автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Художественная культура

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Бетехтин, Алексей Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Художественная культура'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная культура"

На правах рукопь

Бетехтин Алексей ШнерЕёвич

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ЗАПРОСЫ АУДИТОРИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВА

24.00.01 - теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

005016110

Челябинск - 2012

005016110

Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель: доктор культурологии, доцент

Зубанова Людмила Борисовна

Официальные оппоненты: Дуков Евгений Викторович

доктор философских наук, профессор, заведующий отделом массовых жанров искусства Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Государственный институт искусствознания»

Суленёва Наталья Васильевна доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой сценической речи Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Российский университет театрального искусства - ГИТИС» (Москва)

Защита состоится 22 марта 2012 года в 15 час. 00 мин. на заседании объединенного совета ДМ 210.020.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 09.00.13 и 24.00.01, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а, ауд. 206 (конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Автореферат разослан 22 февраля 2012 г.

Учёный секретарь диссертационного совета // //

кандидат культурологии, доцент (^жФ^г Ю-Б- ТаРасова

I. Общая характеристика работы

Актуальность избранной темы определяется комплексом социокультурных условий и обстоятельств, свойственных как реалиям современной действительности, так и отражающим ее тенденции культурологическим исследованиям XXI века. Обозначим ключевые позиции, актуализирующие обращение к исследованию запросов и их реализации в учреждениях художественной культуры на современном этапе.

Прежде всего, культурный запрос есть отражение человеческих потребностей, индивидуально-личностных и социально-групповых посылов и ожиданий. В век господства техники и технологий, тотальной компьютеризации жизненного пространства, живая личность или реальная человеческая общность нередко оказываются «заслоненными» миром вещественной предметности или виртуальностью образов, антропологическая составляющая культуры подменена техницизмом, а сам человек оказывается отчужденным от продуктов своей деятельности. В такой ситуации обнажается угроза утраты культурой ее реального предназначения - быть полем реализации человеческих потребностей, ценностно-нормативных основ жизнедеятельности. Между тем, именно «человеческий фактор» на сегодняшний день признается ключевым условием, определяющим эффективность и дееспособность любой культурной системы, мыслится не просто пассивным объектом управления и воздействия, а определяется как наиболее ценный ресурс её успешного функционирования. Утверждение принципов культуроцентричности в качестве важнейшей перспективы современного социогуманитарного знания фокусирует внимание на категориях жизненных сил, жизненного мира реального субъекта с его индивидуальными потребностями, устремлениями, запросами, ценностными ориентациями (подтверждением этому могут выступать опыты интеграции методологических подходов и концепций, отражающих различные аспекты развития аксиологии, этики, социологии, эстетики).

Неслучайным представляется нам и актуальность обращений исследователей к виталистской культурологии (Е. А. Попов, Т. А. Семилет), постулирующей внимание на жизненном пространстве культуры, на самой жизни во всем многообразии ее проявлений и значений человеческих общностях, ответственных перед культурой и обществом за свои сущностные устремления и социокультурные потребности. Одной из зафиксированных тенденций современного культурологического знания является переакцентировка внимания с «идеального типа» культуры на реальные социокультурные практики.

Немаловажным фактором актуальности видится исследование запросов как своеобразного барометра культурного состояния общества, индикатора происходящих в нем изменений. Если рассматривать коллективную жизнедеятельность людей как ключевой, порождающий культуру фактор, то и сама культура может пониматься как совокупность субъективных выборов,

реализованных запросов, воплотившихся ожиданий. А потому вполне логичным представляется и обратный поворот — изучение современного поля культуры через призму коллективных запросов аудитории. Вследствие трансформации самого поля современной культуры, его принципиальной изменчивости, все попытки подобной фиксации выступают значимыми и необходимыми в качестве диагностирующего среза ее сегодняшнего состояния.

Необходимость концентрации внимания на исследовании запросов и их реализации именно в сфере учреждений культуры и искусства важна с позиций устойчивого эффективного взаимодействия между аудиторным и институциональным уровнем функционирования культуры. Если говорить о том, что сама культура антропологична, то сфера культуры, безусловно, мыслится в родовом признаке соучастия с аудиторией, что особенно важно в столь популярных сегодня идеях диалога, взаимодействия, согласия. Запросы коллективных аудиторных сообществ, адресованные социокультурным институциям, призваны скреплять связь между человеком и культурным наследием прошлого, актуальным потенциалом культурных достижений страны.

Исследование художественных запросов представляет важность и потому, что современная цивилизация предстает культурой нового типа, акцентирующей внимание на свободном времени как поле реализации человеческих потребностей в сфере досуга. Сегодня все чаще звучат утверждения о гуманитарном повороте не только в знании, но и сознании человека. Развертывание НТР, широкое внедрение ее достижений в сферы труда, быта и отдыха, привело к сокращению рабочего и к увеличению свободного времени, резкому расширению временного диапазона досуговой деятельности («цивилизация досуга»). В современной постиндустриальной и информационной культуре свободное время перестает быть неким вторичным «приложением» к труду (что свойственно индустриальному типу культуры), а приобретает самоценный характер, что во многом центрирует внимание и на сфере реализации социокультурных запросов в области личностно-значимых сценариев потребления. Одновременно, современное техническое состояние общества, как никогда ранее, предоставляет человеку полную свободу выбора, размывая при этом видимые границы контактов с достижениями культуры. Таким образом, несомненно, слабеют возможности воздействия на духовный мир человека «видимым», «наблюдаемым» способом и, напротив, наиболее благоприятными становятся любые виртуальные условия контактов человека и достижений культуры, обнажая проблему функционирования традиционных, классических форм в их живой презентации.

Исследование запросов в сфере художественной культуры приобретает особую значимость в силу необходимости понимания механизмов привлечения и приобщения человека к сфере художественной культуры, поскольку именно здесь концентрировано выражен совокупный опыт образного выражения достижений духовной культуры человечества. Именно через реализацию запроса в сфере художественной культуры человек

перестает быть просто пассивным потребителем, но восходит к особой форме «восприятия как творчества», выступающей оппозицией растущему засилью потребления масскультурной тиражированной продукции.

Немаловажным представляется и исследование самой сферы культуры, системы ее учреждений, институтов и услуг - также в значительной мере усложнившихся в условиях полистилистической культуры, ставших более разнообразными как по содержанию, так и по способам коммуникации, нацеленных на удовлетворение запросов аудитории. С позиций культурологического анализа необходимо преодолеть узкопрофессиональный, отраслевой подход истолкования сферы культуры, концентрирующий внимание лишь на прикладных технологических позициях функционирования институтов, без теоретического осмысления ее идеологических оснований; акцентировать внимание на исследовании сферы художественной культуры как динамичного, социопластичного феномена культуры, предстающего полем взаимодействия аудитории и системы учреждений и институтов искусства.

Степень разработанности проблемы. Содержательное многообразие проблематики исследований художественной культуры требует сознательного сужения исследовательской оптики за счет дифференциации направлений и конкретизации круга решаемых проблем. К числу наиболее разработанных подходов к исследованию художественной культуры мы можем отнести: системно-морфологический анализ художественной культуры — наиболее полно представленный в работах М. С. Кагана, Л. Н. Когана, А. Н. Сохора, В. С. Цукермана; структурно-функциональный подход к изучению художественной культуры, отражающий социальную обусловленность функционирования искусства (Ю. Н. Давыдов, Е. В. Дуков, В. С. Жидков, Ю. В. Осокин, Ю. В. Перов, С. Н. Плотников, К. Б. Соколов, Ю. У. Фохт-Бабушкин, Н. А. Хренов и другие). В работах данных авторов обобщаются закономерности социального бытования искусства, особенности его функционирования в обществе, проблемы взаимодействия институтов художественной культуры с иными подсистемами.

Морфология и структура художественной культуры, ее ключевые компоненты и взаимодействия в коммуникативной схеме: «создание — распространение — потребление художественных продуктов» базировались на концепциях В. В. Журавлева, М. С. Кагана, Ю. А. Лукина, Л. И. Михайловой, А. Н. Сохора, А. Я. Флиера, Н. А. Хренова, В. С. Цукермана.

