автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Гуманитарная безопасность современного российского общества

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Маслова, Мария Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Гуманитарная безопасность современного российского общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманитарная безопасность современного российского общества"

На

Маслова Мария Валерьевна

ГУМАНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОДЕРЖАНИЕ, РИСКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2013

005059165

Диссертация выполнена на кафедре «Философия, социология и история» Российской открытой академии транспорта МИИТ.

Научный руководитель: Курочко Михаил Михайлович

кандидат философских наук, доцент

Официальные оппоненты: Бузук Геннадий Леонидович - доктор философских наук, профессор

Кафтан Виталий Викторович - доктор философских наук, доцент

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского"

Защита состоится «¿5» МАЙ_2013 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (Д- 212.155.08) при Московском государственном областном университете (105005, г. Москва, ул. Радио, 10а).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по указанному адресу, а также на сайте МГОУ: www.mgou.ru. а также на официальном сайте ВАК РФ: http: vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «23 » 0Ц 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор

Я.В.Бондарева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Современный мир становится все более динамичным и в тоже время довольно неопределённым. Сложившиеся модели социального мироустройства претерпевают существенные изменения практически на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности общества. Все чаще приходится слышать о гуманитарной угрозе, гуманитарной катастрофе, гуманитарных операциях в том или ином регионе мира. Данные тенденции усиливаются завершением проекта Модерн, кризисом мировой капиталистической системы, процессами глобализации, крушением ряда социальных систем, например, Советского Союза, названного Президентом РФ В.В. Путиным самой страшной геополитической катастрофой XX века. При этом наблюдается определенное противоречие: чем больше говорят о безопасности, тем меньше остается возможностей для ее реализации. Понятие же гуманитарной безопасности все чаще используется для прикрытия прямой интервенции иностранных государств и их активного вмешательства во внутренние дела суверенных государств. При этом сам человек оказывается всего лишь средством для реализации социальными субъектами глобальных социально-политических, экономических и духовно-нравственных программ.

Тотальная абсолютизация прав человека, как правило, без их взаимосвязи с обязанностями, использование их в качестве всестороннего регулятора общественных отношений часто ведет к разрушению социальных систем, которые в свою очередь выступают средой и условием существования человека. Примером здесь могут служить события, связанные с волнами «цветных» революций и гражданских столкновений в Ливии, Сирии, на Ближнем Востоке и на постсоветском пространстве. Подобные тенденции, хотя и в меньших масштабах и степени интенсивности, наблюдаются и в современном российском обществе.

Более конкретно актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, потребностью социально-философской рефлексии глобально-антропологического кризиса, который характеризуется утратой идентичности современного человека и ориентиров своего социального бытия, когда старые антропологические модели не работают, они дискредитированы или утратили свой потенциал развития.

Во-вторых, важностью понимания все большего смещения социальной борьбы в современном мире в гуманитарную плоскость, в культурно-историческое и социальное идентификационное пространство формирования и развития человека.

В-третьих, целесообразностью анализа кризиса непосредственно России на гуманитарном уровне, вызванного крушением Советского Союза как субъекта истории, и незавершённого процесса идентификации практически во всех сферах жизнедеятельности современного российского общества, который приводит к противостоянию нескольких антропологических парадигм: советского человека, «нового русского», либерального человека, экономического человека, человека традиции и

др.

В-четвертых, необходимостью осознания важности защиты гуманитарной составляющей общества не только российской элитой, но и общественными организациями и государственными структурами, а также готовностью всех субъектов общественного развития противостоять агрессивным воздействиям угроз на гуманитарную сферу как важнейшую часть общества и элемент цивилизационной и духовной идентичности российского социума.

Таким образом, изучение гуманитарной безопасности современной России приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с вопросами не только сохранения российской государственности, но и с проблемами её исторического развития и бытия.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе гуманитарная безопасность предстает в качестве составного элемента безопасности в современном мире, активно изучаемой практически во всех странах. Более конкретно представление об уровне социально-философского осмысления проблемы гуманитарной безопасности современного российского общества можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

К первой группе относятся источники, в которых анализируется непосредственно проблема безопасности, некоторые подходы к выявлению её сущности, структуры, типологии, функции. Здесь необходимо выделить работы H.A. Бердяева, М.С. Восленского, К. Лаваля, Ж.О. Ламетри, К. Лэша, А.Н. Савельева, Ф. Фукуямы, Д. Харви, в которых исследуется сущность гуманитарной безопасности, её отличительные особенности по отношению к другим типам и видам безопасности, характер связи гуманитарной безопасности с безопасностью государства, общества, а также взаимовлияние гуманитарной безопасности с безопасностью различных типов по сферам жизнедеятельности общества1.

Важную часть источников по проблематике безопасности представляют работы К.Г. Лууна, Э.Н. Люттвака, Я. Мариджнизера, H.A. Нарочницкой, Д. Рашкоффа, Д.Б. Яневского и др., в которых исследуется феномен искусственного хаоса и кризиса, разрушающего среду обитания человека в конкретном обществе2.

1 См.: Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи //Философия свободного духа. М., 1994; Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991; Всеобщая декларация прав человека. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml; Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. М., 2010; Ламетри Ж.О. Человек-машина. М., 1983; Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002; Савельев А.Н. Мятеж номенклатуры. Москва 1991-1993. М., 1995; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004; Харви Д. Краткая история неолиберализма. М., 2007.

См.: Луун К.Г., Мариджнизер Я. Доктрина гуманитарной войны. http://www.spectrezine.org/war/humanitarian.htm; Люттвак Э.Н. Государственный переворот: практическое пособие. М., 2012; Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека /под ред. H.A. Нарочницкой. СПб., 2008; Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003; Яневский Д.Б. Хроника «оранжевой» революции. Харьков, 2005 и др.

Среди отечественных исследователей особое место занимают исследования С.С. Хоружего, разработавшего концепцию энергийной антропологии, направленную на преодоление современного общего антропологического кризиса1.

Данная группа работ выступает методологическим основанием уяснения сущности и содержания гуманитарной безопасности России в современных условиях.

Вторую группу источников образуют работы, связанные непосредственно с вопросами обеспечения гуманитарной безопасности России. Это, прежде всего, законодательные акты, посвященные проблемам безопасности личности, общества, государства России, в которых закреплены итоги научного осмысления указанных проблем2.

Весомый вклад в решение вопросов гуманитарной безопасности внесли работы отечественных учёных С.А. Вершилова, Б.И. Каверина, Ю.Я. Киршина, В.И. Мар-ченкова, P.M. Тимошева, С.А. Тюшкевича, Р.Г. Яновского и др.3 Представляет интерес в данной области и деятельность Фонда «Наука XXI», Военно-философского общества национальной ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации «Мегапир», в рамках которой осуществляются исследования вопросов безопасности личности, общества и государства современной России4.

Указанные работы выступают основой анализа сущности и особенностей гуманитарной безопасности России в условиях процессов глобализации.

Третью группу источников образуют работы, связанные с выявлением современных вызовов, угроз и рисков гуманитарной безопасности, как на международном уровне, так и непосредственно на уровне жизнедеятельности самой России. К ним следует отнести работы, связанные с определением понятия и сущности риска (А.Д. Альгина, П. Берстайна, A.A. Быкова, C.B. Кортунова, A.B. Мозговой, Н.В. Мурзи-на)5, его роли в обществе (У. Бека, Э. Гидценса, Н. Лумана, П. Штомпки)1.

1 См.: Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М., 2010; Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте /под ред. С.С. Хоружего. М., 2010.

2 См.: Федеральный Закон РФ «О безопасности» (1992 г.); Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.); Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (1994 г.) и др.

3 См.: Вершилов С.А. Культура военной безопасности социума конца XX - начала XXI веков в зеркале социально-философского анализа: монография. Краснодар, 2011; Каверин Б.И., Тюшкевич С.А. Мировоззрение как духовная опора общества и путеводитель //Военно-философский вестник. № 5, 2011. С. 15-24. Киршин Ю. Я. Войны локальных цивилизаций: история и современность. Клинцы, 2009; Тимошев P.M. Противодействие процессам межэтнической и межконфессиональной конфликтности //Безопасность России - 2010. Экспертно-аналитическое обозрение. М., 2009; Тюшкевич С.А. Борьба за огонь. М., 2010; Марченков В.И. Национальная безопасность России в гуманитарном измерении //Безопасность России - 2010. Экспертно-аналитическое обозрение. М., 2009; Яновский Р.Г. Социальная безопасность и патриотизм как основания конструктивной динамики гуманитарных перемен // Безопасность Евразии = Security & Eurasia. 2008. № 3.

