автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Развитие международных культурных связей независимого Узбекистана и их значение как фактора укрепления его стабильности

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Пулатова, Севара Акмаловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Развитие международных культурных связей независимого Узбекистана и их значение как фактора укрепления его стабильности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие международных культурных связей независимого Узбекистана и их значение как фактора укрепления его стабильности"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНИХ} СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На праках рукописи

ПУЛАТОВА СЕВАРА АКМАЛОВНА

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НЕЗАВИСИМОГО УЗБЕКИСТАНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ КАК ФАКТОРА УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО СТАБИЛЬНОСТИ

(и* примере культурных связей с »рубежными странами Востоке)

Специальность 07.00.03 — Всеобща! истори»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на сонскацие ученой степени кандидата исторически« наук

Ташкент — 1994

Работа выполнена на кафедре ноной я новейшей истории Ташкентского К>сударственного университета

Научный руководители

Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, доктор исторических наук, профессор ХИДОЯТОВ Г.А.

Официальные оппоненты:

Доктор исторических наук, профессор БАБАХОДЖАЕВ М.А, Доктор исторических наук НИШАН08 М.Н.

Ведущая организация:

Ташкентский государственный институт Востоковедения,

. ¿¿¿чьу^р

Защита состоится ' __ЛС^И__'994 г. на заседании

Специализированного совета К 067.02.22 Во присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Ташкентском государственном университете ( 700011, г.Ташкент, ул. Навои, 36).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТашГУ.

ур Ал/

Автореферат разослан „____„/______ 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук, доцент

НУРИТОВ А.Н.

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тема. Культурное сотрудничество - это реальная практическая проблема исторического развитая. В той или иной форме она встаёт перед всеми странами и народами, вовлечёнными в мировой исторический процесс; она сама есть его прямое поровде-ние и следствие.

В современном многостороннем процессе расширения и укрепления сотрудничества между народами культурней аспект приобретает вое возрастающее значение. Углубление духовного общения народов, взаимосвязь их культур, улучшение обмена информацией являются необходимыми предпосылками упрочения сотрудничества между народами различных стран, создания атмосферы доверия и взаимопонимания. В связи с этим в преамбуле Устава ЮНЕСКО записано: "Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не может быть прочным, поскольку не сможет обеспечить единодушной, прочной и искренней поддержки народов, а следовательно мир должен быть создан на основе интеллектуальной и нравственной солидарности человечества" Это положение находит понимание и одобрение у всех народов мира.

Взаимодействие национальных культур выступает как существенный фактор их собственного расцвета, усиления в них общечеловеческого начала. Каждая из активно взаимодействующих культурных систем переживает в этом случае подаём. Взаимодействие делает культурно-исторический процесс единым, но не единообразным, ибо кавдая отдельная культурная целостность благодаря взаимодействию становит -ся более богатой, более конкретной, причём оно отнюдь не ведёт к исчезновению самобытности, но, напротив, делает её более содержательной, более развитой.. На протяжении всей мировой истории действует закономерность,согласно которой заимствования повышают внутренний потенциал культур, служат одним из основных источников их обогащения и совершенствования, одним из важнейших факторов их прогресса. Поэтому судьба культуры каждого народа зависит-от

I Хаксли Джулиан. Предназначение ЮНЕСКО.// Курьер ЮНЕСКО за' 30 лет. Антология. М.* 1990.-0.44.

того диалога, который она ведёт с миром, человеком иной культуры.

Как известно, и в период, когда Узбекистан существовал в составе Советского Союза, он активно участвовал в различных формах международного общения. Однако поскольку Республика все связи с зарубежными партнёрами осуществляла только через центр, не шея права налаживать с ними непосредственные контакты, вести прямой диалог, то и устанавливаемые связи не были достаточно эффективными и плодотворными, при этом не всегда учитывались реальные интересы Республики. В целом тоталитарная система ограничивала возможности взаимодействия и взаимовлияния культур, односторонне регламентировала, идеологизировала их, подчшшла партийно-политическим интересам.

С обретением независимости Узбекистан встал на путь самостоятельного развития. У Республики появилась возможность напрямую налаживать свои международные отношения, самостоятельно развивать международные культурные, внешнеэкономические, научно-техни-' чослие, торговые и другие связи исходя из своих приоритетов и интересов. Отдельные учреждения, организации культуры, творческие соазы и ассоциации, художественные коллективы и даяе отдельные деятели культуры стали беспрепятственно участвовать в этих связях с учётом собственного потенциала. Это тагске явилось мощным скшулом для развития маздулародних культурных связей Узбекистана.

