автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Художественно-выразительные средства польского плаката (период 60-х - начало 80-х годов)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Сусан, Аль Зубий
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Художественно-выразительные средства польского плаката (период 60-х - начало 80-х годов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественно-выразительные средства польского плаката (период 60-х - начало 80-х годов)"

ГО СУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОНЕСГВЕНЮ-ПРОМЬШШЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (б.СТРОГАНОВСКОЕ)

На правах рукописи УДК: 7.04.067.2

САУСАН АЛЬ ЗУБИЙ

Художественно-выразительные средства польского плаката (период 60-х - начало 80-х годов)

Специальность 17.00.05 -Декоративное и прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусство ведения

Москва - 1990

Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское'* . Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор искусствоведения ТЕЛЬТЕЕСКИЙ П.А.

доктор искусствоведения ЛАЗАРЕВ E.H.

кандидат искусствоведения КАДИНА И.Г.

Московский полиграфический институт

»^f» ^¿jUtS/iMs 1990

оацита диссертации состоится года в 1^.00. на заседании специализированного совета К-064. 10.01 при МВХПУ по адресу: 125080, Москва, Волоколамское ш., дом 9. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХПУ. Просим принять участие в защите и направить отзыв в '¿-х

экземплярах по указанному ядресу.

I

Автореферат разослан,

г

Ученый секретарь специализированного совета

Черепахина А.Н.

; ' ' 1 Актуальность гены. Общеизвестен высокий уровень польского :;Ш1аката, занимающего одно из ведущих мест в этом виде художественного творчества.

Оценка произведений польского плаката в советских исследованиях представлена довольно широко в отдельных печатных статьях, в беглых репортакных заметках по поводу работ отдельных авторов или выставок. Авторы статей и репортаяных заметок, касающихся проблем польского плаката на разных этапах его развития, либо ограничиваются анализом отдельных плакатных произведений, представленных на той или иной выставке, либо рассматривают те или иные тематические, либо стилистические тенденции развития плаката на определенном временном отрезке. Наиболее полно прослежен исторический путь развития и становления "школы польского плаката" до 60-х годов в работе Л.Уразовой "Польский плакат" / Исторический очерк. - М., 1969 /. В монографии Л.Уразовой анализируется произведения художников, представляющих различные жанры; рассмотрены идейно-творческие проблемы развития плаката,единство его идейно-художественной структуры, а также индивидуальные особенности и творчвекие склонности художников.

Примерно в этом же аспекте проводится исследование советского плаката в книге И.Свиридовой "Советский политический плакат" М.'. Изобразительное искусство, 1975 / и других монографиях, посвященных искусству советского плаката.

В статьях и книгах по искусству плаката содержится много ценных фактических материаюв, однако в контексте современного уровня искусствознания они не могут претендовать на обобщающее и достаточно полное исследование теки.

Обеда недостатком кзученных нам* работ является недостаточное внимание к исследованию изобразительных средств искусства

плаката; нет и серьезных попыток проанализировать композиционные, графические, живописные принципы, характерные именно дня •того вида искусства. Вместе с тем понимание этих проблем является наиболее актуально! для художников-плакатистов. Большинство искусствоведов основное внимание уделяет идейно-тематическим проблемам плаката. Отсутствуют такие обобщающие работы, в которых специально бы рассматривались и средства создания художественности плаката, и его аморального воздействия на зрителя.

Исследование изобразительного и художественного языка лучших польских плакатов должно сыграть большую роль в становлении и развитии мастерства сирийского плаката, нуждающегося в художественной компетентной критике. Автор - художник-плакатист высоко ценит научную методологию советских исследований, поэтому в анализе художественной ценности польского плаката как вида изобразительного искусства будет опираться преимущественно на советский опыт критического анализа.

Диссертантом предпринята попытка выявить действенность плаката под следующим углом зрения: с одной стороны, выявить характерные композиционный, графические, живописные закономерности, с помощью которых польские плакатисты успешно решают те или иные актуальные темы; с другой - попытаться выявить характерные черты художественного языка плаката (язык метафор, символов, сравнений, уподоблений, гипербол, иносказаний и др.), с помощью которых создаются эмоциональные, зшсминаюциеся и вполне конкретные художественные образы.

Структура ч объем работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на \р\ страницах машинописи; библиографии, содержащей £ 5" наименований. К диссертации прилагается альбом с 13 ¿1, иллюстрациями.

