автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Гуманистическое движение в Аргентине и Чили

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Дьякова, Людмила Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Гуманистическое движение в Аргентине и Чили'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманистическое движение в Аргентине и Чили"

6 Ой РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЙ НАУК

- ИНСТИОТ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

8 МАИ 199Ь

И ПРОБЛЕМ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ

На правах рукописи

ДЬЯКОВА Лкщмила Владимировна

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРГЕНТИНЕ К ЧИЛИ: МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ПРАКТИКА /60 - 90-е гг./

Специальность 23.00.02 - Политические институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Москва - 1995

Работа выполнена в Институте сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН.

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Коваль Борис Иосифович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Величко Ольга Ивановна

кандидат исторических наук Котовокая Мария Григорьевна

Ведущая организация: ШУ имс М.В.Ломоносова,

кафедра новой и новейшей иотории.

Защита диссертации состоится "23 " ^¿ЬЯу 1995 г. и. на заседании Специализированного Совета Д.002.75.01 в Институте сравнительной политологии и проблем рабочего двикания РАН по адресу:

101831, Москва, Центр, Колпачный пер., д.9а.

С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке Института сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН.

Автореферат разослан " О/Ц елл- 1995 г.

Ученый секретарь г/. // Специализированного Совета ч ИЛ// I. ^аровская И.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последние годы в социологической и политической литературе большое внимание уделяется новым, так называемым альтернативным или низовым /неформальным/ социальным движениям - своеобразному и во многом перспективному явлению общественно-политической жизни Западной Европы, США и Латинской Америки. Растущая популярность этих движений в мире, их роль, в возрождении социальной активности широких слоев населения представляют серьезный научный и практический интерес. Неоднородность социального состава, аморфность структуры, различная степень политизации и пестрота программных установок, необычный стиль поведения в массах затрудняют объяснение этого феномена в рамках традиционных подходов, свидетельствуют о невозможности применения уйтаревших схем.

Особых размышлений заслуживает тот факт, что всевозможные альтернативные, молодежные, конмунитарные, неофеминистские, антивоенные, экологические, христианские и другие движения, заявившие о своем существовании на рубеже 60-70-х годов и особенно в 80-е годы, возникли и стали заметной общественной силой в странах, резко отличающихся друг от друга не только особенностями политической культуры и национального самосознания, но и уровнем социально-экономического развития, и характером всего комплекса исторических традиций. .

Несмотря на многочисленные теоретические и практичес-■кие разногласия, все эти движения объединяет одно: обостренное, хотя и качественно различное, понимание глобального кризиса современного мира и тоска по высоким духовным ценностям, без которых невозможно найти ответ на вопрос о цели и смысле жизни. Можно сказать, что проблема че--ловека, его свободы, предназначения и судьбы в этом мире, "на зыбкой почве между бесконечностями" /Ясперс/, из категории абстрактно-философских превращается в жизненно-важную, затрагивающую сердца и мысли миллионов людей.

Все более широкий размах эта тенденция приобретает и в России, и в СНГ. ■

Апокалипсические предчувствия, роядаемые мыслью о чудовищных средствах массового уничтожения, созданных с помощью новейшей науки и техники ; опасения по поводу ущерба, который индустриально-технократическое развитие наносит природе ; возмущение бюрократизацией самых разнообразных жизненных сфер в условиях государственно-монополистической организации общества ; неприятие образа жизни, характеризующегося отчуждением человеческих связей, нарушением прав и свободы личности, насилием, - подобные умонастроения обнаружились в массовом сознании практически всех стран мира, в тон числе и так называемого "третьего мира".

Новые социальные двинения, в самом широком понимании их внутренней природы, стали одним из моментов поиска гармонии и единства в распадающемся, хаотичном мире.

Кроме того, следует отметить, что в идеологии новых социальных движений отразился общий "кризис доверия" государству, приобретший с конца 70-х годов перманентный характер. Критический пересмотр отношения к государству и его роли в социально-экономической жизни дополняется на уровне массового сознания разочарованием в системе традиционной представительной демократии. Подобно тому, как государство уже не в состоянии управлять громоздкой системой экономики, режим представительной демократии со сложившимся институтом политических партий не успевает за развитием современного общества,*не обеспечивает участия в политике широким народным массам, стремящимся к проявлению социальной активности.

Таким.образом, устойчивые антиэтатистские настроения, неудовлетворенность степенью демократизма "устаревших" представительных систем, падение престижа "крассических" партий с особой остротой поставили задачу использования новых демократических форл массового участия в общественной и политической жизни. По сути дела, речь идет о глу-

боком духовном кризисе и поисках выхода из него на путях стихийного формирования гражданского общества и новой социальной нравственности, гуманизации жизни в целом.

• Говоря о различных изменениях в социально-экономической и политической жизни современного общества,, о назревших проблемах, требующих своего решения в связи с ростом активности широких слоев населения, нельзя не остановиться на особенностях психологического состояния личности под гнетом многочисленных проявлений кризиса современной цивилизации.

Если в 50-60-е годы мировосприятие и жизнедеятельность Простого человека определяли оптимистический взгляд на перспективы общественного развития, позитивное отношение к научно-техническому прогрессу и экономическому росту, то в конце 70-х и особенно в 80-е годы общественное мнение все более явно окрашивалось в мрачные тона. Тяжелые экономические кризисы породили ощущение нестабильности жизни, непредсказуемости и неуправляемости социально-экономических процессов. На этом.фоне менее абстрактно-стали восприниматься глобальные, опасности, угрожающие всему человечеству и неустранимые без его объединенных усилий. Исследователи массового сознаний отмечают, что на рубеже 70-х и 80-х годов произошел качественный скачок в понимании широкими слоями населения реальной угрозы экологиче-. ского бедствия, что способствовало возникновению "чувства самосохранения" человечества. .

Пробуждение этого чувства у. народов различных стран, •разделенных национальными, экономическими, политическими, идеологическими барьерами, сопровождаемое личностным подходом к общечеловеческим проблемам, ощущение ответственности к&чщого за спасение человеческого.рода, стало знаменательным событием нашего, времени.

Массовое сознание, поставленное.перед необходимостью размышлять о.путях преодоления цивилизационного кризиса, оказалось восприимчивым к ориентации на достижение позитивных общественных изменений через свободное и гармо-

ничное развитие личности. Предвестником воплощения этих ценностей в реальной жизни стало появление новых социальных движений.

■ В странах Латинской Америки, переживших не только ряд экономических кризисов, но и длительный период политической нестабильности, падение и возрождение парламентской демократии, особенно остро стоят морально-этические проблемы: о степени допустимости насилия в обществе, о свободе личности, уважении гражданских прав человека, о непреходящей ценности человеческой жизни.

