автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социальная мифология любовного романа

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Фридлянд, Ольга Арнольдовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Социальная мифология любовного романа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Фридлянд, Ольга Арнольдовна

Введение

Глава первая. Мифология в социокультурном контексте современности

§ 1 .Мифология и теории мифа.

§2.Мифология и повседневность. Социальные мифы.

§3.Мифология и литература: литературные жанры и мифологические сюжеты.

Глава вторая. Популярная литература, женская тематика и любовный роман: социально-мифологические аспекты

§1 .Женская проза, семейная сага и популярная литература.

§2.Любовный роман как жанр популярной литературы и отражение в нём социальных мифов.

Глава третья. Контент-анализ любовных романов как транслятора социальных мифов

§ 1 .Особенности контент-анализа художественных текстов.

§2,Образ героя (героини) как единица анализа.

§3.Методика сбора и анализа данных.

Глава четвёртая. Результаты прикладного исследования.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Фридлянд, Ольга Арнольдовна

Исследование мифов, особенно социальных, представляет собой актуальную задачу в связи с интенсивным развитием массовой культуры, широким распространением произведений разных видов литературы и искусства, в которых представлены различные мифические представления. Массовая литература насыщена самыми сюжетами, социальными ситуациями, персонажами, воспроизводящими мифические представления. Наиболее часто такие представления неразрывно связаны с образом героя или героини, существующими в массовом сознании как некий идеал, эталон «мужских» и «женских» культурных ролей.

Исключения не составляет и современный любовный роман, признанный одним из наиболее популярных жанров массовой литературы.

Согласно данным ВЦИОМ, начиная с середины 90-х годов XX века, до настоящего времени, устойчивый интерес к чтению любовного романа проявляет в среднем 24 % опрошенных, признавших, что они читают любовные романы. Пик популярности пришёлся на 1997 - 1998 гг., когда 26% опрошенных признали этот факт.1

В известной работе видного отечественного исследователя мифов Е. М. Мелетинского «Поэтика мифа», к которой в равной степени часто обращаются и культурологи и социологи, подчёркнута необходимость изучения мифов и мифологических образов в разных литературных жанрах, будь они порождением фантазии писателя, творческой переработкой древних мифов или же культурным заимствованием. В литературном изложении мифы часто выражают эстетические и социальные идеалы эпохи. Мифы сыграли огромную роль в культурной истории человечества. От древних историй богов и героев (в том числе и любовных) и до произведений классической и современной литературы, мифы продолжали своё су

1 Мониторинг общественного мнения, 2001, №1. С. 33. 3 ществование, изменялись во времени и создавались заново творческой фантазией писателя или художника. Культурный герой древности продолжил своё существование на страницах массовых литературных произведений, выполняя, пусть и не во вселенском масштабе, свои привычные функции спасителя, создателя или творца.2

Серьёзное внимание мифам стали уделять исследователи во многих странах. Например, американский социолог и литературовед Дж. Кавелти, который отмечает, что герой массового авантюрного романа, будь то детектив или любовная история, обладает многими признаками мифологических персонажей: исключительными внешними или интеллектуальными качествами, важной ролью активного действующего лица борющегося со злом и всегда выступающего победителем3

Новизна заключается в том, что и герой, и героиня такого популярного жанра, как любовный роман, рассматриваются как современная модификация мифических героев, действия которых строятся вокруг их личных отношений.

Несмотря на то, что аналогии между героем массовой литературы и культурным героем мифов проводились неоднократно, основное внимание было обращено на героя. Главные действующие лица не рассматривались как взаимодополняющие образы влюблённых. Любовный роман соответственно толкуется как жанр популярной литературы, в котором представлены современные варианты мифической истории верных влюблённых, получившей счастливое завершение. Новым является также интегратив-ный подход к разным теориям, которые связаны с анализом роли мифических образов и представлений в культуре. Он позволяет путём сравнения выделить из разных видов мифических представлений собственно социальные мифы, актуальные в современном контексте.

2 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2000. С. 477.

3 Кавелти Дж. Анализ формульной литературы //Новое литературное обозрение. 1996, №22. С. 33 - 34.

Методологическую базу исследования составляет комплексный, интегративный подход к теориям, раскрывающий роль мифа в социокультурном контексте современности в разнообразных вариантах. Концепции функционализма Б. Малиновского, психоанализ 3. Фрейда, К.-Г. Юнга, анализ мифа как формы коллективных представлений у Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, как феномена современной жизни у М. Элиаде и Р.Барта, позволяет рассмотреть миф в контексте разных форм социальности и приблизиться непосредственно к проблематике нашего исследования.

Прежде всего, в качестве коллективного представления о действительности, миф обладает расширенным диапазоном распространения, связанных как с усложнением структуры общества, так и с социальными ролями индивидов в системе социальной иерархии, тендерных и межличностных отношений, а также с изменением способа репрезентации. Поскольку в наши дни социальная мифология наиболее наглядно изображена в продуктах массовой культуры, последние рассматриваются в качестве источника социальной информации. В таких источниках отражены наиболее характерные идеальные, иногда - иллюзорные представления, которые мы будем называть социальными мифами.

Структура диссертации и основное содержание работы Работа состоит из введения, четырёх глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная мифология любовного романа"

Результаты исследования показали, что главным действующим лицом любовного романа является девушка или молодая женщина, живущая одна, либо с кем-нибудь из родни, чаще не состоящая в браке. Герой, как правило, также чаще всего не состоит в браке и живёт один. Большинство героев к моменту встречи обладали личной историей, включающей в себя следующие факты биографии. Герои на момент встречи живут одни: герой в 80% рассмотренных случаях, героиня в 51 %. Таким образом, мы видим, что герой несколько менее зависим от близких людей, чем героиня, и это подтверждает предположение о репрезентации более самостоятельной мужской роли в повседневной жизни.

В родительской семье героиня живёт в 18% случаев, герой - в 10%. Есть дети у героини в 23% случаев, у героя в 8%), имеют на попечении маленьких родственников и герой, и героиня, каждый в 2% случаев, в 1 % случаев у героини усыновлённый ребёнок.

Семейные и родственные связи представлены в та ком соотношении. Большинство героев и героинь выросли в родительской семье. Героиня в 65% рассмотренных случаев, герой в 82%. В приёмной семье героиня выросла в 12%> рассмотренных случаев, герой - в 7%. В семье с одним родителем героиня выросла в 17% рассмотренных случаев, герой в - 8%). В семье с одним родителем и мачехой/отчимом героиня выросла в 7% рассмотренных случаев, герой в 1%.

В приюте герой воспитывался в 1% случаев, героиня также в 1%. В пансионе/закрытой школе воспитывался только герой, в 1 % случаев.

Большинство героев были любимыми детьми в семье: героиня в 84% рассмотренных случаев, герой также в 84%. Не любили в семье героиню в 16% случаев, героя в 14%, в 1% рассмотренных текстов нет сведений об отношении к герою в родительской семье.

Таким образом, у большинства героев было «счастливое детство», и они, как правило, были любимыми детьми в семье. Начало личной истории героев представлено благополучным, социально желательным.

Есть родственники у героини в 3 8% исследованных текстов (брат в 17%, сестра в 6%, дядя в 4%, тётя в 2%, племянники в 2%, бабушка в 2%, много родни в 5%). У героя есть родные в 71% рассмотренных случаев (брат в 8%, сестра в 15%, дядя в 15%, тётя в 12%, много родни в 20%).

Так, одиночество героев относится к их частной жизни и к эмоциональному миру, а не к социальным связям, в разной степени представленным их родственными и дружескими отношениями.

Друзья. У героини подруга в 48% исследованных текстов, у взрослой героини - в 26%, друг у взрослой героини в 14% текстов, друг детства в 3%, нет друзей в 7%. У героя есть друг детства в 39% исследованных текстов, друг детства, в 25%, много друзей - в 8% текстов, нет друзей в 28%.

Как видим, у большинства героев есть друзья и родственники, представляющие собой благополучный социальный фон, необходимый для идеальных героев.

Социальный статус родительской семьи. В текстах он представлен также как благополучный. В 89% текстов к среднему классу принадлежит родительская семья героини, и в 85% - родительская семья героя. К высшему классу в 14% у героя и в 9% у героини. К низшему классу родительская семья относится героини в 2%, у героя в 1% случаев. Мы снова видим, что в любовном романе выражены желательные для человека варианты жизненной истории.

Состоят в браке - 9% героев исследованных текстов, не состоят в браке 79%, в разводе 6% героинь и 5% героев, 6% героинь и 8% героев во вдовстве.

Такие результаты свидетельствуют, что перед нами, прежде всего история влюблённых. Такие истории, как мы уже говорили раньше, в разных вариантах встречаются и в мифологии, и в художественной литературе. Современная модификация классического сюжета о верных влюблённых, конечно же, обладает своими отличительными особенностями.

Не менее важным показателем в этой связи предстаёт сексуальная биография героев. Нет опыта интимных отношений у героини в 32% исследованных текстов, маленький в -49%, большой -в 6%, неудачный - в 2%, удачный в 2%, страх в 1%.Герой обладает разной сексуальной активностью. Высокая - в 49% , средняя - в 43%, отсутствует - в 8%. Это позволяет сделать выводы о современном мягком варианте двойного морального стандарта для разных полов, а также подтверждает гипотезы о репрезентации в текстах любовных романов традиционного представления об активном поведении мужчины и пассивном поведении женщины как социокультурном идеале. Особенно в области сексуальных отношений. Часто встречающееся в текстах упоминание о высокой сексуальной активности героя позволяет соотнести этот аспект его образа с мифическим образом соблазнителя или Дон Жуана. Трансформация его в верного возлюбленного или приличного супруга героини, на наш взгляд наглядно демонстрирует примирение должного и запретного в идеальном, мифическом образе.

Профессия и область деятельности героев - важные характеристики их образов, характеризующая их повседневное существование и придающая им сходство с реальными людьми.

Область деятельности героини. Искусство в 27% отобранных текстов, право в 5%, образование в 12%, медицина в 4%, промышленность в 7%, торговля 9%, сельское хозяйство в 6%, СМИ в 7 %, сервис в 14% текстов, мода в 3% текстов, в 1% текстов - авиация, в 1% текстов государственная служба, и в 2 % текстов героиня не работает.

Профессия героини. Менеджер высшего звена в 4% отобранных текстов, менеджер среднего звена в 8% отобранных текстов, секретарь/клерк в 10 %, специалист в 57%, крупный бизнес в 5% текстов, мелкий/средний в 16%, не работает в 2% текстов.

Область деятельности героя. Искусство в 18% отобранных текстов, право в 14%, образование в 8%, медицина в 8%, промышленность в 15%, торговля в 13%, сельское хозяйство в 7% текстов, СМИ/Реклама в 9% текстов, в 2% текстов род деятельности не указан в 1% текстов, государственная служба в 2% текстов и в 2% герой - принц маленького вымышленного государства в Европе.

Профессия героя. Менеджер высшего звена в 17 % исследованных текстов, менеджер среднего звена в 19% текстов, специалист в 28 % , мелкий/средний бизнес в 36 %, крупный в 6% текстов, в 2% текстов герой -писатель, и в 2% - художник. Итак, мы видим, что и герой, и героиня на момент встречи обладают профессией, но для воспроизведения образа героя в качестве идеального более важным оказывается социальный успех (4% у героини против 17% у героя «руководящая должность»). В целом социальное неравенство полов представлено в любовном романе относительно умеренно и мягко. Таким образом, можно говорить скорее о попытке примирения идеалов эмансипации и традиционных представлений о роли женщины в современном любовном романе.

Обстоятельством, способствующим встрече, чаще всего является случай. Случайно познакомились 67% героев, 13% помогли родственники героини, 11% - родственники героя, 8% помогли общие знакомые, 2% -волшебство.

