автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Нахушева, Залина Адальбиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии"

На правах рукописи

Нахушева Залина Адальбиевна

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ЛИРИЧЕСКОГО В ВОЕННОЙ ПОЭЗИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1941-1945 гг.)

Специальность 10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (Литература народов Северного Кавказа)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

НАЛЬЧИК - 2005

Работа выполнена на кафедре русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор филологических наук, профессор Эфендиева Тамара Емельяновна

доктор филологических наук, профессор Гутов Адам Мухамедович

кандидат филологических наук, Пхешхова Залина Муаедовна

Северо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова

Защита состоится 20 декабря 2005 года в 10.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д.212.076.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

Автореферат разослан « " 'г> ноября 2005 г

/ЯГ»

Ученый секретарь диссертационного совета

А.Р. Борова

*£££±. на ъ

¿¿МЯО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью целого ряда проблем, связанных с процессами становления и развития поэтических жанров в литературе Кабардино-Балкарии 1940-х годов.

Исследование проблемы художественного единства патриотического, нравственно-психологического и художественно-эстетического начал в военной поэзии Кабардино-Балкарии 1940-х годов находится на начальной стадии. Поэтические произведения кабардинских и балкарских авторов, посвященные теме Великой Отечественной войны и созданные в период 1941-1945 гг., не подвергались монографическому исследованию. На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми особенностями военной поэзии, соотношением в ней документального и художественного, ее художественно-стилистическими особенностями. Актуальность темы настоящей работы состоит в решении этих и других важнейших вопросов, выходящих на поставленную проблему.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы - опираясь на достигнутое предшествующим и современным литературоведением, исследовать жанровые, тематические и художественные особенности военной поэзии Кабардино-Балкарии периода 1940-х годов, единство патриотического и лирического начал в ней.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

- выявить особенности влияния русской поэзии 1940-х годов на формирование и развитие жанров национальной военной поэзии;

- определить и изучить национально-художественные истоки военной поэзии 1940-х годов в кабардинской и балкарской литературах;

- выявить жанровую и эстетическую природу военной лирики;

1РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ

БИБЛИОТЕКА ,

- изучить процесс эволюции лирических жанров в кабардинской и балкарской военной поэзии;

- провести подробный текстологический анализ произведений поэтов 1940-х годов: А. Кешокова, Б. Куашева, К. Кулиева, К. Мечие-ва, К. Отарова, А. Шогенцукова и др.

Обращение к русской военной поэзии при анализе творчества названных авторов обусловлено ее значительной ролью в художественном решении темы подвига народа на войне, необходимостью выявить степень ее влияния на становление и развитие жанров военной поэзии в национальных литературах, в частности, кабардинской и балкарской.

Научная новизна диссертационной работы состоит в выборе объекта анализа: военная поэзия Кабардино-Балкарии впервые подвергается монографическому исследованию в обозначенном аспекте. Данная работа - первая попытка системно и многоаспектно изучить и обобщить жанровые, тематические и художественно-эстетические особенности военной поэзии Кабардино-Балкарии 1941-1945 гг.

Объектом исследования послужили поэтические произведения кабардинских и балкарских художников слова: лирические стихотворения, песни, плачи, клятвы, поэмы А. Кешокова, Б. Куашева, К. Кулиева, К. Мечиева, К. Отарова, А. Шогенцукова и др.

Степень разработанности темы. В северокавказском литературоведении нет специального исследования, посвященного проблеме художественного единства патриотического и лирического начал в военной кабардинской и балкарской поэзии 1941-1945 гг., хотя в главах монографий, а также в отдельных статьях исследуются те или иные аспекты данной проблемы. Жанровому своеобразию и художественно-эстетическим особенностям национальной поэзии периода 1940-х годов посвящены отдельные разделы монографических исследований X. Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994); Т. Гуртуевой «Маленький человек с большой буквы: Поэзия Северного Кавказа в контексте по-

стмодернизма» (1994); В. Пипинис «Балкарские советские писатели» (1958); М. Сокурова «Лирика Алима Кешокова» (1969); 3. Толгурова «Движение балкарской поэзии» (1994); А. Хакуашева «Али Шогенцу-ков» (1993); Т. Эфендиевой «Страницы жизни и творчества Керима Отарова» (1987). Эти и другие работы послужили научной теоретической базой для нашей диссертации.

Методологическая основа исследования. В работе применены культурно-исторический и типологический методы исследования. Мы опирались на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах Г. Гачева, Л. Гинзбург, Ю. Лотмана, а также X. Бакова, Т. Гуртуевой, М. Сокурова, 3. Толгурова, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, Т. Эфендиевой и др. Теоретические вопросы русской поэзии XX века достаточно подробно изучены такими литературоведами, как Ю. Борев, В. Виноградов, В. Кожинов, Л. Тимофеев, Ю. Тынянов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление о жанровой и художественно-стилистической специфике военной поэзии Кабардино-Балкарии периода 1941-1945 годов, о своеобразии художественного мастерства известных кабардинских и балкарских поэтов. Результаты диссертационного исследования могут способствовать дальнейшему сравнительно-историческому изучению национальной поэзии Северного Кавказа и выявлению общих закономерностей литературного процесса.

Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории литератур Кабардино-Балкарии, а также в процессе преподавания специальных курсов на гуманитарных факультетах вузов республики. Отдельные разделы исследования могут оказать определенную помощь при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории кабардинской и балкарской литератур.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были доложены и обсуждены на научных конференциях: «Республиканская научно-практическая

конференция» (Нальчик, 2005 г.); «Народы Кабардино-Балкарии в Великой Отечественной войне. Научно-практическая конференция» (Нальчик, 2005 г.); «60 лет Великой Победы. Научная конференция» (Элиста, 2005 г.). По теме диссертации опубликован ряд статей.

Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы и кабардинского языка и литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (июнь 2005 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» (сентябрь 2005 г.).

Структура диссертации. Цели и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее научная новизна и актуальность, определяются цели и задачи диссертационной работы, дается определение методологических принципов исследования, его теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Русская поэзия периода Великой Отечественной войны: идейно-тематическая направленность и художественное своеобразие. (К постановке проблемы)» решаются проблемы жанровой, тематической и художественно-стилистической особенностей русской поэзии 1941-1945 гг., определяется роль русской литературы в процессе формирования поэтических жанров в кабардинской и балкарской литературе того же периода.

Исторические события 1940-х годов формируют в русской литературе, а также в национальных литературах СССР огромный тематический цикл произведений. Проблема изображения войны, принципы ее художественного осмысления определили качества, типологически общие для всех национальных литератур страны. Истоки народного

мужества, «наука ненависти», трагизм первых лет войны и пафос великой победы - такова основная тематика русской поэзии 1940-х годов: творчество М. Алигер, П. Антокольского, М. Бажана, О. Берггольц, В. Инбер, М. Исаковского, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского и многих других.

