автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Художественная интеллегенция Кубани в первой четверти XX в.: исторический, социокультурный и биографический аспекты

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Еремеева, Анна Натановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Художественная интеллегенция Кубани в первой четверти XX в.: исторический, социокультурный и биографический аспекты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная интеллегенция Кубани в первой четверти XX в.: исторический, социокультурный и биографический аспекты"

РГ6 од

~ 7 решйсжш шдвгвгвш

ИНСГЛТН РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ •

бпвцваяэзпровашща учаанЗ оовов-Д.002.33.01 по воторпо ооэвгского обаоотва

На правйх рупопаса

ЕРЕМЕШ АННА НАТАНОША

Г/ДСЩЕСТШННАЯ ИН1ШИГВДДО КУБАНИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ И о. s ИСТОРИЧЕСКИЙ, СОЩЖУЛЬТШШЗ И ВГ^АШЕСКИЙ АСПЕКШ

Споцяааьаоозь ,00.02 - оючоозвзшшя погорал

Латорофорат

диссертации па соаояанао учоиой отошэпа . кандидата вморичосквх наук

Мооппа - Г993

Диссертация выполнена в Центра по изучению отечественной культуры Института российской истории Российской Акодеиии наук.

Научный-руководитель: доктор иоторичаских наук

Ермаков В.Т.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Кудрина Т. А.

кандидат исторических наук, доцент Омельченко H.A.

Ведущее учревдение: кубанский государственный

Университет.

3Ci^!TU состоится. L/vct-/,^ 1993 р. в чао. /о

на заседании специализированного еоаата Д.002.33.01 (по истории оовс гского общества)по вацитэ диссертаций на Ьоио-канив ученой степени доктора исторических наук при йнота-туто роосийской истории Российской Акадвдаи каук по адресу: 117036, г.Москва, ул. Дм. Ульянова, д.19.

С диссертацией ыожно ознакомиться в научной библиотеке Института российской ис. эрии РАН.

Автореферат разослан

"/Ü." 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совет;., кандидат исторических наук

(А Овсянников)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш. История российской интеллигенции интересна и поучительна. Сегодня имеются благоприятные возможности ддя более объективного и грубокого изучения исторических судеб интеллигенции России в XX столетии.

Данная диссертация посвящена истории формирования и деятельности худояеотвенной интеллигенции Кубани в первой четверти XX века. Актуальность темы определяется необхс самостью осмысления процесса формирования, выяснения роли и места худояеотвенной интеллигенции в лизни российской. провинции, отношения художественной интеллигенции к поворотным событиям в оудьбах России, какими были Февраль и Октябрь 1917 г., грааданская война. Изучение темы позволяет восполнить ряд существенных пробелов в истории культуры Кубани; оно таяло проливает свет на судьбы множества провинциальных и столичных деятелей искусства, дает возможность создать их правдивые биографии, вернуть истории несправедливо забытые имена.

Степень изученности теми. Собственно тема "Худояест-венная интеллигенция Кубани в первой четверти XX века" не была до настоящего времени предметом специального исторического исследования, хотя отдельные ее стороны нашли ог-раяение в некоторых работах. Несомненный интерес представляют фундаментальные исследования по истории российской и советской интеллигенции, в большинстве своем созданные в последние 25 лет.

Состояние дореволюционной интеллигенции, в том числе и худояеотвенной, наиболее полно итрадено в монографиях В.Р.Лр.йкиной-Свпрской, Л.К.Ьрмана, ¿.Е.Г'ванова1. Ценный

I Лейкииа-Свирская В.Р. Кчтеллигенция « России во второй половине XIX века.-М.,197Г;0иь яе.Русская интеллчген-ция в 1900-1917гг.-4'. ,19^1 ;Ерман Л.К.ИРтелтигввдия _> первой русской революпии.-М.,196^{Иванов А.Е. Высшая школа России конца Х1Х-нат-ала XX века.?- М., 1991.

материл содержится в работах о жизни и творчестве отдельных представителей яудотественной интеллигенции. Все эти исследования в комплексе дают представление о складывании профессиональных групп внутри художественной интеллигенции, о социальных и материальных условиях ее труда, о системе подготовки соответствующих кадров р российских учебных заведе .иях, об участи художественной интеллигенции в политической жизни. В то: же время практически не изучена история провинциальной художественной интеллигенции: механизм ее формирования,* роль и место в культурной кизнк.

Что касается работ по истории интеллигенции в годы революции 1917 г. и граящанской войны, то наибольший ин-тепес здесь представляет; исследования С.А.Ф^двзкина^ , и монография О.Н.Знаменского^. С.А.Федюкин положил начало изучению отношения худонествеьиой интеллигенции к Октябрьской резолюции, процесса ее политического разшясевания, поставил вопрос о необходимости объективного освещения истории интеллигенции, находившейся.в годы гражданской войны на несоветской территории. О.Н.Знаменский на богатом конкретно-истори*">ско1з материала проанализировал идей-но-политическио позиции интеллигенции в 1917 г. с учетом es социально-психологического состояния.

Проблеме перевоспитания "старой" художественной интеллигенции и создания нотй i освящено значительное количество работ^. Однако а большинстве из них, написанных в 70-е

?. Федюкин С.А. Великий ^тябрь и интеллигенция. - Ы., 1972; Он не. Худодественная интеллигенция ч первые годы С-четской власти // История СССР. - 1Г39. - К I. Он ае. Интеллигенция и белое движение // Советская культура. 40 лет развития. - М., 1938. - C.I05-II8 и др. 3 Знаменски,, О.Н. Интеллигенция накануне Велико о Октября. Февраль- октябрь 1917 ». - Л., 1988. 4. Си. Шипилпва P.A. йоршфовалшэ художественной интеллигенции в переходный к социализму пзриод (историографический обзор) // Извести: Сеаэто-Каиказского научного центра висозй школы. '—'1984.. - ff — С.34-39.

