автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Граффити как жанр естественной письменной русской речи

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Тюкаева, Надежда Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Граффити как жанр естественной письменной русской речи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Граффити как жанр естественной письменной русской речи"

На правах рукописи

ТЮКАЕВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

ГРАФФИТИ КАК ЖАНР ЕСТЕСТВЕННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ

Специальность 10.02.01 - русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Барнаул - 2005

в {£9

На правах рукописи

ТЮКАЕВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

ГРАФФИТИ КАК ЖАНР ЕСТЕСТВЕННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ

Специальность 10.02.01 - русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Барнаул - 2005

г ' «»а,.!!«,,,.

• С «»Л

• *« *Т *

Работа вы полнена на кафедре общего и русского языкознания ГОУ ВПО «Барнаульский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Наталья Борисовна Лебедева

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Елена Борисовна Трофимова

кандидат филологических наук, доцент

Татьяна Владимировна Чернышева

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Томский государственный университет»

Защита состоится « 15 » июня 2005 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.005.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библжлеке ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Автореферат разослан « $ » мая 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент /й,Н-В. Панченко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая работа посвящена широкому спектру проблем, связанных с изучением в лингвистике особого объекта - естественной письменной русской речи. В диссертации исследуется один из видов естественной письменной русской речи - студенческое граффити, рассмотренное в русле речевого жанроведения. Основы речевого жанроведения заложены в трудах М.М. Бахтина.

Работа вписана в контекст исследований, изучающих проблемы речевого жанроведения (11.Д. Арутюнова, Г'.И. Богин, А. Вежбицка, Ст. Гайда, В.Е. Гольдин, В.В. Дементьев, Е.А. Земская, Л.А. Капанадзе, В.И. Карасик, Е.В. Падучева, К.Ф. Седов, Т.В. Шмелева и др.).

Актуальность исследования определяется - нарастающим вниманием лингвистов к «изучению различных сторон «живой» коммуникации и коммуникантов» (Е.С. Кубрякова), в частности, описанию разговорной устной и письменной речи. Естественная письменная русская речь, под которой понимается «речевая деятельность (и ее результат - тексты) рядовых носителей языка, характеризуется письменной формой, спонтанностью и непрофессиональиостыо исполнения» (Н.Б. Лебедева). Вопрос об изучении разговорной речи давно поднимался русскими лингвистами (Бодуэн де Куртене, Л.И. Щерба, Б.А. Ларин), но исследование языка в данном направлении фокусировалось в основном на устной реализации речи-диалектология описывает региональные варианты общенародного языка сельского населения, коллоквиалистика - устную речь городского населения. Письменная же разновидность народной речи к настоящему времени недостаточно изучена, и еще этот вид речевой деятельности не всегда осознается как особый, специфический объект лингвистики.

Интерес исследователей в настоящее время связан с одной из разновидностей естественной письменной речи - граффити, определяемое в словарях следующим образом: «(итал. graffiti, мн. число от graffito, букв. -нацарапанный) посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п.». Граффити исследовались в основном в историческом плане, современные же виды этого жанра естественной письменной речи рассматриваются в основном с культурологических (А. Плуцер-Сарно; М.Л. Лурье; Н. Комарова; Р. Зеннет), социологических (A.C. Скороходова), психологических (Д. Димке, Е Боярских; A.C. Скороходова), -этнографических и фольклорных позиций. Актуальным является исследование их в собственно лингвистическом аспекте, о чем свидетельствует появление в последнее время разноаспектных описаний современных граффши (Г.А. Антипов; С.А. Высоцкий; A.A. Демин; Т.И. Доценко, С.С. Шляхова; Н.Б. Лебедева; Е.В. Макаренко; Н. Петрусёва, Е. Рыбинцева, А. Плуцер-Сарно; А.П. Попов; Сперанская, Н.И. Толстой; Б.Я. Шарифуллин, О.М. Шелепов; К.Э. Шумов и др.). Назрел вопрос о постановке жанроведческого подхода в изучении этого вида естественной письменной русской речи. В нашей работе исследуется

з

студенческое граффити как особый жанр естественной письменной русской речи.

Существенное значение имеет вопрос о способе описания и классификации жанров (Н.Д. Арутюнова; А. Вежбицка; В.В. Дементьев; П.Б. Лебедева; Т.В. Шмелева и др.). В реферируемой работе апробирована коммуникативно-семиотическая модель описания жанров речи, разработанная Н.Б. Лебедевой.

В настоящее время значимым при исследовании лингвистических объектов признается рассмотрение их в широком - антропоцентрическом, коммуникативном, культурологическом, семиотическом, социологическом и др. - научном контексте. Студенческое граффити как элемент народной культуры рассматривается во всех вышеперечисленных аспектах, а также в контексте повседневности как проявления игрового, карнавального начала.

Объектом настоящего исследования является студенческое граффити (иадписи в студенческих аудиториях на материальных объектах, не предназначенных для написания: парта, стена, стул) как разновидность естественной письменной русской речи.

Предметом исследования - жанровые характеристики студенческого граффити.

