автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Городской костюм в контексте культуры пореформенной России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Городской костюм в контексте культуры пореформенной России"
На правах рукописи
Шапиро Бэлла Львовна
ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 2014
7 2 N'/.13 ?пц I- I ;/■.(! ¿и |4
005548996
Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)
Научный руководитель:
Яценко Сергей Александрович, доктор исторических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Осипов Дмитрий Олегович, доктор исторических наук, Государственный Исторический музей, отдел комплексных историко-архес иогиче.'.кчх исследований, научный сотрудник , .
Орфинская Ольга Вячеславовна., кандидат исторических наук, Российс:лй научно исследовательский институт культурного и природного наследия дм. Д.С. Лихачева, отдел культурного ландшафта и традиционйого природопользования, старший научный сотрудник
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии»
Защита состоится «16» июня 2014 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д.212.198.06 при РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миуг-ская площадь, д. 6.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ по адресу: 1/.0;'93, Москва, ГСП-3, Миусская площадь, д.6 и на сайте. РГГУ по адресу http://dissovet.rggu.ru
Автореферат разослан «7» мая 2014 года
Ученый секретарь
диссертационного совета кандидат культурологии
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования
В пореформенной России город был тем местом, где активно складывалась новая культурно-бытовая среда. Растущая потребность в рабочей силе стимулировала миграцию крестьянского населения в города. «Новые горожане» вместе с более высоким статусом усваивали и внешнюю атрибутику городской жизни. Смешивались традиции города и села, различных сословий, менялся стиль их жизни. Внешняя атрибутика соответствовала и внутреннему культурному состоянию горожанина в быстро менявшемся переходном обществе, которое в исследуемый период фактически во многом складывалось из пестрой смеси культур. Следствием многочисленности «новых горожан» явилось оформление специфической городской культуры. Заметную актуальность приобретала трансформация тендерных моделей поведения. Эти культурно-исторические процессы нашли, своеобразное отражение во внешнем облике городского населения, в том числе в динамике костюма.
Специальная научная дисциплина о костюме - костюмология еще только оформляется. Костюм прошлого пока изучается с позиций разных дисциплин (культуры повседневности, этнологии, декоративно-прикладного искусства, музейного дела, социологии, художественной экспертизы, научного консультирования художественных производств и др.). Соответственно, история костюма рассматривается сегодня с самых различных позиций. Нас интересует прежде всего историко-культурный аспект этого явления.
Исследование факторов эволюции русского городского костюма не только способствует приращению научного знания в области истории костюма, но и помогает более разносторонне представить динамику русской городской культуры. Этот процесс был двусторонним: общеимперские и общеевропейские тенденции городской культуры сочетались с региональными, конфессиональным и национальными особенностями, которые имели те или иные города империи. Воссоздание разных аспектов истории костюма помогает более точно реконструировать историко-культурную реальность, что особенно важно при создании документальных и художественных произведений, интерпретации исторических и художественных текстов.
Изучение истории костюма также имеет важное прикладное значение, поскольку квалифицированная атрибуция (социальная, географическая и др.) и датировка костюмных артефактов являются одними из самых сложных прикладных задач, постоянно решаемых историками костюма, искусствоведами, реставраторами, экспертами антикварного рынка.
Степень научной разработанности проблемы
По мнению диссертанта, в отечественной историографии городского костюма выявляются три периода, связанные со сменой исследовательских подходов к его изучению: 1) ранний период историографии (от появления первых серьезных исследований по русскому костюму в 1861 году до существенной смены методики и тематики исследований в начале 1920-х гг.); 2) период преобладания советской марксистской этнографической школы в изучении костюма (начало 1920-х гг. - середина 1990-х гг.); 3) современная историография городского костюма, связанная с актуализацией специальных исследований по теме диссертации (с середины 1990-х гг. по настоящее время).
Первый период отечественной историографии (1861 год - начало 1920-х гг.) в значительной мере синхронен изучаемому пореформенному периоду российской истории. Отметим фундаментальные «Толкования слов, касаемых старинных одежд и облачений, головных уборов и обуви» В. И. Даля, «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной» Н. В. Султанова и В. А. Прохорова, а также исследования одежды в народной и элитарной бытовой культуре И. Е. Забелина и Н. Я. Аристова. Особый интерес представляют публикации С. Н. Шаховской, Н. П. Шабельской, Н. Н. Соболева и В. В. Стасова, посвященные вещественным источникам по истории русского костюма. Последним был поставлен вопрос о картографировании ареалов распространения региональных вариантов русского костюма.
Весьма распространенным было изучение социально-экономических аспектов производства и бытования материалов, отдельных элементов и комплексов одежды (работы С. И. Гулишамбарова, И. С. Аксакова, Н. П. Лангового и др.). Отметим сборник «Кустарная промышленность России», авторы которого освещают эволюцию женских костюмных промыслов конца XIX - начала XX вв. на разных территориях Российской империи, включая национальные окраины. Очерк русского кружева С. А. Давыдовой до
настоящего времени является классическим исследованием по глубине раскрытия темы, широте охвата географии.
Симптоматичны для рассматриваемого периода научные публикации по вопросам взаимосвязи одежды со спортом, гигиеной и здоровьем, где много внимание уделяется и медицинским аспектам, таких авторитетных авторов, как М. М. Волкова и И. П. Мюллер.
В этот период публикуются обзоры по истории мирового костюма, где русский раздел играет заметную роль. Характерно, что в работе Ф. Ф. Комиссаржевского, достаточно подробно освещающей историю костюма от Древнего мира до 90-х годов XIX века, очерк отечественного костюма доведен лишь до воцарения Петра I. Нет никаких отсылок к пореформенным реалиям России и в этнографическом очерке Б. Ф. Адлера «Возникновение одежды».
В целом исследования истории русского костюма в период до начала 1920-х годов носили описательный характер. Чаще всего они включались в состав более общих этнографических или искусствоведческих разработок, где играли второстепенную роль.
Историография второго периода, когда авторы в основном исходили из установок марксистской советской этнографической школы, характеризуется постановкой и решением серьезных задач в области социокультурного изучения истории костюма. Дискуссии середины 1920-1930-х годов о направлениях научного исследования материальной культуры и предметов одежды как ее отрасли в известной мере углубили социокультурную направленность исторических исследований костюма .и уменьшили эмпиризм этой отрасли науки. В послевоенные годы работа велась в нескольких направлениях: история костюма рассматривалась как последовательная эволюция, художественных стилей в костюмных формах (М. Н. Мерцалова), как история моды (Р. М. Кирсанова), как часть истории материальной культуры (Р. М. Белогорская и Л. В. Ефимова, М. Г. Рабинович) и как часть социальной истории (М. В. Алпатов, Л. А. Анохина и М. Н. Шмелева).
Важным этапом в развитии костюмологии является оформление семиотики и психологии костюма как самостоятельных направлений (труды Н. И. Гаген-Торн, Т. В. Козловой). Впервые ставится вопрос о причинах существенных отличий русского костюма от западноевропейского, несмотря на длительное влияние последнего.
