автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Гуманизм и справедливость в реформировании военной организации современного российского общества

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Гюламирян, Корюн Антеванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Гуманизм и справедливость в реформировании военной организации современного российского общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гюламирян, Корюн Антеванович

Введение.

Глава I. Гуманизм и справедливость как категории социальной философии.

§1. Содержание понятия гуманизм и его развитие в культурноисторическом процессе.

§2.Социальная справедливость как принцип общественных отношений: история и современность.

Глава II. Реализация принципов гуманизма и справедливости в жизнедеятельности военной организации российского общества в период ее реформирования.

§1. Специфика проявления и реализация социальной справедливости в воинской деятельности в период реформирования российского общества и его военной организации.

§2. Основные направления и способы реализации фундаментальных идей и норм гуманизма в жизнедеятельности российских военнослужащих.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Гюламирян, Корюн Антеванович

Актуальность исследования:

Нарастание значения гуманизации общественных и межличностных отношений, утверждение социальной справедливости проявляются в социально-политических и идеологических изменениях современной цивилизации, в осознании значимости глобальных проблем, в признании приоритета общечеловеческих ценностей.

Обновляющееся российское общество ощущает потребность в философском осмыслении гуманизма и социальной справедливости, в уточнении концептуально-методологических основ комплексного исследования данных проблем. В современных условиях содержание гуманизма и социальной справедливости существенно трансформируются, по своему объему и значению они выходят за традиционные рамки рассмотрения общественными науками и практикой, что требует необходимого уровня теоретического отражения.

В условиях реформирования российского общества существует необходимость в оптимизации процессов практического разрешения назревших противоречий социальной действительности, в том числе в военной организации, одним из действенных механизмов реализации которых является последовательное утверждение норм гуманизма и социальной справедливости.

Движение российского общества, его вооруженных сил по пути демократизации непосредственно связано с гуманизацией общественных отношений, в том числе и воинских отношений, с реализацией норм социальной справедливости в жизнедеятельности воинского коллектива. Гуманные отношения являются той основой и источником, которые определяют одно из главных направлений совершенствования демократии в сфере воинской деятельности, так как связаны с проявлением сущностных черт личности воина.

В сфере воинской деятельности в силу ряда причин накопилось множество проблем и негативных явлений, многие из которых стали достоянием широких масс, благодаря демократизации общества и средств массовой информации. Наиболее запущенными и нерешенными оказались вопросы социальной и правовой защищенности военнослужащих, возможности их гармонического развития, проблемы демократизации и гуманизации межличностных отношений в воинских коллективах, утверждение принципов социальной справедливости в воинской деятельности и др.

Кризисное состояние военной организации российского общества стало фактом. Большинство политиков и военных понимают, что нужны энергичные меры по реформированию существующей структуры вооруженных сил, по адаптации ее к новым социальным условиям, хотя и по разному видят причины и сущность кризиса. Для реформирования армии недостаточно простого введения закона о формировании армии на добровольной основе. Требуется существенная реорганизация стратегии взаимодействий между армией и обществом, изменение образа армии в глазах различных социальных групп общества, усиление социального контроля общества над армией.

В основных своих чертах предстоящая военная реформа должна быть ориентирована на формирование таких отношений в воинских коллективах, которые бы основывались на высоком профессионализме и компетентности, на уважении личности и человеческого достоинства военнослужащего, его социальной и правовой защищенности, на приоритете общечеловеческих ценностей, на расширении прав и свобод военнослужащих, на демократизации стиля управления и субординационных отношений.

Возможно, не все проблемы будут решены успешно. Придется, по-видимому, еще долго считаться с такими противоречиями, как демократизация армии и укрепление единоначалия; расширение прав и свобод военнослужащих и необходимость их ограничения и др. Поэтому взгляд на вооруженные силы через призму гуманизма и социальной справедливости позволяет уточнить концепцию их реформирования, увидеть новые ее грани, эффективно использовать гуманистические идеалы и принципы справедливости для демократизации российской армии.

Дальнейшая разработка концепции военной реформы, органично связанная с заботой о человеке, гарантирующая военнослужащему социальную защищенность, предполагает повышенное внимание к гуманному восприятию самого военнослужащего. Сам процесс гуманизации отношений в воинских коллективах, при условии обстоятельной его теоретической проработки и обоснования практической значимости, может выступить действенным фактором совершенствования боевой и морально-психологической подготовки личного состава.

В армейской среде всегда более сильно выраженной была традиция укрепления командных основ единоначалия. На процесс гуманизации отношений между военнослужащими обращалось меньше внимания, а иногда и вовсе игнорировалось. Современный этап реформирования Вооруженных Сил России обусловливает существенную активизацию формирования гуманного отношения к личности военнослужащего и утверждения норм социальной справедливости в воинских коллективах. Назревшие проблемы гуманизации воинской деятельности и утверждения норм социальной справедливости в жизнедеятельности военнослужащих требуют специального философского осмысления этих общественных явлений, их социальных функций, особенностей проявления и механизма реализации в специфических условиях армейского социума.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы гуманизма и человека являются предметом постоянного и неослабевающего интереса со стороны представителей различных научных дисциплин и направлений. В многочисленных монографиях, брошюрах, статьях и сборниках рассматриваются различные аспекты этой проблемы: человек и его метафизическая природа (См. например: 162а, 209, 211), человек в системе экономических (См. например: 207), политических (См. например: 23, 234) и нравственных (См. например: 101) отношений, личность и общество (См. например: 186), отчуждение личности (См. например: 148, 231), гуманизм и правопорядок (См. например: 139).

Рассуждая о гуманизме, исследователи начинают, как правило, с разграничения двух аспектов его применения - в узком и в широком смысле слова. Философы-практики единодушны во мнении, что гуманизм в узком смысле слова - это конкретно-историческое явление, связанное с культурой эпохи Возрождения. Отмечается также, например, Л.М. Баткиным, что ренессансный гуманизм может пониматься как определенная профессиональная область деятельности, которая заключалась в занятиях и преподавании известного набора дисциплин ( грамматика, риторика, поэзия, история и моральная философия), включая сюда философию политическую, и как специфическое мировоззрение, выразившее сущность ренессансного типа культуры. (См.: 22).

Гуманизм в широком смысле слова авторы трактуют в основном по-разному. Гуманизм рассматривается как принцип морали (См.: 7, 183а), как мировоззренческий принцип (См.: 81а, С. 89), как универсальный принцип общественного бытия (См.: 204, С. 257; 226, С. 8).

Понятие гуманизм употребляется и для обозначения жизнеутверждающих систем мировоззрения, в которых человек, его гармоничное и всестороннее развитие признаются высшей ценностью и критерием всего общественного прогресса (См.: 38, С. 4). Многоплановость и обилие дефиниций гуманизма объясняются сложностью и богатством общественных отношений, в которых он проявляется.

Попыткой нового осмысления понятия "гуманизм" является дискуссионная статья кандидата философских наук Панфиловой Т.В. "О содержании понятия "гуманизм" (См.: 153, С. 112-117). В ней хорошо просматривается приоритет общечеловеческих ценностей в определении сущности гуманизма, показана его эволюция на различных этапах общественного развития.

В целом же анализ научной литературы по данной проблеме позволяет выделить наиболее и наименее изученные стороны, определить общие подходы в исследовании процесса гуманизации отношений в обществе, социальных группах (коллективах).

