссии(1914-1917). М., 1987, с.48. го театра» была выделена курсивом автором данной работы в качестве подтверждения (финансовой и организационной) несамостоятельности городского театра в том контексте, как он был предложен /и впоследствии реализован/ указом 1783 года. Это подтверждает и Мордисон Г.З., делая следующий вывод: «Городские театры практически всегда нахо-' дились на государственной дотации. Её прекращение или приостановка немедленно привела бы к закрытию придворных театров, и не позволила бы работать на должном уровне и театрам «Городским»»3. Повторим ещё раз, что исторически понятие «городской театр» соотносилось с работой конкретных театров: театром на Царицынском лугу и театром, построенном между Мойкой и Екатерининским каналом, близ Коломны. Думается, однако, что эти театры по способу организации их деятельности гораздо вернее было бы отнести к государственным театрам, предназначенным для «обслуживания широкой городской публики» и «приближенным» к ней по месту расположения, то есть находящегося в городе. Но в городе может осуществлять свою деятельность любой из ранее названных, соотнесённых в своих названиях с формой собственности, театров.

Главное отличие городских театров от казенных театров, так же осуществлявших свою деятельность в провинции, и к которым довольно часто причисляется городской театр, определялось формой собственности этих театров. Создание на присоединенных в ходе исторического развития государства Российской империи территориях казенных театров, определялось политиками как дело государственной значимости. Деятельность казённых театров финансировалась из государственной казны (откуда они и получили своё название)4. Деятельность же

3 Мордисон Г.З. История театрального дела в России. Ч. 2. СПб. 1994, с. 465. Существование на окраинных областях России театра, рассматривалось правительством как важное государственное дело. Так на Тифлисский театр, ввиду его «серьезного государственного и общественного городских театров финансировалась из городского бюджета. Причем, город самостоятельно изыскивал средства для содержания театра, не перераспределяя казенных средств.

Выбор именно городских театров в качестве объекта исследования в настоящей работе обусловлен зависимостью деятельности театров ' данного типа от системы городского управления. Владение городом театральным зданием давало местным властям возможность формировать собственную театральную политику. Зависимость городских театров от структур власти определяла всю совокупность взаимоотношений, складывавшихся между городом и театром, в течение всего времени существования последних.

Научная новизна работы. Впервые в истории отечественного театроведения городской театр рассматривается как самостоятельный тип организации театральной деятельности в контексте формирования правовых и организационно - управленческих взаимоотношений между городом и театром. Развитие городского театра исследуется в соотношении с правовым, экономическим и общественным развитием государства. Такой подход позволил установить не только закономерность появления и развития городских театров, но и определить специфику организации их деятельности по отношению к другим типам театров. Одновременно в настоящей работе сделана попытка выявить степень влияния городских театров на процесс формирования социальных и культурно-эстетических ценностей общества.

Актуальность исследования. Появление и развитие городских театров практически не становилось предметом изучения нашего театроведения. Исключение составляет лишь сборник «История русского значения», с 1856 года, отпускалось т казны ежегодное пособие в 18 тысяч рублей, впоследствии значительно повышенное. драматического театра» в семи томах, в котором, анализируется деятельность городских театров, как отдельных культурных явлений в провинции. Однако они не исследуются как самостоятельный тип организации театральной деятельности, поэтому картина театрального процесса в провинции на протяжении всего XIX века выглядит неза-' вершённой. Пимен Арапов, посвятив свою «Летопись русского театра» «его величеству государю императору Александру Николаевичу самодержцу Всероссийскому»5, ведя свое повествование от пилигримов Западной Европы до театра царствования Александра Павловича, останавливается исключи тельно на истории развития императорского театра. Тот же объект для исследования выбран и в работе Е.Н. Опочи-нина «Русский театр. Его начало и развитие». Б.В. Варнеке рассматривает провинциальный театр через призму жизнедеятельности провинциальных артистов, служивших для него не только яркими прообразами персонажей пьес А.Н. островского («Лес», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники»), но и источником информации о положении дел в провинции: «(.) театров, тогда в провинции было не много. По крайней мере, знаменитая П.А. Стрепетова (.) свидетельствует в своих записках. Что в 70-х годах хороших провинциальных насчитывалось всего 8: киевский, харьковский, одесский, тифлисский, казанский, воронежский. Ростовский (на-Дону), саратовский»6. Интересно. Что издавая этот труд в 1913 году Б.В. Варнеке заключает приведенную выше фразу тем, что «это положение театра в провинции (кур. авт.) осталось без перемен и до наших дней».

