автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Художественная проза Абдуллы Шаика

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бабаев, Баба Максуд оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Художественная проза Абдуллы Шаика'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная проза Абдуллы Шаика"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ НИЗАМИ

На правах рукописи

БАБАЕВ БАБА МАКСУД оглы

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА АБДУЛЛЫ ШАЙКА 10.01.03 — Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 1990

Работа выполнена в ордена Дружбы народов Институте литературы им. Низами Академии наук Азербайджанской ССР

Научный руководитель: доктор филологических наук. А. Ю. Мамедов Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Курбанов Ш. Д. доктор филологических наук Ахмедов Т. А.

Ведущая организация Гянджинский государственный педагогический институт им. Г. Зардаби.

Защита состоится: « 1990 г. в « 7 7 » часов

на заседании Специализированного совета Д. 004.14.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в ордена Дружбы народов Институте литературы им. Низами АН Азербайджанской ССР (Адрес: 370143, г. Баку, пр. Нариманова, 31. Главное здание, V этаж.).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Азерб. ССР.

Автореферат разослан «

1990 г.

Ученый секретарь

Специализированного сове кандидат филологических

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРЛСГИКА

Актуальность темы. В свете задач, диктуемых революционным обновлением советского общества во всех сферах духовной материальной жизни, вырисовывается та огромная роль,- которая принадлежит ь этом процессе-деятелям литературы и искусства. Перед ними, - как отмечалось на ХХУП съезде КПСС, - "широкий простор для действительно свободного творчества, повышения мастерства, дальнейшего развития многообразных реалистических форм, стилей и жанров".^ Возможности научного поиска, свободного от догматизма и ааданности,открываются перед учеными, исследователями как современной, так и классической литературы. Особое значение на современном этапе придается изучению в свете нового мышления - национальных литератур на уровне проблем жанрово-родовой эволюции.

Исследование в этом плане творчества Абдуллы Шайка /1881-1959/ - свидетеля двух общественных формаций, писателя сложной творческой судьбы - является одной из актуальных проблем азербайджанского литературоведения.

Абдулла Шаик - художник, занимающий видно.е место в истории национальной литературы благодаря своей просветительской, писательской деятельности.

Вступивший на литературное попркце в начале века, А.Шаик прошел большой творческий путь, преподавал, составлял учебники, писал научно-теоретические статьи, создал замечательные образцы прозы, поэзии, драматургии,испытал свое перо в области художественного перевода. Для изучения литературно-культурной жизни Азербайджана XX века, путей' становления и развития национальной прозы, ее идейно'-художественного своеобразия особую ценность представляет прозаическое.'наследие-писателя.

Творчество А.Шайка - художественная летопись противоречивого и сложного исторического прошлого народа. Одна часть, его творческого пути приходится на~дореволюционный, другая -на советский период. Произведения А^Шаика, на обоих этапах создавшего ценные художественные образцы в различных жанрах, оказали ощутимое воздействие на содержание, характер нацио-

Т. Материалы ШП съезда КПСС. - М. Политиздат, 1986, с.169.

нального литературного процесса, тенденции его развития. Видным критик М.Кулиев отмечал, что "наряду со многими художниками... ноьан литература Азербайджана долина быть признательна и подобным Шайку учителям".* Действительно, А.Шэик был одним из основоположников азербайджанской советской литературы, и, в частности, прозы.

Произведения А.Ь^икэ в целом обогатили азербайджанскую < художественную прозу в тематическом, жанровом аспектах,в значительной мере определили направление и развит»: национальных эпичаеких традиции, поиска в области художественного повествования. Высоко оценивавший литературное наследие писателя, Мехти Гусейн, говоря о его месте в истории азербайджанской прозы, отмечал, что А.Шаик "...заложил основу нашей лирической прозы".'1' Проза А.Шайка примечательна и в свете изучения исторических этапов развития, специфических качеств реалистического и романтического творческих методов в азербайджанской литературе. Ибо видный писатель начал свой творческий путь как рсмантик V, несмотря на тяготение к реализму, долгое время оставался верен эстетическим принципам романтического метода. Прекраснее образцы прозаического жанра били созданы км и в советский перйод, уже в духе реалистических тенденции нового метода. Однако ив этот период в стилистике произведений писателя явственно одуцалось его романтическое мирооцудение.

А.Шайку принадлежит важная роль и в развитии азербайджанской советской прозы. И в этом плане исследование и анализ его прозаических проиавеЦенпй имеет актуальное значение. Литературное наследие писателя, как образец подлинного искусства слова,' продолжало оказывать влияние нз развитие национального литературного процесса.

С первых же дней своей творческой д?.Стельности А.Шаик привлек пристальное внимание литературных, научных.кругов. Значительны, опыт исследовании позволяет утверждать, что р азербайджанском литературоведении создалось плодотворное в своей многогранности даиковедение. Нпзнь и творчество видного художника были исследован» в различных аспектах, на разном

1. Воспоминания о Шайке /сост.и коммент. К.Тальбзаде/.-Баку: Гннлдлик, »981, с.72 /на язерб.яз./.

2. Мехти Гусейн. Большая лизнь.-Эдебивет газет1«,1946, 22 января.

уровне. Так, его литературно-педигогическая деятельность, язык произведений, лктер;1турнс-крити"еокие взгляды, связь его творчества с фольклором, работа над художественна пере-, водом и связи о русской литератупой и культурой, произведения,: созданные для детей, - все это явилось предметом специальных исследований. Во всех работах уделялось особое внимание определению роли А.Шайка в истории азербайджанской литературы. Сам же писатель представлялся то худодндаом-реалистом, то художником-романтиком. Б некоторых исследованиях затрагивалось и своеобразие идейно-художественных основ творчества А.Шайка, эстетико-теоретические принципы и другие проблемы его романтизма. ...

