автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Характер взаимодействия категории текста в художественном произведении (на материале англо-американского рассказа)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Петрожицкая, Оксана Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Характер взаимодействия категории текста в художественном произведении (на материале англо-американского рассказа)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Характер взаимодействия категории текста в художественном произведении (на материале англо-американского рассказа)"

V

Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет

На правах рукописи

ПЕТРОЖИЦКАЯ Оксана Николаевна

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАТЕГОРИЙ ТЕКСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

(на материале англо-американского рассказа)

Специальность № 10.02.04 — германские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва —

1991

Работа выполнена на кафедре стилистики английского языка Московского ордена Дружбы народов государственного лингвистического университета.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - каздидат Дологических наук,

доцент В.Л.ДАШЕВСКАЯ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОПГОНЕНГЫ - доктор филологических наук,

профессор Н.М.РАЗИНКИНА; кандидат филологических наук, доцент Л.Н.«ЗДОРОВА

ИЩУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Университет Дружбы народов

имени Патриса Лумумбы

Защита диссертации соотоится " 13 " <jetXt$?J 1991 г. на заседании спедаалазированкого совета K-053.I7.0I по присуждению ученой степени каадвдата филологических наук в Мое -ковском ордена Дружбы народов государственном лингвистическом университете.

Адрес совета: II9600, Москва, ГСП-З, ул. Остоженка, 38. О диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан " (í. " /.rQ-A.^J? 1991 г.

Ученый секратарь. специализированного сорета ^ Н.М.ОСВЕТШСКАЯ

Реферируемая диссертация посвящена одной из. актуалышх, но мало .изученных проблем лингвистики текста - проблеме взаимодей-

-I

стбия текстовых категории. Под взаимодействием категорий в ра -боте понимается характер их отношений в тексте, процессы их воздействия др,уг на друга, их совместное участие в организации текста. Рассмотрение текстовых категорий в аспекте их взаимодействия позволяет выявить специфику текста как речетворческого процесса.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего изучения одного из ведущих направлений современной филологии - текстовой вариативности. В работе инвариантные характе -ристкки текста рассматриваются на семантическом к структурно^ уровнях,

Актуальность диссертации определяется также тем, что проб -лома взаимодействия категорий текста, по-прежнему привлекающая внимание лингвистов, не имеет однозначного решешш. Выбор теми детерминирован необходимостью системного подхода к текстовым категория."«!, что предполагает их рассмотрение с точки зрения ро -ли в тексте и тех связей и отношений, которие устанавливаются мечсду ними в конкретном речево?« произведении.

Исследование характера взаимодействия категорий, кроме того, диктуется все возрастающим интересом к проблеме интерпретации текста.

Научная новизна диссертационного исследования, в первую очередь, заключается в ковдлекснем подходе к взаимодействию тексто-гшх категорий как к основному структурно-семантическому парамет -ру оргализ.шпн текста. Опираясь на теорию текстов1х категорий, ппсрстю анрооируогся подход к вопросу вятжативности текста так

с позиций его форлк, так к содержания, и на отой основе устанавливаются инвариантный характеристики текста короткого рассказа. Принципиально новым является описание структурной организации содержатедыго-^актуалыюй информации (СФИ), разработка схем ее аранжировки. Схемы аранжировки СФИ рассматриваются как константный фактор, который предопределяет реализацию ведущих категорий текста (в частности, субъективно-оценочной модальности и члени-мости, являющихся объектом исследования) и создает цредпооылки для адекватной и наиболее полной интерпретации содержательно--концоятуальной информации (СКИ) произведения. В работе также исследуется зависимость мезду организацией СФИ и распределением в тексте форм контекстно-вариативного членения. Новизна при атом состоит в том, что связь между схемами аранжировки СФИ и композиционно-речевыми формами устанавливается через неаноним -ность/анонимность формы художественного изложения.

В диссертации ставится цель выявить характер взшшодейст. -вия категорий информации, оценочной модальности и члвнимостя. Категории выбирались по принципу их наиболее тесной связи с категорией информации, а также с учетом того факта, что именно модальность и членимость позволяют изучить взаимодействие категорий текста как на^семантическом, так и структурном уровнях.

Для достижения основной цели исследования потребовалось решить рад частных задач :

1. Выявить инвариантные схемы аранжировки СФИ и пределы их ва -риативносга в тексте рассказа.

2. Изучить способы развертывания СКИ и оценочной модальности, предопределяемые схемой аранжировки СФИ,

3. Раскрыть характер отношений между СФИ, СКИ и модальностью.

4. Установить зависимость распределения форм контекстно-вариа-

- 2 -

тивного членения текста от охеми аранжировки СФИ;

5. Вндедить наиболее характерные для текста современного рас -сказа форм! авторского представления СФИ (формы изложения);

6. Раскрыть характер взаимодействия категорий информации, мо -дальности, членимостц и установить их соотношение в тексте.

Исследование проводилось на материале фабулылсс рассказов современных английских к американских писателе!!. Анализируемой материал составил около 300 текстов.

IV работе использовались метода непосредственного наблюде -нкя, суперлгшеарного анализа, компонентного анализа и описательно-аналитический метод. Каждый этап исследования потребовал разработки специальной процедуры анализа.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том,что она является следующим шагом в разработке проблем функциональной стилистики и лингвистики текста, гак как представляет собой по -' пнтку комплексного изучения категорий текста в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Теоретически релевантными являются раз -

*

работанныо положения о взаимодействии категорий как основном текстообразующем факторе, виделешше схемы аранжировки СМИ,определенно характера ее взаимодействия с оценочной модальностью и членимоегью. Важным в теоретическом аспекте является также тот факт, что в работе с позиций проблемы взаимодействия текстовых категорий прелагается один из возможных подходов к стилистической интерпретации текста англо-американского рассказа и выш -ленига его инвариантных характеристик.

