автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Толмацкая, Людмила Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ I. История развития российской музыкальной культуры.
РАЗДЕЛ II. Особенности и основные тенденции развития музыкальной культуры в 20-е - 30-е годы XX века.
РАЗДЕЛ III. Партийно-государственный контроль за содержанием репертуара музыкальных коллективов.
РАЗДЕЛ IV. Подготовка музыкальных кадров и повышение их квалифика ции в учебных заведениях и творческих коллективах страны.86 РАЗДЕЛ V. Влияние музыкального искусства на общую культуру советского народа в исследуемые годы.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Толмацкая, Людмила Валерьевна
Актуальность и значимость исследования. Среди многих аспектов отечественной истории - экономических, социально-политических, международных, государственного управления и других, проблемы культуры всегда занимали одно из ведущих направлений в исследовании отечественной истории. Культура как система материальных и духовных ценностей вовлечена в социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и познания. Система духовных ценностей, к которым относится музыкальное искусство - это система нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок и их функционирование в конкретно-исторических условиях. История музыкальной культуры гармонично дополняет все важнейшие аспекты истории России - с древнейших времён и до наших дней.
Первые годы советской власти явились сложным этапом становления новой музыкальной культуры. Известно, что после окончания гражданской войны в стране царили разруха и голод. Однако, несмотря на это, одной из первоочередных задач правительства явилось проведение в стране культурной революции. В результате, была создана единая государственная система народного образования. Второй важнейшей задачей культурной революции стала необходимость в новой интеллигенции и специалистах в разных областях народного хозяйства, в том числе и в области музыкального искусства. Для реализации этой важнейшей задачи культурного строительства был издан ряд декретов, указов и постановлений, направленных на становление и развитие музыкальной культуры.
61-4170004 (2294x3404x2 *Н=Т>
В тоже время, проблемы идеологического и политического воспитания и просвещения советского народа стали во главу всей деятельности партии и государства. «Как известно, с первых своих шагов господство диктатуры пролетариата предложило интеллектуальной элите страны свободу лишь в пределах, не мешавших реализации коммунистической программы и не стеснявших его действия. Образ мышления власти, ее политическая практика и основные институты по регулированию взаимоотношений с творческой интеллигенцией в основном сформировались в течении первого десятилетия после Октябрьской революции. Уже тогда власть продемонстрировала, что она понимает под духовной свободой личности, каким она представляет себе человека нового революционного общества.»1
Введение атеизма было направлено на ликвидацию старого образа мышления и на установление нового мировосприятия, следствием чего стал запрет на произведения духовного содержания. Принципы добровольности и убеждённости уступали место принципам силы и принуждения. Плюрализм мнений, ещё существовавший в 20-е годы, в начале 30-х годов перестал существовать. Всё это сказалось и на усилении партийно-государственного контроля над музыкальной культурой и искусством. В результате они оказались под жестокой цензурой. «В качестве правящей партии большевики сначала ограничили, а затем ликвидировали свободу слова, закрыв оппозиционные печатные органы. Они восстановили гражданскую цензуру, наделив её правами предварительного контроля и карательных санкций (первоначально в виде политотдела Госиздата РСФСР, позднее в виде печально известных Главного управления по делам литературы и издательств
61-4170005 (2284x3397x2 tiff)
Главлита и Главного управления по контролю за репертуаром -Главреперткома).
К концу 20-х годов в стране сложилась система тотального, всеохватывающего контроля за действиями и мыслями деятелей науки и культуры, особая роль в которой принадлежала «карающему мечу революции» - органам ВЧК - ОГПУ».
И, тем не менее, даже в таких сложных и трудных условиях все понимали, что музыкальное искусство является достоянием народа и есть необходимость открыть широкий доступ к общему и специальному музыкальному образованию советской молодёжи. Для решения этой задачи требовалась подготовка кадров во всех областях музыкальной культуры, для чего в свою очередь необходимо было открыть новые учебные заведения, повысить качество обучения и воспитания учащихся музыкальных специальностей.
