автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Государственная служба как духовно-культурный институт

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Аюшеева, Оюна Солбоновна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Государственная служба как духовно-культурный институт'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Аюшеева, Оюна Солбоновна

ВВЕДЕНИЕ

Г Л А В АI. Проблемы методологии исследования государственной службы как духовно-культурного института

§ 1. Теоретико-социологические предпосылки рассмотрения духовно-культурных составляющих социального института

§2. Генезис феномена государственной службы как духовно-культурного института

ГЛАВА II. Особенности духовно-культурных процессов в институте государственной службы

§ 1. Типы организационных культур

§ 2. Особенности организационной культуры государственной службы Российской Федерации

ГЛАВА III. Регулирование духовно-культурных процессов как способ реформирования российской государственной службы

§ 1. Организационная культура государственной службы: управленческий аспект

§ 2. Разработка государственной идеологии в контексте социокультурных изменений

ЗАКЛЮЧЕН ИЕ

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Аюшеева, Оюна Солбоновна

Актуальность темы исследования. Анализ ситуации, сложившейся в стране в сфере экономики, политики, духовной жизни, показывает, что потенциал доверия общества к государству, институту государственной службы в значительной мере подорван. Это означает, что сегодня любые реформы могут быть «заблокированы» общественным сознанием, в том числе «внутренним сознанием» аппарата государственных органов.

Актуальность темы исследования предопределяется тем, что в условиях реформирования государственной власти и продвижения в направлении демократической модернизации в общественном сознании прослеживаются ожидания от государственной службы, от политических лидеров в двух направлениях: преобразование экономической и политической сторон жизни; активное участие в возрождении духовности, поддержке доминирующих тенденций в развитии отечественной культуры. Стала актуальной практической потребностью стабилизация самой государственной службы, опирающаяся на систему идей, духовных ценностей, отражающих интересы народа, а также проблема участия института государственной службы в развитии духовной культуры государства и общества.

Проблемы, возникающие в области организации и социального управления, связаны с общемировыми социокультурными процессами: демократизация и децентрализация управления, эффективное взаимодействие государственного и негосударственного управления; намечающийся переход от системы стратегического управления к системе глобального управления, сопровождающийся резкими социальными катаклизмами, инкультуризацией, глобализацией культуры; универсализация и социализация управления, определяемые изменениями в структуре социальных и духовных потребностей граждан, направленные на обеспечение эффективно действующего рынка социальных услуг; нарастание вероятностного характера управленческих процессов, переход от управления обществом и людьми» к новой культуре управления, регулированию отношений через управление культурой, к управлению процессами, институтами, обеспечению желаемых результатов с помощью «малых воздействий».

В российской государственной службе получили распространение такие отрицательные явления как бюрократизм, коррупция, карьеризм, «псевдодуховность», имитация управления, нерациональные организационные перестройки. Очевидно, что государственные органы, реализуя задачи административной реформы, получают дополнительные возможности для преодоления подобных явлений. Как отмечает В.В.Путин, только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами1. Одним из средств достижения этой цели является регулирование духовно-культурных процессов в институте самой государственной службы. Сегодня становится очевидным, что необходимы разработка и осмысление концептуальных подходов к государственной службе как духовно-культурному институту, способов формирования и развития духовной культуры государственной службы.

Таким образом, значимость культуры института государственной службы в системе власти и управления будет возрастать. Можно ожидать, что эффективность государственной службы, ее управленческая составляющая будут находиться в прямой зависимости от развития духовно-культурных процессов в социальном институте государственной службы.

Степень научной разработанности основных проблем исследования. Философские предпосылки осмысления феномена духовной культуры заложены в трудах Аристотеля, Гегеля, Н.Бердяева,

1 См.: Выступление В.В.Путина при представлении ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года // Российская газета. 2000. 11 июля.

Й.Г.Гердера, И.Канта, Ж.О.Ламетри, Х.Ортеги-и-Гассета, Платона, Й.Хейзинги, А.Швейцера, О.Шпенглера1 и других авторов, так или иначе полагавших, что духовная культура - прежде всего выработка системы ценностей и норм.