Публикуются работы этнографического характера по изучению как традиционного русского костюма (труды М. Г. Рабиновича, M. Н. Мерцаловой, В. А. Липинской, Г. С. Масловой, M. Н. Шмелевой, JI. В. Тазихиной, И. П. Работновой и В. Я. Яковлевой); так и традиционного костюма этнических групп, населявших Российскую империю - О. А. Сухаревой, Н. И. Гаген-Торн, Ф. Д. Люшкевич.
В советское время городской костюм России не рассматривался как значимый предмет исследования; однако в «Истории костюма» H. М. Каминской была акцентирована необходимость изучения сословного костюма. Практически одновременно в публикациях 1972 года «Истории костюма» М. Н. Мерцаловой и «Русском костюме» Е. М. Берман и Е. Д. Курбатовой появляется термин «городской костюм». В 1980-х годах над этой темой работали М. Г. Рабинович и К. В. Градова. Постепенно внимание костюмологов (Р. В. Захаржевской, Е. В. Киреевой, H. М. Каминской) привлекли влияние исторических процессов на эволюцию городского костюма (который был объявлен принципиально новым стилем одежды) и факторы, обусловившие этот процесс.
Немалое значение для проблематики диссертации имеет разработка категориально-понятийного аппарата истории костюма. На раннем этапе данного периода этому способствовали систематизация и каталогизация национализированных историко-культурных объектов, в числе которых были текстиль и предметы костюма различных исторических эпох. Результатом их анализа стали каталоги, справочники-определители и сборники научных статей В. К. Клейна, С. Н. Тройницкого, Е. М. Моисеенко, Л. И. Якуниной, M. H. Левинсон-Нечаевой, Е. В. Арсеньевой, Н. А. Баклановой, И. А. Поповой и др. В конце 1920-х годов началась работа над текстильными словарями по международным стандартам CIETA (Centre International d'Etudes des Textiles Anciens, Международный центр изучения древних тканей в Лионе). В послевоенные годы разработка категориально-понятийного аппарата стала отдельным и важным направлением истории костюма. Продолжилось изучение истории шитья и производства одежды в России (Т. С. Алешина).
Историография современного периода исследований. Изучение одежды городского населения имперской России с середины 1990-х годов осознается как отдельная и весьма актуальная научная проблема. Этой теме посвящена
серия значимых для диссертанта исследований. Т. С. Алешина и О. В. Бригадина избрали предметом своей работы костюм городского населения имперской России; одежда городских социальных групп стала предметом изучения Р. М. Кирсановой и О. А. Хорошиловой. Костюм горожан - выходцев из села изучает Л. В. Милов, мещанский костюм — 3. М. Кобозева, военную и гражданскую униформу - Л. Е. Шепелев. Тематика костюма городского населения пореформенного времени отразилась также в 1990-х годах в публикациях Р. М. Кирсановой, М. Н. Мерцаловой, Т. Т. Коршуновой, Н. М. Калашниковой, Т. С. Алешиной, в 2000-х годах — Л. В. Беловинского, Н. Н. Сосниной и И. И. Шангиной, Л. В. Ефимовой и др. Известный интерес для нашей темы представляет и анализ костюма представителей Российского императорского дома в трудах О. Ю. Захаровой и С. А. Амелехиной.
Значительную часть историографии составляют труды ведущего исследователя моды имперской России Р. М. Кирсановой, в которых, среди прочего, дается системный анализ костюмной лексики. Ценный материал содержат труды специалиста по истории кроя Г. Г. Галаджевой, где пунктуально отслеживаются трансформации технологии изготовления одежды второй половины XIX - начала XX вв.
Важным направлением остается работа над категориально-понятийным аппаратом истории костюма. А. А. Иерусалимская в своей работе, которая ведется по современным стандартам, учитывает и накопленный опыт в словарях СПЕТА 1964, 1971, 1996-97 годов. Вопросы терминологии истории костюма и текстиля также были предметом публикаций Р. П. Андреевой, К. А. Буровика, Л. В. Орленко, Р. А. Степучева. Систематизации опубликованной научной литературы по истории костюма России, ставшей трудно обозримой, способствовали издания библиографических указателей А. Э. Жабревой, охватывающих до 5 ООО наименований.
Для разработки нашей темы необходимо учесть и ряд исследований по сословным, классовым, демографическим и гендерным аспектам формирования городского общества в условиях пореформенной России, а также по этноконфессиональной и национальной структуре населения. Среди них - обобщающие труды Н. Л. Пушкаревой по тендерной истории, работы В. В. Пономаревой и Л. Б. Хорошиловой, И. И. Шангиной. Новое для отечественной историографии направление, рассматривающее тендерный
аспект костюмологии, намечено М. Б. Романовской. Как отдельный предмет исследований формируется этнография города (А. Н. Зорин). Прояснение многих аспектов семиотики, психологии и социологии костюма в публикациях М. Л. Бутовской, Н. М. Калашниковой, М. И. Килошенко и А. Б. Гофмана способствуют анализу специфики российского костюма на европейском фоне.
Анализ историографии показывает, что, несмотря на значительный объем публикаций, исследующих историю русского костюма, проблема изменений во внешнем облике горожан, которые произошли в ходе формирования городской культуры нового типа, во многих аспектах не разработана.
В частности, недостаточно изучены изменения внешнего облика населения, обусловленные модернизационными процессами в Российской империи 2-й половины XIX - начала XX вв.; далека от решения проблема влияния социальных и технических инноваций в городской культуре на развитие костюма городского населения; комплексный анализ процесса формирования и развития стандартизированного городского костюма пока не осуществлен. Наличие этих проблем во многом определило предмет и объект диссертационного исследования, его цель и задачи.
Объектом исследования является костюм городского населения Российской империи 2-й половины XIX — начала XX вв.
Предмет исследования - динамика костюма городских сословий, социальных и половозрастных групп пореформенного периода в условиях социокультурной модернизации и связанной с ней интенсивной урбанизации.
Источниковая база исследования
Диссертация подготовлена на основе изучения корпуса опубликованных и неопубликованных источников. Это архивные материалы, периодические и иллюстративные издания, источники личного происхождения, коллекции костюмных артефактов из музеев и частных коллекций, в том числе из семейной коллекции диссертанта.
Среди архивных материалов следует выделить материалы Государственного архива Российской Федерации (фонды: Ф. 1463 - Коллекция отдельных документов личного происхождения; Ф. 673 - Опись документов великой княжны Ольги Николаевны за 1895-1918 гг.), Российского государственного архива древних актов (фонды: Ф. 1252 - Абамелек-Лазаревых, 1412 -Бобринских, 1290 - Юсуповых), Российского государственного архива
литературы и искусства (фонды: Ф. 518 - Ф. Ф. Фидлера, Ф. 950 - А. Д. Вяльцевой) и Центрального исторического архива Москвы (фонд Ф. 199 -Московского столичного и губернского статистического комитета). Архивные источники, использованные в работе, отражают особенности половозрастных и сословно-классовых различий в костюме, а также содержат представительную выборку фактов. Ряд документов этой группы введен автором в научный оборот впервые.
