автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Гуманизм и перестройка

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кодуа, Лела Важаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Гуманизм и перестройка'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманизм и перестройка"

ТШИСС^Я ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСЗГЕЕТ нм. И.А.ДНАЗАХШШШ

Ез щат-ах рукспнсп

КОДУ А ША ВШЕШ

ГУМАНИЗМ И ПЕРЕСТРОЙКА Споцеэльнооть - 09.00.05 - Этика

АВТОРЕФЕРАТ дЕссвргадаа на согоетяпэ ученой отопена кандидата фллософомвс науя

Тбилиси 1990

Работа выполнена на кафедре этики к религиоведения Тбилисского государственного университета им. И.А.ДжаЕахиавшш

Научный руководитель - доктор филоо.наук,

профессор Г.П.АСАТИАНИ

Официальные оппонента - доктор философских наук, г профессор Д.О.КАЛАЩЩЗЗ

кандидат философских наук,

доцент К. С. КЛИШЕ »

Ведущая организация - кафедра Лилософии Тбшгасокого государственного педагогического института им. Сулхан-Саба Орбалиани .

■Л /") » . /< „

Защита дкссертаиш состоится " с с " 1990 г.

в ( / часов на заоеданиц спецшштроашиого совета К 007.03.20 по присуждению ученых отепепей кандидата фалософ-. ских наук при Тбилисское государственном униЕероитото по адресу: ЗЗЭСЕБ, г.Тбилиси, пр. й.Чавчааэдзе, I.

С диссертацией гккно ознакомиться в научной библиотеке Тбилисского государственного уаихерситата.

Агтореферог разослан " " .-//> 1390 г.

.-Учена}! секретарь спй^с.-азкровснпого совета кза.ф«дос.яаук» «оявят Р.ИИКВАД32'

- 3 -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. В переломные, отчасти кризисные периода развитая общества, явно прослеживается закономерность обострения интереса к проблеме человека п человечности, и раскрытию глубинных сущностных возможностей человека. Современная опоха характеризуется обострением кризиса основ самого существования человечества, назревышем глобальных опасностей. Научно-технический прогресс, глубокие изменения в соотноиении экономических, социальных политических и духов-}ц;х сил и другие более конкретные факторы настоятельно требу. ют перестройки сознания, его "глобализации", дальнейшего глу*» бокого осмысления перспектив человеческого бущеегаезаИШ. ¡Э?а насупцая задача представлена в концшцай НОВОГО МшйёййЯ» Её подход к общочоловочосшд проблемам а качестве ййходнбй пред«' посилкй предполагав! гяубску» заинтересованность з аййа>2за-цха человеческого фактора, Актавиэецш* рола человека в развития обаесКза, выявление всех человеческих возможностей и сло-еобнОс?8й является дв изучай с&йбй и высшей далью общественного прогресса. ■ '-' ■

В аейектэ изучения человек наряду с вопросе» его становления огрогаую важность представляет 2 'вопрос становления его "человечности". История прогрессивной человеческой Шелл Неуклонно и последовательно придает этону вопросуйерво-степенное значение, обозначая соответствующий процесс Фермй-ном. "гуманизация"»

В йрсграш.!ах Гуманйа&Шй( сбёнйТелыю или нвбебзншшб | главное значение йрйдаваЛосЬ с6вёршенствованию человёМ, вСэ-стор&шейу йрбетЛёШй его суаЩбёКШ Сйй» создан® ййрокогб

аспекта общественно целесообразной деятельности его интеллектуальны* в духовных сил. Человек постепенно признается субъектом в висаей ценностью культурно-исторического развития общества, центральной фигурой всей системы ценностей. Поэтому не случаен вывод, согласно которому степень гуманности' любого общества измеряется тем, насколько данному обществу удается обеспечить и утвердить центральное место человека з сесто-¡.'.0 других ценностей.

По кера развития общества классический ряд ценностей (истина, добро, красота) дополняется социально-политическим! ценностями о Постепенно стали уделять вникание вопросу иатери-влъных и социально-политических гарантий потребностей и интересов человека.

Но вместе с прогрессом в истории появлялись противоречия, которые став;£тн перед человечеством новые задачи. Сегодня для человечества йеоигоааой практической зг.тпчеа стало решение жизненных глобалышх проблем. Такие их выражения как экологический кризис и опасность термоядерного самоуничтожения создают губительную угрозу не только созданным человеком ценностям, но и самому человеку, его существованию.