Своеобразную интерпретацию эти идеи получили в идеологии и практической деятельности альтернативного общественного течения под названием "гуманистическое движение", территорией возникновения и наибольшего влияния которого стали Аргентина и Чили. Идеологом и основателем движения является аргентинский писатель и философ Марио Луис Род-ригес Кобос, более известный под.псевдонимом Сило. В 60-е и в начале 70-х годов под его руководством были организованы небольшие группы левой ориентации, их участники называли себя гуманистами. С тех пор гуманистическое дви- . жение, созданное из подобных кружков, претерпело серьезные изменения, оформилось, вышло на национальный и международный уровень, завоевало определенную известность. Из его рядов выросли гуманистические партии, ведущие достаточно активную политическую и международную деятельность.

Одним из направлений этой деятельности стала Россия, - достаточно упомянуть, что 1-ый Международный Гуманистический Форум и 2-ой Конгресс Гуманистического Интернационала состоялись осенью 1993 года в Москве. Летом того же года в Российской Академии наук Сило был вручен диплом доктора "honoris causa".

Развитие мирового гуманистического движения, острота затронутых в его идеологии социально-психологических проблем, своеобразное понимание выхода из цивилизационного кризиса, стремление к расширению социальной базы и распространению своего влияния на различные политические круги,

усилия по•созданию независимых и массовых гуманистических партий - все эти факты подтверждают актуальность выбранной теш.

Хронологические рамки исследования достаточно условны и охватывают период с начала 60-х годов /создание первых "силоистских" групп в Аргентине/, по 1994 год. В течение этого времени были написаны первые работы Сило, сложилась его теоретическая концепция, возникло и оформилось .само движение, появились гуманистические партии, состоялось два Конгресса Гуманистического Интернационала.

Проблемно-тематические рамки работы в значительной мере определены источниками, основная часть которых -произведения самого Сило, что обусловило некоторый фило-софско-психологический оттенок диссертации. Кроме того, из всего объема достаточно разноречивых сведений и оценок автор выделил те аспекты, которые представлялись ему наиболее интересными: мировоззренческие, культурные, социально- психологические, политологические.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в выяснении того, что яе представляет собой мировоззрение гуманистического движения как общественного течения, в чем воплощается политическая практика гуманистических партий, насколько причастен этот вариант'гуманизма западно-европейской гуманистической традиции.и каким образом выражаются в реальной жизни его творческие интенции.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

- дать анализ базовых принципов "силоизма" ;

- показать историю фор,шрования гуманистического движения ; : .- ' '

- выяснить внутреннюю структуру, социальную базу, характерные особенности гуманистического движения как особой фор.и новых социальных движений ;

■ - дать анализ программных установок гуманистических партий ;

- выяснить основные направления практической,политиче-

ской и социальной деятельности гуманистов /на примере Аргентины и Чили/ ;

- показать международную деятельность гуманистических партий и проблемы, стоящие в данный момент перед Гуманистически Интернационалом ;

- рассмотреть взаимосвязи движения с российской общественностью и наметить направления развития гуманистических тенденций в условиях современной России.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является первой работой, посвященной' гуманистическому движению - варианту альтернативного социального поведения и своеобразному явлению общественно-культурной жизни ряда стран, в первую очередь - Аргентины и Чили. В диссертации дается комплексная социо-политическая характеристика этого течения, исследуется современное состояние и деятельность гуманистических партий, определяется их место в политической системе Аргентины "и Чили, их реальная роль в политической жизни этих стран в контексте общемировой практики гуманистов. -

Практическая значимость диссертации состоит в том, что основные выводы, касающиеся идеологии И практики гуманистического движения, могли бы способствовать расширению некоторых общетеоретических представлений о специфике новых социальных движений в целом. Кроме того, включение в многообразный спектр этих движений еще одной разновидности альтернативного социального поведения достаточно выраженной гуманистической направленности позволяет с большей определенностью поставить вопрос о значении общечеловеческих ценностей для идеологии массового сознания, в период цивилизационногс кризиса. Этот вывод необходимо учитывать при разработке любых.программ, касающихся социального поведения и затрагивающих проблемы массового сознания. Результаты исследования могут.быть использованы также и в преподавательской деятельности.

В России, в других странах Содружества, в Восточной ¡вропе набирают силу различные новые течения гуманистиче-¡кого направления. Мировой опыт в этом отношении помогает видеть перспективу развития данных тенденций, равно как : найти пути к общей гармонизации социальных отношений и азвития гражданского общества.

Теоретическую базу диссертации составили труды извест-ых американских и западно-европейских политологов, социо-огов, психологов, посвященные вопросам идеологии и прак-ики социальных движений и связанных с этим проблемам со-ременного массового сознания, массовой психологии, об-ественной и философской мыпли, политической культуры.

Несмотря на то, что основной упор был сделан на поли-ологические аспекты в анализе исследуемого явления, спе-ифика предмета позволяет использовать методы и результа-ы различных общественных наук.

Основными методологическими источниками стали работы .Алмоеда, С.Вербы, А.Лейпхарта, С.Липсета, И.Шапиро, .Даля и других классиков западной политологии. Особенно эжны размышления этих авторов относительно судеб демократа и проблем политической культур* в странах таге называе-зго "третьего мира", выводы, касающиеся особенностей поэтического сознания и поведения в "незападных" обществах.

Кроме того, при написании диссертации были использо-1ны некоторые социологические исследования общетеорети-зского характера /М.Вебера; Н.Дж.Смелзера, Д.Еисмена и ?./ ;

Особое теоретическое значение при анализе мировоззрен-зских проблем гуманизма имели произведения крупнейших фи-' эсофов XX века: Э.Гуссерля, К.Ясперса, М.Хайдеггера, .Ортеги-и-Гассета, чьи идеи особенно повлияли на миро-зззрение идеолога гуманистического движения.

Анализируя внутреннюю"природу и психологические корни зижения, а также некоторые принципы "силоистской" доктри-I, автор опирался на работы ведающихся западных психоло-

гоз: З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма, В.Франкла, и др. В частности, подход и методы З.Фрейда легли в основу "техники самоосвобовдения", предложенной Сило, оказали существенное воздействие на его понимание проблемы страдания и жизненных фрустраций,

Среди исследований отечественных политологов, посвященных теории и практике политического процесса, проблемам современной демократии, концепции гражданского общества, хотелось бы выделить монографии Г.К.Ашна, Э.Я.Баталова, А.А.Галкина, Г.Г.Дилигенского, Ю.А.Замошкина, Ю.А.Красина, Р.Ф.Матвеева, А.М.Салмина, статьи К.С.Гздлшева, и других. Эти работы позволяют более точно определить социально-культурную нишу нетрадиционных общественных движений, их идеологическую и психологическую роль в современном мире, их место в политической аизни.

Источниковая база работы. В диссертации были использованы источники различного характера, которые условно можно разделить на несколько групп. К первой относятся работы самого Сило и деятелей гуманистических партий и движения, ставшие основой для написания раздела об идеологии и характерных особенностях этого течения. Самым значительным теоретическим, произведением Марио Родригеса Ко боса является .трилогия "Очеловечить кизнь на Земле" - философское эссе, посвященное проблемам внутреннего мира личности и месту человека в современном обществе. Кроме того, среди источников этой группы не обход >с.! о выделить книгу Л.Ашанна "Самоосвобождение" - своего рода учебник практической психологии, широко используемый в гуманистических кружках.

