автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественная проза Резо Чейшвили

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Лория, Кахабер Важаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Художественная проза Резо Чейшвили'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная проза Резо Чейшвили"

ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИИ. ИВ.ДаАчАХШЗИЛИ

На правах рукописи

ЛОРИЯ ШАБЕР ЗАЛАЕЗИЧ

ХУДОЖЕСЕВШШ ПРОЗА РЕЗО ЧЕИШШШ

Специальность 10.01.02 - Многонациональная советская

литература

Автореферат диссертации ва соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тбилисз - 1990

ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ИВ .ДЖАВАХИШВИЛИ

На правах рукописи

ЛОРИЯ КАХАБЕР ВАМЕВИЧ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА РЕЗО ЧЕЙШВИЛИ

Специальность 10.01.02 - Многонациональная советская

литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Аилиси - 1990

работа выполнена на кафедре вовейшей грузинской лихерахуры Тбилисского государственного универсихеха вн. Ив. Дхавахиовили

; Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор ИШВШДЗВ P.A.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор ШОДШШШИ А .0 .

кандидат филологических неук, ШБЕГАШВШ Э.М.

Ведущая организация: Тбилисский государственный педагогический институт ей. С.С. Орбедиани

Защита сосхоихся "9/6 1990 года к 7 У*" часов

на заседании специализированного ¿Ьвета Д 057.03.14 по присужден! ученой степени доктора филологических наук при Тбилисском госу дарственном университете вн. Ив.Дхавахиввили ( ¿80028, г.Тбилис пр.Чавчавадэе,1 )

С диссертацией можно ознакомиться в иаучаой библиотеке университета.

Автореферат разослан "0.1 " ко<и£?и$11990 г.

V

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических ваук, -^-т— профессор VM, K^vV Н. ТАВДзЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования» Художественная проза Резо Чейшвили грает одну из видных ролей в формировании современного грузинско-о литературного процесса. Можно сказать, что его творчество -елая интересная страница грузинской литературы двадцатого века, которой нашли .отражение и развитие здоровые традиции грузинской розы. Как прозаик, он обогатил надиональнув беллетристику ори-ивальныииштрихаии, новыми идейно-тематическими и эстетическими оисками.

Художественное.творчество Резо Чейшвили - яркий пример азвития грузинской прозы в шестидесятых, семидесятых и восьми-есятых годах нашего столетия. Фактически он в своих произведени-х охватил все существенные и значительные стороны нашей обще стенной жизни. Художественный мир Резо Чейшвили самобытен и насе-ен удивительно гуманными и искренними персонажами и в то же ;ремя он полон противоречий, глубоких душевных перекиваний. Это еспрерывно движущийся, развивавшийся, изменявшийся мир. Прозаик икогда не избегает острейших социальных и нравственных проблем, :райне злободневной'тематики, поэтому его литературные творения ¡толь разносторонне, актуальны и примечательны.

Научная новизна. Отдельные вопросы творчества Резо Чейывили ¡или и остаются предметом интереса грузинской критики и литера-:уроведения, Начиная с шестидесятых годов по сегодняшний день >азностороннее творчество прозаика привлекает заслуженное внимй-1ие читавшего общества и литературных кругов, несмотря на ото, >но до сих пор не стало предметом комплексного, монографического юследоаания.

В данной работе освещены по существу все примечательные стороны художественных сочинений Резо Чейшвили, внимание заострено на многих таких проблемах, которые до сих пор не попали в поле зрения исследователей и критиков, или из-за социальной и политической обстановки не были достаточно показаны. Вместе с тем, немало места отведено определению роли и функции его творчества в литературном процессе. Вопросы рассмотрены на фоне истории национальной и мировой литературы двадцатого века.

Практическая ценность. Творчество лауреата Государственной премии СССР ^езо Чейшвили уае давно изучается на филологических факультетах университетов и педагогических институтов Грузии, поэтому диссертационная работа послужит вспомогательным пособием студентам упомянутых учебных заведений; кроме того, она может быть использована в качестве спецкурса; укажет правильную ориентацию всем, кто интересуется самобытным творчеством Резо Чейшвили.

