автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Художественная панорама как вид искусства

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Аргасцева, Светлана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Художественная панорама как вид искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная панорама как вид искусства"

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРШ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ! ИСКУССТВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

На правах рукописи

удк 725.94

АРГАСЦЕВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПАНОРАМА КАК ВИД ИСКУССТВА 17.00.04 - изобразительное искусство

А В Т О.Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1992

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.

Научный руководитель - В.Я. Толстой, доктор

искусствоведения, профессор

Официальные оппоненты - Н.М.З о р к а я , доктор

искусствоведения;

А.Н. Шукурова, кандидат искусствоведения

Ведущая организация - /У(ХА/^-^/

Защита диссертации состоится __в—¿¿-ча-

сов на заседании специализированного ученого совета по присвоению степени кандидата искусствоведения при НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств (И9054. Москва, Пречистенка, д.21).

С диссертацией ыохьо ознакомиться в библиотеке НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.

Автореферат разослан _

Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения ___Н.А.Виноградова

Целью настоящей работы является изучение панорамного искусстве, определение его специфики и места в художественной культуре. Диссертация охватывает все периоды развития художественной па~ нора^м - от истоков до сегодняшнего дня.

Актуальность данной работы состоит в том, что в отечественном искусствоведении отсутствуют систематические исследования художественной панорамы как одного из популярных и массовых видов изобразительного искусства. Подтверждается актуальность этой работы к тем, что в настоящее время создается немало ков^х панорам и реставрируются старые, что свидетельствует о дальнейшем развитии этого специфического вида искусства.

Панорамное искусство является массовым зрелквгэм, оно стало важный факторе« демократизации искусства на рубежа 1Ь-19-го столетий. Панорама понятна и достугна каждому, даже непросвещенному зрителю.

Нам. людям 20-го зека, которые живут среди массы зрительных впечатлений, книжных и журнальных иллюстраций, тиражированных репродукций, фотографий, плакатов, не говоря уже о кино, видеокассетах и телевидении - трудно себе представить то огромное воздействие, которое оказывали первые панорамные картины ка простых людей 18 - 29-го веков. Раньше они встречались с изобразительным искусством преимущественно в храмах, где темы изображений были далеки от повседневной действительности, а произведения станковой живописи принадлежали избранным, так кок украшали залы дворцов и частных коллекций. Панорама же изначально предназначалась для массового зрителя. Появление зткх огромных иллюзорно воспроизводящих явления жизни изображений воспринималось, действительно, как некий чудесный феномен. Панорамы поражали своей масштабностью, топографической точностью изображения, умением передавать явления действительности с предельной зрительной достоверностью. Они как бы переносили тысячи людей в далекие страны и города, в прошлые времена. Это было, пожалуй, первое крупное проявление искусства "масс-медиа".

Будучи по своей природе.массовым, панорамное искусство имеет большую силу общественного воздействия. И в этой отношении живописную панораму нежно причислить к монументальным искусствам с их способностью воздействовать на коллективное сознание масс.

Поначалу панорамы не, принято было считать "настоящим" искусством, потому что впервые они пояеились в местах простонародных увеселений, на ярмарках, и- были предназначены для самого массового зрителя. Да и впоследствии панораы.у нередко рассматривали как некий ярмарочный аттракцион, недаром слово "панорама" писалось через дефис со словом "балапш" или "иллюзион".

Во второй половине 19-го - начале НО-гс века быстро растущая популроность и большие доходы от показа панорам, их высокая экономическая рентабельность привели к тому, что панорам стало великое множество, причем создавались они наспех и часто слабыми, ремесленными художниками. И это, действительно, настолько снизило художественный урозень большинства панорам, что они не без основания считались тогда грубым лубочным зрелищем.

Но нельзя отождествлять зту негативную сторону развития живописной панорамы с её принципиальными возможностями как нового^ специфического айда искусства - оно выдержало испытание вреь'енем, хотя и переживало свои периоды подъёма и спада.

И лоннне живописные панорамы остаются любимым к широко посещаемым зрелищем, имеющим больпое познавательное и эстетическое значение. Это относится как к зарубежным, так и к отечественным панораиа«. Например, панораму "Сталинградская битва", при все? ограниченности ее пропускной способности, за пять лет с момента её открытия посетило более двух миллионов человек.