В этом моменте с Б.В. Варнеке может поспорить не только автор данной работы, но и И.Ф. Петровская. В монографии «Театр и зритель

5 Арапов П. Летопись русского театра. СПб. 1861, с. 1.

6 Варнеке Б.В. История русского театра. Одесса, 1913, с. 621. провинциальной России» она качественно меняет подход к изучению провинциального театра (о чем далее в работе будет рассмотрено довольно подробно). Для И.Ф. Петровской «провинциальный театр» в период с 1860 по 1890 годы уже не просто множество разрозненных единиц, а полноправная составляющая театральной системы России.

Изучение существования городских театров, как элемента единой театральной системы российской провинции, способствовавших развитию театрального процесса в стране и антрепренёрской деятельности актуально с точки зрения современной театральной ситуации. Сегодня, в условиях отказа от административного руководства культурным строительством и развитием сценического искусства, формирование правовых, экономических и организационных отношений между городом и театром может быть рассмотрено как важнейший элемент системы управления театральным делом, обеспечивающий поддержку и профессиональное развитие театральной деятельности. При этом под управлением театральным делом понимается возможность создания наиболее благоприятных условий социального бытования театрального искусства, как с точки зрения развития самого искусства, так и с точки зрения возможности его освоения публикой.

Сегодня особая роль в создании условий, обеспечивающих бытование и развитие театрального искусства на всей территории России (вследствие проведения властями политики децентрализации в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере художественной культуры), отводится регионам. Им дана возможность проводить собственную театральную политику, путём развития театрального предложения, отвечающего сложившимся в регионах историко- национальным и социально - культурным особенностям. Изучение исторического опыта деятельности городских театров сегодня, когда тенденция к увеличению числа муниципальных театров в России очевидна, может быть интересно не только с точки зрения познания прошлого, но и для его использования в современной практике театрального строительства, естественно, с учётом реалий сегодняшнего дня. Речь не идёт о простом переносе определившихся почти сто лет назад форм управления, но об использовании некоторых принципов системы управления городскими ' театрами, выработавшимися на протяжении их почти полутора вековой деятельности. «По своей этимологии понятие «культура» (и театральная культура как одна из её составляющих - курсив авт.) восходит к идее возделывания, селекции, терпеливой работы нескольких поколений по отбору и закреплению лучшего»7.

Цель исследования. Индивидуальное своеобразие деятельности городских театров можно понять во всей полноте и разносторонности, лишь рассмотрев её в соответствии с развитием взаимоотношений между городом и театром, имевших определенную специфику для каждого конкретного промежутка времени. Учитывая, что анализ репертуарной политики провинциальных театров, к которым принадлежал и городской театр, уже проводился многими исследователями, в настоящей работе основной акцент делается на анализе проката репертуара «городских театров». Так, например, в отличие от частных театральных предприятий, участие местных властей в формировании прокатной афиши городских театров почти исключало попадание на сцену двусмысленных, с точки зрения общественной морали, пьес. С этой точки зрения участие городов в формировании репертуарной афиши театров содействовало процессу становления правового общества и его морально- этических представлений.

Цель настоящего исследования - определить закономерности развития городского театра, как типа организации театральной деятельности и его роли в формировании новой (в каждый конкретный исторический период) модели эстетических и социальных общественных ожиданий как для города, так и для театральной системы государства в целом.

Задача, в соответствии с поставленной целью, может быть сфор-' мулирована следующим образом - изучить историю и специфику бытования городских театров, проследить процесс эволюции взаимоотношений в системе «город и городской театр». Это позволит восполнить пробел в истории российского провинциального театра, и может послужить основой для осмысления современного состояния городских театров в России.

Система взаимоотношений между городом и городским театром рассмотрена в работе с точки зрения исторического процесса и его результата, сложившегося под воздействием; I внутренних тенденций развития общества в течение XIX века; 2)особенностей социокультурной среды, в которой развивались городские театры; 3)участия отдельных личностей в процессе становления городских театров.