Цель настоящей диссертационной работы заключается в описании студенческого граффити как особого жанра естественной письменной русской речи, имеющего специфическую модель реченроизводс1ва, в качестве компонентов которой выступают характерные для этого жанра признаки.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

1) описать естественную письменную русскую речь как особый объект русистики;

2) выявить специфические экстралингвистические, лингвистические и жанровые особенности студенческого граффити. Описать студенческое граффити как явление культурно-семиотического пространства современного российского общества;

3) разработать модель описания жанров естественной письменной русской речи, опираясь на коммуникативно-семиотическую модель, и выявить иерархию признаков речевых жанров;

4) описать студенческое граффити в жанроведческом аспекте опираясь на коммуникативно-семиотическую модель, установить внутрижанровые и внежанровые компоненты, их корреляцию. Выявить доминантные (ядерные), организующие жанровую структуру, признаки студенческого граффити;

5) разработать методику сбора, паспортизации и первичного описания специфического материала (текстов естественной письменной русской речи и текстов студенческого граффити).

Научная новизна исследования состоит в том, что дано комплексное лингвистическое описание студенческою граффити как жанра ееIееIвенной письменной русской речи в единстве всех уровней его организации В работе осуществлена попытка целостного многоаспектного описания граффити

(лингвистический, культурологический, социологический, исторический, семиотический аспекты) как явления действительности. В научный оборот введен новый материал (студенческие граффити), разработана методика его сбора и первичного описания.

В диссертационном сочинении описана естественная письменная русская речь, как особый лингвистический объект в единстве типообразующих признаков, занимающий значительную культурную, социальную, лингвистическую нишу, сопровождающий и оформляющий определенные коммуникативные события.

В диссертации детализирована коммуникативно-семиотическая модель описания речевых жанров, в которой каждый из них представляет собой определенный инвариант жанра, включающий в себя систему упорядоченных признаков. В результате изучения жанровой организации студенческих граффити определены основные признаки объекта исследования, механизмы речевого взаимодействия в специфической социальной среде, которые детерминируют «выделенность», жанровую оформленность данного типа речевой деятельности.

Теоретическая значимость

Реферируемая работа вносит определенный вклад в развитие теории речевых жанров, методологию и методику их описания, лингвокультурологию, социолингвисшку, так как любая общая теория развивается на основе фактов, предоставляемых частными исследованиями. Разработанный метод описания жанра представляет интерес для лингвистики, способствуя формированию целостного представления о жанре как сложившейся речевой форме и его внутренних константах. При этом описывается системный характер функционирования жанров естественной письменной русской речи.

Диссертационное исследование позволяет судить о принципах организации естественной письменной русской речи в целом и жанра студенческого граффити, в частности, предоставляя материал для теоретических обобщений о соотношении ее (естественной письменной русской речи) с естественной устной и кодифицированной устной и письменной формами речи.

В исследовании введен в научный оборот новый махериал, позволяющий уточнить существующие классификации жанров и текстов (высказываний), что представляет интерес не только для русистики, но и для языкознания в целом. Собранный в ходе исследования материал позволит углубить знания о характере функционирования жанра «студенческое граффити», о семиотической природе молодежной речевой субкультуры как особою способа саморепрезентации молодежи в определенной, выработанной веками коммуникативной форме.

Значимость работы заключается в осмыслении с лингвистических, культурологических, социолингвистических позиций основных признаков студенческого граффити.

Работа также может оказаться полезной при решении теоретической проблемы связи языка и культуры, языка и социума, языка и идеологии.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов и положений в практике преподавания теории языка, теории речевых коммуникаций, стилистики, в спецкурсах и спецсеминарах но проблемам речевого взаимодействия. Представленная в диссерюции методика анализа типов речевой дея1сльносш по коммуникативно-семиотической модели может быть применена в дальнейших исследованиях жанров речи.

Разработанная методика сбора материала может быть использована для накопления различных текстов, имеющих «пебумажный» носитель информации (субстрат), например, реклама, объявления, названия чех о-либо, информация о чем-либо.

Избранные методы анализа языкового материала с речежанроведческих позиций предполагается использовать при жанроведческом анализе текстов.

Полученные данные могут учитываться при решении идеологических, психологических, педагогических задач, например, в воспитании молодежи.

Материалом исследования послужили записи и рисунки (фотографические снимки, копии), нанесенные студентами на материальные объекты академических аудиторий (парты, стены, спинки стульев и пр.). Надписи собраны в вузах Алтайского края: Барнаульском государственном педагогическом университете, Алтайском государственном университете, Алтайском техническом университете, Алтайском аграрном универешете, Бийском педагогическом государственном университете.

Общее количество перекопировапных парт 283, аудиторных стен -36, стульев - 52 (спинки стульев - 28, сиденья стульев - 24), аудиторных досок - 12. Материалом исследования послужили 3766 текстов, в качестве вербальных, паравербальных и креолизованных графо (под термином «графо» понимается одно высказывание в граффити, имеющее вербальную, паравербальную реализацию), не включая спонтанно-рефлекторные надписи (черта, кривая и др.).