Большое значение при написании работы имели офицналь-ные документы гуманистических партий и движения: сборник "Исследование Движения: I966-IS90" - своеобразный опыт самоанализа, в котором кратко отражены основные идеи и принципы "силоизма",.его история, организация и структура ; материалы конференции гуманистических партий в Москве . /ноябрь 1992 г./, I и П.Конгрессов Гуманистического Кнтер-

национала /Флоренция, 1589 г. и Москва, 1993 г./-, и I Международного Гуманистического Форума /Москва, 1993 г./. На основе адализа этих документов написаны разделы о международной деятельности и программных установках гуманистических партий, частично - о практической работе с населением. Кроме того, необходимо специально ввделить газету Аргентинской гуманистической партии "Пуыанист", в которой достаточно подробно отражается внутрипартийная жизнь, события регионального уровня и отношение к ним гуманистов.

Важную и наиболее интересную группу составили документы совершенно иного характера: пропагандистские брошюре движения, агитационные листки, карточки и пригласительные билеты, плакаты, афиши, небольшие локальные газеты -'Листки района", материалы проведенных лекций и выступлений, - все то, что прямо или косвенно свидетельствует о практической деятельности на низовом социальном уровне, о стиле социального поведения, роли в повседневной муниципальной жизни.

При работе над всеми документами гуманистического движения основную трудность представляло выявление истинного положения вепрей в противовес желаемому, поскольку известно, что даже в Аргентине и Чили влияние гуманистов охватывает сравнительно небольшую прослойку городского населения. :

. Большую помощь в работе над диссертацией оказали издания Московского Гуманистического клуба, содержащие, помимо дополнительной информации, более сдержанный и объектив-•ный аналитический тон по отношению к исследуемому явлению.

Пятую группу источников составили материалы социологических исследований /в основном это касается Сантьяго/. Так как практическая деятельность гуманистов направлена преимущественно на маргинальные слои населения, их социально-экономическое, психологическое состояние,- степень активности и перспективы -участия в различных движениях, рассмотренные в рамках объективно-научного анализа, чрезвычайно интересны. Кроме того, эти документы дают необходи-

мое представление о проблемах муниципальной власти и деятельности других социальных движений, что важно для адекватной оценки роли гуманистов в жизни крупных городов.

Последней группой источников являются личные впечатления автора во время его научной работы в Чили и Аргентине, записи.бесед и встреч, дискуссий с руководителями и родовыми участниками гуманистических партий и движения, а также, опыт собственного участия в деятельности гуманистов в Москве, Сантьяго и Буэнос-Айресе,

Историография проблемы. Специфика теш диссертации заключается в том, что не до конца оформившееся, не относящееся к числу массовых общественных явлений, гуманистическое движение и связанные с ним партии еще не стали предметом научного анализа ни в зарубежной, в частности, аргентинской или чилийской, ни в отечественной литературе.

Тем не менее, учитывая латиноамериканскую природу данного явления, его очевидную принадлежность к латиноамериканской культурной среде, со всеми вытекающими отсвда специфическими. особенностями, автор широко использовал работы отечественных латиноамериканистов, исследовавших политическую систему общества в Латинской Америке, философию, культуру, общественную мысль этого региона, идеологию различных социальных сил.*

При работе над диссертацией были использованы некоторые исследования отечественных латиноамериканистов, посвященные культурологическому анализу "ибероамериканской цивилизации". Особенно интересна тема синтеза культур, соотношения традиции и инновации в латиноамериканском об-

I. См. например: Культура Аргентины. М.,1977: Общественная мысль развивающихся стран. М. ,1988: Политическая система общества в Латинской Америке. М.,19о2 ; Проблемы философии и культуры в Латинской Америке. М.,1583; Современные идеологические течения в Латинской Америке. М. ,1983; Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М.,1980; Шестопал A.B. Леворадикальная социология в Латинской Америке: критика концепций. М.,1981.

ществе, глубоко и.самобытно разработаш1ая Я.Г.Шемякины}/!, С.И.Семеновым*.

Большое значение, помимо теоретических исследований общего характера, ''имели информационные и аналитические обзоры, касающиеся последних событий в политической, экономической и общественной жизни Латинской Америки, в том числе - Аргентины и Чили, проблем перехода к демократии, . перспектив национального развития с точки зрения их влияния на сознание и психологию различных социальных слоев.^

Особый интерес представляли работы, анализирующие общественно-политические движения в Латинской Америке: их характер, природу, особенности, социальную базу, практическую деятельность. Специально необходимо выделить статьи Э.Е.Кузнецовой, посвященные новым социальным движениям континента, месту и роли .этих движений в процессе демократизации общества, расширении реальных возмокностей гражданского участия.^

1. Шемякин Я.Г. Латинская Америка: традиции и современность. И.,1937 ; Шемякин Я.Г. Межцивилизационное взаимодействие и процесс культурогенеза в Латинской Америке. - 11зег±с'а Ашег1сапз. Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М.Д994 ; Семенов СГ.Й. Пограничная культура во "Встрече миров". - 1Ъег1ов Атег1сопз.Механизмы культурообразования в Латинской Америке; Колесов М.С. Философия и культура Латинской Америки. Симферополь, 1991 ; Евразия - ЙЗероамерика: традиции-и модернизация /круглый стол/. - "Латинская Америка", Р 3, 1994, и др.

2. Латинская Америка 80-х годов: тенденции общественного .развития. М.,19£8, т.1 ; процесс демократизации в странах Юкной Амерши: реальность и перспективы. М.,1989 ; Латинская Америка: демократия и власть. М.,1991 ; Латинская Америка: вопросы идеологии и политической 1,шсли. М.,1991 ; Проблемы Латинской Америки. М., 1991-93, вып. 1-У ; Социальная и политическая ситуация в Латинской Америке. М.,1993, вып.7. 4

3. Латинская Америка: политические партии и социальные движения. М.,1993, т.1; Кузнецова З.Е. Ноше социальные движения в общественно-политической жизни Латинской Америки . - Латинская Америка 80-х годов: тенденции общест-. венного развития. М.,1988, т.1; Кузнецова Э.Е. Новые социальные движения. - Социальная и политическая ситуация в Латинской Америке, м.,1993, вып.7.

Непосредственно гуманистическое движение, его принципы и деятельность, стали темой отдельных публикаций в журналах "Латинская Америка", "Политические исследования", а также специального издания Московского Гуманистического клуба1. Основная цель этих публикаций,- дать.общее представление и краткую информацию о гуманистах, показать моменты, близкие программе Московского Гуманистического клуба, определить направления, возмшной совместной работы.

