автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Музыкальная культура Кубани XIX - начала XX столетия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Жадан, Виктор Андреевич
Введение
Глава 1. Народная музыка
1.1. Народная музыка в Черномории и Кубанской области XIX — начала XX века
1.2. Собирание и сохранение народной музыки на Кубани (вторая половина XIX — начало XX века)
Глава 2. Церковная музыка
2.1. Войсковой певческий хор как центр становления и развития церковной музыки на Кубани (XIX — начало XX века)
2.2. Церковная музыка в станицах и городах Кубани
Глава 3. Военная музыка
3.1. Войсковые музыкантские хоры и их роль в развитии музыкальной культуры Кубани ■ " ■■
3.2. Военная музыка в полках и батальонах Черноморского и Кубанского казачьих войск
Глава 4. Светская музыка
4.1. Роль музыкального любительства в развитии светской музыки на Кубани
4.2. Развитие профессионального музыкального искусства и образования во второй половине XIX — начале XX века
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Жадан, Виктор Андреевич
Современное развитие российской науки отличает тенденция к расширению объекта исследований, Что позволяет увеличить круг изучаемых проблем общественной и духовной жизни. В последние годы в исторических, искусствоведческих, культурологических исследованиях все больше внимания уделяется проблемам комплексного развития культуры и искусства отдельных регионов и городов России, в том числе и культуры музыкальной. Изучение музыкального прошлого провинциальных районов России все еще остается насущной потребностью, так как без этого, как справедливо подчеркивал еще в 1920-е годы Б.В.Асафьев, невозможно воссоздать во всей полноте историю отечественной музыкальной культуры1. Сравнительно недавно появились исследования, преимущественно искусствоведческие, о музыкальной жизни некоторых территорий и городов Российской Федерации . Однако обобщающей, комплексной работы по истории музыкальной культуры Кубани пока еще нет.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью историко-культурологического изучения становления и развития
1 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.—JI., 1973. С. 28—29.
Напр.: Беляков Б., Блинова В., Бордюг Н. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком (1798—1980). Горький, 1980; Большакова И.В. Музыкальная культура Самары середины XIX века — ЗОх годов XX века. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1997; Борисов Г.П. Музыкальная культура Екатеринодара с начала XIX века по 1920 год. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1992; Дьябенко Л.А. Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока. Дисс. канд. искусствоведения. JL, 1989; Емельянов Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, 1977; Карпова Е.К. Музыкальная жизнь дореволюционной Казани. Дисс. канд. искусствоведения. Казань, 1986; Куперт Т.Ю. Музыкальная культура городов Западной Сибири. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1989; Мещерякова Н. Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы. 1870—1917. Дисс. канд. искусствоведения. Л., 1988; Новоселова О.П. Музыкальная жизнь Восточной Сибири второй половины XIX в. Новосибирск, 1989; Преснецов Е. Музыка и музыканты Вятки. Горький, 1982; Черных М.П. Музыкальная жизнь Ростова-на-Дону от середины XVIII до 20-х годов XX столетия. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1993 и др. музыкального искусства Кубани XIX — начала XX столетия, осмысления явлений музыкальной жизни, связанных с освоением края казаками на протяжении более чем векового периода, а позднее и иногородним, то есть не казачьим населением, своеобразием развития одного из регионов Российской империи. Научный интерес представляет выявление на конкретно-историческом материале, как преломлялись содержание и формы общероссийского музыкального процесса, исследование особенностей музыкальной культуры казачьего края в рассматриваемый период.
Изучение динамики проявления основных направлений музыкального искусства, окончательно сложившихся в России на рубеже XVIII—XIX веков, — народной, церковной, военной, светской музыки, позволяет восполнить существенные пробелы в изучении истории музыкальной культуры Кубани и культуры в целом. Равно как и выявить деятельность основных систем музыкальной жизни региона, в частности, раскрыть творческие судьбы многих талантливых музыкантов, провинциальных и столичных, оказавших влияние на развитие музыкальной жизни края или непосредственно участвовавших в ней. Наконец, выявить связи музыкального искусства с другими видами художественного творчества, влияние музыки на общее развитие кубанской культуры, место музыки в культуре казачьего края. Показать развитие музыкальной культуры неславянского населения — армян, греков, немцев и др., живших на территории Кубанской области хотя и незначительными этническими группами, но имевших свои музыкальные традиции. По причине достаточной изученности за рамками данного исследования остается музыкальная культура адыгов1.
Территориальные рамки исследования ограничены границами земель Черноморского казачьего войска и западной части Кавказского линейного
1 См., напр.: Шу Ш. О народном музыкальном творчестве адыгов. Майкоп, 1992; Соколова А.Н. Народная инструментальная культура адыгов: жанровая система. Дисс. канд. искусствоведения. СПб., 1993; Пшизова Р.Х. Музыкальная культура адыгов: народно-песенное творчество: жанровая система. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1996; Музыкальный фольклор адыгов в записях Г.М.Концевича/Сост. сб. Шу Ш.С. Майкоп, 1997 и др. казачьего войска, составивших в 1860 году территорию Кубанской области, а также Черноморский округ, образованный в 1866 году на землях Черноморского побережья Кавказа, преобразованный в 1896 году в самостоятельную губернию с центром в городе Новороссийске. Для обозначения территории исследования автор использует и распространенное в советское время наименование — Кубань1.
Хронологические рамки исследования охватывают XIX — начало XX столетия. Это цельный по своей завершенности период истории Кубани, имеющий этапы своего развития. Особенности каждого из этапов определяются не только своеобразием культурного процесса в казачьем крае, но и военными, социально-экономическими и общекультурными условиями развития всего северокавказского региона. Хотя переселение черноморских и линейных казаков, принесших с собою самобытную музыкальную культуру, началось в 1790-е годы, материалы по теме диссертации исследователю удалось обнаружить только с начала XIX века. За конечный рубеж исследования взят 1920 год — время окончательного установления на Кубани советской власти, так как кардинальная смена социально-исторических условий развития российского государства, культурных ориентиров, идеологии сказалась на качественном изменении места и роли культуры в обществе, формах и содержании музыкального искусства.
Столь длительный период исследования развития музыкальной культуры Кубани позволяет выделить в общих хронологических рамках, хотя в определенной степени и условно, некоторые периоды и обосновать концепцию типологического развития музыкальной культуры.
Степень изученности проблемы. До настоящего времени музыкальная жизнь Кубани не становилась объектом специального историко-культурологического исследования. Однако существуют работы, связанные с
1 См.: Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793— 1989 гг.). Краснодар, 1986. данной проблемой. Литературу, отражающую степень изученности темы V диссертации, можно разделить на несколько групп.