В исследовании использовались материалы архива Лаборатории русской речи Барнаульского государственного педагогического университета

Основной методикой сбора материала является прием сплошной выборки текстов, созданных рядовыми носителями языка на различных артефактах студенческих аудиторий (столах, партах, стенах, стульях и досках). Для этого выработаны специальные приемы сбора, паспортизации и первичного описания ма1ериала (сбор материала осуществлялся в рамках полевой лингвистической практики студентами I курса в мае 2001-2004 годов).

Для сбора материалов естественной письменной русской речи был использован разработанный Лабораторией русской речи Барнаульского юснедуниверсшеш первичный список жанров, чю позволило определи 1ь для нашего исследования основной круг жанровых разновидностей

естественной письменной русской речи (в процессе сбора материала список жанров пополнялся и уточнялся).

Нами разработана методика сбора студенческого граффити с устновкой на максимально адекватное отображение надписей с парты, стсны, стула на бумажный носитель, первичное его описание и паспортизация.

Методы исследования. Основным методом исследования является описательный (наблюдение и анализ фактов). В качестве основы для меюдики определения сущностных признаков жанра была выбрана методика комплексного коммуникативно-типологического описания, разработанная в ходе индуктивного изучения эмпирических данных речевых жанров, выявленных из высказываний естественной письменной русской речи; методика интроспективно-индуктивного наблюдения (от наблюдения факторов высказывания к выявлению закономерностей) и прием лингвистического моделирования, для выявления жанровой специфики использован доминантно-детерминантный подход.

Положения, выносимые на защиту.

1. Жанры естественной письменной русской речи обладают специфическими особенностями, которые обусловливают выделение обозначенного типа речи и являются ее иптегративными признаками, такими как особый авшр, адресат, тип их взаимоотношений, социальный фактор и пр.

1. Студенческое граффити является особым речевым жанром, имеющим набор лингвистических и эксхралингвистических признаков и специфическое исполнение, бытующим в специфической социальной сфере -аудитории вуза, обладающим комплексом культурологических, социологических, идеологических, психологических характеристик.

3. Жанр «студенческое граффити» представляет собой пучок речежанровых признаков, которые выступают в качестве вариантов реализации инвариантных речежанровых признаков, таких как тип автора, тип адресата, тип субстрата, тип стиля.

4. Речевой жанр студенческое граффити имеет полевую структуру, где одни его признаки занимают ядерную (интегральный признак естественной письменной русской речи графико-пространственный параметр, тип субстрата, материального носителя знака, шп коммуникативно-целевого фациента, тип стиля), а другие - периферийную (тип адресата, типовой предмет речи, тип экспрессии, тип структуры, тип графико-пространственного параметра знака, тип пространственного знака, тип средства написания, тип пространства, тип «временною зазора», тип хода коммуникации) зоны.

5. Явления, имеющие схожие признаки с граффити, но отличающиеся с ним по одному и более доминантными признаками, являются смежными

Апробация работы.

Результаш исследования обсуждались на Международных конференциях: «Языковая ситуация в России начала XXI века» (Кемерово,

2002 г.); «Актуальные проблемы русистики» (Томск, 2002); «Славянская филология» (Барнаул, 2004); «Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты» (Бийск, 2004 г.); «Коммуникативистика в современном мире: человек в мире коммуникаций (Барнаул, 2005 г.); Всероссийских научных конференциях: «Филология XXI век» (Барнаул, 2004); «Естественная письменная речь: исследова1ельский и образовательный аспекты» (Барнаул, 2003); междисциплинарной школе молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука» (Томск, 2001 г); Межвузовских научно-практических конференциях «Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста» (Бийск, 2002 г.); студенческой научно-практической конференции, посвященной «Дню науки» (Барнаул, 2002, 2003 гг.)

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общего и русского языкознания Барнаульского государственного педагогического университета (октябрь 2003 г., сентябрь 2004 г.).

Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях общим объемом 4,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, восьми приложений и списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальносхь исследования, определяются объект и предмет исследования, отмечается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы, характеризуются методы сбора махериала и методика его анализа, общетеоретическая и методологическая основа диссертации, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, представлен понятийный аппарат исследования.

Первая глава «Естественная письменная речь в аспекте жанроведения принципы исследования» посвящена решению нескольких проблем В ней описываются основные современные тенденции изучения жанров речи, проблемы , касающиеся принципов классификации жанров, приведен анализ существующих моделей описания жанров речи и выполнено исследование естественной письменной речи в рамках коммуникативно-семиотической модели.

В настоящее время в гносеологическом модусе одним из наиболее распространенных и эффективных способов упорядочения, описания и классификации речевых жанров выступает моделирование (В.А. Салимовский). Существуют несколько моделей описания речевых жанров (Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицка, В В. Дементьев, К. Кожевникова и ДР-)-

В первой главе рассматривается получившая наибольшее распространение в научных кругах модель речевого жанра ТВ Шмелевой, которая развивает бахтинские идеи, связанные с пониманием жанра речи как

«особой модели высказывания» (М.М. Бахшн), существующей в «типовом проекте, каноне, схеме РЖ» (Т.В. Шмелева). В качестве основополагающего признака автор модели определяет целевой признак. На «анкету» речевого жанра ТВ. Шмелевой успешно опираются исследователи конкретных жанров (И.А. Кириллова, М.А. Кормилицина, Т.В. Тарасенко, Е.А. Яковлева и др.).

