автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Гуманизация деятельности правоохранительных органов - важнейшее направление политики Республики Узбекистан
Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманизация деятельности правоохранительных органов - важнейшее направление политики Республики Узбекистан"
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАШЮГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНГСШ ГОСУДАРСТВЕННА ЮСППУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ,.
ПЬ ОД . ' ' ;
; , , ' ; На правах рукописи
УЖ 32.01:174
БАЗАРОВ Вячеслав . Мтвалович
ГУМАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕПЬНОСга ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕШЕ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН .
Специальность 23.00.03 - политическая культура и идеология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политологических наук
ТАШКЕНТ - 1935
; Работа выполнена на кафедре философии и профессиональной этики Академии МВД Республики Узбекистан.
Научный руководитель: доктор философских наук.
профессор Туйшев В. Т.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Хакимов Н.Х.
доктор юридических наук профессор РустаиЕаев М.Х.
Ведущая организация - кафедра философии Ташкентского государственного юридического института
Защита диссертации состоится "-У" 1835 г.
а час. на заседании специализированного Совета К 067.70.23 га запита диссертаций на соискание ученой степени кандидата политологических наук в Ташкентском государственной институте востоковедения СТашкент,ул.Лахути,253.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ташкентского государственного института востоковедения СТавь - кент.ул.Лахута.25).
Автореферат разослан 1дд5 г
Ученый секретарь специализированного Совета /1
доцент Кии В. С.
Актуальность теш обусловлена тем ,что проблема гуманизации деятельности правоохранительных органов в современных условиях представляет значительный интерес,поскольку гуманизм как принцип морали и направление общественного развитие является важнейшей общечеловеческой духовной ценностью, характерной чертой современной цивилизации. Гуманизм в сочетании с демократизмом и верховенством права одна из основных черт общества,которое создается в Республике Узбекистан.
Общественные процессы развиваются в результате сознательной деятельности людей. Ее направленность и результаты во многом определяются тем,какое место гуманизм занимает в сознании и поступках людей,в деятельности органов правопорядка.
В условиях радикальных общественных преобразований значение морали,нравственного сознания закономерно возрастает, так как возникает необходимость оценки экономических, политических, правовых и духовных изменений с позиции гуманистических ценностей.
Степень разработанности темы. Данная проблема ещэ не наяда достаточного освещения в научных исследованиях. Имеющиеся работы затрагивают лишь ее общетеоретические аспекты. * В них анализируются общие проблемы морали,нравственного сознания, их природа, специфика, структура, социальные функции,
1. Архангельский Л. Ы. Марксистская этика: предмет,структура, основные направления. Ы. ,1985; Бережной Н.Ы. Действенность социалистического гуманизма. Ы. ,1979; Гуманистическая природа общественных отношений. Казань, 1990; Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М. ,1974; Джумабаев Ю.Д,Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в IX-XY вв. Ы. , 1974; Дробницкий О. Г. Понятие морали. 1£ ,1974; Ерофэ-ев К. JL Условия формирования нравственного сознания при социализме. Автореферат канд. дисс. Иваново, 1987; Ротарь М. В. Социалистическое нравственное сознание и пути его развития в условиях перестройки. Автореферат канд. дисс. М., 1990; Шэрмухаммедов С. Ы., Осипова Т. Т. Формирование нравственно-эстетического сознания личности. В кн.: Культура, нравственность, человек. Ташкент, 1901.
история развития,взаимосвязь с другими формами общественного сознания,еначение в деятельности и развитии личности, выявляется пути развития нравственного сознания в условиях радикальных общественных преобразований.
В этой группе исследований рассматривается также сущность гуманизма как общечеловеческой ценности,принципа морали,направления развития человеческой цивилизации,его роль и место в нравственном сознании,диалектика его развития и значение в современном процессе реформирования всех сфер общественной жизни и сознания человека.
Ряд работ непосредственно обращены к проблемам формирования и гуманизации нравственного сознания личности с учетом специфики деятельности органов внутренних дел. Делается попытка анализа особенностей проявления гуманизма в деятельности и сознании сотрудников органов милиции,условий и средств укрепления гуманистических ценностей в жизнедеятельности и морали работников органов внутренних дел. I
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является попытка исследования процесса гуманизации деятельности и нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов как составной части внутренней политики Республики Узбекистан в условиях кардинальных общественных преобразований. Научная новизна исследования. Элементами новизны а дан-
1. Абдумаджидов Г. А. Профессиональная культура в структуре личностных качеств будущего специалиста. В сб.: Формирование личности будущего специалиста органов внутренних дел. Ташкент, 1992; Ибрагимов М.Е и др. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел.Киев, 1990; Карпец И.И. Уголовное право .и этика. Ы. ,1985; Милицейская этика и проблемы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Сборник научных трудов. Киев,1991; Туйчиев Б. Т. Преодоление социально-негативных явлений и проблемы формирования будущего специалиста органов внутренних дел. В сб.: Формирование личности будущего специалиста органов внутренних дел. Ташкент, 1992.