■ ■.'. • - : ,' ■ '....' v''' ■•.

первой половине 80-х гг., художественная интеллигенция не рассматривается как самостоятельный субъект истории, а освещается лишь в контексте политики партии по отношению к ней. Естественно, в этих работах отдавалась дань ряду прежних вдеологических и политических штампов. Из исследований последних лет наиболее интересны монографии А.В.Квакина^, в которых автор, анализируя источники, принадлежащие различный политическим лагерям, современную историческую литературу и точки зрения, заявленные з публицистике , рассмотрел вдейно-политические процессы d среде российской интеллигенциие о том числе и змж. рироаав-пей, адаптацию ез к новым условиям яизни и творчества.

Относительно изучения истории художественной интеллигенции Кубани отметим следующее. Отдельные аспекты темы нашли отражение в работах по истории культуры Кубани, некоторых видов искусства, по истории художественной лизни, в биографических очерках. Первые исследования такого рода (о лузыкальных коллективах Кубанского казачьего войска, о развитии периодической печати) были опубликовали ese в Ю-е годы XX з.^, затеи последовал почти полувековой перерыв. В 70-е - начале 80 гг. вышли в счс-т монография И.Я.Куценко о партийном руководстве культурным строительством на Северном Кавказе , литературоведческие статьи о

5 Квакин A.B. Октябрьская революция и идейно-политическое размеяевание российской интеллигенции: теоротико-мето-дологические, источниковедческие, историографические аспекты. Саратов, I9P9; Он же. Идейко-голитгческая дифференциация российской интеллигенции а период нэпа. I°2I-I925. Саратов, 1991.

6 Кияшко И.И. Войсковые певческие и музыкантские хоры Кубанского казачьего войска. "ПЗП-19П. И торический очерк столетня их существования. - Екатеринода^, тоц; Городецкий Б.М. Очерк развития nyccKOi. периодической печати на Северно" К; зказе. - Ептерицодар, 1914.

7 Куценко И.Я. Революция и культура. Из'истории бор бы

о

писателях, пивших на Кубани . Литературно-художественный мир Кубани первой четверти XX века о них был представлен именами лишь тех представителей художественной интеллигенции, которая после революции безоговорочно признали Советскую власть. В соответствии с идеологическими нормами тех лот авторы утверждали, чгэ полноценное развитие литературы и искус :тва на Кубани началось только после революции. Положительное значение в изучении жизни и творчества представителей художественной интеллигенции первой четверти XX века имели многочисленные биографические очерки краеведа В.П.Бардадьма^. Они стали отправной точкой для многих исследований историков.

В конце 80-х-началэ 90-х годов вьили в свет работы по истории музыкальной г.изии Кубани^; Екатерииодарской картинной гелерзи^, кубанской литературы*^; значительно расширившие представления о художественной интеллигенции Кубани. Однако за райками исследований до сих пор остао-тся жизнь и творчество множества деятелей литературы и искусства, особенно тех, которые посла революции или зми-

партийнцх организаций Совормого Кавказа за осуществление культурной революции. 1918-1932. - Краснодар,1973.

8 Велекгурнн Н.&. Связь вреызн. - Крпснодар, 1969; Он но. Шная соната. Очерки р писателях края. - Краснодар, 1979; Савченко Ч.М Они были на Кубани. Очерки. -Краснодар, 1932 и др.

9 Бардадым В.П. Этюды г прошлой и настоящем Краснодара. -Краснодар; Он ео. Театральнылисток. Этюды театральной кизни. - Краснодар, 1984,

ТО Борисов Б., Борисов Г., Бурьшев Ч. Краснодарская филармония. Прошлое и настоящее. - Краснодар, 1989.

11 Громов. Х"ДО'-ествен-.ая культура Кубани в начале XX века // Новейшие исследование по социально-экономической и культурной истории доревс хцаонной Кубани. - Краснодар, 1989 - С.99-107.

12 Веленгурин Н.в. Пути и судьбы. - Краснодар,

грировали или, дивя на Кубани, не нашли общий язь~ с Советской властью. Белым пятноы в истории кубанской художественной интеллигенции и художественной жизни является период революций и гражданской войны - поворотный в судь-бых худошшсов и насыщенны»! в плане развития искусства.

Зарубежная историография кубанской художественной интеллигенции представлена главным образом небольшиыи биографическими очерками о деятелях литературы и искусства -казаках, публиковавшихся в заграничных казачьих лурналс с "Вольное казачество", "Кубанец", "Кубанский край". Но если довоенные издания доступны историку, то работа с • казачьей периодикой 50-х - 90-х гг. все еще проблематична. Возможно, чтр произведенное в будущем ее исследование обогатит историографию художественной интеллигенции Кубани.

Исходя из степени изученности то!ы, цель исследования - комплексное4изучение истории художестсенной интеллигенции Кубани первой четверти XX Еэка.

Для достижения поставленной цели предусматривается решить ряд конкретно-исторических задач:

Во-первых, проследить развитие художественной среды дореволюционной Кубани, выявив роль и место в ней любителей искусства, проанализировать процес" формирования художественной интеллигенции Кубани, у^астге ее в культурной жизни региона.

Во-вторых, осветить профессиональную деятельность, политические взгляды и поведение художественной интеллигенции: как местной, так и столичной, оказавпейся на Кубани в период революции и гражданской лойны, в первые годы Советской власти. Раскрыть политику а.еня^ших друг друга правительств по отношению к художественно4 интеллигенции, отношение лоятелей литературы и искусства к е^ой политике.