В реферируемой работе основным принципом описания жанров естественной письменной русской речи является коммуникативно-семиотическая модель, разработанная Н.Б. Лебедевой. Коммуникативно-семиотическая модель представляет расширенный вариант модели Т.В. Шмелевой. Структура коммуникативно-семиотической модели близка к фреймовой структуре, «она имеет цель учесть максимальное число субстанциональных участников и несубстанциональных компонентов, объединяемых в категорию «фациента», конституирующих естественную письменную русскую речь, и параметры (функциональные признаки) фациентов» (Н.Б. Лебедева). Коммуникативно-семиотическая модель конституирует следующие фациенты:

1) Автор (Кто?); 2) Цель - Коммуникативно-целевой фациент (Зачем?); 3) Адресат (Кому?); 4) Знак - Диктумно-модусное содержание (Что?); 5) Фациент «Ход коммуникации»; 6) Субстрат -Материальный носитель знака (На чем?); 7) Графико-просгранственный параметр Знака (Как?); 8) Среда коммуникации (Где?); 9) Коммуникативное время - время восприятия знака (Когда?); 10) Орудие и Средство (Чем?); И) Носитель субстрата (В чем? На чем?); 12) Фациент «Социальная оценка».

Преде швленная модель наиболее полно отражает все компоненты, участвующие в жанровой организации речи.

Далее в первой главе диссертационного исследования определяется основной методологический принцип выделения признаков естественной письменной русской речи - описание жанров по коммуникативно-семиотической модели с учетом системных оппозиций. В диссертации дополнена предложенная Н.Б. Лебедевой коммуникативно-семиотическая модель за счет вписывания ее в оппозицию субстанциональный / функциональный. В результате получен инвариант модели жанров естественной письменной русской речи, вычленяющий разноуровневые элементы жанров.

Среди функциональных признаков выявлены типовые, которые определяют собственно жанровые детерминанты, в совокупности представляющие инвариант жанра. Предложенная модель речевого жанра является транслятором смысла жанровой организации речи как некоторой формы, которую она (речь) принимает. Во второй главе данная методика применяется для описания конкретного жанра естественной письменной русской речи - студенческого граффити.

К субстанциональным признакам относятся те особенности речевой деятельности, которые являются субстанцией формы и содержания речевого жанра. К функциональным (несубстанциональным) компонентам относятся

языковые особенности жанра, которые составляют функциональные варианты высказываний жанра. Типовые признаки представляют собственно жанровые детерминанты, которые в совокупности определяют инвариант жанра. Рассмотрение коммуникативно-семиотической модели в оппозиции (субстанциональный / функциональный) позволяет структурировать ее (модель) и выстроить определенную таксономию параметров, обнаружив взаимообусловленное 1Ь выделенных параметров и подвести разнородную модель к логическому основанию.

Речевой жанр имеет полевую структуру. Ядерную зону жанра составляют доминантные признаки, которые в совокупности представляют его инвариант. Детерминантные признаки представляют периферийную зону речевого жанра. Противопоставление жанров по ряду признаков является основанием для типологии, которая представляет скорее рубрикацию или объединение речевых жанров по соотнесенности доминантных признаков одного жанра с доминантными признаками другого.

Принципом выделения естественной письменной русской речи является построение парадигмы по координатам: «устная/письменная» и «естественная/«искусственная» (искусная) речь. Н.Б. Лебедева построила парадигму, где выделяются 4 основных типа речи: естественная устная речь -ЕУР, естественная письменная речь - ЕПР, искусственная устная речь - ИУР, искусственная письменная речь - ИПР. Термин «речь» понимается предельно широко как процесс (производство речи: говорение, написание) и как речевая деятельность в целом. Таким образом, ЕПР «соседствует» с тремя смежными речевыми сферами: 1) устно-разговорной деятельностью - ЕУР; 2) «искусственной» (искусной) устной речью - ИУР, то есть профессиональной подготовленной речью; 3) искусствегаюй (искустной) письменной речью -ИПР, то есть профессионально подготовленной, письменно-литературной речевой деятельностью» (Н.Б. Лебедева).

Следующим шагом исследования в реферируемой работе является выявление интегративньгх и дифференциальных признаков и, соответственно, выделение естественной письменной русской речи как особого цел0С1Н0Ю объема, имеющего свою естественную среду функционирования, систему жанров, полевую структуру, структурные и функциональные особенности. Для этого представлено обоснование термина естественная письменная русская речь и проведен сопоставительный анализ ее с другими типами речи (ЕУРР, ИУРР, ИПРР). Следствием сопоставительного анализа является выявление особенностей объекта исследования: письменная форма, естественная среда бытования, неподготовленность, спонтагпюсть реализации. Также в результате анализа были выявлены и описаны смежные естественной письменной русской речи явления, установленные по параметрам: спонтанность и тип «социосферы».

