автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Государственно-церковные отношения в ФРГ
Текст диссертации на тему "Государственно-церковные отношения в ФРГ"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра религиоведения
На правах рукописи Мирошникова Елена Михайловна
Государственно-церковные отношения в ФРГ: философско-правовые аспекты
Специальность: 09.00.06 - философия религии
Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук
/
Москва - 1998
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3-14
Раздел I. Теоретико-методологические основы
государственной политики ФРГ в сфере свободы совести 15-94
Подраздел 1. Историко-философские аспекты и основные категории государственно-церковных отношений в ФРГ. 15-56
Подраздел 2. Современные социально-политические основы взаимоотношений государства, личности и религиозных организаций. 57-94
Раздел II. Конституционно-правовая база
государственно-церковных отношений
в ФРГ 95-169
Подраздел 1. Правовое регулирование системы
государственно-церковных отношений в ФРГ. 95-132
Подраздел 2. Основные характеристики современной модели государственной политики ФРГ в сфере свободы совести. 132-169
Раздел III. Особенности регулирования
государственно-церковных отношений
в ФРГ 170-258
Подраздел 1. Специфика взаимодействия государства,
церкви и школы. 170-206
Подраздел 2. Анализ практики отношений государства
к новым религиозным движениям в ФРГ. 206-258
Заключение 259-262
Список использованной литературы 263-280
Приложение
281-286
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исторически складывающиеся и изменяющиеся формы взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, партиями, движениями, международными конфессиональными центрами) в значительной мере обусловлены противоречивым характером природы государства и религии.
В настоящее время существует острая потребность разработать современную концепцию политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий, которая, опираясь на положения Конституции Российской Федерации, обеспечила бы светский характер государства и способствовала бы реализации права граждан на свободу совести как одного из основополагающих демократических принципов.
Дискуссия, развернувшаяся в российском обществе в канун и после принятия Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", обозначила целый ряд проблем в области государственно-церковных отношений России. Среди них: правомочность выделения традиционных религий при фактическом отсутствии критериев традиционной религии, что в определенной мере затронуло принцип равенства всех религиозных объединений перед законом; право ребенка на свободу совести и вероисповеданий; место и роль религиозных объединений в системе образования; статус общероссийской религиозной организации; права иностранцев на религиозную деятельность и др.
Вступление России в Совет Европы и ратификация Государственной Думой Российской Федерации Европейской конвенции по пра-
вам человека ставят вопрос о приведении национального законодательства в соответствие с международными стандартами в области свободы совести.
Особый интерес представляет собой опыт государственно-церковных отношений в ФРГ, стране многоконфессиональной, где, согласно Конституции, отсутствует государственная религия, но в рамках системы государственно-церковного права решаются сложные проблемы реализации религиозной свободы. При этом актуально рассмотреть категориальный аппарат системы отношений государства и церкви в ФРГ, специфику реализации правовой нормы отделения церкви от государства в рамках теории координации и принципа нейтралитета; привилегированное положение религиозных организаций, имеющих статус органа публичного права; а также ряд специфических моментов государственно-церковного права ФРГ, а именно: практику взимания церковного налога, признание обязательности религиозного занятия в образовательных учреждениях и отношение к новым религиозным движениям.
В условиях формирования современной российской модели государственно-церковных отношений будет полезным обращение к опыту взаимодействия властей и религиозных организаций в ФРГ.
Хронологические рамки исследования. Приоритетное внимание в исследовании уделяется анализу современного периода и прежде всего событиям 80-90-х годов. Дело в том, что вопрос взаимодействия властных структур и религиозных организаций приобрел особое значение на фоне таких важных исторических событий, как распад СССР, объединение Германии, перспективы развития Европейского союза. Значение складывающихся на протяжении веков государственно-церковных отношений, ставших одним из важнейших элементов по-
литической системы общества, нашло свое специфическое выражение в кооперационной модели.
Свое институциональное выражение государственно-церковные отношения получили в эпоху Просвещения и сначала были обозначены как церковно-государственное право. Модель государственной церкви понесла ощутимый урон в связи с решениями Франкфуртского национального собрания в 1848 году о признании права церкви на самоопределение, что привело к разграничению сфер деятельности государства и религиозных организаций.
Решающий поворот к отделению церкви от государства произошел с падением монархии в Германии в 1918 году. Веймарская Конституция 1919 года провозгласила запрет на государственную религию, что является правовой нормой светского государства.
Ныне действующий Основной закон ФРГ (Конституция 1949 года) практически повторяет статьи Веймарской Конституции в области государственно-церковных отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку государственно-церковных отношений внесли немецкие ученые В. Бокенфорде, К.Линк, Й.Листл, П.Микат, К.Шлайх, У.Шойнер и др.
