автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему: Характер отражения исторического прошлого в творчестве писателей стран Африки англоязычного региона (Гана, Нигерия, Кения)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Туева, Елена Борисовна
Введение
Глава I. К проблеме "экзотического" и "этнографического" романа.II
Глава 2. Взгляд Ми Квеи Армы на историю Африки.
Глава 3. Исторические романы Чинуа Ачебе
Глава 4. История в творчестве Нгуги ва Тхионго
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Туева, Елена Борисовна
Подъем национально-освободительного движения, завершившийся достижением политической независимости большинством африканских стран, способствовал росту национального самосознания, в связи с чем в среде африканской интеллигенции возникла потребность объективной и трезвой оценки себя и собственной культуры. Это объясняется тем, что европейская культура навязывалась африканцам как нечто высшее, как венец мировой цивилизации, а африканская культура отождествлялась с отсталостью и варварством. В ответ на это африканцы должны были "предъявить" миру свою культуру, доказать ее самобытность. А поиск самобытности неизбежно приводил в прошлое, то есть в те времена, когда культура африканских народов существовала в своем "первозданном" виде. Это явилось одной из предпосылок возникновения африканского исторического романа.
Исследователи связывают появление исторического романа с эпохами социальных потрясений, с кризисными ситуациями в обществе, с углублением социальных противоречий. "Обострение чувства истории, - пишет Б.В. Томашевский, - характерно для переходных эпох, когда с особенной очевидностью выступает изменяемость общественного и политического уклада"*.
Уже первые годы независимого развития показали, что острые I социальные противоречия не уничтожены, а скорее еще более обострились. Надеждам периода борьбы за независимость на быстрый Томашевский Б.В. Историзм Пушкина. - Уч. записки Ленинградского университета. Серия филологических наук, вып. 20. Л., 1954, с. 44. рост экономики освободившихся стран и достижение в них социальной гармонии не суждено было сбыться. Однобокий характер экономики, сформированный в годы колониализма, ставил молодые страны Африки в зависимость от империалистических держав. Проявился классовый характер подготовленной колонизаторами "правящей элиты", наживающейся на бедственном положении своих сограждан, Б странах Африки по-прежнему хозяйничали иностранные монополии. Происходило дальнейшее обнищание народных масс и т поляризация классовых сил общества^. В этих условиях особенно остро проявилось стремление творческой интеллигенции глубже познать предысторию современности, с одной стороны, а с другой -на опыте исторического прошлого найти решение современных социальных проблем и противоречий. Это было еще одной предпосылкой, обусловившей появление исторического романа в африканской литературе.
Художественное осмысление африканскими народами своей самобытности, своей исторической роли, своего настоящего и будущего, реализовавшееся в произведениях об историческом прошлом, не случайно имеет тенденцию воплощаться в жанре романа, поскольку "форма и условия романа, по словам Б.Г. Белинского, удобнее для поэтического представления человека, рассматриваер мого в отношении к общественной жизни . Проблемы отражения исторического прошлого в творчестве африканских писателей рассматриваются в настоящей диссертации на примере жанра романа, так как именно роман - "это жанр, в котором ощутимо дают себя т
Об этом см. кн.: "Социология развития"Африки: Критические очерки. М., 1984. о
Белинский Б.Г.О русской повести и повестях г.Гоголя. -В кн.: Белинский В,Г. Полное собрание сочинений, т.1. М., 1953, с.259 - 307. знать перемены литературного климата, связанные с изменениями общественной деятельности", именно роман дает писателю возможность всесторонне "осмыслить действительность развивающихся независимых обществ"*, их прошлое и настоящее.
Число африканских исторических романов сравнительно невелико, но велик их удельный вес в общем объеме художественной литературы континента. Ведь, как отмечалось выше, обращение к прошлому непосредственно связано с поиском самобытности современной африканской культуры, с осмыслением роли в ней собственного культурного субстрата, с "целенаправленным высвобождением национального культурного наследия от тлетворных наслоений, утвердившихся в результате длительного колониального гос-р подства" . А это, наряду с обогащением достижениями мировой культуры, является важной составной частью процесса духовной деколонизации, определяющим в настоящее время характер развития прогрессивной, демократической культуры в странах Африки.
