автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Художественная публицистика советских писателей в русской периодике 1941-1945 гг.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Дробышевская, Надежда Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественная публицистика советских писателей в русской периодике 1941-1945 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Дробышевская, Надежда Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

§ 1. Общие черты военной публицистики .11

§2. Авторское «я» в художественных очерках . 17

ГЛАВА ВТОРАЯ. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЧЕРКА ВОЕННЫХ ЛЕТ

§1. Типология очерка.34

§2. Стиль, сюжет и композиция в художественном очерке военных лет .47

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВОЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА А. ТОЛСТОГО, Л. ЛЕОНОВА, И. ЭРЕНБУРГА.

§1. Художественная публицистика А. Толстого и Л. Леонова в период

Великой Отечественнной войны. 71

§2. Военная публицистика И. Эренбурга.95

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Дробышевская, Надежда Николаевна

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) всегда привлекала к себе внимание исследователей. Десятки имен, сотни книг, тысячи статей. Историческая необходимость усвоения уроков войны, память о павших на полях боев не давали иссякнуть потоку литературы войны и о войне. Неоднократно поднимались вопросы, затрагивающие как художественную литературу военных и послевоенных лет, так и публицистику.

Фронтовой печати посвящена работа С. Жукова\47\, в ней автор говорит о печати в целом, отдельные издания охарактеризованы бегло, без учета деятельности особенностей каждого из них. Обзору советской военной печати в целом посвящена работа Н. Попова и Н. Горохова \32\. Исследователи дают полную картину всех печатных изданий, раскрывают их функции, направленность, но роль каждого из этих изданий с точки зрения их тематики, жанровой специфики не выявлена из-за обширности исследуемого материала.

Жанры печати военных лет, и в частности, художественный очерк рассматриваются в трудах И. Кузьмичева\71\,Л.Розина\101\,Т. Казачковой\63\ и других. Названные исследователи для анализа отбирали художественные очерки вообще, независимо от того, где они публиковались, газетными или журнальными они являлись, оказывала ли на них влияние специфика издания.

Война сформировала особое сознание писателя и читателя, когда предельно сокращались дистанции между литературой и действительностью, героем произведения и читателем, участником событий, автором и его аудиторией, что привело к размывайию жанровых границ, к синкретизму форм, к исчезновению границ между газетами общеполитическими и профессиональными. Этот процесс остался за пределами внимания исследователей истории литературы.

Новизна исследования состоит в том, что данная работа фактически является первым специальным исследованием центральной военной газеты страны. Кроме того, ранее преимущественное внимание уделялось очеркам писательским. Тем самым пласт очерков, авторами которых являлись военные или гражданские, эпизодически публикующиеся, оказался малоисследованным. В этой работе подвергается анализу весь массив очерков, опубликованных в газете «Красная Звезда» с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945года.

Актуальность диссертации определяется общими потребностями научного обобщения опыта отечественной литературы 20-го века и необходимостью ее системного изучения как единого целого без идеологических или видовых границ.

В работе Т. Казачковой \63\, делается вывод о ведущей роли путевого очерка во второй половине Великой Отечественной войны, и объясняет это наступательным ходом военных действий. Однако анализ соотношения очерков, опубликованных в «Красной Звезде», показывает, что в 1943 году действительно произошел некоторый всплеск путевого очерка, что было связано с процессом освобождения городов. И все же ведущим оставался портретный очерк. Тщательный анализ очерков, опубликованных в «Красной Звезде», подтверждает этот вывод.

В работах Л. 0ляндер\90\, И. Янской\140\, Я. Явчуковского\141\ описываются особенности документального и художественного очерков, но четкого разграничения между ними не проводится. Это породило существование неточных терминов и обозначений типа «художественно-документальная проза». Действительно, грань между ними чрезвычайно зыбка, например, в наличии или отсутствии образной системы и элементов художественного обобщения. Тем не менее, разница существует, и игнорировать ее нельзя.

