автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Бабинов, Юрий Александрович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
Диссертация по философии на тему 'Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Бабинов, Юрий Александрович

Осуществляемый в России и странах бывшего ССОР переход от предельно централизованной, тоталитарной, насильственной системы к гуманитарному демократическому обществу затрагивает интересы всех классов, социальных слоев, политических партий, общественных организаций, отдельных индивидов. В процессе становления правового государства, демократизации общественной жизни, реализации прав человека и гуманизации межличностных отношений особое значение приобретает научное осмысление места и роли религиозных организаций в жизни современного общества, выяснение их функций и характера взаимоотношений с государством. Многое говорит о том, что кризис общества нельзя преодолеть только экономическими либо политическими средствами.

- 3 r

Выход из него предполагает всемерное вовлечение в процессы возрождения общества широких масс людей, различных организаций и учреждений в том числе и церкви.

На протяжении нескольких десятилетий в Советском Союзе господствовал ложный стереотип атеистического мышления, относивший религию и церковь к "пережиткам буржуазного строя", к главным противникам научного мировоззрения. При этом не только открыто заявлялось, что религии не должно быть места в рамках социалистической общественной системы, но и систематически принимались различные меры к ограничению ее влияния на общество. Религиозные организации были поставлены в такие условия, при которых они могли заниматься исключительно удовлетворением религиозных потребностей ограниченного числа верующих, их деятельность находилась под постоянным контролем соответствующих государственных органов. В современных условиях возникла новая ситуация. Мы стала свидетелями религиозного буш, охватившего широкие социально-политические круги общества. В определенной мере он стал заменой традиционной идеологии, господствовавшей в стране на протяжении многих лет. Наряду с повсеместным увлечением обрядовой стороной религий предпринимаются попытки утвердить и расширить место религиозных организаций в политической жизни общества, в его культуре. Церкви навязывается даже роль лидера в процессе демократизации общества. Все эти явления требуют внимательного теоретического анализа, свободного от зашоренноети прежнего официального атеизма.

В настоящее время существует объективная необходимость по-новому рассмотреть эволюцию государственно-церковных отношений в СССР до и после его распада, выявить причины их деформации, а главное - определить пути взаимодействия между государством и религиозными организациями, обеспечить консолидацию усилий граждан, придерживающихся различных мировоззренческих ориентаций кокруг программы созидания демократического общества. Без решения этих задач невозможно рассчитывать на стабилизацию общественных отношений, достижения так необходимого сейчас гражданского мира.

Возрастающий интерес к цроблемам государственно-церковных отношений в значительной степени связан со стремлением глубже осмыслить экономические, социально-политические, правовые основы и нравственный климат обновляющегося общества. Новые факты, публикации неизвестных ранее документов, а также исследования специалистов свидетельствуют, что прежняя картина взаимоотношений церкви и государства была искажена.Сравнительно недавно церковь характеризовалась как реакционный антинародный институт, а действия органов государственной власти оценивались положительно. Эти обстоятельства определяют необходимость глубокого анализа процесса становления и развития отношений между государством и религиозными организациями в нашей стране на протяжении более семидесяти лет.

 

Введение диссертации1993 год, автореферат по философии, Бабинов, Юрий Александрович

готовности самостоятельно ставить и решать социально-политические проблемы. Складывается принципиально новая система ценностных ориентиров, в центре которой - потребность в политической и гражданской свободах. В этих условиях в жизни России и других стран бывшего СССР не только восстанавливаются законные права и свободы верующих граждан и закладываются правовые основы гарантий осуществления свободы совести, реального равноправия людей с противоположными воззрениями на мир, но и возрождается уважительное отношение к общечеловеческим ценностям как составным элементам духовной культуры.

Радикальные экономические, политические, социальные и духовные перемены, происходящие в современном обществе, способствуют усилению потребности в таких правовых нормах, которые бы обеспечивали реальное осуществление конституционного права граждан на свободу совести. Ведь последняя является на только существенным элементом в сдстеме социально-политических прав и свобод. Приведенная в соответ-ветствие с современными международными актами о гражданских и политических правах» она должна выступать, с одной стороны, в качестве критерия демократичности того шш иного общества, а с другой - средством разумного сочетания разных интересов, согласия мезду группами людей, придерживающимися различных взглядов на мир, обеспечения их дальнейшего сотрудничества во всех сферах общественной и государственной жизни. Хорошо известно, что совесть и личное достоинство как высшие j формы развития человеческого духа образуют "стержень личности" человека, превращают его из объекта управления в самостоятельного и ответственного субъекта общественных и политических процессов.

После долгих лет молчания религиозные организации разных конфессий в пределах бывшего Советского Союза обретают не только духовный, но и политический голос. Обнаруживается совершенно новое явление: взаимосвязь политической и религиозной жизни, соответствующих взглядов и идеологий. Мы являемся свидетелями активного включения религии и церкви в сферу политики, все более усиливающейся политизации религиозных организаций. Вот почему исключительно важным является теоретическое осмысление взаимозависимости политики и религии, а также роли религиозного фактора и связанных с ним политических сил для достижения определенных целей. Анализ такого нового явления, как участие в политической деятельности служителей культа и партий, возникших на, религиозной основе, представляет собой, в силу этого, исключительно актуальную задачу, имеющую не только теоретическое, но и практическое значение. Без учета этого фактора современная государственная политика может допустить серьезные просчеты. Новый стратегический курс России предполагает выйти на рубежи качественного преобразования всех сторон общественной жизни. Их достижение требует выработки новых подходов в определении путей и перспектив общественного развития. Здесь предстоит решить множество труднейших теоретических и практических проблем. По всей вероятности самой острой из них является проблема гуманизации общественных отношений.

Исследование различных аспектов государственно-церковных отношений позволяет глубже уяснить то обстоятельство, что на смену концепции революционного насилия как метода общественных преобразований приходит идея эволюционного развития на базе согласия и сотрудничества. Как убедительно свидетельствует история, групповая солидарность и непримиримость на основе классовых интересов непременно должны уступить место подлинно демократическим и нравственным ценностям, где любовь к человеку, уважение его достоинства, милосердие, благотворительность совпадают с отрицанием какой-либо дискредитации нравственных идеалов демократизма, социальной несправедливости, позволяют людям активно включаться в дело морального очищения и духовного возрождения. В этой связи представляется актуальным изучение механизмов и процессов консолидации всех социальных слоев, взаимодействия церкви и государства во имя блага личности и общества.

В предлагаемом исследовании предпринят ретроспективный анализ российского опыта государственно-церковных отношений, недостаточно отраженного в советской литературе. При этом основное внимание уделено рассмотрению отношений государства с Русской православной церковью (РПЦ), которая на протяжении многих веков занимала господствующее положение среди множества конфессий и продолжает до сих пор оставаться самой крупной и влиятельной религиозной организацией в Российской Федерации, на Украине и в Белоруссии, Отношения с нею накладывают определенный отпечаток на современную церковную политику в этих республиках и отражают особенности эволюции взаимоотношения государства со всеми другими религиозными организациями.

