автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Характер существования реализма и романтических тенденций в творчестве В.Г. Короленко конца XIX - начала XX в.в.

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Велиева, Зенфира Алишах кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Характер существования реализма и романтических тенденций в творчестве В.Г. Короленко конца XIX - начала XX в.в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Велиева, Зенфира Алишах кызы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Литературное движение в России на рубеже

XIX-XX веков и В.Г.Короленко РАЗДЕЛ I. Основные течения в русской литературе конца

XIX - начала XX веков

РАЗДЕЛ П. Литературно-теоретические взгляды В.Г.Короленко и особенности творческого метода писателя

ГЛАВА П. Романтические тенденции в реализме В.Г.Короленко как новая форма эстетического освоения действительности РАЗДЕЛ I. Художественные искания В.Г.Короленко в

80-е годы

РАЗДЕЛ П. Романтическое начало в творчестве В.Г.Короленко 90-х годов как признак нового качества в развитии русского реализма

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Велиева, Зенфира Алишах кызы

последние годы в нашей периодике*. Появление целого ряда фун2 даментальных работ о литературном процессе "переходной" эпохи не оставляет сомнения в том, что этот сложный период в развитии русской культуры требует дальнейшего изучения. Специально освещается этот отрезок русской литературы и в вузовских учебниках .

Внимание и интерес к критическому реализму предоктябрь -ских десятилетий вызван прежде всего тем, что он подготавли -вал почву для возникновения нового творческого метода, следовательно, внутри "старого" реализма происходили симптоматичные процессы: он видоизменялся, трансформировался. В новых исторических условиях, в период обострения противоречий империализма и подготовки пролетарской революции, критический реализм пошел на сближение с романтизмом, ассимилировал его завоевания. Это было вызвано внутренними потребностями развивающейся эстетической системы реализма. Разумеется, проблемы изучения кри

1 См.: В.Кулешов. Нерешенные вопросы изучения русской литературы рубежа XIX-XX веков. - Вопросы литературы , 1982, Jfc 8; В.Келдыш. Приобретения и задачи. - Вопросы литературы", 1983, Л 2 и др.

2 См.: Идеи социализма и литературный процесс на рубеже XIX-XX веков. - М.: Наука, 1977; Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX вв. - М.: Наука, 1975; В.И.Каминский. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX в. - Л.: Наука, 1979 и др.

3 См.: А.Г.Соколов. История русской литературы конца XIX -начала XX вв. - М.: Высшая школа, 1979; А.Г.Соколов, М.В. Михайлова. Русская литературная критика конца XIX - начала XX веков. - М.: Высшая школа, 1982 и др. тического реализма конца ПХ века не исчерпываются этим вопросом. Необходимо учитывать и сложные творческие контакты реализма с модернистскими течениями и натурализмом, которые соприкасались и размежевывались на рубеже двух эпох.

Только на основе ленинского принципа историзма как методологического ориентира в вопросах изучения истории русской литературы можно найти верный путь к осмыслению художественных исканий порубежной эпохи. "Весь дух марксизма, - писал В.И.Ленин, -вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лшпь(а) исторически; (jj ) лишь в связи с другими; ( у ) лишь в связи с конкретным опытом истории"*. Такой подход к литературным явлениям "пограничных" эпох, их оценка в свете основных ленинских критериев историзма дают возможность полнее раскрыть специфическое содержание реализма "эпохи подготовки револю -ции" и его проявления в новых художественно-эстетических исканиях отдельных писателей. "Марксова диалектика требует конкретноо го анализа каждой особой исторической ситуации" . Выявляя частное, мы, в конечном итоге, из "суммирования этих частей вмесq те" постигаем общие художественно-литературные закономерности.

Изучение творчества писателя как одного из звеньев литературного процесса, имеющего устойчивые типологические признаки, представляется чрезвычайно важным потому, что позволяет проникнуть в объективную внутреннюю логику целостной художественной динамичной системы. Нас интересует, как, конкретно на примере творчества одного из писателей конца XIX века трансформировался реализм, чем объяснялось проникновение романтических тенденций в реалистическое искусство, как это выражалось и что давало в перспективе. Стало быть, восцроизведение общей картины

1 Ленин В.И. ПСС, т.49, с.329.

2 Там же, т.30, с.13.

3 Там же, т.29, с.202. развития реализма конца века не может идти в отрыве от тех связей, в которые вступал реализм. Отсюда и обостренный интерес к проблемам романтизма в литературе конца XIX века. Отметим, что точного термина, обозначающего соотношение и взаимодействие реализма и романтизма в литературе рассматриваемого периода, нет. Говорят о "тенденциях", "традициях" романтизма рубежа двух эпох, о "синтезе" реализма и романтизма. Но как бы не обозначалось данное явление, необходимо его конкретно-историческое изучение. Необходимо классифицировать формы проявления романтизма в искусстве "переходной" эпохи, установить доминирующее и подчиненное его положение, исследовать факты проявления романтического миросозерцания, его характер.

О романтизме пишут сейчас много, проблема эта плодотворно разрабатывается нашей наукой последних десятилетий. Работы Н.А.Гуляева, У.Р.Фохта, А.Н.Соколова, Т.Н.Поспелова, Е.А.Май-мина, И.Ф.Волкова, В.А.Гусева и других определяют направление творческих поисков в этой области.

Методологической основой для понимания причин появления романтических тенденций в литературе конца XIX века являются работы Ленина "К характеристике экономического романтизма", "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве". В этих и других работах В.И.Ленина раскрывается сущность тех социально-экономических процессов, которые происходили в русском обществе. Они, в свою очередь, не могли не повлиять на идеологическую направленность национального развития. Литература же как особый, специфический вид идеологии отражала сознание определенного времени, способного вносить в движение художественной мысли новые тенденции. Они выражались к концу века в обостренном внимании к духовному, субъективному началу, яз. что было связано с "общим подъемом чувства личности"^*.

Все сказанное вызывает интерес к данному: историческому отрезку литературного процесса и определяет тему настоящей диссертации - "Характер сосуществования реализма и романтических тенденций в творчестве В.Г.Короленко конца XIX - начала XX вв.".

При всех достижениях советского литературоведения в области изучения реализма и романтизма вопрос о соотношении этих методов в силу своей многоаспектности продолжает оставаться актуальным. Один из аспектов этой проблемы - конкретное рас -смотрение творчества писателя, преломившего в своих идейно-эстетических исканиях специфику художественного познания, выразившегося в проникновении романтических тенденций в реалистический художественный метод. Богатейший материал для решения некоторых вопросов этой проблемы дает литературное наследие В.Г.Короленко.

Обращение к творчеству одного из крупнейших представителей литературы конца XIX века помогает уяснить закономерности литературного процесса, осознать его в сложных диалектических связях, понять духовные стремления и идеалы кануна XX века. На примере творчества В.Г.Короленко можно проследить "механизм" взаимосвязи реалистического и романтического начал, глубже раскрыть проявление реализма в романтизме и, наоборот, романтизма в реализме, то есть постичь то многообразие форм, в которых осуществлялось отражение и пересоздание действительности. Анализ творчества Короленко в реалистическом и романтическом аспектах, под разным углом зрения, соответствует интересам сегодняшней науки, исследующей эстетическую специфику творческих методов как в "чистом" виде, так и в сближении,взаимопроникновении.

I Ленин В.И. Сочинения, т.1, с.394.

Творчество Короленко обстоятельно анализировалось Г.А.Вялым и другими исследователями"1". Эти исследования монографиче -ского характера, они не претендуют на решение вопросов, связанных со спецификой художественной методологии писателя. В ряде о работ, преимущественно последних десятилетий , ставятся вопро-.сы о соотношении реализма и романтизма в творчестве Короленко, об эстетической концепции писателя, выраженной в его литера -турно-теоретических статьях и письмах. В этой области сделано немало ценных и интересных наблюдений.Однако проблемы "Короленко и реализм", "Короленко и романтизм" далеко не исчерпаны. Исследователей продолжает интересовать вопрос о романтических тенденциях в творчестве Короленко, о характере его миропонимания, специфике эстетического идеала, определивших качественные о изменения в художественном методе писателя . Уяснение этих вопросов на примере творчества Короленко дает возможность глубже выявить типологические, конкретно-исторические и национальные особенности развития русской литературы в конце XIX - начале XX веков и соотнести их с общими закономерностями мирового художественного процесса, в контексте которого должна рассматриваться любая национальная культура. Этим и определяется актуальность предпринятого исследования.