Первый подход связан с философским осмыслением социально-исторического развития общества, становления в нем гуманных отношений. Многие авторы, среди которых Б.Н. Бессонов, Л.П. Буева, В.Н. Волков, Л.Б. Волченко, В.П. Кротиков, A.C. Панарин, Т.В. Панфилова, В.К. Пухликов, JI.B. Скворцов и др.(См.: 37, 40, 43, 66, 106, 221), рассматривают процесс гуманизации отношений применительно к различным сферам общественной жизни и изучают его содержание, противоречия, тенденции, анализируют детерминанты гуманизации. Проблемы гуманизма рассматривались в трудах В.А. Кайдалова, Н.З. Короткова, М.Г. Писманика (См.: 73а, 156а). В ходе социально-философского анализа были выделены исторические ступени, типы, сферы гуманизации общественной жизни, материальные и духовные факторы, условия, которые на нее воздействуют, отчуждаемость человека от результатов своего труда, как одна из основных причин дегуманизация отношений в обществе. Рассмотрены вопросы влияния культуры на гуманизацию отношений в обществе, их диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность.

Второй подход отражает стремление ряда отечественных и зарубежных авторов, таких как Б.Г. Григорьян, Е.А. Железов, Л.Н. Коган,

О.Н. Крутова, В.Ф. Сержантов, И.Т. Фролов, В. Франкл, Ю. Хабермас, Э. Фромм и др.(См.: 55, 70, 96, 178, 218, 222, 224), рассмотреть диалектику общественных отношений через призму анализа сущности человека, его индивидуальных особенностей и личностных свойств, потребностей и интересов и их реализации в практической деятельности. Хотя авторы здесь не рассматривают в прямой постановке "очеловечивание" общественных отношений, но их научные идеи помогли диссертанту выделить "собственно человеческую" сторону процесса гуманизации отношений, соотнести в нем общественное с индивидуальным (личностным).

Третий подход связан с рассмотрением проблем гуманизма с позиций неомарксизма, глобализма и экзистенциализма, (Г. Маркузе, А. Печчеи, Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.). В их трудах рассматриваются основные идеи современного (глобального) гуманизма.

Четвертый подход получил свое выражение в исследованиях различных аспектов отношений в воинских коллективах военными учеными. В трудах И.И. Барсукова, Л.Г. Егорова, В.Н. Ковалева, Б.В. Кузьменко, Ю.В. Мамонтова, Н.В. Нарыкова, А.И. Сацуты, A.A. Федотова и др.), исследуются различные сферы жизнедеятельности воинских коллективов и их влияние на характер отношений между военнослужащими. Большое значение для изучения, осмысления истории, теории, тенденций развития гуманизма в вооруженных силах имеют диссертационные исследования Грабаря В.В., Дегтярева В.И., Куприянова Б.А., Кротикова В.П., Максименко В.В. и др. Достоинством указанных исследований является то, что в них дается анализ понятия "гуманизм" применительно к деятельности военнослужащих, рассматриваются основные аспекты проявления гуманизма в жизнедеятельности воинского коллектива. В то же время авторы, за исключением В.В. Грабаря, В.И. Дегтярева, не сумели преодолеть ограниченность классового подхода к проблеме гуманизма.

Социальная справедливость как сложное, многоплановое явление исследуется, как и гуманизм, с позиций различных общественных дисциплин: социальной философии, социологии, правоведении, этики, отраслей экономического знания. Литературу, имеющую отношение к изучению проблем справедливости, можно условно разделить на ряд направлений. Проблема социальной справедливости первоначально рассматривалась, главным образом, в этике с момента ее возникновения как науки. Эта тенденция, в известной мере, сохранилась до конца 80-х годов и в нашей отечественной литературе. Наиболее интенсивно и плодотворно это направление разрабатывалось в трудах JIM. Архангельского, А.И. Титаренко, Л.Г. Гринберга, Ю.И. Сулина. Этическому аспекту рассмотрения проблемы справедливости посвящены также кандидатские диссертации P.A. Бабахановой "Соотношение социологических и моральных аспектов в категории справедливости" (1977 г.) и Б.И. Кашникова "Справедливость как нравственная проблема социалистических распределительных отношений" (1986 г.). В этической литературе социальная справедливость рассматривалась как нравственное понятие, как отношения сущего и должного, реального и идеального видения действительности.

Проблеме социальной справедливости уделяется большое внимание в отечественной правовой науке. Значительный вклад в изучение социально-правового аспекта справедливости внесли ученые-правоведы: Г.В. Мальцев, А.Н. Экимов, Л.С. Явич и др. Так, в своей монографии "Социальная справедливость и право" (См.: 1156) Г.В. Мальцев рассматривает справедливость как принцип отношений обменного и распределительного типа, а также в плане объективного и субъективного уровней справедливости.

В восьмидесятые годы, когда в Советском Союзе ставился вопрос о перестройке общественных отношений, в работах многих авторов того периода обсуждались социально-экономические аспекты социальной справедливости. В этом плане следует отметить сборник трудов института социологических исследований АН СССР "Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике" (См.: 185а), работы А.Г. Аганбегяна, Л.И. Абалкина, Т.Н. Заславской, В.З. Роговина, Б.В. Ракитского, Н.П. Шмелева и др. (См.: 192). По их мнению, в основе механизма осуществления социальной справедливости лежат обеспечение динамического соответствия конкретных форм производственных отношений постоянно развивающимся производительным силам и реализация принципа распределения по труДУ

Однако для всех этих направлений характерным являлось сужение анализа проблемы справедливости рамками отдельных сфер отношений. Недостаточно также собственно философских исследований проблем справедливости. В этом плане необходимо отметить монографии З.А. Бербешкиной "Справедливость как социально-философская категория" и Дж. Роулса «Теория справедливости» (См.: 23а, 166). Вместе с тем, замысел обосновать понятие справедливости как социально-философскую категорию, не был в достаточной мере реализован. В книге преобладает этический и правовой взгляд на справедливость.

Начиная с 80-х годов защищен ряд диссертаций по философии, посвященных анализу справедливости (См.: 6, 36, 74). Интересным представляются также подходы к рассмотрению социальной справедливости в работах В.В. Козловского, И.А. Симон (См.: 84, 85, 182). В них социальная справедливость рассматривается в соотношении с понятиями "социальная ответственность" и "свобода личности".

Применительно к сфере воинской деятельности проблема социальной справедливости в прямой постановке рассматривается в работах В.И. Анисимова, Е.Д. Богатырева, F.F. Лозы, В.А. Семихина (См.: 12, 33, 111, 179). В них авторы рассматривают проблему социальной справедливости применительно к конкретным направлениям деятельности вооруженных сил. Вместе с тем необходим дальнейший философский анализ проблемы социальной справедливости, выяснение тенденций ее развития в условиях новых социально-экономических и политических отношений, складывающихся в России.

Практически нет трудов и диссертационных исследований, анализирующих соотношение социальной справедливости и гуманизма, выявляющих закономерность этой диалектической взаимосвязи, потребность в которых сегодня ощущается особенно остро. Отсутствие трудов, посвященных социально-философскому анализу приоритетного значения проблем гуманизма во взаимосвязи с социальной справедливостью, значительно обедняет проблематику социальной философии, ее связь с практикой обновления нашего общества.

Вместе с тем, в теории человековедения, в практике становления правового государства и гражданского общества важнейшее значение, на наш взгляд, имеют проблемы гуманизации всех сфер общественной жизни во взаимосвязи с действительным утверждением социальной справедливости и демократии. Нам представляется, что диалектический подход к этим проблемам, рассматривающий гуманизм и социальную справедливость в их взаимосвязи и взаимозависимости, выводит их изучение на новый уровень. Все сказанное определило выбор темы, постановку целей и конкретных задач исследования.

Объект исследования - реально существующие отношения гуманности и справедливости в современном российском обществе и его военной организации, а также содержание понятий "гуманизм" и "социальная справедливость".

Предмет исследования - основные стороны, раскрывающие гуманизацию межчеловеческих отношений в обществе и в воинских коллективах, взаимосвязь гуманизма и социальной справедливости, особенности проявления и специфика реализации фундаментальных идей гуманизма и справедливости в жизнедеятельности российских военнослужащих.