ной диссертации являются:
- попытка определить особенности политической системы Республики Узбекистан,место в ней органов милиции ,их роль в функциях государства;
- исследование взаимосвязь гуманизма с кардинальными преобразованием всех сфер общественной жизни Узбекистана;
- выявление особенностей профессиональной деятельности в органах милиции и анализ их влияния на нравственное сознание сотрудников милиции;
- установление взаимосвязи гуманизма с основными элементами нравственного сознания работников милиции: профессиональным долгом,честью, достоинством;
- анализ основных проявлений гуманизма в деятельности органов милиции;
- выявление объективных и субъективных условий,определяющих гуманизацию сознания работников милиции;
- исследование роли различных форм и средств воспитания, этического наследия средневековых мыслителей Центральной Азии в процессе гуманизации деятельности и сознания сотрудников органов внутренних дел.
Методологическая основа диссертации. Методологической основой данного исследования является теория диалектики,метод структурно-функционального и нормативного анализа применительно к статусу и деятельности органов милиции в политической системе общества.
В качестве теоретической и правовой основы в диссертации использовались Конституция Республики Узбекистан,труды и выступления Президента Узбекистана И. А. Каримова, нормативные документы Министерства внутренних дел . В диссертации использовались результаты анкетирования сотрудников органов внутренних дел и слушателей Академии МВЛ Республики Узбекистан, научные публикации поданной проблеме ученых Узбекистана и стран СНГ.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:
- основные выводы исследования позволяют: определить задачи по совершенствованию деятельности органов милиции в
соответствии гуманистической направленностью реформирования Республики Узбекистан;
- внести соответствующие коррективы в планирование и проведение воспитательной работы в органах внутренних дел;
- повысить эффективность пропагадистской работы среди населения страны,направленной на повышение авторитета органов милиции;
- определить направления социологических исследований среди сотрудников органов внутренних дел.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в шести публикациях, общим объемом в 3. О п. л.
Отдельные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на Всесоюзной конференции "Проблемы подготовки специалистов с высшим юридическим образованием для органов внугрених . дел" (Московская высшая школа милиции МВД ССОР,1991); на научно-практической конференции"Цивилиза-ция,независимость, человек" (Ташкентский электротехнический институт связи,1994); на научно-практической конференции по книге президента Каримова И. "Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана" (Академия ЫВД Республики Узбекистан,1995).
Основные положения диссертации активно используются в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий со слушателями Академии МВД по курсу "Профессиональная зтика и эстетичешсая культура сотрудников органов внутренних дел" и спецкурса "Философские проблемы права".
Материалы диссертационного исследования учтены при разработке проекта "Морального кодекса работника милиции Республики Узбекистан",и использованы при подготовке методических советов слушателям 460 Академии МВД Республики Узбекистан по изучению курса "Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дол" в мелсессионньй период (1992г.), программы курса "Профессиональная этика и эстетическая культура'Ч 1993г.), для чтеиия споцкурса "Философски? проблеш права".
14 апреля 1995 года диссертация обсуждалась на заседании ка}едры философии и профессиональной этики Академии МГД РУз (прютпкол N 1!5) и (Чия с?ко«.-о!>ло8аяа к *>п'дате. 18 ма? !1.!-.!С> гс-
да на заседании кафедры социально-политических наук Ташкентского государственного института востоковедения диссертация рекомендована к защите.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении, обоснована актуальность темы,проанализирована степень ее разработанности в научной литературе,сформулированы цели и задачи исследования. -
Первая глава -" Нравственный аспект в деятельности правоохранительных органов."- состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - "Политическая система независимого Узбекистана и правоохранительные органы." - исследуется роль и место органов милиции в политической системе Республики Узбекистан.
Диссертант считает,что процесс кардинального реформирования всех сфер общзственной жизни Узбекистана тесно связан с гуманизмом, который является ведутцэй чертой современной цивилизации и рассматривает как главную ценность свободную человеческую личность,стремящуюся к всестороннему развитию и полной реализации всех своих возможностей.
Диссертант разделяет точку зрения исследователей,которые считают, что политическая система состоит из политической организации, политических норм, коммуникаций,идей и взглядов. Правоохранительные органы в первую очередь являются неотъемлемой частью политической организации общества,в которую входят государство,политические партии,общественные организации и союзы.