В-третьих, воспроиэпест*:, реконструировать оба^д картину судеб художественной интеллигенции, ¡¡Шьле^ на Кубани, по возможности дополнить и уточнить биографические дан .ые. е^ представителей.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XX века до середины 20-х годов. Именно с 900-х годов начался процесс формирования художественной интеллигенции Кубани как многочисленной по провинциальный масштабам группы. Конечные хронологические рамки диссертации в известной «ере условны. Представляется, что к этому времени ¡¡роизоала "олее или мгшее полная адаптация художественной интеллигенции к новому строю; тогда та практически пся столичная интеллигенция, нашедшая временное пристанище на Кубани в годы гражданской войны и в начале 20-х, покинула регион. Внутрення периодизация ^ дисссртсцип основывается на хронологии важнейших событий российской истории применительно к условиям Кубани.

Работа написана на материалах территории быкаей Нубан-ско» обтает к и Черноморской губернии, ныне Краснодарского края.

Пет птковая база .тесат-аггаи включает разнообразные ?ипу опубликованных и неопубликованных ш.терц&яоо, шюгпе из которых впервые вводг.геп в научны»! оборот.

Важную группу источников состаьлй&т д&лшхропзсодстаен-иая документация, особой» арггйаияздшю к изучай® дорэво-лошюннсго периода. Эти докукеяга екощз^црэзкаш м&взша образом в государстьзннои архаБЭ !^$йсн"Дйраиого края (ГШО, его фшшях, а такао в Цедарвишом государственной архиве литературы и искусств * (Г.^АШ), Цедщшшасм государст-ь. ¡ном воскно-ксторигсескои архиве (ЩША).

Из материалов ГМК бепьаой шкгрсс продегаглк»? фонд художественного кружа пра Еаате,. шедарской карзкашой га-лорее (5.5575» содоркацкй иатерзши ко пропаганде изобразительного искусства в загнана, фэод конц&*лраи начальника Кубанского обаасаого щшзяеаая (6.454), где аиевгсй документы о круг» т .-з5тгел<..1 ксжусеюа, распоряжения кабальна- " ка области касаадася ядошкгчеяюЯ таэгш, фонды органов са.чдупра&лен'.ш городе© Новороссийский

ГАКК йриаяя^яжК фшка ГШ §.17), содергщш протоколы шюсденшг глтэдшк »ття к. д^з да, бвдфял «рта-

низации культурной жизни, а также разного рода прошения, докладные записки деятелей литературы и искусства, отражающие их культурные инициативы. Достаточно информативен фонд Кубанского обласного жандармского управления (ГАКК-Ф.584), в котором есть данные обо всех, находившихся под надзором полиции» списки сотрудников частных газет Кубани и Черноморья с мотивированным определением степени их благонадежности и политических симпатий.

Для выяснения биографических данных логично обратиться к послужным спискам, хранящимся в фондах организаций, к которым художественная интеллигенция имела слюданне по роду государственной слукбы, таких как Кубанская дирекция народных училищ (ГАКК. Ф.470), Союз драматических и музь'чальных писателей (ЦГАЛИ. Ф.675), Московское общество любителей художеств (ЦГАЛИ. Ф.660), училище живописи, ваяния и зодчества (ЦГАД1, ф.680). В ЦГВИА имеются послуяные списки кубанских литераторов, находившихся на военной слусбе (Ф.409). Делопроизводственная документация, раскрывающая историю художественной интеллигенции в период революций и градданской войны достаточно скудна. Пять месяцев временного пребывания у власти Советов в 1918 г. не оставили практически источников такого рода, так как архив партийных органов при отступлении Красной Армии с Кубани безвозвратно утерян, дзлогроизводствениая документация периода правления Деникина и Кубанской Рады ограничивается, главти образом, документами Кубанского краевого правительства (ГАКК, Ф.Р5, Рй) и деникинекого Осведомительного агентст а - Освага (Центральны'- государственный архив Октябрьской революции - Щ'АОР, §.440, 441), в пропагандистских подразделениях которых активно работали ряд представителей художественно^ интеллигенции, как местно", так и столичной.Делопроизводстве ная.доку-ыегтация первой половины 20- : годов представлена п^икя •

вами, постановлениями сргаьов Советской в^асин, нясающи-мися развития литературы к искусств. Они частично

опубликованы в сбор)ике "Культурное строительство на Кубани (1918-1941)" (Краснодар, 1У78). Из архиь.шх пат ■•риа-

лов интерес представляют документы отделов народного образования и профсоюза Рабис (ЦГАОР, Ф.5508, ГАКК.-Ф.Р.356, Р.890, государственный архив Ростовской области. Ф.Р.2287, Р22Э0).

В диссертации использованы данные делопроизводства Управления КГБ по Краснодаром jy краю - выписки из обвинительных заключепй, относящихся к представителям художественной интеллигенции Кубани, репрессированных в 30-е годы. Эти документы чрезвычайно важны для уточнения биографических данных обвиняемых деятелей литературы и искусства.

Значительный интерес представляш как источники партийные и государственные документы, работы В.И.Ленина, A.B. Луначарского, касающиеся политики в отношении интеллигенции и культуры.

о качестве источника в диссертации были использованы справочные издания: энциклопедии, словари, б»блиографичес-кие укас. .тели, вышедшие до и после революции в центральных и кубанских издательствах.

Содержательная информация отлопились в пэркгцической печати: как местной, так и столичной. В диссертации использованы материалы 48 -аэет и куриалов.

Применительно к истории худозоствзнноЯ интеллигенции отдельны« источников выступают сами творения мастеров: художественные произведения, '-ублицистика, отчасти произведения изобразитель!!! -о ..скусства, музыка. Они харак-1.ризуст эстетические концепции, во многих случаях и идеологии, политические убеяденкп художественной интеллигенции. Однако рассматривайте*. источники такого вида с учетом времени, места, цели и обстоятельств, под влиянием которых были созданы те или нш.о произведения.