4 См.: Личность, общество и государство в современной России: коллективная монография /под ред. С.А. Тюшкевича. М., 2009.

5 См.: Альгин А.Д. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989; Быков A.A., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности века, общества и природы. М., 1995; Риск в социальном пространстве /под ред. A.B. Мозговой. М., 2001; Кортунов C.B. Становление политики безопасно-

Особенности реализации некоторых гуманитарных технологий на различных уровнях российского общества раскрыты в работах С. Амина, Ю.В. Громыко, М. Калашникова, С.Г. Кара-Мурзы, Ю.В. Крупнова, В.Ю. Крашенинниковой, М. Кре-вельда, М. Маффесоли, X. Ортеги-и-Гассета, А. Парфрея, А.И. Уткина2.

Дж. Грей, В.А. Гусейнов, Н. Хомский3 в своих трудах показывают каким образом глобальный уровень вызовов, угроз и рисков актуализируется процессами глобализации, а также то, что внешние и внутренние социальные процессы всё более взаимно определяют друг друга.

Данная группа работ актуализирует значение и своевременность обращения к проблеме гуманитарной безопасности современной России путём выявления опасностей разного уровня данному феномену и определения мер противодействия им.

К четвертой группе следует отнести труды К.А. Аксакова, A.A. Аузан, С.Б. Богоявленского, Н.В. Михалкина, М.З. Юрьева и др.4, в которых исследуются особенности функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, анализируются различные проблемы, связанные с повышением её эффективности, что позволяет в целом выделить основные черты именно гуманитарной безопасности России в условиях современного миропорядка.

Заслуживают внимания работы Б.Н. Бессонова, A.A. Кара-Мурзы, Н.П. Кириллова, В.В. Кожинова, O.A. Матвейчева, Г.В. Осипова, A.C. Панарина, C.B. Перевезенцева, К.Н. Соколова, А.Ю. Шеманова, А.И. Яковлева, в которых анализируется динамика гуманитарной безопасности России в современных условиях под влиянием различного рода внешних и внутренних условий и факторов, обозначены наиболее приемлемые для современной России основные меры и направления укрепления данного духовного феномена как социального явления .

сти: Формирование политики национальной безопасности России в контексте глобализации. М., 2003.

1 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000; Giddens A. Fate, Risk and Security //Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge, 1991; Jly-ман H. Понятие риска//THESIS. 1994. № 5; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

2 См.: Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. М., 2007; Громыко Ю.В. Оружие, поражающие сознание, - что это такое? //Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? //Россия. 2010. http://www.df.ru/~metuniv /consor/title.htm; Калашников М., Крупнов Ю.В. Гнев Орка. Америка против России. М., 2007; Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М., 2007; Крашенинникова В.Ю. Россия - Америка: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М., 2007; Кревельд М. Трансформация войны. М., 2005; Maffesoli M. Apocalypse. Paris: CNRS Éditions, 2009; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. M., 1991; Парфрей A. Культура времен апокалипсиса. Екатеринбург, 2005; Уткин А.И. Американская империя. М., 2004.

См.: Грей Дж. Поминки по Просвещению. М., 2003; Гусейнов В.А. Современная «философия интернационализма» //Независимая газета. 2001. 7 июля; Хомский Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. М., 2003.

4 См.: Аксаков К.А. Государство и народ. М., 2009; Аузан A.A. Национальные ценности и модернизация. М., 2010; Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах. СПб., 2010; Михалкин Н.В. Народ и власть в системе национальной безопасности России. М., 2006; Юрьев М.З. Третья Империя. Россия, которая должна быть. СПб., 2007 и др.

5 См.: Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М., 2006; Кара-Мурза A.A. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М., 1995; Ко-

Проведенный автором анализ состояния и степени разработанности исследуемой научной задачи позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных гуманитарной безопасности, многие вопросы требуют своего уточнения прежде всего с позиций современной политической и идеологической ситуации. Так, нуждается в более детальном рассмотрении понятие гуманитарной безопасности применительно к российскому обществу, необходим анализ наиболее опасных рисков, воздействующих на него; выработка приоритетных направлений защиты и организации противодействия разрушительным вызовам и угрозам в указанной сфере.

Отдавая должное вкладу вышеуказанным авторам в разработку проблемы гуманитарной безопасности современной России, отметим, что их труды закладывают теоретические и методологические ориентиры для исследования указанного феномена применительно к российской действительности. При этом важно подчеркнуть, что анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы гуманитарной безопасности нашей страны еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа. Это и предопределило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Объектом исследования является гуманитарная безопасность современного социума. Предметом - сущность, содержание гуманитарной безопасности России, характер и уровни рисков ее функционирования, а также направления укрепления данного феномена в условиях глобализационных процессов.

Цель работы состоит в рассмотрении с социально-философских позиций гуманитарной безопасности российского общества как социального феномена в контексте возрастания рисков, а также выработки основных направлений её укрепления в современных условиях.

Определение предмета исследования и постановка цели предполагает решение следующих конкретных задач:

1. уточнить сущностные черты гуманитарной безопасности российского общества в современных условиях;

2. представить содержательную характеристику основных аспектов гуманитарной безопасности российского общества в условиях глобализации;

3. выявить основные риски гуманитарной безопасности современного российского общества и их проявление на различных уровнях жизнедеятельности социума и человека;

4. выработать и обосновать приоритетные направления укрепления гуманитарной безопасности в контексте современного развития России.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, свя-

жинов В.В. О русском национальном сознании. М., 2002; Матвейчев O.A. Суверенитет духа. М., 2007; Осипов Г.В. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997; Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2003; Перевезенцев C.B. Русский выбор: очерки национального самосознания. М., 2007; Соколов К.Н. Духовные основания геополитической борьбы. М., 2009; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М., 2007; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 1999.

занные с феноменом безопасности личности, общества и государства, общественного и индивидуального сознания, проблемами мировоззрения, духовности, ценностей и ценностно-нравственных оснований жизнедеятельности личности и социальных групп, места и роли их в жизни общества и человека.

В работе широко представлены результаты осмысления содержания, особенностей и проблем функционирования и укрепления гуманитарной безопасности России в материалах научно-методического характера различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертационных исследований, в публикациях в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской науки, её понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический, принципы социального детерминизма, историзма, методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и др. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и научно-методические обобщения, полученные другими авторами применительно к исследуемой проблеме; контент-анализ документов, публикаций в периодической печати и других источниках по проблеме, а также обобщение практики профессиональной деятельности основных субъектов процесса функционирования и укрепления гуманитарной безопасности России и наблюдения, основанные на личном опыте автора.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертационное исследование структурно состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, раскрывается степень её научной разработанности в литературе, определяются объект и предмет исследования, формируются его цель и задачи, указывается теоретико-методологическая и эмпирическая основа диссертации, формулируется научная новизна и положения, выносимые на защиту.

В первом разделе — «Сущность и содержание гуманитарной безопасности современного российского общества» выявляются сущностные и содержательные признаки гуманитарной безопасности как общественного явления, её глубинные связи с социальными практиками современности.

Обосновывается авторская позиция, согласно которой «гуманитарная безопасность» в определенной степени является относительно новым понятием, несмотря на то, что тема безопасности человека сопровождает развитие общества на протяжении всего его существования.

Методологической основой для решения проблем гуманитарной безопасности являются философские концепции о природе человека, его сущности. Для того, чтобы решать проблему безопасности человека, нужно ответить на вопрос, что есть сам человек. На этот вопрос в каждый исторический период развития общества философское знание предлагало свой ответ. Так, античность выработала образ человека как модель и проекцию космоса. Средневековье актуализировало его рассмотрение как образа божьего. Новое Время поставило на первое место обладание человека разумом. Эпоха Просвещения предложила несколько образов человека: как некоего сложного механизма, машины (Ж.О. Ламетри); как исторической силы, способной изменить свою социальную жизнь (К. Маркс); как существа играющего (И. Хёйзин-га); как живого организма, следующего своим инстинктам (3. Фрейд).