В этой связи нам представляется весьма важным исследовать опыт подготовки музыкальных кадров и повышения их квалификации в 20-е - 30-е годы - как позитивный, так и негативный. Изучение факторов влияния музыкального искусства на общую культуру советского народа в исследуемый период позволяет сделать выводы и рекомендации, имеющие актуальное значение и для наших дней.
Актуальность темы и необходимость её исследования в значительной степени мотивируется также и её недостаточной изученностью. Данное диссертационное исследование является попыткой восполнить этот пробел в исторической науке.
Степень научной изученности проблемы. Число работ, в которых музыкальная культура рассматривается как социально-историческое явление, крайне мало. В основном, первые из них, опубликованные в 20-е годы прошедшего столетия, были в целом
61-4170006 (2279x3394x2 ^ б л посвящены проблемам новой культуры и культурной революции. В них преимущественно раскрываются проблемы ликвидации неграмотности, развития сети культурно-просветительных учреждений в городе и на селе и т.д.
Более глубокой попыткой проанализировать реалии музыкальной культуры явился научный труд Л.Л.Сабанеева «Музыка после Октября».4 В нём критически отмечались негативные стороны развития музыкальной культуры в первые годы советской власти и, естественно, эта работа вызвала отрицательный резонанс защитников и строителей нового советского искусства.5 Позднее, в 50-е - 60-е годы, появляется ряд научных трудов по изучению истории советской музыки. Однако, как показывает наш анализ, они выражали официальную точку зрения партии и государства, были написаны в духе идеологических и политических требований того времени. Давалась тенденциозная оценка явлениям, событиям, произведениям. Личность и творчество многих деятелей измерялось не художественной ценностью, а идеологической востребованностью.6
Однако и среди этих работ были объективные исследования. Так, например, глубоким и ёмким исследованием являются работы С.Р.Степановой. Автор приводит весьма ценную информацию по вопросу изучения музыкальной культуры 20-х годов. Исследователь рассматривает документы ряда государственных и общественных организаций, освещающих вопросы музыкального образования, а также вопросы широкого музыкального просвещения.7 Несмотря на то, что автору не удалось обойти стороной официальную точку зрения на многие явления музыкальной жизни периода 20-х годов, её исследование не потеряло научной ценности и в настоящее время.
61-4170007 (2277x3392x2 Щ 7
Работы Д.И.Гусева, О.А.Прозоровой, Г.А.Трелина8 и других исследователей рассматривают вопросы культурного строительства и культурно-просветительской работы. Они имеют иллюстративный подход в оценке происходящих явлений в СССР, однако политика государства в области музыкальной культуры в этих трудах не стала предметом их специального исследования.
В наиболее поздний период, в 80-е годы, появляются исследования деятельности советских государственных органов в области культуры в 20-е - 30-е годы. В монографии Зак Л.М. предпринята попытка показать изучение советской культуры в плане всей проблемы - с первых дней Октябрьской революции до сегодняшнего дня. Исследователь рассматривает проблемы становления и развития советской культуры, используя работы соратников Ленина, литературу и публицистику 20-х - 30-х годов, затрагивает вопросы культурно-просветительной работы, подготовки кадров. В целом, работа носит политически-тенденциозный характер и не отличается объективностью.9 Очень интересна монография Ким М.П. по исследованию деятельности советских государственных органов в области культуры, однако, их деятельность в области музыкальной культуры не стала в этом труде предметом специального исследования.10 Среди авторов крупных работ следует отметить А.И.Дондошанскую.11 Но данное исследование ограничивается изучением в области театра, не затрагивая исследуемую нами проблему.
Вопросы музыкального образования рассматриваются в
12 небольшой публикации Ю.Г.Марченко. Однако автор подвергает исследованию отдельный регион России - Сибирь.
61-4170008 (2287x3399x2 tiff)
Особенно возрос интерес исследователей к проблемам взаимодействия власти, государственных органов и организаций искусства в 90-е годы прошедшего столетия, так, например, в
13 монографии И.Е.Розановой анализируется деятельность Главного политико-просветительного комитета РСФСР 20-х - начала 30-х годов. Однако, вопросы деятельности Главполитпросвета в области музыкального искусства в нём занимают незначительное место.
Попытка с новых позиций осмыслить процессы, происходившие в культуре страны в первые послереволюционные годы, была предпринята Галиным С.А. Исследователь выделяет основные направления политики большевиков в отношении культуры: формирование системы управления культурным строительством, развитии народного образования, формирование политической и художественной культуры советского общества. Автор высказывает критические замечания, направленные в адрес административно-командной системы о методах руководства духовной сферой, наблюдается стремление преувеличивать возможности и достижения в области культуры. Но, к сожалению, автор не смог преодолеть тенденциозности в оценке роли коммунистической партии в культурном строительстве в исследуемые годы.14
В монографии В.Я.Нейгольдберга15 на основе фактического материала рассматриваются вопросы музыкальной деятельности в стране, а выявленные автором статистические данные позволили ему раскрыть процесс приобщения населения к разным видам музыкального искусства. Вместе с тем, вопросы, затрагивающие государственную политику в области музыкальной культуры, подготовку кадров музыкантов-исполнителей не получили здесь необходимого освещения.
61-4170009 (2291x3401x2 tiff)
Определённый интерес для исследуемой нами проблемы представляет научно-исследовательская работа Е.С.Власовой.16 Один из её разделов содержит фактический материал по вопросам репертуарной политики, проводимой государством в области музыкального искусства в 20-е - 30-е годы. В целом же, данный труд исследует вопросы музыкального радиовещания.
В ракурсе нашего исследования определённый интерес представляет также работа А.М.Базанкова, прослеживающая и анализирующая этапы формирования художественной интеллигенции и её участие в культурной жизни советского общества в 20-х - первой
17 половине 30-х годов. В работе автор осветил вопросы взаимоотношений власти и художественной интеллигенции. В ней использован значительный фактический материал, однако, данный труд посвящён лишь исследованию одного отдельного региона страны - Верхнего Поволжья.
В конце 90-х годов вышла научно-исследовательская работа А.В.Карпова,18 в которой анализируется история взаимоотношений Пролеткульта с партийно-государственной властью. Автор лишь в четвёртой главе рассматривает деятельность Пролеткульта, участие в нём русской интеллигенции. В работе автор рассматривает период с 1917 по 1932 годы, время существования Пролеткульта.
Большая научная работа, посвящённая проблеме взаимодействия власти и искусства, была проведена Т.А.Баркетовой.19 Автор прослеживает историю взаимодействия деятелей музыкальной культуры России с властью. В работе приведён анализ ряда документов Советского правительства, определяющих политику государства в области музыкальной культуры на начальном этапе культурного строительства; анализ биографий, автобиографий,
61-4170010 (2280x3395x2 tiff) мемуаров ряда музыкальных деятелей с 1917 - 32 годы; дан анализ материальному и моральному состоянию музыкальной интеллигенции в результате проводившейся политики; дана оценка деятельности Пролеткульта и Рабиса; освещено развитие музыкальной науки на примере Государственного института музыкальной науки (ГИМНа), становление же системы высшего музыкального образования показано на примере только Московской консерватории. Автор не затрагивает вопросы подготовки кадров и повышения квалификации, вопросы музыкально-просветительской деятельности художественной самодеятельности. Вне поля зрения автора остались вопросы партийно-государственного контроля за содержанием репертуара. Рассматриваемый период с 17 - по 1932 годы является начальным этапом становления музыкальной культуры, и поэтому автор была скована отсутствием фактического материала, который в основном накопился к концу 30-х годов. А поэтому в данной работе, несмотря на её ценность, рассматриваемые нами проблемы, получили частичное освещение.