Исторические аспекты развития художественной культуры различных эпох были изучены на материалах воззрений Д. Дидро, Г. Лессинга, И. Винкельмана, А. Баумгартена, Ж.-М. Гюйо, Ф. Шиллера; с опорой на основные положения марксистской теории искусства Д. Лукача, К. Блаукопфа, К. Маркса, Г. В. Плеханова; философско-культурологические концепции Т. Адорно, Ф. Ницше, П. А. Сорокина, А. Тойнби -акцентирующие внимание на понимании сущностных проблем художественного творчества.

Социально-психологическая обусловленность процессов восприятия и воздействия искусства отражена в работах, психологической и психоаналитической школ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Т. Адорно, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский), теориях рецептивной эстетики Г. Р. Яусса, X. Вайнриха, В. Изера, феноменологической социологии Э. Гуссерля, А. Щюца.

Анализируя запросы, художественные вкусы и потребности, автор опирался на основные идеи социологии и психологии восприятия искусства, нашедшие отражение в работах Г. Г. Дадамяна, Д. Б. Дондурея, М. И. Жабского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора, Т. М. Синецкой. Исследование потребителей художественной продукции отражено в типологиях аудитории А. Вахеметса, М. И. Жабского, О. Божкова, В. Бажановой, Л. Н. Когана, У. Сунна и других.

Исследуя запросы и их реализацию в области художественной культуры, автор обращался к базовым проблемам духовно-ценностных оснований культуры, опираясь на аксиологические концепции

B. Виндельбанда, Г. Когена, Р. Г. Лотце, Г. Риккерта с содержащимися в них положениями об общезначимости «вечных ценностей», идеальной форме существования ценностей, их нормативной роли в становлении культуры, обособленном характере духовных ценностей (М. Шелер), значимости ценностной рефлексии в понимании действительности (М. С. Каган).

Вопросы ценностного единства применительно к российским реалиям наиболее глубоко рассмотрены в работах А. С. Ахиезера, П. С. Гуревича, Б. С. Ерасова, С. Н. Иконниковой, В. Н. Ильина, Л. Г. Ионина, И. В. Кондакова, Ю. А. Левады, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и других. Проблемы трансформации культуры в современных условиях отражены в работах И. В. Кондакова, К Б. Соколова, Н. А. Хренова.

Ключевые аспекты коммуникации в художественной культуре поднимались в исследованиях В. Ю. Борева, И. М. Быховской, И. Н. Горелова, Т. А. Ван Дейк, Т. М. Дридзе, М. С. Кагана, В. П. Конецкой, Ю. М. Лотмана,

C. Т. Махлиной.

Рассматривая проблематику реализации запросов как коммуникативной модели, автор уделил особое внимание работам классиков теории и практики коммуникации: М. Вебера, Р. Барта, П. Бурдье, Д. Клаппера, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Н. Лумана, Н. Постмана, Д. Рисмена, Ю. Хабермаса.

Проработки в диссертационном исследовании потребовали проблемы сопоставления массовой и элитарной культуры, отраженные в концепциях В. Беньямина, Г. Ганса, М. Маклюэна, X. Ортеги-и-Гассета, Э. Шилза, У. Эко; обобщающих исследованиях российских культурологов Д. В. Иванова, А. В. Костиной, С. С. Соковикова, А. Я. Флиера и других. Обращаясь к особенностям потребления художественной продукции, нами исследовались вопросы социальных притязаний, престижного потребления (М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин, П. Бурдье, Э. Шилз, Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан, М. Фуко).

Изучение путей оптимизации и эффективной реализации запросов населения в учреждениях культуры и искусства предопределило обращение к концепциям культурной политики С. Н. Артановского, Г. М. Бирженюка, В. С. Жидкова, А. П. Маркова, С. Б. Синецкого, К. Б. Соколова, Г. П. Щедровицкого и др. Также в диссертации исследовались идеи капитализации культуры (П. Бурдье, А. Гоулднер, П. Бергер, Н. Луман), в которых культурным идеологам и политикам отводится функция аккумуляции духовных достижений как накопления особого вида символического капитала, используемого в целях культурно-идеологического программирования.

Проблемы управления культурными и художественными процессами, ключевые аспекты менеджмента в сфере художественной культуры раскрываются в исследованиях О. Н. Астафьевой, А. С. Балакшина, Т. Г. Богатыревой, В. С. Жидкова, Л. А. Зеленова, О. И. Карпухина, Э. А. Орловой, Г. Л. Тульчинского.

Проблемное поле исследования предопределило необходимость обращения к региональному аспекту изучения культуры, рассмотренному в работах российских культурологов Г. Е. Зборовского, В. Л. Каганского, Л. М. Мосоловой, И. Я. Мурзиной, Л. Г. Скульмовской, Р. Ф. Туровского и других. Особенности изучения художественной культуры регионов в целом, а также в конкретизации к специфическим условиям развития художественной культуры Южного Урала связаны с именами В. А. Вольфовича, Г. М. Казаковой, И. Я. Мурзиной, Т. М. Синецкой, В. С. Цукермана, М. Л. Шуб.

Тем не менее, "несмотря на достаточно обширный материал существующих теоретических и эмпирических исследований, мы можем говорить о том, что проблематика культурных и художественных запросов не находит должного осмысления в русле культурологического изучения. Существующий теоретико-концептуальный базис вышеуказанных гуманитарных исследований дает возможность представить обобщенную модель формирования и реализации художественных запросов, преодолев некоторую односторонность трактовок в рассмотрении проблемы — излишнюю прагматичность, узкую специализацию понимания, недостаточную обновляемость сведений о реальных запросах аудитории, отсутствие созвучных времени и современной информационной культуре инновационно-проектных стратегий опережающего программирования в области художественной политики региона.

Обобщая все вышеназванное, мы приходим к осознанию существующей потребности в выработке подходов исследования проблемы формирования и реализации запросов населения системой учреждений культуры и искусства в ракурсе культурологического осмысления.

Таким образом, проблемное поле исследования замыкается в нескольких узловых противоречиях:

- между реальным присутствием и функционированием в обществе разнообразных художественных запросов и недостаточной разработанностью теоретических подходов для их анализа;

между необходимостью культурологического осмысления особенностей коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры, определения оптимальной модели их взаимодействия и недостаточной разработанностью методологических подходов к исследованию данной коммуникации;

- между возрастающей необходимостью исследований, направленных на выявление запросов аудитории художественной культуры современной России и отсутствием в поле социокультурной практики предметно-выраженной теоретико-методической базы подобного рода исследований;

- между потребностью актуальной систематизации и анализа проблем, препятствующих эффективному развитию сферы художественной культуры Южного Урала, поиском путей оптимизации аудиторного и институционального аспектов ее функционирования и отсутствием как комплексного анализа их представленности в современных культурологических исследованиях, так и предметно-технологического уровня решения данных проблем (на региональном уровне).

Объект исследования - аудиторный и институциональный аспекты функционирования художественной культуры.

Предмет исследования - состояние и изменение художественных запросов аудитории во взаимодействии с институтами художественной культуры (на примере Южного Урала).

Цель исследования - на основе изучения запросов и их реализации как социокультурной коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры выявить актуальное состояние, проблематику, ведущие тенденции развития и технологии оптимизации художественной культуры региона (на примере Южного Урала).

Задачи диссертационного исследования:

1. систематизировать подходы к изучению художественной культуры в проблематике культурологических исследований;

2. выработать определение понятия «художественный запрос», соотнести его с рядоположенными категориями, разработать типологию художественных запросов;

3. исследовать ключевые аспекты формирования и реализации запросов в системе социокультурной коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры; разработать универсальную рефлексивную методику анализа запросов и предпочтений населения в сфере художественной культуры;

4. обобщить общекультурные и территориально-специфические черты функционирования современного художественного пространства региона, представить комплекс проблем формирования и реализации художественных запросов и предпочтений населения системой учреждений культуры и искусства Южного Урала;

5. типологизировать ключевые мотивационные стратегии потребления художественной продукции, выявить и систематизировать ведущие факторы воздействия на восприятие художественной информации;

6. выработать основные пути оптимизации взаимодействия аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры Южного Урала; систематизировать преимущества виртуально-проективной коммуникации в сфере художественной культуры.

Теоретико-методологические основы исследования

Теоретико-методологические подходы исследования базируются на концептуальных достижениях зарубежной и отечественной науки в области культурологии, социологии искусства, социальной психологии, теории и практики коммуникаций. Методология исследования опирается на единство философско-культурологического, аксиологического, структурно-функционального и коммуникативно-деятельностного подходов.