Масштабность распространения портретной фотографии и фотографической журналистики позволила выявить и зафиксировать сословные, профессиональные и национально-этнические особенности одежды горожан. Анализ совокупности фотодокументов и периодической печати в сфере моды (так называемые «дамские журналы», содержащие новинки мод, издавались на протяжении всего исследуемого периода каждые две недели) позволил выделить общие и особенные черты городского костюма, как подверженные моде, так и прямо не зависевшие от нее. Привлекаются также периодические издания, посвященные непосредственно городу и его проблемам.
Принципиально новые возможности для научной работы предоставляют электронные информационные ресурсы, которые позволили воспользоваться для наших целей богатейшим материалом: статистическими сборниками, адрес-календарями и особенно данными всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года.
Отдельную группу составляют произведения русской литературы и живописи, поскольку в них костюм использовался как деталь, в значительной степени характеризующая героев произведений. Среди авторов, в творчестве которых особое место занимает «костюмная тема» - А. П. Чехов, JI. Н. Толстой, М. Горький, Г. И. Успенский, В. А. Гиляровский. Влияние одежды на психологию и стиль поведения персонажей акцентировано в произведениях А. Т. Аверченко, М. А. Булгаков и Н. А. Тэффи.
Широко использовались источники личного происхождения. Прежде всего, это мемуары Ф. Юсупова и дневники императрицы Марии Федоровны, во многом касающиеся одежды представителей Российского императорского дома и его окружения. Привлекались воспоминания одной из первых женщин в русской журналистике А. В. Каировой, профессора-этнографа В. Н. Харузиной, портной мещанского происхождения Н. А. Бычковой, воспитанниц институтов
благородных девиц и ряд других, в которых характеризуется костюм различных социальных городских слоев.
Значимым (и недооцененным) источником диссертационного исследования явилась серия пособий по кройке, шитью и рукоделию А. А. Базаровой, К. Глодзинского, А. И. Катуна, Ю. Э. Ошин, М. А. Поспеловой-Гатцук и др. Они позволяют изучить исторически сложившиеся технологии изготовления костюма и их культурную обусловленность.
Особую роль сыграло изучение коллекций музеев вузов (МГУДТ, МГХПА им. С. Г. Строганова, СПГХПА им. А. Л. Штиглица) и региональных музеев (привлечены материалы более 40 музеев). Важно, что в коллекциях музеев обеих столиц зачастую представлены элементы и комплекты костюма, принадлежащие аристократии, тогда как провинциальные собрания хранят предметы одежды рядовых горожан, что особенно ценно для нашего исследования.
Хронологические рамки исследования ограничены пореформенным периодом истории России (1861-1917 гг.). Нижняя хронологическая граница -1861 год - начало либеральных реформ, давших начато процессу интенсивной урбанизации страны и формированию принципиально новой городской культуры. Верхняя граница - осень 1917 года - начало процессов, связанных с отрицанием многих культурных ценностей предшествующей эпохи, в том числе костюмных. При этом 1917 год условно обозначается как переходный, так как он стал временем постепенного отказа от имперской символики в униформе, которая в изучаемый период во многом определяла лицо города.
Цель и задачи исследования
Цель исследования - выявление динамики и функций городского костюма как специфичной черты культуры пореформенной России.
Задачи исследования:
1) анализ корпуса отечественных и зарубежных исторических источников и литературы по проблеме диссертационного исследования;
2) исследование влияния социокультурных особенностей российского города на процесс развития городского костюма;
3) уточнение роли городских сословий и социальных групп, оказывавших наибольшее влияние на трансформацию городского костюма;
4) установление факторов унификации и демократизации городского костюма различных социальных групп;
5) анализ истории женского городского костюма как наиболее динамично отражающего внешние влияния и идущие в обществе внутренние процессы при учете модификации тендерных стратегий в пореформенной России;
6) уточнение знаковых функций женского городского костюма изучаемого периода;
7) анализ традиций изготовления и бытования одежды, сформировавшихся под влиянием новой городской культуры.
Теоретико-методологические основы исследования
На сегодняшний день костюмология является сравнительно молодой дисциплиной, методология которой находится в стадии формирования, когда каждому историку костюма приходится самостоятельно решать методические и даже методологические проблемы на основе личного опыта, лишь изредка присоединяясь к позиции коллег.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются историзм, системный и компаративный анализ. Также применяется подход, предложенный Ю. Б. Демиденко, который позволяет преодолеть исторически сложившуюся нарративность этой области научного знания. Он заключается в следующем. При изучении костюма в первую очередь применяются методы, основанные на исследовании костюмных артефактов (их поиск, собрание, атрибуция, реставрация и консервация), их интерпретация. Немаловажными выступают визуальный и контекстный анализ произведений искусства, фотодокументов и киноматериалов. Методы культурной антропологии и этнографии, в том числе новой для отечественной науки устной истории, применяются на завершающем этапе.
Автор использует в диссертации ряд базовых понятий. Прежде всего, это «костюм», включающее комплекс одежды и различных костюмных аксессуаров (часто в понятие «костюм» включают также прическу и косметику). Костюм в целом является одним из наиболее значимых и наглядных элементов культуры повседневности, определенным кодом, указывающим на половозрастную и этнокультурную идентификацию личности, на ее статус, имущественное, профессионально-производственное, конфессиональное положение и эстетические представления. Костюм и манера
его ношения, а также связанные с ним телесные практики входили как значимый элемент в культурный габитус городского жителя.
«Городской костюм» пореформенного периода в нашей работе определяется как во многом имеющий сословную специфику в силу количественного преобладания в городской среде лиц мещанского и купеческого происхождения и сохранения государственного регулирования жизни сословий.
С понятием «костюм» связано понятие «мода», которое в современной науке рассматривается двояко (как феномен, охватывающий, кроме костюма, и другие сферы культуры, и в узком смысле — как индустрия по производству модной одежды). Костюмная мода, как «высокая», так и массовая, в полной мере отражает не только культурно-эстетические, но и социальные, экономические, политические, тендерные и прочие особенности определенного исторического периода. Сам костюм и механизмы моды в его употреблении важны для выявления специфики той или иной культуры, поскольку костюм -система, живо реагирующая на ее изменения и наглядно отражающая их.
Гипотеза исследования Динамика городского костюма в России пореформенного периода взаимосвязана с изменениями в социальной структуре города, а именно с разложением традиционных сословий и оформлением новых социальных групп.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- впервые прослежена взаимосвязанность сложившегося к началу XX века городского костюма с различными аспектами культурно-исторических процессов, происходивших в России пореформенного периода (индустриальная модернизация, урбанизация, разложение сословий и оформление новых социальных групп);
впервые разносторонне анализируются факторы трансформации городского костюма в пореформенной России (демократизация и стандартизация костюма, появление изначально «мужских», но адаптированных для женщин форм, а также оформление и распространение новых специализированных видов костюма);
впервые дана подробная характеристика костюма численно преобладающих городских сословий и социальных групп - мещан и в
основном вчерашних сельских жителей, работавших в низкооплачиваемых сферах наемного труда. Костюм мещан дифференцирован по родам занятий и доходу, а костюм рабочих - еще и в зависимости от продолжительности их жизни в городе;
- впервые рассматриваются значимые характеристики русского женского городского костюма пореформенного периода, обусловившие его самобытность (специфика межсословной и межкультурной трансляции его элементов, особенности его создания и бытования в условиях интенсивной урбанизации и в контексте модификации тендерных ролей);
- в научный оборот введен значительный массив архивных документов и некоторых других источников; впервые анализируется в данном контексте серия трудов по истории русского костюма, в том числе зарубежных.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью поднятых в нем проблем. Материалы диссертации могут найти применение в образовательной деятельности при чтении учебных дисциплин по истории культуры, культуры повседневности, истории материальной культуры, социальной и тендерной истории, истории костюма в системе среднего и высшего профессионального образования. Полученные результаты могут быть использованы в практической работе специалистов исторического краеведения, антикварного рынка и музейной сферы. В частности, опубликованная в 2012 г. монография уже используется в учебной работе при чтении лекционного курса «История стилей в костюме» и в практической работе реставраторов отделов костюма и текстиля музеев «Александровская слобода», «Абрамцево», Владимиро-Суздальского и Сергиево-Посадского музеев-заповедников.
На основе проведенной работы и сформулированных в диссертации выводов предлагаются практические рекомендации. Проделанная работа позволила уточнить формулировку проблем, которые, по нашему мнению, могут стать предметом дальнейших, более узких исследований в сфере истории русской городской культуры. Они относятся к преемственности традиций в национальной и городской одежде, истории шитья, обрядовой городской одежды, взаимосвязи костюма и тендерной специфики и к ряду других.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Диссертационное исследование, посвященное выявлению динамики и функций городского костюма как специфичной черты культуры пореформенной России, соответствует п. 1.8 «Генезис культуры и эволюция культурных форм», п. 1.17 «Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство)», п. 1.20 «Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры», п. 1.21. «Традиционная, массовая и элитарная культура» паспорта специальности 24.00.01 — Теория и история культуры (исторические науки, искусствоведение, культурология).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Процесс стандартизации костюма городского типа в решающей степени определялся новой городской культурой, которая была связана с либеральными реформами 60-70-х годов XIX в. Наибольшее влияние на ход этого процесса оказали представители мещанско-купеческой группы (в силу численного преобладания, известного консерватизма и обособленности их бытовой культуры) и в меньшей степени «новые горожане», то есть сельские мигранты. Западноевропейский костюм адаптировался ими в соответствии со своими стереотипами, которые и стали основой новой городской культуры.
2. Следствием борьбы за равноправие женщин и начавшейся в пореформенной России модификации тендерных ролей становится оформление двух специализированных типов женской одежды: спортивного и производственно-профессионального.
3. Русский городской пореформенный костюм, несмотря на заимствование большой серии его элементов из Западной Европы, реже — исламского мира и Китая, оставался весьма самобытным, представляя яркое явление в европейском костюме того времени. Этот феномен получил достойную оценку, послужив наряду с «традиционным» крестьянским костюмом источником мировой моды на «русское платье».
4. Традиционные женские ремесла и рукоделие, воспринимавшиеся изначально как обязанность или досуг женщины, в условиях трансформации городской культуры были отчасти переосмыслены и зачастую воспринимались как одно из проявлений женской экономической самостоятельности и даже отечественной самобытности.
Апробация результатов исследования
Основные положения и выводы диссертации обсуждены на кафедре истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета. Они были изложены в выступлениях на 9 научно-практических конференциях 2011-2013 гг. («История и культура славянских народов: достижения, уроки, перспективы», «Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы», «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории», «Изучение истории в системе высшего и среднего профессионального образования РФ» и др.). По теме исследования изданы монография и 12 других публикаций, в том числе 5 - в изданиях, рекомендованных ВАК. Общий объем публикаций по теме диссертации составил 25,8 п. л. Результаты использовались в ходе лекционной и практической работы со студентами кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин и кафедры моделирования и конструирования одежды Сергиев-Посадского филиала Высшей школы народных искусств (института).
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении выявляется актуальность темы исследования, проводится анализ степени ее разработанности и историографии, определяются объект, предмет, цель и задачи, хронологические рамки и методология исследования; дается характеристика использованных в работе источников; формулируются научная новизна и основные положения, выносимые на защиту; характеризуются теоретическая и практическая значимость диссертации и ее апробация, отмечено соответствие паспорту научной специальности.
Первая глава «Историография проблемы» состоит из двух параграфов, посвященных разбору историографии истории русского костюма. Параграф 1 «Отечественная историография» показывает, что в своем развитии она прошла три этапа, отчасти связанных с социально-политическими и экономическими переменами в стране. На первом этапе накопления знания она
носила преимущественно описательный характер. В последующем оформляются школы изучения истории костюма, которые привели ее от эмпиризма к постановке и решению важных теоретических проблем; выделяется городской пореформенный костюм как особая тема исследования. На последнем, современном, этапе отечественная историография костюмологии характеризуется расширением проблематики и специализированным изучением различных сторон нашей темы.
Во втором параграфе «Зарубежная историография костюма как часть истории русской культуры» особое внимание уделяется работам иностранных авторов, в которых русский костюм рассматривается с еще недостаточно изученной в отечественной науке стороны. Глубокое понимание многих сторон российской культуры повседневности и их ценность подчас четче проявляется с позиций инокультурного наблюдателя.
Отмечается, что городской костюм пореформенной России как особое проблемное поле исследования был намечен более полувека назад, и около 15 лет назад активизировалось его специальное изучение, но, несмотря на это, многие его аспекты все еще требуют более глубокого и детального изучения.
Вторая глава «Трансформация городского костюма в культурно-исторических условиях пореформенной России» состоит из трех параграфов. В параграфе 1 «Влияние природных условий России и социокультурных особенностей российского города на формирование и развитие городского костюма» подчеркивается, что рассмотрение социокультурной системы России, развивавшейся в конкретных природных условиях, позволяет полнее представить динамику русского костюма, его отличий от одежды других народов, живущих в иных климатических условиях. В работе детализируется применение различных видов меха в городском костюме, отмечается, что широкое использование пушнины в изготовлении предметов одежды для городского населения было обусловлено экстремальным климатом. Рассматриваются и другие специфические типы одежды для холодного времени года. Исследуются колористические и декоративные предпочтения горожан. В значительной мере городской костюм был непосредственно связан с конкретно-исторической городской средой. По итогам анализа неоднородных социокультурных условий городов Российской империи дифференцируется костюм городского населения.
Выводы, сделанные в параграфе, проиллюстрированы статистическими данными и сопоставлены с наблюдениями российских ученых, среди которых важное место занимают работы И. В. Кондакова, Л. В. Милова, Ю. В. Олейникова, В. А. Вандама.
Параграф 2 «Специфика костюмных комплексов различных социальных групп России пореформенного периода» посвящен анализу изменений в городском костюме, произошедших в условиях разложения традиционных сословий и оформления новых социальных групп. Предлагается систематизация внешнего облика горожан на основе их принадлежности к различным социальным группам. Отмечается, что мещанско-купеческая группа имела наибольшее влияние на ход изменений, модифицируя «парижскую» модель в соответствии со своим культурным стереотипом. Безусловное воздействие на этот процесс оказали и «новые горожане» -осевшие в городах мигранты из села. В результате в русской городской культуре сложились комплексы костюма, имеющие существенные отличия от синхронных западных образцов. Особое внимание уделяется процессу размывания четких границ статусной одежды, что связывается с распространением в городской среде массовой культуры и ослаблением сословных ограничений. Выводы параграфа отчасти базируются на статистических данных.