Определённый интерес представляют исследования в области становления и развития культуры периода 1928 - 1941 годов в работе Шипиловой Е.Е. Автор поднимает ряд проблем по вопросам деятельности творческих союзов и самодеятельных коллективов -театральных, кино, радио. К сожалению, анализ работы музыкальной самодеятельности представлен недостаточно полно.20
В 2001 году вышла работа Юдина М.В., посвящённая деятельности Московского Пролеткульта с 1918 по 1925 годы. Автором рассматривается история становления и развития Московской Пролеткультовской организации, его образовательно
61-4170011 (2279x3394x2 Щ
11 просветительская деятельность, культурно-творческая работа, однако музыкальному искусству в работе отводится незначительное место.21
Таким образом, анализ научных и других изданий показывает, что признать оптимальной разработку темы не представляется возможным. Во-первых, значительная часть литературы, изданной в минувшие годы, может быть использована лишь частично, в силу её идеологической ангажированности. Во-вторых, в опубликованных трудах по культуре, исследуемая нами проблема рассматривается лишь частично. В-третьих, ощущается острый недостаток трудов по такому неоднозначному периоду, как 30-е годы XX века. Всё это и побудило диссертанта к проведению данного исследования.
Источниковую базу диссертации составляют опубликованные и неопубликованные документы и материалы.
К первой группе относятся официально опубликованные документы высших органов власти и организаций по контролю за искусством - декреты, указы, постановления, распоряжения ВЦИК, Совнаркома, Наркомпроса, МУЗОНКП, Главреперткома; постановления, резолюции съездов, конференций, совещаний партийных пролеткультовских органов и организаций. Эта группа источников позволила автору выявить основные направления государственной политики в области музыкальной культуры и искусства.
Второй группой источников явились фактические данные, характеризующие проблемы становления и развития музыкального искусства в исследуемые годы, выявленные автором в периодической специальной и массовой печати: газеты «Правда», «Известия», «Вечерняя Красная газета», «Вечерняя Москва»; журналы «Музыка и
61-4170012 (2280x3395x2 tiff) революция», «Вестник театра», «Вестник работников искусств», «Музыкальная новь», «Современная музыка», «Советская музыка».
Особую группу источников составляют публицистические работы, а также речи и выступления советских партийных государственных и общественных деятелей (Н.К.Крупская,
22
В.И.Ленин, В.А.Луначарский ), которые позволили уточнить процесс выработки политики партии и государства в области музыкальной культуры.
Богатый фактический материал дают статистические издания: Труд в СССР. - Статистический справочник. М., 1936. Сборник экономических показателей по отраслям культуры. М.,
1958.
Итоги выполнения Второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. М., 1939.
Московский A.C. Статистика культуры и основные статистические обследования культурного строительства (1918 -1941). В кн.: Культурная жизнь Сибири XVII - XX веков. Новосибирск, 1981.
Нейгольдберг В.Я. Функционирование искусства в зеркале статистики 1920 - 1930 гг., СССР, М., РИИ, 1993.
Весьма содержательны с точки зрения источников, оказались мемуары и воспоминания деятелей культуры и искусства (К.С.Станиславский, Т.Н.Хренников, Ф.И.Шаляпин,
Д.Д.Шостакович23).
Эмпирический материал получен в следующих Государственных архивах:
1. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф.645 - Главное управление по делам художественной
61-4170013 (2272x3389x2 Щ
13 литературы и искусства, сектор искусства и литературы Наркомпроса РСФСР - стенографические отчёты, постановления, приказы и распоряжения Главискусства, Совнаркома и Наркомпроса; протоколы заседаний по вопросам работы музыкальных организаций; стенограммы Всероссийской конференции по Музыкальному самодеятельному искусству; протоколы заседаний хорового Совета при Секторе искусств НКП; рекомендации и постановления Главного репертуарного комитета (Главреперткома); переписка артистов и работников Главреперткома по репертуарным вопросам; нами впервые выявлены и вводятся в научный оборот материалы, содержащие статистические отчёты по учебным заведениям системы Комитета по делам искусств при СНК СССР, где находятся сведения о количестве выпускников по консерваториям (таблица № 2), о приёме и выпуске по специальностям по консерваториям (таблица № 3), о приёме и выпуске по высшим музыкальным учебным заведениям (таблица № 4), по средним музыкальным учебным заведениям (таблица № 5). Ф.656 - Главное управление по контролю за репертуаром и зрелищами - приказы, протоколы, отчёты; докладные записки; программы и афиши.