Практическая ценность проведенного исследованил определяется тем, что пэлучешкв результаты и лю'одц могут найти применение при рая1<»|5откв тоорогпеекзх курсов по лингвистике такс -та, лекдаЯ ч согтанчров по стилистке английского язш<а,а такхо

при написании курсогых и диплошых работ ио данной проблематике. К диссертации имеется приложение, которое содержит дополнительные тексты и задания к им и может бить использовано как учебное пособие для студентов старших, курсов по интерпретации художественного текста на практических занятиях по стилистике, домашнему чтеншо и анализу текста.

Основные положения диссертации били агпюбиповляи на заседаниях кафодры стилистики английского язика Московского ордена Дружбы народов государственного лингвистического университета (1989, 1990, 1991).

х х

х

В основу рабочей гипотезы легло общепризнанное положение о том, что в тексте все категории сопрякенц и взаимодействуют и что базовой категорией является информация. Кроме того, учитывался тот факт, что в основе формирования текстовых категорий ланит СОИ, которая представляет собой совокупность определенным образом арзншрованних фактов. В связи с этим бала избрана метода« анализа взаимодействия категорий текста, основанная на изучении способов организации СФИ и определении ее роли в реализаций друвж текстовых категорий. В ходе анализа било установлено, Ч'ю ЩлНШЦШШ) ^актуальной информации помогает? понять сшсло-йоо СОМРШШ ¥бйСЕ8 через другие текстовые явления.

Иееледшше проводилось в два этапа. Первый бил по-

няучепш взаимодействия категорий информации и еубъеытев-но-оценочиоЯ: шдалыйети; на шором этане к яазвашшм категориям подключалась категории текстовой члвншэсти.

% %

X

На первом этапе исследования ставилась цель выявить характер взаимодействия категорий информации й модальности. Для

этого, прежде всего, потребовалось определить способа аракжи-

_ 4-

рсвкч (Ж, поскольку галэнш от ее организации зависит специфика реализации колтлтуалкних и медальных смыслов1, непосредственно форчгрунщих (Л'Д и оценочную модальность лролзгоденпя.Лля шяпло-нич способов аранжировки СМ и соответствующей им организации Ctf! ii 'лодат.иости бала разработана специальная процедура анализа текста рассказа. Основной единицей анализ-! явился инфоргла -

о

цвпнно-тоиатический блок (ТБ) , на уровне которого устанавли -валооь соотношение фактов, концептуальных и t/одалъшх синодов.

1. Деление текста на тематияеокне блоки.

2. Описание схемы аранжировки СФИ.

3. Определение концептуальных синодов каядого ТБ на основе лингвостшшетических средств их формирования.

4. Определение иодальннх сшслоч каждого ТБ на основе лзпггио ~ стилистических средств их формирования,

5. Вщедение итоговой модальности и СЙ1 произведения.

г>. Роскриттю характера взаимодействия категорий информации и оубьективно-оценочной .модальности.

Анализ фактического материала позволил выделить семь наиболее характерных для • современного англо-а'лсршсансксго рас -

* Концентуатъшй сшсл - ото составляющая СКИ,которая формиру -ется на уровне отдельного отрезка текста и подготавливает восприятие итоговой CJC11, го есть является аьторской/лерсоназк-' ной интерпретацией ©ffl на определенном отрезке текста. Но -дальний сююл - ото составляющая оценочной модальности,которая форглгруогся на урошю отдельного сгрёзка текста и лодго-таятгазает восприятие итоговой модальности, то есть является г»щорсвор/перзопя«шой оценкой (;.,<1 на определенном отрезке

Лол од за 'Г. А. Щлро, тюд ТБ нонпмаогоя Фрагмент тепе та, с одержали: пнфюрэдшш о том или ином факте, характеризуешься единством пред.пгпго-темагического плана и однотипность»- языковой организации.

сказа способов аранжировки СФИ:

радиальный, при котором СФИ аршшгрована по принципу "ос -ноьной факт, заданный в зачина или заголовко, плюс иллюстративные факты" ;

2) цепочечный, при котором СФИ представлена цепочкой последовательно соединяемых фактов, находящихся в причинно-следственных отношениях и аранжированных но принципу "если бы но, то...";

3) поступательный, или градационный, при котором организующем СФИ принципом является "нарастающая цепочка фактов, кульми -пирующая в концовке произведения";

4) стагичшй, характеризующийся организацией СФИ по принципу "включение предшествующих блоков информации в зшиьочитель -шй ТБ";

5) моаофактуалышй, но поликнтерпрэтируемый, в основе которого лежат принцип "повторение {актуальной информации как минимум два раза"

6) рамочный, обеспечивающий кольцевую организацию СФИ, то есть предполагающий ее аналогичность в обрамляющих частях текста;

7) неопределенный, или смешанный, когда в разных ТБ ¿[актуальная информация может быть аранжирована по принципам любого из вышеназванных способов.

