автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Художественная атмосфера и действие спектакля

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бойкова, Ирина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Художественная атмосфера и действие спектакля'

Текст диссертации на тему "Художественная атмосфера и действие спектакля"

Министерств культуры Российской Федерации Санкт-Петебургская государственная Академия театрального искусства

На правах рукописи

БОИКОВА Ирина Ивановна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АТМОСФЕРА И ДЕЙСТВИЕ СПЕКТАКЛЯ

Специальность: 17.00.01 - театральное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный консультант -доктор искусствоведения, профессор Г. А. Лап кипа

Санкт-Петербург 1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. Краткая история понятия и современные представления о художественной атмосфере спектакля. Проблемы и задачи исследования.г..,,......,..,.,,..,...............,.... 3

ГЛАВА I. Проблемы методологии в изучении феномена художественной атмосферы. Художественная атмосфера как "душа образа" (дефиниция понятия)........................................23

ГЛАВА II. спектакля

уд о же с т в а н н а я

атмосфера

и действие

ГЛАВА III. Атмосфера

театра

в спектаклях разных

типов . . 101

"Преступление и наказание" (Петербургский ТЮЗ, 1994, режиссер Григорий Козлов),.„„„...„,,.,,..„.„..,.-,,..,,..«,:,,120

- "Monsieur Жорж. Русская драма'' (Александринский театр, 1994, режиссер Анатолий Праудин)...............t..,,...,...129

Г. 1 Ч О 7

"Пьеса без названия" (Малый Драматический театр, режиссер Лев Додин) , 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

163

nMTffDbTVpb

Jlf! 1 ÎJi Ii is

'1 '7 Г,

ВВЕДЕНИЕ

Краткая история понятия и современные представления о художественной атмосфере спектакля. Проблемы и задачи

исследования.

Понятие ^художественная атмосфера" входило в театральный словарь постепенно - и так же постепенно расширялось в своем значении. Об атмосфере впервые заговорили как об особом, новом качестве спектаклей Московского Художественного театра. Поначалу само слово "атмосфера" употребляли через запятую с "настроением", но очень скоро "атмосфера" стала самостоятельной характеристикой спектакля.

Эволюция представлений об атмосфере спектакля в театроведении и театральной критике связана как с развитием геатра XX века, так и с эволюцией самой науки о театре. Об атмосфере спектакля в разные годы говорили и писали К.Станиславский, В.Немирович-Данченко, Е.Вахтангов, М.Чехов, А.Попов. Постепенно проблема художественной атмосферы вошла и в круг проблем театроведения. А.Бармак в своем исследовании конца 1970-х годов, опираясь на теоретическое наследие и обобщая практику режиссуры мхатовской школы, делал важный для 5? ого времени вывод: атмосфера - не только и не столько выразительное средство в палитре режиссера, она является эмоционально-смысловым итогом спектакля как живого художественного целого1.

Проблема художественной атмосферы долгое время не вызывала большого интереса у театроведов; специальных

См.; Вармак A.A. Художественная атмосфера спектакля: Автореф. канд. искусствоведения. М., 1978. С. 22.

исследований в этой области с конца 70-х годов больше не предпринималось. Тем не менее понятие атмосферы продолжало эволюционировать в театроведческом сознании. Можно сказать, что итогом этой эволюции стало в основном утвердившееся в театроведческой среде представление, о том, что атмосфера является неотъемлемой частью художественного образа спектакля. S то же время понятие "художественная атмосфера" до сих пор сохраняет отчасти метафорический оттенок, а некоторые исследователи по-прежнему не видят принципиальной разницы между "атмосферой" и "настроением"1.

Ситуация кардинально меняется в последние несколько лет, круг вопросов, связанных с атмосферой спектакля, стремительно перемещается с периферии в центр внимания театральной критики, среди прочего это связано с тенденциями развития театра последнего десятилетия: критика справедливо отмечает движение театра начала 90-х годов от принципов "активной режиссуры" в сторону "театра атмосферы"2. Но само понятие "атмосфера" сегодня все чаще объединяется с другим, более общим: "энергия". Последнее же обусловлено некоторыми важнейшими тенденциями развития театра в целом, на протяжении столетия. Режиссерский театр давно и всерьез работает с разноуровневыми энергиями актера и спектакля, о чем так или иначе высказывались все сколько-нибудь крупные режиссеры XX века, основатели разных театральных школ и направлений, от К.Станиславского, М.Чехова, В.Мейерхольда, А.Арто - до Е.Гротовского и П.Брука, М.Захарова, Л.Додина и А.Васильева.