В параграфе 3 «Формирование внесословного стандартизированного городского костюма» формулируются основные факторы этого явления: технический подъем, послуживший причиной перехода к массовому производству одежды и появлению новых материалов и технологий; качественное изменение транспорта; борьба за равноправие женщин, приведшая к внесемейному использованию женского труда; популяризация спорта как части новой бытовой культуры. Вместе с новым образом жизни в повседневность вошли новые стереотипы и новые формы одежды. Главное требование к одежде горожан этого периода - эргономичность.
Глубокие изменения произошли и в профессионально-производственной сфере. Повсеместным и повседневным становилось использование женского труда во внесемейной сфере, в результате чего городской костюм пополнился женским вариантом делового костюма, в значительной мере представлявший собой копию мужского. Дальнейшая эволюция делового костюма для обоих
полов происходила по пути нарастающей стандартизации и ускорения модификации, расширения ассортимента и изменения качества и свойств материй, обусловленного техническим прогрессом.
Подчеркивается, что в новых экономических условиях особое значение имел дефицит времени для «традиционных» женских домашних занятий, способствовавший широкому распространениею конфекциона (готовой одежды), популярности торговли по каталогам и упрощением технологий декорирования одежды. Определяющим фактором формирования гардероба для работающего человека стало удобство; конфекцион удовлетворяет этому требованию, но облик человека, одетого в стандартизированную одежду массового производства, соответственно унифицируется.
Новый образ жизни горожан, вместе с правом на работу, предполагал и свободу передвижения. В этих условиях становятся популярными сначала путешествия, а затем и занятия различными видами спорта. Не только мужчины, но и женщины пореформенной России освоили около тридцати различных видов спорта. Спортивный костюм этого периода в России не был оригинальным и повторял образцы, сложившиеся в поздней викторианской и эдвардианской культурах Великобритании.
В результате автор приходит к следующим выводам.
1. Основы русского городского костюма второй половины XIX — начала XX вв. во многом были традиционными, обусловленными частичным сохранением традиционных форм трудовой деятельности и досуга, а также климатическими условиями. Трансформации подвергались только те его составляющие, которые были связаны с частными социокультурными особенностями городской среды и отчасти городским благоустройством.
2. Основной причиной изменений городского костюма стали культурные последствия либеральных реформ 60-70-х годов XIX века: индустриальная модернизация, рост мобильности населения, начало модификации тендерных ролей.
3. В условиях разложения сословий и дальнейшей профессиональной дифференциации общества внешний облик горожанина во многом определялся не формально-сословной принадлежностью или денежными доходами, а его социальным положением и производственно-профессиональными условиями его жизни.
4. На процесс формирования городской культуры наибольшее влияние оказали культурные стереотипы двух количественно примерно равных групп: мещанско-купеческой основы и «новых горожан», то есть мигрантов из села. С другой стороны, высшие слои официально правившего дворянского сословия, несмотря на стабильное уменьшение его доли в городском населении, сохранили за собой право определять главные модные тенденции. Это обусловило эклектичность костюма городского населения.
5. На периферии империи проходили те же процессы, что и в ее центре, но с отставанием во времени. Региональные варианты костюмных комплексов уступали место общероссийским. Новая унифицированная городская культура и городской костюм как ее часть распространялись по всей территории империи. Внешний облик горожанина был одним из средств ассимиляции и обрусения «инородцев», которое понималось как стандартизация неоднородного по конфессиональному, национальному и этническому составу населения империи.
Глава 3 «Женский костюм как маркер социокультурных изменений в городской среде», состоящая из трех параграфов, посвящена истории женского костюма. Рассмотрение женского костюма в отдельной главе обусловлено тем, что она, имея значительно более сложную структуру и в целом динамичнее, чем мужской, отражала основные особенности культурно-исторического развития пореформенной России.
В параграфе 1 «Исторические особенности женского костюма 2-й половины XIX — начала XX вв.» дается подробное исследование трансформации женского костюма исследуемого периода, поскольку именно он (в условиях относительного упрощения мужского и в среднем большей вовлеченности мужчин-горожан в общеевропейские производственные и культурные процессы) выступал определенным маркером принадлежности к той или иной культуре, облегчая деление на «своих» и «чужих». Особое внимание уделяется влиянию на эволюцию женского костюма ряда тендерных процессов пореформенной России: обретения горожанками личной свободы, права на профессиональное образование, экономической самостоятельности, вовлечения их в активную политическую жизнь. Эти новшества меняли традиционные женские роли матери и жены.
Внешний облик женщины 1860-х годов прежде всего регламентировался сводом правил приличий. Например, обыкновенный набор женской дворянской одежды этого времени состоял из семи и более перемен в день. С течением времени костюмный этикет заметно упрощался. На рубеже Х1Х-ХХ вв. женскую одежду уже можно было разделить на 4 категории; со 2-й половины 1914 года большинство из женщин вынужденно ограничивалось единственным платьем или костюмом. Дается подробная характеристика особого костюмного комплекса - ритуального, в частности свадебного и траурного костюма. Анализируется его динамика и отмечается, что наиболее семантически нагруженные виды одежды регламентировались не столько модой и этикетом, сколько древними суевериями. Ритуальная одежда была показателем не столько имущественного положения женщины, сколько ее включенности в определенные социальные группы с разной степенью их традиционализма в восприятии так называемых обрядов «жизненного цикла».
Еще одним показателем принадлежности к городской культуре было нательное белье. Домотканый льняной текстиль в исследуемый период был ярким показателем крестьянского происхождения, и потому использовался только для нательного белья и только в короткий промежуток после приезда крестьян на заработки в город; затем домотканина заменялась более престижными материями.
В параграфе 2 «Самобытность женского городского костюма» сопоставляются количественный и структурный состав женских костюмных комплексов, а также методы кроя, шитья, декоративной отделки, профессиональной терминологии, номенклатуры тканей и их колористической гаммы в зарубежной и отечественной практике. Отмечается, что костюм горожанки пореформенной России, в общих чертах приближаясь к западноевропейскому образцу, все же имел от него существенные отличия. В подтверждение приводится подробный разбор костюмных комплексов горожанок, принадлежавших к различным слоям общества, из которого следует, что западноевропейская (французская) мода была принята в качестве базовой для повседневной и праздничной одежды горожанки. Также отмечается ориентация на французскую культуру одежды элитарных кругов.
Особое внимание уделяется кустарному изготовлению одежды и ее декоративной отделке (преимущественно вышивке и кружеву). Именно они, в
силу их региональной специфики, обусловили эклектичность городского костюма. На этом материале, а также на примере платков, шалей и декоративных тканей прослеживается заимствование элементов женского городского костюма различными сословиями.
