автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Художественное мироздание А. Блока

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кандыбина, Елена Лев-Арслановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Художественное мироздание А. Блока'

Текст диссертации на тему "Художественное мироздание А. Блока"



/

' С V

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАНДЫБИНА Елена Лев-Арслановна

Художественное мироздание А.Блока

( "Миры иные", "Жизнь". "Дух музыки", "Грядущее")

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор Мущенко Е=Г.

ВОРОНЕЖ-1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................с.З - 15

ГЛАВА ПЕРВАЯ ПОЭТИЧЕСКИЙ КОСМОС А. БЛОКА...........................................................с. 16- 104

ГЛАВА ВТОРАЯ, «ЖИВАЯ ЖИЗНЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ

А.БЛОКА.........................................................с Л 05-163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................164-169

БИБЛИОГРАФИЯ.............................................170-187

ВВЕДЕНИЕ

Творчеству А.Блока посвящено огромное количество литературоведческих работ. Можно утверждать, что в современном блоковедении достаточно четко определено место А.Блока в русской художественной традиции в исследованиях А.П.Авраменко, Л.Я.Гинзбург, А.Е.Горелова, Л.К.Долгополова, В.М.Жирмунского, Л.А.Колобаевой, Д.Е.Максимова, З.Г.Минц, В.Н.Орлова, Л.И.Тимофеева, Б.М.Эйхенбаума. Результативны во многом попытки лингвистического анализа творчества А.Блока в исследованиях Н.К.Соколовой, Л.В.Красновой. Большое количество литературоведческих работ посвящено частным проблемам, анализу отдельных произведений, образов, жанровому своеобразию его поэзии, драматургии (Л.К.Долгополов "Поэмы А.Блока и русская поэма конца XIX начала XX века", В.М.Жирмунский "Драма Александра Блока "Роза и крест", П.Медведев "Драмы и поэмы А.Блока (Из истории их создания)", сопоставительному анализу (В.Н.Топоров "Ахматова и Блок"). Установлены связи с современным ему театром (А.В.Федоров,А.М.Родина), с живописью (А.М.Гордин, М.Л.Гордин), с музыкой (Д.М. Магомедова).

Среди проблем, поставленных исследователями, уже выделена, на наш взгляд, важнейшая - проблема творческого развития А.Блока. Вокруг нее располагается обширный круг литературоведческих работ. Поэт во многом направил эти изыскания своими многочисленными высказываниями о необходимости для художника "чувства пути". Следуя за часто взаимоисключающими высказываниями А.Блока, блоковедение изначально "пошло" как бы по разным направлениям.

Одно направление (условно обозначим его как "внешннее") исходило из известного высказывания поэта "мой путь прям, как стрела" и предпочитало рассматривать движение на этом пути как производную от внешних факторов - от собственно литературных до социальных.

Уже литературоведы 20-х годов (Б.Энгельгардт, Б.М.Эйхенбаум, Иванов-Разумник, В.М.Жирмунекий, Ю.И.Тынянов) впервые констатируют наличие непрерывного развития в творчестве А.Блока, то, что позднее Д.Е.Максимов назовет "проживанием мифа о пути". И каждый ученый-филолог попытается прочертить путь поэта, записав его в тот или иной литературный контекст.

В.М.Жирмунекий в книге "Поэзия Блока" (1921) характеризует его как поэта-романтика (попутно отметим, что В.Жирмунский всегда различал два типа творчества: реалистический и романтический). Основой романтического мирочувствования, в том числе и у А.Блока, ученый считает тоску по Богу, ощущение его присутствия в мире. Ио мысли Жирмунского, подобное мирочувствование ведет к появлению в художественном сознании новой волны романтизма, которая в новых историко-эстетических условиях существует в виде неоромантизма, что собственно и произошло в России в конце XIX начале XX века, время, на которое и приходится процесс творческого формирования А.Блока. Следовательно, Жирмунский связывает путь поэта с романтической поэтикой, эстетикой и даже тематикой: "Блок -поэт любви" ( 92, 70), но любовь понимается в данном контексте не просто как земное чувство, но "познание тайны бытия" (92, 70). Через любовь открывается поэту основной смысл жизни и Божественная тайна. И сама любовь "романтична" - безмерное, беспредельное чувство. Таков путь Блока сквозь любовь, но объект любви будет меняться от Софии к Незнакомке, женщине из ресторана.

Анализируя поэтику А.Блока, В.М.Жирмунекий также исходит из романтической традиции. Блок как поэт-романтик использовал метафору, катахрезу, придающую поэтическому стилю иррациональность, служащую для создания принципиально иной реальности. Так поэт создает, по мысли В.М.Жирмунского, "сверхреальный мир". Без понимания сущности этого

мира невозможно понять уже первый том поэта. Поэтика Блока основана на создании второй реальности путем "последовательного развития метафоры" (92, 114), развертывающейся по своим собственным законам. По Жирмунскому, творчество А.Блока всецело принадлежит романтизму.

Иной взгляд на творчество Л.Блока, но в том же линейном варианте, Иванов-Разумник (Александр Блок. Андрей Белый (1918). Он вписывает творчество поэта в мирочувствование декаданса, поэтому поэзия А.Блока, с точки зрения критика, не продолжает традиций Вл. Соловьева, который был подлинным мистиком, и для него Вечная Женственность -глубоко мистическое построение, высшая религиозная реальность. Блок же является подлинным представителем декадентства "отграниченного и самозамкнутого" (99,19) и для него Прекрасная Дама - только ирреальная мечта о недостижимом, попытка спастись от вечного одиночества замкнутой в себе самой души. Путь Блока - путь вечно одинокого скитальца, изолированного от мира. Свое вынужденное изгнание поэт пытался победить культом Прекрасной Дамы, то есть влюбленностью. Однако и она не смогла спасти отторгнутую от мира человеческую душу. В этом и заключается трагедия поэзии А.Блока: "бессилие спастись из своей ограды" (99, 22).

Б.М.Эйхенбаум в исследовании "Судьба Блока" (1921) связывал творчество поэта с эволюцией символистской доктрины в России начала XX века и подчеркивал, что в ее недрах произошло смешение жизни и искусства, что и привело к гибели символизма как направления и к трагическому финалу судьбы А.Блока. Б.Эйхенбаум прослеживает историю символизма в России. Первое поколение символистов было одержимо мистическим пафосом, в котором "растворились люди, вещи и самое искусство" (245, 52) . В данном направлении любое явление жизни признавалось ценным только тогда, когда за ним стоял иной смысл. Так,

жизнь, наличная данное!выпала из искуссша. з .¡о уже второе поколение символисаОв стало перед грозной силои жизни, которая потреиовала к сеие внимания; "Вещи взбунтовались - захотели одеться плотью и быть ощущаемыми ^-¿нХ J¿.-J5). ^ зшго момента, но мысли ./ихенолума. начался кризис символизма как принципа искусства, л.илоку иыло суждено наиболее ярко кризис этот воплотить. С 1910 года он меняет метод

символизации: ±еперь это уже не от реального к реальнейшему , а ££ ___ ^^

сознание неслияннос 1 и и нераздельности искуссI »а, жизни и политики (245, 53). Такая перемена позиции закономерна, так как символистская доктрина изначально была слишком перегружена философией и жизнестроительством. Мшссимшшзм в итоге привел символизм и творчество А.Блока, как его крупнейшего представителя, к распаду единства, дроилению, мир распался на несколько непересекающихся

сфер.

А.Блок писал: "Я не свободен: я служу искусству, тому третьему, которое от всякого рода фактов из мира жизни приводит меня к ряду фактов из другого,

м /"""К ,4 С т ¡X.

из своего мира: из мира искусства )■ хаким оиразом, смешение, а

за! ем резкое разграничение искусства и жизни и оиусловило эволюцию поэта.

Ряд работ прослеживает путь поэта в его религиозном аспекте (от веры к неверию, от Бога к Дьяволу). Так, о.П.Флоренский определил творчество поэта, проследив генетическую зависимость "культуры от культа", что и заставляет искать истоки культуры в культе, то есть в богослужении, ибо в кем находятся все начала и концы, все духовные ценности "в их чистоте и отчетливости, культура же, от культа оторвавшись, обреченно их варьирует, обреченно искажая" (226, 93). Религиозный философ убеждает, что духовным ориентиром культуры может

быть

только православный вариант христианства. Соответственно, путь А.Блока должен быть рассмотрен и оценен с позиции православия. Поэтому о.П.Флоренский, отдавая дань

Блоку - крупнейшему русскому поэту, представляет его эволюцию в виде отхода от "идеала мадонны" к поклонению "идеалу содомскому".

На другом полюсе религиозно-философской оценки творчества поэта располагается концепция К.А.Бердяева. Философ считает, что поскольку творческая активность человека не имеет своего Священного Писания, творчество поэта не может быть подчинено ему. Поэт творит Новое Небо и Новую Землю. Таким образом, творец не просто человек, у него свое особое задание - сотворение нового мира, но хотя "почти все поэты мира, величайшие и несомненные, находились в состоянии "прелести", им не дано было ясного, чистого созерцания Бога и умных сущностей, их созерцание почти всегда было замутнено космическим прельщением" (32, 483). Ведь творчество связано не только со святостью, а и - с грехом; "Природа творческого акта брачная, в нем человек не один, он встречается и взаимодействует с другими, с Богом, с миром и с дьяволом, с ангелами, людьми и демонами tou). итак, творчество равноценно религиозному служению, хотя имеет другое назначение - оно служит не для спасения души, оно пересоздает мир для Нового Неба и Повои Земли, поэтому путь

А V т т д ^

/л.олока религиозен но своей су iи и закономерен, rio /л.илок не иыл религиозным поэтом, поэтому рассмотрение его творчества сквозь призму религии обедняет его.

Еще один особый взгляд на творчество А.Блока представлен в работе А.Эткинда "Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века" (1997). Исследователь трактует путь А.Блока как процесс поиска и создания человека нового типа. По А.Эжинду, доминанта культуры эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков такова: "Стремление смешать полы и полярности.(...) Новое религиозное сознание пыталось соединить мужское и женское, природное и культурное, земное и небесное в единых мистико-эротических образах" (247, 73). Именно поэтому Христос был "мужедевой"

б понимании Д.С.Мережковского, II.А.Бердяева, I{.Клюева. Творчество Блока также лежит в контексте данной проблематики. По Эткинду, разммпшения о половом и телесном составляли неразрешимый конфликт на протяжении всей жизни поэта. Итогом такого рода поисков и стало освобождение от пола и создание будущего мира "без женщин, пола и секса" (247, 136), что воплотилось в "Каталине" (1918). Таким образом, тема кастрации дана у А.Блока непосредственно, при этом она напрямую связана с революцией. Блоковский "Каталина" завершает эволюцию поэта - создает человека-артиста, нового человека, который, овладев тайной тотальной сублимации, творит новую культуру.

Близок к размышлениям А.Эткинда взгляд на творчество А.Блока французского ученого Ж.Иива. Он находит у поэта эдипов комплекс (противоестественную любовь к матери) и этим объясняет все творчество поэта, все его эстетические поиски. Исследования А.Эткинда и Ж.11ива предлагают рассмотреть личность поэта и его творчество с точки зрения их абсолютной адекватности, однако их арсенал - неофрейдизм - явно не достаточен. Это не позволяет им увидеть своеобразие творчества А.Блока среди других писателей, уязвленных эдиповым комплексом, который, по мнению исследователей, более чем распространен среди людей искусства.

Интересную интерпретацию творческого развития поэта предлагает И.С.Приходько. Опираясь на теоретические труды мифологического направления в литературоведении, исследователь открывает новый подход к творчеству А.Блока и русских символистов в целом. Миф по-разному работает у "старших" и "младших" символистов. Так, у В.Я.Брюсова обращение к мифу носит познавательный характер. Творчеству -же А.Белого, А.А.Блока, Вяч.И.Иванова свойственна "тотальная мифологизация мира и себя в нем, проявляющаяся равным образом в жизни и творчестве" (183, 18).Миф является тем стержнем, который соединяет в целое художественное

мироздание А.Блока. С помощью мифа становится возможным новое, более глубокое прочтение его произведении. Такой взгляд, много объясняющий в творчестве А.Блока, думается, имеет и некоторые "минусы', ибо он исходит из мифа как универсума, почти не затрагивая проблему исторической корректировки любого эстетического универсума в эпохи кризисные, переходные.

Отдельные аспекты мифологического подхода к творчеству поэта разработаны в трудах А.В.Лаврова, Д.М.МагомедовойД ЫО. Грякловой, Н.С.Зеленцовой.

}Т А СТ С-1. ^

пеоиходимо вспомни \ ь и концепцию /л.у1 коисона, коюрыи также связывал эволюцию поэта с романтическим мифом. Под мифом он понимал "романтический идеал, который, приобретя худ ожестве нн о-у сто и чи вые черты, получив сильное развитие, вырастает в сквозную тему поэта, совмещается с его творцом в целом" (251, 67). Романтический миф имеет два уровня: собственно творчество и романтическую идеологию (по мысли А. 51 кобсон а, романтическая идеология - "доктрина, принадлежащая группе людей" (251, 79). Романтизм идеологический - вредоносен. Путь поэта лежит от освоения романтической идеологии к ее утрате (что произошло во время революции). Трагедия жизни поэта состоит, по убеждению А.Якобсона, в том, что в революцию в поэте погибло не только начало мертвое (романтическая идеология), но и начало живое (романтическая поэзия).

К первой группе можно отнести и исследователей, пытающихся обозначить путь поэта "справа налево" (П.П.Громов). Таков подход к

А Т* т Т тч х ^ гр Ту»

творчеству /л.олока и и.х^енгерова, т. 1.1хрук, хотя они и определяют его понятием романтизма." "Путь поэта от мистического романтизма "Стихов о Прекрасной Даме" к революционному романтизму "Ямбов", ""Возмездия", "Двенадцати" - это своеобразный и, по определению самого Блока, верный

пуIь его "меж друх революции" ~ пул к демократии. Пуль от мистическохо романтизма к романтизму революционном}-"" (50, 13).

В трудах 30-х годов ( Е.Малкина, В.11. Орлова) путь поэта рассматривается как движение от романтизма к реализму. В исследовании же Ъ.Соловьева поэт становится уже не просто реалистом, но критическим реалисхом: илок - последний крупный поэт, в творчестве которого воплощается, хотя и недостаточно последовательно, метод критического реализма" (199,72).

Наиболее полно выразил идеологический подход к творчеству А.Блока, свойственный многим советским ли 1 ера 1 уроведам, х 1.11.1 ромов в книге "Блок, его предшественники и современники" (1966),где говорится: "В итоге непредвзятого анализа реальных фактов (...) стал общепринятым простои, но очень важный вывод, что после

1905

года путь хшока при всех его зшзшзх, сложности и противоречивости - это путь спрака налево

"Линеиная" и одновременно идеологическая акцентировка этапов творчества поэта обнаруживает себя и в трудах В.А.Сапогова. В ера! е кандидатской диссертации поэтика лирического цикла ^ 1 уу> /} а»!ор представляет эволюцию поэта как движение 01 лчармен к ПОЭМ6 двенадцать , ОТ ИсТИ Ч с С КОИ СаМОДО^ТаТичНОСТИ Л ИрИ Че^КиГо

героя через интерес к образу Кармен, воплощающий народные начала жизни, к изображению революционного народа, преобразующего "страшный", буржуазный мир в светлое будущее. Путь поэта, по Сапогову, проходит от символизма к социологизму.

з прощав, на наш взгляд, пух*» и лока и и.и/нишерлов в книге "Александр Блок. Штрихи судьбы". Он напрямую связывает образы ветра, музыки и революции с социальным планом в творческом поиске поэта.

Итак, внешний взгляд на творческую эволюцию поэта имеет свои положительные стороны, он выявляет связь художника с эпохой, с эстетическими и философскими исканиями рубежа Х1Х-ХХ веков. Однако такой подход недостаточен, так как он не отражает индивидуального своеобразия художника.

Принципиально иную сферу исследований литературоведов определило другое известное высказывание А.Блока: "Таков мой путь, (...) теперь, когда он пройден, я твердо уверен(...)что все стихи вместе - "трилогия вочеловечивания" от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянию, проклятьям, "возмездию" и (...) - к рождению человека "общественного", художника, мужественно глядящего в глаза миру", получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный материал, вглядываться в контуры "добра и зла" ценою утраты части души" (V, 302 V В данном высказывании поэт определяет свой путь отнюдь не линейно, а через триаду, возвращающую нас к философскому силлогизму (тезис - антитезис - синтез). Так сформировалась группа исследователей, которые рассматривали путь А. Блока не столько с позиции выявления направления движения, сколько пытались выявить общие законы художественного мира А. Блока, определяющие его развитие, обусловливающие его целостность и особенности лирического героя.

Уже среди современников А.Блока можно найти исследователей его творчества, труды которых положили начало попыткам осмыслить эволюцию Блока-художника изнутри, из его личностных возможностей и поэтического мировосприятия.

Так, Ю.П.Тынянов в