автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Гуманистический принцип в организации окружающей среды
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Федорова, Татьяна Филипповна
В В Е Д Е Н И Е.3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГШ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ .14
§ I.Натуральный обмен в отношениях человека с природой в эпоху докапиталистических формаций.14
§ 2.Стихийно-преобразующие отношения общества с природой при капитализме.35
§ 3.Оптимизация общества с природой при социализме .57
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕЭД
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ.74
§ I.Утопические модели гармонии человека с природой.76
§ 2.Архитектурные проекты как эстетическая модель гуманистической организации окружающей среды . . 97
§ 3.0т сциентизма к "человеческим качествам" модели Римского клуба.II4-I
§ 4.Концепция ноосферы В.И.Вернадского и ее значение для современного развития экологического сознания.126
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Федорова, Татьяна Филипповна
Одной из глобальных проблем современности является оптимизация взаимодействия общества и природы. В решении ее можно выделить два подхода: естественно-научный и гуманитарный. Наибольшее развитие на современном этапе получает первый из них, так что гуманитарная традиция, имеющая солидную философскую и культурно-историческую основу, оказалась как бы в тени ее.
Необходимость разработки гуманитарного аспекта в исследовании взаимодействия общества и природы, особенно важно в настоящее время, когда напряженность в отношениях человека с природной средой чревата экологической катастрофой. Развитие производительных сил общества, прогресс в области науки и техники, резкое увеличение масштабов производства привели к углублению антропогенного влияния на естественные природные процессы, к качественным изменениям в биосфере.
Этот процесс, пушенный на самотек, угрожает разрушением естественной среды обитания человеческого общества, что может причинить непоправимый ущерб человечеству. В связи с этим в науке предпринимаются попытки прогнозировать перспективы развития человеческого общества с учетом экологического фактора. И у нас в стране, и за рубежом ведется активная разработка экономических и естественно-научных моделей организации отношений общества и природы, -естественно, с различных идеологических позиций. Выделение собственно гуманистической проблематики в такого рода исследованиях позволяет определить их историческую перспективу.
Избирая тему исследования, автор исходил из необходимости раскрыть диалектику естественно-научных и гуманитарных основ решения проблемы оптимизации процесса взаимодействия общества и природы, при том, что предметом данной научной работы явля-- ется собственно гуманитарный аспект проблемы.
Гуманизация отношения общества к природе в современных условиях связана непосредственным образом с насущными вопросами социального прогресса, с политическими и экономическими задачами, стоящими перед государствами с различным социальным устройством. Борьба за осуществление гуманистического принципа в преобразовании человеком окружающей среда является составной частью современной идеологической борьбы.
СССР, Коммунистическая партия Советского Союза тесно увязывают проблемы охраны и преобразования природной среды с борьбой за мир. В настоящее время, когда проблема войны и мира становится особенно острой, когда по вине Соединенных Штатов Америки осложняется международная обстановка: .и над человечеством нависла реальная угроза ддерной войны, разработка проблем гуманизма в отношениях к природе становится особенно актуальной. Деятельность империалистических государств по накапливанию ядерного вооружения в корне противоречит принципам гуманизма вообще и гуманистическому отношению к природе в частности. Не только применение, но и испытание ядерного, химического и бактериологического оружия приводит к заражению окружающей среды, к нарушению экологического равновесия и в конечном итоге вредит здоровью человека, угрожает самой его жизни.
В последнее время проблема оптимизации взаимодействия общества и природы стала в нашей стране предметом пристального интереса философов и специалистов ряда конкретных дисциплин. Значительно увеличилось число работ, посвященных анализу общих теоретико-методологических основ взаимодействия общества и природы. К ним относятся исследования Плетникова 1.К., Тугарино-ва В.П., Фролова'. П.Т., Федорова Е.К., Лось В.А., коллективный труд "Теория исторического процесса" и др.*. В этих трудах данная проблема рассматривается с позиций обшей теории общественной практики, с точки зрения развития социальной формы движения материи. В работах такого плана особо подчеркивается необходимость формирования принципиально нового уровня взаимодействия с природой на основании разумного "партнерства" с внешними природными силами.
Достаточно большое внимание в философской и специальной литературе уделяется подробному и всестороннему анализу современной экологической ситуации. Выделяются отдельные аспекты: естественно-научный, экономический, социально-политический, междур народный и т.д. Плетников Ю.К.'О природе социальной формы движения.М. ,1971.; Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек.Л., 1978.; Фролов И.Т. Перспективы человека.М.,1983.; Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс.М., 1977; Лось В.А. Человек и природа. Социально-философские аспекты экологических проблем.М. ,1978; Гирусов Э.В. Система "общество-природа"(проблемы социальной экологии).М.,1976; Марксистско-ленинская теория исторического процесса.М.,1983. Человек и мир человека. Киев, 1977; Социальные проблемы экологии и современность.М.,1978; Человек и природа.М.,1980; Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.М.,1982 и др. Хильми Г.Ф. Основы физики биосферы. ЛД966; Моисеев Н.Н. Человек, среда, обшество.М.,1982; Бартов В.Ф. Современный капитализм и природа. Экономические аспекты экологического кризиса. М.,1976; Экономические проблемы окружающей среды.М.,1979; Загладил В.В., Фролов Н.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты.М.,1981; Васильев B.C. Экология и международные отношения: проблемы окружающей среды в мировой политике и экономике.М., 1978; Анучин В.А. Географический фактор в развитии обшества.М., 1982 .
Особое значение для предпринятого нами исследования имеют работы, в которых осуществляется исторический подход к анализу развития отношений общества к природе на основании определения исторических этапов в развитии этих отношений. Это прежде всего работы общего типа, в которых рассматривается история развития взаимодействия общества и природы. К ним можно отнести монографии Лаптева И.Д., Григорьянца Т.Г., Межуева В.М., диссертационные работы Олейникова Ю.В., Гордиенко Л.Н., Стронцовой И.И., статьи Бромлей.: В.В. и Бромлей Н.Я., Новиковой Л.Н., Никитина А. и целый ряд других работ* . Большой интерес представляют также научные исследования отдельных периодов и аспектов взаимодействия общества и природы. Среди них можно выделить труды Блават-ского В.Д., Гуревича А.Я., Горизонтова Б.Б., Тасалова В.И.,Гла~ зычева ВЛ., ряд коллективных монографий и диссертационных ис Лаптев И.Д. Экологическая проблема.М.,1982; Григорьянц Т.Г. Природа и общество.МГУ., 1977; Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия.М., 1981; Межуев В.М. Культура и история,М., 1977; Олейников Ю.В. Методологические принципы анализа взаимодействия природы и общества. Дис. М.,1978; Гордиенко Л.Н. Культурно-историческая традиция в формировании эстетического чувства природы. Дис.М., 1979; Стронцова И.И. "Продукт дизайна как эстетический предмет". Автореферат дисс. на соиск.учен.степ.,канд.филос.наук.М., 1968. Бромлей Ю.В.,
Бромлей Н.Я. Культура и природа. Вестник АН СССР.1980. № 10;
Никитин А. Восхождение к человеку. Новый мир. 1980, № 4-5;
Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе.
Вопр.философии. 1982, № Ю. следований*.
В последнее время в наш научный оборот введены работы зарубежных авторов, с различных позиций анализирующих процесс взаимодействия общества и природы. Интерес представляют и сао ми работы и их критический анализ . Работам зарубежных авторов свойственно моделирование перспектив развития отношений общества к природе на основании естественно-научного знания, однако,в последнее время все яснее становится ограниченность такого подхода и возникают попытки компенсировать его за счет абстрактно-гуманистического подхода.