Принципы осмысления культуры и социокультурного пространства, язык и основные категории культурологии, методы исследования культуры применялись с учетом работ отечественных культурологов

A. И. Арнольдова, А. Я. Гуревича, Б. С. Ерасова, Н. С. Злобина, С. Н. Иконниковой, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Э. В. Соколова, А. Я. Флиера,

B. С. Цукермана.

При всем многообразии существующих трактовок культуры, наиболее ценными для диссертанта оказались: понимание культуры как ценностно-смысловой, нормативно-регулятивной и символико-информационной составляющих любой сферы деятельности (А. Я. Флиер); духовного измерения социума (Б. С. Ерасов), аксиосферы (М. С. Каган); жизненных устремлений и потребностей индивида в традициях виталистской культурологии (Е. А. Попов, Т. А. Семилег).

В разработке определения художественного запроса автор опирался на концептуальные положения исследований культурных запросов Л. Н. Когана,

C. С. Соковикова и В. С. Цукермана. Изучение аудиторных запросов, притязаний, ожиданий и ценностных установок связывалось с концепцией репрезентативной культуры Ф. Тенбрука, социодинамическими моделями культуры (А. Моль, С. Холл).

При рассмотрении сферы культуры, уместным и необходимым предполагалась опора на структурно-функциональный подход (Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун, М. Глакмен, Т. Парсонс, Р. Мертон, М. Леви), рассматривающий исследуемый объект как систему, состоящую из структурных элементов, взаимосвязанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как единому целому. Анализ особенностей потребления, мотивации обращения и восприятия художественной информации осуществлялся с учетом теоретико-

методических основ исследователей социологии искусства: Б. С. Асафьева, А. Н. Сохора, Г. Г. Дадамяна, Е. В. Дукова, Е. Я. Бурлиной.

Процесс удовлетворения запросов понимался как процесс взаимодействия социально-институционального и аудиторного уровней функционирования художественной культуры, построенный на взаимообмене информации, выраженной посредством знаковых систем, приемов и средств их использования и воплощенной в форме культурных объектов, событий и услуг. В данном вопросе диссертант опирался на символическую модель социокультурной коммуникации, отраженную в работах П. Бурдье, Д. Клаппера, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Н. Лумана, Н. Постмана, Д. Рисмена, Ю. Хабермаса.

Специфика заявленной темы, нацеленная на систему «обратной связи», изучение форм репрезентации запросов и предпочтений населения (распредмечивание культурной информации) обусловила обращение к эмпирическим методам сбора информации: опросу населения городов Южного Урала (Челябинск, Златоуст, Миасс, Сатка); контент-анализу челябинской прессы и репертуара учреждений культуры и искусства; анализу статистической отчетной документации институтов художественной культуры Южного Урала.

Научная новизна диссертационного исследования видится:

• в разработке авторского определения понятия художественного запроса, трактуемого как востребовательное послание носителя осознанной художественной потребности су&ьекгу ее удовлетворения; в разработке типологии художественных запросов;

• в разработке универсальной рефлексивной методики • анализа художественных запросов аудитории, основанной на пяти содержательно-смысловых блоках: актуализация потенциала аудитории, репрезентация притязаний, общехудожественная компетентность потребителей, синхронность социокультурной коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры; прогностический ресурс развития сферы;

• в выявлении комплекса характеристик и параметров, отражающих актуальное состояние художественной культуры Южного Урала, в фиксации и систематизации доминирующих тенденций ее развития, определении общекультурных и территориально-специфических черт функционирования современного художественного пространства;

• в разработке типов доминирующей направленности потребления художественной продукции, представленной следующими типами: культурно-восполняющая, духовно-эстетическая, катарсическая, художественно-компенсаторная, гедонистическая, референтная мотивационные стратегии;

• в разработке концептуальных основ оптимизации коммуникации аудиторного и институционального уровней функционирования

культуры через разработку концепции виртуально-проективной

изоморфной модели художественной культуры региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественный запрос понимается как востребовательное послание носителя осознанной потребности субъекту ее удовлетворения. Носитель (аудитория) в данном случае понимается не столько как объект воздействия, сколько как контрсубъект, проявляющий активность со-творчества в художественной коммуникации. Художественные запросы могут быть классифицированы по следующим основаниям: по характеру переживания личностью (актуальные/отсроченные), по степени удовлетворения (удовлетворенные/частично удовлетворенные/не удовлетворенные), по уровню осознания (фокусированные/латентные), по содержанию художественного посыла (полижанровые/моножанровые, гибридные), по целевой установке (потребление культурного продукта/потребность в соучастии), по направленности (предметно-адресные/жанрово-ориентированные).

2. Художественные запросы аудитории могут выявляться на основе рефлексивной методики анализа, построенной на последовательной фиксации следующих содержательно-смысловых блоков: наличие и интенсивность выражения запросов; анализ мотивации и дифференциация факторов воздействия на запросы и предпочтения аудитории; содержательная конкретизация существующих запросов; оценка степени удовлетворения художественных запросов сферой культуры и искусства; характеристика устойчивости и прогностических ресурсов существующих запросов.

3. Актуальное состояние художественной культуры определяется через фиксацию следующих доминирующих тенденций ее развития:

- слабо выраженная актуализация запросов населения по отношению к системе учреждений культуры и искусства; эпизодический характер контактов при наличии нисходящей динамики интереса аудитории;

- художественно-эстетическая дезурбанизация форм досуга, наличие в сознании аудитории представлений о символическом устаревании моделей реализации запросов в учреждениях культуры и искусства;

- наметившаяся тенденция восприятия современной художественной продукции с позиций потребления имиджевого ресурса соответствия актуальной культуре, что, с одной стороны может трактоваться как потеря духовно-идеологической и обретение функционально-прагматической значимости культурного продукта, с другой — выступать благоприятным потенциалом для последующего конвертирования в личную практику регулярных контактов с современным искусством.

4. На основании выявления ключевых потребностей получения художественной информации (культурного продукта) аудиторией выделены следующие типы доминирующей направленности потребления: культурно-восполняющая, духовно-эстетическая, художественно-компенсаторная, гедонистическая, референтная. Ключевым фактором, препятствующим

эффективной реализации аудиторных запросов определяется смысловое смещение мотивации обращения к духовно-художественному продукту, проявившееся в феномене <шожных ожиданий», настроенности восприятия на упрощенный (свойственный масскультурному продукту) вариант восприятия художественной информации.

5. Проблема реализации запросов населения в системе учреждений культуры и искусства может рассматриваться через установление синхронности социокультурной коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры и фиксироваться на основе следующих показателей: насыщенности и разнообразия системы предложений; социокультурной мобильности, основанной на принципах культурной диффузии; информационной открытости сферы; обоснованности ценового соответствия; внешне-имиджевой привлекательности и комфортности учреждений культуры и искусства.

6. Изучение результатов опроса населения, учет статистических показателей, контент-анализ прессы и репертуара учреждений культуры и искусства способствовал выявлению и систематизации следующих проблемных аспектов развития художественной культуры Южного Урала:

- при позитивной оценке наличия учреждений культуры и искусств, представления об интенсивности развития сферы художественной культуры у аудитории характеризуются критическим настроем восприятия;

- анализ репертуарного ресурса и жанрово-тематических предпочтений аудитории позволяет говорить о нарушении жанрового баланса и смещения видового многообразия системы художественного предложения;

- выявлена тенденция сужения поля дискуссионно-критической среды функционирования художественной культуры в действующей медийной сфере, неэффективная выраженность информационно-символической маркировки художественного продукта;

- де-персонификация региональной художественной культуры - низкая оценка популярности и значимости деятелей различных сфер художественной жизни области;

К числу позитивных характеристик могут быть отнесены:

- развитие и стабилизация культурно-художественной диффузии (гастрольная деятельность, фестивали, синтетическая основа мероприятий), обеспечивающая аудитории многофункциональность посыла, ощущение событийности, пространственную локализацию мероприятия при качественно-синтезирующей природе акций;

- усовершенствование виртуально-коммуникативного поля презентации художественной культуры, обеспечение интерактивных контактов различных субъектов художественного процесса;

- создание благоприятных условий финансовой доступности реализации запросов для различных категорий населения;

- наметившаяся тенденция стабилизации материально-технической и информационной базы учреждений культуры и искусства области.