Литература на историческую тему служит делу духовной деколонизации, так как она призвана помочь читателю осознать истинное место Африки в истории мировой цивилизации, избавить его от ложного стыда за "дикость" своего народа, воспитывавшегося в колонизованных народах всей системой колониального господства. Колониализм, по мысли Ф. Фанона, "не ограничивается процессом подчинения своим законам настоящего и будущего покоренной страны - он атакует прошлое угнетенного народа, пе
1 Прожогина С.Б. Рубеж эпох - рубеж культур. М., 1984, с. 20. 2
Литман А.Д., Челышев Е.П. Проблемы культуры и классического наследия народов развивающихся стран и современная идеологическая борьба (к постановке вопроса). - Народы Азии и Африки, 1976, № 6, с. 100. реиначивая и извращая его историю*"';. Реабилитировать собственную историю в глазах африканца, избавить его от "комплекса неполноценности" - на это направлено большинство исторических романов, написанных африканскими писателями. Можно сказать, что африканский исторический роман в целом способствует разрушению мифа о моральном и прочем превосходстве человека с белым цветом кожи.
Несмотря на актуальность проблематики африканского исторического романа, на его роль в процессе духовной деколонизации и социально-культурных преобразований в странах современной Африки, он еще не рассматривался специально в комплексе связанных с ним проблем ни в советском, ни в зарубежном литературоведении. До сих пор исторические романы частично анализировались лишь в контексте творчества отдельных писателей^. В свя
Реклайтис Э. Нация и революция в творчестве Франца Фа-нона. - Б кн.: История, социология, культура народов Африки:
Статьи польских ученых. М., 1974, с. 366. р
См., напр.: Вавилов В.Н. Проза Нигерии. М., 1973, с. 105107, 138-150; Вольпе М.Л. Чинуа Ачебе. М., 1984, с. 74-113; Ивашева В.В. Литература стран Западной Африки: Проза. М., 1967, с. 168-223; Вавилов В.Н. Литература (Кении) на английском языке. - В кн.: Современные литературы Африки: Восточная и Южная Африка. М., 1974, с. 50-58; Гальперина Е.Л. Молодой бунтарь в поисках пути (0 творчестве А. Квеи Армы). - Иностранная литература, 1975, & 12, с. 198-200; Carrol D, Chinua Achebe.London,19! pi30-61; 88-123; Eraser Hi The novels of Ayi Kwei Armah. London, 1980, p.63 -100; Killam G;D, An introduction to the writings of Ngugi. London, 1980, pi20-35; Killam G#Di The writings of Chixnu
Achebe; London, 1977, p.13-34-; 59-84; Robson C.B. Ngugi wa Thiongo» London;Basiiagstoke,1979i pi1-25i зи с этим появляется актуальная необходимость исследовать жанровые особенности африканского исторического романа на английском языке, выделив его родовые черты и отразив его специфику, а также определить место, которое исторический роман занимает в идейных исканиях крупнейших писателей современной Тропической Африш Общая теория исторического романа получила уже основательную разработку в советском литературоведении. В работах таких исследователей, как Л.П. Александрова, Ю.А. Андреев, И.К. Горский, Г.М. Ленобль, В,А. Новикова, С.М. Петров, Б.Г. Реизов, Е.П. Челышев, анализируются жанровые особенности исторического романа в литературах мира и комплекс проблем, связанных с ним, а именно: проблема историзма, проблема соотношения факта и вымысла, концепция личности, проблема художественного и исторического времени и некоторые другие. Обобщая и суммируя все взгляда на исторический роман, можно выделить следующие его признаки: I) историзм содержания и формы; 2) наличие исторических персонажей и событий, не обязательно главных (т.е. историчность как таковая); 3) художественная тема, обращенная в прошлое; 4) художественная трактовка этого прошлого как относительно завершенного и отдаленного от автора, что позволяет смотреть на него с известной 'Дистанции"; 5); "собственно историческая проблематика", то есть; подчеркнутый интерес художника к неповторимому содержанию и структуре воспроизводимой эпохи и данного события, к данным историческим лицам*. Об этом см,, напр.£/Кормилов С,И. Принцип художественного историзма и русская художественно-историческая литература 1860-х годов, Дисс. на соискание уч. степени канд. филол, наук. М., 1977, с. 71, 73.
Необходимо отметить, что в ряде случаев какой-либо из указанных признаков может проявляться не в полной мере, что, однако, не лишает исторический роман его сущности. Так, историчность (понимаемая как использование в произведении внешних признаков истории, или исторических реалий) может не всегда полностью соответствовать своему источнику. Происходит это иногда вследствие ориентации писателей на фольклорный, всякого рода легендарный и полулегендарный материал, оформляемый в "реальную", а не условно-фантастическую картину мира (как, например, в "Тарасе Гульбе" Гоголя или "Легенде об Уленшпигеле Ш. де Кос-тера), а иногда - просто за неимением материалов, когда писатель обращается к слишком отдаленному или не нашедшему отражения в письменных источниках периоду. Последнее, с нашей точки зрения, имеет непосредственное отношение к африканскому историческому роману.
Интерес к определенной исторической эпохе, то есть "собственно историческая проблематика" - это главный признак, который позволяет нам отнести то или иное цроизведение к художественно-исторической литературе. Если опустить этот признак, то в художественно-историческую литературу придется включать произведения, которые непосредственное художественное чувство не позволяет к ней относить, например, "Моцарт и Сальери" Пушкина, "Ночь перед Роздеством" Гоголя. Б них есть все формальные признаки художественно-исторической литературы, но нет главного -целенаправленного интереса к конкретно-исторической проблематике*. Что же касается художественно-исторических произведений, Об этом подробнее см.: Кормилов С.И. Принцип художественного историзма и русская художественно-историческая литература 1860-х годов, с. 73. то они характеризуются особым интересом авторов к проблемам и конфликтам именно той эпохи, которую они изображают. В то же время, воссоздавая прошлое, писатели, освоившие историзм, стремятся обнаружить в минувших эпохах противоречия, из которых выросли кризисы настоящего, изображают прошлое под углом зрения современности, а это - одно из основополагающих требований историзма, который в советской литературоведческой науке определяется как "особое качество идейно-образного строя художественных произведений, результат эстетического освоения и духовно-практического воплощения характерности исторического процесса, то есть развития общества и человека в нем, как закономерного, качественного, самоценного и в принципе поступательного, с учетом динамических связей прошлого, настоящего и будущего в их единстве и индивидуальной неповторимости"*.
Исследователи отмечают, что задача исторического романа заключается в том, чтобы раскрыть общее движение эпохи, развитие ее сил. Не случайно поэтому исторический роман в большинстве случаев временем действия избирает переломные эпохи в жизни народов. Тогда в конфликте борющихся сил яснее намечаются основные противоречия времени, качественное отличие данной эпохи от других эпох. Яснее становится и направление равнодействующей, увлекающей общество в данный исторический момент, и пути его дальнейшего развития.
Для историй Африки подобным переломным моментом стала колонизация континента. Именно поэтому такие крупнейшие африкан
Кормилов С.И. Принцип художественного историзма и русская художественно-историческая литература 1860-х годов, с. 18. ские писатели, как Чинуа Ачебе (Нигерия), Нгуги ва Тхионго (Кения) и Айи Квеи Арма (Гана) посвятили свои исторические романы этому периоду. Б то же время в африканских литературах имеются и такие произведения, авторы которых обращаются к некоему абстрактному прошлому, рисуя традиционную общину, существующую как бы вне времени. Изображая жизнь как цепь обрядов, ритуалов и жертвоприношении, эти авторы недалеко уходят, в сущности, от "экзотического" романа, где интерес к деталям быта становится самодовлеющим. Однако и этот способ воссоздания прошлого не лишен объективной художественной ценности. Для африканской литературы в целом он один из подступов либо на пути к реалистическому бытописанию, либо - к романтической мистификации национальной реальности.
Опираясь на разработанную в советском литературоведении общую теорию жанра исторического романа и руководствуясь методологическими принципами марксистско-ленинской исторической науки, в нашей работе мы рассмотрим все основные проявления исторического романа, каким он предстает в творчестве ведущих писателей англоязычного региона Африки.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Характер отражения исторического прошлого в творчестве писателей стран Африки англоязычного региона (Гана, Нигерия, Кения)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как следует из вышеизложенного, характер отражения исторического прошлого в романах африканских писателей исследовался нами в аспекте соотнесения его с проблемой историзма. Поскольку сама по себе степень приближенности или удаленности от историзма в собственном смысле слова непосредственно связана с методологией художественного творчества, ее принадлежностью к реалистическому типу или удаленности от него, то естественным представляется решать прежде всего эту основную проблему, а именно определить идейно-эстетические принципы отражения исторического прошлого, степень соотнесенности его с принципом историзма.
Проанализированные в первой главе романы К. Асалаче и Э. Амади отражают наиболее удаленные от реальной сущности представления об историческом прошлом своих народов. Экзотизм и этнографизм в данном случае хотя и утверждают в известном смысле самобытность национальной жизни, ее специфику, однако тяготеют к тенденциозному абсолютизированию ее традиционных начал, осмысленных через призму традиционного сознания, и создают в целом такую картину мира, которая в значительной степени противоречит реальной действительности. Бытописание и этнографизм рассматриваются в данном случае в двух аспектах:, с одной стороны, как тенденция к выражению национальной самобытности, а с другой, - как мифологизация исторического прошлого, создание мистического образа действительности.
Романы о прошлом А.К. Армы, рассмотренные во второй главе, характеризуются стремлением писателя оградить свою историю от фальсификации ее буржуазными учеными. Б то же время писатель хочет не просто восстановить истину, рассказать правду о ранее игнорировавшихся и неверно истолковывавшихся событиях, но и коренным образом пересмотреть историю в пользу тех, чей вклад по традиции преуменьшался или извращался установившимся мнением. Заглядывая в прошлое, Арма думает о дне сегодняшнем, ищет причины современных кризисов и тупиков, пытается указать перспективы. Б далеком прошлом писатель видит ростки грядущего, в традиционной культуре - жизнеспособные элементы, которые могли бы способствовать прогрессу общества в будущем.
В рассмотренных романах писателя явственно выражен его идеал общественного устройства - эгалитарная община, в которой царят внутренняя гармония и солвдарность, возникающие на основе взаимопонимания и соблюдения нравственного закона. Этот идеал, который А.К. Арма переносит в далекое прошлое, должен, по его мнению, воплотиться в будущем на новом уровне. Таким образом, прошлое для него - это образец, а не косная норма.
Б то же время, говоря о событиях прошлого, А.К. Арма не стремится разобраться в его реальных конфликтах, его не интересует история как таковая. Прошлое для него - это возможность утвердить истинность своих взглядов и идеалов: настоящее, с его точки зрения, ничего не доказывает, истина открывается лишь с определенной исторической дистанции.
Созданную А.К. Армой концепцию истории можно считать идеалистической. Так, закономерный процесс разложения общины писатель рассматривает как болезнь, поразившую африканское общество. Возникновение рабства, возвышение, правящей верхушки, превращение некогда единого народа в раздробленные племена он изображает как результат стремления одних властвовать над другими, корыстолюбия, жадности. Однако необходимо иметь в виду, что писатель не стремится соотнести созданную им картину прошлого с реальной действительностью, что подобное отражение прошлого это своеобразный авторский прием, который позволяет ему наиболее убедительно донести до читателя свои идеи. Поэтому идеализм концепции писателя - это не результат его ошибок или заблуждений, а следствие определенной творческой установки.
Б отличие от А.К. Армы, Ч. Ачебе, исторические романы которого анализируются в третьей главе, стремится постичь дух описываемой эпохи, отобразить эту эпоху во всем многообразии ее проявлений. Воссоздание исторического прошлого у Ч. Ачебе -это в первую очередь попытка утвердить подлинную историю африканского континента, противопоставить ее истинный образ взгляду на Африку европейского обывателя. Писателя интересуют мельчайшие детали жизни патриархальной общины: и основы экономики, и предметы материальной культуры, и местные обычаи и поверья, и психология членов родоплеменного коллектива. Он широко использует этнографический материал, вычленяя из него те детали, которые служат раскрытию его идей и замыслов. Ч. Ачебе удается отразить специфические черты эпохи и в то же время показать конкретные, социально обусловленные характеры с присущим им определенным историческим типом сознания.
Передавая характерные особенности описываемого периода, Ч. Ачебе создает историческую ретроспективу в строгом соответствии с основными тенденциями общественного развития; он показывает исторический процесс как закономерный и поступательный. Такое понимание законов истории дает писателю видение перспективы. Взгляд на прошлое через призму современных представлений позволяет ему не только показать значение изображаемой эпохи, но и ее преходящий характер, изобразить ее как ступеньку к настоящему и будущему. Все это дает основание говорить о творческом методе Ч. Ачебе как о реалистическом, относя проанализированные выше романы к собственно историческому жанру, который отличается у писателя воспроизведением характерных черт определенной исторической эпохи, а также определенного типа общественного и индивидуального сознания в соответствии с принципом историзма.
Интерес к прошлому Нгуги ва Тхионго, роман которого "Река посередине" анализируется в четвертой главе, связан прежде всего со стремлением проследить историю национально-освободительного движения в Кении, и в данном случае писатель обращается к его начальному этапу, к его зарождению. Выделяя из всего комплекса проблем, связанных с историческим прошлым, именно тему протеста против колонизации, Нгуги детально и всесторонне исследует сильные и слабые стороны описываемого периода и ту роль, которую он сыграл в подготовке будущих антиколониальных выступлений. Писателю удалось показать закономерность этого этапа национально-освободительной борьбы, его необходимость для становления и роста национального самосознания, для формирования личности будущих лидеров. В то же время Нгуги описывает этот период так, что становится ясной его ограниченность в общеисторическом контексте. Писатель дает конкретный ответ на вопрос, почему массовый протест африканцев против колониальной экспансии в 20 - 30-е годы XX в. не вылился в мощное и организованное антиколониальное движение, в чем была слабость представителей нарождающейся интеллигенции, которые могли бы возглавить народ в вооруженной борьбе, но которым роль эта оказалась не по силам.
В романе "Река посередине" нет излишне подробных этнографических описаний, мелких деталей быта, он не перенасыщен фольклорным материалом, но в нем все же есть то, что позволило автору передать сущность изображаемой эпохи: конкретно-исторический подход к явлениям действительности, общественно-значимая типизация художественных образов, элементы научно-материалистического мировоззрения. Все это дает основания считать анализируемое произведение Нгуги ва Тхионго реалистическим историческим романом.
Говоря об африканском историческом романе*, наряду с его универсальными чертами, характеризующими исторический роман вообще, следует также выделить и специфические черты, присущие этому жанру в англоязычных литературах Африки. Первое, на чем необходимо остановиться, - это соотношение факта и вымысла в исторических романах африканских писателей. От этих романов трудно ожидать исторической документальности, что объясняется отсутствием письменной истории Африки (не считая истории захвата колоний, которая создавалась европейцами). Для африканского исторического романа характерен не только чисто художественный вымысел как неотъемлемое средство создания художественного образа, тот вымысел, без которого вообще невозможно художественное произведение, но и вымысел "пересоздающий", то есть "вымысел факта", который необходим для воссоздания недостающих звеньев в цепи жизненных противоречий прошлого.