Уровень познания художественной жизни общества в значительной мере зависит от степени осмысления ее теоретико-методологических основ. В последние десятилетия возрос научный интерес к рассмотрению таких проблем, как «художественная культура», «художественное творчество», «культура общества», «художественная жизнь» и т.п. Появились фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам места и роли искусства в истории культуры и общества, социально-бытовых условий функционирования и развития культуры, музыкального искусства. Таковы книги и статьи М.С.Кагана, А.И.Арнольдова, Ю.В.Перова, Л.Н.Когана, С.Х.Раппопорта, В.Вейдле, В.М.Розина, Х.Ортега-и-Гассет, Д.М.Межуева, О.Шпенглера, Р.Штайнера, В.Ванслова, П.С.Гуревича, Э.В.Соколова, Ю.М.Лотмана и других авторов1.
В этих работах анализируется художественная и культурная жизнь как часть общественной жизни, ее структура, социально-историческая динамика, рассматриваются особенности культуры, субъекты художественной деятельности, функционирование культуры и искусства, их структура,
1 Каган М.С. Историческая типология художественной культуры. Самара, 1996; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996; Каган М.С. Искусство как феномен культуры//Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 6—21; Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972; Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л., 1980; Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993; Раппопорт С.Х. Художественная культура и художественная жизнь//Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 116—122; Вейдле В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературы и художественного творчества//Самопознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 268—290; Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1998; Розин В.М. Культурология. М., 1999; Ортега-и-Гассет X. Философия культуры. М., 1991; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства//Самопознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 233—255; Межуев Д.М. Культура и история. М., 1977; Межуев Д.М. Культурология и философия культуры//Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы. М., 1993; Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993; Штайнер Р. Отдельные выдержки из духовно-научных сообщений о многочисленном человеке и некоторых существах духовного мира/Южидающая культура. Эзотерические очерки русской истории и культуры. М., 1966; Ванслов В.В. Что такое искусство? М., 1988; Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995; Соколов Э.В. Культурология. М., 1995; Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. М., 1993; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995 и др. взаимодействие различных типов культуры и видов искусства, появление новых культурных систем и конфигураций. Научные изыскания вышеперечисленных авторов создали определенные традиции в постижении явлений культуры и искусства, выработали конкретный понятийный аппарат. Появилась возможность изучения развития художественного творчества как самостоятельного предмета исследования.
Анализ второй группы литературы — кубанской историографии — показывает, что специальной комплексной работы о музыкальном искусстве в культуре Кубани XIX — начала XX столетия, на которую можно было бы опереться, пока еще не создано. В некоторых существующих исследованиях нашли отражение лишь отдельные стороны и события музыкальной жизни досоветского периода1. Так, архивариус Кубанского казачьего войска И.И.Кияшко достаточно подробно, по архивным документам, составил исторический очерк административно-хозяйственной стороны деятельности войсковых музыкальных коллективов за столетнее их существование, практически не затрагивая вопросов художественно-культурного значения хоров для края. Искусствовед С.И.Еременко в своих работах подробно исследовал музыкальную жизнь Кубани лишь в контексте развития хорового искусства. В книге о пятидесятилетней истории Краснодарской краевой филармонии авторы посвятили первую главу концертной жизни досоветского периода, преимущественно в Екатеринодаре. Диссертация одного из авторов книги, Г.П.Борисова, ограничивается рамками лишь административного центра Кубани — Екатеринодара. Публикации Г.М.Концевича, И.Ф.Вараввы,
1 Кияшко И.И. Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска: 1811—1911 годы: Исторический очерк столетия их существования. Екатеринодар, 1911; Концевич Г.М. Чумаки в народных песнях. Екатеринодар, 1914; Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966; Еременко С.И. Становление и основные тенденции в развитии хорового пения на Кубани. Дисс. канд. искусствоведения. Л., 1974; Еременко С.И. Хоровое искусство Кубани. Краснодар, 1977; Борисов Б., Борисов Г., Бурылев В. Краснодарская филармония: прошлое и настоящее. Краснодар, 1989; Борисов Г.П. Музыкальная культура Екатеринодара с начала XIX века по 1920 год. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1992; Бондарь Н.И. Народная песня — памятник истории и культуры. Краснодар, 1979; Петрусенко И.А. Кубань в песне: страницы музыкальной летописи трех веков. Краснодар, 1999.
Н.И.Бондаря, И.А.Петрусенко посвящены старинным народным песням, бытовавшим на кубанской земле.
Однако за рамками всех вышеназванных работ остались большие и важные пласты русского музыкального искусства XIX — начала XX века — церковная и военная музыка, имевшие на Кубани значительное распространение и составлявшие неотъемлемую часть кубанской культуры в целом.
Отдельные аспекты темы диссертации нашли отражение в некоторых работах по истории Кубани досоветского, советского и постсоветского периодов издания. Например, опубликованные в XIX — начале XX веков работы И.Д.Попко, П.П.Короленко, В.А.Щербины, И.И.Кияшко, Ф.А.Щербины, П.Зажаева1 и других авторов лишь фрагментарно сообщают о роли музыки в повседневной жизни казаков и иногороднего населения края. Работы эти ценны тем, что они сочетают и документальные материалы, и личные наблюдения, впечатления авторов о культурной жизни той поры.
В первые десятилетия советского периода (1920—1940 гг.) музыкальная культура Кубани дореволюционного времени по идеологическим соображениям практически не изучалась, так как значительная часть кубанского казачества не приняла идеологию и власть Советов. Кубанские казаки составляли большую часть Добровольческой армии в 1918—1920 годы. Исключение составлял лишь казачий песенный фольклор, вошедший в репертуар филармонических коллективов, созданных при советской власти: Государственного Кубанского казачьего хора (1937—1938 гг.), Ансамбля
1 Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб., 1858; Короленко П.П. Черноморцы. СПб., 1874; Щербина В.А. Состояние народного образования в земле Черноморского казачьего войска в первые годы его существования. Ставрополь, 1888; Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. I—II. Екатеринодар, 1910, 1913; Кияшко И.И. Войсковой протоиерей отец Кирилл Россинский//Кубанский сборник. Екатеринодар, 1913. Т. 16. С. 525—534; Кияшко И.И. Екатерино-Лебяжеская Николаевская пустынь//Кубанский сборник. Екатеринодар, 1910. Т. 15. С. 208—230; Зажаев П. Прошлое и настоящее Кубанской начальной школы. Екатеринодар, 1907 и др. песни и пляски кубанских казаков (1938—1960 гг.) и возрожденного в 1969 году Государственного Кубанского казачьего хора.