На основе вывода о том, что аранжировка СФИ предопределяет организацию в тексте концептуальных и модальных смыслов,оказалось возможным установить характер взаимодействия СФИ с СКИ и модальностью, определяемый отношениями между данными категориями. Критерием, который позволяет установить характер взаимодействия текстовых категорий, служит принцип устойчивости/вариа -тивности аранжировки СФИ. Если между СФИ и формируемыми ею кон- 6 -

цеитуальгает и модалянчми смыслами на протяжении лсего текста существует единство, то между ними устанавливаются отноиеяия полного согласования. Когда в пределах одного текста в зависимости от организации СФИ допускается варттишость концептуаль-шх и модалшчх столов, категории находятся в отношениях частичного согласования. В некоторнх случаях, как более частное и менее частотное явление, частичное согласование может переходить в рассогласование. Для текста короткого рассказа наиболее хао.зктернши являются отношения полного и частичного согласования.

Охарактеризуем качдую схему аран-кировки СФЙ и определю* характер взашюдейстрш категорий информации и модальности:

CWI рассказов данной схемы аранжирована по принципу "основной факт, заданный в зачину ни заголовка, плюс иллюстративные, раемчрягщие информацию зачина факты". Текстовая CK3I заявлена в зачине, раскрывающем основной смысл заголовка. Она развертывается одновременно с СЩ, носящей на протяжения всего текста иллюстративный характер. Модальность автора/рассказчика также выражена в зачине, поскольку в нем не только заявляются оспоотзя ^актуальная тема и концепт расскапа, но и передается авторское отношение к изображаемому. Kan Gíll, так и С>Д1 находятся в отношениях уточнения и расширения: излагаемая поэтапно в каидсм ТЕ ^актуальная информация конкретизирует СКЙ и модальность первого информационного блока, иа»»ч«ивего зачил произведения. Связь иедиу TL- в подобтлг рассказах слабая, гак кал ках-дг.и ¡'3 них обладь«т Лолмаой долой овтосекангичности, что легко зг- "-.-орлется эд.-годом ¡шпяшмрт - изъятие из текста одного из ТБ по ведет к розшву в допоетпонашш и изшиеишо ОКИ и оцвноч-

ной модальности рассказа. При этом устойчивость, неизменность СФИ препятствует вариативности концептуальных и модальных смыслов, которые остаются неизменными на протяжения всего текста и полностью согласовываются с СФИ. Следовательно, характер взаимодействия мевду СФИ, СКИ и модальностью при радиальной схеме определяется как полное согласование.

2. Деггочечная схема

СФИ представлена цепочкой последовательно соединяемых фактов, араншрованншс но принципу "если öu не, то...", когда каждый последующий факт выгекаег из предыдущего, разышая его. Факты накапливаются и группируются по маре развертывания ^[актуальной темы рассказа, отправной точкой которой служит данный в зачина (или первом 1Б) основной факт. Kinim словами, факты, находятся в причинно-следственных отношениях. Подобная аранжировка СИ1 обусловливает наличие сильной связи между информационными блоками - изъятие одного из них ведет к непонимание последующей информации. Каадьй ТБ формирует два или более неоднозначных концептуальных смысла, создахщас неоднозначные модальные сыыоли. Концептуальные и модальные сшелы разьиваюгея параллельно друг другу - от неопределенности к определенности, которая достигается к концу рассказа и позволяет декодировать итоговуи модальность и концепт произведения. Чередование разнообразит: фактов вызывает чередование и изменение концептуальных и модальных смыслов, поэтому взаимодействие категорий при цепочечной йранмроьке СФИ имеет характер частичного согласования.

3. Поогуллтельная схема

СФ11 организована по принципу "нарастающая цепочка (¡актов, кульминирующая в концовке рассказа", то есть по принципу

~ и -

ноступатшшшго развития (или градации). В плане развертывания СКИ и модальности рассказы, шеиипе подобную аранжировку фактов, подразделяются на две группы:

а) СКИ и модальность окмтщгроваш в заключительном ТБ рассказа; при этом связь между блоками: оказывается ослабленной, гак как последний из них обладает большой долей автосемантнчно-сти;

б) СК1 и модальность имплицитно реализуются в заключительном ТБ,который достаточно сильно связан с предыдущими и позволяет ретроспективно декодировать содержащуюся в них информацию.

Ввиду того, что концептуальные и модальные смыслы развива -ются параллельно развертываю® СФИ (то есть такяе организованы по принципу градации) и остаются неизменными на протяжении всего текста, характер взаимодействия рассматриваемых текстовых кате -горий в дашюгл случае определяется как полное согласование,которое происходит по принципу нарастания.

4. Статичная схема

в

СФИ носит описательный характер. Она не обширна и статична. Принципом ее организации является включение предшествующих информационных блоков в заключительный ТБ. Тематические блоки находятся в отношениях включения и расширения, поскольку заключительный блок информативно расширяется за счет всей предшест -вущей информации. СИ! и модальность развиваются параллельно друг другу п формируются в основном заключительной частью рас -сказа, которая целиком и полностью опирается на предыдущий тгкот. Связь меяду перэга и послодушре.га блоками информации сильная: при элнг.шнпцни первого осталыше блоки оказываются бос-сг,меленными. Поскольку СФИ в подобных произведениях,как правило, устойчива, а ка/кдий предшествующий ([акт входит составной частью

в зак-ыичптелший ТЯ, делая его более шформатнвнш, характер взаимодействия категорий информации и модальности определяется отношениями полного согласования.

5. йовофзад-.уаладад, по иолишггэрцретируемчл, схема ОФИ однородна на протяжении всего текста и организована но принципу ее повторение как минимум два раза. Однако подобная молотематичдосгь ((актуальной информации может формировать такие концептуальные смыслы, которые находятся в отношениях противопоставления. СКЛ, соответственно,имеет несколько диффузный характер. Модальные смыслы развиваются параллельно формированию концептуальных смыслов. Рассказы данного типа делятся на две противоположные во кощелтуальности и оценочное™ части. По завершении развертывания СФЯ один из концептуальных смыслов становится доминирующим и определяет итоговую модальность произведения. Связь между ГБ внутри каждой на двух частей рассказа .сильная, хотя на месте их стыка она может быть формально ослаблена, поскольку можно было бы завершить повествование после изложения факгуальной информации первой части, но тогда полностью изменятся концепт, модальность я сшет рассказа. Следовательно, связь между частями рассказа можно считать фактически сильной. Ьэаимодействие категорий в данном случае принимает характер частичного согласования, основанного на повторе СФИ.

6. Рамочная схема

0141 организована по принципу рамки, внутри которой ■ может • наблюдаться лю'Йац аранжировка фактов. Концептуальные и модальные смыслы рамочной части текста аналогичны. СКИ и итоговая модальность декодируются в результате сопоставления Ш1 и модальности срединной и рамочной частей произведения. Связь между

ТБ рамочного и внутрирамочного отрезков текста сильная,тогда как внутри срединной части она бывеет различной в зависимости от оргагаюации в ней СОИ. Рамочная схема характеризуется отношениями согласования между СИ, концептуальными и модалышг.та снуодами. При этой согласование может бить как полнш, гак и частичным, поскольку при такой аранжировке СФИ имеет место и ео повтор, и изменение.

7. Неопределенная, или смешанная схема Проследить четкую араннярозку фактов в рассказах данного ттга практически невозможно, так как в разных ТБ они могут быть организованы по принципам любой из выделенных схем. При этом больная часть СФИ (за исключением отдельных релевантных для понимания концепта и модальности фактов) остается на уровне фак -туатыюсти. Ввиду неопределенности организации фактуатагой ил -формации особую значимость приобретают процессы формирования и развертквагсш оценочной модальности и СКИ. Концепт произведе -ния выводится на основе анализа параллельно развивающихся ав -■горских и персонажных концептуальных смыслов. Модальные смыслы формируются постепенно,' уточняя первичные концептуальные и мо -дальше смыслы персонажей и корректируя их в соответствии с авторскими. Таким обр-ззом, авторская модальность и модальность персонажей развиваются в тексте параллельно друг другу,находясь либо в отношениях совпадения, либо противопоставления.Связь между ТБ при смешанной аршглфовке СФИ сильная, поскольку каж -днй блок мо?от оодор.'/атъ достаточно релевантный для интерпретации СКЛ и модальности тат'г, игнорирование которого повлечет за нэтотоо» лс'гатчио идеи лроизгедтш. При ноонределенной схом« категории тт'чч'гавпг и модальности могут находиться как г ог.глчнлях стлассгцшя (полного или частичного),так и рас -

еоглаооъания.

В качеохье нрлиера иршзздам анализ радиальной схемы, при «агорой взаимодействие исолодуеьшх категорий имеет,как правило, характер полного согласования, и монофактуальнои схемы,для которой характерны отношения частичного согласования.

Радиальную схему достаточно убедительно иллюстрирует рас -сказ Л.Тайшета "Клознорц" В рассказа описываются взаимоотно -шения двух семей - семьи рассказчика и ее соседей Клознеров. Текст структурно делится на десять ТБ,большая часть из которых посвящена конкретным ситуациям общения того иди иного члена ое -ыьи рассказчика с Клознерами. Однако деление подобных рассказов на информационные блоки представляется насколько искусственным, поскольку вся последующая информация лишь подтверждаем основной факт, концептуальные и модальные смыслы первого блока информации. Именно первый ТБ,включающий зачин,обладает наибольшей значимо -стт в плане интерпретации СФИ, СКИ и оценочной модальности рассказа. Этот отрезок текста позволяет проспективно раскрыть кон -цепт и модальность всего произведения: авторская задача - охарактеризовать определенный тип людей и передать читателю свое негативное отношение к шм. Обратимся к анализу зачина рассказа:

Everybody has one it some time or othf-r, А K'lauKiier, I Mean, Only it should bp ¡spelled with a small k, like the r in robots. Hot that klausners are robots, not at ,il], Шини-Гй are independent thinkers, "cry independent, and f-r Ггсп чпЬ-iii 1 SEivt;, That's wliat mrK^s tliera klausnera. They're donin:! rini

T

Аиамз дается в несколько сокращенном виде.

nrd HRgrPosi-.-o in a politely offensive пгпп-зг, one that 'Hiiier your sk.in ar.d gives ris™ too "lete to cnb-vi.it. Th'-y r.-jii yen; no ham; rather, they mean you well. They - ".'r,! .:>««: your orrors and try to help you overcome th"!in. TVey ro out 01 tboj.r way to do you good, whether or not you want to bo tho hot.of Iclary of tholr philanthropy. They're con it №«-.3 у doir-ti you lavnr? tint 1.. its you feeling liko a Tool.

Как видно, зачин произведения обладает явно выраженным эмоционально-оценочным звучанием, что проявляется в выборе негативно-окрашенной лексики и употреблении контрастных частей сложных предложений, сводящих на нет все "благие" намерения Клознеров. Особую емчеловуто нагрузку в тексте рассказа несет окказионально-авторское образование "klausners'', созданное посредством стилистического приема антономасии. Лвторсхое определение ^данного понятия выполняет роль своеобразной словарной дефиниции, а сама лексическая единица становится нарицательным существительным обобщающе! семантики, раскрывающим характерные качества изображаемой .категории люде!.

Определенную роль в рассказе играет также соотношение временных планов - настоящего и будущего. Не только в первом информационно-тематическом блоке, но и в дальнейшем в тексте автор неоднократно прибегает к использованию настоящего времени, тогда как фактуальная информация в основном излагается в нрошедиегл. В приведенном отрывке известная роль отводится употребления модального глагола 'V.houia", мотивирующего иеобходияюггь twptmsa имени собственного в нарицательное. Данные личгвтеагагп-гита ссйл-ства являются авторским способом достижения худокестх^лэтч щепия.

В последующих ТБ слово "клознер" постепенно расширяет свое значение за счет включения все новых эксплицитных характеристик членов семьи Клознеров и имплицитных, выявляемых на ос -нове реакции окружающих на их поведение. Все новые характери -стики Клознеров подтверждают и иллюстрируют концептуальные и .модальные смыслы первого иарормациоиного блока рассказа.

В соответствии с данной в зачине дефиницией рассказчиком постоянно подчеркивается как основная черта Клознеров умение под прикрытием благих намерений досаждать людям, развивать в них комплекс неполноценности, а таюге, действуя в характерной для них лицемерной манере, извлекать практическую пользу из своих знакомств (что и является СКИ рассказа). Показательно,что за качдым индивидуальным проявлением семейных черт Клознеров рас -сказчше видит типичные черты данной категории людей.

Поскольку весь рассказ построен на изложении подобных си -тушрлй, прямо или косвенно передающих авторскую модальность,нет необходимости анализировать каждый ТБ отдельно. Подчеркнем только, что все опосредованные и непосредственные характеристики и оценки формируют содержание ключевого понятия рассказа "клознеры". Топикальное слово рассказа, рассредоточенное по всему тексту в виде цепочки семантических повторов,содоржигоя также в концовке. Как отмечалось, Клознеры умели выгодно ис -пользовать свои знакомства. Доведенная до исступления семья рассказчика решает выйти из-под гнетущего аиикия соседей, переехав в другой район города. Но избавиться от Клознеров не удается: под предлогом помощи в выгодной продаже старого дона рассказчика Клознеры продолжает также цепко дер>,сать ого семейство в состояния внутренней зависимости. Рассказчик суммирует ЭТО В концовке: "...Tl. tili. 10г.й rua it voji.l h'./e Ычч: .ч p/t

- 14 -

ХОГ 1110 tu h'lVc p.!iii tht- С üiiirn 1 i.S i Dil . К i ^H.itlcI'S .'ir-e_1,'J Г:, ri .

Итак, олово "клоьнеры", задающее ¡{актуальную и концептуальную темы, а также субъективно-оценочную модальность рассказа, находясь в сильных позициях и пронизыьан весь текст сквозным повтором - окешпщитяим (лексическим) и имплицитным (со-

маьтическш), образует такю кольцевой повтор: заголовок -»

текст

зачин----концовка. Цепь повторов и актуализации данной

лексической едшыцы способствует реализации СКИ и модальности рассказа.

Таким ибразом, при радиальной схеме основной факт, оценочная модальность и концепт произведения эксплицируются в первой 1Б. Поэтапно излагаемая далее СФИ носит чисто иллюстративный характер и подгверждчет, оставляя ноиешннши, концептуальные и медальные еиичлы зачина. Лря этом устойчивость ООН но дао? вариативности концептуальных и модальных смыслов: неизменной на ярогляешш ьсего текста ^актуальной- информации соответствуют неизменные характеристики и оценки персонажей. Следовательно, взаимодействие категории ия^ормацш и модальности при радиалъ- • ной аран.шровке фактов принимает характер исьшохо согласования.

Примером отношений частичного согласования служит рассказ. Р.Ларднзра "Гнездышко любви". С<И-1 рассказа аранжирована по принципу ее повторения как минимум два раза (монофактуальная, но аолииптерпрэтнруемал cxenia) и состоит ь описании поседения журналистом Бартлеттлм президента крупной канон ромышешюй компании Лу Грегга, о котором он собирается писать очерк. Структурно рассказ ьрздсташюн шестью ТБ: I. Приглашение I^om-om журналиста. 2. лорсга к доку Грагга. 3. Знакопстао Ьартлзтю о содьей кшюьрошяиишшка, 4. Разговор xyptcumesa с женой Грог™ га ь его о ;"..у гстнг.е. 5. Развращение Грдгга домой. 6. Отьозд

'Бортлзтта.

В рассказе три действующих лица - Бартлэтт, Грегг и его жена Сп-тач. Основным объектом персонажно-авторской модальности являотсл I)i?rr. Рефрактора.™ художественных событий прр эгси выступают Лу Грей? и Сщгая.

В TiopEosi часгд рассказа (1-3 ТБ) G351 к?гггавтсч в ocfoehtm с чозишш самого Г^-етзпи На этапе разззрхтжм чексгз

формируются подоеттельнае жотдзич'здьгое г Егжзхыае смдаш, п герой предстает как всем то веский, роспектабэльшй человек, искренне преданный семье. Во второй части (4-6 ТБ) СФИ и объект модальности остаются неизменным, но аубъектал характеризации и оценки становится Силия. В результате смены рефрактора формиру-втся диаметрально противоположные прежним концептуальные и модальные смыслы, -вступающие в противоречие с положительной МИ и модальностью первых блоков информации. В разговоре с Бзртлег-том героиня описывает реальную ситуацию в семье и дает Греггу объективную оцэнку. В от-лпчця от средств формирования модальности положительной оценки в первой части прэирнедония (шу ideal of о real -hone; a hjippy wife and family; ?.ov-« nest;; preat; nagnf-ricent и др.) во второй части используются цпемы, позволяющие вхшасти только негативные концептуальные и подальше 'смыслы. Это и эпитета юта "self-satisfied ". 'self-itn•-.»rod ", характеризующие Грегга как эгоиста; и полуотмеченчгя структура " п г.ьгпп ¡с nether ", внраяапщая крайнюю неудовлетворенность i'e -роини своей жизнью и одновременно в контексте рассказа рзекры- -веющая равнодушие Грегга к жене и детям; и характеристика его ценностной ориентации ( " m vented ? ъва<г.1Г«а •*? fe 9«d children for hi,s bcoutiful lionc... juit to ?|hv us cix, 1 'm j-art ct his cil'fittsls.. . I'ri i'lrt 3 i!;c hi a Ъ!р, ЛЬтлк' г M/i ».irr.

Шлпжпщтно отрицательная авторская модальность заложена так-ка в заголовке, которпй виявляот несовместимость пехо,:,игольной СФИ и отрицательной персонажной оценка. Таким образом, концептуальные и положительные ыодальныэ аллели г.орюЗ нота рассказа становятся лоанша и иерекривамтся негаткьяо.Ч оценкой и концепгуалънимн «.«сдами второй части. При этс.ч позиция Сплин» па наш взглед» приближается к авторской. Однако полностью декодировать концепт и модальность рассказа мэггю .ишь при более внимательном анализа аранжировки СИ!. Проанализпрован-шй рассказ интересен такяе там, что в нем проявляется ещо одна осойэннооть организации в текста фактуадьяой шфрмации - возможность различных способов аранжировки СФИ сочетаться и параллельно сосуществовать в пределах одного текиа. При этом доиини--рущэй остается все же одна из1 схем, хотя другую таете нельзя игнорировать. В противном случав трактовка концепта и модальное-ти окажется неполной.

В анализируемом рассказе мот^кгуалъная аранжировка С$П сочетается с ее рамочной организацией: произведение заканчивается той же иллюзорно положительной, лучезарной ситуацией, как и начиналось. Сопоставление двух контрастна частей рассказа и учет рамочного оформления текста позволяет вывести СКИ: автор пытается найти причину разрушения подлинно искренних отношений между людьми, противопоставляя видимость сущности.

Итак, и рассказа "Гнездышко лойзи" объединены монофакту-алыпй и рамочниП способы аранжировки <1н^туалыюй информации. СИ1 первой части текста формируем концептуальные смысли, создающие модальность положительной оценки героя. В эаключителышх ТВ на базе той же С!<!1, но представленной другим персонажем, риз- 17 -

ко меняются концептуальные смыслы, л модальность становится нротпвополотаюй. При чонофактуалмюк, но полиингерпретируемой схеме концептуальные и модальные смыслы находятся с СШ в отношениях частичного согласования, поскольку неизменная фактуаль -чая информация допускает тем не менее вариативность (изменение) концеитуальннх и модальных смыслов.

Таким образом, на примере радиальной и монофактуапьной схем аранжировки СШ бн.та проиллюстрирована отношения частичного и полного согласования, определяющие характер взаимодействие ка. -тегоркй информации и оценочной модальности в тексте рассказа.

Необходимо отметить, что выделенные схемы выступают как инвариантные. Критерием инвариантности схем служит способ аранжировки СФИ. Модификации схем будут отличаться не организацией фактов, а процессами развертывания концептуальной информации и модальности. В частности, радиальная схема может допускать следующие варианты: основной факт, заданный в зачине, позволяет проспективно определить СКИ рассказа, но модальность при этом формируется по мере развертывания сюжета и проясняется в кон -цовке; авторская модальность, заявленная в зачине, по ходу развития сюжетного действия может измениться на противоположную или варьировать от одного ТБ к другому. Инвзриацтная схема характеризуется больней жесткостью категории информации. Вариа -тивность, напротив, ведет к гибкости самой категории, что проявляется в степени связи между блоками информации.

Подводя итог первому отапу исследования, можно сделать следукщне виводи:

I. 3 текста (Ш имеет определенную орплтояцр), югопач поддастся сйормальнсоу описан'та.

Я. От способа яранхгарчш! 0'А\ .-щягшт орг чтх,,»тч погоюя-

туалышх II модалышх смьсвов, ксиосрадствонпо ф^ршц.уицпх СДО и оценочную модальность произведения.

3. Взаимодействие категорий информации и ыодцшюстц лизуется через ¡азрайотанкио схемы и имеет х^.ал'ир лиоо еогпасования, либо рассогласования.

■1. Выделенные инвариантные схемы аранжировки СФЦ и соотпи-симые с ними способы организации концептуальных и модальных смыслов отражают содержательно-тематическую и модальную динамику текста.

X X

X

Второй этап исследовании был посвящен изучению соотношения категорий информации, модальности и текстовой члешшоста. Предложенная ранее процедура анализа расширялась за счет ишэчешы дополнительного этапа - определения зависимости распределения в тексте форм контекстно-вариативного членения (КВ4) от схемы аранжировки С1И. Однако, если между арлшшрошой СФИ и организацией концептуальных и модальных смыслов устанавливалась яримая зависимость, то подобное четкое соответствие мезду организацией фактуальной информации и распределением в тексте форм КВЧ установить не удалось. Материал показал, что выбор в теките той или иной композиционно-речевой формы зависит не только от аранжировки СФИ, но и от формы ее изложения. Следовательно, связь между категориями информации и членимости устанавливается через анояимность/неаношшность Форш художественного изложения. Невозможность вывести прямую зависимость мгззду данными категориями текста, с нашей точки зрения, объясняется природой самих ¡рассматриваемых категорий и степенью их близости. В случае категорий информации и модальности степень взаимодействия, безусловно, сильное, поскольку обе категории являйся семантическими, и модальность та юнее прьдотавдлет сос5ой определенного рода инфор/щ-

цию. Связь между категориями инфор! ацш и членш,гости оказывается не столь сильной. Ео-первых, это вызвано тем, что ин<!Е>ор>;лация является семантической, а членимость структурной текстовой категорией. Бо-вторых, в установление их взаимодействия подаличает-ся дополнительный параметр - форма изложения, вследствие чего данные категории оказываются связанными не напрямую, а опосредованно, что, естественно, ослабляет связь между ними. Влияние, кроме того, оказывает тот факт, что в процессе членения текста в большей степени участвует субъективный фактор, которым является выбор автором формы изложения. Любая информация художественного текста будет порождать определе1шую модальность, но члениться эта информация монет по-разному. Одно и то ке событие художественной действительности можно представить как разными формами изложения, так и разними формами КВЧ при одной форме изложения. В работе предпринимается попытка выявить тенденции в соответствии форм изложения и композиционно-речевых форм схемам аранжировки фактуалыюй информации.

За основу анализа форл изложения была принята классификация. Дж.Моффетта и К.Р.Макелхени, из которой мы выделили наиболее типичные длл жанра малой прозы формы авторского представления художественной информации.

МШ ИЗЛОЖЕНИЯ

/ X

I. Неанонимное изложение 2. Анонимное изложение

от лида глав- от лица посто- "объективное" собстзе1нго-

ного героя рониего наблю- описание со- анонимное

дателя бытии всеве- изложение

I дущим авто-

Г ром внутренний традиционный монолог монолог

Основное различие между анонимным и иеанонииинм пзго^чпсы

заключается в наборе форм К.ВЧ и соотношении в тексте вербалъно

и невербально выраженной информации. Так, при анонимном изложении по сравнении с неаноншшм возрастает удельный вес норео -намой речи, особую значимость приобретают контексты прямой и несобственно-прямой речи, увеличивается числю приемов передачи имплицитной информации, возрастает роль текстовой модальности.

Вывод о том, что между аранжировкой 0М1 ц формой изложения в ее конкретной разновидности существует связь, позволил уста -повить закономерности в соответствии форм изложения схемам аранжировки" СД1. Данная связь проявляется на уровне весьма стойкой тенденции, но обладает способностью к вариативности. Выявленные тенденции отражены в таблице на стр. 22.

В ходе дальнейшего анализа фактического материала помимо связи мэзду аранжировкой СМ и формой ее изложения била установлена связь между формой художественного изложения и зарьирова --ниеы в тексте ксшюзиционно-речевых форм. Форма изложения,пред -ставленная своей конкретной разновидностью, является одним из факторов, определяющих распределение наиболее характерных для каждой схемы аранжировки фактуальной информации форм КВЧ. Так, например, для неаноншного изложения в форме традиционного мо -нолога характерна тенденция к использованию контекстов описа -ния и авторских рассуздений; собственно-анонимная разновид -ность форм изложения отличается полным переводом изложения в русло речевого потока персонажей, доминирующими здесь становятся кснтекстн их иршой речи. Основные закономерности отражены в таблице на стр. Г;3.

х у х - '¿I -

Арашшрашса СII! кс Ж Форма изложения

ГЛДПЛЛЫИЯ Радиальная ор-ганизашя ¡С Радиальная ор гашиация МС !1Ш10Ш!,ПШ1

ЩДО'ШМАЯ Чередование полокителынх и отрицатель-шх КС Чередование полооттель-нпх и отрицательных МО ниллотт.миля/ анонимная

ипступлтЕшад а) эксплицитная концовка б) ишшкщтная концовка ГрадацшЦ усиление ) положи-телънчх или отрицательных КС Градация(усиление) поло -чштольных пли отрицательных МС НЕМЮШ'.ШАЯ ЛН01ПМ1АЯ

стаглч1ш! Включение пер-воначаичшх КС н кс заклм'гатель -нох'о ТЕ Включение ппр-воначалышх ¡.1? в МС заклочитель -иого ТЬ анонимная

мсшомсг/лльпля Противопоставление перво -начальных и «тогспшх КС Противовес -тавлетш первоначальных п итоговых МС анонимная

гжянан Аналогичность IV'-: рамочной ч;и '.хм Аналогичность МО рамочной части АНОНИМНАЯ

ШЗОПР СДЕЛЕН! тая 'ч|'-пи<-)ностгш-■нчше автор -"ьчх и исрео-;"!";ных. КС Нпотппаностлп леиие автор -ских и персонажных МС анонимная

Способ аранжировки Форма С5>й изложения Разновидность Коадюзицпонно-тзечевая формы изложения | форма

РДДИАЕЬНЫЙ ШНОНИШАЯ • ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ ¡Монолог (внутренний)

ТРАДЙШОШЫИ МОНОЛОГ Описание,авт.рассуждения

ЦЕПОЧЕТНЫЙ НЕАЮНИМНАЯ ТРАДИЦИОННЫЙ МОНОЛОГ Описание,авт.рассуждения

Изложение с точки зрения постороннего наблюдателя " Описание,авт.рассуждения, повествование, косвенная речь, нэсобственнэ-прямая речь

АНОНИМНАЯ "ОБЬЕСГКВНАЯ" Повествование, описание, прямая речь.несобствекно--прямая речь

ПОСТУШАТЕДЪНЫЙ I ПОСТУНАТЕШЬгИ 2 СТАВГСЕЙ РАМОЧНЫЙ ¡®К0ФАК7УА1ЬНЫЙ НЕАНОШШАЯ - ТРАШШОНШЙ монолог Описание,авт.рассугдекия

Изложение с точки Ьпксание.авт.рассуждения, зрения постороннего повествование, косвенная наблюдателя речь, неаоостзенно-прямая речь

АНОНИМНАЯ "ОНьПТИВНАЯ" иовествованпе, описание, Ьрямая речь.несобствешю-¡-прямая речь

С 0ЕСГБЗНН0-АК0Н11',1НАЯ Прямая речь (диалог,монолог персонажей)

Обобщат; результаты проведенного исследования, следует отметить, что взаимодействие категорий явлчется основным тексто -образующим фактором, способствующим структурно-семантическому оформлению текста и создающим условия для адекватной и наиболее полной интерпретятш всех видов заложенной в тексте информации.

На основе разработанной методики анализа, которая состояла в структурировании СФИ и поэтапном исследовании ее соотношения с модальностью к членимостью, било выделано сект- инвариантных схем аранжировки ^актуальной информации: I) радиальная; 2) цэ -почечная; 3) поступательная; 4) статичная; 5) монофактуальиап; 6) рамочная; 7) неопределенная.

Анализ фактического материала показал, что аралщгазка СФИ является констаитчкм фактором, который предопределяет специфику реализации различиях текстовых яшений. В частности,от нее зависит формирование в тексте концептуальной информация и оцо -ночной модальности. СФИ, участвуя в формировании других текстовых категорий, вступает с ними в различные отношения. Меладу аранжировкой СФИ и организацией в тексте концептуальных и мо -дальних смыслов существует прямая зависимость, и характер взаимодействия данных категорий определяется либо отношениями со -гласовакня ( полного/частичного ), либо рассогласования.

Аранжировка ^актуальной информации также во многом определяет особенности текстового членения. Однако в данном случае наблюдается опосредованная зависимость форм КБЧ от стособа организации СМ. Константным фактором, возводящим установить такую зависимость, служит форма изложения художественного нате -риала, представленная в современной -'чтг.чо-аморпкпнечой г.раткой прозе слрдующвни разновидностями: I) нооионипное взл'ГФоте (изложение от лица главного героя идл постороннего тттодяте -

ля); 2) анонш.шое из покойна (объективное описание событий все-, ведущим автором и собственпо-анонишюе изложение).

Взаимодействие категорий информации, модальности и членимоо-ти проявляется в их следующем соотношении в тексте:

а) Каждой схема аранжировки ОФИ соответствует определенная организация концептуальных и модальных смыслов.

б) Схема аранжировки СФИ и соотносимая с ней организация концептуальных и .модальных смыслов предопределяет выбор в тексте формы изложения в ее конкретной разновидности.

в) Форма художественного изложения обусловливает распределение в тексте композиционно-речевых (форм, что непосредственно отражается на соотношении вербальной и невербальной информации.

Таким образом, при интерпретации текста следует, преждо всего, учитывать аранжировку СД1, ее соотношение с концептуальными и модальными смыслами, а затем через фюрму изложения выходить на формы'КВЧ. Анализ данных факторов создает предпосылки для правильного декодирования модальности и СКИ произведена*. ¿ледо-вателню, можно кскстакгроаать, что арестгронса СЖ предопределяет реализацию таких ссиовшолагагокх. категории, как оценочная, модальность я шгентвегь. ¡1а основе взаимодействия базисного типа информации с ведущими геатегериями обеспечивается структурно-семантическая целостность текста и формируются условия для его адекьаг'ной интерпретации. Перспективным представляется апробирование предложенной методики анализз взаимодействия текстовых категорий при исследовании текстов другой стилистической разновидности, а также на материале других языков.

X X

X

Цель и задачи исследования определили его структуру: предисловие, две главы, заключение. Диссертация сопровождается библиографией, списком художественных произведений, явившихся материалом анализа, и приложением, которое может быть использовано как. учебное пособие на занятиях по интерпретации текста.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Соотношение категорий информации и оценочной модальности (на материале современного англо-американского рассказа) //Проблемы стилистической маркированности: Сб. науч.тр./МШ1Я им. М.Тореза. - М., 1S90. - Вып. 356. - 0,5 п.л.

2. Эпический ракурс и формирование субъективно-оценочной модальности в тексте рассказа //Индивидуальное и социальное в текстсобразовашш: Сб. науч.тр. /МГЛУ. - М., 1991. - Вып. 376. -0,5 п.л.