В их исследованиях, являющихся важной частью двухтомного издания настольной книги немецкого государственно-церковного права,1 содержится анализ исторических, социально-политических и
i
Handbuch des s t aa t s k i r c h e n r e c h t s der Bundesrepublik Deutschland. 1,2Bd .-Hrsg . von Ernst Frisenhahn und Ulrich Scheuner in Verbindung mit Joseph Lis11-Duncker Humblot-Ber-
1 in, 1975.-2.Auf 1 . , neu bearbeitete, Bd.l ( 1994), Bd . 2 ( 1995 ).
правовых основ государственно-церковных отношений; проблем членства и выхода из церкви; социально-значимой деятельности церкви; амбивалентного характера принципа нейтралитета. Прежде всего они защищают ныне действующую в ФРГ модель государственно-церковных отношений, которая считает основополагающей организационной правовой формой отделение церкви от государства, но допускает определенную кооперацию, гарантированную Конституцией ФРГ и подробно отображенную в церковных договорах.
Диссертант обращает внимание на неоднородность подходов к обозначенным проблемам в современном немецком религиоведении. Так, например, Х.Кварич, К.Обермайер, Е.Фишер выступают с требованиями полного отделения церкви от государства, за дальнейшую секуляризацию общества. Они последовательно и радикально ставят вопрос о легитимности современных государственно-церковных отношений в ФРГ, критикуя привилегированный статус церквей как органов публичного права, взимание церковного налога, обязательность религиозного занятия в школе, теологические факультеты в государственных университетах, деятельность религиозных организаций в армии и т.п.
В отечественной религиоведческой литературе проблеме государственно-церковных отношений также отводится значительное место. В специальном разделе издания "Вопросы научного атеизма" нашли свое отражение различные аспекты взаимоотношений государства и церкви за рубежом, в том числе в ГДР и ФРГ. В настоящее время В.И.Гараджа, А.И.Ионова, И. Я. Кантеров, Л.Н.Митрохин, С.Б.Филатов, Э.Г.Филимонов, Д.Е.Фурман, 0.В.Чернышова прослеживают эволюцию государственно-церковных отношений, рассматривают роль религиозного фактора в жизни современного зарубежного об-
щества, анализируют количественные и качественные изменения религиозности населения.
Проблему государственно-церковных отношений в современном российском обществе в последние годы достаточно активно и плодотворно исследуют В.А.Алексеев, Ю.П.Зуев, М.П.Мчедлов, М.И.Одинцов, Ф.Г.Овсиенко, 3. А. Тажуризина, В.Д.Тимофеев, Н. А. Трофимчук, А.Б.Юнусова, Г. Г. Черемных.
Работы перечисленных авторов дают в своей совокупности объективное и разностороннее представление о сущности и основных направлениях государственно-церковных отношений; их эволюции в различные исторические эпохи; раскрывают содержание конституционных положений, касающихся этой сферы жизни общества, и, конечно, практики осуществления их в современных условиях.
Необходимо также отметить, что проблемам государственно-церковных отношений посвящен информационно-аналитический бюллетень "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", ежеквартально выпускаемый кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Бюллетень прослеживает основные тенденции развития государственно-церковных отношений в современном мире.
Таким образом, хотя в отечественной и зарубежной литературе нашли отражение отдельные тенденции современной государственно-церковной политики ФРГ в вопросах свободы совести и деятельности религиозных объединений, однако анализ государственно-церковных отношений ФРГ как системы и модели еще не стал предметом социального исследования, только этой проблеме посвященного.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования -раскрыть сущность государственно-церковных отношений в современной ФРГ; выявить специфические особенности, позволяющие реализовать правовую норму отделения церкви от государства, и проанализировать данный международный опыт в контексте его конвергент-ности для России.
Для реализации поставленной цели автор счел необходимым решить следующие задачи:
1) исследовать концептуально-методологические основы государственной политики ФРГ в сфере свободы совести;
2) определить характер государственно-церковных отношений в
ФРГ;
3) проанализировать категориальный аппарат, являющийся ядром государственно-церковных отношений, чтобы понять теоретическую основу взаимоотношений государства, религиозных организаций, личности;
4) проанализировать конституционно-правовую базу государственно-церковных отношений в ФРГ;
5) выявить специфические особенности регулирования государственно-церковных отношений в ФРГ;
6) показать, как реагирует система государственно-церковного права на изменения в обществе в контексте углубляющегося процесса секуляризации. Анализ данного вопроса необходим для выработки эффективной политики в области школьного образования, альтернативной службы и особенно в отношении к новым религиозным движениям.
