автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Городское ремесленное производство в Северной Индии XVI-XVIII вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Ванина, Евгения Юрьевна
ВВЕДШИЕ.
Глава I, ОСНОВНЫЕ СЮЦИАЛЬНО-ЭКОНШИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО РЕМЕСЛА.
Глава П. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СШШ ИВДИЙСКОГО ГОРОДСКОГО
РЕМЕСЛА.
Текстильное производство.
Металлургия и обработка металла.
Оружейное дело.
Химическое производство
Производство бумаги
Кораблестроение
Строительное дело.
Проблема источника энергии в индийском ремесле ЮЗ
Уровень практической науки в средневековой
Индии.
Некоторые выводы.
Глава Ш. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО РЕМЕСЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА.П
Мелкотоварное производство.
Казенные мастерские
Наемный труд в городском ремесле.
Формы организации ремесла и уровень средств производства
Ремесленные касты индийского города
Внутренняя структура касты.
Ремесленная каста и развитие производства
ЗАКШЛЕНИЕ.
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Ванина, Евгения Юрьевна
Среди проблем, решаемых современным востоковедением, важное место принадлежит вопросу об уровне развития стран Востока накануне колониального подчинения. Это комплексная проблема, включающая в себя такие составные части, как уровень экономического развития, социально-экономическая структура города и деревни, роль и характер городов, политическая структура общества, культура, идеология и т.д. Настоящая работа посвящена исследованию одного из аспектов проблемы уровня социально-экономического развития Индии в ХУ1-ОТ1 вв. - городского ремесленного производства.
Как известно, развитие ремесленного производства и торгового обмена являются необходимым условием существования города в период феодализма. За стенами городов, - как указывал Ф.Энгельс, - развилось средневековое ремесло - правда, достаточно пропитанное бюргерскицеховым духом и ограниченностью, накоплялись первые капиталы, возникла потребность в торговых
I) сношениях городов друг с другом и с остальным миром .
В данной работе мы рассмотрим производительные силы, социальную структуру, формы социально-экономической организации городского ремесла в Индии, а также его роль в общественном производстве и пути развития. В нащу задачу не входит специальное изучение такой характерной сферы производства при феодализме, как сельское ремесло. Шесте с тем, представляется необходимым по мере возможности провести сравнение городского и сельского ремесла в Индии.
Городское производство в эпоху феодализма характеризует
I) Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 406. ся цехово-корпоративной структурой и разделением труда не столько внутри одного производственного процесса, скольку между цехами. Производительные силы феодального ремесла развивались на протяжении столетий на базисе ручного труда, сохранившегося и в более поздний, мануфактурный период. Количественные изменения и усовершенствования ручных орудий труда в период средневековья обусловили произошедший в новое время качественный скачок, ознаменовавший утверждение механических орудий труда.
Известно, что К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли большое внимание изучению производительных сил и видели в них определяющий фактор общественного развития, подчеркивая, что "экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда"^. При этом развитие орудий труда вовсе не однозначно развитию производственных отношений и не воздействует на него автоматически. Некоторые орудия труда, возникнув в глубокой древности, просуществовали в почти неизменном виде до наших дней. Поэтому было бы неверно развитие орудий труда рассматривать вне человека-важнейшей производительной силы, а развитие производительных сил - вне социально-экономической структуры общества. Вследствие этого мы сочли необходимым исследовать такие проблемы, как формы организации и структура городского ремесла. Мы попытаемся показать, каким образом уровень развития средств производства и социально-экономическая организация ремесла связаны друг с другом и с общим уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества.
Что касается индийского городского ремесла, то большинство исследований посвящено таким проблемам, как организация,сте
I) Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 191 пень подчиненности торговому капиталу и т.п. Что же касается производительных сил, то их изучение затруднено вследствие недостатка фактического материала, что признают все исследователи.
Шесте с тем, отсутствие необходимых данных не помешало утверждению представлений о том, что индийское ремесло было отсталым, архаичным, а его производительные силы - примитивными и не изменявшимися с глубокой древности. Особенно ярко, по мнению некоторых исследователей, "примитивность" и "стагнация" индийского ремесла выступают в сравнении с европейским, более изученная история которого предстает как постоянный и неуклонный про-I) гресс 1.
Сравнение уровней производительных сил в ремесленном производстве стран Востока и Европы в тот или иной период является важным аспектом сравнительно-исторического анализа. Мы попытаемся исследовать индийское городское ремесло в сравнении с европейским. Шесте с тем, при сопоставлении необходимо учитывать и такой немаловажный фактор, как географическая и культурная специфика, создающая особую сложность при сравнении. Так, например, если основным видом текстильного производства в средневековой Европе было сукноделие, то в Индии, по вполне понятным климатическим причинам, производство шерстяных тканей не сыграло значительной роли и, в основном, было сосредоточено в приги-малайских районах. В то же время, хлопкоткачество, занимавшее центральное место в индийском текстильном производстве, не было до ХУШ в. распространено в Европе, хотя индийские хлопчато
I) Ой. , например, В.И.Павлов, К стадиально-формационной характеристике восточных обществ в новое время.- Е.М.Куков, М.А.Барг, Е.Б.Черняк, В.И.Павлов. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. М., 1979, с. 189-194. бумажные ткани ценились там весьма высоко. Географическая и культурная специфика оказывала влияние на такой принципиально важный аспект производства, как источник энергии. Но, несмотря на это, сравнение индийского ремесла с европейским возможно,хотя автор вполне отдает себе отчет в том, что такое сравнение будет неминуемо иметь дискуссионный характер. Условным является само понятие "европейское средневековве ремесло", так как, например, ремесло в городах Италии обладало целым рядом специфических черт по сравнению с ремеслом в германских городах. Не менее значительные различия существовали в ремесленном производстве различных районов Индии. Сравнение необходимо прежде всего для более точной оценки уровня исторического развития Индии к началу нового времени и для выявления факторов,определявших этот уровень. Оно необходимо и потому, что европейское ремесло изучено гораздо лучше, чем индийское, да и сами понятия, которыми оперирует историк, какой бы страной он ни занимался, основаны на европейском материале: "ремесло", "цех", "корпорация", "мастер" и т.д. Исследуя то или иное явление средневекового Востока, мы часто уже в самих терминах и формулировках проводим сравнение с Европой: "ремесленная каста обладала рядом черт европейского цеха".
Несколько слов о географических рамках работы. Мы использовали фактические данные, относящиеся к территории на север тот р.Кришны. Эти районы, входившие в состав крупнейшего государственного объединения средневековой Индии - Шгольской империи - включают в себя современные индийские штаты Пенджаб, Уттар-прадеш, Хариана, Джамму и Кашмир, Бихар, Западная Бенга-лия, Ориссса, Ассам, Мадхья-прадеш, 1>джарат, Раджастхан, Махараштра, северная часть штатов Андхра-прадеш и Карнатака, а также часть территорий современных Пакистана и Бангладеш.
Хронологические рамки исследования - ХУ1-ХУШ вв. - включают в себя период существования Могольской империи и начало колониального подчинения Индии. Но так как два столетия - слишком небольшой период для развития производительных сил средневековья, да и фактический материал не всегда позволяет точно датировать то или иное явление» то мы сочли необходимым включить в исследование данные, относящиеся к более раннему периоду, а также некоторые источники XIX в., позволяющие наметить перспективу того или иного процесса.
Методологическую основу работы составили труды классиков марксизма-ленинизма по проблемам социально-экономического развития феодальных обществ. В работах К.Маркса и Ф.Энгельса "Немецкая идеология", "Формы, предшествующие капиталистическому производству", "Крестьянская война в Германии',' а также в первом томе "¡Капитала" и др.дйна характеристика феодального города Европы, производительных сил, цехово-корпоративной структуры и социально-экономического содержания ремесленного производства, исследованы специализация ремесла, развитие кооперации и мануфактуры, генезис капиталистического производства. Шесте с тем, в работах К.Маркса и Ф.Энгельса рассматриваются проблемы социально-экономической и политической истории Индии, колониальное подчинение и его последствия. <В книге В. И.Ленина "Развитие капитализма в России" рассматривается развитие мелкотоварного производства, форш его подчинения торговому капиталу и процесс складывания капиталистического рынка. Написанная на материале России, эта книга является методологической основой исследования общеисторического процесса генезиса капиталистических производственных отношений.
Настоящее исследование базируется на данных различных типов источников. Большинство работ, посвященных истории средневековой Индии, написано на материале феодальных хроник. Но, к сожалению, этот тип источников, содержащий весьма ценные сведения о политической истории Индии, системе государственного управления, структуре феодальной земельной собственности и т.д., только в очень небольшой степени может быть использован для данной темы. Дело в том, что авторы хроник, как правило, представители феодальной администрации, не считали нужным касаться в своих сочинениях таких "низменных" тем, как ремесла. Кроме того, в отличие, например, от Китая и Кореи, государство в феодальной Индии не вмешивалось в сам процесс производства, поэтому государственные документы, налоговые списки, указы (фирманы) и т.п. не содержат данных о ремесленном производстве, хотя и могут быть использованы при рассмотрении феодальной эксплуатации ремесленников, производственной специализации различных городов и областей, торгового обмена. Среди хроник наиболее значительный материал по интересующей нас теме содержится в "Мират-и Ахмади", принадлежащей перу Али Мухаммед-хана, главы налогового ведомства провинции Гуджарат в середине ХУШ в. Для написания своей книги он использовал труды историков более раннего периода и, главное, включил в текст подлинные документы из архива своего ведомства. Многие из этих документов имеют прямое отношение к исследуемой нами проблематике.