В 1950—1970-е годы начинается профессиональное изучение музыкального фольклора Кубани, в печати публикуются отдельные статьи о музыкальной жизни дореволюционного периода профессиональных музыкантов А.В.Мосолова, С.И.Еременко, Г.М.Плотниченко, А.А.Слепова,
В.Г. Захарченко, этнографа Н.И.Бондаря, поэта И.Ф.Вараввы и других авторов. Эти публикации, как и краеведческие очерки известного кубанского краеведа и писателя В.П.Бардадыма2, расширили представления о музыкальной жизни и культуре Кубани XIX — начала XX века и дали импульс для новых поисков и публикаций3.
1 Мосолов A.B. В станицах Кубани//Советская музыка. Москва. 1953. № 1. С. 61—65; Корешкова М. Музыка в школе//Новороссийский рабочий, 1962. 6 июня; Павлов Г. Музыкант-самородок: А.Ф.Замула//Северное Черноморье. Анапа. 1966. 12 авг.; Варавва И.Ф. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1966; Плотниченко Г. 15 кубанских народных песен. Краснодар, 1972; Слепов A.A. Добрый след Акима Бигдая//Кубань. Краснодар. 1972. № 4. С. 105—109; Еременко С.И. Хоровое искусство Кубани. Краснодар, 1977; Слепов A.A. Хормейстер и фольклорист: Г.М.Концевич//Советская Кубань. Краснодар. 1978. 8 сент.; Захарченко В.Г. С любовью к песне//Комсомолец Кубани. Краснодар. 1976. 8 дек.; Бондарь Н.И. Народная песня — памятник истории и культуры. Краснодар, 1979 и др.
2 Бардадым В. История одной песни: «Ты, Кубань, ты наша родина»//Комсомолец Кубани, 1976. 10 июля; Бардадым В. Войсковой певческий хор//Комсомолец Кубани, 1979. 27 сент.; Бардадым В. А Н.Скрябин. С.В.Рахманинов. Ф.И.Шаляпин. Л.В.Собинов. А.М.Лабинский. Д.А.Смирнов. В.П.Дамаев. А.Д.Вяльцева. Н.В.Плевицкая. Итальянский маэстро. Собиратель песен. Смычка чарующее пенье. Дирижер симфонического оркестра. Русский Страдивари//Театральный листок: Этюды театральной жизни. Краснодар, 1984 и др. о
Слепов A.A. Гнесин на Кубани//Комсомолец Кубани. 1983. 14 мая; Борисов Г. Когда пела Забела-Врубель//Комсомолец Кубани. 1989. 10 марта; Слепов A.A. Музыкальные труды Павла Махровского//Вольная Кубань. Краснодар. 1993. 14 дек.; Тамбулиди Е.А. Исторические судьбы греческого музыкального фольклора на Кубани и программа его современного собирания//Классическое наследие и художественно-творческое воспитание. Краснодар, 1989. С. 35—36; Еременко С.И. Как певали казаки//Комсомолец Кубани. 1989.
5 мая; Еременко С.И. Творческий путь хорового дирижера Я.М.Тараненко//Кубань: проблемы культуры и информатизации. Краснодар. 1999. № 1. С. 52—54; Приходько Г. Кубанский Карузо//Советская Кубань. Краснодар. 1990. 26 июня; Реут Г. Учитель пения: И.А.Шмелев//Черноморская здравница. Сочи. 1993. 13 ноября; Жиганова С.А. Песенные традиции Кубани и дети//Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994. Вып. 1. С. 108— 141; Булавин Ю.В., Корсакова H.A. Народные музыкальные инструменты на Кубани: история и современность//Там же. С. 214—262; Жадан В.А. Одухотворить жизнь Кубани.//Вольная Кубань. 1996. 2 окт.; Жадан В.А. Виолончелист Василий Подгорный//Там же. 1997. 14 янв. и др.
Вопросы истории музыкальной культуры Кубани досоветского периода, творчество отдельных музыкантов стали выноситься в последнее десятилетие на обсуждение научно-практических конференций разного уровня. Но их доля остается незначительной в общем количестве разнообразных обсуждавшихся проблем1.
В постсоветские годы все чаще появляются книги и очерки по истории Кубани дореволюционного периода, в которых предпринимается попытка восстановления объективной и полной истории края. В них непременно присутствуют и разделы о художественной культуре, содержащие значительный фактологический материал о развитии кубанской художественной культуры XIX — начала XX столетия. Однако сведения о музыкальном искусстве в данных изданиях сводятся в основном к хорошо известным фактам о деятельности войсковых хоров и собиранию казачьего песенного фольклора . Несколько шире вопросы музыкальной жизни изучаемого периода раскрываются авторами исторического очерка «Культура
1 Корчмарский И.М. К вопросу о традиционности академического хорового пения на Кубани//Тезисы докладов научной конференции «Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения». Краснодар, 1992. С. 135—137; Жадан В.А. Деятельность Екатеринодарского отделения ИРМО 1900—1920 гг.//Краснодару — 200 лет. Тезисы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 1993. С. 35—37; Слепов A.A. Праздники искусств в Екатеринодаре/УПамяти Ф.А.Коваленко: Научно-практическая конференция: Сообщения. Краснодар, 1994. Вып. 1. С. 56—61; Слепов A.A. Ейск музыкальный/УИсторико-культурное наследие и современность: Материалы республиканской научно-практической конференции. Краснодар, 1995. С. 24—25; Еремеева А.Н. Художественная жизнь дореволюционной Кубани (обзор источников)//Там же. С. 86—88; Шафорост В.В. Музыкально-педагогическая деятельность В.П.Гутора на кубанской земле//Кубань в эпоху «серебряного века»: Материалы краевой научно-теоретической конференции. Краснодар, 1997. С. 6—8; Жадан В.А. Певческая служба черноморских и кубанских казаков в Тифлисе и Абас-Тумане (XIX — начало XX в.)//Творческое наследие Ф.А.Щербины и современность: Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ф.А.Щербины. Краснодар, 1999. С. 64—67; Жадан В.А. Роль регентских курсов в развитии музыкальной культуры Кубанской области в конце XIX столетия//Первые Кубанские литературно-исторические чтения: Материалы научно-практической конференции. Краснодар, 1999. С. 88—92; Федина А.И. Песня в жизни черноморского казакаУ/Там же. С. 112—117 и др.
2 См.: Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Краснодар, 1994. Ч. 1; Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г./Под общ. ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996; Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала XX века. Краснодар, 2000. кубанских станиц 1794—1917», в монографиях В.И.Лях «Просвещение и культура в истории кубанской станицы» и А.Н.Еремеевой «Между прошлым и будущим»1.
Значительный фактологический материал о музыкальной и художественной жизни Кубани, о формировании культуры и становлении искусства исследуемого региона помещен в «Энциклопедическом словаре по
-у истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года» и в сборнике материалов о двухсотлетней летописи города Краснодара3.