Первое условие поможет выявить закономерности появления и дальнейшего развития городских театров в течение определенного периода времени. Второе условие объясняет: 1) экономические предпосылки создания городских театров; 2) характер их дальнейшего существования, а также имевшееся разнообразие между различными театрами данного типа. Третье условие связано со своеобразием общественно-политического строя России. Так как в анализируемые годы она была страной самодержавной, то многие решения в стране зависели от личности императоров и их представителей на местах. Поэтому мы не имеем права исключить этот фактор из нашего рассмотрения. Как будет показано в работе, от личного желания генерал-губернаторов во многом зависело существование городских многом зависело существование городских театров в конце VIII - начале XIX веков.

Деятельность городских театров в провинции рассматривается:

1)в первую очередь, в соответствии с развитием правовой и экономической базы Российского государства;

2)с учетом их роли в городе как общественного института.

Социальные цели функционирования театра как общественного института, в свою очередь вытекают, с одной стороны, из более общих концепций предназначения искусства и, с другой стороны, из сложившихся на данный период в данном обществе представлений о назначении художественной культуры как части жизнедеятельности»8.

Аудитория театра, выступающая в качестве самостоятельного-элемента общественного мнения, способствует реализации социальных целей театральной деятельности, участвуя в театральном процессе через посещения спектаклей. П.Н. Милюков, исследуя процесс развития театра, как элемента «общественного мнения», констатировал, что театр в России, пройдя определенный путь развития, на рубеже XIX и XX веков, превратился из жалкого приюта комедиантов в трибуну городской интеллигенции.

Выбранный автором временной промежуток исследования истории городских театров российской провинции достаточно продолжителен - от 1775 до 1900 г. Однако, учитывая изложенные выше соображения, мы выделяем всего два периода в их развитии: первый - с Г/75 до 1870 (принятие нового «Городового положения» Александром II, и второй - последняя треть XIX века. Б.Н. Асеев в лекциях по «Истории

8 Левшина Е.А. Управление и регулирование: альтернативные решения. //Театр между прошлым и будущим. М„ 1989, с. 127. русского драматического театра первой половины XIX века»9 разделил историю развития русского театра на протяжении XIX века на два периода, «приблизительно совпадающие первой и второй половиной века». Периодизация предложенная Б.Н. Асеевым обусловлена социально-экономическим развитием России. И для него исторический рубеж ' - отмена крепостного права в России в 1861 году. Для накшего исследования более актуален в качестве рубежа 1870 год - год принятия нового «Городового положения» Александром II. Соответственно первый период изучения деятельности городских театров приходится на 1775 — 1870 годы, и второй - последнюю четверть XIX века. Это и определило структуру работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Город и театр"

Заключение.

Анализ исторического материала, проведённый в диссертации, показал, что формирование правовых, экономических и организационно -управленческих взаимоотношений между городом и театром можно рассматривать как попытку согласования интересов городских властей, ' театра и зрителя. Процесс согласования этих интересов, как мы показали, длился более столетия. Те стороны взаимоотношений между городом и театром, которые были рассмотрены в данном исследовании, конечно же, не охватывают всего комплекса проблем, которые могут быть рассмотрены в рамках заявленной в работе темы. Не оспаривая известный тезис о «невозможности объять необъятное», и учитывая, что деятельность городских театров не рассматривалась раньше как самостоятельный тип организации театральной профессиональной деятельности, мы сочли возможным сосредоточиться в работе на исследовании формирования правовых, экономических и организационно-управленческих отношений между городом и городским театром, определявших возможность появления и развития этих театров.

В течение первых семидесяти лет XIX века были определены основные направления развития взаимоотношений между городом и городским театром, способствовавшие утверждению этих театров не только в структуре провинциального города, но и в масштабах театральной системы всего государства. Например, все городские театры, на момент своего возникновения, можно определить как любительские формирования, обязанные соблюдать правила организации театральной деятельности, обусловленные государственным законодательством.