Цадь исследования - дать научную оценку фодеальяга гачеот-ьам польского плаката, накаченного к посладованкв периода ша-позицки, масптабному соотноеемю фигур на плакатном лжете, ритму, цвету, способам изображения дпяаыикя а др.; выявить вцутрея-ebd сущность художественного языка, с поаощыэ которого создается органичный эмоциональный художественный образ. Разработать научные рекомендации по исследуеиой те из. Задта жоддаитя

- определять основные закономерности иэнпознцвонного резэ-нвя польского плаката;

- рассмотреть особенности колористического строя;

- выявить спацифпескже черты худоаественного яэша, характерна для польского плаката;

- выявить факторы, влеяе^яэ на амоцаональное воспрзятпз во-кусства плаката.

Граншш кссдеяоваащ определяется рассаэтреавэм дучззх образцов польского плаката. Автор ограничивается анализом плакатом BO-gO-x годов, когда польский плакат эашмал вэдут-эе положение и получал на всепярныг выставках в конкурсах casno высокие оценки. Плакаты нынешних дней, выполненные в иэдернЕстском ключа, потеряв массового зрителя, утратили и занимаемые разве позиции. Дня анализа отбирались как плакаты, отмеченные темя ига иными наградами, так и не отиэченнав премиями. Автор считает допустимым интуитивно-субъективный подход х отбору материала дня анализа, так как сам работает в области плаката.

ДС^едрващ;,

а) материалы польского плаката, икапзився в советских изданиях, в польском журнале "Проект", в каталогах художественных выставок польского плаката, фотографии диссертанта о плакатов,

вкспонирушаых на выставках, отдельные плакаты из Музея польского плаката;

б) каталожные данные, сведения о плакатах, киаюгщхся в периодике, в искусствоведческой и художественно-критической литературе;

в) специальная литература, посвященная польскому, советскому, сирийскому плакату, а так«е пропв ссивному зарубежному плакату;

г) искусствоведческая литература, посвященная общим вопросам теории изобразительного искусства.

Метод исслеяовакщ базируется на положениях ьшрксистсго-ле-нкеской встатики:

- изучение строится на связях сторон каждого явления;

- на взаимодействии и противоречии материального и духовного;

- на взашодействкп реального и идеального, объективного и субъективного.

В работе пршетнены метода: литературно-аналитичзский; предметно-аналитический; художественный и искусствоведческий анализ.

Научная: новиана диссертации заключается в подходе к теш: рассматривается различные вопросы теории, не получившие до настоящего вреиенв достаточной научной разработки - такие, как композиционные принципы построения плаката, принципы колористического реявния, принципы подхода к выбору и компоновке предметов изображения. Новизна настоящей работы закопается танка и в выборе теки, гаавщэй актуальное значение как для сирийского, так и советского ескусствоваДания, занимающегося проблемам плакатного искусства.

Праетв^эское знеченвэ. Выявленные в результате исследования устойчивые коышзиционнш и колористичзские решения в польской

оДОВДе, занимающем высокое положение в современном мировом искусстве, могут служить основой для решения творческих задач в современной художественной практике советских и сирийских худож-

I

ников. Практическая ценность диссертации заключается в возможности ее дальнейшего применения в научной, педагогической и непосредственно культурной практике.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи работы, приводится анализ состояния изучаемого вопроса по литературным источникам.

В деовоЦ главе "Основные этапы развития дольского плаката и сложение традиций" в краткой форме рассматривается история зарождения к „А вятяя польского плаката. Диссертант прослеживает историю слоивши основных жлнров плаката, развитие тематических циклов в связи с исторической ситуацией в стране, эволюцию сти-листихи плаката с момента зарождения до наших дней.

Основные этапы развития польского плаката:

- переход от затейливого узорочья к простоте, четкости

форм;

- графичность, декоративность, гротеск, стилизация;

- лаконизм, упрощение формы, обобщенные антитезы, поэтическая метафора, юмор, чистота графических линий;

- отход от тольга рекламного характера плаката. Становление политического плаката. Возникновение новой художественной формы - фотомонтажа. Тяготение к символике, в том числе - к конкретной детали, как символическому знаку. Ассоциативность, ирония, юмор, гротеск, простота, доходчивость предостерегающего плаката:

- идейная насшцзнность политического плаката; конструктивность шря}та и цифр в плакатах, посвященных социалистическому строительству. Нахождение новых форм зрелищного плаката; использование приемов станковой живописи; графачность плаката. ограниченное использование цвета; использование оятнчзскнх аффектов. Инфориирупций плакат; научно-техническая информация в плакате;

- слохнопрос-ранственные композиции, сложное взвшолвЖст-вие формы, цвета, фактуры;

- чрезмерное усложнение, черты сюрреализма, замысловатые формалистические троки.

Автор констатирует широкий диапазон тем, разнообразна творческих почерков художников, благодаря чему польский плакат снискал повсюду широкую популярность н получал название "польской школы плаката".

?Т<?ДаЛ "Приемы и средства художественной выразитель-

ности" отражает взгляды диссертанта на основные принципы композиции лучших образцов польского плаката; на принципы отбора предметов, изображенных на плакатном листе; на приемы, используемые плакатистами при передаче своих замыслов; в главе анализируется диапазон и функция колористических предпочтений.

Большинство польских плакатов не отличается большим разно-бОразием приемов в разработке плакатного листа. Композиционное построение листа преимущественно симметричное, даже "зеркально" симметричное. Предметы, фигуры, нефигуратиные композивдн, заполняя либо весь лист, либо его часть, располагаются в рамяах праю-угольников по законам "золотого сечений. В таких композициях четко выделяется композифонный центр, благодаря чему основная идея плаката выражается ясно, доходчиво, непротиворечиво.

Для художественного решения польский плакатист, как правило,

выбирает минимальное количество изобразительных элементов. Лаконичность композиционных решений при их минимальном наборе не приводит, как видно из анализируемых элементов, к обеднению художественных приемов, к штампам. Для польского плаката характерна большая экономность в выборе деталей, с помощью которых зритель однозначно может "прочесть" его содержание. Особенно это относится к плакатам, обращенным к массовому зрителю, неискушенному в проблемах языка искусства.

Отличительная черта лучших польских плакатов - большое, емкое содер-.ание, глубоний смысл, донесенные до зрителя в предельно краткой и выразительной фосмо. Для польских мастеров достаточно одной-трех деталей для передачи сути смысла.

Добиваясь лаконизма формы, авторы плакатов дают простор фантазии зрителя, заставляя его мысленно воссоздавать недостающие в плакате элемент«.

Среди польских плакатов встречаются и такие, в которых масштаб взаимодействующих деталей не выдержан. Нарушая обычное соотношение масштабности предметов, польские мастера добиваются выразительности, избегая иллюстративных решений.

Для передачи динамизма происходящего польские плакатисты используют следующие композиционнш приемы:

- выбор сильно вытянутой по вертикали композиции;

- диагональное построение композиции;

- изображение фихур в движении по траектории;

- пестрое мелькание цветовых пятен с размытыми контурами.

В данной главе диссертант рассматривает роль знаков-символов, используемых польскими авторами в своих произведениях. Автор прослечивает связь художественных символов с историческими событиями, происходящими в стране: Великая отечественная война,

фашистская оккупация - немецкая каска, колючая проволока, бомба, руины, дуло автомата, красинй треугольник на полосатой одежде узника, гвоздика - символ сопротивляющейся польской армии. Возрождавшаяся Польша выражена в символах: рабочий молоток, подъемные краны, строительные леса, парящие голуби; одноглавый орел, охраняющий цветущую яблоню - олицетворение Польши. Известен популярный символ белого голубя как символ мира; в плакатах к юбилейным датам широко используются цифры-даты событий.

Большую роль в политическом плакате играют геральдические знаки: лодка - символ Лодзи, сирена - Варшавы.

Символика театральных афиш и киноплакатов строится на ассоциациях. Она созвучна общему духу произведений и рассчитана на подготовленного зрителя. Художники, используя сочетание различных элементов живописи, графики и фотографии, создают новый знак, как бы выражающий суть конкретного спектакля или фильма.

Автор отмечает высокий уровень гармонизации отдельных пластик в пределах одного плакатного листа. Большинство художников, решая пластическую форму, следуют главному правилу: пластика главной части композиции, отражающей основной художественный замысел, как правило, повторяется во всех частях целого. Это имеет особое значение, когда главная художественная мысль выражается через пластичность композиции. Один из "секретов" цельности, варазительноета, эстетической ценности польского плаката состоит в тонкой гармонизации пластики отдельных элементов:

- мягкие, овальные линии повторяются как в главных, гак и во второстепенных деталях;

- пластичзский синтез деталей может осуществляться в ¡зорма простейших геометрических, фигур, е единстве пластик, выполненных в жестких геометрических формах.

На пластической синтезе мягких, овальных, полуовальных линий ооздеются эмоционально положительною образы широкого диапазона, через взаимодействие строгих геометрических форм передаются, как правило, общественно значимые идеи, в жестком пластической клото решаются образы драматические и трагические.

Для шретения художественной мысли польские плакатисты прибегают и к контрасту пластических форм в пределах одного произведения, как например, в плакате З.Осаковского "Заботься о культуре труда", где деталь, подвергающаяся обработке, изображена в мягких формах розово-голубого цветка, а инструмент - гаечный ключ - выполнен графически жестко. Резкий контраст мягких контуров фигуры рабочего и его "мечтаний" (вращающиеся вокруг его головы розово-голубые рюмка, цветочек, сердце), с жесткой конфигурацией черного резца делает предупреждающий плакат М.Теодорчика "Думай о том, что делаешь" доходчивым и образным.

Если в задачу замысла входит показ изменения, разрушения, дефоркации формы предмета; польские авторы используют различные приемы. Под влиянием шума в деформированном виде изображена шис-тнка головы человека, вынужденного слушать шум (М.Урбанец). На "пластичную" голову неосторожного человека падает и отлетает в сторону "непластичный" молоток, деформируя ее и придавая ей глуповатое выражение. Драматично звучит антиалкогольный плакат В. Фробдейраха, где показано полное разрушение пластической фо£иы фигуры человека и превращение ее в груду истлевшей одежды, сох-раниюей форму человеческого тела.

Международную популярность польский плакат приобрел благодаря многообразию средств колористического решения. Диапазон колористических роптаний в работах польских плакатистов необычайно широк: от нзтурачистичоского изображения предмета до создзния

символического, метафорического образа. Колористический строй плаката, отдельных цветовых пятен оригинально используется как для раскрытия наиболее существенной стороны темы, идеи, так и • для передачи широкого диапазона чувств, переживаний. Для выявления смыслового центра плаката, для привлечения внимания зрителя, для придания плакату эстетической выразительности польские мастера используют как различные виды гармонизации по цвету, так и согласования их по контрасту.

Многообразие цриемов колористических решений автор прослеживает на использовании нескольких основных цветов: белого, красного, черного - в их взаимодействии.

Белый, красный, черный цвета часто используются в качестве фона, на котором особенно отчетливо выделяются предметы, символы, композиции, несущие главную смысловую нагрузку. Этими цветами выделяются плашки, надписи, смысловая значимость которых имеет важное значение для раскрытия темы.

Указанные цвета используются в своем изначальном значении при изображении предметного мира (белый голубь, капля крови и др.).

Красный цвет как контрастирующий с фоном используется либо в контуре листа, либо в контуре предмета, несущего главную смысловую нагрузку.

Важную смысловую роль красный цвет играет в плакатах по технике безопасности: он предупреждает, призывает быть осторожным и внимательны*. Локальный красный цвет как яркое цветовое пятно -знак опасности для здоровья, жизни человека - особенно характерен для плакатов 50-60-х годов и довольно редко встречается впоследствии как уже ставший штампом.

Красный цвет разных оттенков в виде фона, надписи, цвето-

вого пятна, одной из деталей многоцветной композиции широко присутствует во многих плакатах, радующих глаз радужным сочетанием красок. Такое цветовое решение характерно для плакатов, реадами-рутацих цирк, спортивные, театральные, музыкальные фестивали, дет-скиз праздники.

По мере развития польского плаката роль цвета, в том числе и красного, усложнялась, особенно это заметно в театральных афишах, тяготеющих к живописному решении. Здесь красный цвет не символизирует обычные понятия: войну, кровь, опасность и не является чисто эстетическим поиском гармонии. Цветом передаются такие сложные эмоциональнью состояния, как загадочность, тревога, таинственность и др.

Анализ плакатов с использованием черного цвета приводит автора к следующим выводам.

Плакаты, выполненные только в черно-белом цвете, как правило, отличаются простотой, лаконичностью исполнения, графичностью.

Плакаты, афиши, заполненные надписями, также обычно выполнены в черно-белом цвете.

По наблюдениям автора, черный цвет в контрасте или в сочетании с другими играет важную, а иногда и решающую роль в раскрытии темы, в создании художественного образа.

Контраст черного с белым дает авторэл возможность выразить самый пшрониЯ диапазон художественных и смыслоеых задач: заставляет зрителя поверить в достоверность банальных истин, передать драматизм, трагичность явления, резко и недвусмысленно обозначить такие контрастируюдие понятия, как добро и зло, жизнь и смерть и т.д.

Плакаты, выполненные в черно-белом, черно-желтом сочетаниях, могут "вести разговор" со зрителем в угрожающе-прадостерега-

идей тональности (например, плакаты по технике безопасности).

На контрасте белого, черного и красного цветов построены плакаты, посвященаш трагическим страницам польской истории -лагерям смерти: Аушвицу, Освенциму, Треблинке. Белые остатки стен лагеря, белая колючая проволока, красный треугольник - знак заключенного - на черном фоне - все это - страшные воспоминания о зверских бесчинствах фашизма, которые в тех ели иных сочетаниях запечатлены на многих послевоенных польских плакатах.

В плакатах, тяготеющих к живописи (особенно это относится к киноафишам, театральным, цузыкальшм плакатам), прослеживается тенденция художников учитывать не только семантическую, но и эстетическую ценность черного цвета.

В плакатах, рекламирующих спектакли, кино с драматическим содержанием, черный цвет составляет основу композиционного построения и колорита. В киноплакате Мрощака "Борис Годунов" чернш цветем выстроон собор Василия Блаженного, черная тень ложится на облака, оттеняя их белизну. Из черного проема собора выходит Борис, весь красный с головы до ног, словно залитый кровью. Черная рамка, окаймляющая плакат, довершает впечатление трагичности происходящего.

Сочетание темно-синих букв с черным фоном и белой фигурой женщины создает атмосферу мрачной напряженности (В.Свежий - "Мать Иоанна от ангелов").

Черный цвет используется художниками при отражении самых сложных чувств современного человека: драматизм положения детей, ставших жертвами преступного обращения взрослых, трагические последствия войны, опасности, подстерегающие человека при злоупотребления алкоголем, цгрениам и др.

С дугой стороны, черный фон помогает художникам оттенить

звучность ярких красок, как например, в прославленном плакате В.Свежего "Мазовшв", рекламирующем народный танцевальный ансамбль.

Абстрактная игра красками нехарактерна для большинства польских плакатистов. Цвет в польском плакате является важным композиционным средством, с помощью которого передается позитивное или пагатишое отношение к изображаемому. Цвет передает самые сложные эмоциональные состояния - от самого веселого, радостного, торэв-ственного до драматического и трагяческого. Польский плакат воспитывает в людях чувство прекрасного даже тогда, иогда вскрывает какие-то негативные стороны действительности.

Большое значение в плакате польские ¡¿астера придают тексту. Текст составляет органнтескую часть создаваемого художественного образа, углубляя, конкретизируя, дополняя, повышая его целенаправленность. Правда, для некоторых плакатистов идеальнш является плакат баз надписи. Среди польских плакатов немало прззеров, когда тема, идея, образ раскрываются без слов, только через изобразительные средства. Такие плакаты конкретны, образны, понятны без слов. Не требует слов плахат Я.Стани, где использованы понятные всем символы: голубь с веточкой в клюве, летящий на фоне голубого неба. Без слов решен Яодловсгазм плакат, где изображение земного шара знаком = приравнивается к дому, благодаря чему ясно читается смысл плаката - земля - это дом для всех.

Однако в большинстве польских плакатов надписи есть. Чада всего текст лаконичен и содержателен как лозунг. В одяом-трех словах сказано все, и сказано так, что добавить к этому нечего: "Помним", "Забыли?", "Не шуми", "Смотри за рабенкш", "Кровь = жизнь" и др.

В поисках синтеза формы и содержания изобразительных элвнвн-

тов и текста польские плакатист продуманно выбирают размер, композиционное расположение надписи, цвет, характер написания букв и цифр. Диапазон гарнитуры шрифта очень широк: от строгих, геометрически идяальных до самой затейливой скорописи. Композиционное расположение надписей также необычайно многообразно: в части шакагов надписи располагаются на плашках, большая часть надписей располагается свободно, занимая на лчсте самые различные места: вверху, внизу, в центре, сбоку, вокруг изобразительной композиции. Текст может бш?ь вкомпонсван в каку -нибудь деталь, может обрамлять лист плаката, занимать полоску горизонтали, быть составной частью изображения, причудливо сочетаться с фигурами и т.д. И все эти приемы - не самоцель, а хорошо продуманные стилистические и композиционные ходы, которые углубляют и конкретизируют содержание, иногда очень непростое.

Текст порой обыгрывается авторами с большой выдумкой, остроумно, как например, это сделано в плакате В.Свежего, где ци|>ра СП становится одной из основных изобразительных деталей - сеткой, в которую влетает мяч. Слова и изображения могут быть выполнены в стиле детского рисунка. В цирковом плакате буквы могут закручиваться в спираль, лететь кувырком вслед за клоуном. Надписи могут быть вплетены в букет роз, как бисер, украшать подол платья красавицы и т.д.

В ряде польских плакатов надпиои являются "главным действующим лицом". Шрифтовые композиции, наряду с информационной функцией, мэ1ут выполнять также роль графического элемента.

Некоторые авторы достигают максимального синтеза изобразительного ряда со словесным. Театральная афиша М.Урбанца "Картотека", получившая Золотую медаль на Ш Биеннале, служи как бы эталоном для тех плакатов, которые построены на блокировке бук-

венных кони озиций из типографского шрифта. На черном фоне идеально четким объемным шрифтом желтого цвета написано одно слово - картотека, название спектакля. Плакат, благодаря своей эстетической сдержанности и корректности, без крикливости говорит о спектакле в синтетической форме, передает его настроение.

И, наоборот, живописное решение рекламного плаката к американскому фильму "Бульвар заходящего солнца" находится в гармоничном единстве с гарнитурой шрифта: они также выполнены в живописном ключе и разбросаны по плакату, как "разбросана по листу прическа главной героини" (В.Свежий).

В афише Ю.Мрощака, выпущенной в связи с премьерой оперы Верди "Аида", шрифт напоминает по форме древнеегипетские иероглифы.

В поисках синтеза формы и содержания изобразительных элементов и текста польские плакатисты продуманно выбирают размер, композиционное расположение надписи, цвет, характер "почерка". Большинство художников прекрасно владеют различными шрифтами, хотя и предпочитают всем возможным простой и легко читаемый. Оригинальные приемы, которым они следуют, помогают придать надписи как функциональный, так и эмоциональный характер.

Третья глава "Художественно-образный язш^ польского шгякя-та". Особо неповторимым польский плакат делает неистощимая фантазия художников, как бы соревнующихся друг с другом. Поиск оригинальной художественной формы - это непреложный закон для польских мастеров.

По-разному художники выражали Свой взгляд на мир, но всех их объединяет стремление к разнообразию стилистики. Одни - тяготеют к конкретности образа, переданного посредством детали; другие - создают запоминающиеся образы через поэтичвскую мета-

фору. Некоторые художники умело облекают остроумные мысли в занимательную форму, сатирическую, гротесковую, в виде дружеского шаржа, карикатуры.

Одним из главных приемов построения художественного образа плакатов, обращенных к массовому зрителю, является сравнение, уподобление, контрастное сопоставление вполне прозаических предметов в их необычном сочетании. Эти плакаты неказенно, неназидательно убеждают, вызывают эмоциональный настрой зрителя, снимают напряжение, заряжают весельем, иронией.

Остроумно, неназидательно решает тему Пишгодский, изображая кран в виде огромной ноги слона, приготовившейся наступить на муравья-человечка. Конкретный образ здесь строится на контрастном .сопоставлении вполне прозаических предметов в их необычном сочетании, вызывает веселую улыбку, снимает напряжение, поднимает настроение.

Прием сравнения лежит в основе многих плакатов. Рекламируя польский ансамбль танца "Мазовше", художник уподобил нарядные развевающиеся юбки танцовщиц лепесткам цветов.

Опасный газ этилен, вытекающий из баллона, уподобляется белой змее, которая жалит кровеносную систему.

В плакате "С баллоном, как с ребенком" тяжелый, холодный, опасный баллон уподоблен нежному тельцу младенца: баллон красивого голубого цвета лежит как младенец на белоснежной подушке. Неожиданное сопоставление опасного с нежным помогает автору говорить со зрителем весело, образно, без угрожающих интонаций.

Художественный образ плакатов, обращенных к массовому зрителю, как правило, конкретен и строится на конкретных деталях, близких и понятных человеку, не искушенному в "секретах" большого искусства. Польские мастера, с одкоС стороны, не ставят своего

зрителя в затруднительное положение, заставляя ere расшифровывать сложные формалистические трюки, с другой - стремятся к го-цу, чтобы привычные детали воспринимались ими по-новому, в новых, подчас неожиданных ситуациях. Польские кино-театральные плакаты пользуются всемирной известностью, вероятно, потому, что они говорят о кинокартине и спектакле в синтетической форме, передавая их содержание и настроение.

Первые кино- и театральннэ плакаты давали повествовательную характеристику фильмам и спектаклям. Некоторые плакаты создавались под прямым влиянием книжной иллюстрации. Главным героем плакатов были действующие лица фильмов. Постепенно их начинают вытеснять образы метафорические, ассоциативные, экспрессивные. С середины 50-х годов метафоры от трагедийно-поэтической до гротесково-сатирической получают развитие в кино- и театральных афишах многих художников. Эти художники стремятся к тому, чтобы по-настоящему пережить, прочувствовать фильм или спектакль, донести до зрителя его настроение, колорит и стиль, создать к нему изобразительный эпиграф. Символика лучших театральных айн. строится на ассоциациях. Она созвучна обкому духу произведений л рассчитана на подготовленного зрителя. Художники, испольэ}Я сочетание различных элементов живописи, графики, фотографии, создают новый сиггвол-знак, как бы выражающий су-ь конк;«гного спектакля, фильма. Художников увлекает задача создачия нового символа или другого пластического знака-образа, ззклячаопе.'о в свои рчмки литературный подтекст.

В одно»: из плакатов Задачника эмиграция покззэна как метафора чслоесчсского лица е бе луп птицу, летящую сквозь'красные облака.

Сдержан по форде, но полон экспрессии плакат .г.Сзвки "île-

ход":, на ярко-красном фоне - огне, стоит одна спичка - фигура одинокого человека, голова которого - обугленная головка спички. Полуобгоревшая спичка - поэтическая метафора, олицетворение судьбы человека, покинувшего родину вопреки своей воле.

В плакате "Адам Мицкевич" Е.Мрощака графический портрет польского поэта изображен в середине красно-белого сердца. Это создает поэтическую метафору - Мицкевич - сердце польской поэзии.

Метафорические плакаты часто отличаются усложненностью образного строя. Генрих Томашевский, один из первых создателей метафорического плаката, обогатил арсенал художественных приемов новыми находками, рожденными игрой ума и полетом фантазии. Примером может служить плакат "Выставка польской книги". К образу книги, книжного листа художник, видимо, шел трудям* путем, чтобы избежать повторений. И Томашевский рисует кувшин, в нем - две веточки с прозрачными листочками, будто высушенными между страниц книги. Так ассоциативным путем, поэтической метафорой подводит художник зрителя к мысли с книге.

Наиболее трудным для художественного решения является музыкальная тема. У польских художников эта тема находит саше разнообразные образные решения - от образов, построенных на узнаваемых деталях, до сложной системы изобразительных знаков.

Очень просто, но убедительно информирует зрителей о фестивале русской народной песни плакат: три матрешки в красочных национальных одеждах "поет", широко открыв маленькие ротики.

Сложен по набору изобразительных знаков плакат "Варшавская осень" Подловского. Вся система знаков подчинена основной теме -теме музыки и осени. Понятие осени в Варшаве связано с дождем, • и у Йодловского он опрнцеляет собой весь колористический строй. Нотные знаки расплываются, как по стеклу стекают струи дождя.

Нотные знаки черного цвета оттенены светлши фоном к пятнами грязно-болотного цвета, ассоциирующимися со словом "осень". Весь набор этих пластических знаков становится кодом, который предстоит расшифровать зрителю.

В плакатах, подобных этому, находит отражение высокий уровень духовной культуры плакатистов; подобное образное воплощение идеи в плакате оправдано, когда плакат рассчитан на восприятие интеллектуально развитой личности.

Главными темами политических плакатов 40-70-х годов была вторая мировая война, послевоенное строительство, международные фестивали молодежи и студентов, темы, так называемого: "красного календаря", другие общественно-значимые темы. Богатый творческий опыт помогает художникам-плакатистам зорко подмечать типичные изменения в общественной пизни страны и находить яркие образы для их художественного воплощения.

■ При решении любой общественно значимой темы польские изотера не лакируют действительность и не стремятся излишне ее дряха-тизировать. Агитационная страстность в их произведениях звучит приглушенно. В плакатах нет помпезных и слащавых образов, внутренне пустых, пустота которых часто маскируется, скрывается за внешне "плакатными" приемами, нет образов чрезмерно динамичных и экспрессивных, нет отвлеченной экзальтации и чрезмерной героизации, нет показного оптимизма и безнадежного пессимизма.

Характеризуя художественный язык польского плаката, следует отметить, что польским плакатистам удается избежать чрезмерной прямолинейности в трактовке тем.

Польские плакатисты доказали свое мастерство в умении работать на полутонах. Тонкий намек вместо прямого обвинения алп прямой похвалы - такой прием характерен для большинства польских агитационных плакатов, среди которых видим мало крикливых работ,

в которых мимика и жестикуляция имитируют реальность. Ление избежать парадного пафоса и высокопарной патетики является отличительной чертой польского плаката и примером удачного использования нюансов психологического воздействия на зрителя. На польских плакатах, кроме самых ранних, не увидим стандартных, бодро улыбающихся лиц, твердого, целеустремленного взгляда, сильной руки, сжимающей орудие труда или древка знамени, так характерных, например, в недавнем прошлом для советского плаката.

Образный строй большинства общественно значимых плакатов строится, как прав!рло, не на фихурных, а на предметных композициях, на удачном сочетании реалистических фрагментов с символами и полусимволами, на точных и лаконичных текстах.

Сдержан по форме, цвету и эмоциям антивоенный плакат М.Ур-банца "Память о людской трагедии" - на светлом фоне из колючей проволоки выведена буква Р (память), на которой сверху расположен маленький красный треугольник - знак заключенных концлагерей. Плакат сдержанно отдает почесть погибшим, обращается к памяти зрителя без излишней э^фектации.

Образ возрожденной Польши выполнен Томашевским в еще более сдержанных тонах. На белом фоне головка голубки и символическая веточка. Это важнейшее для национального самосознания народа событие передается польскими мастерами без слащавой лакировки, без декларативной помпезности - и в гаком подходе отражается главная особенность польского плаката. >

Один из плакатов на "палестинскую" тему построен на образе свечи. Между двумя яркогорящими свечами (США и Израиль) летит поджигаемая с двух сторон третья (Палестина). Все изображение перечеркнуто. Внизу те же свечи стоят рядом и горят ровным пламенем. Призыв к благоразумию "сильных мира сего" выражен мягко,

Г82ЯЕЧПО, без угроз, без призывов к насилию г расплате.

Образный строй большинства политических плакатов строится,-как правило, не на фигурных, а на предметных символико-метафо-рачаских композициях. Выбранные авторами символы, метафоры просты и известны зрителю, и в то же время будят его интерес своей новизной. По закону ассоциаций зритель, опираясь на метафоро-сеиволичэскиз фрагменты из обыденной реальности, силой своего воображения восстанавливает целостный образ. Такой путь всегда интересен, так как предполагает активное сотворчество зрителя и определенную степень субъективной свободы.

Исследование особенностей образного содержания польского плаката приводит к практическим и научным рекомендациям, которые следует учитывать сирийским плакатистам в художественной практике:

-пеобходско очистить искусство сирийского плаката по примеру польского от вульгарной декоративности, излищней детализации, загекнящих образность художественного языка;

- необходимо более глубоко изучать опыт польских плакатистов, в частности - их особенность при передаче общественно важных тем па впадать в излишний пафос, избегать натуралистических подробностей;

- учитывая штеллоктуальнш и культурные возможности арабского зрстеля, оледует с определенной осторожностью заимствовать усложненную символику, характерную для зрелищных польских плакатов.

В закгвчвшш кожно сделать сдедущие выводы:

I. Прослежена история польского плаката, берущего истоки с начала вока. Выявлены тондакции и опыт "классического" польского плаката, явлккдгзся основой развития польского плаката н суггэстввнЕым втогялом в шсажзтпую прантилу других стран.

2. Основными тенденциями развития польского плаката является тенденции использования фотографии, живописности, стилизации, оптических эффектов.

3. Отмечено многообразие жанров польского плаката, разнообразив почерков, индивидуальность плакатистов, что объясняет популярность польского плаката.

4. Выявлены приемы и средства художественной выразительности польского плаката. Проведен анализ композиционных решение. Отмечены важное композиционное значение цвета, широкий колорио-тический диапазон. Цвет играет роль при выявлении смыслового центра плаката, служит для привлечения внимания зрителя, придания эстетической выразительности, раскрытия идеи, передачи чувств.

5. Выделены функции цвета в плакате:

- изображение предметного мира в своем изначальном значении;

- выделение цветом предмета, несущего главную смысловую нагРУзку;

- создание средствами цветового решения художественного образа;

- цвет передает сложныз эмоциональные состояния;

- использование цвета как средства эстетической гармонии.

6. Определено значение текста в польском плакате как органической части создаваемого художественного образа. Отмечены лаконичность и содержательность текста.

7. На примерах плакатов разных жанров и социального назначения рассмотрено использование элементов художественно-образного языка.

8. Отмечено, что важную роль для успешного решения плаката на общественно-значимые темы играет сдержанность, отсутствие излишнего пафоса и натуралистических подробностей.

9. Отличительной особенностью польских плакатистов является умение остроумно и оригинально использовать общепринятые символы, способность найти новый подход к старой теме, избежать стандартных решений.

10. Опыт польских мастеров представляет большой интерес для практики арабских плакатистов в следующих аспектах:

- высокий уровень гармонизации колористических решений способствует не только семантическому выявлению темы и идеи, но и воспитанию в зрителе чувства прекрасного;

- польский плакат свободен от вульгарной декоративности, от излишней детализации, затемняющей образность художественного языка; эти качества следует учитывать арабским плакатистам в художественной практике.

Публикации автора по теме диссертации:

1. Эволюция художественных средств польского плаката // Тезисы доклада на научно-творческой конференции аспирантов и преподавателе! МВШУ. - М., 1988.

2. 0 психологических приемах привлечения внимания зрителя в польском плакате // Тезисы доклада на научно-творческой конференции аспирантов и преподавателей МЕШУ. - М., 1969.

3. Польский плакат // Тезисы доклада на научно-творчоской конференция аспирантов я преподавателей МВХПУ. - М., 1990.