автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественное осмысление истории в творчестве Веры Пановой
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное осмысление истории в творчестве Веры Пановой"
ГОРЬКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕРЫ ПАНОВОЙ
Специальность - 10.01.02 - Литература народов СССР
(советского пернола)
\ в т о р*е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
На нравах рукописи
УДК 882 (002)
ЯНАШКЕВИЧ Кшиштоф
Горький 1990
Работа выполнена ни кафедре теории литературы и исто{ соиетской литературы Ивановского государственного ушшерси
Научный руководитель -
доктор филологических наук, профессор П.В.КУПРИЯЬОВСКИЙ
Офпич&льные оппоненты:
Ведущая организация
Зашита состоится
»
доктор филологических наук, профессор В.М.АКАТКИН
кандидат филологических наук, доцент С.Я.Ф.РАДКИНА
Московский педаго! ический институт имени В.'И.Ленина
Ч)
часоп на паседашг
1990 г. енспшш^едг.рованного совета
К Ов.3,77.11 по присуждению ученой степени кандидата филологических паук в Горькоьском государственном университете имена П.И.Лобачелского (003020, г. Горький, ГС11-20, проспект Гагарина, 23).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.
Антореферат раэосла
ан 199
990 г.
I ченый секретарь спеаиаднзироьанного совета
Г.С.ЗАЙЦЕВА
Реферируемая диссертация восвядается изучению спшшфися зу-дсжвствениого оскнелснпя истории в творчестве Верп Пановой,
В история советской лстературн апсатолмшца войта романами, повостга'ги и .рассказа:.::! о современности и воспринимается преимущественно как автор современно!'! теш. В еткествутцей литературе о ней (диссертации, монографии, статьи, рецензии) осяотшое внимание уделено такт,! пропзЕеденпягл, как "Снутлшш", "К^-яяллха", "Брег/сиз года", "Сеяталеатальный ро.\:он", "Сер&ш". В тюгрпфияя Л.Плотккна, Д.Тевекеллн, 3.Богуславской, С.Орадкиной ей творчеотяо, условно говоря, а историческом кадре практически не освещается. Ему посвяшсна глава з монография А.Нпновз и несколько стзтоП д рецензий. Мкляу чем кто немаловзтпная составная часть литературного наследия гшеотелыштя;, которая в предлагаемой работе становится объектом специального диссортатщониого исследования.
ззклкяэотся в том, что вопроси художественного, осмысления прошлого, всегда занимааше советских писателей я литературоведов, приобретаю? особое звучание в последнее время, когда резко обострился интерес к истории и возникло требование ликвидировать а кей белые пятна, заново "прочитать" оё страница. Это не могло не визээть нового подхода к произведения», трактуемым до сих пор как образцы исторического жанра.
Актуальность темы состоит и а том, что, взятая в луджх художественных образцах историческая проза, может быть уподоблена своеобразной школе на только истории, но и "человековедения" и обществоведения, а уроки, извлеченные из опыта прошлого, могут использоваться писателем и пирогам кругом читателей (в том числе и теми, кто вершит судьбами' государств) при выработке собственной линии поведения ао избежание ошибок.
Злободневность исследования и в том, что В.Панова в своих исторических произведениях особое место уделяла вопросам власти, ответственности политических и государственных деятелей во своп поступки, проблемам веры и религии. Как показывает новейшая история, эти темы актуальны по сегодняшний день.
Цель дяссерташга - многоаспектный анализ исторических: произведений З.Пановой, выявление специфакя художественного осмысления в них прошлого, показ закономерности перехода автора к исторической проблематике и взаимообусловленности отражения современности и прошлого п его творчестве.
нодяэда зо?дсдоча..'щ определяотсй тем, что в не:.: впервие иредаргията попытка комплексного пзучекап исюрячбсхсой прозы и драматургии писательницы в солсставлзшш о трудами историков, докумонтга, друта:а произведениями на ашдохичныэ или близкие «тс«ц и с использовзапем архиоьих материалов. Кзучэды источники, сохраияшааеоя и шшиоиксю«* ксашкх и рукоппедх, фрагмент, ко воыедшао в окошштеи,ж1с взрядитп пропзведе'зШ, письма в т.д. В связи с отвм диссертант прйюо«*' глубок/а благсдоряоохь дочери В.Наивной Н.А.Озеркопо'1, иредоетовивисЯ возмошюсть озпа-коматьск с материалами фонда шюутедыпци в ЦГЛЛ1.