Необходимым и отличительным, от других форм организации театральной деятельности, условием возникновения и дальнейшего развития городских театров было владение городом здания театра. Являясь собственником театрального здания, городские власти имели возможность проведения собственной театральной политики, способствуя тем самым не только удовлетворению, но и формированию эстетических и духовных потребностей горожан. Если рассматривать процесс организации театральной деятельность как возможность согласования интересов различных общественных групп: городские власти, театр и ' зритель, - то необходимо отметить, что в течение первой половины XIX века речь скорее может идти о согласовании интересов между городом и театром. Зритель, как некоторая стабильная группа, объединённая общими интересами, в этот период не могла проявлять своей активной позиции, потому что ещё не была сформирована. Театр был привнесённым элементом в культурную жизнь провинции, и заслуга городских властей заключается в том, что ими в этот период были созданы условия, обеспечившие возможность появления и развития городских театров, и, соответственно, становления потребности в театральном искусстве у горожан. Заботясь об открытии театра, городские власти подразумевали возможность формирования морально - эстетических представлений общества, в русле государственной идеологии. Но созданная ими же система управления городскими театрами внесла свои коррективы в реализацию этих намерений.

Первоначально деятельность городских театров, с точки зрения их правовой и экономической организации, во многом (если практически не во всём) определялась губернскими властями, поскольку юридическое оформление данной деятельности требовало непосредственного участия в этом вопросе высших правительственных чиновников (а в первые годы появления городских театров и самого участия царствующей особы), обращаться к которым имели право исключительно представители высших уровней губернской власти.

Отсутствие до 1870 года законодательства, непосредственно регламентирующего деятельность городских театров, предопределило для них не только схожесть возникновения, но, и во многом, однотипность их экономической и организационно - управленческой структуры. Городские власти, финансировавшие приобретение, постройку и содержание театрального здания (и выделявшие по возможности дополнительные средства на зарплату и другие нужды театра), закрепили ' за собой право участия в делах городского театра посредством деятельности специальных городских общественных организаций.

В начале XIX века на возможность появления и развитая городских театров непосредственно повлияли происходившие в стране преобразования, которые способствовали появлению и развитию в России идеи «городского самоуправления». В состав городских Театральных комиссий, избиравшихся для организации театрального процесса в городе, входили представители всех городских сословий. Процесс функционирования городских Театральных комиссий, как элемента системы «город-театр» соответствовал процессу развития в России «общественного самосознания», воспринимавшего и усваивавшего идеи Просвещения. Заслуга городских Театральных комиссий состояла в том, что ими была найдена форма управления, способствовавшая городским театрам утвердиться не только в структуре города, но и в системе профессиональных театров в России.

Благодаря общественному регулированию взаимоотношений в системе «город - городской театр», в ходе первого периода деятельности городских театров с 1775 по 1870 годы, городскими властями была найдена форма управления процессом организации их деятельности, базировавшаяся на следующих принципах:

1) здание театра являлось собственностью города и содержалось за счет городских доходов;

2) городские власти определяли: структуру доходов и расходов театра, форму непосредственного управления городским театром;

3) город имел право участвовать в организации театрального процесса, посредством специально избираемой для этих целей городской театральной комиссии;

4) город оставлял за театром право осуществления самостоятельной творческой деятельности в рамках существовавшего законодательства.

Первые два принципа, лежавшие в основе формирования взаимоотношений между городом и театром, гарантировали городским театрам определённую независимость в финансовых вопросах от пристрастий театральной аудитории. Это было очень важно как в годы становления театрального процесса, когда зрителя ещё предстояло увлечь театральным искусством, так и в годы, когда сформировавшаяся театральная аудитория своими пристрастиями уже могла влиять на направление творческого развития театра. Определённая финансовая независимость в первом случае определила саму возможность существования городских театров, во втором случае позволила им не только подстраиваться под эстетические вкусы публики, но и влиять на их формирование.

Два других принципа, определявших направление формирования взаимоотношений между городом и городским театром в сфере организации театрального процесса, позволяли достигать определенного равновесия при согласовании интересов различных общественных групп в репертуарной полигике театра.

Система управления городскими театрами, сформировавшаяся на основе названных принципов, не только гарантировала сохранение за театром некоторой автономности существования, но и способствовала его развитию в соответствии с изменением внешней среды. Сложившаяся в течение первых семидесяти лет XIX века система взаимоотношений между городом и театром, нуждалась в дальнейшем разрешении ряда проблем, определившихся в ходе театральной практики правовая база, экономическая поддержка городом театральной деятельности и другое. Это требовало решительных действий даже не столько со стороны местных властей, сколько со стороны государства.