Таким образов, с одной стороны существенно растет мир ценностей, но с другой стгя-оны растет и опасность его уничто-ЕИЕнственнш путем преодоления этой ситуаций является ео полное осознание и объединение общечеловеческих усилий.

Таким сСраоои., создается новая система оточета общзчело-Эс;чеокз:с гратастаческш: ценностей, оргаказутош центром которой вкевь является человек. Этот тезис с полной смой £дгура-■р^эт а псйоя м-^леяга -ссзрекеккеЛ гоохи. Его требования стра-.ч^г? не только зйдачн настс.с.его, но езязьзаптел с борьбой за

создание гарантий будущего человечества. В реаенки этой задачи особое значение придается подчинению конкретных классово-групповых интересов общечеловеческим. Отсвда - актуальность ноьо,- оценки аспектов челове'шости и соответственно - переоценка гуганистических традиций прошлого.

Состояние разработки исследуемой проблема.. При исследовании проблемы гуманности мы основывались в первую очередь на работах Г.Д.Бандэоладзе, Б.ИЛутидзе, ВД.Волкина, 'О.М.Баку-рвдзе, Т.М.Дкапарли, П Л.Федосеева, М.И Летросяна и др. Эти работы относятся в основном к "доперестроичному" периоду. Не-Ь'г/отря на вынужденное подчинение этих авторов господствующ стереотипным идеологическим установкам, некоторые из них все -жь сиело ставила и разрепаля некоторые существенные вопросы гуманности и гуманизации нашего общественного строя. В этом смысле 01Ш являлись первопроходцами и проложили путь для даль-нейвих смелых исследований.

Активизация интереса исследователей к проблеме гуманизации усиливается с начала 7!>х годов. НёсмсГря яа застойность философской и этической ыысли, в этот период создаются работы, имеющие большое научное значение а в современных условиях. К примеру можно назвать работы ВЗ.Кешелава "Гуыани'зн дейстаи» тельный и мнимый (М. ,1973), В .Холлчора "Личность и Гуманйзы" (У.,1981), А.М.Каримского "Проблема рушшзыаг в современной . американской философии" и др.

В условиях обновления найеГй ОбЩейтв& НЬявйдйсЬ р'абой!, якегйяе валшое значёнйе для И1уйоко5?6 ОбШШёнйя йр&бЛены гуг&нйзацйй» Среда них наша вниманйе привлек® р&бЬтй А.Мпг* бёлгшвйли *Гу>АакизЬ й культура" (*бм1986), &»Й»]фШайШШ "Свобода человека й йрЫУшма 6$воФййеннЬстйн (Батуыл,198Э),

>. - 6-

сборник "В человеческом измерении" (М.ДЭ89) и др.

Рост значения человеческого фактора определяет значимость и нового подхода к различным гуманистическим традициям как прошлого, так и настоящего, способствует выяснению наследственной связи мезду ниии. Это необходимо для преодоления предвзятых самооценок и игнорирования заслуг мыслителей другого толка. Иначе невозможно объединение человеческих усилий; •направленных на дальнейшую гуманизацию и прогресс, строительство единого человеческого дома. Но такое стремление, конечно, не исключает, а наоборот, требует усиления борьбы человечества против всевозможных проявлений антигуманности. Эти задачи нами учтены и по возможности решены в предстоящей работе.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических вопросов гуманизма и ого месть в процессе перестройки и дегткради^яки нашего общоства, его роли и значения в дальнейшем расвятви чачсвоческого сооб-соства. Для осуществления намеченной цели необходимо решение следующие задач:

- обоснование общечеловеческой значимости ках традиционных, так .и совремешшх гуманистических течений; 1

- в связи с этим

- отказ от старше стереотипных подходов к традиционным гуманистическим направлениям как абстрактным и беспочвенным, а от современных - ках у^локлассовых и лзегумашшх или антигуманных;

- характеристика и соответствующая сценка факторов реальней возникших ка основе внутренних противоречий развили ч&гоэечеста&'г гфрлятствугдях дальнейзей гухашзашш а5-

- осмысление закономерной взаимосвязи поколений с точки зрения юс гармонизации и дальнейшей гуманизации.