Состояние научного изучения вопроса. Уке с первых публикаций Резо ЧеИшвили критики и литературоведы отозвались на его прозу. Ьиблиографический материал об упомянутом творчестве довольно богат и разнообразен, но статьи, посвященные сочинениям видного беллетриста, печатались в основном в периодической прессе и в большинстве случаев рассматривают отдельные аспекты прозы Резо Чейшвили или ограничиваются общим обзором его творчества.

В статьях указанного характера литературная критика сформулировала немало интересных воззрений, есть примечательные выводы. Необходимо выделить ряд заслуживающих внимания отзывов, среди которых публикации Н. Чхеидзе, А. Николейшвили, Г. Бенашвили, О. Пвчкория, д. Бакрадзе, Т. Квачантирадзе, Д. Гвинджилия, Г. Гвердцители и других авторов. Литературоведы и критики фактически

в один голос отмечают безусловный талант Резо Чейшзили и принципиальную оригинальность его художественного мира.

Цель диссертационной работ. Несмотря на обилие библиографи-

г

ческого 'материала, до настоящего времени не сформулированы выводы фундаментального или определяющего характера, которые дали бы возможность выяснить, какие явления или события питают духовный мир писателя, какие внутренние порывы определяют его нравственные ориентиры. Нет основательных исследований изменения интенсивности и направления художественных тенденций писателя, развития творческих поисков Резо Чейшвили.

В ядстоящей работе сделана попытка комплексно-научного изучения творчества Резо Чейивили, -попытка охвата всех сторон про- '■ изведениЛ писателя, рассмотрения совершенно различных аспектов его прозы, доказательства безусловно достойной роли Резо ЧеЯавили в формировании литературного процесса в Грузии за последние тридцать лет.

Методической основой работы послужили руководящие и фундаментальные труды теоретиков мировой и национальной литературы.

Апробация работы. Диссертационная работа рассмотрена на заседании кафедры новейшей грузинской литературы Тбилисского государственного университета имени И. Дзкавахишвили б ноября 1990 года ( рецензент - кандидат филологических наук Т. Пайчадзе ). Отдельные части работы опубликованы в альманахах "Пирвели схиви" и "Критика", а такие в Материалах ХХШ научной сессии Республиканского координационного совета по литературоведению АЯ Грузинской ССР и Института грузинской литературы им. Ш. Руставели и в Цатериалах И Республиканской научной конференции Тбилисского государственного

университета им. И. Дьсавахиивили и высших учебных заведений Грузинской ССР.

Объем и структура работы. Диссертационная работа содержит 150 страниц машинописного текста ( не считал библиографии ), и состоит из введения, четырех глав и заключения. Библиография охватывает 164 наименований использованных и цитированных материалов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении приведен литературный обзор процессов, имевших место в грузинской прозе в течение последних 30 - 40 лет; проанализирована общественно-политическая обстановка, в значительной мере определившая развитие литературного процесса, его идеологический вид и направление; сделана попытка объективного выявления черт, характеризующих литературное поколение шестидесятников и семидесятников. На этом фоне выделены заслуги, утверздающие самобытное и значительное место Резо Чейшвили, его оригинальной прозы в национальной литературе; уделено внимание общим характеристикам творчества прозаика, общим эстетическим склонностям, своеобразию писательского видения мира; отмечено, что до начала либерализации общественно-политической жизни невозможно было говорить полную правду о сущности, о всех измерениях худояеетаейно-го творчества Резо Чейшвили.

Первая глава работы отражает литературную критику на прозу писателя и отзывы о ней литературоведения. Отдельные статьи, в разное время публиковавшиеся а периодической печати на грузинском и русском языках, рассмотрены с хронологической и тематической точек зрения.