Основной целью исследования является социально-философский анализ категорий гуманизма и социальной справедливости, выявление сущности и содержания данных категорий, исследование реально существующих проблем, препятствующих гуманизации воинской деятельности и утверждению норм социальной справедливости, выявление методологического и практического значения идей гуманизма и социальной справедливости для реформирования российского общества и его военной организации. Цели исследования осуществляется через постановку следующих задач:

- дать социально-философский анализ проблем гуманизма и социальной справедливости в историческом контексте;

- определенить общие принципы, основные формы, направления и противоречия процесса гуманизации и утверждения норм социальной справедливости;

- раскрыть всеобщность и необходимость гуманизма и социальной справедливости как общественных явлений и принципов жизнедеятельности;

- на основе обобщения практики функционирования гуманизма и социальной справедливости в условиях воинской деятельности, указать пути их реализации и совершенствования.

- осуществить социально-философский анализ основных противоречий армейской действительности, выделить основные направления и способы реализации фундаментальных идей и норм гуманизма и социальной справедливости в жизнедеятельности российских военнослужащих.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из двух глав, включающих четыре параграфа, введения и заключения.

Теоретико-идейной базой в данном исследовании явились, в первую очередь, положения, содержащиеся в трудах классиков мировой общественной мысли - Сократа, Платона, Аристотеля, Макиавелли, Руссо, Канта, Фейербаха, Маркса, Бердяева, Сартра, Маркузе и др.

В качестве методологической основы использованы теоретические положения диалектики как всеобщего принципа исследования; материалистическое понимание истории в качестве метода исследования человеческой деятельности и общественных отношений; выводы и основные идеи современного (глобального) гуманизма основателя "Римского клуба" А. Печчеи; важнейшие положения теории интегральной целостности человека, в основу постижения которой положены экзистенциальные аспекты его существования (Н.А. Бердяев, Ж-П Сартр, П.А. Сорокин, Э. Фромм, М. Хайдеггер). В ходе исследования автор использовал теоретические положения в трудах современных отечественных и зарубежных мыслителей по проблемам гуманизма и социальной справедливости, а также труды философов и ученых, исследующих другие области научного знания, связанные с проблемами человека и его отношений в обществе, материалы теоретических и научно-практических конференций.

Методологической базой обоснования гуманистического мировоззрения являются также либеральные концепции организации общественных отношений. Несмотря на эволюцию классического либерализма, главные его положения, вытекающие из центральной идеи самоценности индивида, его автономии и свободы, его права и возможности самому определять свои жизненные цели и выбирать направление деятельности, сохранили свою силу. Либерально-демократические цели лежат в основе концепции естественного права. Теория естественного права содействует демократизации общества, ибо, провозглашая принципы свободы, справедливости, формирует демократические представления об общественном и государственном устройстве, она хорошо вписывается и в культурное развитие общества, поскольку ее основу составляют идеи гуманизма, свободы, справедливости, являющиеся условием для проявления творческих способностей человека, формирования общечеловеческих ценностей.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- в работе осуществлен социально-философский анализ категорий гуманизма и справедливости в их диалектической взаимосвязи;

- делается попытка обоснования методологии анализа сущности человека с позиций современного (глобального) гуманизма, рассматривающего личность как самодовлеющую экзистенциальную ценность;

- автором исследованы особенности проявления и специфика реализации социальной справедливости в воинской деятельности;

- определены основные направления и способы реализации фундаментальных идей гуманизма в жизнедеятельности российских военнослужащих.

- показана зависимость качественных характеристик военной реформы в России от эффективности процесса гуманизации общественных отношений и общественного сознания как в обществе, так и в армии, неуклонного утверждения идеалов свободы, равенства, справедливости, гуманизма.

Основные положения, выносимые на защиту:

- гуманизм и справедливость - диалектически взаимосвязанные понятия: гуманизация общественных отношений является определяющим фактором развития и реализации норм социальной справедливости, а становление и укрепление справедливых общественных отношений - необходимым условием утверждения в обществе принципа гуманизма и общечеловеческих ценностей;

- процесс гуманизации общественных отношений и утверждение норм социальной справедливости рассматривается как основа формирования гражданского общества с демократическим правовым государством, а зрелость гражданского общества с твердым правопорядком и законностью - в качестве таких важнейших ценностей, как гуманизм, свобода, равноправие, социальная справедливость и др.

- демократический либерализм, ставящий в центр общественных отношений автономного индивида, и естественноправовая концепция, исходящая из признания естественных и неотчужденнных прав и свобод человека и гражданина, являются идейно-теоретической и методологической базой исследования проблем гуманизма и социальной справедливости, их диалектического взаимодействия.

- Гуманизация межчеловеческих отношений и утверждение социальной справедливости как одной из всеобщих социально-исторических закономерностей развития общества, проявляющаяся в виде тенденции, пронизывает все его структуры, и в том числе вооруженные силы, социальную основу которых составляют воинские коллективы.

- Современный уровень развития общественных отношений наиболее адекватно отражается через систему идей современного (глобального) гуманизма.

- Содержание социальной справедливости составляют общественные отношения, характеризующиеся определенной степенью социального равенства (и неравенства) людей и неуклонным соблюдением основных общечеловеческих принципов, что проявляется в соответствии между правами и обязанностями, деянием и воздаяниям, заслугами людей и их общественным признанием, социальным положением и ролью в обществе. Несоответствие в любом из этих соотношений оценивается как несправедливость.

- Оптимальными путями гуманизации отношений между военнослужащими в условиях реформирования общества и армии являются: профессионализация деятельности военнослужащих, демократизация жизни воинских коллективов, формирование гуманистической личности воина-гражданина, защитника Отечества.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях г. Перми: "Проблема человека в гуманитарных и социальных науках" (1997), "Состояние и перспективы развития российского общества, государства и права" (1998), "Проблемы научных исследований и преподавания гуманитарных дисциплин в вузах МВД" (1998); обсуждались на заседаниях кафедры философии Пер-мГТУ, кафедры гуманитарных и социальных наук Пермского военного института ВВ МВД России; излагались в лекциях и докладах перед слушателями и курсантами Пермского военного института ВВ МВД России, использовались на заседаниях кружков военно-научного общества, в учебном процессе по предмету "философия". Отдельные положения работы используются в практической деятельности группы профессионального отбора при Пермском военном институте ВВ МВД России.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Гуманизм и социальная справедливость в системе общечеловеческих ценностей. // Проблемы истории и современности российских внутренних войск. Сборник статей. Выпуск II. Пермь, ПВИ ВВ МВД России,1997. С. 37-49.

2. Содержание понятия «гуманизм» и его развитие в культурно-историческом процессе. // Проблема человека в гуманитарных и социальных науках. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции 24 октября 1997 года. Пермь ПВИ ВВ МВД России,1997. С. 43-51.

3. Специфика проявления и реализация принципов гуманизма и справедливости в жизнедеятельности российских военнослужащих. //

17

Состояние и перспективы развития российского общества, государства и права. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции 18 апреля 1998 года. Пермь, ПФЮИ МВД РФ, 1998. С. 27-32.

4. Проблемы гуманизма и социальной справедливости в преподавании курса философии. //Проблемы научных исследований и преподавания гуманитарных дисциплин в вузах МВД. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции 9 декабря 1998 года. Пермь, ПВИ ВВ МВД России,1999. С. 60-66.

Гл. 1. ГУМАНИЗМ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ

СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Гуманизм и справедливость в реформировании военной организации современного российского общества"

Основные выводы исследования позволяют сформулировать рекомендации, реализация которых способствовала бы утверждению справедливости и дальнейшей гуманизации отношений в воинских коллективах.