В диссертации делается попытка определить отличительные особенности политической системы Респ!блики Узбекистан в сравнении с политической системой Узбекской ССР. Основное отличие заключается в подлинно независимом и суверенном характере политической системы Республики Узбекистан,позволяющей направить функционирование системы в соответствии с интересами граждан страны. Политическая система современного Узбекистана ориентирована на обпрчеловеческие идеи и ценности, утверждающие приоритет интересов личности тл госу-
дарственными и политическими. Политическая система республики обрела политический и идеологический плюрализм,что выражается в становлении многопартийной системы,включающей народно-демократическую партию, партию "Ватан тараккиети",социал-демократическую партию "Адолат ",демократическую партию национального возрождения Узбекистана, а такие в отказе от господства идеологии одной партии. Особенностью новой политической системы является и ее нацеленность на развитие и защиту частной собственности,рыночных отношений,что юридически закреплено в' Конституции: "Основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений,составляет собственность в ее различных формах. Частная собственность, наряду с другими формами собственности - неприкосновенна и защипнется государством. "
Все указанные особенности политической системы суверенного Узбекистана,по мнению диссертанта находят свое отражение в деятельности правоохранительных органов.
В диссертации правоохранительные органы определяются как государственные и общественные организации,которые своей деятельностью на основе закона и демократических принципов призваны обеспечить законность и правопорядок,защиту прав и интересов граждан,общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам .нарушившим законность и правопорядок. 2
К правоохранительным органам относятся судебные органы, прокуратура,система Министерства юстиции, Министерство внутренних дел и т. д. Диссертант посчитал целесообразным сконцентрировать внимание на проблемах деятельности органов милиции,входящих в систему Министерства внутренних дел и составляющих его основу,поскольку именно им принадлежит главная роль в решении такой гуманной задачи как защита граждан от посягательств преступных элементов.
1. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент,"Узбекистан". 1992, с. 18-19
2. См. Правоохранительные органы СССР. И ."Юридическая литература", 1990, с. £8 29.
Роль органов милиции в политической системе Республики Узбекистан определена Конституцией,а главные задачи изложены в Положении о Министерстве внутренних дел. К этим задачам относятся: предупреждение и пресечение преступлений и других-' антиобщественных действий;устранение причин и условий для их совершения; организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий; дознание и предварительное следствие;работа по предупреждению детской беспризорности и борьба с правонарушениями несовершеннолетних;обеспечение выполнения мер принуждения по решениям судов и органов прокуратуры; содействие лицам освобожденным из мест заключения в их трудовом и бытовом устройстве;обеспечение выполнения требований паспортной системы; контроль за приобретением,хранением,использованием оружия,боеприпасов,взрывчатки,наркотиков и радиоактивных веществ; участие в спасении людей и имущества при стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах;организация контроля за автотранспортом и дорожным движением и т. д. *
Диссертант считает,что роль органов внутренних дел в политической системе можно выделить через анализ их участия в реализации государственных функций.
Хозяйственно-организаторские функции государственных органов Узбекистана в период радикальных реформ не только сохраняются, но и возрастают. Органы милиции вносят немалый вклад в этой области государственной деятельности,пресекая и предотвращая негативные проявления в валютном обращении, махинации с ценными бумагами,выпуск недоброкачественной продукции, незаконное использование товарных знаков.компьютерные преступления, контролируя ввоз и вывоз сельхозпродукции и товаров народного потребления на границах страны.
Предупреждая и пресекая хищения различных форм собственности, всевозможные виды мошенничества,контрабанду,взяточничество, органы внутренних дел также помогают государству в выполнении функции по развитию общественных отношений и 1«
1.См. Поло.тязние о Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан. Собрание постановлений правительства Республика Узбекистан, 1991, N Ю,с. 4-5.
преобразованию в соответствии с главными направлениями реформирования Узбекистана.
Бее большее■значение■в деятельности государства приобретает функция охраны природы и рационального использования ее ресурсов. Органы правопорядка пресекают действия граждан, предприятий и организаций загрязняющих окружающую среду, и тем самым вносят весомый вклад в оздоровление экологи-, ческой обстановки в республике.
Охраняя общественный порядок,спокойную жизнь граждан, осуществляя охрану учреждений культуры,защишэя бесценные духовные ценности от посягательств преступных элементов,демонстрируя пример в соблюдении законности и норм морали в служебной деятельности и в быту,работники органов внутренних дел помогают осуществлению в культурно-воспитательной функции государства.
Основной вклад в деятельность государства органы милиции осуществляют через свое участие в правоохранительной функции государственных органов,охраняя права и свободы граждан,правопорядок и законность. Решая эти задачи милиция и другие правоохранительные органы создают благоприятные условия для нормальной деятельности государства во всех сферах общественной жизни, всей политической системы.
Определенную роль органы правопорядка играют и во внешних функциях государства. Поддерживая на должном уровне общественный порядок,охраняя зарубежных граждан и организации от посягательств преступных элементов, работники милиции способствуют развитию сотрудничества Республики Узбекистан с зарубежными странами, укреплению международного авторитета страны.
Особое вначекие в сфере международной политики приобретает борьба органов внутренних дел с организованной преступностью, в том числе и наркобизнесом,борьба с которыми в современных условиях отвечает интересам национальной безопасности Узбекистана,и затрагивает интересы других стран и требует объединения усилий в мировом масштабе. I
1. См. Каримов И. А. Основные принципы оГдаственно-политическо-го и экономического развития Узбекистана. Народнее сло-1*0. 1995, Г. 4 фоп.