Отмечая большую научную значимость указанных трудов, следует подчеркнуть, что проблемы гуманизации отношений общества к
Блаватский В.Д. Природа и античное общество.М.,1976; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.М. ,1972; Горизонтов Б .Б. Капитализм и экологический кризис.М., 1982; Гайденко П.П. Эволюция понятия науки.М.,1980; Халипов В.Ф. Марксизм-ленинизм о мировой цивилизации и решающей роли социализма в ее защите. Автореферат дисс.на соиск.учен.степ.докт.философ.наук.М.,1972; Блинов А.Г. Противоречие между обществом и природой и особенности его разрешения в условиях социализма.Дисс.на соиск.учен.степ.канд.филос. наук.М.,1977; Тасалов В.И. Прометей или Орфей.М., 1967; Глазычев В.Л. Организация архитектурного проектирования.М., Стройиздат, 1977;
Дорст К. До того, как умрет природа.М.,1968; Дювиньо и Танг М. Биосфера и место в ней человека.М.,1968; Коммонер Б.Замыкающийся круг.Л. ,1974; Сен-Марк Ф.Социализация природы.М.,1977; Ги Биола. Марксизм и окружающая среда.М. ,1975; Дуглас 4.0. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия.М., 1975; Печчеи.Человеческие качества.М.,1980; Форрестер Дк.Мировая динамика.М.,1978; Лейбин В.И. "Модели мира" и образ человека.М.,1982; Наумова Н.Ф. Проблема человека в системе моделирования глобального развития в сб.трудов ВНИИСИ, вып.б.М.,1979; Гвишиани.Методологические проблемы меделирования глобального развития.Вопр.филос.1978,№ 2; Павельев А.А. Социальный оптимизм и экологический пессимизм. М. ,1974. природе не нашли в них специального освещения, да исследователи и не ставили перед собой такой задачи. В качестве исключения можно назвать главу "Гуманизм и проблемы взаимоотношения человека с природной средой" в книге Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. История и современность. М.,1975 г. В то же время гуманистический аспект взаимодействия общества и природы имеет серьезную культурно-историческую традицию в нашей стране (труды Ковалевского М.М., Федорова Н.Ф., Циолковского К.Э., Вернадского В.И., Тимирязева К.А., Пришвина М.М. и др.) и за рубежом .
Указанные обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы выделить и проанализировать гуманистический компонент в отношениях общества к природе, раскрыть его объективное, конкретно-историческое основание, а также его отражение в различных типах общественного самосознания и духовно-практической деятельности. При этом автором была учтена актуальность проблемы в связи со сложившейся экологической ситуацией и вытекающими отсюда практическими и теоретическими задачами по организации нового типа гармоничных гуманных отношений общества к природе на основе сочетания принципов экологической целостности, включающей антропогенные факторы и социальные установки.
Задачи исследования:
- определить основные исторические этапы развития взаимодействия общества с природой и вскрыть их объективное основание;
- выделить собственно гуманистический аспект этих отношений, показать, на основании чего формируется гуманистическое отношение к среде в каждый определенный период развития общества;
- проанализировать развитие идей формирования гуманной гармоничной среды жизнедеятельности человека в истории человеческой мысли, представленной в утопических, эстетических и научных моделях организации искусстванной среды;
- раскрыть формирующее воздействие общественного сознания, представленного различными типами моделей общество-природа, на при-рода-преобразуюшую деятельность общества и его отношение к природе.
Идейно-теоретической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС и Советского правительства, законодательные акты советского государства, в которых сформулированы основополагающие принципы отношения социалистического общества к природе, определены перспективные направления охраны природы как естественной сферы жизнедеятельности человека.
Определяющим основную линию данной диссертационной работы является принцип единства логического и исторического подхода к анализу явлений, в частности к анализу отношения общества к природе. Отправным моментом исследования послужило в частности высказанное К.Марксом положение о том, что ".До тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга"*.
Историко-материалистический подход позволяет выделить три основных исторических типа взаимодействия общества с природой и в борьбе объективно-противоречивых тенденций вьщелить гуманистическую тенденцию его развития.
Гуманистический аспект предоета исследования потребовал наряду с общефилософским подходом, опирающимся преимущественно на естественно-«аучное знание, обращения к гуманитарным дис
I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.3,с.16. циплинам (история, культурология, эстетика, теория архитектуры) и принятым в них методам исследования. В этой связи особый интерес представляет рассмотрение становления и развития самой идеи гуманизации взаимодействия общества и природы, нашедшей свое воплощение в идеальных моделях организации общества в тесном единстве с внешним природным миром. В истории культуры можно проследить определенную преемственность в создании таких моделей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Принцип гуманизма в отношении человека к окружающей среде имеет двусторонний и противоречивый характер. С одной стороны, гуманизм проявляется в постоянной заботе человека о сохранении природной среды как "ойкумены" человечества, как естественной среды его обитания. С другой стороны, отношение человека к природе имеет активно-преобразующий целесообразный характер. В процессе развития общество включает в сферу своей жизнедеятельности все больше и больше природных объектов, тем самым по-новому организуя и перестраивая естественные природные связи.
2. В условиях докапиталистического развития возникает целый ряд естественных природных ограничений в отношениях человека с внешним миром, не позволяющих реализоваться подлинному гуманизму. Капитализм снимает природные ограничения ценой отчуждения природы от человека, тем самым разрушая принципиальную возможность достижения гармонии в отношениях с естественной природой в условиях капиталистического общества. Социалистическое природопользование, опирающееся на общественную собственность на землю и другие природные объекты, создает объективные предпосылки для формирования нового уровня в отношении общества к природе на основе принципов гуманизма. И только при коммунизме будут созданы все условия для организации подлинно гуманных отношений на основе сознательного "партнерства" с природными силами, под контролем организованного человечества.
3. Несмотря на социально-историческую ограниченность отношения общества к природе, передовые умы человечества всегда исходили из идеи их гармоничного единства, создавая проекты и программы ее реализации. Однако их идеи и проекты неизбежно отражали социально-историческую ограниченность объективной ситуации, попытка мысленного преодоления которой придавала им утопический характер. Вместе с тем, движение экогуманитарной мысли способствовало не только развитию самосознания в отношении общества к природе, но и выработке научно обоснованных гуманистических принципов природопреобразуюшей деятельности общества.
4. Гуманистические принципы в организации окружающей среды человека, на наш взгляд, должны отвечать двум основным требованиям. Прежде всего так называемая "вторая природа", создаваемая обществом в процессе природообразуюшей деятельности, должна стать естественным источником всестороннего развития человека. Она с необходимостью должна органично включать в себя действия всех благотворных для человека природных факторов. Она должна стимулировать действие этих факторов, а ни в коем случае не подавлять их благотворное воздействие на человека. Только при этом условии искусственная рукотворная среда жизнедеятельности человека будет способствовать общественному процессу в целом.
И второе, пожалуй, определяющее требование: гуманистический принцип предполагает такую организацию природопреобразуюшей деятельности общества, где результат этой деятельности будет наиболее адекватно соответствовать поставленной обществом задаче. То есть отрицательные, незапланированные последствия должны сводиться к минимуму.
- 12
Коммунистическое общество призвано решить проблему формирования принципиально нового типа отношений с природой, в котором органично соединились бы оба момента, характеризующих гуманистическое отношение общества к природе.
5. Создание "рабочей модели" гуманистического отношения общества к природе в настоящее время требует объединенных усилий ученых естественных изуманитарных наук. Объединение естественнонаучного знания с исследованиями в области экономики, социально-политических и гуманитарных наук позволит вывести экологию за пределы сугубо специальных естественных наук и обогатит ее принципами гуманитарных дисциплин. На основании такого всестороннего анализа принципов взаимодействия общества и природы возможно создание новой теории гуманизации этого процесса.
Научная новизна работы заключается: во-первых, в определении сущности собственно гуманистического принципа в организации окружающей среды человеком, которое дается на основе конкретно-исторического анализа объективного процесса природопреобразующей деятельности человека и сознательной гуманизации обществом своих связей с природным миром; во-вторых, в диссертации проводится четкое разграничение трех основных исторических типов взаимодействия общества с природой на докапиталистический, капиталистический и коммунистический, вьщеляются для каждого из этих типов объективные предпосылки и возможность реализации гуманистического принципа, а также его ограничения; в-третьих, в данной работе впервые проводится сравнительный анализ различных направлений в моделировании гармоничной среды жизнедеятельности общества, позволяющий определить оптимальную систему ценностных ори-ентаций в отношениях общества к природе.
Практическая значимость исследования. Материал диссертации может быть использован при чтении курса лекций по историческому материализму в теме "Природа и общество" и в спецкурсах в природоведческих вузах и на естественных факультетах университетов. В частности материалы и основные положения диссертации были использованы в цикле лекций на данную тему в Московском гидромелиоративном институте.
Практический интерес диссертация может представить и для системы экологического воспитания трудящихся, особенно молодежи, о необходимости которого все настойчивее говорит научная общественность.
Практическое значение работы связано и с задачами идеологической борьбы. Обоснование социальной обусловленности гуманистического разрешения противоречий между обществом и природой может послужить одним из важных аргументов для критики широко пропагандируемых западными учеными перспектив развития общества.
- 14
Заключение научной работыдиссертация на тему "Гуманистический принцип в организации окружающей среды"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманистический принцип является необходимым моментом в исторической деятельности человека по организации окружающей среды. В процессе исторического развития эта деятельность претерпевает определенные изменения, связанные с развитием общественного производства.
Гуманистический принцип по-разному реализуется и раскрывается в разные исторические периоды.