Важные сведения содержатся также в приложении "Хатима" к "Мират-и Ахмади", "Хатима" представляет собой описание столицы Гуджарата-города Ахмадабада, его истории, достопримечательностей, населения, ремесленных каст, религиозных общин и т.д. Ряд интересных данных о ремесле включают также хроники "Мунтахаб ул-лубаб" Хафи-хана и "Рийяз ус-салатин" Салим 1>лам Хусейна (обе - ХУШ в.). Шесте с тем, необходимо весьма осторожное отношение к источникам данного' типа, так как авторы хроник, желая возвеличить своего патрона-государя, часто преувеличивают процветание страны и благоденствие народа в его правление. Кроме того, будучи представителями мусульманской ариттократии, они весьма поверхностно разбирались в индусской кастовой системе, а иногда не скрывали своего явно враждебного отношения к индусам.
Ценным источником является трактат "Аин-иАкбари", написанный в конце ХУ1 в Абу-л Фа злом Аллами, выдающимся деятелем времен падишаха Акбара. Первый том "Аин-и Акбари" содержит сведения о государственном управлении и налоговой системе, о казенных мастерских *дше подробно описывает некоторые производственные процессы, (получение золота и серебра из руды, чеканка монет, изготовление огнестрельного оружия). Вторая книга посвящена описанию двенадцати суба (провинций) империи, при этом в каждой главе особое внимание уделяется экономике данного региона и распространенным там видам производства. Ценный и весьма часто используемый индологами источник, "Айн- и Акбари" не свободен от недостатков, присущих хроникам. Идеализируя своего покровителя и друга Акбара, Абу-л Фазл приписал ему многие изобретения и нововведения, принадлежащие, как достоверно известно, другим людям. Анализируя "Аин-и Акбари, следует, по нашему мнению, отличать этот трактат от хроник, которые с большей или меньшей точностью Фиксировали реальные события. Абу-л Фазл,особенно в главах, посвященных государственному управлению и городам, изображал действительность такой, какой ее хотел видеть падишах. Особенно преувеличена роль государства в экономической и социальной жизни страны. Это становится ясным при сопоставлении текста "Аин-и Акбари" с другими источниками.
Помимо "Аин-и Акбари", мы использовали еще один трактат об управлении государством - "Шукранитишара" некоего Щукрачарьи. В отличие от Абу-л Фазла, об авторе этого трактата мы не знаем ничего, кроме имени. Более того, среди индологов существуют самые разные мнения относительно датировки источника. Как считает Б.П.Мазумдар, "Щукранити" был написан в ХП-ХШ вв. С этой точкой зрения трудно согласиться, поскольку одна из глав трактата содержит подробное описание огнестрельного оружия и приводит рецепт изготовления пороха. Не представляется убедительной и точка зрения Л.Гопала, который считает "Щукранити" ловкой подделкой, изготовленной в XIX в.3^. Основной аргумент Л.Гопала состоит в том, что некоторые положения трактата кажутся "весьма современными" и перекликаются с административными принципами Британской Индии. Но, как известно, английская колониальная администрация использовала многие традиционные принципы управления и правовые нормы, поэтому, как нам кажется^совпадение, на которое обратил внимание Л.Гопал, вполне объяснимо. Можно утверждать поэтому, что этот источник, содержащий ценный,: материал о ремесле, применим для нашего исследования.
Помимо "Щукранити" и "Аин-и Акбари", мы частично использовали двенадцатый том "Критьякальпатару" - огромного сборника комментариев к различным юридическим текстам, написанного Лакш-мидхарой в ХШ в. Этот том, "Вьявахаракханда", содержит сведения об ученичестве в ремесле. Интересен также письмовник ХУ в. "Лек-хападдхати". Он состоит из образцов писем на разные темы и был, по-видимому, составлен как своего рода учебное пособие. В некоторых из приводимых текстов речь идет о строительном деле и ткачестве. - '■1 India
X) B.P.Mazumdar, Socio-economic history of Northers (10301194-)» Calcutta, 1960, p»183* L.Gopal, Sukraniti - a nineteenth century text* London, 1978, p* Уь~У7*
- II
Произведения биографической литературы довольно часто используются исследователями средневековой истории Индии. Это, прежде всего, "Бабур-наме" - мемуары основателя Могольской империи Бабура, описавшего в своей книге города Индии, их быт, ремесла, наемный труд. Записки могольского военачальника Ш[ в. Мирзы Натхана "Бахаристан-и Гаиби" дают возможность получить представление о кораблях флота Моголов, которым при завоевании Ассама командовал автор. Нами использован также более ранний образец мемуарной литературы - записки делийского султана Фируз-шаха Туглака "Футухат-и Фирузшахи" (вторая половина ХЕУ в.),содержаще сведения о ремесленных кастах в городе.
Стоит остановиться особо еще на одном источнике этого типа, ранее не привлекавшемся в работах советских индологов. Это "Архакатханака", автобиография купца Банарасидаса из Джаунпура, датированная 1641 г. Уникальность этого источника состоит в том, что, в отличие от перечисленных выше, он написан не представителем феодальной аристократии, а сравнительно небогатым купцом, часто терпевшим неудачу в делах. Банарасидас подробно сообщает о торговых операциях, принципах деловых взаимоотношений купцов, описывает жизнь и быт купеческих слоев города, рисует яркую картину притеснений и насилий со стороны феодалов. Большой интерес представляет описание города Джаунпура и его ремесленных каст.
Использованы также произведения индийской лексикографической литературы, главным образом, словари, составленные известным ученым и писателем ХП в. Хемачандрой: "Абхидханачинтамани" (синонимический) и "Дешинамамала" (диалектологический), а также фразеологический словарь "Уктивыштипракарана", составленный современником Хемачацдры Дамодарой. Они содержат много терминов, связанных с ремеслом, и использованы нами для сравнительного анализа.
- 12
Важную групцу источников составляют произведения средневековой индийской литературы и фольклора. Они содержат много сведений о быте города, о жизни ремесленников, о социальной структуре ремесла. Приключения героев, нередко фантастические, развертываются на фоне реальной индийской действительности. Наибольший интерес представляет "Чондимонгол"- поэма бенгальского автора ХУТ в. Мукундорама Чокроборти Кобиконкона, реалистически описывающая жизнь города и деревни, притеснения феодалов и городской администрации. В "Чондимонгол" также приведен обширный список ремесленных каст и профессий. Сведения о текстильном производстве и городской торговле можно почерпнуть из поэмы "Падмавати" Малика Мухаммада Джаяси, известного суфийского поэта первой половины ХУ1 в. Помимо этого, нами использованы прозаические произведения ХЕ-ХП в., принадлежащие к так ны-зываемой "обрамленной повести", особенно "Щукасаптати" и "Двадцать пять рассказов веталы", содержащие богатый материал для сравнительного анализа.
Наряду с произведениями художественной литературы мы использовали некоторые образцы фольклора. Особенный интерес представляют истории о Бирбале, советнике падишаха Акбара, прославленном в народной традиции хитреце и защитнике бедных. Эти истории и анекдоты, издававшиеся в Индии и в нашей стране неоднократно, представляют собой городской фольклор позднего средневековья, что придает им особую ценность. Персонажами их часто являются ремесленники и купцы, а действие происходит на фоне реальной городской жизни. Интересный материал о ремесле в городе и в деревне содержат также собранные И.П.Минаевым в Кумаоне (Северная Индия) народные сказки и легенды, а также изданные Л.К.Чундават раджастханские народные песни.
Основным жанром индийского изобразительного искусства в
ХУ1-ХУШ вв. была миниатюра. Расцвет могольской миниатюры приходится на конец ХУТ в. - первую половину ХУЛ в. Для произведений этого времени характерен интерес к деталям быта, одежды, утвари, что имеет особое значение для нашей темы. Наиболее важна для нас миниатюра начала ХУЛ в. "Кабир с учеником и навестившие его юноши11, где детально изображен тнаций станок, а также иллюстрация к хронике "Акбарнаме" "Акбар на строительстве города Фатхпур-Сикри" (Ш в.). Наш использованы несколько изданий миниатюр могольской и местных школ из собраний Москвы, Ленинграда, Берлина, Лондона и т.д.
Наиболее многочисленную группу источников составляют свидетельства еврвпейских путешественников и документы европейских торговых компаний. Особенно ценными являются путевые записки и книги об Индии №.Фрайера, Ж.Рокэ, Т.Пиреша, Д.Барбоши, Ж.Б.Тавернье, Дж. Олафсона, Ф.Еьюкенена и др. Пытливый взгляд иностранца мог заметить то, что для местных авторов было слишком обыденным. Некоторые из европейцев, как, например, Ф.Бьюкенен, проводили социально-экономическое и статистическое исследование районов Индии. йлесте с тем, используя источники этого? типа, необходимо иметь в виду национальную принадлежность, социальное положение и взгляды автора, его профессию, религиозные убеждения и цель поездки в Индию. Например, широко известная книга Ф.Бернье "История последних переворотов в государстве великого Могола" С ХУЛ в.) является весьма ценным источником, но, по нашему мнению, многие выводы автора носят явно субъективный характер и не подтверждаются другими источниками.
Дело в том, что Ф.Бернье посетил Могольскую Индию тогда, когда она находилась в состоянии кризиса, переживала период внутренних смут и распада. Причиной кризиса Бернье ошибочно считал отсутствие частной собственности на землю, чрезмерную централизацию государства. В это время в самой Франции обсуждался вопрос о возможности объявления всех земель в стране королевским доменом. Книга Бернье и его письмо министру финансов Кольберу были направлены в защиту частной собственности на землю. Индия, как отмечал В.Н. Никифоров, была нужна Бернье как отрицательная модель для решения европейских проблем* \ Французский путешественник стремился доказать, что восточные государи, будучи, как ему представлялось, собственниками всех земель в своих странах, являются "королями нищих и варваров". В письме к Кольберу Бернье восхвалял процветание Франции (весьма относительное, как известно), с усердием не меньшим, чем любой могольский хронист восхвалял своего падишаха, и не жалел мрачных красок для изображения Индии. Субъективизм Бернье особено ярко предстает в сентенциях типа "местные (индийские) ремесленники ленивы, но вследствие нужды старательно трудятся"2^. Это, по нашему мнению, заметно снижает ценность источника и требует критического отношения к выводам автора.