В диссертации учитывается гетерогенность рассматриваемого явления и его тесная связь с экстралингвистическими компонентами анализа. В работе рассмотрены основные сферы, детерминирующие существование и формирование основных признаков естественной письменной русской речи

Результатом рассмотрения естественной письменной русской речи в эктсралингвастическом аспекте стало выявление в ней феномена повседневности, который формирует определенный массив культурных, витальных, социальных ценностей, как правило, противопоставленных обществом «элитарным» нормам.

Анализ жанров естественной письменной русской речи связан с выделением внежанровых, околожанровых и внутрижанровых компонентов высказывания, которое имеет своей целью обнаружение релевантных и нерелевантных компонентов для описания речевого жанра. К нежанровым (внежанровым, нерелевантным по отношению к жанру) признакам относятся индивидуальные характеристики: «идиостиль», «идиоцель», «идиоформа» и др. К околожанровым компонентам высказывания относятся типичные, частотные, неязыковые признаки жанра: конкретное содержание (предмет речи), конкретная цель (частотная). Внутрижанровые признаки представляют собой некий абстрактный образ, который заложен внутри жанра, если предположительно жанр написан нетипичным образом, он узнается по образу жанра.

Методологическим способом отделения типового жанрового признака от индивидуального явился принцип жанрового моделирования, то есть изменение определенных характеристик речевого жанра на противоположные.

Разработанная методика описания речевого жанра, позволяет выделить типы признаков, конституирующих естественную письменную русскую речь как особый тип речи (речь понимается предельно широко как процесс и результат - тексты). К типовым признакам жанра относятся следующие: тип автора, тендерный тип, тип возраста, социологический тип, психотип, стилистический тип, тип экспрессии, тип адресата, тематический тип, тип субстрата, пространственно-временной тип, тип цели. Ядерная зона (доминанта) естественной письменной русской речи определяется с учетом ее полевого устройства. Доминанта естественной письменной русской речи состоит из следующих компонентов: тип субстрата (наличие носителя информации, доступного рядовому носителю языка, используемый при неофициальном общении), тип цели (оставить, передать информацию о себе на расстоянии и во времени), тип стиля (неофициальный, непринужденный, естественный), тематический тип (повествование о частной жизни автора). Выделенные доминантные признаки детерминируют остальные: тип автора (рядовой носитель языка, выступающий в роли близкого человека, «своего»), тип адресата (идентичен типу автора - близкий, родной человек). Установленные ядерные и периферийные признаки естественной письменной русской речи позволяют противопоставить ее другим типам речи на эмическом уровне.

Письменно-речевое пространство современного русского языка имеет континуальный характер. Крайними точками этого пространства являются, с одной стороны, естественная устная русская речь, характеризуемая устной формой исполнения, максимальным уровнем спонтанности,

неподготовленности и неофициальное™, с другой «искусственная» письменная русская речь, отличающаяся письменной формой исполнения и максимальным уровнем подготовленности, официальности. На границах (по мере отдаления от ядерных признаков) между естественной и «искусственной» разновидностями письменной речи возникают письменно-речевые явления, обладающие «зарядом» неопределенности (смежные явления), совмещающие в себе признаки обеих названных форм письменной речи.

В работе к смежным явлениям, возникающим при взаимодействии естественной и «искусственной» разновидностями письменной речи, отнесены жанры, характеризуемые, с одной стороны, наличием признаков спонтанное га в текстах, предполагающих официальные отношения между коммуникантами и исключающих спонтанное речепроизводство, например, письмо в органы власти или СМИ, книга жалоб и предложений, заявление, с другой - наличием признаков «подготовленности» в естественных текстах, что противоречит жанровым особенностям последних, например, объяснительная записка, частные письма писателей, поздравления официальных органов

Описание и систематизация выявленных доминантных и детерминантных признаков естественной письменной русской речи позволяют сделать вывод о том, что естественная письменная русская речь - особая система, имеющая специфический набор единиц и специфические законы их функционирования. В пределах системы естественной письменной русской речи выстраиваются синтагматические и парадигматические отношения, что является в определенной степени верификацией фактов системного функционирования жанров естественной письменной русской речи.

Вторая глава «Жанровые особенности студенческого граффити» посвящена описанию студенческого граффити в рамках коммуникативно-семиотической модели.

Под термином «студенческое граффити» понимаются различные надписи, рисунки, знаки, наносимые различными средствами на ма1ериальные объекты вуза (стена, парта, стул, и пр.). Осмысление жанровой организации студенческого граффити на основе принципиального единства коммуникативной и некоммуникативной деятельности обусловило необходимость определения закономерных связей между коммуникативной сферой, речевым событием и студенческим граффити. Диалекшка способа коммуникации студенческого граффити складывается следующим образом: личный способ коммуникации репрезентируется в массы, сохраняя свою специфику, но как следствие перехода из личной сферы в неличную, формируются собственные признаки защиты информации (анонимность, игровой характер). Студенческое граффити как особый тип массовой коммуникации представляет сферу неподготовленного, спонтанного, неофициального общения Основными признаками граффити являются следующие: а) принципиальная ориентированность на скрипцию, ю есть письменный способ передачи и хранения информации (рукописность),

б) принципиальная открытость, общедоступность текста; в) принципиальное нарушение общепринятых норм коммуникативного, поведенческого характера; г) добровольность, произвольность создания текста; д) репрезентация личных переживаний, состояний.