Кроме того, хотелось би-отметить; интересные.■ мнения и дискуссии по поводу гуманистичесной традиции в различных культурах, других направлений современного гуманистического движения и философии ненасилия, которые представлены в ряде отечественных^ публикаций.^.....•„• . / '

В латиноамериканской:историографии проблема новых социальных движений находится, прет^оственно в фокусе внимания политологов и социологов и рассматривается в неразрывной связи с такими вопросаш, как децснтрояйзащш государственной власти, укреплеиш локальной автономий, борьба с бедностью и маргинализацией тасаяешш..- V

Среди многочисленных публикаций на оту тему были выбраны работа, касающиеся в основном Аргектшш и Чили. Исследование чилийских социологов П.Матто и P.Kaini посвящено изучении понятия бедности и современному психологическому и социально-экономическому состоянию низших слоев

1. Коваль Б.И. Интернационал чедовекоуваяения. - "Латинская Мешка", Р 9* 1992 ; ГУ^азшстичесаио чтения. М., 1993 ; псковский 1уианис1'ичаша:8 клуб. Документы и материалы. М.,1992 ; ■ СъездJJjüsSMaiaics Интернешнл"- в Москве? - "Полис"» Ь 3, I.

2. Перспективы человека Укругяый стол/. -"OKCVP б, X99I ; Зтика ненасилия /материала международной конференции/.

- М. ,1991: Движение свободомыслящих? теория и практика. U.,1992 ; Ненасильственные движения я философия йена- .

• силия: состояние, трудности, перспективы /круглый стол/

- "Вопросы философии , fe? 8, 1992 ; 1\сейнов A.A. Этика ненасилия. - "Вопросы философии", ГЗ, 1992 s Лекторский В.А.. Идеалы и реальность гуманизма. - "Вопросы философии'.', Р 6, 1994 i Сагадеев А. Гуманизмв классической мусульманской мысли. - "ОНС", К? 4, 1994.

населения. По мнению авторов, повышается уровень минимальных притязаний традиционно беднейшей части населения Чили, вааное место в сознании лвдей начинает занимать социальная активность, участие во всевозможных низовых организациях.*

Женское.движение во всех его вариантах - от феминистского до квартальных комитетов - занимает важное место в работах социологов.^. При этом многие автора подчеркивают, что чисто политическая активность, традиционная для большей части кзиских организаций, постепенно ослабевает, и на первый план выдвигается работа на муниципальном уровне, в том числе - борьба за реальные права .женщин в повседневной жизни. .

Большое внимаииз современные исследователи уделяют проблеме-децентрализации власти и возионностям местной автономии, а такне процессу социальной адаптации деклассированных элементов и перспективам построения полноценного гражданского общества.®

В целом анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет .заключить, что проблема низовых социальных дви-зщггай. и эароздакщихся вместе с шши нового мировоззрения и политической ориентации весьма актуальна й -вызывает большой интерес исследователей.

1. -Matte. Р.L. Pobrasa en la década de loa 90 y desafíos

futuroa. - Estudios socialé3, N 75, 1993. ■

2. Valdég í. El, movimiento social de mujeres y la producción da conocimientos sobro la condiocion de la mujer.- Placso. Chile. Documentos de trabajo.Serie:

. Estudios aocialea, IT 43, 1993. Vargas Valente T. Movimiento de mujeres en America Latinas un réto para el anali3is y para la acción.-г Revista Paraguaya de Sociología, N77, 1990.

3. Calderón F., D03 Santos tí.R. Hacia un nuevo orden estatal en America Latina. - Revista Paraguaya' de sociología, В 77, 1990; Morales Ed., Pozo'H.,Rojas 3. Municipio, desarrollo local y sectores populares, т Placso, Chile, 1988.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введем ния, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во введении обосновывается актуальность теш и методология ее исследования, формулируются цели и задачи диссертации, предметно-тематические и хронологические рамки, дается характеристика источников и историографии проблемы.

В первой главе - "Мировоззрение Сило и гуманистическое движение" - в результате подробного анализа концепции "силоизма" автор приходит к выводу, что она представляет собой попытку синтезировать несколько глубоких и ярких идей западно-европейской философии XX века. Опираясь на хорошо разработанный теоретический фундамент, используя богатый практический опыт различных течений современной психологии, Сило стремится придать своим произведениям литературный блеск и концептуальную завершенность. Однако в контексте более глубокой культурно-философской традиции, частично прослеженной в диссертации, становится оче-вадной некоторая компилятивность и ограниченность позиции, что, по-видимому, в значительной мере определяется спецификой латиноамериканского опыта. Главное произведение Сило - трилогия "Очеловечить жизнь на Земле" - оставляет впечатление сборника эссеистских новелл, как бы нарочито опрокинутых в "безвоздушное пространство" неопровержимых истин, без упоминания других взглядов и имен, без полемики'с иными точками зрения..

Однако, после ознакомления с остальными книгами Сило, а также с лекциями и популярными брошюрами, его позиция . становится более ясной: дело в том, что любая традиция, имя или. особенности политической культуры интересуют его постольку, поскольку они интересны и знакомы массовому читателю. Ориентируясь в основном на массовое сознание и

создавая своего рода "политическую философию для масс", он осуществил незаурядную, даже талантливую компиляцию различных концепций человека, создал своеобразный экстракт психо-политологических и философских рассуждений о месте человека в мире, о смысле жизни, о кризисе современного общества, и придал этому сложному материалу популярную форму.

3 первой главе диссертации рассмотрена также история формирования и особенности собственно гуманистического /"силоистского"/ движения, его характер, структура, социальная база.

Автор считает, что в едеологии и деятельности гуманистического движения нашли отражение типичные для социальных течений этого типа ожидания и устремления, которые можно охарактеризовать как повышенное внимание к вопросам морали, этики, нравственным идеалам политики." В конечном счете "силоизм" - это попытка сформулировать общую для многих движений тенденцию к поиску внутренней духовно-политической опоры, своего места в сложном, противоречивом мире. Однако то, как реализуется эта тенденция, может вызывать.различные толкования.

Первые гуманистические кружки возникли в Аргентине под руководством Сило в середине 60-х годов и представляли собой вариант идеологии "новых левых", с неизбежным акцентом на мессианской роли новых поколений, на преимуществах "молодежной власти" и "молодежной культуры". Впоследствии эти группы видоизменились, в их мировоззрении все большее место стали занимать собственно гуманистические идеи, элементы философии ненасилия, интерес к конкретной человеческой личности, к политической жизни. Однако.некоторые черты контркультуры до сих пор играют здесь не последнею роль.

К середине 70-х годов из небольших кружков постепенно сформировалось гуманистическое движение - достаточно сложное, многоуровневое образование, которое, несмотря на сходство с новыми социальными движениями, в то же время

и сильно отличается от них более выраженным стремлением систематизироваться, организоваться, относительно четно определить себя как альтернативный склад мысли и альтернативный йш деятельности. "Силоисты" не избегают выхода на городской» национальный и международный уровень, и связанных с этим процессом бюрократических издержек и сложностей.