1 См.: Е.Балабанович. В.Г.Короленко, I853-I92I. -М.: Гослитиздат, 1947; В.Бартенов. Вл.Короленко.- литературный кри -тик. - Иваново, 195$ С.А.Кулик. Сибирские рассказы В.г.Короленко. - Киев: Изд.АН УССР, 1961; Б.Д.Летог.1 Короленко -редактор. - Л.: Изд.Ленингр.ун-та, 1961. Г.А.Бялыи. В.Г.Короленко. Изд.2-е доп.и перераб. - Л.:Художеств.лит., 1983.

2 См.: Г.А.Исупова. Проблемы соотношения объективного и субъективного в эстетике В.Г.Короленко. - В сб.: Вопросы романтизма. - Казань, 1963; В.И.Каминский. Романтика поисков в творчестве В.Г.Короленко. /К вопросу о своеобразии реализма переходного времени"/. - Русская литература, 1967, № 4; Л.В.Пожилова. Соотношение романтизма и реализма в художественном методе Чехова и Короленко. - В кн.: Русская литература последней трети XIX в. - Казань, 1980 и др.

3 См.: В.Г.Ермушкин. Повествование в рассказах и очерках В.Г.Короленко 80-90-х годов XIX века. - М., 1978; П.Э.Ба-киров. Основные принципы поэтики Короленко. - Казань, Изд. Казанского ун-та, 1973 и др.

В плане интересующей нас проблемы в работе исследуются теоретические взгляды Короленко. С этой целью широко привлекаются статьи, дневники, письма Короленко разных лет, а также руг-кописный фонд писателя ГИБ им.В.И.Ленина. В свете основных теоретических посылок Короленко, касающихся проблем реализма и романтизма и связанных с этим вопросов об идее и тенденциозности, об идеале и героическом, о художественной правде и "возможной реальности", анализируются рассказы и повести 8090-х и начала 900-х годов. Отбор материала диктовался спецификой тех или иных художественных текстов, дающих возможность с наибольшей полнотой выявить содержание и формы проявления синтезирующего реалистически-романтического начала в творчестве Короленко.

Основной целью данной диссертации является установка на раскрытие характера взаимосвязей реалистического и романти -ческого начал в творчестве Короленко.'Главное при этом - обнаружить ту активность, социальную насыщенность и объектив -ность художественного метода писателя, который давал возмож -ность бичевать уродливое, защищать обездоленное и принижен -ное, воспевать вольное и героическое, утверждать истинное и разумное, отыскивать в жизни те "огоныш", которые должны были сделать ее прекраснее и возвышеннее.

В соответствии с целью исследования можно сформировать следующие задачи, решению которых и посвящена данная работа.

Проследить особенности развития критического реализма конца XIX - начала XX веков, охарактеризовать идейно-художественные течения и тенденции рассматриваемого периода.

На этом конкретном историко-литературном плане выявить основные контуры теоретической системы Короленко, сложившейся в определенную эстетическую концепцию.

Проанализировать под этим углом зрения рассказы и повести Короленко 80-90-х и начала 900-х годов.

Показать характер соотношения реалистических и романти -ческих начал в творчестве писателя, рассмотреть случаи, когда романтизм проникал в реализм как тенденция, когда - занимал доминирующее положение.

Наконец, определить место Короленко в той нахлынувшей волне художественных поисков, которые вели к качественным изменениям эстетики критического реализма и подготавливали новую художественную систему пролетарского социалистического искусства.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинская диалектика, дающая возможность рассматривать любое художественное явление в контексте общественно-исторического процесса, в его динамике и внутренней противоречивости. Применение принципа историзма в подходе к такой специфической форме идеологии как художественная литература, открывает неограничен ные возможности исследования закономерностей литературного процесса и является единственно правильным путем постижения объективной истины.

Важнейшее положение марксистско-ленинской эстетики - вопрос о мировоззрении писателя и творческом методе. Высказывания Энгельса о Бальзаке, Ленина о Толстом являются методологической предпосылкой для анализа творческого наследия каждого большого художника. Согласно марксистской точке зрения, основа художественного метода писателя - мировоззрение, формирующееся под влиянием объективных факторов и включающее субъективное отноше -ние к явлениям и цроцессам жизни. Художник исследует действи -тельность с мировоззренческих позиций, поэтому для того, чтобы осмыслить его эстетическую концепцию, необходима опора на исторические, философские, социально-политические представления его о реальности, необходимо учитывать, что порой эти представления бывают противоречивыми, характеризуются сильными и слабыми сторонами. Значит, в каждом конкретном случае надо исходить из того, как видоизменяется мировоззрение, поскольку это не застывшая данность, и как активизируются в нем сильные, прогрессивные тенденции, приводящие писателя к большим художественным завоеваниям. Только такой аспект исследования может быть единственно плодотворным, когда ставится вопрос о специфике творческого метода писателя. Принципиальное значение такого подхода к вопросу о том, что художественный метод рас -сматривается в единстве общемировоззренческого к конкретно-эстетического начал. Мировоззренчески правильная ориентация писателя ведет к утверждению высоких идеалов, помогает распознать не только закономерности развития настоящего, но увидеть и те тенденции, которые подготавливают будущее. Именно так оценивал Энгельс романтическую устремленность Бальзака, который умел увидеть "людей будущего" там, где они исторически находились.

Реализм, также как и романтизм, нельзя рассматривать вне мировоззренческой системы, многоуровневая структура которой определяет и объясняет художественную концепцию писателя.

С опорой на исходные методологические положения марксистско-ленинской эстетики в настоящей работе предпринята попытка выявить сложный характер взаимосвязи реалистического и романтического начал в творчестве Короленко, взаимосвязи, вырастающей на определенной мировоззренческой основе и обусловленной сложной "переходной" эпохой конца XIX - начала XX веков.

Методика литературоведческого анализа основана на принципах аналитического изучения художественного произведения как идейно-образного единства. Это единство представляет собой динамичную функционально-подвижную систему, в которой все элементы находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому выяснение того или иного элемента, дробление сложного художественного единства проводилось с целью: выявить через частные вопросы те обще закономерности, которые отличали художественный метод Короленко и шире - закономерности литературного процесса конца века.

Анализируя рассказы, и повести Короленко, акцентируя в тех или иных случаях содержательный или формальный аспект произведения, мы стремились распознать природу художественного метода писателя. С этой же целью были рассмотрены и литературно-эстетические взгляды Короленко.

В работах по творчеству Короленко не раз делались плодотворные попытки проникнуть в "формулу" бытия писателя, понять его реализм, в который органически вписывались романтические тенденции, проследить за идейно-художественной концепцией тех произведений, где романтизм выступал в "чистом" виде. Однако работы эти носили преимущественно локальный характер, были посвящены отдельным или нескольким произведениям, на материале которых решались вопросы, связанные с общей проблемой метода.

В настоящей работе реализм и романтизм Короленко впервые рассматриваются в тех сложных связях, в которых эти творческие методы проявили себя на рубеже двух эпох. В этом конкретно -историческом контексте и анализируются произведения Короленко разных лет. Причем, художественный опыт писателя осмысливается в тесной связи с его эстетической теорией. Это дает возможность проникнуть в литературную методологию Короленко, по -стичь характер его мироощущения, понять специфику творчества, основанного на романтически возвышенной вере в будущее и на остро критическом отношении к жизни. Такой аспект исследования позволяет по-новоаду и полнее выявить объективные и субъективные факторы, сформулировавшие литературный профиль эпохи конца XIX - начала XX веков.