Вопросам определения сущности культуры посвящены культурологические работы А.И.Арнольдова, Г.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, И.А.Ильина, С.Э.Крапивенского, А.Ф.Лосева, Э.С.Маркаряна, П.Э.Позднякова, П.А.Сорокина, П.Я.Чаадаева, А.И.Шендрика2.

В начале 80-х годов под влиянием трех научных течений - исследований в области стратегического управления, теории организации и индивидуального поведения организаций - была разработана концепция культуры организации. Исследователи Р.Акофф, И.Ансофф, О.С.Виханский, Н.М.Кейзеров, В.Д.Козлов, А.И.Наумов, У.Оучи, А.А.Радугин, К.А.Радутин, Р.Уотермен3, и др. подчеркивают значимость

1 См.: Аристотель. Политика. - М., 1997.; Бердяев H.A. Философия неравенства. - М., 1990.; Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. - М., 1990.; Гегель. Философия духа. - М., 1977.; Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.; Кант И. Трактаты и письма. - М., 1987.; Ламетри Ж.О. Трактат о душе. - М., 1983.; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - М., 1991.; Ортега-и-Гассет X. Этюды о желании. - Киев, 1994.; Платон. Государство - М., 1999.; Хейзинга Й. Homo Ludens. - М., 1992.; Швейцер А. Этика самоотречения и этика самосовершенствования // Благоговение перед жизнью. - М., 1992.; Шпенглер О. Закат Европы // Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991.

2 См.: Арнольдов А.И. Культура и современность. - М., 1973.; Гуревич Г.С. Культурология. - М., 1999.; Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1994.; Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.; Крапивенский С.Э. Общий курс философии. - М., 1998.; Лосев А.Ф. Русская философия // Век XX и мир. - 1998. №3; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван, 1973.; Поздняков Э.А. Философия культуры. - М., 1999.; Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. - М.,

1997.; Социальная философия. - М., 1999.; Чаадаев П Я. Философские письма.- М., 1989.; Шендрик А.И. Основы теоретической культурологии. - М., 1999.

3 См.: Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М., 1985.; Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.; Виханский О.С. Стратегическое управление. - М., 1995., Виханский О.С., Наумов А.И. Организационная культура. Менеджмент. - М.,

1998.; Кейзеров Н.М. Культура решений менеджмента. - М. 1995; Козлов В.Д. Управление организационной культурой - М. 1990.; Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М., 1984.; Радугин A.A., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организации и управления. - Воронеж, 1995.; Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. - М., 1988; Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. - М., 1992. культуры организаций», выделяют типы организационных культур. Под культурой организации подразумевается «внутреннее сознание» организации, которое, с одной стороны, складывается из поведения отдельных членов организации, а с другой - само оказывает непосредственное воздействие на их поведение.

Специально подчеркнем, что в Российской академии государственной службы проводились исследования по социально-философским проблемам организационной культуры, ее правовому, социологическому аспектам, проблемам профессиональной культуры управления1.

Возникновение социологии позволило изучить процессы возникновения и развития социальных институтов многим зарубежным и отечественным авторам2.

Основоположник институциализма Т.Веблен рассматривал социальный институт как некую совокупность преобладающих норм, ролей, предписаний, систем контроля и культуры в целом, характерной для

1 См.: Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления -М., 1990.; Теория государственного управления - М., 1993.; Бочаров М П. От социальных ценностей к социальному государству. - М., 1997.; Делокаров К.Х. Управление и организация: методологические и социокультурные проблемы// Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. - М., 1997.; Кар-пичев B.C. Управление мыслительными процессами. Технологии. - М., 1998.; Организационная культура государственной службы. - М., 2001.; Охотский Е.В., Соколов В.М. Духовно-нравственные качества государственного служащего. - М., 1998; Социальный менеджмент. - М., 1999.; Социология государственной службы. - Ростов-на-Дону, 1994.; Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М., 1998.; Шепель В.М. Управленческая этика. - М., 1989.