Выделяя три основных исторических периода в истории общества (докапиталистические формации, капитализм и коммунистическую общественно-экономическую формацию), мы определяем три исторически объективных типа взаимодействия общества и природы. Выявление внутреннего механизма становления определенных типов взаимодействия с природой, возникновения отчуждения природы от человека и перспективы его преодоления, позволяет, как нам кажется, глубже понять сущность гуманистического принципа организации среды человеком, выявить закономерности формирования нового типа взаимодействия' общества и природы на уровне ноосферы в условиях коммунистического общества.
Первый исторический тип взаимодействия общества и природы свойственен докапиталистическим формациям и связан с натуральной формой ведения хозяйства. Осуществляется он до тех пор пока земля остается основным средством производства, а земледелие -основной сферой общественного производства. В этот период все приспособления, технические средства труда ориентированы на мускульную энергию человека и домашних животных. Жизнедеятельность человека в этот период разворачивается в рамках общины. Наличие общины как формы социальной общности -, по-своему, это тоже природоопределенный фактор. Человек еще не оформился в индивид , в социально определенную личность. Он живет в общине, развиваясь вместе с ней и за счет нее. Развитие человека ограничено этими природными факторами. В этих условиях осуществляется натуральная, естественная сраженность человека с природой как со средством производства, так и как средством жизни.
Природные факторы в этот период непосредственно определяют развитие человека. Подчиняясь, приспосабливаясь к действию природных ограничений, человек одновременно приобщает природу к самому себе, присваивает ее непосредственно как свое органическое тело, очеловечивает ее, гуманизируя свое собственное бытие за счет освоения и преобразования природного мира.
Действие гуманистического принципа в этот период проявляется в том, что являясь основой, центральной фигурой в общественном производстве, человек утверждает свою значимость, и единственный путь, по которому происходит утверждение социальности человека, это преобразование природного мира соответственно общественным потребностям. И осуществляется оно в условиях органического неразрывного единства с природой. В этот период общество не противопоставляет себя природе, а наоборот присваивает ее, очеловечивает.
G возникновением товарной формы производства натуральная естественная сращенность человека с природой нарушается. Природа теряет значимость как средство утверждения и развития социальности в человеке. Оставаясь универсальным средством жизни, природа при капитализме становится прежде всего товаром. Природа становится предметом и средством эксплуатации.
Капитал, помещенный между человеком и природой, как таковой подрывает естественно сложившиеся связи, порождая на смену им новую форму связи, основанную на отчуждении.
При капитализме отчужденный труд обусловливает отчуждение природы от человека, как его собственного, так и внешнего природного мира.
Гуманистический принцип в организации окружающей среды осуществляется и в условиях капиталистической формации. Однако действие его носит частный характер. Природные факторы по-прежнему являются средством развития и совершенствования человече-кого общества, но при капитализме эта связь сложно опосредуется общественным производством.
Расширение масштабов освоения природных богатств в результате великих географических открытий 15-17 веков послужили мощным толчком в процессе всестороннего присвоения человеком природы. Но капитализм порождает страшное противоречие. С одной стороны человек стремится к глобальному переделу окружающей природы в соответствии со своими потребностями, присваивая эту природу как органическую часть своего бытия. Одновременно осуществляя хищническую эксплуатацию природы,капитализм порождает необратимые процессы вызывающие разрушение природы в самом широком смысле, вплоть до природной сущности самого человека. Современное капиталистическое общество стоит перед угрозой экологического кризиса.
Наличие частной собственности на природные богатства, эксплуатация природы, порождаемая отчуждением ее от человека - все это непреодолимые препятствия на пути разрушения глобального противоречия. Таким образом социальные противоречия в условиях капитализма пронизывают всю сферу взаимодействия общества с природой .
Только разрушение социально-экономических противоречий, порождаемых капитализмом, создаст объективные предпосылки для разрушения экологической проблемы. Новый исторический тип взаимодействия общества и природы предполагает в качестве необходимого условия - коренное изменение в общественном устройстве. В условиях коммунистической общественно-экономической формации объективно складываются предпосылки возникновения нового типа взаимодействия с природной средой на основании реализацщи гуманистического принципа.
Первые Ленинские декреты уже снимают объективные преграды, тормозившие развитие процесса гуманизации природной сферы (уничтожение всех форм частной собственности на земле и другие природные богатства, снятие отчуждения природы от производителя, путем передачи всех природных объектов во владение государства рабочих и крестьян и т.д.
При социализме осуществляется несколько принципов, показывающих принципиальное влияние на всестороннее раскрытие гуманистического подхода к организации единой системы "общество-природа".
Основным и определяющим является принцип планирования народного хозяйства, процесс преобразования природной сферы, использования естественных ресурсов лишается стихийности и приобретает определенную упорядоченность. То есть этот процесс сознательно регулируется и управляется обществом, согласно его интересам. При социализме также планирование приобретает крупномасштабные размеры.
Природообразующая деятельность человека в условиях социализма подчинена не индивидуальным потребностям и интересам, а потребностям общества в целом, что предполагает наличие системы общественного и государственного контроля за осуществлением такого рода деятельности.
При социализме возрастает роль нормативного фактора в формировании нового типа взаимосвязи с природой. Ответственность каждого человека за свою и коллективную природообразующую деятельность подкрепляется не только системой воспитательных мер, но прежде всего объективно порождается в процессе снятия отчуждения, связанного с коренными изменениями в системе общественного труда. Свободный, творческий труд на благо общества пробуждает у людей заинтересованность в наиболее благоприятном изменении универсального предмета труда, каковым является природа. При социализме органично соединяются деятельность общества по преобразованию природы с системой природоохранных мер. Это две неразрывно связанных стороны единого процесса по созданию системы "общество-природа" .
Уже в условиях социализма начинает осуществляться взаимодействие общества и природы по принципу сознательно организованного "партнерства".
Природа перестает быть силой, противоположной обществу. Общество, по-прежнему используя все возможные природные ресурсы, вовлекая все больше и больше природных объектов в сферу общественного производства, вместе с тем стремится развить, стимулировать природные восстановительные процессы, усовершенствовать естественные связи и т.д.
Такие сознательно планируемые, регулируемые и контролируемые обществом связи с природой являются шагом по пути создания целостной системы 11 обществ о-природа".
Однако при социализме возникают сложные, противоречивые ситуации в процессе организации взаимодействия общественных сил с природой. Это вызвано целым рядом объективных и субъективных факторов (недостаточно высокий уровень развития производительных сил; исторические причины - война, разруха, голод; невозможность решения глобальной экологической проблемы в рамках одного или нескольких государств; недостаток квалифицированных кадров; в сознании людей по-прежнему присутствует уверенность в неисчерпаемости природных богатств, что порождает беспечность в отношении к природе и т.д.).
Тем не менее именно социализм создает необходимые предпосылки для реализации гуманистического принципа в организации внешней среды, которые будут полностью воплощены в жизнь на более высоком уровне развития общества в условиях коммунизма.
В общественном сознании постоянно присутствует мысль о необходимости формирования гармоничной идеальной взаимосвязи с природой. Такой связи, которая сделала бы природу подлинным источником всестороннего развития общественных сил и человеческой личности. Эти идеи получают свое закрепление в определенных исторических моделях организации среды жизнедеятельности. В данной работе рассмотрены модели по трем направлениям: утопии, эстетические модели и теория ноосферы. Несмотря на такой широкий круг охвата, все эти модели объединяет твердое убеждение авторов в органичном единении человека с внешним природным миром. Основополагающим является утверждение глобальности такого единения и ощущение искусственности, противоречивости в традиццинном "огораживании" от природной среды.
Утопические модели "Города Солнца" Кампанеллы, "Збщден "Торо, доклады Римскому клубу - все это попытки положительного решения вопроса о возможности гуманизировать окружающую среду.
Все эти теоретические построения, несмотря на их различие дают яркую критику капиталистического типа взаимодействия с природой, доказывая, что в рамках капиталистической общественно-экономической формации создание гармоничной единой системы "обществО-природа" невозможно.
Кампанелла первый, кто связывал перспективы развития общества человека с проблемой организации общества на основании разумного, научно обоснованного единения с природой. Он призывал организовать общественное устройство согласно естественному природному порядку. Кампанелла стремился решить социальные проблемы с помощью известных природе методов и приемов. У Торо основной идеей является совершенно противоположная: не перестраивать общество по аналогии с природой, а уйти от общества в мир живой природы. Именно в постепенном проникновении в природный мир, в медленном срастании с природой видел Торо осуществление подлинной гармонии.