Ф.658 - Московская консерватория - протоколы, стенограммы заседаний, циркуляры, докладные записки. Ф.962 - Всесоюзный комитет по делам искусств -стенографические отчёты, постановления, резолюции конференций Главного управления учебными заведениями, протоколы заседаний; отчёты, докладные записки; циркуляры и
61-4170014 (2286x3398x2 tiff) распоряжения; итоги Всесоюзной хоровой олимпиады; сводные таблицы сети зрелищных предприятий; также постановления, отчёты, статистические сведения по отделу художественной самодеятельности.
2. Государственный архив Российской Федерации. Ф.628 - Всесоюзный дом народного творчества им. Крупской Комитета по делам искусств при СНК СССР - годовые отчёты. Ф.1565 - Отдел художественного образования - протоколы заседаний Московской государственной консерватории по вопросам образования; доклады, циркуляры, инструкции; сводные таблицы.
Ф.2313 - Главный политико-просветительный комитет -положения о репертуарном комитете, о государственных и красноармейских театрах; циркуляры, протоколы заседаний, докладные записки, инструкции.
Ф.5508 - Центральный Комитет профсоюзов работников искусств - положения и циркуляры ВЦСПС, протоколы, докладные записки ЦК Работников искусства (Рабис), переписка с местными профорганизациями; постановления, доклады, протоколы ЦК профессионального союза работников искусств (ЦК Рабис) по вопросу состояния художественного производства; стенограмма заседаний I Всесоюзной Культконференции работников искусств.
Проанализированные нами группы источников дают достаточный фактический материал для решения поставленных в диссертации задач. Они весьма разнообразны по видам, происхождению и времени создания. Их анализ и синтез позволяет получить необходимую для исследования информацию.
61-4170015 (2286x3398x2 tiff)
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является комплексное изучение государственной политики в области музыкальной культуры в 20-е -30-е годы XX века. Реализация цели достигалась поэтапным решением следующих задач:
I. Проанализировать историю развития российской музыкальной культуры.
II. Исследовать формы, методы и специфику подготовки музыкальных кадров в 20-е - 30-е годы, проанализировать деятельность музыкальных учебных заведений, их численность, научно-педагогический состав и его профессиональный уровень.
III. Выявить особенности и основные тенденции развития музыкальной культуры в 20-е - 30-е годы XX века.
IV. Раскрыть деятельность государственных организаций по контролю за содержанием репертуара музыкальных коллективов.
V. Определить степень влияния музыкального искусства на общую культуру советского народа в исследуемые годы.
Теоретико-методологической основой диссертации являются методы научного познания, используемые в исторической науке: принципы историзма, научной достоверности и объективности. Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определённые тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения. Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов, учитывает специфику политической, экономической, общественной и культурной жизни страны в исследуемый период.
Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с 20-х - 30-х годов XX века, именно в эти годы
61-4170016 (2277x3392x2 Щ
16 завершился процесс полной монополизации музыкального искусства. Выбор хронологических рамок обусловлен также переходом страны к мирному строительству, которое осуществлялось в сложнейших политических и экономических условиях и требовало большого числа квалифицированных специалистов, в том числе и в области музыкального искусства.
Научная новизна исследования определяется тем, что данная диссертация является первой попыткой комплексного исследования проблем государственной политики в области становления и развития музыкальной культуры в исследуемые годы. В работе предпринята попытка с объективных позиций показать историю становления музыкальной культуры в СССР, трудность и успехи в подготовке кадров музыкантов-исполнителей, их концертную деятельность, приобщение населения к музыкальной культуре, рост художественных самодеятельных коллективов и т.д.