- 11 -
В этой связи значительно активизировалась международная деятельность органов внутренних дел. Особенно активно развивается сотрудничество о Интерполом,с организацией ООН по контролю над наркотиками (КВДКП) и соответствующими службами-стран СНГ. *
В диссертации подчеркивается,что преобразование политической системы страны и ее составной части - органов правопорядка - на основах гуманизма,демократии и верховенства затона возможно только при активном использовании духовно- нравстзе иных ценностей. Нравственность,обладая относительной самостоятельностью,устойчивостью,в период радикальных общественных преобразований, своими положительными,гуманистическими требованиями способна находить средства решзния сложных проблем в самой гуманной форме.смягчать негативные проявления в общественной жизни.
Во-втором параграфе - "Роль нравственности и совершенствовании деятельности правоохранительных органов в современных условиях" - нравственном сознание на основе диалек-тико-материалистического подхода формулируется как форма общественного сознания, отражающая действительность в нравственных.чувствах,идеалах,убеждениях и теориях. Отмечается, что нравственное сознание находиться под определякщш влиянием общественного бытия и изменяется вместе с ним,под его влиянием,но .обладая относительной самостоятельность, способно активно влиять на общественную жизнь черва сознательную деятельность людей.^
Диссертант разделяет точку зрения исследователей,которые выделяют в моральном сознании два уровня. К первому относится обыденное нравственное сознание,включающее в себя нравственные настроения,переживания,традиции, привычки,эмоции и взгляды. Ко второму - теоретическое нравственное сознание,которое состоящее из нравственных кодексов,сводов предписа-
1. См. Закрепить положительные тенденции. На посту, 1996, N 9-10,3 фвв.
2. См. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М. , "Наука", 1974, с. 233
- 12 -
ний,норм,принципов,идеалов,понятий,категорий,теорий.
Влияние общественной среды на нравственное сознание в диссертации анализируется через его взаимодействие с экономической .политической и духовной сферами жизнедеятельности.
Нравственные представления людей,по мнению автора,формируются прежде всего под влиянием экономического положения. Результаты опроса работников органов внутренних дел Узбекистана показали,что проблемы экономики,уровня жизни в настоящее время занимают по степени ватаости второе место среди проблем,которые их беспокоят. ^ Значительное влияние на усиление у работников органов внутренних дел патриотизма, гордости за свою страну,оптимизма оказали обретение Узбекистаном экономического суверенитета,ликвидация сырьевой направленности,технологической и ресурсной зависимости от бывших республик СССР. Эти изменения способствуют развертывание у работников органов правопорядка деятельных творческих способностей,активного стремления бороться за торжество добра. Однако определенные трудности, ^вязанные с долголетним господством социалистических порядков,марксистско-ленинской идеологии,командно-административно системы,разрывом экономических связей,развитием рыночных отношений, вызвали у части работников милиции пессимистические настроения,замешательство, неверие в свои возможности. Подобные проявления в нравственном сознании в определенной мере могут способствовать увеличению аморальных,антиобщественных проявлений.
На нравственное сознание работников милиции значительное влияние оказывают радикальные изменения и в политической жизни Узбекистана. Обретение подлинной политической независимости, демократизация политической системы,политическая и социальная стабильность способствуют росту их патриотизма,политического оптимизма,гражданской и служебной активности .Подавляющее большинство работников милиции (61,9%) считают, что политические преобразования,связанные с развитием демократии, гуманизма, способствуют развитию суверенного Узбе-
ком. Справка об итогах проведения анкетирования рабогников ОВД Узбекистана в агнч^ле 1993 года. с. 1.
кистана I
Переустройство политической жизни породило также и проблему воспитания людей,умеющих мыслить самостоятельно,по-новому, свободных от чувства покорности,нерешительности, полностью осознающих свой гражданский долг. 2 Развитие демократии, политического плюрализма повышает значение таких личностных качеств у работников милиции как уважение,терпимость к политическим оппонентам,выдержка,способность к компромиссам.
Значительное влияние на нравственное сознание работников органов милиции оказывают преобразования в сфере духовной культуры Узбекистана. Обращение духовности к ценностям общечеловеческой цивилизации,культурного наследия прошлого,к избавлению от идеологического догматизма,формализма способствуют раскрепощению духовных сил человека,развитию его многогранности, социальной активности,укреплению в его сознании и деятельности гуманистических ценностей.
Глобализация культуры,развитие международного сотрудничества ведет к культурному взаимообогащэнига народоз,росту интереса к ценностям культуры Узбекистана, но одновременно требует активного противодействия негативным проявлениям "массовой культуры". Пресечение пропаганды порнографии,жестокости, культа насилия в произведениях искусства,отрицательно воздействующих на сознание особенно молодых сотрудников милиции, создание высо:сохудожественных произведений, пропагандирующих положительные моральные требования в значительной мере способствует гуманизации сознания и деятельности работга-ков органов внутренних дел.