Болызую ценность имеют источники личного происхождения: ueuyapg, цн bhsíkji, частная переписка, записное книжки, автобиографий, анкеты. Из публикованного наибольший интерес представлю*? сапасшэ : '.«жки изьзс .'наго драматурга Е.Шварцг»с зееоздатеда t mttuc>fy>y куль^у^нсй жизни дореволюционна а Нрсмяг' чеофц-и о г». изш&а к гз^вдаисиэй

войне, написанные В.Шверубовичем, И.Наживиным, Е.Дундбер-гом, В.мякотинш, Н.Тэффи. Использованы в диссертации и неопубликованные источники личного происхождения, такие как воспоминания и письма преподавателей и выпускников Краснодарского музыкального училища, воспоминания кубанских журналисхов А.Лукашевича и М.Дороновича, переписка основателя Екатеринодарской картинной галереи с художниками, дневник режиссера П.Медведева, гастролировавшего на Кубани, воспоминания литераторов И.Гольдмана, Л.Жар: ), Ш.Коновалова о революционном движении в регионе и др.

Научная новизна работы - в самой постановиз цели и задач исследования. Предпринята попытка объективно изучить процессы зарождения, функционирования художественной интеллигенции в провинции, в частности на Кубани, реакцию художественной интеллигенции на смену власти и идеологии. Уточнены традиционные оценки политики властей по отношения к художественной интеллигенции.

Практическое значение диссертации заключается в применимости ее фактографического, концептуального юдерясания в научной, преподаватольской, исторнко-популяризаторской деятельности, при написании работ по истории культуры Кубани, истории российской художественной интеллигенции. Приложение к диссертации, содержащее сведения более чем о двухстах деятелях литература и искусства, каг столичных, так и провинциальных, может использоваться в качестве самостоятельного источника.

Апробация работы осуществлена на конференциях: "Историко-культурное наследие и проблемы его освоение в современных условиях" (Краснодар, 1982;, "Культурное наследие и сорпемзнность" (Краснодар, 1969), "Ис.орико-культурное наследие народов Северного Кавказа" (Краснодар, 1990),.молодых учзн"Х Северного Кавказа, посвященная Р0-летиа Ад! "ейского государствекногс иодагоги^оского инсти./га (Майкоп, 1990); "Провннциаиышй город: ку^ьт^рныз традиции. Истогчя и совро1"Жн^сть" (Елец 1992)к, "Кубанское казачество: проблемы истории и возрождение""(Тамань, 1ог>2).

Диссертация обсузадена на заседании отдела истории отечественной культуры института российско истории РАН.

Структура исследования. Диссертация состоит из бездоки трех глав, заключения к приложения с указателем имен, упоминаемых в работе. В первой и третьей ¡-лавах выделены разделы по проблемно-хронологическому принципу; вторая главу разделена на три параграфа в соответствии с хронологической последовательностью событий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАЩЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность и новизна теш, оценена степень ее изученности, определены цель и задачи исследования, дана, характеристика источниковой базы работы.

В главе I "У истоков форыиров: шя художественной интеллигенции. Куб ни" рассматривается фактор« г, способсздо-ваглиа формирования худонествекной интеллигекц и Кубани до революции, сгциальный портрет худошетшкной интеллигенции, участие ее в культурной н политической хнзш. Ои. чается, что перемены в сфере культуры а конце ХТХ-начало XX п. затронули не только столицы, но и провинцию, в той числе к Кубань. В кругах численно возрастаете!! тгтноИ интеллигенции проявлялся заиапшй интерес к пзч~тно;ду слову,

ратурв, искусству, дигоратурно-худосестзвкной жизни столиц. С 80-х годов а районе столп соснакагь объединения ль-бпгелей. искусства. Главшлс: направленияш в их деятельности были пропаганда искусства путем проседания лекций, "онцартов,, спектаклей, создание, организационная и финансовая поддержка учебных заведений цузыпального и художественного профиля, других уч^оздени." искусства. Стараниями любителей искусства Екаторннграде были созданы музыкальное училшцо, худе..ест егкная котла е картикнаг галерея. Деятельность некоторых лсбкгалеГ. непосредственно соприкасались с развитием ышго искусства. Благодаря лябнхелчи искусстка населенно Кубани знакомилось с худагестаанноК культуро8, осояа&важо повинол л свое, о ебри-. гаеельк'.зго уровня.

Диссертантом сделан вывод о том, что организации любителей искусства йиого сделали для формирования кадров профессиональной художественной интеллигенции, способствуя отоцу как непосредственно, так и опосредовано. Непосредственно - приглашая профессионалов для работы в региона, опосредованно- создавая такой уровень духовных запросоз общества, удовлетворение которого было бы невозможно или малоэффективно в отсутствии профессионалов.

По шениэ диссертанта, формирование художественной интеллигенции как достаточно представительной по провинциальным касатабш группы происходило с 1900-х годов. • Именно тогда на Кубани возникло немало новых учреждений искусства, периодических изданий. Центром сосредоточения художественной интеллигенции был Екатеринодар. Во втором десятилетии XX Еока профессиональное искусство постепенно оттесняло в столице Кубани любительское, центры последнего перемещались в другие, менее развитые города и населенные пункты Кубани.

На основании данных источников в главе указывается, что художественная интеллигенция Кубани, как и везде в России, складывалась на межсословной основе. В нее входили представители местного населения: казачества, иногородних, горцев. В эту социальную группу вливались представители различных национальностей и регионов. Все они, независимо от происходивши, много делали для популяризации. исяори:; м культур, казачества и з целом Кубаш., для становления оригинальной культуры региона, перепаз-лясаей з единое целое своеобразна вбираемых компонентов.