12 взторических повесток и рэссказоа В.Пановой, состашшкцих идк-дн "Ллка ка заро", "Начинался век ХУЛ" я нозакончешый цикл повестей о Вэликои Новгороде», ■ а таккэ драма "Тредьяковсчкй и Волкнский. Цсмгс/о й'ого, в первой главе рассматрзааятся такжэ другие произведения писательницы, в том числе в пооЕяцешшо совремзпаоста, а во второй " произведения других писателей, касакэдася проблематика, близкой к темам исторической прозы и драматургия В.Пановой.
М^оаологзз иерлзяовашш. Диссертация отроится но методологических прдаштеах ааалпза латоратурн, виработашшх советским ли-з^ратуроаодонивы. Тоорэтической основой послужили труда русских 15 совоюких учения, иосиящошщэ как обеда проблемам гзученпя литературы, тек к 1»онкрет:2Ш_~ применительно к ь'оторзчесяим канра;,;.
Ооноишл методом предлагаемой роботы ягдяггея яятервтуровод-часкиП анализ прошводогай, который позволяет ешплть особенности осшслйнпя в них прешюго. Особое вязшнпе уделено здесь ангорской еонцвщкя личностей и событий, идейному к проблемному содержании, соотполешзэ фанта и впшела, некоторым вопросам стиля к ко;ягоза-вдга. К тому &в, в отдельных случаях применяется сопоставительной анализ, благодаря которое становятся более зсмоткоЯ орапгааль-" кость видения авторам исторического процесса и личностей, а так-.'•.(■ своеобразие ого худойестаеиной канэры.
1'рактичзская джтавдеть определяется тем, что материалы пс-слодоиашш и вывода могут бн-гь кспользованн в курсе лекцзй по советской литературе Сь чоотности, прк рзсс?.ютрон<и вопросов, овязвдшах о разработкой исторической темы, в спецкурсах к спец-оешшарах, емшззх отноионае к историческому жанру а вопросам историзма в зудохостввшюм творчестве).
Исслэдшэзнио проводилось вз материале
Р.ТРТКХ'Урп рлбота. Ддссо^зидя состоит кз вяздшшя, дяух гтап, зотсяттая п бпблаографгои Подобная структура определяет': а цель» работи.
Дцтю<?^пчя работа. Оснолшэ нолотопяя двсочртецки впройлропп-im л докладах на вузовсках «ов^ро'вдях в 11плч-.осг;о-л государогв?'»-иоч уговдрсатото п тл чсслдупародпоз паучноП коП'Цгаронцгп я Ледам-ском уиивэрсатдто (Польша, мэЯ 1980г.).
Р'чюг'-оо содоргакло расЗогь'.
Во введрпш! дойтся обоснование теки, еЗ актуальности, сиро-долены деля и задача, ывушля ноэизпа, практическая ценность, структура и еб*,ёи работы, спробпцпя результатов леслодоваиля.' Крчтко характеризуется стсггозь кзучепгюотп пролааодошгй В.ПсаозоЗ па петорячэскуэ чему. К тс;»7 хэ, здось сделан с;озтиЦ оОзор ochojv-L'ln; тездегаяп! исторического жанра из огдолышх отзисх его р.пзаз-гт.1, пэгивахггея $asv2n лггэратуроводоз, взеешх вядзд в гго гс-следовашо, раосмогрсп наиболее взчччэ проблэцз псторпасото
ЯШЦЖ
Ло ?иешп ддссергапта, несмотря на ерзвштольпо больпоо количество работ тзорес псо-литзрзтуровеяческого характера, существуют с^З вопроси, толкслзтсо когорте дзлзко от одяозпа^птоста а ?го— пяогся в sansrcisiocrji йт субъективных установок нйсателеЗ н исследователей (в дассоргзцшт приводятся разные мчшшя со поводу ог-дольше аспектов худояесгвошгогс осшслзкяя лсторзл).