Степень изученности предмета. Несмотря на популярность панорамного искусству и его бесспорное воздействие на огромные массы льдей, око изучено крзйке слабо. Показательно, чтс в ходе подготовки данной работы библиографические сведения, относящиеся к 'живописной панораме, доводилось находить не только в специальных рубриках (искусс'ТЕоводение, архитектура), но и в самых неожиданных разделах каталога библиотеки им.Ленина, например, таких, как "Акционерные общества", "Всемирные выставки", военный и иностранный отделы этой библиотеки. Большие трудности встречались и при разыскании сведений о панорамах в периодической печати, особенно проилого века.

В специальной литературе 19 - ¿0-го столетий, посвященно-л изо-„ бр&зктельнсиу искусству, панорамное искусство обычно никак не выделено. Художники, работавшие только в области пгнорамной живопи-

си, причем даже те, кто создавал известнейшие, уникальные панорамы (Лрево, Ланглуа, Ьраун и др.), не упоминаются в литературе своего времени, да и во многих наших исследованиях по искусству 19-го столетия. Если же встречаются сведения о панорамах, созданных художниками-станковистами, то они даются в общем ряду их работ, без выделения специфики панорамы.

Сказанное относится и к справочной литературе как прошлого, так и настоящего времени. Так, например, в трех изданиях ВСЭ статьи "Панорама" предлагают различные, порой противоречащие друг другу определения этого понятия и к тому же содержат много неточностей в отношении первых советских панорам и их авторов.

О слабой изученности панорамного искусства не только у нас, но и в других странах свидетельствуют и материалы научного коллоквиума, проходившего в Лондоне 25-27 апреля 1985 г.

Новизна и практическая ценность данной диссертации заключается прежде всего в максимальной полноте сведений об искусстве художественных панорам и в систематизации этих разрозненных сведений, благодаря чему появилась возможность рассмотреть искусство панорамы как закономерное.историческое явление, одно из существенных проявлений культуры своего времени.

Впервые история панорамного искусства рассматривается нами не. изолированно, по отдельным странам, а синхронно и комплексно -во взаимодействии мастеров панорамного искусства разных стран и национальных художественных школ, как неотъемлемая часть общего художественного процесса.

' Поэтому данное исследование может получить практическое применение при изучении истории мировой культуры новейшего времени. Диссертация может татасе служить пособием при создании новых панорам.

Многие впервые публикуемые здесь фактические материалы были собраны путем личной переписки с деятелями панорамного-искусства или их наследниками, а также найдены нами в архивах, фондах различных музеев и отделах городских управлений Москвы, Санкт-Петербурга, Волгрграча и других городов. Так, например, работая в фондах Центрального музея Революции в Москве, Музея истории архитектуры им.А.В.Щусева и Государственного музея-панорамы

"Сталинградская битва", удалось найти материалы, чертежи', эсхи-з.: и полотна, относящиеся к первому этапу развития панорамного искусства в СССР, в том числе и неосуществленные проекты.

Многие данные, приведенные в диссертации, базируются на переписке автора с сотрудниками панорам различных стран мира. Так, интересные материалы и документы были получены в фото- и ксерокопиях из Лейпцигскo'i городской библиотеки, Мюнхенской Академии художеств, архива Копенгагена и Центра реставрационных работ в Цюрихе. Эти материалы представлены в приложении к диссертации.

На основании всех собранных и систематизированных фактических данных составлен всемирный каталог панорам, о которых имеются какие-либо сведения. Кроме того, специально выделен список ныне действующих живописных панорам всех стран мира и дан перечень архитектурчых ротонд, построенных для их демонстрации.

Необходимо подчеркнуть, что, хотя в 19- м столетии в Европе насчитывалось несколько сот панорам, до наших дней доали очень немногие из них. Панорамы гибли в многочисленных пожарах, ветшали из-за несовершенного оборудования к особенно при пере возке полотен кз одного города в другой, что в свое время было весьма распространено. Многие полотнища панорам покрывались другими изображениями, а некоторые просто уничтожались, когда интерес публики к данной панораме иссякал. Погибали они нередко вместе с архитектурными ротондами, когда этого требовали нозые градостроительные задачи» И даже когда делались попытки сохранить живописные части пакорам, зто редко удавалось, так.как возникали большие трудности пры снятии и транспортировке огромных полотен.