Нужно отметить, что литературные произведения Резо Чейшвили всегда находили широкий отклик читателей и критики. Это отмечается с первых не рассказов, и этот интерес к его творчеству не уменьшился до настоящего времени. В работе проанализированы публикации Н. Чхеидзе, Д. Давиташвили, г. Канкава, Г. Хухашвили, О. Пачкория, Л. Джанелидзе, Г. Асатиани, А. Бакрадзе, Г. Гверд-цители, Т. Квачантирадзе, Д. Гвинднилия, А. Николейшвили, г. Бе-нвивои, Т. Чхявдзе, А. Ь'есгавашвили, А. Цаяава, Н. Шазгулвдзе, С. Алгетели, М. Циклаури, I!. Дагумбурия, Э. Гендзехадзе, Э. Кам-бегашвили, А. Габелая, Э. Дкавелидзе, С. Сигуа и др.; представлена полемика -с литераторами, мнения которых не совпадают с оценками данной работы; в то же время предпринята попытка на фоне обобщения различных мнений выделить определяющие и примечательные аспекты беллетристики Резо Чейшвили, осмыслить заслуги писателя с точки зрения широких литературных кругов и читающего общества.

Вторая глава диссертационной работы "Рассказы и новеллы Резо Чейшвили" состоит из отдельных разделов, в которых проанализированы различные,аспекты и литературные стороны, которыми примечательны произведения упомянутых жанров; отмечена неоднородность рассказов и новелл Резо Чейшвили как с точки зрения проблематики, так и с точкй зрения средств художественной выразительности. Произведения писателя предстают перед нами как реализация идейно-тематически актуальных данных в крайне привлекательных эстетических структурах. Беллетрист стремится передать не только новое и интересное, он упорно ищет разнообразие форм. Прозаика одинаково интересуют т.н. повседневный бытовой мир и поиски глубоких моральных ценностей. Поле зрения Резо Чейшвили охватывает и от-

меченных яркой индивидуальностью героеэ, и в то же время, он не избегает ситуационной оригинальности. В его произведениях бок о бок друг с другом соседствуют действительно критический пафос и очень высокие, поистине нравственные ориентиры. Для произведений писателя характерны всеобъемлющая борьба за справедливость и красоту в лизни и в то же время удивительный оттенок легкой грусти.

Как уже было отмечено, вторая глава диссертационной работы состоит из нескольких разделов. С учетом определенной автономности исследовпны ранние рассказы Резо Чейшвили, критический пафос и нравственные поиски, юмористические рассказы и рассказы нетрадиционного типа, гуманистические и психологические рассказы и новеллы, киноповести, е такие широкие повести. Вместе с тем, даны выводы общего характера.

При рассмотрении ранних рассказов писателя основное внимание уделено тем произведениям, которые вошли в первую его книгу под , названием "Ьзианети". Этот прекрасный сборник сразу хе обратил •на себя внимание. Некоторые рассказы из него прзднее вошли в издания избранных сочинений Резо Чейивили. В интересующих вас ранних его произведениях можно найти необходимые для художественного развития моменты, диалектику и качественное совершенствование которых мохко проследить в последующем литературном процессе и выявии как общую характеристику творчества видного мастера слова. Вышеуказанный процесс развития рассмотрен в диссертационной работе.

В этом ге разделе конкретно проанализировано несколько рассказов и новелл, созданных Резо Чейшвили в молодом возрасте. Зак, например, рассмотрен риссказ, названный автором "Испытание". В произведении проявилось литературное чутье начинающего прозаика, острое видение мира, внутренняя бескомпромиссность. Совершенно

банальную иоюрию Резо Чейшвили передает так, что обязательно заставляет задуматься над тем, что скрывается на первый взгляд за обычным фактом. Вместе с тем для писателя это не самоцель, дается без всякой претенциозной интонации. В "Испытании" проявляется здоровое отношение начинающего прозаика к действительности, а также нравственная требовательность и гравдансхая позиция. В то не время уже мелькают столь обычные для резо Чейшвили литературные характеристики: утрирование, гротескность, коцизм.

В работе скрупулезно представлен художественный анализ рассказа "Возвращение". В этом произведении психологически удивительно проникновенно раскрыт образ человека, возвратившегося с войны калекой. Поразительно эмоционально и, главное, убедительно пред-'-ставлено единение грузина о родной землей. Не случайно рассказ вызывает позитивные ассоциации с замечательной новеллой Ш. Араг-виспирели "Земля". В "Возвращении" отразились и глубокие гуманистические стремления молодого автора, которыми гак изобилуют последующие литературные произведения писателя.

Из цикла ранних произведений рассмотрены такке рассказы и новеллы "Чемпион", "Духан".'и др. Отмечено, что уже в начале творческого пути Резо Чейшвили проявил себя сформировавшимся профессионалом. Епо ранние сочинения, без-всяких скидок и уступок, воспринимаются как полноценная проза. Вместе с тем, к этому времени по существу проявились некоторые литературные качества, которые с течением времени станут определяющими для творчества писателя. Ранние произведения Резо Чейшвили представляются серьезной заявкой для утверждения в грузинском литературном процессе.

Следующий раздел работы посвящен сочинениям, отличающимся критическим пафосом и нравственными поисками. 3 дальнейшем Резо

Чейшвили еще более усовершенствовал это направление, создав немало примечательных произведений. Б диссертационной работе отмечено, что в шестидесятые годы наблюдался наплыв произведений с критическим пафосом и нравственными поисками, в то же время зафиксирована внутренняя связь с национальной литературной традицией. На этом фоне освещаются произведения видного грузинского писателя и формулируются соответственные выводы. Детально проанализированы рассказы и новеллы "Сон Элварди", "Лунной ночью", "Исповедь", "Новелла в пивной", "Композитор Чириберидзе" и др. Реэо Чейшвили в приемлемых литературных формах изобличает и бичует порочные или болезненные проявления общественного'и,национального быта. Писатель совершенно целенаправленно противостоит обитателям "Болота", автору гложет сердце, возможность национальной и социальной катастрофы. "Резким возгласом" он пытается пробудить дремлющую нравственную субстанцию личности или общества изнутри. Эти тенденции просматриваются в замечательных рассказах "Дым" "Нынешнее лето в Цхалтубо" . и др. Реэо Чейшвили выявляет онтиидеал, антигероя, отвергнув которого можно утвердить все морально и общественно ценное. В "Исповеди" писатель дает впечатляющий образ спесивого функционера командно-административной системы. В конце концов судьба отвернулась от этого типичного лакея тоталитаризма. Кикой-го "грубый человек" повредил ему фалангу правого мизинца и теперь он не может ни бить в ладоши, ни скромно подать руку начальству, а ведь без этого грош ему цена. Поэтому и предстает он перед нами с исповедью, в которой заявляет, что никому на свете и ни во что не вериг, не верил, не сможет никогда поверить. Резо Чейшвили не избегает гротескного изображения; налицо художественное преувеличение или утрирование, в то же время, и это необходимо отметить

обязательно, писатель совершенно точно чувствует тенденцию, характер и неправления общей диалектики бытия или сознания.

В отличающемся критическим отношением к реальности рассказе "Д11М" внимание'заострено на утраченных нравственных ориентирах. В этом разносторонне примечательном произведении выдвинуты сложные этические проблемы, обнажены и художественно обобщены скрытие или замаскированные опасные и острые коллизии в общественных отношениях. Вечная проблема взаимоотношений мужчины и женщины разработана с учетом современных реалий, в теснейшей связи с социальными проблемами и национальной действительностью. Резо Чейшвили мастерски'рисует совершенно необоснованную, нежелательную девальвацию традиционных ценностей, сознательно внушает, что' "дым здесь!". Модно отметить, что "Дым" - одно из лучших творений этого, интересного писателя.

Довольно оригинальные и самобытные произведения объединены в разделе, анализирующем сочинения, которые условно мохно назвагь рассказами юмористического и нетрадиционного типа. Именно этими произведениями',выделяется творчество Резо Чейшвили в палитре, создаваемой современной грузинской беллетристикой. Последний период национальной литературы отмечен различного вида и характера художественными попытками, стараниями, "тобы, несмотря на невиданный государственный надзор,8се не было бы возмохно показать реальность, ее свет и тени. Резо Чейшвили особенно предан национальному наследию. Дехе в самых нетрадиционных сочинениях он сумел сохранить грузинский колорит. В рассказах, изобилующих гротеском, параболой, пародией, где господствует принципы абсурда, Резо Чейавили нисколько не отрывается от действительности, земных корчей, национальной почвы. Среди таких рассказов "Колодец", "Распределение

земель", "Саладвдзе" и многие другие. Удивительно искренен и изящен юмор Резо Чейивили в таких произведениях, как "Последняя высота", "Киносъемка", "Операция". ОсоОо следует отметить, что нетрадиционная манера требуется видному грузинскому писателю не только для того, чтобы втирать очки какой-нибудь инстанции. Автор максималистски стремится к художественному эффекту и лучше всего добивается его именно неординарными формальными поисками. Очень самобытны как поэтика, так и тематика подобных рассказов и новелл. В сочинениях нетрадиционного типа Резо Чейшвили проводит сквозь о-онь критики конформистскую часть социума, акцент перенесен на деградировавший образ определенных кругов интеллигенции, однако противостояние порочным тенденциям происходит не прямым путей и не в декларативной форме. Резо Чейшвили высвечивает парадоксальность, абсурдность создавшегося положения, показывает полную нелогичность окружающей действительности. В то же время писатель воздерживается от внушений и сентенций, предоставляя возможность читателю самому делать выводы.

Из сочинений подобного характера, помимо уже названных, можно выделить "Грузинскую новеллу", "Критическую статью", "Выдуманную историю", оригинальное и крайне нетрадиционное сочинение "Гуйя А.", в котором отрицательное отношение к действительности осуществляется в эстетических манипуляциях, подобных "Метаиор-" фозе" Кафки и др. Со странным и необычайным развитием событий в указанных произведениях переплетаются глубокие человеческие горести. Утонченный шор писателя нисколько их не рассеивает.

В целом творчество Резо Чейшвили характеризуется психологизмом и гуманистическим духом, хотя есть произведения^ которых подобные тенденции становятся определяющими и совершенно особыми.

Как правило, речь здесь идет о так называемых маленьких людях, раскрыт их на первый взгляд простой, не очень значительный душевный мир. Указанная тенденция - одно из достоинств беллетристики Резо Чейшвили, поскольку она совпадает с авторски« миропонимание«, внутренним характером, темпераментом, манерой повествования и вообще художественным стилем, из-за чего в произведениях достигается надлежащий эффект эстетической гармоничности. В диссертационной работе скрупулезно рассмотрено несколько рассказов и новелл, характеризующихся.достоверной психологической мотивировкой и всеобъемлющими гуманистическими интонациями; отмечено, что подобные сочинения Резо Чейшвили обладают особым очарованием легкой грусти. В большинстве случаев писатель предстает перед нами, как большой мастер создания настроения, например, в рассказах и новеллах "Бзианети", "Премьера", Топ!", "Смерть Ал-Разака" и др. Резо Чейшвили хорошо удается лепка с помощью психологических штрихов, отдельных нюансов и деталей убедительных одухотворенных портретов. Это качество очень ценное и заслуживает внимания, поскольку открывает широкие горизонты общим эстетическим возможностям прозаика. Часто Резо Чейшвили, благодаря отдельным художественным деталям:извлекает из жизненной вакханалии жемчужины человеческих отношений ( "Федя", "Лунной ночью", "Запоздалый ответ", "Лука Пачоли" ... ).

У Резо Чейшвили есть несколько интересных произведений, определенных самим автором, как киноповести. В диссертационной работе им посвящен отдельный раздел. Несмотря на то, что на первый взгляд указанные сочинения производят впечатление готового сценария, они в то же время от него существенно отличаются, представляя собой беллетристическую данность. В то же время писатель сумел

с помощып оригинальных и самобытных средств избежать жанровой унификации сочинений подобного типа с традиционными повестями. Кшкповести Резо Чейшвили обращают нв себя внимание не тслько благодаря внешней форме и средствам выразительности, они отличаются и серьезной этической и социальной проблематикой. Так, например, киноповесть "Что бороться..." отмечена редким чувством национального достоинства, верностью мужеству, героическим идеалам. Что касается киноповести "Картины прошлого", в ней дана крайне утонченная и остроумная критика болезненной социально-политической действительности. Заслуживает внимания созданное по народным мотивам произведение "Берсатриела".

Общепризнаны повести Резо Чейшвили, иоэтому они, естественно, рассмотрены в отдельном разделе. Их успех определяется здоровым юмором, композиционной точностью, четкостью красок и образов, локоничностью повествования. "Голубые горы", "О, мой виноградник", "Четвертая симфония" предстают перед нами как самобытное и интересное явление на фоне литературного процесса. Эти, произведения отличаются поисками новых форм, хотя эстетические

эксперименты писателя почти никогда не производит впечатления

>

самоцели и, что особенно радостно, подражаний иностранной литературе. Мир писателя в указанных сочинениях по сути своей очень реалистичен и, с точки зрения выразительности, выполнен с учетом ивционалышх традиций.

Общественное мнение хорошо приняло "Четвергу» симфони.:*, и эго отношение тем более заслуживает внимания, что Резо Чейшви; здесь в ряде пассажей и ситуационных деталей выступает непримирима сатириком, а особое отношение читающего общества к произве денио признак того, что социум еще обладает силой здравого смыс/

по отношении к явления«, к собственному порочному образу, в определенной мере то же самое можно сказать об общеизвестной повести "Голубые горы", в которой еще раз проявились непревзойденна литературные возможности Резо Чейшвили. Читатель сразу во всем убедился и уверовал в эту историю, в которую "трудно по-верить"с точки зрения нормального человеческого бытия. "Голубые горы" стали символом нашей действительности, парадоксальной реальности, которая должна быть преодолена усилиями всего общество. В указанном произведении удалась концентрации всех основных стремлений, определяющих рассказы Реэо Чейшвили, благодаря которым писателю отведено заслукенное место в современном литературном процессе.

Третья глава диссертационной работы представляет "Три романа Резо Чейшвили". Как видно из заглавия, в ней рассмотрена романистика видного грузинского писателя. После обзора, в котором выделен обобщенный вид указанных сочинения, определены основные акценты и тенденции, отведено место детальному анализу произведений. Каждому из упомянутых романов посвящен1 отдельный раздел.

В работе отмечено, что Резо Чейшвили гораздо труднее одолеть структуру романа, нежели справиться со спецификой рассказов и новелл. Особенно это касается романов "Дали" и "По городу ходят динозавры", а произведение "Музыка во время ветра", в определенной мере представляющее собой сборник новелл, воспринимается как совериенное и интересное произведение, хотя успех достигнут в большей мере за счет того, что канва романа крайне свободная, не ограниченная строго жанровой спецификой и место ро-

маниста фактически занимает новеллист с отточенной манерой письма.

При рассмотрении романов Резо Чейшвили учтены сдвиги, проявившиеся в изменениях резличного характера в национальной литературе за последнюю четверть века и непосредственно связанные с грузинской романистикой последнего периода. Наша литература старается по возможности не отстать от мирового литературного

процесса, усвоить имеющиеся в этом направлении в зарубежных

%

стрэнох передовые тенденции. Благодаря такому отношению, по-прежнему создаются интересные грузинские романы, хотя подход к достижениям зарубежной литературы у нас не всегда разумный, трезвый, творческий. Вышеупомянутое касается и проблематичных во- ' просов мифологизации, которые а ряде случаев превращаются в спор. Так, например, в романе Резо Чейшвили "Дали" очевидны мифические пласты, мифологическое акцентирование, берущее начало из неиссякаемого источника устного народного творчества. Знакомый лля каждого начитанного грузина миф в романе преломляется по-своему, но огорчительно, что все-таки не достигнут соответственный художественный и интеллектуальный эффект.

Ну^сно отметить, что выход "Дали" сопровождался совершенно различными литературными отзывами. Известный кригих А. Бакрадзе просто уничтожил мировоззренческий и этический план сочинения. В основном правильный ответ на такое выступление дал Т. Квачан-тирадзе, но и он не отметил, что слабость указанного произведения не в идейно-тематических или нравственных измерениях, а в трафаретности эстетических и художественных структур. Сравнительно точной в оценках была посвященная роману "Дали" статья 0. Пач-

корня.

Так или иначе, роман "Дали" не может служить произведением, определяющим общий уровень творчества Резо Чейшаили. Несмотря на это, в произведении действительно можно найти примечательные детали различного характера, изучение которых необходимо для осознания всей картины художественной прозы Резо Чейшвили. Более или менее аналогичная картина отмечается и с романом "По городу ходят динозавры" ( первоначальный вариант произведения назывался "Мой друг Нодзрз" ), хотя в отличие от "Дали", во второй редакции которого еще более выделились отдельные ляпсусы, "По городу ходят динозавры" с художественно-эстетической точки зрения ощутимо отличается от своей прежней версии.