Анализ закономерностей литературного процесса на примере творчества одного из крупнейших представителей русского критического реализма позволяет вопреки концепции "кризиса" установить характер качественных сдвигов в развитии искусства на рубеже двух эпох, когда нахлынувшая волна художественных поисков подготавливала рождение литературы социалистического реализма.

Практическое значение работы определяется и более конкретными задачами. Результаты исследования уже используются в спецсеминаре по русской литературе, на занятиях по пропедевтическому курсу русской литературы, которые проводятся в Азербайджанском педагогическом институте русского языка и литературы им.М.Ф.Ахундова (г.Баку), учитываются в тематике курсовых работ, могут быть использованы также на занятиях по русской литературе и теории литературы, в составлении учебников и учебных попобий по русской литературе рубежа двух эпох.

Кроме того, данное исследование может быть ориентировано и на учителей русских и азербайджанских средних школ.

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в научных статьях автора, опубликованных в республиканской печати, а также в тезисах и материалах научных конференций аспирантов вузов Азербайджана.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, насчитывающей наименований. Каждая глава делится на два раздела.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Характер существования реализма и романтических тенденций в творчестве В.Г. Короленко конца XIX - начала XX в.в."

Литературный процесс конца Х1Х-начала XX вв. был явлени ем сложным и противоречивым. Он характеризовался значительными сдвигают в области художественного мышления, напряженными по искалш новых путей обновления действительности, что существенно сказывалось на особенностях художественного метода. Критический реализм трансформировался, переживая значительные изменения.Интерес исследователей к этому периоду развития художест венной мысли вполне закономерен. В ходе уже отшумевших дискус сий и споров доказано, что критический реализм не"умйрал!1 а обновлялся, он "умел, - как говорит Б.Кулешов, - работать на самых острых, рискованных срезах жизни".Глубинные процессы, происходящие в реализме в "переходное)' время, были связаны с определенными историко-литературными фак торагли. ТСлассический реализм преодолевал "социальное прожектер ство" народников и вбирал в себя революционно-романтические тенденции народнической литературы. Он вступил в сложные взаи моотношения с натурализмом, вБщвинувшим идею врайнего объективи зма в искусстве.На протяжении всего своего развития, особенно в конце века, писатели-реалисты отвергали всевозможные проявления "чистого" искусства. Ущербное сознание модернистов было чуждо трезвому, аналитическому мышлению реалистов.Обогащаясь романтическими тенденциями на рубеже двух ве ков, критический реализм подходил к ним избирательно: приег^шя революционную романтику поэтов - народовольцев, писатели-реа листы отвергали абсолютизацию субъективного начала в творче стве декадентов."Обновление" реализма, привнесение в него романтического начала обусловливаяось и новыми задачами, ввдвинутыми эпохой наз ревающих исторических перемен. В литературе обострялся инте рес к становящейся действительности, к личности, активизирующей свои возможности. Романтические тенденции вносили определен -

ную "окрыленность" в классический реализм, рождая новые чувст ва и эмоции в читателе, Разумеется, кадцый из писателей "переходной" эпохи, в творчество которого органически вошло романтическое начало (Гаршин, Короленко, Чехов, Горький), проявлял себя в сатлых разнообразных идейно-эстетических возможностях. Это определя лось и объективно-историческими факторами, и субъективными убездениями писателя, и особенностями его мироощущения. Но од но было важно для всех - ощущение надвигащихся перемен, жаж да подвига, вера в светлое, разумное начало, в торжество доб ра и истины. И если Горький открывал в своих исканиях новое искусство, то Короленко был одним из тех писателей, который подготовил этот художественный феномен эпохи.Творческие искания писателей конца века не возродили ро мантизм нак литературное направление, но активизировали потен циальные возможности романтизма как художественного метода, Осмыслить специфику творческого метода Короленко помога ют его теоретико-литературные взгляды, представлящие целостную : эстетическую концепцию, Стремясь к слиянию двух начал художественного мировоспри ятия, Короленко предвосхищал Горького, который писал: "Слияние романтизма и реализма особенно характерно для нашей большой литературы, оно придает ей ту оригинальность, ту силу, кото рая все более заметно и глубоко влияет на литературу всего мира" .I Горький М. Собр,соч, в 30-ти т,т., т.24. - М.: ГИХЛ, 1953, Короленко понимал, что в эпоху общественных сдвигов нужны такие слова, в которых засверкает сияние будущего, А это род ственно романтизму как художественному методу. Но в силу своей известной односторонности романтизм должен влиться в реализм, вобрать в себя его величайшие исторические завоевания.Синтез романтизма и реализма на рубеже двух эпох, считал Короленко, возможен был потому,что реализм в этот период на чал характеризоваться новыми устремлениями, вызванными жизнью.В канун револщионных бурь реалистическое: искусства уже не могло ограничиться изображением тех фактов, которые отстоялись, стали достаточно типическими, необходимо было обратиться к иск лючительным, зарождающимся явлениям, вьгражающим положительное начало жизни. Поятому Короленко выдвинул идею обновления реа лизма. История распорядилась по-своему. Она потребовала не об новленный реализм, а принципиально новый. Основоположником этого нового революционного искусства стал Горький.Вопрос о реализме и романтизме решался Короленко на осно ве нового исторического понимания идеала и героического. Коро ленко искал реальных путей воплощения героического в образе рядового человека, стремился "открыть значение личности на почве значения массы", И если первая задача была реализована гол в художественной практике,то вторая не была решена потому, что требование, вццвинутое Короленко, не имело прочной опоры в идео логии того времени и скорее адресовалась будущему. Разрабатывая категорию "возможной реальности", Короленко расширял границы реализма как художественного метода. Он требовал от писателей такой силы художественного мышления, которая приводит к осоз нанию перспективы развития, "Перспектива" и "логика гипотезы" должны были, по мнению Короленко, активизировать романтические принципы изображе ния жизни. Постановка подобных вопросов, хотя и не до конца решенных Короленко в силу известной ограниченности мировоз зрения имела большое значение для дальнейшего развития лите ратуры.Взгляды Короленко на реализм и романтизгд были тесно свя заны с другими положениями его эстетической системы и сцемен тированы с ней идее й активности искусства. Последователь ре волюционно-демократической 1ЛЫСЛИ, Короленко понимая искусст во как верное раскрытие жизненных связей и отношений с позиций высоких общественно-эстетических идеалов. Он утверждал, что литература - это не просто отражение жизни, литература при звана разлагать старое и из его облошюв созидать новое, от рицать и утвервдать. Жизнь, - говорил Короленко, - это движе ние и борьба, поэтому задача искусства в том и состоит, что бы активно вмешиваться в жизненный материал, Короленко придавал чрезвычайно важное значение катего рии идейности, называя идею душой художественного произведения и утверждая необходимость ее слияния с образом. Только в этом случае, по мнению писателя, форма может согласоваться с мыслью, а мысль с формой. В этом Короленко видел высшее достоинство художественного: произведения как творения ис1^сства.Короленко не мог стать родоначальником пролетарской ли тературы в силу причин объективного и субъективного характера, но его роль "в великой работе строения новой России", как го ворил Горький, была огромна.Для Короленко-писателя б ш ш характерны социально-заост ренное, критическое отношение к действительности и романти чески возвышенная вера в будущее, мечта о гармоническом обще стве, основанном на началах разума, красоты человеческих отношений. Поэтому Короленко как писатель-реалист старался всячески активизировать возможности романтизма.Романтический настрой был ощутим уже в раннем творчест ве Короленко, и проявлял он себя по-разному,т.к. "синтез" реализма и романтизма допускал преобладания того или другого начала. Внутренняя энергия его произведений 80-х годов выра жалась как романтическая вера в нарастающую силу народного негодования, как вера в героическое, в его историческую пер спективу.В произведениях этого периода ("Чудная", "Яшка", "Соко лннец", "Ат-Даван", "Сон Макара", "Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуцы", "Лес шумит", "Слепой музыкант") звучал протест против бесправия человека утверждался героизм отдельной личности как выражение героизма народа, остро зву чал мотив "исканий" интеллигенции и народа, осмысливалась проблема человеческого счастья. Короленко широко использовал иносказательно-выразительные средства языка., интонационно синтетические особенности художественной речи, которые наибо лее адекватны романтическому пафосу. Он органически соединял реалистическое изображение жизни с романтическими приемами воссоздания характеров, когда на первый план выдвигается их исключительность, сила и необычность ощущений и поступков.Писатель понимал, что реальная жизнь не открывала пока желаемых перппектив, поэтому он считал, что в искусстве недостато чен принцип верности действительности. Он должен восполняться субъективной идеей художника, опиращегося на "возможную ре альность". Романтические "дополнения" в реализме Короленко появлялись не только потому, что писатель не видел конкретных исторических путей достижения идеала, но и потому, что он глу боко верил в необходимость активизировать романтизм в условиях назревающих общественных перемен.90-е годы ХИ в, вошли в историю России как начало "по лосы подготовки народной революции"•^. Обострение социальных противоречий, оживление общественной жизни страны, распро странение марксизма, перенесение центра международного рабо чего движения в Россию - все это не могло не отразиться и на характере литературы. Критический реализм продолжал свое развитие, обогащаясь новышт качествами: его социальная ак тивность подготавливала социалистический реализм, а страст ная устремленность в будущее рождала романтику нового типа, Короленко понимал, что перед реалистическим искусством стоят широкие социально-нравственные задачи и продолжал бо роться за их реализацию. Его прогнозирование дальнейшего раз= вития реализма было крупнейшим завоеванием художественной мысли конца века.В 90-900-е годы Короленко, как и прежде, остается пре имущественно реалистом, обогащая психологическое течение кри тического реализма элементами романтизма. Активное отноше -