Чаце всего приходилось искать сведения о i.jHopauax в совреисн-ной периодике, а таюсе судить о них по плана»/ и буклетам, которые продавались в кассах вместе с входными билетами, а также по ре-продукаикы. Понятно, что полученные таким образом .сведения достаточно отрывочны. Кроме того, ь этих материалах чаще всего приводятся -лишь географические и исторические сведения о сюжетах па-нораи, а рецензии в прессе, как правило, носят рекламный характер Л все же собранные материалы позволили сделать определенные выводы, касающиеся природы этого вида искусства, его происхождения и истории развития.

Апробацию данная работа получила ь ряде публикаций и сообще-

ний на научных конференциях, посвященных панорамному искусств;', в том числе и в материалах выставки Общества панорам и диорам в Лондоне, приуроченной к двухсотлетию первой панорамы.

Автору доводилось также консультировать и оказывать методическую помощь при создании некоторых современных панорам, когда архитекторы, художники и другие специалисты из Болгарии, Венгрии, КНДР и других стран и городов с целью изучения нашего опыта, приезжали на панораму "Сталинградская битва".

Основные положения и главы диссертации обсуждались и получили одобрение коллектива Отдела монументального искусства и архитектуры НИИ Академии художеств.

Структура диссертации определяется логикой самого материала и историко-культурным аспектом его рассмотрения: она состоит- из введения, первой главы, характеризующей специфику искусства панорамы, и еще дзух глав, соответствующих основным этапаи её развития в 19-м и 20-ы веках, а также краткого заключения , подводящего итоги исследования.

В I главе диссертации "Художественная панорама в системе искусств" рассмотрены истоки панорамного искусства, показана его связь с другими, традиционными видами изобразительного творчества и определено место панорамы в системе искусств. Существенной чертой этого специфического вида искусства является синтез художественных и технических достижении своего времени. Истоки панорамного искусства можно видеть в росписях дворцо:.„ интерьеров, переносящих изображение природных ландшафтов внутрь помещении. Непосредственными же предшественниками панорам являются театральная живопись, топографические рисунки и ведуты. Б диссертации прослеживается влияние каждой из этих разновидностей изобразительного искусства на процесс становления художественной панорамы.

При создании так называемых "ландиафтных комнат" и театральных декораций накапливался опыт создания иллюзорных пространств с помощью объёмного предметного плана и светотехники. Но это были элитарные формы искусства для немногих. Более демократичны топографические рисунки и ьедуты. У них панорамное искусство переняло приемы широкого охвата пространства, предельную точность изображаемого ландшафта, четкие ракурсы и фиксированные точки обзора. Ведуты предвосхитили создание первых панорам, и потому

различие между ними заключается только в форме и размерах: и те, и другие стремились изображать городские пейзажи и ландшафты с предельной достоверностью.

Б I' главе рассматриваются исторические и социальные предпосылки появления панорамы, которые особенно обозначились в век Просвещения. Именно а том время меняются взгляды на живопись, более широко распространяется тяга к знаниям, к путешествиям и связанное с этим стремление запечатлеть увиденное. Подъём науки и техники позволил применить различные технические средства, дающие возможность получать и закреплять изображения при помощи "кубиграфа", камеры обскуры и других приспособлений. Все г то привело к широкому распространению различных форм художественного творчества, а том числе и дилетантской живописи. Вначале ииени.о художники "средней руки" работали и в области панорамного искусства.

Для развития панорамы была необходима благоприятная экономическая ситуация. Развитие капиталистических отношений, рождение третьего сословия способствовали демократизации искусства. Для создания и экспонирования панорам нужен был определенный капитал, а также'зритель, нуждающийся в этом зрелище и способный заплатить за него. Не случайно родиной первых живописных панорам была Англия, где существовали для этого все предпосылки.

Автор прослеживает становление панорамы как синтетической формы искусства, которая зависит от уровня развития науки, техники и культуры. В панораме объединяются художественные средства живописи, скульптуры, театральной бутафории, светотехники и архитектуры. Обращается внимание на технологические трудности создания панорам: необходимость изготовления специальных холс-то.в, особенность их подвески выполнение живописи на трехмерной криволинейной поверхности, а также "создание объемного предметного плана и незаметного перехода от него к живописному полотну.