Следует признать, что человек является конкретной реальностью, как биологической, так и социально-исторической. Он обладает не только физическим измерением (телесность), но и определёнными ценностно-смысловыми структурами (сознание), а также способностью самостоятельно самоопределяться, формировать себя (свобода, воля).

Доказывается, что, несмотря на всё многообразие подходов к человеку, современность всё чаще заявляет об антропологической катастрофе, под которой понимается «уничтожение человеческого в человеке», человек постепенно становится угрозой для самого себя, порождая причины всех возможных катастроф (атомной, экологической, тепловой и т.д.), которые ставят на повестку дня вопрос о будущем нашей планеты.

Кардинальные социальные сдвиги, связанные с распадом Советского Союза, незавершённостью процессов самоопределения исторического развития России и народов, находящихся в едином цивилизационном с ней пространстве, подвижность социальной среды обитания человека приводят к необходимости осмысления в современных условиях возможностей реализации свободы воли и предназначения человека, сохранения его социокультурной уникальности и самобытности.

Опираясь на социально-философский анализ понятия «безопасность» и его связи с человеком, автор приходит к выводу, что самостоятельное понятие «гуманитарная безопасность» фактически отсутствует. Между тем, формализм и отказ от детального анализа содержания целей, идеалов, ценностей и интересов ведет либо к чрезмерным обобщениям и предельно широким понятиям, за которыми практически и нет никакого конкретного содержания, либо к единичным по содержанию понятиям. Важно отметить, что акцент делается здесь не только на том, от чего защищается личность, общество, государство (риски, опасности, вызовы и угрозы), но и что в конечном итоге следует сохранить и обезопасить (национально-государственные и общественные идеалы, фундаментальные духовные ценности, нравственные социальные отношения).

Автор обосновывает сущность и содержание гуманитарной безопасности как особого состояния общественных отношений внутри страны и на международной арене, гарантирующую защищённость системы идеалов, ценностей и традиций, образа жизни и культуры, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека, семьи, народа; устойчивое функционирование и развитие прав и обязанно-

стей, основных свобод для всех без различия расы, этнической принадлежности, пола, языка и религии людей в социуме.

На основе уточнения сущности и содержания гуманитарной безопасности выделяется основная особенность данного духовного феномена посредством обоснования и характеристики наиболее значимых для современного состояния российского общества аспектов: хронотопического, одномерного, тектурного, антиномичного, эстетического. Так, хронотопический аспект (М.М. Бахтин) выражает единство пространственно-временных характеристик, смыслов существования и развития личности, общества и государства России на основе соответствующих идей, целей и ценностей. Наиболее опасна здесь утрата не только географической и физической среды своего обитания, но и исторического пространства. Утрата истории - это угроза вырождения человека, потому, что без истории нет будущего. Уничтожение истории есть условие уничтожения настоящего и возможного будущего для конкретного человека и общества.

Одномерный аспект (Г. Маркузе) подчёркивает наличие в современной социальности примитивизации человека как одномерного и одноуровневого индивида, связанного с себе подобными анонимными формальными искусственными связями типа социальных сетей. Широта и безбрежность человека соблазняет многих социальных акторов в их стремлении к его упрощению, к его низведению только до какого-то одного фрагмента (как выразил этот аспект устами Дмитрия Карамазова Ф.М. Достоевский: «широк человек..., я бы сузил»). Вместе с формированием одномерного человека формируется феномен «плоского социального мира».

Тектурный аспект (В.А. Кутырев) обозначает преобладающую роль искусственного, техники и технологий, которые «вырывают» человека из органической связи с мирозданием, с системой объективно сущих смыслов, порождённых, хранящихся и передающихся культурой. Под тектурой понимается совершенно новая среда обитания человека, провоцирующая утрату человеком связи с природой.

Антиномичность человека есть следствие его противоречивого отношения к миру: «Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут», «дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей» (Ф.М. Достоевский), но в этом противоречии лежит и призвание человека - соединять берега, быть собирателем бытия и сущего (М. Хайдеггер), связью миров: «Я связь миров, повсюду сущих» (Г. Державин);

Эстетический аспект представлен в настоящей работе как прикрытие и форма борьбы, происходящей в сознании каждого человека: и добро и зло идут к человеку под видом красоты («Красота спасет мир» - Ф.М. Достоевский). В настоящее время в рамках постмодернистских практик триада духовных ценностей «Истина-Добро-Красота» разрывается на независимые друг от друга и субъективно переживаемые истину, добро, красоту, что в конечном итоге дает возможность эстетике победить этику, форме уничтожить содержание, внешнему задушить внутреннее.

Таким образом, гуманитарная безопасность российского социума нуждается в защищённости всего культурно-исторического и геополитического пространства России как среды рождения, формирования и развития человека как определенного социокультурного типа. Человек формируется в конкретных культурно-исторических условиях, в системе исторически сложившихся идеалов, ценностей, традиций и интересов. И, если его переместить в другую систему, то он может про-

сто погибнуть. При этом гуманитарная безопасность человека не абстрактное, но вполне конкретное понятие, связанное с доминирующей антропологической моделью в том или ином обществе, она является актом свободного самоопределения и носит культурно-исторический характер.

Автор обосновывает свою позицию, заключающуюся в том, что методологической основой гуманитарной безопасности должно стать признание онтологической свободы человека, и в акте этой свободы человек реализует ту или иную антропологическую модель, являющейся одновременно и архетипом общества. Поэтому между гуманитарной и общественной безопасностью существует неразрывная диалектическая культурно-историческая связь.

Во втором разделе - «Характер и уровни рисков гуманитарной безопасности современной России» - проводится анализ современного состояния возрастающих вызовов и угроз во всех сферах жизнедеятельности российского общества, которые генерируют постоянные риски для безопасности россиян прежде всего, как личностей, как носителей определённого мировоззрения и убеждений, как приверженцев духовных ценностей, самобытных традиций и духовно-нравственных норм.

Рассматриваются различные подходы к выявлению сущности понятия риска применительно к проблеме обеспечения гуманитарной безопасности: статистический (возможность наступления неблагоприятного события или количественной меры такого события), декретивный (риск как результат определенных решений человека или группы), феноменологический (отношения человека к опасности, рефлексия её смысловой интерпретации. При таком подходе понятие «риск» трактуется как категория рефлексивная).

Доказывается, что понятие «риск» тесно связано с терминами «опасность», «угроза», «вызов». При этом «опасность» определяется как источник риска (возможная опасность) или способность причинения какого-либо вреда жизни и здоровью человека, его материальным и духовным ценностям. Угроза есть наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил. В свою очередь, «вызов» выступает совокупностью обстоятельств (относительно новых, неизвестных явлений), которые при определенных благоприятных условиях имеют тенденцию превращаться в угрозы. Так, примитивизация потребностей человека в российском обществе, гедонистическое отношение к жизни или активное распространение в мире гуманитарных технологий, непосредственно «здесь и сейчас» не направлены против российского общества, но они создают обстановку, ухудшающую условия обеспечения гуманитарной безопасности относительно отдаленного будущего.

Вслед за Н. Луманом, У. Беком и Э. Гидденсом указывается, что тесная взаимосвязь понятий «риск», «опасность», «угроза» и «вызов» в современном мире может быть рассмотрена через призму социально-философской концепции «общества риска», согласно которой в результате социально-экономической и политической трансформации развития глобализирующегося общества, связанных с динамичным распространением и внедрением информационно-коммуникативных технологий в социальных отношениях, возникают неуправляемые ситуации всеобъемлющего риска, таящие в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим соци-

альным системам, в том числе государствам, в результате чего опасности подвергаются жизни миллионов людей.

Обосновывается исследовательская позиция, состоящая в том, что для изучения риска необходимо опираться на динамический подход, суть которого состоит в принятии посыла о том, что не существует явлений, которым был бы имманентно присущ риск или безопасность. Эти категории суть взаимодействие систем, функционирование и развитие процессов внутри и между системами, и человеческая деятельность и социальные изменения постоянно продуцируют глобальный, государственный, социальный и личностный уровни уязвимости.