Доклады Римскому клубу не так откровенно утопичны как перечисленные выше. Однако .несмотря на стремление создать научно обоснованные логичные модели перспектив человека, теоретики Римского клуба сознательно обходят противоречия, порожденные противоборством двух социально-экономических систем, поэтому их выводы, научные выкладки, огромный фактический и статистический материал, служит одной цели - абсолютизации сложившегося капиталистического типа взаимодействия общества и природы.
В конечном итоге, абстрактность и внеисторичность общегуманистических выводов о перспективах развития человечества свод-дят их до уровня утопий.
Утопия как определенный способ раскрытия идеализированных моделей организации гармоничных взаимосвязей между обществом и природой имеет большую социальную значимость. Здесь в неприкрытой форме фиксируется определенный общественный идеал общественных отношений, наряду с точным обоснованием тех сторон взаимодействия, от которых обществу необходимо избавиться.
Архитектура всегда играла большую роль в жизни общества, прежде всего потому что архитектура является средством сознательной организации среды жизнедеятельности человека. Особенно интересным с этой точки зрения для данной работы представляются проекты городов-садов и прежде всего проект. "Лучезарного города" М.Корбюзье.Исходной посылкой в теории организации городской среды М.Корбюзье служил принцип непрерывного единства человека и природы, зелень, воздух и солнце - три природных компонента необходимых человеку в его среде. Поэтому архитектор, излишне преувеличивая революционизирующее влияние принципов городской заат-ройки, искренне верил, чфо новый город, в котором органично соединятся все новейшие достижения технической цивилизации с естественным природным ландшафтом, явится прообразом гармоничного общества. В этом М.Корбюзье в чем-то перекликается с Кампанеллой. Однако М.Карбюзье в процессе своей теоретической и практической деятельности прекрасно доказал, что решение социальных задач тесно увязывается с проблемой поисков новых принципов организации жизненного пространства.
С иных позиций к решению проблемы взашссвязи общества и природы подходит и великий ученый-гуманист В.И.Вернадский. Он не ставил своей задачей поиск конкретных форм и методов организации взаимодействия человека с природой.
Поднявшись над прикладными задачами, он обосновал и сформулировал теоретический базис нового подхода к решению проблемы гуманизации взаимодействия общества и природы. Зафиксировав те количественные изменения во взаимосвязи человека и природы, происшедшие в результате промышленной революции, Вернадский гениально предвидел новый качественный скачок, которая привнесла в эту взаимосвязь научно-техническая революция.
В настоящее время как никогда актуальна его идея о том, что ноосфера представляет собой принципиально новый этап в развитии всего живого . Создание ноосферы связано с формированием коммунистического общества, основывается на высоком научном и техническом потенциале, и не может рассматриваться в отрыве от задачи формирования человека нового типа.
Исходя из сказанного еще раз следует подчеркнуть, что, гуманистический принцип является неотъемлемой частью природо-преобразующей деятельности человека на протяжении всей его истории. Однако, подлинная его реализация возможна только в условиях коммунистического общества как результат полного разрешения противоречия между природой и обществом.
Список научной литературыФедорова, Татьяна Филипповна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Труды основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд. ,т.1 ,с^219-368.
3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. *Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд. ,т.З,с.1-4.
4. Маркс К. Нищета Философии.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд., т.4,с.65-185.
5. Маркс К. Наемный труд и капитал.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч. 2-е изд.,т.6,с.428-459.
6. Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера "Учебник политической экономии".-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.19.
7. Маркс К. Критика Готской программы.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч .2-е изд. ,т. 19 ,с .9-32.
8. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич.-Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.2-е изд.,т.19,с.400-421.
9. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.23,с.5-9.
10. Маркс К. Капитал.Т.I-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд. т.23,с.1-784, т.25,с.1-И.
11. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844г.Д1аркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.42.
12. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.-Маркс К» и Энгельс Ф.Соч., 2-е изд.,т.46,ч.1.
13. Маркс К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.47.
14. Энгельс Ф. Положение в Англии. Восемнадцатый век.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд. ,т.1 ,с.598-617.
15. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.2,с.231-517.
16. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.7,с.343-437.
17. Энгельс Ф. Дэбавление к предисловию 1870г. "К крестьянской войне в Германии".-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.18,с.494-500.
18. Энгельс Ф. Карл Маркс.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.19, с.I05-115.
19. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.^г.20, с.1-338.
20. Энгельс Ф. Диалектика поиподы.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд. ,т .20 ,с .339-626.
21. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. -Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.21, с.23-178.
22. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. ^Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.21 ,с.269-317.
23. Энгельс Ф. К истории первобытной семьи.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.2-е изд. ,т.22,с.214-225.
24. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.22,с.465-492.
25. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч .2-е изд. ,т .3 ,с .7-544.
26. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.-Маркс К. и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.4,с.419-459.
27. Маркс К. и Энгельс Ф. Наемный труд и капитал.-Маркс К, и Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.6,с.428-459.
28. Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках.- Полн. собр.соч.,т.1,с.67-122.
29. Ленин В.И. Развитие капитализма в России.41олн.собр.соч. ,т.З, с.1-609.
30. Ленин В.И. Задача пролетариата в нашей революции.Полн.собр. соч.,т.31,с.149-186.
31. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.-Лолн.собр.соч.,т.18, с. 525
32. Ленин В.И. Философские тетради.-Полн.собр.соч.,т.29,с.782.
33. Ленин В.И. Вопрос о земле и борьба за свободу.19 мая (I июня) 1906г.-Полн.собр.соч.,т.13,с.122-125.
34. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию 6-12 мая 1919 года. Речь об обмане народа/ лозунгами свободы и равенства 19 мая.-Лолн.собр.соч., т.38,с.333-372.
35. Ленин В.И. Заседание коммунистической фракции ВЦСПС II апреля 1921 года. Доклад о концессиях.-Лолн.собр.соч., т.43,с.165-183.
36. Ленин В.И. Заседание I съезда сельскохозяйственных рабочих Петроградской губернии. 13 марта 1919 г.-Лолн. собр.соч.,т.38,с.2Й-30.
37. П. Решения КПСС и Советского государства
38. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС.-М.: Политиздат,1978.-144 с.
39. КПСС.Съезд, 24-й. Материалы ХХ1У съезда КПСС.М.: Политиздат, 1971г.- 320 с.
40. КПСС. Съезд, 25-й. Материалы ХХУ съезда КПСС.М.: Политиздат,1976.-256 с.
41. КПСС.Съезд, 26-й. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.М.: Политиздат, 1981.-^223 с.
42. КПСС. ЦК Пленум. 1982. Ноябрь.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. Jf.: Политиздат,1982г.- 30 с.
43. КПСС. ЦК Пленум. 1983.Июнь.
44. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г.:Стеногр. отчет.44.: Политиздат,1983. 222 с.
45. КПСС. ПК Пленум.1983.Декабрь.
46. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26-27 декабря 1983г.41.: Политиздат,1983. 31 с.
47. КПСС.ЦК.Пленум.1984г. Февраль.
48. Материалы КПСС,13 февраля 1984г.-М.: Политиздат,1984г. 32 с. КПСС .ЦК .Пленум.1984г .Апрель.
49. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984г.-М.: Политиздат, 1984. 31 с.
50. О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве. Постановление Центрального Комитета КПСС: Сборник документов:- 2-е изд.доп. -М.: Политиздат,1983. 389-399с.
51. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик .Постановление Центрального Комитета КПСС. 19 февраля 1982г. Об идеологической работе КПСС: Сборник документов.-2-е изд.,доп. 41.: Политиздат, 1983. 360-375 с.
52. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на; внеочередной, седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977г.-М.: Политиздат,1977. 62 с.
53. Об охране окружающей среды. Сборник документов партии и правительства.I9I7-I98I.Изд.второе , дополн.М.: Политиздат,1981.-284 с,
54. Декреты Советской власти.т.14Л.,1957.1. Т.2.-М,,1959.
55. Дело всей партии. Материалы Всесоюзного Совещания идеологических работников. Москва, 16-17 октбяря 1979г.-М.: Политиздат,1980.-319 с.
56. Ш. Труды видных деятелей партии и Советского государства
57. Черненко К.У. Избранные речи и статьи.-2-е изд.,доп.-М.: Политиздат ,1984.-670 с.
58. Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984г.-М.: Политиздат,1984.-30 с
59. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи.-2 изд.М.: Политиздат,1983.-320 с.