Для достижения максимального "эффекта присутствия" зрителя при экспонировании панорамь; большое значение имеет специальное техническое оснащение ротонды, а именно: устройство верхнего искусственного или естественного освещения, уровень и размеры смотровой площадки и её огради, а также условия постепенного погхода ус панораме зрителей. Для экспонирование огромного полот-

на очень важно также поддержание определенных условий температурного, влазкностного режима и вентиляции помещения панорамы.

Автор считает, оправданным отнесение художественной панорамь: к категории монументальных искусств. Размеры панорамного полотна диктуют его непосредственную связь с данным архитектурным пространством, а цилиндричность панорамы - соответствующую форму архитектуры - ротонду. Главный же аргумент состоит в том,что панорама выполняет функции монумента, так как выражает, как правило, исторически непреходящее содержание. Да и cano здание панорамы выполнялось чаще всего как уникальное сооружение, оно украшалось рельефами, фризами, колоннадами, на куполах устанавливались скульптуры и т.п. Все это, а также необычная круглая или многогранная фор^а здания превращали его в своеобразный монумент.

С конца 19-го века в Европе создавались целые монументальные ансамбли зданий панорам, которые органично вхолили в окружающий ландшафт или городскую среду. Примерами могут служить такие действующие и поныне комплексы, как "Битва при Ватерлоо", включающий в себя историческое поле битвы, насыпной холм, увенчанный монументом льва, здание панорамы и виллу, где останавливался Наполеон, или комплекс близ Бад Франкенхаузена, в который входит не только само здание музея-панорамы, но и окружающий ланд-, шафт исторической битвы времен Крестьянской войны в Германии.

В конце первой главы автор предлагает свое определение искусства панорамы. Если в энциклопедических справочниках и специальной литературе основу специфики панорамы чаще всего вид-<т во внешних признаках - её конфигурации и размерах, то мы исходим из глубинной сущности этого искусства. Панорама - это одна из разновидностей массового, синтетического, монументального искусства. Панорама определяется нами как зрелище, создающее иллюзию присутствия а данном пространстве и времени, для чего служат архитектура, живописное изображение с расширенный пространственным обзором, предметный план, световые и прочие технические устройства и приспособления. ■

Глава Л "История сложения и развития панорамного искусства" псгвященз судьбам художественных панорам в 19-м веке, начиная с её изобретения в Г/82 г. Подробно освещаются биография и творчество' создателя первой панорамы Роберта Баркера и его сыновей; анализируется происхождение самого термина "панорама". Сам Ьеркер называл свое изобретение "Ьзглпд на природу". И только после 1795 г. слово "панорама" получило широкое распространение, так как было помещено на фронтоне первой постоянно! каменной р./гонды Ьаркеро на Ланкастер-сквере в Лондоне.

Далее в данной главе подробно рассматривается становление панорамного искусства а странах Европы и Америки, а также дореволюционной России. Панорамы рассматриваются здесь в хронологи-¡еском порядке, по основным странам.

Истерия naHopaiHoro искусства конца 16-го - начала 20-го веков подразделяется нами на три основных периода: первый - конец Io-ro - первая треть 19-го века - время становления искусства панорамьц второй - IoJO-- 1Ь50-е годы - можно считать первым периодом расцвета панорамы; третий период - с 1й71-го по 19 гг. является временем широкого распространения панорам в Европе v. ССА после известного спада интереса к ней в середине 19-го века.

Анализируются художественные и социально-экономические предпосылки подъёмов и спадов панорамного искусства в 19-м веке,определяются как общие для всех стран причины, так м особые, связанные с конкретной культурно-исторической обстановкой в каждой стране. Так, если во йранциу, Бельгии, Нидерландах развитие.этого искусства и кода на него связаны с успехами английской панорамы, то в Германии наметился иной путь и был даже свой родоначальник панорамы - известный автор многих теоретических трудов и театральный художник Адаы Брейзиг, претендовавший на приоритет в ее изобретении.

Ь диссертации подробно прослеживается история создания ранних панорам, которые сохранились до настоящего времени. Таковы, например, панорамы Ll.Boxepa "Вид города 1'ун" (1814 г.) в Швейцарии у, панорама И.Заттлсра "Вид Зальцбурга" 1829г.) в Австрии.