Кроме того, для африканского исторического романа характерно отсутствие подлинных исторических персонажей. От этого, однако, исторический роман не теряет своего качества. Теоретически возможность существования исторических романов без исто
1 Речь здесь вдет именно об историческом романе, а не об "условно исторических" произведениях К. Асалаче и Э. Амади или романах А.К. Армы, которые не могут считаться историческими ввиду отсутствия в них "собственно исторической проблематики". рических личностей обосновал еще Д.И. Писарев в статье "Французский крестьянин в 1789 году". Он считает, что произведения о прошлом могут считаться историческими романами, даже если в них нет исторических личностей, пусть только они "рисуют очень яркими и хорошо подобранными чертами дух того времени, из которого взяты их сюжеты"*.
1 Писарев Д.И. Французский крестьянин в 1789 году. - В кн.: Писарев Д.И. Сочинения в 4-х тт. Т. 4. М., 1956, с. 400.
Список научной литературыТуева, Елена Борисовна, диссертация по теме "Литература народов Азии и Африки"
1. Маркс К. Письмо Людвигу Кугельману 17 апреля 1871 г. -К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 33, с. 175.
2. Ленин Б.И. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39, с. 64-84.
3. Абрамович С.Д. Вопросы историзма в романе Б.Я. Брюсова "Огненный ангел". К 100-летию со дня рождения писателя. В кн.: Вопросы русской литературы, вып. 2(22). Львов, 1973, с. 88-94.
4. Актуальные проблемы изучения литератур Африки. М.: Наука, 1969. - 167 с.
5. Александрова Л.П. Особенности жанра русского исторического романа. Львов: Изд-во Львовского университета, I960. -27 с.
6. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев: Изд-во Киевского университета, 1971. -156 с.
7. Алпатов А.В. Алексей Толстой мастер исторического романа. - М.: Советский писатель, 1958. - 356 с.
8. Андреев Ю.А. Об историзме советской литературы. (На материале произведений о гражданской войне). В кн.: Вопросы советской литературы, т. УЛ. М.-Л., 1958, с. 230-270.
9. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. 20 30-е годы. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 167 с.
10. Андреева Л. Современность исторической прозы. Вопросы литературы, 1981, 16 X, с. 241-247.
11. Арма А.К. Осколки: Роман. В кн.: Избранные произведения писателей Тропической Африки. М., 1979, с. 5-184.
12. Арма А.К. Целители: Роман. М.: Художественная литература, 1982. - 324 с.
13. Аскин Я.Ф. Категория будущего и принципы ее воплощения в искусстве. В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, с. 67-73.
14. Асмус В Л. Маркс и буржуазный историзм. В кн.: Асмус В.Ф. Избранные философские труды, т. П. М., 1971, с. 205-429.
15. Ачебе Ч. И пришло разрушение.: Роман. М.: Художественная литература, 1964. - 229 с.
16. Ачебе Ч. Писатель и читатель. В кн.: Писатель и общество. М., 1983, с. 17-21.
17. Ачебе Ч. Покоя больше нет: Роман. М.: Художественная литература, 1965. - 205 с.
18. Ачебе Ч. Роль писателя в новой нации. Лекция, прочитаннаяв Библиотечной ассоциации Нигерии. В кн.: Литература стран Африки. Сб. 2. М., 1966, с. 53-60.
19. Ачебе Ч. Стрела бога: Роман: Человек из народа: Роман. -М.: Прогресс, 1979. - 377 с.
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 500 с.
21. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г.Гоголя. -В кн.: Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т. I. М., 1953, с. 259-307.
22. Бети М. Роман и Африка. Иностранная литература, 1965, № 6, с. 200-205.
23. Борисова И. У истоков эпической традиции. Новый мир, 1972, № 2, с. 230-250.
24. Бородин С. Прошлое-настоящее. Дружба народов, 1971, № 10, с. 260-268.25,26,27