7. Основные пути оптимизации взаимодействия аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры Южного Урала связываются с идеологией «опережающего отражения» художественных запросов, ориентацией на культурно-проектные стратегии развития художественной культуры. Ключевыми направлениями усовершенствования культурной политики и арт-менеджмента определяются: позиционирование региональной специфики в художественных произведениях уральских авторов; распространение художественных ценностей и услуг по принципам культурной конвергенции; ориентация на коммуникативную открытость и интерактивность, постоянное нахождение в системе взаимодействия с потребителями искусства; диалоговый характер коммуникации; преодоление узкоотраслевого взгляда на культуру, развитие стратегии культуртрегерства; поиск новых форм презентации художественной продукции, обеспечивающих полноценную коммуникацию между участниками художественного процесса.

8. В условиях современной информационной культуры представляется необходимой информационно-символическая маркировка культурного продукта - зачисления его в ранг общезначимости и социокультурной ценности через включение и длительное удержание в зоне актуальной медийной интерпретации - виртуальном пространстве коммуникации. Создание на базе Интернет-коммуникаций разветвленной системы презентации художественных проектов Южного Урала, выступающей в качестве виртуальной изоморфной модели художественной культуры региона, будет способствовать: ~ усовершенствованию механизмов влияния на художественные запросы населения со стороны институтов художественной культуры; порождению активного типа аудитории, развития ее проективной активности; превращению коммуникатора в инициирующего субъекта художественного процесса через внедрение практики культуртрегерства.

Практическая значимость исследования

Разработанные в диссертации теоретико-методологические положения позволяют конкретизировать культурологическое осмысление проблем художественной культуры как в теоретическом, так и в прикладном аспекте исследований.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в педагогическом процессе, при подготовке основных курсов по культурологии, основам социокультурного проектирования, менеджмента в сфере художественной культуры, культурной политики, социологии культуры и искусства, теории и практике коммуникаций в сфере культуры. Авторская рефлексивная методика анализа художественных запросов аудитории может быть использована для совершенствования учебных курсов по теории и социологии культуры.

Практическая значимость материала диссертации видится в возможности использования результатов исследования для разработки и внедрения специализированных курсов: «Художественные запросы

населения», «Региональные проблемы развития сферы культуры Южного Урала», «Проектные стратегии развития художественной культуры».

Положения исследования использовались при подготовке и разработке концепций, программ и проектов культурной политики Челябинской области; оценке действующего и перспективном планировании репертуарного ресурса учреждений культуры и искусства области; для анализа деятельности средств массовой информации с целью совершенствования их работы по позиционированию художественной культуры; легли в основу разработки модели интерактивной виртуально-проективной коммуникации субъектов художественного процесса Южного Урала.

Апробация результатов диссертационного исследования, изложение его основных положений осуществлено в 10 публикациях: в том числе в двух монографиях (одна - авторская, одна - в соавторстве), в 8 статьях (1 из них в рецензируемом научном журнале, определенном ВАК МОиН РФ).

Основные положения диссертационной работы обсуждались на российских и международных научных и научно-практических конференциях: X Международном научно-творческом форуме «Молодежь в науке и культуре XXI века» (2-3 ноября 2011 г.) - Челябинск, ЧГАКИ; XVII Российских педагогических ассамблеях искусств (Магнитогорск); Международной научно-практической конференции «Межкультурные связи в мировом художественном пространстве» (21 по 24 ноября 2011 года) в Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки; VI Международной научно-практической конференции «Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов» (10 ноября 2011 года) -Челябинск, НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»; Интернет-конференции «Пространство профессиональной коммуникации», Тверь, филиал ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» (1 ноября 2011—31 января 2012 г); XXXIII научно-практической конференции «Культура -искусство — образование: взаимозависимость результатов науки и практики» (8 февраля 2012 г.) - Челябинск, ЧГАКИ.

Материалы исследования и теоретические выводы обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры культурологии и социологии ЧГАКИ, послужили основой для лекционных курсов, семинарских и практических занятий со студентами Челябинской государственной академии культуры и искусств по дисциплинам: арт-менеджмент, культурная политика.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержание работы изложено на 157 страницах, библиографический список включает 206 наименований.

II. Основное содержание работы

Во «Введению) обосновывается актуальность и степень научной разработанности темы, дается характеристика теоретико-методологических принципов, формулируются объект и предмет анализа, определяется цель и ставятся задачи, выделяется проблемное поле исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические подходы к исследованию запросов в сфере художественной культуре» систематизированы основные подходы к изучению художественной культуры, выработано собственное понимание художественного запроса, представлена классификация художественных запросов, обозначены ключевые институциональные аспекты функционирования учреждений культуры и искусства.

1.1. Художественная культура: структурно-функциональные и коммуникативные аспекты исследования. Все многообразие существующих подходов к осмыслению художественной культуры можно представить в двух основных ракурсах исследования: контекстуальный анализ проблематики; сущностное прочтение проблемы. Контекстуальное рассмотрение проблематики связывается с «оптикой» взгляда исследователей: философско-культурологической, искусствоведческой, социологической, психологической. Сущностное прочтение предполагает фокусировку на ключевых (с позиций каждого подхода) аспектах изучения художественной культуры: системно-морфологическом; структурно-функциональном; анализе социальных эффектов воздействия художественной культуры на потребителя; историко-динамическом анализе развития художественной культуры в целом, а также ее отдельных подсистем и направлений; определении универсальных и региональных черт развития художественного пространства.

Можно выделить несколько основных подходов в исследовании художественной культуры: 1. философско-эстетический: определение художественной культуры через осмысление художественной ценности произведений, акцентировка внимания на проблемах творчества, понимание художественной культуры как совокупности видов искусства в онтологическом и историко-хронологическом прочтении; 2. семиотический/ герменевтический - акцент на семантике и семиотике искусства, интерпретация всей совокупности объектов художественной культуры как системы смыслонесущих текстов; 3. психологический - акцент на социальных эффектах воздействия искусства, прочтение аспектов творчества в категориях художественного переживания, исследование особенностей взаимодействия (взаимовлияния) мира личности и художественного мира произведения; 4. социологический: акцент на социально-интегративных и регулятивных функциях художественной культуры, исследование структурных компонентов художественной культуры в организационно-институциональном аспекте функционирования, разработка типологий стратегий потребления художественного продукта.

Обращение к организационно-инстшуциональному аспекту функционирования художественной культуры предполагает опору на методологию струюурно-функционального подхода (Б. Малиновский,

A. Радклиф-Браун, М. Глакмен, Т. Парсонс, Р. Мертон, М. Леви). Названный аспект исследования связывается с выделением ключевых элементов художественной культуры, ядром которой выступает искусство, находящееся на пересечении различных институциональных подсистем, выполняющих по отношению к нему многообразные социальные функции. Структурные компоненты художественной культуры рассмотрены в концепциях Е. В. Дукова, А. Н. Сохора, А. Я. Флиера, В. С. Цукермана, Ю. А. Лукина,

B. В. Журавлева, Л. И. Михайловой.

Ключевым компонентом, фиксирующим на себе особое внимание исследователей, оказывается именно блок рецепции - восприятия художественной продукции аудиторией (классификация художественных интересов, типов поведения в сфере художественной культуры, уровней эстетических потребностей человека; рассмотрения внехудожественных параметров аудитории, коррелирующих с жанровыми, видовыми, стилевыми, сюжетными предпочтениями).

В большинстве предлагаемых подходов структура художественной культуры предстает в виде многоуровневого образования, коммуникативной цепи движения художественного продукта от создателя к получателю. Коммуникативный подход в исследовании художественной культуры понимается в двух значениях: как коммуникативный Цикл движения произведения искусства от создателя к потребителю, так и в категориях взаимодействия институционального и аудиторного аспектов функционирования художественной культуры.

В целом, коммуникация аудиторного и институционального аспектов художественной культуры, может осуществляться в нескольких ключевых направлениях: по временному вектору: между прошлым (культурное наследие) настоящим (актуальный культурный поток) и будущим (субъективные и объективные представления) культуры; по пространственному: между культурным центром и периферией (вертикальный аспект); между рядоположенными культурными локусами (горизонтальный аспект); по функционально-институциональному; между обыденной и специализированной культурами; между заказчиком, производителем, потребителем и оценщиками культурной информации; по аудиторно-качественому: между «экспертным» (подготовленный реципиент), «профанным» и промежуточными слоями аудитории.