Становление и развитие музыкальной культуры в СССР в 30-е годы исследуется на фоне сложной политической и экономической ситуации, многочисленных объективных и субъективных проблем развития музыкальной культуры, выявленных диссертантом в ходе обработки и анализа нового архивного и статистического материалов, периодической печати, научной литературы.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что она может служить базой для новых научных исследований содержания, основ, направлений, форм государственной политики в области музыкальной культуры, в учебном процессе, создании спецкурсов «Музыкальная литература», «История мировой и отечественной культуры», «История русской музыки» в средних специальных и высших учебных заведениях; в научно-просветительской
61-4170017 (2282x3396x2 tiff) деятельности; в работе государственных органов и общественных организаций, занимающихся проблемами культуры и образования и Т.д.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры истории России Российского университета Дружбы народов. Результаты исследования получили апробацию в выступлениях автора на межвузовской конференции «Российское общество: социально-политическая, экономическая и культурная история», отражены в публикациях автора.
Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников, литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в."
Результаты исследования позволяют судить о росте интереса к культуре и музыкальному искусству. Росло число посещений театров - с 1932 года по 1937 год рост составил 12 %, а в следующей пятилетке - 25 %; посещение концертов выросло за период 1937 -1940 годы на 21 %.
В целом, исследование всего комплекса проблем государственной политики в области музыкальной культуры 20-х -30-х годов прошедшего века показывает, что в стране произошли серьёзные изменения в культурном уровне населения страны. В те годы были ликвидирована неграмотность населения, заложены основы общего и профессионального музыкального образования, развивались все виды музыкального искусства. Всё это происходило
61-4170147 (2303x3409x2 tiff) под непосредственным руководством государства, в результате -задачи «культурной революции» и «музыкального строительства» воплощались в жизнь.
Однако, исторический опыт показывает, что государство не должно вмешиваться в сферу интеллектуальной деятельности музыкальной культуры, а лишь создавать наиболее благоприятные условия для её всестороннего развития.
61-4170148 (2299x3407x2 tiff)
148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 20-е - 30-е годы прошедшего века началось становление «новой» социалистической музыкальной культуры, которой отводилась важная идеологическая роль. В результате, партия и советское правительство совершенствовали формы и методы идейного и организационного руководства в области музыкальной культуры и искусства. Решение этой задачи проходило в рамках культурной революции. Стране нужны были грамотные, профессиональные специалисты во всех областях промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, в том числе, и музыкального искусства.
Наше исследование показывает, что в области музыкального искусства в первые годы советской власти господствовали различные музыкальные группировки и течения. Одни из них стояли на традициях русской классической школы, другие - занимались поисками новых современных форм музыки, пропагандировали современных советских и зарубежных композиторов, третьи отвергали всё ранее наработанное в музыке и пытались найти свой путь в музыкальном искусстве.
Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» положило конец существованию множества различных организаций и мнений в искусстве. Существовавшие организации культуры были расформированы, а вместо них были созданы новые творческие союзы.
61-4170143 (2299x3407x2 tiff)
Государство рассматривало музыкальное творчество с позиций социалистического реализма. Искусство, в том числе и музыкальное, подводилось к единому образцу, усреднялось.
Однако, несмотря на жёсткие политические и идеологические рамки, музыкальное наследие 20-х - 30-х годов имеет большое значение в практической деятельности современных исполнителей.
Государственная политика советской власти в области музыкального искусства была направлена на создание ряда организаций, контролировавших деятельность музыкальных исполнительских коллективов - театральных, филармонических, самодеятельных коллективов.
В целом, деятельность контрольных органов в области музыкального искусства расценивается неоднозначно. В годы новой экономической политики их вмешательство влияло, в некоторой степени, на очищение музыкального и других видов искусства от халтуры и бульварщины, а к концу 20-х годов удалось добиться даже некоторых позитивных результатов. В последующие годы система контроля над музыкальным репертуаром ещё более ужесточилась. Это объяснялось не только идеологической, но и материальной заинтересованностью государственных органов. Нередко случалось, что на создание произведений, их сценическую постановку затрачивались большие суммы, а через некоторое время они, по мнению партийных и советских органов, оказывались ошибочными и идеологически вредными.