Речежанровые детерминанты студенческого граффити обусловлены экстралингвистическими факторами: социальным, культурным, семиотическим, функциональным, историческим. Результатом рассмотрения студенческого граффити в перечисленных аспектах стало выявление набора экстралингвистических детерминант, обусловливающих жанровую специфику студенческого граффити, таких как субкультурная отнесенность, близость к смеховой карнавальной культуре, маргинальность, агрессивность, которая сопровождается эмоциональным состоянием гнева, ненависти, враждебности.

К основным функциям, выделяющим «студенческое граффити» из других жанров, в работе относятся следующие: фатическая (общение ради общения); витальная (создание «второго» мира, отвлеченного от повседневного быта): психологическая (поиск выхода из некомфортной ситуации); коммуникативная (стремление к альтернативным формам общения); мифологическая (обращение к альтернативному миру как способ достижения желаемого).

В диссертации установлено, что между коммуникативной сферой студенческого граффити, речевым событием и ею жанровым своеобразием существуют закономерные связи. Диалектика способа коммуникации в жанре «студенческое граффити» следующая: в результате перехода из характерной для граффити личной формы коммуникации в неличную (массовую) сферу бытия, вырабатываются определенные способы защиты информации (анонимность, игровой характер).

По разработанной методике анализа студенческого граффити выявлены речежанровые особенности граффити на субстанциональном (неязыковом), функциональном уровнях.

Например, субстанционально субстратом студенческого граффити является материальная поверхность в пространстве университета (парта, стена, спинка стула, окно, доска и пр.); на субстанциональном уровне уточняется механизм появления особого стиля жанра студенческого граффити: официальное коммуникативное событие (аудиторное занятие: лекция, практические занятия, лабораторные рабогы) студент переводит из среды массового общения в сферу личного (физического, психического, эмоционального) переживания и транслирует в массовую коммуникацию трансформированную собственным сознанием информацию, создавая тем самым новое коммуникативное событие, характеризуемое как виртуальное, в котором студенI выбирает свою роль, маску. Аналогичным способом в работе определены основные субстанциональные признаки студенческого граффити.

Функциональный анализ студенческого граффити позволил выявить варианты признаков жанра. Функциональные характериешки субстрата

студенческого граффити позволяют выявить особенности текста граффити, дифференцируемые его спецификой: 1) общедоступность, открытость субстрата обусловливает массовый характер коммуникации, автора, адресата речи; 2) расположение во «внутривузовском» пространстве дифференцирует определенную предметную (предмет речи) направленность; 3) общественный запрет нанесения на данные поверхности надписей выступает каузатором формирования негативной социальной оценки описываемого вида речевой деятельности и обусловливает определенное речевое поведение в рамках речевого жанра; 4) нестандартность субстрата как материала для написания чего-либо предгюла1ает определенные ортологические, орудийные, графико-пространственные параметры жанра; 5) общедоступность обусловливает форму, содержание высказывания, то есть на другом субстрате тс же предметы речи описываются несколько иначе (ср. предмет речи «любовь», «психологическое состояние» на субстратах типа листок бумаги (жанр письмо), альбомный лист (жанр «дембельский, девичий альбом»), тетрадь (девичий дневник)). Выделены образы автора по следующим параметрам: эмоционально-смысловая характеристика автора, степень креолизованности, стратегически-содержательная характеристика, тип отношений, характеристика образа автора по креативной направленное!и, пол автора (гендерный аспект). Среди установленных функциональных вариантов авторов студенческого [раффити определены основные их типы: по тендерному признаку - смешанный (гетерогенный характер); но возрастному параметру - молодой, по признаку социотип - нарушающий закон, отличный от всех: по психологическим особенностям - эпатажный демонстратор истероидного типа и др. Выделены образы адресата по следующим признакам: способ взаимодействия; вид контакта; количество коммуникантов; способ экспликации; тип отношений, тип статусных отношений, гендерые особенности; возрастные отличия; психо-социоло1 ические характеристики. В результате исследования функционирования стиля студенческого граффити определены наиболее типичные особенности жанра: «молодежный стиль», выделенный при характеристике некоторых жанров естественной письменной русской речи (например, девичий дневник, молодежное письмо, чат и др); «тезисное», «дискретное» изображение предмета речи; «о'дномоментность» речи; карнавальное начало. Наиболее распространенными предметами речи в студенческом граффити являются следующие: «автор» (35%), «любовь» (12%); «жизнь» (12%); «приветствия» (11%); «соперничество» (8%); «секс» (8%). Составленный словарь частотных слов позволяет наглядно проследить актуальность того или иного предмета речи в студенческом граффити. На функциональном уровне выделяются три группы формальных средств, влияющих на жанровую специфику студенческою 1раффити: 1) средства визуального выделения надписи (тнрифг, цве!, размер букв, рамки, черточки и пр.); 2) средства внутреннего структурирования высказывания (знаки препинания, пробелы); 3) креолизация т екста.

В работе выделены доминантные признаки жанра. Доминанта автора жанра «студенческое граффити» - молодой скриптор-нарушитель. Среди выделенных образов автора в работе в качестве типового признака выступает тип адресата - ровесник, массовый.

В диссертации типом стиля исследуемого жанра является молодежное, игровое речевое поведение; типом цели - игровое вступление в контакт в письменной форме во время занятия, путем нарушения общепринятых норм; типовым предметом речи - обо мне, в противовес официальному дискурсу; типом экспрессии - игровое (непрямое) веселое выражение протеста официальной части процесса обучения; типом структуры содержательной стороны — дискретное, «обрывочное», динамичное изображение предмета с диалогической доминантой; типом графико-пространст венного параметра знака - смешанный: кириллица - латиница; типом пространственного знака - «граффитема» (единица, нанесенная на обширную поверхность среди других (существующих, предполагаемых) единиц, характеризуемая открытостью общедоступностью, отделенностью от других элементов поверхности, содержательной, композиционной, функциональной цельностью, выполненная «в столбик» и предполагающая иконическую часть); типом средства написания - любое трудно стираемое средство, оказавшееся под рукой; типом субстрата - то, что не предназначено для подобного написания, в рамках вуза, потенциально заметное многим; типом пространства - изоморфное пространству адресата, фрагментарное, конкретное, понятное; типом «временного зазора» - «одновременность»; типом хода коммуникации - связь с процессом обучения и нарушение официальных норм коммуникативного поведения. Анализ лексических единиц (тематический, предметный уровни) и синтаксических конструкций (синтаксические особенности граффитемы) подтверждает выделенные типы признаков.

В работе использован метод лингвистического моделирования, который заключается в смене характеристик жанра на противоположные. Смена доминантных признаков влечет изменение жанра до неузнаваемости, модификация детерминантных признаков является фактором появления его (жанра) вариантов. В результате в диссертации выделена доминанта жанра: 1) интегральный признак естественной письменной русской речи - графико-пространственный параметр (спонтанно написанный); 2) дифференциальные признаки жанра в отличие от других жанров естественной письменной русской речи: а) тип субстрата, материального носителя знака (на том, что не предназначено для написания): б) тип коммуникативно-целевого фациента (фатическое общение); в) тип стиля (молодежно-игровой). Остальные признаки детерминированы доминантными. Ядро жанра составляют доминантные признаки, детерминантные занимают периферийное положение.

Таким образом, выделенные доминантные и детерминантные признаки, позволяют сделать вывод о том, что студенческое граффити является жанром Наличие признаков, свойственных жанрам естественной

письменной русской речи детерминирует, отнесенность студенческого граффити к этому типу речи.

В работе доказано, что выделенный корпус признаков студенческого граффити представляет не разрозненный набор компонентов, а упорядоченную систему, все элементы которой взаимосвязаны, проявляются на всех уровнях модели жанра.

Результатом исследования стало выделение смежных с граффити явлений (квазиграффити) относящихся к явлениям, коюрые имеют некоторые субстанциональные признаки, общие с жанровыми характеристиками «граффити», но отличающиеся доминантным набором признаков, например-продаю сотовый телефон, филологический факультет, туалет, объявление Интерпретация таких текстов требует дополнительных сведений, как правило, экстралингвистического характера.

Жанры, в которых обнаружены общие признаки со студенческим граффши, но отличающиеся доминантным набором признаков, выделены как смежные и условно названные «квазиграффити».

В заключении подводятся итоги настоящего исследования и определяются дальнейшие перспективы его развития.

Как показало исследование «студенческое граффити», являясь жанром естественной письменной русской речи, обладает набором специфических признаков, выделяющих данный жанр среди других. Жанр представляет собой полевое образование, имеющее ядерно-периферийную структуру: ядром поля являются доминантные признаки жанра, которые детерминируют его периферийные признаки.

Перспективы реферируемого исследования могут бьиь связаны с построением целостной концепции функционирования речевых жанров. Мы пытались доказать, что речевой жанр, организуя процесс коммуникации, формирует определенные типы языковых, точнее, речежанровых средств, которые в совокупности опознаются коммуникантами при речепроизводстве, восприятии речи и идентификации жанра. Типы речежанровых единиц формируются и функционируют практически так же, как и языковые. В результате функционирования речежанровых единиц за жанром оказываются закрепленными определенные типы автора, адресата, тендерных, возрасшых, социологических характеристик; типы цели, темы, коммуникативной ситуации и пр. Познание вышеперечисленных типов носителями языка аналогично языковым знакам.

Перспектива исследования речевых жанров в заданном направлении связана с построением структурной и функциональной модели речевых жанров и, возможно, уточнением модели языка во многих его проявлениях Такой подход требует построения целостной концепции системного функционирования речевых жанров, в которой, с одной стороны, учитывалось бы наличие в них разнородных планов, обладающих определенной внешней и внутренней формой, внешним и внутренним содержанием, с другой - намечались бы пути наблюдения за

складывающимися между этими планами противоречиями и взаимодействиями.