1 См., например: Барабаш H.A. Условность в драме и театре (Современные аспекты). Ташкент, 1991. С. 17-25.

5См.: Соколянский А. Зона и Башня: Предварительные эамечания/'/Петербургский театральный журнал. N0 (1392) . с. 107.

Употребление в одном ряду понятий "энергия" и "атмосфера" (в разговоре о спектакле) снимает с последнего оттенок метафоры: театроведы сегодня готовы признать энергетическую природу театрального искусства. Изучение энергетической природы театра может стать в ближайшие годы перспективным направлением развития театроведения. Предлагаемое исследование - один из первых шагов в этом направлении.

Соотнесем понятия: "энергия" и "атмосфера".

Понятие "энергия" (от греческого епегде!а - "действие", "деятельность") пришло в физику Нового времени из греческой философии, где оно имело одновременно онтологическое и эстетическое значение. У Аристотеля, которому принадлежит наиболее полное учение об энергии, этим понятием определялось не всякое движение, но только осмысленное, имеющее в самом себе свою цель и завершение: аристотелевская "энергия" была энергией выражения, смысла1. Рассматривая учение Аристотеля о трагедии в контексте всей философско-эстетической системы древнегреческого философа, А.Лосев ставит знак равенства между аристотелевскими категориями "действие" и "энергия"2. Этот вывод Лосева для нас чрезвычайно важен.

Вспомним определение трагедии в "Поэтике" Аристотеля: ^Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем? производимое речью (услащенной по-разному в разных ее частях), производимое в действии, а не в повествовании, и совершающее посредством

1 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 39-100.

2См.: Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.,

1993. С. 730.

сострадания и страха очищение (К&Ый^^ } подобных аффектов''1. Таким образом, не будет натяжкой сказать, что действие трагедии (драмы и спектакля) для Аристотеля одновременно -энергия, мимезис (подражание) и катарсис2.

Встреча этих понятий в их сегодняшнем, исторически изменившемся значении пока не состоялась в современных исследованиях, и задача сегодняшней науки - сделать возможной такую встречу. (Разумеется, это задача не одного исследования). В пределах, необходимых для данной работы, нам нужно будет двигаться именно в этом направлении, так как приблизиться к пониманию феномена художественной атмосферы спектакля можно только исходя из представлений о художественном образе и действии спектакля как об энергетическом процессе.

Некоторые шаги в обозначенном направлении уже предпринимаются в современной теории драмы и театра. Так, теория драмы, говоря об эстетическом феномене действия, в последние годы подходит и к определению действия через понятие "энергия". "Драматическое действие - сложный [...] процесс излучения эмоционально-духовно-волевой энергии героями в проблемных ситуациях, порождаемых их взаимно-

3Аристотель. Поэтика//Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4. М., "1983. С. 651.

2 такой вывод помогают сделать работы А.Лосева с их глубоким анализом философско-эстетической системы Аристотеля. Кроме общеизвестных трудое Лосева по истории античной эстетики, нужно назвать здесь одну из главных его работ 20-х г.г., к которой пока нечасто обращаются в современных исследованиях (видимо, из-за сложности категориального аппарата, восходящего в основном к античной философии) - "Диалектика художественной формы"(М., 1927).

действием и в з а и м н о з а виси мостью, - пишет, например, Б.Костелянец. - [...]Наступила, видимо, пора отмазаться от упрощенного, редуцированного толкования понятия "действие". Возможно, что слово драма, употребляемое Аристотелем, стоило бы понимать как "драматическую активность", подразумевая ту разнонаправленную, творчески неуемную (иногда она может показаться вялотекущей) энергию персонажей, что порождает силовое поле (действенное, пространственное, временное) всего произведения"2.