Роман "По городу ходят динозавры" касается жизни современных жителей древнего грузинского города " Айя" ( Кутаиси ). Сюжет ничем не выделяется и довольно банален, однако писателю очень удался местный, действительно от всех и вся отличающийся колорит. Несмотря нв то, что грузинская действительность многообразна, современные прозаики, чаек} вольно или невольно, избегают передачи микроэтнического ландшафта, фиксирования локальной самобытности. В упомянутом романе Резо Чейшвили дана безусловно чарующая картина городского быта, нравов и обычаев обитателей "Айя". Вместе с этим, яужно отметить, что общий характер, проблематика, целенаправленность сочинения вовсе не являются носителями излишней претенциозности. Поэтому не нужно удивляться чтоГуказанный роман с' высоких литературных позиций, даже с художественных высот сегодняшней грузинской прозы не вос-, принимается как особое явление, хотя,проникнутый лиризмом,он приятно читается.

В' "Музыке во время ветра" смешаны скрытая печаль и умеренная сентиментальность. Как уже отмечалось, в этом произведении наиболее наглядно проявился талант Резо Чейшвили. 3 романе, отл чающемся интересной архитектоникой, замечательно переплелись друг с другом чуткое ощущение эпохи, достоверный психологизм, глубокая этичность. В произведение с автобиографическими нюансами мастерски внесены характерные для полноценных художественных структур эстетические измерения, фигурируют символы, ощущается и скрытая ассоциативность текстового материала. Вместе с тем, это крайне простое, чарующее, реалистическое творчество. Безусловно, "Музыка во время ветра" - одно из самых крупных достижений национальной литературы последнего периода. Здесь, в отличие от названных выше двух романов, Резо Чейшвили сумел создать высокохудожественный и благонравный эстетический мир.

Четвертая глава диссертационной работы называется "Некоторые вопросы эстетической системы и художественной структурь в прозе Резо Чейивили". В ней рассмотрены примечательные аспекты форм в произведениях выдающегося писателя, более конкретно проанализированы худокествениые данности, о которых в общем порядке говорилось и в предыдущих частях исследования. И эта глава научной работы включает несколько разделов. Один из них касается сюжето-композиционного своеобразия произведений. Отм< чеяо, что Резо Чейшяили старается внести и утвердить самобытны! оригинальные сюаегные конструкции. Фактически писатель не использует подражательную фабулу и схему. Особенно отличаются с этой точки зрения повести, в которых очень совершенно прояиилс, своеобразный творческий стиль Резо Чейшвили. Осоьая, эиоцио-

ально привлекательная фабула представляется той прочной сисге-еой, на которой принципиально доступнее и проще возведение :удожественной реальности. Такой оригинальностью ■харахгеризуюг-:я. "Четвертая симфония", "О, мой виноградник", "Что бороться...", 'Берсатриела", "Голубые горы" и др.

В рассказах и новеллах малых форм особенно проявилось сю-гетное мастерство Резо Чейшвили. У него гармонично сочетаются 1руг с другом лаконизм действий и целенаправленность высказанного. Неодолимых,с точки зрения свжета, трудностей для прозаика зе было а в романах, хотя, можно сказать, что два первых романа не отличались оригинальностью фабулы я сюжета, поэтому в упомянутых случаях писателю не удалось достичь серьезных литературных высот.

Литературный уровень безусловно обусловлен и композиционной целостностью и фактором уравновешенности. Сочинения Резо Чейшвили, как правило, характеризуются внутренней целостностью, гармоничностью, эмоциональностью и равномерным распределением информационного заряда на протяжении всего произведения; И что главное - прозе Резо Чейшвили в основном чужды и .неприемлемы раздробленность и аморфность, и он обычно добивается эффекта желаемого единства. В этом отношении положительную роль играет эмоционально-смысловая связь заглавия и финала, что дает очень хороший результат в рассказах и новеллах Резо Чейшвили.