Как отмечал Президент Республики И.А.Каримов:"Независимость Узбекистана, его открытость миру - это благодатная почва, на которой наш духовный потенциал будет всё быстрее расти, опираясь на постоянно расширяющиеся международные связи не только государства, но и её общественности. Сегодня освобождённый народ смело стремятся ко всему самому лучшему в образовании, науке и технике,^культуре л искусстве,что создано всеми народами и государствами''^

Последствия тоталитарного прошлого сказались и в том, что современный выход Узбекистана на международную арену оказался не простым,и на этом пути стали возникать столь слолгные проблемы, что от.их решения зачастую зависело но только состояние связей с зя-

1 Каримов И.А. Узбекистан - свой путь обновления и прогресса.-Ташкент: Узбекистан, 1932. -С.62.

рубежными странами, но и дальнейшее культурное, экономическое, духовное, политическое развитие нашего общества в целом. Причём, для решения- этих проблем следует не отказываться от опыта прошлых лет в области международных культурных связой, а критически изучать, творчески применять его в новых условиях, учитывать позитивные и негативные аспекты.

Следует отметить, что уже в далёком проылом вопрос о значении духовных взаимосвязей мезду народами в укреплении стабильности их взаимоотношений, приобщения к общечеловеческим ценностям заставлял задумываться наших великих соотечественников. В частности Абу Наср Фараби писал: "По отношению не к людям связующим началом выступает человечность, и людям,поскольку они принадлежат к роду человеческому, подлежит поддерживать мевду собой мир" Ч

В любой цивилизации культура, прогресс и стабильность взаимоотношений мачвду народами взаимосвязаны. Поэтому в нашем обществе, духовность которого на протяжении многих лет переживала упадок, подъёма в какой-либо другой его сфере произойти не может боз восстановления духовности, что следует рассматривать как необходимое условие будущего прогресса.

В свете всего этого большой научный интерес и политическую актуальность тлеет научно обоснованная оценка международных культурных связей суверенного Узбекистана, в частности со странами Востока, определение эффективности и практического результата этих связей.

Отсутствие научных исследований, обобщающих и анализирующих опыт мевднародных культурных связей Узбекистана за первые годы независимости, неразработанность этой актуальной проблемы обусловили её выбор в качестзе темы диссертационной работы.

Данное исследование посвящено культурным связям Узбекистана .после обретения им независимости, однако для выявления сложившихся в этой области новых возможностей необходимо рассмотреть культурные связи и более ранних периодов, вплоть до 70-80-х го-

I Аль-Фараби. философские трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1970. - С. 362.

дов в зависимости от контекста.

Степень изученности проблемы. Исследование вопросов международных культурных связей Узбекистана до независимости занимала значительное место в работах учёных Республики. К этой тематике обращались Ч.А.Абуталипов, М.А.Бабаходааев, Д.В.Валиева, A.A. Исаходжаев, Н.Мамагханов, Б.С.Маннанов, М.Н.Нишанов, У.А.Рус-тамов, И.Х.Тохтаходжаева и другие авторы.*

Был написан ряд диссертационных работ по истории научных и культурных связей этого периода.2

1 Абуталипов Ч.А. Международные связи Узбекистана.- Ташкент, 1964; Он же. Узбекистан в интернациональных хозяйственных и культурных связях СССР в 1946-70 годы.-Алма-Ата, 1973; Бобозфсаев м.А. Айеонпстон - канубий вдшшшиз. -Тошкент, 1967: я&шхева Д.В."Советско-иранские культурные связи (I92I-I960). - Ташкент,1965; Она кв. Совет-Эрон маданий алоцалари.// Эрон. - Тошкент,IS77; Исаходжаев A.A. Узбекистан - страны Арабского Востока и Африки. Некоторые

аспекты сотрудничества. I968-I97S гг. - Ташкент, 1980; Маматханов П. Участие советского Узбекистана в борьбе за международное сотрудничество, дружбу и мир. - Ташкент, 1972; Маннанов Б.С.,шшаиов М. Узбекнетон ССРнинг чет мам-лакаглар билан ицтисодаш ва маданий алокалари. - Тошкент, 1974; Они же. Континенты говорят об Узбекистане.-Ташкент. 1975; Рустамов У.А. Советский Узбекистан на международной арене. - Ташкент, 1979; Тохтаходжаева И.Х. Дружба не знает расстояний. - Ташкент, 1983; Она же. Узбекистон жамо-. атчшшгшшнг чет эллар билан ало^алари. -Тошкент, 1978. •

2 Агзамходжаев С.С. Узбекистан е сотрудничестве СССР с развивающимися странами Азии и Африки в области здравоохранения (60-80-е годы); Автореф. дисс. ... канд.историч.наук. Ташкент, 1988; Алиев В. Вклад Узбекской ССР в подготовку

национальных, кадров для развивающихся стран (60-70-е годы): Автореф. дисс. ... канд.историч.наук. - Ташкент, 1984; Бабаходжаева P.M. Участие Узбекистана в международном культурном сотрудничестве СССР (конец 70-х начало 90-х годов): Автореф. дисс; ... канд.историч.наук. - Ташкент, 1991 и др.