2 См. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. - М., 1989.; Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. -М., 1999.; Карпичев B.C. Государственная служба как институт реализации функции государства // Власть и управление. - Вып. 3., Мат.-лы конф. - Ростов-на-Дону, 1997.; Ковалевский М.М. Социология. Т.П. - Спб., 1997.; Лытов Б.В. Государственная служба как социальный институт // Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. - Ростов-на-Дону., 1998.; Мельников В.П., Нечипоренко В С Государственная служба как социальный институт // Государственная служба в России - М., 2000.; Пригожин А.И. Социология организации. - М., 1980.; Современная социология организаций. - М., 1995.; Франчук В.И. Современные основы социального управления. - М., 1997.; Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996. группы людей или целого народа. Немецкий социолог М.Вебер, предложивший теорию рациональной бюрократии, выделял как условие формирования социально значимой личности в социальном институте религиозный, духовно-культурный фактор. Особого внимания в такой связи заслуживают работы по социологии культуры1, позволившие в дальнейшем проанализировать суть организационной культуры государственной службы.

Духовно-культурные процессы в институте государственной службы требуют разработки и осмысления концептуальных основ духовно-культурных составляющих социального института. Понятия «духовность», «культура» крайне редко встречается в специальной литературе в соприкосновении с понятием «социальные институты». Обращает на себя внимание недостаточность изученности роли духовно-культурного фактора в формировании государственной службы. Проблема собственной духовной культуры государственной службы также еще не получила достаточно серьезного обоснования.

Обозначенные проблемы послужили автору основанием для осмысления духовно-культурных составляющих института государственной службы.

Объект исследования: государственная служба как социальный институт.

Предмет исследования: духовно-культурные процессы в социальном институте государственной службы.

Цель исследования: разработать и осмыслить концептуальные подходы к государственной службе как духовно-культурному институту,

1 См.: Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М., 2000.; Коган Л.Н. Социология культуры - Екатеринбург, 1995.; Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения (опыт социологического анализа). - М., 1988.; Тощенко Ж.Т. Социология культуры // Социология. Курс лекций. - М., 1998.; Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки. - М., 1974. способы формирования и развития духовной культуры государственной службы.

В соответствии с данной целью исследования конкретными его задачами являются:

- обосновать методологию исследования содержания духовной культуры государственной службы в многообразии форм её проявления;

- проследить генезис становления государственной службы как духовно-культурного института;

- раскрыть специфику и функции духовной культуры в системе государственной службы, проанализировать динамику духовно-культурных процессов;

- выявить особенности современных духовно-культурных процессов в институте государственной службы Российской Федерации;

- проанализировать возможность и механизмы управления организационной культурой государственной службы, регулирования духовно-культурных процессов в институте государственной службы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы познания социальных явлений: объективности, историзма, системности, дополнительности. Автор использовал логический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, статистический подходы и социологические методы: контент-анализ документов, анкетный опрос, экспертный опрос, вторичный анализ эмпирических данных социологических исследований. Важное значение для разработки темы исследования имели подходы социологов, заложивших основу понимания социальных институтов, прежде всего - Т.Веблена; идеи о методе социологии Э.Дюркгейма; идеи П.Штомпки - о социокультурных системах и социальных изменениях; П.Сорокина - о типах социокультурных изменений; Т.Парсонса - о системе культуры как совокупности идей, ценностей и ее функциях; Г.Хофстида, Г.Лэйн и Дж.Дистефано, У.Оучи - о типах организационных культур; М.Крозье - о принципах, необходимых при внесении инновационных изменений в современных организациях; Н.Бердяева - о значении религиозного фактора в жизни общества; А.Богданова - о функциональной роли идеологии; Н.Моисеева - о принципах «новой нравственности».

Источниковой базой диссертации явились законодательные и нормативные, правовые акты органов государственной власти по проблемам культуры, образования, воспитания. Диссертант опиралась на соответствующие статьи Конституции Российской Федерации; Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации"; законы субъектов Российской Федерации о государственной службе; Федеральную концепцию устойчивого развития России; указы Президента страны, постановления Правительства Российской Федерации о проведении конкурсов, аттестации, профессиональном развитии государственных служащих, их социальном и правовом статусе; о федеральных программах «Культура России», «Молодежь России»; о государственной программе патриотического воспитания граждан; о стратегии экономического и социального развития страны до 2010 года. Использованы материалы исследований, публикации средств массовой информации.

Эмпирической базой выдвинутых теоретических положений и практических рекомендаций стали результаты социологических исследований, в которых диссертант принимал непосредственное участие: - социологического опроса «Организационная культура государственной службы», проведенного кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации в октябре-ноябре 1999 года под научным руководством профессоров В.Л.Романова. Исследование проводилось в 11 министерствах, ведомствах, законодательных и судебных органах и в 12 регионах Российской Федерации. Опрошено 1250 государственных служащих по репрезентативной выборке по полу, возрасту, служебному положению. Индекс: ОК ГС - 99.

- социологического опроса «Становление и развитие государственной службы в условиях реформирования», проведенного в августе-сентябре 2000 года под научным руководством профессора В.С.Нечипоренко. Исследование проводилось в 7 министерствах, ведомствах, законодательных и судебных органах и в 12 регионах Российской Федерации. Опрошено 1038 государственных служащих по репрезентативной выборке по полу, возрасту, служебному положению. Индекс: СРГСУР - 2000.

- социологического исследования «Государственная служба и государственные служащие России глазами населения», проведенного в сентябре-октябре 1999 под научным руководством доцента К.О.Магомедова. Исследование проводилось в 12 субъектах Российской Федерации по квотной выборке. Всего опрошено 1254 респондента. Индекс: ГС-ГН -99.

Кроме того, диссертантом проведен вторичный анализ материалов следующих социологических исследований:

- социологического исследования «Нравственные основы государственной службы. Разработка свода этических правил государственного служащего», проведенного в октябре-ноябре 1997 году группой ученых кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС под руководством профессоров Е.В.Охотского и В.М.Соколова. Опрошено по репрезентативной выборке 1211 жителей субъектов Российской Федерации, 1145 государственных служащих федеральных органов власти и администраций субъектов Российской Федерации. Индекс: НГС-97.

- социологического опроса «Государственный служащий и его карьера», проведенного в сентябре-ноябре 1996 года и в марте 1997 года кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС под руководством профессоров Е.В.Охотского и В.Л.Романова. Опрошено по репрезентативной выборке 1195 государственных служащих, из них экспертов -212 человек. Индекс: КС-96-97.

- социологического исследования «Настроения, мнения и оценки населения», проведенного в сентябре 2000 года Всероссийским центром изучения общественного мнения по программе мониторинга. Опрошено 2405 респондентов. Индекс НМОН - 2000.

При подготовке диссертации автор использовал также некоторые материалы других социологических исследований.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в следующем:

- установлено в качестве социального факта повышение интереса социальных институтов и граждан к проблеме культуры в периоды системного кризиса, социальной стагнации, фрустрации общественного сознания. В общесоциологическом контексте диссертант рассматривает духовную культуру как способ духовной деятельности, обосновывает подход к ней через социальные системы, базирующиеся на ценностях и нормах;

- выработаны теоретико-социологические предпосылки рассмотрения духовно-культурных составляющих государственной службы: необходимость использования возможностей институциального подхода, при котором ценности и нормы составляют основу организации устойчивых форм социального взаимодействия; обязательность учета в познании духовно-культурных процессов социологических особенностей феномена культуры, глубинные уровни которой достаточно трудно осознаются и интерпретируются даже при специальном исследовании, многие идеи и ценности существуют в неявной, часто символической, форме; необходимость подхода, объясняющего сущность, особенности, движущие силы социальных взаимодействий, формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, духовно-культурных норм, ценностей, образцов поведения;

- обосновано понимание государственной службы как духовно-культурного института в контексте институциализма государственной службы. Данное представление вносит существенные изменения в осмысление содержания и функциональных возможностей института государственной службы в России;

- выявлены особенности духовно-культурных процессов в институте государственной службы. Организационная культура российской государственной службы развивается по смешанному типу. В частности, сравнительный анализ «культурных» переменных в типах организационных культур показал близость ценностных установок в организационной культуре российской государственной службы характеристикам американских структур с сильной организационной культурой (типа "X"). Наиболее приоритетные черты, выделенные государственными служащими, свидетельствуют о склонности следовать европейскому типу организационной культуры, где наиболее важными качествами считаются ориентация на конечный результат, профессионализм и профессиональное соответствие. Установлено наличие приоритетных черт, больше присущих азиатскому типу организационной культуры (обязательность; терпимость; выдержка). В числе зарождающихся тенденций духовно-культурных процессов определен поворот института государственной службы к гражданам, выступающий как ценность современной государственной службы; повышение внимания к морально-этическим нормам в институте государственной службы как условие возрастания доверия к государственной власти со стороны граждан и общества;

- обоснована возможность управления организационной культурой государственной службы. Управление организационной культурой рассматривается в качестве органической подсистемы системы «управления через культуру», то есть - целостной системы государственного управления. Рассмотрение культуры как объекта управления открывает значительные возможности для включения в процессы социального управления ряда форм социальной самоорганизации; - выработано представление о правомерности и необходимости формирования государственной идеологии как теоретического выражения коренных интересов народа, неотъемлемого компонента духовных процессов демократической России. Формирование, упрочение, развитие государственной идеологии может стать основным содержанием государственной службы как духовно-культурного института, поскольку включает систему идей, норм и ценностей взаимодействия российского государства и гражданского общества, государства и граждан.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов при реформировании российской государственной службы, развитии её организационной культуры, в повышении эффективности деятельности органов государственного управления. Результаты исследования позволяют выявить духовно-культурные составляющие и особенности института российской государственной службы, точнее определить механизмы их воздействия на процесс модернизации государства и общества в целом.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе консультирования по вопросам управления государственной службой, при чтении курсов лекций в системе подготовки и переподготовки государственных служащих России по проблемам: «Государственная служба: теория и организация», «Социология управления», «Организационная культура государственной службы»; при проведении социологических исследований по проблеме духовной культуры государственной службы; при разработке государственной идеологии в России.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены и апробированы на заседаниях проблемной группы, кафедры государственной службы и кадровой политики и кафедры организации со

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Государственная служба как духовно-культурный институт"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование подтвердило правомерность и обоснованность ожиданий граждан России от государственной службы в активном участии в возрождении духовности российского социума, поддержке доминирующих тенденций в развитии отечественной культуры. В проблемный ряд исследования в качестве важнейших компонентов были включены вопросы духовно-культурного развития самой государственной службы, анализ доминирующих тенденций и ценностных установок в контексте общемировых социокультурных процессов.

В качестве методологических предпосылок рассмотрения духовно-культурных составляющих государственной службы диссертантом были рассмотрены и использованы:

1) институциальный подход, позволяющий анализировать структуру социальных систем, применяя четыре типа независимых переменных (ценности, нормы, коллективы и роли);

2) культурологический подход, предполагающий рассмотрение духовной культуры государственной службы как сложную целостность, систему духовных ценностей, связей и отношений;

3) социологический подход, позволяющий через призму отражения в сознании выявить закономерности развития и функционирования духовной культуры, проблемы формирования, распространения и усвоения идей, представлений, культурных норм, ценностей, образцов поведения.

Диссертант, рассматривая государственную службу как целостную систему социальных институтов, обосновывает государственную службу Российской Федерации как духовно-культурный институт, активно участвующий в духовной жизни общества и государства в условиях социальных изменений, реализующий духовно-культурные потребности граждан, создающий на рынке социальных услуг государственные духовно-культурные услуги или условия для создания негосударственных услуг, развивающийся по собственным законам развития, имеющий специфические корпоративные идеи, ценности, нормы, образцы поведения.

Осмысление специфики и тенденций формирования государственной службы как духовно-культурного института позволило сделать следующие выводы:

• эволюция российской государственной службы включает изменение основополагающих идей, предположений, ценностных ориентаций: от «государевой» службы до «государственной», «гражданской»; от службы, построенной на идеях «православия», «самодержавия», «народности» к государственной службе, ориентированной на развитие российского государства как государства демократического, социального, светского, правового.

• характер развития мировых процессов, специфика нынешней российской ситуации, характеризующееся обострением социальных проблем, возникновением системного кризиса, нарастанием социальной неопределенности, снижением уровня доверия граждан к институтам власти и управления предопределили особенности организационной культуры государственной службы: ее развитие по смешанному типу организационных культур, отсутствие в ней многих ярко выраженных черт американского, европейского, арабского или азиатского типов организационных культур; намечающаяся тенденция к демократизации государственной службы, ее поворота к гражданам, институтам гражданского общества, направленность на решение потребностей населения; просматривается ориентация на профессионализм государственных служащих как базисную ценность; возникновение идей обновления и модернизации государственной службы через управление ее организационной культурой, регулирование духовно-культурных процессов; обращение к морально-этическим нормам в институте государственной службы как условие повышения доверия к государственной власти со стороны граждан и общества;

• организационная культура как целостный феномен духовно-культурных процессов государственной службы сама выступает как объект управления, и, одновременно, как способ духовно-культурного воздействия на институты гражданского общества и граждан;

• основным содержанием духовно-культурных процессов в институте государственной службы выступает в явной или неявной форме государственная идеология, выражающая интересы граждан России и ее основных институтов, так или иначе «переживаемая» государственными служащими, ценностно-ориентирующая их в жизни государства и общества, сфере административно-управленческой деятельности. Назрела необходимость социального заказа на разработку государственной идеологии, ориентированной на выход России из системного кризиса, переход от выживания к устойчивому развитию. По мнению диссертанта, государственная идеология как система долгосрочных ориентиров, социальных норм и стимулов деятельности государственных структур и граждан, базирующаяся на ценностях российской культуры, будет способствовать обеспечению целостности Российской Федерации, взаимопонимания власти и народа, единства действий всех основных институтов российского социума. Решение данной задачи будет способствовать преодолению некоторой синкретичности отечественной культуры, в том числе организационной культуры государственной службы.

 

Список научной литературыАюшеева, Оюна Солбоновна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Конституция Российской Федерации М., 1993

2. Конституция (Основной закон) Республики Бурятии Улан-Удэ, 1994

3. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1995 - № 37

4. Полное собрание законов Российской Империи. (ПСЗ) -Собр.1. - Т. IV.-Спб., 1830

5. О государственной службе. Закон Республики Бурятия Улан-Удэ, 1994

6. О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 № 1722

7. О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации

8. О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 г. № 810

9. О структуре федеральных органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Российской Федерации от 17 августа 1999 г. № 1062 // Российская газета. 1999. 18 августа

10. Положение о федеральной государственной службе // Российская газета. 1993. 24 декабря

11. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» от 16 февраля 2001 г. № 122 // Российская газета - 12 марта 2001 г.2. ЛИТЕРАТУРА:

12. Аверин Ю. Обновление концепции социального управления в контексте современного научного знания // Социология на пороге XXI века -М., 1999

13. Акофф Р., Эмери Р. О целеустремленных системах М.Д974

14. Акофф Р. Планирование будущего корпорации М., 1985

15. Алексеев Н. Русский народ и государство М., 1998

16. Ансофф И. Стратегическое управление М.Д989

17. Арнольдов А.И. Культура и современность М., 1973

18. Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии М., 1987

19. Арнольдов А.И., Лазарева А.Н., Балагушкин Е.Г. Введение в культурологию. Курс лекций М.Д993

20. Арон Р. Этапы развития социологической мысли М., 1993

21. АрутюнянЮ.В., Дробижева Л.М., Сусоков Л.А. Этносоциология -М„ 1999

22. Астафьева О.Н. Самоорганизация и управление в культуре: пределы совместимости // Синергетика и социальное управление М., 1998

23. Астафьева О.Н., Богатырева Т.Г. Подготовка кадров государственных служащих социокультурной сферы в условиях общественной трансформации Ежегодник' 97.

24. АтаманчукГ.В. Обеспечение рациональности государственного управления М.Д990

25. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления М., 1997

26. Атаманчук Г.В., Кейзеров М.М. Культура решений менеджмента-М., 1993

27. Бессонов Б.Н. Политика, власть, управление // Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. М., 1997

28. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории -М., 1990

29. Бердяев H.A. Философия неравенства М., 1990

30. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории -М., 1990

31. Бердяев H.A. Дух и реальность // Философия свободного духа -М., 1994

32. Бердяев H.A. Философия неравенства. Письмо к недругам по социальной философии // Русское зарубежье Л., 1991

33. Богданов A.A. Наука об общественном сознании М., 1918

34. Бойков В.Э. Установки сознания и политические предпочтения избирателей // Социология власти. Ценности массового политического сознания. 1999, № 4

35. Борисов А. Моделирование желаемого будущего // Управление персоналом. 2000, № 8

36. Бурятский буддизм: история и идеология Улан-Удэ, 1997226. Быть русским Спб., 1998

37. Варламов К.И., Карпичев B.C. Личная тектология (самоменеджмент) М., 1993

38. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века М., 1991

39. Вебер М. Избранное: Образ общества М., 1994

40. Веблен Т. Теория праздного класса М., 1984

41. Виханский О.С. Стратегическое управления. М.,1995

42. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент М.,1998

43. Волков Ю.И. Социальное управление как вид управленческой деятельности// Экология и человек. Архангельск, 1994

44. Волошина A.C. В чем состоит суть теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского // Культурология в вопросах и ответах -М., 1999

45. Галданова Г.В. Традиционные верования бурят в системе буддизма // Бурятский буддизм: история и идеология Улан-Удэ, 1997

46. Гвишиани Д.М. Организация и управление М., 1998

47. Гейт H.A. Регулятивная функция культуры при переходе общества к устойчивому развитию (диссер. на соиск. степени канд. наук) М., 1997

48. Гер дер И.И. Идеи к философии истории человечества. М.,1977

49. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы М., 2000

50. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина М., 1992

51. Государственная служба: организация, кадры, управление М.,1994

52. Государственная служба: организация, кадры, управление. Вып.2-М., 1996

53. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций -Ростов-на-Дону, 1998

54. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы М., 1997

55. Государственный служащий современной России Ростов-на-Дону, 1997

56. Государственный служащий: культура поведения и деловой этикет М.,1998

57. Граждан В. Д. Деятельностная теория управления М., 1997

58. Гуревич Г.С. Культурология М., 1999

59. Деванна М., Тичи Н. Лидеры самоорганизации М., 1990

60. Делокаров К.Х., Делокарова Ф.К. Управление и организация: методологические и социокультурные проблемы // Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы М., 1997

61. Доблаев B.JI. Теория организаций. М., 1995

62. Друкер П., Управление, нацеленное на результаты М., 1992

63. Духовная сфера социалистического общества М., 1987

64. Дюркгейм Э. Метод социологии М., 1991

65. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда М., 1996

66. Ерасов Б.С. Социальная культурология М., 1994

67. Заславская Т.И. Поведение массовых общественных групп как фактор трансформационного прогресса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные изменения. 2000, № 6

68. Заржевский С.Г. Организационная культура в современной России-М., 1997

69. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М., 1999

70. Здравомыслов А.Г. Проблемы интереса в социологической теории Л., 1964

71. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Актуальные проблемы исторического материализма М., 1986

72. Зомбарт В. Буржуа М., 1994

73. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире М.,1996

74. Ильин И.А. Путь к очевидности М., 1998

75. Имидж государственной службы М., 1996

76. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие -М., 2000

77. Как работают японские предприятия М., 1998

78. Калиниченко Л.И. Социальная организация государственной службы-М. 2000

79. Кант И. Трактаты и письма М., 1987

80. Карпичев B.C. Государственная служба как институт реализации функций государства// Власть и управление Вып. 1. Ростов-на-Дону,1997

81. Карпичев B.C. Социальный вектор государственной службы // Государственная служба: первые шаги и перспективы М., 1997

82. Карпичев B.C. Управление мыслительными процессами. М.,1998

83. Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания М.,1959

84. Ключевский В.О. Афоризмы, исторические портреты и этюды. Дневники-М., 1993

85. Коган Л.Н. Социология культуры Екатеринбург, 1992

86. Козлов В.Д. Управление организационной культурой М., 1990

87. Костина Т.И. Духовность, образование, личность в условиях становления общества устойчивого развития М., 2000

88. Кравченко С.А. Социология: парадигмы и темы М., 1997

89. Крапивенский С.Э. Общий курс философии М-, 1998

90. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1999

91. Крозье М. Феномен бюрократии М., 1994

92. Культурология. Антология М., 1995

93. Культурология в вопросах и ответах. М., 1999

94. Ламетри Ж.О. Человек машина - М., 1983

95. Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1997, № 2

96. Литвинов И,П. Стиль управленческой деятельности Элиста,1997

97. Личная тектология руководителя. Технологический практикум -М., 1994

98. Локк Дж. О государственном правлении. Избр. произв., в 2-х т. -М., 1960

99. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях М., 1993

100. Лытов Б.В. Государственная служба как социальный институт // Государственная служба: теория и организация. Курс лекций Ростов-на-Дону, 1998

101. Лытов Б.В. Зарубежный опыт организации государственной службы и его адаптация к условиям России. Государственная служба: теория и организация Ростов-на-Дону, 1997

102. Макмиллан Ч. Японская промышленная система М., 1988

103. Майбурд Е.А. Введение в историю экономической мысли М.,2000

104. Марк Хонг Тат Сун. Секреты успеха Сингапура М., 2000

105. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры Ереван, 1973

106. Маркова А.К. Технология профессионализма М., 1996

107. Маслоу А. Психология бытия М. 1997

108. Мельников В.П. Государственная служба и государственное управление в России Нижний Новгород, 1995

109. С камчатка И министерство труда

110. Щ Воронеж Ц государственная дума

111. В пермь министерство по делам молодежи О

112. В вологда Щминистерство по делам национальностейs1. Pies show counts мж

113. Распределение по регионам в процентном иоотношении результатов ответов на вопрос:

114. Преданность взаимным обязателветвамнет12,16*2,42*Iрегионысеверный к^варонеж Щ министерство здравоохранения | Поволжье | пермь |фапси (орел (вологда (министерство труда

115. Л51* (архангельсШ Якутск Цгосударственная дума

116. Ибурятия | ставропоИилинистерство по делам молодежи J камчатка | новосиб^амшистерство по делам национал1. Pies show counts7,25*7,76*7,76*

117. Высокая шотив&ция на достижения в трудеда1. З.Й5&6* 5,62% 2,96Хнет2л$4«9% 7,62%2,58%егионысеверный фвврэнеж| министерство здравоохранени |Поволжье |пермь |фапси |орел (вологда( министерство труда7,92% (архангель<(сякутск Я государственная дума

118. Вбурятия | ставроп^министерство по делам молод ы камчатка (новосиб^министерство по делам нацио го5,98561. Pies show counts7,47%73%8,28%4,33%6,28% 6,88%

119. Предпочтение индивидуализму1. Конкурентностьрегионыщ северный кавказ |Поволжье |орел ЩархангельскА|камчатка И Воронеж Ипермь ■ вологда

120. Якутск | Ставрополь £ Новосибирскминистерство здравоохранения Ифапси

121. Щ министерство труда 2. государственная дума Д министерство по делам молодежи | министерство по делам национальностей1. Pies show counts3егионы1.северный кавказ Якутск ■ Поволжьеорелархангельск | Бурятия О камчатка | Воронеж |пермь1. Вологда

122. Ц Ставрополь |.| Новосибирскминистерство здравоохранения В|фапси1. И министерство трудагосударственная дума ■министерство по делам молодежиминистерство по делам национальностей1. Pies show counts