автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Хронология и периодизация среднецнинских могильников древней мордвы

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Зеленцова, Ольга Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Хронология и периодизация среднецнинских могильников древней мордвы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Хронология и периодизация среднецнинских могильников древней мордвы"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

^ ^ Исторический факультет

> -'ч>

На правах рукописи

ЗЕЛЕНЦОВА Ольга Викторовна

ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕЦНИНСКИХ МОГИЛЬНИКОВ ДРЕВНЕЙ МОРДВЫ

Специальность 07. 00. Об — археология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1998

Работа выполнена в отделе археологии и этнографии Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия.

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент В. И. Вихляев.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук К. А. Смирнов кандидат исторических наук И. В. Белоцерковская

- Ведущее учреждение — Марийский государственный университет

Защита состоится «-¿^ » 1998 года в _ часов на

заседании специализированного Совета К 053.05.29 по археологии и этнографии при историческом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Адрес: 119899, г. Москва, Воробьёвы горы, 1-й корпус гуманитарных' факультетов МГУ, исторический факультет, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки им. А. М. Горького (1-ый корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан (2<'>-/1/>Л1998 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, доктор исторических наук

Л. Б. Заседателева

Период второй половины 1 — начала 2 тыс. н. э. является одним из важнейших в истории мордовского народа. В это время формируются основные черты мордовского этноса,, особенности в материальной и духовной культуре. Намечается разделение его на два субэтноса.

Изучение хронологии и периодизации археологических памятников является важнейшей задачей археологической науки. Без этого невозможно глубокое изучение исторических процессов, в том числе этногенетических. К сожалению, несмотря на ряд интересных работ, до настоящего времени нет единой хронологической шкалы для средневековых мордовских древностей, недостаточно разработаны относительная и абсолютная датировки мордовских могильников. Нередко исследователи ограничиваются использованием отдельных аналогий. Между тем метод механического привлечения аналогий вызывает определенные сомнения. Одни и те же типы вещей в различных регионах могут иметь разное время бытования (Г. А. Фёдоров-Давыдов, А. К. Амброз). Этим определяется актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования заключается в разработке системы относительной и абсолютной хронологии материалов древнемордовских могильников, расположенных в среднем течении р. Цна, и в выявлении хронологических изменений погребального обряда с использованием новейших методических разработок. Всё это в совокупности с уже существующей хронологией более ранних пензенских мордовских могильников послужит основой для создания общей хронологйи мордовских древностей, разработанной по единой методике.

В задачи исследования входит:

1. Разработка классификации украшений.

2. Выделение с помощью методов математической статистики групп предметов, бытовавших одновременно. Создание системы относительной хронологии и выявление последовательных стадий в "истории могильников.

3. Установление временных границ существования стадий.

4. Исследование эволюции древнемордовских украшений.

5. Определение характерных признаков погребального обряда в целом и для каждой отдельной стадии.

6. Изучение процесса формирования населения, оставившего средне-цнинские могильники, и определение егоместа на этнической карте Окско-Сурского междуречья.

Итошчка,\ш_настоящей работы послужили материалы 887 погребальных комплексов из трёх наиболее полно раскопанных и документированных среднецнинских могильников: Елизавет— Михайловского (EMM), Пановского (ПМ), Крюковско— Кужновского (ККМ), исследованных основателем и директором Моршанского краеведческого музея П. П. Ивановым. В 1927 г. в Елизавет—Михайловском могильнике Моршанского района Тамбовской области П. П. Ивановым было вскрыто 136 погребений. В 1927 и 1928 гг. на Пановском могильнике, расположенном в Заметчин-ском районе Пензенской области, им было исследовано 158 погребений. С 1927 по 1936 годы проводились раскопки Крюковско— Кужновского могильника в Моршанском районе Тамбовской области (586 погребений). Автор раскопок определил эти могильники как древнемордовские, типа Лядинского и Томниковского.

Все материалы раскопок хранятся в Моршанском краеведческом музее ( коллекции: EMM - NN 1653, 3673; ПМ - NN 1994, 3672; ККМ — N 3674). Там же хранятся полевые дневники раскопок и чертежи некоторых погребений.