Реформы, проведённые Александром II-ым в 60-х годах XIX века, стимулировали экономический рост государства и расширили рамки ' местного самоуправления. Принятие в 1870 году нового «Городового положения», утвердило в социальной практике принципы самоуправления и способствовало развитию инициативы у городских властей. Оно позитивно сказалось на совершенствовании взаимоотношений между городом и театром. Как показано в диссертации, это особенно было заметно в области финансов. Организаторы театрального процесса в провинции использовали не только новые формы финансирования театральной деятельности, но и обеспечивали трансформацию системы управления театрами.

Второй этап в развитии городских театров, пришедшийся на последнюю треть XIX века рассматривается в главе - «Развитие сети городских театров». В этот период времени изменения, произошедшие в системе взаимоотношений между городом и театром, отражают, в основном, влияние внешних факторов на развитие театрального процесса. При этом изменяется не столько сама структура системы, сколько функции составляющих её элементов. Введённые «Городовым положением» 1870 года городские Управы стали владельцем имущества театра и непосредственно отвечали за обеспечение финансовой поддержки их деятельности. Они находили различные способы пополнения «театрального бюджета». Для этих целей Управы не только заимствовали средства из городской казны и сдавали в аренду «театральное фойе», как это было в предшествовавший период, но также производили займы, использовали «особые капиталы», выделявшиеся государством на постройку домов в городах, производила аукционные распродажи театральных костюмов. Характер участия городских властей в делах городских театров все больше соответствовал той роли, в которой их хотели бы видеть сценические деятели, предлагавшие на своем I Всероссийском Съезде учредить в провинции форму «городской антрепризы». Подтверждением этому могут служить участившиеся в те-' атральной практике случаи выбора городскими властями способа управления театрами в соответствии с принципами «самозаведования». Многие из них считали такой способ ведения театрального дела вполне обоснованным и соответствующим сложившемуся положению дел.

В конце XIX - начале XX веков, в связи с ростом престижа театральной деятельности наблюдается соперничество между членами городской Театральной комиссии и городской Управы в отношении их участия в делах театра. С течением времени, и особенно в начале XX века, городские Управы начинают настаивать на непосредственном участии в организации творческого процесса. Сложившаяся к тому времени система управления театральным делом в городе не позволяла им вмешиваться в творческий процесс. Городское общество, в лице городских Театральных комиссий, стремилось защитить творческую независимость городских театров, которую те приобрели за предшествующий период своего существования. И для местных властей, и для городского театра «принадлежность» к системе никоим образом не ограничивала возможности их участия в деятельности каких-либо иных городских структур или субъектов, прямо или косвенно влиявших на развитие театрального процесса в провинциальных городах России. Но подробно эта сторона взаимоотношений между городом и театром в работе рассмотрена не была. Как мы уже упоминали ранее, произошло это и в силу отсутствия достаточного количества необходимого материала, и по «объемности» вопроса, который может стать самостоятельной темой для исследовательской работы.

Произошедшая в 1917 году Октябрьская революция изменила уклад жизни как самого государства, так и его провинции. Выделение советской властью приоритетности идеологической направленности деятельности театров повлияло на постепенное вытеснение «государственным театром» других типов театров, прервав тем самым эволюци-' онный путь их развития. Введение в ! 922 году НЭП не изменило государственной политики в отношении театров. К началу 30-х годов XX века «государственный театр» становится в России единственно возможной формой организации театральной деятельности.

Проведённое на базе документально- архивного материала, театроведческих и культурологических источников исследование показывает специфику формирования системы отношений «город - городской театр» и основные направления её цивилизованного развития. Сегодня, когда наряду с государственными, расширяется сеть муниципальных театров, и многие вопросы взаимоотношений системы «театр - город» продолжают оставаться нерешёнными, обращение к истории городских театров может восприниматься как попытка переосмыслить культурно отстоявшиеся формы организации театральной деятельности (например, вопрос определения собственности на театральное помещение в организации театральной деятельности, вопрос существования «общественных организаций» в управлении городскими театрами и их влияние на формирование репертуара и труппы этих театров).

Мы не знаем цели театральной реформы, которая сегодня проводится в стране. Однако, и «Комплексный театральный эксперимент 1987 года», и перевод в 1989 году театров, концертных организаций, и культурно - просветительных учреждений страны на новые условия хозяйствования и Постановления Правительства Российской Федерации в 1991 и 1995 годах, если их правильно понимать - есть шаги на пути к самоорганизации театральной жизни в России с участием государства.

