автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Государственное устройство, территориальный состав и этносоциальная структура Джучиева Улуса XIII - XVI вв.

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Мустакимов, Ильяс Альфредович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Государственное устройство, территориальный состав и этносоциальная структура Джучиева Улуса XIII - XVI вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Государственное устройство, территориальный состав и этносоциальная структура Джучиева Улуса XIII - XVI вв."

005010007

Мустакимов Ильяс Альфредович

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЖУЧИЕВА УЛУСА ХШ-ХУ1 вв.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

. 1 6 0ЕЗ

Казань-2012

го

005010007

Работа выполнена в отделе новой и новейшей истории ГБУ «Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан»

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Усманов Миркасым Абдулахатович

Научный консультант:

доктор исторических наук, доцент Салихов Радик Римович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Гилязов Искандер Аязович

кандидат исторических наук Абзалов Ленар Фиргатович

Ведущая организация: ГУ «Институт Татарской

энциклопедии Академии наук Республики Татарстан»

Защита состоится «2» марта 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 022.022.01 при Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, 5-й подъезд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, 5-й подъезд.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Института истории им. Ш. Марджани АН РТ http://www.tataroved.ru.

Автореферат разослан « 2 » февраля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент

Р.Р. Хайрутдинов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. История Джучиева Улуса — государства, сыгравшего огромную роль в истории многих народов Евразии, - в последние годы привлекает все большее внимание исследователей. Однако и в прежние, и недавно увидевшие свет исследования по истории государства Джучидов, как правило, лишь мимоходом касаются истории и причин возникновения его различных терминов-наименований, использовавшихся средневековыми авторами для обозначения империи Джучидов. Вследствие этого данная тема по сей день остается мало разработанной. Вместе с тем, выявление официальных и описательных наименований средневековых государств, в разное время использовавшихся в источниках различного типа и происхождения, изучение различных аспектов их истории через призму наименований позволяет глубже понять особенности происходивших в них социально-политических и этнических процессов, уточнить их историческую географию. Особенно это касается истории Джучиева Улуса, аутентичных источников по истории которого сохранилось крайне мало.

Кроме того, выяснение времени и причин возникновения и использования того или иного наименования государства Джучидов помогло бы решить целый ряд важных исторических задач: способствовать уточнению его границ и административно-территориального деления, проследить происходившие в нем этнические процессы, уточнить этническую, топонимическую и административную терминологию.

Источниковую основу исследования составляют разнородные по своему происхождению, достоверности и информационному потенциалу письменные источники. В рамках письменных источников мы выделяем источники документальные, нарративные и нумизматические.

Документальные источники имеют большую значимость для установления аутентичных наименований государств. Наиболее ранние дошедшие до нас документы, составленные в золотоордынских канцеляриях, относятся к концу XIV в. (ярлыки Тохтамыша и Тимур-Кут-луга)1. Джучидскую имперскую традицию в значительной мере переняло Крымское ханство, претендовавшее на золотоордынское наследство. В этой связи ценную информацию о канцелярском делопроиз-

1 Ярлык хана Золотой Орды Тохтамыша к польскому королю Ягайпу 1392-1393 года. Издан кн. М.А.Оболенским. - Казань, 1850; Березин И. Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет-Гирея, с введением, переписью, переводом и примечаниями. -Казань, 1851.

водстве, в том числе особенностях именования государства Джучидов, содержат ярлыки и грамоты крымских ханов2 и их русские переводы3. Послания и грамоты ханов Большой Орды и первых крымских государей, адресованные османским правителям, впервые были опубликованы в 1940 г. А.Н.Куратом4.

Более ранний документальный материал представлен русскими, латинскими и итальянскими переводами ярлыков и посланий правителей Джучиева Улуса5.

Нарративные источники, современные времени существования Джучиева Улуса как единого политического организма (XIII - начало

XV в.), почти все принадлежат перу иностранцев.

Прежде всего следует отметить сочинения ряда мусульманских авторов, содержащие определенную информацию об административном устройстве и этническом составе Джучиева Улуса. Из персидских сочинений - это хроники Ата-Мелика Джувейни «Тарих-и джахангуша» (1250-е гг.)6, Рашид ад-Дина Фазлаллаха «Джами ат-таварих» (13011311 гг.), Муин ад-Дина Натанзи «Мунтахаб ат-таварих-и Муини» («Аноним Искандера») (начало XV в.)8, сокращенная редакция недошедшего до нас сочинения Улугбека «Тарих-и арбаа улус» (вторая четверть XV в.), вошедшая в историографию под названием «Шаджарат ал-атрак» . Второй том канцелярского руководства Мухаммеда б. Хинду-

2 Кырым йортына вэ ул тарафларга дайр язулар вэ хатлар / Изд. В.В.Вельяминов-Зернов. - СПб., 1864.

Сборник императорского Русского исторического общества. - Т. 95: Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымом, Нагаями и Турциею. -Т. 2 (1508-1521).-СПб., 1895.

4 Kurat A.N. Topkapi Sarayi Muzesi Arsivindeki Altin Ordu, Kirim ve Turkistan Hanlarina ait yarlik ve bitikler. - Istanbul, 1940.

Ярлыки татарских ханов московским митрополитам (краткое собрание) // Памятники русского права / Под ред. JI.B. Черепнина. - М.: Госюриздат, 1955. - Вып. 3; Собрание государственных грамот и договоров. - М., 1819. - Ч. 2; Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002.

Джувейни Ата-Мелик. Чингизхан: История завоевателя мира, записанная Ала-ад-Дином Ата-Меликом Джувейни. - М.: Магисгер-Пресс, 2004.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перев. с перс. Л.А.Хетагурова. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т. 1. - Кн. 1. - 221 с.; Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перев. с перс. Л.А.Хетагурова. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - T. I. - Кн. 2; Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перев. с перс. В.П.Верховского. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. -Т. 2; Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - Т. 3 / Перев. с перс. А.А.Арендса. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. -T. II: Извлечения из персидских сочинений. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

Мирзо Улугбек. Турт улус тарихи. - Тошкент: Чулпон, 1993.

шаха Нахчивани «Дастур ал-катиб фи тайин ал-маратиб» (завершен в 1366 г.) не содержит сведений по истории Улуса Джучи, однако приводимые в его труде многочисленные образцы ильханских указов по вопросам административных назначений с пояснениями функций некоторых должностных лиц содержат подробную информацию о государственном и административном устройстве державы Хулагуидов и позволяют экстраполировать некоторые данные на ситуацию в улусе Джучи10.

Из арабских авторов наиболее ценные сведения сообщают авторы пособий для писцов мамлюкских канцелярий Аль-Омари Шихаб ад-Дин Ахмед ибн Яхья ибн Фадлаллах аль-Омари ад-Димашки (ок. 1298— 1349), Таки ад-Дин Абдерахмана ал-Кадави ал-Мухибби (1326-1384), Шихаб ад-Дин Абу-л-Аббас Ахмад ибн Али ал-Калкашанди (1355— 1418), историк и социальный философ Абу Зейд_ Абдуррахман ибн Мухаммад Ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Эшбили (1332-1406) и посетившие Золотую Орду Абу Абдаллах Мухаммад ибн Баттута (находился в Улусе Джучи в 1334-1335 гг.) и Ахмад ибн Мухаммад ибн Арабшах (находился в Улусе Джучи в 1412 г.) .

Наиболее ранним дошедшим до нас нарративом, представляющим джучидскую историческую традицию, является анонимная хроника «Таварих-и гузида - Нусрат-наме», составленная при дворе шибанид-ского правителя Средней Азии Мухаммед-Шейбани-хана в начале XVI в.12 Автор использовал работы персидских авторов ХШ-ХУ вв. (Ата-Мелика Джувейни, Рашид ад-Дина Фазлаллаха, Низам ад-Дина Шами, Абд ар-Раззака Самарканди и др.), а также тюркоязычные хроники, отражающие чингизидскую историческую традицию, в том числе относящуюся к ранней истории Улуса Джучи.

Среди источников, в которых нашли отражение сюжеты золотоордынской эпической и историографической традиции, следует также отметить «Чингиз-наме» хивинского хрониста Утемиш-хаджи (1550-е гг.)13, «Сборник летописей» касимовского автора Кадыр-Али-

10 Мухаммед ибн Хиндушах Нахчивани. Дастур ал-катиб фи та‘йин ал-маратиб (Руководство для писца при определении степеней) / Критич. текст, предисл. и указатели А.А.Али-заде.-Т. II.-М.: Наука, 1976.

11 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. -Т. I: Извлечения из сочинений арабских. - СПб., 1884.

12 Таварих-и гузида - Нусрат-наме / Исслед., критич. текст, аннот. огл. и табл. свод, огл. А.М.Акрамова -Таш.: Фан, 1967.

13 Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсим., перев, транскр., примеч., исслед. В.П.Юди-на; подгот. к изд. Ю.Г.Баранова; коммент. и указ. М.Х.Абусеитовой. — А.-А.: Гылым, 1992.

бека (1602 г.)14, «Шаджара-и тюрк ва могул» и «Шаджара-и теракима» хивинского хана Абу-л-Гази (1659-1664)15, анонимное историко-публицистическое сочинение «Дафтар-и Чингиз-наме» (конец XVII в.)16, «Ас-саб‘ ас-саййар фи ахбар мулук татар» крымско-османского хрониста Сейида Мухаммеда Ризы (1730-е гг.)17, «Умдет ал-ахбар» крымского автора Абд ал-Гаффара Кырыми (1750-е гг.)18.

Интерес представляют монгольские хроники XIII в. («Монггол-ун нигуча тобчийан»19) и XVII в. («Алтан тобчи» Лубсан Данзана20 и анонимное сочинение «Шара туджи»21). «Монггол-ун нигуча тобчийан» доносит до нас раннеимперскую монгольскую историографическую традицию. Две последние хроники испытали влияние толуидской (точнее, юаньской) историографии.

Важную информацию по нашей теме содержат записки и отчеты западноевропейских миссионеров, дипломатов и путешественников ХШ-ХУ вв. Юлиана22, Джованни дель Плано Карпини, Гильома де Руб-рука, Марко Поло23, Иоганна Шильтбергера24 и некоторых других.

14 Библиотека восточных историков, издаваемая И. Березиным. - T. II. - Ч. 1 : Сборник летописей: Татарский текст с русским предисловием. - Казань: Типография Казан, ун-та, 1854; ОРРК НБЛ КФУ, ед. хр. 40т, л.1а-69а.

15 Aboul-Ghazi Behadour Khan. Histoire des Mogols et des Tatares. Publ. par P .Desmaisons. - T. I: Texte. - St.-Petersbourg: Imprimerie de l’Aeademie Imperiale des sciences, 1871; Абуль-Гази. Родословное древо тюрков / Перев. Г.С.Саблукова. - Казань, 1906; Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

16 Ivanics М., Usmanov М.А. Das Buch der Dschingis-Legende (Daftar-i Cingiz-näma). -Szeged: Univ. of Szeged, 2002. - [Bd.] I; ОРРК НБЛ КФУ, ед. хр. 40т, л. 70a-796.

Сейид Мухаммед Риза Ассеб о-ссейяр или Семь планет, содержащий историю крымских ханов / Изд. М.А. Казем-бек. - Казань: Тип. Казан, ун-та, 1832.

18 Эль-Хаджж Абд ал-Гаффар Кырыми. Умдет ат-теварих. - Стамбул: Матба‘а-и ‘амире, 1343/1924—25.

Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol-un niiuía tobíijan. Юань чао би ши. Монгольский обыденный изборник. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

20 Лубсан Данзан. Алтан тобчи (Золотое сказание) / Перев. с монгол., введ., комментарий с приложениями Н.П.Шастиной. - М.: Наука, 1973.

21 Шара туджи: Монгольская летопись XVII века / Сводный текст, перев., введ. и примеч. Н.П.Шастиной. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957.

22 Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. - 1940. - Т. 3. - С. 71-76.

23 Джованни дель Плано Карпини. История монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествия в восточные страны. Книга Марко Поло / Вступ. ст., коммент. М.Б.Горнунга. -М.: Мысль, 1997.

24 Шильтбергер Иоганн. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год. - Баку: Илим, 1984.

Особенностью русских нарративных источников является, как правило, хорошая осведомленность их авторов в политических событиях, происходивших в западной части Золотой Орды. Ценные сведения о политической истории державы Джучидов содержат летописные своды. Значительная часть летописных сводов опубликована в «Полном собрании русских летописей».

Некоторые ценные сведения по изучаемой проблеме содержатся в армянских источниках, в основном представленных историческими сочинениями духовных лиц ХШ — начала XIV в. Армянские авторы жили в державе Хулагуидов. Тем не менее, приводимые ими сведения о событиях начальной истории Монгольской империи в целом и Улуса Джучи в частности отличаются большой достоверностью .

Нумизматические источники играют определенную роль в изучении истории применения термина «орда» - элемента некоторых наименований Джучиева Улуса .

Степень изученности темы. В той или иной мере вопрос отражения политических, этнических и иных реалий Улуса Джучи в его наименованиях затрагивался почти всеми авторами исследований по истории этого государства.

Одним из первых исследователей, сравнительно подробно остановившихся на вопросе аутентичного наименования государства Джучидов, был Г.С.Саблуков27. Первой попыткой реконструировать государственное устройство на основе актового материала (ханских ярлыков) стала работа видного русского ориенталиста И.Н.Березина . Большой вклад в изучение истории государств чингизидов внес В.В.Бартольд29. Нельзя не отметить ставшую классической работу Б.Я.Владимирцова «Общественный строй монголов» . Этот труд дает

25 Армянские источники о монголах: Извлечения из рукописей XIII—XIV вв. / Перев. с древнеарм., предисл. и примеч. А.Г.Галстяна. - М.: Наука, 1962; Киракос Гандзакеци. История Армении. - М.: Наука, 1976.

26 Agat, N. Altinordu (Cuciogullari) Paralari. - Ankara, 1974; Петров П.Н. Очерки по нумизматике монгольских государств XIII-XIV вв. - Н.Новгород: б.и., 2003.

27 Саблуков Г.С. Очерк истории внутреннего состояния Кипчакского царства. -Казань, 1895; он же. Монеты Золотой Орды. - Казань, 1896.

28 Березин И.Н. Устройство улуса Джучиева по ханским ярлыкам. - Казань, 1851.

29 Бартольд В.В. Сочинения. - Т. I: Туркестан в эпоху монгольского нашествия. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963; Бартольд В.В. Сочинения. - Т. II. Ч. 1: Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963; Бартольд В.В. Сочинения. - Т. V: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. - М.: Наука, 1968.

30 Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. — JI.: Изд-во АН СССР, 1934.

многое для изучения общественного строя Монгольской империи и возникших на ее территории улусов.

Из советских и современных российских исследователей большой вклад в изучение различных аспектов истории Джучиева Улуса внесли Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский31, М.Г.Сафаргалиев 2. Большое значение для изучения этнических процессов, происходивших в Джучиевом Улусе, его общественного строя и государственного развития имеют труды Г.А.Федорова-Давыдова33 и В.Л.Егорова34.

Проблеме наименований Джучиева Улуса в восточных актовых и нарративных источниках уделено большое внимание в работах М.А.Ус-манова35. Тему официального названия Улуса Джучи в своих работах, посвященных истории монгольской дипломатики, рассматривает

А.П.Григорьев36. Ряд интересных положений относительно истории Улуса Джучи и его наименований высказан петербургским ученым Т.И.Султановым37.

Большой вклад в изучение персоязычных источников по истории Улуса Джучи внесла А.А.Арсланова38. Значительным вкладом в изу-

31 Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

32 Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций. -М.: Инсан, 1996.

33 Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1966; Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. -М: Изд-во Московского ун-та, 1973.

34 Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в ХШ-Х1У вв. - М.: Наука, 1985; он же. Государственное и административное устройство Золотой Орды // Вопросы истории. - 1972. - № 2. - С. 32-42; он же. Развитие центробежных устремлений в Золотой Орде // Вопросы истории. - 1974. - № 8. - С. 36-50.

35 Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева улуса Х1У-ХУ1 вв. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979; Усманов М.А. Об особенностях раннего этапа этнической истории улуса Джучи // Тюркологический сборник / 2001: Золотая Орда и ее наследие. - М.: Вост. лит., 2002. - С. 101-102.

36 Григорьев А.П. Время написания «ярлыка» Ахмата // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1987. - Вып. X.

- С. 40-47; Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002.

37 Клянггорный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и Средневековье. - СПб., 2000. - С.193-195; Султанов Т.И. Род Шибана, сына Джучи // Тюркологический сборник / 2001. - М., 2002. - С. 13-16.

38 Арсланова А.А. Кыпчаки и термин Дашт-и Кыпчак (по данным персидских источников XII 1-ХVIII вв.) // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода.