В 1952 году Моршанский краеведческий музей опубликовал дневники раскопок Крюковско—Кужновского могильника (Материалы по истории мордвы YIII—XI вв., 1952). В 1969 году Мордовским НИИЯЛИЭ изданы дневники раскопок двух других могильников: Пановского и Елизавет—Михайловского (Материальная культура среднецнинской мордвы YIII—XI вв. Саранск, 1969). К сожалению в этих изданиях не опубликованы планы раскопов. Некоторые категории украшений из среднецнинских могильников нашли свое отражение в сводах археологических источников, подготовленных В. Б. Ковалевской и Л. А. Голубевой.

При анализе археологического материала нами использовались типологический и статистический методы. Суть последнего, разрабо-

тайного Г. А. Федоровым-Давыдовым, заключается в исследовании взаимовстречаемости типов вещей в погребальных комплексах, при помощи вычисления коэффициента сопряженности. Наличие связи между типами украшений свидетельствует о том, что они в погребении оказались не случайно, а значение коэффициента сопряженности указывает насколько связь между исследуемыми типами закономерна. В результате выделяются группы вещей, бытовавших одновременно, и характеризующие отдельные стадии в функционировании могильников. С помощью этой же методики проводилось исследование погребального обряда.

В историографии рассматриваемой проблемы одной из первых работ явилась монография А. П. Смирнова по истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. Исследователь ввёл в научный оборот некоторые материалы из раскопок П. П. Иванова, дал характеристику ряда комплексов и предложил датировку цнинских могильников в пределах 8—12 вв. Рассматривая погребения, совершенные по обряду кремации, А. П. Смирнов связывал их со славянами. Он считал, что последние появились на Оке и Средней Волге уже в середине 1 тысячелетия н. э.

Специально разработкой хронологии древнемордовских могильников и проблемами этнической истории мордвы занималась А. Е. Алихопа. В своих работах она обозначила хронологические и племенные различия в культуре мордвы. Материалы мордовских могильников автор разделила на два этапа: 7—11 века и 12—14 века. По её мнению у мордвы в 11 веке произошла резкая смена производственного инвентаря и набора украшений. Для каждого этапа исследователь выделила типы характерных украшений. Заслугой А. Е. Алихо-вой является определение эволюции некоторых древнемордовских украшений и времени их бытования.

А. Е. Алихова подготовила к изданию материалы раскопок Елизавет—Михайловского и Пановского могильников. Она проанализировала вещевые комплексы и погребальный обряд этих памятников. Исследователем сделан вывод о своеобразии среднецнинских могильников. По её мнению, они были оставлены племенной группой мордвы, не сохранившей своего названия и позже ассимилированной

славянами. Она считала, что для погребального обряда этого населения • было характерно большое количество погребений с юго-восточной и восточной ориентировками костяков, высокий процент захоронений по обряду кремации, присутствие в мужских захоронениях комплекса женских украшений, наличие муромских элементов в женском костюме.

Значительная работа по изучению среднецнинских могильников проделана Р. Ф. Ворониной. Она разработала классификацию различных категорий погребального инвентаря и в результате корреляции выделила хронологические группы вещей. Первую группу Р. Ф. Воронина по монетам датирует концом 7 — 8 в. и последнюю, по наличию шиферных пряслиц и блях позднего облика — 11 веком. Для определения хронологических рамок других групп исследователем использованы височные подвески, гривны, бляхи.

По особенностям погребального обряда (ориентировка погребенных, наличие кремации и др.) Р. Ф. Воронина выделила девять фупп захоронений, которые в некоторой мере локализируются на плане Крюковско—Кужновского могильника. По её мнению, эти участки были связаны с отдельными родами (тевкс). Р. Ф. Воронина делает вывод о существовании на Средней Цне неизвестного в письменных источниках мордовского племени, ассимилированного мокшей.

Новый подход к анализу погребального обряда древней мордвы, в том числе среднецнинской, содержится в работах Ю. А. Зеленеева. При исследовании взаимовстречаемости между признаками погребального обряда финских могильников Правобережья Волги автор выделил модели погребального ритуала, характерные для средне-цнинского населения.

Проблемы происхождения и этнической принадлежности среднецнинских могильников в 70—90 гг. рассматривались и другими исследователями. По мнению В. И. Вихляева в конце 7 века в районы среднего течения р. Цна продвинулись с Верхнего Посурья армиев-ские племена, отождествляемые с древнемокшанским населением.