Самым часто упоминаемым в текстах местом встречи оказывается большой город - в 48% романов, на втором месте маленький город - 26%, далее идут другая страна - в 8% романов, на малой родине - в 4% и в деревне (сельской местности) также в 4% рассмотренных текстов. Обстоятельства встречи героев достаточно разнообразны. В 20% отобранных текстов герои знакомятся в дороге, в 17 % текстов герои знакомятся на новом месте работы героини, знакомы с детства в 16 % текстов. В 12% отобранных текстов герой приходит на новое место работы и знакомится с героиней. Иногда она оказывается его коллегой, в другой раз подчинённой, в его доме - в 8 % текстов, в её доме - в 8%. Повторная встреча старых возлюбленных происходит в 6% текстов, в гостях в 5% текстов. В каком либо общественном месте (парке, театре, магазине, ресторане) - в 5% текстов, ночлег у него/у неё в 2% текстов. Место и обстоятельства встречи в тексте могут быть представлены так:

Они познакомились всего неделю назад на набережной Виктории. В эту пору года здесь было особенно красиво. Весеннее солнышко ласково пригревало нежные клейкие листочки, недавно распустившиеся на деревьях. На ветках весело пели птицы, а клумбы весело пестрели тюльпанами всех оттенков. В течение всей стажировки в Лондонском университете Кристина, по специальности историк - искусствовед, время от времени приходила на одну из наиболее красивых набережных между мостами Блэкфрайрз и Вестминстерским. Её привлекла импровизированная выставка-продажа картин, развешенных художниками прямо на месте ограждения.

Интерес к живописи привёл на набережную Виктории и Сиднея. Кристина склонилась к одному из пейзажей, чтобы получше рассмотреть мелкие детали, и вдруг у неё за спиной раздался мужской голос: - Какое удачное сочетание красок! - Вы тоже так считаете? - радостно подхватила Кристина, обернулась и оказалась лицом к лицу с широкоплечим человеком в элегантном тёмном костюме».154

Впечатление, произведённое героями друг на друга, присутствует в следующих соотношениях: Он воспринимает её при встрече как просто привлекательную женщину в 32% текстов, как свой идеал в 28% как «женщину, занимающуюся мужским делом» в 10%, «холодную» в 10%), как охотницу за мужчинами в 8%, охотницу за деньгами в 6% «растяпу» в 5%, считает, что она нуждается в помощи в 1%.

Она воспринимает его при встрече как просто привлекательного мужчину в 28% рассмотренных текстов, как охотника за женщинами - в 17% тек

154 Кристин Григ. Ты моё творение. М.: Панорама/ «Панорама романов о любви» 1997. С. 3 - 4.

102 стов, как врага в 14% текстов, как свой идеал в 10% текстов, как грубияна - в 7%, как аскета в 6%, как «профессионала» в 3%, как застенчивого человека - в 1%).

Важную роль во впечатлении, производимом героями друг на друга, играет внешность. Это один из важнейших моментов, начиная со встречи героев для развития сюжетов любовных романов.

Герой обладает привлекательной наружностью в 96% рассмотренных текстов «обыкновенной» в 4%. Героиня привлекательна в 97% текстов, обладает обычной внешностью в 3%. Как мы видим, в большинстве текстов любовных романов и герой, и героиня обладают привлекательной наружностью. Это сближает их с образами идеальных влюблённых, представленных и в мифах, и в сказках. Восхищение героев привлекательностью друг друга также напоминает нам о характерной черте образа влюблённого, а в нашем случае и влюблённой - восхищении красотой, описанной, как уже говорилось во второй главе у Р. Барта.

В текстах любовных романов внешность героев и впечатление, производимое героями друг на друга, могут описываться таким образом. «Натан бросил на Изольду восхищённый взгляд. Ничего удивительного. Все мужчины реагировали именно таким образом на длинные светлые волосы, высокие скулы и раскосые зелёные глаза юной графини Коссович. Но и её собеседник заслуживал не менее пристального внимания. Высокий, широкоплечий, с тёмными непослушными волосами и волевым подбородком, он, усмехаясь, бесцеремонно рассматривал девушку».

В большинстве отобранных для исследования романов именно герою в завязке любовных отношений принадлежит активная роль: он добивается её взаимности в 53% случаев, оба сразу влюбляются друг в друга -19 %, она добивается его взаимности в 15% из отобранных текстов, оба постепенно в 12% отобранных текстов. Так в области межличностных отношений героев воспроизводится традиционная модель тендерного поведения, воспроизводимая как идеал межличностных отношений мужчины и женщины.

В некоторых текстах присутствует момент антиципации, когда кто-либо из героев мечтает о возлюбленном/возлюбленной или видит его/её во сне. Антиципация представлена в текстах таким образом: он видит эротический сон в 1% отобранных текстов, она в 1 % текстов, его эротические мечты представлены в 2% текстов, её в 1% отобранных текстов. Несмотря на незначительное присутствие в текстах, этот момент может охарактеризовать любовное чувство как одинаково желанное и для героя, и героини.

Несколько чаще упоминаются профессиональные отношения героев. Они присутствуют в 18% отобранных текстов, из которых он начальник, а она - подчинённый в 15% отобранных текстов, коллеги в 2%, партнёры в 1%.

Конфликты представлены в отобранных текстах в следующих вариантах: производственные - 1%, , между влюблёнными - 27%, в его родне 2%, в её родне 2%, супружеские в 9% текстов.

Препятствия, осложняющие жизнь героя и героини присутствуют в 60% отобранных текстов. В 40% - ревность, в 3% препятствия со стороны влюблённой в него, в 2% временное увечье и болезнь её, в 2% временная болезнь или увечье его, в 5 % препятствия чинят её родные, в 2 % влюблённый в неё, в 3% его родные, в 1% его бывшая возлюбленная.

Иногда в отношениях героев присутствует имитация, которая может привести к развитию любовных отношений. Имитация отношений присутствует в 5% отобранных текстов: супружеских в 3%, помолвки в 1%, и деловых и помолвки в 1% текстов.

В этом, достаточно редком для современных любовных романов случае и герой, и героиня выступают в качестве трикстеров (обманщикв, плутов), но такую роль нельзя назвать для них характерной.

Существенным моментом, влияющим на развитие отношений героев, является помощь, которую оказывает герою или героине третье лицо, героиня герою, или он ей. Упоминание о помощи присутствует в 43% отобранных текстов; чаще всего герой помогает героине - в 15% текстов, она помогает ему в 9% текстов, ей помогает кто-то другой в 6%, она ему в 4% , обоим кто-то другой в 3%, обоим кто-то другой в 1% текстов.

Итак, мы снова видим, что герою достаётся традиционная для мифов, в том числе и социальных, миссия спасителя; героине эта роль достаётся реже. Практически мы видим, опять таки, традиционное представление о тендерных ролях, где герою достаётся более активная роль. Соединение героев в конце повествования в отобранных для исследования текстах присутствует в следующих вариантах: свадьба героев в 56% текстов, помолвка в 35% текстов, примирение супругов в 9% текстов.

Иногда в текстах любовных романов героиню ждёт не только счастливая любовь, завершающаяся помолвкой или браком. В жизни героини наступают и другие счастливые перемены. В 4 % отобранных героиня находит кого-то из членов своей семьи, в 8% случаев находит свою родню, получает деньги в 2%, красоту (возвращается после пластической операции привлекательность изувеченной героини, в другом варианте в глазах героя она выглядит как красавица). Реже - в 1% получает фамильный дом, в 1 % к её больной матери возвращается память при невольной помощи героя, в 1% героиня получает желанную работу (роль в театре). Итак, в 15% романах на долю героини, кроме счастливой любви, выдержавшей все испытания, достаётся «дополнительный приз», в качестве важного элемента «мифа об исполнении желаний».

Потомство героев является очень важным дополнением их соединения в конце повествования. Его появление, так же как и брак и помолвка героев свидетельствует о репрезентации семейных ценностей в современном любовном романе.

Рождение ребёнка в 17% отобранных романов, беременность в 12%, усыновление и рождение детей в 5% романов, были общие дети в 4% романов, усыновление ребёнка, рождение ребёнка и беременность в 1% романов. Всего о потомстве героев речь идёт в 39%.

Наиболее наглядно названные выше ситуации описаны в романе «Приют святой Анны» Ребекки Уинтерз.

Их трёхлетний сын Кейб и приёмный двухлетний сынишка Росс, которые сидели на своих высоких стульчиках, радостно закричали, когда в кухню вошёл папа.

Поздоровавшись с каждым из них, Корд кратчайшим путём отправился к Эшли, стоявшей возле раковины, и поцеловал её в шею». Далее героиня сообщает мужу о своей беременности.

Задыхаясь от волнения, она прошептала: -Ты сможешь преодолеть ещё одно чудо, которое появится через восемь месяцев?».155

Всё изложенное выше позволяет сделать следующие выводы. Главным в современных любовных романах является личная история героя и героини, её идеальный вариант. История их отношений напоминает с одной стороны историю верных влюблённых, по наблюдению В. Н Жирмунского общую для мифологии, литературы и фольклора, и одновременно - современный вариант мифа об исполнении желаний, упомянутый в качестве социального в работах Г. Маркузе, Э. Фромма, и в качестве общелитературного у - Нортропа Фрая. Такой миф состоит из целого комплекса мифических представлений. Такими представлениями являются идеальные представления о личном и социальном успехе, о традиционной женской роли и о миссии героя избавителя. В основном эти представления проецируются на сферу частной жизни героев. Названные мифические представления представляют собой основу социально-мифического комплекса, репрезентированного в современном любовном романе.

155 Ребекка Уинтерз. Приют Святой Анны. М. Радуга//«Любовный роман». 2000. С. 184- 186.

106

Заключение

По завершении диссертационного исследования мы пришли к следующим итогам, соответственно поставленным во введении цели, задачам, а также выдвинутым гипотезам.

Целью настоящего исследования был анализ разветвлённой системы социальных мифов, репрезентируемых в любовном романе, и их интерпретация и анализ в качестве важной составляющей современной мифологии. Система социальных мифов представляет собой идеальные представления, связанные со значением личного и социального успеха в жизни каждого индивида, а также традиционными моделями тендерного поведения, пассивной женской роли и активной мужской.

В современном любовном романе действительно присутствует разветвлённая система социальных мифов, понимаемых как идеальные представления. Система социальных мифов связана с самыми разнообразными сторонами личной истории героев, представленной в текстах в качестве социально желательного варианта личной истории человека. Эта история включает в себя представления о личном успехе, включающем в себя успех в любви, красивую внешность и соединение с избранником (избранницей). История героини, и соответственно, героя любовного романа предстаёт как развёрнутая картина современной модификации героического мифа, приземлённого до уровня повседневности

Несмотря на то, что любовный роман (что в принципе, верно) часто трактуется как женская история, образы героев являются взаимодополняющими. Личная история героини не существует без личной истории её возлюбленного.

Комплекс идеальных представлений о личной истории героев анализировался и интерпретировался в настоящем исследовании согласно поставленным задачам.

1)Изучение различных социальных мифов, распространённых в массовом сознании, и репрезентируемых в любовных романах. На страницах отобранных нами для исследования современных любовных романов представлены следующие варианты социальных мифов.

О социальном и личном успехе. Содержание этого мифа составляют идеальные представления о «приличном» или высоком социальном статусе как обязательном условии жизни индивида, привлекательной внешности, успехе любви, дружеских, семейных и родственных связях, благополучной семье, потомстве. Согласно полученным нами данным, большинство героев социально благополучно. Герой вырос в родительской семье в 82% романов, героиня в 65%. Оба были любимыми детьми в семье в 84% романов, дружескими связями героиня обладает в 97% романов, герой в 72%. Герои также, как правило, обладают родственными связями, - в 71 % текстов герой, и в 38% текстов героиня. Оба обладают привлекательной внешностью почти во всех текстах: герой - в 94%, героиня в 93%. И герой, и героиня обладают профессиональным статусом, герой в 100% исследованных текстов, героиня в 98%.

Таким образом, можно говорить о воспроизведении в современном любовном романе моделей желательного социального и личного статуса. В таком аспекте образы главных персонажей романа предстают как идеальные, то есть обладающие желательными качествами.

О традиционной женской роли и отсутствии самоценности женщины. Содержание такого мифа составляет представление о женщине как социально менее значимой, и менее активной, зависящей от мужчины, и рассматриваемой только с точки зрения репродуктивных функций. На самом деле, как мы уже упоминали выше, героиня не обладает профессиональным статусом лишь в 2% текстов. Служебные отношения «начальник-подчинённый» присутствуют гак же только в 15% текстов. Ведущая роль герою принадлежит чаще в завязке любовных отношений: он добивается её взаимности в 53% текстов. Потомство является показана телем, важным для обоих героев, - упоминание об общем потомстве героев присутствует в 40 % текстов. Таким образом, можно считать, что в любовном романе репрезентирована скорее идеальная модель полороле-вого поведения женщины, а представления о меньшей социальной значимости женщины представлены более умеренно. В этой связи уместно отметить, что в современном любовном романе чаще представлена современная модификация мифа о традиционном женском предназначении, в которой женщине не отказано в праве на профессиональный статус и реализацию творческих способностей.

О миссии героя-избавителя женщины. Содержание этого мифа составляет представление о герое как о спасителе героини от грозящей ей опасности, или в современном варианте - помощь в трудных жизненных обстоятельствах. Таким спасителем герой становится только в 15% текстов.

Главным является то, что он избавляет героиню от одиночества - в 91 % текстов.

2)Выявление общих для образов героев любовных романов характеристик, делающих их схожими с мифическими.

С мифическими персонажами героев сближают: привлекательная внешность, воспроизведение традиционных моделей идеального мужского или женского поведения в обществе, преодоление препятствий на пути к соединению, составляющие основу их межличностных отношений. В большинстве текстов, как мы уже упоминали не раз, говорится о внешней привлекательности героев, а также удачном варианте биографии в большинстве случаев. Различные препятствия на пути к соединению они преодолевают в 60% текстов, соединение героев происходит в 100% отобранных для исследования романов. Практически в современном любовном романе достаточно явно представлена обычная для любовных историй сюжетная схема, включающая в себя встречу влюблённых, испытания (препятствия) и соединение в конце.

3)Выявление взаимосвязи социальных мифов о личном и социальном успехе с образом героя любовного романа и мужскими социальными ролями.

Герой любовного романа следует традиционной модели тендерного поведения в современном варианте и ему принадлежит успешный вариант биографии. Его образ обладает рядом устойчивых характеристик, это подтверждающих. Ему достаточно часто принадлежит активная роль как в развитии любовных отношений, как уже упоминалось, в -53% рассмотренных случаев, в сочетании с также упомянутыми нами удачным социальным происхождением, профессиональным статусом и привлекательностью, а также - соединением с возлюбленной в конце повествования.

4)Выявление взаимосвязи социальных мифов о личном и социальном успехе с образом героини любовного романа и женскими социальными ролями.

Образ героини любовного романа в равной мере можно назвать обладающим устойчивыми характеристиками, свидетельствующими о социально желательной роли женщины, и соответственно об успешном варианте биографии. Прежде всего, - это более пассивное, по сравнению с героем поведение. В развитии любовных отношений героине только в 15 % принадлежит ведущая роль. Героиня в 98% рассмотренных нами текстов обладает профессиональным статусом и привлекательностью, а в конце соединяется со своим возлюбленным.

В большинстве текстов любовных романов представлены упомянутые нами мифические представления. Это мифы о социальном и личном успехе, мифы о традиционном предназначении женщины, и мифы о миссии-героя-избавителя женщины.

Мифы о социальном и личном успехе представлены в 100% романов, то же самое можно сказать об идеальных представлениях о традиционном предназначении женщины, роль спасителя в прямом смысле слова герою достаётся, как уже упоминалось выше в 15% случаев. Такие мифы имеют самую тесную связь с культурными традициями разных обществ. Прежде всего, они воспроизводят идеальные модели поведения, культурные роли, моральные ценности и нормы. Также как мы упоминали выше, они связаны с желательными социальными статусами. Во введении к этой работе, а также во втором параграфе первой главы мы уже говорили о значении таких представлений в жизни каждого индивида. Поэтому, вполне уместно говорить о том, что результаты нашего исследования подтверждают предположение, что социальные мифы, репрезентированные в любовном романе и обращённые к базовым потребностям индивида, являются важной причиной его популярности.

2) Образы героев любовных романов обладают рядом устойчивых характеристик, делающих их схожими с мифическими: повторяющимися фактами биографии, удачной личной историей и привлекательной внешностью.

Действительно, проведённое нами исследование показало, что образы героев обладают следующими общими для всех чертами, о некоторых мы уже говорили. Это - красивая внешность и чаще всего удачное начало личной истории. Другой важной чертой, делающих героев любовных романов с типичными мифическими персонажами любовных историй - построение их действий и отношений преимущественно относительно друг друга. Встреча, влюблённость, испытания и соединение в конце повествования делает героев схожими с персонажами счастливых версий мифов о любви, подчёркнуто жизнеутверждающих и социальных.

3)Образы героев любовных романов связаны с социальными мифами об исполнении желаний, личном и социальном успехе в сочетании с мужскими социальными ролями.

4)Образы героинь любовных романов связаны с социальными мифами об исполнении желаний, личном и социальном успехе в сочетании с женскими социальными ролями.

Представления об успехе, транслируемые со страниц любовных романов связаны, прежде всего, с восприятием героев как успешного мужчины и успешной женщины. Результаты исследования показали, что в большинстве случаев и герой, и героиня обладают привлекательной внешностью, любят друг друга, и, наконец, в их отношениях воспроизводится идеальная для традиционных культур модель полоролевых отношений - в 53% повествований герой добивается взаимности героини, и в 15% оказывает ей помощь.

Обобщая сказанное выше, можно сказать, что миф об исполнении желаний, описанный как социальный у Э. Фромма и Г. Маркузе, и как общелитературный у Н. Фрая, в варианте, транслируемом со страниц любовных романов, представляет собой разветвлённую систему мифов о социальном и личном успехе, о традиционной женской роли и миссии героя освободителя. В любом мифе, по словам известного отечественного культуролога П. С. Гуревича может, в зависимости от меры его понимания современниками, заключаться «доля прозрения или заблуждения»156 На наш взгляд, система, представленная в современной модификации, напоминает важные функции мифа в любом обществе, независимо от способа репрезентации:

- как отражение социального идеала.

- как модели примирения культурных и статусных противоречий.

 

Список научной литературыФридлянд, Ольга Арнольдовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1.Аристотель. Поэтика М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

2. Барт Р. Мифологии. СПб., 1996.

3. Барт Р. Фрагменты речи Влюблённого. М.: Гардарика, 2000.

4. Бахтин М. М. Лекции по зарубежной литературе. Саранск. 2000.

5. Белянин В. П. Субъективные предпочтения читателей: с чем они связаны,// Что мы читаем, какие мы. СПб., 1993.

6. Бовуар. Симона де. Второй пол. Спб.: Алтейя, 1997.

7. Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1977.

8. Берн Ш. Тендерная Психология. М.: Олма-Пресс, 2001.

9. Бочарова. О. Формула женского счастья. \\Новое литературное обозрение 1996, №22.

10. Ю.Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты. М.: Наука, 1997.

11. П.Бутенко И. А. Прикладная социология. Наука и искусство. М.: Анкил, 1999 г.

12. Вайнштейн О. Женский роман как машина желаний// Новое литературное обозрение. 1996, №22.

13. Вебер Макс. Избранное. М.: Юрист, 1994

14. Винкельман. И. История искусств. СПб.: Алтейя, 2001.

15. Вундт В. Миф и религия. СПБ., 1913.

16. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

17. Гилберт Э. Кун Г. История эстетики. СПб.: Алтейя, 2000.

18. Гофман. И. Представления себя другим в повседневной жизни. М.: Ка-нон-Пресс-Ц, 2000.

19. Гостева Н. Творческая мастерская. Интервью с писательницей Л. Улиц-кой.// Вопр. Литературы. 2000, №2.

20. Гудков JI., Дубин. Б. Литература как социальный институт. М.: НЛО, 1994.

21. Гуревич П. С. Современный гуманитарный словарь М., 2000.

22. Гуревич П. С. Социальная мифология М., 1984.

23. Дмитриев И. А. Скрывшие своё имя. Из истории анонимов и псевдонимов. М.: Наука, 1977.

24. Дюркгейм. Э. О коллективных представлениях.//Религия и общество, М.: Аспект-Пресс, 1996.

25. Дынник В. А. Бернарт де Вентадорн и радостная наука трубадуров// Бернарт де Вентадорн. Песни. М., 1979.

26. Ерасов Б. С. Социальная Культурология. М. Аспект Пресс. 1996 г.

27. Женщины в мифах и легендах М.: Крон-Пресс, 1998.

28. Канторович В. Я. Литература и читатель. М, 1976.

29. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1996 г.

30. Камю. А. Человек бунтующий. М.: Республика, 1992.

31. Книжный бизнес, №11, 1997г.

32. Козловски П. Миф о модерне. М., 2001.

33. Косарев А. Ф. Философия мифа. М.: Университетская книга, 2000.

34. Куркин В. В. Контент-анализ художественных текстов.// Социологические исследования. 1991, №6.

35. Кэмпбелл. Дж. Тысячеликий Герой. М.: ACT, 1997 г.

36. Лангер С. Философия в новом ключе М.: Республика, 2000.

37. Латынина А. Знаки времени. М., 1987.

38. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1996.

39. Леви-Стросс К. Структура мифов.//Вопросы философии. 1970, №7.

40. Леонтьев. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1977.

41. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980.

42. Ломов. Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

43. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980.

44. Лосев А. Ф. Миф, религия, культураМ.: Республика, 1994 г.

45. Лэнг. Э. Мифология. СПб, 1901.

46. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1997.

47. Малышева М. М. Современный патриархат. М., 2001.

48. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1984.

49. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь или весь Париж. М.: Издательство Собашниковых, 2000.

50. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 2000.

51. Мелетинский. Е. А. Поэтика мифа. М., 2000.

52. Мифологии Древнего мира. Л.: Наука, 1977.

53. Мониторинг общественного мнения. 1998, №4.

54. Мониторинг общественного мнения. 2002, №2.

55. Мюллер Макс. Сравнительная Мифология. М., 1886.

56. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М.: НГ, 1998.

57. Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социология. М.: Интрада, 2002.

58. Пол, тендер, культура. М., 1999 г.

59. Попова О. Сексуальный лунный свет //Книжное обозрение. 2000, №24.

60. Ранк. О., Закс. X. Миф о рождении героя. М.: Рефл Бук, 1999.

61. Реизов Б. Г. Француцский роман XIX века. М.: Высшая школа, 1977.

62. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки Л.: ЛГУ, 1946.

63. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1996.

64. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958.

65. Протопопова Е. А. Античный любовный роман. М.: Лабиринт, 20001

66. Рабочая книга социолога. М., 1988.

67. Разлогов К. Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники М.: Искусство, 1992.

68. Реизов. Б. Г. Французский роман XIX века. М.: Высшая школа, 1977.

69. Садовская И. Г. Мифология. СПб.: Алтейя, 2000 г.

70. Сакулин. П. Н. Социологический метод в литературоведении. ., 1925.

71. Сакулин П. Н. Социологическая сатира. М., 1913 .

72. Семёнов В. Е. Молодёжь, образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л., 1973

73. Смирнов С. Д. Образ мира и мир образов.// Вестник МГУ. 1962, №2

74. Современное зарубежное литературоведение, ред. И. П. Ильин Е. А. Курганова. М.: Интрада, 1999 .

75. Сорокин. П. А. Социологические эссе. М., 1992.

76. Социологический энциклопедический словарь, ред. Осипов Г. В. М.: Интрада, 1999.

77. Тард Г. Социальная Логика. СПБ., 1996 .

78. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий. //Вопросы социологии. 1991, №2

79. Токарев. А. С. Ранние формы религии и их развитие. М., 1962.

80. Торшилов А. Д. Действие в античной литературе. СПб.: Алтейя, 2001 .

81. Трофимова Е. А. Женская литература и книгоиздание в современной России.// Общественные науки. 1998, №5

82. Федотова Л. Н. Анализ средств массовой коммуникации. М.: 20001.

83. Философская энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1960.

84. Франки. В. Человек в поисках смысла. М.: Политииздат, 1992.

85. Фрай Н. Анатомия критики. М.,1987.91 .Фрейд 3. Тотем и табу. СПб.: Алтейя, 1997 .

86. Фрезер. Дж. Золотая ветвь. М. Издательство политической литературы 1983 г.

87. Фридаи Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, 1994

88. Фромм. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

89. Фукс. Э. Иллюстрированная история нравов, т. 2, М.: Республика, 1992.

90. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996.

91. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. М.: Канун, 1996 г.

92. Шахнович.М. А. Первобытная философия и религия. М., 1964.

93. Шеллинг Ф. Философия искусств. СПб.: Алтейя, 1996. 1 ОО.Шестаков В. П. Мифология XX века. М., 1986. 101.Элиаде М. Аспекты мифа. М.: ИнвестПП, 1995.

94. Ядов В. А. Социологическое исследование: методика, программа, методы. Самара, 1995.

95. ЮЗ.Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Обретённые страницы. М.: Лабиринт. 2001.

96. Fraey N. Fables of identity. N. Y, 1963.

97. The Hutchinson. Искусств. M, 1997.106./Ex Libris. электронная версия. 2000, №22.

98. Список художественной литературы.

99. Джоанна Брендон. Просто поцелуй. М.: Панорама// «Панорама романов о любви», 1997.

100. Мехелия Айзеке. Родная душа. М.: Панорама//«Панорама романов о любви, 1999.

101. Элла Уорнер. Лики любви. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2001.

102. Голди Нидлз. Возвращение к мечте. М.: Панорама//«Панорама романов о любви»», 1995.

103. Инид Джохансон. Взаимный интерес. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

104. Дженифер Тейлор. Наедине с тобой. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 20001.

105. Эйлин Коулдер. Игра в прятки. М.: Панорама// «Панорама романов о любви», 2000.

106. Фрида Митчел. Испытай меня. М. : Панорама//«Панорама романов о любви», 1999.

107. Марси Беннет. Венчальная свеча. М. Панорама. // «Панорама романов о любви». М. 1999.

108. Ю.Шарлотта Лэм. Виновата только я. М.: Радуга//«Любовный роман», 1997.

109. П.Инга Берристер. Герой её романа. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2002.

110. Френсис Девис. Вкус любви. М.: Панорама. // «Панорама романов о любви», 1994.

111. Ванесса Фитч. Женский шарм. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2002

112. Энн Макалистер Призывающий ветер. М.: Радуга//«Любовный роман», 1997.

113. Кей Локсмит. Взгляни на меня. М.: Радуга // «Любовный роман», 1996.

114. Сандра Чейстон. Милость от своей звезды. М.: Панорама //«Панорама романов о любви», 1995.

115. Камилла Хенкинс. Наречённый. М.: Панорама.//«Любовный роман»,1999.

116. Лидия Данкен. Грустный мотылёк. Панорама//«Панорама романов о любви», 2000

117. Кэтрин Джордж. Однажды в грозу. М.:. Радуга//«Любовный роман», 1997.

118. Элис Детли. Любовный Пасьянс. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

119. Кей Мортинсен. Рецепт счастья. М.: Панорама. //«Панорама романов о любви», 1999.

120. Мэхелия Айзеке. Мера в любви. М.: Панорама / /«Панорама романов о любви», 2000.

121. Триша Дэвид Прислушайся к сердцу. М.: Радуга//«Любовный роман»,2000.

122. Бетти Ниле. Счастливый шанс для Араминты. М.: Радуга//«Любовный роман», 2000.

123. Кристин Пачеко. Озарённые светом рождества. М.: Радуга// «Любовный роман», 2000.

124. Дафна Клэр. Там где растут подсолнухи. М.: Раду га//« Любовный роман», 2000.

125. Карла Кэссиди. Навек с любимым. М: Раду га//« Любовный роман», 2000.

126. Ингрид Реймс. Радость и грусть. М: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

127. Агата Мур. Через тернии. Панорама//«Панорама романов о любви», 2002.

128. Грейс Грин. Добрая традиция. М.: Радуга // «Любовный роман», 2000.

129. Алекс Райдер. Предсказание звёзд. М.: Радуга//«Любовный роман», 2000

130. Элизабет Огест. Монетка на счастье. М.: Радуга//«Любовный роман», 1996.

131. Салли Лэннинг. Плата за счастье. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2001

132. Шеннон Уэверли. Временное пристанище. М.: Радуга//«Любовный роман», 1996.

133. Салли Лионе. Букет невесты. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

134. Айра Левин. Всё или ничего. М.: Панорама //«Панорама романов о любви», 1995.

135. Кэтрин Джордж. Логово дракона. М.: Радуга//«Любовный роман», 1996.

136. Натали Фокс. Особенный мужчина. М.: Радуга//«Любовный роман», 1994.

137. Пенни Джордан. Суровый урок. М.: Радуг // «Любовный роман». 1993.

138. Хэриет Гилберт. Неблагодарный. М.: Панорама.//«Панорама романов олюбви», 1997.

139. Роберта Ли. Притворство. М.: Панорама //«Панорама романов о любви», 1994.

140. Уинифрид Леннокс. Формула любви. М.: Панорама//«Панорама романов о любви, 2000.

141. Дебби Макомбер. Нетерпеливый жених. М.: Радуга//«Любовный роман», 2000.

142. Уинифрид Леннокс. Этюд в золотистых тонах. М.: Панорама. // Панорама романов о любви», 1999.

143. Гвинет Рамон. Досадная ошибка. М.: Панорама // «Панорама романов о любви». 2000.

144. Дара Сэвидж. Синица в руках. М.: Панорама// «Панорама романов о любви», 1997

145. Кэти Уильяме. Личная жизнь тихони Эллис. М.: Радуга.//«Любовный роман», 2000.

146. Сандра Стеффен. Неугомонная Джози. М. Радуга. // «Любовный роман» 2000.

147. Кристин Григ. Ты только мой. М. Панорама. // «Панорама романов о любви. 1997.

148. Софи Уэстон. Ласкающий ветер Тосканы. М. Радуга // «Любовный роман» 2000.

149. Дэй Леклер. Фиктивная помолвка. М. Радуга. // «Любовный роман». 2000.

150. Мерил Хенкс. Ложные клятвы. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

151. Тори Файер. Роса на розе. М.: Панорама//«Панорама романов о любви»,1999.

152. Джерри Уандер. Верить и любить. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 1999.

153. Мэри Хопкинс. Детские шалости. М. Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

154. Салли Лэннинг. Солнце для двоих. М.: Панорама//«Панорама романов» о любви, 1999.

155. Ева Ратленд. Паруса голубой птицы. М.: Радуга//«Любовный роман»,2000.

156. Теодора Снэйк. Я сожалею. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

157. Кэтрин Джордж. Исправление повесы. М.: Радуга//«Любовный роман», 1997.

158. Патриция Хорст. Приносящая удачу. М.: Панорама.//«Панорама романов о любви», 2000.

159. Вэл Дэниэлз. Отныне вместе. М.: Радуга. //«Любовный роман», 2000.

160. Пенни Джордан. Поздняя свадьба. М.: Раду га//« Любовный роман», 2000.

161. Лора Шефнер. Игра в супружество. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 1999.

162. Диана Гамильтон. Начнём сначала. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 1997.

163. Элис Детли. Преображение мира. М.: Панорама// «Панорама романов о любви», 2000.

164. Сэлма Роббинс. Настанет час. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 1999.

165. Сэлма Роббинс. Волнения сердца. М.: Панорама. // «Панорама романов о любви», 1999.

166. Ребекка Уинтерз Приют святой Анны. М.: Радуга //«Любовный роман», 2000.

167. Диана Гамильтон. Надеюсь и жду. М.: Радуга //«Любовный роман», 2000.

168. Патриция Хорст. Узор на снегу. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

169. Уинифрид Леннокс. Дуэт сердца и саксофона. М.: Панора-ма//«Панорама романов о любви», 2000 г.

170. Мэрил Хэнке. Заблуждение. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 1999.

171. Жанна Аллан. Независимая леди. М.: Радуга//«Любовный роман», 2000.

172. Кей Мартинсен. Сквозь годы. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

173. Люси Рэдкомб. Исполнение желаний. М.: Панорама//Панорама романов о любви, 2000.

174. Кэтрин Айворс. Её первая любовь М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

175. Розанна Спайрс. Если любишь. М.: Панорама// «Панорама романов о любви», 199.

176. Глория Даймонд. У истоков любви. М.: Панорама //«Панорама романов о любви», 1999.

177. Миранда Ли. Проект «Обольщение». М.: Радуга//«Любовный роман», 2000.

178. Маргарет Уэй. Хлоя и Габриель. М.: Радуга.//«Любовный роман», 2000.

179. Элла Уорнер. Близки как никогда. М.: Панорама// «Панорама романов олюбви, 2002

180. Лора Конвей. Это не сон. М. Панорама.//«Панорама романов о любви» 2000.

181. Ванесса Фитч. Золотой дождь. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

182. Джейн Харра. Быть может. М.: Панорама //«Панорама романов о любви», 2000.87.0дри Хэсли. Брачный сюрприз. М.: Панорама//»Панорама романов о любви», 2002

183. Валери Стайл. Иероглиф счастья. М.: Панорама//«Панорама романов олюбви», 2002.

184. Мэрил Хэнке. Идеальная Пара. М.: Панорама.//«Панорама романов о любви», 2002.

185. Патриция Хорист. О ком грустит Пьеро. М.: Панорама. //«Панорама романов о любви», 2002.

186. Дебби Макомбер. Мы сделаем Вас счастливыми. М.: Раду-га//«Любовный роман», 2000.

187. Уинифрид Леннокс. Японский гербарий. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.93 .Джоанна Лэнгтон. Возвращённая любовь. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2002.

188. Маргарет Нетли. Мимолетный каприз. Панорам //«Панорама романов о любви», М. 2002.

189. Салли Уэнтворт. У каждого свои секреты. М.: Радуга// «Любовный роман», 2000 г.

190. Линда Андерсон. Брачная лотерея. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2000.

191. Патриция Хорст. В ожидании принца М.: Панорама.//«Панорама романов о любви», 2002

192. Лора Патрик. Красавчик. М.: Панорама.//«Панорама романов о любви», 2002 .

193. Леона Арленд. Лабиринты любви. М.: Панорама//«Панорама романов о любви», 2002.

194. Кристин Григ Ты моё творение. М.: Панорама.//«Панорама романов о любви», 1997.

195. Джейн Доннелли. Страшная тайна. М.: Радуга.// «Любовный роман». 2000.

196. Мэттер Энн. Семейные тайны. М.: Раду га//« Любовный роман», 1999.