Автором отмечаете достаточно высокий уровень образован, .я кубанской художественной кнте:.лигенцки. Практически псэ ведущиэ !узыкантыг архитекторы, художники имели вксисо образованно соответствующего профиля, полученное з Поскво, Петэрбур.'э, за границей. Документы позволяют установить значительный разброс образования и профессий литераторов п журналистов. Многие, из них, ¿занимаясь литературной деятельностью, но прекращали 'работать в об-

ласти народного образования, медицины, юриспруденции и т.д.

В главе сделан вывод: художественная интеллигенция -одна из самых молодых по времени возникновения групп интеллигенции Кубани - уже.до революции вносила весомый в г-лад в развитие культуры региона. Вывод аргументирован исследованием конкретных форм участия деятелей ллтературы и искусства в культурной жизни Кубани, таких как развитие периодической печати, пропаганда литературы и искусства, создание широкой сети школ, студий, курсов музыкального и художественного профиля.

Автором установлено: художественная интеллигенция Кубани, как и в России в целом, была достаточно далека от политики. Исключение составляли литераторы и журналисты. Многие из них имели репутациэ политически неблагонадежных, за участие в событиях первой русской революции, членство в политических партиях или потеду, что позволяли себе на страницах печатных изданий достаточно острые высказывания на политические теш. -

Анализируя политику администрации и органов местного самоуправления в отн зешш к художественной интеллигенции диссертант делает вывод: политику эту нельзя рассматривать однозначно. С одной стороны име:т место исследование авторов наиболее революционна художественных произведений и публицистики, ог; ани ;еш:о дотаций для деятельности учреждений искусства. Но с другой сторо"ч, органы власти способствовали развитие художественной интеллигенции Кубани, оплачивая наиболее одареклой молодежи, правда, главным образом из числа казачества, учебу ч лучших российских специальных и высших учабш х заведениях искусства, а также привлекая к руководству художественными коллектива* ! г^офвссьоиалоп высокого класса негясиси'/о от их сословной и националы й принадлежности.

Гдг»ва П "Худошстванная км-вллкгенции. Кубани на исторической тю^яутье Сфеораль 191?-19*50)к посвящала раскрытие актусишшйахей 1:р?-<1леш к китбигагеиция",

включающей в себя ряд вопросов, еще не решенных в нашей историографии.

В параграфе I "Художестреиная интеллигенция края и Февральская революция" показаны реакция художественной интеллигенции на февраль 1917 г. и последовавшие за ним события, отношение ее к конкретным проблемам, выдвинутым революционным процессом.

Приводимые в параграфе факты и документы свидетельствуют о том, что кубанская художественная интеллигенция восторженно восприняла известие о победе Февральской революции. Литераторы и журналисты ..а страницах периодических изданий выражали свою поддержку новгТ власти. Актеры, музыканты, художники участвовали в проведении торжества в честь революции. Представители художе твенной интеллигенции стали в~ главе движения за создание в Ек^терино-даре музея великой революции.

В ходе исследования иаии установлено, что Февральская революция на внесла радикальньк 1 зремен а деятельность большинства учреждений культуры и не изменила по существу содержание деятельности художественной интеллигенции. Некоторые изменения прокзошлг лш1 в журналистской среде: были созданы новчо газеты, в "ом числе и партийные издания. Свобода слова, провозглашенная революцией, знач: -тельно сократила список елтротных тем. Многие из литераторов.и журнал и то;з, прежде имеваих репутацга политичс. ки неблагонадежных, заняли видное место з политике. В диссертации з.' фиксировано, что всской-лс.том 1917 г. были созданы.профессиональные организации кубанской художественной интеллигенции: союз оркестровые музыкантов, кубанское хоровое сбвдстао, профсоюз работшпеоп та архитектурно-СТПОИТОЛЫШЦУ делу. Ростки профсоюзного движения попвн— лко • и г. т$агр~льчо11 средо. Продстагители худояеетзэиной иитс;...ш'''лч\ш\ (гл-ленкм образой лцтераторь' к журналисты) побирались к.тгж редлачнык етрукГ"? пласт?- граддакскИл ксшш<лг СэАьяоПь'гщър.ыж; дум, Кубанской рзды. Ис.точ-.

Ш'ШП 0"\Ц', £С>ДвО:Ь;ЛО';'Р та офоргсломюй чл0нст30 гудокве*-

веяной интеллигенция а пол»тпзескмх партиях возросло незначительно .

^/доявствеша..! интеллигенция (в основном литератора н журналисты) в той ли иной форме участвовала в обсуждении насущных политических вопросов, таких как будущий государственный строй России, роль России в продолжавшейся войне, отнесение к большевикам. После Октября 1917 г. последняя тека стала доминировать, факты говорят о тоы, что выступления литераторов я журналистов Кубани были, как правило, резко антиболыаеаистскини. По ккенна диссертанта, в эти" выступлениях отсутствовали объоктигный анализ и конструктивная критика политики большевистской партия1, что дезориентировало читателей к снизало ах досг-рив к печатному слову.

Параграф 2 "Худокес донная интеллигенция в начальный период Советской власти на Кубани" (март-август 1918 г.) отражает восприятие художественной интеллигенцией Советов, их политики в области художественной культуры.

Из; ченио источни-ов позволяет заключить,что политика мзетных органов власти была сориентирована на достияеннз следующих ближайших целей: максимально использовать художественную интеллигенцию для решения задач культурного строительства, но Б то ае время изолировать антибольшевистски настро!чную ее часть, могущую посеять сьуту в умйх я душал лядей.