Необходимо учитывать и то, что степень информированности иностранных путешественников в Индии была весьма разной. Часто они распространяли на всю индийскую действительность свои впечатления от какой-то одной местности, одного явления, и поэтому их утверждения противоречат данным других источников. Так, английский автор Э.Терри писал в 1616 г., что индийцы не знают оконного стекла, в то время как Абу-л Фазл в главе о строитель
1) Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975, с. 84-87.
2) Бернье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. М., 1936, с. 183.
Т) стве приводит рыночные цены на этот материал4-'. На юге Индии в
ХУ1-ХУП вв. продолжал использоваться в качестве материала для письма пальмовый лист, и это дало многим путешественникам право
2) утверждать, что индийцы вообще не знакомы с бумагой6'. Распространенное в Индии вегетарианство, традиционные, связанные с жарким климатом виды одежды, жилища, утвари воспринимались европейцами как свидетельства всеобщей нищеты индийцев, примитивности о) их быта и культуры .
Особенно осторожно следует относиться к произведениям европейских авторов ХУШ-Х1Х вв. - путешественников, миссионеров, ученых, служащих колониального аппарата. Они содержат богатый материал по интересующей нас проблематике, часто включают статистические данные, что представляет особый интерес. Но, шесте с тем, не следует забывать, что многие из них находились под влиянием стереотипов, созданных колониальной психологией, да и сами внесли немалый вклад в создание этих стереотипов. Как отмечал в своей статье Е.Н.Ерофеев, для авторов ХУШ-Х1Х вв. была характерна уверенность в том, что "европейская культура является вершиной цивилизации", вольное или невольное стремление оправдать колониальные захваты^. Такой "культурный европоцентризм" был свойствен и некоторым авторам ХУЛ в., например,
Ф.Бернье, который сетовал на отсутствие в Дели и Агре достопри
1) Т^Вотагеу, A geographical account of the countries round the Bay of Bengal« Cambridge, 1905» p.25. Early travels in India, Oxford, 1921, p.300. Abu-1 Fazl Allami« The Ain-i Aibari. Delhi,
1978, vol.1, p.
2) T.Bourey, Op.cit., p.25V
3) F.Pelsaert. Jahangcr's India, a remonstratio. Cambridge, 1925, p.eo-61*
4) Ерофеев E.H. Английский колониализм и стереотип индийца в XIX в.- НАА, 1982, № 6, с. 85. мечательностей Парижа, но особенно характерен он для ХУШ-ХГХ вв. Помимо этого, ХУШ-Х1Х вв. были периодом глубокого упадка индийской традиционной промышленности, а значит, как отмечала К.З. Ашрафян, далеко не все показатели этого периода будут справедливыми для более раннего времени*Поэтому, как нам кажется, сведения из произведений европейских авторов следует привлекать только в сопоставлении^ с данными более ранних источников.
Для советских исследователей изучение проблем городского ремесла в Индии является аспектом анализа уровня развития индийского общества в предколониальный период. Отметим в первую очередь монографию А.И.Чичерова "Экономическое развитие Индии перед английским завоеванием (ремесло и торговля в ХУ1-ХУШ вв.)". В этой книге подробно исследованы разделение труда, организация ремесла, подчинение его торговому капиталу. Одним из первых А.й.Чичеров подверг критике представления о примитивности и архаичности индийского ремесла, хотя, к сожалению, недостаток фактического материала помешал более детальному исследованию. После выхода своей книги в 1965 г. А.й.Чичеров неоднократно возвращался к проблемам предколониальной истории Индии и, в частности, несколько уточнил свой вывод о степени развития в экономике Индии позднего средневековья элементов капитализма.
Важные проблемы типологии средневекового индийского города, его социальной структуры, организации ремесла и связи с деревней рассматриваются в работах К.З.Ашрафян, особенно в недавно вышедшей монографии "Средневековый город Индии". На основе широкого круга источников, главным образом, индийских, К.З.Ашрафян пришла к выводу о том, что уровень развития города и ре
I) Ашрафян К.З. Средневековый город Индии (ХШ - середина ХУШ в.). М., 1983, с. 6. месла в предколониальной Индии соответствовал стадии развитого феодализма, но в силу специфических черт индийского феодализма проявил меньше динамизма и оказал меньшее влияние на развитие страны, чем город Европы.
Работы В.И.Павлова, в основном, посвящены функциям торгового капитала и его господству над ремеслом, генезису капиталистического предпринимательства в предколониалышй и раннеколони-альный период. В коллективной монографии "Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса" В.И.Павлову принадлежит комплексное исследование стадиально-формационной характеристики восточных обществ в новое время на основе таких показателей,как уровень развития средств производства, отношения "распределение-обмен-потребление", уровень развития городов, общественное сознание, культура, социальная психология и т.д. Исследуя производительные силы и организацию индийского ремесла на основе европейских источников конца ОТ - первой половины ХЕХ в., В.И.Павлов пришел к выводу о том, что для индийской промышленности в рассматриваемый период были характерны примитивный уровень орудий труда, намного отстающий от постоянно развивающегося ремесла на Западе, сакральное и неосознанное отношение индивида к установленным раз и навсегда производственным навыкам, неспособность к каким-либо технологическим усовершенствованиям, социальная приниженность и обезличенность производителя, полное подчинение феодалам корпоративных объединений ремесленников. В нашем исследовании мы попытаемся показать, насколько выводы В.И.Павлова подтверждаются сведениями источников, оставшихся за рамками его анализа.
В данной работе мы использовали также статьи и монографии Л.Б.Алаева, К.А.Антнновой, А.П.Колонтаева, Э.Н.Комарова, A.A. Куценкова, Е.М.Медведева и др. Одну из задач нашего исследования мы видим в том, чтобы рассмотреть городское ремесло в Индии на основе нового фактического материала, не использованного перечисленными авторами, а также поставить проблемы, оставшиеся вне их поля зрения.
В Индии ремесленное производство изучалось историками еще в XIX в. В настоящее время интерес к этой теме сохраняется. Производственный процесс и орудия труда в различных видах ремесла рассматриваются в ряде работ искусствоведческого характера, из которых наиболее известны труды А.Кумарасвами, Т.Н.Мукхарджи, Камаладеви Чаттопадхьяя и Р.Мехты. Эти авторы уделяли особое внимание технологии производства, индивидуальному мастерству ремесленников и художественному стилю изделий. Ремесло рассматривалось ими, как правило, в статике, социально-экономический и исторический анализ оставался за рамками исследования.
К настоящему времени нам не приходилось встречать исследований индийских авторов, целиком посвященных анализу городского ремесленного производства. Чаще всего ремеслу посвящены разделы или главы в работах по истории Индии. При этом А.Чаттерджи, Дж. Н.Чоудхри, У.Дай и др. сочли необходимым ограничиться лишь перечислением отраслей ремесла и источников, свидетельствующих о высоком качестве изделий. Производство воспринимается этими авторами только как аспект культуры и рассматривается наряду с искусством, а основной упор в исследовании средневекового индийского общества делается на изучение политической истории, общественной мысли, религии.
В отличие от них, Н.Синха, К.Датта, И.Хабиб, Х.Х.Накви, Дж.Н.Саркар, Г.Н. Шарма и др. стремятся дать социально-экономический анализ ремесленного производства, его организации, структуры, связи с рынком. Знаменательно внимание этих авторов к производству и производственным отношениям, признание их определяшей роли в развитии общества, что во многом сближает их позицию с позицией марксистов.
Индийские ученые по-разному оценивают уровень развития индийского ремесла и его характер в ХУТ-ХУШ вв. С.Бхаттачария, Т.Н.Мукхарджи, Дж. Саркар оценивали индийское ремесленное производство как отсталое и находящееся в состоянии стагнации. При этом собственно городское ремесло часто сводится только к обслуживанию двора и знати, а также к работе на европейских скупщиков. В противовес этому, С.Гопал, КДатта, Н.Синха, Н.С.Гуп-та, Б.Г.Гокхале стремятся сделать свой анализ ремесленного производства многосторонним, выявить роль местного торгового капитала в организации ремесла, рассмотреть развитие в городах производства на местный рынок, определить место внутренней торговли в экономике страны.
Другим объектом полемики является вопрос об уровне и темпах развития городов и ремесла в Индии в различные периоды ее истории. Такие авторы, как В.Рагхаван, Моти Чандра, Г.Лалланд-жи и др., склонны, на наш взгляд, к некоторой переоценке уровня развития ремесла и городов в домусульманский период. Мусульманское завоевание привело, по их мнению, к упадку городского производства и самих городов (такой подтекст заметен, например, в книге Моти Чандры об истории Бенареса). Полемизируя с перечисленными авторами, Х.Х.Накви, А.Аскари, И.А.Хан видят именно в мусульманском завоевании импульс к развитию городов, связывают развитие производительных сил с влиянием Средней Азии, Ирана, арабских стран. Сторонники первой точки зрения основываются, главным образом, на данных санскритских источников, а сторонники второй - на данных арабо-персидских текстов. К сожалению, в этой полемике немалую роль играют религиозные убеждения самих авторов. Заметим, что, хотят этого авторы или нет, в условиях активизации религиозно-общинной розни в Индии подобного рода полемика может приобретать весьма опасный характер.
В современной Индии среди историков значительно возрос интерес к изучению производительных сил, а также естественных наук и инженерной мысли древней и средневековой Индии. Это во многом связано с критикой концепций, которые в предшествующий период воспринимались почти как аксиома. Концепции эти были выработаны, в основном, английскими учеными XIX в. и от них восприняты рядом индийских историков и философов. При всем разнообразии выводов, мнений и аргументов, приведем несколько основных положений: I) благоприятные природные условия позволяли индийцам получать все необходимое без особых затрат труда и "жить, подобно лесным птицам" (М.Мюллер), 2) сугубо идеалистический, религиозный характер мышления, стремление "уйти от мира" обусловили неспособность индийцев к так называемым экспериментальным и практическим наукам, 3) кастовая система придавала производственному опыту сакральный характер и делала невозможным усовершенствование орудий труда и т.д.-^.