Структурно-функциональный (системная целостность компонентов художественного процесса) и коммуникативный (устойчивые контакты и взаимодействия создателей, распространителей и потребителей художественной продукции) подходы могут рассматриваться в качестве базовых теоретико-методологических основ исследования художественной культуры.

1.2. Художественные запросы в контексте функционирования учреждений культуры и искусства. Устойчивое и эффективное развитие художественной жизни общества возможно при обеспечении полноценной коммуникации ее различных подсистем, все многообразие которых может быть выражено через институциональный (создание и распространение) и аудиторный (восприятие и оценка) аспекты функционирования художественной культуры. Связующим звеном и условием непосредственной коммуникации между аудиторным и институциональным аспектами функционирования художественной культуры являются художественные запросы, с одной стороны, актуализирующие побудительный потенциал аудиторного сегмента, с другой, - стимулирующие функциональный потенциал учреждений культуры и искусства. Сфера художественной культуры понимается как социокультурный институт, ориентированный на удовлетворение художественных запросов аудитории посредством производства особого рода художественного продукта, реализуемого через систему специализированных учреждений.

Запрос носит активно-побудительный характер и понимается как востребовательное послание носителя осознанной потребности субъекту ее удовлетворения.

Художественная потребность мыслится как необходимое начальное звено художественной коммуникации, актуализирующееся в виде интереса (осознанная потребность) и обретшее форму художественного запроса (установка на реализацию интереса в виде востребовательного послания) и закрепленное в виде устойчивой системы художественных предпочтений. При рассмотрении художественного запроса в заданном определении, необходимым представляется наличие нескольких ключевых компонентов: действующего лица - носителя данного запроса (аудитория); осознанной цели действия (нацеленности на художественный результат коммуникации); предметно-выраженной формы экспликации; необходимой коммуникативной среды удовлетворения. Носитель художественного запроса понимается не столько как объект воздействия со стороны системы институтов, сколько как контрсубъект, поскольку в сфере художественного восприятия в особенной мере проявлена активность со-творчества.

Художественные запросы классифицируются по следующим основаниям: по характеру переживания личностью насущности запроса (актуальные/отсроченные); по степени удовлетворения (удовлетворенные/ частично удовлетворенные/не удовлетворенные); по уровню осознания (фокусированные/латентные); по содержанию художественного посыла (полижанровые/моно-жанровые, гибридные); по целевой установке (потребление культурного продукта/потребность в соучастии); по направленности (предметно-адресные/жанрово-ориентированные).

Схема взаимодействия аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры представляется в следующей цепи компонентов: духовно-художественные потребности - выраженный интерес - артикуляция интереса в виде запроса по отношению к сфере

художественной культуры - социокультурные институты, ориентированные на удовлетворение данных функций - форма ответа в виде культурного (художественного) продукта - удовлетворение (или не удовлетворение) запроса - сложившаяся система устойчивых художественных предпочтений последующий эффект художественного воздействия и взаимодействия (сотворчество).

Механизм формирования и реализации запросов понимается как процесс опредмечивания (кодирование информации в знаково-символических формах, воплощенных в представлениях о разного рода культурных событиях, объектах и явлениях) и распредмечивания (декодирования информации) -усвоение культурного опыта через восприятие, интерпретацию и воспроизводство культурной информации. Пространство циркуляции запросов аудитории может рассматриваться в качестве репрезентации процессов взаимодействия в диапазоне «художественное производство - потребление» по аналогии с концепцией репрезентативной культуры немецкого исследователя Ф. Тенбрука.

13.Инсппуциональные аспекты функционирования художественной культуры (на примере культуры Южного Урала). Деятельность институтов художественной культуры в реализации запросов населения во многом основывается на принципе устойчивости функционирования региональных учреждений культуры и искусства. Южный Урал - крупнейший промышленный центр России, имеющий в настоящее время развигую инфраструктуру культуры. Её потенциал включает 14 театров (драматических и оперных, в том числе 6 — областных и 8 муниципальных), 3 концертные организации, цирк, 47 музеев (3 - областных; 44 муниципальных), 1 историко-культурный заповедник областного значения, 33 кинотеатра, 6 областных методических центра, 8 творческих союзов, 7 учебных заведений специального высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры (3 вуза: один - федеральный, два — областные, четыре областные ССУЗа) и др.

Деятельность театральных учреждений Челябинской области корректируется в соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации (на период до 2020 года); ведется активная работа по разработке и утверждению региональной Концепции развития театрального дела. На территории Челябинской области действуют 14 театров (6 областных и 8 муниципальных): театры кукол (3), театр юных зрителей, театры драмы академические и камерные (8), театры оперы и балета (2), театр современного танца. В целях оказания государственной поддержки областным государственным театрам и концертным организациям с 2003 года осуществляются выплаты Грантов Губернатора Челябинской области в сфере культуры и искусства. В Челябинской области реализуется крупномасштабный проект «Театрально-концертный зал», предполагающий создание в территориях области нескольких сценических площадок (на базе существующих домов культуры) для репертуарного проката спектаклей и концертов ведущих

театрально-концертных коллективов области. Проект «Театрально-концертный зал» рассчитан на различные возрастные группы населения: для младшего школьного возраста; среднего школьного звена и молодежи; взрослой аудитории. Таким образом, разнообразие видов театров, их репертуарная политика, кадровый потенциал, материально-техническая база способствуют удовлетворению запросов населения крупных и малых городов области.

В Челябинской области создана устойчивая система художественного образования - необходимый компонент развития художественной культуры, обеспечивающий воспроизводство кадрового потенциала, способствующий социализирующему вхождению потребителя в область искусства и духовной кулыуры. Система художественного образования развивается как трехуровневая основа подготовки профессиональных кадров: школа колледж (училище) - вуз, которая функционирует через сеть учебных заведений: 133 детские школы искусств (по видам деятельности), 4 средних специальных учебных заведения, 3 вуза культуры и искусства и 1 учебно-мегодический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства. Таким образом, возникает многоуровневый и многопрофильный образовательный комплекс, основной задачей которого является создание единого художественно-образовательного пространства на основе интеграции начального, среднего, высшего и послевузовского образования; интеграция всех звеньев художественно-эстетического образования и воспитания, что позволяет удовлетворять потребности учреждений культуры .и искусства Челябинской области в кадрах, способствует формированию компетентной и подготовленной аудитории восприятия искусства.

Деятельность творческих союзов в регионе отражает уровень качества жизни и способна влиять на него; оказывает воздействие на воспроизводство творческих ресурсов, создает предпосылки для конкурентоспособности региона. Именно разнообразие направлений искусства, присутствие в регионе практически всех творческих союзов, представляющих основные виды искусства, способствует удовлетворению художественных потребностей, а следовательно, гармонизации вкусов и запросов разных групп населения.

Еще одна важная составляющая художественной культуры региона -распространение художественных ценностей и услуг, обеспечивающее процесс пространственно-временного движения культурных образцов, внедрения их в новые локусы, включение в ареалы их функционирования новых групп аудиторий. Среди традиционных форм презентации культурных ценностей значительное место занимают фестивали. Принцип культурно-художественной диффузии, реализуемый при помощи фестивального движения, представляется значимым критерием эффективной реализации художественных запросов населения - обеспечивая потребителю многофункциональность посыла, ощущение событийности, пространственную локализацию мероприятия при качественно-синтезирующей природе акций, в рамках которых объединены представители разных видов искусств.

Обобщив основные тенденции и показатели развития инфраструктуры художественной культуры Южного Урала, можно говорить о наличии стабильной основы для плодотворного функционирования в регионе художественной культуры, потенциальной возможности удовлетворения запросов населения.

Вторая глава диссертационного исследования «Система учреждений культуры и искусства в процессах формирования и реализации художественных запросов: региональный аспект» посвящена выявлению актуального состояния, проблематики, ведущих тенденций развития и технологии оптимизации художественной культуры региона (на примере Южного Урала); исследованию синхронности коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры.

2.1. Художественные запросы аудитории: анализ предпочтений и типология стратегий потребления. Актуальное состояние художественной культуры Южного Урала определяется через фиксацию следующих доминирующих тенденций ее развития: слабо выраженная актуализация художественных запросов аудитории по отношению к системе учреждений культуры и искусства; эпизодический характер контактов при наличии нисходящей динамики интереса возрастных групп; наличие представлений о символическом устаревании моделей реализации запросов в учреждениях культуры и искусства; наметившаяся тенденция восприятия современной художественной продукции с позиций имиджевого ресурса соответствия актуальной культуре.