Ь главе дается характеристика наиболее значительных и интересных произведений панорамного искусства каждого из трех периодов

его развития, выделяются наиболее популярные темы панорам, характерные для тон или иной страны, характеризуется творчество известных ь свое вреия художников-панорамистов.

На каждс" этапе развития пзнораиного искусства автор прослеживает , как изменяется характер наиболее распространенных -и модных те« для'панорам, свойственных всем странам Европы. На первом зтапе господствующими сюхетами были виды городов и ландшафтов. И даже названия пансрзм в подражание недугам включали слово "вид", а также конкретное наименование изображаемого места и точнее время,-когда оно было запечатлено ^.например, "Вид города Гун на берегу реки Акре и Тунского озеро в 1Ь00 году").

Со второй половины 1У-го века и по сей день наиболее распространенно!" и популярной в панораме становится батальная тема. Она утвердилась здесь настолько, что в настоящее время кое-кто считает, что только батальный жанр присущ панорамному искусству, хотя фактически его тематика гораздо шире.

В конце 19-го века возникает потребность в поиске новых сюжетов для панорам, появляются полотка на историко-культурные или литературные теьы чтак называемые "пандемониумы"). Правда, эти темы и сюжеты не получили в панораме дальнейшего развития и не стали погулярны:га.

Религиозная тематика б панорамном искусстве появилась в 1860-х годах. Она связана с именем немецкого художника Бруно ■ Пигельхайна. "Распятие Христа" и другие сюжеты из Евангелия и Библии стали весьма распространенными. Такие панорамы писали немецкие художники Кригер, Фрои и другие. Панорамы эти показывались во многих странах, в том числе и в России, три из них сохранились до настоящего времени в Швейцарии, Германии и Канаде. О библейских'панорамах в России сохранилось немало документов, путеводителей и фотографий полотен и ротонд, а "акже многочисленные отзывы в периодической печати. В Петер -бурге, на Невском проспекте,100, сохранилась бывшая ротонда панорамы "Голгофа".

Новые теиы живописных панорам возникали также в связи с распространившейся практикой организации Всемирных и промышленных выставок, нуждающихся з рэклзмиой презентации. Такова, например, панорама известной пароходной компании "Ллойд" или

панорама "Черны." городок" нефтяной компании братьев Нобель.

Вершиной популярности панорамного искусства стала Всемирная выставка 1^00 г. в Париже, где среди множества панорам появились и такие, которые уже имели мало общего с художественной панорамой. Например, под названием "мареорам" показывался морской пейзаж, где волны изображались с подошью раскрашенных жестяных полос, которые приводились в движение особым механизмом. Были и другие отпочковавшиеся от панорамы зрелищные аттракционы, рассчитанные на дешевый эффект. Это предвещало кризис художественной панорамы.

Некоторые особенности имело развитие панорамного искусства в Америке. Ь первом десятилетии 19-го века здесь показывались только привезенные из Европы панорамы, но они не получили серьезного отклика. Не пользовалась успехом и первая панорама известного в США художника Джона Вандерлина, изображавшая дворец и сад Версаля. И только панорамы на темы из собственной истории США стали популярными. Одна из них - панорама "Битва при Геттисбур-ге" была создана французским художником Полем ¿илиппото, а другая, созданная немецким художником Лором вместе с Лоренцом и Хойне , т "Битва у Атланты в 1664- году" экспонируется до настоящего времени. Сохранились также панорамы на тему гражданской войны в США художника В.Гранвиса в Вашингтоне и панорама "Горящий ыост" Дж.Хоуна. • .

Наибольшим успехов в Америке пользовались так называемые мувинг-панорамы, то есть зарисованные длинные длинные полосы полотна, которые при показе перематывались с одного вертикального вала, на другой. На эти полотнища, длиной в сотни метров, наносилась картина проплывающих мимо берегов реки или вид из окна движущегося поезда. В США в то время основными транспортными артериями были реки Миссисипи-Миссури, по ним устремлялись первые пионеры в неосвоенные земли Запада и Юга. Первыми по этим рекам плавали художники и в течение многих месяцев зарисовывали их берега. Гак появились мувинг-ланорамы, сыгравшие определенную роль в заселении новых земель.

В России популярностью пользовались мувинг-панорамы братьев Чернецовых "Волга", а также панорама П.Я.Пясецкого "Закаспийская железная дорога". Об отих русских движущихся панорамах сохранились.документы, отзывы о них, рисунки и эскизы.