Таким образом, сложившаяся к концу 30-х годов система государственного контроля регламентировала музыкальную и культурную жизнь страны, диктовала партийную волю в формировании нового репертуара.
61-4170144 (2301x3408x2 tiff)
В исследуемый период была проведена значительная работа по подготовке кадров для музыкально-исполнительских коллективов страны, которую обеспечивала система государственного профессионального музыкального образования.
В 1922 году была проведена реформа музыкального образования. В итоге появились три основные ступени учебных заведений: I ступень - музыкальные школы, дающие начальное музыкальное образование; II ступень - музыкальные техникумы -среднее образование и III ступень - консерватории - высшее образование. На первой ступени происходил отбор кандидатов в профессионалы. На второй и третьей ступенях давалось профессиональное образование.
В 30-е годы государством поощрялись такие формы музыкальной пропаганды как творческие доклады, дискуссии, творческие прослушивания, организация музыкально-этнографических экспедиций, декад, фестивалей национального музыкального искусства в Ленинграде и Москве и многие другие формы.
Всё это привело к росту числа музыкальных учебных заведений. Если до революции было, например, 18 музыкальных училищ и около 20 музыкальных классов, то к концу 30-х годов в каждой среднеазиатской республике открылись свои музыкальные училища. Последний музыкальный техникум был открыт в Киргизии в 1939 году.
Большое значение советское государство уделяло высшему музыкальному образованию. Так, например, если в конце 20-х годов консерватории имелись лишь в РСФСР, на Украине, в трёх республиках Закавказья, то в начале 30-х годов была образована
61-4170145 (2298x3406x2 tiff) консерватория в Белоруссии, в 1936 году - в Ташкенте, которая готовила кадры для всей Средней Азии.
Несмотря на успехи, музыкальные учебные заведения испытывали дефицит музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических кадров. Особенно это ощущалось на периферии. Это было связано с тем фактом, что выпускники музыкальных вузов оставались, главным образом, в Москве, Ленинграде, Киеве и других крупнейших центрах страны, а главное было и в том, что отсутствовала система планирования подготовки музыкально-педагогических кадров.
В 1939 году была предпринята попытка упорядочивания положения с распределением кадров. Комитетом по делам искусств при СНК СССР был разработан план подготовки кадров на третью пятилетку по каждой музыкальной специальности, что позволило в будущем в основном решить проблему обеспечения учебных заведений музыкально-педагогическими кадрами.
Одной из важных задач государства в исследуемый период являлась задача приобщения населения к музыкальной культуре. В начале 20-х годов, по известным причинам, эта задача решалась медленно и неудовлетворительно. Прежде всего, это зависело от многих факторов: условий труда и быта, материального состояния народа и т.д. Постепенно у населения стало больше свободного времени, которое можно было направить на овладение музыкальной культурой и искусством. Эту задачу решали музыкальные организации и лекции-концерты в концертных залах, в клубах, фабричных и заводских цехах, на летних эстрадах парков культуры и отдыха, дворцах пионеров и т.д. Большую роль играли выезды
61-4170146 (2298x3406x2 tiff) музыкальных коллективов и солистов с концертами в колхозы, на промышленные предприятия, школы и т.д.
Как показали наши исследования, клубы и музыкальные студии явились центрами музыкальной культуры населения страны, особенно молодого поколения. А деятельности художественной самодеятельности стало придаваться важное политическое и идеологическое значение. Для более успешного развития художественной самодеятельности была создана сеть методических центров, в последствии домов самодеятельного творчества. Они проводили обсуждения творчества самодеятельных авторов и коллективов, семинары, курсы для руководителей музыкальных кружков, конкурсы и смотры хоров, народных оркестров и т.д. Традицией стали систематически проводимые олимпиады, слёты, показы, конкурсы-фестивали и т.д. Многие интересные формы работы художественной самодеятельности используются и по сей день.