Теория театра тоже все более уверенно оперирует сегодня понятием "энергия". Так, Ю.Барбой в книге "Структура действия и современный спектакль" приходит к выводу: действие - не только и не столько средство выражения или способ разрешения противоречий, "но в драме и театре оно еще и материя"2, а в другой своей работе уточняет: "Сейчас, быть может, было бы уместней, учитывая свойства театральной формы, говорить не столько о "материи" (которую по инерции всегда хочется свести к вещественности, а это опасно), сколько - об энергии"3.

Но для описания феномена действия универсального понятия "энергия" сегодня уже недостаточно. Точнее говоря, недостаточными оказываются сами представления об энергии, какими обладает сегодняшнее искусствознание: эти представления пока не идут дальше понимания энергии как

' Костелянец Б,О. Драма и действие: Лекции по теории драмы» вып. 2. СПб., "1994. С. 109-110.

3Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л., 1988. С. 179.

3 Барбой Ю.М. Основные театральные понятия: Учеб. пособие по курсу "Введение в театроведение". 4.1. 1988-1991. (На правах рукописи). С. 103,

физического "силового поля", потока и т.п.), ГО.Барбой, видимо, не случайно оговаривается, когда пишет о "силе того потока энергии, который актер приносит на сцену и которым он окрашивает (разрядка моя - И.Б.) все, что делает"1. Об энергетическом потоке можно сказать: сильный, слабый и т.п. "Окрашивает" - скорее не энергия, но именно атмосфера. Понятие "художественная атмосфера" - в его теперь уже неметафорическом значении - остается пока за рамками теории театра, но потребность в нем явно ощущается.

Напрашивается мысль: само понятие энергии сегодня, видимо, заново приходит в эстетику и искусствознание - теперь уже из современных естественных наук. Искусствоведам нельзя больше оставаться в неведении относительно кардинальных открытий в области современной физики, биологии или биоэнергоинформатики. Здесь может открыться обширное поле и для будущих комплексных исследований. Но, чтобы быть готовым к таким исследованиям, искусствознанию предстоит во многом пересмотреть и обновить собственную методологию и категориальный аппарат. Для данной работы это станет одной из главных задач.

Вот почему, определяя понятие атмосферы, необходимо хотя бы коротко охарактеризовать сегодняшние естественнонаучные представления об энергии.

Современная наука приучила нас говорить об энергии любого движения и процесса, подразумевая реальное энергетическое излучение, которое способны зафиксировать новейшие приборы. Это относится и к энергии мысли, энергии психических процессов. Большой Энциклопедический словарь определяет энергию как "общую количественную меру различных

1Барбой Ю.М. Основные театральные понятия, с. 55.

форм движения материи"1. В то же время физика сегодня начинает оперировать понятием не только количества, но и качества энергии, а саму материю понимает достаточно широко, различая, например, материю плотную и тонкую - причем последняя настолько тонка, что "становится почти живой или разумной"2. Физика подтвердила уже и реальность мыелеобразов, о которых говорит Агни-Йога3.

А.Бармак в своем исследовании художественной атмосферы высказывал сомнения в реальности психической энергии, считая это понятие метафорой4. Сегодня такие сомнения вряд ли нужны. Физика и биоэнергоинформатика подходят к признанию психической энергии как основного фактора проявления жизни, готовясь подтвердить теософские представления о том, что основой бытия является психодинамика духа5. Поэтому, говоря

'БЭС: В 2-х т. М., 1991. Т.2. С. 699.

2 Тонкая материя и плотная материя//Наука и религия. 1989. N10. С.- 20.

3 Эксперименты показали, что глазное дно само может быть источником света при возбуждении, которое вызывает на сетчатке глаза умозрительный образ (сфотографированы контуры излучений, исходящих из глаз). Концепцию рождения и жизни мыслеформы на театре предлагают И.Силантьева в соавторстве с Ю.Клименко. (См.: Силантьева И. "Грим души", или Тайна перевоплощения Федора Шаляпина//Наука и религия. 1993. N5. С. 4-8.)

4 См.: Бармак A.A. Художественная атмосфера спектакля: Автореф. канд. искусствоведения. С. 7.