Методологические и теоретический спновн диссертации. Работа основывается на трудах К.Шркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в уз"орих освещаются не только проблемы, непосредственно связанные с темой, но и иетодологлчосхив основы исследования и освещения многогранней! проблемы гуманизации. Для оценки, современного .состояния проблемы и уровня ее исследования главное значение приобретают работы перестроечного периода - материалы ХХУП и ШШ Съездов КПСС п Х1Х-ОЙ Партконференции, з йёнтре которых поставлен вопрос о..первостепенном значении человеческого фактора и его активизации.

Специфика исследуемой темы вызвала также необходимость ознакомления с научными данными других областей знания - политологии, социологии, социальной психологин, педагогика н даяе с работшш фантастического ланра. Данные этих областей знаний составила как эмпирический, так и, в определенной мере,теоретический багая, необходимый для*исследования.

Научна-ч новизна исследований. В диссертации, в русле становления этических и социальных подходов к проблема человека и человечности, на основе анализа даалекдш! ех развития обосновывается общечеловеческая значимость гуманистических ценностей. --------------- - .

Элементы научной новизны работы определяются следующим:

- анализом понятий "гуманность" и "гуманизация", обосновывается зависимость степени их реализации от объективных возможностей данного общества;

- доказывается, что из-за совокупности факторов гуманизации проблема гуманизма выходит за рамки этики и становится .

- 8 -

объектом комплексного изучения различных наук.

- дана попытка опредишния гуманизма как чувства любви к человеку, которое исторически более научно отражается в теории и реализуется в общественных отношениях, глобальных социалъно-эконодаческих программах, направленных на улучшение благосостояния человека, защиту его личности, чести, на неукоснительное соблюдение принципа соотношения его прав и

'.обязанностей;

- по-новому освещается и роль субъективного фактора в процессе гуманизации: во-первых, обращено внимание на неправомерность разделения людей- на объекты и субъекты гуманности; во-вторых, разъясняется значение гуманистической сущности деятельности должностных лиц, их нравственной ответственности за реализацию гуманистических принципов и идеалов;

- путем анализа тезиса о раздвоении человека на соост-венно человека и гражданина, выясняются некоторые государст-Еенно-полятические Факторы дегуманизации. Особое внимание уделено сдобе человека и человечности в условиях тотального государства;

выясняется антигуманистическая сущность абстрактных

■ 4

идеологических догм, иепрезленных на всеобщую дегу!.(аниз?.щао в стандартизацию человеческой личности;

; ■ - по возможности учтен- повые под>:оды к проблеме гуманизма, что исходит из глубокого анализа понятий "гуг-анизм,", Лтавгуианизм", "антигумакизм"; • .

. - исходя из того, что разрешение внутренних противоречий чачсзечостаа не означает его освобождения от возмсеааос трагических ко1$лпктзз с кеземанза: еивквез8шя:.31 , ш специально ос.. в «асы зтот ассрос, спираясь на этако-£&а?асткческге работы

выдающихся ученых.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы определяется тем, что разработан-, ные в ней положения могут способствовать дальнейшему исследованию проблем, связшшых с вопроса:« гуиенязш и гуманизации. Они могут быть также использованы в средних и высших учебных заведениях в процессе изучения соответствующих вопросов по

«

курсу философии; могут сказать определенную усл'угу этикам, психологам, педагогам, политолога« и другим исследователям, заинтересованным в изучении проблемы человека и человечности.

Практическая значимость работы определяется возможностью

ч *

ее применения в деятельности, направленной нз активизацию человеческого фактора как условия и целя персстрейки пешего об-¡цества на подлинно гуманистических началах-» В тр&Зсзааиями всемерного содействия развитии докогфают, гласности, нравственно опрагданных форы человеческих взаиыоожошенкй.

Данные в работе полоявпкя могут быть использованы как теоретические обоснования в деле кобилкзгцил всех г./дгэотюс: возможностей человека, его пзтеллек.. /алькых и зкеционалъннх ресурсов, что является необходимый -условием для дальнейшего прогресса нашего общества. Полученные результата ыагуя быть т&кяе использованы как теоретические предпоенлш ссзоркаст-иования систеш обучения и воспитания - вплано уч^та дз/¥ взаимосвязанных форы становления человека как чя&аа общестаз - гражданина и как профессионала.