Диссертант обосновывает положение о том,что социальные условия формируют в основном общие черты нравственного сознании сотрудников милиции,а особенные возникают в большей степени под воздействием специфики слугкбной деятельности. В диссертации делается попытка дать характеристику служебной
1. См. Справка об итогах проведения анкетирования работников
ОВД Узбекистана в апреле 1993 года,с. 1. Г. Ом. Каримов К. А. Правовая гарантия нашего великого будуизз-го. Речь на торжественном собрании по случаю первой годовщин Конституют Увбектетана, 1993, Таткелт, "Шрк", г, г.?
деятельности в органах милиции по социально-политической npi роде и направленности; по характеру деятельности;по эконом] ческой функции; по эмоционально-нравственной окраске. Особенностями деятельности в органах милиции являются постоянные контакты с преступностью,негативными явлениями жиа-ни;гуманистический характер,выражающийся в направленности н; человека; обязанность и необходимость выступать от имен; государства и закона; наличие больших властных полномочий ] решении вопросов о жизни и судьбе человека.
Этим и определяется необходимость формирования у сотрудников милиции таких нравственных качеств, как доброжелательность, справедливость, мужество,ответственность, смелость, тесно связанных с гуманизмом.
В диссертации особо выделяется роль таких элементо1 нравственного сознания работников органов внутренних дел, кг долг,честь и достоинство. В них непосредственно выражаете} отношение работников милиции к обществу, к своему положению i нем и отношение общества к личности сотрудников и к oprai милиции в целом. Именно эти элементы нравственного сознания i первую очередь направляют деятельность работников органо! внутренних дел на непримиримую борьбу с преступностью, неукоснительное соблюдение норы права и морали.
Вторая глава - "Гуманизация как определяющее направлен развития нравственного сознания сотрудников правоохранителе пых органов" состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - "Сущность и особенности гуманизме как нравственной ценности" на основе анализа различных точе? врекия делается попытка сформулировать определение гуманизме как нравственного принципа,который выражается в утверждение человека как высшей социальной ценности,в уважении к достоинству человека,ь стремлении общества удовлетворить все егс здоровые потребности и интересы.
В диссертации рассматриваются основные этапы развития гуманизма в качестве научного понятия и социального явления, взаимодействие в ней элементов общечеловеческих, классовых и национальных. Обосновывается положение о том,что гуманизм свойственен всем этапам развития человечества и выражает tiporpPccmiMjio тенденцию развития цивилизации, объединяя
- 15 -
дей всех поколений и социальных общностей. ^
Диссертант раскрывает гуманистический характер социаль--зкономических преобразований в Узбекистане, получивший авовое закрепление в Конституции в разделе о правах и сводах граждан. При анализе процесса реформирования в стране деляется тот важный момент,что проводимые реформы глубоко манистичны не только по своей сущности, но и осуществляются наиболее гуманной форме. "Переход к рыночным отношениям, -метил И. А. Каримов. - не является самоцелью..., государство своей деятельности, исходя из благополучия человека и об-ства должно следовать принципам справедливости..." 2
В диссертации подробно исследуется специфика проявления тланизма в деятельности органов милиции.
Гуманистические ценности в деятельности милиции опреде-
»
погся прежде всего в правовых актах. В Уголовном кодексе ;спублики Узбекистан гуманизм является его основополагающим жнципом. 3 Гуманистические требования уважать права,свобо-й,честь и достоинство граждан вошли составной частью в прост "Закона о милиции Республики Узбекистан", в Уголовно-про-гссуальный кодекс, в Профессиональную мораль работников ор-1Нов внутренних дел Республики Узбекистан.
Гуманистический характер деятельности органов милиции роявляется через борьбу с преступностью,которая антигуманна о своей сущности,так как некоторые виды преступлений посяга-г на важнейшие права человека - на жизнь и здоровье. Наибо-ее антигуманные преступления связаны с такими аморальными роявлениями как мизантропия и распущенность,которые призо-ят к наиболее циничным и низменным преступным действиям
. См. Толмачева Н. А. Гуманизм в системе воспитания нравственной личности при социализме. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени кандидата философских наук. Ленинград, 1976, с. 13. :. Каримов И. Л. Правовая гарантия нашего' великого будущего, с. 20. V (. См. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. Ведомости Верхового Совета Республики Узбекистан, 199Е, N 1,с. Р,
- 16 -
против родителей,женщин,стариков и детей.
Одним из важнейших проявлений гуманизма в деятельности милиции является профилактика,предупреждение преступлений, поскольку предотвращение преступления сохраняет жизнь и. здоровье граждан,большие материальные ценности,устраняет необходимость наказания преступника.
Гуманистические принципы выражаются также в ориентации деятельности милиции на перевоспитание преступников с опорой на развитие в них положительных личностных качеств. Что сокращает уровень преступности и возвращает обществу законопослушных граждан.