Анализ опубликованных работ и диссертаций даёт основание считать, что в большинстве этих исследований, при большой насыщенности фактическим материалом, отсутствует обстоятельный объективный анализ данной проблемы. Внимание авторов занимает преимущественно хроника прошедших в Республике л зарубатом научных и культурных мероприятий, лишь их позитивные аспекты, и при этом вовсе не затрагиваются или освещаются крайне недостаточно такие важные вопросы, как степень эффективности осуществляемых международных культурных связей Узбекистана, их реальная польза для Республики, факторы, тормозящие развитие этих связей и т.д.

Одним из существенных факторов, негативно сказавшихся на научном уровне исследований в этой области, выступает несостоятельность ряда аспектов прежней методологии анализа исторического процесса, в частности это приверженность вульгарно-социологическим принципам, гипертрофированный классовый подход, игнорирование навдопальних особенностей развития, крайняя идеологизация исследований и т.д.

Преобладание одностороннего подхода к данной проблеме отчасти объясняется и тем, что международные культурные связи осуществлялись под руководством, вернее, надзором организаций, непосредственно связанных: с коммунистической идеологией. К примеру, любую выезяащуи зарубед группу (будь это творческий коллектив или туристическая группа) непременно возглавлял или сопровождал представитель этих органов. Суть такой "зсботливой опогл" сводилась к тому, чтобы держать под контролем зарубежные контакты нашей Республики, направлять их в выгодное центру русло. Естественно, для исследователя того периода дать объективвдю оценку международным культурным связям Республики, показать реальное положение в этой сфере было почти неосуществимой задачей. Поэтому в разработке данной проблематики имеется рад неизученных вопросов, которые ещё гдут своих ипслсдовони;;.

Проблема международных культурных связей Узбекистана после

' обретения независимости ещё не изучена отечественной исторической наукой и не выступала■предметом специального монографического исследования. Однако, имеется несколько статей, посвя-'щёкных этой теме, в частности в сборнике "На путях прогресса и сотрудничества"'1'. Их авторы делятся сеопми впечатлениями от поездок в зарубежные страны в составе представителей Узбекистана. К сборнику также приложен список документов, принятых во время официальных визитов и зарубежной поездок государственных делегаций Узбекской Республики.

Следует также упомянуть коллективную монографию Ы.Хаитова, М.С.Сабировой и А.С.Легай "Узбеки зарубежом"2. Авторы датой монографии исходя из новых общественных условий исследуют исторические периоды, когда узбеки шнувдонц были покидать Родину и жить на чужбине, выявлял основные причины этого.

Кроме того, на страницах прессы и периодики публиковались статьи^, в которых затрагиваются некоторые аспекты современных международных культурных связей. Не претендуя на научный анализ, они однако содержат в себе фактический материал, который представляет определенную ценность для данного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в исследовании основных направлений, характера и тенденций международных культурных связей независимого Узбекистана на примере стран Востока и их значения как фактора уг.рэплеиия стабильности положения Республики.

В процессе изучешш темы автором решались слодуюдае задачи: - раскрыть сущность принципов, цолей и методов осуществляемых Узбекистаном культурных связей в периоды до и поело независимости;

1 Таршдаёт ва з;амкорлик Еугларида.// Узбекистси тащ!" спёсати ва дилломатияси.-Тошкент:Узбеккстон, 1993.

2 Хаитов Ш., Собирова И.О., Логай A.C. Хорнкдаги узбо.чллр.-Тошкент:фан, 1992.

3 Ба^одиров Р. Узбогдстон га Шар;; га'нёси.// Хал; cy.ua.-1993, 9 сентябрь; Каримов С. Ыуопатчм?. на маданщд.// М;ло1;ог,-1991, № 12; фкимов S.A. У1£го:п-'я j'.у л лари.// Узбосг'ои ада-

биёти ва саньати. -ISS2, J. яшягй.

- выявить на примере развития культур;шх связейУзбекистана с зарубежными странами Востока процессы демократизации и гуманизации международных отношений;

-определить на примере Узбекистана значение взаимообмена культурными ценностями для духовного развития общества.

Научная новизна исследования заключается в следующем;

- изучении основных тенденций и принципов внешней политики Узбекистана в области культурных связей после обретения км независимости;

рассмотрении значения деятельности общественных и творческих организаций Республики в расширении международного сотрудничества;

- ' определении роли международных религиозных связей мусульман Республики в укреплении мира£

-раскрытии значения культурных связей как одного из важных факторов укрепления стабильности положения Узбекистана в мировом сообществе;

выявлении новых возможностей расширения международных культурных связей независимого Узбекистана и их интенсификации.

Научно-практическое значение работы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих трудов по история Узбекистана, в преподавании учебных и специальных курсов для студентов исторических и международных факультетов вузов. Основные выводы диссертационного исследования могут быть учтены при разработке мер, направленных на повышение эффективности и плодотворности международных культурных связей Узбекистана.