- Казань, 1990. - С.4-20; она же. Особенности использования термина-топонима Дашт-и Кыпчак и его содержание по данным персоязычных источников ХШ-ХУШ вв. // О подлинности и достоверности исторического источника. - Казань, 1991. - С.41-49; она же. К вопросу об этнониме «татары» // Та1апса. - Казань, зима 1997/98. - №1. - С.30-41; она же. Остались книги от времен былых... - Казань, 2002.

чение истории Монгольской империи и Улуса Джучи стали работы

В.В.Трепавлова39.

Большое внимание исследованию этнополитической структуры Улуса Джучи и постзолотоордынских государств уделили ДМ.Исхаков и И. Л.Измайлов41.

В зарубежной историографии вопросы истории наименований Джу-чиева Улуса рассматривались мало. Отдельные аспекты данной темы затронут в работах американских (Г.В.Вернадский42, Ю.Шамильоглу ), немецких (Б.Шпулер44], английских (Т.Т.Олсен45, П.Джексон46), турецких (А.З.В.Тоган47, Н.Агат , М.Кафалы49, Х.Иналджик50) исследователей.

39 Трепавлов В .В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: Проблема исторической преемственности. — Москва: Вост. лит., 1993; он же. История Ногайской Орды. - М.: Вост. лит., 2001; он же. Тюркские народы средневековой Евразии. - Казань: ООО «Фолиант», 2011.

40 Исхаков Д.М. Этнополитическая история татар. Вводные замечания // Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. - Казань, 1997. -С.231-247; Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI - первой четверти XV в. // Татары. - М., 2001. - С.64-101.

41 Измайлов И.Л. Некоторые аспекты становления и развития этнополитического самосознания населения Золотой Орды в X11I-XV вв. // Из истории Золотой Орды. -Казань, 1993. - С.25-28; Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI - первой четверти XV в. // Татары. - М., 2001. - С.85-96; Измайлов И.Л. Формирование этнополитического самосознания населения Улуса Джучи: некоторые элементы и тенденции развития тюрко-татарской исторической традиции // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. - Казань, 2002. -С.244—262.

42 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. — М.; Тверь: Аграф, 1997.

43 Шамильоглу Ю. «Карачи беи» поздней Золотой Орды: заметки по организации Монгольской мировой империи // Из истории Золотой Орды. - Казань: б.и., 1993. - С. 44-60.

44 Spuler В. Die Goldene Horde. Die Mongolen in Russland, 1223-1502. - Wiesbaden, 1965. - 638 s. (мы пользовались переводом М.С.Гатина: Гатин М.С. Проблемы истории Улуса Джучи и позднезолотоордынских государств Восточной Европы в немецкой историографии Х1Х-ХХ вв. - Казань: Хэтер, 2009. - С. 238-247).

45 Allsen, Th.T. The Princes of the Left Hand: an Introduction to the History of the Ulus of Orda in the Thirteenth and Early Fourteenth Centuries // Archivum Eurasiae Medii Aevi. -Т. V. - 1985 [1987]. - Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1987. - P. 5-40.

46 Jackson, P. From Ulus to Khanate: the Making of the Mongol States c. 1220 - c. 1290 // The Mongol Empire and its Legacy / R. Amitai-Preiss, D. Morgan (eds). - Brill, 1999.

47 Togan, A.Z.V. Bugunku Turkili (Turkistan) ve Yakrn Tarihi. - Istanbul: Enderun Kita-bevi, 1981. - Cilt 1: Bati ve Kuzey Turkistan. - 696 s.; Togan, A.Z.V. Umumi Tiirk Tarihine Giris. - Istanbul: Enderun Kitabevi, 1981.-Cild 1: En eski devirlerden 16. asrakadar.-539 s.

Agat, N. Altinordu (Cuciogullari) Paralari. - Ankara, 1974.

49 Kafali, M. Altm Orda Hanligimn Kurulu? ve Yukseli? Devirleri. - Istanbul, 1976.

50 Inalcik, Halil. Power Relationships between Russia, the Crimea and the Ottoman Empire as Reflected in Titulatur // Passe Turco-tatar, present sovietique. Etudes offertes a Alexandre Bennigsen = Turco-Tatar Past, Soviet Present. Studies Presented to Alexandre Bennigsen. - P., 1986.

Объектом исследования являются политические, этносоциальные и иные процессы, в ходе которых происходило формирование и развитие Золотоордынского государства.

Предметом исследования выступает совокупность наименований Улуса Джучи в средневековых источниках как отражение происходивших в этой стране этнополитических процессов и представлений о державе Джучидов жителей этого государства и представителей других государств.

Целью настоящей работы является комплексное исследование наименований Джучиева Улуса как отражения особенностей государственного устройства, территориального состава и этносоциальной структуры державы Джучидов.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- выявление и классификацию различных наименований Джучиева Улуса и составляющих его территорий в источниках ХШ-ХУШ вв.;

- выявление аутентичных наименований51 Джучиева Улуса в источниках;

- анализ причин использования тех или иных наименований Джучиева Улуса, что подразумевает исследование особенностей государственного устройства, территориального состава и этносоциальной структуры Джучиева Улуса, изучение эволюции этих факторов.

Хронологические рамки исследования охватывают период 12081556 гг. Выбор нижней даты обусловлен выделением Чингиз-ханом в управление своему старшему сыну Джучи области, населенной «лесными народами». По справедливому мнению М.Г.Сафаргалиева, именно этот акт положил начало формированию Улуса Джучи52.

51 Под аутентичными наименованиями нами понимаются как официальные обозначения данного государства, так и обиходные наименования (названия, имевшие распространение среди населения Улуса Джучи). Официальные обозначения Джучиева Улуса устанавливаются нами на основании использования их в документах, созданных в канцеляриях правителей Золотой Орды и постзолотоордынских государств и сохранившихся в оригинале (ХГУ-ХУШ вв.). Обиходные наименования выявляются в нарративных и, отчасти, фольклорных источниках, созданных на территории Джучиева Улуса в ХУГ-ХУШ вв. тюркскими народами, путем сопоставления с данными письменных источников, созданных вне Золотой Орды, либо не в тюрко-монгольской среде (русские летописи, духовные и договорные грамоты русских князей). При этом следует учитывать, что обиходные наименования Улуса Джучи (как и отдельных его частей) в различных этногеографических и социальных группах населения Золотой Орды варьировались.

52 Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций. -М.: Инсан, 1996.-С. 293.

Верхняя дата - 1556 г. - фиксирует окончательное прекращение золотоордынской традиции в становом хребте и столичной области Джучиева Улуса - Нижнем Поволжье. До присоединения этого региона к России можно вести речь об «инерции единства» Джучиева Улуса .

Территориальные рамки работы определены административными

границами Улуса Джучи.

Методология. В основу исследования положены принципы историзма и объективности. Следуя принципу историзма, при раскрытии темы автор стремился рассмотреть процессы и явления, имевшие место в истории Улуса Джучи в развитии, во взаимосвязи с социальнополитическими и этнокультурными процессами. Согласно принципу объективности, исследование направляется по пути познания объективной истины. Малочисленность исторических источников определяют использование метода ретроспекции и гипотетико-дедуктивные построения. Широкое применение находит сравнительно-исторический метод. При изложении материала использовались проблемный и хроно-логически-проблемный подходы.

Научная новизна. Впервые в историографии Улуса Джучи происходившие в нем политические и этнические процессы рассмотрены через призму наименований этого государства в средневековых источниках; на основе комплексного изучения исторических источников предпринята попытка выявить аутентичные наименования Улуса Джучи.

Научно-практическая значимость. Материалы и основные положения диссертации могут быть использованы при разработке отдельных проблем истории тюркских народов, предки которых входили в состав золотоордынского государства (татар, казахов, узбеков и др.).

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Квалификационная работа выполнена в рамках специальности 07.00.02.

— Отечественная история. Область исследования: п. 2 — Предпосылки формирования, основные этапы и особенности развития российской

государственности. ^

Апробация результатов и отдельных положений дисертации.

Основные результаты исследования излагались автором на международных, всероссийских и региональных научных конференциях, а также нашли отражение в 19 публикациях, 3 из которых опубликованы в рецензируемых изданиях.

53 Трепавлов В.В. Золотая Орда после распада: воспоминания о единстве // Тюркские народы средневековой Евразии. - Казань: ООО «Фолиант», 2011. - С. 8.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, освещена степень разработанности проблемы, определены хронологические рамки, цель и задачи диссертации, ее научная новизна, охарактеризованы теоретическая и методологическая база, дана информация об апробации и структуре работы.

