автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Христианская этика об обязанностях христианина, Феодор Студит

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Агафонова, Светлана Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Христианская этика об обязанностях христианина, Феодор Студит'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Агафонова, Светлана Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭПОХА, ЖИЗНЬ ФЕОДОРА СТУДИТА.

1.1. Жизнь и наследие Феодора Студита.

1.2. Теоретические и практические источники учений Феодора

Студита.

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ФЕОДОРА СТУДИТА НА ПРИМЕРЕ ПОНИМАНИЯ ИМ ОБЯЗАННОСТЕЙ ХРИСТИАНИНА.

2.1. Нравственные обязанности христианина в отношении к Богу, к самому себе и в отношении к ближним.

2.2. Значение деятельности Феодора Студита в истории Византии, русской церкви и западной культуры.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Агафонова, Светлана Викторовна

Актуальность темы

Для создания адекватной картины становления этики необходимо глубокое и всестороннее изучение мировоззрения мыслителей прошлого, внесших вклад в ее развитие.

Тема работы посвящена христианской этике Византии периода иконоборчества (VIII-IX вв.). Это время принадлежит к числу переходных эпох в истории человечества, когда расшатывается старое миросозерцание и закладывается основание нового. Такие эпохи бывают не часто и дорого обходятся современникам. Таковы были эпоха возникновения христианства, эпоха реформации XVI в. В русской истории такова была эпоха петровской реформы, и возможно, эпоха, которую мы переживаем в настоящее время. Уже одно сопоставление иконоборчества с величайшими критическими моментами в истории заставляет нас обратить на этот период особое внимание и вместе с тем дает нам ключ к его пониманию. Центральная фигура исследования - выдающийся церковный деятель, реорганизатор жизни византийского монашества, аскет, писатель, апологет православного учения об иконопочитании Феодор Студит (759-826 гг.).

Изучению различных этапов в истории этики (античная этика; средневековая этика: западноевропейская, византийская, русская; этика Возрождения, разнообразные этические учения Нового и Новейшего времени) посвящены многочисленные научные труды1. Однако среди них нет специального исследования по этике отцов церкви, лишь иногда встречаются упоминания об этических суждениях отдельных представителей патристики. В ряду этих имен чаще всего можно наблюдать Блаженного Августина,

1 Назовем некоторые работы по истории этики: Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики,- М., 1997, Гусейнов А.А., Апресян А.Г. Этика,- М., 1998, Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика.- Минск, 1995, Иванов В.Г. История этики средних веков,- Л. 1984, Иванов. В.Г. История этики Древнего мира,- СПб., 1997, Иодль Ф. История этики в новой философии.- М.,1898, Майоров Г.Г. Этика в средние века,- М., 1986, Паульсен Ф. Этика.- М., 1906, Шрейдер Ю.А. Лекции по этике.- М., 1986. великих каппадокийцев" (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), безымянного автора "Ареопагитик", Иоанна Дамаскина.

Однако даже из тех кратких экскурсов в патристическую эпоху, которые существуют на сегодняшний день в историко-этической науке, видно, что этические взгляды отцов церкви занимают важное место в истории европейской мысли, представляя собой переходное звено от античной этики к средневековой. Без основательного знания этого периода многие аспекты нравственных учений средневековья, как и последующих эпох, остаются непонятыми; в целом искажается общая картина развития этики на протяжении многих столетий. Этим, в первую очередь, и объясняется острая необходимость в систематическом научном изучении феномена этики отцов церкви.

Актуальность и современность темы заключается в том, что, с одной стороны, мы получаем новый теоретический материал для создания адекватной картины становления этики и совершенствования современных морально-этических исследований, а с другой, православное учение Феодора Студита - это ценный практический источник для морального воспитания подрастающего поколения.

Человека всегда волновали два круга вопросов: о мире - его происхождении, сущности и закономерностях и о себе - природе человека, смысле его существования. Ответы на второй круг вопросов должны были дать человеку понимание того, как надо жить, а так как жить значит, прежде всего, действовать, то, следовательно, как поступать.

Увидеть же ценностный смысл поступка до его свершения, чтобы по возможности суметь уберечься от тех дел, которые представляются недобрыми; и напротив, - приложить усилия для свершения добрых поступков - помогает этика.

Но оценивать действия можно только по отношению к какому-то объективно действующему канону, опираясь хотя бы на смутно сознаваемый, но все же идеал. Смысл идеала - в его всеобщности, правда, он носит чаще всего отвлеченный характер. Именно поэтому человечество, не соглашаясь на окончательную абстракцию, напряженно искало нравственных героев, желая в них увидеть такой идеал. Одним из них явился Иисус Христос. Целью человеческой жизни стало стремление приблизиться к совершенству через практическое исполнение принятых нравственных нормативов и непротиворечивость жизни и идеалов. Для этого человеку необходимы твердые и определенные понятия о грехе и добродетели, так как только на основании этих понятий может быть выстроена личная и общественная жизнь, достойная той высоты человеческой природы, которая ставит его выше животного существования. В этой связи важнейшим понятием выступает долг (обязанность) как необходимость жить, то есть поступать, думать, действовать, переживать определенным образом. Именно эта категория становится центральной в рассмотрении этической концепции Феодора Студита.

Тема и задачи исследования обусловили деление работы на две главы. Первая посвящена рассмотрению личности мыслителя на широком историческом фоне Византии, что необходимо для понимания позиции Феодора Студита и его полемики с современниками. Так, описание образования Византийской империи и ее отличий от стран Европы (своеобразие монархической формы правления, культ императора как защитника и покровителя всех христианских народов и на этой основе возникновение теории симфонии) проясняет позицию Феодора по отношению к личности императора, его нравственным качествам и оправдывает непримиримость мыслителя к нарушителям церковных канонов: например, принципа симфонии, заключающегося в союзе христианской церкви и христианской империи или принципа "акривии", предполагавшего при этом союзе свободу и независимость церкви от государственной власти. Данная ситуация свидетельствует о тенденции в восточном монашестве трактовать иерархию духовно, то есть она (иерархия) рассматривается как состояние личности, а не просто функция, поэтому потеря личной святости влечет за собой потерю иерархической власти [125, С. 134].

Необходимым становится раскрыть причины и содержание иконоборческих реформ, а также многочисленных ересей, сотрясавших империю, для того, чтобы понять значение борьбы Феодора, которую он вел на протяжении всей своей жизни, как с иконоборцами, так и с различного рода ересями за следование церковным канонам и возврат общества к стабильности.

Первый параграф, посвященный жизни и деятельности Феодора Студита помогает понять слова мыслителя в контексте той исторической ситуации, в которой они были произнесены, не искажая их смысл. К тому же, исторический экскурс помогает избежать при подходе к святоотеческому учению мерок нашего, во многом компромиссного времени, а, следовательно, не судить с современных позиций категоричность высказываний Феодора Студита. В этой связи стоит помнить, что православной этике всегда был свойствен определенный максимализм, а монашеский идеал служил идеальной моделью для всех и отличие иноков от мирян было не качественным, а лишь количественным.

Анализ этической концепции мыслителя показал, что он не являлся новатором в области христианской этики. Это не умаляет его достоинств, так как данная ситуация была типичной для представителя православной традиции. Всю свою жизнь Феодор ратовал за чистоту евангельских заповедей и явился своего рода систематизатором нравственных исканий своих предшественников, как восточных: Филона, Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, так и западных мыслителей: Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного, Тертуллиана. Реконструкции этических взглядов этих ученых-богословов посвящен второй параграф, который выявил влияние в их творчестве платонических и неоплатонических идей, а также стоической морали. Именно поэтому в работе возникает фигура Цицерона -мыслителя античной культуры наиболее популярного в средние века - и Эпиктета как представителя стоицизма.

В первом параграфе второй главы анализируются выделенные Феодором Студитом нравственные обязанности христианина в отношении к Богу, к ближним и к самому себе.

Анализ первого рода обязанностей предполагает рассмотрение следующих добродетелей: любви к Богу, веры в Него и надежды на Него, сохранение обетов, данных Ему, соблюдение постов, которые не ограничиваются одной пищей, но требуют воздержания от всякого зла. Далее, почитание святынь храма, соблюдение исповеди и праздников православной христианской церкви.

Обязанности христианина в отношении к самому себе, предусматривают раскрытие таких добродетелей как послушание, терпение, отсечение своей воли, девство, которое предполагает не только безбрачие, но избежание всего нечистого, как в поведении, так и в мыслях, нестяжание, смиренномудрие, труд. Но кроме стяжания добродетелей, важнейшая обязанность христианина по отношению к себе - самообразование в духе православия, которое выражается в изучении Писания, жития святых отцов, а также в занятии науками. Важным, по мнению Феодора, являлось и формирование христианского взгляда на внешнее благополучие и удовольствия земной жизни.

Нравственные обязанности христианина в отношении к ближним перекликаются с обязанностями человека перед самим собой. Это прежде всего, стяжание добродетелей: любви, справедливости, терпения, учтивости, правдивости, милосердия и т. д.

Этическую концепцию Феодора Студита объединяет с предшественниками рассмотрение фундаментальных категорий этики: добра и зла, производных от них - добродетели и греха, блага, свободы воли, природы человека.

Добро раскрывается им как субстанциальная реальность человеческого бытия, зло же - как простое небытие, недостаток добра, причина которого кроется в свободной воле человека.

Добродетель, по мнению мыслителя, есть делание добра. В противовес античным - мудрости, мужеству, справедливости и умеренности, Феодор выделяет в качестве главных добродетелей - веру, надежду, любовь, девство, нестяжание, послушание, отсечение своей воли, смиренномудрие. Грех он раскрывает как проявление зла, искажение правды, нравственное беззаконие. В работе описывается природа этого явления, различные стадии развития страсти в душе человека и борьбы с ней.

Благо, с точки зрения Феодора Студита, - абсолютное совершенство мира, источник всякого добра, этического знания и сознания. Это сам Бог, само Царство Небесное.

Свобода воли - исключительно внутреннее качество человеческого духа. В нравственной действительности свобода всегда реализуется в возможности выбора, который обычно лишь психологически представляет собой альтернативную возможность, объективно же - безальтернативен. Для этого необходимо признать свою зависимость, свободно возненавидеть своеволие и вступить с ним в борьбу как с мнимой свободой; принять то, что прежде казалось рабски должным - как свободно желанное.

Природа человека, в согласии с предшественниками, рассматривалась Феодором Студитом как единство тленного тела и бессмертной души.

При этом надо учесть, что определения, приведенные здесь - это реконструкция автора на основе нравственных поучений мыслителя, так как этические категории, которые использует Феодор Студит, не имеют в его учении точной и законченной формулировки. Он обращается к ним исключительно из практических соображений, желая указать христианам, как следует поступать в тех или иных ситуациях. Эти наставления консервативны по своей сути, так как обращаются к проповедям первых учеников Христа и, в частности, апостола Павла, в посланиях которого так часто упоминается образ оружия и воина, ведущего ожесточенную битву против смертельных врагов - духов злобы, вооружившись щитом веры, броней праведности и мечом духовным. Поле битвы христианского воина -сердце человека, а его цель - спасение души через стяжание добродетелей, то есть приобщение человека к духовным ценностям и воспроизведение их в повседневной жизни.

Подобный образ воина часто встречается в античной литературе. Достаточно вспомнить трактат Цицерона "Об обязанностях", "Энхиридион" Эпиктета. Эта традиция найдет свое продолжение в сочинениях отцов церкви - Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного, о нем будет писать Феодор Студит, а в Новое время - Эразм Роттердамский ("Об оружии христианского воина"), Фома Кемпийский ("О подражании Христу"). Анализу сочинений этих авторов посвящен второй параграф главы. В этой преемственности Феодор выступает как систематизатор и просветитель, хранитель и защитник чистоты евангельских канонов.

Здесь же рассматривается влияние мыслителя за пределами Византии, в частности, на историю русской церкви. Это сказалось, прежде всего, в формировании идеологии, источником которой послужила мистико-аскетическая доктрина византийского монашества, и в заимствовании Студийского (общежительного) устава, ставшего нормой на Руси.

Обращение к христианской этике видится в современной ситуации особенно актуальным. Общество переживает тяжелые времена: низвергнуты прежние идеалы и не найдены новые. Мы наблюдаем духовную деградацию, которая проявляется, прежде всего, в расслабленности современного человека, в бессодержательности его деятельности. Человек теряет умение работать целенаправленно и продуктивно; его жизнь наполнена мнимыми переживаниями (игры, спорт, алкоголь, ТВ и т.д.) и направлена на потребительство, даже в искусстве, отсюда паразитизм, безответственность и при этом повышенный уровень требовательности к окружающим и притязательности.

Душа современного человека "закручена" в бытовой суете, которая лишает ум даже понятия о возможности стремлений, выходящих за пределы материальности; заставляет человека не вспоминать о своем предназначении, о высоких нравственных потенциях личности.

Вот почему призывы отцов церкви к бодрствованию, трезвению, внимательности, стремлению к единству и братской любви, и вообще, к выстраиванию своей личности в духе объективных внутренних законов - это то, что может уберечь человека от гибели духовной и физической.

Невнимание историков этики к отцам церкви, а, следовательно, и отсутствие исследований в этой области, объясняется рядом причин.

Для западных ученых во многом остается закрытой суть православного учения, отсюда отсутствие интереса или полное непонимание греческой патристики. Для отечественных ученых исследования в области религиозной культуры вообще долгое время находились под запретом2.

Следует отметить, что отцы церкви не писали специальных трактатов, посвященных проблемам морали. Их этика - это лишь предмет исследования, который подразумевает реконструкцию этического сознания, представляющего многомерный комплекс идей, концепций, переживаний, нашедших отражение в их писаниях.

Состояние научной разработанности проблемы

Уже с середины XVI столетия, то есть с начала публикаций первых творений Феодора Студита в Западной Европе, и на протяжении многих последующих десятилетий прослеживается устойчивый интерес исследователей к изучению духовного наследия святого отца, его эпохи, жизни и деятельности.

В научной литературе существует целый ряд трудов, посвященных преподобному Феодору Студиту. Это, прежде всего монографии и специальные исследования иностранных авторов. Отметим наиболее важные из них. Исследование Шлоссера [265] страдает односторонностью, недостаточной осведомленностью в истории иконоборческой эпохи; причину аскетической деятельности Студита он видит в его честолюбии и ханжестве. Следующий автор Гфререр [246] подчеркивает в деятельности Феодора борьбу за освобождение византийской Церкви от государственной опеки и упрочение положения монашества. К Гфререру в понимании деятельности

2 Подобные причины невнимания к данному периоду истории и трудность в изучении трудов отцов церкви преподобного отца близко подходит Шварцлозе [267]. Греческий византинист Папарригопуло [258] осуждает иконопочитателей, и, в частности, Феодора Студита, полагая, что их деятельность привела византийскую империю на край гибели. Работа Карла Томаса [268] представляет собой исключительно биографические сведения о преподобном отце. Труд Шнайдера [266] отличается от предыдущего исследования постановкой вопроса об аскетических взглядах Феодора Студита и введением нового раздела - о преподобном Феодоре как богослове. Алиса Гарднер [242] в своей работе описала жизнь и деятельность Феодора на фоне политических событий, изложила содержание его творений и проанализировала положение преподобного отца в истории византийской каллиграфии и гимнографии. Исследование аббата Марена [255] представляет собой популярный пересказ древних Житий с кратким содержанием главнейших творений Феодора Студита.

Из отечественных трудов о Феодоре Студите обращает на себя внимание работа священника Василия Преображенского [156]. Автор в популярной форме излагает биографические сведения о святом отце, кроме того, он дает краткий обзор сочинений преподобного Феодора и останавливается на его учении о почитании и поклонении честным иконам. Труд священника Николая Гроссу [47] посвящен истории жизни и деятельности святого отца как церковного и общественного деятеля, реорганизатора монастырской жизни Византии, а также анализу его творений. Объемное исследование А.П. Доброклонского [55] состоит из двух частей: первая часть - "Его эпоха, жизнь и деятельность", вторая -"Литературная деятельность Феодора Студита". Кроме того, в пятитомном издании Добротолюбия [56] четвертый том посвящен исключительно творениям Феодора Студита. Следует не забыть и издание двухтомника Санкт-Петербургской Духовной Академии [192]. Вся эта литература подчеркивает интерес к личности святого отца и важность его поучений. Проанализированные труды концентрируют внимание на изучении жизни и отмечает В.В.Бычков в своем труде "Эстетика отцов церкви".- М., 1995. С.З. творчества Феодора Студита на фоне социально-экономической и политической жизни Византии. Кроме того, следует отметить интерес к фигуре святого отца, прежде всего со стороны богословов, поэтому центральное место в их работах занимают вопросы религиозного характера. В целом, перечисленная литература для нас уже далекая история, так как эти труды относятся к дореволюционным изданиям. К сожалению, среди новейшей литературы мы не нашли исследований, посвященных преподобному Феодору, за исключением двух учебных работ: иеромонаха Тихона (Агрикова) [198] и иеромонаха Ионафана (Елецкого) [77].

Исходя из уровня изученности темы, в данной работе ставится цель -реконструировать и проанализировать традицию понимания обязанностей христианина, наиболее ярко представленную в наставлениях Феодора Студита.

Предмет исследования: этическая концепция Феодора Студита.

Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

- охарактеризовать культурно-исторический уровень эпохи Феодора Студита, оказавший большое влияние на его творчество;

- выявить преемственную связь учения Феодора Студита с предшествующей этической мыслью;

- раскрыть содержание этической концепции Феодора Студита на основе понимания им обязанностей христианина;

- определить место учения святого отца в системе этической мысли средневековой Византии и выявить его влияние за пределами империи.

Методологической основой диссертации явились основополагающие принципы историко-этического и историко-культурного исследования, среди которых, важное значение имеют историзм, сравнительный и системный анализ.

Реконструкция этических взглядов Феодора Студита стала возможна благодаря детальному изучению его творений и сочинений предшественников, на которых он опирается в своем учении. Об этом свидетельствуют его упоминания о Василии Великом, Григории Богослове, Григории Нисском, Иоанне Златоусте, Иоанне Дамаскине и других греко-язычных авторах.

Сложность реконструкции этического сознания святого отца обусловила применение междисциплинарного научного подхода. В процессе работы над исследованием автор обращался к теоретическим положениям этики, истории философии, истории культуры, богословия, истории Византии, религиоведения.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые в отечественной историко-философской науке этика Феодора Студита подвергается всестороннему анализу, основанному на изучении его трудов:

- выявлено влияние языческих и раннехристианских мыслителей на этику святого отца;

- определено место Феодора Студита в становлении и развитии этики средневековой Византии;

- с помощью сопоставительного анализа выявлена роль Феодора Студита в дальнейшем развитии этики в восточной и западной Европе.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу этики, аксиологии личности, а также спецкурсов "Этика отцов церкви", "Этика средневековой Византии".

Данная работа расширит знания о христианстве, его наследии и той роли, которую сыграла христианская культура в истории человечества. Эта информация необходима, ибо религия издревле была носительницей культурных ценностей, формируя образ, идеал посредством приобщения человека к духовным ценностям, она помогала подрастающему поколению найти устойчивые ориентиры в вечно меняющемся мире. К тому же, христианство предложило свое видение смысла и цели человеческой жизни, разработало методы борьбы с грехом и указало путь к нравственному самосовершенствованию. Этот многовековой опыт может быть использован в современной системе воспитания и образования, которое, к сожалению, в

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Христианская этика об обязанностях христианина, Феодор Студит"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгое время Византия представлялась ученым как совершенно чуждое Западу общество, как особый мир застоя, дворцовых смут и деспотизма. Ее изучали сквозь призму взглядов Монтескье и Вольтера. От Гиббона вплоть до середины XIX столетия (до Чаадаева, Герцена и молодого Маркса) о Византии говорили, как о примере "худшего государства", как об оплоте реакции и застоя. Славянофилы в России придерживались подобных взглядов на империю и видели в ней преграду на пути новых идей.

В то время как с легкой руки Монтескье Византию объявили отсталым государством по сравнению со средневековыми странами Западной Европы, сами современники империи - представители западноевропейского общества, как правило, отнюдь не склонны были оценивать уровень развития Византии ниже, чем степень развития стран Запада. Напротив, было широко распространено мнение о мудрости и образованности греков. О богатствах империи ходили легенды. Впоследствии, когда Византия была разорена итальянцами и турками, образованные круги Западной Европы стали проявлять пристальное внимание к наследию византийской культуры.

Почему же у прогрессивных деятелей науки и культуры XVIII-XIX вв. сложилось столь невыгодное для Византии представление об ее истории? Этому, вероятно, способствовали два обстоятельства. Во-первых, передовые мыслители того времени были настроены резко враждебно против абсолютизма, а Византия считалась образцом абсолютистского государства. Во-вторых, тогда как по внутренней истории стран Западной Европы уже в XVIII в. имелись солидные труды, внутреннее историческое развитие Византийской империи практически не изучалось до середины XIX в.

Но нельзя представить себе всемирную историю без того вклада, который был внесен Византией, оставившей заметный след в судьбе человечества.

Блеску византийской столицы способствовало богатство и многогранность ее искусства - эллино-римская культура испытала значительное влияние сирийской, африканской, персидской, арабской и славянской культур.

Общими для духовной культуры средневековья были такие черты, как устремленность к абсолюту, тяготение к универсализму, символизм и аллегоризм, порождаемые религиозной структурой сознания, своеобразное сочетание обобщенности и конкретизации, давление традиционности, отсутствие чувства индивидуального авторства, тяготение к авторитету и устойчивости формы. Искусство было способом отражения высшей, "незримой красоты", пребывающей за пределами земного существования, в надприродном мире. Оно, подобно философии, было одним из путей постижения абсолютной идеи, божественной истины.

На рубеже античности и средневековья Византия выступила на исторической арене как носительница новой идеологии - христианства. Ранняя Византия, страна наиболее чтимых отцов церкви и богословия, страна вселенских соборов, являлась оплотом правоверия.

Она была родиной монашества, пережившего существенную эволюцию в ходе своей многовековой истории, а также родиной христианской мистики. Сравнительно с обычным обрядово-догматическим христианским учением мистика в Византии отличалась тем, что сулила верующему не только спасение на том свете, но обещала ему и при жизни возможность обожения, то есть соединения с божеством. Идея мистического общения с Богом и святыми являлась основой иконопочитания. Под несомненным влиянием египетского и синайского монашества выработался особый канон для иконописи, соблюдение которого было так же обязательно, как и признание самих церковных догматов. Повышенная одухотворенность с элементами схематизма, характерная для этого канона и постепенно проникшая в творчество живописцев других христианских стран, была непременным качеством иконы, рассматривавшейся как средство общения с божеством.

Духовная культура средневековья порождалась обществом, жизнь которого была в целом тяжелой, полной лишений, голода, эпидемий, стихийных бедствий, войн. Она протекала в условиях жестокой классовой, религиозной и политической борьбы, в постоянных напряженных столкновениях между церковной доктриной и антифеодальной ересью, между контрастами "ученой" культуры и народного сознания, между властью и бесправием, роскошью и отчаянием. И из этого противоборства, из человеческих страданий и упований была высечена искра гуманности, обретения человеком веры в себя, в жизненную стойкость человеческого духа и идеалов добра.

Почти все средневековая история Юго-Восточной Европы была тесно связана с историей Византийской империи. Влияние ее цивилизации, политических идей, правовых концепций, искусства, религиозных учений трудно переоценить.

Важнейшей стороной жизни византийской империи, ее духовным стержнем было христианство в его восточном (византийском) варианте. Именно поэтому обращение к нравственному богословию и его византийским корням оказывается весьма актуальным. Изучение взглядов и деятельности видных религиозных мыслителей Византии по мнению Серафима Роуза, не должно стать для нас "праздным академическим исследованием, упражнением в эзотеризме или своего рода интеллектуальной игрой" [174, С.53-55]. Мы должны не просто знать их, а понять, "что святые отцы исключительно современны", "они дают ответы на самые важные вопросы, вопросы жизни и смерти. Нет такой современной проблемы, которая бы не нашла своего разрешения во внимательном и почтительном изучении творений святых отцов" [174, С.61]. "Это обращение означает живую связь с истоком", в котором патристика "выступает в качестве духовного авторитета, ориентира и меры" [225, С. 18].

Творчество Феодора Студита синтезирует достижения языческой (Цицерон, Эпиктет) и раннехристианской мысли как восточной (Филон, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов,

 

Список научной литературыАгафонова, Светлана Викторовна, диссертация по теме "Этика"

1. Аверинцев С.С. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 2.- М.: Наука, 1984. 672 с.

2. Аверинцев С.С. Поэтика древнерусской литературы: жанры и стиль.- М.: Наука, 1989. 260 с.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. - 342 с.

4. Аверинцев С.С. Гаспаров. М.Л. Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. -М.: Наука, 1986. 255 с.

5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции: Сб.ст. М.: Шк."Языки рус. культуры", 1996. - 446 с.

6. Античная древность и средние века: Сб.науч.тр./ М-во общ. и проф. Образования Рос. Федерации, Урал. Гос. Ун-т им. А.М.Горького/ Отв. ред. С.П.Карпов. Екатеринбург: УрГУ, 1998. - 338 с.

7. Афанасий Великий. Творения. Ч.Ш. Свято-Троицкая Лавра, 1903.524 с.

8. Баратов Н. Основные принципы этики Фараби и их развитие в трудах передовых мыслителей: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1981.-23 с.

9. Басле Мария-Франсуаза. Апостол Павел. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 480 с.

10. Безобразов П.В. Очерки византийской культуры. Петроград: Огни, 1919.-179 с.

11. Битовт Ю. Катихизис нравственности. Ч. 1. М., 1904. - 245 с.

12. Блаженный Августин Творения. В 4 т. Т. 2. СПб.: Алетейя, 1997.751 с.

13. Богдановский Л. Уроки христианской нравственности. СПб., 1877.- 122 с.

14. Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали: Очерки этико-философских воззрений Эпиктета, Марка Аврелия и Конфуция. М.: Знание, 1991.-63 с.

15. Ботен. Превосходство нравственного учения Евангельского пред учениями философов древних и новых. М., 1855. - 69 с.

16. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. - 199 с.

17. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М.: Знание, 1991.-62 с.

18. Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. Т. 1. М.: Ладомир, 1995.593 с.

19. Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы/ С.С.Аверинцев, Н.И.Григорьева, Н.Б.Журенко и др.; отв. ред. С.С.Аверинцев, М.Л.Гаспаров. М.: Наука, 1989. - 276 с.

20. Византия и Восток: Сб. ст., Л., Наука, 1971. 199 с. Вып. 23 (86).

21. Византия и ее провинции: Сб. ст., Свердловск: УрГУ, 1982. 160 с. Вып. 19.

22. Византия и Русь: Сб. ст./ АН СССР, Науч. Совет по истории мировой культуры/ Отв. ред. Г.К.Вагнер. М.:Наука, 1989. - 336 с.

23. Византия и сопредельный мир: Сб. ст., Снрдловск: УрГУ, 1900. -161 с. Вып. 25.

24. Византия. Средиземноморье. Славянский мир: Сб. ст./ К XVIII Междунар. Конгр. Византинистов 8-15 авг. 1991г./ Отв. ред. Г.Г.Литаврин. -М.: МГУ, 1991,- 189 с.

25. Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура: Сб. ст. в честь В.Н.Лазарева/ Отв. ред. В.Н.Гращенков. М.:Наука, 1973.- 591 с.

26. Византиноведение в СССР: состояние и перспективы исследований: Сб. ст./ К XVIII Междунар. Конгр. Византинистов 8-15 авг. 1991г. АН СССР,

27. Отд-е истории и др./ Отв. ред. Г.Г.Литаврин, А.Л.Ястребицкая. М.: ИНИОН, 1991.-349 с.

28. Византинороссика: Тр. С-Петерб. О-ва византино-славян. исслед. -СПб.,1995.-312 с.

29. Византийские легенды: (перевод). Изд. подгот. С.В.Полякова. М.: Ладомир, 1994. - 301 с.

30. Византийские очерки/ Отв. ред. М.Н.Тихомиров. М.: АН СССР, 1961.-282 с.

31. Византийские очерки: Труды сов. ученых к XIV конгрессу византинистов./Отв. ред. З.В.Удальцова и А.П.Каждан. М.: Наука, 1971. -239 с.

32. Византийские очерки: Труды сов. ученых к XV междунар. конгрессу византинистов./Отв. ред. З.В.Удальцова. М.: Наука, 1977. - 247 с.

33. Византийские очерки: Труды сов. ученых к XVI междунар. конгрессу византинистов./Отв. ред. З.В.Удальцова. М.: Наука, 1982. - 264 с.

34. Византийские очерки: Труды сов. ученых к XVIII междунар. конгрессу византинистов./Отв. ред. Г.Г.Литаврин. М.: Наука, 1991. - 238 с.

35. Византийские очерки: Труды рос. Ученых к XIX междунар. конгрессу византинистов: Посвящ. акад. Г.Г.Литаврину в честь его 70-летия./ Рос. акад. наук, Ин-т всеобщей истории/ Отв. ред. В.И.Уколова. М.: Индрик, 1996.-283 с.

36. Византийский сборник./Отв. ред. Е.А.Косминский. М.-Л.: Акад. наук СССР, 1945.-274 с.

37. Византийская цивилизация в освещении российских ученых: Сб. ст./Рос. акад. наук. Отд-ние истории, Ин-т всеобщей истории/Сост. П.И.Жаворонков, Г.Г.Литаврин. В 2 т.-М.: Ладомир, 1999. Т. 1. - 574 е., Т. 2. - 800 с.

38. Виноградов Н.И. Св. отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, речь против иконоборцев с биографическим очерком писателя. Сергиев Посад, 1894. 19 с.

39. Воскресенский А. Святой Феодор исповедник Христов, игумен Студийской обители//Воскресное чтение. 1864. - № 21. - С.513-528; № 22. -С.536-542; № 23. - С.560-572

40. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. - 368 с.

41. Георгиевский В. Св. Василий Великий как пастырь и учитель церкви (по его письмам)// Странник. Духовный журнал. 1896. - Т.1. - С.3-21, С.185-204

42. Герцберг Г.Ф. История Византии. М., 1896. - 674 с.

43. Гладышева С.Г. Антропология и этика Эразма Роттердамского: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996. - 33 с.

44. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI-начала XII в. Киев: Наукова думка, 1988. - 212 с.

45. Городцев П.,прот. Очерки православного христианского нравоучения: 5-е изд. СПб., 1907. - 103 с.

46. Григорий Богослов. Творения Григория Богослова. Т.1. СПб., 1912.680 с.

47. Грозовский В.,диакон. Духовно-нравственный облик христианина по творениям св. Иоанна Златоуста/Дипломная работа. Л, 1985. - 63 с.

48. Гроссу Н. Преподобный Феодор Студит. Его время, жизнь и творения. Киев, 1907. - 312 с.

49. Дебольский Н.Г. О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности. СПб., 1886. - 368 с.

50. Деяния Поместных Соборов. Казань, 1878. 248 с.

51. Диденко Т. Преподобный Исаак Сириянин как учитель нравственности: Курсовое сочинение. JI., 1974. - 135 с.

52. Диль Шарль. Византийские портреты: пер. с фр./Предисл. П. Безобразова. М.: Искусство, 1994. - 446 с.

53. Диль Шарль. История Византийской империи. Пер. с фр. А.Е.Рогинской/Под. ред. и с предисл. Б.Т.Горянова. М.: Гос. изд. иностр. лит-ры, 1948. - 160 с.

54. Диль Шарль. Основные проблемы византийской истории. Пер. с фр. и предисл. Б.Т.Горянова/Под. ред. С.Д.Сказкина. М.: Гос. изд. иностр. литры, 1947. - 183 с.

55. Димитрий (митрополит Ростовский). Жития святых на рус. яз., изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, примечаниями и изображениями святых. Кн.З. Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1991. - 831 с.

56. Доброклонский А.П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен студийский. В 2 ч. Ч. 1. Одесса, 1913. - 972 е.; Ч. 2. - Одесса, 1914. - 570 с.

57. Добротолюбие: в рус. пер. В 5 т. Т. 4. М.: Молодая гвардия, 1992.634 с.

58. Добротолюбие. Т. 2. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.760 с.

59. Дорнер И.А. Система христианского нравоучения: пер. с нем. М., 1913.-626 с.

60. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов: перевод с греческого. М., 1845. - 314 с.

61. Древнерусские письменные источники с Х-ХШв.в./Ин-т истории СССР АН СССР/Отв. ред. Я.Н.Щапов. М.: Кругъ, 1991. - 79 с.

62. Дрессер Г.В. Жизнь по духовным законам: пер. с анг Г.М.Вуттке. -М., 1909.- 137 с.

63. Дроздов А. Опыт системы нравственной философии. СПб., 1835.78 с.

64. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 1996. - 221 с.

65. Желобовский А. Святой Феодор Студит//Духовные беседы. 1861. -Т. XII.-№10-11.-С.297-328

66. Житие преп. отца нашего Феодора Студита: 2-е изд. М., 1910.-32с.

67. Завадский-Краснопольский А. Влияние греко-византийской культуры на развитие цивилизации. Киев, 1866. - 127 с.

68. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XV вв.). Л.: Наука, 1987. - 247 с.

69. Замалеев А.Ф.,Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси: 2-е изд. доп. -Киев: Вигца школа, 1987. 182 с.

70. Замалеев А.Ф.,Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. М.: Лениздат, 1991. - 207 с.

71. Звиревич В.Т. Цицерон: Философ и историк философии. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988.-205 с.

72. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви: пер. с нем.-М, 1913.-332 с.

73. Зеньковский В.В. Апологетика. Киев: Изд. Экзарха всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990. - 46 с.

74. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон, 1997. - 560 с.

75. Иванов В.Г. История этики средних веков. Л.: Изд. ЛГУ, 1984.279 с.

76. Иванова О.В. Славяне и Византия в VII-начале IX вв.: (Славинии на территории Македонии, Фессалии и Эпира): Автореф. дис. канд. ист. наук. -М, 1985. 24 с.

77. Игумен Филарет. Конспект по нравственному богословию. Уфа: Уфимское Епархиальное управление, 1991. - 111 с.

78. Иеромонах Ионафан (Елецких). Преподобный Феодор Студит и его религиозно-нравственное учение/Курсовое сочинение по кафедре нравственного богословия Духовной Академии. Л., 1980. - 135 с.

79. Иоанн Дамаскин. Диалектика, или философские главы. М.: Екклесия Пресс, 1999. - 110 с.

80. Иоанн Златоуст. Слова и беседы на разные случаи. Т.1. Спб., 1864.581 с.

81. Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб.: Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898. - 899 с.

82. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. М.: Центр Благо, 1999. - 944 с.

83. Иоанн Кронштадский. Полный годичный круг поучний. М.: Красный пролетарий, 1997. - 344 с.

84. История Византии: В 3 т./Отв. ред. С.Д.Сказкин М.: Наука, 1967. Т. 1. - 523 е., Т. 2. - 471 е., Т. 3 - 507 с.

85. История Европы: В 8 т. Т. 2: Средневековая Европа/Отв. ред. Е.В.Гутнова, З.В.Удальцова. М.: Наука, 1992. - 808 с.

86. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга первая: Философия древности и средневековья. М.: "Греко-латинский кабинет", 1996. - 448 с.

87. Иустин Е. Нравственное учение Св. отца нашего Исаака Сирина: 2-е изд. -СПб., 1902.- 169 с.

88. Кавелин К. Задачи этики. Учение о нравственности, при современных условиях знаний. СПб., 1885. - 107 с.

89. Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.). 2-е изд. - СПб.: Наука, 1997. - 233 с.

90. Каждан А.П. Мюнхенские византиноведческие сборники. Вып. 121. М.: ИНИОН, 1978. - 19 с.

91. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви: ( Раскрытие православия в их творениях). М.: МГУ, 1994. - 176 с.

92. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. - 531 с.

93. Карсавин Л.П. О началах (опыт христианской метафизики). СПб.: Алетейя, 1994. Т. VI. - 375 с.

94. Карташев. А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. Очерки по истории русской церкви. М.: Терра, 1992. - 686 с.

95. Клеман Оливье. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994. - 383 с.

96. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М.: Политиздат, 1981. - 96 с.

97. Краткие рассуждения о важнейших предметах жизни христианской: перевод с немецкого, 3-е изд., доп. СПб., 1921. - 295 с.

98. Кулаковский Ю.А. История Византии: В 3 т. СПб.: Алетейя, 1996. Т. 1. - 445 е., Т. 2. - 400 е., Т. 3. - 454 с.

99. Культура Византии, IV-первая половина VII в./З.В.Удальцова, С.С.Аверинцев, В.И.Уколова и др.; отв. ред. З.В.Удальцова. М.: Наука, 1984. - 725 с.

100. Культура Византии, вторая половина VII-XII в./Г.Г.Литаврин, С.С.Аверинцев, М.В.Бибиков и др.; отв. ред. З.В.Удальцова, Г.В.Литаврин. -М.: Наука, 1989. 666 с.

101. Культура Византии, XIII- первая половина XV в.: К XVIII Междунар. конгр. византинистов (8-15 авг. 1991 г., Москва)/С.П. Карпов, П.И. Жаворонков, И.П. Медведев и др.; отв. ред. Г.Г. Литаврин. М.: Наука, 1991.-637 с.

102. Культура и искусство Византии: Тез. докл. науч. конф. Л., 1975.48 с.

103. Курбатов Г.Л. Из истории Византии и византиноведения: Межвуз. сб.-Л.: ЛГУ, 1991.- 157 с.

104. Курбатов Г.Л. История Византии: От античности к феодализму. -М.: Высш. шк., 1984. 207 с.

105. Курбатов Г.Л. Проблемы социальной истории и культуры средних веков: Межвуз. сб. Л.: ЛГУ, 1986. - 190 с.

106. Лебедев А.П. Из истории нравственного состояния духовенства от II по VIII век. Сергиев Посад, 1903. - 70 с.

107. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках от конца иконоборческих споров в 842 г. до начала Крестовых походов 1096 г. - СПб.; Алетейя, 1998. - 307 с.

108. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М.: АН СССР, 1956. - 554 с.

109. Лейтон И.А. Иисус Христос и современная цивилизация. Нравственное учение Иисуса Христа в его отношении к моральным основам современной культуры. СПб., 1909. - 150 с.

110. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII 1-я половина IX века. - М.-Л.: АН СССР, 1961.-482 с.

111. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М.: Наука, 1974. - 192 с.

112. Лобачевский С. Св. Антоний Великий (его жизнь, писания и нравствнно-подвижническое учение). Одесса, 1906. - 283 с.

113. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: Нотабене, 1994. - 227 с.

114. Лопарев X. Византийские Жития Святых VIII-IX веков//Византийский временник. 1911. - Т. 17. - С.1-224; - 1913. - Т. 18. -С.1-147; - 1915. - Т. 19.-С.1-151

115. Лопов Е. Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих. М.: Правило веры, 2000. - 1039 с.

116. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ", 1991. - 287 с.

117. Майоров Г.Г. В поисках нравственного абсолюта: античность и Боэций. М.: Знание, 1990. - 64 с.

118. Майоров Г.Г. Цицерон и античная философия религии. М.: Знание, 1989. - 61 с.

119. Майоров Г.Г. Этика в средние века. М.: Знание, 1986. - 64 с.

120. Макарий, митр. Всероссийский. Великие минеи-чатьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. СПб.-М., 1868-1917. Ноябрь. Дни 1-12. СПб,1897.- 884 с.

121. Мансветов И. Церковный Устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. - 445 с.

122. Марру Анри-Ирена. Святой Августин и августианство. СПб.: Вестком Долгопрудный, 1999. - 206 с.

123. Мартенсен Г.,епископ Зеландский. Христианское учение о нравсвенности. В 2 т., 2-е изд. Петроград, 1915. - 1300 с.

124. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. JL: Наука, 1976.-255 с.

125. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие (конспекты лекций). Нью-Йорк, 1985. - 357 с.

126. Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Paris, 1990. - 440 с.

127. Мейендорф. И. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000.-318 с.

128. Мелиоранский Б.М. Перечень византийских грамот и писем. Вып. 1 в Записках Импер. Акад. Наук VIII сер. по историко-филологич. отд. Т. IV. №5. 1899. -С.1-62

129. Мень А.В. История религии в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. IV. М.: СП "Слово", 1992. - 271 с.

130. Мережковский Д.С. Лица святых от Иисуса к нам. М.: Республика, 1997. - 366 с.

131. Миртов Д. Нравственное учение Климента Александрийского. -СПб., 1900. 230 с.

132. Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Республика, 1993. - 414с.

133. Мор Томас. Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом омтрове Утопии. М.-Л.: Academia, ф-та книги "Кр. Пролетарий", 1935. 237 с.

134. Муравьев А.Н. Основные черты христианского вероучения и нравоучения. СПб., 1901. - 82 с.

135. Никольский Н.М. История русской церкви: 3-е изд. М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

136. О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви. М.: Путь, 1995. - 49 с.

137. Оболенский Д. Связи между Византией и Русью в XI-XV вв./XIII Междунар. конгресс ист. наук. Москва. 16-23 авг. 1970/ М.: Наука, 1970. -15 с.

138. О вере и нравственности по учению Православной церкви. М.: Московская Патриархия, 1991. - 365 с.

139. Огицкий Д.П. Православие и западное христианство: Учеб. пособие для духов, семинарий и духов, уч-щ. М.: Моск. духов, акад.: Отчий дом, 1995. - 176 с.

140. О добродетелях и подвигах в творения св. Василия Великого. -СПб., 1906. 164 с.

141. Олесницкий М. Нравственное богословие или христианское учение о нравственности: 5-е изд. Петроград, 1913. - 281 с.

142. Оргиш В.П. Античная философия и происхождение христианства. Минск: Наука и техника, 1986. - 181 с.

143. Оргиш В.П. Древняя Русь: Образование Киевского государства и введение христианства. Минск: Наука и техника, 1988. - 147 с.

144. Оргиш В.П. Истоки христианства: Культурно-исторический генезис. Минск: Наука и техника, 1991. - 278 с.

145. Отечественная общественная мысль эпохи средневековья: Сб. науч. тр. /Ист. филос. очерки АН УССР, Ин-т фил./Ред. кол.: B.C. Горский и др. Киев: Наук. Думка, 1988. - 323 с.

146. Памятники византийской литературы IY-IX веков: Сб. переводов/ Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М.: Наука, 1968. - 350 с.

147. Памятник византийской литературы IX-XIV веков: Сб. переводов/ Отв. ред. JI.A. Фрейберг. М.: Наука, 1969. - 463 с.

148. Пиотровская Е.К. Византийские хроники IX в. и их отражение в памятниках славянорусской письменности: Автореф. дис. канд. истор. наук. -Л., 1975.-20 с.

149. Поляковская М.А.,Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. -Свердловск: Урал, ун-т, 1989. 293 с

150. Послание к римлянам апостола Павла. Нов. пер. с греч. В.Н. Кузнецовой. М.: "Дом Марии", 1993.- 109 с.

151. Православие: история, традиции и современность: Сб. науч. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. 92 с.

152. Православие и образование: влияние на духовное развитие личности. Сборник докладов и выступлений участников научно-практической конференции. Новокузнецк: Новокузнецкий институт усовершенствования учителей, 1995. - 126 с.

153. Православие и проблемы воспитания. Материалы VII Рождественских православно-философских чтений. Ниж.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 403 с.

154. Православие как основа духовного возрождения. Собрание православной общественности Кубани 11 февраля 1999 г. Тезисы выступлений. Краснодар: "Советская Кубань", 1999. - 64 с.

155. Православные русские обители: Полное их описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне/Сост. П.П.Сойкин. СПб.: Воскресение, 1994. - 732 с.

156. Праведный Иоанн Кронштадский. Полный годичный круг поучений. М.: Красный пролетарий, 1997. - 344 с.

157. Преображенский В. Преподобный Феодор Студит и его время. -М.,1896.-356 с.

158. Преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина слово о страстях и добродетелях: 2-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. - 16 с.

159. Преподобного отца нашего Макарня Египетского, нареченного великим, духовные преполезные беседы о совершенстве, христианам приличном: В 2 ч. М., 1839. Ч. 1. - 255 е., Ч. 2. - 222 с.

160. Преподобный Феодор Студит//Воскресное чтение. 1853. - № 31. -С.297-299

161. Прохоров Г.В. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912. - 438 с.

162. Путеводитель по православной аскетике (о добродетелях истинных и ложных). Вып. 3. "О духовном рассуждении". СПб.: "Диоптра", 1999. - 269 с.

163. Рапов О.М. Русская церковь в IX- первой трети XII в.: Принятие христианства: 2-е изд. М.: Рус. панорама, 1988. - 444 с.

164. Серафим, иеромонах. Монастырский мужской общежительный устав. В 2-х Т., Т. 1. Нижний Новгород, 1910.- 188 с.

165. Свешников В. Очерки христианской этики. М.: Паломник, 2000.622 с.

166. Святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский. Пространный христианский катехизис Православной кафоли^есщщ восточной церкви. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1999. - 176 с.

167. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. -М.: Центр Благо, 1999. 944 с.

168. Ремезов М.Н. Византия и византийцы конца X в. По Г. Шлюмберже. М.,1898. - 163 с.

169. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, "Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. - 463 с.

170. Самодурова З.Г. К вопросу о существовании монастырских школ в Византии VIII-XII вв.//Византийский временник. 1996. - Т. 56 (81). - С. 204214

171. Святого Василия Великого избранные нравственные правила. -Сергиев Посад, 1892. 38 с.

172. Семеновкер Б.А. Библиографические памятники Византии. М.: Археогр. центр, 1995. - 222 с.

173. Серафим Роуз, иеромонах. Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский. М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 1995. - 61 с.

174. Серафим Роуз, иеромонах. Святое православие XX век. М.: Донской монастырь, 1992. - 255 с.

175. Скворцов К. Философия отцов и учителей Церкви. Период апологетов. Киев, 1868. - 364 с.

176. Славяне и их соседи. Католицизм и православие в средние века: Сб. тез. докл. конф./Отв. ред. Б.Н.Флоре. М.: ИСБ, 1991. - 90 с.

177. Славяне и их соседи. Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время: Тез. XIII конф./Отв. ред. Б.Н.Флоре. М.: ИСБ, 1994. -86 с.

178. Сметанин В.А. Византийское общество XIII-XV вв.: По данным эпистолографии. Свердловск: Урал, ун-т, 1987. - 288 с.

179. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: Очерки из истории гуманистической реформационной мысли. -М.: Наука, 1978.-237 с.

180. Советское византиноведение. Указатель литературы 1986-1990 гг./АН СССР, ИНИОН, отд. науч.-библиогр. обраб. лит. и формирования баз данных, Сектор НБМ по истории. М.: ИНИОН, 1991. - 154 с.

181. Современные зарубежные исследования в области философской теологии: Реф. сб./Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, Ин-т науч. атеизма/ Отв. ред. Ю.А.Кимелев. М.: ИНИОН, 1991. - 101 с.

182. Соколов И. О византийско-восточном монашестве IX-XII вв. //Православный собеседник. Издание Казанской духовной академии. 1894. -Ч. II. - С. 276-289

183. Соколов Н.П. Сорок лет советского византиноведения. Вып. 1. -Горький: МВО СССР. Горьк. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 1959. 51 с.

184. Солярский П. Нравственное православное богословие: 4-е изд. -СПб., 1890.-401 с.

185. Средневековое православие от прихода до патриархата: Сб. науч. ст./Волгоградская епархия русской православной церкви/Отв. ред. Н.Д.Барабанов. Волгоград: Волгоград, гос. ун-т, 1997. - 196 с.

186. Стеллецкий Н. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении: В 3 т. Т. 1. Харьков, 1914. - 500 е., Т. 2. -Харьков, 1916. - 672 с.

187. Суворов Н. К истории нравственного учения в восточной церкви//Византийский временник. 1903. - Т. X. - С.31-62

188. Сюзюмов М.Я. Историческая роль Византии и ее место во всемирной истории (В порядке дискуссии)//Византийский временник. 1969.- Т. 29. С. 32-44

189. Сюзюмов М.Я. Основные направления историографии истории Византии иконоборческого периода//Византийский временник. 1963. - Т. 22.- С. 199-226

190. Тальберг Н.Д. История русской церкви: В 2 т. М.: Товарищество "Светлячок", 1994. - 924 с.

191. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. М.: СП "Интербук", 1991.-490 с.

192. Творения преп. Феодора Студита: В 2 т. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1907-1908. Т. 1. - СПб.,1907. - 992 е., Т. 2. - СПб., 1908. - 876 с.

193. Терновский Ф.А. Изучение Византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси. Вып. 1. Киев, 1875. - 301 с.

194. Терновский Ф.А., Терновский С.А. Три первые века христианства. Вып. 1. Киев, 1878. -261 с.

195. Терновский Ф.А., Терновский С.А. Грековосточная церковь в период вселенских соборов. Вып. 2. Киев, 1883. - 551 с.

196. Титов С.К. Этические воззрения Эразма Роттердамского (Античные и народные традиции в его гуманистическом мировоззрении): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1985. - 23 с.

197. Тихомиров Д. Св. Григорий Нисский, как моралист, этико-историческое исследование. Могилев на Днепре, 1886. - 382 с.

198. Тихон (Агриков), иеромонах. Преподобный Феодор Студит как организатор общежительного монашества: Курсовое сочинение. Загорск, 1954.- 119 с.

199. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. М.: Лествица, 1999. - 594 с.

200. Традиции отечественного византиноведения XVIII-XX вв. Византиноведение в СССР/К XVIII Междунар. конгр. византинистов, Москва, 8-15 авг. 1991г.: Кат. кн.-ил. выст.: В 2 ч. М.: ГПИБ, 1992. - Ч. 1. -64 с.,Ч. 2. - 107с.

201. Удальцова З.В. Византийская культура/Отв. ред. Е.В.Гутнова. М.: Наука, 1988. - 287 с.

202. Удальцова З.В. Европа в средние века: экономика, политика, культура: Сб. ст./К 80-летию акад. С.Д.Сказкина. Отв. ред. З.В.Удальцова. -М.: Наука, 1972. 446 с.

203. Удальцова З.В. Культурные связи Древней Руси и Византии/ТВизантийский временник. 1981. - Т. 42 - С.25-34

204. Удальцова З.В. Некоторые нерешенные проблемы истории византийской культуры/ТВизантийский временник. 1980. - Т. 41. - С.46-67

205. Удальцова З.В., Литаврин Г.Г. Советское византиноведение в 1955-1960 гг.//Византийский временник. 1964. - Т. 22. - С.3-79

206. Удальцова З.В. Основные проблемы византиноведения в советской исторической науке. М.: АН СССР, 1955. - 94 с.

207. Удальцова З.В. Советское византиноведение за 50 лет. М.: Наука, 1969. - 362 с.

208. Указатель советских работ по византиноведению, опубликованных в СССР в 1981-86 гг. /К XVII Междунар. конгрессу византинистов Вашингтон, август 1966 г./Сост. С.Б.Коренева, А.Б.Ковачева; Библиогр. ред. Л.А.Хвощевская. Л.: БАН СССР, 1986. - 19 с.

209. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. -СПб, 1891.- 395 с.

210. Училище Благочестия, или примеры христианских добродетелей выбранные из житий святых: 15-изд. (второе иллюстрированное) СПб, 1891.-465 с.

211. Фаворов Н. О христианской нравственности. Киев, 1879. - 139 с.

212. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви: В 2 т. Т. 1. Петроград, 1902. - 671 с, Т. 2. - Петроград, 1903. - 613 с.213. фаррар Ф.В. Жизнь и труды св. апостола Павла. СПб, 1887. -1077 с.

213. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Терра, 1997. - 224 с.

214. Феодор (Студит). Огласительные поучения и завещание. М.: Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1998. - 348 с.

215. Фергюсон А. Наставления нравственной философии. СПб, 1804. -291с.

216. Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниковский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви: В 2 т. Т. 1. СПб, 1859. - 240 с, Т. 2. -СПб, 1859.-384с.

217. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Пространный христианский катихизис Православной кафолической восточной церкви. -СПб.: "Общество святителя Василия Великого", 1999. 176 с.

218. Флоровский Г.В. Отцы первых веков. Кировоград: Информ.-издат. Агенство, 1993. - 46 с.

219. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV в.: 2-е изд. М.: Паломник, 1992. - 239 с.

220. Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв. М.: Паломник, 1992. - 260 с.

221. Фома Кемпийский. О подражании Христу. М.: "Истина и жизнь", 1999.-222 с.

222. Франциск Ассизский. Сочинения. М.: Изд. францисканцев-Братьев Меньших Конвентуальных, 1995. - 288 с.

223. Фризо JI. История нравственной философии. СПб., 1902. - 312 с.

224. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. - 477 с.

225. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. - 447 с.

226. Христианство в средние века (Западная Европа. Византия. Славяне): Каталог книжно-иллюстративной выставки /Гос. публ. б-ка России/ Сост. М.В.Киреева. М.: ГПИБ. Отд. Фондов по всеобщ, истории, 1993. - 45 с.

227. Христианство: энциклопедический словарь в 3-х томах/С.С.Аверинцев. М.: Большая Рос. энциклопедия, 1995.

228. Христианская жизнь или черты деятельного благочестия по учению Святых отцов Православной церкви: 5-е изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. -М.,1912.-255с.

229. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь/Г.Л.Курбатов, Э.Д.Фролов, И.Я.Фроянов. Л.: Лениздат, 1988. - 334 с.

230. Цицерон: Сб. ст./Отв. ред. Ф.А.Петровский. М.: АН СССР, 1958. -151с.

231. Цицерон. 2000 лет со времени смерти: Сб. ст./Н.Ф.Дератани и др. -М.: МГУ, 1959,- 176 с.

232. Цицерон. О старости; О дружбе; Об обязанностях/В.О.Горенштейн и др. М.: Наука, 1974. - 247 с.

233. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и новой философии. М.: Высшая школа, 1991.-512с.

234. Чернышев Н. Учение св. Иоанна Златоуста о нравственности в связи с его эпохой: Курсовое сочинение. JL, 1951. - 302 с.

235. Чертков В.Г. Римский мудрец Эпиктет; его жизнь и учение. -М.:Совместное предприятие Бук чембэр интернэшнл и Б. г, 1991. 96 с.

236. Чичуров И.С. Место "Хронографии" Феофана (нач.1Хв.) в ранневизантийской историографической традиции (IV-нач. 1Хв.): Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1975. - 16 с.

237. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. СПб.: Алетейя, 1994. - 334 с.

238. Эразм Роттердамский и его время: Сб. ст. /Отв. ред. Л.С.Чиколини. -М.: Наука, 1989.-277 с.

239. Эразм Роттердамский. Философские произведения /Отв. ред. В.В.Соколов. М.: Наука, 1986. - 702 с.

240. Янышев И.Л. Православно-христианское учение о нравственности: 2-изд. СПб, 1906. - 462 с.

241. A. Gardner. Theodor ot Studium, his life and times wit illustrations. -London, 1905.

242. H. Gelzer. Abriss der byzant. Kaisergeschichte в Krumbachers Gech. d. bysantin. Litteratur (2 изд.).

243. H. Gelzer. Das Verhaltniss von Staat u. Kirche in Byzanz в Histor. Zeitschrift B. 86(1901) 2 Heft.

244. A. Fr. Gfrorer. Allgemeine Kirchengeschiechte. B.I-III. Stuttg, 18411844.

245. A. Fr. Gfrorer. Byzantinisch Geschiechten. Aus feinem Nachlaffe herausgegeben, erganzt und. fortgefest. von I. B. Weiss. В.11. Graz, 1873.2471. C. Gieseler. Lehrbuch der Kirchengeschichte. Bonn, 1844-1855.

246. A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. B.II. Freiburg, 1887.

247. С. I. Hefele. Conciliengeschichte. B.B. I-IV. Freiburg, 1855-1860.

248. I. Hergenrother. Handbuch der allgemeinen Kirchengeschichte. В. I. -Freiburg, 1902.

249. F. Hirsch. Byzantinische Studien. Leipzig, 1876.

250. K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des ostromischen Reiches (527-1453). Miinchen, 1897 (2-изд.).

251. К. Krumbacher. Ein Dithyrambus auf den Chron. Theophanes. Sitzungsberichted. philos.-philolog. u. histor. Classe d. Akademie d. Wissensch. zu Miinchen. Jahrg. 1896.

252. J. H. Kurtz. Handbuch der allgemeinen Kirchengeschichte. Mitau,1858.255. abbe Marin. Saint Theodre. Paris, 1906.

253. Ph. Meyer. Die Haupturkunden fur die Geschichte der Athoskloster. -Leipzig, 1894.

254. Aug. Neander. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Gotha, 1863-1865.

255. К. Папаррт|уо7гоиА-оу. Ioxopia tod Шовной eOvouc;, т. Ill, A0r|v,1872.

256. A. Pichler. Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident. B. I-II. Miinchen, 1864-1865.

257. L. Ranke. Weltgeschichte. В. V. Leipzig, 1884.

258. J. Richter. Des heil. Theodor, Abtes von Studium, Lehre vom Primat d. romischen Bischofs в Der Katholik. Zeitschrift fur kathol. Wissenschaft und kirchl. Leben. Mainz, 1874. II Halfte.

259. Ph. Schaff. Geschichte der alten Kirche. Leipzig, 1867.

260. St. Schwietz. Des Theodoro Studita reformatore monachorum Basilianorum. Dissertatio. Vratisl. 1896.

261. St. Schwietz. Das morgenlandische Monchtum. Mainz, 1904.