Анализ кубанской историографии по теме диссертационного исследования показывает, что в существующих немногочисленных работах нашли отражение лишь отдельные стороны музыкального искусства Кубани XIX — начала XX столетия, к тому же ограниченные преимущественно рамками города Екатеринодара. Работы очеркового характера и статьи в периодической печати, которым присущи описательность и отсутствие проблемного подхода, также не снимают необходимости построения целостной картины истории музыкальной культуры Кубани обозначенного периода, осмысления процесса формирования музыкального искусства на Кубани и определения места и роли музыки в культуре кубанского региона и России. Незначительна и историография по музыкальной интеллигенции края, мало известно о многочисленных непосредственных творцах музыкального искусства: дирижерах, капельмейстерах, регентах, учителях, о местных композиторах и музыкальных общественных деятелях. Частично эта проблема нашла отражение в диссертации А.Н.Еремеевой «Художественная
1 Горлова И., Манаенков А., Лях В. Культура кубанских станиц 1794—1917. Краснодар, 1993; Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. Краснодар, 1997; Еремеева А.Н. Между прошлым и будущим: Художественная жизнь Кубани в годы революции и гражданской войны. СПб., 1996.
Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года/ Сост., науч. ред. Б.А.Трехбратов. Краснодар, 1997.
3 Екатеринодар—Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях. Материалы к летописи. Краснодар, 1993. интеллигенция Кубани в первой четверти XX века: исторический, социокультурный и биографический аспекты»1.
Таким образом, неразработанность значительных пластов кубанской музыки — церковной и военной, а также некоторых сторон бытования в станицах и городах края светской и народной музыки, отсутствие современного комплексного научного осмысления исторической культурологией места музыкального искусства в культуре Кубани XIX — начале XX века и ее влияния на формирование кубанской культуры в целом, незначительная разработанность творческой деятельности отдельных музыкантов, их роли в генезисе музыкальной культуры кубанского региона определили цель настоящей диссертации — осмысление феномена музыкального искусства в культуре Кубани XIX — начала XX столетия и теоретическое обоснование включения результатов исследования в региональный компонент содержания школьного и специального музыкального образования кубанского региона.
Данная цель конкретизировалась через постановку ряда задач, главные из которых можно свести к следующим: осуществить комплексное изучение музыкального искусства Кубани XIX — начала XX столетия как целостного художественного, духовного, историко-культурного явления; рассмотреть на конкретно-историческом материале в проблемно-хронологическом аспекте становление и развитие всех пластов кубанской музыки указанного периода; выявить постановку и осуществление музыкального воспитания и образования в регионе; показать деятельность основных институтов музыкальной культуры и непосредственно связанных с ними специализированных и неспециализированных организаций, проанализировав социокультурную
1 Еремеева А.Н. Художественная интеллигенция на Кубани в первой четверти XX века: исторический, социокультурный и биографический аспекты. Дисс. канд. историч. наук. М., 1993. ситуацию бытования музыкального искусства, показав его место и роль в культуре Кубани с позиций исторической науки; восстановить в истории культурной жизни Кубани обозначенного периода значительные пласты музыкального искусства — церковную и военную музыку, генезис музыкальной культуры в станицах, городах и селах региона; выявить наиболее важные явления музыкальной жизни, имевшие место во всех слоях общества, в том числе и в среде неславянских этнических групп населения, кроме адыгов; изучить профессиональную деятельность кубанских музыкантов, рассмотрев механизм их взаимоотношений с казачьими, гражданскими и церковными властями; показать роль казачьей и иногородней интеллигенции в развитии музыкального искусства и образования в регионе, в установлении профессиональных связей с музыкальными центрами Российской империи; выявить и обосновать возможности и методы включения полученных новых знаний о музыкальном искусстве досоветского периода, прошлых музыкальных традиций региона в региональный компонент содержания школьного и специального музыкального образования.
Современные исследователи высказывают мнение, что объектом изучения должно служить не только само искусство, культура, но и их бытие — художественно-культурная жизнь общества. Создание произведений искусства, их функционирование и восприятие составляют единый процесс. Изучение исторических условий взаимодействия населения Черномории и Кубанской области с музыкальным искусством в процессе своей социокультурной деятельности отвечает данному направлению исследований.
Предметом исследования является процесс становления и развития музыкальной жизни на Кубани в историко-культурных условиях XIX — начала XX века, когда, с одной стороны, художественный процесс подвергался значительному воздействию решающих для жизни общества экономических, социальных, политических факторов, военных условий быта казачьего края, с другой — само музыкальное искусство воздействовало на формирование и организацию системы миропонимания современников, их культурной среды.
Источниковая база диссертации включает различные типы опубликованных и неопубликованных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.
Основную группу источников фактического материала составляет делопроизводственная документация, неопубликованные документы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) и его филиалов в Армавире, Ейске, Сочи. Использованы также материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Ленинградского государственного исторического архива (ЛГИА), Российского государственного исторического архива (РГИА). В научной работе применялись и материалы, хранящиеся в фондах музеев Армавира, Краснодара, Новороссийска, Сочи, а также некоторых частных архивов.
Изученные архивные источники содержат в совокупности фактологический, информационный, статистический материал, позволяющий провести достаточно всестороннее научное исследование.
При использовании в диссертации неопубликованных материалов делопроизводственного характера внимание уделялось прежде всего исполнительным документам — отчетам, итоговым справкам, докладам, равно как и приказам, рапортам, циркулярным письмам, позволяющим проследить практическую деятельность различных творческих обществ, кружков, отдельных музыкантов, государственных институтов (казачье войско, областное правление, городская дума, епархия.) по решению значимых музыкально-культурных задач. Вместе с тем исследовались и нормативные документы петербургских и тифлисских властей, законы Российской империи по вопросам музыкальной культуры и искусства, художественной жизни.
В ГАККе документы по теме диссертации разбросаны по различным фондам, что создавало значительные сложности сбора необходимого материала. Фонд Канцелярии заведующего певческим и музыкантским хорами Кубанского казачьего войска (ф. 417) был утерян при эвакуации архива в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Из данного фонда осталось лишь одно дело. Но содержание многих утраченных дел находит отражение в делопроизводстве органов управления казачьего войска, которым подчинялись войсковые хоры в 1810—1920 гг. и с которыми находились в переписке. Больше других ведомств вопросами музыкальной культуры занимались высшие органы управления Черноморского, Линейного, Кубанского казачьих войск и Кубанской области: Войсковая канцелярия Черноморского казачьего войска (ф. 250), Канцелярия начальника Кубанской области (ф. 454), Отделение казачьих войск штаба Отдельного Кавказского корпуса и штаба Кавказского военного округа (ф. 318), Войсковой штаб Кубанского казачьего войска (ф. 396), Войсковое хозяйственное правление Кубанского казачьего войска (ф. 252) и другие. Отдельные дела по теме исследования были обнаружены в фондах Управления атамана Темрюкского отдела (ф. 418), Конно-учебного дивизиона Кубанского казачьего войска (ф. 400), Новороссийского комитета попечительства о народной трезвости (ф. 727), 1-го Таманского конного полка Кубанского казачьего войска (ф. 388), Дирекции народных училищ Кубанской области (ф. 470), в личном фонде П.В.Миронова (ф. Р-1547) и других. Значительный интерес для исследования представляет личный фонд музыковеда А.А.Слепова (ф. Р-1513, оп. 5), в котором находится составленный фондообразователем достаточно полный библиографический указатель материалов по истории музыкальной культуры Кубани (1784—1992 гг.)1.