Апробация работы. Основные полояеиля пзлаггиИ.; 7. :род-ставлялись з процессе преподавания кур "а "Сы'э&ил: ; "а г психология" в 34-ой средней школе г.Тбилисс. - ;

Структура -д объем работы. Диссертация зосюэт чз Е-^де- >

- 10 -

1шя, двух глав, закличени^ и библиографии.

0С11Ш10Е С011Р2А1ШЕ РАБОТ!.'

ЁОЛШШЖ 'обоснована актуальность диссертшак, сдиг.а-иа разработка иосладусмой проблемы, определены цель и я:са>чг, обосионана новизна расоти и оо теоретическая и практическая значимость.

В тап'ной глэдо - "Сложности пути исторического развития гуманизма" - состоящей из параграфов, где псстюлеи во-

прос о необходимости критического переосмысления стереотип-них оценок некоторых трг-дшиюнних 4-орм гуманизма как а?гтрак-тных и беспочвенных. Это » Нервочередь, относится к тс., точке арония, согласно которой категорически утверадаетс.ч сугубо озрспейсхоа происхождение гутшзиа. 3 диссертации указывается на довольно высокий уровень исследования отдельных аспектов гуманности неевропейскими мыслителями. При этом на долхноа уровне оценка рель европейского гуманизма, названа его исторические д^огихыгия и ограниченность. Кореникивопросами истории гуманизма, коночно зшггиаггея и современные буржуазные целителя. 3 1сачестве примера обратив внимание кг воззрения одного из основоположников с трук турага с ги ч есх с 2 ш;тропологий ¿езй-Стросса. Его новый "универсальный гуманизм", в сущности, абсолютизирует некоторые моменты абстрактности традиционных г^ш-нстдческкх направлений, для которых абстрах-тность является лить гносеологической характеристикой. С его точки зрения к "у-зэерсадьнкй гуманизм" является лить теоре-п:ческой задачей, а не практическим дСсТЕЕекием, Поэтому хение чаловечес?в& со еиззим, средняя и зкеды этапам, в Сущ-нести, язддетсл ьыг&наниеы "расийкальвогс фукхшонировакия

человеческого духа", а не реальным изменением положения человека, практическим проявлением его сущностных сил. Свои воззрения структуралисты обосновывают путем натуралистического "толкования проблемы, что еще больше углубляет ее абстрактность.

Противопоставляя традиционным гуманистическим идеалам антигуманнизм, мы тем но менее учитываем некоторые моменты, которие отра:глют не столько огульное отрицание анти^умазшс-ш.'Л этих идеалов, сколько использование их слабостей, под- , тьервдается классической французской литературой.

В диссертации рассмотрен ряд факторов, определяющих идеологическую ориентацию буржуазных гуманистов на высшие гуманистические идеалы, в результате чего теряет силу альтернативная формула, выражающая противоположность гуманизма и антигуманизма: "социалистический гуманизм - современный буржуазный антигумшшзм". Она уступает место идее гуманистической общности. При этом данную точку зрения надо распространить к на традиционные гуманистические йвправления - следует отказаться от стереотипного объявления их абстрактными и формальным учениями. Нами учтено и то обстоятельство, что противоречивое состояние современного человечества не исключает, а наоборот - предполагает относительную противоположность различных направлений современного гуманизма. Таким образом, закономерным современным выражением альтернативы гуманизма и антигуманизма должна быть формула: "гуманизм -ясевдогум&низм или явная мизантропия".

Стереотипное отношение к предшествующим гуманистическим направлениям тем более неприемлемо, что в данном случае т.н. социалистический гуманизм сам исходит из ирреального типа

"советского человека". Но такой человек фактически является теоретическим феноменом, поскольку он не наличествует, а согласно теории должен бить, поскольку он происходит не естественным путем, а складывается, воспитывается с помощью инструктивных постановлений.

В диссертации рассматриваются современные положения об альтернативности гуманизма и айтигуманизма. Для налег: ответа «а этот вопрос исходным является точка зрения о необходимости выделения гуманизму места в рамках общей мировоззренческой системы философского осмысления бытия человека.