ние к жизни, вера в возможность ее преобразования, зазвучали в этот период в произведениях Короленко еще сильнее. В роман тическом пафосе некоторых рассказов писателя уже угадывались горьковские интонации гимна Человеку, рожденного для того, чтобы преобразовать мир.Продолжая в 90-е годы разработку народных типов, Короленко теперь обращает особое внимание на пробуждение дремлющих сил народа, на нарастание народного саглосознания, Образ человека из народа угадывался писателем в его потен циальных, идеальных возможностях. По мнению Короленко, геро изм отдельной личности должен был стать героизмом коллектива, массы - так писатель предвосхищал грядущую битву народа за свое освобождение.Во втором сибирском цикле рассказов Короленко ("Госуда ревы ямщики", "Река изтрает", "Марусина заимка", "Мороз") со циальная мысль писателя активизируется, автор-рассказчик ("проходящий") глубже проникается идеей несправедливости су ществующего общественного бытия, образ человека из народа приобретает более четкие реалистические очертания. Но писа тель по-прежнему скорее угадывал потенциальные, идеальные воз можности своего героя, скорее предвидел горизонты его истори ческой миссии. Изобразить челове!^ из народа в его обществен но-полезной деятельности Короленко еще не мог.В произведениях Короленко этих лет особое значение приобретают поэтические символы, развернутые сравнения, образ ные параллели, аллегории. Они органически входят в художест венную ткань и порой приобретают не подчиненное, а вполне са мостоятельное значение как иносказательное рассуждение о впол не определенных жизненных явлениях. В одних случаях, романти ческая идея включается писателем в условно-сиглволический кон текст, в других - она выражается через реалистическую концеп цию бытия.1{ак и в 80-е годы, Короленко продолжают волновать поис1Ш высоких нравственных критериев, определяющих смысл человечес кого существования. Поэтому и в эти годы он создает произве дения ("Тени", "Парадокс", "Ночью", "Огоньки") глубоко насы щенные философско-нравственной проблематикой, в которых с боль шой художественной силой провоэглашаются начала разумного бы тия: истина, счастье, свобода, красота.На рубеже двух эпох романтические тенденции в творчестве Короленко интенсифицируются. Это было связано с общими зако номерностями развития критического реализма и глубокими сдвигами, которые происходили в нем.Вопрост о романтизме в реалистическом методе Короленко не может рассматриваться однозначно. Характер сосуществова ния этих двух начал художественного ^шросозерцания проявлял ся в довольно сложном, диалектически обусловленном взаимо -

действии.В одних произведениях Короленко выступал как реалист, нацеливая читателей на объективно-достоверное повествование о лщях и событиях ("Чудная", "Яшка", "Соколинец", "Марусина заимка", "Государевы ямщики"). Романтический пафос здесь был обусловлен неиссякаемой верой писателя в нарастающую силу на родного прозрения и негодования.В других случаях романтические принципы отражения жиз ни становились ведущим, антивизировались ("Слепой музыкант", "Мороз", "Парадокс", "Ночью"). Это приводило к усилению субъ ективно-лирического, экспрессивного начала, способного под черкнуть исключительность характеров и ситуаций. И в этих произведениях писателя, связанных с общей концепцией его ми роощущения, все бШ'-О: направлено на утверлэдение героического как "возможной реальности", на провозглашение разума и спра ведшшости i^K основы гармонического развития общества. Художе ственный метод писателя в таких произведениях можно было бы определить как "романтический реализм" (термин У.Р.Фохта).Наконец, в творчестве Короленко мы встречаем повести и и рассказы, которые следовало бы отнести к "чисто" романти чеошш ("Огоньки", "Тени", "Лес шумит", "Сказание о Флоре, Агрилпе и Менахеме, сыне йегуды", "^/Ьтновение"), разумеется, учитывая при этом относительность такого определения, так как в "чистом" виде, говорил В.И.Ленин, ни одно явление в природе и обществе не существует. В этих произведениях Коро ленко широко использованы развернутые аллегории, легенды, притчи, мифы. Как правЕИо, повести и рассказы такого типа ха рактеризует иносказательно-обобщенный смысл, заклю^чающий в се бе "мировую формулу" бытия, Подытоживая все сказанное, отметим, что творчество Коро ленко, направленное на утверждение передовых идеалов эпохи, на выражение мысли о моральной ценности искусства, способно го стать преобразующей силой, удивительно созьучно нашей сов ременности. Именно такое искусство может сегодня обеспечить активную роль художественной 10гльтуры в формировании нового человека. Требования высокой идейной направленности как глав ного критерия искусства прозвучали с трибун ХХУ и ХХУ1 съез дов, этим требованием пронизаны все партийные документы, на чиная с Ленинского проекта резолюции "О пролетарской куль туре".Художественный опыт XX века полностью подтвердил прогно зирование Короленко, предвидевшего будущее - искусство наших

 

Список научной литературыВелиева, Зенфира Алишах кызы, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. Буш В. Очерки литературного народничества 70-80-х годов. М., 1931, с.21.

2. Каминский В.И. Пути развития русского реализма конца ХГХв.-Л.: Наука 1979 с.183.

3. Короленко*В.Г./м.Альбов , В кн.: В.Г.Короленко. О литературе.:;-М.: ГИХЛ, 1957, с.311.3 Там же, с.309.

4. Шелгунов Н.В. Сочинения в 3-х т.т., т.З. СПб., 1904, с.634.

5. Тарасова А.А. Что такое "неонатурализм". В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX вв.- М.: Наука, 1975, с.286.

6. Чехов в воспоминаниях современников. М.: Гослитиздат, 1954, с.576.

7. Луначарский А.В. Собр.со., в 8-ми т.т., т.7. М.: Худож. литература, 1967, с.18.3 Там же1 т.1, с.411.

8. См.: Иванова Е.В. Самоопределение раннего символизма. В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-начала XX веков. - М.: Наука, 1975.

9. Короленко В.Г. Всеволод Михайлович Гаршин. Литературный портрет. Собр.соч.в 10-ти тт., т.8. М.: ГИХЛ, 1954,с.237.

10. М.Горький и А.Чехов. Переписка, статьи, высказывания. -М.: ГЙХЯ, 1951, с.124.

11. Короленко В.Г. Собр.соч. в 10-ти т.т., т.5. М.: ГИХЛ, 1954, с,7.

12. Гибет Е. Из неопубликованных статей Короленко. Вопросы литературы, 1964, & II, с.252.

13. Тенденциозное произведение ниже нетенденциозного (это значит, что при одинаковой глубине внутреннего содержания второе дает это содержание . с большим проникновением и в более совершенной форме изложения.).

14. При одинаковых художественных достоинствах выше произведение, проникнутое более глубокой идеей.

15. Два эти момента допускают затем множество комбинаций, взвесить которые в том и другом отношении дело критики"2.Б своем понимании категории тенденциозности Короленко блирукописей. Архив "русского богатства",ф.266,оп.2,ед.хр.404, л. 29.

16. Белинский В.Г. Полное собр.соч.в 13-ти т.т., т.1У. М.: Изд-во АН СССР, 1954, с.94.

17. Бакиров Н.А. Русская литература последней трети XIX в. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980, с.125.

18. Отдел рукописи ГПБ им.В.И.Ленина. Шифр, кор.1,15, с.93.

19. Отдел рукописи ГПБ им.В.И.Ленина Ф.135.13.702, с.39.

20. Короленко В.Г. О тенденциозности в литературе. Отдел рукописей ГПБ им.В.И.Ленина Ф.135.13.702.2 ' Там же.

21. Короленко В.Г. С.С.Кондурушкину 4 января 1909 г. В кн.: В.Г.Короленко, 0 литературе. - М.: ГИЗД, 1957, с.555.

22. Горький М. Собр.соч. в 30-ти т.т., т.27. М.: ГИХЛ, 1953, с.312.

23. Короленко В.Г. В.Н.Григорьеву 15 сентября 1903 г. Собр. соч.в 10-ти т.т»~, т.10. - М.: ШХД, 1956, с.383.

24. Короленко В.Г. Ф.Д.Батюшкову. 2 сентября 1904 г. В кн.: В.Г.Короленко. 0 литературе. - М.: ГШ, 1957, с.544.

25. Короленко В.Г. Полное собрание сочинений, т.IX, П г. -Изд-во А.Ф.Маркса, 1914, с.376.

26. Короленко В.Г. Собр.соч. в 10-ти т.т., т.1. М.: ГИХЛ, 1953, с.17. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

27. Короленко В.Г. Дневник, т.1. Харьков: Госиздат Украины, 1925, с.63.

28. Горький М. Собр.соч. в 10-ти т.т., т.8, с.300. М.: ГИХЛ, 1955.

29. Бакировг Н.А. Поэтика рассказов Короленко. Традиции и новаторство. В кн.: Русская литература последние трети XIX в. Изд-во Казанск.ун-та,м1980, с. 124.

30. Короленко В.Г. Избранные пипьма в 3-х тт., т.З. М.: ГИХЛ, 1936, с.256.

31. См.: Русская литература конца ХЗХ-начала XX вв. Девяностые годы. М.: Наука, 1968; Развитие реализма в русской литературе в 3-х томах, т.З. - М.: Наука, 1974; Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-начала XX вв. -М.: Наука, 1975, и др.

32. См.: В.И.Каминский, Пути развития реализма в русской литературе конца XIX-века. Л.: Наука, 1979.

33. См.: Русская литература последней трети XIX века. Казань, Изд-во Казанского университета, 1980.

34. Миксоя В. В.Г.Короленко и Т.Г.Шевченко в лекциях для сауентов-заочников. Запорожье, 1964, с.З. ороленко В.Г. Избранные письма в 3-х т.т., т.З. -М.: Ж1, 1936, с.85.

35. Вялый Г.А. Короленко В.Г. Изд.2-е перераб. и доп. Л.: Худож. лит., Ленингр.отДа., 1983, с.159.

36. Бялый Г.А. В.Г.Короленко. Л.: Худож.лит., Ленингр.изд., 1983, с.191.

37. Каминский В.И. Романтика поисков в творчестве В.Г.Королей/ ко. /К вопросу о своеобразии реализма ^переходного времени"/ в журнале: Русская литература, № 4, 1967, с.99.

38. Маркс К. Введение / Из экономических рукописей 18571858 годов/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12,с.709-738.

39. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5-9.

40. Маркс К. Письмо Фердинанду Лассалю. 19 апреля 1859 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.482-485.

41. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-452.

42. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.389-384.

43. Энгельс Ф. Письмо Фердинанду Лассалю. 18 мая 1859. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.29, с.490-496.

44. Энгельс Ф. Письмо Минне Каутской. 26 ноября 1855 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.36, с.331-334.

45. Энгельс Ф. Письмо Маргарет Гаркнесс. Начало апреля 1888 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.35-37.

46. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.12, с.99-105.

47. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.

48. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Ленин В.И. Полн.собр.соч.,) т.20, с.19-24.

49. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение. -Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.20, с.38-41.

50. Ленин В.И. Толстой и пролетарская борьба. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.20, с.70-71.

51. Ленин В.И. Толстой и его эпохи. Ленин В.И. Полн. собр.соч., т.20, с.100-104.

52. Ленин В.И. Памяти Герцена. Ленин В.И. Полн.собр. соч., т.21, с.225-262.

53. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.24, с.116-123.

54. Ленин В.И. Письмо А.М.Горькому. 7 февраля 1908 г. -Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.47, с.132-135.П

55. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г. Правда, 1972, 25 января.

56. Материалы ХХУ съезда КПСС. П.: Политиздат, 1976. -256 с.

57. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1980, с.15.

58. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.Ш

59. Очерки и рассказы, т.т.1-Ш, Пб. "Рус.мысль". -В.Г.Короленко. Рус.богатство, 1888-1903; т.т.1-П, Изд.10-е. - Пб: Рус,богатство, I903-I9I5.

60. Полное собрание сочинений, т.т.1-1Х. Пб: Изд-во А.Ф.Маркса, 1914.

61. Письма (252). I888-I92I. Под ред.и с пред.Б.Л.Модза-левского. Пг.: Время, 1922. - 352 с. / Труды Пушкинского дома/.

62. Полное собрание сочинений, т,т.1-Г, УП-УШ, Ж, ХУ-ХХП, ХХ1У, Посмертное изд. Под ред. А.С. и С.В. Короленко, Т.А.Багданович и др. Харьков-Полтава: ГИЗ Украинн, I922-1929.

63. Письма /83/. В кн.: Нижегородский сбоник памяти В.Г. Короленко. - Нижегор.губсоюз, 1923, с.15-80.

64. Собрание сочинение, кг.1-24.ГС автобиографией, вступ. статьей А.В.Луначарского, со статьей и комм.А.В.Ефремина. -М.-Л.: ЗИФ, 1930.

65. Избранные письма, т.т.1-Ш. Под ред. и с црим.Н.В.Короленко и А.Л.Кривинской. М.: Мир-ГИХЛ, 1932-1936.

66. Записная книжка 1879. Пред.А.Гриневицкий. Вступ.статья С.Алексеева. Горький: Краевое изд-во, 1933. - 131с.

67. Письма. Прим.Н.В.Короленко и А.Л.Кривинской. В кн.: Переписка В.Г.Короленко и Н.Л.Когана (Наумова). - М.: МИР, 1933. - 54 с.

68. Короленко В.Г. Избранные письма в 3-х т.т. М.: ГИХЛ,1936.

69. Записные книжки (1880-1900). Ред.и прим. С.ВКороленко и А.Л.Кривинский. Пред.А.Г.Горнфельда. М.: ГИХЛ, 1935. - 527с.

70. Избранные сочинения. Ред. статья и комм. А.К.Котова. -М.-Л.: 1937, ХУ. 778 с.

71. Сибирские очерки и рассказы, ч.чД-2. Ред.текста и комм. Н.В. и С.В.Короленко. М.: Гослитиздат, 1946.

72. Собрание сочинений, т.т.1~УШ. Послесл.А.Котова. М.: Правда, 1953. /Б-ка "Огонек"/.

73. Собрание сочинений, т.т.1-Х. Прим.С.В.Короленко и Н.В. Короленко-Ляхович. Вступ.статья А.Котова. М.: Гослитиздат,1953-1956, т.Х. Письма /306/, I879-I92I.39. 0 литературе. Прим.А.В.Храбровицкого. М.: Гослитиздат, 1957. - 716 с.

74. Собрание сочинений, т.т.1-У. Прим.М.А.Соколовой и Г.М. Миронова. Вступ.статья А.В.Храбровицкого. М.: Молодая гвардия, I960-I96I.

75. Собрание сочинений. В 8-ти т.т. Под общей ред. и со вступ.статьей, с.33-38 К.И.Тюнькина. М.: Правда, 1971.

76. ИРЛИ АН СССР. Отдел рукописей. Архив "Русского богатства", ф.266, оп.2, ед.хр.404.

77. Отдел рукописей ИПБ им.В.И.Ленина, ф.135, 13.702.у

78. Антонвц "М. Проблемы школы в наследии. В.Г.Короленко:К 130-летию со дня рождения. Народное образование, 1983, № 7, с.76-77.

79. Атамановская Н.А. В.Г.Короленко и Н.А.Добролюбов. В сб.: Проблемы формирования реализма в русской и зарубежной литературе XIX-XX вв. Вып.2А - Саратов, Саратовское книж.изд., 1975, с.3-18.

80. Атамановская Н.А. Изучение поэтикиь повествовательных жанров /на материале сибирских рассказов В.Г.Короленко/. В сб.: Формирование учителя-словесника в процессе изучения литературы. Вып.1. - Саратов, Саратовское книж.изд., 1978, с.12-21.

81. Ахмедов М.А. Красота и стойкость духа: к 125-летию со дня рождения В.Г.Короленко. Литературный Азербайджан, 1978, № 7, с.122-124,

82. Бакиров Н.Э. Из наблкщений над поэтикой Короленко. -В сб.: Русская литература и освободительное движение. Сб.: /Ученые записки Казанского пед.ин-та/, вып.168. - Казань, 1976. с.31-60.

83. Бакиров Н.Э. Поэтика рассказов Короленко. Традиции иноваторство. В кн.: Русская литература последней трети XIX века. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980, с.121-129.

84. Бакиров Н.Э. 0 жанровых традициях в повести В.Г.Короленко "Не страшно" /К проблеме Короленко и Достоевский/. В сб.: Природа художественного целого и,: литературный процесс. Межвузовский сборник научных трудов. - Кемерово, 1980, с.143-153.

85. Балабанович Е. В.Г.Короленко, I853-I92I /Под ред. В.Бонч-Бруевича/. М.: Гослитиздат, 1947. - 163 с.

86. Бартенов Вл. В.Г.Короленко литературный критик. -Иваново, Ивановское книж.изд-во, 1953. - 143 с,

87. Боброва Л.Е. Рассказ В.Г.Короленко "Убивец". В сб.: Воцросы русской литературы, вып.69. - Омск, 1972, с.3-28.

88. Воронин Ф. В.Короленко и нижегородская общественность /по материалам Горьковского государственного архива/. Русская литературу , 1959, № 2, с.221-224.

89. Букчин С. Вся ваша честная деятельность. Из архива В.Г.Короленко. Неман, 1982, № 2, с.150-161.

90. Бушканец Е.Г. Неизвестные произведения В.Г.Короленко. -ИзвДН СССР. Отд.лит. и яз., вып.1, т.УШ. М., 1949,с.50-52.

91. Бялый Г,А. В.Г.Короленко провинциальный публицист. -Ученые записки Ленингр.гос.ун-та. Серия филологических наук, вып. 13, 1948, с.232-252.

92. Бялый Г.А. Короленко. В кн.: История русской литературы, т.IX, ч.2. - М.-Л.: Изд.АН СССР, 1956, с.313-343.

93. Бялый Г.А. В.Г.Короленко и Н.К.Михай овский в их переписке. В сб.: От Грибоедова до Горького. - Л.: Изд.ЛГУ, 1979, с.85-106.

94. Бялый Г.А. Открыть значение личности на почве значения иассы. В кн.: Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. - М.,1981, с.359-399.

95. Бялый Г.А. В.Г.Короленко. М.-Л.: ГИХЯ, 1949. - 371 с. также: Изд.2-е, перераб. - Л.: Худож.лит. Ленингр.отд., 1983. -352 с.

96. Васильева Г.А. Об особенностях реализма В.Г.КЬроленко.- В сб.: Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовских курсах. М., 1972, с.97-99.

97. Верховская М.М. В.Г.Короленко и рабочее движение. -В кн.: Верховская М.М. Русская литература и рабочий вопрос. -Рязань, 1973, с.179-211.

98. Власова З.И. Фольклорные мотивы в рассказе Короленко "Соколинец". В кн.: И8 истории русских литературных отношений ХУШ-Х1Х вв. - М., I960, с.279-285.

99. Гибет С.И. В.Г.КЬроленко и правительственная реакция.- Сокращения А.П.Чеховым рассказа В.Г;Короленко "Лес шумит". -В сб.: Труды Пржевальского гос.пед.ин-та, вып.9. Пржевальск, 1962. - 26 с.

100. Гибет В.И. Из неопубликованных статей Короленко /по теоретическим вопросам литературц/. Вопросы литературы, 1964,1., с.252-255.

101. Гибет Е.И. Рассказ В.Г.КЬроленко "В дурном обществе".- Русская речь, 1976, № 5, с,142-147.

102. Гибет Е.И. Писатель-наставник: К 125-летию В.Г.Короленко. Русская речь, 1978, № 4, с.67-71.

103. Голяков И.Т. В.Г.КЬроленко /"Сибирские рассказы", "История моего современника"/. В кн.: Голяков И.Т. Суд и законность в русской художественной литературе XIX в. - М.: Изд. МГУ, 1956, с.154-169.

104. Горький М.Г. В.Г.Короленко. В кн.: М.Горький. О литературе. - М., 1953, с.216-231.

105. Горький Ы. Время Короленко. В кн.: Горький М. Собр. соч. в 30-ти т.Г., т.15. - М., 1951, с.5-31.

106. Григорьев Р. В.Г.Короленко. М.: ЕИЗ, 1925. - 143 с.

107. Дерман А.Б. В.Г.Короленко. Литература в школе, 1946, № 5 -6, с.24-32.

108. Евстратов А.Н. История и современность в путевых очерках В.Г.Короленко. Вестник МГУ, серая 9. Филология, 1978, № 5, с.18-27.

109. Ермушкин В.Г. Жанр путевого очерка в творчестве В.Г.Короленко. В сб.: Материалы IX научной конференции литературоведов Поволжья. - Пенза, 1969, с.158-160.

110. Ермушкин В.Г. О жанре рассказа и беллетристического очерка в творчестве В.Г.Короленко 80-90-х годов XIX века.В сб.: Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовских курсах. М., 1972, с.96-97.

111. Ермушкин В.Г. Жанр и композиция рассказа В.Г.Короленко "Сон Макара". В сб.: Проблемы жанра и стиля в русской литературе. - М., 1973, с.215-230.

112. Здольников В.В. Разрыв В.Г.Короленко с журналом "Русская мысль". Вестник Моск.ун-та. Серия П. Журналистика, 1974, № 5, с.54-61.

113. Ивановский В. К свету: 125 лет со дня рождения В.Г.Короленко. Семья и школа, 1978, № 7, с.46-47.

114. Изергина Н.П. Жанр рассказа в творчестве В.Г.Короленко 80-х годов. -В сб.: Жанр рассказа в русской советской литературе. Киров, 1983, с.15-51.

115. Исупова Г.А. Решение проблемы героического в Сибирских рассказах В.Г.Короленко. Ученые записки Казанского гос.ун-та, т.123, кн.8, 1963, с.118-138.

116. Исупова Г.А. Эстетический идеал Короленко и его воплощение в Сибирских рассказах. Ученые записки Казанского гос. ун-та, т.123, кн.9, 1963, с.148-171.

117. Исупова Г.А. Проблема соотношения объективного и субъективного в эстетике В.Г.Короленко. В сб.: Вопросы романтизма в русской литературе. - Ученые записки Казанского го с. ун-та,т.123, кн.9, 1963, с.I17-147.

118. Калуцова Милена. Глубокие корни. Творчество В.Г.Короленко в Болгарии. Пер.с болт.авт. Наш современник, 1978, с.136-141.

119. Карасев П.С. Общественно-политические взгляды Короленко в эпоху первой русской революции и ее публицистика. Учен, записки Ленинград.ун-та, № 284, Серия филол.наук, вып.57, I960, с.28-52.

120. Келдыш В.А. Народ в творчестве В.Г.Короленко. Сб. трудов Моск.заочного полиграфического ин-та, вып.4, 1956,с.65-88.

121. Котов А.К. В.Г.Короленко. Очерк жизни и литературной деятельности. М.: Гослитиздат, 1957. - 86 с.

122. Кронрод И.А. Новые материалы об отношении Короленко к творчеству Л.Толстого. Русская литература, 1953, № 4,с.207-214.

123. Кудрявцев В.Д. О народности языка Сибирских очерков ирассказов В.Г.Короленко. Труды Иркутского гос.ин-та, т.ХУТ, вып.З, 1956, с.3-17.

124. Куканов Л.М. Уроки мастера /В.Г.Короленко о публицистике и публицистах/. Журналистика /Казанский ун-т/, 1975, вып.5, с.77-86.94.1флик Л.С. Сибирские рассказы В.Г.Короленко. Киев, Изд-во: АН УССР, 1961. - 60 с.

125. Ласунский О.Г., В.М.1митриева. В.Г.Короленко. Сборник работ аспирантов ВГУ (Воронежский ун-т), вып.1, 1965,с.265-269.

126. Летов Б.Д, В.Г.Короленко-редактор. Л.: Изд.Ленингр. ун-та, 1961. - 217 с.

127. Малютина А.И.Сибирские рассказы В.Г.Короленко и их н родно-поэтичеокая основа. Енисейск: Книж.изд., 1962. -172 с.

128. Малютина А.И. В.Г.Короленко и сибирская тема в дурнале "Русское богатство". В сб.: Вопросы литературы. - Красноярск; 1967, с.65-92.

129. Меламед Е.И. "Адъютант его превосходительства."/К истории создания рассказа В.Г.Короленко "Ат-Даван"/. Литературная учеба, 1982, № 4, с.182-187.

130. Миронов Г.М. Короленко. М.: Молодая гвардия, 1962. -367 с.

131. Миронов Г.М., Миронова М. Трудным путем героя. К 130-летию со дня рождения В.Г.Короленко. Литература в школе, 1983, № 4, с.53-57.

132. Михайловская Н,Д. Проблема личности и народа в повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант". Известия Воронежского гос.пед.ин-та, 1956, т.Ш, с.85-106.

133. Морозова Т.Г. Проблема многостороннего развития личности в повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант". Учен.записки Московского пед.ин-та им.В.И.Ленина, № 315, 1969, с.232-249.

134. Морозова Т.Г. Мастерство Короленко-очеркиста. Литературная учеба, 1978, № 6, с.190-198.

135. Морозова Т.Г. Рассказ В.Г.Короленко "Ат-Даван" и традиции Достоевского. Достоевский. Материалы и исследования /Институт русской литературц/ Пушкинский дом / АН СССР, 1980, вып.4, с.123-124.

136. Николаева Е.П. В.Г.Короленко о сущности и задачах искусства. Ученые записки Сталинградского пед.ин-та, вып.6, 1955, с.98-127.

137. Николаева Е.П. Пейзаж в эстетике и творчестве В.Г.КЬ-роленко. Учен.записки Волгоградского пед.ин-та, вып.УП, 1969, с.22-39.

138. Основин В.В. "Огоньки". В.Г.КЬроленко /Из наблюдений над творческой историей и художественным своеобразием/. В кн.: Русская литература XX века / дооктябрьский период/. - Вып.5. -Тула, 1974, с.36-46.

139. Осьмаков Н. "Большой и красивый писатель.": К 125-летию со дня рождения В.Г.Короленко. Сельская жизнь, 1978, 27 июля.

140. Паперный З.С. Буду изучать Вашу манеру /Чехов читает Короленко/. В сб.: Чехов и его время. - М.: Наука, 1977,с.85-100.

141. Пасютин К.Ф. Якутия в художественных произведениях В.Г.Короленко. Ученые записки Якут.ун-та, вып.7. I960,с.35-47.

142. Платонова К.И. Якутская лексика в рассказах В.Г.Короленко. Полярная звезда, 1865, № 3, с.168-172.

143. Платонова К.И. Идея и язык "Огоньков" В.Г.КЬроленко.Полярная звезда,1866, № 5, с.159-161.

144. Пожилова Л.В. Соотношение романтизма и реализма в художественном методе Чехова и Короленко. В кн.: Русская литература последней трети XIX в. - Казань, 1980, с.71-80.

145. Ростов Н. В.Г.Короленко. М.: Художественная литература, 1965. - III с.

146. Семенова М.Л. Чехов и Короленко. В сб.: Пути русской црозн XIX в. - Л., 1976, с.109-127.

147. Сей человек сделает еще много хорошего.: Из писеми заметок В.Г.Короленко /Вступит.заметка и публ.К.Г*Не$ровой/. -Лит.газ., 1983, 10 анг., № 32, с.5.

148. Синицкий В.В. Оглядываясь в прошлое: Проблема человеческого характера в "Сибирских рассказах" В.Г.Короленко. Радуга, 1983, № 6, с.137-139.

149. Смолко Н.С. Первый период литературной деятельности В.Г.Короленко. Труды Пржевальского гос.пед.ин-та, т.XI, 1964, с.53-99.

150. Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80-90-х годов /Гаршин, Короленко/. В кн.: Развитие реализма в русской литературе, т.З. - М., 1974, с.48-76.

151. Строчевая 3. Человек с большим и сильным сердцем:К биографии В.Г.Короленко. К 120-летию со дня рождения писателя. Народное образование, 1973, № 7, с.85-86.

152. Сухих И.Н. Эпизоды из жизни "искателя".В.Г.Короленко и литературная деятельность писателя в начале 1880-х годов. -Вестник Ленингр.ун-та, 1979, № 14. История, яз. лит., вып.З, с.44-49.

153. Тютерев Н. "Я защищал как писатель." /К 130-летию со дня рождения В.Г.Короленко/. Сов.юстиция, 1983,г № 12, с.29-31.

154. Удонова З.В. В.Г.Короленко и русский символизм. -В сб.: Русская литература XX века. /Дооктябрьский период/. Сб.6. Тула, 1974, с.90-107.

155. Фабианская В.А. Автобиографичность ранних произведений В.Г.КЬроленко. /"Чудная", "Яшка" и др./. В сб.: Воцросы русской литературы. Вып.1/10/. - Львов, 1969, с.3-8.

156. Фабинская В.А. Эволюция темы "дна" в творчестве В.Г. Короленко. В сб.: Русская литература XX века /Дооктябрьский период/, сб.6. - Тула, 1974, с.72-89.

157. Храбровицкий А.В. В кругу современников: К 120-летию В.ГЛСороленко. Радуга, 1973, J& 8, с. 172-175.

158. Храбровицкий А.В. В.Г.КЬроленко и Якутия. Полярная звезда, 1980, J6 3, с.118-121.

159. Цой Е.П. Романтические тенденции рассказа В.Г.КЬроленко "Река играет". В кн.: Филологический сборник, вып.Ш. - Алма-Ата, 1964, с.16-24.

160. Цой Е.П. Метод и стиль повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант". В кн.: Из истории русского романтизма, вып.1. -Кемерово, 1971, с.144-160.