И. М. Петербургский считает, что в 8—11 веках в бассейне рек Мокша и Цна проживала этнически однородная группа мордвы —

мокша. Термин «цнинские могильники», по его мнению, является условным. Он был распространён до 70-х годов, пока не были известны подобные памятники на других смежных территориях.

К этому же кругу памятников отнесены Я. В. Беляевым и В. Н. Шитовым Морд. Козловский и Степановский могильники, расположенные в Примокшанье. Исследователи склонны считать, что они оставлены населением, родственным (или составляющим одно целое) древней мордве, проживающей в 8—11 веках на Средней Цне и в долине р. Вад. В результате дальнейших исследований Степановского могильника И. М. Петербургский подтвердил, что этот памятник оставлен древнемокшанскнм населением.

Реконструкцией одежды и головных уборов по материалам среднецнинских могильников занимался В. Н. Мартьянов. Он привёл близкие параллели головным уборам цнинской мордвы в этнографическом материале мордвы—мокши. По мнению исследователя «лядинская мордва» (вместе со среднецнинской) является непосредственной предшественницей мордвы—мокши. Он не соглашается с выводом А. Е. Алиховой о «коренной смене» в нарядах мордвы на рубеже 1—2 тыс. н. э.

Керамический материал из среднецнинских могильников исследовался В. В. Гришаковым. Им обоснованы хронологические рамки существования отдельных типов глиняной посуды. По его мнению, в 8 — первой половине 9 в. сформировался цнинско-вадский очаг керамических традиций, эпицентр которого локализируется на Средней Цне.

Отдельные аспекты культурных и экономических контактов среднецнинской мордвы с салтовским населением, арабским Востоком и древнерусскими племенами рассматриваются в работах И. М. Петербургского, В. И. Вихляева. Последний полагает, что контакты цнинской мордвы с аланами выразились в появлении в мордовских могильниках многочисленных украшений и других вещей, повторяющих аланские. Распространение обряда скорченности, по его ■мнению, связано с влиянием салтовского населения.

Научная новизна работы заключается в создании статистически обоснованной хронологии памятников бассейна р. Цна, которая мо-

жет стать составной частью единой хронологической шкалы для всех мордовских древностей. Проделанная работа позволяет по-новому осветить ряд вопросов этногенеза и этнической истории мордовского народа.

Практическая ценность работы заключается в том, что выводы и наблюдения автора могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам средневековой истории края, в том числе реконструкции этнической ситуации в регионе, в учебной работе преподавателей вузов. Метод статистического анализа построения хронологических систем может быть использован в исследовании других археологических памятников.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения, включающего карту, рисунки, графики и статистические таблицы.

Содержание работы. •

Во вдедсшис обоснована актуальность темы, представлена краткая историография проблемы, определены цели и задачи исследования, характеризуется методика анализа материала.

В 1_шзЛ£ дается типология наиболее массовых категорий украшений: височных подвесок с бипирамидальным грузиком, сюлгам, гривен, дисковидных нагрудных блях, браслетов, а также поясных пряжек.

Перечисленные вещи классифицированы по следующей схеме: по функциональному назначению выделены категории, по материалу

— разряды, по характеру исходной заготовки — группы, по сечению

— отделы, по форме — типы, по орнаменту и некоторым другим особенностям — варианты. Классификация сопровождается перечнем аналогий из мордовских и других памятников.

Наибольшее сходство погребальный инвентарь среднецнинских могильников находит в мордовских древностях. Общими для них являются как наборы украшений в погребальных комплексах, так и отдельные типы. Этномаркирующим мордовским украшением является височная подвеска с бипирамидальным грузиком. С более широким кругом памятников Средневолжского региона связываются сюлгамы, дисковидные нагрудные бляхи, гривны и некоторые браслеты. Типы

этих украшений широко известны в могильниках рязанско-окского населения, муромы, мери, марийцев и т. д., что свидетельствует об общих элементах и традициях в материальной культуре финского населения Правобережья Волги. Некоторые типы браслетов и большинство типов поясных пряжек входят в круг восточноевропейских изделий и позволяют решать вопросы о культурных и экономических связях среднецнинской мордвы с иноэтническим населением.

Во 2хааве_рассматривается относительная и абсолютная хронология украшений из среднецнпнских могильников. Эти памятники традиционно датировались 8—11 вв.

При разработке хронологии среднецнинских могильников нами применялся метод Г. А. Фёдорова-Давыдова, который успешно опробован многими археологами (В. И. Вихляев, Ю. А. Краснов и др.). Он заключается в исследовании сопряженности типов вещей в погребении.

Для каждой пары встречающихся типов составлялись четырёхпольные таблицы взаимовстречаемости и подсчитывался коэффициент сопряжённости по формуле: ас! - Ьс

О = (а+Ь)(а+с)(Ь+сЗ)(с+с1) где: а — число объектов, на которых есть признак «А» ¡1 признак «В»; в — число объектов, па которых есть признак «А», но нет признака «В»; с — число объектом, на которых нет признака «А», но есть признак «В»; с1 — число объектов, на которых нет ни признака «А», пи признака «В»; а+в — число объектов, на которых есть признак «А»; а+с — число объектов, на которых есть признак «В»; с+с! ~ число объектов, на которых нет признака «А»; Ь+с1 — число объектов, на которых нет признака «В».

Нулевая гипотеза с доверительным уровнем 0,95 будет состоять в том, что между признаком «А» и признаком «В» нет никакой связи. Если равенство нарушается, то нулевая гипотеза опровергается, следовательно между признаком «А» и признаком «В» существует определенная связь. Однако эта связь может быть случайной, связанной с выборочностыо материала. Поэтому используется критерий достоверности X2. Если X2 превосходит табличное (в нашем случае 3,84) значение первой степени свободы и доверительного уровня 0,95, то

нулевая гипотеза может считаться опровергнутой (с риском ошибки 0,05) в пользу наличия связи между признаками «А» и «В». Коэффициент сопряженности рассматривался на трёх уровнях, от максимальной отрицательной связи, до максимальной положительной. Это позволяет проследить развитие типа украшения с момента появления, когда он даёт ещё слабые связи с более ранними типами, до расцвета — наибольшего распространения типа, когда устанавливаются сильные и очень сильные связи с одновременными типами, и до момента исчезновения типа, когда он имеет слабые связи уже с более поздними вещами. -

На уровне сильных и очень сильных связей исследуемые типы вещей делятся на три комплекса, которые характеризуют три стадии в истории среднецнинских могильников. Между стадиями выделились две промежуточные группы вещей, состоящие из долгобытую-щих типов.

Для абсолютного датирования стадий принималась во внимание сопряженность украшений с поясными пряжками. Учитывались погребения с монетами как из исследуемых могильников, так и из других памятников Средневолжского региона, а также захоронения с предметами, имеющими хорошо датированные аналогии на Северном Кавказе, в Крыму, в Подонье и других районах.

Для стадии А характерны височные подвески с коротким стержнем и массивным бипирамидальным грузиком с поперечной выемкой и менее массивные височные подвески с прочерченными поперечными линиями на грузике, сюлгамы с короткими «усами», нагрудные дисковидные бляхи с шестиугольной крышечкой и треугольными прорезями, бляхи с круглой крышечкой и прорезями, застёжки с «крылатой» иглой, шестигранные шляпкоконечные браслеты, серповидные гривны с полукруглыми отдельными накладочками, гривны с застежкой — «лодочкой». На стадии А появляются кованые сюлгамы с длинными «усами».

Ранние погребения стадии А датируются геральдическими поясными наборами второй половиной 7 века. В погребальных комплексах этой стадии имеются пояса предсалтовского времени с пряжками

так называемого «неволинского типа» и бляхами — оправами. Эти пряжки имеют высокую сопряженность с украшениями стадии А.

Стадия А среднецнинскпх могильников синхронизируется с четвертым периодом Безводнинского могильника, датируемого Ю. А. Красновым концом 7 — первой половиной 8 в. Для них характерны одинаковые типы сюлгам, браслетов, блях и других украшений.

Хронологические рамки стадии А включают вторую половину 7 — первую половину 8 з. Датировка верхней временной границы подтверждается отсутствием в погребениях этой стадии вещей салтов-ского типа.

На спиши—В исчезают многие типы инвентаря предыдущего времени и появляются новые типы украшений. Височные подвески становятся менее массивны, стержень у них удлиняется, грузик — гладкий, без выемки, верхняя пирамидка меньше нижней. В это же время были распространены височные подвески из белого сплава с грузиком в виде уплощенного «листочка». Продолжают использоваться кованые сюлгамы с длинными «усами», наряду с ними появляются литые» Характерно большое разнообразие гривен: среди них гладкод-ротовые, ложновитые, обмотанные плосковыпуклой проволокой с замками в виде петли и крючка с многогранной массивной шляпкой. Сопряжены с украшениями стадии В серповидные гривны, простые и с накладкой и привесками. Появляются пластинчатые лопастные гривны. Наряду со шляпкоконечными были распространены браслеты из. четырехгранного дрота с отогнутыми концами. Появляются спиральные браслеты, известные и на следующей стадии. Для стадии В характерны бляхи одного типа: с круглой крышечкой и шестью выпуклинами. Украшения этой стадии являются непосредственным развитием ранних типов.

Характерной особенностью стадии В является наличие большого количества украшений, происхождение которых связано с сал-тово-маяцкой культурой: литые салтовские серьги, перстни, амулеты, оружие и т. д. С украшениями сопряжены поясные наборы, хорошо датируемые в салтовских древностях второй половиной 8 — 9 в. Большое количество вещей, изготовленных по салтовским образцам объясняется территориальной близостью цшшской мордвы с По

допьем, откуда шел основной поток подобных украшений. В захоронениях стадии В имеются монеты середины и конца 8 века. Все это в совокупности позволяет датировать эту стадию второй половиной 8— 9 вв.

Для комплекса украшений стадии С характерна тесная взаимовстречаемость височных подвесок с длинным стержнем и удлиненным бипирамидальным грузиком и кованых сюлгам с очень длинными «усами», а также отогнутоконечных. Сопряжены с украшениями этой стадии спиральные и пластинчатые отогнутоконечные браслеты. Для этой стадии характерны ложновитые гривны с замком в виде петли и крючка с уплощенной многогранной шляпкой, гривны с двумя уплощенными шляпками, пластинчатые лопастные с привесками. Диаметр нагрудных дисковидных блях становится меньше, выпуклины на корпусе исчезают. В конце стадии появляются новые украшения: височные подвести с каплевидным грузиком, лопастные сюлгамы.

Для датировки стадии С привлекались находки монет 10 в. из Крюковско—Кужновского, других мордовских и поздних рязанско-окских могильников. С украшениями этой стадии сопряжены поясные пряжки, известные в древнерусских памятниках второй половины 10 в. В поздних захоронениях этой стадии имеются семилучевые радимичские височные кольца 11—12 вв., буспнное височное кольцо с ложной зерныо 11 — 12 вв., тройные петлеконечньге браслеты 11—14 вв., шиферные пряслица, славянские горшки с линейным орнаментом. Стадия С датируется нами 10—11 вв.

Система относительной и абсолютной хронологии позволяет более детально проследить эволюцию древнемордовских украшений на средней Цне во второй половине 7—11 в. Полученные коэффициенты сопряженности в совокупности с эволюционными рядами украшений позволили выделить внутри стадий А и С фазы.

в

стадия А

(раза 1 вторая половина 7 в.

фаза 2 первая половина 8 в.

стадия С

фаза 1 10—11 вв.

фаза 2 конец 11 в.

В_гляве__3, исследуются хронологические изменения в погребальном обряде среднецнинского населения.

Для упорядочения материала нами использован метод кодированного описания погребального обряда, применявшийся И. С. Ка-менецким, И. А. Сорокиной и др. Нами учтены 16 основных признаков, подразделяющихся на варианты. Более детальный анализ погребального обряда, к сожалению, ограничен неполнотой исходных данных.

Для исследования возможной группировки захоронений по погребальному обряду анализировалась взаимовстречаемость между отдельными его признаками. Некоторые признаки погребального обряда учитывались в процентном соотношении, вследствие их малочисленности и невозможности исследования с помощью математических методов. Кроме этого в работе рассматривался характер различий в погребальном обряде (стадиальный, связанный с полиэтничностыо населения или с инокультурными влияниями).

Все погребения совершены в грунте, в прямоугольно-овальных могильных ямах с покатыми стенками. Длина могил колеблется свер-

ху— от 1 до 3,5 м; ширина — от 1 до 2 м; глубина — от 0,5 до 2 м.

Умерших хоронили в деревянных гробовинах, либо заворачивали в луб или просто клали на дно могильной ямы. В межмогильном пространстве, над погребениями, в засыпке сохранились остатки поминальных тризн. В кострищах встречались глиняная посуда, кости животных, иногда предметы конского снаряжения.

Погребения разделяются по поло-возрастному признаку. Взрослых мужчин хоронили в длинных глубоких могильных ямах, в вытянутом положении с вытянутыми вдоль тела руками. В мужских захоронениях часты находки отдельных женских украшений или полных уборов ( так называемый «жертвенный комплекс»). Этот обычай известен в древнемордовских, муромских, рязанско-окских и других могильниках и очевидно, связан с символическим захоронением женщины.

Для женских захоронений характерны ямы несколько меньших размеров. Женщины обычно положены вытянуто на спине, руки на груди или в области таза. Они, как правило, сопровождались глиняной посудой.

В десяти погребениях (четыре — мужские, шесть — женских) умершие лежали на боку с вытянутыми или согнутыми в той или иной степени ногами.

Для цнинских могильников характерна биритуальность: наряду с трупоположениями встречались трупосожжения (14%). Кремация производилась на стороне, на специальных площадках. Математический анализ захоронений по обряду кремации позволил выделить три типа погребений с сожжениями.

Для первого характерны продолговато-овальные могильные ямы, кальцинированные кости, выбранные из золы и углей, рассыпанные по дну ямы или гробовины, поверх них помещались украшения в порядке ношения. Второй тип представляют погребения в овальных могильных ямах. Кальцинированные кости здесь расположены компактной кучкой, украшения и вещи сложены на них или рядом без определенного порядка. Захоронения третьего типа совершены в ямах округлой конусовидной формы. "Кальцинированные

кости лежат кучкой на дне. Немногочисленный инвентарь расположен в беспорядке.

Истоки и причины возникновения обряда кремации у древней мордвы остаются неясными. Этот обычай широко распространен в синхронных памятниках финно-угорского населения Среднего Поволжья.

Для исследования динамики изменений в погребальном обряде рассмотрены сопряженность между признаками и выделенными стадиями функционирования могильников.

На стадии А умерших хоронили в больших могильных ямах продолговато-овальной формы, в вытянутом положении, головой на север, юг, юго-запад и запад. Ранние захоронения этой стадии находят прямые аналогии в погребальном обряде и инвентаре Серпов-ского могильника, также расположенного на Средней Цне. Для этой стадии характерен второй тип погребений с сожжениями. Количество трупосожжений составляет 13 %.

На стадии В наблюдается тенденция к увеличению ширины и глубины могильной ямы. Преобладают погребения ориентированные на юг. Появляются захоронения с северо-восточной ориентировкой. Они отличаются большими размерами. Удельный вес погребенных по обряду кремации остается прежним. Кальцинированные кости, выбранные из золы и углей, располагались кучкой на дне овальной могильной ямы. Украшения размещались в порядке ношения.

На стадии С распространены погребения с юго-восточной ориентировкой костяков. Иная ориентировка не типична для этого времени. Возрастает количество погребений, совершенных по обряду кремации (16%). Характерны трупосожжения первого типа.

В диссертации рассматривается сопряженность элементов погребального обряда (ориентировка костяков, размеры могильных ям и т. д.) с другими этноопределяющими признаками: деталями головных уборов, височными подвесками, типами глиняной посуды и др.

В результате выяснилось, что височные подвески с бипирами-дальным грузиком характерны для всех женских захоронений, кроме ориентированных головой на восток и запад, с которыми они имеют отрицательную связь.

С налобными венчиками имеют положительную сопряженность захоронения с северо-восточной ориентировкой. Для этих же погребений характерны и горшковидные сосуды с резкоотогнутым горлом. Северо-восточная ориентировка, налобные венчики и подобная керамика были известны у рязанско-окских племен, в то время как у более раннего армиевского населения они не встречались.

Погребения с северной ориентировкой умерших сопряжены с сосудами, изготовленными под влиянием северомордовских и рязанско-окских традиций. Для северомордовских могильников характерно и расположение сосудов в изголовье мужских захоронений.

Прослеженная динамика и характер изменений в погребальном обряде свидетельствует о сложном процессе формирования древне-мокшанской культуры.

В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы по этнической истории населения.

В процессе формирования культуры среднецнинского населения отмечается несколько компонентов.

На стадии А (вторая половина 7 — первая половина 8 в.) сред-нецнинские могильники по погребальному ритуалу (северная и западная ориентировки, расположение сосудов, размеры могильных ям) и инвентарю (височные подвески, серповидные гривны с отдельными накладками, повязки для рук из спиральных пронизок и пластинчатых обоймочек и др.) обнаруживают большое сходство с могильниками северной группы древней мордвы, такими как Абрамов-ский, Ст. Кужендеевский, Выползово I, Красное 3. В то же время эти признаки не были характерны для могильников аримевского типа.

О рязанско-окском компоненте свидетельствует появление на Средней Цне восточной ориентировки и горшковидных сосудов с прямым горлом, распространенных у рязанско-окских племен (Борковский, Шатрищенский, Шокшинский и другие могильники). Однако, в рассматриваемых нами памятниках отсутствуют рязанско-окские височные украшения. Можно полагать, что рязанско-окское влияние на формирование культуры среднецнинской мордвы было опосредованным. Более отчетливо проникновение этого этнического

компонента в древнемордовскую среду заметно по материалам Абра-мовского могильника на Теше, Тезиковского — в Верхнем Примок-шанье.

Однако определяющая роль в формировании среднецнинской мордвы принадлежит населению, оставившему могильники армиев-ского типа. В конце 7 — начале 8 веков в этот район продвигаются, по-видимому, под давлением ранних болгар, армиевские племена, которые большинство исследователей связывают с предками мордвы—мокши. Они принесли с собой южную, юго-западную ориентировку и новые традиции в изготовлении глиняной посуды.

На стадии В (вторая половина 8—9 вв.) в материальной культуре и погребальном обряде сохраняются и продолжают развиваться армиевские традиции, но наряду с этим отмечаются инновации. По своему происхождению они, очевидно, связаны с новым импульсом ря-занско-окского влияния. Это северо-восточная ориентировка, горш-ковидные сосуды с резкоотогнутым горлом, налобные венчики из металлических пронизок и пластинчатых обоймочек.

На стадии С (10—11 вв.) вырабатывается относительно стабильный • погребальный обряд с преобладанием признаков, характерных для древнемокшанского населения (южная и юго-восточная.ориентировка умерших и др.). В это время складываются местные традиции в изготовлении глиняной посуды, вобравшие северомордовские, рязан-ско-окские и армиевские элементы, с преобладанием последних.

Таким образом в процессе формирования культуры среднецнин-ского населения принимали участие северомордовские, рязанско-окские и армиевские племена.

Как отмечал Н. Ф. Мокшин, племена, составляющие древнемордовскую семью, по своим основным параметрам представляли не столько единство, сколько сходство, близость. Очевидно с таких позиций надо подходить к этнической идентификации среднецнин-ского населения. Их можно рассматривать как один из основных компонентов формирования мордвы — мокши. В 12—14 вв. этот процесс прослеживается по материалам могильников Ефаевского типа.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Шейные гривны срсднецнинской мордвы // Археологические исследования в Окско-Сурском междуречье. Труды МНИИЯЛИЭ. —

Саранск,'1992. - Вып. 107. - С. 42-53.

2. Сюлгамы из среднецнинских могильников // Финно-угроведение. - Йошкар-Ола, 1996. - N 3. - С. 58-72.

3. К вопросу об этнической принадлежности среднецнинских могильников // Гуманитарные науки и образование: Проблемы и перспективы: Материалы 1 Сафаргалиевских научных чтений. — Саранск, 1997. - С. 144-146.

4. Хронология и периодизация среднецнинских могильников древней мордвы // История, образование и культура народов Среднего Поволжья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 13—15 марта 1997 г.) — Саранск, 1997. — С. 18—

5. О датировке ранней стадий среднецнинских могильников // Обновляющаяся Россия: Формирование нового гуманитарного пространства. Материалы Меркушкинских научных чтений. — Саранск, 1997. - С. 92-94,

6. О месте среднецнинских могильников в этногенезе мордовского народа // Российская провинция: история, культура, наука. Материалы 2—3 Сафаргалиевских научных чтений. — Саранск, 1998.