Гуманизм влияет на процесс выбора средств и методов борьбы с преступностью. Это проявляется в первоочередном использовании средств убеждения, а средств принуждения - только в крайнем случае. Нравстзенно-правовой основой применения принуждения является конституционные положения о неприкосновенности личности,жилища,охраны тайны личной жизни граждан и т. дД Гуманизм с позиции общечеловеческих ценностей оправдывает применение насилия только для пресечения действий преступных элементов, прямо угрожающих жизни и здоровью человека, когда иными средствами эти действия остановить нельзя. Гуманистический характер использования в правоохранительной деятельности наказания определяется не его жестокостью,которая может порождать новое зло, а неотвратимостью.
Во-втором параграфе - "Основные направления и задачи гуманизации деятельности и нравственного сознания сотрудников правоохранительтдс органов" - дается определение гуманизации нравственного сознания,которая представляет процесс усиления влияния гуманизма во всех элементах нравственного сознания и превращение гуманизма в ведущую черту нравственного облика и жизнедеятельности людей.
Диссертант вчделяет в гуманизации нравственного- совнания сотрудников милиции два главных направления: первое - гуманизация всех с^-'р лиане деятельности, второе - гуманизация воспитательного воьде еж на личность милиционера.
1. См. Кокс^итут : Респ>блики Узбекистан,с. 14-16
- 17 -
Успешное осуществление реформ в экономической сфере, быстрый рост экономики,уровня благосостояния будет способствовать гуманизации условий жизни граждан и работников органов внутренних дел,снижению уровня социальной напряженности, преступности.
Гуманизация политической жизни в Узбекистане осуществляется через взвешенное,продуманное проведение политических реформ с учетом социального опыта,традиций и интересов всех слоев населения и во-многом способствовала сохранению стабильности в республике,что оказывают значительное влияние на развитие гуманистических элементов в сознании сотрудников милиции.
При рассмотрении влияния природной среды на жизнедеятельность сотрудников милиции,выделяется роль таких природных задатков человека как темперамент. Некоторые негативные черты темперамента работника милиции ( несдержанность,им-, пульсивность, раздражительность) способствуют возникновению конфликтных ситуаций,которые могут тормозить процесс гуманизации. I
В диссертации анализируется роль микросреды в гуманизации нравственного сознания сотрудников органов внутренних дел. В структуре микросреды особое внимание уделяется служебной деятельности.
Гуманизации служебной деятельности во многом способствует устранение из сознания и деятельности работников милиции "обвинительного уклона",укрепление гуманистических элементов в законодательстве,которое определяет деятельность милиции. Сокращение масштабов применения смертной казни,предоставление гражданам адвоката с момента задержания предусмотренные Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами Геспублики Узбекистан явились важным шагом в укреплении позиции гуманизма в сфере правоохранительной деятельности.
Развитие гуманизма немыслимо без широкого использования правил выбора целей и средств в борьбе с преступность**
1. См. ПолуС'инекий а Программу подсказывает рипиуология. Со-»етск^п мчпиния. 19Rl.fi 1,0.49-51
- 18 -
1. работники милиции должны использовать саше гуманные ,но достаточно аффективные средства,чтобы предупредить и пресечь преступление;
2. при использовании средств принуждения работники милиции должны стремиться причинить наименьшее эло.
Большое значение для гуманизации сознания имеет усиление ориентации деятельности органов внутренних дел на предупреждение и профилактику преступлений. В этой связи особого внимания заслуживает расширение деятельности центров социальной реабилитации бывших заключенных,успешно работающих в Бухарской области. Здесь проводиться ие только перевоспитание бывших преступников,но и оказание им помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
В современных условиях к гуманистическим чертам в деятельности милиции необходимо отнести меры по защите жизни и законных интересов свидетелей и потерпевших от преступных элементов. К этим мерам относится охрана свидетелей и потерпевших, помощь им при изменении фамилии,места работы и жительства и т. д.
Гуманизация в деятельности милиции связана с устранением профессиональной деформации, которая представляет отрицательные изменения сознания сотрудников милиции под влиянием негативных особенностей службы, которая проявляется в форме "обвинительного уклона"при расследовании преступлений,в восприятии идеологии и морали преступного мира,в безразличном отношении к преступлениям,их жертвам. Эти проявления деформации подрывают авторитет правоохранительных органов,мешают борьбе с преступностью и имеют антигуманистический характер.!
В диссертации анализируются основные задачи по гуманизации воспитателыого воздействия на нравственное сознание сотрудников милиции. Здесь главное место занимает нравствен-
1, См. Туйчиев Б. Т. Преодоление социально-негативных явлений и проблемы формирования личности специалиста органов внутренних дел. Е сб. "Формирование личности будущего специалиста органов внутренних дел". Ташкент, 1992,с. 28
ное воспитание,которое решает две основные задачи: 1) формирование у работников милиции нравственного сознания,ориентированного на гуманизм как ведущую моральную ценность; 2) выработка осознанной потребности действовать в соответствии с гуманистическими ценностями. Для осуществлении данных задач в органах милиции используются милицейские традиции,индивидуальный подход,личный пример руководителя,опыт ветеранов и т. д.