В параграфе 3 «Культура рукоделия русской женщины в условиях трансформации городского костюма» рассмотрены вопросы домашнего производства одежды, ее приобретения и бытования. Отмечается, что в условиях массового распространения стандартизированной готовой одежды возросший интерес к любительскому рукоделию вызвал к жизни старинные забытые практики и обусловил появление новых технологий домашнего шитья и декорирования одежды.
Впервые специально исследуется традиция изготовления одежды в рамках не только профессионального, но и любительского рукоделия, которое в пореформенной России обрело новый смысл. Анализируются различные формы обучения женским ремеслам и сферы их применения.
В результате диссертант приходит к следующим выводам.
1. Вопреки активному распространению западной культуры в пореформенной России, расширению социальных ролей и глубокой профессионализации общества, женский городской костюм сохранял свою специфику, был более патриархальным и декоративным, чем западноевропейский.
2. Женская мода, наиболее сложная по структуре, выступала значимым визуальным маркером принадлежности к определенной социальной группе. В условиях переходного общества в пореформенной России эти маркеры претерпевали изменения, облегчая деление на «своих» и «чужих».
3. Русский городской костюм пореформенного периода, во многом ориентируясь на западноевропейские образцы, имел от них существенные отличия, обусловленные российской социокультурной спецификой. Несмотря на культурные заимствования, он обладал значительной самобытностью и не принадлежал ни к «восточному», ни к западноевропейскому типу культуры. Это позволяет говорить о нем, как о вполне самостоятельном явлении, что подтверждается возобновившейся в 70-х годах XIX века модой на русское платье («традиционного» крестьянского облика и городского прежних исторических периодов).
В Заключении диссертации автором обобщены основные результаты работы и подведены ее итоги. Из огромного массива исторических фактов были выявлены те их них, которые наиболее полно и разносторонне характеризуют русский городской костюм, раскрывают его особенности и выявляют закономерности его эволюции в контексте культуры пореформенной России. По результатам проделанной работы можно утверждать, что характерными особенностями русского городского костюма 2-й половины XIX - начала XX вв. были:
- значительная доля традиционной русской одежды, которую привносили осевшие в городах сельские мигранты, однако доля этнического компонента в костюме низших по статусу групп постоянно уменьшалась при одновременном увеличении ее среди аристократии;
- крайне медленное усвоение изначально «мужских», но впоследствии адаптированных для женщин форм одежды, что также было влиянием культуры «новых горожан»;
- эклектичный характер, выражавшийся в смешении культурных ценностей количественно преобладающих среди городского населения представителей мещанско-купеческой группы с теми, что были привнесены вторыми по численности «новыми горожанами»;
- ориентация на моду более престижного сообщества на практике выражалась у большинства городского населения в копировании устаревших форм парижской моды и в широком распространении дешевых имитаций и фальсификаций наиболее престижных предметов одежды;
- избыточная декоративность, а также приверженность национальным и региональным традициям и медленное восприятие нового в моде.
В результате в России сформировался обладающий собственными культурными особенностями костюм городского типа.
В диссертации представлены Приложения, включающие глоссарий по тематике исследования и материалы, поясняющие его основные положения: прейскуранты на одежду и ткани, списки приданого, сводная таблица по изменениям силуэта женского платья и др.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Монография
1. Шапиро Б. Л. Русский костюм на рубеже XIX - XX веков: системный анализ проблемы и профессиональная лексика / Б.Л. Шапиро. - М.: ООО «НИКПЦ Восход - А», 2012. - 352 с. (22 пл.).
Статьи в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
2. Шапиро Б. Л. Внешний облик рабочих в России периода индустриальной модернизации (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 3 (179).-С. 118-123 (0,5 пл.).
3. Шапиро Б. Л. Городской образ жизни и культура повседневной одежды: исторические особенности 2-й половины XIX — начала XX вв. // Вестник Екатерининского института. - 2011. - № 4 (16). - С. 149-155 (0,5 пл.).
4. Шапиро Б. Л. Иллюстративный материал как научный источник изучения городского костюма к. XIX - нач. XX вв. // Власть. - 2012 - № 9. - С. 164-166 (0,25 пл.).
5. Шапиро Б. Л. Профессиональная лексика в процессе развития российской индустрии моды конца XIX - начала XX вв. // Вестник Екатерининского института. - 2012. - № 2(18). - С.119-122 (0,25 пл.).
6. Шапиро Б. Л. Трудовое обучение в православных монастырях: исторический опыт // Полиграфист. - 2012. - № 4. - С. 84-88 (0,25 пл.).
Другие публикации по теме диссертации:
7. Шапиро Б. Л. Использование электронных информационных ресурсов при изучении дисциплин культурно-исторического модуля // Изучение истории в системе высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во ПГУПС, 2012. - С. 165-169 (0,2 пл.).
8. Шапиро Б. Л. Культура рукоделия русской женщины как часть национальной культуры: исторический аспект // История и культура славянских народов: достижения, уроки, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции 25 - 26 ноября 2011 г. Пенза - Белосток - Прага, 2011. - С. 214-222 (0,5 пл.).
9. Шапиро Б. Л. Обрядовый женский костюм в элитарной культуре пореформенной России // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы. Материалы III международной научно-практической конференции. - М., 2013. - С. 121-125 (0,25 пл.).
10. Шапиро Б. Л. Социокультурная среда и повседневная жизнь российского города на рубеже XIX — XX вв. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Моя малая родина». Выпуск 8 / Под общ.ред. В.Е. Малязёва. Степановка - Пенза, 2011.-С. 297-305 (0,5 пл.).
11 Шапиро Б. Л. Традиционные женские ремесла в условиях модернизации российского общества 2-й половины XIX — начала XX вв. // «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории»: материалы XV международной заочной научно-практической конференции. (02 июля 2013 г.) - М.: Международный центр науки и образования, 2013. - С. 33-38 (0,25 пл.).
12. Шапиро Б. Л. Унификация женского костюма как следствие нового образа жизни 2-й половины XIX - начала XX вв. // Симбирский научный вестник. - 2011. -№ 3(5). - С. 45-47 (0,25 пл.).
13. Shapiro В. Historical Tradition of Women's Education in Russia, Europe and USA: a Comparative Analysis // Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings, proceedings of the 1st International scientific conference. New York: Cibunet Publishing, 2013. - P.40-41 (0,1пл.).
Подписано в печать: 14.04.2014
Объем: 1 усл. п. л.. Тираж: 100 шт. Заказ № 002 Отпечатано в типографии «Реглет» 125009, г. Москва, Страстной бульвар,, +7(495)979-98-99; www.reglet.rn
Текст диссертации на тему "Городской костюм в контексте культуры пореформенной России"
Российский государственный гуманитарный университет
На правах рукописи
04201455937 Шапиро Бэлла Львовна
ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор Яценко С.А.
Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................3
Глава 1. Историография проблемы
§1. Отечественная историография....................................................19
§2. Зарубежная историография костюма как часть истории русской культуры............................................................................................36
Глава 2. Трансформация городского костюма в культурно-исторических условиях пореформенной России
§1. Влияние природных условий России и социокультурных особенностей
российского города на формирование и развитие городского костюма........51
§2. Специфика костюмных комплексов различных социальных групп России
пореформенного периода................................................................67
§3.Формирование внесословного стандартизированного городского костюма..............................................................................................93
Глава 3. Женский костюм как маркер социокультурных изменений в городской среде
§ 1. Исторические особенности женского костюма 2-й половины XIX - начала
XX вв.......................................................................................111
§2. Самобытность женского городского костюма...............................137
§3. Культура рукоделия русской женщины в условиях трансформации городского костюма...........................................................................156
Заключение................................................................................183
Список источников и литературы....................................................187
Список сокращений......................................................................221
Приложения...............................................................................222
Введение
Актуальность темы исследования. В пореформенной России город был тем местом, где активно складывалась новая культурно-бытовая среда. Растущая потребность в рабочей силе стимулировала миграцию крестьянского населения в города. «Новые горожане», вместе с более высоким статусом, усваивали и внешнюю атрибутику городской жизни. Смешивались традиции города и села, различных сословий, менялся стиль их жизни. Внешняя атрибутика соответствовала и внутреннему культурному состоянию горожанина в быстро менявшемся переходном обществе, которое в исследуемый период фактически во многом складывалось из пестрой смеси культур. Следствием многочисленности «новых горожан» явилось оформление специфической городской культуры. Заметную актуальность приобретала трансформация тендерных моделей поведения. Эти культурно-исторические процессы нашли своеобразное отражение во внешнем облике городского населения, в том числе в динамике костюма.
Городской костюм, как порождение определенного исторического периода, наглядно отражает эстетические и в ряде случаев - научные концепции изучаемого времени, уровень культуры повседневности, как общества и города в целом, так и отдельных его жителей. «Костюм есть наглядная форма человека» - писал Т. Готье в статье «Мода как искусство»1. «Покажите мне все платья, которые в жизни носила женщина, и я сейчас напишу ее биографию» - вторил ему Ч. Диккенс . Специальная научная дисциплина о костюме - костюмология еще только оформляется. Костюм прошлого пока изучается с позиций разных дисциплин (культуры повседневности, этнологии, декоративно-прикладного искусства, музейного дела, социологии, художественной экспертизы, научного консультирования художественных произ-
1 Fortassier R. Les écrivains français et la mode: de Balzac a nos jours. - Paris, 1988. P. 68.
2 Мысли о женщине //Женская жизнь. - 1914.-№ 2. - С. 22.
водств и др.). Соответственно, история костюма рассматривается сегодня с самых различных позиций. Нас интересует прежде всего историко-культурный аспект этого явления.
Исследование факторов эволюции русского городского костюма не только способствует приращению научного знания в области истории костюма, но и помогает более разносторонне представить динамику русской городской культуры. Этот процесс был двусторонним: общеимперские и общеевропейские тенденции городской культуры сочетались с региональными, конфессиональным и национальными особенностями, которые имели те ли иные города империи. Воссоздание разных аспектов истории костюма помогает более точно реконструировать историко-культурную реальность, что особенно важно при создании документальных и художественных произведений, интерпретации исторических и художественных текстов.
Анализ городского костюма также является важным этапом и в работе по изучению т. наз. «традиционной» (то есть имеющей аналоги в течение нескольких предыдущих веков) крестьянской одежды, поскольку внешний облик городского населения был своего рода эталоном, на который ориентировались сельские массы.
Изучение истории костюма также имеет важное прикладное значение, поскольку квалифицированная атрибуция (социальная, географическая и др.) и датировка костюмных артефактов являются одними из самых сложных прикладных задач, постоянно решаемых историками костюма, искусствоведами, реставраторами, экспертами антикварного рынка.
Изучение развития городского костюма второй половины XIX - начала XX вв. актуально еще и потому, что позволяет исследовать историю технологий изготовления одежды, а в некоторых случаях - восстановить ныне утраченные, но потенциально полезные в современных условиях технологические процессы.
Степень научной разработанности. По мнению диссертанта, в отечественной историографии городского костюма выявляются три периода, базирующиеся на различных методологических подходах к его изучению: 1) период историографии до начала 1920-х гг.; 2) период историографии начала 1920 - середины 1990-х гг.; 3) современная историография с середины 1990-х гг. - по настоящее время.
Первый период отечественной историографии начинается с момента публикации в 1861-1862 гг. работ, содержащих значимую информацию по проблеме. В это время изучаются вещественные источники по истории русского костюма, преимущественно одежда и текстиль. Весьма распространенным было изучение социально-экономических аспектов производства и бытования материалов, отдельных элементов и комплексов одежды. Характерными для периода стали научные работы по вопросам взаимосвязи одежды, спорта, гигиены и здоровья. Публикуются обзоры по всемирной истории костюма, но в них история отечественного костюма доводится лишь до воцарения Петра I. В целом исследования по истории русского костюма этого периода носили описательный характер. Чаще всего они включались в состав более общих этнографических или искусствоведческих разработок, где играли второстепенную роль.
Историография начала 1920-х — середины 1990-х гг. характеризуется сменой методологии, в первую очередь в рамках советской этнографической школы. Благодаря ей стали возможными постановка и решение серьезных научных задач в области истории костюма, углубление социокультурной направленности исследований и уменьшение доли эмпиризма, рассмотрение костюма как части социальной и тендерной истории, изучение семиотики и психологии костюма, изучение его в контексте эволюции художественных стилей и разработка категориально-понятийного аппарата истории костюма. Немалую роль в изучении этой проблематики сыграли серия каталогов, спра-
вочников-определителей и текстильных словарей, а также специализированное изучение истории шитья и производства одежды в России.
Большинство ученых этого периода не видели в городском костюме России значимого и самостоятельного предмета исследования, но было начато изучение костюма отдельных сословий; с 1972 г. появляется сам термин «городской костюм». Постепенно внимание костюмологов привлекли анализ влияния социокультурных процессов на эволюцию городского костюма и выявление факторов, обусловивших эту эволюцию.
Историография современной России. С середины 1990-х гг. изучение городского костюма все чаще привлекает специальное внимание ученых. Как отдельное направление формируется этнография города, в которое включается исследование внешнего облика его жителей. Предметом изучения, кроме того, становятся одежда городских социальных групп имперской России (в частности, мещанский костюм). Ведется широкомасштабная работа в области историко-костюмной лексики и исторического кроя. Разрабатываются новые для отечественной науки области исследования - тендерные аспекты костюмологии и имеющая вспомогательное значение систематизация библиографии по истории костюма.
Анализ историографии изучаемой проблемы показывает, что, несмотря на значительный объем публикаций, в той или иной степени исследующих историю русского костюма, проблема изменений во внешнем облике горожан, которые произошли вследствие формирования городской культуры нового типа, во многих аспектах остается не исследованной. В частности:
- недостаточно изучены изменения внешнего облика населения, обусловленные модернизационными процессами в Российской империи 2-й половины XIX - начала XX вв.;
- далека от решения проблема комплексного влияния социальных и технических инноваций в городской культуре на развитие костюма городского населения;
- комплексный анализ процесса формирования и развития стандартизированного городского костюма пока не осуществлен.
Наличие этих проблем во многом определило предмет и объект диссертационного исследования, его цель и задачи.