Очерки, построенные на документальном материале, становились художественными под пером профессиональных писателей, ставших в то время военными корреспондентами. Необходимость соблюдения военной тайны ставила авторов в положение, когда приходилось лишать очерк присущих ему документальных точностей: имен, номеров частей, географических названий населенных пунктов. Материал становился неконкретным, больше похожим на художественный.

Проанализировать, что представлял собой художественный очерк военных лет, как он менялся на страницах военного издания, как возрастала с течением времени роль авторского «я» в художественном очерке, то есть отразить динамику жанровых разновидностей художественного очерка в зависимости от конкретно-исторических условий и своеобразия подходов к материалу у разных авторов, является целью данного исследования.

Для достижения этой цели необходимо было решить несколько конкретных задач:

- изучить художественные очерки, опубликованные в газете «Красная Звезда» с точки зрения их жанровых особенностей и наличия в них традиционного членения очерковых произведений по проблематике и по предмету творческого осмысления;

- определить направления движения внутри очерковых форм в связи с «внешними» и «внутренними» факторами, а также степень сохранения традиционных для жанра очерка приемов;

- отразить своеобразия художественной позиции, жанра и стиля военных очерков И. Эренбурга, Л. Леонова, А. Толстого.

При решении научной задачи мы придерживаемся принципа полноты отбора материала, сосредотачиваясь на материалах газеты «Красная Звезда».

Выбор этого издания обусловлен рядом факторов, основными из которых являются:

- «Красная Звезда» в годы войны была одной из пяти центральных газет и обладала своей спецификой, выделявшей ее из общего ряда изданий;

- «Красная Звезда» была органом Народного комиссариата обороны, то есть газетой ведомственной, рассчитанной на кадровых военных. Для этой газеты военная тема не была новой, как, например, для «Правды» или «Известий» - газет общественно-политических. Свободное владение темой, а также тот факт, что в состав редакции входили офицеры, влияло на качество публикуемых в газете материалов. «Красная Звезда» была укомплектована наиболее опытными журналистскими кадрами и - современным, для того времени, полиграфическим оборудованием. Она выходила на четырех полосах стандартного «правдинского» формата тиражом до 480-ти тысяч экземпляров; именно на страницах газеты «Красная Звезда» выступали советские писатели, ставшие в эти годы военными корреспондентами.

Примечательно, что из 60-ти писателей, работавших в центральной прессе в военное время, сорок из них практически регулярно сотрудничали с «Красной Звездой».В газете работали И.Эренбург, А.Толстой, К.Симонов, Л.Леонов, В.Гроссман, Е.Габрилович,Н.Тихонов, А. Платонов, Б. Галин и многие другие. Кроме этого, в газете печатались очерковые материалы писателей из союзных республик.

В процессе историко-литературного анализа такого обширного материала, используются определения данные исследователями ранее и применяются к конкретной практике конкретной газеты.

В определении очерка мы опираемся на общепринятое его понимание: «Очерк - разновидность малой формы эпической литературы, отличный от другой ее формы - рассказа - отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Очерк затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях).» \83\

Однако в научных трудах есть и другие определения очерка, которые используются в работе.

Например, «.очерк любого объема характеризует какое-либо явление в жизни в целом, сочетая в своей идейно-художественной структуре качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации).» \22\ Или: «.признак очеркового жанра - повествовательность, достоверность, в широком смысле слова, которая не теряется, даже в случае использования вымышленных фамилий; и образность, являющаяся средством для освещения сущности факта.»\71\

Теоретическую базу диссертации составили работы по проблемам жанра таких ученых, как М. Бахтин, И. Кузьмичев, по теории публицистики -В. Ученовой, В. Горохова, Е. Журбиной, М. Черепахова, Т. Беневольской, по проблемам документального и художественного повествования - И. Янской, Я. Явчуновского, Л.Оляндер и других. За основу типологии очерка периода военных лет( 1941-1945гг.) мы берем классификации, разработанные И. Кузьмичевым, Н. Глушковым,

П. Глинкиным, И. Рыбинцевым. Названные исследователи выделили очерк портретный, событийный, путевой и проблемный.

Методологической основой исследования является сочетание историко-генетического и типологического подходов к материалу.

Объединяющей чертой для всех разновидностей очерка военных лет было стремление вобрать в себя черты и признаки других жанров - заметки, репортажа, статьи, корреспонденции, рассказа, исследования, повести, и романа. Это позволило нам создать свою классификацию типов очерка.

По мнению В. Конторовича, «научное литературоведение пришло к. признанию историчности, незавершенности признаков жанра, привыкло обходиться, в частности, без «точных формул» очеркового жанра, ибо они не выдерживали проверки жизнью и рассыпались в прах при первой же попытке применения их к многообразной очерковой литературе»\65,34с\.

Все вышеизложенные аспекты являются составляющей основой исследовательской работы.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследованиях по истории русской литературы и отечественной журналистики 20-го века, а также при чтении лекционного курса по истории отечественной литературы и журналистики соответствующего периода.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Диссертация изложена на 152 страницах, приложение включает более 700 наименований, библиография -142 наименования. ю

По материалам исследования были сделаны доклады и сообщения на заседаниях кафедры русской литературы и журналистики, а также на международных научно-практических конференциях института Екатерины Великой и ВВА им. Гагарина. Они отражены в публикациях:

1. «Неизвестные страницы военной публицистики (1941- 1945гг)». Учебно-методическое пособие для кафедры русского языка и литературы ВВА им. Ю.А. Гагарина.-М., 2003!-С. 1-60.

2. «Влияние художественной публицистики военного времени на морально-психологическое состояние военнослужащих», Сборник материалов международной научно-практической конференции (ВВА им.

Ю. А. Гагарина).-М., 2003.-С.24-34.

3. «Алексей Толстой- военный публицист», Ориентир. №4.-М.,2003.-С. 1719.

4. «Публицистика военного времени И. Эренбурга», На боевом посту.№ 24.-М., 2002.С.4.

5. «Общие черты и особенности публицистики военного времени (1941

1945гг)»,ВВС сегодня. № 3. -М.,2003. С.З.

6. «Военная публицистика Л.Леонова», На боевом посту.№ З.-М.,2001.С.З.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная публицистика советских писателей в русской периодике 1941-1945 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая Отечественная война стала тем периодом в истории литературы, когда все устоявшееся жанры, стили, тематика, герои пришли в движение, подчиняясь центральной теме, единой, для всех писателей, а так же одной задаче - объединению всех сил во имя достижения Победы. Все представления, бытовавшие до сих пор о роли художественного слова, о чистоте жанра, о месте авторского «я», пересматривались под влиянием насущных, злободневных задач. Творчество, вдохновение, талант стали такими же средствами достижения цели, как боеприпасы, техника и живая сила.

Красная Звезда», выбранное нами для исследования, одно из основных военных изданий, так как она объединила на своих страницах писательский актив и лучших журналистов страны. Эта газета стала полем боя «литературного фронта». Ее ведомственный характер: определенность тематики, аудитории, профессиональный язык, особый взгляд на создание портрета (предпочтение служебной характеристики - личностной) определили и отношение к ней власти. Эта газета была лучше всех оснащена современной техникой и кадрами, одна из немногих, кому было разрешено иметь на фронте специальных корреспондентов. Имея определенные «льготы», «Красная Звезда» была и более зависимой от высшего руководства страны. На нее были возложены задачи не только агитационные и организаторские, но и пропагандистские: «Красная Звезда» должна была «держать» общий идеолого-политический курс. Этими обстоятельствами, как и ведомственным характером газеты, объясняются особенности некоторых публикаций: обращение к определенным темам в строго определенное для этого время, принцип изображения человека-солдата, неконкретность географических и других сведений, ^умалчивание подробностей некоторых событий.

Поскольку формирование, изменение любого жанрового образования в литературе связано и с внутренними литературными закономерностями и с требованиями своего времени, очерк менялся вместе с ходом военных действий и задачами печати на каждом этапе. Динамика этого изменения шла в направлении расширения границ художественного очерка, возникновения новых форм, преодоления идейно-тематической узости ведомственной газеты. И если содержание очерка определялось многими «внешними» причинами: директивами, указаниями, постановлениями ГлавПУРККА, ходом военных действий, необходимостью решения задач политического и оперативно-тактического характера, то форма очерка менялась в зависимости от содержания. С точки зрения функциональной, очерк двигался от информационного к воссозданию полной картины великой битвы и формированию образа сражающегося народа.

В этой связи военный очерк содержит в себе новые образы: фашиста- врага и защитника страны Солдата- Героя. На этих двух противопоставлениях строятся многие сюжеты периода Великой Отечественной войны. Однако в сюжетах этого периода присутствует идеологическая направленность - все на защиту страны. В этом смысле все очерки идеолигизированы. Но это не было выдумкой, так как в то время действительно все писатели весь свой талант бросили на защиту своей страны. В их функции входило обвинять фашизм, раскрывать его сущность, информировать о боевых действиях, поднимать боевой дух солдат, поддерживать мирное население.

От того, какое направление имел очерк, зависела завязка сюжета и форма самого очерка. Если это был обвинительный очерк, направленный против вероломства фашистов, то слог у него был жесткий, иногда с употреблением очень резких слов, даже обзывательств, как у Эренбурга.

В настоящей работе исследуется большой массив очерков военных лет, напечатанных в газете «Красная Звезда». Анализ этих очерков приводит к определению главных содержательных звеньев поставленной научной задачи.

Типология художественного очерка дает представление об основных тенденциях этого процесса, раскрывает особенности форм очерка. Внутренние и «внешние» факторы привели к функционированию таких видов очерка, как портретный, путевой, событийный, исторический, судебный, проблемный, а так же появление новых форм: дневники, записки, памфлеты.

Поиск новых форм регулировался двумя обстоятельствами: необходимостью выполнения идеологических, политических задач, которые стояли перед обществом в целом, желанием писателей как можно полнее и правдивее отразить картину народного подвига. Эти обстоятельства приводили к появлению очерков, выполняющих «социальный заказ», нацеленных на определенную аудиторию и на задачи одного дня. Они писались в кратчайшие сроки, нередко на скудном материале, по удобной схеме, без каких-либо подробностей, характеризующих индивидуальность героя. Эти очерки, как правило, не пережили свое время. Да они не ставили перед собой этой задачи. Очерки, которые оказывали огромное влияние на читателей, были менее схематичны, демонстрировали многообразие сюжетно-композиционных решений, особенности авторского стиля. Именно такие очерки запоминались, позже издавались отдельными сборниками, привлекали к себе внимание исследователей и продолжают быть актуальными и сегодня. Однако разделять их нельзя, так как и те, и другие вместе дают общее представление о времени, событиях, людях.

Идеологически заряженные очерки заполняли собой информационный голод первых месяцев войны, поднимали народ на борьбу, помогая людям сориентироваться и обрести надежду на перемены к лучшему, что диктовало свой подход к отбору жизненного материала. О страшных событиях говорилось крайне мало сухими сводками Информбюро, без комментариев в прессе. О хорошем говорилось много и в стилевом плане подавалось несколько патетично.

Трагедия не определяется массовостью жертв. Но массовость трагедии ищет в искусстве формы необходимые и достаточные, чтобы передать ее истинный размах» \140\. В этом, на наш взгляд, одна из причин размывания границ между художественным и документальным очерком, когда строгое следование фактам переставало быть разделительной чертой. Документы, свидетельства очевидцев, то, что лично сам видел военный корреспондент, переплеталось в очерке с портретными, пейзажными зарисовками, собирательными образами, символами, настоящее время уплотнялось, смыкалось с далеким прошлым. Тем не менее, детали происходящего предавались точно.

Таким образом, очерк военных лет можно условно разделить на три вида: очерк, представляющий собой комментарий к документу; очерк, воспроизводящий реальные события и отношение к ним в авторском видении, и очерк, построенный на основе когда-либо наблюдавшихся фактов. Вторую и третью разновидность мы можем, безусловно, отнести к разряду художественных, так как они построены в соответствии с авторским замыслом, даже если этот замысел абсолютно совпадает с реальным течением событий.

В очерковой публицистике военных лет были использованы почти все сюжетные композиции, описанные в истории литературы. Однако для каждого сюжета подбирался свой стиль, который и наполнял каждое произведение чертами, присущими определенному автору. Не меньшее значение имеет и сюжетная композиция, так как от увлекательности сюжета зависит восприятие материала.

Наиболее характерная черта военных очерков — отрывочность изложения — чаще всего проявлялось в тех видах очерка, где «ведущей» являлась авторская мысль. Композицию в таком очерке так же определял сам автор. Помогало в этом: и участие автора очерка в событиях, его знание и опыт. Иногда необходимо было учитывать и запреты, наложенные на ту или иную информацию, и, наконец, чувство меры и талант писателя. Художественные очерки, благодаря смычке с документальными, приобретали силу документов, могли выступать судебными аргументами против преступлений фашистов.

В мирное время литература не берет на себя подобных функций. Роль личностного начала в художественных очерках военных лет неизмеримо возросла. Армия ждала не просто Слова. Она ждала «живого слова» конкретных людей: страстного слова И. Эренбурга, вестей из осажденного Ленинграда от Н. Тихонова, Сталинградский цикл очерков В. Гроссмана, дневник «В тылу врага» А. Полякова, исторические очерки В. Вишневского и А. Толстого, «письма» с разных фронтов от К. Симонова. Меньше публикаций у Л. Леонова, тем не менее, он заслужил право занять одно из мест в истории художественной публицистики военного времени.

Своеобразие творческой манеры каждого писателя наложило свой отпечаток на художественный очерк. Именно в годы Великой Отечественной войны роль авторского «я» проявила себя в полном объеме. Каждый автор создавал свой образ солдата-героя, показывая реальные события и описывая действительность, виденную и изученную именно им. Это помогло не только людям военного времени, но и помогает современникам увидеть войну не одним взглядом, а глазами сотен людей, что в полной мере дает возможность

128 осознать всю трагедию войны. И это очень важно, так как никакой архивный документ, написанный одним автором, не может сохранить для потомства и сотой доли того, что сумели запечатлеть в своих очерках писатели-публицисты военного времени.

Особое место в военной публицистике принадлежит таким мастерам слова, как И. Эренбург, JI. Леонов и Ал Толстой, ставших в ряды военных корреспондентов с первых дней войны. Годы Великой Отечественной войны явились хорошей школой боевого опыта и творческой зрелости для этих писателей.

В работе исследуется совокупность писательских взглядов на сущность культуры, на восстановление и защиту мира в условиях войны, что актуально и сегодня.

 

Список научной литературыДробышевская, Надежда Николаевна, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. Повести, рассказы, публицистика. Художественная литература, М., 1971. Разведчик нового. М., Знание, 1969. Человек и война. М.,^Знание, 1973.

2. Воспоминания об И. Эренбурге. Сов. писат., М., 1975. Бурная жизнь Эренбурга. «Звезда», СПб.,1993, № 9. Не просто мемуары. Шаги, М., 1979, вып.5. «Колючий» Эренбург. «Лит.Армения», Ереван, 1989, №3. Сюжет и стиль. АН СССР, М., 1963.

3. Виноградов В. О языке художественной прозы. М., Сов. писат., 1979.

4. Вишневский В. Дневник военных лет. М., Сов.Россия, 1979.

5. Векслер И. Толстой А. Жизненный и творческий путь. Сов.писат.,1. М., 1948.

6. Ветер века. «Дон», Р.-на-Д., 1976, № 5. История русской советской литературы. ВШ, М, 1970. ВОВ В современной литературе. АН СССР, Институт им. А. М. Горького, М., Наука, 1982.

7. Военная публицистика и фронтовые очерки. М., Худ.лит., 1966.

8. Габрилович Е. «Советская культура». М., 1988, 22 октября.

9. Глушков Н. Очерк в русской литературе.Р.-на-Д.,Ростовский ун-т, 1969.1. С.219-240.

10. Проблема «массовой культуры». «Вопросы философии», 1970, № 1.

11. Мятежная юность. М., Гослитиздат, 1961. Собр.соч. в 4-ёх томах. Примечание к путеводителю, Худ.лит., 1979,т.2, с. 152. О литературе военных лет. «Звезда», 1945, № 2-3. Годы войны. М., Правда, 1989.

12. Как добывается цельность. «Новый мир»,М.,1975,№11. Сражающееся перо. «Лит. газета», М., 1885, № 19. Искусство прозы. М., Лит.институт, 1999, с.43-44. О скромности и назойливости. «Наши достижения», 1935, №28.

13. Горохов Н.,Попов Н. Советская военная печать в годы ВОВ. Воениздат,23. Глазычев В.24. Гладков Ф.25. Гранин Д.26. Громов П.27. Гроссман В.28. Гринбер Н.29. Генри Э.30. Гусев В.31. Горький М.1. М., 1981.

14. Основы журналистского мастерства. М., ВШ,1989. Боевой жанр. «Нева», 1961, № 10. Рассказы о войне. «Литература и искусство», 1943, №2. А она вернется. Публицистика, Советская Россия, М., 1966.

15. Жизнь и творчество М. Шолохова. Сов. писат., М, 1960. Метафора власти.(Историческое освещ.), Мюнхен, 1993. О жизненной правде. «Звезда», 1944, № 5-6. Странствия и метоморфозы Эренбурга. Вопросы литер., 1994, вып. 4, с. 350-360.

16. Книга о стойкости советского человека. «Литература и искусство», 1943, 27 ноября. Л.Соболев и его герои. «Звезда», 1953,№1. Позывные подвига. «Север», Петрозаводск, 1976, № 7. Горький-публицист против фашизма. Художественная литература, М., 1941.

17. Идеологическая работа КПСС на фронте.М., Воениздат, 1960.

18. Ионов А. О писателях и книгах. Д., Кн. Изд., 1981.

19. Инбер В. Почти три года. Советский писатель, М., 1946.

20. История русской советской литературы. Собр.соч. в 4 томах, НАУКА,

21. Художественный очерк ВОВ. Автореф.на соиск.уч.степ. К.ф.н., М., 1979. Поэтика очерка. Учебно-метод. пособ., М., МГУ, 1977.

22. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1973,с. 34-35.

23. Коротков А. Военный вопрс. «Военно-исторический журнал» 1998,№5.

24. Коган А. Перечитывая войну. М., Худ.лит.,1975.

25. Кригер Е. Солдаты особого вида оружия. «В мире книг», 1980,№5.

26. Кривицкий А. Горизонты публицистики. М., 1983, №11.

27. Кузьмичев И. Жанры русской литературы военных лет.Горький,ГУ,1962.

28. Кузьмичев И. Литературные перекрестки: типология жанров, ихисторическая судьба. Горький, ГУ, 1983.

29. Кузьмин А. Героическая тема в русской литературе.М., Проев., 1974.

30. Кумок Я. Язык суровых лет. Лит.обоз., М., 1974,№ 5.

31. Лазарев Л. Время военных корреспондентов. Знамя, М., 1987,кн.2.

32. Лазарев Л. Как буд-то есть последние дела. «Октябрь», М., 1980,№10.

33. Лазарев Л. Память трудной годины. ВОВ врусской литературе, М.,

34. Дружба народов, 2001, с. 160.

35. Леонов Л. Литература и время. Московский рабочий, М., 1976.

36. Леонов Л. Статьи военных лет. Правда, М., 1946.

37. Леонов Л. Собр. Соч. в 9 томах.Т.8, М., 1962.

38. Леонов Б. Свет подвига. М., Сов. Россия, 1985.

39. Летописцы победы. М., Политиздат, 1984.

40. Литературная энциклопедия. М., 2001, с.707.

41. Литература и публицистика. Проблемы взаимодействия, Тарт. Ун-т,1986.

42. Масчан С. Художественная публицистика ВОВ. (Толстой,Эренбург),

43. Автореф.на соиск.уч.степ.к.ф.н., М., 1954, с.82 95.

44. Навсегда в сердце: сб. статей и очерков. В., Н.-Волж. Кн. Изд., 1973.

45. Озеров В. Современники и предшественники. М.', Сов. писат.,1983.

46. Ортенберг Д. В те памятные годы. «Литературная газета», 1973,21.02.

47. Ортенберг Д. Время не властно. Советский писатель, М., 1975.

48. Оляндер Л. Документалистика о ВОВ. Свит, Л., 1990.

49. Оружием слова. Военно-патриотическая тема в советской литературе,

50. М., Художественная лит., 1978.

51. Осетров Е. В книге о Леонове. Современник,М., 1979.

52. От советского Информбюро. (публиц. и очерки военных лет). В 2 т., М.,1. Издательство АПН, 1984.

53. Панарин А. Вызов получен. «Гос. служба», М.,РАГС, 2000,№ 1 (7),с.83.

54. Парамонов Б. Портрет еврея: Эренбург. Звезда, 1X1991, с.132.

55. Пименов В. Время забот и тревог. М.-Л., Сов.писат., 1983.

56. Плоткин А. Литература и война. Советский писатель, М.-Л., 1967.

57. Поляк Л. А. Толстой художник. «Наука» 1964, № 5.

58. Прохоров Е. Публицистика в жизни общества.М., МГУ, 1968.

59. Мастерства жанра, Киев-Одесса, Вища школа, 1976. Ю4.Рубашкин А. Путь писателя. Советский писатель, Л., 1990, с.316.

60. Об.Рубашкин А. 06.Савельев С.07.Сараскина JI.08.Симонов К.

61. Симонов К. Ю.Симонов К. 11 .Симонов К. 12.Соболев Л. И.Старикова Е.14.Старуш М.15.Сурков А.16.Стогнут А.17.Таран А.18.Топер П.19.Толстой А.20.Тихонов Н.21.Толстой А.22.Толпаева Г.

62. Пристрастие. Ленинградское отд., 1985. Огневые строки. Слово писателя во фронтовой газете, М., Знание, 1976.

63. Трифонова Критико-биографический очерк. М., Гослитиздат, 1952,с. 148.

64. Ученова В. Публицистика и политика. М., Политиздат, 1973, с.95.

65. Фрезинский Б., Попов В., Эренбург. Хроника жизни и творчества.1891 -1923,СПб, Лина,1993,т.1,с.208.

66. Федорченко Ф. Народ на войне. М., 1990. 27.Черепахов М. Работа над очерком. М., МГУ, 1966. 28.Чудакова М. Об Эренбурге и Е. Берар. Звезда, 9U993, с.180.

67. Щербина В. О художественной публицистике. «Известия», 1947, 05.04.

68. Эволюция русской прозы о войне. М., 1995. Пафос героического. В кн. Литература великого подвига, М., 1970.

69. Речь на 2 съезде. Собр. Соч.,Правда,т.8,1980. Военно-патриотическая публицистика первого периода ВОВ. М., 1967.

70. Собр. соч. в 9 томах, М., 1964. Летопись мужества. М., Сов. писат., 1974,с. 108-122. Война. Т.1, с.301-302.

71. Эренбург И. 35.Эренбург И. Зб.Эренбург И. 37.Эренбург И.38.Эренбург И. 39.Яковлев С.