1 Жадан В.А. Материалы Государственного архива Краснодарского края по истории музыкальной культуры Кубани XIX — начала XX столетия в личном фонде А.А.Слепова//Информационный бюллетень Управления по делам архивов администрации Краснодарского края. Краснодар, 1999. № 9. С. 63—65.
В указателе полностью отсутствуют материалы по церковной музыке, широко бытовавшей на Кубани. Указатель составлен преимущественно по кубанской периодической печати.
В РГАЛИ обнаружены неопубликованные материалы о кубанском периоде творческой деятельности известных в России музыкантов начала XX столетия: в фонде редакции театрально-музыкально-художественного журнала «Артист» (ф. 1284), в личных фондах К.А.Воута (ф. 2334), А.Г.Глебова (ф. 2503), М.Ф.Гнесина (ф. 2954). Материалы, характеризующие общероссийский музыкальный процесс конца XIX — начала XX столетия, протекавший и в кубанской музыкальной культуре, взяты из дел Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, ф. 661), Московского Синодального училища (ф. 662), Драмсоюза (ф. 675).
Ценные комплексы документов, целиком относящиеся к истории музыкальной культуры в России и ее регионов, обнаружены в ЛГИА. Это материалы о деятельности, о целях и задачах Императорского Русского музыкального общества (ф. 408) и Петербургской императорской консерватории (ф. 361). Отдельные разрозненные сведения о культурной жизни Кубани встретились в некоторых делах РГИА в Петербурге.
Важное значение для достижения поставленных в диссертации целей и задач имеют опубликованные источники. Одну группу составляют законодательные акты, содержащиеся в «Полном собрании законов Российской империи». В этих документах нашли отражение различные стороны музыкальной жизни — как общероссийской, так и отдельных регионов России, в том числе Черномории и Кубанской области, Кавказского линейного, Черноморского и Кубанского казачьих войск. Другая группа — приказы по казачьим войскам, отражающие разные стороны музыкальной жизни, преимущественно музыки военной и народной; циркуляры Святейшего Синода и местной епархии по вопросам церковного пения, исполнения церковной музыки в концертах, а также статистические отчеты и материалы. Третья группа — источники личного происхождения: воспоминания участников и современников музыкальных событий, письма, позволяющие лучше понять сложности и противоречия музыкальной жизни. Еще одна группа — ноты, программы концертов, пригласительные билеты, афиши, помогающие смоделировать культурные процессы путем анализа и сопоставления их с документами данного периода исследования.
Разнообразно отражена музыкальная культура Кубани в периодической печати. Газетные материалы раскрывают процесс динамичного развития музыкального искусства на конкретном материале. Здесь публиковались краткие информации о событиях музыкальной жизни и рецензии на концерты и музыкальные спектакли гастролирующих трупп, статьи, некрологи о местных музыкантах и библиографические заметки о нотных изданиях, этнографические материалы и публицистические выступления местных музыкальных деятелей. Наконец, сообщения о музыкальных событиях за рубежом, о европейских композиторах и их сочинениях, что свидетельствовало об освоении кубанским обществом мировой музыкальной культуры. Сведения о музыкальных событиях (информация, оценка) встречаются не только в специальных статьях и заметках, но и в обозрениях общественной жизни станиц и городов Кубанской области, отчетах о деятельности обществ и учебных заведений, в областной хронике, в рекламных объявлениях. Официальная газета (и долгое время единственная в крае) «Кубанские войсковые ведомости» (1863—1870), «Кубанские областные ведомости» (1871—1917) публиковала достаточно много материала о музыкальной жизни городов и станиц, полков и батальонов Кубанского казачьего войска. С увеличением в начале XX века общего числа газет умножилось и количество публикаций о музыкальной жизни. Частные газеты открывались не только в административном центре Кубанской области — Екатеринодаре («Кубанский курьер», «Свобода», «Кубанский край», «Заря», «Кубанская копейка», «Кубанская мысль».), но и в других городах и селениях: «Отклики Кавказа» (Армавир), «Анапский листок», «Ейский вестник», «Ейский телеграф», «Кубанская речь» (Ейск), «Майкопское эхо»,
Майкопская жизнь», «Черноморское побережье» (Новороссийск), «Туапсинские отклики», «Сочинский листок» и другие. Эти газеты давали информацию и обзоры музыкальных событий не только данных городов, но и близлежащих станиц области. Постепенно изменялся характер публиковавшегося материала, он становился более профессиональным. Появились статьи за подписью авторитетных на Кубани музыкантов: П.Махровского, Я.Назарова, Г.Концевича, И.Шмелева, А.Рутина и других. «Хроника музыкальной жизни Кубани. 1810—1920 годы» — приложение к диссертации, составлено и на основе данных местной периодической печати.
Ценные сведения о кубанской музыкальной культуре исследуемого периода получены из некоторых столичных музыкальных изданий: «Русская музыкальная газета», «Музыка и пение», «Артист», «Театр и искусство», «Музыка», «Баян», «Музыкальный современник» и других. Публикации этих изданий раскрывают важные для конца XIX — начала XX столетия художественные проблемы, проявлявшиеся в музыкальной жизни и русской провинции.
В газетах и журналах исследуемого периода вся общественная музыкальная жизнь отразилась с разных художественно-эстетических позиций и вкусов, социально-политических взглядов. Фактический материал этого ряда источников, по некоторым проблемам основной или единственный, делает периодику важным источником для изучения обозначенной темы.
В работе над диссертацией использованы энциклопедии, словари, справочные книги, указатели, монографии, изданные в XIX—XX веках. Значительную помощь в научном поиске оказала книга И.Петровской «Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII — начала XX века»1.
1 Петровская И. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII — начала XX века. М., 1989.
Комплексное изучение разнообразных источников позволило разносторонне, глубоко и, главное, доказательно выполнить цели и задачи, поставленные в данной работе.