Война обострила чувство Родины, страны. Солдаты шли умирать за Отчизну, им важно было представить ее зримо, выпукло. В этой связи происходит новое открытие Родины: продолжая традицию русской классической литературы, поэты связывают ее образ с родными пейзажами, знакомыми с детства (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша...»).

Следует отметить особую черту поэзии Великой Отечественной войны - это поэзия активности, которая должна была «выйти» на читателя, овладеть его умом и сердцем и вдохновить на борьбу. Все это актуализировало в творчестве многих авторов тему «поэта и поэзии», ее истинного назначения и высокой миссии (И. Сельвинский «Поэзия»).

В поэзии периода 1940-х годов возникает новое художественное качество - действенность, поэзия становится близкой, понятной. Этот важнейший эстетический принцип поэзии периода Великой Отечественной войны был определен поэтом Н. Рыленковым: «Мы, возмужав, навек постигли / Закон суровой простоты». Многие художники слова, чья поэтическая форма обычно отличалась сложностью, пишут в этот период просто и доступно. Так, напрмер, сборник стихов Б. Пастернака «На ранних поездах» принципиально отличается от всего предыдущего творчества. Поэт, сохранив свою поэтическую технику, приходит к ясной форме. Его стихи посвящены людям фронта и тыла, они прославляют мужество, патриотизм, достоинство и благородство народа, вынесшего на себе все тяготы войны.

Поэзия военных лет становится оперативной, доступной, понятной и близкой массовому читателю. Стремление к действенной поэзии приводит в годы Великой Отечественной войны многих известных поэтов в периодическую печать. Некоторые исследователи отмечают несовершен-

ство и определенную поверхностность, художественную слабость «газетных» стихов, но в то же время подчеркивают их актуальность и идейную направленность. В журналистику приходят лучшие поэты. В центральных, местных и фронтовых газетах печатаются произведения, в которых художественность органически сочетается с доступностью, в которых актуальность выражается в постановке важнейших проблем жизни и борьбы народа за свою независимость (А. Ахматова «Мужество»).

Особо следует подчеркнуть и жанровое своеобразие военной поэзии: стремление поэтов к действенности слова рождает новые, трансформированные фольклорные формы: заклинание, проклятье, плач, песню, клятву и др. Один из наиболее известных примеров -произведение А.Суркова «Песня смелых», которая будучи одной из самых популярных песен Великой Отечественной войны, воспевающей храбрость в борьбе с врагом, была построена на характерном для заговоров повторяемом присловии, стремящемся «заворожить» слушателя, убедить его, внушить смелость и презрение к смерти: «Смелого пуля боится, / Смелого штык не берет».

Народному характеру войны соответствует обращение поэтов к фольклорным традициям. И если для одних фольклорные образы, мотивы и приемы - стилизация, то для других - способ мышления. Фольклорная традиция, входя мощной струей в литературу 1940-х годов, помогла писателям говорить с народом на языке, близком его эстетическим вкусам, традициям и национальным особенностям мышления.

Высшим идеалом для советской литературы 1940-х годов был мир. Поэзия воспринимала войну как неизбежность, навязанную врагом, славила великий подвиг советского солдата. Героизм становится одним из важных мотивов отечественной литературы, одной из ведущих ее тем. Нередко героическая тема находила свое художественное решение в трагической форме, ибо война - не только время героизма, но и утрат. В поэзии начала 1940-х годов рядом идут тема прославления ратных подвигов и оплакивания безвозвратных потерь. В поэти-

ческих произведениях вспоминаются дорогие и близкие, павшие в борьбе с фашизмом.

В период 1941-1945-х годов в поэзию входит новое яркое поколение поэтов, прошедших через суровые военные испытания: Е. Винокуров, С. Гудзенко, Ю. Друнина, М. Львов, М. Максимов, А. Межи-ров, С. Наровчатов, А. Недогонов, С. Орлов, Н. Старшинов и др. Эта поэзия шла из военного быта, из солдатской массы, она отражала мысли и чаяния тех, кто вынес на себе все тяготы войны.

Большинство авторов (писателей и поэтов) свою военную доро-| гу начинали стихотворной публицистикой. В первый период войны

поэзия была по преимуществу мобилизующей, агитационной, она час, то обращалась к жанрам стихотворного призыва, напутствия, в которых формулировалось главное: любовь к родной земле и ненависть к врагу. Ораторская интонация в этих стихах была искренней и непосредственной, а патетика - естественной и органичной. Именно в это время возникает глубокая потребность в задушевном слове, в лирике.

Поэзия последних лег войны делает заявку на осмысление пройденного пути, на широкие художественные обобщения. Она сохраняет ощущение «десяти последних минут перед атакой», но одновременно поэты уделяют больше внимания движению вперед, перспективам, выявляют всеобщий смысл пережитого. Поэзия стремится к изображению войны как одного из этапов истории, рубежа в жизни человечества, тем самым предвосхищая решение многих творческих задач.

Во второй главе «Патриотические мотивы в кабардинской и балкарской поэзии военных лет» анализируется военная лирика Кабардино-Балкарии начала 1940-х годов: творчество А. Кешокова, Б. Куа-шева, К. Кулиева, К. Мечиева, К. Отарова, Ад. Шогенцукова, А. Шоген-цукова и др. В национальных литературах республики исследуемого периода отмечается идейное единство и жанровое многообразие, а также героико-патриотическая концептуальность, проблемно-тематическая направленность и глубокий психолопический драматизм.

Тема патриотизма, преданности своему родному краю и Отечеству всегда занимали центральное место в кабардинской и балкарской поэзии. Эти мотивы особенно ярко проявились в годы Великой Отечественной войны. В первые же дни войны кабардинские и балкарские прозаики и поэты откликнулись своим художественным словом на трагические события начала 1940-х годов. В последовательном утверждении идей патриотизма, дружбы советских людей заключалась огромная духовная сила кабардинской и балкарской поэзии военных лет, которая, не отрываясь от национальных истоков и опираясь на лучшие достижения русской художественной культуры, решала значительные идейно-художественные задачи. Она свидетельствовала о тех больших изменениях, которые произошли в сознании горских народов в предвоенные годы, и несла в себе гуманистические идеи о всеобщем единении, призывала к сплочению в борьбе с врагом, воспитывала ненависть к врагу и любовь к родной земле.