1. Рекомендации теоретического порядка, диктуемые необходимостью дальнейшего исследования данного предмета. В самостоятельном исследовании нуждаются следующие проблемы: гуманизация отношений между военнослужащими и культурно-духовная сфера; гуманизация отношений между военнослужащими и политическая сфера; гуманизация межличностных отношений в первичных воинских коллективах; гуманизация мышления военных кадров, их стиля деятельности; система социальных ценностей и ее влияние на гуманизацию отношений в воинских коллективах; гуманизация международных военно-политических связей.

2. Рекомендации практического порядка: а) несомненную пользу в гуманитарной подготовке военнослужащих, думается, принес бы выпуск специальных брошюр, пособий по проблемам человековедения, гуманизма отношений, воинского братства, милосердия с использованием фактов отечественной военной истории.

- в условиях массового сокращения численности вооруженных сил предусмотреть создание различных уровней Государственной службы занятости военнослужащих и членов их семей по вопросам трудоустройства, переобучения, профессиональной ориентации, материальной защиты и создания новых мест;

- принять положение о регламенте служебного времени офицеров и прапорщиков с установлением правовых основ его определения и принципов использования;

167

- обеспеченить право каждому военнослужащему на судебную защиту в органах судопроизводства, расширить представительство военных юристов в штатах воинских частей с предоставлением им прав и обязанностей по юридическому контролю, правовому воспитанию и образованию военнослужащих;

- освободить командиров (начальников) от обязанностей, не связанных с боевой и мобилизационной готовностью;

- в целях борьбы с протекционизмом в вооруженных силах установить решение кадровых вопросов только на альтернативной конкурсной основе при обязательном учете мнения офицерского собрания части.

Заключение

Обновляющееся российское общество ощущает потребность в приоритетном философском осмыслении гуманизма и социальной справедливости, в уточнении концептуально-методологических основ комплексного исследования данных проблем. В современных условиях содержание гуманизма и социальной справедливости существенно трансформируется. По своему объему и значению оно выходит за традиционные рамки рассмотрения общественными науками и практикой, что требует необходимого уровня теоретического отражения.

Существенными признаками гуманизма как течения общественной мысли можно считать: выдвижение на первый план совокупности идей и воззрений о человеке как главном и определяющем субъекте общества; обоснование социальных свойств личности, которые имеют приоритетное значение для нее и для общества; общечеловеческие воззрения - признание ценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, имеющих ценность для саморазвития и самопроявления личности в обществе и развития самого общества.

Важнейшей стороной анализа категории "гуманизм" является взаимосвязь понятий гуманизма и справедливости. В основе социальной справедливости лежат фундаментальные нормы взаимоотношений между людьми, включающий в себя социально-экономические и нравственно-правовые идеалы, ценности, нормы и правила, вне и помимо которых не может быть обеспечен общественный прогресс, поддерживаться значимость человеческой личности.

Процесс гуманизации общественных отношений и утверждение норм социальной справедливости рассматривается как основа формирования гражданского общества с демократическим правовым государством, а зрелость гражданского общества с твердым правопорядком и законностью - в качестве таких важнейших ценностей, как гуманизм, свобода, равноправие, социальная справедливость и др.

Гуманизация межчеловеческих отношений и утверждение социальной справедливости как одной из всеобщих социально-исторических закономерностей развития общества, проявляющаяся в виде тенденции, пронизывает все его структуры, и в том числе военную организацию общества, социальную основу которой составляют воинские коллективы.

Необходимость дальнейшей разработки концепции военной реформы, органично связанной с заботой о человеке, гарантирующей военнослужащему социальную защищенность, требует повышенного внимания к гуманному восприятию самого военнослужащего. Сам процесс гуманизации отношений в воинских коллективах может выступить действенным фактором совершенствования боевой и морально-психологической подготовки личного состава через более качественное самовыражение каждым воином своих личных качеств в коллективе. Вопреки распространенному заблуждению, специфика отношений в воинском коллективе не исключает самовыражение личности воина, хотя и ограниченные в определенной мере.

Современный уровень развития общественных отношений наиболее адекватно отражается через систему идей современного (глобального) гуманизма.

Содержание социальной справедливости составляют общественные отношения, характеризующиеся определенной степенью социального равенства (и неравенства) людей и неуклонным соблюдением основных общечеловеческих принципов, что проявляется в соответствии между правами и обязанностями, деянием и воздаяниям, заслугами людей и их общественным признанием, социальным положением и ролью в обществе. Несоответствие в любом из этих соотношений оценивается как несправедливость.

Оптимальными путями гуманизации отношений между военнослужащими в условиях реформирования общества и армии являются: профессионализация деятельности военнослужащих, демократизация жизни воинских коллективов, формирование гуманистической личности воина-гражданина, защитника Отечества.

Гуманные отношения являются той основой и источником, которые определяют одно из главных направлений совершенствования демократии в сфере воинской деятельности, так как связаны с проявлением сущностных черт личности воина.

Социальная справедливость является важнейшей проблемой общественного бытия. Ее идея двигает во всем мире необъятными массами трудящихся. Борьба за ее утверждение - одна из закономерностей общественного развития. Наиболее остро эта проблема встает в период глубоких революционных преобразований всей системы общественных отношений. Особую актуальность она приобрела в ходе реформирования современного российского общества и его военной организации.

Понятие "социальная справедливость" относится к одной из важнейших категорий социальной философии. Ее сущность может быть определена как мера всех общественных отношений, проявляющихся в различных видах деятельности социальных субъектов, с точки зрения их соответствия гуманистическим ценностям и условиям наиболее полного раскрытия сущностных сил человека, всестороннего развития социальных субъектов и общественного прогресса в целом.

Социальная справедливость всегда существует и развивается в борьбе со своей противоположностью - несправедливостью. Она абсолютна и относительна в одно и то же время, то есть абсолютна, как объективное явление социальной действительности и относительна в своем конкретно-историческом, классовом содержании.

Содержание социальной справедливости составляют общественные отношения, характеризующиеся определенной степенью социального равенства (и неравенства) людей и неуклонным соблюдением основных общечеловеческих принципов, что проявляется в соответствии между правами и обязанностями, деянием и воздаянием, заслугами людей и их общественным признанием, социальным положением и ролью в обществе. Несоответствие в любом из этих соотношений оценивается как несправедливость.

Выступая гуманистической мерой всей совокупности общественных отношений, социальная справедливость полифункциональна. В одно и то же время социальная справедливость является и целью, и средством, и принципом деятельности социальных субъектов, а также необходимым условием их всестороннего развития и эффективной деятельности. Социальная справедливость всегда существует и развивается в борьбе со своей противоположностью - несправедливостью, что и выступает внутренним источником ее развития.

Социальная справедливость пронизывает все сферы воинской деятельности. Она проявляется в вооруженных силах, во-первых, в том, что военнослужащие обладают всеми жизненно важными социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, провозглашенными Конституцией РФ и российскими законами; во-вторых, в высокой оценке добросовестного труда, мужества и героизма воинов; в-третьих, создании необходимых условий для выполнения военнослужащими служебных обязанностей, для отдыха и всестороннего развития личности воина; в-четвертых, в гуманных, демократических отношениях между военнослужащими, начальниками и подчиненными, старшими и младшими; в-пятых, в использовании средств вооруженной борьбы в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Социальный механизм влияния справедливости на эффективность деятельности военных кадров представляет из себя функционирование трех его структурно взаимосвязанных элементов, в которых социальная справедливость выступает, во-первых, как необходимое условие эффективной деятельности военных кадров; во-вторых, как сущностной принцип эффективной деятельности военных кадров, когда социальная справедливость одновременно выступает и потребностью, и целью, и средством их деятельности; в-третьих, как относительно самостоятельный интегративный фактор повышения эффективности деятельности военных кадров посредством реализации своих социальных функций.

Основными направлениями активизирующего воздействия социальной справедливости на эффективность деятельности военных кадров являются: поддержание разумной оборонной достаточности государства и высокой боевой готовности его вооруженных сил; их использование в строгом соответствии с конституционным предназначением; практическая реализация социально-экономических и политических прав и свобод военнослужащих и членов, гарантированных российскими законами; надежное функционирование системы правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей; обеспечение строго правовой регламентации всей системы субординационных отношений в вооруженных силах, духовной близости командиров и начальников к подчиненным, сочетание справедливой требовательности с истинной заботой о них; утверждение атмосферы дружбы и войскового товарищества, взаимоуважения и взаимопомощи, сплоченности воинских коллективов; широкое распространение демократических и гуманистических начал в решении вопросов жизнедеятельности воинских коллективов; формирование внутренней потребности, умения и желания военных кадров действовать в соответствии с принципами и нормами социальной справедливости й активно бороться за ее утверждение.

Деятельность военных кадров является справедливой лишь при условии, если она детерминирована справедливыми интересами и потребностями военнослужащих, преследует справедливую цель и имеет справедливый результат при справедливых средствах его достижения.

На уровне саморегуляции деятельности военных кадров по утверждению социальной справедливости разрешаются внутренние, морально нравственные противоречия в сознании личности военнослужащего между сущим и должным, формируется в конкретных условиях обстановки внутренняя мотивация поведения, поступка или действия конкретной личности.

Сущность социальной справедливости в военной сфере может быть определена как определенная, конкретная мера практической значимости военнослужащих, их положение и признание заслуг со стороны общества и воинского коллектива.

В современных условиях содержание гуманизма и социальной справедливости существенно трансформируются. По своему объему и значению они выходят за традиционные рамки рассмотрения общественными науками и практикой, что требует необходимого уровня теоретического отражения.

Утверждение социальной справедливости в различных структурах военной организации общества существенным образом изменит всю систему воинских отношений, уклад армейской жизни, наполняет их гуманным, демократическим содержанием.

Такие условия создаются в результате укрепления социальной защищенности военнослужащих, расширения и углубления их прав и обязанностей, повышения роли общественных организаций и институтов в жизнедеятельности воинских коллективов, овладения военными кадрами демократическим стилем управленческой деятельности.

 

Список научной литературыГюламирян, Корюн Антеванович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Beyond race: Social justice as a neutral ideal /Snidermen P.M. Carmines E.G., Leyman G.C., Carter M. //American justice of political science. Austin,1996. Vol. 40. № 1. P. 33-55.

2. Kainz H. Is "just war" theory justifiable? //Justice of social philosophy. Villanova,1996. Vol. 27. N2 P. 158-167.

3. Simmer-Brown J. Suffering and social justice: a buddhist response to the gospel of Luke //Buddhist-Christian studies. Honolulu, 1996. Vol. 16. P. 99112.

4. Soffer G. Heidegger, humanism, and the destruction of history // Rev. Of metaphysics. Wash., 1996. - Vol. 49, N 3. - P. 547-576.

5. Volf M. Truth and community //Sinthesis philosophy. Zagreb, 1996. Vol. 11. Fasc. 2. P. 299-329.

6. Абдухаликов E.X. Социальная справедливость как общественное отношение и пути ее утверждения при социализме: Дис. канд. филос. наук. М.,1989.

7. Айрапетянц JI.E. Социалистический гуманизм. Д., 1957.

8. Акименко А.Д. Об элементах методологии целостного понимания человека (мировоззренческий аспект) //Философские науки. 1991. № 6. С. 76-85.8а. Актуальные проблемы воинской этики. М.,1992.

9. Алексеева Т.А. Справедливость. М.,1992. 112 с.

10. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // ОНС: Обществ, науки и современность. -М., 1997.-N3. -С. 65-74.

11. Анисимов А.И. Гуманизация общественных отношений как исторический процесс: Автореферат Дис. д-ра филос. наук. М.,1988.

12. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности деятельности военных кадров (философскосоциологический анализ): Дис. канд. филос. наук. М.,1991. 227 с.

13. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности деятельности военных кадров: Автореферат дис. канд. филос. наук. М.,1991. 20 с.

14. Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 1. М.,1969. 4.1.

15. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4-х т. М.,1984. Т. 4.

16. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 1. М.,1975.

17. Артыкходжиев М. Социальная справедливость в историческом процессе //Диалектика исторического процесса. Ташкент, 1990. С. 62-69.17а. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1974.

18. Ахиезер А., Матвеева С. Гуманизм как элемент культуры // Общественные науки. 1990. № 2. С. 143-158.

19. Баллестрги К.Г. Апории теории тоталитаризма //Вопросы философии. 1992. № 5. С. 16-29.

20. Барсуков И.И. Социальное общение как фактор повышения эффективности деятельности воинских коллективов. М.,ВПА,1980. 36 с.

21. Баталов Э. От тоталитарной идеологии к идеологии плюрализма //Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 76-80.

22. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,1978.

23. Белов Г.А. Развитие политических отношений в условиях перестройки. М., 1989.23а. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская. М.,1983.

24. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Париж, 1917.

25. Бердяев H.A. Русская идея //О русской философской культуре. М, 1990. С.125-127.

26. Бердяев H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М.,1990.

27. Бердяев H.A. Смысл творчества //Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

28. Бердяев Н. Судьба России. М.,1991.

29. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. Судьба России. М.,1990.

30. Бессонов Б.Н. Эрих Фромм: "Нам нужна гуманистическая наука о человеке" //Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М.,1995. С. 5-29.

31. Бессонов Б.Н. Гуманизм, религия, наука //Наука, религия, гуманизм. М.,1996. С. 8-38.

32. Бессонов Б.Н. Гуманизм на рубуже Ш-го тысячелетия // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. - С. 14-23.

33. Бикерман И. Свобода и равенство //Русская мысль, под. ред. П. Струве. Берлин,1922. Кн. 8-12.

34. Богатырев Е.Д. Утверждение социальной справедливости как условие перестройки жизнедеятельности Советских Вооруженных Сил. М., ВПАД989.

35. Бокарев П.И., Картушов В.К. Некоторые вопросы формирования гуманизма в условиях развитого социализма // Моральные ценности развитого социализма. М. 1981. Вып.1.

36. Большая Советская энциклопедия. М.,1969.35а. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.,1975.

37. Бордиян Ю.А. Социальная справедливость при социализме и пути ее реализации в условиях перестройки советского общества: Дис. канд. филос. наук. М.,1988.

38. Буева Л.П. Гуманизация социализма. Проблемы и перспективы. Социализм: теория, практика, уроки. М.,Политиздат,1990.

39. Буева Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М.,1985.

40. Бутенко А.П. Возникновение идеи справедливости и ее эволюция

41. Социализм: социальная справедливость и равенство. М.,1988. С. 36-37.

42. Волков В.И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990. 297 с.

43. Волков, Ю.Г.; Малицкий, B.C. Гуманизм и общество будущего // СоцИс : Соц. исслед. М., 1993. - N 5. - С. 51-56.

44. Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм: (социологический аспект). Челябинск, 1995. 221 с.

45. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.,1992. 11с.

46. Гаврилов И.Б. Рациональность и гуманизм в контексте гуманитаризации высшего образования // Проблемы гуманитаризации высшего образования. СПб., 1996. - С. 24-30.

47. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. М.,1991.

48. Гаджиев К.С. Политическое сознание или политическая культура? //Кентавр. 1991. №6.

49. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен 20 века // Вопросы философии. 1992. № 2. С.3-26.

50. Газман О.С. Гуманизм и свобода: ( введение в гуманистическую педагогику) // Гуманизация воспитания в современных условиях. М.,1995. С. 1-13.

51. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. № 3.С. 65-66.

52. Гарнушкин В. Универсализм в философии человека //общественные науки и современность. 1991. № 5. С.

53. Гегель Г. Философия права. Гегель Г. Соч. Т. 7.51а. Гегель. Философия религии. М., 1977.Т.2.

54. Грабарь В.В. Инженерное мышление как социокультурный феномен и проблема гуманитаризации инженерного образования. Дис. канд. филос. наук. Пермь, 1997.

55. Гречко П.К. Диалектический гуманизм, или о природе человека // Человек как философская проблема: Восток Запад. М.,1991. С. 164-180.

56. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.,1986. 224 с.

57. Грушкова М. Философско-методологические аспекты проблемы гуманизации общественной жизни (на материалах Советского Союза и Чехословакии): Автореф. дис.канд. филос. наук. Минск,1990. 21 с.

58. Гуманизация образования как фактор идейного воспитания // Идейные убеждения: проблемы формирования в условиях перестройки преподавания общественных наук в вузах. Минск, 1990. С. 87-122.

59. Гуманизм: проблемы методологии и истории /ред. колл.: Б.Ф. Киктев (отв. ред.), Ю.В. Согомонов, Ф.В. Цанн. Владимир, 1977. 160 с.

60. Гуманитаризация подготовки кадров: пути, опыт, проблемы. //Материалы научно-теоретической конференции. М.,ВПА,1991.

61. Гуревич А .Я. Теория формаций и реальность истории //Вопросы философии. 1989. №11. С. 31-43.

62. Гуревич П.С. Гуманизм как проблема и как ересь. // Свободная мысль. М.1995. № 5. С. 55-65.

63. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа (по материалам XVIII Всемирного философского конгресса) //Философские науки. 1989. № 11. С. 118-124.

64. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72-82.

65. Давидович В. Социальная справедливость. Идеал и деятельность. МД991.

66. Дараган Н.Д. Гуманизм и культура //Человек в научной и философской картине мира XXI века: Тез. докл. и выступлений Всерос. науч. конф. Курск. 1996. 4.2. С. 31-32.

67. Дараган Н.Д. История как процесс гуманизации общественных отношений: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.,1988. 20 с.

68. Дараган Н.Д. О гуманизме как системе общественных отношений и духовном явлении. Таганрог, 1990. 18 с.

69. Дегтярев В.И. Гуманизация отношений в воинских коллективах как диалектический процесс. Дис. . канд. филос. наук. М., ГА ВС,1993.68а. Дуев О.Д. Социализм, гуманизм, демократия. //Философские науки 1988. -№5. С. 5-11.

70. Епископов Г.Л. Гегель о свободе и социальной справедливости. М.,1995. 39 с.

71. Железов Е.А. Сущностные силы человека. Философско-мировоз-зренческий анализ. Казань, 1989. 164 с.

72. Ирхин Ю.В. Значение гуманистической парадигмы Э. Фромма для критического анализа постиндустриального общества //Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М.,1995. С. 112-118.

73. Каган М.С. Гуманизм как проблема научной философской антропологии // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. -М., 1997.-С. 23-28.

74. Калашникова Е.М. Личность и общность (Проблема идентификации). Автореферат дис. д-ра филос наук. Пермь, 1997. 40 с.

75. Калиева С.Б. Формирование социальной справедливости в процесее деятельности: Дис. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1989.

76. Кант И. Соч. в 6-ти томах.- М., 1963-1966. Т. 4, Ч. 1.76а. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. 710 с.

77. Кант И. Соч.: в 6-и т. М., 1963-1966. Т.З

78. Капитанов Ю.И. Гуманистический вектор технологического развития в современном мире: проблемы формирования //Человек. Общество. Этика. М.,1990. С. 175-202.

79. Капустин Б. Кризис цивилизации и гуманистическая перспектива //Коммунист. 1990. № 16. С. 25-29.

80. Каракозова Э.В. Гуманизм и цивилизация // Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы : Тез. VIII Еже-год. конф. каф. философии РАН (6-7 февр. 1995 г.). М., 1995. - С. 53-55.

81. Квасов Г.Г. Человеческое бытие как философское основание гуманизма: проблемы концептуального анализа // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. - С. 49-55.

82. Келле В.Ж. Гуманизм //Философский энциклопедический словарь. М.,1983. С. 130-131.81а. Киселев В.А. Методологические проблемы гуманизма в работах В.И. Ленина 1893-1900 годов //Ростов-на-Дону.- 1977.

83. Ковалев В.Н. Социалистический воинский коллектив // Социологический очерк. М.,Воениздат,1980. С. 137-141.

84. Козина И.М. Социальная справедливость и права человека в массовом сознании: (Теория и метод исследования) // Российское сознание: психология, феноменология, культура. СамараД995. С. 246-262.

85. Козловский В.В. Социальная справедливость и социальная ответственность. М.,1988. 64 с.

86. Козловский В.В., Федотова В.Г. В поисках социальной гармонии: (социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск.,1990. 208 с.

87. Колченков Н.В. Нравственно-гуманистические проблемы современного общественного развития России: (Теоретико-методологический анализ). Автореф. дис. . д-ра филос. наук. МГУ. М.,1995. 36 с.

88. Кононенко, Б.И. Гуманизм как качественная мера культуры : Лекция / Моск. юрид. ин-т. М., 1997. - 39 с.

89. Королев С. Через широкий общественный диалог к новому синтезу идей // Общественные науки и современность. 1990. № 11. С. 22-36.

90. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Самара, 1994. 103 с.

91. Корчагина Е.П. Социальная справедливость: сущность и основные пути утверждения: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1989. 17 с.

92. Космическое измерение человека //Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 146-157.

93. Костелов B.C. В мире человеческих ценностей : Учеб. пособие по курсу "Основы гуманит. знания" / Мое. энерг. ин-т (Техн. ун-т); Под ред. Коробкова Ю.С. М., 1997. - 73 с.

94. Кочубей Б.И. Психологические и социальные аспекты тотального равенства//Психологический журнал. 1989. № 6. С. 117-127.

95. Кротиков В.П. Социалистический гуманизм и его проявление в деятельности Советских Вооруженных Сил. Дис. . канд. филос. наук. М.,1984.

96. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. Наука, 1990. 141с.

97. Крылова И.А. Глобальные проблемы и судьбы гуманизма на рубеже III -го тысячелетия // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М.Д997. - С. 115-126.

98. Кудряшова М.С. Гуманизм и политика перестройки //Вестник

99. Московского университета. Сер. 12. Теория научного коммунизма. 1989. С. 3-11.

100. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления. М.,ВПА,1990. 70 с.

101. Культура, нравственность, религия. Материалы "Круглого стола" //Вопросы философии. 1989. № 4. С.65-79.

102. Культура, нравственность. Религия. (Материалы "круглого стола" )//Вопросы философии . 1989. № 11. С. 30-63.

103. Куприянов Б.А. Проблема гуманизма в марксистско-ленинском учении о войне и армии.- Дис . канд. филос. наук. М., ВПА, 1981.

104. Курабцев В. Тайны человека // Философские науки. 1991. № 3. С. 152-155.

105. Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и религиях // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 168-174.

106. Лазарев В.В. Трансформации философского сознания в культуре нового времени // Культура, человек и картина мира. М., 1987.

107. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации //Вопросы философии. 1992. № 12. С.29-41.

108. Лафарг П. Экономический детерминизм Карла Маркса //Соч. Т. З.М.-Л., 1931.107а. Лемешев C.B. Проблемы обеспечения социальной справедливости в вооруженных силах Российской Федерации. M., 1996.

109. Лекторский В.А. Гуманизм как идеал и как реальность // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.,1996. С. 103-114.

110. Литман А.Д. Научный гуманизм Джавахарлала Неру //Народы Азии и Африки. 1990. № 1. С. 17-26.

111. Личность: внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды / Авт. сост.: Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. СПб., 1996. 175 с.

112. Лоза ГГ. Социальная справедливость как фактор сплочения социалистических воинских коллективов: Дис. канд. филос. наук.1. М.,ВПА, 1988.229 с.

113. Локк Дж. Избр. философ, произв. В 2-х т. Т. 2. М.,1960.

114. Межуев В. От власти идеологии к индивидуальной свободе // Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 52-59.

115. Максименко В.В. Гуманизм советской внешней политики в решении проблем войны и мира. Дис. канд. филос. наук. М.ВПА, 1986.

116. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990. 366 с.

117. Мамонтов Ю.В. К вопросу о системе отношений в воинском коллективе // Проблемы формирования коллектива и личности в условиях социалистической армии. М.,ВПА, 1985. С. 128-132.

118. Маньковская Н.Б. Постмодернизм, пост-постмодернизм и проблемы гуманизма // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. - С. 146-153.

119. Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989. №9. С. 36-51.

120. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 119-160.

121. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 9-32.

122. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.

123. Маркс К. Капитал. Т. 3. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч.З.123а. Маркс К. Экономическо-философские рукописи. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

124. Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1994. - 368 с.

125. Мигранян А. Проблема "справедливости" в современной буржуазной политологии//Вопросы философии. 1984. № 6. С. 133-142.

126. Митрошенков O.A. Онтология гуманизма и тоталитаризма. М.,1995. 239 с.

127. Митрохин JI.H. Философия и религия //Вопросы философии . 1989. №9. С. 16-35.

128. Моисеев H.H. Возвращение к гуманистическим традициям // Ежегодник философского общества СССР. М.,1990. С. 25-34.

129. Моисеев, H.H. Рациональный гуманизм // ОНС : Обществ, науки и современность. М., 1992. -N3. - С. 147-151.- 130. Моисеева H.A. Гуманистическая педагогика JI.H. Толстого // Наука, религия, гуманизм. М.,1996. С. 206-217.

130. Момджян К.Х. Из выступления на "круглом столе". Умер ли марксизм? //Вопросы философии. 1990. № 10.

131. Мусхелишвили H.JL, Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. № П. С. 3-22.

132. Мушинский Н.И. Концепция социальной справедливости в эти-ко-политическом наследии Аристотеля. Минск, 1990. 219 с.

133. Назаретян A.B. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма //Общественные науки и современность. 1991. № 6. С. 7480.

134. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 82-95.

135. Назаретян, А.П. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах) // ОНС : Обществ, науки и современность. М., 1992. -N5.-С. 176-183.

136. Нарыков Н.В. Социальные факторы возникновения и пути преодоления неуставных взаимоотношений в воинских коллективах. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.,ВПА,1990.

137. Некишев B.C. Гуманизм и правопорядок (социально-философский аспект). Дисс. канд. филос. наук. Академия МВД Российской Федерации. М., 1993.

138. Нерсесянц B.C. Прогресс равенства и будущность социализма //Вопросы философии. 1990. № 3. С. 46-56.140а. Нерсесянц В.У. Политические учения Древней Греции. М.,1979.

139. Никитин Л. Ценности гуманизма универсальны. //Общественные науки. 1991. № 6. С. 80-82.

140. Никитюк O.E. Гуманизм: Сравнительная характеристика рассуждений Хайдеггера ("Письмо о гуманизме") и Бердяева ("Смысл истории") // Вестн. Рус. христиан, гуманит. ин-та. СПб., 1997. - N 1. - С. 189192.

141. Новик И. Гуманизм демократия - глобализм // ОНС: Общественные науки и современность. - М., 1992. - N 5. - С. 155-162.

142. Овсиенко Ф.Г. Гуманизм и религия //Наука. Религия. Гуманизм. М., 1996. С. 39-53.

143. Оганесян А.К. Равенство и справедливость. (Концепции Д. Ро-улса и Д. Белла) // Этическая мысль, 1990. М.,1990. С. 214-228.

144. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1990.

145. Ойзерман Т.И. Марксизм и немарксистская философия 20 века //Философские науки. 1991. № 7. С. 3-14.

146. Ойзерман Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и позитивизме // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 60-72.

147. Осипова Е.В. К вопросу о современном гуманизме // Истины и ценности на рубеже XX-XXI веков. М., 1992. - С. 231 -233.

148. Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм //Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1990. № 2. С. 55-58.

149. Ракитская И.Р. Политическая мысль Итальянского Возрождения: гуманизм конца 14-15 вв. JI.,1984.

150. Пасес-Барбара Мартинес Г. Переходная эпоха и основные права человека //Общественные науки за рубежом. Государство и право.1985. № 1. С. 24-25.

151. Панфилова Т.В. О содержании понятия "гуманизм". //Философские науки. 1990. № 9. С. 112-117.

152. Панфилова Т.В. Универсальность гуманизма не исключает его ограниченности. //Общественные науки и современность. 1992. № 5.

153. Панфилова Т.В. Понятие гуманизма и проблема его развития // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. -С. 93-101.

154. Плетнева М.Л. Развитие человеческой субъективности реальная основа гуманизации советского общества в условиях перестройки: Ав-тореф. дис.канд. филос. наук. Ярославль, 1989. 22 с.

155. Плютто П.А. О традиции "гуманистического натурализма" в русской философской мысли //История философии: Методы исследования, концептуальные альтернативы, опыт преподавания. М.,1996. С 93-98.

156. Попов С.И. Социализм и гуманизм . М.,1974. Проблема гуманизма в марксистско-ленинской философии. М., 1975.

157. Пройс У.К. Понятие права и государство благоденствия // Общественные науки за рубежом. Государство и право. 1988. № 2. С. 14-15.

158. Рачков П.Л. Правда и справедливость // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. № 1. С. 14-33.

159. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.,1996. 144 с.

160. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского. М.,1991. 109 с.

161. Розов Н. Ценности гуманитарного образования// Высшее образование в России. М. 1996. № 1.С. 85-88.

162. Ролз Дж. Теория справедливости / науч. ред. В.В. Целищев. Новосибирск, 1995. 535 с.

163. Романов В.А. Армия в социальной структуре современного российского общества. Дис. канд. социол. наук. Пермь,1999.

164. Роулс Дж. Теория справедливости (Фрагмент из книги) //Этическая мысль, 1990. М.,1990. С. 229-242.

165. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства: Пер. Н.С. Южакова. Сиб.,1907.

166. Сартр Ж-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева: Перевод. -М., 1989. С. 319-344.

167. Сахнов И.П. Педагогические основы совершенствования воспитательной работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство в соединениях и частях ракетных войск. Автореф. дис. канд. педагог, наук. Пермь,1999. 22 с.

168. Сацута А.И. Воинский коллектив: сущность, роль в общественной жизни, пути укрепления. М.,1986.172а. Сборник документов по новой истории Нового Времени стран Европы и Америки. М., 1990.

169. Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. Нижний Новгород, 1993. 142 с.

170. Селиверстов Ю.А. Гуманистическая доминанта личности в культуре. Автореф. Дис. . канд. филос. наук. Самара, 1995. 18 с.

171. Селиверстов Ю.А. Структура человека и гуманистические доминанты // Философия культуры. Самара, 1995. С. 1-13.

172. Семихин В.А. Социальная справедливость как фактор идейно-поли-тического воспитания воинов социалистической армии: Дис.канд. филос. наук. М.,1989. 194 с.

173. Семенов Е.В. Возрождение отечественной гуманитарной науки и деятельность Российского гуманитарного научного фонда // Вопросы философии. 1996. № 6. С. 72-180.

174. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Д., 1990.360 с.

175. Семихин В.А. Социальная справедливость как фактор идейно-политического воспитания воинов социалистической армии: Дис. канд. филос. наук. М.,1989.

176. Силичев, Д.А. Гуманизм и антигуманизм // Истины и ценности на рубеже XX-XXI веков. М., 1992. - С.151 -154.

177. Силуянова И. В поисках философии единства человечества // Общественные науки. 1990. № 3. С. 164-173.

178. Симон И.А. Свобода личности и справедливость: Дис. канд. филос. наук. М.,1993.

179. Ситаров В.А. Гуманистическая ценность педагогического ненасилия // Magister = Магистр. М.,1996. № 6. С. 79-88.183а. Смоленцев Ю. Коллективизм и гуманизм принципы коммунистической морали // Политсамообразование. М. 1984. № 1. С. 72-79.

180. Соловьев Э.В. Выступление на круглом столе "Россия и Запад: взаимодействие культур" //Вопросы философии. 1992. № 6. С.25.

181. Сосновский A.A. Синдром развивающегося общества: Россия и Бразилия//Полис. № 5.185а. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике" М.,1982.

182. Социальные факторы гуманизации общественных отношений (Сборник) / Харьковский государственный фармацевтический институт. Харьков,1990. 155 с.

183. Спасибенко С.Г. Гуманистические ценности в условиях информатизации общества. // Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентации в образовании. КурскД994. С. 204-206.

184. Сретенский Л.В. Православие и светский гуманизм //Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. С. 29-31.

185. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы философии. 1996. № 3. С. 143-150.

186. Степин B.C., Гусейнов A.A., Межуев В.И., Толстых В.И. Общечеловеческое и классовое //Диалог. 1990. № 13.

187. Страда, В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Вопр. философии. М., 1996. - N 9. - С. 90-119.191а.Социализм: социальная справедливость и равенство М.,1988.

188. Социальные ориентиры обновления: Общество и человек /под общ. ред. Заславской Т.И. М.,1990. 448 с.

189. Столович Л.Н. Ценности социального гуманизма // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. - С. 28-40.

190. Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс: Духовные процессы в России в условиях демократических реформ. Философия и культура гуманизма на современном этапе. М.,1996. 335 с.

191. Тавризян Г.М. Проблема преемственности гуманистического идеала человека в условиях современной культуры //Вопросы философии.1983. № l.C. 73-82.

192. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструкгивности // СоцИс : Соц. исслед. М., 1992. -№6.-С. 113-120.

193. Толстых H.H., Филиппова Е.В. Проблемы человека проблемы реального гуманизма. //Психол. Журн. М.,1988. № 6. С. 11-22.

194. Трипольский Р.И. Эволюция философских оснований экономического мышления: от "социальной механики" к гуманистической парадигме. Автореф. Дис. . д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1996. 39 с.

195. Трофимова З.П. Концепция эволюционного гуманизма в современном английском свободомыслии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. М., 1995. -N 2. - С. 52-59.

196. Урбанас И.Б. Реализация социальной справедливости в условиях перестройки (Теоретические аспекты анализа): Автореф. дис. канд. филос. наук. МД989. 26 с.

197. Устименко C.B. Социалистическая социальная справедливость: сущность, функции, пути реализации: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.,1989. 28 с.

198. Федоров Ю.М. Калмыков В.Н. Человек и общество: проблема гуманизации общественной и личной жизни //Социально-политические науки. 1991. № 11.С.42.

199. Федорова М.М. Человек в современном мире: Зарубежные марксисты о проблеме гуманизма и человека. //Философия человека. Диалог с традицией и перспективы. М.,1988. С. 119-128.

200. Федоренко Е.Г. Основы марксистско-ленинской этики. Киев,1972.

201. Федотов A.A. Педагогические основы формирования уставных взаимоотношений в воинском коллективе: Автореф. дис. канд. педаг. наук. М.,ВПА, 1989.

202. Федотов В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности: Авто-реф. дис. канд. психолог, наук. М.,ВПА,1987.

203. Фейербах Л. Избр филос. произв. М.,1955. Т. 1.207а. Фейербах JI. Избр. филос. произв. М.,1955. Т. 2.

204. Фетисова О.Т. Гуманистическая идея в России //Человек в научной и философской картине мира XXI века: Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. Курск, 1996. Ч. 1. С. 111113.

205. Филигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии. 1990. № 3. С. 31-45.

206. Философская энциклопедическия. М.Д966.

207. Философский словарь. М.,1996.

208. Философский энциклопедический словарь. М.,1991.

209. Фкахая Л.Г. Мир и человек в мире в свете нового философского мышления //Философские науки. 1990. № 1.С. 109-113.

210. Флах C.B. Аксиологические проблемы гуманистических основ нравственности и моральгого отчуждения: анализ трех уровней: Автореферат дис. . канд. филос. наук. М.,1990. 25 с.

211. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. //Сочинения Т.1 М., 1980.

212. Формация и цивилизация / Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 34-59.

213. Франк СЛ. Сочинения. М.,1990.

214. Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. М., Прогресс,1990.366 с.

215. Фролов, И. К постижению человека разумного и гуманного // Свобод, мысль. М., 1993. - N 13. - С. 77-86.

216. Фролов И. Новый гуманизм //Свободная мысль. М.,1997. № 4. С. 96-102.

217. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет.

218. М.:Политиздат,1989. 559 с.

219. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //Вопросы философии. 1989. №2. С. 35.224а. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. -М.,1993. С. 192-220.

220. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. №10.12.

221. Халипов В.Ф. Гуманизм подлинный и мнимый. М.,1985.

222. Ципко А. Монолит или противоречивая доктрина? // Общественные науки. 1990. № 6.227а. Цицерон. О старости. О дружбе. - Об обязанностях. М.,1974.

223. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти. и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М.,1991. 464 с.228а. Чернавин Ю.Д. Социальный статус воина: сущность и направления формирования. -М.,1992.

224. Чистякова, Г.Т. Гуманизм и религия А. Швейцера. Благоговение перед жизнью // Наука, религия, гуманизм. М., 1996. - С. 117-121.

225. Чистякова Г.Т. Религиозный гуманизм Толстого и Швейцера // Толстой и религия. М.,1996. С. 33-37.

226. Чугунов С.Н. Отчуждение как социокультурный феномен // Философские науки. 1991. № 12. С. 179-181.

227. Чукин С.Г. Постмодернистский подход к проблеме справедливости //Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX XXI веков. СПб.,1996. С. 21-22.

228. Швец В.А. Философия и гуманизация образования как факторкультуры // Мир культуры: Человек. Наука. Искусство. Самара, 1996. С. 6162.

229. Шевченко В.Н. Антропология и гуманизм //Социальная теория и современность. М.,1996. Вып. 24. С. 114-125.234а. Шел ер М. О вечном в людях.

230. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М.,1989.235а. Шерпаев Владимир Иванович. Духовно-нравственный потенциал российской армии. Дис . канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995. 205с.

231. Школенко, Ю. Безграничность гуманизма // ОНС : Обществ, науки и современность. М., 1992. - N 4. - С. 80-83.

232. Шлекин С.И. Особенность диалектико-материалистического решения проблем гуманизма: Автореф. дис.д-ра филос. наук. М.,1995. 39 с.

233. Шлекин С.И. Диалектика, прогресс, гуманизм : (Пробл. совершенствования обществ, отношений) : Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т путей сообщ. каф. философии и культурологии. М., 1997. 4.1. - 102 с.

234. Якаб М. Генезис и развитие представлений о социальной справедливости: (философско-методологический аспект) // Человек. Общество. Этика. М.,1990. С. 227-242.

235. Янин C.B. Факторы социальной напряженности в армейской среде. // Социс 1993 № 12. С. 36-50.