Эти представления в настоящее время подвергаются критике учеными, многие из которых стоят на марксистских позициях или близки к ним. В области философии исследуются материалистические течения (например, работы известного философа-марксиста Де-бипрасада Чаттопадхьяя). Появился ряд исследвваний, связанных с историей инженерной мысли и естествознания, в которых ведущую роль играет созданный в 60-е годы в Дели Институт истории естественных наук во главе с доктором А.Рахманом. Нами использованы
I) Аникеев Н.П. 0 материалистических традициях в индийской философии (древность и раннее средневековье). М., 1965, с. 212, 243-244. опубликованные в журнале этого института исследования по горному делу, химии, металлургии, кораблестроению в средневековой Индии.
Среди европейских исследований отметим работы группы английских искусствоведов и этнографов, издававших в конце XIX -начале XX в. "Журнал индийского искусства". Статьи А.Еяеннер-хассета, Дж.Л.Киплинга, С.М.Эдвардса и др. интересны прежде всего как подробное описание процесса производства в различных отраслях ремесла. Как известно, в колониальный период английская промышленность оказала губительное воздействие на индийское ремесло. Это признавали и сами английские ученые, целью которых было изучить и сохранить производственный опыт индийских мастеров. Интересно, что в результате своего исследования некоторые из перечисленных авторов впервые подвергли сомнению тезис о примитивности индийского ремесла. Вдесте с тем, недостатком их работ является отсутствие исторической перспективы. С этой точки зрения от них выгодно отличаются исследования индийского ткачества Да.Ирвина и П.Шварца, построенные на историческом материале.
Для проведения сравнительного анализа мы обратились также к исследованиям советских и зарубежных авторов, посвященным проблемам европейского и китайского города и ремесла. Это работы В.В.Стоклицкой-Терешкович, Е.А.Цейтлина, Ф.Я.Полянского, М.М.Громыко, А.А.Кирилловой, Э.П.Огужиной, Дж.Нидхэма, X.Миски-мина, Дж.Грин, Л.Салцмана и др. Нами использованы также два тома оксфордской "Истории технологии", относящиеся к средним векам и началу новой истории.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Городское ремесленное производство в Северной Индии XVI-XVIII вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог нашему исследованию, попытаемся установить, на каком уровне находилось городское ремесло в Индии ХУТ-ХУШ вв. и какой стадии феодализма этот уровень соответствует.
Развитие городского ремесленного производства в Индии ХУ1-ХУШ вв. было связано с углублением общественного разделения труда, ростом спроса на изделия ремесленников, развитием товарно-денежных отношений и укреплением городов-центров ремесла и торговли.
Ремесленное производство в индийском городе рассматриваемого периода базировалось на ручном труде. Фактический материал,приведенный нами, позволяет подвергнуть сомнению тезис о примитивности и неизменности средств производства индийского ремесла. На протяжении средневековья происходило медленное усовершенствование орудий труда, их диверсификация и усложнение. Уровень развития орудий труда индийских городских ремесленников был вполне сравним с европейским до ХУШ в.: отставая в одних отраслях или операциях, индийское городское ремесло опережало европейское в других, а в большинстве случаев уровень развития производительных сил индийского и европейского ремесла был примерно равным. В индийском городском производстве развивались разделение труда и детальная специализация, которые были основными факторами прогресса в ручном производстве. Представления о "примитивности" индийского ремесла принадлежали, в основном, авторам конца ХУШ - середины XIX в., оценивающим индийское ручное производство в сравнении с осуществлявшимся в Европе промышленным переворотом.
При этом отметим, что развитие орудий труда в индийском городском ремесле осуществлялось в рамках ручного труда. Качественный скачок, ознаменованный в Европе переходом от ручных орудий труда к механическим, не был сделан в Индии. Поэтому в конце ХУШ в.моло
- 165 дой английской промышленности, основанной на машинном фабричном производстве, противостояло высокоразвитое ручное ремесленное производство. Поражение последнего было неминуемо. Но, подчеркнем, это относится ко второй половине ХУШ - первой половине XIX в. Именно тогда, а не ранее, Англия приступила к вывозу товаров в Индию, которая прежде сама широко поставляла свои изделия в разные страны мира. То, что это не произошло в ХУ1-ХУШ в. еще раз подтверждает наш вывод о примерно равном уровне развития городского производства в Индии и странах Европы до ХУШ в.
В индийском городе существовали различные формы организации ремесленного производства. Степень развития производительных сил была у них неодинаковой. Самую технически отсталую сферу ремесла в городе представляло собой производством предметов роскоши для нужд двора и знати. Этот тип производства базировался на индивидуальной виртуозности и художественном таланте ремесленника, но не требовал (если не исключал) усовершенствования средств производства, которое всегда направлено на увеличение производительности труда. Напротив, городской мелкотоварный ремесленник, снабжавший рынок предметами массового спроса, был более заинтересован в увеличении производительности труда, в удешевлении затрат на производство своих изделий. Сравнивая профессиональное товарное производство с другими видами ремесла, существовавшими в то время в Индии, мы можем отметить, что оно отличалось более высоким уровнем развития средств производства. Те отрасли, которые обслуживалась, в основном, непрофессиональным товарным ремеслом, были более технически отсталыми и малопроизводительными, меньше подвергались усовершенствованию.
Развитие мелкотоварного ремесленного производства и рост спроса на изделия стимулировали не только развитие производительных сил, но и изменение форм организации ремесла. Наряду с произ
-166 водством в казенных мастерских, мелкотоварным производством простой кооперацией и наемным трудом сложилась новая форма организации ремесла - работа на скупщика. Торговый капитал от простой скупки изделий у ремесленников перешел к авансированию под еще не готовую продукцию и к раздаче сырья. Появились принадлежавшие купцам мастерские мануфактурного типа. Работавший на скупщика ремесленник отличается от мелкотоварного производителя отношением к готовой продукции, что позволяет, по нашему мнению, говорить о развитии новой формы организации ремесленного производства.
Для индийского городского ремесла характерна кастовая структура, имеющая много общих черт с цеховым строем городов средневековой Европы. Кастовая система города постоянно подвергалась воздействию со стороны разделения труда в ремесле. Это выражалось в изменении кастовой иерархии и в образовании подкаст. Но, вместе с тем, изменения не затрагивали самой сути кастовой системы, не отрицали ее, а лишь приспосабливали к новым условиям. В то же время, в Европе, еще до начала промышленного переворота, цеховой строй изжил себя в наиболее развитых странах, что явилось важной предпосылкой промышленного переворота. В Индии и в конце ХУШ в. существовала средневековая кастовая система, консервировавшая старые формы производства. Еще не превосходя индийское ремесло технически, европейское производство обладало организационным преимуществом, что, в конечном счете, обусловило и техническое превосходство.
Как уже отмечалось во введении, мы рассматриваем проблему городского ремесла как аспект проблемы уровня развития Индии ко времени колониального закабаления. В этой связи уместно рассмотреть следующий вопрос: какой стадии феодального общества соответствовал уровень развития городского ремесленного производства в ХУ1-ОТ1 вв?
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на исследование
- 167
В. И. Павловым стадиально-формационной характеристики индийского общества в новое время. Проанализировав различные аспекты индийского и других восточных обществ, В.И.Павлов сделал вывод о том, что Индия к середине ХУШ в. находилась на уровне стран Европы раннего средневековья и не достигала той степени развития, которую мы называем развитым феодализмом*^.
В нашу задачу не входит критический анализ всех составных частей концепции В.И.Павлова. Исследователь, решивший выступить в качестве оппонента этой концепции, должен противопоставить ей равноценный комплексный анализ. Поскольку данная работа посвящена исследованию лишь одного аспекта проблемы - средневекового индийского городского ремесла, - то мы попытаемся сопоставить выводы В.И.Павлова с теми выводами, которые позволяют сделать имеющийся у нас материал об уровне развития производства.
Можно считать очевидным, что Индия в предколониальный и раннеколониальный период не переживала промышленного переворота и не находилась в преддверии к нему. Но позволяют ли нам фактические данные оценить индийское городское ремесло как раннефеодальное?
Мы берем на себя смелость ответить на этот вопрос отрицательно. И дело, конечно, не в том, что к ХУ1-ХУШ вв. индийское ремесло впитало в себя гораздо больше производственного опыта, чем европейское к У1П-Х вв. (самые стойкие сторонники "стагнации" согласятся, что восемь-девять веков не могут пройти бесследно даже для такого внутренне сбалансированного, неподвижного общества, каким им видится средневековая Индия). Дело в том, насколько сопоставим уровень развития орудий труда, разделения труда в ремесле, фора его организации и структуры в Индии ХУТ-ХУШ вв. с раннефеодальным.
I) Павлов В.И. К стадиально-формационной характеристике., с. 177, 179, 222, 235 , 301, 302-310.
Если по основным показателям (уровень развития и диверсификации орудий труда, разделение труда и детальная специализация, ведущая роль мелкотоварного ремесла в городе, проникновение торгового капитала в ремесло, заровдение мануфактурных форм и т.д.) мы сопоставим индийское ремесло ХУ1-ХУШ вв. с раннефеодальным европейским, то различия будут очевидны. Прежде всего, окажутся различными производительные силы, ощутима будет и разница в формах организации ремесла, особенно в степени развития (если не в самом существовании) профессионального товарного ремесла.
Проведенное нами на основе фактического материала исследование позволяет предположить, что уровень развития городского ремесленного производства в индийском городе ХУ1-ХУШ вв. соответствует уровню развитого феодального общества. Как известно, это был весьма длительный период. Некоторые исследователи, например, Е.М.Медведев, разделяют его на два этапа^. По нашему мнению, основные показатели, присущие индийскому городскому ремеслу в рассматриваемый период, относятся к заключительной, поздней стадии развитого феодализма, которая могла при благоприятных условиях перерасти в позднефеодальное общество. В пользу этого свидетельствует и сравнительный материал, привлеченный нами из истории западноевропейского средневекового ремесла. Наибольшее сходство обнаруживается при сопоставлении производительных сил, организации и структуры индийского и европейского городского ремесла в Х1У, ХУ и частично ХУ1 вв. В это время в ремесленном производстве передовых стран Европы возникают зачатки мануфактурных форм производства, дальнейшее развитие которых
I) Медведев Е.М. Основные этапы развития феодальных отношений в Индии в древности и средневековье. - Узловые проблемы истории Индии. М., 1981, с. 97. происходит уже на стадии позднего феодализма.