Неточность самого понятия "гуманизм" и его неоднозначное использование различными направлениями создают много методологических трудностей, что б итоге порождает тенденцию стирания граней между гуманизмом и антигуманизком. Несмотря на это существует ред характеристик гукаилстичесхой идеологии, создающих основу для ее отличения от аьтигуманизма. В первую очередь это - оптимальные программы, идеи и представления о всестороннем развитии личности, гармоническом сочетании ее физических к духовных сил, идеи ее свободного развития, целостности и др. Разумеется, указанные характеристики , должны быть связаны'с системой реальных факторов, обстоятельств и условий. Эта система создает социальную ситуацию, опреде-, лящуи конкретные оптимальны*» условия развития личности.

Таким образом, критерием гуманности теоретической доктрина недо считать общественную практику гуманизации самого человека, создание конкретных ссциальнкх условий ее реализации.

Среди псевдогумаклстичесхшс направлений,- фактически от-.гкигхгдх гуз^шистаческут герсиективу, в диссертации особое

- л -

место уделено техницизму, критике его фатальной устремленности к объявлению всех достижений науки и техники бесконтрольными враждебными человеку силами. Типичный техницизм полностью или почти полностью отрицает человеческий фактор, пред-латая взамен абстрактную, неисторическуа и искусственную схему типизации человека. Предложенная нами критика этой схеш доказывает, что в реальной истории одновременно Функционируют все способности человека: интеллектуально-познавательная, производственная и потребительская. Но на уровне индустриального производства происходит нарушение соотношения этих способностей, производительная и потребительская цельность опре-деллется не внутренними враждебными склонностяаш человека, а ' социально-экономической системой, которая направляет индустриальные процессы против человека. .',•)

В диссертации специально поахапЛен и рассмотри гоцрос о тотальном государстве как синтозированнои фактора догуьаж-зации. Рассматриваются некоторые традшлюшше а современшю. точки зрения, общий итог которых сводится к объя'лтаат тотального государства порастотнвелем ч- ловека. Эту своз задачу оно осуществляет, во-первых, путем раздвоения.человека на собственно человека и гражданина. Но такая тенденпдя, -согласно утвзрвденяяы современных антитоталитаристов, прояиш^ась к на прежних уровнях государственности. Тотальное госудьрст-1 .во отличается от других рояимов, что постепенно рязртпает .V,. принцшх соотношения прав и обязанностей гражданина, путем уз-■ разднения прав и максимального увеличения числа об: тоетой окончательно порабощает человека.

Среди других факторов дегуманизации него п£зэать шисо-чое участие в политическом движении пояи?кт.с -зтр^кгя-св? эле -

ментов, на отрицательные действия которых в свои ¡фимя осра-• тыл вшчлглше и К. Маркс.-Он писал, что овладеть и усг:<сно использовать эти дейстиня авторитарным режимом не всегда уда-.отся, чаще всего они провоцируется силами квотами г.риьилогии и. господства.

Обобшшым выражениемиптигумишшс :;уп>й, 1;>..и:тв и и*-»тодов ш считаем понятие насилия. Ь данном случаи ми ососое внимание уделяем сравнению исторической .чеи^сижно- т/ яйс^-з!/! с его целевым использованием и показу антигуманистической сутаюоти такого использования. Критически оценивается таи?* точка зрения авторов т.н. концепции "сверхяасилия*. Они связывают негативную силу безудержного насилия с культом потребительства и тем самым оправдывают насаядвкие кьсшая суеверней.

Б итого в дЕссертаккЕ выделяются три основных ^актера дегуманизации: массовые негативные разрушительные двиненид,

• а

стремление государств© к абсолютизации своего господства т.е. тоталитаризм, и стремление человека к своеобразному самосо-ворсеистиовшгию, что довольно часто предстаздяет в идльзор-кых в искааоцных Формах.

о

В связи с первым фактором следует отметить, что параллельно с этим дегуманистическим фактором дейстзует гораздо Солее сильный фактор гуманизации - творческий потенциал народных масс в истории.

Главным среди названных факторов мы считаем государство, которое не без основания названо "необходимым злом", суррогатной формой коллективизма как ячейки гуманизации к гармонической социальной общюста лвдей. Но существование государства ссреиеляет ное чья-то злая веля, & сложности самой челсве-

- 15 -

ческой &изни. В сложных кизнешшх условиях государство, как необходимое явление, воздействует на лвдей неизбежно смой. По из злой сусности государства не вытекает, что оно обяза- •

тельно должно сеять зло. В функционировании государства про-

«

является лишь человечность или бесчеловечность функционеров, т.е. самих людей. Поэтому вполне обосновано выражение: "государствен - это я", или "государство - это мы".