Список научной литературыТолмацкая, Людмила Валерьевна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Известия (1917 печатный орган ВЦИК);
2. Правда (1912 печатный орган ВЦИК);
3. Красная звезда (1924 Центральный орган Министерстваобороны СССР);
4. Вечерняя Красная газета (1918 орган издания ЦК КП(б)); Ленинградская правда (1918 - орган Ленинградского обкома и ГК КПСС);
5. Вечерняя Москва (1923 орган Московского ГК КПСС и Моссовета);
6. Комсомольская правда (1925 орган ЦК ВЛКСМ);61.4170163 (2279x3394x2 Щ163
7. Звезда (1917 орган ЦК КП Белоруссии, Верховного Совета и Совета Министров БССР);
8. Красный путь (1919 орган Комиссариата СевероЗападного округа путей сообщения);
9. Казахстанская правда (1923 орган ЦК КП Казахстана, Верховного Совета и Совета Министров КазССР); Заря Востока (1933 - орган Тбилисского ГК КП Грузии и горсовета);
10. Правда Востока (1917 орган ЦК КП Узбекистана, Верховного Совета и Совета МинистровУзбССР); 1.2.2.Журналы:
11. Клуб (1933 1939, орган ВЦСПС);
12. Красноармейский клуб (1932 1937, орган культуры и пропаганды ленинизма Политуправления РККА); Культурный фронт (1920 - 1930, орган МОСПС, журнал культработы профсоюзов);
13. Вестник театра (1919 орган ТО Главполитпросвета);61.4170164 (2277x3392x2 Щ164
14. Вестник работников искусств (1920 1926, орган ЦК Всероссийского Профессионального Союза Работников искусств);
15. Музыкальная новь (1923 1924, орган Всероссийскойассоциации пролетарских музыкантов);
16. Народное творчество (1937 1939, орган Всесоюзногокомитета по делам искусств и ВЦСПС);
17. Музыкальная самодеятельность (1933 1936, орган
18. Культмассового сектора ВЦСПС и сектора массовой работы1. Музгиза);
19. Культурная работа профсоюзов (1933 1939, орган ВЦСПС);
20. Музыкальная культура (1924 орган Музыкального сектора Госиздата);
21. Современная музыка (1924 1929, орган Ассоциации современной музыки);
22. Рабочий зритель (1923 1925, орган Культотдела МГСПС); К новым берегам (1923 - новый журнал музыкального искусства);61.4170165 (2277x3392x2 Щ165
23. Музыка и Октябрь (1926 орган Ассоциации пролетарских музыкантов);
24. Музыка и революция (1926 1929, общественно-политический массовый журнал музыкального искусства); Пролетарский музыкант (1929 - 1932, орган Ассоциации пролетарской музыки);
25. Зарево заводов (1919 орган самарского Пролеткульта); За пролетарскую музыку (1930 - 1932, орган Российской ассоциации пролетарской музыки);
26. Вестник искусств (1922 орган Художественного отдела Культполитпросвета, журнал о театре, музыке, живописи, литературе);
27. Советская музыка (1932 музыкально-исследовательский орган Союза советских композиторов и Сектора искусств Наркомпроса РСФСР);
28. Художник и зритель (1924 орган Художественного отдела Главполитпросвета).
29. Российский государственный архив литературы и искусства.
30. Ф.656 Главное управление по контролю за репертуаром и зрелищами - приказы, протоколы, отчёты; докладные записки; программы и афиши.61.4170169 (2277x3392x2 Щ169
31. Государственный архив Российской Федерации.
32. Ф.2313 Главный политико-просветительный комитет -положения о репертуарном комитете, о государственных и красноармейских театрах; циркуляры, протоколы заседаний, докладные записки, инструкции.
33. Пролеткульта в 1918 1925 гг. Диссертация кандидата исторических наук. М., 2001.