Одним из показателей зрелости феодального способа производства в Индии является подчинение ремесла торговым капиталом и зарождение мануфактурных форм производства. Последние находились на начальной стадии своего развития и еще не были способны изменить ни производительные силы, ни производственные отношения. При этом условия, в которых происходило развитие новых элементов в индийском городском производстве, с самого начала были крайне неблагоприятными. К таким условиям относится, прежде всего, распад империи Моголов. Можно по-разному рассматривать этот процесс и его результаты, но несомненно одно: постоянные войны губительно сказывались на развитии ремесленного производства, вызывали натурализацию экономики, упадок городов и, что немаловажно, "второе издание" феодальных отношений в тех социально-экономических областях, где они уже были поколеблены. Еще более разрушительным было воздействие европейской колониальной экспансии, которая нанесла удар по наиболее технически и организационно развитым сферам индийского ремесла.
Таким образом, во второй половине ХУШ в., когда в Англии начался промышленный переворот, индийское городское производство оставалось феодальным и продолжало базироваться на ручном труде. Существовавшим внутри этого ручного производства элементам мануфактуры предстоял еще долгий путь развития (нелишне напомнить, что в самой Англии он занял примерно два столетия). В обстановке кризиса, переживаемого империей Моголов, потенциальные возможности развития индийского городского производства по пути вызревания раннекапиталистических элементов оказались в значительной мере подорванными, а колониальное закабаление Индии прервало этот естественный процесс.
При этом необходимо учитывать, что колониальное проникновение европейцев в Индию заняло три столетия, и роль европейцев менялась на протяжении этого периода. Будь контраст в развитии Индии и Европы столь значителен, как полагает В.И.Павлов, колониальное закабаление Индии произошло бы гораздо быстрее и проще, как это и было в друтих странах. Возможно, именно в период этих трех столетий в социально-экономическом развитии передовых стран Европы проявился больший, чем в Индии, динамизм, позволивший сделать "рывок". Изучение этого феномена требует комплексного анализа всех сторон социально-экономического, политического, культурного, социально-психологического развития индийского общества, а привлечение нового фактического материала позволит осуществить сравнение с Европой на равноправной, эквивалентной основе.
Список научной литературыВанина, Евгения Юрьевна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Маркс К. Нищета философии. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. т. 4.
2. Маркс К. Британское владычество в Индии. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 9.
3. Маркс К. Ост-Индская Компания, ее история и результаты еедеятельности. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 9.
4. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии.
5. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 9.
6. Маркс К. Восстание в Индии. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. т.12.
7. Маркс К. Капитал, т. I, III К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т.23, 25, ч. I-II.
8. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 46, ч. I.
9. Маркс К. Хронологические выписки по истории Индии. /6641858/. М. 1947.
10. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 3.
11. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. К.Маркс и1. Ф. Энгельс, Соч. т. 2.
12. Энгельс Ф. Заметки о Германии. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч.т. 18.
13. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. т. 20.
14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 21.
15. Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 21.- 172
16. Энгельс Ф. Дополнения к третьему тому "Капитала". К.Маркси Ф.Энгельс, Соч. т. 25, ч. П.
17. Энгельс Ф.-К.Марксу, 15 декабря 1882 г. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 35.
18. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. ПСС, т. 3.
19. Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. ПСС,т. I.
20. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют противсоциал-демократов? ПСС, т. I. П. Источники Хроники и документы
21. Буало Этьен. Регистры ремесел и торговли города Парижа.
22. СБ, 1957, вы. 10, с. 306-362.
23. Немецкий город Х1У-ХУ вв. М. Соцэкгиз, 1936, 256 с.
24. С.Д.Сказкин (ред.). Старый порядок во Франции. М. Соцэкгиз,1925, с. 96.
25. Али Мухаммад-хан Бахадур. Мират и Ахмада /Зерцало Ахмада/,т. 1-2. Барода, Гаэквад, 1927-1928, т. I 416 е., т. 2 - 624 с. /на перс, яз./,
26. Ковайид ус-салтанат-е Шазс ДжаХан /Обычаи правления Шах Джахана/, б.м.б.г. 76 с. /на перс. яз./.
27. Шарма Гопинатх. Раджастхан ке итихас ке срот. /Источники поистории Раджастхана/. Джайпур, Раджастхан хинди грантх Академи, 1973. 308 с. /на яз. хинди/.
28. Abdulla. Tarikh-i Daudi, Н. Elliot and J. Dawson. The history of India as told by its own historians. London, 1867-1887. vol. 4.
29. Ali Muhammad Khan, A Persian history of Gujarat. Baroda,1. Gaekwad, 1965, 94-6 p.
30. Bayley E.C. The local Muhammaddan dynasties. Gujarat. Delhi, 1970. 542 p.
31. Crewal J.S. In the by-lanes of history. Simla, Institute of
32. Advanced Studies. 1975» 225 p.
33. Elliot H. and Dawson J. The history of India as told by itsown historians. London, I867-I887. vol. 1-8.
34. Forbes A.K. Ras Mala or Hindoo Annals of the Province of
35. Guzerat in Western India, vol. I 462 p, vol. II - 461 p. London, Richardson. 1924.
36. Gazetteer of Bombay Presidency, vol. IV Bombay, 1880, 372 p.
37. Kalhana Kalhana's Rajatarangini. Delhi, Motilal Banarasidas,1961, vol. I 402 p. vol. 2 - 551 p.
38. Muhammad Hasim Khafi Khan. Muntahabu-1 ltiibab Muhammad Shahi
39. B KH .: Elliot H. and Dawson J. The history. vol. VII.
40. Nizamuddin Ahmad, Taba^at-i AJtbari, B KH.; Elliot H. and
41. J. Dawson. The history . vol. IV.
42. Fuqeer Khyr-oud-din Muhammad A translation of the Historyof Jaunpur by an officer of the Bengal Army, Calcutta, 1814, 175 p.
43. Inscriptions from Palitana in Rajasthan. JRAS, vol. I,1.ndon, 1844.1. Трактаты, описания
44. Али Мухаммад-хан Бахадур, Хатима-йе Мират-и Ахмади /Приложенак "Мират-и Ахмади"/. Барода, Гаэквад, 1930, 178 с. (на перс. яз.).
45. Лекхападцхати. (Собрание писем). Барода, Гаэквад, 1925,236 с. (.на яз. санскрит).
46. Лакшмидхара Бхатта. Критьякальпатару. (Волшебное древо желаний) т. 12, Барода. Гаэквад, 1953, 620 с. (на яз. санскрит).
47. Щукрачарья. Шукранити (Трактат Шукры о политике). Бомбей,
48. Сжедхи джайна грантхамала. 1921. 192 с. (на яз. санскрит).
49. Abu-1 iazl AllaBii, Ain-i Akbari. Dehli, 1978; vol.1 748 p.vol. 2 420 p.
50. Ali Muhammad Khan, Mirat-i Ahmadi, Supplement tr. by S.N.
51. Ali and C.U.Seddon. Baroda, Gaekwad, 1928, 285 p.
52. Considerations on the East India trade. Early Englishtracts on commerce. Cambridge, University Press, 1952, p. 549 569.
53. Mun Thomas. A descourse on trade from, England to the East1.dies Early English tracts on Commerce. Cambridge, University Press, 1952, p. 1-20.
54. Early English tracts on Commerce. Cambridge, University1. Press, 1952, 663 p.
55. The Sukraniti Sara. tr. by B.K.Sarkar. Allahabad, 1921,326 p,
56. Биогра^1ческаяимеьщарнаялитерат2ра
57. Али Гийясаддин, Дневник похода Тимура в Индию. М. ИВД, 1958.208 с.
58. Бабур Захириддин Мухаммад, Бабур-наме. т. I, Ташкент, Госизд.1. Узб.ССР. 1948, 228 с.- 175
59. Казим Мухаммад. Поход Надир-шаха в Индию. М. ИМ, 1961,206 с.
60. Фируз-шах. Футухат-т Фирузшахи. (Победы Фируз-шаха. Алигарх,
61. Изд.-во Алигархского университета, 1954, 112 с. (на перс, яз.).
62. The Ardna-Kathanak, a neglected source of Mughal History,tr. by R.C.Sharma Indica, Bombay, 1970, vol, 7, part I, 2,
63. Mirza Nathan, The Baharistan-i Ghaybi. A history of the
64. Mughal Wars in Assam, Cooch-Blhar, Bengal. Bihar and Orissa. vol. 1-2. Gauhati, 1936. Щюизведениях2Дожественно£ лите^ту^ы^и^фолькло^а^
65. Андреев M.C. "Рисоля" кузнечного дела из Северной Индии наязыке пушту. Сборник Туркестанского Восточного Института в честь проф. А.Э.Шмидта. Ташкент, 1923, с. 17-23.
66. Двадцать пять рассказов веталы. М., Гослитиздат, 1958, 147с.
67. Индийская средневековая повествовательная проза, М., Художественная литература, 1982, 398 с.
68. Индийские сказки. М., Художественная литература, 1956.
69. Минаев И.П. Индийские сказки и легенды, собранные в Камаонев 1875 г. И.П.Минаевым. М. ИВЛ. 1966 , 257 с.
70. Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Чондимонгол. Песнь о благодарении Чавди. М. ГРВЯ, 1980. 300 с.
71. Акбар Бирбал винод (Анекцоты Акбара и Бирбала). Дели-Бенарес,
72. Бейджнатх Прасад, 1947 . 503 с. (на яз. хинди).
73. Джаяси грант хавали сатик. (Сочинения Джаяси с комментариями).