«I

Вышеназванный третий $актор мы считаем производным от второго, чтг подтвервдается многочисленными исследованиями западных авторов.

Наглядным примером отношения любого тотального государ-

о

ства к человеку является крайнее сокрадсняо его реальных пог-требностей и их перенесение в необозримое будущее. Тзкиы путем была зафиксирована в наших условиях модель т.к. 'нового человека" ', которая в первую очередь ¿"предполагала строгув герметичность и изоляцию его от внешних воздействий. Во если идеологические принципы не воплощены в лззнь, то во взаимоотношениях между гражданами и государством радгригпЛ конфликт. Такое состояние "обездтва ь^ивело к необходимости перестройки, во взаимоотношениях с лвдвкз, вызвало потребность не в идеальных, а реальных лэдях, что продаодаггет отказ от прежних лжегуманистических стереотипов, прдзнанл| то-; • хо, что модель "нового человека" никогда не охват;«г:ала, г>сэго,: многообразия человеческих типов. ..■ '■;■:•'■ Во второй главе - "Перспективы гуманизации" , состолади . .', ■ из параграфов, в первую очередь рассматривается жоторие условия и Лекторы гуманизации, шеюпзе сущеолзезаое -таила для дальнейшего прогресса человечества. Главнее знп»'Л«лго.$двг'. . лево критачг,5ко«у анализу общества, что'прадйояагавт-.•

•' -16 - .■■■■•

человеческого сознания от лезших стереотипов и оценок и его подготовку к подлинно гуманистической ориентации. Из-за обычности этих условий и факторов мы ограничились лишь анализом синдрома врага н альтернативы - "палач - жертва". В связи с втим наше вшиишио привлекло то обстоятельство, что в поверней этической литсрытуро синдром врага считается анатомией социального заболевания и связывается с сукествс;«аничм антс-

»

..ритарного государстна.

Хотя "враг" является источником кон5лшиных ситуаций (социадышх и личных), но его искусственное искакиа надо считать выражением злой воли функционеров системы и рядсвих членов общества. Ера этом такое стредление но всегда связано с желанном оададеть духовными ценностями. ¡¡алротгз, цель -только■ материальные ценности. Использование искател-мп врагов а вру.гцщ духовных ценностей нужно считать своеобразной тактикой, которую человеконенавистник приникает с целью замаскировать своя истинные устремления. • и О

Началом асканвд врага нужно считать субъективную злую волю, беспредельные амбиции в необузданнее честолюбие, которые дополняет к усиливают наследственна, исторически кеобхо-дацую врааду»

Анализируя Множество реальных данных и исследований, отрахакдах трудный путь гуманизации нашего общества, мк гри-ходим к выводу, что, во-первых, авторитарный резош подавляет в человеке все Человечное, самобытное," личностное, этот йроцасс дегуманизации часе осуществляется в форме системы воспитания, которая способствует формированию беспрекословно выполняющей .чугую волю дезинтегрированной и нивелированной массы» Во-вторых, особо ощутимыми последствиями указан-

«

- 17 -

ного процесса мы считаем наличие у нивелированной аасоа безудергной потребности псслаяноняя собственных недостатков человеколюбием, амбициозностью, самоуверопностаа и др. Это создает общую основу дегуманизации.

Ка современном этапа перестройки нашего общества конкретным вира-хешем дегуманизации нужно считать то, что объективное-требование демократизации и гуманизации не разделяется большинством общества. Хотя такое положение считается естост-венным для лобой революции, но оно усугублдэтся низкой культурой взаимоотношений граждан. Поэтому одним из необходимых условий ускорения гуманизации мы считаем воспитание высокой

о

культуры взаимсотноиений. Она, на наш взгляд., избавит чедо-я века от критериев при оценке действий и мыслей других людей, от потребности демонстрирования собственного преиьучзптва перед другими, от потребности вызнвдомого дегадсняя " "обцаст-венных местах и др. Ш считаем., что высокая ^ульт^гра взакйс-отношений должна быть -основана на твердел оссанаш» члша^з общества четкого соотношения ообстаеншк ораа з обж лозтеЯ. Кроме того» процесс гуиашгз^ш ос». ываетоя такжа ка высоком .уровне благосостояния, культуры, демократкчесяздс фор., жизни.

В условиях существования тоташшх обцестн асподствует опасный с точки зрения гуманноста яривкнц - -человек - : •• струме ит системы. Этот тезис привлек назэ вникание и аотому. \то тотальные системы используют его ради своего уаезевечения.. ' Критический анализ этого принципа праве;/, нас к вые-т.,»: осла систем институтов вызывает дезинтеграцию сущноспл, суд человека, она наполняется бесчеловечны?.? содеряавиеи а в аопав'-концов обречена на провал. Приблну~н;;й'< института; к че^оле-

— 18 -

ку они обеспечивают п свою стабильность, поскольку для человека слузшше институтам /шляется естественной потребностью. Но как быть с фактами использования "человеческого ютериала в бесчеловечна цачга? Не отот вопрос мы даем следукда! ответ.

Ли, oöKtcTBO разделяется па свобода« и разов, дег<скт*1-тси ц коисорватороэ, яортв и палачей и т.д. Иостошшая борь-*>öa моеду каия как будто исключает стабильность и равновесие общества, а то» самым и возможность гуманизации.

Ко чей больЕо сташшртиэоылшо общество, тем больсе спясность синтезирования ^статутов и воз!:дк!:озе;:;:я политпко-тоталвтарноЯ однородности, что равносильно фактической С«з-ry>iaiwocTiî.

Логика псоладовшил неотвратимо потребовала некоторого пересмотра формулы: "человек - продукт обстоятельств и воспитания". В частности, основный содержание* аспекта ~ "оче-ловочакло обстоят «1£гв" ш сочкд Соэудеретое trpa&ettiie различию; ссцг.адьншс слоев общества к всеобщему братству, e^üicT-ву, свободе, справедливости и равенству. Обстоятельства не только сеездает, но ивоспнтшзшэт лзодей. Ко'к Etouy добавлю-Sc* токзе фактора воспитательного воздействия других Лтдей и самовоспитания. Бее эта вопросы в диссертации рассматриваются в плане противопоставления коллективизма и кск^ормизиа. Рессу-адекия привели нас к одной из самих алободкезных проблей ле~. ркода liûccoBia репрессий - к проблеме трагического раздвоения самых активных категорий дхдей на с&яача и жертву.

Б ? 5 второй главк обосновывается центральное i-ecîo че-лезеха в системе ценьостеа. Согласно основном крйкцшаи нового ь^г&енал траджшше ценности еосеслняьтся такиш новы-

ми общечеловечески/и устремлениями, как борьба за шд?, преодоление экологических кризисных ситуаций, гармонизация взаимоотношений природа и общества. Зто создает новую систему отсчета ценностей общечеловеческой гуыагастическоЗ культуры, в

центре которой вновь стоит человек.

Увековечение лизни на земле требует и дальнейшей гуманизации взаимоотношений поколений. На основе данных педагоги-

«

ческой этики и собственного практического опыта^преподавания мы предлагаем некоторые рекомендации. Среда них главное -учет в педагогической работе т.н. "индекса данных" подростка и правильный подбор форм общения.

о

Проблема оптимистического зосприятая глобальных опас- .. ' нсстей, имеющие глубокое гуманистическое с од оряаня в, г н о свя-

работах:

1. Трудный путь к шв®алигму£(я ооаг .) - Коммунист Iг/зга, 1990, » 7, 0,3 п.л. (на руо.яз.Ь

2. Трудный путь к плюрализму (а соаз?.).- Н.Сакартаелос комуниоти, 1990, И 10, 0,3 п.л. (за груэ.яз.). в Центральная фигура ценностей. - Я. Коюдупист Грузии, /330, »10, 0,3 п.л. (на руо.яз.). ■ {,

4. Центральная фигура ценностей. - Я. Саяартвелро ко^тиияа,'. 1990,$ 10, 0,3 п.л. (на груз.яз.).

щен § 6 второй главы.

В заключена подведены итоге, врожденного автором исследования. "

Ооновнко аологанпя дассортащш овубликовгшн в с.одзщях

OJ^J ли-ol. oí---.

«Oío'jojeo pj

( '¿'со )

•до^пьп /¡.¡.с-

Пвчаиаа д. > Л ç •

Учотно-Еэют.л. D.ju' Ееапдагвд

30,133 ^€42 Пфв 100

У ъ&п^ЬпЬ лЛ i ц^и*