Процесс самоорганизации театральной жизни в стране тормозится тем, что государством не созданы определённые условия для успешной реализации этого принципа - например, не решены вопросы социальной защиты артистов, не сформирована инфраструктура театрального дела. При определении приоритетов в развитии инфраструктуры теат-' рального дела в России среди других необходимых условий следует назвать наличие свободных театральных площадок. Впервые идея свободных театральных площадок была предложена в государственной общественной программе «Активизация театральной жизни российской провинции» 1995 года. В силу известных социально-экономических причин этот вопрос получил только теоретическое развитие. Однако, в марте 2001 года на одном из заседаний Правительства Москвы было принято решение о создании сети свободных сценических площадках в г. Москве. Если предположить, что и в регионах появится возможность создания (реконструкции, поддержания) свободных театральных площадок, и если вспомнить, что основой городского театра, как типа организации театральной деятельности, было владение городом театральным зданием (то есть непосредственно театральной площадкой), то хочется надеяться, что возможность использования богатого исторического опыта будет важна не только с научной, но и с практической точки зрения. Это тем более необходимо, если учесть, что культурное сознание воспроизводит нечто новое, лишь усвоив и закрепив уроки прошлого.

 

Список научной литературыМостовая, Галина Ивановна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Аксаков С.Т. Литературные и театральные воспоминания и произведения раннего периода. // Полное собрание сочинений в 6-ти том. Т.4. - СПб.: Н.Г. Мартынов - 1886 - С. 480.

2. Афонин Л.М. Орловский областной драматический театр им. И.С. Тургенева. Орел; Приокское кн. изд-во - 1965 - С. 22.

3. Батурин П.С. Записки. // Голос минувшего. Журнал истории и истории литературы. Кн. 1 М.: тип. Рябушинских - 1918 - С. 474.

4. Бедлинский К. Калужский театр. Тула: Приокское кн. изд-во -1977-С. 206.

5. Белинский В.Г. Критическая история русской литературы. // Полное собр. Соч. в 12-ти том. Т. 3. СПб.: М.М. Стасюлевича - 1902-С. 321.

6. Беляков Б.Н. Летопись Нижегородского Горьковского театра. 1798 - 1960. - Горький: Волго-Вят. Кн. изд. - 1967 - С. 352.

7. Беньяш P.M. Пелагея Стрепетова. Л.: Искусство - 1967 - С. 255.

8. Бессонов С. Калужский городской театр. Калуга: Калуж. Губ-полиграф гостил КГСНХ - 1929 -С. 37.

9. Велизарий М.И. Путь провинциальной актрисы. Л.-М.: Искусство -1938-С. 319.

10. Витте С.Ю. Самодержавие и земство. Штуттгарт: Освобождение-1903 -С. 224.124125126127128129130131132133.134135.136,137,138,

11. Вульф П.Л. В старом и новом театре. Воспоминания. М: ВТО -1962-С. 269.

12. Гуревич Л .Я. История русского театрального быта. Т.1 М.- Л.: Искусство - 1939 - С. 304.

13. Курочкин Ю. Из театрального прошлого Урала. Свердловск: Кн. изд-во - 1957 - С. 286.

14. Лавров И.И. Сцена и жизнь в провинции и в столице. 1830 -1876 М.: П/ф наел, братьев Салаевых -1889 - С. 235. Ландау С.Г. Из истории драматического театра в Омске. - Омск: Омское обл. гос. изд-во - 1950 - С. 156.

15. Лифшиц Л.И. Театр в Красноярске. Красноярск: Кн. Изд-во -1957 - С.111.

16. Любомудров М.Н. Старейший в России. Творческий путь Ярославского драматического театра. — М.: Искусство 1964 - С. 264.

17. Малинин Д.И. Начало театра в Калуге. Калуга: Губернская типолитография - 1912 - С. 42.

18. Медведев П.М. Воспоминания. Л.: Гос. тип. им. Е. Соколовой -1929-С. 359.

19. Незнамов М.Н. Старейший русский театр на Урале. Чкалов: Чкаловская коммуна - 1948 - С. 132.

20. Николаев Н.И. Драматический театра в Киеве. Киев: изд. Я. Б-го и Н. И-ва- 1898 - С. 212.

