автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Грузинские эпиграфические памятники в Абхазии (IX-XVII вв.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Грузинские эпиграфические памятники в Абхазии (IX-XVII вв.)"
РГБ ОЙ
, : л ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 2 2 УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. ДЖАВАХИШВИЛИ
на правах рукописи
Ахаладзе Лия Варламовна
ГРУЗИНСКИЕ ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В АБХАЗИИ (1Х-ХУП ВВ.)
.¡у
Специалность 07.00.02 Источниковедение и историография истории Грузии
АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Тбилиси 1998
Работа выполнена на кафедре истории Грузии Тбилисского государственного университета им. И.А. Джавахишвили
Научный руководитель -Эксперт -
Официальные оппоненты -
доктор исторических наук, проф. В.И. СИЛОГАВА доктор исторических наук, проф. В.Г. МАЧАРАДЗЕ
доктор исторических наук, проф. З.Н. АЛЕКСИДЗЕ доктор исторических наук, проф. Т.Н. БЕРАДЗЕ
Ведущая организация - Тбилисский государственный педагогический университет им. Сулхан-Саба Орбелиани
Защита состоится 1999 г. на заседании ди-
ссертационного совета Н.07.01.С>П Тбилисского государственного университета им. Ивенэ Джавахишвили (380028 Тбилиси, пр. И. Чавчавадзе №1, аудитория )
С диссертацией можно ознокомиться в Научной библиотеке Тбилисского государственного университета им. И.А. Джавахишвили
Автореферат разослан 1999 года
Ученый секретарь диссертационного
совета ^ ^О^О^ОЛ^проф. Н.З. ВАЧНАДЗЕ
со
ГРУЗИНСКИЕ ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В АБХАЗИИ 1Х-ХУП ВВ
Актуальность темы. С точки зрения историко-источниковедения актуальность изучения надписей Абхазии имеет несколько сторон. С одной стороны в грузинской историографии ведется интенсивное изучение эпиграфических памятников, как достоверных письменных источников, с другой стороны, на фоне сегоднящних текущих политических процессов, происходящих в северо-заладной Грузии, еще большую значимость приобретает изучение грузинских надписей, как исторических источников.
На основе хронологической и содержательной классификации, собранных вместе грузинских надписей Абхазии, стало возможным представить общую картину одной части грузинского эпиграфического (лапидарного и фрескового) фонда Абхазии.
В Абхазской историографии (и не только в Абхазской историографии) немало фальсификации о средневековой истории Абхазии. Большинство абхазских историков говорят о 1200 летней существовании Абхазской государственности, тогда, как грузинские эпиграфические данные этого края дают радикально отличающуюся картину. Мы не сочли нужным привести "труды" приверженцев сепаратистской идеологии, так, как анализ отдельных надписей и без этого сам по себе дает ответы на политическую историю, культурно-психологические и религиозные вопросы этого края.
Цель исследования. Целью данного диссертационного труда является изучение эпиграфических памятников (лапидарных и фресковых надписей) Абхазии, как исторических первоисточников и вопросов палеографии.
Надписи Абхазии опубликованы в трудах М. Броссе, П. Уварова, А. Кация, X. Бгажба, Т. Барнавели, Л. Шервашидзе, В. Силогава и др. На основании этих и некоторых других трудов, где опубликованы фотографии надписей, а также из других исторических источников в данном труде изучены грузинские эпиграфические памятники Абхазии. Труд прошел апробацию на кафедре истории Грузии в Тбилисском Государственном университете им. И.А. Джавахишвили (протокол 4, 28 октября
1998г.). Диссертация состоит из введения, историографии, двух частей и заключения. В труде имеются графические прориси надписей и таблицы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В введении дан краткий историографический обзор эпиграфического исследования, а затем рассмотрена историография вопроса.
Часть I. Надписи Абхазии, как исторический источник
Часть I состоит из четырех глав: Ведийские надписи, Надписи Самурзакано, Надписи Гудауты и ее окрестностей, Надписи Сухумских и Цебельдских регионов.
В первой главе - "Надписи Бедии" изучены пять надписей Ведийского монастыря. В древнейшей надписи Бедии зафиксирован старый грузинский чиновничий термин "галатозтухуцеси" (глава строителей), который предположительно С появился во второй половине X века в эпоху формирования ^ —Грузинской государственности. В надписях Бедии названы имена бедийских митрополитов. С помощью других исторических источников в труде высказано мнение об идентификации 20 (двадцати) бедийских архиепископов и митрополитов.
Привлекают внимание надписи царя Константина и царицы Мариха. В данной работе установлены их личности и строительно-ктиторская деятельность. Высказано мнение, что царица (деопал-деопалов) Марихи была супругой Одишского эристава Вамека I Дадиани, а эриставт эристави и мандатуртухуцеси (церемонмейстер при дворе) Георгий Дадиани является их сыном. Таким образом, они являются деятелиями рубежа ХГУ-ХУ вв.
По данным надписи Антона Бедиели изучены вопросы строительства Бедийских архиерейских палат и хронологии установления митрополитства в Ведийской епархии.
От исторического региона Самурзакано в работе представлены 15 надписей. Из них примечательна с источниковедческой точки зрения надписи Цкеликари, Члоу, Мокви, Гудава и Гумуриши.
В работе представлено новое прочтение Моквской надписи. В труде установлен хронологический ряд Моквских архиепископов. Исходя из илорских, цкеликарских, гудавских надписей правители края, местные феодалы и духовенство принадлежали к
грузинскому этническому миру. По данным надписи Озбега Дадиани из с. Члоу в середине XV века Абхазия и Сванетия входили во владения Одишского эристава, а Одишское эриставство было частью единного Грузинского государства.
Гудаута и ее окрестности выделяются большим количеством грузинских надписей. Около деревни Приморское Гудаутского р-на, на горе Мсигхуа обнаружены 48 единиц "антефиксов" с грузинскими надписями 1Х-Х вв. Для политической истории Абхазии обнаружение столь большого количества калиптерий с грузинскими надписями само собой говорит об этнической ситуации этого региона в средние века.
По данным Хуапской надписи и с привлечением других исторических источников в диссертации изучены вопросы титулятуры Абхазских царей. Термин "Царь абхазов" появился в титулятуре царей объединенной Грузии, а сами абхазские цари себя именовали только титулом "царь". Этот титул по отношению к царям Абхазии употребляет только историческая традиция Грузии, которая сформировалась, в основном, после объединения Грузии.
Важными являются надписи Анухви; в одной из них зафиксированы имена представителей двух поколений крупного феодального дома этого края в XI веке - Басили и его сыновья Георгий, Тевдоре, Деметре и Меркиле. Во время высечения надписи, предводителем этого дома являлся Георгий Басилисдзе, который воздвигнул крест на своей земле.
Надпись Лыхны о появлении кометы датирована в тексте 1066 годом, а при датировке остальных надписей учтено время выполнения фресковой живописи в храме (XIV в.).
Из Сухумского и Цебельдского регионов рассмотрены пять лапидарных надписей. По сообщению надписи Микаела в Цебелдском регионе одна из церквей была построена во имя св. Тевдоре. Надпись выполнена со стрелообразными конечностями букв. По этому палеографическому признаку, она датируется XI веком.
По палеографическим признакам надпись Луки Мартинева в данной работе датируется XIV веком. По этим же характеристикам фрагмент строительной надписи датируется XII-XIII вв.
При датировке надписи моста Беслети в диссертации подытожены две прежние датировки и высказано мнение, что надпись высечена в период между второй половиной X в. и 70-их годах XI в.
По данным надписей из Мсигхуа, Анухва, Самато в 1Х-Х веках в церквях Западной Грузии (Абхазии) богослужение происходило на грузинском языке. Большинство надписей Абхазии высечены на религиозных (христианских) памятниках. Этот факт указывает на то, что грузинский язык в Западной Грузии, в частности в Абхазии, с 1Х-Х вв. являлся языком письменности, государственного делопройзводства и церковного богослужения (С. Джанашиа, 3. Анчабадзе).
Часть 2. Палеографический анализ надписей Абхазии
Вторая часть труда состоит из двух глав. Изучены сокращения (титло) и вопросы пунктуации в эпиграфических памятниках, а также рассмотрена палеография грузинских надписей Абхазии. В эпиграфических памятниках Абхазии представлены все три ступени развития грузинской письменности: заглавная ("асомтаврули"), строчная ("нусха-хуцури") и гражданская ("мхедрули"). Примечательна особенность грузинской заглавной письменности. В частности, надписей Анухвского Георгия Басилисдзе, Гумуришского царицы Сагдухти и других характеризует конечно-стрелочная форма букв, что свойственно для грузинских эпиграфических памятников XI в. На основании сравнения аналогичных эпиграфических памятников из других регионов Грузии, в труде высказано мнение, что в XI веке в Грузии существовала каллиграфическая школа письма на камне.
В Абхазии имеются лапидарные памятники выполненные конечно-точечными буквами. Таким надписям принадлежат надписи Илорского Георгия Кочолвы, Моквского Григола Магдзнисдзе, Цебельдского Луки Мартинева, которые датируются в пределах Х1-ХГУ вв. Есть также конечно-точечные надписи
ХУ-ХУТ вв., но разница между ними очевидна: надписи Х1-Х1У
£
вв -Ссиметричные, а надписи ХУ-ХУ1 вв. - асиметричные.
В надписях Абхазии имеются памятники строчной и гражданской письменности. Среди них особенно важными являются образцы гражданского письма XI в. существование
которых указывает на то, что Абхазия среди грузинских провинции своевременно откликнулась на реформы, происходящиеся в грузинской письменности. В этих краях были сильные очаги грузинской культуры (Мокви, Бедия, Илори, Лыхны), которые указывают на то, что этот край, являлся не ареалом распространения грузинской культуры (как стараются представить некоторые абхазские исследователи), а сам был творцом и автором этой культуры.
Разнообразный спектр выявленных материалов и их источниковедческий анализ свидетельствует, что надписи Абхазии, которыми покрыта эта древняя земля Грузии, являются первостепенными источниками для изучения целого ряда узловых вопросов, касающихся истории Грузии. С точки зрения палеографии, указанные надписи являются частью единой, непрерывной линией развития грузинской письменности и показывают, что Абхазия также органично была включена в грузинской культурно-политической жизни, как Картли, Кахети, Одыши и другие исторические регионы Грузии.