Включенность художественных занятий в повседневно-жизненное пространство (а, соответственно, и связанная с ними реализация запросов), наиболее очевидно проявляется лишь на стадии первичной инкультурации и социализации: присутствие практик художественно-эстетического развития в детском возрасте. Кроме того, в современных культурно-досуговых практиках горожан явно обозначилась тенденция художественно-эстетической дезурбанизации - переноса художественно-эстетических форм городского досуга в повседневную практику пассивного потребления.

Мотивационная основа формирования художественного запроса по отношению к сфере культуры и искусства предполагает понимание ключевых (базовых для личности) оснований обращения к соответствующей информации (культурному продукту), в терминологии бихевиоризма: «стимул — реакция» или «потребность - удовлетворение». Ключевые потребности получения художественной информации (ориентации на культурный продукт), определяют следующие типы доминирующей направленности потребления художественной информации: 1) потребность в расширении общекультурного кругозора, формировании осведомленности в процессах актуальной художественной культуры, познавательная ориентация в существующем культурно-информационном «потоке» - культурно-восполняющий тип направленности; 2) потребность в духовном самосовершенствовании, ориентации на художественную информацию как

необходимость переживания чувства «прекрасного» - духовно-эстетический тип направленности; 3) потребность получать новые ощущения и эмоции, обновление личностно-значимого психологического пространства, ориентация на эмоциональны^ эффект переживания культурного продукта -катарсический тип направленности; 4) потребность «ухода» от обыденного опыта существования, рассмотрение художественной информации как своеобразной оппозиции повседневно-бытовой сфере существования -художественно-компенсаторный тип направленности; 5) потребность в развлечении, получении удовольствия, рассмотрение художественного пространства как зрелищно-занимательной формы заполнения свободного времени - гедонистический тип направленности; 6) потребность в обсуждении новой информации с друзьями и коллегами, ориентация на межличностную коммуникацию - референтный тип направленности.

Обобщая результаты распределения художественных предпочтений аудитории, можно говорить об идеологическом смещении мотивации обращения к художественно-культурному продукту, своеобразном феномене «ложных ожиданий» или «ложной проекции» (ожидание от художественного продукта того, чем он принципиально не является, проецирование на него характеристик, присущих доступным образцам массового искусства).

2.2. Взаимодействие аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры региона. Проблема реализации художественных запросов аудитории в системе учреждений культуры и искусства может рассматриваться через установление синхронности социокультурной коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры и фиксироваться на основе следующих показателей: насыщенности и разнообразия системы предложений; социокультурной мобильности, основанной на принципах культурной диффузии; информационной открытости сферы; ценовой политики; внешне-имиджевой привлекательности и комфортности учреждений культуры и искусства.

Показатель количественной насыщенности города учреждениями культуры и искусства представляется достаточным для жителей мегаполиса, но слабо выраженным относительно городов области (в которых, как правило, роль художественного центра выполняет одно базовое учреждение культуры и искусства). Представления об интенсивности развития сферы художественной культуры у аудитории характеризуются критическим настроем восприятия. Подобная ситуация может трактоваться как реальное противоречие в удовлетворении художественных запросов.

Анализ репертуарного ресурса и жанрово-тематических предпочтений населения позволяет говорить о нарушении жанрового баланса и смещения видового многообразия системы художественного предложения.

В качестве проблемного участка информационного продвижения художественной культуры, на современном этапе, видится сужение поля дискуссионно-критической среды функционирования художественной

культуры в действующей медийной сфере, что лишает художественную культуру важной функции самопознания, ограничивает просветительскую роль продвижения художественных достижений. Названные аспекты оказывают влияние и на эффект РЯ-позиционирования сферы культуры и искусства: восприятия ее как значимой, востребованной и социально престижной. Такая ситуация обуславливает де-персонификацию региональной художественной культуры - низкую оценку популярности и значимости деятелей различных сфер художественной жизни области, оказывает влияние на отсутствие сформированного интереса к локальному уровню развития художественной культуры.

К числу позитивных характеристик развития художественной культуры Южного Урала могут быть отнесены: развитие и стабилизация культурно-художественной диффузии (гастрольная деятельность, фестивали, синтетическая основа мероприятий); усовершенствование виртуально-коммуникативного поля презентации художественной культуры, обеспечения интерактивных контактов различных субъектов художественного процесса; создания благоприятных условий финансовой доступности в реализации запросов для различных категорий населения; наметившаяся тенденция стабилизации материально-технической и информационной базы учреждений культуры и искусства области.

23. Пути оптимизации и эффективной реализации художественных запросов аудитории (на примере Южного Урала). Деятельность институтов художественной культуры в реализации запросов аудитории не может рассматриваться лишь в качестве прагматической ориентации на изменчивый спрос, а должна пониматься как целенаправленная стратегия регулирования не только в дихотомии: «формирование - реализация», но и выполняя функцию их инициирующего развития. Особую актуальность приобретает идеология опережающего отражения, основанная на культурно-проектных стратегиях развития. Преимущество проектов видится в четких временных границах решения проблем, фиксируемом характере результатов (качественно-количественной оценке деятельности), сочетании различных технологий, эффективности управленческого контроля, приближенности к реальным условиям функционирования сферы (или их искусственного моделирования).

Ключевыми направлениями усовершенствования культурной политики и арт-менеджмента определяются: позиционирование региональной специфики в художественных произведениях уральских авторов; распространение художественных ценностей и услуг по принципам культурной конвергенции; ориентация на коммуникативную открытость и интерактивность, постоянное нахождение в системе взаимодействия с потребителями искусства.

Совершенствование и оптимизация контактов аудитории со сферой художественной культуры связывается с поиском новых форм презентации художественной продукции: через включение и длительное удержание в зоне актуальной медийной интерпретации - виртуальном пространстве

коммуникации. Значимым проектом определяется создание на базе Интернет-коммуникаций разветвленной системы презентации художественных проектов Южного Урала, выступающей в качестве виртуальной изоморфной модели художественной культуры региона. Данная модель в содержательно-смысловом значении опирается на методологический концепт «коммуникативного жанра» Т. Лукмана - диалоговые коммуникации и коммуникативные практики, выступающие основой конструирования социальной реальности акторов. Осуществляемый в виртуальной среде обмен художественно-коммуникативными посланиями может трактоваться и с опорой на социодинамическую модель культуры А. Моля - то есть, как процесс функционирования «культурем» - сообщений, передающихся от создателя к потребителю (и в обратном движении) средствами массовой коммуникации.

Данная форма позволит усовершенствовать сам механизм влияния на запросы населения со стороны институтов художественной культуры: будет способствовать удовлетворению существующих запросов; обеспечит тестирование состояния запросов и ожиданий; позволит отслеживать их модификацию и формирование. Форма виртуальной коммуникации способствует порождению активной аудитории, обеспечивает ее проективную активность не только актом совершения информационного выбора, но и наличием устойчивой диалоговой коммуникации, возможностью презентации собственных художественно-проектных продуктов.

Важной задачей в такой ситуации видится - превращение коммуникатора в инициативного субъекта, формировании особой среды, ориентированной на подготовку, продвижение и реализацию проектов, нацеленных на усовершенствование художественной деятельности, стратегии культуртрегерства - порождение информационно-значимых поводов -проектов в сфере художественной культуры.

В «Заключении» обобщаются основные выводы диссертационного исследования.

По теме диссертации соискателем опубликованы следующие работы:

1. Статья в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК МОиН РФ:

1. Бетехтин, А. В. Художественная культура региона: институциональный уровень функционирования // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 4 (28). - С. 61-67.

2. Монография:

2. Бетехтин, А. В. Художественные запросы и предпочтения населения в системе учреждений культуры и искусства Южного Урала : моногр. -Челябинск : «Энциклопедия», 2012.-284 с.

3. Глава в коллективной монографии:

3. Бетехтин, А. В. Проблемы формирования и реализации художественных запросов в системе учреждений культуры : региональный аспект // Социокультурный потенциал Южного Урала : вызовы времени и ориентиры культурной политики/ коллектив, моногр. / науч. ред. В. С. Цукерман. - Челябинск: «Энциклопедия». - С. 72-118.