И а последние десятилетия 19-го и качало 20-го века, вплоть до I мировой войны, падает новы:: расньет панорамного иекусг.тво как во Франции, так и в Нидерландах, Германии и России. Строятся роскошные ротонды, ставшие центром отдельных городских районов часто они щедро украшались скульптурой, рельефами, на фризе помещались имена лэвестных создателе;? панорам, о Париже в ЬО - ^О-х годах действовали пят'ь таких ротонд, в Берлине - шесть, существовали такие панорамы и ь менее крупных городах - Роттердаме, Лейппиге и других. ¿'¡Мюнхене была построена специальная ротонда, которая слухила мастерской для создания панорам, в ней работали известные художники, в том числе и Ф.Рубо.

Б диссертации прослежизается история важнейших панорам этого периода и особенно тех, которые сохранились до наших дней. В Нидерландах, б Гааге демонстрируется пейзажная панорама, созданная известным голландским художником-маринистом Х.Ыездагом -"Берег у Схевенинга", в котором заметны живописные традиции классического голландского пейзажа. В Австрии, б городе Инсбрук, сохранилась панорама художника М.Димера; она посвящена борьба тирольцев за независимость под руководством Т.Хофера. В Швейцарии до настоящего времени популярна панорама французского художника Э.Кастре, известная под названием "Бурбаки-панорама" (по имени французского генерала Еурбаки, командовавшего одной из армий в франко-прусской войне 1670'- 1671 гг.). Она .выделяется своим необычным антимилитаристским сюжетом: здесь показано интернирование Швейцарией французских воинских частей, которые зимой 1871 г. , отступив в горы, гкестоко страдали от холода, голода и недостатка медикаментов. В этой панораме не показаны героические стороны войны - на ней изображены только страдания, которые она приносит человеку. Недаром автор панорамы Э.Кастре дал ей название "Никогда больше не надо войны".

Из сохранившихся до нашего времени панорам в диссертации рассмотрены панорамы: Деадулена "Битва при Ватерлоо" (Бельгия), "Битва у Липан" художника Л.Марольда Чехословакия) , ".Битва при Рацславице" художника Я. Стыка и В.Коссаха (.Польша).

К тому же периоду относится создание русских панорам Франца Рубо: "Битва у аула Ахульго", Севастопольская и Бородинская панорамы. Из них большее внимание уделено истории создания перьой,

так как Севастопольской, и Бородинской панорамам посвящено много описаний и они хорошо изучены. Но и по ним приводится малоизвестный иллюстрированный материал: первое деревянное здание панорамы на Чистых прудах в Москве, афиши, фотокопия письма Ф.Рубо архитектору здания В.Воронцову-Вельяминову, а также разрушенное в годы войны здание Севастопольской панорамы и планы его реконструкции.

Во второй главе уделено внимание некоторым родственным формам, которые сопровождали панораму на всем пути её развития . Главной из них является диорама, изобретенная в IЬ22 г. Луи Жаком Дагером. По сравнению с панорамой, диораме посвящено большое, количество исследований, в том числе и отечественных, хотя они, как правило, носят описательный характер. Часто диораму неоправданно называют прямым отпрыском панорамы, тогда как она имеет своих собственных предшественников. Слово "диорама" в настоящее время употребляется для обозначения так сказать "неполной" панорамы, тогда как б первой половине 19-го века этим термином обозначалось самостоятельное иллюзионистическое зрелище в специально приспособленном зале. Его-то и можно считать непосредственным предшественником кинематографа.

В начале 20-го века тоже создавались панорамы традиционного типа, но они уже не имели такого общественного отклика, как в 19-м веке. Вместе с тем, нельзя согласиться с утверждением, встречающимся в литературе, что панорама - это дитя только 19-го века, потому что кинематограф якобы нанес ей смертельный удар. Действительно, новые технические виды искусства, в том числе и кино, а также сложившаяся перед первой мировой войной историческая ситуация определили известный спад интдвса к традиционной панораме. Но начиная с 1930-х годов появляется ряд ноеых живописных панорам - сначала в Советском Союзе, а затем и в других странах мира. Это объясняется тем, что комплексное зиоциональ-но-художественное и познавательное воздействие живописной панорамы, рассчитанной на неторопливое рассматривание и любование, остается актуальным и не. может быть заменено ничем другим.