В первой главе «Классификация наименований Джучиева Улуса в источниках» рассмотрены разновидности наименований государства Джучидов в средневековых источниках.

В параграфе 1 «Этногеографические, географические, этнополи-тические и геополитические наименования» рассмотрены семантика и особенности использования наименований золотоордынского государства, выделенных по принципу использования в них топонимов и этнотопонимов.

Отмечено, что наиболее распространенными этногеографическими и этнополитическими наименованиями Улуса Джучи являются термины с использованием компонентов «кипчак» (в персидских, арабских и тюркских источниках) и «татар» (в арабских, русских и западноевропейских источниках) («Кипчак ~ Дешт-и Кипчак ~ Дешт», «Татарские земли», «Татарские страны ~ царство Татарское»). Вместе с тем, со второй половины XIV в. в персидских источниках для обозначения населения Джучиева Улуса (особенно его левого крыла) используется этноним «узбек». В отношении левого крыла (восточной части) Улуса Джучи некоторые персидские источники XV в. также используют термин «Туркестан».

Геополитические наименования «Ак Орда» (Белая Орда) и «Кок Орда» (Синяя Орда) используются в тюркских, персидских и русских источниках с XIV в., обозначая соответственно правое и левое крыло Джучиева Улуса. Возникновение этих наименований, как установил А.Н.Кононов, связано с традиционными монгольскими цветообо-значениями сторон света: запад (белый цвет) и восток (голубой цвет).

Для ряда средневековых авторов, включая следовавших джучидской историографической традиции, для обозначения всего Улуса Джучи характерно перечисление земель и народов, входящих в состав Джу-

чиева Улуса при отсутствии конкретного объединяющего названия этого государства.

Параграф 2 «Политические наименования» посвящен рассмотрению таких наименований, как «Орда ~ Великая (Большая) Орда», «царство хаканово», «царство каанское ~ государство каанское». Наименование «Орда ~ Великая (Большая) Орда» характерны для русских и тюркских источников. Они отражают такую политическую реалию как наличие политического центра золотоордынского государства в кочевой ставке хана - орде, что впоследствии привело к отождествлению понятия «орда» со всем государством. Наименования «царство хаканово», «царство каанское ~ государство каанское» использованы в письмах мамлюкских султанов XIV в. правителям Джучиева Улуса. Очевидно, термин «каан» вместо обычного «хан» использован в целях вежливости, для подчеркивания высокого статуса адресата.

В параграфе 3 «Династийно-географические и династийно-поли-тические наименования» рассмотрены наименования, в которых использованы имена правителей золотоордынского государства и его отдельных частей («Улус Джучи», «Улус Бату», «юрт Саин-хана», «Улус Орды», «царство Берке», «земли Токты», «Улус Узбек-хана»). Данные наименования особенно часто использовались арабскими, персидскими и армянскими авторами. Термин «Улус Джучи» обозначал земли и народы, выделенные своему старшему сыну Чингиз-ханом. Названия «Улус Бату» и «Улус Орды» обозначали соответственно правое и левое крыло государства Джучидов. Причиной упоминания в названиях золотоордынского государства имен правителей правого крыла Берке, Токты и Узбека явилась большая роль указанных правителей в становлении и развитии Золотой Орды. Термин «Улус Джучи» практически не встречается в дошедших до нас тюркских источниках, поэтому предположения о том, что он был аутентичным татарским наименованием золотоордынского государства представляются не вполне обоснованными.

Параграф 4 «Сложносоставные наименования» посвящен рассмотрению наименований, совмещающих в себе политические и династийно-географические («улус Дешт-и Берке») политические и этногео-графические («Великая орда, Великий юрт и Дешт-и Кипчак») наименования. Наличие таких наименований характерно прежде всего для сочинений персидских авторов, а также для титулования крымских ханов в их посланиях иностранным государям. В первом случае их использование связано со стремлением персидских авторов дать более развернутое описание государства Джучидов, во втором - стремлением

крымских правителей заявить свои притязания на золотоордынское геополитическое наследие.

Во второй главе «Отражение особенностей государственного устройства, территориального состава в этносоциальных процессов, происходивших в Джучиевом Улусе, в его наименованиях» рассмотрены разновидности наименований государства Джучидов в средневековых источниках и отражение в этих наименованиях вышеперечисленных особенностей Улуса Джучи.

В параграфе 1 «Наименования, отражающие государственное устройство Улуса Джучи» рассмотрены особенности использования политических, геополитических, династийно-политических и сложно-составных наименований золотоордынского государства.

Рассмотрены такие наименования как «Орда ~ Великая (Большая) Орда», «царство хаканово», «царство каанское ~ государство каанское» (политические), «Ак Орда» (Белая Орда) и «Кок Орда» (Синяя Орда) (геополитические), «Улус Джучи», «Улус Бату», «юрт Саин-хана», «Улус Орды», «царство Берке», «земли Токты», «Улус Узбек-хана» (ди-настийно-политические).

Политическое наименование «Орда ~ Великая (Большая) Орда» характерно для русских и тюркских источников. Они отражают такую политическую реалию как наличие политического центра золотоордынского государства в кочевой ставке хана — орде, что впоследствии привело к отождествлению понятия «орда» со всем государством. Наименования «царство хаканово», «царство каанское ~ государство каанское» использованы в письмах мамлюкских султанов XIV в. правителям Джучиева Улуса. Очевидно, термин «каан» вместо обычного «хан» использован в целях вежливости, для подчеркивания высокого статуса адресата.

Геополитические наименования «Ак Орда» (Белая Орда) и «Кок Орда» (Синяя Орда) используются в тюркских, персидских и русских источниках с XIV в., обозначая соответственно правое и левое крыло Джучиева Улуса. Возникновение этих наименований, как установил А.Н.Кононов, связано с традиционными монгольскими цветообозна-чениями сторон света: запад (белый цвет) и восток (голубой цвет).

Что касается династийно-политических наименований, то термин «Улус Джучи» обозначал земли и народы, выделенные своему старшему сыну Чингиз-ханом. Названия «Улус Бату» и «Улус Орды» обозначали соответственно правое и левое крыло государства Джучидов. Причиной упоминания в названиях золотоордынского государства имен правителей правого крыла Берке, Токты и Узбека явилась

большая роль указанных правителей в становлении и развитии Золотой Орды. Термин «Улус Джучи» практически не встречается в дошедших до нас тюркских источниках, поэтому предположения о том, что он был аутентичным татарским наименованием золотоордынского государства представляются не вполне обоснованными.

Наличие сложносоставных наименований, совмещающих в себе политические и династийно-географические («улус Дешт-и Берке»), политические и этногеографические («Великая орда, Великий юрт и Дешт-и Кипчак») наименования, характерно прежде всего для сочинений персидских авторов, а также для титулования крымских ханов в их посланиях иностранным государям. В первом случае их использование связано со стремлением персидских авторов дать более развернутое описание государства Джучидов, во втором - стремлением крымских правителей заявить свои притязания на золотоордынское геополитическое наследие.

Параграф 2 «Территориальный состав Улуса Джучи в его наименованиях» посвящен рассмотрению географических («Страны северные») и этногеографических («Кипчак», «Дешт-Кипчак», «Тогмак», «Туркестан», «Хорезм», «Булгар») наименований. У ряда средневековых авторов, включая следовавших джучидской историографической традиции, обозначение всего Улуса Джучи иногда выражалось в перечислении земель и народов, входящих в состав Джучиева Улуса при отсутствии конкретного объединяющего названия этого государства.

В параграфе 3 «Отражение в наименованиях Улуса Джучи этнических процессов» отмечено, что наиболее распространенными этно-географическими и этнополитическими наименованиями Улуса Джучи являются термины с использованием компонентов «кипчак» (в персидских, арабских и тюркских источниках) и «татар» (в арабских, русских и западноевропейских источниках) («Кипчак ~ Дешт-и Кипчак ~ Дешт», «Татарские земли», «Татарские страны ~ царство Татарское»). При этом следует учитывать, что использование для обозначения державы Джучидов наименований с этнонимом «кипчак» в первую очередь было связано с историографической традицией, в связи с чем этногеографические наименования с компонентом «кипчак» рассмотрены нами в параграфе 2 настоящей главы. Применение же источниками терминов «татар» и «узбек» явилось отражением шедших в золотоордынском государстве этносоциальных процессов, приведших к формированию новых, «татарской» и «узбекской» этнополитических

общностей, костяком которых стала тюркоязычная военно-служилая знать Джучиева Улуса.

В третьей главе «Трансформация семантики терминов «улус», «орда» и «юрт» в Улусе Джучи в контексте происходивших в нем политических процессов» рассматривается семантика ключевых понятий, отражающих государственное и административно-территориальное устройство Джучиева Улуса и его преемников.

В параграфе 1 «Происхождение и эволюция термина ‘улус’» рассмотрена эволюция значений термина «улус». Отмечено, что термин улус широко использовался в монгольских и мусульманских источниках как компонент наименований как Монгольской империи в целом, так и отдельных ее частей. Это слово использовалось и для обозначения административных и социально-политических реалий в государствах — преемниках Улуса Джучи. Многозначность термина, вкупе с малым числом аутентичных источников, существенно усложняет выяснение семантики слова улус в различные периоды истории чингизидских государств. Однако выполнение этой задачи представляется совершенно необходимым для выяснения ряда вопросов административного устройства и социально-политического развития в государствах чингизидов, в том числе Джучиева Улуса и государств, возникших на его территории.

Толкование термина «улус» тем или иным исследователем применительно к монгольскому обществу предчингизова и чингизидского времени зависит от позиции, занимаемой им в дискуссии о сущности института публичной власти в кочевых обществах. В отечественной и мировой науке давно идет спор между сторонниками безусловного признания закономерности образования государства у кочевников и противниками такого подхода, считающими государственность у кочевников явлением чрезвычайным, носившим временный характер.

Термин улус и его фонетический вариант улуш принято считать словом тюркского происхождения. В древнетюркскую эпоху его основным значением было «селение». Войдя из древнетюркских наречий в монгольский язык, термин улус претерпел смысловую эволюцию, и через посредство монгольского языка в XIII—XVII вв. в тюркских языках приобрел значение «народ», «люд», «страна», «государство». При жизни Чингиз-хана, после присоединения им всех прочих монгольских улусов-протогосударств, указанный термин приобретает значение «[народ-]государство [рода] Чингиз-хана». Лишь после фактического распада Монгольской империи во второй половине XIII в. термин «улус» стал использоваться и для обозначения уделов чин-

гизовых сыновей и потомков в официальных источниках (Рашид ад-Дин). Таким образом, термин «улус» изначально обозначал некую целостность. В связи с вышеизложенным попытки некоторых исследователей провести смысловую параллель между терминами улус и олеш (часть, доля) представляются необоснованными.

В параграфе рассмотрен также вопрос соотношения терминов «улус» и «иль». С течением времени или в зависимости от контекста семантика термина иль, как и термина улус, менялась. Вместе с тем, следует иметь в виду, что термины улус и иль в подавляющем большинстве случаев выступают в качестве взаимозаменяемых синонимов.

В параграфе 2 «Особенности использования термина «орда»» в источниках ХШ-ХУШ вв. отмечено, что наличие кочевой ставки хана (орды) было характерной особенностью улусной системы - одной из важнейшей составляющих общественного и государственного устройства Монгольской империи и образовавшихся после ее распада чинги-зидских государств. Как отмечал Г.А.Федоров-Давыдов, с течением времени или в зависимости от контекста семантика термина орда менялась.

Первоначальное значение термина «орда» - кочевая ставка, лагерь каана, хана или улусного держателя. Именно в этом значении используют термин «орда» арабские и персидские авторы ХШ-ХУ1 вв., аналогичное значение имеет этот термин в других источниках. Как следует из нумизматических материалов, уже во второй половине XIII в. термин «орда ~ орду» приобрел значение «войско [приписанное к ханской ставке]». Так, в некоторых монетах, битых ильханом Аргуном, в качестве мест чеканки указываются «Базар-и лашкар» и «Базар-и орду» - явные синонимы (ср. с золотоордынским местом чеканки «Орду базар»).

Рассмотрена история термина «Золотая Орда». В тюркских и монгольских языках понятия «золотой» и «великий» зачастую выступали синонимами. Не случайно летний шатер Угедей-каана, «стены которого были сделаны из деревянных решеток, потолок - из расшитой золотом ткани, и весь он был покрыт белым войлоком», назывался Шира-Орду («Желтая Орда»).

Ставка Чагатаидов именовалась Улуг Эф («Великий Дом», точнее, «Великая Юрта»). Термин Орду ~ Орда или Орду-и муаззам («Великая орда») использовался в своих посланиях ханами Большой Орды. Термин Улуг Орда («Великая Орда») с начала XVI в. являлся непременным атрибутом титула крымских государей. Как убедительно показано в одной из работ М.А.Усманова, появление элемента олуг урда... падишаИы («государь... Великой орды») в титуле крымских правителей

связано с окончательным разгромом основного претендента на джу-чидское наследие - Большой Орды - крымским ханом Менгли-Гиреем в 1502 г. Возможно, синонимом термина «Улуг Орда» в золотоордынское время являлся термин «Улуг Улус», использованный для обозначения золотоордынского в послании хана Тохтамыша польскому королю Ягайло.

Постепенно происходило расширение семантики термина «орда», который начал обозначать еще и определенную территорию, государственное образование, которым правит хан из своей ставки - орды.

В параграфе 3 «Особенности семантики термина «юрт»» отмечено, что изначальным значением этого термина было «дом, владение, место жительства, земля, страна». После образования Монгольской империи к этим значениям прибавилось «место кочевания» (в монгольском языке -«нутуг ~ нунтух»).

Термины юрт и вилайет в тюрко-мусульманских источниках, по крайней мере с XV в., как правило, выступали синонимами. Поэтому попытки разграничить терминологию применительно к тем или иным территориям в зависимости от ее статуса (например, использование термина «улус» (или «вилайет») для обозначения части, провинция государства, термина «юрт» - для обозначения независимого государства) не всегда успешны ввиду размытости этой терминологии в источниках. В XV-XVII вв. термин юрт в тюркской традиции и московском приказном лексиконе приобрел значение политического образования, возглавляемого ханом или беком. Однако в тюркских и персидских источниках синонимом термина «юрт» часто выступал термин «вилайет», а то и «улус».

Следует также отметить, что в тюркских источниках, в отличие от источников русских, не наблюдается корреляции между ханским или бекским (княжеским) статусом правителя той или иной территории и определением статуса этой территории («царство», «княжество», «улус», «юрт» и т.п.). Так, если в период правления Сибирским юртом бекской (княжеской) династии тайбугидов данный юрт иногда именовался «Сибирским княжеством», то после перехода власти к ханской (царской) династии шибанидов в лице Кучума (1563 г.) этот же юрт начинает именоваться «Сибирским царством». В то же время весь период XV-XVI вв., а также после присоединения Сибири к России, Сибирский юрт в тюркоязычных источниках продолжает именоваться «Тура вилайети».

Заключение. В источниках различного происхождения встречается большое количество наименований Джучиева Улуса (географических, этногеографических, этнополнтических, династийно-политических и пр.). В этих наименованиях нашли отражение особенности государственного устройства, территориального состава, этнических процессов и др.

Наименование «Улус Джучи», широко используемое прежде всего в персидских источниках, не встречается в дошедших до нас актовых источниках, происходящих с территории самого Улуса Джучи или возникших после его распада государственных образований, и почти не используется в нарративных источниках (самые ранние из которых датируются началом XVI в.). Возможно, данный факт может быть объяснен малым числом дошедших до нас аутентичных источников золотоордынского происхождения. Более близким к истине, однако, нам представляется следующее объяснение. Две составные части Улуса Джучи: правое крыло (Белая Орда) и левое крыло (Синяя Орда) в период до прихода к власти хана Узбека (правил в 1312-1342 гг.), а может быть, и после того - до кратковременного объединения всех джучидских владений под властью Тохтамыша (1381-1395) - формально являлись самостоятельными единицами.

Есть основания наиболее ранним аутентичным наименованием Улуса Джучи считать тюркский этногеографический термин «Кипчак». Выяснить степень его официальности в ХШ-ХУ вв. в настоящее время затруднительно. Под влиянием мусульманской историко-географической традиции термин «Кипчак» в письменных источниках, происходящих с территории бывшего Улуса Джучи, по крайней мере к началу

XVI в. был заменен на термины «Дешг-и Кипчак» («Кипчакская степь») или просто «Дешт». Термин «Дешт-и Кипчак» прочно вошел в официальную титулатуру крымских ханов, после разгрома Большой Орды (1502 г.) являвшихся наиболее последовательными претендентами на золотоордынское наследие.

Первым джучидским аутентичным документом, в котором упоминаются владения золотоордынского монарха, является ярлык-послание Тохтамыша литовскому великому князю Ягайло от 1388 г. В этом документе Тохтамыш называет свои владения «Улуг Улус» («Великим Улусом»). Однако правомерность безоговорочной экстраполяции этого наименования на более ранние периоды истории Улуса Джучи весьма сомнительна в силу двух обстоятельств. Во-первых, как известно, Тохтамыш официально объединил под своей властью оба крыла Джучиева Улуса. Случаи вмешательства правителей правого крыла в дела левого крыла и даже прямого подчинения его своей власти

бывали и раньше, однако дело обычно ограничивались назначением на трон левого крыла марионеточного хана, т.е. сохранялась формальная независимость двух крыльев, чего не стало при Тохтамыше. Во-вторых, Тохтамыш проводил великодержавную политику, нацеленную на возрождение былого могущества Улуса Джучи, а в перспективе, возможно, и на возрождение Монгольской империи (Улуг Улус) под своей властью. Этим и могло быть продиктовано использование этого наименования в послании Тохтамыша: под «Великим Улусом» мог подразумеваться не только Джучиев Улус, но и вся Монгольская империя (или значительная ее часть). С XV в. термин «Улуг Улус» периодически использовался в жалованных актах и посланиях крымских правителей как обозначение подвластных им земель и народов. В ХУ1-ХУП вв. он используется в письмах крымских вельмож и принцев (но не ханских посланиях!), адресованных русским и польским государям для обозначения их владений. ^

Исконным татарским официальным названием Золотой Орды было «Улуг Орда». Показанная в нашей работе тесная связь и взаимозаменяемость терминов «улуг» (великий) и «алтын» (золотой) применительно к атрибутам власти свидетельствуют о синонимичности терминов «Улуг Орда» (Великая Орда) и «Алтын Орда» (Золотая Орда). Происхождение термина «Золотая Орда» в качестве обозначения Улуса Джучи, впервые встречающегося в русском источнике 1560-х гг. «Казанская история», безусловно связано с джучидской историкофольклорной традицией и имеет, по-видимому, более раннее происхождение.

Термин «Орда», в Монгольской империи и ее улусах первоначально имевший значение «ставка правителя; войско», в процессе развития золотоордынской государственности стал обозначать также владения правителя правого (Ак Орда) или левого (Кок Орда) крыла Улуса Джучи, либо это государство в целом (Улуг Орда).

Таким образом, в той или иной степени аутентичными обобщающими наименованиями Улуса Джучи в период его существования можно признать термины «Кипчак ~ Дешт-и Кипчак ~ Дешт», «Улуг Орда» и «Улуг Улус».

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Публикации в ведупцихрецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Мустакимов, И.А. Термин «Золотой Престол» в Поволжье по данным арабографичных источников / И.А. Мустакимов // Ученые записки Казанского государственного университета. - Т. 149. Серия «Гуманитарные науки». - Кн. 4. - 2007. - С. 143-148.

2. Мустакимов, И.А. Еще раз к вопросу о предках «Мамая-царя» / И.А. Мустакимов // Тюркологический сборник. 2007-2008. - М.: Восточная лит-ра, 2009. - С. 273-283.

3. Мустакимов, И.А. Сведения «Таварих-и гузида - Нусрат-наме» о владениях некоторых джучидов / И.А. Мустакимов // Тюркологический сборник. 2009-2010. - М.: Восточная лит-ра, 2011. - С. 228-248.

Статьи в других научных изданиях

4. Мустакимов, И. К вопросу о некоторых аспектах влияния персидской историографии на историко-публицистическую литературу татар Поволжья и Приуралья XVI-XVIII вв. / И. Мустакимов // Россия и Иран. Иранистика в Татарстане: Сборник статей. - М.: ПАЛЕЯ-Мишин, 2001.-С. 146-149.

5. Мустакимов, И. Об особенностях использования некоторых этно-географических и этнополитических наименований Джучиева Улуса в арабских источниках XIII-XVI вв. / И. Мустакимов // Великий Волжский путь. Материалы круглого стола «Великий Волжский путь» и международного научного семинара «Историко-культурное наследие Великого Волжского пути». Казань, 28-29 августа 2000 г. - Казань: Мастер-Лайн, 2001. - С. 263-279.

6. Мустакимов, И.А. К особенностям использования этнонима «тюрки» и этногеографического термина «Туркестан» относительно Джучиева Улуса в арабо-персидских источниках XIII-XVII вв. / И.А. Мустакимов // Старо-Татарская слобода - от прошлого к будущему. - Казань: Мастер-Лайн, 2001. - С. 182-186.

7. Мустакимов, И. Грамота великого хана Гуюка Папе Римскому Иннокентию IV (1246 г.) / И. Мустакимов // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2002. - № 3/4. - С. 28-31.

8. Местэкыймов, И. Гасырлар аша килеп житкэн чыганак / И. Местэкыймов // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2002. - № 3/4. - С. 32-36.

9. Местэкыймов, И. Сахиб-Гэрэй хан ярлыгы / И. Местэкыймов // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2003. - № 3/4. - С. 17-29.

10. Мустакимов, И. К политической биографии Улуг-Мухаммад-хана / И. Мустакимов, Р. Баязитова // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2005. -

№2.-С. 205-216.

11. Мустакимов, И. «Все тюрки и монголы были покорены его величием и мощью» (Чингиз-хан в некоторых тюркоязычных источниках) / И. Мустакимов // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2007. - № 1. - С. 19-26.

12. Мустакимов, И. Термин «Золотой Престол» в Поволжье по данным арабографичных источников (К вопросу о статусе г. Булгара на ордынском и постордынском пространстве) / И. Мустакимов // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2008. - № 1.-С. 142-157.

13. Мустакимов, И.А. Об одном списке «Дафтар-и Чингиз-наме» / И. А. Мустакимов // Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. - Вып. 1. - Казань: Институт истории АН РТ, 2009. -

С. 122-131.

14. Мустакимов, И.А. К вопросу об истории ногайского присутствия

в Казанском юрте / И.А. Мустакимов // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. - С. 185-189. ^

15. Мустакимов, И.А. Владения Шибана и Абу-л-Хайр-хана по данным «Таварих-и гузида - Нусрат-наме» / И.А. Мустакимов // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. — С. 214—232.

16. Мустакимов, И. Арабские и персидские источники о династийно-политических наименованиях Улуса Джучи и этнониме «татары» / А. Арсланова, И. Мустакимов // История татар с древнейших времен в семи томах. — Т. III: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII — середина XV в.

- Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. - С. 342349.

17. Мустакимов, И.А. Владения Шибана и Шибанидов в ХШ-ХУ вв. по данным некоторых арабографичных источников / И.А. Мустакимов // Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. - Вып. 2. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2010. — С. 21—32.

18. Мустакимов, И.А. Некоторые замечания к чтению и интерпретации ярлыка хана Ибрагима / И.А. Мустакимов // Актуальные проблемы истории и культуры татарского народа: Материалы к учебным курсам: в честь юбилея академика АН РТ М.А.Усманова / Сост. Д.А.Муста-

фина, М.С.Гатип; науч. ред. И.А.Гилязов. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010.-С. 155-180.

19. Мустакимов, И.А. К вопросу о семантике термина «Тогмак» в восточных источниках ХУ-ХУП вв. / И.А. Мустакимов // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 2. Материалы Всероссийской научной конференции «Исторический опыт этнокон-фессионального взаимодействия в Среднем Поволжье и Приуралье (XVI - начало XX вв.)» (Казань, 5-6 октября 2011 г.). - Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. - С. 283287.

Подписано в печать 30.01.2012. Формат 60x84 Тираж 130 экз. Уел. печ. л. 1,5

Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ г. Казань, Кремль, подъезд 5 Тел. (843) 292-95-68,292-18-09

 

Текст диссертации на тему "Государственное устройство, территориальный состав и этносоциальная структура Джучиева Улуса XIII - XVI вв."

61 12-7/353

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ им. Ш. МАРДЖАИИ АКАДЕМИИ НАУК РТ

Государственное устройство, территориальный состав и этносоциальная структура Джучиева Улуса

XIII - XVI вв.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук,

академик АН РТ М.А.Усманов

Научный консультант: доктор исторических наук, член-корр. АН РТ Р.Р.Салихов

Казань-2012

Оглавление

Введение...............................................................................3

Глава I. Классификация наименований Улуса Джучи в источниках § 1. Этногеографические, географические, этнополитические и

геополитические наименования.......................................................25

§ 2. Политические наименования................................................48

§ 3. Династийно-географические и династийно-политические

наименования..............................................................................61

§ 4. Сложносоставные наименования...........................................67

Глава II. Отражение особенностей государственного устройства, территориального состава и этносоциальных процессов, происходивших в Джучиевом Улусе, в его наименованиях

§ 1. Наименования, отражающие государственное устройство Улуса

Джучи.......................................................................................70

§ 2. Территориальный состав Улуса Джучи в его наименованиях.......82

§ 3. Отражение в наименованиях Улуса Джучи этнических

процессов................................................................................102

Глава III. Трансформация семантики терминов «улус», «орда» и «юрт» в Улусе Джучи в контексте происходивших в нем политических процессов.

§ 1. Происхождение и эволюция термина "улус"...........................128

§ 2. Особенности использования термина "орда" в источниках XIII -

XVIII вв....................................................................................142

§ 3. Особенности семантики термина «юрт»................................ 146

Заключение......................................................................... 148

Список использованных источников и литературы........................153

Список сокращений.............................................................. 173

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. История Джучиева Улуса - государства, сыгравшего огромную роль в истории многих народов Евразии, - в последние годы привлекает все большее внимание исследователей. Однако и прежние, и недавно увидевшие свет исследования по истории государства Джучидов, как правило, лишь мимоходом касаются истории, причин возникновения и эволюции его различных терминов-наименований, использовавшихся средневековыми авторами для обозначения империи Джучидов. Вследствие этого данная тема по сей день остается мало разработанной. Вместе с тем, выявление официальных и описательных наименований средневековых государств, в разное время использовавшихся в источниках различного типа и происхождения, позволяет глубже понять особенности происходивших в них социально-политических и этнических процессов, уточнить их историческую географию. Особенно это касается истории Джучиева Улуса, аутентичных источников по истории которого сохранилось крайне мало.

Кроме того, выяснение времени и причин возникновения и использования того или иного наименования государства Джучидов помогло бы решить целый ряд важных исторических задач: способствовать уточнению его границ и административно-территориального деления, проследить происходившие в нем этнические процессы, уточнить этническую, топонимическую и административную терминологию.

На основе вышесказанного можно выделить следующую исследовательскую проблему: отражение географических, этнических, политических и династийных реалий в наименованиях Улуса Джучи.

Обзор источников. Сведения по проблеме настоящего исследования в той или иной мере имеются в монгольских, тюркских, арабских, персидских, китайских, русских, армянских, западноевропейских и др. источниках.

Монгольские источники важны для выяснения юридических аспектов выделения основателем Йеке Монгол Улуса1 отдельного удела своему старшему сыну Джучи, а также начального периода существования Улуса Джучи. Наиболее ранним монгольским письменным памятником, имеющим значение первоисточника, является «Монггол-ун нигуча тобчийан» («Сокровенное сказание монголов»). По мнению большинства исследователей, «Сокровенное сказание» составлено в 1240 г. при дворе сына Чингиз-хана, великого хана Угедея. Нами использован доступный нам текст и перевод этого памятника, опубликованный С.А.Козиным . Сведения о начальном периоде истории Улуса Джучи содержат также монгольские исторические сочинения XVII в., во многом являвшиеся продолжением монгольской имперской историографии. В первую очередь здесь следует назвать сочинение ученого ламы Лубсан Данзана «Алтан Тобчи» («Золотое

л

сказание», сер. XVII в.) , близкое по содержанию к «Сокровенному сказанию», но донесшее до нас элементы и других историко-эпических произведений, бытовавших в Монгольской империи.

Несмотря на сравнительную немногочисленность, особого внимания исследователя истории Золотой Орды заслуживает комплекс тюркоязычных источников. Их ценность обусловлена прежде всего тем, что официальные акты, исторические и литературные сочинения в государстве Джучидов составлялись в основном на этом языке («золотоордынском тюрки»). К сожалению, на сегодня сохранилось и выявлено крайне мало источников, происходящих непосредственно из государства Джучидов. В основном они представлены ярлыками-посланиями и жалованными актами поздних правителей Джучиева Улуса. Джучидскую имперскую традицию в

1 Великий Монгольский улус - официальное наименование Монгольской империи в монгольских источниках.

2 Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol-un niiuca tobcijan. Юань чао би ши. Монгольский обыденный изборник. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

3 Лубсан Данзан. Алтан тобчи (Золотое сказание) / Перев. с монгол., введ., комментарий с приложениями Н.П.Шастиной. - М.: Наука, 1973.

значительной мере переняло Крымское ханство, после разгрома Большой Орды в 1502 г. претендовавшее на золотоордынское наследство. В этой связи ценную информацию о канцелярском делопроизводстве, в том числе особенностях именования государства Джучидов, содержат ярлыки и грамоты крымских ханов. Значительная часть памятников крымско-русской и крымско-польской переписки в XIX в. подготовлена X. Фаизхановым и издана академиком В.В.Вельяминовым-Зерновым4. Послания и грамоты ханов Большой Орды и первых крымских государей, адресованные османским правителям, впервые были опубликованы в 1940 г. А.Н.Куратом5.

В силу своей лапидарности, актовые источники дают мало информации о времени появления того или иного наименования, но при сопоставлении их данных с материалами других источников позволяют в определенной мере реконструировать эволюцию наименований Золотой Орды за период до XVI в. Большинство тюркоязычных нарративных источников в той своей части, где повествуется о начальной истории Монгольской империи и Улуса Джучи, в основном зависят от персидской (хулагуидской) исторической традиции, восходящей к трудам Джувейни и Рашид ад-Дина. В то же время в тюркоязычных источниках (особенно в оригинальной их части) встречаются сюжеты из раннеджучидской историко-легендарной традиции, в том числе и собственно тюркоязычные, аутентичные наименования Улуса Джучи и его отдельных регионов.

Собственно монголо-тюркская традиция, зафиксированная письменно, до нас почти не дошла, хотя из источников известно о носителях таковой при дворах монгольских правителей. Очевидно, хранителями монгольской историографии являлись носители уйгурской письменной традиции,

4 Материалы для истории Крымского ханства, извлеченные по распоряжению императорской Академии наук из Московского главного архива Министерства иностранных дел / изд. В.В. Вельяминова-Зернова.- СПб.: Тип. Имп. АН, 1864.

5 Kurat A.N. Topkapi Sarayi Muzesi Arsivindeki Altin Ordu, Kirim ve Turkistan Hanlarina ait yarlik ve bitikler. - Istanbul, 1940.

составлявшие штат придворных писцов - бахши. Как полагал В.В.Бартольд, «уйгурские писцы при чагатайских ханах стояли ближе к престолу, чем представители мусульманской культуры, и ведение хроники исторических событий всецело находилось в их руках»6. Вероятно, схожая ситуация была и в Улусе Джучи. Как показано М.А.Усмановым и В.П.Юдиным, отголоски раннеджучидской историко-легендарной традиции следует искать в позднейших исторических и историко-публицистических сочинениях, полностью или частично основанных на древних преданиях и недошедших до нас письменных источниках. Применительно к теме нашего исследования среди таковых следует упомянуть «Таварих-и гузида-и нусрат-наме» (Избранные истории из Книги побед) неизвестного автора (908-909/15021504 гг.) и «Чингиз-наме» («Книга о Чингизе») (другое название - «Тарих-и Дост-султан» (История Дост-султана)) (1550 г.) хивинского хрониста Утемиш-хаджи.

Главное произведение шибанидского круга источников - анонимная компилятивная история тюрко-монгольских племен «Таварих-и гузида-и нусрат-наме» («Избранные истории из Книги побед»), составленная по повелению Шейбани-хана (1451-1510), в оригинальной своей части содержит ценную информацию о бытовавших в среде жителей Восточного Дешт-и Кипчака представлениях о ранней истории Улуса Джучи. Нами использовано ташкентское факсимильное издание источника .

«Тарих-и Дост-султан» (или «Чингиз-наме») - произведение придворного историка хивинских ханов-шибанидов Утемиша-хаджи б. маулана Мухаммеда Дости (XVI век). Утемиш-хаджи пользовался устными

6 Бартольд В.В. Сочинения. - Т. 2, ч. 2. - М.: Наука, 1963,- С. 164.