Так, на глобальном уровне одним из главных рисков для гуманитарной безопасности российского общества следует считать языковые игры с понятием «общечеловеческие ценности», а также манипулирование термином «права человека». Обосновывается взгляд на то, что термин «общечеловеческие ценности» в настоящее время, к сожалению, представляет собой особого рода эвфемизм, прикрывающий стремление некоторых политических сил Запада к навязыванию нового мирового порядка и обеспечению глобализации экономики и мультикультурализма, что в конечном итоге позволит унифицировать культурные различия, нивелировать национальную самобытность народов.

Понятие «общечеловеческих ценностей» часто используется в качестве некоего симулякра, которым оправдываются те или иные действия, обычно связанные со сдачей национальных интересов или ущемлением прав и свобод российских граждан.

В исследовании раскрыт ещё один инструмент словесной эквилибристики, который связан с толкованием так называемых «прав человека». Данные права полагаются одной из ряда общечеловеческих ценностей, что позволяет взводить их в ранг непререкаемой истины, которой должны подчиняться все. Однако, если говорить о практике, то очевидно, что в жизни концепция прав и свобод человека не может быть внеисторической, созданной раз и навсегда и годной для всех исторических этапов человеческого развития, для любых общественных устройств.

Автор для исследования искажений смыслов социально значимых явлений, таких как «общечеловеческие ценности» и «права человека», считает возможным применение в качестве методологии концепцию «плавающих (скользящих) означающих» Ж. Лакана и С. Жижека, согласно которой в идеологическом пространстве происходит «непрекращающееся ускользание означающего под означающее», что фактически в любом тексте предполагает лишь взаимодействие, игру одних означающих в их отрыве от означаемого. Идентичность «плавающих означающих» — «открыта» и предопределяется их сочленением в цепочки с другими (более сильными) элементами. В данной связке более «сильное» означающее (например, «права человека») придает определенную смысловую «окраску» другим, более «слабым» означающим (например, «права личности»), выстраивает из них вполне законченную всё объясняющую картину мира, которая может меняться калейдоскопически.

Обосновывается идея, согласно которой на государственном уровне наибольший интерес представляет гуманитарная война (гуманитарная интервенция), в значительной степени связанная с деятельностью международных неправительствен-

ных (гуманитарных) организаций, которая часто оценивается диаметрально противоположно: и как благо (помощь беженцам), и как зло (разрушение страны).

На основе анализа различий в понимании гуманитарной войны указывается, что главная причина взаимонепонимания в отношении к ней заключается в разнице между гуманным и гуманитарным - двумя принципиально отличными качествами, иногда ошибочно отождествляемыми, но имеющими нетождественное значение. Гуманитарное содержание предполагает тонкие (не грубые) инструменты, которые могут быть использованы как в целях войны и насилия, так и в мирных целях. Содержание гуманности происходит из представления о самоценности каждой человеческой жизни и каждого индивидуального смысла жизни, соотносимых друг с другом через конвенциональную коммуникацию.

Доказывается, что гуманитарная война представляет собой применение особых гуманитарных технологий с целью получения международной и внутригосударственной поддержки вооруженного вторжения на территорию суверенного государства под предлогом предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения, осуществляемого с подачи или при попустительстве местных властей.

Среди технологий гуманитарной войны различаются: консциентальная война, преэмптивная война, «демонтаж народа», «культурная война» и др. Так, в «консциентальной войне» (войне сознаний) предметом поражения являются определённые типы сознаний, при этом их носители могут быть сохранены, если они откажутся от своей социокультурной идентичности - главного предмета разрушения, став тем самым людьми-биоидами, которых можно будет включать в искусственно-конструируемые социальные общности, фиктивные этносы.

Другим видом реализации возможностей гуманитарного оружия является «преэмптивная война» (опережающий захват), которая означает силовое действие опережающим образом, как потенциальной угрозы, так и всех обстоятельств данной угрозы (оружия, к примеру) и, главное, самого субъекта этой угрозы - как правило, режима и власти в стране или террористической организации.

Ещё одна технология гуманитарной войны - «демонтаж народа», которая представляет собой разрушение сложнейших социальных связей между личностью, семьёй, общностью. Такого рода воздействие на массовое сознание имеет целью размонтирование «центральной матрицы» мировоззрения, его ядра, утрату населением целостной системы ценностных координат, демонтаж исторической памяти.

Проявлением гуманитарной войны является и «культурная война» - борьба, которая осуществляется за контроль над культурой, в которой побеждает сторона, способная поставить на службу наиболее привлекательные для большинства людей части культурного наследия арсенала цивилизации.

Обосновывается идея о том, что на уровне общества в качестве одного из значимых рисков выступает дегуманизация культуры, искусства, науки, духовной и нравственной стороны в жизни человека и общества. Отсутствие гуманистического начала, гуманистической сущности (превращенная форма), утрата духовных и нравственных ценностей общества; отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека.

Показывается на конкретных примерах, что современная культура ищет героев нашего времени среди законченных неудачников, бездарностей, лузеров и чудаков-

фриков. Данная черта современности тесно связана с изменениями социальности, характера внутренних связей и положением в них человека, которые, по мнению М. Маффесоли, напоминают некогда существовавшие племена (йтЫш) с той лишь разницей, что образуются не по принципу кровного родства, а на основе аффективного единства. Трайбализму свойственны текучесть, пунктирные сборища и распыленность. В этих общностях «аффективных туманностей» социальная «оргиастика» становится незаменимым фактором структурирования и постоянного обновления внутренних связей. Экстравагантность, эмоциональное волнение, спонтанность жизненных проявлений вплетены в текущую жизнь этих социальностей.

В этих условиях дискурс постмодерна представляет собой балансирующую ироничную языковую игру и поднимающихся из бессознательного разрозненных образов и мифологем. Отсюда стремление молодежи к искажению языка, к изобретению нового «арго», которое призвано разрушить грамматические нормативы. Подобным образом возникает «олбанский йезыг» (или язык «падонкаф»), распространившийся в российском сегменте Интернета в 2000-е годы стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов. Данный язык можно считать современным воплощением новояза, о наличии которого предупреждал в своей антиутопии «1984» Дж. Оруэлл.

Выявлено, что на уровне личности гуманитарные риски безопасности проявляются в варваризации и бестиаризации (богозвериности) общества и личности социум как бы исчезает, а на его месте возникают фрагментарные точки развёртывания случайных и неструктурированных стратегий; при этом человек все более превращается в постчеловека — дегуманизированного мультивида, окружённого социальным хаосом.

В третьем разделе - «Основные направления развития гуманитарной безопасности современного российского общества» — проводится социально-философский анализ последствий реализации в российском обществе основных вызовов и угроз гуманитарной безопасности, предлагаются некоторые меры по противодействию наиболее опасным рискам воздействия разрушительных гуманитарных технологий на социокультурную жизнедеятельность социума.

На примерах современной социальной практики показано, к каким разрушительным последствиям для общества может привести пренебрежение к человеческой природе, чем может обернуться игнорирование идеалов, интересов и стремлений личности при создании нового образа социального порядка. Среди них следует отметить:

- утверждение культа материальной прибыли и потребительского отношения к жизни с помощью активного навязывания всеобъемлющих модернизационных процессов, в том числе в духовной сфере;

- некритичное заимствование извне и насильственное внедрение чуждых экономических и политических моделей в жизнедеятельность российского общества;

- разрушение базовых ценностей православной культуры и экспансия нетрадиционных религий;

- насаждение западной культуры под видом универсальной, исключающей вклад других культур, стремление достичь путём укрепления культурных связей специфических политических целей;

- манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием (дезинформация, утверждение культа насилия и распущенности и др.);

- формирование социокультурной элиты, призванной активно способствовать утверждению прозападных ориентаций и служить тем самым опорой влияния Запада;

- утверждение чуждых российской ментальное™ эталонов морали, поведения, стилей жизни и т.д.

Доказывается, что укрепление гуманитарной безопасности общества и личности сегодня выступает в роли приоритетного направления развития российского социума, поскольку гуманитарная безопасность превращается в один из главных ресурсов обеспечения свободы и независимости не только страны, сохранения и развития её самобытности в условиях нарастающих перемен, но и самой личности как главной ценности любого социума.

Указывается, что имеющиеся на сегодня взгляды и представления о гуманитарной безопасности увязывают её, в основном, с защитой государства, надёжностью границ, военной мощью страны, состоянием экономики, наличием людских ресурсов и т.д. при этом упускается из виду то обстоятельство, что и охрана рубежей, и военная мощь, и экономика, в целом сила государства зависят от человека. Поэтому, развитие любого общества, обеспечение его безопасности в различных сферах должны осуществляться на основе действительного гуманизма, истинной заботы о человеке и его будущем.

Показано, что основой обеспечения гуманитарной безопасности современного российского общества является защита и совершенствование процесса формирования и развития сознания, мировоззрения и социальных качеств личности, а также механизм ее идентификации в условиях поступательного развития России. Без человека, его душевного здоровья и интеллекта, как жизнь, так и само понятие безопасности теряют всякий смысл.

По мнению автора, следует обозначить ряд направлений укрепления гуманитарной безопасности на следующих уровнях; а) глобальном или цивилизационном; б) государственном; в) социальном и г) личностном.

В числе основных мер укрепления гуманитарной безопасности российского социума на глобальном, или цивилизационном уровне выступает формирование национального образа страны как основы возрождения национального самосознания российского общества. Национальный образ страны представляет собой сформировавшееся устойчивое представление о сущностных типических чертах определенной нации, которое находит свое выражение в вербальных (слова, выражения, пословицы и т.д.) и невербальных (государственная, национальная, религиозная, социальная, художественная символика и т.д.) формах. Национальный образ является феноменом, порожденным самоосознанием определенной национальной общности своих историко-культурных корней, сущностных черт и особого предназначения в мире. В нём в концентрированной форме находят свое выражение идеи, представления и ценностные ориентиры, основополагающие для жизнедеятельности определенной национальной общности.

Национальный образ страны, его положительное восприятие, как россиянами, так и зарубежным обывателем, будет способствовать мирному и конструктивному

диалогу стран, их сотрудничеству на основе принципов взаимоуважения, толерантности и взаимовыгодного сотрудничества.

Доказывается, что укреплению гуманитарной безопасности также будет способствовать формирование и развитие цивилизационной и духовной идентичности российского социума. Без осознания своей собственной цивилизационной и духовной тождественности, уникальности русской культуры и многообразных культур народов России, языка, обычаев и традиций невозможно считать себя частью большой социальной общности - российского социума. Именно общество является главным хранителем духовных ценностей, традиций, выступает источником духовной самобытности нации, народа, группы и личности.

На уровне государства, которое имеет в своём распоряжении духовные ценности, обеспечивает себя истинным суверенитетом и обладает настоящей духовной властью, мероприятия по обеспечению гуманитарной безопасности должны быть ориентированы на отстаивание коллективистской духовности, защите её от антидуховных проявлений.

Основные усилия здесь следует сосредоточить на улучшении качества образования населения и повышении престижности всех образовательных структур. В области улучшения качества образовательных услуг главенствующее место должна занимать образовательная элита - люди, кому не безразлична судьба российской государственности и качество подготовки подрастающего поколения. Преемственность поколений в области подготовки кадров, воспитания и обучения молодых учёных и способных педагогов, развития и сохранения образовательных традиций, системы обучения в целом способствует поступательному движению общества вперед. При этом решается важная социальная задача - развитие отечественного образования, повышение его престижа в области формирования человека как личности, гражданина и патриота своей страны.

В числе реальных механизмов укрепления гуманитарной безопасности личности (да и в целом российской нации) выступает высшее гуманитарное образование, которое является одним из важнейших механизмов трансляции и воспроизводства социокультурных ценностей, идеалов и смыслов жизни.

На социальном уровне жизнедеятельности общества в качестве позитивного фактора укрепления гуманитарной безопасности личности и нации в целом сегодня выступает религиозная культура всех народов, населяющих территорию нашей страны, восстановление и культивирование тех религиозных ценностей и традиций, которыми всегда отличался верующий русский человек: сострадание, жертвенность, милосердие, соборность и др. Христианские, исламские, буддистские и другие религиозные памятники занимают достойное место в общей системе российской культуры. И самое главное, все люди, независимо от их религиозных или материалистических убеждений, весьма позитивно оценивают созидательную роль культовых сооружений, деятельность религиозных деятелей и общин в развитии духовной культуры, распространёнии грамотности и просвещения, музыкального и изобразительного искусства, в целом гуманитарной безопасности личности.

Самой насущной сегодня является задача возвращения в жизнь и сознание российского общества великого смысла бытия. Только в этом случае можно говорить о

возрождении российского государства, народа и отдельной личности, о сохранении и укреплении гуманитарной безопасности человека.

В рамках обеспечения гуманитарной безопасности личности и общества также следует пристальное внимание обратить на сохранение и развитие русского языка, как основы общения народов страны. Сегодня, когда национальные ценности, традиции и обычаи постепенно уступают место универсальным принципам и моделям развития, именно язык остается ядром социокультурного развития и сплочения нации. Язык - это не только и не столько область лингвистики, сколько вербальное, лексическое отражение психологии народа, мировосприятия и оценки внешней социальной среды, основа единения всех народов России.

На личностном уровне весьма существенную роль в укреплении гуманитарной безопасности общества играет и сам человек как субъект данного процесса с его мировоззрением и степенью социальной активности, т.е. личностным отношением ко всему происходящему вокруг. Поэтому, смысло-ценностное самоутверждение личности как индентификационного вектора развития современной России выступает одним из направлений укрепления гуманитарной безопасности социума. Духовно-нравственное развитие, сформировавшееся мировоззрение является именно тем субъективным условием, при наличии которого личность способна к ответственной и общественно-полезной деятельности.

Формирование гражданина-патриота должно быть направлено на приобретение приверженности социальной справедливости, которая не позволяет воспринимать мироустройство как благополучное и счастливое, если часть соотечественников испытывает нужду, лишения, бедствия.

Важным компонентом укрепления гуманитарной безопасности россиян выступает социальное благополучие большинства населения. Идея социального благополучия и процветания неотделима от смысложизненных ориентаций каждого человека, который всегда желает жить мирно, благополучно и счастливо. Она реально обеспечивается социальной ориентацией экономики и политики государства, соблюдением прав и свобод граждан, кардинальным изменением отношения к социальной сфере российского общества, всех его социальных структур, материального и духовного благополучия большинства населения.

Приоритетным компонентом смысло-ценностного самоутверждения человека в области укрепления гуманитарной безопасности россиян выступает гуманизм, который означает: а) приоритетность человека как высшей цели развития российского общества; б) возвышение нравственно-гуманистических ценностей личности над групповыми, классовыми, партийными и национальными принципами и нормами жизнедеятельности; в) нацеленность государства на удовлетворение жизненных потребностей и интересов, прав и свобод каждой личности; г) исключение войн и вооруженных конфликтов из практики внутриполитических и международных отношений, применение ненасильственных способов и форм разрешения социальных противоречий; д) культивирование в сознании людей любви ко всему живому и человеческому, проявлений добра, толерантности, вежливости, достоинства, справедливости и равенства.

В целом, необходимость и актуальность смысло-ценностного самоутверждения человека в области укрепления гуманитарной безопасности россиян позволяет отме-

тить, что только человек с устойчиво сформировавшимся мировоззрением, развитыми социальными качествами способен наиболее адекватно оценить необходимость и важность обеспечения и укрепления гуманитарной безопасности российского общества, выразить свою гражданскую позицию по обозначенной проблеме, а также принять самое непосредственное участие в данном процессе.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и научно-практические рекомендации, предложения по реализации полученных результатов.

Список литературы отражает основные источники по диссертации.

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы. Объем работы № страниц.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

— в уточнении сущности понятия «гуманитарная безопасность российского общества» через призму развития России в условиях мировых глобализационных процессов;

- в выявлении наиболее характерных содержательных аспектов гуманитарной безопасности современного российского общества;

— в раскрытии основных рисков гуманитарной безопасности российского общества и их проявлений на различных уровнях жизнедеятельности социума и человека;

- в обосновании приоритетных направлений укрепления гуманитарной безопасности в контексте современного развития России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Гуманитарная безопасность российского общества в современных условиях представляет собой способность, готовность и активную деятельность субъектов социального развития по защите духовного мира личности, её природной и социальной среды формирования и жизнедеятельности, а также противодействия возрастающим антропологическим рискам современного мира в целях сохранения целостности бытия человека.

Гуманитарная безопасность предполагает всестороннюю защищенность конкретного российского человека во всем пространственно-временном континууме через сохранение ценностно-смысловой, культурно-исторической, социальной, языковой, географической среды обитания человека в силу его биосоциальной природы. В этой связи гуманитарная безопасность современного российского общества должна носить конкретный и всесторонний характер, обладать свойствами системного видения и учитывать динамику изменений, как в рамках российского общества, так и за его пределами.

Гуманитарная безопасность российского общества — это динамическая система согласованных действий личности, общества и государства России. В содержательном плане она представляет собой сложную многоуровневую систему связей и отношений, включающую следующие элементы: а) субъекты гуманитарной безопасно-

сти (личность, социальные группы, этнические и демографические общности, классы, слои, общество в целом, государство, а также взаимоотношения между ними); б) объекты гуманитарной безопасности (цивилизационный образ человека и его культурно-исторические формы воплощения, система жизненно важных смыслов и интересов личности, социальные институты формирования и развития личности (семья, школа и др.); в) риски, вызовы и угрозы для формирования и развития личности и пространств ее бытия; г) совокупность сил и средств, необходимых для обеспечения гуманитарной безопасности.

2. Особенностью гуманитарной безопасности современной России выступает единство и взаимодействие следующих аспектов: а) хронотопического (как единство пространственно-временных характеристик, смыслов существования и развития личности, общества и государства России на основе соответствующих идей, приоритетов и ценностей); б) одномерного (наличие в современном социуме идеи о примитивизации человека как одномерного и одноуровневого индивида); в) тектурного (преобладающая роль искусственного, техники и технологий, которые разрывают связи человека с мировозданием и культурой); г) античномичного (как следствие противоречивого отношения человека к окружающему миру) и д) эстетического (как прикрытие и форма борьбы, происходящей в сознании каждого человека через добро и зло под видом красоты).

Гуманитарная безопасность российского общества включает в себя совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития личности гражданина России, его личностных и социальных идеалов, жизнеспособности государства и достижения национальной цели, социального идеала - благополучия всех граждан и семей; целесообразного развития и сохранения фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации; нормальных отношений личности и государства; способности эффективно преодолевать любые внешние угрозы; руководствоваться своими национальными интересами.

3. Риски гуманитарной безопасности российского общества есть взаимодействие социальных систем, процессов и явлений человеческой деятельности, которые постоянно продуцируют опасности, вызовы и угрозы общественному развитию на глобальном, государственном, социальном и'личностном уровнях.

Среди рисков гуманитарной безопасности российского общества необходимо отметить: а) на глобальном уровне - риски языковых игр, ситуативной интерпретации понятия «общечеловеческие ценности», а также глобальной политической манипуляции термином «права человека», которые, будучи довольно привлекательными для каждого гражданина, тем не менее являются довольно абстрактными феноменами с «плавающими смыслами», которые несмотря на такую возможность весьма вольного идеологического толкования призывают людей во имя их осуществления жертвовать своими духовными ценностями, культурными традициями, социальными правилами и нормами; б) на государственном уровне - риски «гуманитарной войны», связанной с использованием международных неправительственных организаций для вмешательства во внутренние дела государства под предлогом оказания гуманитарной помощи, прекращения геноцида, защиты прав человека; в) на социальном уровне - риски дегуманизации культуры - отхода от духовно-нравственной стороны в жизни человека и общества, утраты духовных ценностей общества, отказа от

мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека и г) на личностном уровне — риски варваризации, которая приобретает формы жестокости и антигуманизма, и бестиаризации -«богозвериности», ведущих к возникновению постчеловека.

4. Приоритетные направления укрепления гуманитарной безопасности современного российского общества представлены комплексом мероприятий преимущественно духовного характера на глобальном, или цивилизационном, государственном, общественном и личностном уровнях и реализуются в основных сферах бытия человека и общества.

К наиболее важным направлениям укрепления гуманитарной безопасности в современных условиях следует отнести: а) на глобалъно-цивилизационном уровне - формирование и развитие цивилизационной и духовной идентичности российского социума; формирование национального образа страны как основы возрождения национального самосознания российского общества; преемственность исторических традиций как источник и регулятор формирования самобытной русской цивилизации; б) на государственном уровне — проведение государственной политики в области преемственного развития культуры нации; укрепление экономической мощи страны, проведение открытой и реалистичной военной политики в области безопасности страны, повышение престижности военной службы в обществе; улучшение качества образования населения и повышение престижности всех образовательных структур; осуществление права свободы совести и вероисповедания на основе сотрудничества государства с различными религиозными конфессиями; гуманизация направленности социальной политики государства и др.; в) на социальном уровне — развитие и культивирование в общественной среде системы социокультурных ценностей и традиций народа как условия возрождения российского социума; отстаивание приоритетов национальной идентичности в культуре, в личностном самоопределении, в образовании; сохранение и развитие русского языка как основы общения народов страны; возврат к истокам и ценностям православной веры, определявшей историческое развитие российской государственности; г) на личностном уровне (приобщение личности к ценностям и традициям, культивируемым в обществе, и их освоение в целях формирования социальных качеств; смысло-ценностное самоутверждение личности как идентификационного вектора развития современной России; осмысление и переоценка личностью содержания внутреннего духовного мира и его самосовершенствование сообразно требованиям сегодняшнего времени.

Реализация данных направлений, как представляется, будет способствовать минимизации проявления рисков гуманитарной безопасности современной России и эффективному укреплению данного феномена в условиях глобализации.

IV. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности и особенностях гуманитарной безопасности современной России, основных рисках и мерах по ее укреплению. Выводы работы могут быть использованы для углубленного изучения

гуманитарных аспектов системы обеспечения национальной безопасности личности, общества и государства, в реализации конкретных рекомендаций по сохранению духовной самобытности, ценностной идентичности, мировоззренческих убеждений и традиций российского гражданина.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности и необходимости совершенствования системы противодействия распространению идей, негативно влияющих на целостность и позитивную жизнедеятельность российского общества, на его гуманитарную безопасность. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, педагогических коллективов, проводящих исследования в области духовной жизни социальных групп и личности.

Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа проблемы гуманитарной безопасности российского общества, позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел и концепция исследования нашли свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении. Проведенное исследование позволяет предложить ряд рекомендаций, использование которых будет способствовать оптимизации всей системы обеспечения гуманитарной безопасности, особо значимой для развития российской цивилизации, государства, общества и личности в целом.

Всю совокупность имеющихся рекомендаций можно условно разделить на следующие две группы.

1. Рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы:

- сформулированные выводы могут служить методологической основой комплексного исследования проблем безопасности современного российского общества в системе: личность - общество - государство;

- изученные в работе вопросы могут явиться основой анализа взаимосвязи гуманитарной безопасности России с другими государствами, регионами и цивилизациями в условиях глобализации и кризисных явлений современности в целях выработки обоснованной системы взаимодействия и взаимного сотрудничества в обеспечении гуманитарной безопасности, особенно в пространстве ОДКБ, ЕВРАЗЕС, СНГ, а также международных структур, в состав которых входит Российская Федерация (БРИК, ШОС);

- предложенные идеи могут служить базой междисциплинарного исследования особенностей гуманитарной безопасности современной России на различных уровнях её обеспечения и реализации;

- представленные в работе выводы могут явиться основой для выявления совокупности вызовов, угроз и рисков развитию российского общества, государства, цивилизации и выработке направлений противодействия негативным последствиям глобальных и кризисных процессов мирового развития на гуманитарную сферу России;

- сформулированные в исследовании выводы могут стать основой создания научно обоснованной системы управления процессом развития обеспечения гумани-

тарной безопасности в условиях существующих рисков в гуманитарной сфере как внутри России, так и за ее пределами.

Предложенные рекомендации могут быть предметом дальнейших исследований и изучения учёными, специалистами в области государственного и общественного управления, всеми, кто непосредственно связан с деятельностью по развитию гуманитарной безопасности России в частности и ее безопасности в целом.

2. Рекомендации непосредственно практического характера:

а) учёным, педагогам вузов, специалистам в области СМИ материал диссертации можно использовать в следующих целях:

- для проведения занятий по социальной философии, философии управления, политологии, социологии, психологии, культурологи и другим дисциплинам;

- для подготовки с учётом материала диссертации учебно-методических пособий, в частности, «Проблемы обеспечения гуманитарной безопасности российского общества в современных условиях»;

- в тематических передачах средств массовой информации и публикациях по проблемам содержания и особенностей развития гуманитарной безопасности российского общества во всех сферах жизнедеятельности личности;

б) для активизации практически-прикладной исследовательской работы выводы диссертации рекомендуются:

- представителям государственных органов и общественных организаций при разработке соответствующих моделей национальной безопасности, определения направлений совершенствования гуманитарной безопасности России с учётом выявленных рисков;

- для проведения научных и научно-практических конференций по проблемам гуманитарной безопасности России и др.

Рассмотренные в диссертации проблемы, безусловно, не охватывают всего спектра вопросов, касающихся гуманитарной безопасности России: ждут своего решения вопросы разработки и реализации наиболее оптимальной системы национальной безопасности; формирование самосознания граждан и их личной ответственности в организации и обеспечении безопасности страны в гуманитарной сфере; дальнейшее формирование национальной культуры на основе синтеза достижений отечественной традиции и мировой истории и др. Но их учёт в практической деятельности государства и гражданского общества позволит решить проблему создания сильной России, способной внести весомый позитивный вклад в развитие мировой цивилизации, укрепление всей системы международной безопасности, в том числе в гуманитарной сфере.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре философии и религиоведения Военного университета, кафедре «Философия, социология и история» РОАТ МИИТ, в выступлениях на различных научно-практических конференциях и семинарах, заседаниях секции Военно-философского общества Ассоциации «Мегапир», при проведении занятий со студентами по социально-гуманитарным дисциплинам, а также в ходе практической работы по взаимодействию с общественными организациями и государственными органами управления.

Основные результаты исследования отражены в публикациях автора:

научные статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук:

1. Маслова М.В. Гуманитарная безопасность России в современных условиях: к вопросу социально-философской методологии исследования /Власть. 2011. № 11. 0,5 п.л.

2. Маслова М.В. Риски гуманитарной безопасности российского общества /Педагогическое образование и наука. Москва. 2012. № 2. 0,5 п.л.

3. Маслова М.В. Антропологический кризис: феномен дегуманизации /Вестник Института Мировых Цивилизаций. 2012. № 5. 0,5 п.л.

4. Маслова М.В. Духовная идентичность как основа формирования и укрепления гуманитарной безопасности России в современных условиях. / Поволжский Педагогический Поиск № 2. 2012. 0,5 п.л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 2

п.л.

М. Маслова

Тип. зак. 87 Усл. печ. л. 1,25

Тираж 100 экз. Формат 60x90 1/16.

Информационно-издательский отдел Информационно-методического управления РОАТ, 125993, Москва, Часовая ул. 22/2

 

Текст диссертации на тему "Гуманитарная безопасность современного российского общества"

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА МИИТ

На правах рукописи

04201356629

Маслова Мария Валерьевна

ГУМАНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОДЕРЖАНИЕ, РИСКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -

кандидат философских наук, доцент М.М. Курочко

Москва-2013

Содержание

Введение. С.З.

Раздел I. Сущность и содержание гуманитарной безопасности С. 18 современного российского общества.

Раздел II. Характер и уровни рисков гуманитарной безопасно- С.75 сти современной России.

Раздел III. Основные направления развития гуманитарной без- С. 120 опасности современного российского общества.

Заключение. С. 163

Список использованной литературы. С. 173

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир становится все более динамичным и в тоже время довольно неопределённым. Сложившиеся модели социального мироустройства претерпевают существенные изменения практически на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности общества. Все чаще приходится слышать о гуманитарной угрозе, гуманитарной катастрофе, гуманитарных операциях в том или ином регионе мира. Данные тенденции усиливаются завершением проекта Модерн, кризисом мировой капиталистической системы, процессами глобализации, крушением ряда социальных систем, например, Советского Союза, названного Президентом РФ В.В. Путиным самой страшной геополитической катастрофой XX века. При этом наблюдается определенное противоречие: чем больше говорят о безопасности, тем меньше остается возможностей для ее реализации. Понятие же гуманитарной безопасности все чаще используется для прикрытия прямой интервенции иностранных государств и их активного вмешательства во внутренние дела суверенных государств. При этом сам человек оказывается всего лишь средством для реализации социальными субъектами глобальных социально-политических, экономических и духовно-нравственных программ.

Тотальная абсолютизация прав человека, как правило, без их взаимосвязи с обязанностями, использование их в качестве всестороннего регулятора общественных отношений часто ведет к разрушению социальных систем, которые в свою очередь выступают средой и условием существования человека. Примером здесь могут служить события, связанные с волнами «цветных» революций и гражданских столкновений в Ливии, Сирии, на Ближнем Востоке и на постсоветском пространстве. Подобные тенденции, хотя и в меньших масштабах и степени интенсивности, наблюдаются и в современном российском обществе.

Более конкретно актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, потребностью социально-философской рефлексии глобально-антропологического кризиса, который характеризуется утратой идентичности современного человека и ориентиров своего социального бытия, когда старые

антропологические модели не работают, они дискредитированы или утратили свой потенциал развития.

Во-вторых, важностью понимания все большего смещения социальной борьбы в современном мире в гуманитарную плоскость, в культурно-историческое и социальное идентификационное пространство формирования и развития человека.

В-третьих, целесообразностью анализа кризиса непосредственно России на гуманитарном уровне, вызванного крушением Советского Союза как субъекта истории, и незавершенного процесса идентификации практически во всех сферах жизнедеятельности современного российского общества, который приводит к противостоянию нескольких антропологических парадигм: советского человека, «нового русского», либерального человека, экономического человека, человека традиции и др.

В-четвертых, необходимостью осознания важности защиты гуманитарной составляющей общества не только российской элитой, но и общественными организациями и государственными структурами, а также готовностью всех субъектов общественного развития противостоять агрессивным воздействиям угроз на гуманитарную сферу как важнейшую часть общества и элемент циви-лизационной и духовной идентичности российского социума.

Таким образом, изучение гуманитарной безопасности современной России приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с вопросами не только сохранения российской государственности, но и с проблемами ее исторического развития и бытия.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе гуманитарная безопасность предстает в качестве составного элемента безопасности в современном мире, активно изучаемой практически во всех странах. Более конкретно представление об уровне социально-философского осмысления проблемы гуманитарной безопасности современного российского общества можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

К первой группе относятся источники, в которых анализируется непосредственно проблема безопасности, некоторые подходы к выявлению её сущности, структуры, типологии, функции. Здесь необходимо выделить работы H.A. Бердяева, М.С. Восленского, К. Лаваля, Ж.О. Ламетри, К. Лэша, А.Н. Савельева, Ф. Фукуямы, Д. Харви, в которых исследуется сущность гуманитарной безопасности, ее отличительные особенности по отношению к другим типам и видам безопасности, характер связи гуманитарной безопасности с безопасностью государства, общества, а также взаимовлияние гуманитарной безопасности с безопасностью различных типов по сферам жизнедеятельности общества1.

Важную часть источников по проблематике безопасности представляют работы К.Г. Лууна, Э.Н. Люттвака, Я. Мариджнизера, H.A. Нарочницкой, Д. Рашкоффа, Д.Б. Яневского и др., в которых исследуется феномен искусственного хаоса и кризиса, разрушающего среду обитания человека в конкретном обществе2.

Среди отечественных исследователей особое место занимают исследования С.С. Хоружего, разработавшего концепцию энергийной антропологии, направленную на преодоление современного общего антропологического кризиса3.

1 См.: Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи //Философия свободного духа. М., 1994; Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991; Всеобщая декларация прав человека. http://wvvw.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml; Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. М., 2010; Ламетри Ж.О. Человек-машина. М., 1983; Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002; Савельев А.Н. Мятеж номенклатуры. Москва 1991-1993. М., 1995; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004; Харви Д. Краткая история неолиберализма. М., 2007.

См.: Луун К.Г., Мариджнизер Я. Доктрина гуманитарной войны. http://www.spectrezine.org/war/humanitarian.htm; Люттвак Э.Н. Государственный переворот: практическое пособие. М., 2012; Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека /под ред. H.A. Нарочницкой. СПб., 2008; Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003; Яневский Д.Б. Хроника «оранжевой» революции. Харьков, 2005 и др.

См.: Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М., 2010; Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте /под ред. С.С. Хоружего. М., 2010.

Данная группа работ выступает методологическим основанием уяснения сущности и содержания гуманитарной безопасности России в современных условиях.

Вторую группу источников образуют работы, связанные непосредственно с вопросами обеспечения гуманитарной безопасности России. Это прежде всего законодательные акты, посвященные проблемам безопасности личности, общества, государства России, в которых закреплены итоги научного осмысления указанных проблем1.

Весомый вклад в решение вопросов гуманитарной безопасности внесли работы отечественных ученых С.А. Вершилова, Б.И. Каверина, Ю.Я. Киршина,

■у

В.И. Марченкова, P.M. Тимошева, С.А. Тюшкевича, Р.Г. Яновского и др." Представляет интерес в данной области и деятельность Фонда «Наука XXI», Военно-философского общества национальной ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил РФ «Мегапир», в рамках которой осуществляются исследования вопросов безопасности личности, общества и государства современной России3.

Указанные работы выступают основой анализа сущности и особенностей гуманитарной безопасности России в условиях процессов глобализации.

1 См.: Федеральный Закон РФ «О безопасности» (1992 г.); Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.); Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (1994 г.) и др.

2 См.: Вершилов С.А. Культура военной безопасности социума конца XX - начала XXI веков в зеркале социально-философского анализа: монография. Краснодар, 2011; Каверин Б.И., Тюшкевич С.А. Мировоззрение как духовная опора общества и путеводитель //Военно-философский вестник. № 5, 2011. С.15-24. Киршин Ю. Я. Войны локальных цивилизаций: история и современность. Клинцы, 2009; Тимошев P.M. Противодействие процессам межэтнической и межконфессиональной конфликтности //Безопасность России - 2010. Экспертно-аналитическое обозрение. М., 2009; Тюшкевич С.А. Борьба за огонь. М., 2010; Марченков В.И. Национальная безопасность России в гуманитарном измерении //Безопасность России -2010. Экспертно-аналитическое обозрение. М., 2009; Яновский Р.Г. Социальная безопасность и патриотизм как основания конструктивной динамики гуманитарных перемен // Безопасность Евразии = Security & Eurasia. 2008. № 3.

3 См.: Личность, общество и государство в современной России: коллективная монография /под ред. С.А. Тюшкевича. М., 2009.

Третью группу источников образуют работы, связанные с выявлением современных вызовов, угроз и рисков гуманитарной безопасности как на международном уровне, так и непосредственно на уровне жизнедеятельности самой России. К ним следует отнести работы, связанные с определением понятия и сущности риска (А. Д. Альгина, П. Берстайна, A.A. Быкова, C.B. Корту нова, A.B. Мозговой, Н.В. Мурзина)1, его роли в обществе (У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, П. Штомпки) .

Особенности реализации некоторых гуманитарных технологий на различных уровнях российского общества раскрыты в работах С. Амина, Ю.В. Громыко, М. Калашникова, С.Г. Кара-Мурзы, Ю.В. Крупнова, В.Ю. Кра-шенинниковой, М. Кревельда, М. Маффесоли, X. Ортеги-и-Гассета, А.

о

Парфрея, А.И. Уткина .

Дж. Грей, В.А. Гусейнов, Н. Хомский4 в своих трудах показывают каким образом глобальный уровень вызовов, угроз и рисков актуализируется процессами глобализации, а также то, что внешние и внутренние социальные процессы все более взаимно определяют друг друга.

1 См.: Альгин А.Д. Риск и его роль в общественной жизни. M., 1989; Быков A.A., Мур-зин Н.В. Проблемы анализа безопасности века, общества и природы. М., 1995; Риск в социальном пространстве /под ред. A.B. Мозговой. М., 2001; Кортунов C.B. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте глобализации. М., 2003.

См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000; Giddens A. Fate, Risk and Security .//Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge, 1991; Луман H. Понятие риска //THESIS. 1994. № 5; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

3 См.: Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. М., 2007; Громыко Ю.В. Оружие, поражающие сознание, - что это такое? //Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? //Россия. 2010. http://www.df.ru/~metuniv /consor/title.htm; Калашников М., Крупное Ю.В. Гнев Орка. Америка против России. М., 2007; Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М., 2007; Крашенинникова В.Ю. Россия - Америка: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М., 2007; Кревельд М. Трансформация войны. М., 2005; Maffesoli M. Apocalypse. Paris: CNRS Éditions, 2009; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. M., 1991; Парфрей A. Культура времен апокалипсиса. Екатеринбург, 2005; Уткин А.И. Американская империя. М., 2004.

4 См.: Грей Дж. Поминки по Просвещению. М., 2003; Гусейнов В.А. Современная «философия интернационализма» //Независимая газета. 2001. 7 июля; Хомский Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. М., 2003.

Данная группа работ актуализирует значение и своевременность обращения к проблеме гуманитарной безопасности современной России путем выявления опасностей разного уровня данному феномену и определения мер противодействия им.

К четвертой группе следует отнести труды К.А. Аксакова, A.A. Аузан, С.Б. Богоявленского, Н.В. Михалкина, М.З. Юрьева и др.1, в которых исследуются особенности функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, анализируются различные проблемы, связанные с повышением ее эффективности, что позволяет в целом выделить основные черты именно гуманитарной безопасности России в условиях современного миропорядка.

Заслуживают внимания работы Б.Н. Бессонова, A.A. Кара-Мурзы, Н.П. Кириллова, В.В. Кожинова, O.A. Матвейчева, Г.В. Осипова, A.C. Панари-на, C.B. Перевезенцева, К.Н. Соколова, А.Ю. Шеманова, А.И. Яковлева, в которых анализируется динамика гуманитарной безопасности России в современных условиях под влиянием различного рода внешних и внутренних условий и факторов, обозначены наиболее приемлемые для современной России основные меры и направления укрепления данного духовного феномена как социального явления2.

Проведенный автором анализ состояния и степени разработанности исследуемой научной задачи позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных гуманитарной без-

1 См.: Аксаков К.А. Государство и народ. М., 2009; Аузан A.A. Национальные ценности и модернизация. М., 2010; Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах. СПб., 2010; Михалкин Н.В. Народ и власть в системе национальной безопасности России. М., 2006; Юрьев М.З. Третья Империя. Россия, которая должна быть. СПб., 2007 и др.

2 См.: Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М., 2006; Кара-Мурза A.A. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М.. 1995; Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М., 2002; Матвейчев O.A. Суверенитет духа. М., 2007; Осипов Г.В. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997; Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2003; Перевезенцев C.B. Русский выбор: очерки национального самосознания. М., 2007; Соколов К.Н. Духовные основания геополитической борьбы. М., 2009; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М.; 2007; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 1999.

опасности, многие вопросы требуют своего уточнения, прежде всего с позиций современной политической и идеологической ситуации. Так, нуждается в более детальном рассмотрении понятие гуманитарной безопасности применительно к российскому обществу, необходим анализ наиболее опасных рисков, воздействующих на него; выработка приоритетных направлений защиты и организации противодействия разрушительным вызовам и угрозам в указанной сфере.

Отдавая должное вкладу вышеуказанным авторам в разработку проблемы гуманитарной безопасности современной России, отметим, что их труды закладывают теоретические и методологические ориентиры для исследования указанного феномена применительно к российской действительности. При этом важно подчеркнуть, что анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы гуманитарной безопасности нашей страны еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа. Это и предопределило выбор темы исследования, его объекта и предме та.

Объектом исследования является гуманитарная безопасность современного социума. Предметом - сущность, содержание гуманитарной безопасности России, характер и уровни рисков ее функционирования, а также направления укрепления данного феномена в условиях глобализационных процессов.

Цель работы состоит в рассмотрении с социально-философских позиций гуманитарной безопасности российского общества как социального феномена в контексте возрастания рисков, а также выработки основных направлений ее укрепления в современных условиях.

Определение предмета исследования и постановка цели предполагает решение следующих конкретных задач:

1. уточнить сущностные черты гуманитарной безопасности российского общества в современных условиях;

2. представить содержательную характеристику основных аспектов гуманитарной безопасности российского общества в условиях глобализации;

3. выявить основные риски гуманитарной безопасности современного российского общества и их проявление на различных уровнях жизнедеятельности социума и человека;

4. выработать и обосновать приоритетные направления укрепления гуманитарной без