- Структура движения громоздка и довольно запутанна. Она представляет собой несколько вертикальных линий, или "советов", в основе которых находятся небольшие группы участников-активистов. Все члены связаны достаточно жесткой добровольной дисциплиной и строгой субординацией, однако эта внутренняя иерархия практически незаметна, ибо у всех участников доминирует чувство добровольной вовлеченности и личной свободы. В подобной структуре отразилась такая тенденция современного общественного,, преимущественно молодежного, сознания, как,стремление к предельной децентрализации и автономии, праву принимать самостоятельные решения на низовом уровне, к идейной и организационной мобильности, гибкости в отношениях с массами, / приоритету личных дружеских связей. Это позволяет сохранять "молодежный" психологический настрой участников, поддерживает уверенность в своих силах и в значимости, собственной инициативы. Строго говоря, Лучшей модели человеческих отношений многих лвдей, стремящихся к совместной и свободной реализации своих возможностей, мы Не • знаем, ибо все традиционные партии и движения /речь не идет о других низовых течениях/ как,правило подавляют, а не возвышают личность, деформируют дружеские связи, обюрокрачивают человека и его совместную деятельность, видят в активистах только функционеров.

Другой вопрос, как эта новая система человеческих связей воздействует на политическую ориентацию и поведение участников. Это особая тема.

Социальную базу движения составляют разнородные общественные элементы: отдельные представители интеллек-.

туальных профессий, мелкие служащие, студенты, аенщины, маргинальные й полу-маргинальные слои населения. Руководители в социальном отношении отличаются от простых участников: большинство из них в той или иной степени являются выходцами из обеспеченных семей среднего класса, имеют хорошее образование и возможность подчеркивать достаточно высокий уровень жизни.

Однако остальные участники движения принадлежа? а самым разным социальным группам и различаются по уровню образования, доходов, образу жизни, материальному положению. В целом в структуре представлен широкий спектр многочисленных'категорий среднего класса - о? низшей до ёыс-шей ступени. Кроме того, большинство "неорганизованных" сторонников движения /т.еу не состоящих в структура/, которые'работают в бедных кварталах крупных городов, сами являются представителями маргинальных н полумаргнналышх слоев населения.

Характерной чертой, объединяющей и' участников, и сочувствующих, является их принадлежность проимуществешго к молодежи. Поэтому молодежный характер, со всеми присущими молодежной субкультуре специфическими особенностями, определяют многие черты этого точения.

Заканчивая обзор вопросов, связанных с гуманистичен гам движением, автор отмечает, что доступность теоретической концепции, пестрота социального' состава, разнообразие форм и методов рзО'стп позволяет ему существовать в сашх разных сфэргк! в практике гуманистов есть элементы донского} экологического, молодежного, муниципального и другп;: дшпешШ. Областью применения своих сил участники этого течения считают все, что прямо не является политикой, но связано с социально-эконсшческими и психологический проблемам!, людей, с их политическими требованиями и ожиданиями.

У гуманистичзского движения î.îHoro недостатков: оно достаточно претенциозно и не всегда готово'к восприятию иных точен зрения, противоречиво, замкнуто, неохотно идет

на союз с другими силами, даже близкими по духу, не отличается терпимостью в оценке пестрого спектра социально-политической жизни. Оно не доверяет интеллектуальному, профессиональному началу, не относится к общественной деятельности как к искусству, что нередко проявляется в неоправданном высокомерии, уверенности в собственной непогрешимости. Такой подход содержит опасность формирования односторонней, "штампованной" личности.

В то же время, признавая известную ограниченность движения, нельзя не отдать должное благородству гуманистических устремлений, отразившихся в его теории и практике. В нашем противоречивом мире слишкбм много течений, открыто призывающих к насилию и жестокости, к забвению морали, нравственности, к господству самых низменных страстей. На этом фоне гуманистическое движение,'верное противоположным принципал, несет определенный этический потенциал, использует те интенции к человеческому, гуманному образу жизни, которые еще существуют в современном обществе. Можно надеяться, что эти позитивные элементы возобладают в теории и реальной жизни движения и в будущем позволят ему влиться в общечеловеческую культурную традицию.

Во второй главе - "Гуманистические партии: теоретические- принципы и практическая деятельность" - анализируются структура, идеология, программные установки гуманистических партий, практическая работа с населением /на примере Аргентины и Чили/, а также международная деятельность, в том числе в Вэссии. ...

Эти партии представляют собой одну из разновидностей политических образований "новой волны", ставших своеоб-? разной реакцией на кризис устаревших представительных систем,' выражением усиливающегося недовольства широких слоев общества уровнем демократизма, идейными ориента-циями традиционных партий, их бюрократизацией, сближением с государственной сферой и отчуждением от гражданского общества. '

Бурное развитие новых социальных движений в последние десятилетия вызвало к жизни и этот тип партий, воплотивших в своей теории и практике принципиально иной, по сравнению с традиционным, подход к вопросам общественно-политической жизни и правилам политической игры, характерной чертой которого можно назвать видение политики в человеческом измерении.

■ Этому новому мировоззрению соответствует своеобразный стиль политической деятельности партий-движений, ориентация на широкое и непосредственное участие своих сторонников в партийной жизни. Мобильная, гибкая и менее централизованная организационная модель обеспечивает эффективную связь "снизу вверх", предусматривает высокую степень вовлеченности рядовых членов партии в процесс принятия решений.

Гнетущая популярность "партий новой волны" на фоне падения престижа традиционных политических структур свидетельствует о важных изменениях в жизни современного общества. Поэтому изучение нового типа общественно-политических организаций, нередко весьма отличающихся от описанного выше варианта своей ролью в большой политике, характером социальной базы и уровнем массового участия, кажется тем не менее необходимым для понимания глубинных процессов, происходящих в мире и личности отдельного человека.

Первые гуманистические партии образовались в 1984 году в Аргентине и Чили.'Их организаторами стали последователи Сило, стремившиеся перенести основные принципы его теории в сферу политики. В 1989 году во Флоренции состо- . ялся I Конгресс гуманистических партий, учредивший Гуманистический Интернационал.

Принципиальным теоретическим вопросом для гуманистов является вопрос о месте, назначении и функциях правового-государства и традиционных партий в современном обществе. Традицию отношения к различны,! социально-политическим институтам и проблемам общественной жизни основал сам Сило в своих основных работах ; кроме того, эти теш неодно-

кратно обсуждались на международных конференциях и конгрессах гуманистических партий.

Национальное государство гуманисты рассматривают как. устаревший социально-политический институт, препятствующий гармоничному развитию общества, экономическому и культурному сближению разных стран. Кризис традиционных государственных образований стал очевидным фактом современной жизни: сложное, многоуровневое общество нуждается в принципиально новых подходах к решению своих проблем, . в гибких, маневренных социально-политических институтах, ' построенных на совершенно иных основах - на уважении к правам личности, в том числе и к праву каждого гражданина реально участвовать в осуществлении властных функций, на признании децентрализованной фОрш управления наиболее эффективной, на постепенной Ликвидации бюрократического аппарата и внедрении элементов саморегулирования.