7 Таварих-и гузида - Нусрат-наме / Исслед., критич. текст, аннот. огл. и табл. свод. огл. А.М.Акрамова. -Таш.: Фан, 1967.

преданиями и письменными источниками. Нами использовано издание, подготовленное В.П.Юдиным8.

Наиболее значительным из дошедших до нас произведений средневековой историографии тюрко-татарских государств Поволжья и Сибири является сочинение «Джами ат-таварих» (Сборник летописей) Кадыр-Али-бека б. Хошум-бека джалаира, составленное при дворе касимовского правителя Ураз-Мухаммед-хана в 1602 г. Нами использованы издание тюркского текста, осуществленное И.Н.Березиным9, и список хроники, датированный 1155/1734 г., хранящийся в библиотеке Казанского федерального университета10.

К династии шибанидов принадлежал хивинский хан и историк Абу-л-

Гази Бахадур б. Араб-Мухаммед (1603-1664). Известны два его крупных

сочинения - «Шаджара-и тюрки» (Родословная тюрок) и «Шаджара-и

таракима» (Родословная туркмен), написанные в 1659-1664 гг. «Шаджара-и

тюрки» состоит из трех частей, из которых интересующая нас вторая

посвящена истории монгольских завоеваний и краткому описанию правления

золотоордынских ханов до Бердибека включительно. В этой своей части

сочинение Абу-л-Гази в основном представляет собой пересказ Рашид ад-

Дина и других персидских историков. Нами использованы издания

11 10

тюркского текста 1825 г. и 1871 г. и русский перевод Г.Саблукова, изданный в 1854 и 1906 гг. «Шаджара-и таракима» написано, главным образом, на основании устных рассказов (эпоса «Огуз-наме», родословных,

8 Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсим., перев., транскр., примеч., исслед. В.П.Юдина; подгот. к изд. Ю.Г.Баранова; коммент. и указ. М.Х.Абусеитовой. - А.-А.: Гылым, 1992.

9 Библиотека восточных историков, издаваемая И. Березиным. - T. II. - Ч. 1 : Сборник летописей: Татарский текст с русским предисловием. - Казань: Типография Казан, ун-та, 1854. - 180 с.

10 ОРРК НБЛ КФУ, ед. хр. 40т.

11 Abulghasii Historia Mongolorum et Tartarorum. - Casani, 1825.

12 Aboul-Ghazi Behadour Khan. Histoire des Mogols et des Tatares. Publ. par P.Desmaisons. - T. I: Texte. - St.-Petersbourg: Imprimerie de l'Academie Imperiale des sciences, 1871.

преданий и т.п.). Нами использованы критический текст и перевод,

13

подготовленные А.Н.Кононовым .

В середине XVII в. османский хронист Абдуллах Челеби Ризван-паша-заде написал сочинение «Таварих-и Дешт-и Кипчак» (Летописи Дешт-и Кипчака), представляющее собой краткую хронику правления крымских ханов до 1637 г. В этом сочинении нашла отражение терминология, связанная с притязаниями Крымского ханства на золотоордынское наследие. «Таварих-и Дешт-и Кипчак» изучалось А.Зайончковским. Нами использована фотокопия списка 1192/1778 г., хранящегося в архиве музея дворца «Топкапы» в Стамбуле14.

Некоторые сведения о ранней истории Улуса Джучи содержатся в сочинении «Ас-саб' ас-саййар фи ахбар мулук татар» (Семь планет в известиях о татарских царях) крымско-османского автора первой половины XVIII в. (ум. 1756). Риза посвятил свой труд крымскому хану Менгли-Гирею II (1724-1730, 1737-1740) и, таким образом, стремился следовать официальной крымской традиции15.

Ценные сведения по истории Джучиева улуса из не дошедших до нас источников сообщаются в сочинении современника Сейида Мухаммеда Ризы — крымского сановника и хрониста Абд ал-Гаффара Кырыми «Умдат ал-ахбар ал-мутабар». Мы пользовались доступной нам сокращенной публикацией этого сочинения, подготовленной турецким историком Н.Асымом16.

13 Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

14 ТБМА, Ва^ 347.

15 Сейид Мухаммед Риза. Ассеб о-ссейяр или Семь планет, содержащий историю крымских ханов / Изд. М. А. Казем-бек. - Казань: Тип. Казан, ун-та, 1832.

16 Эль-Хаджж Абд ал-Гаффар Кырыми. Умдет ат-теварих. - Стамбул: Матба'а-и 'амире, 1343/1924-25.

Фрагменты золотоордынской историографической и эпической традиции сохранились в анонимном сборнике дастанов «Дафтар-и Чингиз-

17

наме», составление которого было завершено в конце XVII в.

Другим типом тюркоязычных источников, имеющих большое значение в силу недостатка аутентичных письменных текстов, являются материалы фольклора и этнографии, а также тюркоязычные литературные произведения Х1У-ХУШ вв. Среди фольклорных материалов по информативной ценности

первенство принадлежит эпосу «Идегей», созданному в среде ногаев в XV -

18

XVI вв. Нами использовано его татароязычное издание 1988 г.

Комплекс персидских (персоязычных) источников составляет одну из основных групп, количественно и качественно превосходящую все остальные. Персидские источники, содержащие сведения по истории Джучиева улуса, делятся на две группы. Более ранние, составленные в Западном Иране19, знают Золотую Орду прежде всего как врага, с которым постоянно идут бои на Кавказе. К ним относятся «Тарих-и джахангуша» Ата-Мелика Джувейни, «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина Фазлаллаха, «Тарих-и Вассаф» Шихаб ад-Дина Абдаллаха ибн Фазлаллаха Ширази, «Тарих-и гузиде» Хамдаллаха Казвини, «Тарих-и Шейх-Увейс» Абу Бакра ал-Ахари

(ХШ-Х1У вв.). Нами были использованы извлечения из указанных

20

источников, собранные и переведенные В.Г.Тизенгаузеном . Кроме того, мы пользовались первыми двумя томами русского перевода «Сборника

17 Ivanics М., Usmanov М.А. Das Buch der Dschingis-Legende (Daftar-i Cingiz-nama). - Szeged: Univ. of Szeged, 2002. - [Bd.] I. - 324 s.

18 Идегэй: Татар халык дастаны. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988.

19 Исключение составляет написанное в Дели сочинение Абу Омара Минхадж ад-Дина Османа ибн Сирадж ад-дина аль-Джузджани «Табакат-и Насири» (1259-1260) с яркой антимонгольской направленностью.

20 СМИЗО. - Т. 2: Извлечения из персидских сочинений. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

летописей» Рашид ад-Дина, содержащими сведения, не вошедшие в «Сборник материалов» В.Г.Тизенгаузена21.

Второй том канцелярского руководства для Мухаммеда б. Хиндушаха Нахчивани «Дастур ал-катиб фи тайин ал-маратиб» (XIV в.) не содержит сведений по истории улуса Джучи, однако приводимые в его труде многочисленные образцы ильханских указов по вопросам административных назначений с пояснениями функций некоторых должностных лиц содержат подробную информацию о государственном и административном устройстве державы Хулагуидов и позволяют экстраполировать некоторые данные на ситуацию в улусе Джучи22.

Более поздние персидские источники, связанные с Восточным Ираном и Средней Азией, следят за зависевшей от Ак-Орды (правого крыла улуса Джучи) Кок-Ордой (левым крылом улуса Джучи) с центром в Сыгнаке и Сауране на Сыр-Дарье, на территории современного Казахстана. Только через нее они видят то, что делается в Ак-Орде. Сюда относятся «Зафар-наме» Низам ад-Дина Шами, «Мунтахаб ат-таварих-и Муини» Муин ад-Дина Натанзи, «Зайл-и "Джами ат-таварих-и Рашиди"» Хафиз-и Абру, «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Али Йазди, «Матла' ас-саадейн» Абд ар-Раззака Самарканди, «Нусах-и джаханара» Кази Ахмеда Гаффари, «Тарих-и Хайдери» Хайдера Рази (XV-XVII вв.). При использовании названных

23

сочинений мы пользовались извлечениями в переводе В.Г.Тизенгаузена .

21 Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перев. с перс. Л.А.Хетагурова. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т. 1. - Кн. 1. - 221 е.; Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перев. с перс. Л.А.Хетагурова. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т. 1. - Кн. 2; Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перев. с перс. В.П.Верховского. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - Т. 2; Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - Т. З/Перев. с перс. А.А.Арендса. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

22 Мухаммед ибн Хиндушах Нахчивани. Дастур а