5 Здесь появляется немало интересных научных идей - например, лептонная гипотеза академика В.Искакова, который использует идеи квантовой статистической физики о материальных носителях

об энергии художественных процессов, мы будем изначально иметь в виду именно психическую энергию, говоря же о художественной атмосфере, априори исходить из того факта, что эта атмосфера - явление психоэнергетической природы.

Одним из свойств психической энергии, о котором говорит Агни-йога, является способность этой энергии оседать на предметах, окружающих человека1. В жизни такое явление хорошо известно, его и имеют в виду, когда говорят об атмосфере предметов и событий. Приведем здесь определение атмосферы по В.Далю: "Круг или пространство испарения или действия какого-либо тела, вещества"2. Отметим сразу разницу

физических полей в виде лептонов и микролептонов (легких элементарных частиц). Согласно этой гипотезе, вокруг всех тел существуют стоячие лептонные волны - квантовые голограммы, копирующие геометрию и структуру шел; каждая голограмма содержит всю информацию о теле, являясь его информационным двойником, и совокупность таких голограмм образует "лептонную душу" тела, которая простирается, в соответствии с законами статистической физики, сколь угодно далеко, так что в каждой пространственно-временной точке имеется слабая и сверхслабая информация обо всем пространстве-времени. (См.: йскаков Б. Лептонная концепция мироздания - синтез науки и религии?//Наука и религия. 1992. N4-5. С. 15-17.) Гипотеза лептоносферы Б.Искакова дополняет, таким образом, данными современной физики идею пневматосферы п.Флоренского и ноосферы В.Вернадского.

1 См.: Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. Вып. 1. О мысли. О психической энергии. Таллинн, 1991. С. 42.

2Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х Т. ТЛ. А - 3. СПб., 1996. С. 28.

словоупотребления: "энергия", как уже говорилось, изначально могла быть понята как "действие", в слове же "атмосфера" появляется и другой оттенок значения - "круг" действия, то есть само энергетическое поле, аура.

Пока естествознание только начинает исследовать природу психоэнергетических явлений, поэтому нам приходится судить об атмосфере главным образом на основании эмпирического опыта. Опыт свидетельствует, что атмосфера рождается в деятельности человека, сопровождая и окружая его - и она же, атмосфера, хранит энергетический след человеческой жизни и деятельности на протяжении какого-то, иногда довольно долгого времени. Вещи и предметы хранят атмосферу эпохи, стены зданий хранят атмосферу той жизни, которая в них протекала, - так что атмосфера театрального здания, например, способна препятствовать или помогать рождению спектакля1. Атмосфера может быть в той или иной степени динамична или устойчива -качество атмосферы, сама сила и интенсивность энергетического излучения, ее характеризующая, очевидно, в решающей степени зависит от интенсивности духовной и душевной жизни человека, который эту атмосферу создает. Давно известно, например, что по интенсивности энергетического излучения эксперты определяют подлинность шедевров мировой живописи.

Из всего сказанного понятно, что атмосфера - феномен не только театральный. Это явление самой жизни. Затем - явление вообще искусства. Поэтому, прежде чем говорить об атмосфере спектакля как произведения театрального искусства (в отличие от других искусств), необходимо определиться в специфике вообще художественной атмосферы - относительно

* О том, как это происходит в некоторых петербургских и российских театрах, писала М.Дмитревская. (См.: Дмитревская М. Кажется...//Театральная жизнь, 1991. N7. С. 4-5.)

того же явления в жизни, В самом деле, если и атмосфера ¡театрального здания, и художественная атмосфера спектакля -явления психоэнергетической природы, то в чем различия энергетических процессов в жизни и в искусстве и не снимает ли энергетический, "атмосферный" подход к искусству (театру в том числе) саму проблему его "границ"?

Ясно, что эти вопросы неразрешимы в рамках только театроведения, они требуют более общего искусствоведческого и философско-эстетического подхода.

Необходимость такого подхода диктуется не только отсутствием понятия "художественная атмосфера" в общем искусствознании и эстетике, но и, с другой стороны, сегодняшним состоянием науки о театре, которая до сих пор находится в стадии уя