Методологической основой исследования выступили те концептуально-теоретические положения и принципы анализа общественно-исторического процесса в современном мире, в том числе в Республике Узбекистан, его общих и частных особенностей, которые представлены в теоретических трудах, докладах, речях Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, правительственных документах, новейших историко-методологических исследованиях отечественных и зарубежных ученых, позитивные теоретические достижения

наших историков прошлого. Общеметодологические подходы к разработке данной проблемы определялись следующими основными принципами: научно-объективный и конкретно-исторический анализ общественных , духовных явлений, в том числе культурных связей, диалектическое единство и взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей, всемерное обеспечение развития национального суверенитета и самостоятельности, активное использование сравнительно-исторического метода, позволяющего выявить новые возможности в развитии международных культурных связей.

Важнейшими источниками исследования явились материалы Центрального Государственного Архива, текущих архивов государственных и общественных организаций, творческих союзов , Республики, в частности Национальной Ассоциации Международных культурно-просветительских связей Республики Узбекистан, Ыовароуннахрского Духовного Управления Мусульман, Отдела международных связей Таш1У, Комитета по связям с писателями Азии и Африки и Центра по переводу и литературным связям при Союзе Писателей Узбекистана, Национальной Компании "Узбектуризм", Фонда по поддержанию одарённой молодёжи Узбекской Республики им.Улугбека.

В процессе исследования использованы данные публикаций республиканской печати, выдержки из выступлений видных деятелей науки и культуры, руководителей оощественлых организаций, хранящиеся в архиве Узбекской Государственной телерадиокомпашшг

Апробация работы.Основные положения диссертации апробированы •на Республиканских научно-практических конференциях "Актуальные вопросы научных исследований проблем молодёжи" (декабрь,1989г.), "Проблемы гуманизации образования в условиях независимости и рыночной экономики" (декабрь, 1993 г.), "Проблемы формирования идеологии независимого Узбекистана" (январь, 1994 г.), а также в пяти опубликованных работах.

Диссертация обсуждена на заседании кафедр "Истории и теории культуры", "Новой и новейией истории" исторического факультета „ Таш1У, Материалы и положения диссертации были использованы автором исследования при чтении лекций по курсу "История и теория культуры" на различных факультетах ТашГУ.

• • Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, раскрывается степень её изученности, определяются цель и задачи исследования, характеризуются его новизна, научно-практичес-

■ кая значимость, методологическая основа и источниковедческая база.

Первая глава - "Внешнеполитическая деятельность Республики ' Узбекистан" - посвящена характеристике основных принципов и тенденций развития внешней политики Узбекистана после обретения им независимости и в контексте происходящих за последнее время важных изменения в структуре и содержании международных отношений, поскольку развитие культурных связей любого государства выступает в общей системе его внешнеполитической деятельности,как её неотъемлимый - органический компонент. Причём это не пассивная, а активно взаимодействующая подсистема* которая, в свою очередь, способствует развитию в том или ином направлении всей системы

■ внешнеполитических связей, тех или иных оё тенденций.

Следует отметить, что одной из отличительных черт нашего времени является нарастание взаимозависимости народов. С пониманием мира как единого целого, предполагающего неповторимое многообразие компонентов, с новим политическим мышлением связаны те позитивные сдвиги, которые произошли в международных отношениях. Как точно отметил французский политолог Ж.Бшще, новое мышление явилось гуманизмом века взаимозависимости*. Наконец, международных отношений коснулись и процессы демократизации и гуманизации.

Узбекистан обрел независимость и как суверенное государство начал свою самостоятельную внешнюю политику именно в такой период, когда в международных отношениях наметились эти позитивные сдвиги.

I Еивда 2. Новое мышление.// 50/50. Опыт словаря нового мышления. -М. :11рогресс, 1989. -С.105.

Сравнительно-аналитическое изучение внешней политики Узбекистана периодов до и после обретения независимости позволило нагляднее показать коренные изменения в самом характере внешней политики, выявить новые принципы к тенденции в её развитии.

Узбекистан правде всего отказался от проводимой ранее руководством бывшего Советского Союза внешней политики, основанной на административно - командном подходе, отказе от общечеловеческих ценностей в угоду ограниченных узкоклассовых понятий, пренебрежении интересами других стран, недоверии друг к.'другу и т.д.

Важно, чтобы каждое государство, осуществляя свою внешнюю политику, придерживалось двуединого лринщша-защищая собственные интересы и способствуя их реализации, оно должно уважительно относиться и к интересам других государств. Исходя из этого важного положения, внешняя политика Узбекистана строится на принципах суверенитета и равенства государств, отказа от применения силы и угрозы её использования, неприкосновенности границ, разрешения конфликтов мирными политическими средствами, невмешательства во внутренние дела друг друга, на других общепризнанных нормах международного права.

Она несет в себе общечеловеческий потенциал и отвечает национальным интересам.

Известно, что главной задачей внешней политики всякого государства является обеспечение его внутреннего развития,отсюда необходимость их диалектической взаимосвязи и взаимосоотнесённости между собой. Осуществляемая Узбекистаном активная внешняя политика является необходимым условием и важнейшим средством укрепления суверенитета нашего государства, преодоления экономических трудностей и улучшения жизни народа.С проникновением гуманистических ценностей в сферу международных отношений связано начало процесса деидеологизации внешней политики Республики Узбекистан.

В мездународной политике также важно учитывать культурно- исторические традиции и национальные ценности. Под лозунгом борьбы с панисламизмом, пантюркизмом в недавнем прошлом у нас препятствовали всесторонним связям Узбекистана со странами зарубежного Востока, отравами исламского мира, что привело к их искусственному подавлению.

В выработке и осуществлению! внешней политики Республики

Узбекистан бит учтены вышеуказанные факторы, благодаря чему она стала успешно развивать свои многосторонние международные связи, в том числе со странами Востока; для решения проблемы скорейшего вхождения Узбекистана в мировое сообщество была развёрнута деятельность по нескольким направлениям. В частности в данной главе диссертации рассматривается вопрос защиты интересов и прав национальных меньшинств»проживающих в Республике, обеспечения развития их культуры, языка, обычаев и традиций, а также содействия укреплению их связей с исторической родиной. В результате этой политики большинство из них все больше превращаются в так называемое живое связующее звено между Узбекистаном, полноправными гражданами которой они являются, и своей исторической родиной.

Вступление Узбекистана как независимого суверенного государства в ООН и другие международные организации также явилось большим шагом на пути его приобщения к мировому сообществу. Важным фактором интенсификации этого процосса явилось подписание Республикой Декларации прав человека и взятие на себя обязательств по их соблюдению.

В первой главе диссертации также анализируются религиозные связи мусульман нашей Республики с их зарубежными единоверцами как важное звено в развитии культурных связей Узбекистана.

Поскольку становление и развитие международных религиозных связен мусульман Республики и доныко остаётся темой, почти не изученной нашей исторической наукой, мы сочли необходимым рассмотреть в диссертации данную проблему более обстоятельно.

В разные периоды нашей истории отношение к исламу складывалось по-разному. Тем не менее, нельзя отрицать его благотворного влияния на духовность нашего народа. В частности, духовенство Узбекистана в тяжелые годы Великой Отечественной войны призывало народ встать на защиту Родины и организовывало сбор средств в помощь фронту и семьям погибших на войне. В 50-60-е годы оно включилось в движение за сохранение и укрепление мира на земле и успешно занялось миротворческой деятельностью. Л в наше врегля на фоне расширения свобод для религии повышается и её воспитательное значение. Как отмечал Президент Республики. ИД.Карылов: "Многие представители духовенства, сотни имам-ха-

тибов оказывают нагл помощь в пробуждении духа народа, повышении настроения у людей. В отличие от иных религиозных деятелей в других мусульманских республиках они проповедуют единство народа, осуждают взаимные распри и раздоры""1'.

Среднеазиатское Духовное Управление Мусульман (ныне Моваро-уннахрское Духовное Управление Мусульман) было организовано в 1943 году. За все годы существования САДУМа развитие международных связей единоверцами и представителями духовенства иных религий занимало в его деятельности важное место и,на наш . взгляд, может быть условно разделено на следующие периоды.

Первый - период установления связей (1944—первая половина БО-х гг.).

Второй - период расширения и углубления международных связей (вторая половина 50-х гг.- 1985 г.).

Третий - гак называемый "перестроечный" период (1986г.-начало 1990 г.).

Четвёртый период связан с провозглашением независимости Республйки Узбекистан, когда было реализовано неотъемлимое право узбекского народа на свободное самоопределение и произошли огромные изменения в жизни мусульман. Эти позитивные перемены подняли на качественно новый уровень и международные религиозные связи мусульман нашей Республики.

Деятельность Духовного Управления в религиозной, социальной и политической областях повысило его авторитет в глазах мусульман мира и подтвердила необходимость участия религиозных деятелей в решении различных мировых проблем.

Учёт "исламского фактора" в осуществлешш внешней политики Республики Узбекистан проявился и в стремлении к сближению с народами, исповедующими эту религию. Это нашло своё выражение в развитии всесторонних отношений Узбекистана о такими государствами исламского мира* как Саудовская Аравия* Исламская Республика Иран, Арабская Республика Египет и ад.

В Коране сказано: "О люди, мы создали Вас от одного отца и

I Каримов И.А; Узбекистан - государство с великим будущим. -Ташкент »Узбекистан,1992.-0.7.

матери, мы разделили Вас на различные племена и народы, чтобы Вы познавали друг друга"1. Взаимное познание людей - это один из самых испытанных и надёжных путей к утверждению мира, ибо оно разрушает недопонимание и недоверие, побуждает людей к миру, дружбе и сотрудничеству. Как известно, ислам призывает к устаноь-лению любви и согласия между народами, превратив само понятие "мир" в свой главный символ. Мусульмане приветствуют словами "Мир Вам!" не только друг друга, но и всех остальных людей доброй воли. Во многих хадисах также говорится о необходимости поддержания тесных связей как с обществом, так и с отдельными людьми. Например, известно следующее наставление Пророка: "Распространяйте мир между собой".

Таким образом, миротворческая деятельность наших мусульман предстаёт важным религиозно-нравственным долгом и носит активный многосторонний характер.

Строгое соблюдение мусульманами Республики этих предписаний ислама сохранило её от угрозы мусульманского фундаментализма и экстремизма, как это имело место в соседнем Таджикистане шш в Египте.

Таким образом, как показывает сравнительно-исторический анализ принципов и направлений внешней политики Узбекистана в пори-од после обретения независимости и до него, в настоящее время культурные связи выступают одним из эффективных компонентов его международных отношений и, в свою очередь, активно способствуют дальнейшему совершенствованию всей системы его международных связей, оптимизации принципов и приоритетов внешней политики в целом.

Во второй главе - "Развитие культурных связей Узбекистана со странами Востока" - на основе сравнительного анализа деятельности государственных и общественных организаций, развития науки, искусства и международного туризма в Узбекистане периодов до и после независимости раскрываются новые благоприятные возможности в этой сфере. Выявляются приоритетные направления, содержащие в себе наибольшие потенциальные возможности для разви-

I Коран, Часть П; - Москва-Ленинград,1990. -С.979.

' тия экономики и культуры Республики.

Но на пути развития культурных связей Узбекистана возникло немало проблем, которые сводились к следующим:

- Почти все международные, в том числе культурные связи, которые осуществлял ранее Узбекистан, с распадом центра были разрушены, а для установления новых связей требуется определённое время,.

- Сложное экономическое положение, в котором оказалась Республика, создаёт дополнительные трудности в осуществлении международных культурных связей. Форма этих связей различна -зарубежные гастроли творческих коллективов или отдельных артистов, научные командировки, участие в зарубежных выставках, симпозиумах, ярмарках, конкурсах и т.д. Между тем, все эти мероприятия требуют определенных финансовых затрат, валютных расходов. Государство в нынешней ситуации взять их полностью на себя не может.

- Узбекистан к моменту распада СССР ещё не располагал достаточным количеством специалистов-мевдународников, подготовленных к дипломатической работе, по той простой причине, что долгие годы центр сохранял монополию на подготовку специалистов подобного рода, да и сама республика не имела самостоятельного выхода зарубеж.

- Кроме того, определенная категория государств в вопросах установления с Узбекистаном международных отношений заняла пассивные, точнее выжидательные-позиции,с тем чтобы на опыте других стран удостовериться в выгодности этих отношений, а ■ также в возможности надёжного сохранения мира и спокойствия в Центральной Азии.

Эти проблемы в совокупности были чреваты опасностью изоляции Республики от внешнего мира со всеми вытекающими отсюда последствиями,

В таких сложных условиях Узбекистан стал развивать свои международные культурные связи; Положительные результаты дали также такие основополагающие принципы внешней политики, как * соблюдение равноправия и взаимной выгоды, невмешательство во внутренние дела других стран, открытость внешней политики, её деидеологизация, установление широких внешних связей"со всеми

миролюбивыми государствами, приверженность общечеловеческим целям, и таким образом был положен конец угроза изолированности Республики.

Одной из характерных черт современного развития науки является повышение её международной значимости. Научныо связи Республики стали органической составной частью всего многообразного комплекса её маждународных отношений.

Как свидетельствуют данные диссертащ'.ошюго исследования, достаточный научный потенциал Узбекистана позволяет ему вести международные научные связи на основе паритета и взаимной выгоды. Эти связи призваны способствовать тому, чтобы поставить новейшие достижения науки на службу экономическому прогрессу молодой независимой Республики.

Экономическое развитие общества теснил образом взаимосвязано о научно-техническим прогрессом, который может стать реальностью для Республики лишь при наличии квалифицированных научных кадров.

Организованный в 1992 году Фонд по поддержанию одарённой молодёжи Республики Узбекистан развернул в этом налравлешш большую плодотворную деятельность. Прежде всего, он стал содействовать молодил одарённым учанш в ознакомлении с порздовши научными разработками, а также перспективном студентам з продолжении учёбы в крупных учебных заведениях мира. •

Как отмечал Президент Республики Узбекистан И.Л.Каримов: "Наше государство будет широко привлекать передовой мировой опит подготовки специалистов. И прежде всего создаст условия для высококачественного образования непосредственно в Узбекистане"''". В этих целях в марте 1932 года в Республике быт открыт ряд новых вузов. В организации учебного процесса в вузах был учтен и зарубежный опыт, в частности турецкая практика тестирования.

Следует отмстить, что необходимым условием, своеобразным трамплином, позводшчпм ктшй мояодЗт лрпобадаться к достижениям мировой пауки, явдяогсл гнпккэ иностранных языков. Поэтог/у в Республике с коздка го.",зм возглегаог интерес к лзучечлвэ лно-стршшнх язгсов. Дта удоааотверо/шл потребностей нашего обасства

I Каримов 11.А. Узбек::с";:.':: свой путь обиоллоиоя и прогресса. - ТажопгУзбеюкугпиДГ.й. -'¡.'¿7.

в овладении иностранными языками расширяется сеть соответствующих учебных заведений, открываются курсы и центры по изучению иностранных языков и т.д. Сотрудничество вузов.и школ с иностранными посольствами в Узбекистане, а также с зарубежными учебными заведениями позволяет решать такие проблемы, как привлечение к учебной и методической работе педагогов из-за рубели, обеспечение необходимой литературой и зарубежными стажировками и др.

Одним из наиболее популярных и перспективных направлений в искусстве является кино. С обретением Республикой независимости появились новые возможности в развитии международного сотрудничества в этой области. Создаются совместные фильмы с зарубежными киноматогрсфистами, проводятся поочерёдно Дни и Недели национального кино как у нас в Республике, так к за рубежом. Восстановилась традиция проведения в Ташкенте кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки. Изменился подход к отбору фильмов. Организаторы кинофестиваля отказались от прежних политических оценок и стали больше руководствоваться художественными критериями.

Одним из способов сохранения миро на Земле и укрепления связей между народами является развитие туризма, который способствует не только повышению экономического уровня стран, но и культурному обогащению их народов.

Возможности туристского потенциала Узбекистана весьма вели- , ки, и он постоянно расширяется благодаря множеству ценных гсто-рико-культурных памятников, благоприятным климатическим и природным условиям, уникальным достопримечательностям, что органически сочетается с продолжительностью туристского сезона. О всевозрастающем интересе зарубежных туристов свидетельствует, например то, что в 1982 году Узбекистан посетили 150 тыс. зарубежных путешественников*, к 1990 году их число почти удвоилось2.

До недавнего прошлого эта доходная для Узбекистана отрасль была в полном подчинении Госког,шнтуриста СССР. В то годы <тунк-цнаняровало пять региональных отделений "Интуриста" в таких

1 Советский Узбекистан: вчера, сегодня, завтра.-- Ташкент, 1983. -С.79.

2 Правда Востока.-1269,5 ноября.

древних городах, как Ташкент, Самарканд, Бухара, Шахрисабз и Ургенч.

В первые годы независимости Республики лоток приезжающих к нам туристов заметно уменьшился. Этот слад бил обусловлен целым рядом причин. К объективным причинам можно отнести в частности следующее: распад единой туристской зоны вследствии развала СССР; социальные конфликты, имевшие место в регионе (Ферганские, Ошские события, война в Таджикистане); разрыв традиционных связей с BAO "Интурист", из-за которых Узбекистан потерял многих своих бывших партнеров по туризму.

Сладу туристского потока в Республику способствовали такие пережитки командно-бюрократической системы, низкий уровень обслуживания, не соответствующей мировым стандартам состояние гостиниц, недостаточность предлагаемых туристам услуг и т.д.

Правительство Узбекистана предприняло ряд мер по налаживанию туризма в Республике, что ужа начала давать свои положительные результаты. Так, Указом Президента Республики в 1992 году была образована Национальная компания "Узбектуризм", которая является органом, координирующим, регулирующим политику Республики Узбекистан в области туризма.

О плодотворной деятельности Компании говорит уже тот факт, что к 1994 году она успела заплючить около 40 контрактов с компаниями и фирмами из стран Европы, Арабского мира и Юго-Восточной Азии. Кроме того, в октябре 1993 года Национальная компания "Узбектуризм" стала полноправным членом одной из самых престижных организаций в мире в сфере туризма - Всемирной Туристской организации (ВТО).

"Узбектуризм" разработал туристский маршрут "Великий Шёлковый путь", который позволит возродить на новом уровне древние связи многих народов, особенно Востока, призванные способствовать взаимовлиянию и взаимообогащению их культур.

3 диссертации даётся ряд конкретных предложений и рекомендаций по развитию туризма в Республике и повышению качества оказываема туристских услуг.

В заключении подводятся итоги исследования,формулируются ос= новш® теоретические выводы. Иоходя из проведённого диссертационного анализа выявляются ряд важных аспектов значения даль-

нейшего укреплешш международных культурных связей независимого Узбекистана в современных условии, в частности они:

1) способствуют дальнейшему укреплению его национального, государственного и экономического суверенитета, его стабильности в мире, росту национального самосознания;

2) помогают дальнейшей гармонизации и все большему взаимосоответствию внутренней и внесшей политики Республики;

3) ориентируют на болео глубокое и эффективное освоение в соответствии с особыми условиями развития Республики международного опыта интеграции в мировое сообщество;

4) несут в себе большие возможности более глубокого и всестороннего ознакомления других пародов с различными сторонами низни узбекского народа, в том числе его духовным наследием, современным культурным процессом в Республике, а также её внутренней культурной политикой в целом;

5) призваны активизировать процессы возрождения национальных культурных традиций и дальнейяего приобщения нашего народа к общечеловеческим ценностям;

6) повышают эффективность патриотического воспитания, его духовно-нравственного и культурно-образовательного уровня.

В заключении такие сформулирован ряд практических рекомендаций.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Диёриыиэ мусулмонлари -тинчлик элчилари.//1Луло^от, 1953, & 5-6. - С. 20-23.

2. Узбекистон келажаги баркамол авлод вдлида.// Мустацил-лик ва бозор ицтисодиёти шароитида таълимни гуманитар-лаштирш муаммолари»- Тошкент,1993.- С.93-97.

3. Маданият ва маънавият,// Ыуста^шшк, демократия ва эркиллик,-Тошкент,1994. - С.20-21. (Соавтор).

4. Узбекистон мустак^илик мафкурасинилгмаънавий асослари.

■ /Дзбекистон миллий истш$лол мафкураси.-Тошкент,1994.

-С.18-20. "

КШСАЧА EAiíH

Дносартавдяда диёршлпз та дох фанида илк -бор зотшуюлга эришган Узбенистоннинг хорижий Шарц мамлакатлари билан олиб бораётган мадашй ало^аларигашг асосий йуналиаларшш, хусуоиятларини, таыо-йилларша ва натижаларшт илмий ба^олаб, öy алоцаларни жадаллаш-тирувчи омшгар Урганилган. % билан бирга тадвдотда уларнинг жашщткшз маънашй равная , Реслубликамиз халцаро алоцаларишнг декократлашуви ва инсонпарварлашуви, кавцешт у,ар томонлаиа барца-рорлаштиришдаги a^ai.oinra масалаларн дам ёритилган. Жумладан улар: I/ миллий, давлат, к^тисодий суверенитетнн, ижтимоий-сиёспй бар^арорлишш янада цустазрашшига, гашшй Узлигшм англашнинг Усииига хизиат цилади;

2/ Республика гашф! ва ички сиёоатиш Jteapo мупофщлашутга, уйгушшшувига тлксният яратади;

3/ жа^он 5{а1.етмиягига rçjtammi 'халцаро тажрибасини Узбекистон-нинг Уз ривояланкш й^лига мснанд зрлда чу!{ур ва оамарали Узлаитн-ришга чорлайди;

4/ хорижий халтслер!Ш ¿>збел хал^л грётинияг барча со^алари билан, жумладен, унинг гагнавий мероси, Республикада содир б?ла-ётган мадашй жяраёнлар ва укуман маданият со^сида онолга оизри-лаётган ички спёсат билан таниятираига ёрдыл бе рада;

5/ хдлцимизтшг миллий 1;адриятларини тпклаш, у ни умукипсоний цадриятлар билан бойитиа жараёнини жадаллашгиради;

б/ ёш авлодии юксак ватангарварлик ва миллий гурур рулида тарбпялашда аг^тяят касб этади.

Тадци1{от учун фойдаланилган циёсий-тарпхий услуб потшуюпдан ojta* бу ооада вулудга келган янги имкогаштларнн, Утиш даврининг ьураккаб шэроитида улардан тулиц фойдаланпшга тУокинлик ^илаётгач сабабларни очиб беришга емкон бэрган.

Узбзкистон Республикаси амалга ошираётган хал^аро изданий алоцалар тазргали асосида уларни бир цадар фаоллвштиршпга хизмат нпдувча чатор ппалий эдвопялар берилган.

ANNOTATIOB

In the history of science the marks of directions pecularitias, principuln, the results of cultural rclutioM of independenta Uzbekistan were executed for the first time in this dissertation. At the same time the significance of international cultural relations in spiritual development of our society in process of democritizrvtion and humanlzation of international relations of Republic, thorough stabilization of Its place were described, 'fliey are follov;ingss

1) cultural relations promoted further strengthening of its" national state and economic sovereign, its stabilization in the world, and gronth of national conscious/was;

2) they help i'urthor harmonization and interaction of internal and external politics of Uzbekistan;

3) they oriento in more deep and effective mastering due to particular conditions of Republic in the international experience of integration in the vforld area;

4) they have many possibilities in the more deep thorough introducing other populations with different spheries of uzbek people like spiritual legacy, in the modern cultural process and also its inner cultural politics;

5) they call to activizate the process ol' revival national cultural traditions and further Gaining oui populations to coiason humanity values;

6) they rise the effectivity of pntriotieal training, its spiritual, cultural and educational level.

Using in the rescach work comparable historical methods aro allowed to reveal new abilities which are appeared after the independence of Republic, to find tho causes, interfering of their realization in difficult conditions of transition period.

On the base of analiees of International cultural relations of Republic gives us several practical recomendations in their development.

Подписано к печати 16.05. йг.

Заказ 103 Тира* 100 экз Обьем I и/л.

Отпечатано на ротапринте № Республика Узбекистан г.Ташкент ул.Муминова 13