Ш глава диссертации "Искусство панорамы н 20-и столетии" состоит из двух разделов. В них дана суммарная характеристика па-норак, созданных в различных странах мира, и более подробно рассмотрена история создания ряда художественных панорам в Со-

ветском Союзе. Много внимания уделено здесь работам автора первых советских лзкора!.' М. Б.Грекоэз.

В результате совместной работы диссертанта с сотрудниками ряда музеев и архивог удалось восстановить историю создания и дальнейшую судьбу нескольких вариантов панорамы "Оборона Царицына", созданиях бригадами художников, которые возглавляли П.Котоэ, П.ПокаржепскиР, ь.Ьялнниикиг-Бирулп, Р.Френн. Восстановлю а также история показа в Сталинграде во время Отечественной войны одного из вариантов панорамы "Оборона Царицына".

далее в 0 главе прослеживается работа оригады художников поз руководством К.Савицкого над панорамой "Ктурм Перекопа", работа студентов Ленинградского инженерно-строительного института над панорамой "Оборона Петрограда от Юденича". Определенное внимание уделено деуонстрировавшейся на Всемирной выставке IS59 г. з Нью-Йорке панорзие "Единство народов СССР"' бриг&ди художников под руководством Федоровского. Уто панорамное полотно отличалось характерным для официального искусства того времени ложнс-поипеэныы стилем.'

В том же разделе Л главы рассмотрены панорамы послевоенного периода. Начало им было положено еще в годы зойны, о чем свидетельствуют эскизные проекты и другие материалы (.в той числе присланные с фронтов), посвященные созданию мемориального комплекса и панорамы битвы за Сталинград. 5 результате совместных с латвийским и симферопольским музеями поисков удалось проследить судьбы живописных выставочных панорам "Сталинградская битва", считавшихся потерянными: ныно они хранятся в Полтавской и Челябинском музеях.

Уделяется внимание панораме "Велочаевсхий бок" в Хабаровске авторов С.Агапова я А.Гордиенко, а также панораме "Москва" Е.Дымалнта,. показанной на выставках з разных странах.

О том, чго искусство художественной панораыы не потеряло своей притягатедьности в наши дни, свидетельствует появление ряда крупных панорам и в других странах, на разных континентах".

Так, панорама "Плевенская эпопея" п Болгарии была создана соб-

а

местными усилиями русских и болгарских художников; а Австралии возникла пейзажная.панорама художника Гута, голландца ко происхождению: в Ираке - батально-историческая панорама "Битва

при Квадесип"; в Северной Корее ныне действует огромная батальная панорама национально-патриотического характера. Велись также работы по созданию панорам в Монголии, Китае и на Кубе.

В последние годы наметилось стремление к созданию живописных панорам, воздействующих на зрителя не так, как ранее созданные. Таково грандиознее живописное полотно "Ранняя буржуазная революция % Германии" в Бад Франкенхаузене. Её автор, известный немецкий художник Вернер Тюбке, отошел от приемов традиционной иллюзионистической панорамы 19-го гека. Он стремится воздействовать на* зрителя иными, образно-ассоциативными средствами живописи.

О возобновившемся интересе к панорамному искусству свидетельствует и довольно широко проводимая реставрация старых панорам. В Венгрии, в городке Сегет, к 1995 г. планируется заверЕенке реставрации панорамы Аспада Оести "Вхождение венгров", в 1992г. там планируется проведение научной теоретической конференции по панорамному искусству.

В Лондоне недавно было создано общество панорам и диорам-во главе с лордом Монтегью Бюле и главным хранителем печатных изданий .и карт библиотеки Гильд Холл Ральфом Хайдом, атиы обществом в 1990 г. в Лондоне была проведена выставка, приуроченная к 200-летию первой панорамы, на которой были представлены и материалы аьтора настоящей работы (.план, буклеты и материалы по этой выставке прилагаются в альбоме иллюстраций). Бее это свидетельствует о возрождающемся интересе к панорамному искусству.

Заключение. История живописной панорамы дает неоценимый фактический материал не только для истории изобразительного искусства, но и архитектуры и градостроительства. Зто особенно относится к ранним панорамам, которые со скрупулезной точностью воспроизводят архитектурные силуэты городов и отдельные постройки в том виде, в каком они были в свое время.