161. Цой Е.П. О ритме авторской речи в повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант". В сб.: Русская литература, вып.Ш. - Алма-Ата, 1972, с.48-52.

162. Чуковский К. Короленко в кругу друзей. Из воспоминаний. Октябрь, I960, кн.9, с.191-205.

163. Щербаков Н. История одного замыслан К 125-летию со дня ровдения В.Г.Короленка. Урал, 1978, № 6, с.152-156.

164. Якунина А.Э. Творчество В.Г.Короленко и традиции Ф.М. Достоевского. В кн.: Проблемы типологии литературного процесса. - Пермь, 1981, с.58-69.

165. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.в 13-ти т.т., т.1У. -М.: Изд.АН СССР, 1954.

166. Бялый Г.А. К вопросу о русском реализме конца XIX в.- в кн.: Тр.юбилейной научной сессии Ленингр.гос.ун-та. Секция фил. наук., Л., 1946, с.294-317.

167. Волков И.Ф. Основные проблемы изучения романтизма. -В сб.: К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973,с.5-38.

168. Боровский В.В. Литературно-критические статьи. М.: ГИХЛ, 1956.-2 51/ с.

169. Григорьян К.Н. Судьбы романтизма в русской литературе. В кн.: Русский романтизм. - Л.: Наука, 1978, с.4-18.

170. Головко Н.Ф. Русская критика в борьбе за реализм. -Минск: Изд-во БГУ, 1980. 167 с.

171. Горький М. Собр.соч.в 30-ти т.т., т.15, т.24, т.28, т.30. М.: ГИХЛ, Wh'S-iytt

172. Горысовские чтения, 1959-1960 гг. М.: Изд.АН СССР, 1962. - 383 с.

173. Гуляев Н.А. Ленин о романтизме. В сб.: Вопросы романтизма. - Казань, 1972, с.3-32.

174. Гуляев Н.А. Романтизм в художественной литературе. -Казань: Изд-во КГУ, 1972. 179 с.

175. Гуляев Н.А., Карташова И.В. Современное литературоведение о соотношении реализма и романтизма в русской литературе. В кн.: Современная советская историко-литературная наука. Актуальные вопросы. - Л., 1975, с.195-237.

176. Днецров В.Д. Проблемы реализма. Л.: Советс1®й писатель, 1961. - 371 с.

177. Дубровина И.М. Романтика в художественном произведении.- М.: Высшая школа, 1976. 256 с.

178. Зотов И.А. Основной принцип реализма. Чебоксары:Чувашское книж.изд., 1976. 320 с.

179. Ццеи социализма и литературный процесс на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1977. -3SJc.

180. Иезуитов А.Н. Вопросы реализма в эстетике Маркса и Энгельса. Л.-М.: Искусство, 1963. - 323 о".

181. Каминский В.И. Основные идейно-художественные тенденции в русской литературе конца XIX века и их трактовка в современной науке. В кн.: Современная советская историко-литературная наука. Актуальные проблемы. - Л.: Наука, 1975, с.272-320.

182. Каминский В.И. К воцросу о гносеологии реализма в некоторых нереалистических методах в русской литературе. Русская литература, 1974, № I.

183. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX в. Л.: Наука, 1979. - 197 с.

184. Каминский В.И. Романтические течения в русской литературе "переходного времени". В кн.: Русский романтизм. - Л.: Наука, 1978, с.207-224.

185. Караганов А. Критический реализм. В сб.: Творческий метод. - М., 1960, с.208-237.

186. Келдыш В.А. Приобретения и задачи. О некоторых проблемах русского литературного процесса конца XIX начала XX столетия и их изучение. - Вопросы литературы, 1983, № 2,с.136-156.

187. Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы. М.-Л.: 1929, т.4.

188. Кулешов В.И. Нерешенные вопросы изучения русской литературы. Вопросы литературы, 1982, № 8, с.50-75.

189. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века 70-90-е годы. М.: Высшая школа, 1983. -т400 с.

190. Луначарский А.В. Собр.соч.в 8-ми т.т., т.7. М.: ГИХЛ,1967.- Ше.

191. Люксембург Роза. О литературе. М.: ГИХЛ, 1961. -351 с.

192. Маймин Е.А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975. - 239 с.

193. Мережовский о причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893.

194. Михайлов 0. Страницы русского реализма. М.: Современник, 1982. - 288 сj

195. Михайловский Б.В. Русская литература XX века. М.: Уг-пе^гнз.

196. Михайловский Н.К. Полн.собр.соч., тУП. СПб., 1909.

197. Николаев П.А. Реализм как творческий метод. Историко-теоретические очерки. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 280 с.

198. Палиевский П.В. Пути реализма. Литература и теория. -М.: Современник, 1974. 222 с.

199. Петров С.М. Проблемы реализма в художественной литературе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 304 с.

200. Петров С.М. Реализм. М.: Просвещение, 1964. -490 с.

201. Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975.303 с.

202. Петров С.М. Критический реализм. М.: Высшая школа, 1980. - 359 с.

203. Петросов К.Г. О спорных проблемах романтизма в русской литературе конца XIX-начала XX веков /Итоги и перспективы изучения/. В кн.: Русский романтизм. - Л., 1978, с.246-262.

204. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М.: ГИХЛ, 1948.-?S

205. Плеханов Г.В. Сочинения. т.Х1У. М.: ГИЗ, б/г.176."Последние сочинения Н.К.Михайловского", т.1. СПб.,1905.

206. Пыпин А.Н. Характеристика литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов. Изд.3-е. - СПб.: Книгоиздат Колосу 1906.

207. Соколов А.Г. История русской литературы конца Х1Х-нача-ла XX века. Изд,2-е испр.и доп. М.: Высшая школа, 1984. - 360 с.

208. Соколов А.Н. К спорам о романтизме. Вопросы литературы, 1967, № 7, с.5-41.

209. Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80-90-х годов. В кн.: Развитие реализма в русской литературе. - М., 1974, т.З, с.48-76.

210. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М.: Советский писатель, 1977. - 526 с.

211. Тагер Е.Б. Новый этап в развитии реализма. В кн.: Русская литература конца XIX-начала XX в. /90-е годы/. - М., 1968.

212. Тертерян И. Романтизм как целостное явление. Вопросы литературы, 1983, № 4, с.151-181.

213. Фохт У.Р. Некоторые вопросы теории романтизма. В кн.: Проблемы романтизма. - М.: Искусство, 1967, с.77-91.

214. Чехов А.П.0 литературе. М.: ГИХЛ, 1955.- 4оЗс.

215. Чехов в воспоминаниях современников.-.- М.: ГИХЛ,1954.

216. Шелгунов Н.В. Сочинения в 3-х т.т. Изд.3-е. СПб.,)1904.1Ъ

217. Бакиров Н.Э. Основные принципы поэтики Короленко: Автореф.дис. . канд.фил.наук. Томск, 1979. - 18 с.

218. Белоус P.M., Художественный очерк В.Г.Короленко (80-90-е г.г. XIX в.): Автореф.Дис. . канд.фил.наук, Горький, 1974.

219. Горохова В.Н. Романтика и ее разновидности (на материале русской литературы XIX в.): Автореф.Дис. . канд.фил. наук. М., 1979. - 24 с.

220. Гусев В.А. Романтические тенденции в русской реалистической литературе конца XIX в. /Проза В.М.Гаршина, В.Г.Короленко, А.П.Чехова/: Автореф. Дис. . канд.филол.наук. Дневп-ропетровск, 1979. - 27 с.

221. Носова Л.И. Жанр стихотворений в прозе в русской литературе /И.С.Тургенев, В.М.Гарпшн, В.Г.Короленко, И.А.Бунин/: Автореф.Дис. . .канд.фил.наук. Воронеж, 1969. - 20 с.

222. Каминский В.й. Проблемы реализма в русской литературе конц конца XIX века: Автореф.Дис. .доктора фил.наук. Л., 1975.40 с.