В ГЛ1еэ показано, что сразу не после установления власти Совзтов был зводен контроль за деятельностью учреждений искусства и приняты ызры для обеспечения ш: нормальной работы. Преподаватели музыкального училища, артисты театра, заведующий картинной галер-ей освобокда-лись от окопных работ, контрибуции и другие повинностей. Государство взяло на себя финансовое обеспеченна хора и ор'"?стра Кубанского казачьего войска. В худокостБзнные совет! учралу :дач вошли прздетавит&ян от наркомата просвещения , а в секции отого наркомата - представители ■гзорчес -ких коллективов. Нами установлено, что о какой-либо четкой репертуарной политике в то время говорить не прихо-

дилось, однако театральные коллективы, зыбсфашкй- для своих постановок пьесы сомнительного идсологкчаског-содерясшшк, порицались.

В главз приводятся доказательства •го о, что ^ установлением Советской власти большшстко иузыкгштов, акторов, художников края нэ прерывало свой деятельность. Ив обнаружены данные о саботаже» uaccoa. ¿1 недовольств в i€< среде. Вследствиз этого каш»:-либо видимых а художественной янзни Кубани но происходило. Газеты регулярно сообщали о спектаклях, концертах си '.фонического оркестра, хора, отдельных исполнителей - цэстиых и гастролеров. В гдао 1918 г. в Екатеринодаро открылась ХУ1 периодическая выставка картин. Но прекращали работа?'. цуликалышй и худс&ествзнные учебные заведения. "Екатерииодарсков музыкальное у^лнщо в соответствии с приказом СНК Куоа-но-Черноморской республики преобразовалось в консервато-риа. На рассмотрение новой власти )ил представлен проек* реорганизации художественной школы a ху- \*агст ценное учи-лице. Сослав преподавателей учебних аасодзпиК на прокорпел пзмзиекнй.

Нормально функционировали профсоюзы художественно., интеллигенции. Создавались hgzuo ойыщтшил, такко как Кубанский областной кооператив музыкальных деятелей, кооператив сои за сценичоскяк даятолоП. Профсоизы в той '•ли иной форма коктакъчфааадгс с комиссариатов -по прос -веиению Кубзио-Чериоыорской узспубликн. Таким образом, mстара искусств KytSoiivt « целом сохраняли нейтралитет по отношению к советским зла с. .г. и Такая позиция, на ти взгляд» объясняется аполитичностью большинства ¡абоа'нк-ков искусства, ыатериольнши соображениями» а челта благожелательной в целом позицией Советов по otnoaatmo к х'удсдес.тпениоЛ нгпгэллигенцив.

В дксссртоцяк ПС:HC'iC. ИруйТСЯ» 4tO ПО икону СЛОЖШЮСЬ ьавчкостнсаекк'; с косой мгаегью у лп •.р",орог, я я^рнаяйс-тзз. Iferai'HiJifOC отг .а<жиг к оол^эдисгса №

КГ'.Л ¿¿иШГШН'к 8ЯИ {•• уПГ.СЯИв 6 800ру&<НШ0£ борИе» Ш1

г'дисгрядкгаз^дй Со¡'гл-ип и б&льаввиказ 'а стр-ишцах pa&ec.

Последнее было возможным потоку, что, несмотря на национализацию типографий, закрытие многих газет, монополия боль-шевиетско-советской прессы тогда еще не установилась. Продолжали выходить издания социалистических партий, профсоюзов, где и концентрировались сторонники борьбы с большевиками орудием печатного слова. Власти стремились пресечь такого рода деятельность различными методами, не применяя, однако, крайних мер.

Таким образом, в период первого, кратковременного установления власти Советов большинство художественной интеллигенции Кубани избрало путь политического нейтралитета, совмещаемого с профессиональным сотрудничеством с Со. ветской властью. Литераторы и журналисты, напротив, оказались в оппозиции к Советам.

В параграфе 3 впервые в нашей историографии подробно освещается тема "Художественная интеллигенция Кубани'в условиях "деникии". При этом сделана попытка ответить на следующие вопросы. Каковы причины миграции на Юг в годы гражданской войны художественной интеллигенции? Как протекала на Кубани профессиональная деятельность художественной интеллигенции? Каково было ее отношение к политике и целом и к отдельным насущным политическим вопросам? Какие факторы повлияли на выбор художественной интеллигенции меяду эмиграцией и жизнью в Советской Росии?

• Изучение всей совокупности фактов и документов о • бегстве худозк с?венной интеллигенции с началом граждане- . кой войны на Юг позволяет уточнить расхожую формулировку о "бегстве от революции". Мотивы, побудившие интеллигенцию к такому серьезному шагу, были разнообразные. Ведущими, думается, являлись причины морально-психологического и экономического плана. Художественная интеллигенция пыталась уехать и переедать смутное время вдали от эпицентра революции в относите :ьно "спокойны?' и сытых" места?:, обрести нормальные условия для творчества. Некоторые покинулч са^ли: 1 под воздействием сме.шо-бытових обстоятельств. Ицейно-полктичэс. аё причины, как доминирующие,

подталкивали к отъезду на,Юг совсем немногих, главным образом вступивших в До^ровс ¡ьческую армию или политические центры, непосредственно связанные с белым движением.

В результате оттока из центра России, на Кубани сосредоточились значительные силы художественной интеллигенции. Перед ней стояла нелегкая в условиях провинции задача - обеспечить себя материально, по возможности -работой по специальности. Превращение Екатеринодара в столицу с двумя правительствами (Деникинским и Кубанским), а регион в столицу белого движения несколько облегчало эту задачу. На Кубани в то время издава. ось множество газет и журналов, работали старые и создавались новые художественные учебные заведения, насыщенно., была театрально-концертная жизль.