Историко-докуыектальная точность многих панорам, запечатлевших памятные события, картины природы, бытовой уклад, костюмы, транспортные средства, военное снаряжение и прочие реалии, дает богатейший материал для изучения и реставрации произведений материальной культуры прошедших эпох, а также позволяет

лучше понять взгляд современников на те или иные события.

Изучение истории живописно:! панорамы существенно пополняет общую картину истории искусства 19 - 20-го столетий, приоткрывает некоторые аспекты взаимоотношений модной в 19-" веке панорамы с другими массовыми видами изобразительного искусства. Начавшееся чак популярный зрелищный аттракцион, покорявший публику до обмана зрения точной передачей видов городов и экзотических ландшафтов, искусство живописной панорамы на протя-жекии 19-го века, особенно в последней трети его, слонялось з самостоятельный, довольно распространенный вид изобразительного искусства - монументальный в своей содержательной сути и синтетический по структуре и выразительным средства*.;. »

В конпэ 19-го - начале 20-го века гсанрово-тематический диапазон кивописных панорам, создававшихся в Англии, Франции, Германии, Азстро-Вснгрки, России, СИ и других странах, значительно расширился. Теперь темам:! панорам стали преимущественно исторические, батальные и религиозно-исторические изображения. Для огромных живописных панорам специально проектируются и строятся богато украшенные архитектурные ротонды, представляющие собой своего рода монументы национального, самосознания и патриотизма. Здания панорам в ряде случаев становились важным компонентом обширных пространственных- комплексов ясторико-мемориаль-ного характера, таких, например, как поле Ватерлоо или место битвы при Бад Франкенхаузене зремен Крестьянской войны в Германии.

История панорамного искусства доказывает, что это отнюдь не статичное художественное явление: оно развивалось от простых иллюзионистических приемов воспроизведения натуры к более сложным образным и эмоциональным средствам воздействия на зрителя. На этом пути художественная панорама приобрела немалое истори-ко-познавательное'и художественное -яначение. Благодаря своим специфическим возможностям "погружения" зрителя в ту или иную историческую или природную среду, этот -вид искусства не утратил интереса и для наших современников. Он не отошел целиком в прошлое и продолжает развиваться, ища новые пути художественной .г.мргзительности например, в ионументализацин обрайов непреходящего значения и обогащения традиционной панорамной формы чертами символико-иетафорической поэтики. ^

Представление о художественной культуре нового зрэыени не может быть полным', если не учитывать место в ней такого характерного и кассового явления, .как живописная панорама. Хотя в своем классическом виде панорама, вероятно, уже не будет такой распространенной и социально-значимой, как в 19-м веке, однако как специфическая форма синтеза искусств и техники панорама , несомненно, будет развиваться и совершенствоваться, давая толчок для создания новых видое синтетического искусства - таких, например, как панорамный театр, сикераыа л т.п.

История панорамного искусства возрождает забытые, но некогда громкие имена художников 19-го века, а также открывает неизвестные стороны творческой деятельности некоторых хоропо известных мастеров, таких, например, как знэкенятый немецкий архитектор К.Ыинкель и другие.

В диссертации собраны и обобщены многие разнообразные материалы, "касающиеся развития панорамного искусства сс времени его появления и до наиих дней, что само по себе имеет немалое научное значение. И все же главную свою задачу диссертант видит в исследовании искусства живописной панорамы как одного из характерных проявлений массовой художественной культуры последних двух столетий.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Традиции Ф.А.Бубо в советской панораме // Материала науч. конф., посвященной 13С~летию со дня рождения О.А.Рубс. Ы.,1966.

2. Архитектура панорамных зданий // Панорама. Проилое, сегодня, завтра : Материалы науч. конф. Ш., 1987 .

3. Судьба первых панорам, темой которых был Красный Царицын// Вечерник Волгоград. 19&5. 26 дек. С.9-Ю.

4. По следам малоизвестных панорам // Вечерний Волгоград. 1986. 2 янв. С.З.

5. Мечта, рожденная в огне // Вечерний Волгоград. 19^5. 19 к; та. С.7 Со проектах пакорам, созданных в дни войны).

6. Памет на завигани J/ Сентамбри. 1985. 27 апр. Болгария

(о панораме "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом"