автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Гуманистические мотивы в творчестве Льва Шестова

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Лашов, Владимир Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Гуманистические мотивы в творчестве Льва Шестова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лашов, Владимир Владимирович

Введение . .:.

Глава I. Вперед, к самому человеку.

§ 1. Гуманистический радикализм философии Льва Шестова

§ 2. Проблема трагического: мужество быть.

Глава II. По ту сторону догматики

§ 1 .Критика сциентизма.

§ 2. Религиозный гуманизм Льва Шестова.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Лашов, Владимир Владимирович

Актуальность исследования гуманистических начал философии Льва Шестова определяется их значимостью для современного мировоззрения, для уточнения и прояснения бытующих сегодня систем ценностей, которые подверглись серьезному переосмыслению, особенно после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда мир оказался на пороге нового исторического перелома, где противостояние сил мирового порядка и террора предопределило рождение новой эпохи. Сегодня на пути развития цивилизации встал терроризм, и осмыслением этой ситуации с точки зрения проблем гуманизма, которые выдвинулись на первое место в жизни современного нам общества, поиском принципов, ориентиров, которые могли бы стать фундаментом нового мировоззрения, используя опыт философии Льва Шестова, и посвящена данная работа.

Гуманизм в широком смысле, как взгляд на мир, ставящий в центр своего внимания и заботы ценности человеческого существования, возник тогда, когда главными героями истории перестали быть боги и духи. Произошло это в пятом-третьем столетии до нашей эры, в тот период, к которому Карл Ясперс относит появление «оси мирового времени». На этом этапе истории у человека впервые появились представления о присущих ему самостоятельных возможностях и границах его существования. С тех пор гуманизм проделал непростую эволюцию. Насчитывают столько видов гуманизма, сколько существовало и существует типов культур и цивилизаций. Говорят о гуманистических ценностях античной Греции, древнего Китая и древней Индии, европейского Возрождения и эпохи Просвещения и даже постпросвещения, понимая под ними гуманистические воззрения современного западного общества. Кроме того, различают гуманизм религиозный и светский.

Николай Бердяева называл гуманизмом «признание высшей ценности человека в жизни мира и его творческого признания»1. Если следовать этому определению, то гуманистические мотивы можно найти у очень и очень многих философов и ученых всех времен и народов. Например, можно легко показать, что Карл Маркс был гуманистом и точно так же нетрудно указать на пределы его гуманизма: ставя своей целью освобождение человека из-под власти капиталистических отношений, уродующих человеческое бытие, он, следуя гегелевскому пониманию свободы как осознанной необходимости, видел в воле человека всего лишь проявления исторических условий, сил и влияний, а потому подчинял ценности индивидуального существования идеалам некоего совершенного справедливого общества. В этом, гуманистическом, смысле философия Льва Исааковича Шестова оказывается полной противоположностью марксизму, а также всякому иному учению, которое ставит общественные ценности выше человеческой индивидуальности. Немного можно найти философов в истории мысли, которые бы так же последовательно, как Л. Шестов, придерживались протагоровского высказывания «человек есть мера всех вещей». В этом смысле, наверное, было бы слишком поверхностным считать, что философия Шестова лишь окрашена в гуманистические тона. Она является гуманистической по своему существу.

Именно последовательность в развитии и защите убеждения, что главной ценностью являются не социальные идеалы, а жизнь и свобода, свобода творчества конкретного человека, делает воззрения Шестова крайне актуальными и значимыми для современной эпохи.

Просвещение объявляло идеалом общество, построенное на прочных основаниях Разума, который способен озарить своим светом сознание людей,

1 Николай Бердяев. Пути гуманизма. // Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. № 3, 1997. С. 64. показать им путь счастливой и гармоничной жизни. Последующая, постпросветительская, философия показала, что человеческое сознание определяется условиями нашей жизни. Разными способами и в различных направлениях доказывалось, что жизнь (понимается ли под ней социально-экономический базис, народный дух или человеческая экзистенция, например, в хайдеггеров-ском смысле) первичнее разума, а поэтому главная задача заключается в том, чтобы освободить человека от условий, извращающих человеческое бытие. Однако, как показала история, «освободители», в коммунистическом или фашистском варианте, оказываясь у власти, устанавливали режимы, которые были еще более жестокими и оставляли еще меньше свободы, чем те, которые свергались под красивыми лозунгами.

Свергнув эти режимы, история в конце двадцатого века доказала, что всякая попытка установить обязательность или, тем более, господство каких-то общих ценностей, какими бы благими намерениями при этом ни руководствовались, и подчинить им волю и свободу людей, обречена на провал. Наиболее жизнеспособными оказались те общества, которые более всего учитывают интересы и волеизъявление людей, как конкретных, свободных и ответственных индивидов. Тем самым история подтвердила правоту философов, которые, подобно Шестову, утверждали, что человеческая индивидуальность есть главная ценность и сила этого мира.