21. Нильский А.А. Закулисная хроника. 1856 -1894. СПб.: Общественная польза- 1897 - С. 338.

22. Новский JI. Столетие театра в Тамбове. 24 ноября 1786 1886. -Тамбов: тип. Губ. Правл. - 1887 - С. 48.

23. Огородников С.Ф. О театре в Архангельске. Архангельск: Архангельская губ. тип. - 1895 - С. 7.

24. Островский А.Н. Полное собрание сочинений в 12-ти том. Т. 10. М.: Искусство - 1978-С. 720.

25. Островский А.Н. Полное собрание сочинений в 12-ти том. Т. 12. -М.: Искусство 1980-С. 631.

26. Панфилов А.П. Свердловский драматический театр. Свердловск: Кн. изд. - 1957 - С. 228.

27. Полянский Н.С. Вологодский городской театр. Вологда: Вологодское о-во изучения сев. края - 1922 - С. 14.

28. Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург. // Полное собр. Соч. в 10-ти томах. Т.8. М. -JI.: Изд. Академии наук СССР-1949-С. 494.

29. Русская художественная культура второй половины XIX в.: Диалог с эпохой. // Рос. АН Гос. ин-т искусствознания. М: Наука -1996-С. 335.

30. Русская художественная культура конца XIX в. Т.1 // АН СССР Ин-т Истории Искусств М-ва культуры СССР М.: Наука -1968-С. 442.

31. Русские драматурги ХУ1П XIX вв. Монографические очерки. Т.1 - JI.-M.: Искусство - 1959 - С. 488.

32. Русские драматурги XVTII XIX вв. Монографические очерки. Т.2 - J1.-M.: Искусство - 1961 - С. 391.152153154155156157158159160.161162.163.164.165.166.167.168.

33. Самсонов Л.Н. Театральное дело в провинции. Одесса: тип. Ульриха и Шульце - 1875 - С. 168.

34. Светаева М.Г. Мария Гавриловна Савина. М.: Искусство -1988-С. 317.

35. Синельников Н.Н. 60 лет на сцене. Харьков: Харьковский гос. театр русской драмы. - 1935 - С. 340.

36. Скальковский К. В театральном мире. СПб.: типография А.С. Суворина - 1899 - С. 305.

37. Славин И.Я. Саратовский городской театр. Саратов: типо-лит. Шельгорн - 1915 - С, 16.

38. Смирнова Н.А. Воспоминания. М.: ВТО - 1947 - С. 440. Соболев Ю.В. За кулисами провинциального театра. - М.: Госиздат «Красный пролетарий» - 1928 - С. 80. Соболыциков - Самарин Н.И. Записки. - Горький: Горьковское кн. изд-во - 1960 - с. 385.

39. Театр между прошлым и будущим. М.: ГИТИС - 1989 - С.223.

40. Третьяков В.Ф. Очерки по истории Таганрогского театра с 1827 по 1927. Таганрог: художественная секция Окрполитпросвета -1927-С. 93.

41. Юрьев Ю.М. Записки. Т. 1 Л.-М.: Искусство - 1963 - С. 659.

42. Якобсон В. Павел Самойлов. Л.: Искусство - 1987 - С. 203.

43. V. Список использованных периодических изданий.

44. Артист. Ежемесячный театральный, музыкальный и художественный журнал М. - 1891 - №№ 15,16,17.

45. Артист. Ежемесячный театральный, музыкальный и художественный журнал М. - 1892 - №№ 20, 23 -25.

46. Артист. Ежемесячный театральный, музыкальный и художественный журнал М. -1983 - №№ 26-29, 31.

47. Артист. Ежемесячный театральный, музыкальный и художественный журнал М.- 1894- №№ 27, 35,46.

48. Вестник. Литературный, политический, научный, художественный ежедневник. М. - 1884 - №№ 11,15-17, 37,44, 51.

49. Вестник. Литературный, политический, научный, художественный ежедневник. М. - 1885 - №№ 552, 647.

50. Вестник. Литературный, политический, научный, художественный ежедневник. М. - 1886 -№№> 545, 560, 600, 602.

51. Вестник. Литературный, политический, научный, художественный ежедневник. М.- 1893 - №№ 2002, 2015, 2020.

52. Новости сезона. Ежедневная газета театра, искусства, литературы и спорта. М. - 1896 - №№ 48, 67, 89 -91, 107.

53. Новости сезона. Ежедневная газета театра, искусства, литературы и спорта. М. - 1897 - №№ 153, 361, 1595.

54. Новости сезона. Ежедневная газета театра, искусства, литературы и спорта. М. - 1898 - № 484.

55. Новости сезона. Ежедневная газета театра, искусства, литературы и спорта. М. - 1899 - № 551.

56. Новости сезона. Ежедневная газета театра, искусства, литературы и спорта. М. -1900 - №№ 681, 726.

57. Петербургский дневник театрала. Еженедельная театрально -литературная и иллюстрированная газета. СПб.: - 1905 - №№ 1, 3, 6, 8, 10 -13,18,19.

58. Рампа и жизнь. Еженедельный иллюстрированный журнал. М.- 1909 №№ 8,12,15,19-21, 27. .

59. Рампа и жизнь. Еженедельный иллюстрированный журнал. М.191031,34-36,42-44.

60. Рампа и жизнь. Еженедельный иллюстрированный журнал. М. -1911 -№№ 24,27,30,35,50.

61. Рампа и жизнь. Еженедельный иллюстрированный журнал. М. -1912- №№ 48,52.

62. Суфлёр. Газета театральная, художественная и литературная. Выходит два раза в неделю по четвергам и воскресеньям. СПб. -1880- №№ 71,80.

63. Суфлёр. Газета театральная, художественная и литературная. Выходит два раза в неделю по четвергам и воскресеньям. СПб. -1882 -№№2,3.

64. Суфлёр. Газета театральная, художественная и литературная. Выходит два раза в неделю по четвергам и воскресеньям. СПб. -1884-№№ 7 -10.

65. Театр. Ежедневная театральная газета. М. - 1907-№№15,34 -37, 108,141-142.

66. Театр. Ежедневная театральная газета. М. - 1908 - №№ 220-223,274,312,333.

67. Театр. Ежедневная театральная газета. М. - 19-10 - №№ 592, 611,713,754, 768, 772.ч

68. Театрал. Еженедельный иллюстрированный журнал. М. - 1895 -№№3-8, 17-21,44,48 -49.

69. Театрал. Еженедельный иллюстрированный журнал. М. -1896- №№ 54, 58 -61, 72, 77-79.

70. Театрал. Еженедельный иллюстрированный журнал. М. - 1897- №№ 101 -104, 117, 123-126.

71. Театральная библиотека. Ежемесячный журнал по драматургии и сценическому искусству, М. - 1879 - №№ 1-3.

72. Театральная библиотека. Ежемесячный журнал по драматургии и сценическому искусству. М. - 1880 - №№ 1,2.

73. Театральная библиотека. Ежемесячный журнал по драматургии и сценическому искусству. М.-1891 №№5,8.

74. Театральная библиотека. Ежемесячный журнал по драматургии и сценическому искусству. М. - 1892 - №№ 21-24, 26.

75. Театральная библиотека. Ежемесячный журнал по драматургии и сценическому искусству. М. - 1893 - №№ 45 - 48.

76. Театральная библиотека. М. - 1894 - № 42.

77. Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал. -СПб. 1897 - №№ 1-4,9, 11, 14, 16,21,25,29-33,40.

78. Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал. -СПб. 1898 - №№ 2, 4, 6-8, 14, 47 -49.

79. Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал. -СПб. 1900 - №№ 12 - 17, 21,27 -29, 33- 36, 49-51.

80. Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал. -СПб. 1910 - № 4.

81. Театральный мирок. Еженедельная литературно театральная и общественная газета. - СПб - 1885 - № 18.

82. Театральный мирок. Еженедельная литературно театральная и общественная газета.-СПб - 1886-№ 15.

83. VI. Список справочных изданий.

84. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Россия. 1898. СПб.: Лениздат - 1991 - С. 879.

85. Карнеев М.В. Памятная книжка для артистов, драматургов и театралов. -СПб.-1899.

86. Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей. Ч. I.-СПб.-1898.

87. Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей. Ч.П.-СПб.- 1898.

88. Пчельников П.М. Справочная книжка по театральному делу. -М.: 1900,

89. Пави Патрис Словарь театра. М.; Прогресс. -1991 - С. 481.