Документы и материалы, которыми сегодня располагают исследователи, позволяот сделать след"ощие заключения. Характер деятельности большинства музыкантов, актеров, реяиссеров, худошшков, архитекторов в условиях "Деникин" изменился незначительно. Ош группировались вокруг учрездс-Ш'й искусства, преп^цава.' и в учебных заведениях: консерваториях К'гбанс.того фил- рмонкческого общества и Русского музыкального общества, открытых соответственно в ноябре 1918 и в январе х919 г., в частных студиях и на курсах: му: ккалышх, худоиественных, театпальннх, хг-рсогряфнческих. Столичные художники наг»яду с местными учаетповал: в ИЛ периодической выставке в Екатеринодар-ской картинно!! галерее, в работе совета галереи. Мастера искусства в большинстве своем на принимали непосредственного участия в политической деят шносги и политической борьбе; они ограничивались лшь зестдои "доброжв-лг.гол&ства" в ^гНоташи сил, находящихся у власти, выра-гла&шк образен в денеяник ртчис-скчях в пользу цргмя» рзие.кт, • ¡тянчпмге бх*.го?&у гелнаж организаций.

3 "л'/- ?»;!»" п.-/ огяздыяаяао срофс*-

ейй'-ал- чая длцггеяьк -;(т, отк.-роторса и г?уркалк.';г»ов. Ьы-

явленные диссертантом факты убезда-от в том, что их твор-" чество полностью было подчинено текущей политике; они заметно отдалились от излюбленных прежде жанров и тем. Многие из них сотрудничали в пропагандистских центрах: Ос-ваге и Кубанском отделе пропаганды. По заданию этих центров литературы писали пропагандистские брошюры, рассчитанные на различные слои общества, выступали с лекциями перед населением. Основной темой этих выступлений была борьба с большевиками.

Однозначно антибольшевистская направленность деятельности не свидетельствовала о политическом единстве сради литераторов и художников, о чем сказано в диссертации. Как и'профессиональные политики, мастера пера вели кар-кие дебаты о будущем устройстве России. Сторонники монархии группировались вокруг газет "Великая Россия" и "Свободная речь". Приверженцы унитарной демократической республики имели в своем арсенале несколько газет и журналов, крупнейшей из которых была газета "Утро Юга". Главным рупором литераторов - защитников самостийности Кубани была газета "Вольная Кубань".

В главе воспроизводятся факты, связанные с таким малоизвестным событием, как создание в феврале 1919 г. "Кубанского областного союза журналистов и литераторов", объединившего представителей различных политических взглядов (кроме большевистских). "Союз" взял на себя роль защитника профессиональных интересов мастеров пера, а также центра, благодаря которому мыслилось объединение литераторов и журналистов Юга России. Деятельность "Союза" с казалась, однако, нг продолжительной.

Сложный выбор предстояло сделать худозкествгшой интеллигенции б то время, когда неизбежность поражения Белой армии стала очевидной. Сложность этого выбора раскрывается в заключительной части третьего параграфа. Покинуть родину или жить в Советской России? Для многих предстарлт^-леГ художественной и,лтелли. енции Кубани ита дилемма была мучительной. 1 эмиграции побуждали боязнь

расплаты за сотрудничество с белогвардейцами, общая атмосфера бега, надежда н~ луч :ие, чем в Советской России условия творчества. Незнач15тельная часть художественной интеллигенции эмигрировала исключительно по политическим соображениям. Существовали и серьезные аргументы (о них в диссертации тоже идет речь)-в пользу того, чтобы остаться в России. Это прежде всего любовь к Родине, убеждение, что их творчество нужно более всего и России.

Диссертантом установлено: среди тех, у кого чаша весов склонилась а пользу отъезда, преобладала столичная художественная интеллигенция. Существенных изменений з составе кубанской художественной иктелл. ^енции вследствие эмиграции но произошло. В этом отношении Кубань напоминает другие провинциальные регионы Росс ¡1.

В главе И "Адаптация худож ^твешой пнтелли опции к нов1™! условиям (1920-середкна £0-х годоя)" с.делпна попытка проследить процесс интеграция х;-1гг:?е?Еошг!1 интеллигенции в жизнь нового, сосетск..о общества. Б этом плана в главе оспецаагсп вопросы взаимоотношений художественной интеллигенции и г^с'г'.сс опганм злюти, анализируется методы прдшгоче: чл х; пдежсствекной интеллигенции к сотруд*п'.цг~гву с Созета' ч,.раскрывается прсздзсси-онадгная деятельность згудда&стЕ&кко'* Ентоллаге«гцуи, дойстшй на нез копа.

Призлочеи ый в дпссерч-сиг.*^ фаятачоекай допу^еи^^'..-

иип ?л.'?ер'лал убемдасг и ТОЧТО ОДМОВПЗМ0ННО с установление-! Ооз'- гской власти та Кубани качалось профйесискл-лыгсо с<и?р,удни«есгво с ней згу-хочественноГ. етшзсЭ а то врет в рзгаенэ. Дчя зудовсстзешой' нигелдн-генща* алыгернатлвы такс?<у соярудшма' -:ву т 5ы л о. Очо логично шгескаяо па рвзешя осгяя&ся з Ресгкн. Квке-дто, оно но 1«тго*« ча&кгеяо от напраглошодея гасудар-аЕвгииой &.'«-!<исга » овлйста зулсягсгсешоЛ к^ашух » что специально о Хйссернщнп* €-• зюдочеегч» ж» рас-

пт «радег^-г !ф£1«$а«г.1'» с;бя, по к кед- ячеь зттсгдряь очвгу -

етохлз'.тшк'шЯ кслг-ж-э от вгст/ст-

ческой и политической обстановки в те годы, деятели искусства много и нередко бескорыстно работали.