На фронт ушли многие писатели и поэты Кабардино-Балкарии: Рамазан Геляев, Берт Гуртуев, Буба Карданов, Алим Кешоков, Михаил Киреев, Кайсын Кулиев, Керим Отаров, Адам Шогенцуков, Али Шогенцуков, Амирхан Шомахов, Аскерби Шортанов, Омар Этезов. Некоторые из них погибли в первые же годы войны: Азрет Будаев, Индрис Кажаров, Борис Таов, Салих Хочуев, Али Шогенцуков, оставив своему народу в наследство пламенные стихи-призывы и песни, проникнутые стремлением осмыслить и художественно отразить военную действительность, выявить истоки силы советского народа в целом и моральные качества отдельных людей, установить преемственность поколений, показать боевые традиции предков. Все это определило пафос и идейную направленность национальной поэзии Кабардино-Балкарии в годы Второй мировой войны. Лирика кабардинских и балкарских поэтов стала поэтическим призывом к народам Кавказа выдержать все испытания и победить.

Одним из первых откликнулся поэтическим словом на грозные события Второй мировой войны старейший балкарский поэт Кязим Мечиев (1859-1945). Он создавал стихи, в которых устанавливалось художественное единство патриотического и лирического. В них поэт выразил глубинные чувства горцев Кавказа, их внутренний духовный мир. Всего за период с 1941 по 1944 гг. К. Мечиев создал шесть стихотворений, проникнутых пафосом борьбы и уверенности в победе: «Мы победим» (1941), «Я - часть живого...» (1943), «К тем, кто будет меня обмывать...» (1944), «Завещание» (1944), «Выдержать!» (1944), } «Многострадальный мой народ» (1944).

В 1941 году вышел сборник стихов молодого поэта Б.Бекулова ► «Мы победим», в котором звучали те же патриотические мотивы. В

это же время (1941) был подготовлен к изданию сборник стихов «Все беритесь за оружие» по названию одного из стихотворений Али Шо-генцукова.

Классик кабардинской литературы Али Шогенцуков (1900-1941) в начале сентября 1941 года отправился на фронт. С первых дней войны он писал стихи и печатал их на страницах газет, читал воинам, уезжавшим на фронт, выступал на митингах, собраниях, обращаясь к народу с призывом отстоять землю предков и многонациональной Ро-1 дины в одной из жесточайших войн. Его стихи-призывы 1941 года

(«Все беритесь за оружие!», «На коней, джигиты!», «С нами партия!», ( «Москва», «Призыв») звучали тревожным набатом и были наполнены

гневным пафосом. В них громко бился пульс военного времени.

Али Шогенцуков умело использовал художественные средства языка и элементы родного фольклора. Наиболее ярко эти особенности проявлены в одном из последних произведений автора - поэме «Моя Родина» (1941). Национальная самобытность, особенности родной природы и поэтичность родного языка оттеняли огонь его сердца и сокровенные думы. Поэма Али Шогенцукова «Моя Родина» - это ли-

рико-эпическое произведение, в котором тесно переплетены патриотическое и лирическое начала.

Другое произведение Али Шогенцукова - незаконченная поэма «Кызбурун» - также проникнута национально-патриотическими мотивами. Работа над ней оборвалась в сентябре 1941 года, когда поэт ушел на фронт.

Героико-патриотическим пафосом была проникнута лирика многих поэтов-фронтовиков. Стихи А.Кешокова «Слово Родины», «Пушкин в ноябре 1941 года», «Клятва», «Ночь»; К.Кулиева «Перед боем» (1941), «Всегда гордился тем, что горец я!» (1942), «Земля моя» (1942), «Дедовский дом» (1942), «Клятва» (1942); К.Отарова «Мы победим» (1941), «Клятва» (1941), «Письмо фронту» (1941), «Жить!» (1942), «Красная Армия» (1944) продолжили традицию старших поэтов военной поры - Кязима Мечиева и Али Шогенцукова.

Об идейно-тематическом единстве и жанровом многообразии не раз писали исследователи военной лирики 1941-1945 гг. Это единство наблюдалось в четких идейно-нравственных ориентирах, в героико-патриотической концепции подвига во имя Родины и народа, в проблемно-тематической направленности поэзии и ее психологическом драматизме. В первые два года войны на первый план развития вышли жанровые формы «малой» стихотворной публицистики: призыв, напутствие и клятва, обращение и посвящение. В последующие годы (1943-1945) стали появляться стихи аналитического плана с углубленным психологическим анализом.

В третей главе «Лирико-патриотические мотивы в жанре стихотворного послания и посвящения» анализируются жанровые особенности стихотворного послания, посвящения, лирического письма. Особое внимание при анализе уделяется социально-нравственной направленности этих жанров, пафосу героического в произведениях А. Кешокова, Б. Куашева, К. Кулиева, К. Отарова, Ад. Шогенцукова. В главе также рассматривается проблема единства патрио-

тического и лирического в стихах, посвященных России и русскому народу: «Привет Москве» А. Кешокова; «Россия», «Сталинградцам» К. Кулиева; «Услышь меня, Россия!» К. Отарова и др.

Интернациональное единство, боевое братство во имя победы и мира на земле - таковы мотивы стихотворных посланий, обращений и посвящений. Жанр лирического письма в военной поэзии в литературоведении Кабардино-Балкарии недостаточно изучен. Между тем, в годы войны стихотворное послание и лирическое письмо получили довольно широкое распространение во всех национальных республиках. Свое развитие они начали с фронтовых обращений к друзьям, братьям, сестрам, женам, матерям, городам, республикам, странам мира и т.д.

В Кабардино-Балкарии поэтическое послание в годы войны приобрело качественно новую социальную направленность в творчестве Керима Отарова (1912-1974). Лирическое и патриотическое отражение военных событий, единство понятий «я» и «мир», «мы» и «народ» нашло поэтическое воплощение в стихотворениях-посланиях и посвящениях (обычно одического характера): «Слово другу» (1942), «Не забудем» (1941) - Кайсыну Кулиеву; «Соловьи» (1942) - Алиму Кешокову; «Что мир...» (1942) - Кязиму Мечиеву; «Жизнь, как звезда промелькнувшая» (1943) - чекисту Хасану Асанову; «Неизвестная могила» (1943) - Азрету Будаеву. Военная лирика К. Отарова имела патриотическую направленность, вдохновляла солдат, уходивших на фронт.

Кайсыну Кулиеву К. Отаров посвятил в дни войны два послания «Не забудем» (1941) и «Слово другу» (1942). В стихотворном послании «Слово другу» нет поэтизации боевых подвигов солдат, нет и стремления показать исключительный характер своего друга, товарища по перу. Здесь другое. В спокойной манере изложения автор говорит о том, что прошли времена веселых песен, а вместе с ними прошла и молодость. Послание характеризуется повышенным эмоциональным содержанием и вводит в мир высоких гражданских, патриотических чувств солдата (лирического героя), страдающего не столько

от ран, от крови, пропитавшей шинель, сколько от душевных потрясений, от сердечной боли и скорби. Образ боевого друга - это прежде всего выражение лирического «Я», выражение героико-патриотичес-кого духа сражавшегося народа, его сплоченности и единства. «Мы» в послании - это горцы Кавказа, народы Поволжья, Сибири и Средней Азии, то есть люди всех национальностей страны. В поэзии К. Отаро-ва понятия «малая родина» и вся страна сливались в одно целое.

Пафос героического был особенностью всей советской литературы исследуемого периода. Был он присущ и национальным литературам Кабардино-Балкарии. К примеру, высокий нравственный идеал обусловил героическую направленность посланий и посвящений К.Кулиева: «Из тетради «В старой Руссе» (Салиху Хочиеву), «Твоя земля» (Владимиру Сосюре), «Поэт на фронте» (Алиму Кешокову), «Другу» (Кериму Отарову), «Всегда гордился тем, что горец я!» (Николаю Тихонову). В этих посланиях и посвящениях К.Кулиева нашли отражение замечательные черты солдат, бесстрашно сражавшихся за свободу Отчизны. Они различаются по содержанию, форме и стилю, но объединены одной идеей - идеей верности родине и народу.

В военные годы к различным призывно-патриотическим жанрам обращался и Алим Кешоков. Один из самых ярких примеров - «Привет Москве» (1945). В нем образ столицы является основным, он аккумулировал все чувства и мысли лирического героя. Для него Москва - это, прежде всего, легендарный, романтический, а главное - конкретно-исторический город, в котором «суровые бойницы Кремля» овеяны боевой славой мужественных предков. Здесь все было дорого поэту, и он обращался к ней не иначе, как «родная Москва!».

Личные пережитые на фронте впечатления легли в основу многих стихов А.Кешокова. Тем острее чувство реальности описываемых событий, тем понятнее и ближе переживания лирического героя («Перед атакой» (1944)). Во фронтовых стихах А.Кешокова обращения к живым и неживым предметам, послания к товарищам, чаще всего к

боевым друзьям, служили формой выражения определенных чувств и дум «высокого стремленья».

В военные годы между стихотворным посланием, поэтическим обращением, лирическим письмом и призывом объективно существовало некоторое сходство (сравним, например, «Сталинградцам» К. Кулиева и «Севастопольцам» А.Суркова). Однако необходимо отметить, что у каждого национального поэта особенности этих разновидностей призывно-патриотических посланий каждый раз проявлялись по-своему. Интернациональное единство и боевое братство во имя отстаивания свободы, во имя мира на земле, во имя борьбы с фашизмом - таково содержание многих посланий и обращений поэтов Кабардино-Балкарии к народам мира и своим землякам.

Глава четвертая «Художественное осмысление нравственно-этических проблем в военной поэзии Кабардино-Балкарии (19411945 гг.)» посвящена исследованию тематики поэзии военных лет. Основной, центральной в этот период была тема родины, борьбы за ее освобождение, патриотический подъем всех народов явился неисчерпаемым источником, постоянно питавшим всю многонациональную литературу военных лет. На первый план выдвинулись жанры публицистического, агитационного характера: очерк, короткий рассказ, лирические стихи и агитационные песни-призывы типа «Вставай, страна огромная...», стихотворная сатира, фельетон, басня, памфлет. Тем не менее, это не отменяло разработку поэтами и других тем и мотивов, о чем свидетельствует наличие в поэзии военных лет мощной струи любовной лирики.

Обогащение северокавказской поэзии новыми образцами любовной лирики, в частности любовно-эпистолярной, произошло именно в 1940-е годы. Безусловно, здесь сказалось влияние ведущих русских поэтов: К. Симонова, А.Суркова и других. Нами проанализированы стихи А. Кешокова «Платочек» (1941), «Письмоносец» (1942), «Встреча» (1944), «Свет в окне» (1944); Б. Куашева «Всегда со мной», К.Кулиева: «Любимой с фронта в первый год войны» (1941), «Цветы

на фронте» (1943), «Песня о голубых глазах» (1943), «Девушка с Севера» (1942), «Война. Весна. Окопы...» (1943), «Далека ты. Снег идет...» (1943).

В творчестве названных авторов особое место занимала тема любви к женщине - любимой, матери, сестре. В кабардинской и балкарской поэзии уже с первых дней войны с особой силой прозвучали тема любви к женщине и дружеского участия в трудной судьбе труженицы тыла. Поэты-фронтовики понимали, что во имя самых высоких идеалов жила и боролась в эти годы женщина, и они воспевали и прославляли ее в своих стихах и поэмах. Следует отдать должное большому таланту и поэтическому чутью балкарских поэтов К. Кулиева, К. Отарова и кабардинских поэтов А. Кешокова, Б. Куашева, чьи любовные послания, составлявшие иногда целые циклы стихов, явили собой замечательные образцы интимной лирики. Кабардинские и балкарские поэты-фронтовики не просто подражали старшим собратьям по перу (К. Симонову, А. Суркову). У них было свое поэтическое и человеческое отношение к женщине.

В своих стихах К. Кулиев всегда шел от восточно-романтического преклонения перед женщиной, прославляя бессмертие женской красоты и беспредельность любви. Эта особенность проявилась и в военных стихах о женщине и о любви. Разными гранями отражалась любовь в военных стихах поэта: «Цветы на фронте», «Песня девушки», «Глядя в темную степь», «Песня о голубых глазах» из цикла стихов «О тех, что не вернутся» (1942-1944), «Ты ждешь меня» (1941), «Я после боя...» (1941), «Как горец песнь родную забывает...» (1942), «Девушке с севера» (1942), «Девушке из Подмосковья» (1943), «Война. Весна. Окопы...» (1943), «Лампочка из гильзы от снаряда...» (1943), «Я в первый день войны жестокой...» (1943), «Далекаты. Снег идет...» (1943), «Война велика, бесконечны поля...» (1941), «Тот, кто говорит, что на войне...»(1941).

Большой задушевностью и теплотой чувств отличались стихи А. Кешокова, обращенные к любимой и матери, а также ко всем женщинам тыла: «Платочек» (1941), «Письмоносец» («Девушка с почтовой сумкой шла...») (1942), «Мать солдата» (1943), «Девушка-шофер» (1945), «Встреча» (1944), «Горный ветер» (1944), «Зариля» (1944), «Свет в окне» (1944). Любовная лирика присутствует и в творчестве Б. Куашева («Всегда со мной»).

В военной лирике кавказских поэтов любовь к женщине, чувство дружеского участия в ее трудной жизни в тылу звучали с особой силой. В любовной лирике М. Гетгуева, А. Кешокова, Б. Куашева, К. Кулиева, К. Отарова сочетались героико-патриотические элементы с задушевностью интимных чувств. Таков цикл стихотворений К.Кулиева «Любимой с фронта в первый год войны» (1941).

В поэзии Кабардино-Балкарии военных лет создано немало высокохудожественных стихов о матери-горянке. Особой нежностью и любовью к матери проникнуты стихотворения А. Кешокова 1941-1945 гг.: «Мать солдата» (1943), «Сон матери», «Когда ты вспомнишь мать...», «Матери», «Легенда» (1944), «Зариля» (1944).

Поэзия кабардинских и балкарских авторов военного времени отличается многообразием тем и мотивов, в ней развивалась интимная, гражданская, пейзажная лирика. Среди прочих важное место занимала в поэзии исследуемого периода любовная лирика. Она «отличалась поэтической одухотворенностью, глубоким и мягким лиризмом, искренностью» (Т. Эфендиева).

В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы и обобщения:

1 Проблема «человек и война» остается одной из самых ответственных и сложных в художественной литературе, особенно в новописьменных литературах народов Северного Кавказа. Сегодня, когда мировое сообщество отметило 60-летие со дня Великой победы во Второй мировой войне, исследование поэзии Кабардино-Балкарии пе-

риода 1941-1945 годов имеет актуальное значение. Особый интерес представляет проблема художественного единства патриотического и лирического в военной лирике республики.

2. Война нарушила направление художественно-эстетического процесса всей многонациональной литературы, изменила идейно-тематические и жанрово-структурные принципы развития творчества поэтов больших и малочисленных народов. Исследователи литературы этого периода учитывали национально-специфическое своеобразие каждой из литератур. Но был еще один масштаб отечественной литературы - интернациональный и общесоюзный, связанный с явлением творческого содружества почти восьмидесяти национальных литератур по всем параметрам: проблемно-тематическим, типологическим, структурно-стилевым и жанровым.

3. В литературе Кабардино-Балкарии с первого года Великой Отечественной войны четко наметились основные художественные жанры и мотивы лирической поэзии: героико-патриотические и трагические коллизии войны, тема Родины и родного края, герой и народ как центральные проблемы, национально-исторические традиции, поэтизация образа женщины и родной природы как выражение интимно-патриотических чувств людей, а также осмысление героического характера советского человека в единстве национальных и интернациональных черт.

4.0сновные темы, мотивы и жанры кабардинской и балкарской поэзии развивались в тесной связи с основными тенденциями, характерными для многонациональной советской поэзии, в художественно-эстетическом единстве с ней. Фронтовая лирика А.Будаева, М. Гетгуева, А. Кешокова, Б. Куашева, К. Кулиева, К. Мечиева, К. Ошрова, Ад. Шо-генцукова, А. Шогенцукова опиралась на традиции русских поэтов этого времени: В.Гусева, Е. Долматовского, М. Дудина, М. Исаковского, А. Прокофьева, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, А. Фатьянова, А. Чуркина, - которые создавали лирико-публицистические, лири-ко-героические, лирико-пейзажные произведения, ставшие классиче-

скими образцами поэтических воззваний, призывов, обращений, лирических писем, писем-заклинаний, писем-наказов. Опираясь на опыт более старших по возрасту поэтов России, поэты Кабардино-Балкарии, обретали свои национально-исторические корни, свою специфику и творческие особенности.

5. Одним из первых старейших балкарских поэтов откликнулся поэтическим словом на грозные военные события К.Мечиев, написавший шесть патриотических стихотворений, в которых обращался к своим землякам и всему воюющему народу с призывами выдержать испытание и победить.

С первых дней войны оказался на фронте классик кабардинской литературы Али Шогенцуков, писавший пламенные стихи-обращения к народу с призывом отстоять землю предков и любимой Родины.

6. Намеченные К. Мечиевым и Али Шогенцуковым героико-патриотические и нравственно-этические темы продолжили в своем творчестве поэты-фронтовики М. Геттуев, А. Кешоков, Б. Куашев, К. Кулиев, К. Отаров, Ад. Шогенцуков, О. Этезов. В их лирике наблюдалось единство, проявившееся в четких идейно-нравственных ориентирах, в героико-патриотической концепции подвига во имя Родины и народа, в проблемно-тематической направленности и психологическом драматизме.

7. Пути развития военной поэзии в кабардинской и балкарской литературе продолжили существенные, принципиальные в типологическом и тематическом отношении явления общесоюзного художественного процесса. Однако в литературе Кабардино-Балкарии в то же время имели место и определенные специфические особенности, вызванные историко-культурными и эстетическими условиями формирования национальной культуры. В поэзии исследуемых авторов преобладали героико-эпические и лирико-повествовательные аспекты с элементами драматизма историко-событийных описаний.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. 1.Нахушева З.А. Поэзия К. Мечиева в годы Великой Отечественной войны // Живое слово. Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня смерти поэта. - Нальчик, 2005. - С.91-92.

2. Нахушева З.А. О жанровом и тематическом разнообразии поэзии военных лет Кабардино-Балкарии // Материалы региональной научно-практической конференции «Кабардино-Балкария в годы Вели- ff кой Отечественной войны (к 60-летию Великой Победы)». - Нальчик: ИГИ Правительства КБР и КБНЦ РАН, 2005. - С. 233-235.

3. Нахушева З.А. Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии (1941-1945) // Литературная Кабардино-Балкария. - Нальчик, 2005. -№ 2. - С. 155-158.

4. Нахушева З.А. Тематическое и жанровое многообразие кабардинской и балкарской поэзии 1941-1945 гг. // Материалы научной конференции «Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне». - Элиста: КГУ, 2005. -С. 145-146.

5. Нахушева З.А. Патриотическое и лирическое в балкарской военной поэзии // Материалы научной конференции «Фронт и тыл в годы л Великой Отечесвтенной войны 1941-1945 гг.». - Карачаевск:

КЧГУ, 2005.-С.76-80.

6. Нахушева З.А. Национально-патриотические мотивы в кабардино-балкарской поэзии 1941-1945 гг. // Минги-Тау. - Нальчик, 2005. -№ 2. - С. 169-175 (на балкарском языке).

7. Нахушева З.А. Художественное осмысление подвига народа в годы Великой Отечественной войны // Ошхамахо. - Нальчик. 2005. -№ 3. - С. 113-115 (на кабардинском языке).

8. Нахушева З.А. Кайсын Кулиев о женщинах и о любви в поэзии 1941-1943 гг. // «8-е Славянские чтения». Материалы региональной

научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Нальчик, 2005. - С. 15-17.

9. Нахушева З.А. Художественно-эстетическое единство военной поэзии Кабардино-Балкарии (1941-1945 гг.) // Материалы международной научно-практической конференции «Кавказский текст: национальный образ мира как концептуальная поликультурная система». - Пятигорск: ПГЛУ, 2005. - С. 170-171.

печать 7.11.2005. Тираж 100 экз. Заказ № 4612.

Типография КБ ГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

123007

РНБ Русский фонд

2006-4 24480

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна

4 Введение. ф

Глава I. Русская поэзия периода Великой Отечественной войны: идейно-тематическая направленность и художественное своеобразие (к постановке проблемы).

Глава II. Патриотические мотивы в кабардинской и балкарской поэзии начала 1940-х годов.

Глава III. Лирико-патриотические мотивы в жанре стихотворного послания и посвящения.

3.1. Лирическое письмо и его социально-нравственная

Ф направленность. $ 3.2. Единство патриотического и лирического в стихах о России.

Глава IV. Художественное осмысление нравственно-этических проблем в военной поэзии Кабардино-Балкарии (1941-1945 гг.).

4.1. Тема любви в творчестве поэтов-фронтовиков.

4.2. Поэтизация природы как способ выражения патриотических чувств.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Нахушева, Залина Адальбиевна

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью целого ряда проблем, связанных с процессами становления и развития поэтических жанров в литературе Кабардино-Балкарии 1940-х годов.

Исследование проблемы художественного единства патриотического, нравственно-психологического и художественно-эстетического начал в военной поэзии Кабардино-Балкарии 1940-х годов находится на начальной стадии. Поэтические произведения кабардинских и балкарских авторов, посвященные теме Великой Отечественной войны и созданные в период 1941-1945 гг., не подвергались монографическому исследованию. На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми особенностями военной поэзии, соотношением в ней документального и художественного, ее художественно-стилистическими особенностями. Актуальность темы настоящей работы состоит в решении этих и других важнейших вопросов, выходящих на поставленную проблему.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы - опираясь на достигнутое предшествующим и современным литературоведением, исследовать жанровые, тематические и художественные особенности военной поэзии Кабардино-Балкарии периода 1940-х годов, единство патриотического и лирического начал в ней.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

• выявить особенности влияния русской поэзии 1940-х годов на формирование и развитие жанров национальной военной поэзии;

• определить и изучить национально-художественные истоки военной поэзии 1940-х годов в кабардинской и балкарской литературах;

• выявить жанровую и эстетическую природу военной лирики;

• изучить процесс эволюции лирических жанров в кабардинской и балкарской военной поэзии;

• провести подробный текстологический анализ произведений поэтов 1940-х годов: А.Кешокова, Б.Куашева, К.Кулиева, К.Мечиева, К.Отарова, А.Шогенцукова и др.

Обращение к русской военной поэзии при анализе творчества названных авторов обусловлено ее значительной ролью в художественном решении темы подвига народа на войне, необходимостью выявить степень ее влияния на становление и развитие жанров военной поэзии в национальных литературах, в частности кабардинской и балкарской.

Научная новизна диссертационной работы состоит в выборе объекта анализа: военная поэзия Кабардино-Балкарии впервые подвергается монографическому исследованию в обозначенном аспекте. Данная работа - первая попытка системно и многоаспектно изучить и обобщить жанровые, тематические и художественно-эстетические особенности военной поэзии Кабардино-Балкарии 19411945 гг.

Материалом для исследования послужили поэтические произведения кабардинских и балкарских художников слова: лирические стихотворения, песни, плачи, клятвы, поэмы А.Кешокова, Б.Куашева, К.Кулиева, К.Мечиева, К.Отарова, А.Шогенцукова и др.

Степень разработанности темы. В северокавказском литературоведении нет специального исследования, посвященного проблеме художественного единства патриотического и лирического начал в военной кабардинской и балкарской поэзии 1941-1945 гг., хотя в главах монографий, а также в отдельных статьях исследуются те или иные аспекты данной проблемы. Жанровому своеобразию и художественно-эстетическим особенностям национальной поэзии периода 1940-х годов посвящены отдельные разделы монографических исследований Х.Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994); Т.Гуртуевой «Маленький человек с большой буквы: Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма» (1994); В.Пипинис «Балкарские советские писатели» (1958); М.Сокурова «Лирика Алима Кешокова» (1969); З.Толгурова «Движение балкарской поэзии» (1994); А.Хакуашева «Али Шогенцуков» (1993); Т.Эфендиевой «Страницы жизни и творчества Керима Отарова» (1987). Эти и другие работы послужили научной теоретической базой для нашей диссертации.

Методологическая основа исследования. В работе применены культурно-исторический и типологический методы исследования. Мы опирались на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах Г.Гачева, Л.Гинзбург, Ю.Лотмана, а также Х.Бакова, Т.Гуртуевой, М.Сокурова, З.Толгурова, Ю.Тхагазитова, А.Хакуашева, Т.Эфендиевой и др. Теоретические вопросы русской поэзии XX века достаточно подробно изучены такими литературоведами, как Ю.Борев, В.Виноградов, В.Кожинов, Л.Тимофеев, Ю.Тынянов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление о жанровой и художественно-стилистической специфике военной поэзии Кабардино-Балкарии периода 1941-1945 годов, о своеобразии художественного мастерства известных кабардинских и балкарских поэтов. Результаты диссертационного исследования могут способствовать дальнейшему сравнительно-историческому изучению национальной поэзии Северного Кавказа и выявлению общих закономерностей литературного процесса.

Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории литератур Кабардино-Балкарии, а также в процессе преподавания специальных курсов на гуманитарных факультетах вузов республики. Отдельные разделы исследования могут оказать определенную помощь при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории кабардинской и балкарской литератур.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были доложены и обсуждены на научных конференциях: «Республиканская научно-практическая конференция» (Нальчик, 2005 г.); «Народы Кабардино-Балкарии в Великой Отечественной войне. Научно-практическая конференция» (Нальчик, 2005 г.); «60 лет Великой Победы. Научная конференция» (Элиста, 2005 г.). По теме диссертации опубликован ряд статей.

Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы и кабардинского языка и литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (июнь 2005 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» (сентябрь 2005 г.).

Структура диссертации. Цели и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования проблемы «Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии» (1941-1945 гг.) мы пришли к следующим выводам:

1.Ha современном этапе, когда мировое сообщество отметило 60-летие со дня Великой победы во Второй мировой войне, исследование кабардино-балкарской поэзии периода 1941-1945 годов имеет актуальное значение. Утверждение демократических позиций в российском обществе сопровождалось новым осмыслением истории, культуры и характеризовалось обостренным вниманием к национальным духовным ценностям народов Российской Федерации, к литературным взаимосвязям, без которых невозможен нормальный процесс развития художественного творчества. Особый интерес в этой связи представляет художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии, развитие их художественного творчества.

Проблема «человек и война» остается одной из самых ответственных и сложных в художественной литературе, особенно в новописьменных литературах народов Северного Кавказа, и в частности, в кабардинской и балкарской поэзии.

2. Война нарушила направление художественно-эстетического процесса всей многонациональной литературы и изменила идейно-тематическое и жанрово-структурные принципы развития творчества поэтов больших и малочисленных народов. Исследователи литературы этого периода учитывали национально-специфическое своеобразие каждой из литератур. Но был еще один масштаб отечественной литературы - интернациональный и общесоюзный. И они изучали уникальное явление - творческое содружество почти восьмидесяти национальных литератур по всем параметрам: проблемным, типологическим, структурно-стилевым и жанровым.

3. В художественной концепции кабардино-балкарской литературы с самого первого года Великой Отечественной войны четко наметились основные мотивы и жанры лирической поэзии этих лет: героико-патриотические и трагические коллизии войны, тема Родины и родного края, герой и народ как центральные проблемы, национально-исторические традиции, поэтизация женщины, родной природы как выражение интимно-патриотических чувств людей, а также осмысление героического характера советского человека в единстве национальных и интернациональных черт, новаторское осмысление сугубо национального, высокого воинского долга и выдвижение на первый план освободительной миссии России и русского народа, идей дружбы и братства как нового общественно-политического явления в годы войны.

4. Основные темы, мотивы и жанры кабардинской и балкарской поэзии развивались в тесной связи с основными тенденциями, характерными для многонациональной советской поэзии. Формирование художественно-эстетического единства отмечалось многими отечественными литературоведами и критиками. Грани идейно-эстетического сближения в художественном решении концепции «человек и война», «народ и история», «Родина и отчий край» объяснялись многими объективными и субъективными причинами авторских художественных воззрений на процесс творчества, и историко-культурными национальными традициями. Опираясь на национальный фольклор, сложившиеся традиции русской классической литературы и мировой культуры, в то же время отражая реальные события 40-х годов, кабардинские и балкарские поэты смогли поднять национальную литературу на новую ступень развития и дать новое направление в художественных поисках поэзии послевоенных лет.

5.Фронтовая лирика К. Мечиева, А. Шогенцукова, Б. Куашева, К. Отарова, М. Геттуева, А. Будаева, Ад. Шогенцукова, К. Кулиева опиралась на поэтические традиции русских поэтов этого времени, а именно: К. Симонова, А. Суркова, А. Прокофьева, А. Твардовского, М. Исаковского, А. Фатьянова, М. Дудина, В. Гусева, Е. Долматовского, А. Чуркина, которые работали военными корреспондентами на различных фронтах родины и писали лирико-публицистические, лирико-героические, лирико-пейзажные произведения, ставшие потом классическими воззваниями, призывами, обращениями, лирическими письмами, письмами-заклинаниями, письмами-наказами, ответами и т.д. Опираясь на опыт более старших по возрасту поэтов России, национальные поэты и, в частности, Кабардино-Балкарии, обретали свои национально- исторические корни, свою специфику и особенности. Стремление осмыслить и художественно отразить все то, что происходило с воюющим народом, истоки его силы, моральные качества людей, преемственность поколений, боевые традиции предков определили пафос и идейную направленность кабардино-балкарской поэзии в годы Второй мировой войны. К этому периоду национальная литература кабардинцев и балкарцев имела уже прочный фундамент -выросли талантливые поэты и писатели, что не раз подчеркивалось исследователями этих литератур в «Очерках истории кабардинской литературы» и в «Очерках истории балкарской литературы», изданных в Нальчике в 1968 ив 1981 гг. Однако, как верно отметил А. Абрамов в своем очерке «Лирика и эпос миллионов»: - «.война предъявила к каждому поэту новые требования, но писать сразу по новому она никого не научила. Одновременно с мужественным осознанием глубины происходящего мужала поэзия» [1: 131].

6. Одним из первых старейших балкарских поэтов откликнулся поэтическим словом на грозные военные события Кязим Мечиев, написавший шесть патриотических стихотворений « Мы победим» ( 1941), «Я - часть живого.» (1943), « К тем, кто будет меня обмывать.» (1944), « Завещание» (1944), « Выдержать!» (1944), « Многострадальный мой народ» (1944), в которых восьмидесятилетний поэт обращался к своим землякам и всему воюющему народу с призывами все выдержать и победить.

В 1941 году книжное издательство «Эльбрус» в г. Нальчике выпустило сборник стихов молодого поэта Барасби Бекулова с тем же названием, что и первое стихотворение К. Мечиева - «Мы победим». В нем были те же патриотические мотивы, что и в стихах К.Мечиева, А. Шогенцукова и других балкарских и кабардинских поэтов военного времени.

7. С первых дней войны оказался на фронте классик кабардинской литературы А. А. Шогенцуков, писавший пламенные стихи, он печатал их на страницах местных газет, читал их воинам, уезжавшим на фронт, выступал на митингах, собраниях, обращаясь к народу с пламенным призывом отстоять землю предков и любимой Родины. Его поэма так и называлась «Моя Родина» (1941), в которой он писал: «. Умирая, я мечтаю только о Родине, что для меня -родная мать» (подстрочный перевод). Особое место в его творчестве занимали и предсмертная песня, написанная им в концлагере Бобруйска, и высоко патриотическое стихотворение «Призыв» (1941), и незаконченная поэма «Кызбурун» ( 1941).

8. Намеченные Кязимом Мечиевым и Али Шогенцуковым героико-патриотические и нравственно-этические темы продолжили в своем творчестве поэты-фронтовики Б. Куашев, М. Геттуев, К. Отаров, К. Кулиев, Ад. Шогенцуков, О. Этезов. В их лирике наблюдалось единство, проявившееся в четких идейно-нравственных ориентирах, в героико-патриотической концепции подвига во имя Родины и народа, в проблемно-тематической направленности и психологическом драматизме. В первые два года войны на первый план выходили жанровые формы «малой» стихотворной публицистики, такие, как отклик-призыв, напутствие и клятва («Клятва» А. Кешокова, «Клятва» К. Кулиева, «Клятва» М. Геттуева), обращения и посвящения к своим женам, сестрам, матерям, друзьям-фронтовикам, а также послания и посвящения Керима Отарова, Кайсына Кулива, Алима Кешокова, которые были своеобразной формой раздумий о происходящих трагических событиях войны, о смерти близких друзей, солдат, не доживших до победы. В них особенно четко проявлялось художественное единство патриотического и лирического («Письмо фронту» К. Отарова, «Слово Родины» А. Кешокова, «Другу» К. Кулиева). В последующие сороковые военные годы (1943-1945 гг.) стали появляться стихи с углубленным психологическим анализом («Солдат», « Город», «Жизнь, как бой трудна» К. Кулиева, «Красная Армия» К. Отарова, «Ночь» А. Кешокова). В основе благородного чувства любви к Родине лежала преданность идеалам человечества и гуманизма, «малой родине», ибо Отечество и земля предков для кабардинцев и балкарцев были неразрывными понятиями. При всем индивидуально-творческом и национальном своеобразии поэтов народов России объединяло идейное единство, высокое сознание долга перед Отчизной и своим народом. В этом различные поэты многонациональной литературы были едины.

9. Пути развития военной поэзии в кабардинской и балкарской литературе продолжили, по нашему убеждению, существенные, принципиальные в типологическом и тематическом отношении черты общесоюзного художественного процесса. Однако в литературе

Кабардино-Балкарии в то же время имели и определенные национально-специфические особенности, вызванные историко-культурными и эстетическими условиями формирования национальной культуры. Показательны в этом плане произведения К. Мечиева, А. Шогенцукова, Б. Куашева, О. Этезова, М. Геттуева, К. Отарова, К. Кулиева, А. Шогенцукова. В их поэзии преобладали героико-эпические и лирико-повествовательные аспекты с элементами драматизма историко-событийных описаний (Поэмы «Моя Родина» Али Шогенцукова, «Перекоп» К. Кулиева). Обращение к национальному прошлому - к гражданским и гуманистическим традициям, к боевой славе национального оружия вошло в кабардино-балкарскую поэзию как важнейший элемент патриотизма (А. Кешоков обращался к образу героя нартского эпоса - Сосруко, К. Кулиев - к легендарному Адемеркану - «Адемеркан», 1942; а народные сказители в это время обращались к фольклорному герою Ачемезу и отважным басиатам, героям исторических походных песен, всегда побеждавших своих иноземных врагов).

10. Художественное осмысление нравственной силы воевавшего народа не могло не привести поэтов к раздумьям о Родине - матери-России. Тема русского народа и его освободительной миссии, России занимала особое место в творчестве всех поэтов военной поры. Была она и в поэтическом творчестве К. Отарова («Услышь меня, Россия», «Россия», «Русские равнины»), К. Кулиева («Россия», «Сосны России шумят»), Б. Куашева («Сверстнику», «Родина моя»), М. Геттуева («Русская мать»), А. Кешокова («Рана»), А. Шогенцукова («Моя родина»).

11.В кабардинской и балкарской литературе военных лет агитационная эпика и публицистика иногда вступала в союз с лирикой, особенно пейзажной, философской. Природа в пейзажной лирике Али

Шогенцукова, К.Отарова, А.Кешокова, К.Кулиева часто символизировала торжество жизни над смертью, вечное движение и обновление мира. Секрет жанровой гибкости военной поэзии и ее тематического многообразия заключался в самой ее сущности и назначении - в ее идейной и эстетической заданности. Образ родной природы как персонажа, героя произведения сохранился в военной лирике Кабардино-Балкарии в двух основных установках: 1) как фон действия человека и 2) как средство психологизации солдата войны. Эта традиция была и в родном фольклоре, отсюда, в измененном виде и творчески обогащенная, она перешла в поэзию.

Роль пейзажных зарисовок и образов природы в воплощении идейно-нравственного и художественно-эстетического замысла особенно отмечена в стихах К. Кулиева «Ты слышишь, какая стоит тишина.», «Цветы на фронте». «Весна на фронте», «Дороги», «Дороги мои»; К. Отарова «Соловьи», А. Кешокова «Каска», «Буря», «Буря в горах», «Ночь».

Пейзажная поэзия военных лет Кабардино-Балкарии обладала большой идейно-эстетической силой воздействия на читателей поэзии. Она отличалась к тому же и жанровой многоаспектностью. Исследователи делят ее на публицистическую, эпическую, лирическую и философскую, подчеркивая в ней художественное единство патриотического и лирического.

Сохраняя свою самостоятельность как жанровая форма, пейзажная поэтическая живопись проникала в поэму, балладу, в стихотворные послания и посвящения.

 

Список научной литературыНахушева, Залина Адальбиевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. -М., 1975.-235 с.

2. Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Сборник статей. Нальчик, 1991. - 176 с.

3. Апухтина В., Удонова 3. Героический эпос народа: Советская литература о Великой Отечественной войне. М., 1965. - 195 с.

4. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской поэзии. Майкоп, 1994. - 203 с.

5. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. -203 с.

6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 502 с.

7. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.-281 с.

8. Борев Ю. О трагическом. М., 1969. - 350 с.

9. Бочаров А.Г. Человек и война. М., 1978. - 456 с.

10. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978. - 224с.

11. Бычков Д., Пипинис В. Балкарские советские писатели. -Нальчик, 1958. 117 с.

12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.

13. Вопросы методологии историко-литературных исследований. -Л., 1981.-258 с.

14. Выходцев П. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л., 1973. -336 с.

15. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. - 367 с.

16. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000.-280 с.

17. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998. - 432 с.

18. Гинзбург Л. О лирике. М.-Л., 1974. - 385 с.

19. Гринберг И.Л. Три грани лирики. -М., 1975. 334 с.

20. Гринберг И.Л. Современная лирическая поэзия. М., 1971. — 48с.

21. Гулыга А.В. Искусство истории. О нравственных уроках минувших времен. М., 1980. - 288 с.

22. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы: Поэзия Северного Кавказа в контексте модернизма. Нальчик, 1994. -207 с.

23. Далгат У.В. Литература и фольклор. М., 1981. - 195 с.

24. Дементьев В. Размышления о жизни и творчестве Кайсына ^ Кулиева. Нальчик, 1987. - 187 с.Ш

25. Дементьев В.В. Исповедь земли. Слово о российской поэзии. . М, 1980.-305 с.

26. Живая память поколений. Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1965. - 402 с.

27. Живое слово. Кязимовский сборник: Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня смерти поэта. Нальчик, 2005. - 158 с.

28. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.-408 с.

29. Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1957. - 664 с.

30. Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972. - 278 с.

31. Исследования по теории стиха. Л., 1978. - 232 с.

32. История и современность в литературах Северного Кавказа. -Орджоникидзе, 1980.-201 с.

33. Котлярова М.А., Котляров В.Н. Балкария: боль и радость. Книга о мудром кузнеце Кязиме Мечиеве. Нальчик, 2003. - 415 с.

34. Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет (1941-1945).-Горький, 1962. 195 с.

35. Кучмезова Р. «.И мой огонь горел». Эссе о Слове Кязима Мечиева. Нальчик, 1996. - 205 с.

36. Ленобль Г. История и литература. М., 1977. - 201 с.

37. Леонов Б. Эпос героизма. Тема героического в русской советской литературе. М., 1975. - 215 с.

38. Либединский Ю.Н. «Современники». М., 1958. - 330 с.

39. Лирика Керима Отарова. Нальчик, 1991. - 286 с.

40. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Выпуск 1. М., 1970. - 437 с.

41. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Выпуск 2. М., 1975.- 387 с.

42. Литература великого подвига. Выпуск 3 . М., 1978. - 402 с.

43. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. Л., 1984. -185 с.

44. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. (Советская литература о Великой Отечественной войне). М., 1975. - 193 с.

45. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972. - 272 с.

46. Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Кайсына Кулиева. Вторые Эльбрусские чтения. Нальчик, 1998. - 113 с.

47. Материалы региональной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева. Нальчик, 2002. -230 с.

48. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум IX. Литературный процесс: кавказский контекст. -Пятигорск, 2004. 68 с.50