автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Давлетшина, Гульнара Рафисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе"

На правах рукописи

ДАВЛЕТШИНА ГУЛЬНАРА РАФИСОВНА

КРИЗИС ГУМАНИЗМА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

1 2 ДПР Ж

Уфа - 2012

005019759

Работа выполнена на кафедре философии с правоведением, курсом истории и основ экономики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет».

Научный руководитель; доктор философских наук, профессор

Азаматов Дамир Мустафеевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Свириденко Андрей Арьевич

кандидат философских наук Ибрагимова Василя Раиловна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный

педагогический университет им. М.Акмуллы»

Защита состоится «27» апреля 2012 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450076, г. Уфа, ул. З.Валиди 32, физмат корпус, ауд.400.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО Башкирский государственный университет, с содержанием автореферата - на официальном сайте Башкирского государственного университета: www.bashedu.ru/autoreferat, а также на сайте ВАК Минобрнауки РФ: www.vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «26 » марта 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета ^ А/

доктор философских наук, профессор /у С.М. Поздяева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется целым рядом обстоятельств. Во-первых, глубокие перемены в современном мире вызвали потребность в интегративной оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества с точки зрения гуманистического мировоззрения. Во-вторых, глобализация воздействует на духовные сферы общества, формирующие личность, расшатывает ее традиционные системы ценностей. Это находит отражение в явлениях дегуманизации общества. В-третьих, последние десятилетия исторических трансформаций, свидетельствуют о том, что в современном российском обществе резко упал моральный уровень общественного и индивидуального сознания. В-четвёртых, возрос интерес к механизмам восстановления гуманистических идеалов в таких социальных институтах, как семья, школа.

Степень разработанности проблемы. Изучению гуманизма уделяется повышенное внимание в зарубежной и отечественной литературе. Исторические аспекты развития 1уманизма разных эпох и социокультурных систем нашли рассмотрение в работах отечественных исследователей, такт как В.В.Зеньковский, B.C. Соловьёв и др.

В процессе теоретико-методологического анализа гуманизма нам оказались полезными труды В.В. Афанасьева, B.C. Барулина, A.A. Гусейнова, В.А. Лекторского, А. Назаретяна, В.Т. Пуляева, И.Т. Фролова и др.

В русле традиционного материалистического мировоззрения гуманизм исследуется В.Г. Леонтьевым, Т.А. Ярошевским; как космологический феномен - Е.А. Спириным, Л.В. Шапошниковой; в экологическом контексте - H.H. Моисеевым, Г.И. Швебсом, А.Д. Урсулом и др.

Религиозный характер гуманизма обсуждается в работах Е.М. Амелиной, а исключительно светский - В.А. Кувакиным, П. Куртцом, А. Печчеи, Э. Фроммом. Поиск общих характеристик разных подходов к гуманизму имеется в трудах П.С. Гуревича, О. Клемана, А.Н. Кочергина, В.Д. Жукоцкого, Е.В.Ушаковой и др.

С изучением гуманистических традиций российского социума связаны исследования Л.Г. Гусляковой, Е.А. Максимова, А.Л. Свердлова, М.В. Фирсова и др.

В XX веке в утверждении идей гуманизма большую роль сыграли мыслители Испании, Португалии, Латинской Америки. Видное место в

этом ряду занимают работы Х.Ортега-и-Гассета и М.Р.Кобоса (псевдоним Сило).

Исследования гуманизма стимулировали научные дискуссии на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные и политические аспекты» (Москва, 2004 г.), Международная конференция «Преодоление глобального кризиса: социально - политический, духовно - психологический и теологический аспекты» (Санкт-Петербург, 2004 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические правовые и гуманитарные аспекты» (Уфа, 2008 г.), XVIII Всемирный Конгресс гуманизма, посвященный обсуждению различных аспектов поддержания мира и предотвращения конфликтов, а также роли гуманистического движения в этом процессе (Осло, 2011 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Наркомания: проблемы и пути их решения в свете стратегии государственной антинаркотической политики (Уфа, 2011 г.) и др.

Процесс изучения современного гуманизма с позиций деятельностного подхода реализуется в рамках исследования гражданского общества и, в особенности в связи с проблемой деятельности добровольцев в сообществах (М. Пейн), защиты прав и интересов клиентов (Д. Брэндон), ухода на дому (П. Чемберлен), деинституализации (Ш. Рамон), обращения с пожилыми людьми (Б. Пенхейл). В отечественной литературе развивается важное направление осмысления проблем гуманизма в аспекте социальной работы (И.А. Зимняя, В.А. Никотин, Г.П. Медведева). Прикладные аспекты гуманизации общественных отношений рассматривались в связи с развитием архитектуры (А. Алвар), бытием науки (И.З. Цехмистро), НТР (И.А. Негодаев), развитием этики (В. А. Рыбин).

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе изучение гуманизма носит различную направленность. Анализ литературы позволяет заметить, что значительно слабее изучается гуманизм как основание повседневной деятельности, нуждаются в осмыслении философские основы деятельности гуманистических организаций, в том числе проблема сочетания общечеловеческого и национально-специфического. В теоретическом плане исследователи постоянно сталкиваются с рядом противоречий и критическим отношением к гуманизму.

При всем многообразии теоретических и практических исследований, посвященных данной проблематике, в настоящее время существует ряд неизученных вопросов. Среди них, такие как: интегративная оценка современной жизни и перспектив развития мирового сообщества с точки зрения гуманистического мировоззрения, изучение роли глобализации, оказывающей воздействие на духовную сферу общества, расшатывая ее традиционные системы ценностей, выявление основных направлений гуманизации современной культуры в условиях трансформации российского общества, поиск причин деформации системы ценностей гуманизма в современном обществе. Они и составили проблемное поле данного диссертационного исследования.

Объект исследования: гуманизм как социокультурный феномен. Предмет исследования: процессы трансформации современного российского общества в свете гуманизма как духовно-нравственного императива.

Цель исследования - кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе.

Реализации данной цели предполагает решение следующих задач: -проанализировать развитие представлений о гуманизме в истории философской мысли вообще и, в философской мысли России, в частности;

-раскрыть влияние глобализации мира на изменение содержания гуманизма;

- выявить причины деформации системы ценностей гуманизма в современном обществе;

- определить и выделить основные пути и направления гуманизации российского общества.

Научная новизна работы состоит в том, что автором:

• доказано, что в современном российском обществе гуманизм ориентирован больше на свободу людей, нежели на человечность в их отношениях;

• доказано, что деформация гуманизма изменила морально-этический, психологический облик человека и общества;

• выявлены признаки новых гуманистических идеалов в современном российском обществе, таких как солидарность, справедливость, забота;

• определены механизмы восстановления гуманизации культуры, где гарантом должно выступить государство, реализующее в своей экономической политике принцип социального гуманизма.

Методологическая основа диссертации. В качестве ведущей методологической основы исследования диссертант использовал положения социокультурного подхода. В диссертации отражены фундаментальные философские принципы объективности и историзма, всеобщей связи и развития, анализа и синтеза, единства логического и исторического.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, результаты исследования дают возможность представить философский анализ гуманизма в современном мире, вступившем в процесс глобализации, деформировавшем нравственные идеалы человека и общества. Определенные в ходе исследования направления преодоления кризиса гуманизма, могут быть использованы в различных сферах жизнедеятельности человека и общества.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности при дальнейшем исследовании данной проблематики в философии, социологии, психологии и т.д. Материалы и выводы могут быть применены при разработке учебных программ по подготовке и переподготовке управленческих кадров, педагогов, социальных работников.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в публикациях и выступлениях автора на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, в том числе: всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические правовые и гуманитарные аспекты, (г. Уфа, 2008г.), всероссийской научно-практической конференции «Национально-государственные образования в истории и политической практике Российского Федерализма» (г. Уфа, 2009г.), всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Судьба России в эпоху глобализации» (г. Уфа, 2009г.), всероссийской научно-практической конференции «Наркомания: проблемы и пути их решения в свете стратегии государственной антинаркотической политики» (г. Уфа, 2011 г.) и др., а также нашли отражение в 20 научных публикациях автора общим объёмом 6 пл., в том числе 2 - в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной

литературы, включающего 200 наименований. Общий объём диссертации -143 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается проблема исследования, раскрывается её актуальность, степень научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, дается характеристика теоретико-методологической основы работы, раскрывается научная новизна, указывается теоретическая и практическая значимость диссертации, приводятся данные об апробации результатов.

В первой главе «Теоретические основы философского исследования гуманизма» осуществлен анализ теоретических основ гуманизма, выявлена специфика социально-философского анализа гуманизма как социокультурного феномена.

В первом параграфе «Развитие представлений о гуманизме в философской мысли» анализируются различные точки зрения на заявленную проблему. В работе диссертантом рассматриваются различные теории и подходы к определению гуманизма. Автор раскрывает содержание методологических подходов к исследованию гуманизма и указывает, что в настоящее время существуют различные концептуальные трактовки гуманизма, где главным является стремление к всестороннему и целостному прояснению и презентации, как сущности гуманизма, так и его многообразных теоретических и практических положений. Основные толкования гуманизма признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, полагая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности -желаемой нормой отношений между людьми.

В различные исторические эпохи гуманизм понимался по-разному. Философы Древнего мира, в частности китайские философы (Конфуций, Мо-цзы, Сюнь-цзы) исходят из того, что человеку присущи человеколюбие и чувство долга, стремление к правильному поведению и знанию. Отдавая приоритетное значение эмоциональной культуре человека, они не отрицают и роль разума в процессе формирования базовых человеческих качеств.

Гуманность в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Марк Туллий Цицерон) обозначает полноту и неразделённость многообразной природы человека.

Деятели Возрождения (Петрарка, Валло, Манети, Агильери Данте) под «гуманизмом» стали понимать совокупность качеств, требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утончённое отношение к жизни, способность вызвать ответную симпатию. Идейный стержень гуманизма, образованный в эпоху Возрождения, выступает в роли традиции, которая реализует принцип преемственности поколений, ценностей духовной культуры. Получая значение общественного идеала, общечеловеческого начала, противостоящему групповому, классовому, национальному, гуманизм доказывает свою жизненную стойкость.

Дальнейшее развитие идей гуманизма связано с общественной мыслью периода Нового времени. Идеологи нарождающейся буржуазии (П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро) разрабатывали идеи «естественных прав» человека, пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов. При этом они опирались на теорию «разумного эгоизма», правильно понятого личного интереса. Ряд важнейших принципов гуманизма был разработан в немецкой классической философии. (И. Кант, В. Гёте). Уделяя огромное внимание этической составляющей философского знания, сформулировали положение, выражающее сущность гуманизма, признав человека абсолютной ценностью.

Новый этап в развитии социальной составляющей гуманизма начался с философии К. Маркса. Философия Маркса содержит в себе ярко выраженную тенденцию поиска подлинной, гуманистической сущности человека, так же, как и социальных путей преодоления отчуждения, и в итоге - построения общества реального гуманизма, мира подлинной социальной справедливости.

Моральные аспекты проблемы изучили философы-экзистенциалисты (Э. Фромм, Ж.-П Сартр, М.Хайдеггер) показав, что нельзя понять человека вне его отношений к миру, другим людям, к природе, самому себе; что такие идеалы, как истина, справедливость и свобода мо1ут быть подлинными стремлениями человека.

Появление «Гуманистического Манифеста 2000», вызванное изменениями, произошедшими в последние десятилетия XX в.: крах коммунизма в СССР и странах Восточной Европы, прекращение

противостояния военных блоков, ускорение глобализации мировой экономики, сохранение высоких темпов научно-технического прогресса, возникновение и стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет и т.п. - все эти глубокие перемены вызвали потребность в интегративной оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества с позиций гуманистического мировоззрения.

Однако в исследованиях по гуманистической проблематике не достигнуто согласия в понимании значения понятия «гуманизм». Адекватная трактовка гуманизма может быть осуществлена при условии выхода за рамки этической проблематики на более высокий философский уровень. Таким «взглядом сверху» будет рассмотрение человека в качестве высшей и абсолютной ценности. Именно в этом заключается специфика гуманизма.

Сторонники философского подхода рассматривают гуманизм сквозь призму представлений о человеке как исчерпывающем субъекте этого мировоззрения и соответствующей практики. Отечественные философы (В.А.Решетников и др.) гуманизм рассматривают на теоретическом, практическом духовном уровнях, они приходят к выводу о том, что современный гуманизм может рассматриваться как вид культуры, имеющий свои детерминирующие возможности.

Рассмотренные подходы исследования гуманизма подтверждают выводы о том, что гуманизм выступает и как особая мировоззренческая установка, обусловливающая некий способ поведения личности (гуманность, человечность), и как социально-философская категория, отражающая особые свойства общества и положение человека в нем, и как своеобразная теоретическая система, в основе которой лежат некие общепризнанные гуманистические принципы.

Во втором параграфе «Гуманизм и глобализация современного мира» раскрывается влияние глобализации на ценности гуманизма.

Глобализация представляет собой исторический процесс, главным содержанием которого выступают формирование мировой экономики на основе достижений научно-технического прогресса, интеграции финансовых рынков и промышленного производства, установления глобальных межкультурных коммуникаций. Результатом этого исторического процесса оказывается объективно складывающаяся социокультурная, политическая и экономическая взаимозависимость на основе возникновения и распространения надтерриториальных и надгосударственных организационно-управленческих и иных структур. В

части уточнения данного определения необходимо отметить, что, глобализация, понимаемая как исторический процесс, предстает в различных временных измерениях.

Вместе с тем, социальная природа глобализации характеризуется усилением социального неравенства между классами и социальными слоями, углублением пропасти между «золотым миллиардом» и угнетенными странами, переориентацией всей культуросозидающей деятельности человека на выживание в условиях экологической катастрофы, глобальной экспансией информационного и культурного пространства, превращением знания в существенный элемент общественного богатства.

Глобализация оказывает трансформирующее воздействие на духовные сферы общества, формирующие личность, расшатывает ее традиционные системы ценностей. Трансформации, порождаемые глобализацией, существенно преображают морально-этический, психологический облик человека, а значит, и современное общество. Идеология гуманизма исторически отражала основные этапы развития российского общества, была неразрывно связана с содержанием социальных процессов. Исходя из существующих социально-экономических условий, прав и свобод, она направляла духовные устремления и деятельность людей на достижение более высоких социальных идеалов. Гуманизм как одна из наиболее значимых духовных ценностей ориентировал человека и общество на преодоление существующих несправедливостей и пороков, улучшение условий жизнедеятельности, разрешение проблем связанных с положением личности, совершенствование материальных и идеологических отношений. Эти характеристики гуманизма относятся и к такому его типу, который установился в условиях техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация, являясь формой развития индустриального общества, утверждала себя как качественно новый уровень цивилизационного процесса под лозунгами справедливости, демократии, равенства и просвещения, что, несомненно, определяло новое содержание общественной свободы и гуманизма. В то же время в условиях техногенной цивилизации формировался и новый тип социальных противоречий. Он отразил несоответствие между провозглашаемыми гуманистическими ценностями и реальным положением трудоспособного населения, связанных с их материальными условиями и ограниченными возможностями свободного духовного развития. Глобальные процессы,

происходящие в современном мире, непосредственным образом отражаются на содержании гуманизма как общечеловеческой идеологии и духовной ценности всех его составляющих элементов.

Таким образом, автор приходит к мысли, что в области человеческих ценностей самой насущной задачей является выработка мировоззрения, отвечающего современным потребностям и возможностям мирового сообщества. По мнению диссертанта, таковым может гуманизм, который стоял бы на страже прав человека, отстаивал его свободу и достоинство, указывал на наш долг перед единым человечеством.

Во второй главе «Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе» рассматриваются основные направления гуманизации в условиях трансформации российского общества.

В первом параграфе «Деформация ценностей в современном обществе» раскрываются причины деформации системы ценностей гуманизма в современном обществе. Нравственные нормы и ценности, являющиеся неотъемлемой составляющей духовной жизни данного социума, детерминирующие поведение индивидов и их взаимоотношения -межличностные, групповые, социальные. В условиях радикальных изменений общества, пересмотра основных ценностей бытия осмысление и освоение идей гуманизма как признания ценности человека становится центральной проблемой социальной философии. Природные возможности современного человека раскрываются в условиях научно-технического информационного общества, накопившего значительный интеллектуальный потенциал, выраженный в технике, науке, научно-технических знаниях, благополучие и духовное оздоровление современного общества зависит как от гуманизации всего общества и образования, так и от самосознания индивидом собственного духовного развития.

Сегодня российский социум представляется сложным и изменчивым, переживающим утрату целостности и неизменности нормативной системы нравственных ценностей, глобальное преобразование социальных стереотипов и появление новых, связанных с такими явлениями жизни, как рынок, предпринимательство, вариативность политических, экономических, моральных решений в бытии индивидуумов. Поскольку нравственные ценности заключают в себе представление о высших ценностях бытия, то их переосмысление, деформация могут свести на нет самые грандиозные успехи практической

и научной деятельности, политики, экономики, идеологии и других сфер общественных отношений.

Анализ деформации гуманистических идеалов в современном мире позволяет диссертанту сформулировать следующие выводы этого негативного процесса. Среди причин деформации ценностей в современном обществе автор называет такие, как: утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, отсутствие внимания и уважения к человеку, обесценивание жизни человека и его нравственности. Игнорирование вопросов личностного развития, формирования гражданственности человека отрицательно сказывается и на уровне его профессиональных качеств.

Во втором параграфе «Пути и основные направления гуманизации российского общества» определены механизмы восстановления нравственных идеалов современного общества.

Гуманистические идеалы добра, красоты, истины, справедливости, равноправных отношений между людьми давно вошли в золотой фонд человеческой культуры. Сегодня, когда часть этих идеалов утрачена, вновь возрос интерес к механизмам их восстановления. Проблема заключается в том, чтобы реализовать гуманистические идеалы в таких социальных институтах, как семья, современная школа, учреждения дополнительного и профессионального образования, функционирующих в динамично изменяющемся мире - с его противоречиями глобального характера, с угрозой социально-экономического кризиса, дегуманизации и отчуждения личности от общественного развития, других людей, от сферы труда.

Сегодня исторически более ценными и востребованными носителями и формами гуманизма становятся искренность, коллективизм, солидарность, забота о счастье, дружба, чем абстрактные права человека и неограниченная «свобода личности». В трансформировавшемся российском обществе в условиях нестабильной, быстро меняющейся обстановки резко возросла роль согласия, доверия, терпимости, солидарности в реальной жизни. Честность и порядочность, уважение человеческого достоинства стали важнейшими ценностями.

По мере того, как российское государство делает нематериальную сферу главным предметом своей заботы, оно обретает черты социального государства, государства социального гуманизма. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения, реализующее

в своей экономической политике принцип социального гуманизма. Социальный гуманизм выстраивает систему нравственных критериев в организации гармоничных человеческих отношений: как в организации хозяйственной трудовой деятельности, так и в распределении результатов экономической деятельности. Одной из важнейших составляющих социального государства должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Реализация принципа социального гуманизма раскрывается через: охрану труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Такой подход позволяет говорить о российской модели социального государства, в основу которой должен быть положен принцип социального гуманизма, который включает: социальную и гуманистическую направленность экономической политики (все ради человека); равные возможности для всех, независимо от уровня благосостояния и религии, национальности и места жительства для реализации своих способностей, получения образования и обеспечения своим трудом достойного уровня жизни; активную роль государства в обеспечении интересов всего общества, в формировании политики доходов, в предоставлении основных социальных гарантий всему населению, в развитии науки, культуры, здравоохранения, просвещения, охране окружающей среды, поддержке инновации и технического прогресса, борьбе с преступностью и в поддержании необходимого морального климата в стране; поддержку институтов гражданского общества.

В Заключении подведены основные итоги исследования и предлагаются рекомендации по устранению негативных процессов, сопровождающих процесс глобализации.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Давлетшина Г.Р. Кризис гуманизма и личность // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. - М., 2009. - № 10. -С. 74-81.

2. Давлетшина Г.Р., Храмова К.В.Проблемы гуманизации образования в обществе риска // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - №11.1 (Гуманитарные и общественные науки). - С. 402. (0,5/0,25 пл.)

Другие публикации:

3. Давлетшина Г.Р. Гуманизм и национальная политика // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические правовые и гуманитарные аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. — Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 122-129.

4. Давлетшина Г.Р. Проблема гуманизма в контексте развития Российского Федерализма // Национально-государственные образования в истории и политической практике Российского Федерализма: Материалы Всероссийская научно-практическая конференция /АПРБ, ГОУ ВПО «Башкирская академия госслужбы и управления при президенте Республики Башкортостан». - Уфа: Мир печати, 2009. - С. 139-142.

5. Азаматов Д.М., Давлетшина Г.Р. Философия кризиса гуманизма // Вторые Чудиновские чтения: Человек и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа-Бирск: Бирск. гос. соц. пед академия, 2009. -12-17. (0,3/0,15 пл.)

6. Ахмадеев A.A., Давлетшина Г.Р. Гуманизм и гражданское общество // Вторые Чудиновские чтения: Человек и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа-Бирск: Бирск. гос. соц. пед академия, 2009. - 17-20. (0,3/0,15 пл.)

7. Давлетшина Г.Р. Здоровая творческая личность - идеал гуманизма // Вторые Чудиновские чтения: Человек и мир: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Уфа-Бирск: Бирск. гос. соц. пед академия, 2009. -125-128.

8. Давлетшина Г.Р. Кризис гуманизма (философские аспекты) // Судьба России в эпоху глобализации: Материалы всероссийской межвузовской научно-практической конференции,- Уфа: УЮИ МВД РФ, 2009. - С. 99103.

9. Давлетшина Г.Р. Духовно-нравственная основа здоровья //Человек. Общество. Образование: Сборник научных статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009.-С. 14-16.

10. Давлетшина Г.Р. Гуманизм и духовное здоровье // Вопросы теоретической и практической медицины: Материалы 74-й Республиканской научной конференции студентов и молодых учёных. -Уфа: Изд-во БГМУ Росздрава, 2009. - Т. 1. - С. 165-166.

11. Ахмадеев A.A., Давлетшина Г.Р. Профилактика наркомании в молодёжной среде (гуманистические аспекты) // Новые подходы к совершенствованию системного комплексного противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков. - Уфа: Информ-реклама, 2010. - С.82-90. (0,7/0,35 пл.)

12. Давлетшина Г.Р. Гуманизация уголовно-исполнительной системы // Вестник Уфимского юридического института МВД России. Научно-практический журнал. - Уфа, 2010. - С. 76-80.

13. Давлетшина Г.Р. Дополнительное образование в современных условиях // Учитель Башкортостана. Научно-педагогический и методический ежемесячный журнал. - Уфа, 2010. - С.. 116-118.

14. Давлетшина Г.Р. Духовность, гуманизм и нравственная целостность личности // Здоровье как социально-философская проблема:Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Уфа: РИЦ БашГУ,

2010.— С. 129-131.

15. Давлетшина Г.Р. Философско-нравственный аспект гуманизма и его выражение в XXI веке // Человек. Общество. Образование: Сборник научных статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 10-12.

16. Давлетшина Г.Р. Гуманизм в условиях глобализации // Человек. Общество. Образование. Сборник научных статей. - Уфа: РИЦ БашГУ,

2011.-С. 158-160.

17. Давлетшина Г.Р. Гуманистическая составляющая деятельности учреждений дополнительного образования // Деятельность дополнительного образования детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: Материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. - М.: ГОУДОД, 2011. - С. 34-36.

18. Давлетшина Г.Р. Антинаркотическая деятельность в системе начального профессионального образования // Наркомания: проблемы и пути их решения в свете стратегии государственной антинаркотической политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Информреклама, 2011. - С. 232.

19. Давлетшина Г.Р., Храмова К.В. Гуманизация образования в «обществе риска» //Общество: Философия, история, культура. Научный журнал -Краснодар: Хоре, 2011. -С. 15-19. (0,5/0,25 пл.)

20. Давлетшина Г.Р. Здоровье как социально-психологическая проблема в парадигме альтернативного врачевания //Здоровье как социально-философская проблема: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИД БашГУ, 2011. - С. 113-115.

ДАВЛЕТШИНА Гульнара Рафисовна

КРИЗИС ГУМАНИЗМА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печать 23.03.2012 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,15. Уч.-изд. л. 1,20. ' Тираж 100 экз. Заказ 139.

Редакционно-издателъский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

 

Текст диссертации на тему "Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе"

61 12-9/404

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ДАВЛЕТШИНА Гульнара Рафисовна

КРИЗИС ГУМАНИЗМА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Д.М. Азаматов

Уфа - 2012

Содержание

Введение...................................................................................3

Глава I. Теоретические основы философского исследования гуманизма........................................................................................§

1.1 Развитие представлений о гуманизме в философской мысли......................................................................................................

1.2 Гуманизм и глобализация современного мира.......................57

Глава II. Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе......................................................................78

2.1 Деформация ценностей в современном обществе...........................................................................................

2.2 Пути и основные направления гуманизации российского общества..........................................................................................юо

Заключение...............................................................................125

Библиография..........................................................................129

Введение

Актуальность темы исследования определяется целым рядом обстоятельств. Во-первых, глубокие перемены в современном мире вызвали потребность в интегративной оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества с точки зрения гуманистического мировоззрения. Во-вторых, глобализация воздействует на духовные сферы общества, формирующие личность, расшатывает ее традиционные системы ценностей. Это находит отражение в явлениях дегуманизации общества. В-третьих, последние десятилетия исторических трансформаций, свидетельствуют о том, что в современном российском обществе резко упал моральный уровень общественного и индивидуального сознания. В-четвёртых, возрос интерес к механизмам восстановления гуманистических идеалов в таких социальных институтах, как семья, школа.

Степень разработанности проблемы. Изучению гуманизма уделяется повышенное внимание в зарубежной и отечественной литературе. Исторические аспекты развития гуманизма разных эпох и социокультурных систем нашли рассмотрение в работах отечественных исследователей, таких как В.В.Зеньковский, B.C. Соловьёв и др.

В процессе теоретико-методологического анализа гуманизма нам оказались полезными труды В.В. Афанасьева, B.C. Барулина, В.А. Лекторского, А. Назаретяна, В.Т. Пуляева, И.Т. Фролова и др.

В русле традиционного материалистического мировоззрения гуманизм исследуется В.Г. Леонтьевым, Т.А. Ярошевским; как космологический феномен - Е.А. Спириным, Л.В. Шапошниковой; в экологическом контексте - H.H. Моисеевым, Г.И. Швебсом, А.Д. Урсулом и др.

Религиозный характер гуманизма обсуждается в работах Е.М. Амелиной, а исключительно светский - В.А. Кувакиным, П. Куртцом, А. Печчеи, Э. Фроммом. Поиск общих характеристик разных подходов к гуманизму имеется

в трудах П.С. Гуревича, О. Клемана, А.Н. Кочергина, В.Д. Жукоцкого, Е.В.Ушаковой и др.

~ и и

С изучением гуманистических традиции российского социума связаны исследования Л.Г. Гусляковой, А.Л. Свердлова, М.В. Фирсова и др.

В XX веке в утверждении идей гуманизма большую роль сыграли мыслители Испании, Португалии, Латинской Америки. Видное место в этом ряду занимают работы Х.Ортега-и-Гассета и М.Р.Кобоса.

Исследования гуманизма стимулировали научные дискуссии на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные и политические аспекты» (Москва, 2004 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические правовые и гуманитарные аспекты» (Уфа, 2008 г.), XVIII Всемирный Конгресс гуманизма, посвященный обсуждению различных аспектов поддержания мира и предотвращения конфликтов, а также роли гуманистического движения в этом процессе (Осло, 2011 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Наркомания: проблемы и пути их решения в свете стратегии государственной антинаркотической политики (Уфа, 2011 г.).

Процесс изучения современного гуманизма с позиций деятельностного

подхода реализуется в рамках исследования гражданского общества и, в

особенности в связи с проблемой деятельности добровольцев в сообществах

(М. Пейн), защиты прав и интересов клиентов (Д. Брэндон), ухода на дому (П.

Чемберлен), обращения с пожилыми людьми (Б. Пенхейл). В отечественной

литературе развивается важное направление осмысления проблем гуманизма в

аспекте социальной работы (И.А. Зимняя, Г.П. Медведева). Прикладные

аспекты гуманизации общественных отношений рассматривались в связи с

развитием архитектуры (А. Алвар), бытием науки (И.З. Цехмистро), НТР (И.А.

Негодаев), развитием этики (В. А. Рыбин). Большую методологическую и

фактологическую помощь в исследовании проблем гуманизма в целом и в

4

современной России, в частности, оказали так же работы: B.C. Галимова, Д.М. Азаматова, С.М. Поздяевой, B.C. Хазиева, Ф.С. Файзуллина, A.B. Лукьянова, У.С. Вильданова, А.Ф. Кудряшева, З.Я. Рахматуллиной, И.В. Фроловой, А.Р. Янгузина.

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе изучение гуманизма носит различную направленность. Анализ литературы позволяет заметить, что значительно слабее изучается гуманизм как основание повседневной деятельности, нуждаются в осмыслении философские основы деятельности гуманистических организаций, в том числе проблема сочетания общечеловеческого и национально-специфического. В теоретическом плане исследователи постоянно сталкиваются с рядом противоречий и критическим отношением к гуманизму.

При всем многообразии теоретических и практических исследований, посвященных данной проблематике, в настоящее время существует ряд неизученных вопросов. Среди них, такие как: интегративная оценка современной жизни и перспектив развития мирового сообщества с точки зрения гуманистического мировоззрения, изучение роли глобализации, оказывающей воздействие на духовную сферу общества, расшатывая ее традиционные системы ценностей, выявление основных направлений гуманизации современной культуры в условиях трансформации российского общества, поиск причин деформации системы ценностей гуманизма в современном обществе. Они и составили проблемное поле данного диссертационного исследования.

Объект исследования: гуманизм как социокультурный феномен.

Предмет исследования: процессы трансформации современного российского общества в свете гуманизма как духовно-нравственного императива.

Цель исследования - кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе.

Реализации данной цели предполагает решение следующих задач:

5

- проанализировать развитие представлений о гуманизме в истории философской мысли вообще и, в философской мысли России, в частности;

- раскрыть влияние глобализации мира на изменение содержания гуманизма;

- выявить причины деформации системы ценностей гуманизма в современном обществе;

- определить и выделить основные пути и направления гуманизации российского общества.

Научная новизна работы состоит в том, что автором:

• доказано, что в современном российском обществе гуманизм ориентирован больше на свободу людей, нежели на человечность в их отношениях;

• доказано, что деформация гуманизма изменила морально-этический, психологический облик человека и общества;

• выявлены признаки новых гуманистических идеалов в современном российском обществе, таких как солидарность, справедливость, забота;

• определены механизмы восстановления гуманизации культуры, где гарантом должно выступить государство, реализующее в своей экономической политике принцип социального гуманизма.

Методологическая основа диссертации. В качестве ведущей методологической основы исследования диссертант использовал положения социокультурного подхода. В диссертации отражены фундаментальные философские принципы объективности и историзма, всеобщей связи и развития, анализа и синтеза, единства логического и исторического.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, результаты исследования дают возможность представить философский анализ гуманизма в современном мире, вступившем в процесс глобализации, деформировавшем нравственные идеалы человека и общества. Определенные в ходе исследования механизмы преодоления кризиса гуманизма, могут быть использованы в

различных сферах жизнедеятельности человека и общества.

6

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности при дальнейшем исследовании данной проблематики в философии, социологии, психологии и т.д. Материалы и выводы могут быть применены при разработке учебных программ по подготовке и переподготовке управленческих кадров, педагогов, социальных работников.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в публикациях и выступлениях автора на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, в том числе: всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические правовые и гуманитарные аспекты, (г. Уфа, 2008г.), всероссийской научно-практической конференции «Национально-государственные образования в истории и политической практике Российского Федерализма» (г. Уфа, 2009г.), всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Судьба России в эпоху глобализации» (г. Уфа, 2009г.), всероссийской научно-практической конференции «Наркомания: проблемы и пути их решения в свете стратегии государственной антинаркотической политики» (г. Уфа, 2011 г.) и др., а также нашли отражение в 20 научных публикациях автора общим объёмом 6 п.л., в том числе 2- в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, включающего 200 наименований. Общий объём диссертации - 143 страницы.

Глава I. Теоретические основы философского исследования гуманизма

1.1 Развитие представлений о гуманизме в философской мысли

В настоящее время представление о гуманизме основывается на самоочевидных факторах. В то же время каждый автор в это понятие вкладывает свой определенный смысл. Вместе с тем имеются точные определения данного явления и разработаны цельные, логические трактовки и научные труды о гуманизме.

Все различия данных трактовок сводятся к тому, что необходимо выявить главную сущность и функцию гуманизма. Например, по мнению В.А. Решетникова «все дискуссии и споры по определению гуманизма строятся на формировании полезного и познавательного сущего, которое касается вопросов бытия человека в обществе»1. Ученый говорит о том, что в зависимости от мнений различных авторов о гуманизме можно сформировать цельную систему классификаций.

Существует довольно много определений и объяснений гуманизма. В общем можно сказать, что гуманизм - это определенная система знаний, взглядов, идей, представлений о человеке как главная ценность в жизни, его права на счастье, на свободу, на саморазвитие своих талантов и возможностей. Счастье для человека является главным показателем благополучия общества, основы же справедливости, равенства необходимым правилом поведения между людьми.

В различные этапы развития общества понятие гуманизм имел различные утверждения. Но незыблемым оставалось то, что гуманизм неразрывно исходил от сущности природы и человека.

'Решетников В.А Специфика современного гуманизма как культуры / В.А. Решетников // Современный гуманизм: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. - Иркутск: ИГУ, 2004. - С. 227-246

В первую очередь, осознание гуманизма тесно связывалось с образом идеального человека. В основу такой модели закладывались именно моральные качества индивида. В связи с этим, стремления человека к идеальному моральному образу воспринимались как эталон гуманности, достойной подражания. Для достижения данного образца использовались различные методы образования и воспитания.

При наличии большого количества научных работ и исследований о гуманизме, отсутствует точное и лаконичное определение гуманизма.

В настоящее время имеются всевозможные понятие гуманизма, но все они сводятся к тому, что основополагающий признак данного понятия это «человечность», где человек, индивид, личность является наивысшей ценностью во всей Вселенной»1.

Первоначальной основой для определения гуманизма является понятие «гуманность», которое является философской категорией и возродилось еще в античные времена.

Например, по мнению философа Марка Туллия Цицерона под гуманностью следует понимать полнота и неразделенность человеческой природы. Для гармоничного совершенствования и развития человека предлагалось использовать семь так называемых, свободных искусств: музыку, поэзию, риторику, грамматику, историю, моральную и политическую философию.

Также Цицерон считал, что настоящими источниками счастья для человека является его добродетели, а «наличие добродетелей целиком зависит от самих людей» . Среди прочих добродетелей он главной выделял мудрость.

Мыслители Возрождения под гуманизмом понимали такие качества личности, которые требовали особенной подготовки для их развития. Среди

'Найдорф М.И. Введение в теорию культуры. - Одесса: Оптимум, 2002 - С. 144.

2Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. / Пер. Н. А. Федорова, комм. Б. М. Никольского, вступ. ст. Н. П. Гриндера. (Серия «Памятники мировой культуры»). М.: РГГУ. 2000.- С. 265

таковых особо выделялись: красота языковых форм и речи, изысканность вкуса, способность вызвать ответную симпатию, утончённое отношение к жизни.

В разнообразных философских учениях для эталона гуманности понимались различные качества: человечность, признание и уважение достоинства человека, всеобщее чувство участия человеколюбие.

Особую роль для развития гуманистического отношения сыграли мыслители античности. В частности, для Европы греческий гуманизм это незыблемый эталон высочайшей человеческой культуры. В первую очередь, человек открыл данную культуру в искусстве и философии. Например, совершенный образ человека был запечатлен в греческой скульптуре. Греческая трагедия выразила трагизм всего человеческого существования перед существованием преследующего рока. В современном гуманизме в противоположность трагедии ставят мужество как одну из значимых гуманистических добродетелей.

Гуманизм по К. Ясперсу в теории развития представлен в трех этапах. Первая форма - это нравственно-ритуальный гуманизм (представитель этой школы Конфуций (551-479 гг. до н.э.), основанный на принципе жень.

Ядро гуманизма Конфуция является уважение и почтительность к родителям и к старшим поколениям. По теории философа этикет и гуманность изначально формируются в семье, затем формируют мир в обществе и государстве, а счастливое общество делает уже счастливым человека.

Одним из основных принципов в учение Конфуция является принцип жень. Он основывается на человечности, гуманности, человеколюбие. Философ говорил, чтобы определить, что такое жень, нужно исходить из той установки, что не нужно делать другому человеку то, чего не хочешь, чтобы было у тебя. Только в этом случае искорениться ненависть в обществе и в семье. Одно из главных правил нравственности звучит следующим образом: если у человека отсутствует гуманность, как тогда можно говорить о музыке и этикете?

Конфуций утверждал, что человек больше склонен к добру, нежели ко злу. Также он говорил, что любой может стать великодушным мужем, нужно только придти к этому решению. Таким образом, каждый человек может творить свою судьбу сам. Мыслитель отстаивал принцип этического развития и был убежден в результативности моральных наставлений. Он говорил: «Умереть с голоду - событие незначительное, утратить мораль - большое»1.

В социально-этическом плане конфуцианство явилось учением о том, как подчинить человека государству-обществу и господству аристократии. Этому соответствовало и конфуцианское представление о гуманизме. Человек в древнекитайских учениях выступал не как индивид, а как часть некоей социальной общности, лишь постепенно "человек вообще" обретал свою индивидуальность.

Конфуцианство получило развитие в представлениях Мо-цзы о врожденных качествах (в частности, добра) у челове