74. Дели, Ашок пракашан, 1970, 640 с. (на яз. хинди).
75. Хариш (ред.). Адикал ка: • хинди гадъя сахитъя (Старинная проза хинди). Лакхнау, Рама пракашан, 1965, 365 с. (наяз. хинди).
76. Чундават Л.К. Раджастхан ке локгит. (Раджастханские народныепесни). Джайпур, Раджастхан санскрит паришад, 1955, 253 с. (на яз. хинди).
77. Batnamala, tr. Ъу A.K.Forbes. JBBRAS, vol. 9. Bombay,1870.
78. Произведеняя^шр^йс^ литературы,.
79. Хемачандра. Депшнамамала (Собрание местных имен), Бомбей,
80. Ориентал лонгманз, 1938, 150 с. (на яз. санскрит).
81. Дамодара. Уктивьяктипракарана. (Сочинение о различии слов),
82. Бомбей, Сингхи Джайна грантхамала, 1953, 60 с. (на яз. санскрит).
83. Hemakandra's Abhicüianakintamani. St. Petersburg, 184-7,443 р. (на яз. санскрит и нем яз.). Индийская средще веко вал миниатюра
84. Альбом индийских и персидских миниатюр ХУ1-ХУШ вв. М. ИВЕ,1962.
85. Индийские миниатюры ХУ1-ХУШ вв. М. ГРБП, 1971, 97 с.
86. Kühne 1 Ernst. Indische miniaturen aus dem Besitz der Staatlishen Museen zu Berlin. Berlin, Mann, S.a. 38 p.
87. Martin F. Ihe Miniature Painting and Painters of Persia.1.dia and lurkey, London, 1912.
88. Hajec Lubor. Indiche Miniaturen der Lokalen Schulen Praha,1961, 120 p.
89. Материалы инострашьк щтешествешшсовиторговьц компаний^
90. Абу Рейхан Бируни, Собр. соч. т. 2. Ташкент, Фан. 1963 , 727с.
91. Бернье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. М. Соцэкгиз, 1936, 376 с.
92. Глазами друзей. Русские об Индии. М. Госполитиздат, 1957,406с- 177
93. Лебедев Г.С. О нравах и обычаях индийцев. Калькутта. Глазами друзей. с. 83-106.
94. Новиков Н.И. Краткое повествование о приключениях с бенгалами под владением английской Ост-индийской Компании и причинах оных. Глазами друзей. с. 54-75.
95. Ротчев А.Г. Несколько замечаний касательно владычества Английской Ост-Индской Компании в Индостане. Глазами друзей. с. 109-126.
96. Ancient Accounts of India and China by two Muhammaddan travellers. London, 1733» 260 p.
97. Bell Richard.Eichard Bell's Journal and travels to the East1.dia and Moguls Country in the year I654-IA, vol. 35, Bombay, 1906, pp. 130-210.
98. Barbosa Duarte. The book of Duarte Barbosa. vol. 1-2 London, Hakluyt Society. 1918-21. vol. 1-238 p. vol. 2-286 p.
99. Best Thomas. The voyage of Thomas Best to the East Indies.1.ndon, 1934, 300 p.
100. Bowrey Thomas. A geographical account of the countriesround the Bay of Bengal (1669-1679), Cambridge, HS, 1905, 387 P.
101. Broeke van der Peter. Peter van der Broeke at Surat. JIH,1932, vol. II, N. 1-3.
102. Bichanan P. An account of the district of Purnea in 1809
103. Parna. Bihar and Orissa Ееsearch Society. 1928. 620 p.
104. Buchanan P. An account of the district of Bhagalpur in
105. I0-I8II. Patna, Bihar and Orissa Research Society, 1939, 663 P.
106. Buchanan P. An account of the district of Shahabad in 1812- 178 1813« Patna, Bihar and Orissa Research Society, 1934. 444 p.
107. Buchanan F. An account of the district of Bihar and Patnain I8II-I8I2. Patna, Bihar and Orissa Research Society, n.d. VI-792 p. V2 616 p.
108. Buchanan F. A journey from Madras through the Contries of
109. Mysore, Canara and Malabor, vol. I-II, London, Cade11 and Davies, 1807. vol. I -424 p, vol. II -336 p.
110. Coats T. Account of the Present state of the township of1.ny in Illustration of its. institutions, resources, etc., of the Maratta Cultivators TLSB, 1823, vol. 2, p; 175 - 192.
111. Colebrooke H.T. Remarks on the husbandry and internal Commerce of Bengal. London Calcutta, 1806, 206 p.
112. Dharampal (ed) Indian Science and technology in the 18century. Some contemporary European accounts. Delli, Impex In dia, 1971. 282 p.
113. Fawcett W. (ed). The English factories in India, vol. 1-2.
114. Oxford, Clarendon Press, 1936-1953. vol. 1-398 p., vol. 2 458 p.
115. Forbes J. Oriental memoirs^' London. White, 1873. vol. I481 p., vol. 2 342 p., vol. 3 - 461 p., vol. 4 -423 P.
116. Foster W. (ed). Early travels in India? 1583 1619. Oxford,
117. University Press, 1921, 351 p.
118. Heyne B. Iron Works at Ramanakapettah (1795) Dharampal,1.dian Science. pp. 216 220.- 179
119. Linschoten van H.J. The Voyages of Jolin Hyughen van1.nschoten to the East Indies, London, HS, 1885. voJ I 361 p.
120. Major R. (ed). India in the I5th centuiy being a collectionof the narratives of voyages to India. London, HS, 185 P.
121. Mandelslo J.A. The voyages and travels to the East Indies1638-1640) London, I.Starkey, 1669, 232 p.
122. Manucci N. Storia do Mogor or the Mogul India 1651-1712.vol. 1-4. London, Murray, 1907-1908, vol. I 386 p. Vol. 2 - 471 p.? vol.3 - 509 p.,vol.4 - 606 p.
123. Manrique S. Travels of Fray Sebastian Manrique. vol. 21.ndon-Oxford, HS, 1927, 481 p.
124. Marshall T. A Statistical Account on the Pergunna of
125. Jamboosur. TLSB, 1823, vol. 3 - pp. 345 - 361.
126. Olafson J. The life of the Icelander Jon Olafson, travellerto India, vol. 2. London, HS, 1923. 290 p.
127. Orme R. Historical fragments of the Mogul empire of the
128. Moratoes. London, Trubner, 1905« 317 p.
129. Ovington R. A Voyage into Surat in the year 1689. Oxford,
130. University Press, 1926, 313 P«
131. Philips G. (tr-). Mahflan1 s account of the kingdom of Bengal. JRAS, 1895.
132. Pires T. The Suma Oriental of Tome Pires, vol. 1-2, London,
133. HS, 1944, vol. I 228 p., vol. 2 - 578 p.
134. Ray I. (tr). Of trade and traders in the I7th century India. An unpublished'French memoir of George Roques. Calcutta, University Press. 1979. 75 p. III. The Rehla of Ibn Battuta. Baroda. Gackwad, 1953, 215 p.- 180
135. Relations of Golkonda in the early I7th century. London,1. HS, 1931, 109 P.
136. Scott H. Aspects of technology in Western India (1790)
137. Dharampal. Indian Science. pp. 264 273.
138. Sonnerat M. Collection des planches. Paris, dentu. 1806,I48p,
139. Tavernier J.B. Travels in India, vol. 1-2. Delhi, Munshirammanoharlal, 1978, vol. I 335 P, vol. 2 - 399 p.
140. Terry E. A Voyage to East Indies. Oxford, HS, 1924, 218 p.
141. Thévenot M. Carreri G. Indian travels of Thevendt and
142. Careri. Delhi, 19^9, 356 p.
143. Twist Johan van,Jiohan van Twist's description of India
144. MN, 1937, vol. 16, Л I, pp. 63 80.
145. Valle de11a Pietro. The travels of Pietro della Valle in1.dia. London, HS, 1892, 560 p.
146. Varthema L. The travels of Ludovico de Varthema. London,1. HS, 1865, 315 P*
147. Wheeler T. (ed). Early travels in India, Delhi, Munshiram
148. Manoharlal, 1975, 231 p. Ш. Литература Работы^со^тских^исследователей
149. Алаев Л.Б. Развитие индийского ткачества до проникновения в
150. Индию европейцев. 0 генезисе капитализма в странах Востока. M. 1962, с. 164 - 179.
151. Алаев Л.Б. Ккная Индия. Социально-экономическая история XI7- 181
152. ХУШ вв. M. ГШ, 1964, 351 с.
153. Алаев 1.Б. 0 характере общественного строя средневековой Индии. Очерки экономической и социальной истории Индии. M. 1973, с. НО - 130.
154. Алаев JE.Б. Социальная структура индийской деревни. М. ГРЕЯ.1976, 264 с.
155. Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. Основные этапыэволюции. М. ГЕНЕ, 1981, 240 с.
156. Аникеев Н.П. О материалистических традициях в индийскойфилософии, (древность и средневековье). М. ГРШ. 1965, 260 с.
157. Антонова К.А. Очерки общественных отношений и политическогостроя Могольской Индии времен Акбара (1556-1605). M. 1952, 282 с.
158. Антонова К.А. Отчет Бьюкенена о Майсоре I800-I80I как исторический источник. Ученые записки Института Востоковедения. M. 1958, № 18, с. 88 - 145.
159. Антонова К.А. 0 генезисе капитализма в Индии 0 генезисе.с. 179 196.
160. Антонова К.А. Советские индологи о причинах падения Могольской империи Очерки экономической и социальной. с. 164-177.
161. Ашрафян К.З. Делийский султанат. М. I960, 255 с.
162. Ашрафян К.З. Тенденции социально-экономического развития
163. Гуджарата ХУ1 в. и сектантские движения НАА, 1961, J6 3.
164. Ашрафян К.З. Аграрный строй Северной Индии (ХШ середина1. ХУШ вв.). M. 1965, 326 с.