60. К.В.Русаков. Обострение идеологической борьбы на мировойарене и политическое воспитание трудящихся: Докл. на Всесогозн.науч.-практ.конф.12 окт.1982г.-М.: Политиздат,1982.-47 с.1У. Книги
61. Аалто Алвар. Архитектура и гуманизм.-М.: Прогресс, 1978.-221 с.
62. Абалкин Н.А. Оружие гуманизма.-М.: Сов.писатель,1970.-191 с.
63. Абдылдаев Т.А. Характер взаимоотношения общества и природы вусловиях научно-технической революции.-Фрунзе: Йектеп,1976.-136 с.
64. Ананичев К.В. Проблемы окружающей среды, энергии и природныхес^рсов^ Международный аспект.4Л.: Прогресс,
65. Антология мировой философии.т.1,ч.П.М.: Мысль,1969,-с.581-936.
66. Анучин В.А. Основы природопользования: Теоретическийаспект.-М.:Мысль,1978.-294 с.
67. Анучин В.А. Географический фактор в развитии обшества.-М.:1. Мысль,1982.-334 с.
68. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды.-М.:Мысль.1984-318с.
69. Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы:
70. Критика современных буржуазных концепций.-М.Статистика ,1978.-319 с.
71. Арефьева Г.С. Социальная активность.-^.: Политиздат.1974.-230 с.
72. Архитектура Запад .Кн.П. 43.: Стройиздат.1975.^-197 с.
73. Бартов Современный капитализм и природа.Экономическиеаспекты экологического кризиса.41.:Мысль.1976.222 с.
74. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. (Методол.аспекты проблемы).М.: Политиздат.1977.-143 с.
75. Барякин В.Н. В.И.Вернадский о сущности неосферы:и методологические аспекты ее современного развития как самоорганизующейся экологической системы.-Препринт. Пушино: Б.И. Д982.-13 с.
76. Батенин С.С. Человек в его истории.-Л.: Изд-во Ленингр.ун-та,1976.-295 с.
77. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стильмышления.-М.: Наука,1978.-199 с.
78. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
79. Средневековья и Ренессанса.41.: Художественная литература,1965.-527 с.
80. Бернал Д.Д. Возникновение жизни.М.Мир.1969.-991 с.
81. Бернал Д.Д. Наука и общество.М., Изд.Иностр.лит. ,1953*300 с.
82. Бестужев-Лада И.В. Кризис буржуазных концепций будущего человека.41.; Знание,1979.-63 с.
83. Бизэ А. Историческое развитие чувства природы.-СПБ,191.-96 с.
84. Биола Ги. Марксизм и окружающая среда.- М.: Прогресс ,1975.
85. Биосфера.Под ред.Гилерова М.С.4Л.: Мир,1973.- 183 с.
86. Биосфера и человек: Материалы I Всесоюзн.симпозиума."Человеки биосфера".(24-28 сентября 1973г.Москва).М.: Наука,1975.-335 с.
87. Блаватский В.Д.Природа и античное общество.44.: Наука,1976.-79 с.
88. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм.Этические учения Х1У-ХУ вв.
89. Учебное пособие.М.: Высшая школа.1977.-254 с.
90. Вронский Н., Резников А., Яковлев В. Вернадский В.И. Ростов.-ун-та,1963.-104 с.
91. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.-М.:Мысль,1978.-216 с.
92. Будущее. Реальные проблемы и буржуазные спекуляции.София.Изд.
93. Болг.акап.наук.,1979. -251 с.
94. Бунзен М.Ф. Рескин, его жизнь и деятельность.-СпБ.,В.В.Битнер,1904.-62 с.
95. Быстрова А.К. Экология и капиталистический город.-М.: Наука,1980.-174 с.
96. Бэнем Р. Взглдп на современную архитектуру.Эпоха мастаров.-М.: Стройиздат,1980.-172 с.
97. Васильев B.C. Экология и международные отношения: проблемаокружающей среда в мировой политике и экономике.
98. Вергилий М.П. Буколики-Георгики-Знеида.-М.: Худож.лит-ра.,71»""447 с •
99. Вернадский В.И. Биосфера.Избр.труды по биогеохимии.М.:Мысль,1967.-376 с.
100. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки.1922-1932.М.-Л.: Изд-во.
101. Акад.наук СССР.,1940.-249 с.
102. Вернадский В.И.Избранные труды по истории науки.-М.: Наука,1981.-359 с.
103. Вернадский В.И. Избранные сочинения,т.I-У.,М.: Наука,1954.-1960.
104. Веонадский В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения.М.: Наука,1965.-^274 с.
105. Вернадский В.И. Размышления натуралиста.Кн.2.Научная мысль какпланетное явление.-М.: Наука,1977.-191 с.
106. Вернадский В.И. Живое вещество.-М.: Наука,1978.-238 с.
107. Взаимодействие на^к при изучении землм.Сб.статей.-М.:Наука,1964.
108. Взаимодействие природы; и обшества.-М.: Изд.АН СССР,1973.-401 с.
109. Взаимодействие природы и общества. (Филос.,геогр.,экол.,аспекты проблемы)./АН СССР.Науч.совет по филос.вопросам естествознания. Центр.бюро филос. (методол.) семинаров.-М.: Б.И. ,1973.-400 с.
110. Воейков А.И. Воздействие человека на природу.-М.: Изд.АН СССР,1963.-252 с.
111. Володин А.И. Утопия и история. Некоторые проблемы изучениядомарксист.социализма.-М.: Политиздат,1976.-271 с.
112. Волков Г.Н. Истоки и горизонты процесса.-М.: Молодая гвардия.1.7I.-223 с.
113. Вольский С. Фома Кампанелла.-JjI.-Л.: Гос.изд-во, 1925.-77 с.
114. Воронович Б.А. Философские гооблемы взаимодействия общества иприроды.-М.: Мысль,1982.-72 с.
115. Вопросы всеобшей истории архитектуры.Сборник.-М.: Госстройиздат.1.6I.-204 с.
116. Всеобщая история архитектуры.-М.: Искусство,т.10, 1972.-592 е.,т.И, 1973г.-887 с.
117. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитиепервых научных программ.-М.: Наука, 1980.-567 с.
118. Гользамт Э. Уильям Моррис и социальные истоки современнойархитектуры.-М.:Стройиздат., 1973.-175 с.
119. Географические аспекты взаимодействия в системе "Человек природа"1. М.: АН СССР,1978.-256 с.
120. Георгиев П. Обвинението на природата идеологически и политически аспекты на взаимодействието между обше-ството и природата.-Павел Георгиев София: Парт-издат, 1982.-155 с.
121. Гирусов Э.В. Система "общество-природа" (проблемы социальнойэкологии).-М.: Изд.МГУ., 1976.-167 с.
122. Глазачев B.JI. Организация архитектурного проектирования.-М.:1. Стройиздат, 1977.-170 с.
123. Глазачев B.JI. Социально-экологическая интерпретация.Городскойсреды.-М.: Стройиздат,1984.
124. Глобальные проблемы и международные отношения.Материалы науч.конф.-М.: Дипломат.акад.МИД СССР, 1981.-418 с.
125. Глобальные проблемы современности.-М.: 1981, Мысль.-285 с.
126. Гобсон Дк. Общественные идеалы Рескина.-С.-Петербург,1. Знание",1899.-133 с.
127. Голубцова Е.С. Сельская обшина Малой Азии.-М.: Наука, 1972.-187 с.
128. Гольдштейн А.Ф.Франк Лайод Райт.-М.-.Стройиздат. ,1973.-136 с.
129. Горизонтов Б.Б. Капитализм и экологический кризис.-М.: Политиздат ,1982.-176 с.
130. Города-Сады.Идея Говарда.-С.Тайнинское,М.г.,б.г.
131. Город, природа, человек: проблемы экологического воспитания.-М.: Мысль,1982.-£31 с.
132. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. -М.: Мысль,1977.-35у с.
133. Горфункель А.Х.Томазо Кампанелла.-М.: Мысль,1969.^248 с.
134. Григорьян Б.Т. Природа и общество.-М.: Политиздат,1977.-250 с.v Григорьян Б.Т. Философия' о сущности человека,- М.: Политиздат,1973.-319 с.
135. Грэхэм Г.Г. Ж.Ж.Руссо. Его жизнь, произведения и окружающаясреда.-М.: Маракуев.1?о0.-316 с.
136. Гудожник Г.С. Научно-техническая революция и экологическийкризис.-М.: Международные отношения,1975.-232 с.
137. Гуманизм и культупа.Сб.научных трудов Яросл.Гос«пед.ин-та им.
138. К.Д.Ушинского.Вып. № 50.-Ярославль.-1975.-106 с.
139. Гуманизм: проблемы методологии и истории.-Владимир.:Владимир.гос.пед.ин-т.им.П.И.ЛебедеваПолянского.,1977.-166
140. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.-М.: Искусство,1972.-318 с.
141. Гуревич И.С. Человек будущего: мифы и реальность.-М.: Молодая гвардия,1979.-175 с.
142. Дажо Р. Основы экологии.-М.: Прогресс,1975.-415 с.
143. Дворцов А.Т. Жан Жак.Руссо.-М.: Наука,1980.-111 с.
144. Динамическое равновесие человека и природы.-Минск.:Наука итехника,1977.-214 с.
145. Дорст Ж. До того, как умрет природа.-М.: Прогресс,1968.280 с.
146. Дрё Ф. Экология.-М.: Атомиздат.1976.-164 с.
147. Дубинин Н.П. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека.1. М.: Наука, 1976.-£35 с.
148. Дуглас У.О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия.М.: Прогресс,1975.-237 с.
149. Дювиньо П. ,Танг М. Биосфера и место в ней человека.(экол.системыи биосфера;.-М.: Прогресс,1973.-268 с.
150. Ефименко П.П. Первобытное общество.Очерк по истории палеолит.времени.Изд.3-е перераб.и доп.-Киев.: Изд.акад. наук.Укр ССР., 1953.-664 с.
151. Жирицкий А.К. Экологический кризис и антимонополистическаяборьба.-М.: Наука,1979.-175.
152. Забелин И.М. Физическая география и наука будущего.М.: Мысль,1970.-176 с.
153. Забелин И.М. Человек и человечество.Очерки.-М.: Сов.писатель,1970.-264 с.
154. Забелин И.М. Теория физической геограйии.-М.: Географизд.,1959.-303 с.
155. Загладин В.В., Фролов И.Т.Глобальные проблемы современности.:научный и социальный аспекты.-М.: Междунар.отношения. ,1981 .-238 с.
156. Залесская Л.С. Курс ландшафтной архитектуры (Для архитектурныхвузов и фак.).-М.: Стройиздат,1964.-184 с.
157. Зименко В.М. Гуманизм искусства.-Л.: Художник РСФСР,1971 .-.272 с.
158. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс.~М.:Наука,1980.-303 с.
159. Зыбковец В.Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. -М.: Политиздат,1967, 240 с.
160. Иконников А.В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. 4Г.: Стройиздат. ,1972.-£15 с.
161. Ионин Л.Г. Понимающая социология.Ист.-крит.:.анализ.-М.: Наука,1979.-£07 с.
162. Исаченко А.Г. Оптимизация природной среды.Геогр.аспект.-М.:1. Мысль, 198 -264 с.
163. Исторический материализм как социально-философская теория.-М.: Высшая школа,1982.-364: с.
164. Кампанелла Т. Город Солнца.-М.: Изд.Академии наук СССР,1954.228 с.
165. Камшилов М.М. Эволюция биосферы.-М.: Наука,1974.-254 с.
166. Кан С.Б. История социалистических идей (до возникновения марксизма).-М.: Высшая школа.1967.-£93 с.
167. Кацдилис Ж. Стать архитектором.-М.: Стройиздат.,1979.-272 с .
168. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного их человека.-М.: Медицина,1978.-247 с.
169. Касалицкий В. Материальные основы окружающей среды.-М.: Стройиздат. 1978. -125 с.
170. Керимова Т.В. Социальный прогресс и управление.М.: Политиздат ,1980.-174 с.
171. Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый. Проблемы гуманизма в борьбе идеологий.-М.: Политиздат,1973.-208 с.
172. Ковалев A.M. Общество и законы его развития.-М.: Изд.Моск.1. Ун-та., 1975.-416 с.
173. Коммонер Б. Замыкающийся круг.Природа,человек технология.
174. Л.: Гидрометеоиздат.,1974.-279 с.
175. Кон И.С. Открытие "Я".-М.: Политиздат.,1978.-366 с.
176. Ковалев С.М. 0 человеке,его порабощении и освобождении.
177. М.д Политиздат,1970.-303 с.
178. Ковалевский М.М.Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения.^.: 187уг.
179. Козиков И.А. Философские воззрения В.И.Вернадского.41.:Изд. Моек.ун-та,1963.-78 с.
180. Концепция человека в эстетике социалистического реализма.-М.:1. Мысль.1977.-261 с.
181. Корбюзье Ш. Архитектура XX в.4Л.: Прогресс,1970.-303 с.
182. Корбюзье Ш. Творческий путь.-М.: Стройиздат,1970.-248.
183. Корбюзье Ш. Три формы расселения.Афинская хартия.-М.: Строй-издат.1976.-136 с.
184. Корбюзье Ш. Архитектура современного Запада.-М.: Изогиз.1932.-185 с.
185. Корбюзье Ш. Модулор.М.: Стройиздат,1976.-^39с.
186. Корбюзье Ш. Планировка города.-М.: Изогиз.1933.-208 с.
187. Конрад Н.И. Запад и Восток.-М.: Наука,1972.-496 с.
188. Корсаков А.Я. Человек природа - экономика.- Свердловск.: Сред.-Урал.книж.из-во, 1974.-107с.
189. КПСС и решение глобальных проблем современности.41.: МГУ,1983, — 235 с.
190. Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития.-М.: Наука,1982.- 214 с.
191. Кохман М.Л. Человек и ландшафт.-Баку.: Азернешр., 1976.-170 с.
192. Курелла А. Свое и чужое. Новое к проблеме соц.гуманизма.-М.: Прогресс.,1970.-279 с.
193. Лафарг Поль Томас Кампанелла.-М.-Л.: ! Госизд.1926.-102 с.
194. Лебедев Б.К. Исторические формы социальных типов личности.-Казань, Изд.Казанек.ун-та; 1976.-181 с.
195. Левя Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни.-М.: Экономика,1979, 144 с.
196. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики.
197. Т.2., Теория отражения и современное естетствознание и социальное познание.-София.: Наука и искусство.,1981.-758 с.
198. Ленинский декрет о земле в действии.Сб.статей.- М.: Наука,1979г.-311 с.
199. Линч К. Образ города.-М.: Стройиздат., 1982.-328 с.
200. Лосев А.Ф. История античной эстетики.(ранняя классика).-41.: Высшая школа.,1963.
201. Лосев А.Ф. Эстетика Воз рождения. 41.: Мысль.1982. -6:23 с.
202. Лось В.А. Человек и природа.(Соц.-филос.аспекты экономических проблем).-М.: Политиздат.,1978.-224 с.
203. Лукашев К.И., Вадковская И.К. Человек и биосфера.-Минек: Наука и техника.,1976.-199 с.
204. Львов С. Гражданин города Солнца.М.: Политиздат,1979.-437 с.
205. Льюис Д. Человек и эволюция.-М.: Прогресс.1964.-156 с.
206. Маклярский Б.М.Экономический бумеранг: классовые аспекты проблемы окружающей среды.-М.: Международные отношения. ,1980.-229 с.
207. Манин Ю.М. Экологические проблемы эпохи научно-технической революции.-Минек.: Наука и техника.,1970.-102 с.
208. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени.-М.: Наука., 1983.-536 с.
209. Мастера архитектуры об архитектуре.^!.: Искусство,1972.-590 с.
210. Маца И. Искусство современной Европы.-М.-Л.: Госиздат,1926.-148 с.
211. Межуев В.М. Культура и история.-М.: Политиздат,1977.-199 с.
212. Марлен П. Новые города.-М.: Прогресс,1975.-254 с.
213. Мильков Ф.Н. Рукотворные лацдшафты.Рассказ об антропог.комплексах.-М.: Мысль., 1978.-84 с.
214. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. Проблемы формированного описания.-М.: Наука,1982.-240 с.
215. Моррис В. Вести ниоткуда или Эпоха спокойствия.-М.: Гослитиздат ,I9b2. -312 с.
216. Мортон AJI. Английская утопия.-М.: Изд.Иностр.лит.1956.-278 с.
217. МортснАЛ. и Тэйт,\;:Дж.История английского рабочего движения.19770-1920. -М.: Изд.Иностр.лит.1959.^20 с.
218. Мочалов И.И. В.И.Вернадский человек и мыслитель.-М.: Наука, 1970,- 176 с.
219. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания.-М.:Мысль,1972.-190 с.
220. Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда.-Л.: Изд.Ленингр.ун-та,1974.
221. Нимейер 0. Архитектура и обшество.-М.: Прогресс,1975.-191 с.
222. Н0викова Л.И. Искусство и груд.-М.: Высшая школа,1974.-175 с.
223. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция.-М.: Политиздат,1976.-£85 с.
224. Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия. -М.: Наука,1981.-344 с.
225. Одум Ш. Основы экологии.-М.: Мир., 1975.-740 с.
226. ООН. Программа по окружающей среде.Совет управляющих. Доклад Совета управляющих./Нью-Йорк. 1976., 186 с.
227. Основы природопользования.-Минск.: Наука и техника.,1980.-575 с.
228. Отчуждение и гуманность.-М.: Прогресс ,1967.-232 с.
229. От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела.-М.: Мысль,1969.-303 с.
230. Очеоки методологии познания социальных явлений.-М.: Мысль,1970. 344 с.
231. Павельев А.А. Социальный оптимизм и экологический пессимизм.-М.: Мысль,1977.-92 с.
232. Палентреер С.Н. Лацдшафтное искусство.-М.: Росвузиздат,1963.-134 с.
233. Паустовский К. Собр.соч.в 8-ми т.,т.З, М.,1967.
234. Парсон Р. Природа предъявляет счет.Охрана природных ресурсовв США.-М.: Прогресс.,1969.-556 с.
235. Первобытное общество. Основные проблемы развития.-М.: Наука, 1975.-287 с.
236. Петросян М.И. Гуманизм.Опыт философско-этического и социологического исследования^проблемы.-М.: Мысль,1964, 335 с.
237. Печчеи Аурелио.Человеческие качества.-М.: Прогресс,1980, 302 с.
238. Пивоваров Ю.Л. Современная урбанизация, сущность, факторы и особенности изучения.-М.: 1972. 30 с.
239. Плетников Ю.К. 0^п.эироде социальной формы движения.-М.: МГУ,
240. Плетников Ю.К. Современные проблемы взаимодействия общества иприроды.-М.: Знание.1974.-48 с.
241. Посохин М.В. Город для человека.-М.: Прогресс ,1980.-^219 с.
242. Природа и научно-технический прогресс.-Кишинев."Штиинца".1973.
243. Природа и общество.-М.: Наука.1978.-346 с.
244. Природа и человек. Сб.статей.АН СССР. Дальневосточный науч.центр. Тихоокеанский ин-т географии.Владивосток 1973.-317 с.
245. Проблема человека в современной философии.-М.: Наука,1969.-431 с.
246. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии./История и современность.41.: Политиздат,1975.-304 с.
247. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии.-Ростов н/Д.: Изд.Рост.ун-та,1974.-143 с.
248. Проблемы гуманизма в русской философии.-Краснодар.:Научные труды Кубан.гос.ун-я'а., выл.184, 1974.-144 с.
249. Проблемы оптимизации в экологии.-Сб.статей.41.: Наука,1978.-325 с. Проблемы развития современной науки.-Новосибирск: Наука,1978.
250. Программа ООН по окружающей среде.Найроби; Программа Организации Объединенных наций по окружающей среде.:М.,ЮНЕП,1979.-63 с.
251. Рагон Мишель . 0 современной архитектуре.41.: Госстройиздат,1963,-i232 с.
252. Рагон Мишель. Города будущего.-М.:Мир.1969.- 295 с.
253. Развитой социализм: проблемы теории и практики.(Р.И.Косолапов, В.А.Печенев, В.С.Марков и др.).45.: Политиздат,1981. 400 с.
254. Разрушение природной среды. Экологический кризис империализма.-М.: Экономика., 1981. 256 с.
255. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. (Опыт социалистических стран.;-М.: Прогресс.1982.-- 286 с.
256. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второйполовины Х1У первой половины ХУ вв.41.: Наука, 1977.-272 с.
257. Рескин Дж. Искусство и действительность (избранные страницы).41.: Б.М. 1900.4276 с.
258. Решетов Ю.Г. Природа земли и происхождение человека.-М.: Мысль,1966.-376 с.
259. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности.-М.:1. Наука, 1979. 485 с.
260. Руссо Ж .Ж. Трактаты. 44.: Наука, 1969.- 703 с.
261. Руссо Ж.Ж. Об естественном состоянии.-Спб.,Сойкин, 1904.-56 с.
262. Руссо Ж.Ж. Избр.соч.т.2.М.,1961.-286 с.
263. Рутенбург В.И. Компанелла.-Л.: Знание.,1956.-46 с.
264. Саймондс Дж. Ландшафт и архитектура.41.: Стройиздат,1965.-194 с.
265. Сафронов Б.В., Дорогова Л.Н. Мир человека.(Методологическиевопросы формирования духовного мира личности.) 44.: Мысль,1975.-£06 с.
266. Севастьянов В.И., Урсул А.Д. Эпа космоса: общество и природа.1. М.: Знание, 1972.-64 с.
267. Сен Марк Ф. Социализация природы.-М.: Прогресс, 1977.-434 с.
268. Сиземская И.Н. Человек и тоуд: условия гармонии и развития.
269. Социально-философский анализ общественного производства).-М.: Политиздат,1981.-126 с.
270. Смолянинова И.Н. Проблемы взаимосвязи природной среды и города.1. Киев, Б.И. ,1974.-30 с.
271. Смольянинов И.Ф. Проблема человека в марксистской философиии эстетике.-JI.: ИздЛенингр.ун-та,1974.- 207 с.
272. Современная экологическая ситуация: о некоторых философско-правовых проблемах.-Рига. :3инатне., 1978.-160 с/
273. Соломина С.И. Социализм и природа.-М«: Советская Россия.,1978.-96 с.
274. Социализм и охрана окружающей среды: Право и упр.в странах -членах СЭВ.-М.: Юредич.литература.,1979.-390с.
275. Социальные аспекты экологических проблем.-М.: Наука. ,1982.-177 с.
276. Социальные проблемы экологии и современность.-Сб.статей.,-М.: Наука.1978.- 244 с.
277. Социология и проблемы социального развития.~М.: Наука, 1978.-478 с,
278. Стимулы рационального природопользования в условиях развитого социализма.: Тез.докл.респ.науч.конф.26-27 дек.1979.-Таллин.: Б.И., 1979.-157 с.
279. Сычева А.В. Охрана природы и архитектура.Градостроит.спекты рацион.использования ландшафтов Белоруссии.-Минск.: Вышэйш. школа. ,1976. 207 с.
280. Тасалов В.И. Прометей или Орфей. Искусство "технического века".
281. М.: Искусство, 1967. 371 с.
282. Тейлор Э.Б. Первобытная культура.-М.:Соцэгиз, 1939.-570 с.
283. Тейяр де Шарден.П. Феномен человека.-М.: Программа.1965.-296 с.
284. Тёкеи Ф. К теории общественных формаций.-М.: Прогресс.1975.-271 с.
285. Тимирязев К.А. Наука и демократия.Сб.статей.I904-I9I9 гг.-М.: Соцэгиз.,1963.-498 с.
286. Тимирязев К.А. Точно ли человечеству грозит близкая гибель?.
287. М.: Типо-лит.т-ва И.Н.Кушнерев и.К0.,1899.-47 с.
288. Тинберген Я. Бос X. Математические модели экономического роста.-М.: Прогресс.1967.-174 с.
289. Тих Н.А. Предыстория обшества.(Сравнит.-психол.исследование). Л.: ИздДенингр.ун-та. ,1970. 311 с.
290. Томсон Д. Исследования по истории древнегреческого общества.-М.:Иностр.лит. 1959,т.2.-371 с.
291. Томсон Дж. Предвщимое будущее.-М.: Изд.иностр.лит., 1958.- 176 с.
292. Торо Г .Д. Философия естественной жизни.-М.: Посредник,1903.-82 с.
293. Торо Г.Д. Опыт упрощения жизни.-М.: М.Е.Конусов.1900.-127 с.
294. Торо Т.Д. Уолден, или жизнь в лесу.-М.: Наука.1979.-456 с.
295. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек.-Л.: Изд.Ленингр.ун-та,1978.-128 с.
296. Уорд Барбара.Земля только одна.-Mi: Прогресс, 1975. 319 с.
297. Урсул А.Д., Школенко Ю.А. Человек и космос.-М.: Политиздат,1976.- 136 с.
298. Урсул А.Д., Школенко Ю.А. Обитаемая Вселенная.-М.: Знание.1976. 61 с.
299. Федотова В.Г. Критика социокультурных ориентаций в современной буржуазной философии.-М.: Наука,1981.-192 с.
300. Федоров Е.К. Взаимодействие обшества и природы.Л.: Гидрометеоиздат,1972.- 88 с.
301. Федоров Е.К, Экологический кризис и социальный прогресс.Л.:
302. Гвдрометеоиздат,1977. 174 с.
303. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия,-М.: Прогресс.171.-340 с.
304. Форрестер Дж. Динамика развития города.-М.: Прогресс.1974.-£85 с.
305. Форрестер Дж. Мировая динамика.-М.: Наука.1978.-167 с.
306. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека.(Опыт постановки проблемы, дискуссий, обобщений).-М.: Прогресс., 1975.- 219 с.
307. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановкипроблемы, дискуссии, обобшения.-М.: Политиздат, 1979. $36 с.
308. Халипшз В.Ф. Революционное обновление мира в современную эпоху.-М.: Мысль,1984. 144 с.
309. Хильми Г.Ф. Основы физики биосферы. Л.: Гвдрометеоиздат. ,1966.300 с.1. Хозин Г.С.
310. Глобальные проблемы современности: Критика буржуазных концепций.-М.: Мысль,1982. 279 с.
311. Худушин Ф.С. Человек и природа.-М.: Политиздат,1966.-199 с.
312. Царфис П.Г. Действие природных факторов на человека.-М.:1982.-193 с.
313. Циолковский К.Э. Когда погаснет солнце. Историко-астрономические исследования.-^., 1977, вып.ХШ.
314. Циалковский К.Э. Собрание сочинений.-М., 1954,т.П.-455 с.
315. Чайлд Г. Прогресс и экология.-М.: Иностр.лит.,1949.-195 с.
316. Человек и мир человека. (Категория "человек" и "мир" в системенауч.мировоззрения).-Киев.:Наук.думка.,1977.-339 с.
317. Человек и природа.-М.: Наука,1980.-256 с.
318. Чикалов Р.А., Юхпель Н.В. Капитализм и кризис окружающей среды.
319. Критика буржуаз.концепц.взаимодействия общества и природы).-Минек.: Беларусь.,1978.-94 с.
320. Шолохов М.М. К методологии исследования системы "человек приjo^a".Ростов н/Д: изд.Р0стовек.университета,1978.
321. Штекли А.Э. "Город Солнца".Утопия и наука.-М.: Наука.1978.-336 с
322. Экология и земледелие.-М.: Наука,1980. 295 с.
323. Экология и эстетика ландшафта.-Вильнюс: Минтис,1975.-252 с.
324. Эмерсон Р.У. Сочинение.,т.1.Трактаты о природе и опыты.1. СПБ.1902.-130 с.
325. Эрн И.В. Последние работы Ле Корбюзье.-М.: Стройиздат.1975.-116 с.
326. Эренфельд Д. Природа и люди.-М.: Мир.,1973.-252 с.
327. Яницкий О.Н. Урбанизация и социальные противоречия капитализма. (Критика американской буржуазной социологии).-М.: Наука.,1975.- 333 с.
328. Ярошевский Т.М. Личность и общество.(Проблемы личности в совре
329. Ярошенко М.Ф, Привода и человечество. Кишинев.: Штиинца. ,1978,1. У. Статьи
330. Асимов М.С., Тл?рсунов А. Соотношение микрокосма и макрокосмакак философская проблема: история и современность. Вопросы философии.1978, № 7,с.69-81.
331. Астафьев А.К, Системный подход и проблема регуляции природнойсреды.-Вопросы философии.1977. Ь 2,с.71-81.
332. Батракова С.П. Ле Корбьзье: утопия и реальность архитектуры.- В кн. Западное искусство. XX век.-М.: Наука, 1978.- с.121-148.
333. Бромлей Ю.В., Б^омлей^Н.Я. Культ^а и природа.-Вестник АН СССР.,
334. Варвянский С.М.К.Маркс о взаимодействии человека и природы.
335. Философские науки. Казанский университет.:1976, вып.8(с); с.167-178.
336. Гвишиани Д.М. Методологические проблемы моделирования глобального развития.-Вопросы философии.-1978г. № 2, с • 14-^8 •
337. Казначеев В.П. Вопросы диалектики природы в работах Вг.И.Вернадского.Вопросы философии.1981., № 8,с.100-108.
338. Колли Н. Архитектор Ле Корбюзье.-Архитектура СССР., 1965,12. с.51—63.
339. Лось В.А. Взаимоотношения между человеком и природой какглобальная проблема.-Вопросы философии.-1982, № 5,с.-128-135.
340. Моисеев Н.Н. Актуальные вопросы экономической эволюции и "мировая динамика" Дкея Форрестера.-Вопросы философии. ,1978. № 7 ,с .172-181.
341. Моисеев Н.Н. Гуманитарные проблемы системного анализа большойэкологии.-Вестник АН СССР,1980, № 10,с.78-84.
342. Мочалов И.И., Хайруллин К.Х. Концепция антропокосмизма Н.Г.Холодного .-Вопросы философии.1982, № II, с.131-139.
343. Наумов Н.Ф. Проблема человека в системе моделирования глобального развития.-В сб.трудов КНИЙСИ.вып.б. М., 1979.
344. Никитин А. Восхождение к человеку.-Новый мир, 1980. № 4,с.20-25.
345. Новик И.Б. Фундаментальность экологической проблемы.
346. В кн.Взаимосвязь наук при решении"экологических проблем.М., Обнинск,I97b, с.91-97.
347. Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе.
348. Вопросы философии. 1982, № 10.
349. Положай Е. Взаимосвязь природы и творчества человека.
350. Концепция Ле Корбюзье.-Архитектура СССР,1974, № 10, с.54-59.
351. Розин В.М. Городская культура, человек, окружающая среда.
352. Вопросы философии.1980. № I, с.43-54.
353. Федоров Е.К. Мир как условие оптимизации отношений человекаи природы.-Вопросы философии.1981. № I,с.80-96.
354. Федоров U, Римский клуб: поиски буржуазного реформизма.
355. Мировая экономика и международные отношения, 1977, № 12.
356. Яковлев В.П. В.И.Вернадский о соотношении науки, философии,религии и морали.-В кн. Некотоше вопросы исторического материализма.Ростов,1962, с.73-101.
357. У1. Диссертации и авторефераты
358. Блохин И.А. Проблемы регуляции взаимодействия человека и природы в условиях развитого социализма.-Автореф. дисс.канд.ист.наук.-М.: 1976. -22 с.
359. Гиренок Ф.И. Теоретико-методологический статус концепцииноосферы в современной науке.-Авторей.дисс. кацд.филос.наук.-М.,1980.-20 с.
360. Гордиенко Л.Н. Культурно-историческая традиция в Формировании эстетического чувства природы.Дис. . канд.филос.наук.М. ,1978г. -180 с.
361. Крылова И.А. Современная экологическая ситуация и проблемасоциальной ответственности.-Автореф.дис. канд.филос.наук.М.: 1978. 31 с.
362. Лешукова Л.А. Гармоничное отношение общества к природе в условиях социализма. Автореферат.дис.данд. философ.наук.-М., 1980. - 23 с.
363. Маслеев А.Г. Экологическая культура как социальное явление.
364. Автореф.дис. .канд. фил ос .наук.,Свердловск., 1982.- 18 с.
365. Олейников Ю.В. Методологические принципы анализа взаимодействия природы и общества.Дисс.канд.философ, наук.М., 1978г. 156 с.
366. Рогожин Н.В. Развитие ноосферы как естественно-историческийпроцесс.(Философский анализ).- Автореф.дис. канд.филос.наук.М., 1981. 16 с.
367. Сависсаар Э.Э. Социально-философские основы работ Римскогоклуба по глобальному моделированию.-Автореферат дис.кацд.филос.наук.-М., 1981. 16 с.
368. Стронцова И.И. Продукт дизайна как эстетический предмет.
369. Автореферат дисс. канд.философ.наук.-М., 1968.с.
370. Халипов В.Ф. Марксизм-ленинизм о мировой цивилизации и решающей роли социализма в ее защите.Автореф.дис. доктора философ.наук.-М., 1972. 69 с.
371. У1. Источники на иностранных языках:tuMst.4JM . / #
372. OuLijdLe- to ггъоэСеМ, dt-cA^fee1. JoJrt to*'19ЧА,tn& Qud(UJU> &. ^aJL,
373. ЛоГе. (PUtouU* bp***" c-zjof*-' fseejtdoEo^: C ^tcuf^iroJlU^ ?tfa oi to^ 01. Arw ot-fyMaZt0 toee,^^tauA 35. ^сыьоШ foz А^&пл i'J?99.3. М- J". ^1. ГА^ bo g^tfspvv 0-f Мг^ SPW^ Oh, M^ ^1.. ^ 'rru^^^ct cut Яе ^^bo СЫ# ^ '9 W