При планировании и проведении воспитательной работы следует учитывать мнение работников милиции Узбекистана о степени влияния различных средств воспитания. Как показали результаты их анкетирования по степени воспитательного воздействия первое место они отводят индивидуальным бесе-, дам,второе - примеру руководителей,третье - примеру товарищей по работе,четвертое - средствам массовой информации,пятое - родителям,далее - диспутам,встречам с интересными людьми, национальным традициям,религии, лекциям. ^
В диссертации подробно рассматривается влияние на гуманизацию нравственного '.'оэнания работников милиции этического наследия мыслителей Центральной Азии. "Общество не молет лить без культуры,без духовных нравственных традиций, - отметил
И. А. Каримов, - Общество, которое попирает их,в конце концов о
гибнет.Этическое наследие позволяет использовать духовную энергию прошлого,включая религию и национальные традиции для обновления современной духовной культуры и решения проблем развития современного Узбекистана.
Глубоко гуманистическое учение Фвраби ставит главной задачей перед государством,политической деятельностью,этикой и педагогикой деятельность по осуществлению счастья для всех людей. 3 Беруни неоднократно подчеркивал,что одно из основных
1, См. Справка об итогах проведения анкетирования работников органов внутренних дел Узбекистана в апреле 1993 года,с. б »?. Каримов V. Л Наш путь - путь независимой государственности и прогресса. Речь на пятой сессии Верховного С.'.-°та Республики Узбекистан,Правда Востока.1694,7 мая. •3. См. Х&йрулл-т?э М. М. Шровог зрение Оараби в ггтг-ии фялосо-1'"-!. Тя-К':1Г. "Там", 1907.с. 300
проявлений человеколюбия - благородство проявляется в обходительности, милосердии, Терпимости.-'- Формирование подобных нравственных качеств у работников милиции в значительной мере будет способствовать развитию гуманизма в их сознании.
Гуманистические позиции Алишера Навои основывались на прочном философском фундаменте.Он считал,что бог,человек и природа едины и бог,создав человека,сделал его носителем "божественной частицы". Возвеличивая человека до уровня бога, Навои не идеализирует людей: к злодеям - носителям и создателям зла,врагам человеколюбия - он относил правителей-деспотов, спекулянтов,паразитов.^
Большую ценность для воспитательной работы в органах милиции имеют мысли Алишера Навои о необходимости активной борьбы со алом,даже с применением насилия. Навои учил, что в борьбе со злодеями нужно сначала использовать убеждение,поиски компромиссов,но при использовании силы следует руководствоваться не гневом,а разумом,учитывать соотношение сил, не лить напрасно кровьР
Важнейшим условием установления гуманистических порядков в стране Навои считал справедливость государственного руководителя и уважение им законов, которые являются основой политической стабильности,благосостояния,укрепления гуманизма.
Гуманизация нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов,органично связана с основными тенденциями развития современной цивилизации,общественных отношений в Республике Узбекистан. Укрепление гуманистических принципов во всех сферах жизнедеятельности работников милиции,научно обоснованная и продуманная воспитательная работа позволит укрепить позиции гуманизма в сознании и деятельности сотрудников органов правопорядка и направить их на активное
¿.См. Абу Райхои Беруни. Минералогия. Избр. сочинения. Ташке нт,"Фан", 19С>3, с. 14.
2. См. Алишер Кавои. Стена Искандера. Стихотворения и поэмы. 1А , "Советский писатель", 1983, с. 67.
3, Там ».л,с. 97-08.
участие в создание в Узбекистане демократического,справедливого, правового и гуманного общества.
В заключительной части диссертации делаются теоретические выводы и излагаются конкретные практические рекомендации, вытекающие из проведенного исследования.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. "Специфика нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел. " В сб.: "Особенности преподавания марксистско-ленинской философии и научного коммунизма в специализированных вузах МВД СССР". Ташкент, 1985 - о. 8 п. я. (в соавтор.)
2. "Влияние гуманизации образа жизни советских людей на формирование личности будущего специалиста органов внутренних дел". В сб.: "Проблемы подготовки специалистов с высшим юридическим образованием для органов внутренних дел". ,1991 - 0.2 п. л.
3. "Гуманизация образа жизни и ее влияние на формирование личности будущего специалиста органов внутренних дел." В сб. "Формирование личности будущего специалиста органов внутренних дел". Ташкент, 1992. - 0.6 ид
4. "Гуманизм как характерная черта современной цивилизации. "В сб. "Цивилизация,независимость,человек",Ташкент, 1994 - 0.3 п. л.
Б. "Плюрализм в профессиональной этике и эстетической культуре сотрудников органов внутренних дел". В сб.: "Вопросы улучшения преподавания общественно-политических наук в специализированных вузах".Ташкент, 1994 - 0,4 пл.