В диссертации на конкретно-историческом материале доказывается, что первый год Советской власти на Кубани оказался наиболее насыщенным в художественном отношении. Местные органы власти привлекали художественную интеллигенцию к руководству культурной жизнью независимо от ее прошлой политической ориентации. Продолжали работать учревдения культуры и художественные коллективы, созданные в прежние годы, возникали новые. Государство ввделяло средства для их поддержки. На Кубани в то время еще находились представители столичной художественной интеллигенции, приехавшие в регион в годы гражданской войны. . '

В главе сделан вывод о том, что способности художественной интеллигенции находили достаточно широкий спектр применения: театрально-концертная жизнь, преподавание в учебных заведениях, шефство и непосредственное руководство художественными коллективами в армии, на промышленных предприятиях, студиями Пролеткульта, борьба с неграмотностью, детской беспризорностью и т.д.

Факты, приведенные в диссертации, свидетельствуют о том, что важным инструментом воздействия на художественную интеллигенцию сосстороны государства стал профсоюз Рабис, взявший на себя задачу не только защиты интересов своих членов, но и воспитания их в духе вдеалов . нового строя. Привлечению художественной интеллигенции к активному участию в социалистическом строительстве в немалой степени способствовал1, система заказов государственных и общественных организаций на изготовление художественной прод/кцки , пропагандирующей идеи Октября.

Переход в новой экономг «еской политикг своеобразно отразился на жизни и деятельности художественной интеллигенции. Ь гл ве констатируется: сокращение дотаций на

культуру привело к роспуску таких прославленных коллективов как симфонический о^кест^ и хор (в прошлом Кубанского казачьего войска). Кубанская государственная консерватория, созданная з 1920 г. на базе двух ранее существовавших, была преобразована в техникум. Под угрозой закрытия оказался основанный в 1920 г. и сразу завоевавший широкую популярность Театр для детей. Ставка на самоокупаемость художественного творчества привела к безработице среди работников искусства. Правда, безработица не коснулась высококвалифицированных профессионалов, но и они, чтобы вылить, были вынуждены в дополнение к основному роду деятельности подрабатывать занятиями, далекими о искусства. Театральные коллективы получили большую свободу в выборе репертуара; это стимулировало творческий поиск. Но то же время погоня в первую очередь за финансо. ш успехом вела потере своего "лица" и традиционного зрителя.

Источники позволят!? установить, ч-о с 1922 г. начался массовый отток с Кубани столичной художественной интеллигенции, приехавшей в регион в годы гражданской войны. К середине•лО-х гг. на Кубани ^стчлнсь глагчым образом те, кто яил здесь.и до рэволюц! и. X рактер деятельности про-ссионалов в гбл??ти искусства остался прачшш, однако сфера приложения сил существенно сузилась за пчет упразднения ряда художественных коллективов, потери прежнего значения некоторых учреждений ггскусстза (тшшх, например,как -теринорская картинная галерея), прекращения деятельности обхед!Ш2Ши\ искусства.

В глапо проанализирована зпоеобразная ситуация, сло-глшааяся к середине 20-х гг. э литературном циро Кубани. Литераторы и журналисты дорозслЕцнонт Л поре в бользкн'-^-вэ своем остались "не у дел", так как их творчество не соответствовали идеологический стандартам нового общества. «есто их занял» колодыэ убездзшшз пропагандисты соц:'.алипма. Сизиа поколений в £0-э . оды проке? ила но на йстостаснной основ©е а во ккогон искуествзтю, что пгв-лекло 1 собоП звбвен^з на и(огия даеятилегкя трздкциГ

кубанской литературы и журналистики. Таков один из выводов диссертанта.

В заключении отмечается, что данная диссертация -одна из первых попыток изучения процесса формирования и судеб художественной интеллигенции первой четверти XX века. Работа над темой приводит к выводу о неоправданности в научном отношении жесткого расчленения истории художественной интеллигенции на дореволюционную и постре-всюционную, так как в противном случае теряется целостность восприятия конкретного поколения русской интеллигенции. Особенно актуально это применительно к таким молодым провинциальным районам России, каким была Кубань, где в начале XX века сформировалось первое поколение художественной интеллигенции.

На основании произведенного исследования автор утверждает, в изучении истории как столичной, так и провинциальной интеллигенции необходимо обратить особое внимание на такие вопросы как художник и политические катаклизмы, художник и власть. Причем собственно историческими исследованиями комплексное изучение поставленных вопросов не ограничивается. Необходимы совместные работы историков, философов, психологов, искусствоведов.

Путем сопоставления ситуации в среде художественной интеллигенции в революционные, постреволюционные годы и йаии дни, диссертант приходит к выводу о схояести ряда принципиальны:: моментов и следовательно применимости опыта . прошлого в современной практике и прогнозировании ближайшего будущего.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

1. Художественная интеллигенция России в 20-е годы

(к постановке проблемы) // Историко-культурное наследие и проблемы его освоения в современных услояг7Х (Методические рекомендации). - Краснодар, 1989. - С.23-25. - 0,2 п.л.

2. Худотвс!генная интеллигенция К>иани в первгя годи

революции // Региональная теоретическая конференция молодых ученых Северного Кавказа, посвященная 50-летию Адыгейского государственного педагогического института (Тезисы докладов и сообщений). - Майкоп, 1990. - С,50-5?. -п.л.

3. )4з истории казачьей литературы // Тезисы докладов научной конференции "Кубанское казачество: проолемы истории и возрождения". Краснодар, 1992. - С.Ш-ГЙ. - и,<"5 п.л.

4. Казачество и художественная интеллигенция Кубани конца Х1Х-начала XX о. // Проблемы дореволюционного прошлого кубанского казачества. - Находится л печати. - 0,5 п.л. (в соавторстве).