автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественно-эстетический мир Танзили Зумакуловой
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественно-эстетический мир Танзили Зумакуловой"
На правах рукописи
ДЖАНГУРАЗОВА ЛИЗА ХАДИСОВНА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МИР ТАНЗИЛИ ЗУМАКУЛОВОЙ
10.01.02 - литература народов Российской Федерации (кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1 0 '
Нальчик 2012
005042452
Работа выполнена на кафедре литературы и фольклора народов Северного Кавказа Федерального государственного образовательного учреждения «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Толгуров Зейтун Хамитович Кабардино-Балкарский Институт гуманитарных исследований
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Кучукова Зухра Ахметовна Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М. Бербекова
кандидат филологических наук, доцент Газдарова Аза Хадзбатыровна Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Ведущая организация: Карачаево-Черкесский
государственный университет
Защита состоится «25» мая 2012 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.076.04. при Федеральном государственном образовательном учреждении «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).
Автореферат разослан » апреля 2012 г.
Ученый секретарь /—
диссертационного совета /У) А.Р. Борова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Изучение творчества та- ' лантливой балкарской поэтессы Танзили Зумакуловой (р. 1934) диктуется, с одной стороны, требованиями глубокого научного освещения современного балкарского литературного процесса, с другой - задачами дальнейшего развития национальной поэзии.
Общий объем балкарской литературы - как прозы, так и поэзии - на сегодняшний день изучен недостаточно. Фактически, в настоящее время национальное литературоведение занято выявлением от- : дельных закономерностей эволюционного движения национальной прозы и поэзии. Естественно, это необходимая теоретическая и методологическая база дальнейших изысканий, достаточно состоятельный и надежный инструментарий для определения места и роли балкар- ' ' ской литературы, как в духовном пространстве этноса, так и в культурном контексте региона и всей страны.
Однако считаем возможным отметить, что, за редкими исключениями, национальное литературоведение не имеет цельных исследований монографического характера по персоналиям.
В отношении творчества Т. Зумакуловой можно констатировать, что потенциал ее индивидуальной специфичности недостаточно й'с-следован. Актуальнейшая насущность детального изучения ее поэзии имеет не только художественный и культурный смысл, но и выводит нас к аспектам социального, этнополитического плана. В этом смысле никакие специальные исследования и социологические опросы не дадут такой ясной картины мотивационной поведенческой и императивной парадигмы женской части любого этноса, как анализ художественных творений автора-женщины.
С другой стороны, Т. Зумакулова была и остается женщиной-горянкой. Это означает, что критерии допустимого-недопустимого, стандарты нормативного поведения, этнически обозначенные стереотипы восприятия и оценки окружающего в ее творчестве явлены в самой презентативной форме.
Думается, что в условиях массированного давления инокультур-ных презентатов человеческого общежития, в эпоху фатальной трансформации этических и эстетических нормалей творчество Т.Зумакуловой представляет особый интерес.
Цели и задачи исследования. Цель настоящей диссертационной работы - выявление, систематизация, фиксация моментов своео- ' ■
бычности алгоритмов эстетической рефлексии Т. Зумакуловой и анализ их функционирования в общем потоке ее лирического переживания.
Реализация целей исследования возможна при решении целого ряда взаимосвязанных задач, а именно:
- уточнение места и роли Т. Зумакуловой в общем эволюционном потоке балкарской литературы;
- определение значения ее поэзии в тенденциальных направлениях развития балкарской художественной культуры послевоенного периода;
- стратификация лирики Т. Зумакуловой как элемента контекста фольклорных имплантаций в авторскую литературу;
- выявление специфичности ее индивидуальных стандартов в среде национальных нормалей;
- выяснение причин индивидуального своеобразия поэзии Т.Зумакуловой, исходя из цивилизационных цензов ее личности;
- представление моментов индивидуальной эстетической рефлексии на образном уровне;
- уточнение некоторых составляющих ее хронотопических представлений, данных в пейзажной и интимной лирике поэтессы.
Научная новизна диссертационной работы определена тем, что в ней впервые предпринимается попытка монографического исследования творчества одного из самых талантливых современных балкарских поэтов — Т.Зумакуловой, осуществляется комплексный анализ её поэзии. Основное внимание уделяется национальной специфике, тематическому и жанровому многообразию, метрико-рифмовочной системе лирики поэтессы. На наш взгляд, такое комплексное исследование поэзии Т.Зумакуловой способствует более глубокому постижению её творчества как целостной художественной системы.
Объект исследования - сборники стихотворений Т. Зумакуловой «Цветы на скале», «Прохлада гор», «Светильник», «Ненаписанные письмена», «Весна в горах», «Отчий дом», «Река жизни», «Слово и судьба» и др.
Предметом исследования являются зафиксированные в произведениях Т.Зумакуловой модели лирического переживания в их индивидуальной (в том числе, национальной и тендерной) специфике и способы их образной реализации.
Степень научной разработанности темы. Изучение творчества Т.Зумакуловой невозможно вне контекста национальной, региональ-
ной, русскоязычной и мировой культур. Поэтому, говоря о произведениях балкарской поэтессы, необходимо учитывать, что существуют три сложившиеся площади анализа, применимые к творчеству Т.Зумакуловой.
Речь идёт о литературоведческих работах ученых нашего региона, посвященных изучению эволюционного движения всего контекста северокавказских литератур: Л. Бекизовой, Г. Гамзатова, А. Гутова, Н. Джусойты, А. Мусукаевой, М. Сокурова, К. Султанова, 3. Толгуро-ва, К. Шаззо и некоторых других.
Ценными являются и исследования, ориентированные на анализ конкретных литературных этнических сообществ в их национальной специфике, среди которых - работы Л. Антопольского, А. Гусейнаева, 3. Налоева, Ю. Тхагазитова, С. Хайбуллаева, А. Хакуашева, Т. Чамо-кова.
Не менее значимыми для нашей работы стали труды исследователей, внесших значительный вклад в понимание проблем стадиальных переходов национальных литератур региона из одного эволюционного состояния в другое. Список авторов в этой области литературоведческого поиска также довольно обширен: Ф.Абакарова, Ю. Ай-даев, К. Гагкаев, Э. Кассиев, X. Джиоев, А. Караева, X. Малкондуев, Ф. Урусбиева и некоторые другие.
Особое значение при определении теоретико-методологической базы нашего исследования сыграли разработки в области структуры и семантики авторского и фольклорного стиха в фундаментальных трудах таких ученых, как А. Андреев, М. Арнаудов, А. Веселовский, М. Гаспаров, Г. Гачев, В.М. Жирмунский, Ю. Лотман, М. Храпченко.
Серьёзных монографических исследований творчества непосредственно Т.Зумакуловой в интересующем нас аспекте бытования этнически маркированных моделей лирического переживания и специфики представления словесных картин на сегодняшний день нет.
Анализ творчества поэтессы дан в сборниках научных статей, а также в газетных и журнальных публикациях И. Гринберг, Л. Ершова, А. Марченко, И. Роднянской, К.Султанова С.Трегуба и др.
Однако понятно, что точечные интервенции в эстетический мир балкарской поэтессы не могут восполнить те лакуны, которые мы наблюдаем в общем комплексе сложных взаимнодетерминированных явлений, который можно очертить контекст советской многонациональной литературы - балкарский фольклор - балкарская авторская поэзия - специфика художественного мышления Т. Зумакуловой.
Методологическая основа работы. Исследование творчества Т.Зумакуловой проведено на основе сравнительно-типологического и текстологического изучения поэтических текстов автора. В выработке научной концепции мы опирались на труды известных отечественных и зарубежных ученых, в которых разработаны актуальные для нашего исследования подходы к изучению произведений литературы, а также на работы по вопросам взаимосвязей литературы и искусства. Это сочинения И.Р. Бехера, А.Н. Веселовского, И.И. Виноградова, Гегеля, Л.Я. Гинзбург, И.Л. Гринберга, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачёва, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.Е. Хализева, Б.М. Эйхенбаума, Я.Е. Эльсберга, Е.Г. Эткинда.
При анализе лингвопоэтики стихов, мы опирались на труды известных отечественных и зарубежных языковедов: Ф.М. Березина, В.А. Звегинцева, P.O. Якобсона и др.
В ходе исследования также использованы труды ведущих северокавказских литературоведов и критиков: А.Д. Атабиевой, A.M. Гу-това, Е.А. Куянцевой, К.Н. Паранук, З.Х.Толгурова, Т.З. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, А.Х. Хакуашева, К.Г. Шаззо.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке одной из актуальных проблем северокавказского литературоведения - тематической классификации, жанровой идентификации, выявлении особенностей поэтики, проблематики и художественной символики творчества Т.Зумакуловой.
Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению литературно-критического творчества поэта и стать теоретическим обоснованием при изучении лирики других балкарских авторов, а в более широком плане - исследованию эволюции жанровой специфики поэзии северокавказского региона, сравнительному изучению литератур народов Российской Федерации.
Практическая значимость диссертационной работы. Творчество Т. Зумакуловой включено в учебные программы средних школ и филологического факультета КБГУ. Настоящее исследование может стать основой для создания учебного пособия и оказать помощь преподавателям и студентам в изучении современной балкарской поэзии.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов по проблемам современного карачаево-балкарского литературного процесса, а материалы диссертации - послужить методологической основой для студентов и аспирантов в работе над курсовыми, дипломными, магистерскими и диссертационными трудами.
Апробация работы. Основные положения и научные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на международных научно-практических конференциях «Художественный мир Юга России: синтезное мышление, диалог культур» (Карачаевск,
2010), «Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа» (Карачаевск, 2011) и др. По теме диссертации опубликован ряд статей, в том числе в журнале, реферируемом ВАК.
Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры литературы и фольклора народов Северного Кавказа Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (февраль, 2012), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (декабрь,
2011).
Структура диссертации. Цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, обозначается степень ее разработанности, отражается объект исследования, определяются его цели и задачи, методологическая основа и научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также формы апробации диссертационной работы.
Первая глава «Творчество Т. Зумакуловой в контексте этнического сознания» состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящен концептуальным составляющим поэтического мира Т. Зумакуловой.
В творчестве Т. Зумакуловой объединились три элемента эстетической традиции: национальный балкарский мир, ментальность, традиция; классическая европейская и мировая культурная традиция; эстетический опыт социалистического реализма - вырывать из контекста и абсолютизировать что-либо не стоит. Однако при этом, учитывая доминирование индивидуального начала в творчестве Т.Зумакуловой, можно утверждать, что ее индивидуальность реализуется, прежде всего, как проявление национальной традиции на превалирующем фоне эстетики мировой и соцреалистической культур.
В стихотворениях балкарской поэтессы, в независимости от времени их создания, раскрывается эстетический код Т. Зумакуловой,
сквозь призму которого реализуется ее представление о национальном культурном пространстве Балкарии и движение тех мыслей и чувств лирического героя и автора, в которых он очерчивается. Это дает возможность синтезировать закономерность творческих достижений поэтессы в контексте современного развития национальной литературы.
При всей ориентированности на субъективное переживание, балкарская поэтесса была остросоциальным автором. Конечно, Т. Зу-макулова не писала прокламаций и патриотических манифестов о преданности Родине, о состоянии народа и отсутствии значительного сектора национальных перспектив. Это не ее сфера деятельности. Как художник эмоционального типа Т. Зумакулова прибегает к семантике художественного образа, оперирует им легко и уверенно, прибегает к формам зашифрованного смысла, аллюзий и аналогий, намеков и аллегорий, чтобы наиболее полно представить проблемы этнически обозначенной личности.
В этом смысле даже наиболее ангажированные произведения Т. Зумакуловой поражают присутствующим в них акцентом национального выражения — когда даже самые банальные и идеологически клишированные образы выявляют жесткую национальную подоплеку, зачастую противоречащую нормам классовых и идеологических доктрин, иногда в форме прямого перифраза хрестоматийных текстов.
Творчество Т. Зумакуловой является уникальным способом проникновения в глубины традиционного народного мировоззрения балкарского народа — с его радикальной модернизацией и моделированием будущей истории. Ее поэзия - своеобразная буферная переходная зона, отмеченная тем, что здесь создается новая ценностная система, эстетические, историко-художественные параметры которой корригируются вненеобходимостью, сторонним взглядом, благодаря чему этнический образ мира, представленный в ключевых концептах и символах ее лирики, приобретает свою полную, классическую и потенциально неисчерпаемую форму и содержание, демонстрируя общую глубину национальной культуры, ее способность отвечать на исторические и цивилизационные вызовы будущих времен. Кроме того, поэтическое творчество Т. Зумакуловой является одним из оригинальных национальных вариантов модернизации европейского культурного сознания, чем, во многом, определяется его значение.
Во втором разделе первой главы исследуется общественное и индивидуальное в творчестве Т. Зумакуловой.
Проблема соотношения общественного и индивидуального в творчестве Т. Зумакуловой имеет однозначное решение. Именно индивидуальное лежит в основе миропонимания и поэтики балкарской поэтессы. С одной стороны, ее индивидуализм - это постоянное присутствие сильной, неординарной личности автора в каждом произведении, в каждом образе, с другой - ' влияние культурно-интеллектуальной среды - от устойчивых национальных традиций до норм европейской эстетической мысли.
Самобытный индивидуачизм Т.Зумакуловой сегодня противостоит попыткам адаптировать ее произведения как к одной, так и к другой генерирующей основе.
Если не выходить из постулата индивидуализма Т.Зумакуловой, останется непонятной такая проблема ее поэзии, как проблема воли человека. В творчестве балкарской поэтессы рождается художественная традиция морально-философского выбора героя. Автор ставит конкретного персонажа в позицию сложного этического выбора между общими ценностями и личными, чаще это внутренний конфликт, внутренний выбор. Особо актуализируется в ее лирике оппозиция «любовь-дружба». Особенность поэтического мышления Т. Зумакуловой при этом проявляется в том, что противопоставление любви и дружбы не является фатальным, и речь идет лишь о векторах локализации поэтического субъекта и адресата лирического переживания.
В третьем разделе первой главы исследуется лирическая рефлексия Т. Зумакуловой как новый этап национального поэтического мышления.
В 60-е годы прошлого века проникновение индивидуальных черт эстетической рефлексии, а также национальных элементов в поэзию Т.Зумакуловой стало заметным явлением. Связано это было с отходом от практики плакатной идеологизированной поэзии, когда литература решала сиюминутные задачи борьбы за новую власть и строительство советского строя.
Что можно отметить в этом смысле в творчестве Т. Зумакуловой? Прежде всего, борьбу человека за право на жизнь и на счастье. Декларация права человека на индивидуальное переживание, на счастье личного плана была, по сути, не чем иным, как дальнейшим развитием традиционной любовной лирики. Но впервые после К.Кулиева в авторской поэзии советского периода балкарский поэт пренебрегает «общественной» значимостью любовного переживания, причем дела-
ет подобную ориентацию лирического переживания правилом, а не исключением.
В мире значений, создаваемом поэзией Т. Зумакуловой, велика роль случая. Подтекст, смысловые полутона и намёки, недоговоренность - черты поэтики Т. Зумакуловой. Поэтесса использует различные атрибуты романтического обобщения. Яркая словесная живопись сочетается с яркой звукописью. Речь матафорична, окрашена налетом романтической непосредственности.
Обращение к эмоциям и характеру чувствования, присущим исконно национальному кодексу духовности, может считаться главным достижением поэзии Т. Зумакуловой 1960-х годов в процессе формирования «национального стиля» - пусть даже в неразвитых его формах.
Вторая глава диссертации «Поэзия Т. Зумакуловой: своеобразие эстетического освоения мира» состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящен структурно-композиционным особенности произведений поэтессы.
Анализ композиционного строения произведений Т.Зумакуловой важен тем, что в этом компоненте художественного мышления чётко проявились знаковые черты её индивидуальности, во многом определяющие параметральные составляющие её стиля.
Специфической чертой поэтики Т. Зумакуловой является одушевление неживого, перенесение разумного на явления природы. Другими словами, ею даётся намёк на аналогию между человеком и объектом изображения. В этом обнаруживается родство её лирики с пейзажными зарисовками М. Лермонтова, Ф. Тютчева, К. Мечиева, К. Кулиева. Гимн дереву, дождю, солнцу перекликается с реквиемом доброму псу, сломанной ветке, срубленной яблоне. Поэтесса придает большое значение интеллектуальной наполненности поэзии. Среди её произведений нет просто зарисовок, каждая картина сопровождается философскими раздумьями. Стихотворения остры по замыслу, неожиданны по фабуле.
Как правило, стих балкарской поэтессы завершает логический или эмоционально-оценочный итог, в котором выражено окончательное суждение относительно темы, вынесенной в заглавие или зачин, разработка ее в строфах даёт возможность художественно убедительно оценить соответствующую реалию, причём позитивная или негативная оценка зависит от критериев, произведённых традиционной культурой. Эмоциональная трансформация по ходу развития лириче-
ского переживания у Т. Зумакуловой соединяется с градацией, чаще всего — восходящей, с эмоциональной кульминацией в конце. Концовка стихотворения может начинаться как антитеза, в то же время она содержит элементы синтеза, ибо все варианты развития тематического образа преобразованы здесь в определённую целостность. Название стиха после прочтения и осмысления воспринимается не как нейтральная фраза, а как ведущее эмоциональное резюме произведения; с учётом приверженности Т. Зумакуловой к устойчивым жанровым формам фольклора, название, у поэтессы часто выступающее в роли тематического зачина, может исчерпывать суть стихотворения.
Значительную роль в стихотворениях Т. Зумакуловой играет анафора, в начале строфы или строки повторяется слово-тема, обращение, что в полном соответствии с фольклорной традицией служит инструментом усиления эмотивного содержания стиха.
Для Т. Зумакуловой характерно построение стихотворений как единого целого (архитектоника). В ее поэзии множество примеров астрофических стихотворений: «Я не завидую никому» (1970), «Если не испытаю радость материнства» (1971) и др.
Стихотворение «Чёрные-чёрные волосы...» построено на сплошной рифме «бола». Начало и конец перекрёстных строк идентичны. Утверждение «А ты становишься мне ещё дороже» рефреном проходит через всю синтаксическую ткань произведения и, постепенно обрастая смыслом и обогащаясь новыми красками, становится действенным средством обнажения основной мысли автора.
Ещё одной характерной композиционной чертой поэзии Т.Зумакуловой является её тяготение к градационному раскрытию темы в последовательно представляемых стихотворениях, проявленное в тематической однородности довольно обширных групп её произведений.
Однотипные заглавия знаменуют общую соотнесённость тематики, тенденцию к циклизации. Часто Т. Зумакулова и оформляет ряды своих произведений в виде циклов: «Беспокойная земля», «Девять стихов Шарафудину» и др.
Во многих стихах балкарской поэтессы значительная роль принадлежит эпизодам, имеющим характер драматического действия. Это может быть реплика, диалог, полилог. Через диалог лирических персонажей чаще всего аллегорически раскрывается сущность осмысляемого явления, дешифровка которого обеспечивает развёртывание лирического сюжета. Порой Т. Зумакулова доводит подобную
модель до логического завершения, и тогда перед читателем разворачивается сценический диалог в своём классическом виде.
И рефлексия, и описание, и драматические эпизоды, а также медитации во многих стихах подтверждают необыкновенность, непредсказуемость ассоциационного мышления поэтессы. Часто оно не укладывается в рамки известных типов ассоциаций. И тогда в образцах творчества Т. Зумакуловой необходимо вычленять те детали, которые становятся ключом для постижения замысла и его художественной реализации, для восприятия смысло-эмоционального содержания.
Самым характерным субъектом лирического переживания Т.Зумакуловой, морфологически выраженным местоимением «я», является лирический герой или лирический персонаж - молодая девушка/женщина, что раскрывается в отношении к семье, матери, родному краю, природе. В стихах явлен образ, который имеет индивидуальный эмоционально-психологический облик и биографическую конкретность: «О, как радостно, как! / Иду по улице своего села. / Не веря своим глазам, / Приникаю к горной воде».
Следует отметить, что принципы композиционного строения произведений Т.Зумакуловой во всех случаях восходят к тем или иным фольклорным образцам. Как правило, анализ логических структур стихотворений поэтессы выявляет устойчивую последовательность, имеющую следующий вид: «констатация актуального состояния» - «предположение о его изменении» - «прогнозируемая ситуация». В балкарском народном словесном творчестве есть целые жанровые пласты, практически совпадающие с данной конструкцией. В частности, жанр айтыша во всех его образцах представляет нам дуальность (идущую от дуальности исполнения) именно подобного рода, при этом третье звено сюжета (прогнозируемая ситуация) формулируется в новом бинарном цикле перепева в качестве новой тезы.
Таким образом, в композиционной составляющей своего индивидуального стиля Т. Зумакулова остается поэтессой, чей талант реализован в пространстве традиционных национальных структур, причем в данном секторе дефиниций ее индивидуального стиля влияние народной поэтики имеет доминирующее значение. За редкими исключениями композиция ее лирических произведений находит либо полные аналоги в фонде народного словесного творчества, либо образцы с пренебрежимо малыми отличиями. С учетом того очевидного факта, что композиция, перипетии сюжета лирического переживания, практикуемый фоновый образный ряд однозначно относятся к сфере
неконтролируемой эстетической рефлексии, берущей начало на подсознательных уровнях мышления, мы с полным основанием можем утверждать, что поэзия Т. Зумакуловой в этих своих компонентах никоим образом не подверглась каким-либо инокультурным влияниям.
Во втором разделе второй главы исследуются принципы материализации образных представлений в поэзии Т. Зумакуловой.
Анализируя основные принципы и механизмы художественного мышления поэтессы в сфере создания апперцептивной реальности, мы приходим к выводу, что основным сектором реализации ее поэтического дара в данной области была визуализация поэтических объектов. Ей не были чужды приемы акцентированной вневизуальной сен-соризации словесных представлений, в свое время ставшие неотъемлемой чертой индивидуального стиля многих балкарских поэтов, в первую очередь - Кайсына Кулиева, но все же основной составляющей иллюзии реальности в произведениях Т. Зумакуловой было умелое, мастерское использование механизмов зрительного отображения описываемых объектов.
При этом слагаемые общей парадигмы визуализации словесных представлений автора в генерационном плане были достаточно разнородны. Первое, что бросается в глаза при чтении произведений Т. Зумакуловой - колористическая рельефность и определенность ее образов. Поэтесса сознательно избирает контрастные цвета для описания того или иного объекта.
Индивидуальный стиль Т. Зумакуловой, невзирая на эмоциональную составляющую её словесных картин, несмотря на исключительность характера её лирического героя, в основных параметрах эстетической рефлексии максимально приближен к тому, что в советском литературоведении именовалось реализмом. В этом смысле универсальность её личных предпочтений в части поэтического инструментария или эмотивных стандартов видятся нам показателями реалистического мировоззрения.
Особое значение в передаче лирического настроя стиха у Т. Зумакуловой играет также и тон - иногда в гораздо большей степени, нежели цвет. Тональные определения типа «светлый», «блестящий», «светящийся», «темный» - постоянные маркеры ее настроения, однако следует заметить, что в их употреблении Т.Зумакулова ортодоксально традиционна, и символика тональных атрибутов ее стихотворений полностью исчерпывается устоявшимся еще в фольклоре содержанием. «Светлое», «светящееся» в ее произведениях - всегда
спутник и кореллят добра, свободы, любви; «темное», соответственно, соотнесено с тоской, одиночеством, горем, фатальной неизбежностью.
Так же традиционны колористические представления Т. Зумаку-ловой в части контрастных определений.
Особое место в визуальных представлениях поэтессы занимают линейные измерения. Ступенчатое описание разноудаленных объектов в этом смысле представляется нам одной из главных стилеобра-зующих черт поэзии Т.Зумакуловой. Они присутствуют, в разных объемах, практически во всех произведениях автора. Иногда это прямая номинация линейных представлений: «далеко», «близко», «там», «здесь», «вверх» и им подобные.
Концепты пространства присутствуют в произведениях Т. Зума-куловой в форме векторных презентаций. В этих случаях они, как правило, оформляются в виде векторных глагольных систем, имеют иерархическую структуру и взаимную корелляцию.
Дополнительным средством материализации образных представлений для Т.Зумакуловой стали включения в поэтический текст топонимики, что для балкарского читателя, в массе своей хорошо знакомого с местностями горной части республики, служило весомым аргументом в пользу достоверности предлагаемых ему словесных картин. По сути, этот прием является логическим завершением в развитии системы пространственных представлений в поэзии Т. Зумаку-ловой.
Итак, образная конкретность и предметность - основной принцип творчества Т. Зумакуловой. Находясь на передовом крае развития лучших реалистических традиций национальной поэзии, она оказала значительное влияние и на качество обыденного среднестатистического осмысления окружающего. Т. Зумакулова сумела дать своим мыслям и настроениям конкретное поэтическое выражение, раскрыть их не в декларативных фразах, а в конкретно-ощутимых образах.
Примечательно, что даже в закрепощённой, жёсткой идеологической среде 1960-70-х годов автор неосознанно противопоставляет личность и человека «массы» - в виде противостояния жизненных принципов.
В третьей части главы — «Стилевая полифония как особенность поэтического языка Т .Зумакуловой» - проводится лингвистический анализ произведений. Невзирая на очевидные стилевые наслоения, в поэтике Т. Зумакуловой доминирует тенденция тяготения к
советской новописьменной традиции в ее лучших формах. Стилевой рельеф творчества автора, художественно-философское виденье, жанрово-структурная архитектоника, своеобразные версификацион-ные соединения, языково-стилистические особенности подтверждают стремление поэтессы к нормативной поэтике. Т. Зумакулова сознательно и взвешенно работает над подъемом эстетической красоты художественного слова, над раскрытием его изобразительно-живописной природы, интеллектуального магнетизма, функционально богатой полисемии чувств, с одной стороны, и точности, предельной выверенное™ - с другой. Избегая внешних эффектов, гипертрофированных эмоций и объектной экзотичности, поэтесса в основном сосредоточивается на внутренней экспрессивности слова-образа.
Стилевым признаком творчества Т. Зумакуловой, как и всех балкарских поэтов ее поколения, выступает онтологически акцентированная идея преемственности культур, с которой связанна художественная интерпретация национальной истории как образа художественной традиции. Культурно-исторические сюжеты произведений поэтессы соотносятся со стихами соответствующей тематики других национальных авторов, в идеологических своих формах проявляя высокую степень деиндивидуализации. В то же время, тендерное начало её поэтики удивительно рано (в отношении общего хода развития балкарской поэзии) сформировало такую дефинитивную черту её стиля, как интонационная презентация. В части интонации и ритмики Т.Зумакулова опередила на целое поколение авторов своего времени, для которых, в силу нахождения их на совершенно определённом этапе эволюционного развития художественного мышления, было свойственно постоянное совпадение синтаксического с метрическим, при котором интонационное воздействие остаётся на втором плане.
Поэтический образ Т. Зумакуловой не является искусственным и сугубо субъективным образованием, поскольку формируется регуля-тив предметно-практической и духовно-практической деятельности человека, кровь от крови, плоть от плоти принадлежащего своему народу. Особое значение при этом приобретают категории индивидуального менталитета Т. Зумакуловой. Её миропонимание можно определить как рациональное, осознаваемое мировоззрение, мировосприятие - наоборот, чувственно-эмоциональное, связанное с глубинами подсознания. Образ мира Т. Зумакуловой как система ключевых символов миропонимания является совокупностью тех отдельных
специфических, символично конкретизированных черт менталитета, которые отличает тот или другой субъект культуры от других.
В этом смысле в определении и статуировании творческого наследия Т. Зумакуловой весомое значение приобретает выяснение её роли и места в общей парадигме национального эстетического мышления как частного проявления этнической модели мировосприятия и мировоззрения. Т. Зумакулова, которая в наиболее рельефной и выпуклой форме выразила в своих произведениях детерминирующие черты общеэтнического взгляда на окружающее, достойна особого внимания, - тем более что опыт показывает - именно авторы подобного рода, будучи самыми яркими носителями этнической аутентичности, одновременно воплощают в своём творчестве и ценностные элементы общегуманитарного плана.
Третья глава «Система образов в лирике Т. Зумакуловой» включает в себя два раздела. В первом из них «Новационные элементы образной системы», предваряя исследование образной системы поэзии автора, анализируются лирические стихотворения поэтессы.
Через призму души своего лирического героя Т. Зумакулова представляет комплекс вечных проблем: любовь, одиночество, смысл бытия, жизнь и смерть, отчуждение человека от человека. Ее героиня не всегда находит ответы на важные вопросы человеческой жизни, и Т. Зумакулова может позволить себе то, что остается запретом для поэта-мужчины.
Ведущими в поэзии балкарской поэтессы выступают традиционные для национальной культуры образы - ночь, тишина, небо, камень, цветок. Сопоставление их семантики в творчестве изучаемого автора и Кайсына Кулиева, Керима Отарова, Кязима Мечиева и многих других поэтов убедительно демонстрирует как явную этническую принадлежность Зумакуловой, так и оригинальность ее индивидуального стиля.
Поэзия Т. Зумакуловой в этом смысле опирается на прочный фундамент традиции - новой «литературной» и фольклорной.
В части словесных картин поэтесса стабильно пользуется приемом своеобразного «наращивания» привычных представлений. Преодолевая сопротивление незримой, но устойчивой субстанции канонических национальных образных систем, она ломает иерархию поэтической символики, ставшей привычной для балкарского читателя. Иллюстрацией этому может служить характерное для стихов Т.Зумакуловой противопоставление цветка и камня.
Камень - символ бескомпромиссной и зачастую безысходной жесткости этических и понятийных установок, вошедший в сознание и культурное пространство народа как некий ценностный эталон, - не удовлетворяет Т. Зумакулову. Тенденция ухода от вековой константности жизненных ценностей, а заодно и от скупой выразительности, монументальной графичности национального видения мира обозначена достаточно ясно. Т. Зумакулова однозначно тяготеет к представлению канонических образов в состоянии, ранее им недоступном, - в момент, так сказать, потери ими своей постоянности и жесткости.
Камень, раскалываемый слабым цветком, скала, подтачиваемая водопадом, речной поток, бегущие облака, тающий снег, игра цвета и теней - излюбленные образные составляющие произведений автора. Выбранный путь диктует новые типы самовыражения, новые приоритеты творчества. Борьба поэтессы со стабильностью эстетической и философской поэтической атмосферы закономерно приводит ее к непривычным для балкарской литературы формам. Так, стихотворение «Если увижу вместе с тобою зарю...» - это настоящая провансальская альба без каких-либо скидок на национальную среду.
Анализ произведений показывает, что иногда это было сознательное привлечение лексических единиц и понятий, не присутствовавших в коллективном сознании балкарского народа до Т. Зумакуло-вой.
Порой иноязычные включения актуализируются в произведениях поэтессы в виде топонимов («Рим», «Париж»), через обращение к общемировому культурному пространству («Моцарт», «Сальери», «Бах»), в некоторых случаях - апелляцию к литературной среде русского народа («Шагане, ты моя, Шагане»).
Даже то, что было определено нами как эмоциональный акцент, может в отдельных стихах Т. Зумакуловой восприниматься как создание структур переходного типа, одинаково лояльных как к балкарскому, так и русскому языкам. Часто даже поверхностное знание русской литературы или идеоматики позволяет проводить параллели. Иногда именно малая толика ощущаемого билингвизма останавливает внимание читателя и создает эффект ударности образа. Нередки подключения лирических деталей, более свойственных русскому поэтическому строю (например, буквальное описание физического состояния субъекта).
Т. Зумакулова в смысле обозначенных новаций не одинока, но в отличие от других поэтов для нее они стали в ряд основных стилеоб-
разующих факторов. С этой точки зрения Т. Зумакулова - поэт, балансирующий «на грани» дозволенного, так или иначе способствующий расширению поэтического кругозора и сферы эстетически допустимого.
Во втором разделе третьей главы рассматривается специфика лирического переживания Т. Зумакуловой.
Анализ стихотворений Т. Зумакуловой дает нам явственное понимание того, что даже наиболее распространненные в лирической традиции приемы и тематические блоки - пейзаж, медитация - приобретают у нее особое звучание. Речь идет о своеобычности постоянной составляющей любого стихотворения — лирическом герое. Лирическая героиня Т. Зумакуловой - натура с богатым опытом понимания человека, человеческого и перипетий жизненной судьбы. Она находится в странствиях-поисках Настоящего и пытается во всех проявлениях, измерениях, состояниях жизни в первую очередь найти гармонию - в близлежащем социуме, фигурах близких и далеких людей, универсализме знакомой и незнакомой природы. А самое главное -лирическая героиня стремится почувствовать, вслушаться, всмотреться в себя — есть ли в ней самой знаки гармоничности?
Лирическая героиня Т. Зумакуловой - характер чувствительный, с значительным экспрессивным потенциалом. На ход внешних событий она мгновенно отзывается разнообразной палитрой тональности души. Ее нежное, страстное и свободное сознание преисполнено динамикой эмоциональных движений.
Героиня свободно перемещается во времени и пространстве, легко оперируя бытовыми реалиями и онтологическими обобщениями. Ее встречи - с лирическим прошлым и не всегда лирическим теперешним - составляют динамическую композицию, композицию, в которой заостренность интеллектуального поиска, психологическое нюансирование совершенно различных, зачастую далеких друг от друга областей бытия, напряженность философских отступлений содействуют пониманию этической модели мира поэтессы.
Тематический диапазон поэзии Т. Зумакуловой обширен, практически без границ. Видимо, этим диктуются её постоянные поиски различных стилевых ключей, форм стиха, и надо сказать, что поиски поэтессы всегда приводят её к новым высотам. Её наблюдения, мысли, находки реализуются в самых различных формах - это и лирическая исповедь, ведущая к тайнам её души («Моя любовь», «Когда я сажусь на лошадь»), и миниатюры, тяготеющие к афоризмам («Или
лёд, или снег», «Если жизнь подобна океану»), драматические сценки («Сильный ветер», «Высокая гора»), сюжетные стихотворения («Два товарища», «Сказка»), лиро-эпические произведения («Нюржан», «Антивоенная поэма», «Голос земли», «Ностальгия по родной земле») и т.д. Всё это свидетельствует о большой роли Т.Зумакуловой в движении и расцвете национальной балкарской культуры.
В то же время, выводы, которые можно сделать из системы наблюдений над качеством осмысления поэтессой вечных национальных вопросов, свидетельствуют, что Т.Зумакулова шла путём эмоционального понимания и эстетического проникновения в историко-культурные матрицы, а не однозначно выразительной национальной архетипичности. Освоение новых эстетических горизонтов для балкарской поэтессы шло через закрытый, зашифрованный код художественного образа и, прежде всего, символа, который скрывает за поверхностью текста широкий комплекс мыслей и рефлексий на национальную и квазинациональную проблематику.
В заключении работы обобщаются результаты и подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы:
- В 60-80-е годы XX века в балкарскую литературу вошла большая плеяда поэтов в лице И. Бабаева, А. Байзуллаева, С. Гуртуе-ва, М. Мокаева, А. Созаева. В числе признанных мастеров художественного слова, пришедших в литературу в обозначенный период, была и Т. Зумакулова. В балкарскую поэзию она пришла, прежде всего, как горянка и поэт, художник, познавший радость свободы. Мир был увиден глазами именно такой девушки-горянки. Отсюда - яркость и свежесть ощущений.
- Т. Зумакулова является носителем и примером устойчивой национальной ментальное™ в её лучших проявлениях, а в творческом плане - воплощением наиболее фундаментальных сторон и черт национальной поэтической традиции.
- Согласно тематической классификации, в творчестве поэта можно выделить философскую, медитативную, пейзажную, любовную лирику, обращенную к самым актуальным вопросам общества и времени.
- Все произведения автора строго локализованы в совершенно определённом пространстве. Поэтесса в совершенстве владеет способностью, используя глагольные конструкции с векторальным значением, очерчивать ту область, тот объём пространства, на котором
происходит интересующее её событие. Тем самым Т. Зумакулова ограничивает и временную протяжённость события, послужившего основой её лирического переживания, концентрируя в крайне сжатой форме и ощущаемом объёме огромный заряд своих эмоций.
Именно этим она достигает предельной точности своих эмоциональных движений, именно это служит фундаментом суггестивного воздействия её текстов при явном избегании понятийных и рациональных определений и обрисовок пространственно-временного континуума.
- Основание образных представлений Т. Зумакуловой строго традиционно. Даже выходы за пределы ареала родной республики у поэтессы, в сравнении с многочисленными обращениями национальных поэтов к мировым культурным универсалиям, достаточно редки.
Если для Кайсына Кулиева, Керима Отарова, даже для основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева упоминания о дальних городах и землях были явлением обычным, то для Т. Зумакуловой весь её мир концентрируется на небольшом клочке её родной земли. Она полностью погружена в повседневную жизнь и реалии этого малого пространства.
- Т. Зумакулова в своём личном поэтическом развитии вплотную подошла к той границе, за которой любая догма не имеет права на существование. Она, в силу бьющей через край эмоциональности своих эстетических переживаний, нуждалась в системе образов, которые одновременно определяли бы её принадлежность к миру культуры, этики и эстетики балкарского народа, а с другой стороны - соответствовали бы насыщенности её эмоциональной жизни.
Именно поэтому каждая адресация к миру общечеловеческих универсалий («Шаганэ, ты моя, Шаганэ») плотно связана с миром балкарской женщины («живёт в горах женщина»), а итогом этой невидимой связи, существующей в сознании поэтессы, становится мощный всплеск эмоций и чувств. Большинство её текстов имеют знаки проявленной эмоциональной констатации.
Таким образом, своими глубоко философскими произведениями, проникнутыми духом гуманизма, социальной справедливости и взаимопонимания, Т. Зумакулова ставит и художественно решает насущные проблемы бытия, произносит свое слово о том, что вечно будет волновать людей. Творчество Т. Зумакуловой позволяет надеяться на появление ещё многих её творений, но уже сегодня, как, впрочем, и
двадцать, и тридцать лет назад, навсегда вошли в золотой фонд образных находок национальной поэзии её цветы, растущие на камнях.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
I
Ведущие рецензируемые научные журналы, рекомендованные ВАК:
1. Джангуразова Л.Х. Лирическая рефлексия Танзили Зумакуло-вой как переходная форма национального поэтического мышления // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - Нальчик №6 (38), часть II, 2010.-С. 86-91.
II
2. Джангуразова Л.Х. Стилевая полифония как особенность стиля Танзили Зумакуловой // Вопросы тюркологии ИПЦ Дагестанского государственного университета. - Махачкала, №6, 2010. - С. 84-88.
3. Джангуразова Л.Х. Принципы материализации образных представлений в поэзии Т. Зумакуловой // Художественный мир юга России: синтезное мышление, диалог культур. - Карачаевск 2010 -С. 121-129.
4. Джангуразова Л.Х. Концептуальные составляющие поэтического мира Танзили Зумакуловой // Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа. - Карачаевск, 2011 - С 313322.
5. Джангуразова Л.Х. Общественное и индивидуальное в творчестве Танзили Зумакуловой // Литературная Кабардино-Балкария. -Нальчик, №2, 2011. - С. 148-151.
Сдано в набор 23.04.2012. Подписано в печать 23.04.2012. Гарнитура Times. Печать трафаретная. Формат 60x84'/,6. Бумага писчая. Усл. п.л. 1. Тираж 100.
Типография ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова» 360030 г. Нальчик, ул. Тарчокова, 1а
Текст диссертации на тему "Художественно-эстетический мир Танзили Зумакуловой"
61 12-10/951
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Х.М.Бербекова»
На правах рукописи
Джангуразова Лизг^Хадисовна
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МИР ТАНЗИЛИ ЗУМАКУЛОВОЙ
10.01.02 - литература народов Российской Федерации (кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор З.Х.Толгуров
Нальчик
2012
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО Т.ЗУМАКУЛОВОЙ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ........................................................10
1.1. Концептуальные составляющие поэтического мира Т.Зум акуловой..............................................................................10
1.2. Общественное и индивидуальное в творчестве Т. Зумакуловой.............25
1.3. Лирическая рефлексия Т.Зумакуловой как новый этап национального поэтического мышления...................................................................37
ГЛАВА II. ПОЭЗИЯ Т.ЗУМАКУЛОВОЙ: СВОЕОБРАЗИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА..........................................52
2.1. Структурно-композицинонные особенности произведений.................52
2.2. Принципы материализации образных представлений в поэзии Т.Зумакуловой...............................................................................70
2.3. Стилевая полифония как особенность поэтического языка Т. Зумакуловой.................................................................................80
ГЛАВА III. СИСТЕМА ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ Т.ЗУМАКУЛОВОЙ.......94
3.1. Новационные элементы образной системы.......................................94
3.2. Специфика лирического переживания Т.Зумакуловой.......................115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................147
БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................153
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы современного состояния балкарской литературы, вопросы дальнейших перспектив её развития в современном мире связаны с проблемой полноты этнического художественного сознания. Национальная культура - по крайней мере, в части словесного творчества - находится в состоянии глубокого системного кризиса.
Проявления его различны, и нет нужды скрупулёзно выстраивать этот протяженный ряд. Достаточно сказать, что за последние два десятка лет в балкарскую литературу практически прекратился приток новых имён. Поэзия народа, недавно представлявшая собой одну из высших точек развития литературных сообществ России, сдаёт свои позиции. Пришедшие на смену прошлым поколениям авторы не уступают своим предшественникам в одаренности, но утеряли тот высокий социально-общественный статус, резонансность, которые были присущи мастерам слова 60-х, 70-х, первой половины 80-х годов прошлого века.
Помимо объективного понижения интереса читательской массы к эстетически значимым литературным произведениям, связанного с глобальными изменениями российского социума, помимо перехода издательских центров в новые режимы производства, к сожалению, не предполагающие гарантий публикации реальной литературы - тем более -массовыми тиражами, помимо всего комплекса причин внелитературного характера, мы можем говорить и о нескольких негативных факторах субъективного, в том числе - сциентологического плана.
Общий объем балкарской литературы - как прозы, так и поэзии - на сегодняшний день изучен недостаточно. Фактически, в настоящее время национальное литературоведение занято выявлением отдельных закономерностей эволюционного движения национальной прозы и поэзии. Естественно, это необходимая теоретическая и методологическая база дальнейших изысканий, достаточно состоятельный и надежный инструментарий для определения места и роли балкарской литературы, как в
3
духовном пространстве этноса, так и в культурном контексте региона и всей страны.
Однако считаем возможным отметить, что, за редкими исключениями, национальное литературоведение не имеет цельных исследований монографического характера по персоналиям. Балкарская литература имеет ярко выраженный феноменологический характер, тем более это относится к поэзии, представляющей из себя, скорее, совокупность по настоящему ярких и масштабных авторов, нежели интегрированное единство с выраженными тенденциальными параметрами.
В связи с этим актуальное состояние национальной литературоведческой мысли не полностью отвечает требованиям современной социально-культурной среды. Катастрофические изменения того цивилизационного сектора, в котором существует этнос, проявлены, прежде всего, в сферах национальной идентичности, в актуальных вопросах аутентичной адаптации малых народов в условиях всеобщей унификации, проводимой под лозунгами борьбы с экономическими, политическими, экологическими и другими глобальными проблемами.
В данной ситуации необходимы выявление и фиксация моментов национальной своеобычности - во всех сферах человеческой жизнедеятельности, особенно - в литературе. Балкарская же поэзия, представляющая собой, как уже говорилось, не столько монолитную область эстетического мировоззрения, сколько несколько векторальных потоков, воплощенных в творчестве конкретных авторов, являет собой благодатное поле исследований и определения именно дифферентов этнического сознания во всех его проявлениях - от глоссариального фонда и речевой актуализации до норм этико-эстетического плана.
В отношении Танзили Зумакуловой, ее творчества можно констатировать, что потенциал ее индивидуальной специфичности недостаточно исследован. Тем более, применительно к ней можно утверждать, что актуальнейшая насущность детального изучения ее поэзии имеет не
4
только художественный и культурный смысл, но и выводит нас к моментам социального, этнополитического плана. В этом смысле никакие специальные исследования и социологические опросы не дадут нам ясной картины мотивационной поведенческой и императивной парадигмы женской части любого этноса, как анализ художественных творений автора-женщины.
С другой стороны, Танзиля Зумакулова была и остается женщиной-горянкой. Это означает, что критерии допустимого-недопустимого, стандарты нормативного поведения, этнически обозначенные стереотипы восприятия и оценки окружающего в ее творчестве выявлены в самой презентативной форме.
Думается, что в условиях массированного давления инокультурных презентатов человеческого общежития, в эпоху фатальной трансформации этических и эстетических нормалей творчества Танзили Зумакуловой представляет особый интерес.
Цель нашего исследования - выявление, систематизация, фиксация моментов своеобычности алгоритмов ее эстетической рефлексии и их функционирование в общем потоке ее лирического переживания.
Реализация целей проведенного исследования возможна при решении целого ряда взаимосвязанных задач, а именно:
1. Уточнения места и роли Танзили Зумакуловой в общем эволюционном потоке балкарской литературы;
2. Определения ее значения в тенденциальных направлениях развития балкарской поэзии послевоенного периода;
3. Стратификация Танзили Зумакуловой как элемента контекста фольклорных имплантаций в авторскую литературу;
4. Выявление специфичности ее индивидуальных стандартов в среде национальных нормалей;
5. Выяснение причин индивидуального своеобразия поэзии Танзили Зумакуловой, исходя из цивилизационных цензов ее личности;
6. Представление моментов индивидуальной эстетической рефлексии на образном уровне.
7. Уточнение некоторых составляющих ее хроно-пространственных представлений, данных в пейзажной и интимной лирике поэтессы.
Научная новизна диссертационной работы определена тем, что в ней впервые предпринимается попытка монографического исследования творчества одного из самых талантливых современных балкарских поэтов -Т.Зумакуловой, осуществляется комплексный анализ её поэзии. Основное внимание уделяется национальной специфике, тематическому и жанровому многообразию, метрико-рифмовочной системе лирики поэтессы. На наш взгляд, такое комплексное исследование поэзии Т.Зумакуловой способствует более глубокому постижению её творчества как целостной художественной системы.
Объект исследования - сборники стихотворений Т.Зумакуловой «Цветы на скале», «Прохлада гор», «Светильник», «Ненаписанные письмена», «Весна в горах», «Отчий дом», «Река жизни», «Слово и судьба» и др.
Предметом исследования являются зафиксированные в произведениях Т.Зумакуловой модели лирического переживания в их индивидуальной (в том числе, национальной и тендерной) специфике и способы их образной реализации.
Степень научной разработанности темы. Изучение творчества Танзили Зумакуловой невозможно вне контекста национальной, региональной, русскоязычной и мировых культур. Поэтому, говоря о произведениях балкарской поэтессы, необходимо учитывать, что существуют три сложившиеся площади анализа, применимые к творчеству Зумакуловой.
Речь идёт о литературоведческих работах ученых нашего региона, посвященных изучению эволюционного движения всего контекста северокавказских литератур: Г.Гамзатова [39], Л.Бекизовой [19], З.Толгурова [131], А.Гутова [56], М.Сокурова [119], Н.Джусойты [58], А.Мусукаевой
[94], К.Султанова [121], К.Шаззо [148], Ф. Вагабовой [30] и некоторых других.
Ценными являются и исследования, ориентированные на анализ конкретных литературных этнических сообществ в их национальной специфике - данные в работах Ю.Тхагазитова [137], А. Хакуашева [143], С.Хайбуллаева [141], Т.Чамокова [146], А.Гусейнаева [55], З.Налоева [95], Л. Антопольского [8].
Работы исследователей, внесших значительный вклад в понимание проблем стадиальных переходов национальных литератур региона из одного эволюционного состояния в другое. Список авторов в этой области литературоведческого поиска также довольно обширен: Ф.Абакарова [1], Ю.Айдаев [3], К.Гагкаев [38], Э.Кассиев [70], Х.Джиоев [57], А.Караева [69], Х.Малкондуев [87], Ф.Урусбиева [140] и некоторые другие.
Методологической и теоретической базой нисследования являются фундаментальные труды таких ученых, как Г.Гачев, М. Храпченко, Ю.Лотман, С.Василев, В.М.Жирмунский, М.Гаспаров, А.Андреев, М. Арнаудов, А. Веселовский, чьи разработки в области структуры и семантики авторского и фольклорного стиха мы постарались использовать.
Крупных монографических исследований творчества непосредственно Танзили Зумакуловой в интересующем нас аспекте бытования этнически маркированных моделей лирического переживания и специфики представления словесных картин на сегодняшний день нет.
Анализ ее творчества дан в сборниках научных статей, а также в газетных и журнальных публикациях: С.Трегуба [184], И.Роднянской [110], И.Гринберг [164:283-285], А Марченко [91], К.Султанова [178:417-426], Л.Ершова [195] и других.
Однако понятно, что точечные интервенции в эстетический мир балкарской поэтессы никоим не могут восполнить те лакуны, которые мы наблюдаем в общем комплексе сложных взаимнодетерминированных явлений, который можно очертить контекст советской многонациональной
7
литературы - балкарский фольклор - балкарская авторская поэзия -специфика художественного мышления Танзили Зумакуловой.
Методологическая основа работы. Исследование творчества Т.Зумакуловой проведено на основе сравнительно-типологического и текстологического изучения поэтических текстов автора. В выработке научной концепции мы опирались на труды известных отечественных и зарубежных ученых, в которых разработаны актуальные для нашего исследования подходы к изучению произведений литературы, а также на работы по вопросам взаимосвязей литературы и искусства. Это сочинения И.Р.Бехера, А.Н.Веселовского, И.И.Виноградова, Гегеля, Л.Я.Гинзбург, И.Л.Гринберга, В.М.Жирмунского, Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, В.Е.Хализева, Б.М.Эйхенбаума, Я.Е.Эльсберга, Е.Г.Эткинда.
При анализе лингвопоэтики стихов, мы опирались на труды известных отечественных и зарубежных языковедов: Ф.М.Березина, В.А.Звегинцева, Р.О.Якобсона и др.
В ходе исследования также использованы труды ведущих северокавказских литературоведов и критиков: А.Д.Атабиевой, А.М.Гутова, Е.А.Куянцевой, К.Н.Паранук, З.Х.Толгурова, Т.З.Толгурова, Ю.М.Тхагазитова, А.Х.Хакуашева, К.Г.Шаззо.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке одной из актуальных проблем северокавказского литературоведения - тематической классификации, жанровой идентификации, выявлении особенностей поэтики, проблематики и художественной символики творчества Т.Зумакуловой.
Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению литературно-критического творчества поэта и стать теоретическим обоснованием при изучении лирики других балкарских авторов, а в более широком плане - исследованию эволюции жанровой специфики поэзии
северокавказского региона, сравнительному изучению литератур народов Российской Федерации.
Практическая значимость диссертационной работы. Творчество Т. Зумакуловой включено в учебные программы средних школ и филологического факультета КБГУ. Настоящее исследование может стать основой для создания учебного пособия и оказать помощь преподавателям и студентам в изучении современной балкарской поэзии.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов по проблемам современного карачаево-балкарского литературного процесса, а материалы диссертации - послужить методологической основой для студентов и аспирантов в работе над курсовыми, дипломными, магистерскими и диссертационными трудами.
Структура диссертации. Цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА I.
ТВОРЧЕСТВО Т. ЗУМАКУЛОВОЙ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
1.1. Концептуальные составляющие поэтического мира
Т.Зумакуловой.
Современная духовная ситуация в России и в мире характеризуется глубинными сдвигами, которые проявляются на разных уровнях общественного бытия и сознания. Одну из ключевых ролей в этих изменениях играет возрождение национальной культуры, в том числе её научно-теоретический анализ и философская рефлексия. Эта проблема имеет помимо всего прочего, ярко выраженную политическую, государственную составляющую: «...художественная литература, являясь важнейшей частью культуры, становится своеобразным «индикатором» межнациональных отношений в регионе и в силу своей образной специфики глубоко воздействует на сознание читателей, оказывает несомненное влияние на межнациональные отношения» [61:31].
Главной целью современной гуманитарной науки является исследование сущностных оснований национальной культуры, её специфики и места в общем цивилизационном пространстве страны, а одним из её главных предметов становится творчество художников, в котором приобрели конкретное выражение и чёткую кристаллизацию специфические особенности миропонимания [144]. В традиционном литературоведении эти вопросы относят к кругу культурных взаимовлияний и взаимосвязей, актуальность которых обусловлена не только процессами сегодняшнего дня. Но и долгой историей взаимного детерминирования культурных регионов РФ: взаимосвязи литератур народов России начинают складываться в рамках нового времени. Но это было бы неосуществимо, если бы основа этого процесса не коренилась в единстве исторических судеб и закономерностей развития культуры наших
10
народов, проявляемых по-разному и в разных её сферах, но едва ли не с первых столетий нашей эры.
В балкарской культуре среди большого круга художников, которые наиболее ярко и органически выразили национальный образ мира, одно из значимых мест принадлежит Танзиле Зумакуловой, её поэтическому творчеству, сравниваемому по своему значению с произведениями Кязима Мечиева, Керима Отарова. Поэтический мир этих авторов и всей когорты балкарских поэтов в целом приобрёл функцию своеобразного метатекста, в котором средствами художественной символики выражены основные смыслы, ценности, цели и задачи жизни балкарского народа в его прошлом, современном и будущем, причём в определённой социально-государственной среде: «...Осмысление гармонии мира личности и общества, государства, Земли обуславливает поэтику балкарцев Танзили Зумакуловой, Ибрагима Бабаева, Салиха Гуртуева, Ахмата Созаева, Аскера Додуева и других. Ощущение единства, сращенности своей судьбы с бытием общества и Вселенной каждый из них выражает по своему неповторимо, развивая художественные возможности родной поэзии» [154:62]. Этот метатекст есть не только фонд коллективной памяти, но и приобретает программный характер: он определяет и будет определять сам способ мироощущения коллективным национальным сознанием тех или других я