Вместе с тем богатое художественное наследие писателя с точки зрения жанровой специфики, его новаторства к специальному исследованию не привлекалось. Малая изученность прозы Шайка проступает особенно стчетйиво при сравнении с его поэзией и драматургией. .

Первое слово о прозе писателя принадлежит литературоведу А.Суру. В году, прочитав отрывок•из романа А.Шайка "Герои нашего времени", молодой исследователь-написал автору письмо, в котором он' горячо одобрял это произведение, в том числе е^о художественные достоинства: "Стиль ваш изящен... описание художественно..."* .

Интересные мысли и суждения содержатся в исследованиях о Шайке, проьеденных в разные годы Ф.Кочарли, С.Гусейном, ГАхбазк, М.Кулиевым, А.Назимом, А.Мусаханлы, А.Сулганлы, Дж.Ханданом, М.Арифэм, М.Гусейном,.Мир Джалалом, М.Ибрагимовым, •А.Замановым, М.З.Джафаровым,- К;Талыбзаде, К.Мамецовым, Г.Халиловым, ЯДараевым, Г.Йсрафийовым, В.Османлы, Д.Мустафа-евой, К.Алиевым, Н.Бабаевым, В.Набиевым и другими. Его творчество и сегодня' находится в центре внимания нашей" лктератуг роведческой мысли. Особенно значите льны.по глубине освещения ряда проблем, связанных с прозаическим наследием писателя, монографии Аакаа Мирахмедова, Ягуба Исмаилова и Афлатуна Мамедова. Однако в исследованиях этих авторов, посвященных жизни и творчеству А.Шайка, не ставилось задачей комплексное рассмотрение всей прозы писателя. Образцы прозы А.Шайка прив-

1. См.: Хагигат, 1010, В 57.

- б -

лекались к анализу в цечом ряде исследований по проблемам истории азербайджанской литератугы.

В диссертации отмечены статьи, посвященные анализу отдельных пролзъедений писателя.

Таким образом, несмотря на чягтмс обращения к творчеству А,Шапка многих специалистов, по сен день ь целом его прозаическое наследие не явилось предметом специального ксследова- ' ния.

Предает исследования. Предмет исследования состазило прозаическое наследие А.Шайка. Предметом анализа япля^тся: рассказы "Письмо не дозло", "Кочевье", "Наводнение", "Рить или не жить?", "Червяк", "Сила пира", "Перед лицо?.! Иблиса", "Анабадки", "Что мн^ за дело?!", "Нервный-человек", "Будет сделано" и др.; повесть "Хасай"; романы "Два страдальца, или страданье и.совесть", "Герои нашего времени", "Несчастная семья", "Араз". К исследованию привлечены детские рассказы п воспоминания писателя.

Ь орбиту исследования вошли и некотсрые художественные образцы, созданные км в начале века, так и в советский период, в каких-либо гранях пегскликагпнеся с прозаическими произведениями А.Шаика, а такие статьи, письма писателя; привлечены к рассмотрен;» связанные'с темой архивные документы, фактический материал, различные сведения, содегтаппеся в периодической печати, научно-исследовательские тгудя.

Цель и задачи ксследорания. Главной цель*? диссертации явился всесторонний анализ прозы А.Шаика в свете требований гласности и новых критериев литературоведческой' науки, решительно отвергающей заданность а догматизм. Диссертант стремится анализировать рассказы, повести и романы А.Шаика в контексте эпических традиций эпохл, в сравнительно-типологическом плане, уяснить специфику художественного вкрат.ення идейного содержания и мастерства писателя. Уделено внимание также вопросам творческого, метода.

В круг задач, поставленных диссертантом, входило:

- всесторонний анализ рассказов, повестей и рсманов писателя в аспекте идейного содержания, проблематики и мастерства; ■

- выявление в условиях гласности и демократии, в свете

последних достижений теоретической мысли, извращений в подходе к прозе писателя, обусловленных влияние?,1 концепции вульгарного социологизма и ролюнтариэма в с^ере оценки литературных явлений;

- освещение новаторских качеств прозы писателя;

- определение оригинальных черт созданных А.Шаиком образов в соотнесенности с их жизненными прототипами.

Теоретическая основа и методика исследования. Теоретически работа базируется на позитивном опыте советского литературоведения, новых подходах к осмысление классического наследия, СЕибодных от догматизма и зэданности.

В диссертации использован историко-хронологическии принцип, жанровая проблематика исследована в типологическом аспекте.

Диссертация является первым в национальном литературоведении специальным исследованием, посвяценным анализу прозы А.Шайка.

3 ней в исторгао-литературном аспекте, в свете поисков и обретений национального литературоведения всесторонне проанализированы рассказы, повести и романы писателя. В диссертации впервые актуальные социально-политические,'морально-этические аспекты идейного содержания прозы А.Шайка рассмотрены во взаимосвязи с вопросами мастерства.

Научная новизна исследования обусловлена анализом и аргументацией как произведений романтических таких рассказов, как "Письмо не дошло", "Кочевье", "Перед лицом Иблиса", "Наводнение", "Жить или не жить?", и выявлением романтической тональности реалистических рассказов, - "Что мне за дело?", "Сила пира", ^оманы писателя в диссертации исследованы в свете социально-политических проблем эпохи, в соотнесенности с такими категориями,-, как личность и общество, личность и свобода и др.

Диссертация может способствовать более глубокому и объективному исследованию творчества А.Шайка, а также истории азербайджанской прозы, вопросов жанра, метода, стиля, идейности и художественного мастерства. ■

Материалы диссертации могут быть использованы при создании очерков по истории азербайджанской прозы, в исследовани-

юс по проблемам романтизма и реализма.

Апробация • Диссертация втолчена в отделе

азербайджанской литературы нового времени ордена Дружбы наро-до;, Института литературы имени Низами Академии наук Азербайджанской ССР.

ОсноЕине положения работы нашли свое отражение в доклада: автора на научных конференциях и сессиях, а также в пяти публикациях в республиканской печати.

Структура Диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В5 введении обосновывается актуальность темы, определяется цель, задачи, научная новизна, практшеская значимость работы.

Первая глава диссертации - "Жанр рассказа в творчестве Абдуллы Шайка"- посвяцсна исследование содержательно-художественных особенностей образцов рассказа из наследия писателя.

К прозаическому творчеству А.Еаик приступи:: в начале XX века. По мне ни»? некоторых исследователей, пегву« прозаически.' произведением .Шайка является рассказ ".псьмо не дозло", написанный кч в 1У08 году. Однако :;з исследог.ч»ч:й АЛамедовэ, В.Османлк'и др. выясняется, что первуч прозаическим произведением А.Шайка является роман "Два страдальца, пли страданье и совесть". Это подтверждают и собственные воспоминания писателя.

'¡Письмо не дозло" - первый рассказ А.Шайка, Обладаюцее особой социальной остротой и художестьенныки достоинствами, сто произведение постоянна находилось в центре внимания азербайджанского литературоведения. Все исследователи, писавшие о классической азербайджанской прозе, в том числе'о творчестве Л.Шайка, оценивали эта произведение как образец, литературное достижение в этом жанре, столпее в одном ряду

1. Мамедов А. Избранные произведения Абдуллы Шайка. - Азербайджан, 1955, 5 »». с.149; исманлы В. Авербайджанские романтики. - Баку; 1985.

с рассказами Дж.Мамедкулиэаде, Р.В.Чемонземинли, А.Ахвердиева. Однако, обилие исследовательских трудов породило, естественно, и разнообразие суждений.

В отличие от прежних исследовании, в большинстве своем изучавших художественное наследие А.Шайка, в частности, и этот рассказ, в социологическом аспекте, выдвигавших на передний план анализ идеино-политических взглядов писателя, в реферируемой диссертации основное внимание уделяется-художественной специфике жанра, законам искусства.Вторы*.« взчним моментом является определение творческого метода. В этом вопросе диссертант исходит из того, что А.Шаик, опиравшийся на протяжении всего своего творчества на реальную действительность, черпавший темы и идеи для своих произведений из реальной жизни, тем не менее до конца оставался романтиком. к1ными словами, сама действительность окрыляла романтическое воображение А.Шайка, вдохновляла его на создание художественного мира, представляющего контраст с реальным миром, .противостоящего суровым и горьким истинам жизни.

Именно в этом свете рассматривается в реферируемой диссертации и рассказ "Письмо не дошло",'созданный в романтическом ключе, но на основе реальных жизненных событий. Данное произведение явилось своеобразным продолжением темы рабочего в азербайджанской прозе, к которой еще 1906 году обратились А.Диванбекоглы/"Рабочий"/, С.М.Ганизаде /"Страх божий"/, Дж.Маиедкулизаде /"Уста Зейнал"/, С.Мусеви /"Чакчук"/.

Однако "Письмо не дошло" во многих отношениях отличается от рассказов названных авторов. Мешади Чурбан тлеет отличный от своих литературных предшественников собственный внутренний мир, у него - своя жизнь, свое сознание. Вместе с тем - это и не реальный дядюшка Акпер, о котором А.Шаик с любовью рассказывает в своих "Воспоминаниях". Мешади Чурбан - обобщенный,, образ тысяч рабочих, вынужденных Покинуть семью и родной оч-• аг, оставить Родину ради того, чтобы заработать на кусок хлеба, прокормить детей. Если жизнь героев названных выше рассказов - трагикомична, то жизнь Курбана - полна трагизма. Курбан живет мечтой и надеждой, их же не волнуют никакие надежды. Уста Зейнал жертвует заработком во имя своей любви к богу, Курбан же готов отдать собственную жизнь ради мечты.

от« черты более всего сбл;;жают Курбана с романтическими героям,!. Он мучается, переживает из-за положения, в котором находится, с ужасом оцущзя неисполнимость своих нацохд. Шадк-ро-ка.,тик с особой чуткостьи подходит к трагическому в судьбе человека, старается полазать, со всеми его страданиями,хотя бы короткий отрезок жизненного пути маленьких, но чистых сердцем лгдей, находящихся в тисках судьбы, сурик ой .цейетвп- : тельноот:.. Герои рассказа не одинок а топ стратной *пэни, на которую он обречен. Молли Фарзалп, Гуламрза, Са1ар и Танры-верди такие же, как и Чурбан, бедные и несчастнее• л^ди, влачащие тяжелую, беспросветную жизнь. Каждый из них мо»ст э будущем повторить судьбу Курбчнч. Но они не вызовут того чувства острого сочувствия, которое вызывает. судьба Курбана. И не только потому, что их к,.знь не получила на страницах рассказа полного и всестороннего описания. А скорее всего потому, что они обходятся без мечту, она чугд» их натуре. Мечта т.е Курбана настолько естественна и человечна, что в-ней кат-

цнй словно узнает свои сокровенные мечты. Таким образе", мечты и хелания Курбана - г;то ноосуцествлр нн?;е и, как обычно, неосуществимые мечты каждого простого человека, а не■доведшее до адресата письмо - ото боль всех, кто с напрасной надетдой ожидает долго ¡сданной весточки от близкого. Блчгодяря своей лирической тональности, правдивости и тр'.гизму, рассказ "Письмо не дошло" рассматривается как достижение и удача А.Шаика и всей классической азербайджанской проз?-.

Касаясь творческой связи А.С.Пугжина с другими романтиками, Г.А.Гуковский отметил такие два типа романтизма, как "психологический романтизм" и "гражданский ромьнтизм". Соглашаясь с этой концепцией, диссертант считает, что в творчестве А.Шаика рельефно выступают оба эти типа романтизма. И если рассказ "Письмо не до„'ло" является прекрасным образцом психологического романтизма, то произведение писателя "Кочевье" демонстрирует, тип романтизма гражданского.

По своему жанру "Кочевье" представляет собой оригинальным 'рассказ, охьаткващий определенный временный отрезок жиэни героя. Первые части рассказа - "переезд", "Встреча",

1. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики.-?/., 1£б5,

"Мои дни", "Керим баба и Айрым кыаы", "Собака Кызыл", "Охота на тигра", "Свистулька", "»ажда души", "Ливень", "Отважный мальчик" - впервые опубликованные в 1912 гаду в учебнике "Гюльзар", производят каждая, в отдельности,впечатление короткого рассказа, однако автор сумел их связать дпуг с другом столь органично, что в целом "КочевЬю" присуца внутренняя гармония и завершенность. Это произведение звучит как своеобразная прозаическая симфония об азербайджанской природе, о родных гора)( и эйлагэх, об их обитателях-простых трудовых людях.

Впоследствии А.Шаик сделал множество дополнений к рассказу, произвел изменения заглазш!. Части, включенные к и в последующие издания - "иаш Алачыг", "мои игры и забавы", "Мои дни и вечера", "Два пехлевана", "Отец Керим баб'/', "Сенокос", "Мой друг Рза" не только не нарушили гармоническую целостность произведения,но и еще 'о'олее усилили ее.

Патриотизм у писателя - это не только воспевание Годины выспренными словам",, но, и первую очередь, это - любовь к ней, умение выразить это чувство, воздвигнуть ей вечный памятник волшебством слова. "Кочевье" является одним из таких памятников, посвященных родной земле. В "Кочевье" А.Шаик выразил свою любовь к Азербайджану , к чарующей красоте родной земли, свою гордость - быть ее сыном.

Подлинный случай, свидетелем которого был будущий писатель - спасение азербайджанским юношей семьи грузина-мельника, домик которого снесла разлившаяся Кура, -"Лег в основу рассказа А.Шайка "Наводнение, или великодушный юноша" /19Ю/. К этой теме писатель Еозврацается 6 1933 и в 1953 годах, описывает запомнившийся случаи и в своих "Воспоминаниях".

Художник-гуманист и интернационалист, А.Шаик рос в Тифлисе в окружении азербайджанцев, грузин, русских, татар,, персов и через свою жизнь пронес самые добрые чувства ко всем народам. Его глубоко печалили всяческие проявления национализма, национальной нетерпимости. Писатель неоднократно обращался к теме дружбы между представителями различных народов. В этом плане идейно-тематическую линию рассказа '.'Наводнение, или великодушный юноша" продолжают рассказы "Жить или не жить?" /1910/, "Воспоминания о Гаракилое" /1927/, в которых повествуется о дружеских связях прздстави-

- 12 -

телек кавказских народов, о вековых добрососедских отношениях,

В рассказах, гдо как бы противспостявлень прошлое и сегодняшний день, выступает на перпь-й план. ъоспомпмччт о навсегда у;иедш.х чувствах, воспоминания печальные и сг-етлко одно-вре'.онно.

Ряисказ "а ере г, лицом Иблиса" был опубликован одновременно с произведениями С.Гусеиня,' А.Музнпбп , О.Фзц-'Ч, Г.Касумоз^ в номере газеты "Братск9я помощь" от 11 карто, пздагявтейся с цель»> оказания денежной по"опи воинам }ронта Карс-Ардаган б 1*15 году.

Как известно, тема и4лисэ /Демона/ является издавнч одной из рлспространеИН"Х тем как «„роЕого, так и азербайджанского словесного искусства.

ь рассказе "Перед типом Кблпса" А.Шчик-романтик решает проблему человека и человечности, которая ставится им превыше всех семейных и бытоьых забот, превкхе всех - больших и малых-вопросов социального ряда. В поннман;.и писателя И5лис является силой, выдуманной людьми для оправдания совершаемых по их вине трагедий, кровопролитии, тестокостей и преступлений. Удобнее ведь для совести человеческой ео всем усматривать козни КЗлиса; винить его.

В рассказе ярко выражена вера в то, что лпци, отстранившись, от ИЗлиса, стянут на путь подлинной человечности.

В реферируемой диссертации полно и всесторонне анализируется прозаическое творчество А.Шапка и второй период его деятельности, берущий начало с установления в Азербайджане Советской ¡зласти, обосновывается мысль о том, что писатель в своей художественной практике,, несмотря на определенные, известные трудности, не сдал своих позиций. Оставаясь верным жизненной правде, он никогда не выдавал ложь за правду, в центре его внимания как художник* по-прежнему стоял человек, его боль, грусть, горе, радость, его духовный мир, ме^ты и надежды.

Образы "честных тружеников", "простых л^дей" были изображены в таких рассказах Шайка, созданных в советский период, как "Акабаджи" /1223/ к "Что мне за дело?" /1928/. Герои этих рассказов - бедная женщина Анабаджи и садовник Азкм дай - люди, сполна испытавшие на себе все лквения и тяготы

эксплуататорского мира,

"Анабадуи" - самый характерный рассказ-портрет, посвя-пенный теме женской свободу. В рассказе проступает на передний план протест против безучастности, равнодушия. На протяжении осей своей нелегкой жизни Анабаджи встречала одно лишь равнодушие. Но самое страшное, что и в первые дни новой жизни эта женщина, так «давшая перемен, опять-таки встречается с тем же равнодушием. Ее вопль: "Что же мне делать?" звучит одновременно и как выражение безысходности и отчаяния, и как протест против черствости бюрократов-чиновников.

Весьма показательно, что, изображая Анабадки честной, мужественной, цедрой и доброй женщиной, писатель особо подчеркивает, что все эти качества она обрела не в новое время, а на протяжении всей своей трудной, многострадальной жизни. Это умение - проникнуть в душу человека, согнувшегося под непосильным бременем горя, страданий и тягот, утратившего молодость и силу, увидеть, подобно психологу, нравственную красоту е;'о души, ее оценить и заставить полюбить - ярко проявилось в рассказе "Что мне за дело?". Герои рассказа Азим киши, внешне необщительный,'малоразговорчивый, угрюмый человек, по природе своей добр и чуток, отзывчив и впечатлителен. Несмотря на боль и страданаия, причиненные ему людьми, он не ожесточился, не озлобился, сохранил чистоту души.

С большим мастерством показывает автор, как искреннее участие обитателей дачи, интерес детей и русской девушки к жизни Азима киши, сочувствие его большой потере - постепенно возвращают ему надежду, веру в людей, излечивают его горе.

'В психологическом плане написаны и рассказы А.Шайка "Нервный человек" /19£8/ и "Будет сделано" /1957/. Писатель с тонким мастерством раскрывает настроение героев, скрытые и внезапно проявляющиеся нравственно-психологические состоя^ Ния души. На первый взгляд,трагедия обыкновенных людей не ' являет собой большой художественной проблемы. Однако, читая произведения, по страничке листая книги судьбы героев, писатель еще раз подтверждает давнюю истину, что нет человека большого или маленького, нет ,горя тяжелого или незначительново. Есть лишь талант и умение проникновения писателя в скрытые пласты человеческого бытия. Рассказы "Нервный человек",

"Будет сделано" подтверждают сказанное.

В реферируемой диссертации определенное место отводится

и анализу рассказов А.Шаг.ка, написанных в сатирико-юмористи-чееком ключе, хотя этот стиль и не является доминирующим в его творчестве. X этой группе рассказов относятся "Черняк" /1*23/, "Сила пира", "Долг" /1Р23/, "Сон Гитлера" /1»42/.

Мишенью сатирического пера писателя в этих рассказах предстает: молодо." повеса Кулибек, отравившийся в Евпэпу за знаниями, но научившийся там лишь пить, предаваться разгулу,

презрительно относиться ко всему родному, нампональног-у /"Червяк"/; религиознее служители, об'/ачь-^З'-цир пр:стой народ, а тчкте ев!.' отот темны::, нелечеет',енн,--Й трэд, который в своей слепой вере в чудодейственную, силу всяких се мест, пиров становится пор? л ой обмашш'св и сэЯетг-енного' фанатизма /"Сила пира"/; учитель, счг.таюцкГ. свою миссии завершенной после объяснения учебного' материала п нисколько не заботящийся о духовно?:, нравственном Боепитании своих учеников /"Долг"/, к, наконец, притязания Гитлера на за?согач;:е мира, его стремление к абсолютному господству /"Сон Гитлера"/.

Значительное, место в прозаическом !пс.т?дип писателя о9-нимагт его рассказы, «тксаннне для детей. Академик Ма»ед

Ари|. не случайно назвал А.Папка "первым азербайджанским детски;.; писателем". Детские произведен;!! А.Шайка разнообразии по тематике, идее, ганру. Такие его рассказы, как "Мурад", "Шелегуйруг", "Черепахи-игроки", "Охота на крокодилов", "Хвастливый охотник", "Лесной сторож", "Цена слова", "Мастер Бахгилр", "Гнев дне умы", "Ыаленькки герои", "два товарища", "Огородив", "Три собаки" к др., обстоятельно проанализированные в реферируемой диссертаций, раскрывают увлекательный и неповторимый мир детства. В этих рассказах дети, дружат, ссорятся, мирятся, шали, учатся, радуются жизни. И, главное, они не ждут раэьяснений от родителей о том, что такое хорошо и что такое плохо. Они сами, своим разумением, на собственном опыте доходят до постижения ккэненных истин. Их уроки поанания также чисты и непосредственны, как и они саки.

Не остались в стороне от ксследования к рассказы писателя, посвященные его литературном собратьям, друзьям по пе-

ру - "Интересные воспоминания" /о Г.Д-лпииде/, "Неувядаемый

и неугасимы!/." /о Дг.Дс-чо'арлы/ и' др.

Анализ идейно-художественных особенностей рассказов А.Дайка свидетельствует, что основное достоинство его наследия сосгшляет соответствие содержания и выражения. На протяжении всегс своего творчества писатель но занимался голым мора лизаторствоч, преподнесением готовых истин. Затронутые в произведениях проблемы нашли разрешение только в рамках художественного изображения.

Б своих рассказах А.Шаик широко использует различные фольклорные г.анр.; - пословицы и поговорки, баяты, сказки, мифологические мотивы, народные высказывания и выражения. И это обогатило и /лпаеило повествование, способствовало его большей эмоциональности и выразительности, и, в конечном счете, значительно повысили идейно-художественную ценность рассказов.

В своих рассказах А.Шайк в лучи?»' сыслслова "скуп",, бережлив на слова. В свое время великий А.С.Пушкин писал, что "точность V. сжатость - нот главные достоинства прозы" . Ст.:ль рассказов А.Шайка как раз характеризуется "точностью и сжатГтью". Умение в немногих словах выразить весомую, значительную чысль всегда было присуце писателю. Зачастую всего лПшЬ одно высказывание вмецает полную характеристику какого-либо события или образа.

3 прозе А.Шайка, в том числе в его рассказах, важную роль играет деталь, которая выступает, в основном, в связи с двумя задачами: автор использует деталь при раскрытии и осмыслении во всех тонкостях идеи и содержания произведения; в другом случае деталь несет психологическую нагрузку, служат описанию духосно-нравственчоро мира персонажа. В рассказе "Червяк" пропасть и червивыи гриб, как летали, имеют глут боксе символическое значение.

Сжатость и точность в рассказах п/сателя, естественно, обязана в первую очередь его языку. Язык произведений Шайка, в том числе рассказов, народен, жпзненеч, художествен, ритмичен, эмоционален, прост.

Десятки образных выражений - А.}ыбыны .]'ер ортсун -~ ЛЗ. у--' -- е ? " л 3. ¿.ь.2. чц^''а' * коаэ ох Затсын. - Да вон-

зится стрела в дурной глаз;.Кишинин Сашины алдатмтг. - Заморочить голову мужчине; Беш кунлук дуп.]'а - "пятидневной »<ир"; Дэваии чомче ила сувармаг "пткть верблюда ковшиком"-указывают, что в произведениях А.Шайка отображен и сам народ, и его мировоззрение, и язык.

Особенно наглядно проступает народность и красота его рассказов в эпизодах, связанных с описанием природа.

Таким образом, место рассказов А.Шайка в азербайджанской литературе определяется не только их идейно-тематической актуальностью, общественно-политической, морально-нравстнен-ной проблематикой, но и самостоятельностью, уровнем художественного мастерстза.

Вто£ая_глава_5иссе2тации-''Повести и романы нового типа"-посвяшена рассмотрению отих глнров в творчестве А.Шайка.

Как это наблюдается в мировом литературном процессе, повесть и, особенно, роман в азербайджанской литературе является молодыми жанрами прозы.* Если первый образец'повести "Ха-дигатус суада" /"Сад счастливых"/ Физули относится к ХУ1 веку, то первые романы /"Бахадур и Сона", "Письма Шейдабека Ширва-_ ни", "Путешествие .Ибрагимбека", "Книга Ахмеда" и др./появились в конце прошлого столетия. К числу первых азербайджан- • ских романов мокно причислить и .произведения.А.Шайка "Два страдальца, или страданье, и совесть" и "Герои нашего времени1.' •Как по своему жанру, так и по проблематике и стилю они явились романами нового типа в азербайджанской литературе. "Два страдальца, или страданье и совесть", по сутч зто первый в азербайджанской литературе роман, созданный в романтическом ключе.

Несмотря, на то, что большинство рассказов А.Шайка также относится к романтическому творчеству, достоинства этого метода проявились с особенной ясностью в "Двух страдальцах...".

Имеются противоречивые мнения относительно жанрового определения некоторых произведений А.Шайка. Так, некоторые исследователя называли "Кочевье" повестью, а "Дурсун" - то повестью, то рассказом.** Однако, по своей внутренней структу-

1. См.: ¡¿амецов А. Азербайджанская художественная проза,ко-

;-• нец Х13С-начало XX вв. -Баку: Элм, »983, с.1'37/на азерб.яз/

2. 'См.: Исмаилов Я. Абдулла Ша'ик /жизнь к художественное творчество/.-Баку:„иэд-во АН Ааерб.ССР,19б2, .с.105-109 /на азерб.яз./. *

ре, совету и стилю зоплоцсния обрчзоо "Кочевье" - ото характерный рассказ. "Дурсун" же сам автор еще в 19^2 году под названием "Несчастная семья" опубликовал в виде книги как роман. Не вызвала споров при определении ее жанра лишь повесть "Хасаи" .;

Подобно рассказам, пореетк и романы.А.Шайка сыграли важную роль в.становлении и развитии азербайджанской советской • прозы. Независимо от тоги, из какого периода жизни народа займет оа а ны темы его произведена/., писатель всегда затрагивал самые вакные, животрепещущие проблемы, поставленные самим временем, стремился к духовному очищению общества, обогащению его самьг:п высокими чувствами, идеями. Особый интерес в этом отношении вызывает его повесть "Хасай".

Эта повесть, написанная в 1&35 году, явилась ответом на приэкв народного учителя А.С.Лямина - создавать произведения, всесторонне освещающие школьну« жизнь. Посеет* "ХлсяТ." бь'ла удостоена третьей премии на конкурсе, организованном в связи с 15-летием победы Советской власти з Азербайджане.

Анализ показывает, что в центре повести находятся вопросы, постоянно волноьзвлие А.Шаика: 'лкола у. семья, учителя и общество. 3 ней получили яркое выражение присущий автору гу-' .«анпзм, забота и лгбоьь о молодом поколении, вера в победу д~'">го начала в человеке. На при?«ре судьбы Хасая, способного ученика, хорошего товарища, отзьтзчисого друга, оказавшегося после смерти отца игруткой в руках преступника-отчи"а и попавшего в исправительно-трудовую колонию, пиезтелт. показывает, как много значит для еще неокрепших дук, нес^рмиропав-ипхея характеров постороннее влияние. И если под влиянием отчима Раджаба Хасай встает на преступный путь, то встреча в полон..»-, с учителем Клмилем. вновь круто меняет его жизнь, наполняет новым смыслом и содержанием.' Выйдя из колонии усе , иным человеком, он находит в себе силы окончательно порвать с прох'лкм и определить свое место в жизни.

В описании наиболее характерных и необходимых в сюжетном плане событий писатель взял за основу художественную убедительность и наглядность. Иначе говоря, перерождение Хасая происходит не вследствие дидактических наставлений учителей, а посредством сурового опыта жизни, гибели и страданий, сви-

- 18 -

детелем которых он стал.

В диссертации отмечается, что в процессе интерпретации и осмысления темы автору все же не уцзлось избежать публкцис тического элемента, некоторой выспренности и декларативности. Одним из серьезных недостатков повести является мотивация поступков человека его социально-классовой принадлежностью. Главное ведь не в том, кто именно оказывает отрицательное воздействие на Хасая /Раджаб в повести изображен классовым врагом/,' а в том, что чистый, непорочный мальчик из-за этого воздействия вступает на нехороший путь, а в его возвращении к честной жизни сыграли решающую роль школа и учителя. Однако, более правильную позицию в этом вопросе писатель занял в рассказе "Долг", во.многом перекликающемся с повестью "Ха-сай". '

Значительное место в творчестве А..Шайка занимает произведение "Два страдальца, или страданье и совесть", являющееся, как уже было отмечено, первым прозаическим произведением и первым романом писателя,. хотя и не заслужившим издания с

точки зрения автора. Роман представляет интерес и потому, ч-то .романтический стиль в сочетании с эпическим-описанием жизни впервые просматривается в.. этом произведении, а также и тем, ■ что он позволяет глубже и еще более всесторонне понять развитие творческого метода А.Шайка, своеобразие его романтического видения мира; и еце тем, что в нем содержатся факты из биографии писателя, и,'наконец, по своей оригинальной форме изложения: о событиях читатель узнает из писем двух влюбленных - Ситары и Джавада, но адресованных ими не друг к другу, а соответственно к подруге и к другу.

В романе затронуты, в основном, вопросы, связанные с чувством любви, но Шайка - романтика интересовали, в первую очередь, человек и его внутренний мир, эго страдания и боли. В романе ясно ощущается присущий в целом романтизму, и, в частности, творчеству А.Шайка, идиллический настрой. Подобно большинству страдающих романтических героев, Сигара и Джавад покидают общество, уезжают в сельский край, надеясь обрести успокоение на лоне природы. Вся .их дальнейшая "мемуарная" жизнь п;-охоайт в воспоминаниях. Радостные и горестные, приятные и печ^-'..ныё воспоминания повсюду преследующих.

Детальный анализ романа дает-возможность автору диссертации опровергнуть оуцестЕу^цее мнение о нем, сводящееся' к тому, что и романе абсолютно не нашли отражении какие-либо общественно-политические проблемы: писатель затронул вопросы кенского равноправия, .женской свобода, свободной л^бви'и лицемерных запретов общества, косуле я демократии, выразив свое отношение ко всем этим жизненна проблемам.

В отличие от романа "Два страдальца, или страданье и совесть" в романе "Герои насего времени" жизнь исследуется автором в более широком плане, а сюжетная линия разветвленна, обрисовано множество характеров. И з этом романе з центр внимания выдвинуты вопросы социально-политического и семей-но-6ытобого плана.

Хотя в романе прослеживается история и судьба нескольких поколении одной семьи /Гаджи Керим - Агамуреал - Ашраф/, однако главном е нем является поколение, представленное тремя молодьл'и людьми, одним из которых является Ашраф. -¡менпо они - Аира;, Ахмед и Заки - представляет в романе героев опись-ваемиго времени. Писатель находит точные краски, меткие, штрихи для обрисовки каждого из них. АлраJ, подобно своему отиу Агамурсалу, проводит свои дни в развлечениях, ему чу*ды ■ понятая национальной гордости, он безразличен к народному, горю; Заки, напротив, не может оставаться безучастным к страданиям народа, ко злу и насилию, он находит цель жизни в революционной борьбе, становится профессиональном реасгл^ционе-ром. Что же касается Ахмеда, то он находится как бы между A':;pajoM и Заки, не знает, какой из двух путей избрать; жить, как Aspaf, ему не поволяют средства, а полная лишений жизнь Заки его не устраивает. Крайне примечателен финал романа: A'jpaía убивает из-за продажной хенцины, Заки погибает з борьбе за свободу, Ахмед добивается богатства и процветает, позабыв о добре л человечности. .Таким образом, из "героев времени" остается один лишь Ахмед, и здесь автор как бы ис-. подволь задает тревожный вопрос: какова же будет судьба народа, получавшего такого героя, как Ахмед?

Как и б других произведениях А.Шайка, в этом романе большое внимание уделяется раскрытию тончайших струн духовного мира человека, со веемы его сомнениями и колебаниями, с живым биением его сердца. Высокого мастерства достигает писатель в художественном выражении психологии матерей,тревожащихся за судьбу своих детей, переживаний'влюбленных и т.д. В диссертации комментируются различные мнения, высказанные о романе отдельными исследователями.

Одним из произведений А.[пайка, вызвавших серьезную дискуссию при определении жанра, является роман "Несчастная семья"^. Большинство исследователей писателя /А.Мирах-медов, Я.Исмаилов и др./ определяют это произведение как повесть, хотя сам А.Ш.аик в издании 1912 года назвал его "национальным романом", в 1933 поду' - "маленьким романом". Диссертантом подчеркивается, что это произведение позволяют считать романом такие его особенности, как обширная сюжетная линия, разветвленная композиция, наличие героев -со сложной и противоречивой судьбой, широта повествования.

Со всей полнотой проявилось в романе умение писателя . поднять самую обычную жизненную ситуацию на. уровень проблемы серьезного общественного значения,придать ей глубокое соци- . альное звучание. | , -

В центре романа - жизнь и трагическая судьба жителя Борчалинского округа Дурсуна. Единственный сын богача Гаджи Керима, Дурсун после его смерти занимается тем, что проматывает отцовское наследство - до тех пор пока не женится на простой и умной девушке Баллы. Эта женитьба оказывает благотворное воздействие на Дурсуна, который оставляет свои пагубные привычка и становится примерным семьянином, хорошим хозяином и заботливым отцом. Однако эта спокойная жизнь была нарушена с того дня, когда Дурсун, отправившись по делам в соседнюю деревню, встречает там красивуп и юную Гюллю. Заявив про жену, детей и про свой семейный долг, Дурсун похищает Гюллю, и этот поступок влечет за собой целую цепь несчастий. Несчастна сама Гюллю, похищенная немолодым, нелюбимым, женатым человеком. Погибает от руки Самара, сына Дурсуна,

Г.-В году роман был переименован и вышел.в пятитомнике

писателя под названием "Дурсун". '

- 21 -

лобяций Гюллю сельчанин Вели. Самара ссылают-в Сибирь,. попер-' гая н'отчаяние его мать. АроСТоп'ывч*уг и самого Дурсуча; Когда же он, претерпев мни/естно мук и страданий,. возвращается домой, его ранит брат погибшего В ели. Ползком, теряя последние с»лы,' Дурсун добирается до дома и узнает,'что Гюллю-вь-ила заму к, отобрав к тому же половину его имущества.

Особенно интересен этот роуан двумя присущими ему чертами. Первая - это яркое и колоритное описание оригинального образа жизни в деревне, имеюдей свои исконные традиции, обычаи и порядки, и в этом отношении роман "Несчастная семья" перекликается с рассказом "Кочевье". Писателе-удалось пластически зримо передать самые характерные для того времени черты сельской жизни /н-апример, похигэние девушки, кровопролитие

из-за вопроса чести и др./. Вторая отличительная черта произведения сьл.эанч с глубоким проникнонением автора в сферу психологических переживаний героев.

С детства знакомый с трудовой средой, кмэ^'акй возможность непосредственно наблюдать жк.знь бакинских рабччих, А.Щэхх на протяжении многих лет вынашивал идею более всесто.-рэннего, эпического отоброжения ватных общественно-политических создан/..I образов энергичных, ровол»-н;;снно настроенных рабочих. Таким произведением, няпксэчт/" на основе жизненного материала, глубоких писательских раздумий явился роман "Араз", посвященный сложным революционным событиям начала века, освободительной борьбе бакинского пролетариата. Пергь'й вариант романа, написанный в 1 ¿>30 году, был опубликован только спустя десять лет. Имеющиеся между первым и вторым /1*54/ изданиями суцестзеннь-е различил /сокращения, дополнения, замени/, в целом послужила идейно-художественному совершенствованию романа, хотя имели место к некоторые неоправданные сскоапенил, свячачнав с семсйно-бьтовой линией повествования. А.Еаак, естественно, не мог охватить в одном произведена л все события слог.непшего периода, отмеченного ростом и классовым формированием бакинского пролетариата, расширением революционной борьбы. Цель автора заключалась в эпическом описании жизни Араза, одного из обыкновенных рабочих бакинских нефтепромыслов и его участия в революционных акциях. В замыслы писателя входило и повествование о дальнейшей жизни Араза, продолжении им начатой борьбы, а также о революцион-

ной деятельности его сына Полз да. Однако роман остался незавершенным. Но и в настоящем виде он представляет собой одно из лучших произведений азербайджанской литературы, посвященных данной теме, что неоднократно отмечалось критикой.

В центре событий в романе находится Арап, его семья и-яак социальное протиыопоставтение - Аслан бек со свое'и семьей. Однако автор не ограничивает свое повествование рассказом о судьбах этих людей. Знакомство с различными, непохожими одна на другую человеческими судьбами обогатило сюжетную линию, позволило создать многогранную, полную картину эпохи. Живое, красочное изображение быта,труда, взаимоотношений таких персонажей, как Вася, Андрей, Азад, Таня, йейда, Ахмед, Сары Муса, Сулейман,/*улу,. Дашдемир, Миша, ^оля, Дурсун, их отношения к революции, к освободительной борьбе - дало возможность писателю в широком жизненном контексте интерпретировать сложный исторический период.

В диссертации дается глубокий, всесторонний анализ рома-мана, характериэация отдельных его образов, как положительных, так и отрицательных, исследуются художественные особенности, язык, стиль, вырааительные средства произведения,' а также и -других повестей и романов А.Шайка, уточняются некоторые спорные суждения, аргументированно опровергаются- ошибочные мнения.

■ В заключении резюмируются основные положения работы, позволяющие утверждать-, что, подобно поэзии и драматургии А.Шайка, его художественная проза также являет собой одну из ярких страниц в истории азербайджанской литературы. Прозаические произведения писателя, в целом характеризующиеся романтическим мироощущением, отличает самобытность идейного содержания и оригинальность достоинстр. Многим из них принадлежит заметная ооль в «волюции национальной прозы, рбога-щениь ее жанрового потенциала.

Содержание диссертации нашло свое отражение в следующих

1. См.: лехти Гусеин.ПроизведеНш! в 10 т. ,т.9:-Баку :Язычы, 1^79,с.250. иамед Дка!ар. "Араз" А.Шаика.-Эдебият вэ ин-джесэнэт,1»10, 18 декабря; Халилов Г. Рабочйи класс в. азербайджанской советской прозе.-Азербайджан, 1957, •

с. 216. •

публнкацнчх:

1. Абдулла Шаик. - Китаблар алемиидд, 1987, 'S 4, с.37

2. Прототипу в арэизьедечкях А.Шайка. - Тезисы докладов. Пятая республиканская конференция молодых литературоведов. Баку, 1У67, с.44-45.

Ü. Тема воины в прозе А.Шайка. - Труду конференции молодых ученых АН Азерб.СС? "Великий Октябрь и современность. Баку, 1968, с.169-194.

4. Певец красоты и природы. - Кечд хаяты, 1989, 7 2, с.41.

5. Художественное мастерство. - Азербайджан, 1989, !5 7, с.173-175.

5. Беженцы.- Гяндклик, 1989, 7, с.ЭЙ-35.