165. Ашрафян К.З. Феодализм в Индии. М. ГРВЛ, 1977 , 238 с.- 182
166. Ашрафян К.З. Средневековый город Индии (ХШ — середина ХУШвв.). M. 1983, 230 с.
167. Бенедиктов A.A. Развитие добывающей капиталистической промышленности Индии в новое время (1870-1920). Душанбе, Тадж. гос. университет. 1963, 564 с.
168. Братина Л.М. Флорентийское сукноделие в ХУ в. Проблемы генезиса капитализма. M. 1970.
169. Ванина Е.Ю. Производство хлопчатобумажных тканей в индийскихгородах ХУ1-ХУШ вв. (опыт анализа производительных сил) Вестник ШУ, Востоковедение, M. 1984, № I, с. 15-25.
170. Гордонг Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественнойжизни Индии и Пакистана (Критика "мусульманского национализма"). М. ИВЛ, 1963 , 326 с.
171. Громыко М.М. Промышленность северных городов Нидерландов в
172. ХУ1 в. СБ 1957, вып. 10, М. 167 - 192.
173. Ерофеев E.H. Английский колониализм и стереотип индийца в
174. XIX в. НАА, 1982, té 6, с. 85 - 94.
175. Жуков Е.М., Барг М.А., Черняк Е.Б., Павлов В.И. Теоретическиепроблемы всемирно-исторического процесса. M. 1979, 329 с.
176. Зворыкин A.A. и др. История техники. M. 1962, 315 с.
177. Ильин Г.Ф. Древность и средневековье. Проблема уровней развития производительных сил. НАА, 1976, té 6, с. 86 - 98.
178. Кириллова A.A. Из социальной истории городов Англии. СБ,1958, вып. 13, с. 30 45.
179. Кириллова A.A. Ученичество в торговых и ремесленных гильдияханглийских городов Х1У ХУ вв. - СБ, 1969, вып. 32,с. 181 195.- 183
180. Колонтаев A.n. Низшие формы производства в странах Южной и
181. Юго-Восточной Азии. M. 1975, 221 с.
182. Комаров Э.Н., Граше В.Я. Некоторые данные об общественномразделении труда и экономической организации ремесла в Индии на рубеже ХУШ- и XIX вв. Краткие сообщения Института Востоковедения. M. 1955, вып. 15, с. 3-20.
183. Короцкая A.A., Сапожников Б.H. Дели. Ленинград, Стройиздат,1983, 72 с.
184. Куценков A.A. Эволюция индийской касты. М. ГРМ, 1983 , 324 с.
185. Медведев Е.М. О самоуправлении североиндийских городов раннего средневековья. Индийская культура и буддизм. M. 1972, с. 103 - 1X4.
186. Медведев Е.М. Памятники средневековой индийской литературыкак источник по истории социально-экономических отношений в феодальной Индии ("обрамленная повесть") -Историография стран Востока. M. 1969, с. 152 180.
187. Медведев Е.М. Основные этапы развития феодальных отношенийв Индии в древности и средневековье. Узловые проблемы истории Индии. М. ГРМ, 1981, с. 96-118.
188. Мещерякова Н.М. О промышленном развитии Англии накануне буржуазной революции ХУЛ в. СБ, 1955, вып. 7, с. 35 - 50.
189. Мирзаев K.M. К вопросу об экономических воззрениях Мирзы
190. Бедиля. Известия АН УзбССР, серия общественных наук, № 2, Ташкент, 1958, с. 33 - 40.
191. В.Н.Никифоров.Воеток и всемирная история.М.ГРБЛ. 1-9753^0 е. . .
192. О генезисе капитализма в странах Востока. М. ИВЛ, 1962, 423 с.- 184
193. Очерки истории техники докапиталистических формаций. М. Л.1936, 328 с.
194. Очерки экономической и социальной истории Индии. М. ГРБЛ,1972, 199 с.
195. Павлов В.И. Формирование индийской буржуазии. М. ИВЛ, 1958,317 с.
196. Павлов В.И. Социально-экономическая структура промышленности
197. Индии. М. ГРЕЯ, 1973, 391 с.
198. Павлов В.И. К стадиально-формационной характеристике восточных обществ в новое время. Е.М.Жуков и др. Теоретические проблемы., с. 173 - 329.
199. Полянский Ф.Я. Экономическая история зарубежных стран. Эпохафеодализма. М. Изд-во МГУ, 1954, 505 с.
200. Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цеховв городах Западной Европы в ХШ-ХУ вв. М. 1952, 210 с
201. Полянский Ф.Я. Товарное производство в условиях феодализма.1. М. 1969, 532 с.
202. Рейснер И.М. Некоторые данные о разложении деревенской общины у маратхов в ХУЛ начале XIX вв. - Ученые записки Института Востоковедения, 1953, т. 5, с. 176-244.
203. Рейснер И.М. Народные движения в Индии в ХУП-ХУШ вв. М. 1961,306 с.
204. Семенова Н.И. Государство сикхов. Очерки социвльной и политической истории Пенджаба с середины ХУШ до середины XIX в. М. ИВЛ, 1958, 176 с.
205. Стоклицкая-Терешкович В,В. Основные проблемы истории средневекового города. М. Соцэкгиз, i960, 348 с.
206. Стужина Э.П. Китайское ремесло в ХУ1-ХУШ вв. М. ГРВЛ, 1970,263 с.- 185
207. Товарно-денежные отношения в экономике Индии. М. ГРШ; 1976,231 с.
208. Узловые проблемы истории Индии. М. ГРШ, 1981, 271 с.
209. Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. М. Соцэкгиз,1940, 345 с.
210. Чичеров А.И. Экономическое развитие Индии перед английскимзавоеванием, ремесло и торговля в ХУ1-Х7Ш вв. М. ГРШ, 1965, 281 с.
211. Чичеров А.И. 0 социально-экономической характеристике железоделательных мастерских в Майсуре в конце ХУШ в. -0 генезисе., с. 212 228.
212. Чичеров А.И. К вопросу о характеристике товарно-денежных отношений в Индии накануне ее колониального завоевания Товарно-денежные отношения., с. 3-7.
213. Чичеров А.И. Об уровне социально-экономического развития Индии накануне колониального завоевания. Узловые проблемы., с. 253-271.
214. Штейн В.М. Были ли в экономике стран Востока элементы капитализма до вторжения европейских держав? 0 генезисе, с. 196 - 212.
215. Шухардин C.B. История науки и техники, ч. I. М. Наука,' 1974,151 с.
216. Эпштейн А.Д. Из экономической и социальной истории Аугсбурга в ХУ и начале ХУ1 столетия. СВ. вып. 10, 1957. Работызарубежных исследователей^
217. Моти Чандра. Сартхаваха. Прачин бхаратки патх-падцхати.
218. Средства передвижения и торговые пути в Древней Индии). Патна, Бихар раштрабхаша паришад, 1953, 240 с. (на яз. хинди).- 186
219. Моти Чандра. Каши ка итихас. (история Варанаси). Бомбей.
220. Хинди грантха ратнакара, 1962, 447 с. (на яз. хщци)
221. Abdul Aziz. History of the reign of Shan Jahan JIH, 1932,vol. I.
222. Acharya P.K. A dictionary of Hindu Ar chitecture. Oxford,
223. University Press, n.d. 861 p.
224. Alvi Ш; Rahman A. Fathullah Shirazi, a XVI century Indian
225. Scientist„Institute of the history of Science. 1978. 20 p.
226. Aquique M. Economic history of Mithila 600 B.C 1097 A.D.
227. Delhi, Abhinav, 1974, 223 p.
228. Bagghi S., Ghose A. History of mining in Jfldia circa 14001800. IJHS, 1980, vol. I, p. 24 - 29.
229. Baden-Powell B.H. Hand-book of the manufactures and arts ofthe Punjab. Lahore, Punjab printing Company, 1872, 526 p.
230. Bhattacharya D. A concise history of the Indian economy.
231. Calcutta. Progressive Publishers, 1972, 289 p.
232. Bhattacharya S. The East Indian Company and the economy of
233. Bengal from 1704 to 1740. London, Luzac, 1954, 240 p.
234. Birdwood G. The Industrial arts of India. London. Chapmanand Hall, 1884, 327 p.
235. Blennerhassett A. The Cotton fabrics of the Central Provinces. JIA, 1916, vol. 17, p. 41-44.
236. The Cambridge economic history of India, vol. I; Cambridge,
237. Cambridge University Press, 1982, 543 p.
238. Chablani H.L. Economic conditions in India during the XVIcentur^n . Delhi, Oxford Book and Statuonary Co., 1929, 113 p.- 187197* Chandra M. Costumes and textiles in the Sultanate period. -JITH, 1961, vol. 6, p. 12-18.
239. Chandra S. Commerce and Industry in India in the Medieaval
240. Period Headings in Indian Economic history. Bombay, 1964, p. 50 - 74.
241. Chanddhri M. Ship-building in the Yuktikalpataru and Samarangana Sutradhara - IJHS, 1976, vol. II, N 2, p. 142. - 145.
242. Chatlerji A. Bengal in the reign of Aurangzib, 1658-1707.
243. Calcutta, Progressive Publishers, 1967, 284 p.
244. Chattopadhyaya K. The Indian handicrafts. Delhi, Allied1. Publ., 1963, 95 P.
245. Commissariat M.S. History of Gujarat including a Survey ofits monuments and inscriptions t Bombay, Oriental Longmans. 1958. 348 p.
246. Coomaraswamy A.K. The Indian Graftsmen * London, Trubner,1909, 208 p.
247. Das B.S. Economic history of Orissa from Ancient times to1833. Calcutta, Progressive Publishers. 1978, 319 p.
248. Datta K. Survey of India's Social life and economic conditions in the XVIIIth century.-(I707-I8I3). Calcutta, Muknopadhyay, 1961, 258 p.
249. Datta K. Studies in the history of Bengal Subah 1740-70.vol. I. Calcutta, University of Calcutta, 1936, 507 P.207? Day U. Mewar under • -•- ■ > Maharana Kumbha. Delhi,
250. Rejesh publications, 1978. 194 p. 208. Dewar P. Silk fabrics of the central provinces JIA, 1903, vol. 10, pp. 7 - II.
251. Dikshit G.S. The Sivatattwaratnakara as a source for sciences in ancient and Medieaval India IJHS, 1969» vol. 4, 10 - 14.
252. Edwardes S.M. The Silk fabrics of Bombay Presidency JIA,1.0J, 10, pp. 1-6.
253. Edye J. Description of various classes of vessels constructed and employed by the natives of the coasts of Coromandel, Malabar and the Island of Ceylon for their coastal navigation. JBAS, 1834, pp. I-I5.
254. Enthoven R. The tribes and casts of Bombay^ vol. 1-3. Bombay, Government central Press, 1884.
255. Enthoven R. Cotton Cloth of the Bombay Province-JIA, 1903»vol. 10, pp; 17-20.
256. Ghori S.A. Impact of Modern European astronomy on Jai Singh
257. HS, 1908, vol. 15, p. 52 57.
258. Ghori S.A. Rahman A. Paper technology in Medieaval India
259. HS, 1966, vol. I, pp. 135 145.
260. Gode P.K. Studies in Indian literary history, vol. Ill,
261. Bombay, Oriental Longmans, 1956, 345 p.
262. Gode P.K. References to guns and gunpowder in Kabir'sworks Poona Orientalist, 1958, p. 65 - 70.
263. Goitein S.D. Studies in the Islamic history and institutions.1.iden, Brill, 1966, 391 p.
264. Gokhale B.G. Surat in the XVII century. London, Curzon Press,1978, 222 p.
265. Gokhale B.G. Burhanpur. Notes on the history of an Indiancity in the XVIIth century. JESHO, 1972, vol. 15, N 3, PP. 312 - 318.
266. Gokhale B.G. Ahmadabad in the XVII century JESHO, 1969,vol. 12, N 3, PP. 327-340.- 189 222« Gokhale B.G. Broach and Baroda. TWO Gujarat Cities in the XVII century JASB, 1969, vol. 44, p. 142-152,
267. Gopal L. The economic life of Northern India. Delhi, Monilal Banarasidas, 1965, 305 p.
268. Gopal L. Sukraniti a nineteenth century text. London,1978, 37 P.
269. Gopal L. The textile history in early Medieaval India.
270. JASB, 1964 65, vol. 39-40, pp. 94-102.
271. Gopal B. Social set-up for Science and technology in Mughal1.dia IJHS, 1969, vol. 4, pp. 50-57.
272. Gopal S. Commerce and crafts in Gujarat. XVI and XVII centuries. Delhi, 1975, 328 p.
273. Green J. Town Life in the XVth century England, vol. I,1.ndon, Luzac, 1956, 286 p.
274. Gupta U.S. Industrial structure of India during Medieaval
275. Period. Delhi, Chand, 1970, 254 p.
276. Gupte B.A. Thana Silks. JIA, 1886, vol. I, pp. 33-36.
277. Habib I. Economic history of Delhi Sultanate an essay ininterpretation. IHR, 1978, vol. 4, N 2, pp. 289308,
278. Habib I. Carthography in Mughal India MI, 1977, vol. 4,pp. 122 135.
279. Habib I. Indian textile Industry in the XVII century
280. Essays in Honour of Professor S.C. Sarkar. Delhi, PPH, 1976, p. 175 190.
281. Hailey W.M. Silk Industry in the Punjab JIA. 1903, vol.10, pp. 15-17.
282. Hallifax C.J. Pottery and glass industries in thé Punjab.
283. JIA, 1894, vol. 5, pp. 35 46.
284. Hambly G. Cities in the Mughal India. Delhi, Vikas, 1965,166 p.237« Heath J.M. On Indian iron and steel in a letter addressed to the secretary of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland JRAS, 1839, p. 390 -397.
285. History of the technology, vol. II-III; Oxford, Clarendon
286. Press, 1957-1958, vol. 2 802 p, vol. 3 - 766 p.
287. Irwin W. The Army of Great Moghols JRAS, 1896, pp. 509570.
288. Irwin J. Social relations in the Indian textile trade of the
289. XVII century Indian Studies, Past and Present. Calcutta, I960, vol. , p. 381 - 399.
290. Irwin J. Indian textile trade in the XVII th century JITH,1955, vol. I, pp. 7-15.
291. Irwin J. and Schwartz P. Studies in the Indd-European Textile history.Ahmadabad, Calico Museum of textiles, 1966, 60 p.
292. Jain P.C. Socio-economic exploration of Medieaval India800.1300) Delhi, B.R. Publication Corp. 1976, 680 p,
293. Karim A. Dacca, the Mughal capital. Dacca, Husain, 1964,514 p.245» Khar* I.A. Origins and development of gunpower technology in India A.D. 1250 1500 - IHR, 1977, vol. 4, N I, p. 19-28.
294. Khan S.A. The East Indian trade of the XVII century in its.political and economical aspects. London, Milford, 1923, 326 p.
295. Kipling J.L. The Brass and Copper Ware of Punjab and Cashmere JIA, 1886, vol. I, pp. 1-8.
296. Kulshreshtha D. The development of trade and industry underthe Mughals (1526 to 1707 a.d.). Allahabad, Kitab Mahal, 1964, 276 p.- 191
297. Kuppuswamy G. Economic conditions in Carnataka A.D. 9731336. Dharwar, Carnataka University, 1975» 231 p.
298. Latimer C. Carpet making in the Punjab. JIA, 1915» vol.17, PP. 17 26.
299. Legrand S. Report on the iron of Kattywar, its comparative Value with the British metal the mines and the mode of smelting the ore JRAS, 1843, pp. 98-105.
300. Mazumdar M. Cultural history of Gujarat. Bombay, Popular1. Prakashan, 1965, 364 p.
301. Makdoomee M.A. Gunpowder artillery in the reign of Sultan1.tutmish of Delhi JIH, 1936, vol. 15, pp. 183188.
302. Malik Z. The Subah of Kashmir under later Mughals. MI,1972, vol. 2, pp. 240-278.
303. Mangolkar M. Kanhoji Angrey, Maratha admiral. Bombay, Asia,
304. Publishing House, 1959, 303 p.
305. Mazumdar B.P. Socio-economic history of Northern India1030 1190 A.D.). Calcutta, Mukhopadhyay, I960, 417 p;
306. Mehta R. Handicrafts and industrial arts of India. Bombay,1.60, 315 p.
307. Miskimin H. The economy of early Renaissance. Cambridge,
308. University Press, 1975, 188 p. 259* Miskimin H. The economy of later Renaissance. Cambridge, University Press, 1977, 222 p.
309. Mitra D.B. The Cotton weavers of Bengal. Calcutta, Progressive Publishers. 1978, 212 p.
310. Mookerji B.N. The Silk Industries of Murshidabad JIA;1894, vol. 4, pp. 1-4, 6-8.
311. Naqvi H.Kh. Urban centres and industries in Upper India,1556 1803. New York, Asia Publishing house, 1968, 325 p.
312. Naqvi H.Kh. Urbanization and urban centres under the Great
313. Mughals. Simla, Institute of Advanced Studies, 1971,
314. Naqvi H.Kh. Colour making and dyeing of cotton textiles in
315. Medieaval Hindustan. ISHS, 1980, vol. 15, p. 157170.
316. Needham J. Science and civilization in China, vol. 4-5,
317. Cambridge, Universitety Press, I95I-I97I, vol. 4 -434 p., vol. 5 417 p.
318. Nujogi P. Contributions to the economic history of the Northern India/from X to XII century/J Calcutta, Progressive Publishers, 1962, 335 p. 273» Qaisar A. Merchant Shipping in India during the XVII century
319. Ray P.O. History of Chemistry in ancient and medieaval India. Calcutta, Gupta, 1956, 242 p.
320. Raychaudhary S. Social, cultural and economic history of1.dia (medieaval age) Delhi, Surjeet, 1978, 228 p.
321. Readings in Indian economic history, proceedings of thefirst All-India Seminar on Indian economic history. Bombay, Asia Publishing house, 1964,190 p.
322. Roy M. Dyes in Ancient and Medieaval India. IJHS, 1978,vol. 13, N 2, pp. 84 88.
323. Salzmann L. English Industries of the Middle Ages. Oxford,
324. University Press, 1923, 415 p.
325. Sardesai S.G. Heritage we carry forward and heritage we renounce New Age, 8/1 - 1984, pp. 8-9.
326. Sarkar J.N. Studies in the economic life of Mughal India,
327. Delhi, Motilal Banarasidas, 1975, 256 p.
328. Sarkar J.N. Glimpses of Medieaval Bihar economy, 13th to1.th centuries. Calcutta, Patna Prakashan, 1978, 159 P.
329. Sarkar J.N. The Silk trade of Patna in the early XVII century IHQ, 1939, vol. x,
330. Schwartz P. Printing of Cotlon in Ahmadabad, India, in1678, Ahmadabad, Calico Museum of textiles, 1969, p.
331. Sen S. Half a century of the Maratha Navy. JIH, 193I,vol. 10, N 3, PP. 245 270.
332. Sharma B.N. Social and cultural history of Northern India,c. 1000-1200. Delhi, Abhinav, 1972, 219 p.
333. Sharma G.N. Social life in medieaval Ragasthan, 1500-1800.
334. Agra, Agarwal, 1968, 447 p.- 194 289« Silberrand C.A. Cotton fabrics in North-Western Provinces and Oudh. JIA, 1903, vol. 10, pp. 20 - 24.
335. Sinha N.K. The economic history of Bengal from Plassey tothe Permanent Settlement, vol. I, Calcutta, Gupta, 1956, 260 p.
336. Smith W.C. Lower class uprisings in the Mughal empire1.lamic Culture, Hyderabad, 1946, vol. XX, N I, pp. 21 41.
337. Verma S.P. Art and material culture in the Paintings of
338. White L. Medieaval technology and Social changS. Oxford, Clarendon Press, 1962, 194 p.