В связи с этим неизбежно возникает вопрос об особенностях современной демократии и о роли гражданина как самостоятельного 'члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то левремя несущего перед ним ответственность за все свои действия. Конфликт демократии формальной и реальной можно разрещить, по мнению гуманистов, только путем введения альтернативной формы народного' представительства - демократии участия, с да- , роким использованием референдума, плебисцита-и практики прямого избрания кандидатов. "Демократия на коммунальном уровне", с опорой,на естественное,- роидающееся в народе и потому исключительно действенное самоуправление отдельных ячеек общества является, с точки зрения гуманистов, идеалом социальной жизни. . \

Рассматривая идеологию гуманистических партий, необходимо отметить, что их теоретические построения,не отличаются особой законченностью и глубиной, а предлагаемые "рецепты" спасения общества во многом схематичны. В то же время, если абстрагироваться от наивных социально-политических конструкций и рассмотреть сущность основных идей

"силоизма" в контексте общечеловеческих проблем, станет очевидной озабоченность теми же вопросами, которые волновали политическую и философскую мысль на протяжении столетий и не потеряли свою актуальность в настоящий момент, Государство, и личность, личность и общество - ¿каковы их взаимоотношения, и степень влияния друг на друга, как добиться гармонии между свободой и ответственностью, и возможна ли она в принципе, насколько значима роль отдельной личности в спасении всей человеческой культура -эти проблемы не являются беспочвенной вццумкой группы теоретиков, они поставлены самой жизнью в эпоху кризиса-массового сознания.

Предлагая свой вариант решения, назревших конфликтов, гуманисты воспроизводят социально-психологические ожидания определенных слоев общества. Необходимо отметить, что наиболее привлекательной чертой их теории и практики является обращение к личности человека, и, по-видимому, именно акцент на свободе, самостоятельности и творческой инициативе каждого гражданина, на его самоценности, в противовес "государственному" подходу, импонирует тем слоям общества, которые особенно остр ощущают потребность в глубоком самовыражении.

В то яв время нельзя но отметить, что характерная для идеологии гуманистов явная направленность в сторону част-1шх интересов, увлечение самостоятельными, независимыми о? государства общественными института!,!!!, выступает подчас как пренебрзаешш другой стороной жизнедеятельности общества - той, которая связана с понятием государственных интересов как интересов надличностных, антииндивидуальных. Однако без признания важности этого долюса не может нормально функционировать общество и гармонично развиваться индивидуальность человека. Основная проблема заключается в том, чтобы найти пути сохранения равновесия между государством и обществом, обеспечить разумное сочетание потребностей личности и принципов, поддерживающих стабильность всей системы. Нарушение этого баланса в

ту или иную сторону может привести к непредсказуемым, трагическим последствиям и для общества в целом, и для отдельных людей.

Экономические взгляды гуманистов не выходят за рамки вполне традиционных для альтернативных левых течений представлений, на которые существенно повлиял наметившийся в большинстве латиноамериканских стран, в том числе в Аргентине и Чили, переход к принципам неолиберализма. Издержки "свободной рыночной экономики", выражающиеся в политике тотальной .приватизации государственных предприятий и создании благоприятных условий для иностранных ин- . вестиций, в сокращении социальных программ, ускорении процесса маргинализации, вызывают резкое неприятие гуманис-? тов. Они выступают за выработку продуманной антиинфляционной программы, за обеспечение государственной поддержки наименее обеспеченным слоям населения, за проведение, реформ в области здравоохранения, образования, налоговой системы, военной службы, введение новых моделей экономического самоуправления. Понимая невозможность в настоящее время добиться кардинальных изменений в экономике, гуманисты считают своей приоритетной задачей всемерное развитие хозяйственной инициативы на низовом уровне, что должно стать необходимым подготовительным этапом в ориентации -социально-экономической жизни по гуманистическому пути.

Практическая деятельность гуманистических партий и движения /в данном случае между ниш нет существенных расхождений/, рассматривается в диссертации на примере Аргентины и Чили, поскольку именно в этих странах "си-лоистское" течение добилось наибольших результатов.

Практика гуманистов развивается в нескольких напра- . влениях, сохраняя элементы различных социальных течений /женского, экологического, дискриминируемых меньшинств, и т.д./.Однако объединяющим для всех началом является, о одной стороны, идеология "силоизма", общие принципы и формы работы, характерный стиль социального поведения, С дру-

гой - тактическая установка усилить деятельность на местах, расширить ее возможности, укрепить влияние в массах.

С начала 90-х годов первоочередной задачей и для партий, и для движения стало смещение акцента с работы главным образом в. структуре и для структуры на низовую социальную практику, на создание многочисленных локальных "очагов влияния", развитие инициативы "снизу". В настоящее время основная цель гуманистической практики - укрепиться на муниципальном уровне и оказывать влияние на районные власти ; основное содержание работы - поддержка беднейших, главным образом маргинальных, слоев населения, защита их интересов перед городской администрацией. Особенно успешно это направление развивается в Сантьяго /Чили/, где алькальдом одного из городских районов стал член гуманистической партии и участник движения Пабло Вер-гара, что дает реальную возможность создать на уровне муниципалитета базу гуманистической практики.

В диссертации анализируются также общие вопросы, связанные с международной деятельностью гуманистических партий и движения, в том числе основные итоги 1-го Конгресса Гуманистического Интернационала /Флоренция, 1989 г./, конференции гуманистических партий /Москва, 1992 г./, и П-го Конгресса Гуманистического Интернационала /Москва, 1993 г./;

Официальные документы, ставшие результатом этих встреч, многочисленные неофициальные выступления самих участников, обсуждения и споры вокруг острых проблем социально-политической гшзни дают основание полагать, что этика ненасилия стала лейтмотивом идеологических, политических и экономических программных требований международной организации гуманистов, признавшей наиболее важным направлением своей деятельности поддержку реальной демократии, последовательную борьбу против расовой, религиозной, культурной и психологической дискриминации, нарушений прав человека, экономического и политического давления, против авторитаризма во всех сферах общественной жизни.

Совершенно особым'моментом в международной деятель-

ности гуманистов стала Россия. В диссертации анализируются особенности "российского" периода в жизни движения и возможности развития гуманистических тенденций, даемся оценка роли Московского Гуманистического клуба как встречной инициативы московских ученых, общественных деятелей.

В то же время отмечается, что деятельность последователей Сило в России не избежала типичных недостатков, свойственных всему движению и особенно заметных в контексте иной культурной и психологической традиции. Распространение гуманистических взглядов нигде, а особенно в России, нельзя сводить к монотонным и довольно примитивным рассундениям о насилии, страдании, экологическом здоровье и т.д. Те, кто сочувствует гуманистической ориентации, тянутся к серьезным практическим делам, самостоятельным и ответственным решениям.

Основной вывод, который, как представляется, могли бы сделать гуманисты на основании собственного опыта -это отказаться от стремления выработать какие-то общие рецепты, штампы, обязательные для воспроизведения во всех странах, большее внимание уделять национальной, социально-психологической и политической специфике каждой страны, ее культурным традициям,

В заключении подведены итоги работы. Основным выводом, к которому приходит автор, заканчивая исследование идеологии и практики сторонников концепции Сило, является следующий: это движение представляет собой одно из проявлений кризиса современной цивилизации и несет на себе печать тех достоинств и недостатков, которые свойственны массовому сознанию в "роковые минуты" общественной жизни. Ярким положительным моментом концепции Сило является уважение к личности человека, провозглашение жизни высшей ценностью по сравнению с любой теорией, верность принципам активного и творческого ненасилия. Идея освобождения и глубокого преобразования человека на.пути к гармонии и счастью близка подлинно гуманистической за- .