Перспективой реферируемой работы является и аспектуальное (семасиологическое и ономасиологическое) рассмотрение выделенных в результате исследования жанровых признаков Так, семасиологический аспект описания жанра предполагает ранжирование выделенных признаков в оппозиции «маркированный / немаркированный», «автор / адресат». Это необходимо обусловливает выстраивание модели жанра, в основании которой будут лежать представленные оппозиции. В число маркированных признаков жанра входят значимые элементы модели, отмеченные в жанровой структуре, немаркированными являются, соответственно, те, которые не отмечаются в числе признаков жанра. Оппозиция «автор / адреса!» позволяет наблюдать явления закрепленности за жанром выполнения определенных авторских интенций и интерпретаций адресата, ч Ономасиологический взгляд на жанровые признаки позволит определить

динамику возникновения, развития, исчезновения вариантов жанра в зависимости от интенций коммуникантов и способности жанра удовлетворить цели вступающих в коммуникацию. Такой подход предполагает наблюдение, во-первых, за смещением, переразложением доминантных и детерминантных признаков в полевой структуре жанра, во-вторых, за вариативностью интерпретации жанра адресатом, в-третьих, за способом отбора и построения функционального поля жанра коммуникантами под влиянием интенции, в-четвертых, за отношением / отсутствием отношения высказывания к тому или иному жанру (ответ на вопрос типа: граффити это или неграффити (например, запись на полях книги)?

Но теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Косых (Тюкаева) Н.И. Студенческое граффити как проявление народной смеховой культуры: элементы карнавализации // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста: материалы УТТ межвузовской научно-практической конференции (20-21 мая 2002 г.) Выпуск 7. Часть И: Лингвжпический аспект. - Бийск- НИЦ БГТГУ им. Шукшина, 2002. - С. 94 - 96.

2 Косых (Тюкаева) Н.И. Студенческое граффити как текст: проблема интегративности / Н.И. Косых (Тюкаева) / Текст: проблемы и методы исследования. Сборник научных ста1ей - Барнаул- Изд-во БГПУ, 2002.-С. 143-148.

3. Косых (Тюкаева) Н.И. «Партовое граффити» как разновидность коммуникации в молодежной субкультуре // Картина мира' модели, методы, концепты. Материалы всероссийской междисциплинарной школы молодых

ученых «Картина мира: язык, философия, наука» / Под общей редакцией З.И Рязановой. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 144 - 149.

4. Косых (Тюкаева) Н.И. Игровое начало в студенческом граффити // Вестник Барнаульского государс! венного педагогического университета. Серия гуманитарные науки №2. - Барнаул, 2002. - С. 28 - 35

5. Косых (Тюкаева) Н.И., Н.Б. Лебедева, Т.Н. Кулакова, М.В. Кузьмина Естественная русская речь как объект лингвистической практики (итоги второго года проведения) // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Серия гуманитарные науки №2. - Барнаул, 2002.-С. 35 -40.

6. Косых (Тюкаева) Н.И. Пунктуационные знаки в граффити // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Серия гуманитарные науки №3. - Барнаул, 2003. - С. 17-23.

7. Тюкаева Н.И., Н.Б. Лебедева Лаборатория русской речи филологического факультета // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Серия гуманитарные науки №4. - Барнаул, 2004.-С. 12-14.

8 Тюкаева Н.И. О методике определения доминантных признаков граффити как жанровой разновидности ЕПРР // Вестник Барнаульского государственного педагогического универсше-ia. Серия гуманитарные науки №4. - Барнаул, 2004. - С. 101 - 108.

9. Тюкаева Н.И. Некоторые аспекгы рассмотрения студенческих граффити // Бедственная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Час i ь II: Теория и практика современной письменной речи: Материалы конференции / Под ред. Н.Д. Голева. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. - С. 80 - 86.

10. Тюкаева Н.И. Специфика выделения жанрового своеобразия текста (на примере описания автора естественной письменной русской речи // Филология XXI век (теория и методика преподавания: Материалы Всероссийской конференции, посвященной 70-летию БППУ. 10-11 декабря, 2003г. / Под ред. Н.Б. Лебедевой, Е.А. Косых. - Барнаул: Из-во БГПУ, 2004. С. 113-117.

11. Тюкаева Н.И. Проблема выделения единиц жара студенческого граффити (на примере субстрата) // Славянская филология: история и современность: Материалы международной конференции / Под ред. Е.А. Косых. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 194 - 199.

12. Тюкаева Н.И. К вопросу о роли адресата в жанровой организации речи // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. Материалы второй международной научно-практической конференции. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М Шукшина, 2004. -С. 131-135.

Подписано в печать 12 05 2005 Печать офсежая Бумага офсетная Тираж 100 яи Заклз 2005\48 Отпечатано с орш шил макета заказчика

Отпечатано в ОТО БГПК, 656010, г Барнаул, 80йГв Дивизии 41, тел 336101

€1022 5

РНБ Русский фонд

2006-4 6169

J