Новизна постановки проблемы, охватывающей большой временной период, обусловила необходимость сочетания в работе методов исследования, применяемых в философии, истории, культурологии, традиции философско-гуманитарного подхода к человеку, к культуре и искусству. Методологическую основу диссертации составили принципы диалектики, объективности, историзма, ретроспективности, системности, типологии, моделирования, являющиеся общепринятыми в исторических исследованиях.
Формирование методологической позиции диссертанта и представленной диссертационной работы основывалось на ныне достигнутом исторической наукой уровне объективных теоретических оценок и осмысления направленности развития современного общества. Нельзя не согласиться с мнением К.Ясперса, считающего, что познание истории общества и его культуры не завершено, что процесс этот «таит в себе бесконечные возможности; любая концепция познанного исторического целого разрушается, новые факты открывают в прошлом не замеченную нами раньше истину»1.
В работе над историческим исследованием музыкального искусства использование диалектического принципа, относящегося к философским, основано на общепризнанной за философией интегрирующей, синтезирующей функции в научном познании, ее теоретического и обобщающего значения. Диалектического рассмотрения требовал каждый феномен музыкальной культуры Кубани.
Ретроспективный метод позволяет рассматривать музыкальную жизнь в движении — от зарождения до развития, анализировать процесс развития, выявляя направления, жанры музыкального искусства, дает возможность
1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 276—277. охватить единым взглядом наследие кубанской музыкальной культуры, выявить особенное.
Принцип научной объективности потребовал рассмотрения событий и явлений с позиций исторической правды, изучения как позитивного, так и негативного исторического опыта. Этот принцип позволил выявить условия, оказавшие непосредственное влияние на формирование направления и путей развития музыкальной жизни в исследуемом регионе.
При написании данной работы учитывались главные требования принципа историзма, согласно которым каждое явление музыкальной жизни, равно как и их совокупность, анализировались в процессе своего возникновения, становления, изменения и развития, во взаимосвязи, что сделало возможным понимание их сути и изменений на различных этапах развития. Явления и процессы музыкального искусства Кубани рассматривались в тесной связи с конкретными условиями их появления, во взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимообусловленности с другими событиями художественной жизни на общеисторическом фоне с учетом конкретно-исторических условий и в проблемно-хронологической последовательности.
Использование в диссертации системного подхода позволяет, учитывая взаимообусловленность происходящего, изучать отдельные процессы в рамках их самобытности. Так, музыкальная культура неотделима от системы общества, которая диктует направление ее развития. В свою очередь, столь своеобразное явление, как музыкальное искусство, обладает потенциальными возможностями воздействия на общественную жизнь.
Как наиболее оптимальный в практике данной работы использовался и сравнительно-исторический метод, позволяющий сравнивать, сопоставлять события и факты общественной жизни, выявлять их сходство и различия, общее и единичное. Это обусловлено рядом моментов: объектом научного анализа, целями и задачами исследования. Сравнительно-исторический метод, объединяющий универсальные потенции, заложенные в историзме, дает возможность изучить факты как в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли и действуют, так и в их качественном изменении на различных этапах развития. Следует отметить, что сравнивать можно лишь тогда, когда уже накоплено определенное количество знаний, а также при многообразии изучаемых явлений. Обширный и разнообразный круг источников, привлеченный в диссертации, позволил автору широко использовать историко-сравнительный метод.
При исследовании поставленной проблемы диссертант применял и историко-типологический метод, позволяющий классифицировать музыкальное искусство региона по направлениям, жанрам, установить важность событий и фактов музыкальной жизни, определить закономерности музыкальной культуры Кубани.
Метод теоретического моделирования позволил представить процессы, протекавшие в культурогенезе музыкальной жизни исследуемого периода как творческую, логически выстроенную систему, не потерявшую во многом своей значимости и для нашего времени. Использовались также статистические методы. Только совокупность всех методов дала возможность воссоздать во всей полноте музыкальную культуру Кубани более чем столетнего периода.
Научная новизна диссертационной работы состоит в результатах, полученных в процессе реализации поставленных диссертантом цели и задач исследования. Был изучен круг проблем, не являвшихся до этого предметом специальных научных изысканий.
Впервые предпринята попытка объективного историко-культурного изучения процессов становления и развития музыкального искусства на Кубани с учетом всех основных типов музыки, сложившихся в России XIX — начала XX столетия: народной, церковной, военной, светской.
Систематизированы отдельные разрозненные многочисленные материалы, по-новому осмыслен и научно обобщен феномен кубанского музыкального искусства во всем разнообразии его видов и жанров, форм бытования.
Использован обильный фактологический материал, раскрыта эволюция музыкальной культуры городов и станиц с учетом военно-бытовых условий жизни и службы казачества, изменения социокультурных условий жизни иногороднего населения, произошедших на Кубани после окончания Кавказской войны и приведших к существованию и взаимопроникновению различных музыкальных традиций и форм, в том числе неславянских этнических групп населения, кроме адыгов.
Оптимальное сочетание общетеоретических, исторических и культурологических принципов исследования позволило выработать методологический подход исторического изучения музыкального искусства XIX — начала XX века, позволивший показать на примере Кубани музыкальное искусство как важный элемент развития кубанской культуры в целом.
Выявлены основные особенности музыкального искусства Кубани, имеющие в себе общие черты с другими регионами России и одновременно своеобразие генезиса, выявлены причины преобладания одного вида музыки над другими в разные периоды историко-культурного развития региона. Реконструированы основные события музыкальной жизни.
В научный оборот введены новые факты музыкальной культуры городов и станиц региона, творческой деятельности отдельных музыкантов и коллективов, просветительской работы музыкальных обществ, любительских кружков и объединений, что позволило по-новому осмыслить и обобщить проблему места и роли музыкального искусства в культуре Кубани XIX — начала XX столетия.
Параллельно основным задачам, поставленным в диссертации, рассматривается жизнь общества, на фоне которой шел процесс культурного развития в регионе, дана характеристика деятельности различных институтов музыкальной культуры Кубани, исследован уровень историографической изученности и источниковой обеспеченности темы, выявлены возможности и методы включения полученных знаний о генезисе кубанского музыкального искусства досоветского периода в региональный компонент содержания школьного образования и в программы профессионального музыкального обучения.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения фактологического материала, обобщений и выводов, содержащихся в диссертации для научной, преподавательской, краеведческой, музейной и экскурсионной работы, для разработки регионального компонента содержания школьного образования и специальных курсов в вузах по истории культуры Кубани, художественной культуры казачества, по истории российской музыкальной жизни.