падно-европейской и русской культурно-философской традиции.

В то же вр^мя необходимо отметить, что"силоистская" концепция достаточно интересна и своеобразна только в качестве одной из многочисленных теорий, одной из версий понимания мира и человека, и с этой точки зрения она выражает определенную долю истины. Но те же самые идеи представляются односторонними, когда заявляют о себе как об универсальном ответе на все загадки жизни.

Философия Сило послужила естественным и удобны.! материалом для создания гуманистического движения - неформального, неполитического, неклассового, альтернативного общественного течения, в идеологии которого большую роль играют морально-этические категории, акцент на свободе и независимости отдельной личности.

Движение еще нельзя назвать окончательно сформировавшимся, оно находится на этапе становления, и его дальнейшее поступательное развитие во многом зависит от способности руководителей и рядовых участников творчески использовать конструктивные моменты своей теории и практики.

Гуманистические партии, среди которых особенно выделяются Чилийская, Аргентинская, Итальянская, Испанская, объединяют наиболее передовую, образованную, заинтересованную в политической деятельности часть последователей Сило. Их программные установки довольно расплывчаты, проникнуты идеями активного ненасилия, антиэтатизма, критикой современной партийно-политической системы. Это голос того населения, которое не находит своей интерпретации в рамках представительной демократии, но стремится проявлять социальную активность, используя другие возможности для самореализации.

Влияние гумг—истических партий в политической жизни отдельных стран невелико: они представляют собой элемент нового, только зарождающегося гражданского общества; основанного на идеях демократии участия, экономического саморегулирования, принципиальном уважении к отдельной

личности.

В то же время в повседневной.практике гуманистов не редки случаи проявления сектанства, доктринерства и даже авторитаризма, что несовместимо с выработкой конструктивной линии поведения, творческим ростом, адекватным отражением реальности.

• : Подводя итог сказанному, хочется отметить, что только внутренняя открытость, установка на подлинную терпимость и взаимопонимание, талант к позитивной, творческой дискуссии, к восприятию всего лучшего, что существует в теоретическом и практическом опыте других партий, общественных течений, социально-политических организаций, -только такой подход является действительно современным и поможет, в конце концов, выйти на свою неповторимую дорогу.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях:

"I. О философских взглядах Сило./краткий обзор/. М., 1992, - I п.л.

2. Опыт популяризации в работах Сило. - Гуманистические чтения. М., 1993.

Подписано в печать 14.03.95г. Заказ 24. Тирах 100.

УОН ИЛА РАН Г13035 Москва, Б.Ордынка,2Г.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Дьякова, Людмила Владимировна

§ I. Новые социальные движения в мире и Латинской Америке. Возникновение гуманистического движения.

§ 2. Мировоззрение Сило.

§ 3. Характер, особенности, структура и социальная база гуманистического движения

ГЛАВА Д. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НШЩШЗЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ I. Программные установки гуманистических партий

§ 2. Практическая деятельность гуманистических партий и гуманистического движения /на примере Чили и Аргентины/.

§ 3. Международная деятельность гуманистических партий. Гуманистические кружки в России.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Гуманистическое движение в Аргентине и Чили"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Ясперс К. Смысл и назначение истории, с.445.

 

Список научной литературыДьякова, Людмила Владимировна, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Работы Мащо Родригеса Кобоса /Сто/ и деятелей гуманистических партий и движения

2. Silo, La curación del sufrimiento. Ed, en 1991, Silo, Experiencias guiadas, BsAs,, 1991*

3. Silo. Encuentro de Centroamerica, Id, en 1991, Silo. Humanizar la Tierra, Id, en España, 1989. Silo, Mitos raices universales. Bs.As,, 19.91.

4. Van Doren H. Exordio del poder joven. Santiago, Chile, 1971, Van Doren H. Manual del poder Joven, Santiago, Chile, 1971,

5. Официальные документы гуманистических партий и гуманистического движения

6. Conversación del Coordinador con los orientadores del consejos Beta» Omega, Ipsilon. Mendoza, 4-5 de Septiembre,1994.

7. Documentos de CQBIHÜ. Santiago, Chile, 1991-93.

8. Hojas de barrios" "Fortin Mapocho" "La tercera"

9. Издания Московского Гуманистического клуба Гуманистический Интернационал. Документы и материалы. М., 1992, Московский Гуманистический клуб. Документы и материалы. М, ,199* Opción Humanistas ensayos, debates, entrevistas. M,, 1993,

10. Материалы социологических исследований

11. Crisis urbana, descentralización j municipalidades, Rev. Cuadernos del CLAEN (Uruguay). 1989, N 51.

12. Descentralización y políticas sociales. Rev, ОХЩЬШ (Chile), 1991, H 31*

13. Mujeres ¿jóvenes: vencidas por la vida? lev* Mensaje,- -¿а1. Chile), 1990, Ж 393.

14. Municipio j organizaciones vecinales en Chile, Rev. IULA -GSDCADEL. Cuadernos de desarrollo local (Ecuador), 1990, N4.

15. Santiago dos ciudades, Análisis de la estructura socio-economica espacial del gran Santiago, Centro de Estudios del Desarrollo. Chile, 1990.

16. Ser muher en sectores populares urbanos, FLACSO.(Chile), Espacio y poder, 1987.

17. Vivienda, fierra urbana j servicios básicos para sectores pobres en America Latina (1990). Rev* IULA-CELCADEL. Cuadernos de Desarrollo local (Ecuador), N 4, 1990.

18. Материалы периодических изданий.

19. ClarinH, 1993-94 "La Epoca", 199111 mensaje cristiano para el mundo de hoy", 1993-94

20. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. Проблема человека в западной философии, М., 1988.

21. Красин Ю.А. Революционный процесс современности: теоретические очерки. М., 1981. Камю А. Грунтующий человек. М., 1990. Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990.

22. Лейпхарт А, Демократия в многосоставных обществах, "Полис",1992, т 1-2, 3, 4.

23. Липсет 0. Третьего пути не существует: перспективы левых движений. "Полис", 1991, Р 6.

24. Маритен I, Краткий очерк о существовании и существующем. -Проблема человека в западной философии. М., 1988.

25. Массовые движения в современном обществе. М., 1990.

26. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.,1993

27. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Эстетика, философия, культура. М., 1991.

28. Ортега-и-Гассет X. Старая и новая политика. "Полис", 1992, Р 3.

29. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени. Что такое философия. М., 1991.

30. Шошт Д. Некоторые типы характера и общество. "Социс",1993, -HP 3-5.

31. Салмин A.M. Современная демократия: генезис, структура, культурный конфликт. М,, 1992.

32. Салмин A.M. Современная полития под знаком Аристотеля. -"Полис", 1992, Р 5-6.

33. Cea Л. Философия американской истории. М., 1984.

34. Сартр 1.П. Человек и его ценности. 4.1. М., 1988.

35. США глазами американских социологов: политика, идеология, массовое сознание. М., 1988.

36. Nacion", 1993-94 "II Pais", 1991-92

37. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

38. Адорео Т. Типы и синдромы. "Социс", 1993, Р 3.

39. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии^ "Полис", 1992, Р 4.

40. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978.

41. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990.

42. Бердяев H.A. Теософия и антропософия в России. М., 1991.

43. Буржуазное общество в поисках стабильности. М., 1991.

44. Бурлацкий §.М., Галкин A.A. Современный Левиафан. М., 1985.

45. Васильев М.И. Партии, движения, политические силы попытка деконструкции. - "Полис", 1992, Р 5-6.

46. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

47. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

48. Гаджиев К.С. Конец европоцентристского мира и новая конфигурация геополитических сил. "Европа и мир", М., 1992, вып. I.

49. Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М., 1991.- 161

50. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

51. Турэн А. Что означает демократия сегодня? "Международный журнал социальных наук", 1991, P I,§ранкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.§рейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. M., 1989.

52. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1988.

53. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Проблема человека в западной философии. M., 1988.

54. Шмачкова Т.В. Мир политических партий. "Полис", 1992 Р 1-2,

55. Юнг K.F. Проблемы души нашего времени. M., 1994.

56. Ясперс К. Духовная ситуация времени. Смысл и назначение истории. M., 1991.

57. Almond G., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, 1963.

58. Ball T. Party Ins Political Innovation conceptual change. Cambridge, 1989.

59. Pye b#W. Political Science and crisis of Authoritarism. -"American Political Science Rewu'V, 1990, N I.1. Литература

60. Григулевич И.Р. Латинская Америка: церковь и революционное движение i960 1980. М., 1988. Гуманистические чтения. М., 1993.

61. Гусейнов A.A. Понятия насилия и ненасилия. "Вопросы философии", 1994, № 6.

62. Гусейнов A.A. Этика ненасилия. "Вопросы философии", 1992,1. Р 3.

63. Коваль Б.й. Интернационал человекоуважения. "Латинская Америка1,1 1992, Р 9.

64. Коваль Б.й. Рабочее движение в Латинской Америке. М., 1979. Коваль Б.й., Семенов С.И., Шульговский А.Ф. Революционный процесс в Латинской Америке. М., 1979.

65. Колееов М.С. Философия и культура Латинской Америки. Симферополь, 1991.

66. Латинская Америка 80-х годов: тенденции общественного развития* М., 1988, тЛ; I., 1989, т.2.

67. Латинская Америка в меняющемся мире: материалы международной конференции^ М., 1991.

68. Латинская Америка: вопросы идеологии и политической мысли. М., 1991.

69. Латинская Америка: демократия и власть. М., 1991. Латинская Америка: новые реалии 90-х годов. М., 1992. Латинская Америка: политические партии и социальные движения. М., 1993, т.1.

70. Общественная мысль развивающихся стран. М., 1988. Перспективы человека /дискуссия/ "ОНС", 1991, Р 6. Политическая система общества в Латинской Америке. М., 1982, Посконина Л.С. Латинская Америка: критика леворадикальных концепций. М., 1988.

71. Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? М., 1992.

72. Проблемы антиимпериалистической борьбы. М., 1988. Проблемы Латинской Америки. М., 1991-93, шп.1-9. Проблемы философии и культуры в Латинской Америке. М., 1983. Процесс демократизации в странах Веной Америки: реальность и перспективы. М., 1989.

73. Сагадеев А. Гуманизм в классической мусульманской мысли.1. ОНО", Р 4, 1994.

74. Семенов С.й. Пограничная культура во "Встрече миров". -Iberica Americans.Механизмы культурообразовшияв Латинской Америке. М., 1994.

75. Слинько А.А. Формирующаяся цивилизация? "Латинская Америка", X f 3 •

76. Современные идеологические течения в Латинской Америке. М., 1983.

77. Социальная и политическая ситуация в Латинской Америке: аналитический обзор. М., 1993, вып. 7. Социальные сдвиги в Латинской Америке. М., 1986. Степанянц М. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре. "ОНС", 1994, Р 4.

78. Хорос В. Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М., 1980.

79. Шемякин Я.Г. Латинская Америка: традиции и современность. М., 1987.

80. Шемякин Я.Г. Межцивилизационное взаимодействие и процесс культурогенеза в Латинской Америке. Iberica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М., 1994, Экономическая и политическая ситуация в Латинской Америке. М., 1990.

81. Этика ненасилия: материалы международной конференции. М., 1991- 165

82. Южная Америка: общественно-политические движения. М., 1989.

83. Benapres В. A. Contribuciones para una discucion sobre la ruta de cambio de la sociedad chilena, * Estudios sociales, 1993$ Ж 75.

84. Borja 3?., Valdes Т., Pozo H, Descentralización del Estado. Movimiento social y gestión local. PLACSO (Chile), 1987»

85. Calderón P,, Dos Satos ffi.H, Hacia un nuevo orden estatal en América Latina, Bevista Paraguaya de Sociologia, 1990, N 77.

86. Castillo J, Estado, capital y conflicto social, DOXA. Cuadernos de Ciencias Sociales, Bs.Ss., 1993/94, Ж 9/Ю.

87. Correa B,, Cardoso P. Movimientos sociais na America Latina. Revista Brasileira de Ciencias Sociais, 1987» voll, N 3»

88. Gimenez G. Apuntes para una teoria de la identidad nacional» ~ DOXA, Cuadernos de Ciencias Sociales. Bs.As., 1993/94, Ж 9/10.

89. Hedges J. Derechos humanos y democratización en la Argentina. -DOXA. Cuadernos de Ciencias Sociales. Bs.As,, 1993/94, Ж 9/Ю

90. Martin Baus D. Acerca de la constitución de identidades sociales^ DOXA. Cuadernos de Ciencias Sociales, Bs.As,, 1993/94, Ж 9/10.

91. Matte P.L., Camhi R.P. Pobreza en la década de los 90 y desafios futuros, Estudios sociales, 1993» N 75,

92. Morales J»d,, Pozo H., Rojas S, Municipio, desarrollo local y sectores populares, FLAGSO (Chile), 1988,

93. Participación, cotícentracion y partenariado, la descentralización del estado en una perspectiva local, FLACSO, (Chile), Documentos de trabajo. Series Estudios sociales, 1992, 3$ 35*

94. Santiago dos siudades. Análisis de la estructura socio-economica del gran Santiago. Centro de Estudios del Desarrollo. Chile, 1990,

95. Thwaites M.C. Las paradojas de una contradicción, DOXA. Cuadernos de Ciencias Sociales. Bs.As., 1993/94, N 9/10,

96. Yaldep f. El movomiento social de mujeres y la producción de conocimientos sobre la condicion de la mujer, FLACSO(Chile). Documentos de (Prabajo, Serie: Estudios sociales, 1993, N 43.

97. Yalente Vargas V, Movimiento de mujeres en America Latina: un reto para el analisis y para la acción. Revista Paraguaya de Sociología, 19901 N 77.