6. "Гуманистические аспекты взаимодействия правового и нравственного сознания. "Е сб.: "Методологические проблемы права "Ташкент, 1995. - 0.7 п. л.
В.М. Базаровнинг "Хукукни химоялаш идоралари фаолиятининг инсонпарварлашуви - Узбекистан Республикаси сиесатининг устиворлигидир" мавзуидаги номзодлик диссертаииясининг; кискача мазыуни.
"Хукукни хийоялаш идоралари фаолиятининг инсон-парварлашуви ахлокий муаммолари - Узбекистан Республикаси сиесатининг устиворлигидир" номли диссертация каыраб олган масапаларига кура катта кизикиш касб зтади. чунки инсон-параарлик. алокий тамойил ва ижтимоий ривожланишнинг йуналиши сифатада хозирги замон цивилизациясининг характерли белгиси. асосий умуминсоний кадриятларидан хисобланади. Демократия ва хукук устуворлиги билан мувофиадашган инсонпарварлик Узбекистон Республикасида вужудга келаетган жамиятнинг асосий таърифларидан биридир.
Диссертацияда ижтимоий жараенларни тахлил килиш асоеида Узбекистон Республикаси сиесий тизимининг хусусиятларини, цустакил Узбекистоннинг сиесий тизимида ички ишлар идорапаринииг урнини. давлат Функцмяларида улорнинг ролики оядинлаштишшга харакат килинган: ыамлакат ижтиший чаетадаги рзгаришларга инсонларварликнинг богликлиги кррилган: инсонпарварлюсни хозирги шаромтда жамият ривожланишининг етакчи йуналиши сифатадаги мохиятини умуминсоний нук.таи назардан шакллатиришга уринилган: хукукни химоялаш идора-ларидаги махнатнинг хусусиятлари аниклаштирилган ва унинг кукук-тартибот. ходимлари ахлокий онгига таъсири тахлил килинган: инсонпарварликни ички ишлар идоралори ходимлари ахлокий онгининг злемантлари: хизмат бурчи, шаън. кадр-кииыат билан богликлиги ажратиб курсатилган: хукук-тартибот ходимлари фаолиятида инсонпарварлик намоен булишининг асосий куринишлари. жиноятчшшкнинг инсонпарварликка зид мокияти, унинг асосий шакллари чукур тахлил килинган: хукук-тартибот ходимлари онгини инсонпрварлашувининг объектив ва субъектив шароитлари, мазкур жараеннинг (^бекистон ривожланиши ва хукукни химоялаш идоралари фаолиятини такомиллашувидаги ахаимяти ачиб бешлган: ички ишлар идоралари хадимларининг онги ва фаолиятини инеонпарварлавдвига Урта асрлардаги Марказий Осиалик ыутафаюсирларнинг ахлокий мероелари ва тарбия взситаларини хар хил шаклларининг таъсири тедкик килинган...-,,..,.
- 23 -SUMMERY
to the dissertation "Humanisation of the activity of law enforcement organCbody) - the prioritet of the politic of the Republic of Uzbekistan" by Bazarov V. M.
The dissertation "Humanisation of the activity of law enforcement organCbody) - the priorltet of the politic of the Republic of Uzbekistan" presents considerable interest by Itself problem, because humanism as principle of morals and direction of social development are of important of common human value of characteristic line of modern civilization In the modern condition. Humanism in combination with democracy and importance of rinfiht are one of the basic characteristics of society which are creating in the Republic of Uzbekistan.
In the dissertation on the basic of analysis of social processes are defined peculiarities of political system of the Republic of Uzbekistan.the place of organs of Internal affains in political system of independent Uzbekistan.their role in functions of the state»are examined correlation of humanism with important transformation in fall spheres of' social life of the country*are done affempt to formulate from common humans positions the essence of humanism as leading direction of the development of society in the modern conditions; are defined peculiarities of work in organs of militia and analysed their influence on moral consciousness of collaborafors of militia»are distinguished correlation of the . humanism with basis elements of the moral consciousness of workers of organs internal af f airs» aire by service duty, honour dignity»are analysed basic displays of humanism in the activity of the organs of militia»are examed unhumane essence of criminality, its basic forms»are defined objective and subjective conditions for humanisation of consciousnes of workers of organs of law and order, significance of this process for lirorovement of activity of law guarding organs and development of Uzbekistan»are Investigated the role In process of humanisation of consciousness and activity of workers of organs internal affairs of differend forms,means of education and ethic legacy of medieval thinkers of Central Asia.
Подписано к печати ', Заказ № т
Тираж бО экз. Объем У п. л. Формат . бумаги 60X 84 1/16. ■ • .
Отпечатано на ротапринте в типографии ТашГУ им. В. И. Ленина.
Адрес: 700085. г. Ташкент, ГСП, Вуэгородок, ТашГУ.