Без преувеличения можно утверждать, что Лев Шестов является актуальным, востребованным философом нашего времени. Его мировоззренческий опыт необходим, чтобы помочь нам избежать ошибок прошлого и лучше понимать проблемы современной жизни.

Степень разработанности проблемы. О творчестве Шестова написано огромное количество книг и статей, как в России, так и за рубежом. Многие исследователи, так или иначе, указывали на понимание Шестовым человече ской свободы и индивидуальности, на его веру в безграничные возможности человека. Однако специальные работы, связанные с анализом гуманистического характера воззрений Шестова, стали появляться только в 90-е годы.

В 1992 году была защищена диссертация Н.К. Батовой «Гуманизм философии Льва Шестова», которая, на наш взгляд, стала лишь робкой попыткой изучить проблему. Значительная часть диссертации посвящена влиянию на формирование мировоззрения Шестова философских взглядов Плотина, а также Фридриха Ницше. Автор пишет, на наш взгляд, совершенно неоправданно, что «плотиновская трактовка добра и зла предопределила понимание Л. Шестовым свободы выбора, свободы воли»1, но при этом в диссертации практически не говорится о Достоевском, Шекспире, Ницше, Кьеркегоре, оказавших на Шестова неизмеримо большее влияние. Собственно философии Шестова посвящена одна треть диссертации, а именно раздел, озаглавленный «Вера как основа суверенной личности». Однако его темой стал не анализ шестовского гуманизма, а изложение основных философских взглядов мыслителя. Например, в нем не рассматривается вопрос о том, чем отличается философское понимание Шестовым веры от традиционно религиозного. Впоследствии основные тезисы диссертации были изложены Н.К. Батовой в книге «Вязь души моей»2.

Интерес к гуманистическим мотивам творчества Шестова проявился в последние годы. Прежде всего, это связано с развитием в России гуманистического движения, созданием в середине 90-х гг. Российского гуманистического общества, начавшего издавать журнала «Здравый смысл». Авторы, объединившиеся вокруг этого журнала, часто обращаются к идеям Шестова и используют их в своем творчестве. Со временем стали появляться самостоятельные работы, посвященные гуманистическим воззрениям мыслителя. В 1999 г. в журнале «Здравый смысл» была опубликована статья Ярослава Головина

1 Батова Н.К. Гуманизм философии JI. Шестова. Междунар. пед. ун-т в г. Магадане. Магадан, 1994. С. 56

2 Батова Н.К. Вязь души моей : (О философии Льва Шестова). - М.: КМК Scientific press, 2000. - 158 с.

Дерзновенная борьба за человека (О философской эволюции Льва Шесто-ва)»1, в которой обозначены некоторые гуманистические мотивы творчества философа: противостояние любым попыткам ограничить свободу; критика морализма, ставящего безличностные нормы и принципы выше человеческой личности; трагичность человеческого существования. Годом раньше, в 1998 г. в книге «Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека: Философия, психология и стиль мышления гуманизма» (Алетейя - Логос, СПб-М.) В.А. Кувакин показал значение творчества Шестова для обоснования современных гуманистических представлений о человеке и его творческой природе. В 2001 году на VII Российском симпозиуме историков русской философии А.А. Ку-дишина выступила с докладом «Метафизический скептицизм как методологи

•л ческая основа гуманизма Л. Шестова» . В нем показывается, что в основе скептицизма философа лежит радикальное понимание свободы человека.

Цели и задачи исследования. Основной целью работы было исследование особенностей гуманистических воззрений Льва Шестова, критическое изучение того, насколько он последователен в проведении и отстаивании идей самоценности человеческой личности.

Поставленная в диссертации цель потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать понимание Шестовым задач философии.

2. Исследовать особенности критики им моральных учений, исходящих из принципов автономной морали, провозглашающими определенные этические принципы и нормы высшими правилами достойного человеческого существования.

1 Головин Я. Дерзновенная борьба за человека (О философской эволюции Льва Шестова). // Здравый смысл. 1999. N 13. С. 62-75.

2 Кудишина А.А. Метафизический скептицизм как методологическая основа гуманизма JI. Шестова. // Русская философия: многообразие в единстве. Материалы УП Российского симпозиума историков русской философии (Москва, 14-17 ноября 2001 года). - М., 2001. - С. 121-123.

3. Выявить своеобразие экзистенциальной философии трагедии JI. Шес-това и показать ее гуманистическое значение.

4. Исследовать особенности скептицизма Шестова, критики им рационалистической традиции в философской мысли и сциентистского отношения к науке. "

5. Выяснить те черты религиозной философии Шестова, которые позволяют определить специфику его гуманизма как религиозно окрашенного.

6. Показать значимость его идей для современных гуманистических представлений о человеке и его месте в мире.

Теоретико-методологической основой диссертации стал критический текстологический анализ работ Шестова и историографии, посвященной его творчеству, а также сравнительный метод анализа наряду с использованием и других общенаучных принципов исследования.

В качестве базового понятия гуманизма была выдела идея суверенитета человека как высшей ценности, из которой нужно исходить как из приоритетной при оценке общественных теорий, социальной практики и межличностных отношениий. Эта идея была принята в качестве главного критерия содержательного анализа воззрений Шестова и критики им философских, моральных и религиозных учений. При этом проводится сравнение взглядов Шестова с воззрениями других философов, провозглашавших гуманистические идеи, а также с ведущими теоретиками современного гуманистического движения.

В диссертации нет отдельной главы, посвященной воздействию различных мыслителей на формирование взглядов Шестова. Это связано с тем, что в данной работе его философская позиция изучается не в целом, а только в некоторых - гуманистических - аспектах. Вместе с тем, Влияние, которое он испытал со стороны Достоевского, Ницше, Кьеркегора, Шекспира, а также своеобразие исторического контекста, в котором жил и работал Шестов, рассматриваются при анализе тех идей философа, которые имеют отношение, прежде всего, для понимания им глубинных установок гуманизма.

Научная новизна диссертационной работы.

1. Если в существующей отечественной и зарубежной историографии о гуманистических мотивах воззрений Шестова говорится поверхностно, в контексте изложения и анализа тех или иных философских тем его творчества, то в предлагаемом исследовании они впервые анализируются специально и систематически. При этом смысл рассмотрения заключался в наиболее полном и целостном анализе шестовских идей в их гуманистических аспектах.

2. Показано, что философия Шестова является последовательным гуманизмом. Ему удалось, одному из немногих в истории мысли, избежать соблазна формулировать гуманные по форме ценности в качестве всеобщих внеличо-стных начал и принципов, которые возвышались бы над бытием каждого отдельного человека и фактически подчиняли бы его себе.

3. Выявлено, что в основе критики Шестовым традиционных представлений о морали лежит глубокое понимание их противоречивости и ограниченности, осознание того, что человеческая личность неизмеримо ценнее и первичнее любой истины и моральных добродетелей.

4. Показывается социальное значение работ Шестова, поскольку в них раскрывается асоциальность и бесчеловечность всякого учения, провозглашающего социальные идеалы последней целью истории, разоблачается психология проповедничества, «вождизма» и «аристократизма».

5. Рассмотрено гуманистическое значение понимания Шестовым творческого начала как самого сокровенного, главного в человеке, опираясь на которое он только по-настоящему и может обрести свободу.

6. Установлено, что экзистенциальная философия трагедии Шестова представляет собой особый тип гуманизма, преимущество которого перед другими видами мировоззрений состоит в том, что он лишен наивности и идеализма, доказывая, что идеал абсолютного добра и счастья недостижим, а потому мы должны научиться жить в мире, где есть одиночество и страдание, не смиряясь с ними, но и не воспринимая их панически или как что-то недостойное и низменное.

7. Обосновывается положение о том, что в основе скептицизма и критики Шестовым научного разума лежит не иррационализм, как обычно об этом пишут, а понимание того, что никакая теория не дает абсолютного объяснения духовного мира человека и что она истинна лишь до определенных пределов.

8. Показывается, что религиозная вера, о которой пишет Шестов, носит гуманистический характер - в ней Бог изображается не как карающее и непреклонное начало, а как абсолютно творческое существо, являющееся гарантом человеческой свободы и творчества как знака достоинства личности и ее способности творить небывалое и невозможное. Анализируется критика мыслителем религиозных догматов, стремящихся к абсолютному подчинению людей своей власти .

9. Показывается значение идей Шестова для гуманистического движения, говорится о его влиянии на эволюцию, проделанную гуманистическим мировоззрением в последние десятилетия.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Взгляд на Шестова как на последовательного гуманиста позволяет глубже и точнее уяснить его идеи, понять ошибочность отношения к философу как «мистическому» мыслителю, прежде всего, богоискательством.

Идеи Шестова чрезвычайно важны для выработки современного мировоззрения, направленного на понимание уникальности каждого человека, на создание общества, избегающего дискриминации и насилия, основанного на принципах взаимоуважения, признания свободы личности. Они могут и должны быть использованы в создании нового мышления, мышления XXI века, стремящегося избежать ошибок прошлого, когда идея строительства "абсолютного", "справедливого" государства выращивалась на "костях" свободы духа , заботливо уложенных в могилу суверенитета личности. •

Результаты исследования могут быть использованы как в педагогическом процессе при чтении курсов лекций по философии, религиоведению и культурологии, так и при подготовке методических пособий и учебников по истории русской философии и истории гуманистического мировоззрения. '

Апробация и внедрение результатов исследования. Автор регулярно выступал на заседаниях Российского гуманистического общества с сообщениями по теме диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы.