автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Хронотоп малого города
Полный текст автореферата диссертации по теме "Хронотоп малого города"
На правах рукописи
005535856
Барабошина Наталья Владимировна
ХРОНОТОП МАЛОГО ГОРОДА: БУЗУЛУК - КУЛЬТУРНОЕ ПОГРАНИЧЬЕ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
2 4 ск г I
Саранск, 2013
005535856
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Бурлина Елена Яковлевна
Инюшкин Николай Михайлович
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой изобразительных искусств и культурологии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
Лысова Надежда Юрьевна
кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры культурологии, этнокулыуры и театрального искусства ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Самарский
государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)»
Защита состоится «13» ноября 2013 г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.117.10 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Полежаева 44, корпус 3, ауд. 423.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва».
Автореферат разослан 12 октября 2013 г.
Официальные оппоненты:
Учёный секретарь Л^/Ол^7
диссертационного совета // Ю. В. Кузнецова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Малые города — самая распространенная категория городских поселений во всем мире1. В России согласно переписи населения 2010 г. они составляют 71%, в них проживает около 16,5 миллионов человек.
Трудно переоценить роль и значение малого города на социальной, экономической, культурной картах страны. Они выступают своего рода «опорными точками» близлежащих территорий. Это место расположения промышленных предприятий, транспортно-распре-делительных узлов, центров культуры и образования. Кроме того, являясь на протяжении всей истории эпицентрами формирования человеческого потенциала, необходимого для модернизационных и глобализационных изменений страны, малые города формировали и сохраняли особую городскую ментальность, особый тип городского жителя.
В процессе социально-экономических реформ, происходящих в России в последние десятилетия, малые города оказались в наиболее кризисном состоянии. Именно в них острее всего ощущаются проблемы, общие для всей страны: архаическая и слабо модернизированная экономическая база, технологическая отсталость большинства промышленных предприятий, отсутствие рабочих мест, демографический кризис, низкий уровень образованности населения и т. д.
По сути дела, сегодня российский малый город практически лишается перспектив своего дальнейшего развития, что ведет к уничтожению уникальной социокультурной реальности. Стагнация «исторической Атлантиды», «сердца русской культуры» отражается и в художественной практике, и в многочисленных исследованиях: от урбанистических до психолого-экономических.
При определении мер по сохранению и развитию малых городов обычно делается ставка на экономические программы, результативность которых вызывает сомнение как у самих жителей, о чем свидетельствует тенденция миграции населения в мегаполисы, так и на управленческом уровне, где постепенно оформляется идея ликвидации «неперспективных» городских поселений.
Не проводя оценку уровня эффективности проектов экономической модернизации, тем не менее, можно утверждать, что культурные программы, основанные на современных концепциях культурных
1 Малым городом принято считать городское поселение с численностью жителей менее 50 тыс. человек.
индустрии, исторической памяти и социальной коммуникации, являются не менее перспективными. Более того, представляется, что возрождение малого города невозможно именно без программ культурного реформирования, включающих осознание их социокультурного разнообразия и исторической памяти «места», постижение специфики исторического и провинциального бытия города и человека.
Одной из специфических научных проблем, влияющих на выбор верных стратегий модернизации малых городов, является изучение присущих каждому городу культурно-исторических смыслов и зафиксированных в менталитете горожан пространственно-временных координат. В работе пространственно-временная структура города определяется как «хронотоп малого города». При этом имеются в виду принципиально разные его ипостаси: с одной стороны, объективная «карта», «хроника», «топография», с другой, ее отражение в сознании горожан.
С анализом названного феномена автор связывает предлагаемую в данной работе гуманитарную экспертизу, потребность в которой в настоящее время осознана, однако сама она не получила должной исследовательской разработки.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования малого города представляют собой междисциплинарную отрасль гуманитарного знания. Город выступает объектом изучения целого ряда дисциплин: истории, экономики, политологии, социологии, синергетики, культурологии и т.д. Каждая из многочисленных наук, изучающих малый город, предлагает свои подходы к его определению; имеет свой особый ракурс рассмотрения городской реальности, позволяющий осветить тот или иной аспект, грань жизни города; специфический комплекс принципов и методов исследования, направленных на выявление его уникальных черт, характеристик, свойств.
В рамках философско-культурологической методологии исследования малый город рассматривается как многогранное и многоаспектное культурное образование, что задает различные направления его изучения.
В работах Н.П. Анциферова, Ж. Б. Балдандоржиева, Г. И. Данилиной, Г. И. Зверевой, А.Я. Гуревича, Б. С. Ишкина, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, И. Я. Мурзиной, C.B. Пирогова, Н. Г. Щербининой, Е. Н. Эртнер малый город предстает как интенци-ональный феномен, конструкция сознания субъектов городской жизни, особое пространство коммуникации, диалога социокультурных сообществ.
Малый город изучается и как ментальное, идентификационное, коммуникационное поле, что находит отражение в трудах Г. В. Акопова, В.Г. Артемова, М.М. Елфимовой, H.A. Нуждина, И.К. Панти-на, JI.H. Пушкарева, Н.С. Розова, Я. В. Филиппова, О. И. Шульман, JI.B. Щербаковой. Этой же точки зрения придерживаются Ф. Йейтс, Т. Мареш, Ж. Равель, М. Хальбвакс.
В работах В.В. Абашева, М.М. Бахтина, Е.Я. Бурлиной, Н.И. Ворониной, Г. Д. Гачева, Н.Ю. Детковой, Л. О. Зайонц, Т. С. Злотнико-вой, Ю.М. Лотмана, И. В. Отставновой, Ю.С. Степанова, В.Н. Топорова, Б. А. Успенского, Б.В. Успенского, М.С. Штерна малый город трактуется как своеобразный текст, с характерным набором смысловых кодов, которые обуславливают его различные воплощения в пространстве культуры: «провинциальный город», «город NN», «уездный городок» и т. д.
Синергетический подход в изучении малого города усматривает в нем специфическую систему, возникновение которой определяется особыми свойствами порождающей ее среды. С этих позиций малый город анализируется Е.Ю. Виктюком, В. Г. Туркиной и др.
Одним из первых в анализе малого города сложился исторический подход. Он делает акцент на изучении основных этапов его развития. Город здесь выступает специфическим образованием, которое зафиксировало в своем времени и пространстве самые ощутимые исторические трансформации доиндустриального, индустриального и постиндустриального периодов. Данный подход представлен в работах А. С. Ахиезера, Н. Д. Булдакова, Е. П. Бусыгиной, H. М. Весело-вой, В. И. Гордеевой, И.М. Гревса, Л. В. Дмитриевой, Н.М. Инюшки-на, Г. М. Лаппо, Н. Ю. Лысовой, Л. С. Могутовой, Ю. Л. Пивоварова, Э.В. Сайко, С. А. Тархова.
Целый ряд исследователей, занимающихся урбанистикой, анализирует город сквозь призму экономических трансформаций. Одним из первых, кто связал процессы урбанизации и индустриализации был А. Смит. Он рассматривет город как пространство, где осуществляется разделение труда, происходит переход к мануфактуре, а от нее к фабрике и промышленному предприятию. В дальнейшем, акцент в экономических исследованиях малого города был смещен на изучение происходящих в нем трансформаций, исходя из дихотомии «мегаполис — малый город». Это предполагало изучение его способности или неспособности генерировать и утилизировать экономические новации, что нашло отражение в работах В. И. Добрыниной и A.C. Ляховец, Н.В. Зырковой, В.Ю. Перешеина, C.B. Хозяи-новой, Ф. Фуртай.
Город как сообщество с особыми политическими и административными институтами, как городская сцена, на которой разворачивается процесс формирования гражданского общества, является предметом изучения как зарубежных исследователей — Э. Амина, С. Сас-сена, Н. Трифта, так и отечественных специалистов — В. Я. Гельмана,
A. Б. Зубова, JI.B. Смирнягина, Е.Г. Трубиной, Н.Р. Туровского. Последние, обращаясь к исследованию малых городов России, отмечают, что чаще всего они возникали и развивались, как центры политико-административного присутствия на осваиваемых землях и не несли в себе функций гражданского коллектива, сообщества горожан.
В работах Н.П. Анциферова, B.JI. Глазычева, E.H. Заборовой, Л. Б. Когана, С. В. Матяша, И. Я. Мурзиной, Н. П. Назаровой, М. Л. Па-ламарчук представлен подход, анализирующий малый город как пространство социальных изменений, продукт социального структурирования общества, который в современных условиях подвержен таким процессами, как: усиление имущественной дифференциации, рост безработицы, преступности и маргинализации.
В отдельную группу можно выделить исследования, связанные с изучением различных компонентов социокультурной структуры города, и, в первую очередь, его пространственно-временных координат. В основе данного направления лежит методология хронотопи-ческого анализа, предложенная М.М. Бахтиным. Она предполагает изучение единого культурно-исторического время-пространства малого города как способа постижения бытия человека.
Теоретически близкими методологии Бахтина являются концепции как отечественных авторов — A.C. Ахиезера, Д.Н. Замятина,
B.Л. Каганского, O.A. Лавреновой, Т.Ф. Ляпкиной, К.Н. Нево-струевой, И. В. Тулигановой, А. Д. Филиппова, Т. И. Черняевой, так и представителей западной науки — 3. Баумана, Л. Вирта, Ч. Лендри, Д. Харви. Они рассматривают время и пространство малого города как специфические культурные координаты, детерминирующие его социокультурное поле.
Таким образом, проблема малого города и различных его составляющих изучены достаточно глубоко. Однако понятие «хронотоп малого города» еще недостаточно разработано и требует своего дальнейшего исследования, с одной стороны, в теоретическом аспекте как особого рода конструкта «пространства-времени», кристаллизующий в себе определенные мировоззренческие и ценностно-смысловые координаты городской культуры. С другой стороны, в прикладном — как одного из базовых оснований гуманитарной экспертизы
малых городов, разработки программ их культурного реформирования, а также создания и внедрения проектов различной направленности: социальной, экономической, образовательной и др.
В основе научной гипотезы исследования лежит предположение о том, что хронотоп малого города представляет собой специфическое образование, в котором зафиксированы пространственно-временные координаты и их культурные смыслы, преобладающие в сознании жителей малого города. Фиксируемые хронотопом пространственно-временные связи обусловливают особенности развития и функционирования городского сообщества, определяют процессы взаимодействия, происходящие внутри социума, детерминируют господствующие модели поведения, задают форму и содержательную наполненность процессов идентификации и социализации жителя. Это позволяет рассматривать его в качестве базового элемента, лежащего в основе гуманитарной экспертизы развития малых городов России, что показано на примере города Бузулука.
Актуальность темы и научная гипотеза обусловили выбор объекта и предмета работы, её цель и перечень задач, которые решаются в настоящем диссертационном исследовании.
Объект исследования — хронотоп малого города.
Предмет — базовые инварианты хронотопа малого города и их воплощение на различных этапах развития города Бузулука.
Цель — теория и практика гуманитарной экспертизы пространственно-временного типа (хронотопа) малого города.
Реализации поставленной цели подчинены конкретные исследовательские задачи:
— охарактеризовать основные методологические подходы к анализу малого города, сложившиеся в социогуманитарных науках;
— раскрыть особенности философско-культурологического направления исследования специфики малого города;
— определить основные характеристики хронотопа малого города, позволяющие рассматривать его в качестве основы проведения гуманитарной экспертизы;
— выявить базовые инварианты хронотопа малого города и их специфические черты;
— показать на примере Бузулука как города «культурного погра-ничья» особенности формирования и последующую трансформацию пространственно-временных характеристик городского поселения в ХУШ-ХХ вв.;
— определить специфические черты хронотопа малого города Бузулука в постсоветский период.
Научная новизна исследования заключается в том, что понятие хронотопа использовано для анализа и диагностики динамики малого города как социокультурного феномена. Пространственно-временные координаты представляют собой основу для раскрытия специфических характеристик малого города и бытия человека в нем. В ходе методологического анализа были выделены инварианты хронотопа, которые являются базовыми для гуманитарной экспертизы малых городов. Их эвристические возможности показаны на примере анализа пространственно-временных характеристик типичного малого города Бузулука.
Методологическая основа и научно-теоретическая база.
Для изучения малого города в диссертации использовался междисциплинарный подход. Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции, связанные с проблемой города, времени и пространства, которые изложены в работах отечественных и зарубежных специалистов различных областей знаний: культурологии, истории, социологии, экономики, политологии и др.
В качестве методологической базы исследования выступает концепция «хронотопа» М. М. Бахтина, в которой единство пространства и времени предстает как смыслоорганизующее начало в культуре.
В основу исследования положены следующие общенаучные методы:
— интегративный, дающий возможность применения данных различных областей знания к решению задач, поставленных в настоящей работе;
— феноменологический метод, предполагающий изучение малого города как особого социокультурного феномена, обладающего специфическим смысловым наполнением;
— структурно-функциональный, рассматривающий малый город как целостное образование, состоящие из множества взаимосвязанных элементов и подсистем;
— культурно-типологический метод, направленный на выявление базовых хронотопических типов малого города;
— метод ментальных карт, позволяющий выявить представления жителей малого города Бузулука о времени и пространстве;
— статистический метод, ориентированный на анализ данных полученных в ходе проведенных полевых исследований.
Эмпирической базой исследования выступили результаты социологического опроса методом анкетирования жителей Бузулука. Общее число опрошенных составило 150 человек. Также в работе
использованы данные 15 глубинных интервью студентов Бузулукско-го гуманитарно-технологического института. Кроме того, в работе представлен анализ 30 карт, полученных с использованием метода ментального картографирования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Исследование малого города как особого рода феномена на современном этапе предпринимается с позиций междисциплинарного подхода в силу многоаспектности самого объекта. Направления, сложившиеся в социогуманитарном дискурсе (исторический, экономический, политологический, социологический и др.), выявляют, прежде всего, его функциональный потенциал. Малый город в этой связи рассматривается как сложный территориальный социально-экономический комплекс, характеризующийся чрезвычайной многоплановостью. Однако без анализа малого города как феномена культуры, без изучения культурного сознания, культурных представлений и культурных смыслов горожан понимание специфики данного феномена крайне затруднено. Именно они являются базой для стратегий развития современного малого города и воспитания «духовной оседлости» горожанина.
2. Базовые философско-культурологические концепции (феноменологическая, синергетическая, семиотическая, концептуальная), изучающие малый город, трактуют его как идеальный конструкт, который находит свое воплощение в определённом «хроносе» и «топосе» культуры. Это обусловливает тот факт, что основу любой философ-ско-культурологической методологии исследования малого города составляют категории пространства и времени, которые позволяют глубже проникнуть в структуру и содержание городской среды, а также выявить специфические особенности менталитета горожанина.
3. Хронотоп малого города представляет собой зафиксированный в сознании горожан пространственно-временной комплекс, который находит свое отражение в различных символический формах, закрепленных в сознании горожан, опознается последними и оказывает существенное влияние на их повседневные практики. Хронотоп малого города является универсальным инструментом для исследования идентификации горожан в их взаимодействии с различными городскими пространствами, а также прошлым, настоящим и будущим. Будучи наделенным такими свойствами, как субстанциональность, сингулярность, темпоральность и диалогичность, хронотоп может выступать в качестве основы гуманитарной экспертизы малых городов России.
4. Базовыми инвариантами хронотопа малого года являются: историко-бытийный, профанный и глобальный. Историко-бытийный хронотоп представляет собой комплекс исторических символов, знаков, смыслов, связанных со временем и местом становления города. Осознанные представления о «времени и месте» поселения делают более стабильным процесс идентификации жителей малого города. Историческое бытие города, не находящее отражения в ментально-сти горожан, формирует опасные комплексы беспамятства, манкуртизма, в результате чего город теряет человеческие ресурсы своего развития. Профанный хронотоп характеризуется преобладанием настоящего, житейского, наделенного повседневными потребностями и личными смыслами: «мой двор», «моя школа», «мой магазин» и т. д. Данное измерение может выступать либо как альтернативное, либо как дополнительное по отношению к историко-бытийному хронотопу. Известные образы «захолустья», «провинциальной дыры», «городишки» и т. д. являются олицетворением профанного хронотопа, лишенного историко-бытийных смыслов, традиций, ценностей. Глобальный хронотоп малого города, с одной стороны, отражает распространение общецивилизационных процессов (например, создание «всемирной деревни»), С другой стороны, он воспроизводит включенность малых городов в трансформации общества (например, вошедшие в жизнь малых российских городов процессы капитализация во второй половине XIX века, советской индустриализации, постсоветской коммерциализации и др.). Глобальный хронотоп также позволяет осуществлять экспертизу перспектив развития малых городов, формирования их позитивного имиджа, разработку программ культурного реформирования.
5. Бузулук представляет собой типичный малый город России, в котором представлены все выделенные инварианты хронотопов. Их взаимодополнительность позволяет определить Бузулук как город культурного пограничья. С XVII века до начала XX века в Бузулу-ке происходило становление военно-охранительного и купеческого уездного провинциального города; в историко-бытийный и глобальный (имперское городское строительство) хронотопы встраивалась повседневная жизнь, профанный быт и бытование. В XX веке резкие трансформации последовательно меняют образ Бузулука. В пространстве относительно старого, купеческого города и железнодорожного узла, лежащего между Европой и Азией, складывается индустриальное, целинное пространство, формируется «центр нефтедобычи» и т. д. Но одновременно утрачивается осознание города
как защитника рубежей империи. Глобальные тенденции индустриализации и социалистического строительства как бы стирают его историю и бытийное предназначение. Стандарты советской экономической, политической и социальной систем переформатируют его пространство и время. На смену особняков в стиле модерн и «храмового треугольника», приходит стандартный для советского города центр с памятником В. И. Ленина, зданием администрации и кинотеатром «Березка». Неизменным остался лишь профанный хронотоп (рынок, частный дом, домохозяйство, сады и огороды).
6. Хронотоп Бузулука в постсоветский период характеризуется преобладанием профанного измерения при отсутствии культурно-исторических символов, смыслов и знаков. Это порождает неудовлетворенность жителей и особый тип городского обывателя, не идентифицирующего себя с данным городом. Проведенная с помощью ментальных карт экспертиза пространственно-временных представлений молодежи показала приоритетность «точек исхода» (шоссе, дорога, вокзал) и приватных зон.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что оно систематизирует и углубляет представления о малом городе как феномене культуры благодаря обоснованию понятия «хронотоп малого города», выявлению его базовых инвариантов и особенностей пространственно-временных представлений в менталитете горожан. Полученные результаты позволяют системно объединить культурологические и межпредметные аспекты экспертизы малого города, а также способствуют оптимизации культурной политики и программ реформирования. Используемое в диссертации понятие «хронотоп малого города» может быть применено при разработке курсов по философии, культурологии и урбанистике, посвященных изучению малого города как феномена культуры и цивилизации; отдельных тематических блоков в рамках социологических, экономических, политологических и др. дисциплин.
Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации представлены в публикациях автора, апробированных в выступлениях на международных конференциях: «Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития» (Санкт-Петербург, 2009), «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии и инновации» (Оренбург, 2010, 2011, 2012), «Наука, бизнес, образование» (Самара, 2012), «Экономика и управление: теория, методология, практика» (Самара, 2012), «Инновационное развитие и структурная перестройка экономики: правовой и органи-
зационно-экономический механизмы» (Минск, 2012); всероссийских конференциях «Инновационное развитие профессионального образования в условиях университетского комплекса» (Бузулук, 2009, 2010, 2011).
Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии Самарского государственного медицинского университета и рекомендована к защите.
Структура и объем работы. Содержание диссертационной работы изложено на 194 страницах и включает в себя введение, 3 главы (6 параграфов), заключение, библиографический список (207 наименований) и 3 приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении представлена общая характеристика работы: отражены актуальность исследования и его новизна, показана степень разработанности темы исследования, определены объект, предмет, цели и задачи работы, сформулирована гипотеза исследования, представлены методы исследования, отражены положения, выносимые на защиту, раскрыта теоретическая и практическая значимость диссертации.
В первой главе «Малый город России: время и место культуры», состоящей из двух параграфов, систематизированы различные варианты анализа малого города, разработанные социогуманитарны-ми дисциплинами. Отдельно рассмотрен философско-культурологи-ческий подход, располагающий собственными специфическими понятиями и методами исследования малого города.
В первом параграфе «Малый город России: методологические подходы к анализу» диссертант анализирует основные трактовки и базовые подходы к анализу города, сложившиеся в социогумани-тарном дискурсе.
В городских исследованиях (urban studies) можно выделить особое направление, оперирующее двумя базовыми понятиями: «большой город» и «малый город» (в англоязычной традиции city/town), для разграничения которых используется статистический показатель численности населения.2.
Диссертант утверждает, что малый город, став предметом научного интереса, как особый тип поселения, унаследовал те же подходы
2 В статистических источниках выделяют следующие группы городов: малые — до 50тыс. чел., средние — 50-100тыс. чел., большие — 100-250тыс. чел., крупные — 250-500тыс. чел., крупнейшие — от 500тыс. до 1 млн чел.
12
к своему пониманию, что и город вообще, а именно: исторический, экономический, политический, социологический и др.
В исторической науке российский малый город чаще всего понимается как искусственное образование, как «проект будущего», созданный по воле государственного строительства, являющий собой опорный пункт государственной власти в ходе исторического освоения пространств. Он выступают типичной моделью урбанизации России, являлись носителем ее сущностных характеристик и специфическим результатом. Однако, в исторических исследованиях последнего времени малый город обретает индивидуальные черты в ходе общего урабанизационного процесса, начинает рассматриваться с позиций вариативности исторического развития в отдельных локусах своего уникального существования, в локализованных местах в общероссийском пространстве.
Экономический подход к анализу малого города характеризуется поиском новых стратегий управления городской экономикой. Среди множества направлений его изучения можно выделить два ведущих. В рамках первого направления ученые акцентируют свое внимание на тех экономических проблемах, с которыми столкнулся малый город и на их истоках. Второе направление выступает логическим продолжением первого и изучает экономические основания для его перспективного развития. Малый город осмысливается с позиций развития потенциала «умного города» («smart city»), «креативных кластеров», «глобального города».
Характеризуя современный малый город через призму его политической составляющий, исследователи отмечают такие его характерные черты как политическая стабильность, консерватизм в отсутствии оппозиционных структур и неформальной политики, слабая идеологизация сознания населения, неразвитые механизмы политических практик, подмененные жесткими институционально-функциональными рамками.
Говоря о российском малом городе как «социальном организме», исследователи рассматривают малое городское сообщество с позиций перспективности социального проектирования — развития социальной коммуникации и мобильности.
Таким образом, диссертант приходит к выводу, что рассматривая малые города как объективно-предметную реальность, вышеперечисленные направления исследований делают ставку на изучение функционального потенциала города. Именно поэтому количественные признаки (численность населения) обретают в этой связи статус
доминирующего показателя для его анализа и экспертизы. Однако, углубление представлений о специфике малого города невозможно без рассмотрения его как «топоса» и «хроноса» культуры, что предполагает обращение к понятиям, методам и подходам философ-ско-культурологического анализа.
Во втором параграфе «Малый город как объект философско-культурологического исследования» диссертант анализирует особенности философско-культурологического подхода к анализу малого города.
Методология философско-культурологического анализа предусматривает рассмотрение малого города как некой идеальной конструкции, культурного замысла, воплощенного в определённом социокультурном пространстве-времени.
Малый город в рамках феноменологического подхода трактуется как особой интенциональнй предмет — феномен, возникающий как конструкция сознания субъектов городской жизни, как пространство коммуникации, как диалог социокультурных сообществ. Основная задача данного направления в изучении города заключается в том, чтобы эксплицировать значения, которыми наделяют его обитатели городское пространство и различные объекты городской среды.
С позиций синергетики город предстает как открытая, динамичная, иерархичная система, границы который постоянно размываются потоками различной природы (деньги, информация, люди т.д.). Исследователи подчеркивают, что чем богаче социально-исторические и пространственно-предметные условия существования системы, тем разнообразнее синергетические механизмы. Поэтому в городах с малым пространством и малым историческим временем жизни изменения системы могут происходить реже и проходить менее заметно.
С рамках семиотики город представляет собой особую знаковую систему, своеобразный локальный текст, расшифрованный язык пространства и времени. Ю.М. Лотман определяет текст города как сложный семиотический организм, генератор культуры, т. к. «он представляет собой котел текстов и кодов, разноустроенных и гетерогенных»3. В рамках семиотики получили широкое распространение теории «регионального мифа», которые рассматривают сакральные пространства «столиц» и десакрализованные (профанные) пространства провинциальных малых городов.
3 Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. — СПб.: Искусство, 2002. — С. 38.
Близкой семиотическому подходу является позиция, рассматривающая малый город как концепт культуры. «Провинциальный город», «губернский город», «уездный город», «город N14», «город 14», «город Энск» — самые общеупотребительные концепты, которые передают особые, ограниченные смыслы малого городского пространства-времени.
Диссертант приходит к выводу, что исследование малого города с позиций философско-культурологического анализа, является более репрезентативным, нежели его изучение в рамках отраслевых концепций, поскольку позволяет анализировать малый город как целостную структуру, не сводимую к сумме аспектов, выделяемых отдельными дисциплинами. Базовыми элементами данной структуры являются пространство и время, которые определяют судьбу малого города и человека в этом городе, выступают в качестве ресурса его развития, определяют перспективность и возможности реализации большинства программ его реформирования.
Во второй главе «Малый город и его пространственно-временные характеристики», состоящей из двух параграфов, проводится анализ понятия «хронотоп малого города» и дается характеристика базовым типам малых городов, заданных особенностями историко-бытийного, провинциального (профанного) и глобального хронотопов.
В первом параграфе «Хронотоп малого города: понятие и сущность» диссертант определяет основные характеристики хронотопа малого города, позволяющие использовать его для диагностирования социокультурной динамики городской среды.
Универсальные понятия времени и пространства всегда воспринимались как естественные координаты культуры, ведущие конструкты, организующие ее бытие. Понятие хронотопа, отражающее слитность, (целостность) пространственных и временных координат, позволяет увидеть локальные тексты городской культуры, образ города глазами типичного горожанина, а так же представить город не только как своеобразный феномен сознания, но и как открытую нелинейную самоорганизующуюся систему связывающие пространство и время, задающие перспективы развития как человека в городе, так и самого города.
Хронотоп малого города представляет собой зафиксированный в сознании горожан пространственно-временной комплекс, закрепленный в различных культурных формах, имеющий ценностно-смысловую наполненность и регулирующий различные аспекты
человеческого поведения. Он характеризуется следующими свойствами:
1) субстанциональностью, проявляющуюся в нерасчлененности модусов времени и отдельных пространственных пластов города, «заполнение» всего времени и пространства городскими смыслами, особой «сутью» города.
2) сингулярностью, характеризующую относительность и переменчивость хронотопа. Современные исследователи отмечают, что город способен концентрировать индивидуальные пространственно-временные потоки, формируя своеобразные поля — локально концентрированные проявления пространства-времени, образуемые в процессе наложения и переплетения более частных подпространств. Городское «сообщество» обеспечивает пространственную составляющую для существования уникальных идентичностей, а городские «события» — временную. Эти две составляющие образуют особый хронотоп города.
3) темпоральностью, отражающую определенную скорость и направленность саморазвития. Хронотоп города, будучи способом отражения общественного бытия и социального сознания, имеет различные функции: мобилицирующую (инновационный хронотоп) или парализующую (стагнационный хронотоп) воздействия.
4) диалогичностью, заключающуюся в постоянной незавершенности хронотопа, готовности к диалогу, ценностном предстоянии городских смыслов, постоянно обновляемых в ходе взаимодействия, непрерывном (и закономерном) усложнение городских ценностно-смысловых систем.
Диссертант приходит к выводу о том, что хронотоп является одним из ключевых элементом структуры малого города. Анализ пространственно-временных координат бытия конкретного типа городского поселения позволяет зафиксировать доминирующие городские смыслы, проследить динамическую составляющую урбанизацион-ных изменений, выявить особенности идентификационных процессов.
Во втором параграфе «Инварианты хронотопа малого города»
автор выделяет базовые инварианты хронотопа малого города и описывает их характерные черты.
Диссертант выделяет три основных типа хронотопа малого города: историко-бытийный, профанный и глобальный.
Историко-бытийный хронотоп малого города трактуется как целостный образ культурно-исторического времени-пространства горо-
да, сложившийся в сознании городского сообщества. Он находит свое отражение в совокупности исторических символов, знаков, смыслов, связанных со временем и местом становления города. Данный тип хронотопа укоренен в городской ментальное™ с помощью структур исторической и коллективной памяти. Историко-бытийный тип хронотопа позволяет говорить о городе как специфическом организме, содержащем уже в самом своем генезисе сущностный смысл городской реальности, возможности, тенденции, условия его саморазвития. При этом, исторический путь прожитый городом не так важен, главным является то, как распорядился каждый город своей историей, сумел ли гармонично синтезировать свое время и пространство. Город с небогатой историей также обладает историко-бытийным хронотопом.
Под профанным хронотопом малого города автор понимает смысловое наполнение локально организованной городской среды, которая в сознании человека обладает особыми пространственно-временными координатами, характеризующимися статичностью (отсутствие ощутимого движения времени и пространства), однообразием или единообразием (цикличность ощущения времени и плоскостность, однородность, отсутствие смысловых границ природного ландшафта переходящего в городской), повторяемостью (воспроизводимость временного цикла), бесцельностью (отсутствие направленности, осмысленности времени и пространства). Для профанного типа хронотопа повседневность, обыденность, мирское, преходящее является единственной реальностью, ценность которых определяет весь строй человеческой жизни. Профанное занимает место сакрального в качестве высшей социальной ценности и оказывается аксиологической доминантой.
Глобальный хронотоп малого города формирует пространство и время интенсивной коммуникации. Он обладает максимальной плотностью, чрезвычайной насыщенностью, аритмичностью, по-граничностью, дифференциацией приватного и публичного времени-пространства. Он является «движущей силой», выступает своеобразным механизмом, позволяющим не только задать координаты времени и пространства города, но и изменить самого горожанина.
Малый город, который наиболее эффективно и органично сочетает в себе историко-культурные смыслы, символы и традиции; самобытность и особый устойчивый и неспешный миропорядок; открытость и свободную систему коммуникаций, создает вполне успеш-
ную, благоприятную и удобную для человеческого общежития среду, имеющую успешные перспективы дальнейшего развития.
Диссертант делает вывод о том, что анализ пространственно-временных координат малого города на основе выделенных инвариантов хронотопа может выступать в качестве основы для осуществления гуманитарной экспертизы, которая необходима для грамотного проектирования программ реконструкции малого города, конструирования эффективных механизмов его развития, создания позитивного имиджа города на уровне региона, страны, мира.
В третьей главе «Бузулук — город культурного пограничья: от XVIII до начала XXI вв.» состоящей из двух параграфов, проводится анализ пространственно-временных характеристик города Бузулука Оренбургской области с позиций соответствия ранее сформулированными идеальными типами хронотопов, раскрываются возможности данной методики для анализа реальной городской среды.
В первом параграфе «Бузулук XVIII-XX вв. Трансформации хронотопа» автор анализирует основные смысловые точки формирования историко-бытийного хронотопа и его дальнейшую эволюцию.
Город Бузулук, на материалах которого проходила апробация предложенного автором подхода, относится к числу городов-крепостей на границе Европы и Азии, заложенных в XVII в., в пору становления государства Российского. Пространственно-временная и культурная идентичность Бузулука складывалась как культурное пограничье, которое порождено промежуточным положением города между Европой и Азией, между Русской равниной и Уральскими горами, между степью и лесом, между Самарской и Оренбургской губерниями, между городом и селом, а также постоянными волнами миграций и переселений, в результате которых город заселяли разные в социальном и этническом плане категории населения, Большинство из них город как временное пристанище и, зачастую, вынуждено становились городскими жителями, сохраняя при этом сельский уклад жизни.
Таким образом, начальный этап истории города представляет собой время зарождения типичной формы города без особой судьбы, образа, облика, искусственно сконструированного задачами государственного строительства. Бузулук как центр миграционных процессов достаточно сложно обретает самодостаточное культурное пространство и время, свою культурную самоидентификацию. В первую очередь, хронотоп города определяли задачи геополитической экспансии в ходе развития российского государства; естественные, при-
родные и географические условия, отсутствие постоянного носителя городских смыслов, цикличное время, характерное для традиционного сельского образа жизни.
Присоединяясь к глобальной общероссийской истории, Бузулук накапливает собственный потенциал для саморазвития, при этом создает образ типичного провинциального города степной полосы. С типичными образцам купеческой архитектуры, грязными немощеными улицами и пылью, описанными у классиков. Сакральное пространство столиц, скопированное этим малым городом, обретает профанное толкование в повседневной городской жизни, возвышаясь к сакральным точкам, только куполами своих храмов и монастырей.
Революция 1917 г. прервала историческую линию поступательного развития города. Он, подобно большинству малых городов, по-новому организует свое пространство и время исходя запросов советской цивилизации, фиксируя ее сущностные характеристики. Бузулук приобретает образ типичного для этих мест аграрно-промышленного центра. Ландшафт города, планомерно и масштабно перекраивается по стандартам социалистического быта, что делает его обезличенным, вневременным, стандартным. Центральная площадь приобретает типовое оформление: памятник В. И. Ленину, здание администрации, кинотеатр «Березка», Дом Быта. Площади и магистральные улицы города получают соответствующие социалистическому городу названия — ул. В. И. Ленина (Оренбургская), ул. Чапаева (Базарная), ул. Первого мая (Дворянская), ул. Пролетарская (Слободская), ул. маршала А. И. Егорова (Базарный проезд), ул. Уфимская (Отакара Яроша).
Диссертант обосновывает соответствие хронотопа Бузулука XX в., с одной стороны, глобальному типу, а с другой — профанному. О наличии глобального хронотопа свидетельствует тот факт, что городские жители в этот период особенно остро ощущают перспективу будущего, несмотря на тотальную инверсию центра и периферии. Именно проявления глобального хронотопа позволяет его носителям профессору В. Н. Борисову, фольклористу П. Т. Завьяловскому, академику В. А. Гиляровскому, маршалу А. И. Егорову и др. не чувствовать пространственно-временных границ, которые отделяют город от общего поля советской страны.
Глобальному хронотопом противостоял хронотоп профанный, который для большинства населения означает замкнутость на личном времени и утилитарном пространстве бытия, осмысленном, а значит более значимом. Свой дом, свой участок, своя квартира — это тот не-
обходимый оплот стабильного и реального пространства городской повседневности, который в глазах горожанина имел истинный смысл.
Диссертант делает вывод о том, что к концу советской эпохи типичный город Бузулук в очередной раз оказался у порога крушения смыслов. Были утрачены как черты историко-бытийного, так и глобального хронотопов. Считать город своим могли лишь немногие его жители, память места сохранил еще меньший процент горожан. Город стал восприниматься как «вокзал», «промежуточный пункт» для стандартизованных утилитарных маршрутов, обслуживающих повседневные бытовые практики.
Во втором параграфе «Современный Бузулук: ментальные карты» автор анализирует пространственно-временные представления молодежи города Бузулука.
Ментальные карты — это исследовательский метод, позволяющий выявить образ городского пространства, зафиксированный в свободно выбранных артефактах его жителями. Молодые люди города Бузулука (студенты Бузулукского гуманитарно-технологического института) изображали на карте города то, что в большей степени актуализировано в их жизненном мире, и то, что они считают знаковым для самого города.
Были проанализированы следующие параметры.
1. Степень освоенности городской территории. Наиболее освоенным пространством города может считаться центральный исторический район города, изображенный на 19 ментальных картах. Он представляет собой четырехугольник, образованный двумя центральными улицами и двумя площадями. С одной стороны «квадрат максимально освоенной» территории замыкает соборная площадь, являвшейся историческим центром города с конца ХУШ-Х1Х века. Параллельно ей расположена вторая городская площадь со зданием администрации и примыкающей к ней площадкой для торжественных мероприятий. Наименее освоенными могут считаться новые районы города, отмеченные на 10 ментальных картах.
2. Конфигурация города и основные траектории передвижений. По основной конфигурации (за исключением малоосвоенных районов) город Бузулук представляет собой достаточно компактное поселение, близкое по форме к кругу, разделенное на четыре сектора автомобильным виадуком и железной дорогой. На ментальных картах (17 из 30) эти секторы достаточно четко обозначены. Особое внимание на карте города студенты уделили обозначению путей сообщения — дорог (28 упоминаний на карте), вокзала (21), остановок (7), мостов
(городской виадук, связывающий две части города — 21), транспортных развязок (4), автозаправочных станций (3). Создается впечатление, что студенты обозначают «пути отступления» из города, воспринимают свой город как своеобразный транзитный пункт.
3. Система районирования города. Она на картах отражена очень слабо. В лучшем случае присутствуют границы микрорайонов (5), другие районы города на карте не обозначены. Это можно объяснить тем, что пространство малого города в сознании человека изначально слабо районировано. Большие города демонстрируют бесконечно усложняющуюся «форму» города, наличие элементов избыточного благоустройства — фонтаны, набережные, торговые и спортивные центры. Именно эти элементы позволяют структурировать пространство в сознании горожанина. Малые города могут только сохранять «форму» города, по мере сил реконструируя советский набор элементов: дворец культуры, кинотеатр, здание администрации, центральную площадь, монумент «вечного огня». Районирование такого города очень простое, часто можно определить только центр и его окраины.
4. Публичная зона города. Публичная сфера в пространстве малого города очень слабо выражена. Основными ее элементами выступают центральная городская площадь/площадь им. Ленина (13), здание администрации (7), здание налоговой (1). Следует отметить, что большинство студентов обозначили эти объекты, применительно к местам встреч и прогулок. В большей степени их можно отнести к досуговой сфере города. Если попытаться проанализировать публичное пространство коммуникации, обозначаемое как «Йнг£1р1асе» (креативное, субкультурное «место»), то оно в Бузулуке практически отсутствует. Молодые жители города затрудняются с определением самого понятия досуга, в лучшем случае говоря о «просиживании» свободного времени в социальных сетях или за просмотром фильмов. Или заменяют его традиционным «пройтись с друзьями», «погулять», «пообщаться». Местом такого общения является центральный парк (12), аллея (8). Причем, в данном случае воспроизводится традиционный сельский уклад — променады, известные еще со времен классиков. На ментальных картах в небольшом количестве представлены обозначения кафе (7), ночных клубов (4). Пытаясь воссоздать досуговое пространство города, студенты обозначали стадионы (11), спортивные центры (2), бассейн (8), спортивные школы (2). Можно утверждать, что креативное пространство города не сформировано. Доминирующими же точками публичной зоны стали магазины (31), где горожане потребляет товары и услуги, чтобы обрести некое подобие «смысла» быть горожанином.
5. Приватная зона. Основными пунктами, организующими приватную зону, стали родительский дом (24), дома родственников (17), друзей (12), знакомых (3) и т.д. Ценность «дома» для человека провинции очень высока. Дом, а не место работы определяет успешность жизни горожанина. Это подтверждается и многочисленными глубинными социологическими интервью, проведенными среди студентов Бузулукского гуманитарно-технологического института в 2010-2011 годах.
Анализируя карту идентичности города Бузулука, автор можно отмечает ее скудность: обозначены только монумент вечного огня (3), церковь (1), городской музей (3), памятник основателям города Бузулука (1). Это означает только то, что данные элементы городского пространства значимыми для индивида не являются.
Изучение хронотопа Бузулука методом ментальных карт позволили диссертанту сделать вывод о преобладании в настоящее время профанного его типа.
В заключении диссертации формулируются основные выводы, подводятся итоги исследования, намечаются перспективы изучения времени-пространства городской культуры, для анализа ментальных особенностей городского сообщества и идентичности горожанина.
Автор констатирует перспективность использования понятия «хронотоп малого города» и таких идеальных конструкций как исто-рико-бытийный, профанный и глобальный тип хронотопа для исследований городских поселений. Гуманитарная экспертиза города Бузулука на основе предложенного в работе подхода позволила по-новому увидеть и проанализировать экономические, социальные, образовательные и социокультурные проблемы конкретного малого города.
Основные положения и выводы диссертации получили отражение в следующих публикациях автора:
В изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Барабошина, Н. В. К методологическому обоснованию понятия «хронотоп»/Н.В. Барабошина // Вестник Оренбургского гос. ун-та: Изд-во Оренбургского гос. ун-та. — 2012. — №7. — С. 243-247.
2. Барабошина, Н.В. Трансформационное возможности хронотопа малого города/Н. В. Барабошина // Вестник Саратов, гос. техн. унта: Изд-во Саратов, гос. техн. ун-та. — 2012 — Т.4 — №4 (68). — С. 222-226.
3. Барабошина, Н.В. Социокультурное пространство малого города: опыт изучения ментальных карт города Бузулука/Н. В. Барабошина // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия, психология, Педагогика: Изд-во Саратовского гос. ун-та. — 2012, — Т.12,— №4, — С. 7-10.
4. Барабошина, Н.В. Малый город в России: как остаться в истории и не кануть в небытие/Н.В. Барабошина // Ярослав, пед. Вестник: Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та. — 2012. — Т.1. — №3. — С. 253-256.
Монография:
5. Время в городе: темпоральная диагностика, хронотипы, молодежь: коллективная монография/Н.В. Барабошина, Е.Я. Бурлина, JI. Г. Иливицкая и др. — Самара: Изд-во Самарск. науч. центра РАН, 2012, — 111 с.
В других изданиях:
6. Барабошина, Н.В. Бузулукское студенчество: феномен миграционной культуры [Электронный ресурс]/Н.В. Барабошина // Наука и образование: фундаментальные основы, технологии и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Оренбург, 2010. — 1элек-трон. опт. диск (CD — ROM).
7. Барабошина, Н. В. Проблемы гражданской идентичности в Рос-сии/Н.В. Барабошина // Актуальные проблемы образования и науки в регионе: материалы Всерос. заоч. науч. — практ. конф. — Бузу-лук: Изд-во Буз. гуманитар.-технолог. ин-та (филиал) ОГУ, 2011. — С.72-75.
8. Барабошина, Н.В. Формирование политического статуса моло-дежи/Н. В. Барабошина, JI. Ю. Чуркина // Выборы как механизм формирования политических институтов в России: материалы II межвуз. науч.-практич. конф. — Бузулук: Изд-во Буз. гуманитар.-технолог. ин-та (филиал) ОГУ, 2011, — С. 12-17.
9. Барабошина, Н.В. Пространство малого города: опыт использования ментальных карт/Н.В. Барабошина // Наука, бизнес, образование: материалы XVII Междунар. науч.-пр. конф. — Самара: Изд-во Самарского гос. технолог, ин-та (филиал) ОГУ, 2012. — С. 14-15.
10. Барабошина, Н. В., Молодежь и малый город: проблемы «переходного» возраста/Н. В. Барабошина // Время культуры и студент в зеркале времени: «переоткрытия». — Самара: Изд-во СамГМУ, 2011. — С.35-39.
11. Барабошина Н. В., Иливицкая, JI. Г. Хронотоп малого города: возможности культурной и социально-экономической интерпрета-
ции/Н. В Барабошина, Л. Г. Иливицкая, // Инновационное развитие и структурная перестройка экономики: материалы XVI Междунар. науч.-пр. конф. — Минск: Изв-во частного ин-та упр. и предпринимательства, 2012. — 4.1. — С. 3-5.
12. Барабошина, Н.В. Хронотоп как культурный код текста го-рода/Н.В. Барабошина // Язык. Социум. Культура: сб. мат. третьей Междунар. заочной науч. конф. — Саратов: ИЦ «Наука», 2012. — С. 79-83.
13.Барабошина, Н.В. Молодежь малого города (по данным социологического исследования студентов города Бузулука)/Н.В. Барабошина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. — Оренбург: ООО ИПК «Университет» ОГУ, 2012. — С. 2034-2042.
14.Барабошина Н.В. Жизненные цели студенческой молодежи г. Бузулук/Н. В. Барабошина, Л. Ю. Чуркина // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и правахб. мат. Междунар. науч.-пр.конф. — Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 3013. — С. 28-31.
15.Барабошина Н.В., Малый город в поисках координат культурного бытия/Н.В. Барбошина // Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе: сб. мат. Всерос. науч.-метод. конф. — Бузулук: ООО ИПК «Университет», 2013. — С. 103-108.
Барабошина Наталья Владимировна
ХРОНОТОП МАЛОГО ГОРОДА: БУЗУЛУК - КУЛЬТУРНОЕ ПОГРАНИЧЬЕ
Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman . Печать оперативная. Объем усл. печ. лист. 1,5. Заказ № 3502. Тираж 100 экз. Отпечатано в «Бузулукской типографии» — Бузулукском филиале ГУП РИА «Оренбуржье», г. Бузулук, ул. О. Яроша, 65. ИНН 5610009571. ОГРН 1035605505671
Текст диссертации на тему "Хронотоп малого города"
Самарский государственный медицинский университет Кафедра философии и культурологии
У)'
04201 364214
Н.В. Барабошина
ХРОНОТОП МАЛОГО ГОРОДА: БУЗУЛУК - КУЛЬТУРНОЕ ПОГРАНИЧЬЕ
Специальность 24.00. 01 - Теория и история культуры Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель доктор философских наук, профессор
Е.Я. Бурлина
Саранск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................3
ГЛАВА I МАЛЫЙ ГОРОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Анализ малого города в гуманитарных науках................................16
1.2. Пространственно-временные характеристики малого города...............44
1.3. Инварианты хронотопа малого города...........................................63
ГЛАВА IIБУЗУЛУК - ГОРОД КУЛЬТУРНОГО ПОГРАНИЧЬЯ:
ОТ XVIII ДО НАЧАЛА XXI вв.
2.1 Бузулук XVIII - XX вв.: трансформации хронотопа..............................106
2.2 Современный Бузулук: ментальные карты....................................140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................152
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................159
Введение
Актуальность темы исследования. Малые города - самая распространенная категория городских поселений во всем мире1. В России согласно переписи населения 2010 г. они составляют 71 %, в них проживает около 16,5 миллионов человек.
Трудно переоценить роль и значение малого города на социальной, экономической, культурной картах страны. Они выступают своего рода «опорными точками» близлежащих территорий. Это места расположения промышленных предприятий, транспортно-распределительных узлов, центров культуры и образования. Кроме того, являясь на протяжении всей истории эпицентрами формирования человеческого потенциала, необходимого для модернизационных и глобализационных изменений страны, малые города формировали и сохраняли особую городскую ментальность, особый тип городского жителя.
В процессе социально-экономических реформ, происходящих в России в последние десятилетия, малые города оказались в наиболее кризисном состоянии. Именно в них острее всего ощущаются проблемы, общие для всей страны: архаическая и слабо модернизированная экономическая база, технологическая отсталость большинства промышленных предприятий, отсутствие рабочих мест, демографический кризис, низкий уровень образованности населения и т.д.
По сути дела, сегодня российский малый город практически лишается перспектив своего дальнейшего развития, что ведет к уничтожению уникальной социокультурной реальности. Стагнация «исторической Атлантиды», «сердца русской культуры» отражается и в художественной
' Малым городом принято считать городское поселение с численностью жителей менее 50 тыс. человек. 2 Итоги переписи 2010 представлены на сайте Всероссийской переписи населения. - Режим доступа: //http://www.gks.ru/
практике, и в многочисленных исследованиях: от урбанистических до психолого-экономических.
При определении мер по сохранению и развитию малых городов обычно делается ставка на экономические программы, результативность которых вызывает сомнение как у самих жителей, о чем свидетельствует тенденция миграции населения в мегаполисы, так и на управленческом уровне, где постепенно оформляется идея ликвидации «неперспективных» городских поселений.
Не проводя оценку уровня эффективности проектов экономической модернизации, вместе с тем, можно утверждать, что культурные программы, основанные на современных концепциях культурных индустрий, исторической памяти и социальной коммуникации, являются не менее перспективными. Более того, представляется, что возрождение малого города невозможно именно без программ культурного реформирования, включающих осознание их социокультурного разнообразия и исторической памяти «места», постижение специфики исторического и провинциального бытия города и человека.
Одной из специфических научных проблем, влияющих на выбор верных стратегий модернизации малых городов, является изучение присущих каждому городу культурно-исторических смыслов и зафиксированных в представлениях горожан пространственно-временных координат. В работе пространственно-временная структура города определяется как «хронотоп малого города». При этом имеются в виду принципиально разные его ипостаси: с одной стороны, объективная «карта», «хроника», «топография», с другой, ее отражение в сознании горожан.
С анализом названного феномена автор связывает предлагаемую в данной работе гуманитарную экспертизу, потребность в которой в настоящее время осознана, однако сама она не получила должной исследовательской разработки.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования малого города представляют собой междисциплинарную отрасль гуманитарного знания. Город выступает объектом изучения целого ряда дисциплин: истории, экономики, политологии, социологии, синергетики, культурологии и т.д. Каждая из многочисленных наук, изучающих малый город, предлагает свои подходы к его определению; имеет свой особый ракурс рассмотрения городской реальности, позволяющий осветить тот или иной аспект, грань жизни города; специфический комплекс принципов и методов исследования, направленных на выявление его уникальных черт, характеристик, свойств.
Одним из первых в анализе малого города сложился исторический подход. Он делает акцент на изучении основных этапов его развития. Город здесь выступает специфическим образованием, которое зафиксировало в своем времени и пространстве самые ощутимые исторические трансформации доиндустриального, индустриального и
постиндустриального периодов. Данный подход представлен в работах А. С. Ахиезера [17,18,19], Н. Д. Булдакова [48], И. М. Гревса [106,107], Б.Е.Гройса [109], Н. М. Инюшкина [148], М.М. Крома [179], Н. Ю. Лысовой [298, 209], Л. С. Могутовой [232], А.Г. Назарова [235], Ю. Л. Пивоварова [248,249], Н.К. Пиксанова [250], М.Г. Рабиновича [261], Д.Я. Резуна [263], Э. В. Сайко [273], С. А. Тархова [296], O.A. Тяпкиной [311].
Целый ряд исследователей, занимающихся урбанистикой, анализирует
город сквозь призму экономических трансформаций. Одним из первых, кто
связал процессы урбанизации и индустриализации был А. Смит [286]. Он
рассматривал город как пространство, где осуществляется разделение труда,
происходит переход к мануфактуре, а от нее к фабрике и промышленному
предприятию. В дальнейшем, акцент в экономических исследованиях малого
города был смещен на изучение происходящих в нем трансформаций, исходя
из дихотомии «мегаполис - малый город». Это предполагало изучение его
способности или неспособности генерировать и утилизировать
5
экономические новации. Этот подход нашел отражение в работах М. Вебера [62], Ж. Бодрийяра [40], В. Бабурова [20], В.В. Вагина [58,59], O.A. Костиной [175], Г.М. Лаппо [186,187], В. Ю. Перешеина [247], C.B. Пирогова [252, 253], Ю.М. Плюснина [255], В.П. Семенова Тянь-Шаньского [280], Е.Г. Трубиной [303, 304], Ф. Фуртай [322], А.К. Щукина [342], Е.Г., H.H. Ярош [350].
Город как сообщество с особыми политическими и административными институтами, как городская сцена, на которой разворачивается процесс формирования гражданского общества, является предметом изучения как зарубежных исследователей - Э. Амина [8], М. Кастельса [165, 166], С. Сассен [278, 279], Н. Трифта [8], так и отечественных специалистов -В.Я.Гельмана [83], В.Л. Глазычева [87-91], И.А. Ильина [144,145], Л. В. Смирнягина [285], Е. Г. Трубиной [303, 304], Н.Р.Туровского [308, 309], В.Г. Щукина [343] Последние, обращаясь к исследованию малых городов России, отмечают, что чаще всего они возникали и развивались, как центры политико-административного присутствия на осваиваемых землях и не несли в себе функций гражданского коллектива, сообщества горожан.
В работах Л. Вирта [68,69], Э. Гидденса [86, 353-355], Э. Дюркгейма [125], Г. Зиммеля [138, 359], А.Лефевра [192, 357], X. Молоча [198], Д. Логана [198], Н.П.Анциферова [9,10], В.В. Вагина [58,59], Н.П. Волковой [72], H.H. ГабДуловой [76], Е. Н. Заборовой [129], Н.П.Назаровой [235], Т.Г. Нефедовой [238], Н.Ю. Рупасова [267,268], И.Я. Янкиной [349], О.Н. Яницкого [331] представлен подход, анализирующий малый город как пространство социальных изменений, продукт социального структурирования общества, который в современных условиях подвержен таким процессам как: усиление имущественной дифференциации, рост безработицы, преступности и маргинализации.
В рамках философско-культурологической методологии исследования малый город рассматривается как многогранное и многоаспектное культурное образование, что задает различные направления его изучения.
В работах Н.П.Анциферова [9,10], Ж. Б. Балдандоржиева [22],
A. Я. Гуревича [111,112], Б. С. Ишкина [153,154], М. С. Кагана [158], Д.С.Лихачева [194,195], А.Ф.Лосева [200], С. В. Пирогова [252, 253], Н. Г. Щербининой [341], Е. Н. Эртнер [347] малый город предстает как интенциональный феномен, конструкция сознания субъектов городской жизни, особое пространство коммуникации, диалога социокультурных сообществ.
Малый город изучается и как ментальное, идентификационное, коммуникационное поле, что находит отражение в трудах Г. В. Акопова [3],
B. Г. Артемова [11], M. М. Елфимовой [126], Н.М. Инюшкина [148], И.К. Пантина [245], Я. В. Филиппова [320], Этой же точки зрения придерживаются Ф. Йейтс [155], Т. Мареш [214], М. Хальбвакс [325].
В работах В. В. Абашева [1], M. М. Бахтина [29-32], Е. Я. Бурлиной [4950, 53-54], Н.И.Ворониной [74-75], Н. Ю. Детковой [116], Л. О. Зайонц [132], Т. С. Злотниковой [139,140], Ю. М. Лотмана [203-207], Ю.С.Степанова [292, 293], В.Н.Топорова [301, 302], Б.А.Успенского [314], М. С. Штерна [339] малый город трактуется как своеобразный текст, с характерным набором смысловых кодов, которые обусловливают его различные воплощения в пространстве культуры: «провинциальный город», «город NN», «уездный городок» и т.д.
Синергетический подход в изучении малого города усматривает в нем специфическую систему, возникновение которой определяется особыми свойствами порождающей ее среды. С этих позиций малый город анализируется Е. Ю. Виктюком [70], В. Г. Туркиной [306,307] и др.
В отдельную группу можно выделить исследования, связанные с
изучением различных компонентов социокультурной структуры города, и, в
7
первую очередь, его пространственно-временных координат. В основе данного направления лежит методология хронотопического анализа, предложенная M. М. Бахтиным [29-31]. Она предполагает изучение единого культурно-исторического времени-пространства малого города как способа постижения бытия человека.
Теоретически близкими методологии Бахтина являются концепции как отечественных авторов: А. С. Ахиезера [18], Д.Н.Замятина [134,135], В. Л. Каганского [159, 161], О. А. Лавреновой [183-185], Т. Ф. Ляпкиной [211], К. Н. Невоструевой [237], И. В. Тулигановой [305], А. Г. Филиппова [320], Т.И.Черняевой [331], так и представителей западной науки: З.Баумана [30], Л. Вирта [68,69], Ч. Лэндри [210], Д.Харви [327]. Они рассматривают время и пространство малого города как специфические культурные координаты, детерминирующие его социокультурное поле.
Таким образом, проблема малого города и различных его составляющих изучены достаточно глубоко. Однако, понятие «хронотопа малого города» является еще недостаточно разработанным и требует своего дальнейшего исследования, с одной стороны, в теоретическом аспекте, как особого рода конструкта «пространства-времени», кристаллизующего в себе определенные мировоззренческие и ценностно-смысловые координаты городской культуры. С другой стороны, в прикладном, как одного из базовых оснований гуманитарной экспертизы малых городов, разработки программ их культурного реформирования, а также создания и внедрения проектов различной направленности: социальной, экономической, образовательной и
др.
В основе научной гипотезы исследования лежит предположение о том,
что хронотоп малого города представляет собой специфическое образование,
в котором зафиксированы пространственно-временные координаты и их
культурные смыслы, преобладающие в сознании жителей малого города.
Фиксируемые хронотопом пространственно-временные связи обусловливают
8
особенности развития и функционирования городского сообщества, определяют процессы взаимодействия, происходящие внутри социума, детерминируют господствующие модели поведения, задают форму и содержательную наполненность процессов идентификации и социализации жителя. Это позволяет рассматривать его в качестве базового элемента, лежащего в основе гуманитарной экспертизы развития малых городов России, что показано на примере города Бузулук.
Актуальность темы и научная гипотеза обусловили выбор объекта и предмета работы, её цель и перечень задач, которые решаются в настоящем диссертационном исследовании.
Объект исследования - хронотоп малого города.
Предмет - хронотоп малого города: Бузулук - культурное пограничье.
Цель - теория и практика гуманитарной экспертизы пространственно-временного типа (хронотопа) малого города.
Реализации поставленной цели подчинены конкретные исследовательские задачи:
- охарактеризовать основные методологические подходы к анализу малого города, сложившиеся в социогуманитарных науках;
- раскрыть особенности философско-культурологического направления исследования специфики малого города;
- определить основные характеристики хронотопа малого города, позволяющие рассматривать его в качестве основы проведения гуманитарной экспертизы;
- выявить базовые инварианты хронотопа малого города и их специфические черты;
- показать на примере Бузулука как города «культурного пограничья» особенности формирования и последующую трансформацию пространственно-временных характеристик городского поселения в XVIII -XX вв.;
- определить специфические черты хронотопа малого города Бузулук в постсоветский период.
Научная новизна исследования заключается в том, что понятие хронотопа использовано для анализа и диагностики динамики малого города как социокультурного феномена. Пространственно-временные координаты представляют собой основу для раскрытия специфических характеристик малого города и бытия человека в нем. В ходе методологического анализа были выделены инварианты хронотопа, которые являются базовыми для гуманитарной экспертизы малых городов. Их эвристические возможности показаны на примере анализа пространственно-временных характеристик типичного малого города Бузулука.
Методологическая основа и научно-теоретическая база. Для изучения малого города в диссертации использовался междисциплинарный подход. Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции, связанные с проблемой города, времени и пространства, которые изложены в работах отечественных и зарубежных специалистов различных областей знаний: культурологии, истории, социологии, экономики, политологии и др.
В качестве методологической базы исследования выступает концепция «хронотопа» М. М. Бахтина, в которой единство пространства и времени предстает как смыслоорганизующее начало в культуре.
В основу исследования положены следующие общенаучные методы:
- интегративный, дающий возможность применения данных различных областей знания к решению задач, поставленных в настоящей работе;
- феноменологический, предполагающий изучение малого города как особого социокультурного феномена, обладающего специфическим смысловым наполнением;
- структурно-функциональный, рассматривающий малый город как целостное образование, состоящие из множества взаимосвязанных элементов и подсистем;
- культурно-типологический, направленный на выявление базовых хронотопических типов малого города;
-ментальных карт, позволяющий выявить представления жителей малого города Бузулук о времени и пространстве;
- статистический, ориентированный на анализ данных, полученных в ходе проведенных полевых исследований.
Эмпирической базой исследования выступили результаты социологического опроса методом анкетирования жителей Бузулука. Общее число опрошенных составило 150 человек. Также в работе использованы данные 15 интервью студентов Бузулукского гуманитарно-технологического института. Кроме того, в работе представлен анализ 30 карт, полученных с использованием метода ментального картографирования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Исследование малого города как особого феномена на современном этапе предпринимается с позиций междисциплинарного подхода в силу многоаспектности самого объекта. Направления, сложившиеся в социогуманитарном дискурсе (историческое, экономическое, политологическое, социологическое и др.), выявляют, прежде всего, его функциональный потенциал. Малый город в этой связи рассматривается как сложный территориальный социально-экономический комплекс, характеризующийся чрезвычайной многоплановостью. Однако без анализа малого города как феномена культуры, без изучения культурного сознания, культурных представлений и культурных смыслов горожан понимание специфики данного феномена крайне затруднено. Именно они являются базой для стратегий развития со