В отдельном разделе рассмотрена также проблеме персонажей и характеров, подчеркнуто, что рельефное выдвижение персонажей или характеров, определение взаимоотношений между отдельными действующими лицами представляет одну из существенных сторон создания и развития художественной реальности. В этом отношении

творчество Резо Чейшвили изобилует примечательными пюансами и проявлениями. Вообще нужно отметить, что отношения между автором и персонажем никогда не принимают одностороннего и упрощенного характера. В отношении к отдельным персонажам и характерам проявляется не только общая писательская концепция, мирозост-приятие и мироощущение, но и выделяется авторский художественный стиль, формируется та или иная эстетическая модель, выборочно выделены так называемые маленькие люди, без претензий, простые смертные, неповторимые образы которых и украсили современный литературный процебс.

Художественный мир Резо Чейшвили богвт и литературными характерами. В диссертационной работе подчеркнуто, что в произведениях писателя есть как частные, так и более генерализованные типичные характеры с определенный ядром особенностей, а также единства, с помощью которых они проявляют самобытность в отношениях с социумом или различными явлениями.

Совершенно особая роль в прозе Резо Чейшвили возложена на эстетическую категорию комического, поэтому в диссертационной работе отведено надлежащее место анализу ее обрезов и функций з отношэнии к упомянутому творчеству,- совершенно недвусмысленно подчеркнуто, что Резо Чейшвили безусловно один из тех писателей в новейшей грузинской литературе, который придал огромные эмоциональные и познавательные возможности комическим формам и образам. Использование в качестве методологического пособия известж го исследования Г. Кикяадзе "Грузинская сатира и юмор" при рассмотрении их в творчестве Резо Чейшвили позволило представить названные аспекты творчества писателя с учетом национальных

традиций, в непосредственной связи с диалектикой и процессом развития грузинской прозы. Особенно подчеркнуто то обстоятельство, что Резо Чейшвили достигает особых высот в использовании юмора, сатиры и деке иронии.

В отдельном разделе рассмотрены такие факторы осуществления литературной целос*ности, освещены условия и характер гармоничного сосуществования различных по форме и содержании данностей, проанализированы пути фактического достижения и реализации литературного совершенствования в замечательной беллетристике Резо Чейшвили; специально заострено внимание на принципах поэтики, художественной специфики времени и пространства а творчестве писателя, на порядке обрззно-симзолического мышления и моделирования. Надлежащее место отведено также анализу мифологических структур и показу эстетического момента абсурда и парадоксов во всеобъемлющем художественном мире Резо Чейшвили.

В заключении подытожены результаты научного исследования; выдвинуты на передний план черты, рпределявщие и характеризующие творчество Резо Чейшвили; особенно подчеркнута непрерывная и здоровая связь с национальной литературной традицией, с классической реалистической школой, в то же время отмечено, что это качественно современная и актуальная проза, которая действительно достойно перекликается с нашей бурной современностью; говорится, что Резо Чейшвили один из выдающихся представителей литературного процесса второй половины нашего веко. Без учета его творчества невозможно представить полную картину грузинской литературы этого периода. Своими самобытными и интересными произве-[ениями писатель обогатил национальную беллетристику. Он по-фекнему плодотворно работает и, можно надеяться, не раз порадует

чвхахелей глубокосодерхахельными, высокохудожественными произведениями.

По хеке диссертации опубликованы следующие работы ( ва груз. яз. )

1. Лорая К.В. Размышления о текущей литература ом процессе// Пирвелв схвви.-198?.-*20.-С.166-171. '

2. Лорвя К .В. Роман Резо Чейиввли "Музыке во время ветра"// Ш научная сессия Республиканского координационного совета по . литературоведению АН Грузинской ССР и Института грузинской литера туры им. ш. Руставели: Тез. дохл.-Тбилиси,1989.-С.46-48.

3. "Голубые горы" Резо Чейшвили. Идейяо-хематичесхае оспек-ты//Республиканская научная кояферевщя ТГУ вмени НЦхавахипвиди и высших учебных заведений Грузинской ССР "Литературоведение -Ш": Тез. докл.-Тбилисв, 1989.-С.27-28.

4. И призвание,в долг ( творчество Р. Чейшвили )// Критика 1990.- С. 126-131.