автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему: Гуманитарная культура в системе высшего технического образования
Текст диссертации на тему "Гуманитарная культура в системе высшего технического образования"
Я>
/
8
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Институт переподготовки и повышения квалификации при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова
Гуманитарная культура в системе высшего технического образования
Специальность 24.00.04 - прикладная культурология
диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии
на правах рукописи
Кургузов Владимир Лукич
Научный консультант -I доктор философских наук, профессор Аванесова Г.А.
Москва - 1999
ОГЛАВЛ EH ИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................3
Глава I ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ........................................................43
1. Гуманизм и гуманность как важнейшие компоненты гуманитарной
культуры............................................................................................................................43
2. Гуманитарная культура: аксиологические основания и методологические принципы ее изучения.....................................................................................................87
3. Проблема взаимоотношений техники и человека в ракурсе гуманитарной Культуры.........................................................................................................................125
4. Высшее образование как предмет философско-культурологической
Рефлексии.......................................................................................................................153
Глава 2 ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК
ПРОСТРАНСТВО УСВОЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА КУЛЬТУРЫ................................190
1. Гуманитарная среда: понятие, функции, противоречия, тенденции
развития..........................................................................................................................190
2. Специфика гуманитарной среды технического вуза и место
гуманитарного знания в ее формировании.................................................................219
3. Парадигмы создания гуманитарной среды в процессе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин........................................................248
Глава 3 ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
И ВУЗОВСКАЯ НАУКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ.................................................270
1. Проблемы инновационного климата и кадрового потенциала как
факторов воспроизводства гуманитарной культуры в техническом вузе...............270
2. Вузовская наука и теоретические проблемы ее гуманизации..................................294
Глава 4 ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ.................................................................325
1. Внеучебная работа в вузе: место, роль, особенности, проблемы
и концептуальные основы развития........................................................................325
2. Формы и методы внеучебной работы со студентами по овладению ценностями гуманитарной культуры........................................................................352
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................373
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............383
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования
Мир накануне третьего тысячелетия оказался перед лицом глобальных проблем и острейших противоречий общественного развития, экономического, экологического, энергетического кризисов, нарастания социальных и национальных конфликтов. Техногенный тип культуры, который на первых порах способствовал общественному прогрессу, ныне активно порождает средства уничтожения цивилизации. На индивидуальном уровне это проявляется в том, что в структуре личности начинают преобладать прагматизм и духовное оскудение, господство антигуманных качеств и антинаучных предрассудков. По мнению одного из известных гуманистов XX века А.Швейцера, технократические условия "море несправедливости, насилия и лжи, захлестнувшее ныне все человечество... с невероятной жестокостью превращает современного человека в несвободное, несамостоятельное существо". (1)
Казалось бы, выход из тупика должна дать наука. Однако к концу столетия стало ясно, что человечество охвачено острым гносеологическим кризисом, наши, традиционно полученные знания, не позволяют учитывать фундаментальные связи между явлениями, тем более предвосхитить последствия их воздействия. "Современная наука, - как считает академик С.Гальперин, - выявляет свою полную беспомощность в попытках построить целостную картину мира. Технические знания дали человеку обещанную силу, но она оказалась скорее разрушительной, чем созидательной". (2)
Трудно отнести подобные обвинения в адрес технократического разума Нового времени с его приматом рационалистической науки и техники в качестве главного средства развития цивилизации, с его хищнической стратегией использования природы и потребительским отношением к человеку. Все большее число ученых и политиков, реально оценивая ситуацию, считают, что выход из кризисного состояния возможен лишь на основе поиска новых парадигм гуманистического развития для каждой страны и человечества в целом. Речь идет о
1. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М. - 1992. - С. 24.
2. Гальперин С. В поисках надежды. - // Культура. - 1994. - 17 декабря.
глубинных изменениях в сознании людей, о новой, гуманитарно-ориентированной культуре, формировании гуманитарной среды в общечеловеческом масштабе. (1).
Противоречивость современной ситуации обусловленная глобальными процессами, происходящими под непосредственным воздействием науки и информационных технологий, усложнением динамики общественного развития, дифференциации социальных структур, деградации природы актуализирует, во-первых, проблему состояния философской и общенаучной аналитики многочисленных парадигм, концепций, методологий прошлого (рационализм, позитивизм, марксизм и др.), которые по тем, или иным причинам были отвергнуты, или дискредитированы социальной практикой, а во-вторых, проблему критериев отбора всего положительного в них, что могло бы послужить аксиологическим ориентиром развития человечества, ибо эрозия надежд на осмысленное будущее подвела его к своеобразному футурологическому "шоку": страх перед неопределенностью в жизни, утрата смысла своего существования, снижение уровня самооценки и, как следствие этого - потеря уважения к окружающим людям, утрата человечности в целом.
Вышесказанное дает основание полагать, что вопросы формирования и трансляции гуманитарной культуры, ценностным основанием которой является гуманизм, в условиях современного мира приобретают первостепенное значение. Сама проблема выживания человечества, которая несомненно является приоритетной среди всех других глобальных проблем, предполагает сохранение культуры, передачу подрастающим поколениям, прежде всего через систему образования ее наиболее значимых образцов, норм, ценностей и идеалов.
Актуальным в теоретическом и практическом плане является и вопрос о создании современной концепции гуманизма как базовой содержательной категории гуманитарной культуры, которая в полной мере отвечала бы современным реалиям. Не трудно назвать причины неудач и поражений античного гуманизма или гуманизма европейского Просвещения, но и сегодняшнее его жизненное пространство фундаментально дуалистично. Добро, сотрудничество, созидательное творчество перемежаются со злом, произволом и насилием. Осмысление глубинной сущности гуманизма, его исторической динамики, изучение бытия гуманных людей, осознающих основополагающие принципы человечности и
1. См., например,: Предупреждение человечеству. Декларация ученых по глобальным проблемам. - //Человек. - 1993; Декларация Рио-де- Жанейро. - //Мир науки. - 1992. - № 4 и др.
практикующие их в своей повседневной практике - актуальнейший удел самых различных областей знания.
Другая группа причин, делающая особенно актуальной исследование гуманитарной культуры, связана с тем, что сегодняшняя ситуация в России, во многом повторяя мировые проблемы, осложнена и собственной спецификой в виде разрушения прежней социальности и несформированности новых социальных механизмов и идеалов. Эти условия поставили перед государством и обществом задачу выработки адекватных им путей и моделей жизнедеятельности общественных институтов (в том числе и системы образования). Однако отечественная социальная наука по целому ряду фундаментальных вопросов и, в частности, по гуманистической парадигме развития страны, еще не располагает готовыми ответами.
В России, как и во всем мире идет поиск новых моделей образования. Эту проблему изучают специалисты разных направлений: социологи, психологи, экономисты, юристы и т.д., но, несмотря на существующее стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость, технократизм, гуманитарно-культурную ограниченность подходы частных наук с присущей им методологией не достигают необходимого уровня обобщения и глубины исследования концептуальных вопросов. Это порождает множественность и взаимную противоречивость трактовок проблем и решений, не исключают недостатков узкого эмпиризма. Следовательно, сложность, многоаспектность и разнообразие проблем развития образования по гуманистическому вектору требуют философско-кулътурологической рефлексии их теоретических оснований. Имеющиеся же уровень и масштабы культурфилософской разработки проблем образования для современных условий явно недостаточны. Теория значительно отстает от развития и запросов практики.
Разносторонние гуманитарные знания необходимы всем людям. Но особенно они необходимы тем, кто пытается познавать мир в студенческой аудитории высшей технической школы сегодня, а завтра - будет сам творить этот мир в соответствии с той профессиональной подготовкой, которую он приобрел в молодые годы. Поэтому, особую значимость приобретает исследование проблем гуманитарной подготовки выпускников технических вузов, которые в силу целого ряда инерционных причин серьезно отстают в гуманитарной культуре от выпускников других высших учебных заведений. Между тем, именно в высшей
технической школе формируется будущая научно-техническая элита общества, от конкретных действий которой в определяющей степени зависит решение не только насущных материальных потребностей людей, но и выживание человека как биологического вида и социального субъекта. В силу этого, вопросы - "чему учить?" и "как учить?" в техническом вузе сегодня не только не утратили своей актуальности, но и по известным причинам приобрели особую остроту.
Наряду с этим, разработка проблем гуманитарной культуры в системе высшего технического образования имеет и собственно культуролого-теоретичискую значимость, являясь определенным вкладом в развитие традиционных для культурологии проблем социокультурного детерменизма, взаимоотношений человека с ценностями культуры общества. Развитие взглядов на гуманитарную культуру как на особого рода систему культурных смыслов и ценностных ориентаций является содержательным фрагментом культурологического теоретизирования, помогающим переосмыслить приоритеты в сфере культуры и образования, способствующим разработке действенных программ культурологической подготовки студентов.
Актуальность диссертационного исследования определяется и практической необходимостью анализа особенностей взаимодействия гуманитарной культуры и высшей технической школы в период ее реформирования, что может помочь сформировать модель нового типа технического образования, реализация которой будет способствовать процессу качественного изменения подготовки инженерно-технических кадров, гуманистическому воспитанию молодого поколения.
Состояние и степень разработанности темы
При очевидной актуальности исследуемой нами проблемы гуманитарной культуры она, по сравнению с вопросами общей теории и историей культуры, концептуально практически не изучена и не разработана. Исследований, специально посвященных гуманитарной культуре как интегративному, сложносоставному социокультурному феномену, его концептуальным основаниям, тенденциям и логике развития, факторам и механизмам детерминации, характеру взаимосвязи и взаимодействия со смежными социокультурными областями в рамках системы
высшего технического образования - нет, что, в частности, признают и другие исследователи. (1)
Показательно, что даже само словосочетание "гуманитарная культура", хотя и встречается в научных изданиях и публицистике, но фигурирует довольно в узком значении, как правило в трех ипостасях: когда оно охватывает только нравственную, эстетическую и художественную культуру; (2) когда употребляется в качестве некого аналога понятию "гуманитарное знание"; (3) либо в декларативно-эмоциональном контексте, как общий антипод понятию "техническая культура", идеал, к которому следует стремиться. (4) В научной литературе нам не удалось встретить и определений гуманитарной культуры. Исключение составляет лишь небольшая по объему статья М.С.Кагана, который под гуманитарной культурой понимает "экзистенциальный "массив" способов и результатов деятельности людей, в которых воплощается, утверждается и развивается человеческая духовность." (5)
Сложилась ситуация, когда феномен гуманитарной культуры реально существует, никем не отрицается, функционирует, на него ссылаются, но теоретически он не осмыслен. По-видимому, "социальный заказ" на гуманитарную культуру, как своего рода "панацею" от бед техногенной цивилизации созрел в планетарном масштабе только к концу XX века, что в свою очередь, как нам представляется, предопределило мощную волну требований гуманизации и гуманитаризации различных сторон социальной практики в самых разных странах мира.
1.См.,например,: Орешников И.М. О гуманитарной культуре личности. - В сб.: Культура. Человек. Образование. -Тез. докл. межд. конф. - М. - 1996; Каган М.С. Философия культуры. -СП. - 1996.
2. См., например,: Взаимодействие форм культуры в духовной жизни общества. - Л. - 1986; Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л. - 1987; Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. - М. -1980; Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад-Восток" в культурологии. - М. - 1994 и др.
3. См., например, : Гуревич П.С. Культурология. - М. - 1996; Проблемы гуманитарного познания. - Новосибирск. - 1986; Эпштейн М. Говорить на языке всех культур,- //Наука и жизнь. - 1990. - № 1 и др.
4. См., например,: Суббето А.И. Гуманизация российского общества. - СП. - 1992; Проблемы гуманизации высшего технического образования. - //Межвуз. сбор. науч. трудов. - Саратов. -1993; Проблемы зарубежной высшей школы: обзор информации. - М. - 1993 и др.
5. Каган М.С. О понятии "гуманитарная культура и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества. - //День науки в СП госуниверситете профсоюзов. - Матер, конф,- СП -1997. -С.100.
Все вышесказанное обусловливает не только сложность анализа проблем гуманитарной культуры в целом, но и сложность анализа степени их разработанности в научной литературе. Отсутствие четких, определенных представлений о гуманитарной культуре позволяет сделать необходимые обобщения только на основе изучения разрозненных ценностно-содержательных элементов структурно входящих в нее. Исследование этих проблем предполагает междисциплинарный подход, т.к. процессы формирования гуманитарной культуры, трансляции ее норм, и эталонов обладают высокой динамичностью, открытостью влияния любых форм человеческого знания, итоги же трансляции раскрываются не сразу, а на протяжении всего периода жизнедеятельности социума и индивида Междисциплинарный подход в осмыслении гуманитарной культуры объективно неизбежен еще и потому, что ее сущность неразрывно связана с феноменом человека во всей его многосложности, а ее важнейшей содержательной стороной является гуманизм, который прошел многовековые испытания истории и получил свое широкое отражение в трудах ученых всех времен и народов.
Существенное значение для изучения проблем гуманитарной культуры имеют работы отечественных мыслителей XX века, посвященные общим вопросам философии культуры. В трудах по философии культуры нас прежде всего интересовали концепции зарождения культуры, ее динамики и функциональных особенностей, среди которых философы отмечают способность культуры к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей.
С точки зрения обоснования теоретической модели гуманитарной культуры важно и то, что концептуальные построения в отечественной философии культуры вдохновлялись не столько поисками истины как таковой, сколько исканием смысла жизни, смысла существования и назначения человека. В начале XX века в России сложился целый спектр философских направлений, так или иначе занимающихся исследованием культуры;
наиболее значимыми из них были неокантианство. (1) позитивизм. (2) религиозная метафизика. (3) марксизм (4) и феноменология (5).
Усилиями российских мыслителей уже к началу 30-х годов в отечеств