автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Гуманизм и глобальные проблемы человечества

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Студенова, Елена Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Гуманизм и глобальные проблемы человечества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманизм и глобальные проблемы человечества"

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС

На правах рукописи

СТУДЕНОВА Елена Геннадьевна

ГУМАНИЗМ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Специальность 09.00.01 — Диалектический и исторический материализм 09.00.05 - Этика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

. (

Москва — 1991

Работа выполнена на кафедре философии Академии общественных наук ЦК КПСС.

Научный руководитель — доктор философских наук,

профессор БЕРБЕШКИНА 3. А.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор —

ХУДАВЕРДЯН В. Ц.

кандидат философских наук —

ТОЛСТАЯ А. И.

Ведущая организация — кафедра этики философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Защита состоится г. в час. на заседа-

нии специализированного совета К—151.04.01 в Академии общественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84,ауд. 3330.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре философии АОН ЦК КПСС.

Автореферат разослан мая 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета

Б. М. ШАХМАТОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Проблема гуманизма - одна из актуальнейших и фундаментальных в мировой философии.

Многие видяые деятели современной науки глубоко исследовали социальные и моральные аспекты гуманизма, среди них А.Эйнштейн, В.И.Вернадский, В.Рассел, А.Швейцер, В.Гейзенберг, Тейяр д»Н1арден и другие. Большой вклад внесло Пагуошское движение, игравшее значительную роль в развитии общедемократической борьбы против угрозы ядерного самоубийства человечества, в борьбе против колониализма и расизма.

В связи с обострением глобальных проблем современности, которые составляют особый класс проблем современного исторического процесса и предполагают вполне конкретные условия своего решения, вопросы гуманизма приобретают особое звучание. Сама жизнь убедительно свидетельствует о том, что в нынешнюю эпоху необходимы новое мышление, новая философия мира, которая объединяла бы, а не разъединяла народы Земли, все человечество. Сегодня необходимо мыслить по-новому, в соответствии с реальностями ядерно-космической эпохи. Новое политическое мышление рассматривает решение и всех других глобальных проблем, включая проблемы экономического развития и экологии, как органическое условие прочного и справедливого мира. Поэтому задача выявить и проанализировать основы современного гуманизма, которые обусловлены возрастанием роли планетарных проблем современности, назрела с точки зрения дальнейшего развития марксистско-ленинской философии. Новое мышление предопределяет новые подходы в разработке и решении теоретических проблем, связанных с гуманизацией всех областей нашей жизни. Особенно важно проанализировать развитие понятия гуманизма в связи с необходимостью целенаправленных исследований о месте,роли и будущем человека е обновляющемся социалистическом обществе, о новых социальных отношениях в нем.

Актуальность темы связана и с необходимостью проанали-

зировать супрость, основные идеи и гуманистическое содержание демократических движений, в частности, движения "зеленых". Развитие этих движений привлекает в их ряды представителей различных классов и слоев населения, стремящихся действенно повлиять на гуманистическое разрешение глобальных проблем современности.

Степень разработанности проблемы. Глобальные проблемы человечества и другие аспекты, а таете их гуманистическое разрешение разработаны' в нашей философской литературе М.М.Максимовой, О.Н.Быковым, Г.И.Мирским, Б.Т.Григорьяном, Н.Б.Игнатов-ской, В.П.Кобляковым, В.Степиным, Ю.Б.Рюриковым, И.Т.Фроловым, М.А.Кузнецовым, Й.А.Замошкиным и др.^.

Проблемы гуманизма и общественного прогресса освещаются в трудах видных советских ученых Л.П.Буевой, Б.Н.Бессонова, С.И.Попова, Г.М.Смоленцева, М.И.Петросян, Н.А.Головко, В.П. Филатова, Ю.Б.Рюрикова и др.

Имеется и специальная литература, посвященная анализу проблемы гуманизма в современных демократических движениях. Среди этих трудов можно выделить работы А.С.Панарина, В.М.Иванова, С.Ю.Григорьяна, Л.Н.Вдовиченко, Л.И.Гинцберга:, Г.И.Вайн-

1.Фролов И.Т. Человек и его будущее как глобальная проблема современности. 1!., 1935; Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.,1986; Игнатовская Н.Б. Природа как ценность культуры. М.,1987; Кобляков В.П. Этические аспекты глобальных проблем современности. М.,1986; Сте-пин В. философия ненасилия и будущее цивилизации. Коммунист, 1991, № 2; Кузнецов М.А. Учение В.И.Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества. Вопросы философии,I98Ö,

№ 3; Замошкин D.A. Идеал ядерного разоружения и проблема его реализации (философские и психологические аспекты). Вопросы философии. 1938, № I- Федосеев П.Н. Социалистический гуманизм: актуальные проблемы теории и практики. Вопросы философии. 1938, }? 3; Федосеев П.Н. Проблема человека: марксистско-.ленинское понимание. Партийная жизнь. 1983, 6 и др.

2.Буева Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. - М., 1935; Попов С.И. Социализм и оптимизм. - М.,1931; Бессонов Б.Н. Человек: Пути формирования новой личности. - У.., 1988; Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации. -Философские науки. 1988, К= I; Смоленцев'D.M. Проблемы гуманизма в марксистской этике (методологический и теоретический аспектв). - М.,1984; Головко H.A. Морально-этические проблемы международной политики. - М.,1936; Петросян М.И. Гуманизм, (продолжение сноски см. на 3 стр.)

штейна, Р.Вильданова, В.Ц.Худовердяна, И.А.Козикова, Т.Р.Кон-драткова, Л.Л.Лисюткиной, С.В.Патрушева и др.*.

Из зарубешых авторов вышеуказанные проблемы плодотворно разрабатываются крупными исследователями Германии Р.Шгайгер-вальдом, М.Буром, Й.Енсеном и др.^.

Однако, проблемы нового мышления и гуманизма еще не получили достаточной теоретической разработки в нашей литературе, особенно принципы и концепция гуманного и демократического со-

(продолжение сноски 2 со стр. 2) Опыт философско-этического и социологического исследования проблемы. - М.,1964; Филатов В.П. Новое мышление и общественный динамизм. - Вопросы философии, 1988, № 2; Рюриков Ю.Б. Переворот в цивилизации (Путь к коммунизму, некоторые барьеры на нем и роль человека)'. - Вопросы философии. 1986, № 9; Фролов И.Т. Человек - наука - гуманизм. - Коммунист,1988, № II и др.

1.Панарин A.C. Альтернативно ли "альтернативное общество"? -М. Знание, 1987; Иванов В.М. Трактовка общественного прогресса в так называемом экосоциализме. - Философские науки.

1986, № I; Григорьян С.Ю. Партия "зеленых" на парламентской арене ФРГ. - Сов.государство и право.1986,№ 3; Вдовиченко Л.Н. Проблемы экологии в современной идеологической борьбе. - Научный коммунизм.1936,№ 2; Вайнштейн Г. 11. Массовые демократические движения в общественно-политической жизни Запада. -йировая экономика и международ.отношения. I938,.'i I; Вильданов Р. Массовое демократические движения - составная часть потенциала мира. - Международная жизнь.1987,№ 2; Козиков И.А. Демократические движения современности. - Научный коммунизм,

1987, № I; Кондратков Т.Р. Антиядерное движение: идеологические проблемы. - Вопросы Философии.1986,M 3; Лисюткина Л.Л., Патрушев C.B. Массовые дёмократические движения: современный облик и тенденции развития. - Рабочий класс и современный мир.

1988,Р I: "Зеленые : идеология и политика. (В.ДЛранов и др.; - М.,1935; Современный мир глазами "зеленых", (иод общей ред. Б.М.Маклярского) - М. Международные отношения. 1987; Грушин

Б.А. Процессы массовизации в современных обществах. (Сущность, характеристики, формы выражения, последствия). - Рабочий класс и современный мир. 1988, № 5 и др.

2.Бур М,, Штайгервальд Р. Отречение от прогресса, истории, познания и истины. (Об основных тенденциях современной буржуазной философии). - К., 1984; Виммер Э. Идеология новых социальных движений. - Проблемы шра и социализма. - 19857; Енсен И. Не соперники, а союзники: Коммунисты и социальное

Йвижение протеста. - Проблемы мира и социализма. - 1985,!Г 4; гайгервальд Р. Марксизм и современность: спор вокруг проблемы гуманизма. - Вопросы философии. 1983, № ТО; Атегу с. Die philosophischen Grundlagen und Koaaequenz der Alternativbewegung // Die Grünen: Personen. programme/Stuttgart-1980; (продолжение сноски см. на стр. 4)

циализма, проблемы соотношения гуманизма и общественно-исторического прогресса, гуманизма и демократии, плюрализма и гуманизма.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования -дать научный анализ гуманизма в условиях современного социализма, на этапе его обновления и перестройки всех сторон жизни нашего" общества. Были поставлены задачи:

- исследовать связь принципов гуманизма с направленностью современного общественного прогресса;

- рассмотреть гуманистическую направленность современных демократических движений (на примере партии "зеленых" ФРГ);

- исходя из современной концепции гуманизма, дать новую классификацию общечеловеческих, ценностей;

- охарактеризовать гуманизацию общественных отношений в процессе обновления и созидания социализма.

Научная новизна диссертации состоит в разработке новых аспектов диалектической системы взаимосвязей нового политического мышления и гуманизма.

В диссертации рассматриваются малоисследованные грани взаимоотношения гуманизма и идеологических концепций зарубежных демократических движений. Партия "зеленых" в ФРГ и другие общественные организации и движения, выступая с позиций борьбы против реальной угрозы существованию человечества - экологи-

(продолжение сноски 2 со стр. 3) Brand К.-Vf.,BUsser D.,Rucht D. Aufbruch in eine andere Geaell-schaft:Neue soziele Bewegungen In der Bundesrepublik//E.a.M., New York.-1984; BUrklin W.P. Grtine Politik: Ideologische Zyklen, Wähler und Parteiensysteme -Opladen, 1984; Diemen K.Ich eehe Grün .-Graz,1983; Ebermann Т., Trempert R., Die Zukunft der GrUnen: Ein realistisches Konzept fllr eine radikale Partei. Hamburg,1984; Gasamann L. Die GrUnen - eine Alternative?- Neuhausen: Stuttgart.-1985; Goldenberg J.,S'drgel A.Grün-alternative V/irtschaftskonzeption : Analyse und Kritik.-F.a.M.,-1984; Die Grünen auf dem Prüfstand. Analyse einer Partei .-1987;Lang-guth G. Der Grüne Paktor: von der Bewegung zur Partei?-ZUrich, 1984; Höhr ich V/. Die Demokratie der Westdeutsche : Geschichte und politisches Klima einer Republik.- München,1988.

ческой катастрофы, пытаются обогатить системные представления об основных социальных и нравственных ценностях, выработать целостное понимание свободы, наметить эффективные пути создания новой социально-культурной, социально-моральной и политико-идеологической среды.

Особое внимание в диссертации уделяется разработке диалектики соотношения общечеловеческих ценностей и классовых интересов в понятии гуманизма, а также обосновывается закономерность перехода от конкретно-исторического статуса в понимании гуманизма к его общечеловеческому статусу. Автор приходит к выводу, что научная разработка проблем современного общественного прогресса и гуманизма подтверждает общую закономерность возрастания морального фактора в историческом развитии.

В диссертации выделяются новые аспекты социалистического гуманизма в условиях перестройки. Автор подчеркивает, что возрастает конкретно-личностная суирость социалистического гуманизма, проявляющаяся в соразмерности фактического уровня и качества жизни личности ее усилиям, ее трудовому вкладу в материальное благосостояние и духовное богатство общества. Советские люди и особенно новое поколение, выросшее и сложившееся в послевоенное время, предъявляют к общественному строю, в условиях которого они швут, уже не те, сравнительно ограниченные и скромные требования, как в первые годы Советской власти и даже в 50-60 годы. Это объективное обстоятельство необходимо учитывать при философском анализе современного понятия социалистического гуманизма. По мнению диссертанта, гуманизация общественных отношений современного социализма означает преодоление общественного кризиса в социальной и духовной сферах в развитии социализма. С другой стороны, гуманизация - не только качественное улучшение условий жизни, труда и быта советских людей в ходе перестройки, но и обеспечение расцвета духовной жизни: науки, культуры, ценностных систем нравственного выбора личностей и социальных обпростей.

В диссертации автор опирается на марксистскую методологию, использует труды видных советских и зарубежных философов, психологов и социологов.

- е -

Апробация работы. Автор принимал участие в работе УП Всесоюзных философских чтений молодых ученых "Человек в современном мире: социально-философские проблемы" (1988 г.), во Всесоюзной научно-практической конференции "Социальная сфера и развитие личности" (1990 г.), в научных кружках МВПШ.

Практическая значимость работы. Она может быть использована в преподавании общественных и гуманитарных наук : философии, социологии, этики, культурологии, в практической политологии.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения.

Во введении обоснованы актуальность темы, степень ее научной разработки, сформулированы цели и задачи исследования, его новизна и практическая значимость.

В первом разделе "Принципы гуманизма и современный общественный прогресс" дается теоретический анализ гуманистической направленности социального прогресса и выделяются новые современные подходы к принципам гуманизма.

Специфической чертой сог-ременной эпохи, наряду с другими, стало возникновение и обострение глобальных проблем. Встал вопрос о необходимости выработки нового политического мышления, гуманизации нравственных и правовых основ взаимоотношений между суверенными государствами, новых гуманистических принципов как ценностной опоры различных социальных субъектов и общос-тей в масштабах международного сотрудничества на основе полного равноправия, уважения суверенитета каждого, добросовестного выполнения принятых обязательств, норм международного права.

Научный анализ ситуации современного существования чело- ' века позволил диссертанту вычленить и сформулировать новые аспекты гуманизации современной общественной жизни, выявить действенные средства утверждения ценностей, являющихся императивами и гуманистическими общечеловеческими нормами. Особое место среди них занимает экологическая мораль, связанная с необходимостью сохранения и воспроизводства природной среды обитания человека.

Дальнейшее развитие цивилизации требует прежде всего целого комплекса гуманистических мер, направленных на нравственное и социальное обеспечение научно-технического прогресса в интересах человека, ради его блага и всестороннего развития. Раскрытие человека как субъекта исторического творчества, высшей ценности человеческой личности является центральной темой в современной марксистско-ленинской теории, отражает объективную тенденция гуманизации общественного прогресса, пронизывает всю систему постановки и решения глобальных проблем. Природа человека, его бытие, смысл и цель жизни, честь и достоинство, место и роль в обществе, свобода и ответственность, понимание добра и зла - эта гуманистическая проблематика приобретает все большую общественную значимость.

Гуманистический подход к проблеме неразрывного единства человека и общественного прогресса широко интересует не только ученых-философов, но и естествоиспытателей. Президент Академии наук СССР Г.И.Марчук подчеркнул, что мир становится все более технологическим, информационным, индустриальным. И здесь крайне нужна социальная экспертиза этих изменений, масштабам и мерилом которых должен бьггь сам человек, его потребности и мотивы действий, его способности и стремления, его беды и радости.

В диссертации особо отмечается, что практическое положение человека в условиях современного научно-технического прогресса и социальных перемен показывает, что дальнейший прогресс общэства возможен и необходим лишь на основе опережающего социально-политического, духовного и нравственного развития личности. Человек должен не только осознавать себя субъектом общественно-исторического прогресса, главной производительной силой, творцом науки и техники, но и нравственно утвердить себя в этой роли, овладев ключевыми гуманными позициями и силами, позволяющими ему регулировать и направлять общественное развитие в соответствии с прогрессивными идеалами и моральными ценностями нашего времени.

В диссертации подчеркивается, что в настоящее время в определенных звеньях общественной системы человек стал спо-

собен с помощью соответствующих технических средств радикальным образом воздействовать на ход природных и общественных процессов. Непредсказуемые последствия в состоянии вызвать сейчас не только человек, непосредственно держащий палец на пусковой кнопке ракетного комплекса, но и многие представители сугубо мирных профессий: биолог, занимающийся исследованием патогенных микроорганизмов; диспетчер авиационной службы и даже радиокомментатор, ошибочно или преднамеренно объявивший о началу ядерного конфликта.

В связи с этим в диссертации отмечается, что возрастание роли гуманизма как морального принципа в любом виде человеческой деятельности, в решении любой общественной задачи, в развитии любого противоречия, в том числе и глобальных проблем, - это особая нравственная жизненная позиция участвующих в этой деятельности инцивидов. Это - осознанное с позиций групповых, классовых, национальных, общечеловеческих интересов, но в то же время и глубоко личностное гуманное отношение к проблемам, добровольное и свободное участие в их решении. По мнению диссертанта, гуманизм как моральный принцип в современную эпоху особо требует сострадания, милосердия, сопереживания, участия в судьбе другого. Это проблема и социального, и мировоззренческого, и нравственного характера, связанная с дальнейшим прогрессом всех сторон материальной и духовной сферы, общественного сознания, морали и поведения, высоких профессиональных качеств людей.

В современной философской литературе правомерно ставится вопрос о необходимости переориентации науки в гуманно-ценностном, моральном аспектах. До последнего времени естественные и технические науки занимались главным образом исследованием объективных закономерностей природных явлений без соотнесения их к человеку, его потребностям, перспективам развития. Такая ориентация отчасти снимала с ученых ответственность за способ практического использования их разработок. Более тридцати лет назад А.Эйнштейн сказал: "Нам потребуется новая категория мышления, если человечество хочет вы-

жить". Реальность наших дней подтверждает слова великого ученого. Новый подход необходим не только в стиле политического мышления и поведения, но и в области гуманизации научного знания, общественной теории. Находясь на позиции отживших представлений и старых мыслительных шаблонов, руководствуясь метафизическим, догматическим подходом, нельзя понять и осмыслить динамические процессы и новые явления в современном общественном развитии, оценить их возможные последствия для судеб цивилизации. Растут требования и к социальной ответственности интеллигенции. Страшны бездуховность и антиинтеллектуализм. Не менее опасен в наше время ум, лишенный моральной основы. Без органичного сопряжения его с моралью современная наука теряет свой человеческий смысл. Еще более ватно и актуально, чтобы укрепление нравственного начала науки отражалось и на связи ее с политикой. Ослабление, тем более разрыв любого сочленения в единстве "политика-наука-мораль" чревато непредсказуемыми последствиями для человечества.

Признание общечеловеческих ценностей требует широкого использования достижений, духовных завоеваний человечества, общечеловеческой культуры. Они выстраданы человечеством и должны пройти через сознание и душу кал-дого человека. Именно поэтому диссертант считает, что сегодня, когда идет процесс этизации мышления, развития этического отношения к политическим программам, происходит поиск сущостных, общечеловеческих оснований в самом бытии человека и человечества, всей цивилизации, идет переоценка всех традиционных способов и средств обеспечения их сохранения и возвышения.

По мнению диссертанта, новое мышление, обострение глобальных проблем сделали необыкновенно значимой проблему соотношения классового и общечеловеческого р современном гуманизме. Общечеловеческое в понятии "гуманизм" включает как традиционные, простые нормы нравственности и справедливости, так и новые, возникающие в рамках той или иной исторически обусловленной морально"- системы е качестве ответа на наиболее общие интересы и потребности человечества. Возрастает нравственный аспект глобальных проблем войны и мира, охраны окружающей

- 10 -

среды, освоения космического пространства, последствий научно-технической революции и других.

Проблема соотношения классового и общечеловеческого моментов должна, на наш взгляд, решаться в двух планах: во-первых, во взаимоотношениях классового интереса и потребностей общественного прогресса. При условии совпадения классового интереса с объективной тенденцией общественного прогресса гуманизм данного класса содержит общечеловеческие моменты. Во-вторых, в обеспечении интересов жизнедеятельности общества в целом или всего человечества.

В то же время, в мировоззренческой практике гуманизм постоянно обнаруживается в борьбе со своей противоположностью -технократизмом. Соответственно, под гуманизмом понимается деятельность, ориентированная на технико-производственные показатели и критерии. Последний подход в целом бытовал до недавнего Бремени, когда считалось, что на базе научно-технических достижений можно решить все проблемы общественной жизни. При этом социальные проблемы жизни человека отодвигались на второй план.

Критического анализа, по мнения автора, заслуживает и упрощенная трактовка антропоцентризма: с одной стороны - сентиментальное отношение к человеку, природа лишь служит ему; с другой - человек, используя природу, варварски разрушает ее, что грозит подорвать основы жизни на Земле. Поэтому сегодня все острее ставится вопрос об экологизации гуманизма, когда в центре будет находиться не человек как таковой, а человек в единстве с окружающим его миром. Человек постоянно стремится расширить ?ону своего влияния на среду и теперь оказалось, что человек может почти все и необходимы какие-то новые внутренние критерии, определяющие границы дозволенного.

В заключении раздела автор счел необходимым выделить наиболее важные аспекты теоретического анализа гуманизма в современной философской литературе:

- гуманизм следует понимать как сознательное усилие индивидуума е развитии и применении человечности во взглядах, жизненных силах и выражениях. Гуманизм является общественным

отношением, в центре которого находится свободно и всесторонне развивающаяся личность;

- гуманизм следует понимать как сознательную деятельность и усилие общества по созданию и внедрению внешних условий, благоприятных для человека: материальных, социально-экономических, политических, экологических и культурных, которые были бы в гармонии с идеалом человечности как высшей ценности;

- гуманизм - это практическое усилие социалистического общества, по созданию условий для достижения человеческого счастья;

- возникновение глобальных проблем - основа для объединения Есех ныне существуют?« форм гуманизма, независимо от различия мировоззрения - политических, религиозных и иных;

- необходимо покончить с ненаучной критикой так называемого абстрактного гуманизма. В современной философской литературе идут научные дискуссии о понятиях "абстрактного" и "конкретного" гуманизма. Существует три точки зрения: первая, что само словоупотребление "абстрактный" и "конкретный" гуманизм совершенно бессмысленно. Существует гуманизм, но не существует "абстрактного" и "конкретного" гуманизма , вторая, что "абстрактный" гуманизм конкретен. Он обращается с сочувствием и поддержкой к реальному, живому человеку, а классовый, "конкретный" гуманизм абстрактен^; третья точка зрения относительно понятий "абстрактного" и "конкретного" гуманизма заключается в том, что к этим понятиям надо подходить диалектически. Автор данной диссертации придерживается третьей точки зрения, считая, что общечеловеческое в гуманизме проявляется через классовое, причем, не только по форме, но и по содержанию. Совпадение в понятиях "гуманизм" классового и общечеловеческого не означает их тождества, а есть выражение в них диалектики особенного и общего. Далее следует отметить, что в советской

I.Перестройка и нравственность. Материалы "Круглого стола". Вопросы философии. 1990, )." 7. - С.II.

Лакшин В.И. Нравственность, сьраведливость, гуманизм. Коммунист. 1989, № 19. - С.41.

философии наблюдалась абсолютизация классовых оснований гуманизма, классовой природы гуманистических ценностей, недооценивалась проблема единства классового и общечеловеческого в гуманизме, а такье то обстоятельство,что интересы определенного класса могут не только не противоречить интересам человечества, но и способствовать их зап^те и воплощению в кизнь. Классовые гуманистические ценности могут быть общечеловеческими. Нельзя общечеловеческое отделять от личностного, от конкретного повседневного поступка, от жизни индивидов в сфере повседневного бытия. По мнению диссертанта, существует лишь один подлинный гуманизм, развивающийся в практике человеческого бытия:

- мы рассматривали гуманизм прежде всего как преобразующий: тотальная переделка мира в интересах человека, не считаясь с затратами. В настоящее время необходимо говорить о гуманизме не только преобразующем то, что у нас есть;

- мы чаще говорили о гуманизме борющемся, разоблачающем. Мы видели глубокое отличие нашего гуманизма от всех других форм в том, что он рассматривал человека не как пассивный объект сострадания, а как подлинного ТЕорца, самостоятельную личность. Сегодня нам нугао не только уметь отстаивать свои идеалы, но и, учитывая весь положительный опыт человечества, заново учиться милосердию, сочувствию и состраданию;

- мы ориентировали гуманизм прежде всего на будущее, оставляя на сегодня только суровую борьбу, связанную с трудностями, жертвами и лишениями. Теперь мы должны повернуться лицом к человеку сегодняшнему, его проблемам и постараться решить их сегодня же;

- мы хотели ограничить гуманистические нормы общения сферой межличностных отношений. Но действительность показала необходимость распространения этих норм и на политику, и на экономику, и на другие сферы человеческой деятельности. Речь идет не только о новом отношении ме^-ду классами, нациями и народностями, но и о практическом решении всех человеческих проблем в мировом масштабе;

- необходимо развитие гуманистической традиции, когда все более осознается единство человечества и необходимость объединения всех народов с целью обеспечения сохранения и продолжения жизни на нашей планете.

Автор приходит к выводу, что современный гуманизм не только борющийся, но и защищающий; не только преобразующий, но и сберегающий; направленный не только к будущим идеалам, но и решающий проблемы сегодняшнего дня. В настоящее время уже намечены пути углубления и обновления гуманистического потенциала человечества. В первую очередь это интеграция ценностей универсализма;

- признание единой - одной для всех землян (а возможно, и единственной во Вселенной) цивилизации;

- повсеместное осуществление принципа единства всего человечества, подхода к миру как взаимосвязанному и целостному;

- примат общечеловеческих интересов, верховенство общечеловеческой идеи над бесчисленный множеством центробежных сил.

В диссертации особо подчеркивается, что человечество вступило в эпоху, требующую нового мышления и нового способа бытия, когда гуманистические принципы и ценности требуют развития, дополнения, нового осмысления. Все отношения в рамках человеческого бытия должны в основном регулироваться фундаментальными принципами общечеловеческой нравственности, обеспечивающей прогресс и выживание человечества. Автор приходит к выводу, что значение общегуманистических ценностей для общественного прогресса в перспективе будет оказывать все большее влияние на прогрессивные демократические движения во всем мире, на процесс формирования мышления категориями не узконациональных или блоковых интересов, а общечеловеческих, то есть на возрастание роли планетарного мышления.

Во втором разделе "Проблема гуманизма в современных демократических движениях (на примере партии "зеленых" 5РГ) исследуется вопрос о гуманистической направленности позиции аль-

тернативных движений, выявляется значительное расширение социальной базы гуманистических демократических движений. В их деятельности получают конкретное выражение общечеловеческие ценности, отвечающие современному видению мира. Судьба человечества теперь зависит от того, насколько здравый смысл возобладает над интересами национального, идеологического, государственного порядка, насколько действенным окажется нарастающее стремление к сотрудничеству всех социальных сил, следующих гуманистическим идеалам и обеспокоенных судьбами человечества независимо от различий в конкретном понимании содержания гуманизма и путей его. утверждения в реальной жизни.

^дссертант считает, что сегодня необходимо по-новому взглянуть не только на развитие марксистского гуманизма, анализируя сложную диалектику исторической преемственности социалистического идеала, но и на содержание современных немарксистских гуманистических концепций, объективно оценить меру их социальной значимости. Необходима активизация теоретического поиска и осмысления социально-политической практики, творческого понимания существа происходящих сдвигов в международных отношениях и, в частности, в развитии массовых демократических движений.

В нашей литературе относительно полно освещен социально-политический аспект демократических движений. Менее полно проанализирован гуманистический нравственный потенциал этой проблемы. По нашему мнению, сегодняшние демократические движения в целом отличает не только широта деятельности, повышенная активность, целенаправленность в отстаивании выдвигаемых требований, но и обращение к принципиально новым гуманистическим ценностям. Демократические движения Екражают нарастающую потребность в противостоянии » сопротивлении антигуманистическим явлениям, порождаемым современными глобальными проблемами. В этих движениях выражено объективное стремление прогрессивных сил капиталистического общества к существенным . гуманистическим переменам. При всей пестроте эти движения направлены прежде всего против опасностей, угрожающих гуманис-

тическим ценностям, против антигуманных проявлений системы государственно-политического господства.

В диссертации подчеркивается, что экологическое движение, как составная часть массовых демократических движений, обладает большим потенциалом критического анализа буржуазной цивилизации в целом и тем самым претендует на широту поиска гуманистических альтернатив реалиям современного капитализма. Их основная цель - бороться за экологически чистую планету, исключить войну и насилие как способ разрешения международных конфликтов, преодолеть отчуждение личности в рамках реальных социальных отношений. За последние десятилетия, пожалуй, ни одно из демократических движений не включало столь широкий спектр гуманистических альтернатив современному капиталистическому обществу, как движение партий "зеленых".

В связи с вышеизложенным автор считал необходимым сосредоточить основное внимание на анализе гуманистической сулрости партии "зеленых" 5РГ. Анализ экономических, политических, морально-этических, экологических установок партии "зеленых", как авангардной части экологического движения, показывает их гуманистическую направленность, стойкую приверженность общечеловеческим ценностям. Партия "зеленых" пытается принципиально пересмотреть буржуазную логику промышленного роста, по-новому подойти к развитию науки и техники. Основной тезис "зеленых" о приоритете экологии перед экономикой носит, главным образом, утопический характер, но именно он отражает ту боль всех приверженцев экологического движения за состояние окру/дающей среды, когда люди готовы до минимума свести свои потребности ради экологически чистой планеты, ради единения человека с природой, а не варварского господства над ней. Партия "зеленых" призывает к умелому сочетанию экономических и экологических целей, чтобы экологически чистые предприятия были экономически выгодны. Известно, что достичь этого сегодня можно только при высоком .уровне развития техники и технологии производства. Партии "зеленых" выступают против засилия техники, за возвращение к ручному труду. В этом они видят и решение многих вопросов гуманизации труда и производства, лик-

видации безработицы. Они наивно уповают на гуманное отношение со стороны предпринимателелей, которые добровольно согласились бы на увеличение числа занятых в производстве с сохранением прежнего уровня заработной платы работающих. Положительно то, что "зеленые" призывают к развитию демократических начал в организации производства путем расширения участия работающих в управлении.

Принципы демократии - важнейшая гуманистическая проблема, которая занимает особое место в политических программах "зеленых". Обоснование ими принципов "базисной демократии" предполагает создание более гибкой системы участия как можно большего числа избирателей в непосредственной деятельности государственного аппарата, их прямую связь с парламентом. По мнению "зеленых", необходимо предоставить меньшинству право решающего голоса, они против любого насилия, в их взглядах прослеживаются традиции анархизма. Их главное кредо в восприятии гуманизма - свобода, свобода в особом понимании, которое включает в себя, по их мнению, такие черты как пренебрежение законом, чувством долга, отказ от самодисциплины. Однако пониманию свободы "зелеными" не чу,.да и гуманистическая направленность, в частности, требование равноправия женщин, открытость новых идей, неограниченно свободное высказывание собственного мнения и т.д. С этой проблемой тесно связана еще одна из важнейших гуманистических идей, выдвигаемых партией "зеленых", воспитание нового человека с минимумом материальных потребностей, свободного от проявлений эгоизма и вещизма, карьеристских притязаний, презирающего семо стремление к повышению собственного благосостояния. Интересы и потребности человека должны быть реализованы так, чтобы он получал радость жизни не столько от вещай, сколько от гуманных, справедливых отношений между людьми и природой, Еаслукшает внимания и призыв партии "зеленых" к установлению новых отношений ме^ду государствами, основанных не на силе, а на праве, к ликвидации военных и политических блоков. В политике "зеленых" кено просматриваются элементы "нового мышления". Об этом свидетель-

ствует и тот факт, что, когда Советский Союз выступил с концепцией "нового мышления", партия "зеленых" открыто приняла эту политику. Результаты социологических исследований также говорят о том, что в партии "зеленых" самый высокий процент приверженцев политики разрядки, которую проводит Советский Союз.

Основные идеи "зеленых" очень близки целям рабочего класса и его партий, перед которыми в настоящее время стоит задача связать исконные цели рабочего класса с насупрыми проблемами современности. Коммунисты уже в силу гуманной сущности своей идеологии призваны работать в массовых демократических движениях.

На основе анализа гуманистических тенденций демократических движений автор приходит к Еыводу, что проблему соотношения абстрактного и реального гуманизма необходимо рассматривать по-новому и видеть объективную тенденцию развития абстраг-ктного гуманизма как движения к конкретному пониманию его содержания, а также важно переосмысление многих ценностей, относимых ранее к абстрактным, на основе нового мышления.

В целом, научный анализ демократических движений с позиций гуманизма подтверждает положения марксистско-ленинской методологии о том, что при решении проблем общечеловеческого масштаба возможны классовые союзы, когда интересы различных классов совпадают и представители всех слоев населения объединяются в своем стремлении повлиять на гуманистическое разрешение глобальных проблем современности. Автор приходит к выводу, что по своей сути демократические движения обогащают понятие гуманизма. Это проявляется в их отношении к природе и озабоченности экологическим состоянием окружающей среды, в их стремлении пробудить в человеке чувство ответственности за все происходящее в мире. Все это обогащает и концепцию гуманного демократического социализма.

В третьем разделе "Социалистический гуманизм и перестройка всех сфер социалистического общества" автор раскрывает нравственно-гуманистическую сущность и противоречивость современного социализма. Глубокие общественные преобразования,

- 18 -

которые происходят в нашей стране, не могут обойтись без серьезных конфликтов и коллизий. Обостренно встали вопросы о путях и методах реформирования экономики, государственного устройства, обуздания преступности, достижения общественного согласия. Развернувшиеся процессы национального возрождения в ряде мест трансформировались в национальное противостояние. Национализм и сепаратизм подтолкнули волну межэтнических конфликтов. Под угрозой оказались нравственные устои общества и гуманистические ценности.

Развертывание гуманистического потенциала социализма идет противоречиво поскольку в экономике страны в 1990 году впервые за послевоенный период допущен абсолютный спад общественного производства. По добыче нефти и угля, выплавке металла страна оказалась на позициях начала 30-х годов. Нарушение межотраслевых производственных связей, необеспеченность сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, запчастями, в том числе и по импорту, поставили на грань остановки сотни предприятий, включая и легкую промышленность. Вот цена, которую мы платим за недопустимо затянувшуюся реорганизацию управления народным хозяйством, безалаберность и ошибки е проведении реформ, снижение трудовой активности, падение дисциплины. Экономическую самостоятельность многие коллектиш употребляли на то, чтобы увеличить прибыль и фонды оплаты труда за счет повышения цен на свою продукцию при уменьшении объемов ее выпуска. Отсюда Философский анализ гуманистического потенциала социализма е условиях перестройки с учетом противоречий приобретает актуальное значение. С одной стороны, перестройка охарактеризована переходным периодом к качественно новому состоянию нашего общества, к новому, гуманному и демократическому облику социализма. С другой, нарушения, перебои и срывы во взаимодействии производства и удовлетворении потребностей ведут неизбежно к новой деформации гуманистической сущности социализма. Таким образом, перестройка должна способствовать развитию такой экономической системы, которая обеспечит более полное удовлетворение потребностей каждого участника общественного производства, что определит после-

довательный гуманистический курс на демократизацию ведения общественного хозяйства.

В диссертации особо рассматривается гуманистическая перспектива в связи с переходом хозяйства нашей страны на рыночные отношения. ?а продолжительными и абстрактными дебатами о путях перехода к рынку как-то теряется самый важный, на наш взгляд, вопрос о том, кто, как и в чьих интересах будет' его налаживать и регулировать. Трудящиеся понимают рынок прежде всего как гарантию хозяйственной самостоятельности, свободного распоряжения своей собственностью и продуктами своего труда, повышения благосостояния, активного включения в управление производством и обществом, "новые буржуа" видят в рынке совсем другое - способ освобождения трудовых коллективов от средств производства, их оттеснения от экономической и политической власти.

В настроящее время снижается жизненный уровень трудящихся. Поэтому самое главное, что нельзя допускать - это долговременного ухудшения жизни народа, массовой безработицы, резкой социальной дифференциации, нового деления на богачей и эксплуататоров и массу эксплуатируемых бедняков. Ни в коем случае не должны быть устранены плановые основы расширенного воспроизводства, общегосударственная социальная и структурная политика, ибо это просто лишило бы страну важных преимуществ, гуманистических перспектив социально-экономического прогресса.

Диссертант особо отмечает, что развитие гуманистического потенциала социализма многообразно, охватывает все сферы общественных и личных отношений людей. Необходимым условием, основой творческого развития личности является активная выработка нравственных норм экологического поведения, углубленное понимание экологической, всесторонней ответственности человека.

Большим тормозом на пути гуманизации созидающего социализма является бесклассовая концепция демократии, неспособность вовремя различить охлократию и демократию, что способ-

ствует деструктивной антигуманной деятельности отдельных политических движений, направленных на подрыв СССР.

Процессу перестройки, последовательной демократизации социалистического общества должно способствовать создание социалистического правового государства. Формирование такого государства позволит принять юридические меры для сдерживания деструктивной деятельности определенных кругов. Важная роль в этом процессе принадлежит улучшению законодательной деятельности, направленной на повышение роли советских законов и контроля за их исполнением.

Особое значение в условиях перестройки приобретает забота о конкретном человеке, как основе политики социалистического государства, которая должна обеспечить наиболее полное удовлетворение всех материальных и .духовных потребностей людей, всех необходимых условий для всестороннего гармоничного развития личности.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы развития гуманизма и общественного прогресса, высказываются рекомендации по совершенствованию работы в данном направлении. По мнению диссертанта, в настоящее время, когда современная наука на первом крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве центрального компонента Еключен сам человек, требование экспликации гуманистических ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки.

Основные публикации автора по теме диссертации:

I. Активизация человеческого фактора в процессе гуманизации социалистического общества. - В сб.: Человеческий фактор: сухость, закономерности и пути активизации./ Тезисы выступлений участников УП Всесоюзных философских чтений молодых

х

ученых "Человек в современном мире: социально-философские проблемы". М., 16-20 мая 1987 г. / !.!. Философское общество СССР, ЦК ВЛКСМ, 1987. - С.86-88. - 0,2 п.л.

2. Экологический аспект социальной сферы. - В сб.: Социальная сфера и развитие личности. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1990. - 0,2 п.л. (В печати).