Объектом исследования является костюм городского населения Российской империи 2-й половины XIX - начала XX вв.
Предмет исследования - динамика костюма городских сословий, социальных и половозрастных групп пореформенного периода в условиях социокультурной модернизации и связанной с ней интенсивной урбанизации.
Источниковая база исследования. Диссертация подготовлена на основе изучения корпуса опубликованных и неопубликованных источников. Это архивные материалы, периодические и иллюстративные издания, источники личного происхождения, коллекции костюмных артефактов из государственных музеев и частных коллекций, в том числе из семейной коллекции диссертанта.
Среди архивных материалов следует выделить материалы Государственного архива Российской Федерации3, Российского государственного архива древних актов4, Российского государственного архива литературы и искусства5 и Центрального исторического архива Москвы6. Архивные источники, использованные в работе, отражают особенности половозрастных и со-словно-классовых различий в костюме, а также содержат представительную выборку фактов. Ряд документов этой группы введен автором в научный оборот впервые.
Масштабность распространения портретной фотографии и фотографической журналистики позволила выявить и зафиксировать сословные, профессиональные и национально-этнические особенности одежды горожан.
3 ГАРФ, фонды: Ф. 1463 - Коллекция отдельных документов личного происхождения; Ф. 673 — Опись документов великой княжны Ольг» Николаевны за 1895-1918 гг.
4РГАДА, фонды: Ф. 1252-Абамелек-Лазаревых, 1412-Бобринских, 1290 - Юсуповых.
5 РГАЛИ, фонды: Ф. 518 - Ф. Ф. Фидлера, Ф. 950 - А. Д. Вяльцевой.
6 ЦИАМ, фонд Ф. 199 - Московского столичного и губернского статистического комитета.
Анализ совокупности фотодокументов и периодической печати в сфере моды (так называемые «дамские журналы», содержащие новинки мод, издавались на протяжении всего исследуемого периода каждые две недели) позволил выделить общие и особенные черты городского костюма, как подверженные моде, так и прямо не зависевшие от нее. Привлекаются также периодические издания, посвященные непосредственно городу и его проблемам.
Принципиально новые возможности для научной работы предоставляют электронные информационные ресурсы7. Материалы «Большой цифровой тройки» Google Books, Open Library, Hathi Trust, а также электронно-библиотечных систем РГБ и РЫБ, библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина позволили воспользоваться для наших целей богатейшим материалом: статистическими сборниками, адрес-календарями и особенно - данными всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
Отдельную группу составляют произведения русской художественной литературы и живописи, поскольку в них костюм использовался, как деталь, в значительной степени характеризующая героев произведений. Среди авторов 2-й половины XIX - начала XX вв., в творчестве которых особое место занимает «костюмная тема» - А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. Горький.
Характерной особенностью пореформенной России было то, что число горожан постоянно умножалось, и происходило это в основном за счет притока мигрантов из села, преимущественно молодых. Внешний облик такого «нового горожанина» великолепно передан словесным описанием классика русской литературы Г. И. Успенского: «..молодой мальчик лет шестнадцати, одетый так, как одет всякий крестьянский мальчик, приучающийся жить в городе: на голове, обстриженной под гребенку, была какая-то пуховая кону-
7 Подробнее см.: Шапиро Б. Л. Использование электронных информационных ресурсов при изучении дисциплин культурно-исторического модуля // Изучение истории в системе высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2012. С. 165-169.
сообразная шляпа, принадлежавшая, очевидно, другой, более обширной голове, ибо только растопыренные уши да нос мальчика удерживали ее в стремлении упасть прямо ему на плечи; красная рубашка с косым воротом, подпоясанная тоненьким ремнем, и сюртук, по размерам родной брат шляпе»8.
В раскрытии темы русского городского костюма очень важны очерки В. А. Гиляровского. После одно- или двухлетнего пребывания в городе тот же, показанный ранее персонаж, приезжал на побывку в деревню, «одетый в чуйку, картуз с лаковым козырьком, сапоги с калошами, и на жилете - часы с шейной цепочкой»9, - таким видит нового горожанина В. А. Гиляровский. Полностью обжившись в городе, этот щеголь снимает поддевку и картуз и заводит «пиджак и фетровую шляпу с большими полями, только с косовороткой и высокими щегольскими сапогами на медных подковах» 10.
Влияние одежды на психологию и стиль поведения персонажей акцентировано в произведениях А. Т. Аверченко, М. А. Булгакова и, особенно, Н. А. Тэффи. В качестве источников автором также привлекались произведения М. М. Пришвина, В. В. Вересаева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, А. В. Сухово-Кобылина, Н. Г. Гарина-Михайловского, Л. Н. Андреева, И. С. Тургенева, Ю. Н. Тынянова, И. А. Гончарова, С. В. Максимова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Ф. М. Решетникова, С. М. Степняка-Кравчинского, Н. Г. Чернышевского, Н. Г. Помяловского, 3. Н. Гиппиус, А. Б. Мариенгофа.
Широко использовались источники личного происхождения. Прежде всего, это мемуары Ф. Юсупова и дневники императрицы Марии Федоровны, во многом касающиеся костюма представителей Российского императорского дома и его окружения. Кроме того, привлекались воспоминания одной из первых женщин в русской журналистике А. В. Каировой, профессора-
8 Успенский Г. И. Очень маленький человек // Русская проза второй половины XIX века. - 2-е изд., стереотип. -М., 2003. С. 386.
9 Гиляровский В. А. Москва и москвичи. - СПб., 2007. С. 359.
10 Гиляровский В. А. Мои скитания / В.А. Гиляровский - М., 2011. С. 261.
этнографа В. Н. Харузиной, портной мещанского происхождения Н. А. Бычковой, воспитанниц институтов благородных девиц и ряд других, в которых характеризуется костюм различных социальных городских слоев.
Значимым (и недооцененным) источником явилась серия пособий по кройке, шитью и рукоделию А. А. Базаровой, К. И. Берриса, К. Глодзинского, А. И. Катуна, 3. X. Левитануса, И. И. Медведева, А. Н. Ореховой, Ю. Э. Ошин, М. А. Поспеловой-Гатцук, А. О. Рауэра, А. А. Стариковой, Ю. К. Тео-дор-Котоминой, В. В. Шишмаревой, К. Ф. Штейна11. Они позволяют изучить исторически сложившиеся технологии изготовления костюма и их культурную обусловленность. Так, в полном соответствии с культурными тенденциями этого времени, в одном издании размещаются параллельно материалы по традиционной русской и остромодной западноевропейской одежде12. В числе авторов, использующих такой подход, были И. И. Медведев и А. О. Рауэр.
Особый интерес вызывают издания этого рода, предназначенные для населе-
11
ния, не владеющего грамотой . Некоторые публикации, что особенно ценно, содержат в себе сравнительный анализ отечественных и западных портновских технологий и кроя14. Эти источники, насыщенные фактическим матери-
11 Базарова А. А. Руководство к изучению кройки и шитья детского, дамского платья и верхних вещей. - 5-е изд., испр. и доп. - СПб., 1907; Беррис К. И. Школа кройки мужского платья ш