Все это вместе взятое позволяет сделать необходимые выводы о значимости анализируемого зарубежного опыта для государствен-
но-церковных отношений в России.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, включающий в себя принципы историзма, объективности, системности, используемые при исследовании проблем общественного развития. Это позволяет вписать историю государственно-церковных отношений в общий процесс политического развития ФРГ. В качестве дополнительных методов были использованы сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, реконструктивный, позволяющие вычленить применительно к определенным социально-экономическим этапам устойчивую сумму качеств и характеристик политики государства в отношении религиозных организаций. Она определяется в отечественной религиоведческой литературе как "модель государственно-церковных отношений"1 и включает в себя три основных аспекта: концептуально-методологические основы политики государства в области свободы совести; конституционно-правовая база государственно-церковных отношений; организационно-правовые структуры, на практике реализующие первые два аспекта.
Источники исследования. Большое влияние на состояние современных государственно-церковных отношений оказало наследие мыслителей эпохи Просвещения, но особенно представителей немецкой классической философии И.Канта ("Религия в пределах только разума", "Метафизика нравов"), Г.В.Ф.Гегеля ("Философия религии",
1
Одинцов м.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века): Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук.-М., 1996.-С.12.
"Философия права"). Существенная роль принадлежит положениям и выводам в работах К.Маркса и Ф.Энгельса ("К критике гегелевской философии права. Введение"). Несмотря на различие мировоззренческих ориентации, для нас важны глубина анализа и степень обобщения, используемые в трудах этих мыслителей при рассмотрении процесса взаимоотношений религии и общества, дихотомии "приоритет прав государства - приоритет прав личности" в контексте свободы совести и убеждений. Большое значение имеют труды М.Хайдег-гера, К.Ясперса, а также работы современных немецких философов.
Важную роль в исследовании сыграли труды Э.Трельча и его соотечественника-социолога, философа, историка М.Вебера, посвященные проблемам социальной философии и социологии религии. Особенно значимы данные ими типологии религиозных групп и анализ эволюции христианства в связи с общим развитием европейской культуры на фоне ее углубляющейся рациональности, вступающей в противоречие с традиционным и харизматическим способами выражения религиозности.
Несомненно важное значение имеет изучение современных проявлений "веберовского ренессанса": положения немецкого социолога К.Мангейма о последствиях утраты христианством прежней роли основной интегрирующей силы в общественной жизни; выводы американского социолога Дж.М.Йингера о роли религии в социальных конфликтах и социальных изменениях; характеристика американским социологом Р.Белла этапов эволюции религии, особенно этапа религиозного плюрализма.
Значительную роль в процессе выявления на определенных социально-экономических этапах устойчивой суммы качество и характеристик политики государства по отношению к религиозным органи-
- и -
зациям сыграли работы отечественных ученых, анализирующих роль религиозного фактора в жизни современного общества, различные аспекты взаимоотношения церкви и государства как в России, так и за рубежом.
Существенное значение диссертант придает официальным государственно-правовым документам: Конституции (Основному Закону) ФРГ и конституциям отдельных земель; резолюциям государственных органов федерального и регионального уровней, решениям судебных органов ФРГ. Материалы помогают прояснить ряд существенных тенденций в характере и дальнейшем развитии официальной позиции по вопросам государственно-церковных отношений.
Солидным источником при подготовке данного исследования стал авторский перевод и анализ современных исследований в области государственно-церковных отношений в ФРГ, результатов социологических исследований (например, одной из наиболее авторитетных служб по изучению общественного мнения АЫЖЗ), документы различных политических партий, касающихся проблем свободы совести; материалы религиозных организаций, статистические данные и публикации в средствах массовой информации о соотношении традиционного и нового в способах религиозного самовыражения, о специфических особенностях реализации правовой нормы отделения церкви от государства.
Основная часть зарубежных источников впервые введена в научный оборот.
Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна исследования заключаются в том, что в нем дан
целостный анализ государственной политики в области свободы совести в ФРГ, в результате чего:
1) выявлены теоретико-методологические основы государственной политики ФРГ в вопросах свободы совести;
2) исследованы историко-философские аспекты принципа свободы совести и государственно-церковных отношений, прежде всего на основе наследия представителей эпохи Просвещения, немецкой классической философии, марксизма и других мыслителей;
3) установлены основные подходы к анализу государственно-церковных отношений представителей современной философской, социологической мысли;
4) показаны роль и место государственно-церковных отношений в системе конституционного права ФРГ;
5) проанализирован категориально-понятийный аппарат государственно-церковного права ФРГ; исследованы сущностная идентичность и отличие, логико-философский и общесоциальный смысл основных понятий: отделение, свобода совести, религиозная свобода, свобода вероисповеданий, свобода убеждений, религиозное объединение; нейтралитет и д