4. Статьи в сборниках научных трудов; статьи и тезисы докладов на научных конференциях:

4. Бетехтин, А. В. Художественные запросы населения Южного Урала: региональная специфика реализации // Челябинский Гуманитарий. - 2011 -№2 (15).-С. 50-59.

5. Бетехтин, А. В. Культурная политика региона как основа эффективной реализации запросов населения// Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов [Текст]: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Челяб. обл.; Обществ, палата Челяб. обл.; НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина»; редкол.: В. Л. Виницкий, Г. И. Ладошина, С. Б. Синецкий, В. Р. Салыев. - Челябинск: НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», 2011. - С. 141-144.

6. Бетехтин, А. В. Мотивационные стратегии обращения потребителей к сфере искусства //Молодежь в науке и культуре XXI века: Материалы Междунар. науч. творч. форума, Челябинск, 2-3 ноября 2011 г. 4.1 / ЧГАКИ : сост. Е. В. Швачко. - Челябинск, 2011. - С. 32-35.

7. Бетехтин, А. В. Художественная культура в проблематике социогуманитарных исследований // Челябинский Гуманитарий. - 2011. - №3 (16).-С. 77-81.

8. Бетехтин, А. В. Южный Урал меняет имидж с промышленного на культурный // Справочник руководителя учреждений культуры. - 2011. -№12.-С. 69-73.

9. Бетехтин, А. В. Художественная культура Южного Урала в зеркале фестивального движения // Вестник Магнитогорской госуд. консерватории. -2012.-№1.-С. 6-12.

10. Бетехтин, А. В. К определению понятия «художественный запрос» // Культура — искусство - образование: взаимодействие результатов науки и практики: материалы XXXIII науч.-пракшч. конференции проф.-препод. состава академии: в 2 ч. / Челяб. гос. академия культуры и искусств. -Челябинск, 2012. - 4.1. - С. 246-250.

Бетехтин Алексей Валерьевич

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ЗАПРОСЫ АУДИТОРИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВА

24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Печатается в авторской редакции

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

454091 г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а

Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф

Формат 60x84 1/16 Заказ №1258

Объем 1,3 п. л. Тираж 100 экз.

 

Текст диссертации на тему "Художественная культура"

61 12-24/89

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ЗАПРОСЫ АУДИТОРИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВА

24.00.01 - теория и история культуры Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Бетехтин Алексей Валерьевич

Научный руководитель:

доктор культурологии, доцент Зубанова Л. Б.

Челябинск - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЗАПРОСОВ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Художественная культура: структурно-функциональные

и коммуникативные аспекты исследования..................................22

§2. Художественные запросы в контексте

функционирования учреждений культуры и искусства....................38

§3. Институциональные аспекты функционирования

художественной культуры (на примере культуры Южного Урала)...........50

ГЛАВА 2. СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАПРОСОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

§1. Художественные запросы аудитории:

анализ предпочтений и типология стратегий потребления...............65

§2. Взаимодействие аудиторного и институционального

аспектов функционирования художественной культуры региона............90

§3. Пути оптимизации и эффективной

реализации художественных запросов аудитории.........................115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................132

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................136

ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................158

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы определяется комплексом социокультурных условий и обстоятельств, свойственных как реалиям современной действительности, так и отражающим ее тенденции культурологическим исследованиям XXI века. Обозначим ключевые позиции, актуализирующие обращение к исследованию запросов и их реализации в учреждениях художественной культуры на современном этапе.

Прежде всего, культурный запрос есть отражение человеческих потребностей, индивидуально-личностных и социально-групповых посылов и ожиданий. В век господства техники и технологий, тотальной компьютеризации жизненного пространства, живая личность или реальная человеческая общность нередко оказываются «заслоненными» миром вещественной предметности или виртуальностью образов, антропологическая составляющая культуры подменена техницизмом, а сам человек оказывается отчужденным от продуктов своей деятельности. В такой ситуации обнажается угроза утраты культурой ее реального предназначения - быть полем реализации человеческих потребностей, ценностно-нормативных основ жизнедеятельности. Между тем, именно «человеческий фактор» на сегодняшний день признается ключевым условием, определяющим эффективность и дееспособность любой культурной системы, мыслится не просто пассивным объектом управления и воздействия, а определяется как наиболее ценный ресурс её успешного функционирования. Утверждение принципов кулътуроцентричности в качестве важнейшей перспективы современного социогуманитарного знания фокусирует внимание на категориях жизненных сил, жизненного мира реального субъекта с его индивидуальными потребностями, устремлениями, запросами, ценностными ориентациями (подтверждением этому могут выступать опыты интеграции методологических подходов и концепций, отражающих различные аспекты развития аксиологии, этики, социологии, эстетики).

Неслучайным представляется нам и актуальность обращений исследователей к виталистской культурологии (Е. А. Попов, Т. А. Семилет), постулирующей внимание на жизненном пространстве культуры, на самой жизни во всем многообразии ее проявлений и значенийчеловеческих общностях, ответственных перед культурой и обществом за свои сущностные устремления и социокультурные потребности. Одной из зафиксированных тенденций современного культурологического знания является переакцентировка внимания с «идеального типа» культуры на реальные социокультурные практики.

Немаловажным фактором актуальности видится исследование запросов как своеобразного барометра культурного состояния общества, индикатора происходящих в нем изменений. Если рассматривать коллективную жизнедеятельность людей как ключевой, порождающий культуру фактор, то и сама культура может пониматься как совокупность субъективных выборов, реализованных запросов, воплотившихся ожиданий (по аналогии с механизмом «Вызова и Ответа» в концепции А. Тойнби). А потому вполне логичным представляется и обратный поворот - изучение современного поля культуры через призму коллективных запросов аудитории. Вследствие трансформации самого поля современной культуры, его принципиальной изменчивости, все попытки подобной фиксации выступают значимыми и необходимыми в качестве диагностирующего среза ее сегодняшнего состояния.

Необходимость концентрации внимания на исследовании запросов и их реализации именно в сфере учреждений культуры и искусства важна с позиций устойчивого эффективного взаимодействия между аудиторным и институциональным уровнем функционирования культуры. Если говорить о том, что сама культура антропологична, то сфера культуры, безусловно, мыслится в родовом признаке соучастия с аудиторией, что особенно важно в столь популярных сегодня идеях диалога, взаимодействия, согласия. Запросы коллективных аудиторных сообществ, адресованные

социокультурным институциям, призваны скреплять связь между человеком и культурным наследием прошлого, актуальным потенциалом культурных достижений страны.

Исследование художественных запросов представляет важность и потому, что современная цивилизация предстает культурой нового типа, акцентирующей внимание на свободном времени как поле реализации человеческих потребностей в сфере досуга. Сегодня все чаще звучат утверждения о гуманитарном повороте не только в знании, но и сознании человека. Развертывание НТР, широкое внедрение ее достижений в сферы труда, быта и отдыха, привело к сокращению рабочего и к увеличению свободного времени, резкому расширению временного диапазона досуговой деятельности («цивилизация досуга»). В современной постиндустриальной и информационной культуре свободное время перестает быть неким вторичным «приложением» к труду (что свойственно индустриальному типу культуры), а приобретает самоценный и самодостаточный характер, что во многом центрирует внимание и на сфере реализации социокультурных запросов в области личностно-значимых сценариев потребления.

Одновременно, современное техническое состояние общества, как никогда ранее, предоставляет человеку полную свободу выбора, размывая при этом видимые границы контактов с достижениями культуры. Таким образом, несомненно, слабеют возможности воздействия на духовный мир человека «видимым», «наблюдаемым» способом и, напротив, наиболее благоприятными становятся любые виртуальные условия контактов человека и достижений культуры, обнажая проблему функционирования традиционных, классических форм в их живой презентации.

Исследование запросов в сфере художественной культуры приобретает особую значимость в силу необходимости понимания механизмов привлечения и приобщения человека к сфере художественной культуры, поскольку именно здесь концентрировано выражен совокупный опыт образного выражения достижений духовной культуры человечества. Именно

через реализацию запроса в сфере художественной культуры человек перестает быть просто пассивным потребителем, но восходит к особой форме «восприятия как творчества», выступающей оппозицией растущему засилью потребления масскультурной тиражированной продукции.