Приложения к диссертации, содержащие обширные новые сведения о многих провинциальных и столичных музыкантах, подробную хронологию музыкальной жизни в регионе в 1810—1920 годы, могут использоваться в качестве самостоятельного источника знаний в профессиональной подготовке музыкантов, в написании работ по истории культуры Кубани и казачества, в создании музейных экспозиций, в эстетическом и художественном воспитании учащихся и студентов; могут способствовать поиску новых тем и аспектов более углубленного исследования музыкального искусства в культуре Кубани.
Апробация работы. Общие и частные положения работы диссертант апробировал в ряде научных публикаций, в докладах и сообщениях, сделанных на международных, региональных, краевых научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Краснодару — 200 лет» (Краснодар, 1993), «Казачество в истории России» (Анапа, 1993), «Состояние и проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия» (Краснодар, 1998), «Первые (и вторые) Кубанские литературно-исторические чтения» (Краснодар, 1999, 2000), «Историческое регионоведение Северного Кавказа — вузу и школе» (Славянск-на-Кубани, 1999), «Творческое наследие Ф.А.Щербины и современность» (станица Каневская, 1999), «Третьи Кухаренковские чтения» (Краснодар, 1999). Помимо этого, опубликовал
24 одиннадцать работ (шесть статей и пять тезисов) объемом 3,8 печатных листа.
Результаты диссертационного исследования рассматривались на заседаниях кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Работа рекомендована к защите.
Структура исследования. Стремление дать достаточно полную характеристику музыкального искусства в культуре Кубани XIX — начала XX столетия, обобщенно рассмотреть кубанскую музыку как целостное культурно-историческое явление, а также логика исследования обусловили композиционное построение диссертации: введение, четыре главы, заключение, библиографический список использованных источников и литературы, приложения. Каждая глава выделяется по проблемно-хронологическому принципу.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыкальная культура Кубани XIX - начала XX столетия"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель данного диссертационного исследования состояла в раскрытии становления и развития музыкальной культуры Кубани XIX — начала XX столетия на основе комплексного изучения всех основных направлений русского музыкального искусства исследуемого периода — народной, церковной, военной, светской (профессиональной) музыки.
В результате изучения всех доступных разнообразных источников и применения различных методов исследования установлены исторические условия взаимодействия населения региона с музыкальным искусством в процессе социокультурной деятельности, а также становление и развитие музыкальной жизни в городах и станицах. Выявлены особенности взаимовлияния социально-политических, экономических, правовых, религиозных, традиционных, общекультурных и других факторов общественной жизни на музыкальную культуру и, наоборот, музыкального искусства на формирование и организацию системы миропонимания современников, их культурной среды, эстетических вкусов и идеалов, на развитие форм художественной деятельности различных сословий общества.
Осуществленное в диссертации исследование позволяет констатировать, что музыкальная культура Кубани XIX — начала XX века представляет собой целостное художественное, духовное, культурно-историческое явление. Генезис кубанской музыкальной культуры во многом повторял общероссийский и был сходен с развитием музыкальной жизни других окраинных регионов России. В соответствии с местными профессиональными и материальными возможностями, социальными условиями, религиозными и культурно-эстетическими традициями в исследуемом регионе моделировались возникавшие в столице и других музыкальных центрах страны формы музыкально-просветительской, музыкально-образовательной, музыкальнорелигиозной, музыкально-культурной жизни спустя некоторый временной отрезок. Это развитие находилось под пристальным административным контролем петербургских, тифлисских и местных военных, казачьих гражданских и церковных властей, что вело, в конечном счете, к вовлечению Кубани в единое культурно-музыкальное пространство всей страны и к внешнему единообразию художественных форм, особенно церковной, военной, светской музыки. Хотя до конца XIX века из-за многолетней Кавказской войны и «закрытости» казачьего региона для иногороднего (неказачьего) населения и свободного проникновения сюда музыкальных новинок из культурных центров страны отмечалось некоторое своеобразие, временное отклонение, трансформационная изменчивость общероссийских музыкальных систем. Однако к началу XX столетия сословное, экономическое, энтокультурное, правовое отличие Кубанской области от других регионов России во многом преодолевается.
Путем изучения круга проблем, не являвшихся до этого предметом специальных научных изысканий — церковная, военная музыка, бытование светской в станицах и городах региона, — и классификации отдельных разрозненных многочисленных материалов по-новому осмыслен и научно обобщен феномен кубанского музыкального искусства во всем своеобразии его видов и жанров, форм проявления. Раскрыта эволюция музыкальной жизни городов и станиц края, а также сосуществование различных музыкальных традиций и форм неславянских этнических групп населения, кроме адыгов, компактно проживавших небольшими группами на территории исследуемого региона.
На протяжении изучаемого периода основными социальными институтами музыкальной жизни на Кубани оставались войсковые певческий и музыкантский хоры, Кавказская и Черноморская, позднее — Ставропольская и Кубанская епархия русской православной церкви, власти Черноморского, Кавказского Линейного, Кубанского казачьих войск, государственная система народного просвещения, любительские общества, кружки, объединения, сословные собрания и клубы, а с начала XX века — Екатеринодарское отделение Императорского Русского музыкального общества. Деятельность этих организаций сыграла определяющую роль в развитии музыкального искусства, в расширении масштабов и форм применения музыки в различных сферах жизни кубанского общества, в демократизации художественной культуры региона. Постоянно возрастало в данном процессе значение местных и особенно иногородних профессиональных музыкантов — воспитанников русских и западноевропейских консерваторий.
Путем анализа музыкальной жизни Кубани исследуемого периода можно выделить некоторые этапы становления и развития музыкального искусства региона.
В первой половине XIX века преобладающее значение в художественной жизни края имела традиционная народная музыка. Она пронизывала все стороны повседневной станичной жизни и военной службы местного казачьего населения. Песенная музыка преобладала над инструментальной. Популярными были военно-бытовые, лирические, исторические, шуточные, обрядовые песни, воспитывавшие казачье самосознание и патриотизм, утверждавшие и прославлявшие казачьи нравы и традиции. Церковная музыка несмотря на поддержку властей распространялась медленно. Причиной этому было отсутствие в станицах и городах Черномории обученных регентскому искусству музыкантов, да и бедность большинства казаков из-за тягот военной службы в условиях Кавказской войны. Церковную музыку развивали преимущественно, по мере своих способностей, певчие Войскового певческого хора, возвращаясь в родные станицы после окончания срочной службы в хоре. Военная музыка до 1842 года существовала лишь в Екатеринодаре, где постоянно находился Войсковой музыкантский хор, удовлетворявший потребности в военной музыке в основном лишь командование войска. Но по новому «Положению о Черноморском казачьем войске» 1842 года в полках и батальонах учреждаются штатные трубачи, барабанщики, горнисты. Часть их была прислана на службу в войско из регулярной армии, часть подготовлена в Екатеринодаре из числа казаков в созданной «трубаческой школе» при войсковом оркестре. Это послужило началом развития военной музыки в регионе. Светская музыка лишь начинает проникать в исследуемый регион через офицеров полков регулярной армии, расквартированных в Черномории, и казачьих офицеров, обучавшихся в кадетских корпусах и военных училищах или служивших в Петербурге, Тифлисе, Варшаве. Начинает зарождаться домашнее любительское музицирование. Концертная жизнь и гастроли еще отсутствуют.