Степень научной разработанности проблемы. Сложные и противоречивые вопросы государственно-церковных отношений постоянно находились и продолжают находиться в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей - историков, философов, богословов, политологов. В дореволюционной России взаимоотношения государства и церкви имели большую политическую значимость. Их изучение долгое время являлось монополией представителей высшего духовенства, которые в своих работах стремились доказать исключительно важную I роль православной церкви в развитии российского общества. Большинство светских ученых отмечали тесный союз православной церкви с государством. Вместе с тем славянофилы А,С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, И.О. и К.С.Аксаковы и некоторые другие считали, что церкви должна принадлежать главенствующая роль в обществе, а государство должно занимать подчиненное положение. Они резко критиковали реформы Петра I, придавшие церкви вид государственно-бюрократического института и считали оскорбительным зависимое положение цра-вославной церкви от государства.

В конце XIX - начале XX вв. представители "русского духовного ренессанса" - В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, П.А.Флоренский и другие - осмысливая процессы утверждения в России капиталистических отношений, пытались преодолеть кризис, который переживала православная церковь, ревностно проводившая полигику "охранения основ" российского самодержавия. В своих работах эти религиозные философы стремились модернизировать православие,обновить его социально-политический и идеологический курс в соответствии с

I. См.: Платон. Краткая церковная российская история. - М., 1805; Филарет. История русской церкви. - М., 1947; Макарий. История русской церкви. - М., 1864; и др. т реалиями того времени. В свою очередь В.О.Соловьев широко проповедовал идею объединения "Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, активно боролся против национально-религиозного гнета. Разрабатывая социальную тему, он высказал шсль о необходимости образования союза мевду римским папой и русским царем, что, по его мнению, должно будет спо собствовать правовой гарантии "богочеловеческого дела".

В первые годы Советской власти "церковная" тематика мало привлекала внимание исследователей. В большинстве работ, посвященных религиозным проблемам, практически отсутствовал научный анализ действительной роли и места религиозного комплекса в социально-политической и культурной жизни общества. Резкая критика религии и церкви сочеталась с положительной оценкой действий официальных властей по сужению сфер их влияния. Такой подход характерен для работ о

М.Н.Лукина,В.П.Кандидова,II.А.Красикова,А.В.Дарнищева и др.

1. См.: Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь. - Спб.,

1889; его же. Великий спор и христианская политика.-Спб., 1883; Эрн В.Ф. Борьба за Логос. - М., X9II; Булгаков С.Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения. - Сергиев Посад, 1917; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - I., 19X4.

2. См.: Лукин Б.П. Революция и церковь. - М., X9I9; Кандидов B.II. Религиозная контрреволюция I9X8-I929 гг. и интервенция. - М., 1930; Ларншцев А.В. Церковная контрреволюция и гражданская война. - М,, Х932; Красиков П.А. На церковном фронте. - М», 1923; Ка-гарнидкий А, Церковь в борьбе с социалистическим строительством. - М., 1939; его же. Борьба церковников и сектантов против индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.// Антирелигиозная 1940, № 2.

Значительным шагом вперед в критическом осмыслении роли православной церкви в жизни российского общества явилась работа М.Н.Никольского "История русской церкви" где предпринята попытка освободить церковную историю от конфессиональной предвзятости, поставив ее в контекст гражданской . истории, а также охарактеризовать церковь как один из важных социальных институтов в общественно-экономической и ; политической структуре.

Существовавший длительное время в общественном сознании стереотип атеистического мышления, который определял церковь как силу, враждебную социалистическому государству, начал постепенно преодолеваться в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси. Именно в это время появились труды таких известных религиоведов, историков, философов, как В.И.Гараджа, Н.С.Гордиенко, А.И.Клибанов, Н.П.Красников, М.Н.Митрохин, М.П.Новиков, Б.А.Рыбаков и др. В них значительное внимание уделено исследованию предпосылок и обстоятельств принятия христианства на Руси, анализу его последствий для развития государства и общества; по-новому осмыслена роль русского православия на различных этапах отечественной истории; рассмотрены противоречивые вза

I. См.; Никольский Н.М. История русской церкви, - М., Х930. имоотношения государства и церкви вплоть до настоящего времени.^

Демократизация общественной жизни устранила негласное табу на обсуждение проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций. Изучению их места и рода в обществе, анализу позитивных изменений в области государственно-церковных отношений, поиску новых подходов в деле укрепления единства верующих и неверующих посвящены работы В.А.Алексеева, Ю.П.Зуева, Н.П.Красникова, М.И.Одинцова, В.Д.Тимофеева, Н.А.Трофимчука, Э.П.Филимонова и др/

В последней четверти XI в. происходит активное вовлечение религии и церкви в сферу политики, усиливается политизация религиозных институтов. К сожалению, отечественные

1. См.: Гараджа В.И. Переосмысление. На пути к свободе совести. - М., Прогресс, 1989 - С.19-28; Гордиенко Н.С. Крещение Руси. Факты против легенд и мифов. Л., Лен-издат, 1986; Гордиенко Н.С. Современное русское православие: вехи истории. Науч.ред. А.И.Клибанов. -М.: Политиздат, 1989; Клибанов А.И., Митрохин JI.H. Крещение Руси: история и современность. - М., Знание, 1988; Красников Н.П. Русское православие: история и современность. - М., Московский рабочий, 1988; Новиков Н.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. - М., Изд-во Моск.ун-та, 1991.

2. См.: Алексеев В.А. Иллюзий и догмы. - М., Политиздат,1991;

Зуев Ю.П. Религиозные объединения и верующие в условиях демократизации советского общества // Философские науки. - 1988, В "; Красников Н.П. Русское православие: История, современность. - М., Моск.рабочий, 1988; Трофимчук Н.А. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления. - М., Знание, 1990; Одинцов М.И. Русская православная церковь в 80-х годах XX столетия. - М., ДДНА, 1989. исследователи пока не уделили этим вопросам достаточного внимания. Тем не менее интересные выводы относительно взаимосвязи политики и церкви сделаны в ряде работ советских философов и историков, в частности, М.П.Мчедлова, Н.А.Кот вальского, Д.Е.Фурмана и некоторых других. Вопросам отношений между государством и церковью уделено большое внимание в коллективной монографии: "Русское православие: вехи истории" под редакцией А.И.Клибанова.^ Ее авторы на обширном конкретно-историческом материале проанализировали тысячелетний путь развития русского православия, начиная с периода утверждения христианства на Руси, когда церковь обрела государственный статус, вплоть до конца 80-х годов. В этой работе, в частности, показаны трудности и многоэтапноеть процесса эволюции русской православной церкви в условиях социалистической действительности, проанализированы объективные причины, обусловившие пересмотр социальных взглядов и политической ориентации священнослужителей, исследованы перемены! во взаимоотношениях между церковью и государством, и тех, годами складывавшихся стереотипов, которые их осложняли.

В последние годы стали налаживаться творческие контакты ученых-материалистов с представителями церковно-бо-гословских кругов. Это и организация теоретических собеседований, и "круглые столы", и совместные выступления в

1. См.: Мчедяов МЛ. Религия и современность. - М., Политиздат, 1982; его же. Политика и религия. - М., Сов. Россия, 1987; Ковальский Н.А. Империализм, Религия, церковь. -М., Политиздат, 1986.

2. См.: Русское православие: вехи истории. - М. .Политиздат,

1989. средствах массовой информации. Значительным событием в этом плане явилось издание коллективного труда "На пути к свободе совести", авторами которого явились представители разных мировоззрений и вероисповеданий от служителей культа до последовательных атеистов. В этой книге без специфически "парадного" и официального уклона рассматриваются многие проблемы взаимоотношений церкви и государства последних лет, осмысливается генезис реализации принципов свободы совести и отделения церкви от государства в СССР.

Многим политико-правовым аспектам государетвенно-цер-ковных отношений в современных условиях посвящены работы

A.Й.Беркенкова, В.В.Клочкова, М.Г.Кириченко, Ю.А.Розенба-ума, В.Н.Савельева и др.^

Современные православные богословы также не обходят проблемы, касающиеся места и роли церкви в жизни общества. Их прежде всего интересуют вопросы положения церкви в секуляризированном обществе, миротворческая деятельность религиозных организаций, церковно-государственные отношения и т.д. Эти и некоторые другие проблемы широко отражены в сочинениях таких авторов, как Г.Троицкий, Н.Заболотский,

B.Боровой, А.Буевский.

X. См.: На пути к свободе совести. - М., Прогресс, 1989.

2. См.: Барменков А.И. Свобода совести в СССР. - М., Мысль, 1986; Клочков В.В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. - М., Политиздат, 1982; Кириченко М.Г. Свобода совести и СССР. - Юрид.Лит., 1985; Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. - М., Наука, 1985; Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. - М., Высш. шк., 1991.

Значительное внимание положению религии и церкви в России и СССР, вопросам государственно-церковных отношений уделяли и продолжают уделять зарубежные ученые - В.Коларз, В.Флетчер, Д.Пауэлл, ГДеви, М.Бурдо, Х.Парсонс и другие. Многие из них до середины 80-х годов придерживались традиций "классического" антисоветизма, в их работах преобладали пропагандистские и политические подходы. В условиях начавшейся демократизации общественной жизни в СССР, а позже в странах СНГ, на Западе стали появляться исследования, лишенные политизированной окраски, при оценке состояния государственно-церковных отношений исчезли эмоции и тенденциозность.

В многочисленных публикациях, появившихся в последние годы, можно выделить два основных подхода к характеристике современного состояния взаимоотношений государства и церкви. Один из них представляет эти отношения как демократические, обеспечивающие законные права всех граждан, как верующих, так и неверующих. Другой подход прямо противоположен -здесь роль церкви в истории и культуре общества абсолютизируется, а конструктивные действия со стороны государства и его органов как бы не замечаются. Такое расхождение мнений указывает на необходимость дальнейших исследований накопившихся проблем, естественно, на основе объективных данных.

Современная жизнь выдвигает на первый план много таких вопросов, которым прежде не придавалось первостепенного значения. Преобладавший долгое время в советской науке не-гативистский, односторонне критический подход к оценке роли Русской православной церкви в жизни общества не позволил раскрыть проблему взаимоотношений государства и церкви во всей ее полноте. Не разработан в достаточной мере вопрос о значении социальных интересов, на которых основывает свое влияние Русская православная церковь, еще отсутствует целостный анализ правового положения церквей, религиозных объединений в Российской Федерации и других странах Содружества с учетом новых законодательств о религиозных культах. Необходим также философский анализ широкого круга вопросов государственно-церковных отношений. Ведь многие их проблемы вряд ли могут быть обстоятельно изучены без сочетания исходной позиции той или иной идеологий с субъективной оценкой реальной'действительности. В целом же следует отметить, что роль Русской православной церкви в социально-политической и духовной жизни общества, ее социальная доктрина, а также многие проблемы государственно-церковных отношений до сих пор остаются недостаточно разработанными, что побуждает к продолжению их исследования. цели и задачи исследования. Исходя из степени разработанности данной темы и современной практики, диссертант видит основную свою цель в том, чтобы в свете новых подходов к пониманию роли государства и церкви в общественном развитии, попытаться раскрыть в историко-теоретическом плане содержание и специфику государственно-церковных отношений, обосновать их значение для решения таких важнейших задач, как консолидация общества и его духовное обновление. В силу этого исследование реализуется в двух взаимосвязанных аспектах: историческом и теоретическом. Хорошо известно, что для понимания новизны того или иного вопроса необходим основательный анализ исторического опыта. Вне единства прошлого, настоящего и будущего невозможно осмысление действительноети и выработка программы дальнейших действий. Вот почему для оценки современного состояния государственно-церковных отношений и прогнозов развития их в будущем, наряду с анализом реальностей сегодняшнего дня необходимо творческое использование уроков исторического прошлого. Под теоретическим аспектом автор имеет ввиду философское, социологическое и политологическое изучение отношений между государством и церковью, которые являются одним из видов общественных отношений.

Постановка главной цели исследования диктует решение в диссертации следующих конкретных задач:

- показать государственно-церковные отношения как важный объект научных исследований;

- проанализировать различные аспекты государственно-церковных отношений, обратив особое внимание на их социально-политическую сторону;

- рассмотреть основные этапы развития отношений между государственной властью а церковью в истории России и СССР;

- выявить причины деформации государственно-церковных отношений в условиях тоталитарного режима;

- раскрыть возрастание значимости взаимодействия и сотрудничества социальных институтов и политико-идеологических учреждений в современном обществе;

- дать оценку новым законодательным актам, касающимся правового положения церкви;

- осуществить научный анализ развития общественно-политической активности Русской православной церкви как наиболее крупной религиозной организации, в контексте современных демократических преобразований в России;

- рассмотреть отношение Русской православной церкви к важнейшим общечеловеческим проблемам;

- исследовать процесс и оценить основные результаты нормализации государственно-церковных отношений в условиях становления гражданского общества.

Научная новизна работы состоит:

- в выделении в качестве самостоятельного вида общественных отношений "государственно-церковных отношений", представляющих комплекс сложных связей между различными формами организации общества, в выяснении специфики их содержания и роли во всей совокупности общественных отношений; %

- в рассмотрении отношений между государством и церковью на горизонтальном и вертикальном уровне как качественно различных связей соподчинения и подчинения;

- в обосновании основных этапов развития государственно-церковных отношений в истории Российского и Советского общества, раскрывающих закономерности достижения социального и мировоззренческого сотрудничества верующих и неверующих, религиозных и светских организаций;

- выяснении роли церкви в процессе становления гражданского общества;

- в выработке новых подходов к рассмотрению проблемы отношения к церкви как полноправному участнику общественной жизни и как субъекту права;

- в применении методологических положений, сформулированных в диссертации, к анализу перспектив развития отношений между государством и церковью в условиях рыночной экономики, утверждения гуманизма, политического плюрализма и становления подлинно демократических основ жизни общества;

- в оценке значимости позитивного росиийского опыта регулирования государственно-церковных отношений для успешного решения задач практической политики в современных условиях;

- в анализе новых законодательных актов, определяющих место и позиции церкви в современной общественно-политической жизни.

Методологические основы исследования. В решении поставленных вопросов автор опирался на основные положения диалектико-материалистической методологии научного познания. Наиболее важное из них - сочетание материальной и духовной сторон человеческой деятельности. Речь идет о таком единстве, в котором, согласно принципу материалистического монизма, определяющая роль принадлежит практике, как материальной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности.

Следующим ориентиром исследования является принцип историзма, требующий рассматривать любой процесс в развитии и взаимосвязи с другими процессами. В соединении с принципом материалистического монизма этот принцип позволяет выделить основные этапы в развитии взаимоотношений между государством и религиозными организациями, сформулировать рад закономерностей и перспектив их развития.

Автор диссертации опирался на методологические выводы, определяемые законами и категориями материалистической диалектики. Так, например, в качестве основного источника развития государственно-церковных отношений рассматриваются противоречия как гносеологические, так и социально-класоовые, а весь процесс их генезиса прослеживается как закономерно-поступательный. В исследовании использованы различные методы научного познания, прежде всего такие, как восхождение от абстрактного к конкретному, системный, аналогий и др. Диссертант предпринял критический анализ специальной исторической, философской, богословской и со-циалогической литературы, широко использовал различные источники, включая законодательные акты, правительственные документы, материалы научно-практических конференций, данные конкретно-социологических исследований.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его итоги дают системное представление о специфике государственно-церковных отношений, их современном состоянии и перспективах развития в условиях демократизации российского общества.

Выводы диссертации представляются весьма важными для более глубокого понимания происходящих в России и других странах СНГ качественных преобразований, касающихся различных сторон общественной жизни, в том числе, взаимоотношений верующих и неверующих граждан, органов государственной власти и религиозных организаций, без чего невозможно становление гражданского общества.

Некоторые положения и рекомендации, содержащиеся в данном исследовании могут быть испдаьзованы государственными учреждениями, политическими партиями, общественными организациями и движениями при определении форм и методов взаимодействия с религиозными организациями, общественно-политическими формированиями религиозной ориентации.

Эмпирический материал, собранный в диссертации, теоретические положения, научные результаты могут быть рекомендованы работникам народного образования, культуры, государственных органов, а также преподавателям вузов при чтении курсов по философии, политологии, религиоведению и в научно-исследовательской работе.

Апробация работы. Основные положения исследования излагались диссертантом на международных, всесоюзных, республиканских, областных научных, научно-цракгических конференциях, "круглых столах", семинарах. Материалы по данной проблеме опубликованы в монографиях, брошюрах, статьях.

Результаты проведенного исследования обсуждены и одобрены на кафедре социально-политических учений Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова,

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный общественный мир, в жизни которого возникло немало острых протоворечий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсенала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. В таких условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех социальных институттов pi политико-идеологических учреждений, в том числе государства и церкви.

В эпоху глобальных социальных изменений, коренной ломки всей системы общественных отношений, ценностей, сознания, значительную роль в общественно-политической жизни играют государственно-церковные отношения. В течение длительного времени эти отношения в СССР относились к числу зон, закрытых от критики, материалы и статистические данные о деятельности религиозных организаций не публиковались, отсутствовали конкретно-социологические исследования касающиеся применения законодательства о религиозных культах. В научной и популярной литературе многие острые и нерешенные вопросы, существовавшие в этой сфере общественной жизни, либо вообще замалчивались, либо не подвергались публичному обсуж-дннию. Деятельность Русской православной церкви и других конфесский в большинстве публикаций как правило оценивалась негативно, а их попытки найти свое место в изменяющемся мире квалифицировались как приспособленничество. Авторы богословских и историко-церковных сочинений обвинялись в фальсификации истории и социально-политических процессов,происходивпшх в советском обществе. Основным лейтмотивом во многих ре-лиговедческих работах обществоведов звучал тезис о происходящем в стране процессе отмирания религии и всего религиозно-церковного комплекса. Лишь в конце 80-х годов в условиях расширения демократии в СССР появилась возможность объективно оценить место и роль религиозных организаций в жизни общества, показать их отношения с государственной властью. Был поднят вопрос об исправлении ошибок, допущенных по отношению к верующим и церкви в предыдущие годы, о необходимости поиска "точек соприкосновения" в развитии широкого общественного диалога между государством и церковью, верующими и неверующими обобенно в нравственной сфере, где общечеловеческие нормы и ценности призваны способствовать обновлению общества. Здесь следует подчеркнуть, что объективно существующая противоречивость во взаимоотношениях государства и церкви, по-видимому, сохранится и в обозримом будущем в силу целого ряда причин. Однако реалии современного этапа развития цивиснятия лизации столь же объективно требуют былого "конфликта" и продолжения конструирования такого курса., который был бы ориентирован на обоюдное разумное согласие и на расширение сферы совместных действий и согласованных решений.

На современном этапе развития государственно-церковных отношений в российском обществе явно прослеживаются две противоположные тенденции. Одна из них связана с формированием взаимопонимания между государственными органами и религиозными организациями, когда постепенно преодолевается их недоверие друг к другу, состояние конфронтации. Данная тенденция набирает силу, завоевывает общественное мнение, способствует развитию демократических традиций. Другая, поддерживаемая консервативными силами, ориентирована на сохраниние противостояния мкжду государством и церковью, а также верующими и неверующими,. Создается впечатление, что однажды приведенный в движение механизм идеологического и мировоззренческого антагонизма, по инерции продолжает свою разрушительную деятельность, не считаясь с современными реалиями. Консервативные силы в угоду своим эгоистическим амбициям стремятся сохранить тра — диции противоборства между различными автономными социальными структурами общества. Позитивные перемены в общественной жизни, выработка культуры взаимопонимания и терпимости, последовательное осуществление на практике принципов свободы совести позволяют надеяться, что ошибки прошлых десятилетий будут основа гельно осмыслены.

Современный общественный мир, в жизни которого возникло множество противоречий и кризисных проблем, стал гораздо более целостным и взаимозависимым как в природном, так и в социальном отношении. Возникла объективная потребность в формировании социальных и духовных ориентиров, концентрированно выражающих в себе стремление человечества к справедливому жизнеустройчтву в стабильном мире. Естественно, что для достижения этой цели не могут не использоваться уроки истории и различные типы мировоззрения. Важно, чтобы никто не выдавал свои предстваления и фантазии за единственно возможные варианты разрешения протироречий, раздирающих нашу ныненнюю общественную жизнь. В этих условиях по-новому следует строить государственно-церковные отношения. Необходимо двигаться в направлении создания новой глобальной культуры, новой системы социальных и нравственных отношений, исключающих насилие, жестокость, чье-либо превосходство и исключительность.

Социальным феноменом, открывающим возможности оптимального общественного развития, является правовое гражданское общество. Именно в этом обществе должны быть реализованы многие высокие гуманитарные и духовные начала, столь созвучные как верующим, так и неверующим гражданам, В процессе тр становления гражданского общества важное значение имеет организация устойчивого сотрудничества различных социальных и общественно-политических сил в рамках законных процедур и институтов» Нравственный климат гражданского общества немыслим без защиты прав каждого человека против власти большинства, Мы являемся свидетелями резкого ускорения процесса раскрепощения личности, укрепления у людей чувства собственного достоинства, веры в свои силы и возможности, преодоления пассвиности в решении общественных и политических вопросов, Складывается принципиально новая система ценностных ориентиров, в центр которой входит потребность в политических и гражданских свободах. Для современного человека свобода стала святым законом жизни, самым высоким и дорогим благом. Люди все больше и больше осознают, что в мире нет такой цели, ради которой можно принести в жертву свободу человека, что любая диктатура, любое насилие противоречат самим основам человеческого бытия, основам цивилизации.

Большую значимость приобретает в наши дни проблема соотношения власти и религии. Сам этот вопрос имеет другую историю. Многие века религия была господствующей формой общественной идеологии, выполняла регулятивную фукцию. Даже многие из тех, кто называли себя св о б одомы с лящи ми полагали, что религию необходимо поддерживать с целью сохранения общественного порядка. Считалось, что без религии общество распадется и будет господствовать анархия, игра страстей и своеволия. Кризисное состояние общества усиливает воздействие религии и церкви на государственные структуры. Их влияние значительно возраставет на глобальном уровне - здесь и угроза истребления человечества, опастность экологической катастрофы, межнациональные конфликты и т.д. В ряде стран, где церковь отделена от государства, религия и политическая идеология полностью не утратили взаимосвязь. В политических структурах многих стран мира существуют тесные отношения между государственной властью и религиозными институтами. В современной России мы являемся свидетелями расширения контактов лидеров государства прежде всего с руководством Русской православной церкви, что вызывает неоднозначную оценку представителей других конфессий.

Несомненно, что в сложной системе государственно-церковных отношений значительная роль должна быть отведена контактам и связям между различными конфессиями, Уважение верований, взаимопонимание между их предетавителями составляют важное направление в деятельности как религиозных, так и светских организаций. Свое уважение к верующим, представляющим различные конфессии, должно прежде всего подчеркивать государство.

На пороге больших перемен находится в начале второго тысячелетия своего существования Русская православная церковь.

Как в истории всего государства, так и в истории православия открываются новые страницы. Необходимо отметить, что отношения между государством церковью уже вышли из прокрусташа, ложа, чисто классовых отношений. И то9 что в настоящее время происходит в Русской православной церкви, является отражением борьбы старого ж нового, центростремительного и центробежного, того, чем живет все общество в целом.

Сделаны первые шаги в переоценке более чем 70-летнего опыта отношений между государством и церковью, идет поиск новых направлений и приоритетов как для церкви так и для государства. Требуется переосмысление и корректировка ряда теоретических тезисов, истинность которых истрия не подтвердила. Ощущается необходимость в выработке новых теоретических подходов к изучению религии, кторые бы учитывали современный уровень развития общественных естественных наук. Несомненно необходима переоценка того, что мы называем марксистско-ленинским атеистическим наследием. Для полного и глубокого анализа таких феноменов, как религия, религиозность, вера в соверменных условиях явно недостаточно только марксистского понятийного аппарата.

Время несоменно покажет, сумеет ли церковь в ближайшем будущем восстановить интергативную функцию в обществе с различной культурой, воссоздать разорванные связи между традиционной православной духовностью и современностью, найти новое место в обществе.

Исторнко-методологический анализ российского опыта государственно-церковных отношений позволяет сделать следующие выводы.

1. В реалиях социальной жизни мы находим подтверждение того, что общественные отношения обладают богатым содержанием и оказывают существенное влияние на ход и результаты человеческой деятельности. Государственно-церковные отношения .являюгйя их самостоятельным видом. Они находятся в тесной взаимосвязи с другими видами общественных отношений, постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.

2. Отношения между государством и церковью исторически конкретны и специфичны. В них можно выделить как устойчивые связи, существующие длительное время, так и подвижные, динамичные, которые отражаеют изшенения происходящие в обществе, во взаимоотношениях классов, различных социальных сил.

3. Российский опыт показывает, что принижение роли церкви, сокращение сферы ее деятельности не приводит к социальному прогрессу. К тому же отделение церкви от государства не означает отделение ее от жизни общества. Вес церкви в современном обществе определяется исключительно ее собственными делами, а именно - благотворительностью, милосердием, воспитанием добродетельности, участием в борьбе за мир и согласие между людьми.

4. Русская православная церковь, опираясь на свои догмы, вместе с другими конфессиями специфически воздействует на различные социальные группы, духовно их объединяет, не подменяя никакой другой социальный институт. Попытки государства вытеснить религиозные организации из общественной жизни, или ограничить сферу их деятельности, как правило, приводят к конфликтам, конфронтации, и ослаблению духовного единства, общества.

5. Коренные преобразования в современной России, позитивные отношения церкви и государства требуют формирования новой политической культуры, основным содержанием которой должны быть терч пимость,сотрудничество, взаимодеиствие разлиных автономных структур общества. Дело в том, что исторически тесная и прочная связь религии с государством породила в России политическую культуру, которая была сформирована многовековой, традицией авторитаризма в политике. Эта политическая культура являлась важной базой, поддерживающей процесс становления государства с ХПв. и до советского периода, а также источником религиозной нетерпимости. Для успеха демократизации общества именно это качество политической культуры должно быть изменено.

6. Необходимую предпосылку формирования новой модели общественного развития, в котором мотивом деятельности индивидов и групп людей будет являться не конфронтация, а взаимодействие во имя блага личности и общества, представляет собой диалог приверженцев идеалистического и материалистического мировоззрения. В соответствии с этой позицией следует разработать понятийный аппарат, которые бы включали такие понятия как "системное равновесие", "коллективная ткань"и др. и предполагали гармонизацию социальных отношений в обществе. Основная цель диалога между государством и религиозными организациями - совершенствование с оциальн ой дей с тви т ельно с ти.

7. Анализ российского опыта развития взаимоотношений государства с православной церковью свидетельствует, что дальнейшему их совершенствованию может способствовать соблюдение общих принципов жизни правового государства. Это прежде всего - приоритет перед произволом и идеологией, равные права и обязанности для предетваигелей любой религиозной конфессии, укрепление нравственных устоев общества, повышение образованности, постоянный подъем уровня социально-экономического развития, социальная защищенность, высокая степень различных свобод, широкая демократизация жизни общества. Соблюдение этих принципов, активная поддержка идей веротерпимости создает благоприятный политический и психологический климат для нормаоьной деятельности как религиозных так и светских организаций на здоровой бесконфликтной основе.

Религия и церковь - это общее слагаемое человеческой цивилизации. Общим должен быть и поиск средств решения проблем, возникающих между ними и государством.

8. Гуманизация социально-политических отношений, утверждение на практике общечеловеческих ценностей настойчиво выдвигает требования систематической информации населения о преобразованиях различных сторон жизни общества, в том числе и государственно-церковных отношений. Необходимо продолжать научные исследования в этом направлении, осуществлять поиск новых подходов, направленных на укрепление взаимопонимания мевду людьми, придерживающихся различного мировоззрения.

•9. В условиях опасности сползания человечества к ядерному "апокалипсису", все более реальной угрозы экологического кризиса перед человечеством как никогда ранее стоит задача объединения всех сил на земле, готовых к искреннему и деятельному сотрудничеству, в том числе и миллионов людей разных вероисповеданий и национальностей. Сотрудничество верующих и неверующих на основе приоритете общечеловеческих ценностей должно явиться примером воплощения в жизнь идей социального прогресса.

 

Список научной литературыБабинов, Юрий Александрович, диссертация по теме "Философия политики и права"

1. Декларация прав и свобод человека и гражданина (Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.) // Государство и право. 1992.

2. Декреты Советской власти. М.:Госполитиздат,1957.-626с.

3. Деяния Священного Собора православной Российской церкви.-М-Пг.:Высший Совет Российской православной церквиД923.-530с.

4. Закон СССР о свободе совести и религиозных организациях. //Правда.-1990,2 окт.

5. Законодательство о религиозных культах:Сб.материалов и документов.-М.:ЮриздатД971 -336с.

6. Конституции буржуазных государств Европы.-М. :Юризда.т, 1957.-611с.

7. Конституции зарубежных социалистических государств.-М. :ЮриздатД973.-421с.

8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.-М.ПолитиздатД977.-62с.

9. Конституция РСФСР (Основной Закон):Проект//Сов.Россия -1991,19 алр.

10. Материалы международной научной церковной конференции, посвященной 400-летию установления патриаршества, в Русской Православной церкви.-М.:Изд-во Московской патриархии,1978.-310с.

11. Московский патриархатД917-1977.-М.:Изд-во Московской патриархии,1978.-420 с.

12. О статусе военнослужащих:Закон Российской Федерации//Крас-ная звезда.-1993.,24 янв.

13. Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах:Указ Президиума Верховного Совета РСФСР (18 марта 1966 г.)//Ведомости Верховного Совета РСФСР.-М. ,1966.-J^ 122 С.219.

14. Права человека.Основные международные документы:Сб.документов. -М .:Междунар.о тношения,1989.-160с.

15. Патриарх Сергий и его духовное наследство.-М.:Изд-во Московской патриархии,1947.-416с.

16. Пимен,патриарх Московский и всея Руси:Слова,речи,послания, обращения (1957-1977) -М.:Изд-во Московской патриархииД977-456с.

17. Поместный Собор Русской Православной Церкви,Троице-Сергиева Лавра,6-9 июня 1988 г.-М.,1990.-480с.

18. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни отядерной катастрофы:Итоговые документы Всемирной конференции.-М.,1982.-29с.

19. Русская Православная Церкови и Великая Отечественная война: Сб.церковных документов.-М.:Изд-во Московской патриархииД943-124с.

20. Устав об управлении Русской Православной Церкви:Принят Поместным Собором Русской Православной Церкви,8 икшя 1988г.-М.:Изд-во

21. Московской патриархии,1989.-32с.++ ++ ++ ++ ++

22. Абросимова Е.А. О благотворительных организациях в СССР // Сов. государство и право.-1992.-Щ -С.135-138.

23. Аверинцев С. Государство,церковь,народ божий //Столица.-1990.-II С.38-39.

24. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому.-Новосибирск:Наука.Сиб.отд-ниеД990 158с.

25. Алексеев В.А. От какого опыта мы сегодня отказываемся? // Политич.самообразование.-1989.-ШС.32-34.

26. Алексеев В.А. Был ли патриарх Тихон "воздем церковной контрреволюции?" //Диалог. -1990. -№10. СД01-Ю4.

27. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы.- М.: Политиздат,1991.-400с. Алексий,митрополит. Миотворчество Русской Православной Церкви в обновляющемся обществе // Журнал Московской патриархии.-1990.-М С.58-60.

28. Андреев М.В. Марксисты и христиане: диалог.-М.: Политиздат,1983.- 64с.

29. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности.- М.,1984. 168с.

30. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность.- Симферополь:Таврия,1991,- 123с.

31. Бабий Б.М. Советский закон и гражданин: Юридический справочник: В 2-х тт.- Киев,1988.- 321с.

32. Барменков А.И. Свобода совести в СССР,- М.:Мысль,1986.- 224с.

33. Бессонов М.Н. Православие в наши дни,- М.: Политиздат,1990.303с.

34. Бердяев Н.А. Правда и ложь коммунизма,.- Париж:Путь.1931 -130с.

35. Бердяев Н.А. Смысл истории,- М.:МысльД990. -174с.

36. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности.- М.:Мысль»1990.- 206с.

37. Бондаренко В,Д., Косянчук А.С., Фомиченко В.В. Религиозная община в современном обществе.- Киев: Политиздат Украины,1988.-127с.

38. Бутенко А.П. Откуда и куда мы идем: Взгляд философа на историю советского общества.- Л.:Лениздат,1990. -288с.

39. Ванюшин Н.А. Свобода совести и религиозный экстремизм.-Барнаул:Алт.книж.изд-во,1988.- 144с.

40. Введенский А.И. За что лишили сана бывшего патриарха Тихона.-М., 1923.- 21с.

41. Введенский А.И. Церковь и государство: (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России I9I8-I922 гг.),- М,,1923,- 253с,

42. Великович Л.Н. Современный капитализм и религия,- М. Политиздат, 1984,- 238с.

43. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С. Н. Булгакова, М. 0. Г ершенз она, А. С. Изгоева, Б. А. Кис тяковского, П. Б. Струве,С.Л.Франка.- М.:АПН,1990- 216с.

44. Гараджа В.И. К марксистскому пониманию религии и церкви в историчвском процессе // Вопросы научного атеизма,- 1988.-Вып.37.-С.3-7.

45. Голубинский Е. История русской церкви. М.,1901.- 801с.

46. Гордиенко Н.С."Крещение Руси": факты против легенд и мифов.-Л.: Лениздат,1986.-287с.

47. Гордиенко Н.С. Современное русское православие,- Л.:Лениздат, 1987.- 304с,

48. Грекулов Е.Ф. Церковь,самодержавие,народ (вторая половина XIX- начало ХХвв.).- М.,1969,- 184с.

49. Диалог во благо Отечества: ("Круглый стол" обществоведов и представителей духовенства на тему:"Церковь и общество современность и прогноз на будущее").//Век XX и мир,- 1988,- №7,- С.40-48,

50. Добреньков В.А,,Радугин А.А. Христианская теология и революция. -М.Политиздат,1990,- 335с.

51. Зуев Ю.П. Религиозные объединения и верующие в условиях демократизации советского общества // Философские науки.- 1988.-М.-С.13-22.

52. Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.),- М: Наука,1975,- 205с.

53. Иваненко С.И. Новая религиозная пресса // Наука и религия.-1990.- Ж5.- С.28-29.

54. Иваненко С,М.,Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски,противоречия,надежды.- М.:Знание,1991.- 32с.

55. Ипатов А.Н. Национальная культура и религия. Киев:Вища школа,1985.- 79с.

56. Ипатов А.Н. Православие и русская культура.- М.:Сов.Россия, 1985.- 128с.

57. Историко- правовые вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории России,- М,,1988 168с.

58. Кадсон й.З. О положении русской православной церкви в последние годы существования царизма // Атеизм,религия,современность. -JI.: Наука.- 1973. С.66-87.

59. Калинин В.Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях.-!.:Знание,1989.- 64с.

60. Кандидов В.П. Церковь и Октябрьская революция.-М. :Безбожник, 1929, С.31-42.

61. Кандидов Б.П. Голод 1921 года и церковь.- М-Л.,1932,- 93с. Кантеров И.Я. Клерикализм сегодня,.- М, :3нание,- 1988.- 64с. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР.- М.: Юридич.лиг.1985,- 198с.

62. Юшбанов А.И.,Митрохин Л.Н. История и религия // Коммунист.-1987.- М2.- 52-60.

63. Клочков В.В. Религия,государство,право.- М.;Мысль,- 1978.287с.

64. Клочков В.В. Социалистическое государство,право и религиозные организации.- М.:Знание,1984. 64с.

65. Ковальский Н.А. Империализм.религия,церковь.- М.Политиздат,1986.- 271с.

66. Ковальский Н.А. Эволюция социальной доктрины церкви.- М.: Знание,1974.- 64с.

67. Кожа А, Миротворчество Русской православной церкви // Богословские труды.- Вып.28,- М,: Йзд-во Московской патриархий,1987.-С.184-192.

68. Козакевич М. Терпимость условие сотрудничества // Наука и религия.- 1988,2.- С.24-28.

69. Колесник И.А.,Фуров В.Г. Гражданственность и религиозная вера.- Киев:Политиздат Украины,1985.- 118с.

70. Копаница М.М. Современные социальные концепции русского православия.-Харьков,1988.- 208с.

71. Корзун М.С. Русская православная церковь (1917-1945гг.): Изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения,- Минск:Беларусь,1987.- 111с.

72. Красников Н.П. Православная этика:прошлое и настоящее.-М.Политиздат,1981,- 96с.

73. Красников Н.П. Русское православие-.история, современноеть.-М.:Моск.рабочий,1988.- 77с.

74. Круглов А,А, Свобода совести.- Минск:Беларусь,1986.-80с.

75. Крывелев И.А. История религий:Очерки в 2 т.- 2-е изд.,доп.-М.:Мысль,1988,- 445(1)е., 382(2)с.

76. Крыстев К. Взаимоотношение между государством и церковью в Народной Республике Болгарии // Вопросы научного атаизма.-1987.- №36.-С.178-190

77. Крянев Ю.В. Христианский экуменизм.- М.Политиздат,1980.159с.

78. Куроедов В.А. Религия и церковь в современном обществе.-М.Политиздат,1985.-256с.

79. Курбатов ГЛ.,Фролов Э.Д.,Фроянов И.Я. Христианство.Античность .Византия. Древняя Русь.-Л. :ЛениздатД988.- 334с.

80. Куфанова Н.Д. ,Немировская Л.З. Вопросы войны и мира в русском православном богословии:Спецкурс/МГУ им.М.В.Ломоносо-ва.Филос.фак.-М.Д989.- 89с.

81. Ленин В.И. Обращение к деревенской бедноте /ДГолн.собр. соч.- Т.7.- С.173

82. Ленин В.И. Социализм и религия//11олн. собр. соч.- Т.12 -С.142-146.

83. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии//Полн. собр.соч.- Т.17 С.415-426.

84. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви//Полн.собр.соч.- Т.17- с.429-438.

85. Ленин В.И. Духовенство и политика//Полн.собр.соч.- Т.22 -С.80-81.

86. Лившиц Г.М. Религия и церковь в истории общества.-Минск: Высш.ж. Д980.-351с.

87. Лукин Н.М. 0 делах Тихоновских: Дело о сопротивлении изъятию церковных ценностей в Московском трибунале.-М.:ГИЗД922-32с.

88. Майнланд-Ханин X. Русская православная церковь:1000 лег спустя// За рубежом.-1988 Щ9.-С.7.

89. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт.- М.Знание Д978. -64 с.

90. Мануйлова, Д.Е.Церковь и верующий.-М.Политиздат,1981 -77с.

91. Макиавелли Н. Государь.-М.:Планета,1990.-79с»

92. Маркевич С. Современная христианская демократия.-М.:Политиздат ,1982.-287с.

93. Маркс К. К еврейскому вопросу// Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.- Т.I.-С.382-413.

94. Маркс К. К критике гегелевской философии права:Введение// Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.-2-е изд.-Т.I.-С.414-429.

95. Маркс К. Калитал//Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.23-С.90-106.

96. Маркс К. Критика Готской программы// Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-Т.19.-С.9-32.

97. Мень А. Религия,культ личности и секулярное государство//

98. На пути к свободе совести.-М. :Ярогресс Д989.-С.88-1Ц

99. Мигович И.И. ,Трофимчук Н.А. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления.-М.:Знание,1990.-64с.

100. Митрохин JI.H. Социалистическая действительность и религия// Наука и религия.-I987.-1 II.-С.27-31.

101. Митрохин Л.Н. Христианство о войне и мире// Наука и религия-1986.-№6.-С.14-17.

102. Мчедлов М.П. Политика, и религия.-М.:Сов.Россия,1987.-253с, Мчедлов М.П. Религия и современноеть.-М.:Долитиздат,1982,272с.

103. Никишов С.И.,Маслова А.Г. 0 свободе совести.-М.,1979.-47с. Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма: Фи-лософско-критический анализ.-М.:Изд-во МГУ,1987.-256с.

104. Овчинников В.Г» Православная церковь в истории нашей страны// Вопросы истории.-1988.-№-5.-С. 14-21.

105. Одинцов М.И. Русская православная церковь в 80-х годах XX столетия.-М.:1ЩНА,1989.-54с.

106. Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий:от конфронтации к сотрудничеству: Государственно-церковные отношения в истории Советского общества// На пути к свободе совести.- М.: Прогресс,1989.-С.29-71.

107. Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений I9I7-I938rr.).- М. :3на.ние,1991.-64с.

108. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия.-М.:Мысль,1987.191с.

109. Осмысление духовной целостности:Сб.статей.Вып.3.-Екатеринбург :Изд-во Урал.ун-та,1992.-304с.

110. Орловский II. Послание патриарха Тихона к архипастырям и пастырям церкви российской.-М.:ГосиздатД919.-16с.

111. Осипова E.G. Поместный собор православной церкви 1917-1918гг.//Вопросы научного атеизма.-Вып.З.-М.,-1967.-С.220-228.

112. Осипова E.G. Церковь и временное правительство//Врпросы ис тории.-1964.-№6.-0.46-54.

113. Павлов А.В. Церковь,война.армия.-М.:ВоениздатД988.-158с.

114. Патриарх Сергий и его духовное наследие.-М.::Изд-во Московской патриархии Д947.-428с.

115. Пимен,патриарх Московский и всея Руси. Церковь,свобода совести .миротворчество: К 1000-летию введения христианства на Руси//11роблеиы мира и социализма. -1988. -J£6. -С. 78-81.

116. Подлила Ш. Буржуазно-либеральная трактовка свободы совести// Вопросы научного атеизма.- 1987.-Вып. 36.-C.I48-I6I.

117. Полосин B.C. Без Духовности нет России//Народный депутат.-1992.-19.-С.26-31.

118. Попов А.С. Верующие и атеисты: проблемы диалога.// Весан. Моск. ун-та.-Сер.7.- Философия 1988.-М.-С.51-60.

119. Попов А.С.,Радугин А.А. Христианские футурологические концепции .-М.: Мысль,1987.-393с.

120. Православие и современность: Философско-социологический анализ.-Киев,1988.-336с.

121. Религия и церковь в истории России (Советские историки оправославной церкви в России).-М.Д975.-255с.

122. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь.-М.:Наука, 1985.-174с.

123. Русская Православная Церковь.988-1988: Очерки история 19171988гг.- М.:Изд-во Московской патриархии,1988.-IIIс.

124. Русское православие: вехи истории / Под ред.А.Й.Клибанова.-М.Политиздат,1989.-720.

125. Русское православие и атеизм в отечественной истории: Сб. науч.тр.-Л.,1988.-155с.

126. Савельев С.Н. Какая дорога ведет к храму//Социологические исследования.-1990.-Ш.-С.66-68.

127. Савельев В.Н. Свобола, совести:история и теория.-М. :Высш. шк.,1991.-144с.

128. Саидбаев Т.С. Политика и религия//Социально-политические науки. -1991. -Ш. -С. 45-53.

129. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории.-М.Д989.-153с.

130. Себенцов А.,Ковалев А.,Калинин В. Свобода религии для человека,// Междунар.жизнь.-1990.-ЖЕ2.-С.29-38.

131. Сталин И.В. Вопросы ленинизма.-М.:Госполитиздат,1940.-542с.

132. Старцев А.С. Религиозный аспект некоторых современных политических конфликтов / Политические аспекты глобальных проблем современности.-М.Д985.-С.78-80.

133. Степанов П.М. Русское православие:правда и вымослы.К 1000-летию введения христианства на Руси.-КраснодарД988.-115с.

134. Танчер В.К. Критика современного фидеизма.- Киев,1975-217с.

135. Тимофеев В.Д. Ленинские принципы политики в отношении религии,церкви,верующих.-М.:Знание,1987.-64 с. •т Тин Р. Религия и политическая культура в посткоммунистической России// Общественные науки и современное ть.-1992.-М-С. 62

136. Титлинов Б.В. Церковное разделение и мир церкви.-Пермь,1926.

137. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме.-JI. Д968.-204с.

138. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.-М.Политиздат, 1986.-468с.

139. Федосик В.А. Церковь и государство-.Критика богословских концерций.-Минск,1988.-205 с.

140. Фуров В.Г. Буржуазные конституции и свобода совести.-М.: Политиздат,1983.-95с.

141. Фурман Д.Е. Религия,атеизм,перестройка// На пути к свободе совести.-М.Прогресс,1989.- С.7-18.

142. Харчев К. Гарантии свободы// Наука и религия.-1983.-ЖГ1

143. Церковь в истории Рос сии. -М.: На, ука. ,1967. -287с.цамерян И,П. Коммунизм и религия.-М.,1967.-211с.

144. Чернышова 0.В.,Комаров Ю.Д. Церковь в скандинавских стра-нах.-М.:На,ука,1988.-176с.

145. Щапов Я.Н. Государство и церковь древней Руси Х-ХШвв.-М.: НаукаД989.-231с.

146. Энгельс Ф. Положение Англии:Английская конституция/Д1а,ркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.1-С.630-633.

147. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии// Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е Изд.- Т.7.-С. 348-437.

148. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство// Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.2-е изд.- Т.19.-С.306-314.

149. Энгельс Ф. Происхождение семьи,частной собственности и государства// Маркс К.Энгельс Ф. Соч.-2-1 изд.- Т.21.-С.31-154.

150. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.22.-С.467-492.

151. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство // Маркс К.Энгельс Ф.,Соч.2-е изд.-Т.19. С.306-314.

152. Яблоков И.Н. Социология религии.- М.:Мысль,1979.- 182с.

153. Яковлев Н.Н. Религия в Америке 80-х: Заметки американиста,- М.Политиздат,£987.- 192с.

154. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М.: Высш. ж., 1885.- 287с.

155. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура // Воцро-сы философии.-1991.-Ж1 С. 16-25.

156. Якунин Г. В служении культу: (Московская Патриархия и культ личности Сталина) // Ha, пути к свободе совести.- М.: Прогресс, 1989. С.172-207.

157. Ярославский Е. Против религии и церкви.-М.Д932.

158. Яхот И. Подавление философии в СССР ( 20- 30-е годы) // Вопросы философии.- 1991. Ш 9ДО,11.

159. Bass D. The bear's hud. Religion belief and Soviet State -London. Hodder and Stoughton 1987 - 223 s.

160. Ellis G. The Russian Orthodox church:

161. A contemporary history. London, Sydney: Groom Helm, 1986 - 531 p.

162. Fletcher W, Soviet Believers. The religious Sector of the population London, 1981 - 196 p.

163. Fletcher W. Soviet charismaties: The pentecostals in the USSR -::.T.;Lang 1985 280 p.

164. Plorovsky G. The Russian church // The encyclopedia Americana-USA, 1986 Vol. 24.

165. Gibson М» Spotlight on the Russian revolution Hove, Wayland, 1986 - 76 p.

166. Gone2 Treto R. La iglesia catolica durante la construccion del socialismo en Cuba San Jose: Editorial DEI, 1987 - 125 p.

167. Godlewski J.P. Kosciol Erymskokatolickii polityka // Ilysl inarksistowska, 13, 1987 s. 12-23

168. Grossu S. The church in today£s oatocombs Hev/ Rochelle: Arlington House 1975 - 234 p.

169. Grzybowski K., Sobole^ska B. Doktryna polityczna i spoteozna papiestwa (1789 1968) - Weresame, 1971

170. Grudzien J. Katolp,cka teoria rozv/oju i postepu spolecznego // Studia religiologica, Zesz.I Wsrszawa - Krakow, 1977

171. Kervieu Leger I)., Champion P. Vers un sociologia du 'christian!sme occidental - Pariss Ed. du Cerf, 1986 - 395 p.

172. Hingley R. A concise history of Russia H.T.: Viking Press, 1972 - 224 p.

173. Hosking G. A history of the Soviet Union London, Pontana Press/Collins, 1965» 52? p.

174. Hruzs К. 5 Kotlan J. Socialismus a nabozenstvi // Hova rnysl -Praha, 1986'- Roc'40

175. Jonson H. Christians and coraraunism London, 1956 - 148 p.

176. Kakol K. Kosciol v? PEL. Elementу evrolucji doktryny Y/erszavra, 1985 - 354 sp p 0,

177. Karola J. Katolicismus a otazky valky a miry // Кота rjysl.1. Pr., 1987 Ю - S.49 - 60

178. Krssicki J. Kosciol katolicki a |v?iat wspolczesny Warszawa, 1975

179. Kuchinke IU Russland unterm Kreuz 1000 jahre russisch-orthodoxes Christentun Koln, G'ustav Lubbe, 1987 - 267 s

180. Kyslek V/, Xosciol katolicki w Polsce vjobec mark si aim i socjaliEm // Kysl narsistowska, 1985 Щ - s. 5-2?fcluszynski' J, X zjazd о religii i polityce wyznanio^e;} // Mysl narksistowska H3 (15) - 1987 - s. 68-77

181. She Orthodox church in Russia London, 1982 - 254 p.

182. Pagcol P. She Religion of the Russian people 1976130 p.

183. Parker J.P. She company of strangers: Christians at the renewal of America's public life II,Y.jCrossroad, 1981 - 168 p.

184. Paxton J. Companion to Russian history. L.s Batsford, 1984 -503 p.

185. Parsons H.L. Christianity today in the USSR H.Y,, 1987 - 421 s.

186. Pospielovsky D.V, A history of larxist Leninist atheism and Soviet antireligious policies. - London: Hacmillan, 1987 - 189 p.

187. Pospielovsky D.Y. Soviet antireligious campaigns and persecutions,-London: nacmillan, 1988 437 p.

188. Religion in the USSR. L,г The Bodley head, 1968 - 135 p.1.s religions en u.R.S.S. P.: Problem®s politiques et sociaux 1981 H424

189. Heligions of the world / 1T.G. Rielsen et al 1T,Y,: St.Martin's press, 1983 - 740 p.

190. Religion and communist society. Selected papers fron the Second World Congress of Soviet and Bast European studies / Id. by D.D. Dunn» Berkeley; Southwest Texas State Univ. » 1983 - 195 p.

191. Richards G.W. Church and religion of Russia // American journal of theology. 1918 - Oct,

192. Sawatsky W. Secret Soviet lawbook on religion // Religion in corramnist lands Yol» 4 - 1976

193. Seide G. Heligiose Renaissance in der Sowjetunion Mithos oder Wirklichkeit? // Osteuropa - Stuttgart, 1984 - Jg»34.

194. Socialisticky stat, nabozenstvo a cirkev. Bratislava; Pravda, 86, 136 s,

195. Sollogub K. La "politique religieuse" de Gorbatchev // L'Actua-lite#religieuse dans le monde 1966 - К 36

196. Stassewski Ш, Pahsjt'wo a swiazki wyananiowe w europe;jskich kra^ach socjalistycsnych farsssawa, 1976 - 210 s.

197. Steigerwald R. biarxismus Religion - Gegenwart - Berlin: Akademie - Terlag, 1973 - 192 s