Немаловажным представляется для нас и исследование самой сферы культуры, системы ее учреждений, институтов и услуг - также в значительной мере усложнившихся в условиях полистилистической культуры, ставших более разнообразными как по содержанию, так и по способам коммуникации, нацеленных на удовлетворение запросов аудитории. С позиций культурологического анализа необходимо преодолеть узкопрофессиональный, отраслевой подход истолкования сферы культуры, концентрирующий внимание лишь на прикладных технологических позициях функционирования институтов, без теоретического осмысления ее идеологических оснований; акцентировать внимание на исследовании сферы художественной культуры как динамичного, социопластичного феномена культуры, предстающего полем взаимодействия аудитории и системы учреждений и институтов искусства.

Степень разработанности проблемы. Содержательное многообразие проблематики исследований художественной культуры требует сознательного сужения исследовательской оптики за счет дифференциации направлений и конкретизации круга решаемых проблем. К числу наиболее разработанных подходов к исследованию художественной культуры мы можем отнести: системно-морфологический анализ художественной культуры - наиболее полно представленный в работах М. С. Кагана, Л. Н. Когана, А. Н. Сохора, В. С. Цукермана; структурно-функциональный подход к изучению художественной культуры, отражающий социальную обусловленность функционирования искусства (Ю. Н. Давыдов, Е. В. Дуков, В. С. Жидков, Ю. В. Осокин, Ю. В. Перов, С. Н. Плотников, К. Б. Соколов, Ю. У. Фохт-Бабушкин, Н. А. Хренов и другие). В работах данных авторов обобщаются закономерности социального бытования искусства, особенности

его функционирования в обществе, проблемы взаимодействия институтов художественной культуры с иными подсистемами.

Морфология и структура художественной культуры, ее ключевые компоненты и взаимодействия в коммуникативной схеме: «создание -распространение - потребление художественных продуктов» базировались на концепциях В. В. Журавлева, Ю. А. Лукина, Л. И. Михайловой,

A. Н. Сохора, А. Я. Флиера, Н. А. Хренова.

Исторические аспекты развития художественной культуры различных эпох были изучены на материалах воззрений Д. Дидро, Г. Лессинга, И. Винкельмана, А. Баумгартена, Ж.-М. Гюйо, Ф. Шиллера; с опорой на основные положения марксистской теории искусства Д. Лукача, К. Блаукопфа, К. Маркса, Г. В. Плеханова; философско-культурологические концепции Т. Адорно, Ф. Ницше, П. А. Сорокина, А. Тойнби -акцентирующие внимание на понимании сущностных проблем художественного творчества.

Социально-психологическая обусловленность процессов восприятия и воздействия искусства отражена в работах психологической и психоаналитической школ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Т. Адорно, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский), теориях рецептивной эстетики Г. Р. Яусса, X. Вайнриха, В. Изера, феноменологической социологии Э. Гуссерля, А. Щюца.

Анализируя запросы, художественные вкусы и потребности, автор опирался на основные идеи социологии и психологии восприятия искусства, нашедшие отражение в работах Г. Г. Дадамяна, Д. Б. Дондурея, М. И. Жабского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора. Исследование потребителей художественной продукции отражено в типологиях аудитории А. Вахеметса, М. И. Жабского, О. Божкова,

B. Бажановой, Л.Н. Когана, У. Сунна и других.

Исследуя запросы и их реализацию в области художественной культуры, автор обращался к базовым проблемам духовно-ценностных

оснований культуры, опираясь на аксиологические концепции В. Виндельбанда, Г. Когена, Р. Г. Лотце, Г. Риккерта с содержащимися в них положениями об общезначимости «вечных ценностей», идеальной форме существования ценностей, их нормативной роли в становлении культуры, обособленном характере духовных ценностей (М. Шелер), значимости ценностной рефлексии в понимании действительности (М. С. Каган).

Вопросы ценностного единства применительно к российским реалиям наиболее глубоко рассмотрены в работах А. С. Ахиезера, П. С. Гуревича, Б. С. Ерасова, С. Н. Иконниковой, В.Н. Ильина, Л. Г. Ионина, И. В. Кондакова, Ю. А. Левады, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и других. Осмысление социокультурных процессов современности, динамика социокультурной ситуации и духовных ориентиров россиян систематизированы в исследованиях А. X. Бурганова, Т. И. Заславской,

A. И. Кравченко, Н. И. Лапина, Ю. А. Левады, В. К. Левашова, Н. В. Романовского, Ж. Т. Тощенко, П. Штомпка, В. А. Ядова и других. Проблемы трансформации культуры в современных условиях отражены в работах И. В. Кондакова, К. Б. Соколова, Н. А. Хренова.

Ключевые аспекты коммуникации в художественной культуре поднимались в исследованиях В. Ю. Борева, И. М. Быховской, И. Н. Горелова, Т. А. Ван Дейк, Т. М. Дридзе, В. П. Конецкой, Ю. М. Лотмана, С. Т. Махлиной.

Рассматривая проблематику реализации запросов как коммуникативной модели, автор уделил особое внимание работам классиков теории и практики коммуникации: М. Вебера, Р. Барта, П. Бурдье, Д. Клаппера, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Н. Лумана, Н. Постмана, Д. Рисмена, Ю. Хабермаса.

Проработки в диссертационном исследовании потребовали проблемы сопоставления массовой и элитарной культуры, отраженные в концепциях

B. Беньямина, Г. Ганса, М. Маклюэна, X. Ортеги-и-Гассета, Э. Шилза,

У. Эко; обобщающих исследованиях российских культурологов Д. В. Иванова, А. В. Костиной, С. С. Соковикова, А. Я. Флиера и других.

Обращаясь к особенностям потребления художественной продукции, нами исследовались вопросы социальных притязаний, престижного потребления (М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин, П. Бурдье, Э. Шилз, Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан, М. Фуко).

Изучение путей оптимизации и эффективной реализации запросов населения в учреждениях культуры и искусства предопределило обращение к концепциям культурной политики С. Н. Артановского, Г. М. Бирженюка, В. С. Жидкова, А. П. Маркова, С. Б. Синецкого, К. Б. Соколова, Г. П. Щедровицкого и др. Также в диссертации исследовались идеи капитализации культуры (П. Бурдье, А. Гоулднер, П. Бергер, Н. Луман), в которых культурным идеологам и политикам отводится функция аккумуляции духовных достижений как накопления особого вида символического капитала, используемого в целях культурно-идеологического программирования.

Проблемы управления культурными и художественными процессами, ключевые аспекты менеджмента в сфере художественной культуры раскрываются в исследованиях О. Н. Астафьевой, А. С. Балакшина, Т. Г. Богатыревой, В. С. Жидкова, Л. А. Зеленова, О. И. Карпухина, Э. А. Орловой, Г. Л. Тульчинского.

Проблемное поле исследования предопределило необходимость обращения к региональному аспекту изучения культуры, рассмотренному в работах российских культурологов Г. Е. Зборовского, В. Л. Каганского, Л. М. Мосоловой, И. Я. Мурзиной, Л. Г. Скульмовской, Р. Ф. Туровского и других. Особенности изучения художественной культуры регионов в целом, а также в конкретизации к специфическим условиям развития художественной культуры Южного Урала связаны с именами В. А. Вольфовича, Г. М. Казаковой, Т. М. Синецкой, В. С. Цукермана, М. Л. Шуб.

Тем не менее, несмотря на достаточно обширный материал существующих теоретических и эмпирических исследований, мы можем говорить о том, что проблематика культурных и художественных запросов не находит должного осмысления в русле культурологического изучения. Существующий теоретико-концептуальный базис вышеуказанных гуманитарных исследований дает возможность представить обобщенную модель формирования и реализации художественных запросов, преодолев некоторую односторонность трактовок в рассмотрении проблемы -излишнюю прагматичность, узкую специализацию понимания, недостаточную обновляемость сведений о реальных запросах потребителей, отсутствие созвучных времени и современной информационной культуре инновационно-проектных стратегий опережающего программирования в области художественной политики региона. Обобщая все вышеназванное, мы приходим к осознанию существующей потребности в выработке подходов исследования проблемы формирования и реализации запросов населения системой учреждений культуры и искусства в ракурсе культурологического осмысления.

Таким образом, проблемное поле исследования замыкается в нескольких узловых противоречиях:

- между реальным присутствием и функционированием в обществе разнообразных художественных запросов и недостаточной разработанностью теоретических подходов для их анализа;

между необходимостью культурологического осмысления особенностей коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры, определения оптимальной модели их взаимодействия и недостаточной разработанностью методологических подходов к исследованию данной коммуникации;

-