Во второй половине XIX века, по мере вовлечения Кубанской области в единое общероссийское экономическое, социально-правовое, общекультурное пространство, открытия региона для неказачьего (иногороднего) населения, уменьшения срочной службы казаков, условия развития музыкальной культуры качественно изменяются. Ведущее место в повседневной жизни казачьего и иногороднего населения станиц сохраняется за традиционной народной музыкой. С объединением в единое Кубанское войско линейных казаков и черноморских начинается активный процесс создания двуединой русско-малоросийской (украинской) кубанской народной культуры, своеобразного кубанского говора, диалекта. Это нашло отражение и в народных казачьих песнях. Бывшие черноморцы на свой лад изменяли тексты песен линейцев, а в линейных станицах в черноморские песни вставлялись свои характерные слова и выражения. Широко распространяется в регионе инструментальная народная музыка, особенно среди неказачьего населения. Появляются оркестры народных инструментов. Динамичное развитие церковной музыки совпало с укреплением значения православия в жизни русского общества в период царствования Александра III и развитием сети церковно-приходских школ. Почти в каждом станичном и городском храме создается церковный хор. В эти же годы в регионе возводятся храмы других конфессий, где музыке отводится важная роль. По всей области сохраняется нехватка подготовленных регентов, поэтому с 1896 года местной епархией начинают проводиться летние регентские курсы для обучения музыкантовсамоучек. С 1870-х годов в полках и батальонах Кубанского войска начинают создаваться духовые оркестры, но вне штата, на средства самого полка. Хотя их профессиональный уровень часто был низким, тем не менее они активно участвовали в культурной жизни казачьего соединения и окрестных городов, станиц, сел. В музыкальной жизни Кубани, особенно городов, значительно возрастает роль светской музыки. Расширяется музыкальное любительство, создаются первые кружки, общества, организовывавшие благотворительные и любительские концерты светской музыки. Открываются музыкальные магазины. Появляются частные учителя пения и игры на музыкальных инструментах. Частыми становятся гастроли отдельных исполнителей и коллективов, реже — оперных и опереточных трупп и «товариществ артистов». Все это формировало музыкальную среду любителей новой профессиональной музыки, создавало предпосылки для открытия местного отделения ИРМО с музыкальными классами или училищем. Однако расширение влияния светской музыки, особенно в станицах, сдерживалось отсутствием или нехваткой профессионально подготовленных музыкантов и определенным противодействием церковных властей западным неправославным музыкальным влияниям.
Заметный скачок в процессе развития музыкальной культуры региона происходит в начале XX столетия. Это связывалось с расширением демократии в общественной жизни и свободы художественного творчества, притоком на Кубань профессиональных музыкантов, возросшим материальным благополучием как городского, так и сельского населения, возрастанием потребности в занятиях музыкальным искусством в среде разных сословий общества. Динамично развиваются все виды музыки. Одновременно музыкальное искусство постепенно включалось в сферу обострявшихся в российском обществе различных общественно-политических идей. С целью противодействия наплыву в казачий край чуждой культуры в виде фабрично-заводских песен и частушек примитивного содержания Кубанское войско поддерживает сбор, издание и распространение среди казаков А.Д.Бигдаем, А.А.Кошицем, Г.М.Концевичем старинных казачьих песен. Народная музыка становится важным фактором в борьбе казачества за сохранение своего самосознания и социального положения в русском обществе. Популярным становится создание оркестров народных инструментов в городах и станицах области. Получают распространение «Этнографические концерты» народной музыки малочисленных этносов, компактно проживавших на территории Кубани. Повышается профессиональный уровень церковных хоров, расширяется их репертуар. Популярность приобретают «Духовные концерты», где исполнялись сочинения современных русских композиторов на богослужебные тексты. Военные оркестры продолжают выполнять важную культурную функцию в музыкальной жизни региона. Повышается их профессиональный уровень, расширяется репертуар. Наиболее динамично развивается светская (профессиональная) музыка, во многом благодаря активной деятельности с 1906 года Екатеринодарского отделения ИРМО и музыкальных классов при нем, преобразованных в 1909 году в училище, а спустя десять лет — в консерваторию. Войсковой музыкантский хор преобразуется в симфонический оркестр, пропагандируя музыку русских и западных композиторов.
Комплексное изучение истории становления и развития музыкальной культуры в городах и станицах Кубани XIX — начала XX столетия позволяет констатировать, что этот процесс определялся, с одной стороны, «вызреванием» внутренних эстетических потребностей и появлением в регионе творческих сил, с другой — специфически проявлявшимися в местных условиях общероссийскими тенденциями художественной культуры и политикой светских и церковных властей в сфере духовной жизни общества.
Список научной литературыЖадан, Виктор Андреевич, диссертация по теме "Отечественная история"
1. ИСТОЧНИКИ11. Архивные материалы
2. Армавирский филиал Государственного архива Краснодарского края11.50. Ф. Р-1378. Веровенко О.В. Оп. 1. Д. 12.
3. Бйский филиал Государственного архива Краснодарского края11.51. Ф. Р-444. Половинкин Л.А. Оп. 1. Д. 3.
4. Сочинский филиал Государственного архива Краснодарского края11.52. Ф. Р-303. Гордона К.А. Оп. 1. Д. 3,7.
5. Краснодарский государственный историко-археологический музейзаповедник им. Е.Д.Фелицына. Фонды Музей истории Краснодарского высшего музыкального училища им.
6. Н.А.Римского-Корсакова. Фонды Научный архив музея истории города-курорта Сочи.11.53. Оф-Ю432, 10469, 10588; Ф. 6. Д. 87.
7. Новороссийский государственный исторический музей-заповедник. Фонды
8. Туапсинский историко-краеведческий музей. Фонды. Фонды Армавирского краеведческого музея11.54. Ф. 6. Куприн А.И. Оп. 1. Д. 1352/12.11.55. Ф. 7. Социалистическая реконструкция народного хозяйства (1921— 1941). Д. 13/3.11.56. ОФ. №6167/11.
9. Личный архив вдовы краеведа В.Н.Орла — Л.Г.Орел Личный архив старшего научного сотрудника Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д.Фелицына Н.А.Корсаковой
10. Диссертации и авторефераты диссертаций24.1. Анисимова В.Н. Изобразительное искусство в культуре Кубани конца