Подробного анализа требует проблема рззелтля, газологял и поэтшот "мзлих яанров" лсторячоской прозы1 п др^дтурги, ибо болюшзтво работ ограничивается рассмотрением лстохтесксго ро-игня. Необходимо создаете работ нз теки язика п способов, его ор-rsnaraca., пзшгонального многообразия исторзпесхой проза.
Сяорнк/а лпяяотоя проблема самой природа иоюрлчоокого ааа-ра, нсторязга как эстетической категории и ввдшшх отороз. его ирсяЕлекзл d tgkcig, определения грашщ мезду лзтзратуроЗ о соа-реяедаоога и црошш, кл*гс*п£згадал зазра а т.д.
Подсппый зсторп2?д ксторзчеохяз: произведений ns претгвере-1"т соэромеичоотя те звучания, на что указисаот бадьЕзнстго со-ac^Kir" писателей п лптзратугзаедоа, углубяшлзс традпцио, ндуиув от ялассн^есксй ллторатуры, Созр??«йшоог5 а лсторзчеоксм генро . кеяет проявляться не только з оценка соЗытпй с высоты сегодняшнего дая, в пртиом приоутегкш л гчкотз автора а ого комментариях,
ко и a Kdoópaxoiiínr вех чзшнгав прошкого, яогорыо но cxcуумгву ндк ;{<»jíp-jOíp< сагоаан о нзмгояздзм, а такке в "нравственных уроках* истсрки. Она тесно связана и о субъективна началом в ШКИЗВеде-ЕШ.
Очазь вагшм аоиектом художественного оошояымя прошюго ййляатоп ироЗл&и ¿окумепхалазда, соотношения факта и дас-чеятч, документа м способа его виточоння ткзнъ повествования, дгачсш-гпка ф«??« íj б;»г.(ь:слз. ^аобрагонпа соОьтяй ооотосхогесто доходе« i»;ov.c:í пр^зд? не г.оючячвсг фантазия, Иоддишю художественное прйиэз-у:он;:о здюзцэздо без вш.шсла н довело, что ни обозначает, однако, Ы5о«заольи'.»го обраэдлил с материалом.
Tf.íaijíb'ff» в П(;1ор:!чесчо1'1 оелдотркстакэ следует рассматривг. i ь ышг со cnt-iTi рлкоГ» :-:анра. Рв" \ вдот об отбора ут=;о оущэствдавдк фактов, с, реально сиЗдагпкэвзьх в просим.! герсик. черти которих дсишы бнть только ерогддьно изображала, но л обобщены. Мастор-стау тшнгэоцнл '¡узда всякая Елаюсратшшоот!., бытовизм и Ситошса-»альстас.
' Слсс'.ен ьолроо о худогоствекаом вошюценки ;г.ш;а ыкнушк эпох. Подход писателей к реяонвм этой проблема различен - от сильного узяечеаия арканамами у А.Чаннтияа через ira умеренное введение
A.И.Толсты:«,', до прлазивдоний, напиеошак практически на язпка навах дней. По инвяав диссертанта, í »той области главным етаношт-ся восщшзваденао кошфотко-нсторвчэоюа: особенностей роч>: rapo» ев при одновременном сохранении её доступности современному читателю.
К числу малоизученных отессгтся проблема народности и фольклора. ла. Диссертант оогласан. с sera гитературоведаш, которне ечн-таат, чте народность звучания исторического произведения проявляется не только я показе обобщениях образоа народа п его прздогаиз-гвлей, конкретно-обобщенных образов воаде-3 крестьянских восстаний, в лаобразокии широких картон народных двиганий,-Оыта, обычаев, но и в народной оценке событий и личностей.
TUDA I. НА П0ДС1УПАХ К ИСТСКГЖК02 ТШЕ
В stoíi глазе автор даэт обзор литературной деятельности
B.Пановой 20-х - начала 7и-х годов. Глава по имеет сзовЕ-делья подробной рассмотрение всех яенвкто» творчеетяа нпсатолллкда, ибо «Кшдашстао оё дроязвядекиЗ аврмо осв&цьш г. ярктич-гакоа к исслэ-доигольокой литераторе. Осьовни» ээдяча этой «зстп дкссеросции -po*2sast формярозаияо л развита^ кпгерзиз В.Рслэьс? г. йотохгп,
кратко рассмотреть идейное с -аджэшю, проблекатшсу и стичт. с'4 произведений, улззэть на их связь с худоу-остретио-астораяг-ситч творчествсп плсатолиянш Здесь содерглтся зпкев о5гор драм, повестей и рясокизоч, розгаштах yxs я портод ртряскгггя -»piropea исторических но-мловашюх с тот.м прекгл атявгзтг глгорздов и худояостштой шиери автора. Особо-' vsjto удездяо яеог«yj.i.Ji'o-лдашч маи?р.тзляи. Jo wiohku Асслертл-гч, их .•azctv тяяг'геь *'«<?-осудзствлеанчгя подступшм" к исторической проблэмптакв.
На зярапгтае нристрястзя З.П»но£./Л к язупепто сннта маиув-пнх эпох ct'.TVto попта.ЮТ город её кнос-.чг Расгов-на-Догу (по ростовском зомье иеоходлдя в пр-х-мон хягари, шчстита, яво.ш. Здесь находилась юзлрсхэя Белая Зека, взятая С&ггослшюа - герое,гд од-* ной из повестей писательницы1), занятия с первой ^лачмш.^гк А.Ф.ПпоэароХ'Ской, сё расскаьы о проозом и прочптзшпе вместо лиж-пт, п твкяо у&лечсяло творчество;,) А.К.Толстого. В довое.'ЛпЛ ;it>-рзод угдубле-пш заинтересованности Uciiotoli а истории послушали toksq экскугелл в станицу Стсрочэркгсску» но Лону (места Стеьчяэ Разгаз), где она впер ые почувствовала "лсдацщав днх&шо чет оран" п "связь врало я""', поеэ" та па Сорочанску» ярмарку яа Уярапно (тая она увидела образин старинной деревенской одежда), зпечетления от пребывания в . крппнекем селе Шпаакя, ставней .для ней удобным подрядом для нзб.,ддешгй над стзряннм.м обычаят.к и бытом креотьян.
Подлинной *иколоЛ жизни, для будущей шюател-ьнгвд била работа в редакциях рзеличных ростовсктг.• газет tj вуразлои, воэв^ллввая ей бистро овладей. ганрем газетного фельетона Л очердл я ".Зльзип--пая ее с литературным кругамз города. Полегая лшй нала.", ту:--реняис монолога, ирония, пирогов использование нособствеино-дря-мой речи, заметные з её рангах статьях и репортажах, стзла характерным я для исторической прозы. 20-е годы - • также пераод > порвнх собствеяко-латературяых попыток Паногой (непохршяяоп;-'-:; пьеса "Зеелз", заброски дьесы 'Тождество IS20 года", хт,г.:! в ЦГАЛИ3). ,
Г ' " —" ...........'
См.: Панова В.Ф. О коей жизкл, книгах и читателях// Панова В,3. Собрагае сочинений: В 5-тл Т. - Л. :Художественная лит. ,1989, - 1.5. - С.&7.
2 См.: Панова В,0. Заметкг лзтерг opa, - Л,:Сонетский писатель, 1972. - С.173.
3 См.: ЦГАЛИ. - Фонд И222П. -Оп.З. ~3ia.xp.52.
е.
3 30-е годц сиа тееэт наудсчкуа îibtcy в стихах "Мерседес". IJ доцца 30-х - начале 40~х годов вобипкажг пьезы "Илья Косогор" и "В старой Москве", которые, несмотря не извеотду» дистаициа во вреиаид (речь идёт о дореволюционной России) в историзм iiökq-scpuz бигоша сцен, нельзя считать собственно-асторачеогаша.
Период boüuj - ото 'годц скитаний по юрлва, попт : шшасать p'oaau "Осадяндя* и *«ясод и свет «о^зсга Екроанолых"
('TjbpL.'l'!:)") .
Подлиняли яаторатуряш добытой писзтп&глвдн ии^ет считать вовесть "Спутшищ" (15>Ш), вдделявшуися ни фоко тоадягаей военной црозм другой тональностью рассказа о содвт\>. Она ноааловагла и для роста интереса автора к шшусуйну. Панова "парекздавзат : гзс-тгка" в ирсшое своих варссла-вй1', само ке прсшоа яяроко акла-чавтс:-. в рассказ, раздвигая его вреы-~шша ра?зки. Такой ратроспэк-TüEüuii tipaej построчная характеров и нелосродствениой связи времён будет углубляться в визшв-ах пододаку б крягаае pœmax "Кругашжа" (194?) а "Бреста года" (IS55), чтобы а внять центральное место в образе Севастьянова из "Септйментадшого роиаиа"-проязведшш* с коявдзвоЗ конструкцией, в которой sa вязка п развязки отпасена к современности, зато вся основная часть представляет собой р^гроодогапз а 20-е годц. Однако, незиотря на врйыоц-аув поргпймиву к роалзстичоска«» дэтал.$ яродлого, ото продзвода-пао кользд ощтоть собственно историческим.
Насомяошш» уепэхоы пасателышш явдкатся обхэпзвостная новость "Св^йш" (1955) я пьеса "Уотолвда" (IS57), в которой оао оо саолостьо настоящего худоьака подчеркнула ту шель, что, дата оаазоваас! аортвой гроннэокях .обстоятельств, подлаш» совет-осте лада остаатсл иатрготаиз и гогоеи погабчуть во ш Родош. Патриотизм заметен талога в подхода писательница к разработка исторических тем.
60-р - зачало,70-2 годов - время отхода'Пановой от крушшх форы литератур и сосрадоточонноста на драпах, кэбольшх воуостях и рассказах, на сценариях в работе в кинематографа, а также на литературоведческой деятельности. Напасашщэ тогда произведения йыевт открыто полЕмическоа звучание и выявляй суцэстьеинне изъл-
* См.: Ктаоз A.A. Бэра Панова. Иввкь. Творчество. Соврэнзал'йки.
- Л.: Советский писатель, 1980. - С.115.
нн общественно;; морали.
СО-о год; - ото тп;'-;:е период зогряничяих пот-док иаозтолым-га, позвол"вимх ей ознакомиться с псияташсвкв овшпейс »5! ствранч (здесь имеются вшду прежде «сего поездкк в Англта. италик1 1: Болгарию). Все зто не г.огло не лсмшятд га её оислчатс.ичое редтжяе обратимся а своём творчестве к историческому яяяру, тем болао, что наззокна» период характеризовался значительна его оживлением а литературном процессе советской снохи.
Ь последние годы В.Попова занижалась, однако, ке только исторической проблематикой. Одчовддокксг возникала рассказы дел детей младшого возраста, расскази для мслсд5еи, прочааеденпя о современности и недалеком прокоп. Часть из гонг (рассказы "Похлщз-ниэ"~, "Дубозш:"'2, пьесы "Погребок"3 л "Беля! листок"4 п др.) не была ояубллкоьапа и хранится в ЦГЛ/й. Последний период кивни скоп-чявгсейся в 1£?3г. писательницы ознаменован гэгл:о резким усилением •гзэ интереса е рглигиезно-фялоаофеккм вопросам (неопубликованный рассказ "Бразде всех веков""', книга "2изкь Магомета", вклечечная в план Политиздата па 1?п0 год). Из-за преэдеврешенной смерти но осуществились г.гсогле планы писательницы, намерение написать роман "Кому повинуется времч", сборник -овестей "Старяна-мэгушкя", повесть для детей о Петре Первом и др.
ГЛАВА П. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ССШСЩШЕ ПСТОРШ 3 ТВОРЧЕСТВЕ ВШИ ЛАНОЬОй
В этой главе рассматриваются собственно исторические произведения писательницы. Их анализ пронодптся с опорой на исторически э документы к труди историков и, где зезможно, в сопоставлении с другими прсизведелнймя исторического канра. Особое внимание уделено авторской концепции личностей и событий, соотношению художественной и исторической правда, идейному содержанию п проблематике,
некоторнм вонросам композиция я с'иля.
¡3 1966 году вышел и свет содержащий четыре повести сборшш "Лики на заре', в котором автор обращается ко временам Киевской, Влаотмиро-Суздгльской и Московской Руси.
1 ЦГАЛИ. - Оонц .''2223. -Оп.З. -ЕД.хр.28.
о '
^ Там же.
3 Там ке. -Оп.З. -Ец.хр.80.
4 Там же. -Оп.З. -ЕД.хр.73.
5 Тем ае. -Оп.З. -Кд.хр.26.
в.
Б "Оказания оо Ольге" прослежен нраханчбски весь жизненный путь ¿ошкоЛ кидгкнз кауаокой. 110со*г>дьници локазиваот её не только как глазу государочаа, не к как жещаяу, жену, мать. За внеше оеспрпстраскгоЗ мпшрмЛ валохензя скгишэдтоя шяша сяжа-гск героике. Диссертант сравнивает эсудооьсмытую жшцшего обрьза Ольг» ) ЦачолоЛ с кондешишл С .Сгллреико (''Святослав") и А.Г.Загорного ("Комкнтя грудь"). Сопоставительно^ анализу подвергается также обр;:.з С'а4.тос.со£а. Автор сса.гзэтск на летописные предакзя, ка вао-кы;шва;иш о нок равных историков (!1 .[«'.Карамзина, С.М.Соловьёва, Б.А.РиСвновя), дела от краткий обзор произведений, в которых ос-ыаеллетел "ор^ктвр к доятоланозть ккязя-аитязя (наряду с ухо :юэ-вннниат, пропзвйденея К.Ркдееас, Н.Полевого, Ю.Оппльского, ао-яоозд Г.П.Шторг.» "7 стёк Доросгола"), полемизирует с шенне» Б. Кертадоп£% ут.аерчп-'зьщего, что писательница прюшзяле - до образ езоого героя, приходят х выводу, что В.Панова, подчеркивая просто-'ту бита к крязов князя, нэдаелявдм образом оценила ого воинские
уым'ля г. хрлбрссть.
Е диссортяцга кратко характеризуется ооиноление писатольни-цоЯ деятельности других невских князей (Олега и Игоря), затрагивается проблема отражения в повести бита и правой древлян, в чёы автору но удалось избежать некоторых упрощений (здеоь приводится интересная концонцдя А.Членоаа)1,
3 "Сказании о Феодосии" писательница обращается впервые в советской литературе к личности Феодосия Печерекого. На передай план внходат здесь тема ролики. Произведение распадается ка три части, ^звания которых ("Восход", "Полдень", "Закат"), обозначает не только очередные »тйлн биографии героя, но п фазисы существования религиозной идеи в еа носителях.
В.Пзиова вовсе не старается критиковать.сану веру. В этом смысле Феодосий "Восхода'" противопоставлен окружатавм его лидял с их грубили нраваш и аестохостко. Она показывает, однако, как я столкновении с реалиями эпохи герой выроздзотся как личность г превращается из бескорлсткого затворника в фанатика. Духовная жизкг. окйричовжея продолжением мирской.
В.Каасва не отозвав своей цгдъ» пэрасояадй аортрот йоодоскл "во иось рост". Сна нродотавляет оа-о как челоиека, носителя новой воря а отдавив. В мешлеК степени ей штаряена научная е политическая деятельность героя.
Б произведшая использованы подтанныо документа эпохи (о ток
Членов А. Па роддаге Добрши илквгич*//Люх£8 народов. --.'.-О.
1575- 0.167-212.
числа фрагмент!.' из трудоз Феодосия), Диссертант доследует cnccodu icc включения а худга:естзои:шЛ текст. \'ы гокке проподтхьл кратки;! оопоотяаательнчй ааалпэ образа няязя Кг>кслй!?а у В.ПичогюД, Л.Даг-ребелъного ("Смерть а Клеве") и ¡3,Иваном (''Русь Воллкал").
Тем-з ролпгяп тесно пвр^ялвтевчая о тс?»й злости, продолдзет— ся в повести "С'еодорец, БолиЛ клобучок", онпочзппщэ;! времена Анд~ рэя Согслвоского. Личность этого князн сспедаотия такие а пронз-задишях Д.Зрйлгна СКрсклаио'глй холл"), АЛоЗошром ("Андрей Боголюб май"), Т.11.Блока ("Коочоплякэ") и Л.И.Хуаьлглиа ("У золотых .ворот"). Й дассертацня иронодмся кроткий еналпз художественной колцогадеи этого героя в яазгрх пазяаняхх писателе]).
У Пановой БоголЮбсгяй запинает одно пз централ micc :»оот, но не является гдззикм нороекдглта. В чго хпрачторяетлхе арч'.юнот'ы дахе гроявчеекпо, фзмгльарнае котки. Центральное) ;шзто в noewra отведено попу Ооодору, вяосдздотлкй гаясчогу Ня'ургмчрстлу, коте» рай без вер« гскользуот религия я саоогорнспшх цолчх, «¡де:гтяеь при этом яскиэчптельчоГ! жестокостью. Пксете.гьюгаа р;:оует его довольно одно}да:ейко, опираясь, прежде гсого, на лототасэоо лреда-япо, содергощоо розяуы характеристику «таокоча, в то ара«: чип его портрет в лзтоапси ног бить продуктом окестэчзчноа khjtгггу.-р-коаяой борьбы, в ястсрой отпала все услозностя (на ?то учаэшмат Б.Л.Романов1'), а сан Феодср ног оказаться яоетогач, но круглшм церковннм деятелем.
В псрости шрэко применяется прошгя и :!вссФ)гвгто-лув& t pe^j.. Автор не доводят действие до конца, ятпь "'ук
участь героя.
Самую шсояув оцгпвзг в критике подучкля поззеть "Кто yic;iij<vr". В c<i центре - фкгурз Василяя Я Ивановича, отн Ивана Грс-яого, до Пановой прахглчэскя не внетупзхщего па странли;;: лстср^еокой проз!f. В основу повоствсватя легла описанная II.Fi. Кэрамзянин и С.М.Соловьёвым болезнь л смерть великого кчлтя московского.
Необычна кшотрюягзч: п?весм и мэч.чрз поэесгБОвавгя. Произведение ноч1ш?зтсл со сцеин болэзкя князя, за ней отступает ряд ретроспекций, в которых раскрывается характер гороя и правда о его яйзна. Сденн народного кяогоголосия (сатсшной поток речи без вмешательства автора, п котором moisho инделить несколько тематических пластов) завершает повесть.
Автор воздерживается от пряной оценка героя, Долгот ото за-
1 См.:Б.А.Рсмзнсв. Ходя и нрава Лровнэй Русл. -И.1.-Л. :J3?6.-C.I5I.
10.
него два голоси, пораый из которых подчеркивает заслуги великого качая как наютока, второй - отрицает его как человека. Такш образе;.;, создается определенная "стереофоничность" звучания, помог-пая глубже осмислять характер персона на,
lia стрэвдах повести выступают я друга а герои, я том числе Иван 17, в конен-г cmcjtk отца еуё мальчик, Автор, в кратком экскурсе в будуцое указквзет aro судьбу, резко осушает как че/; опека, воздерживаясь от сцепки политических аспектов его деятельности.
В проЕЭйэдшити наблюдается усилегае народного ьвучзкия. Увеличена такке роль справочного, фактогроратеского материала.
lía осночлшгл анадиаа повестей из сборника "Лики на заре" диссертант прзшьл к следуздим выводам: В.Панова ставит в центр своих про^аедохаЛ на эпоху, а историчадсзэ личноптп, хотя основные тенденции времени в них проступает,; основной темой цикла является дроблена .адаотя л религия; тмсатолышца обращается к лвчьоотяа, срашшт&яшо редко освещаемым в художественной литературе в качество гляешх персонажей, как Ооодосий, Феодерец Василий Ш; её повести но яедяэгея пиоотш пер&лояеняем древних источников на язнк художественной проз« (. связи с этим диссертант кратко характеризует стиль к худскбстаекянэ пркёш древнерусской литературы),
В 1968г. били опубликована с журнале "Нева" пьесз "Тредья-коЕскс?. и Волынский", раньше отвергнутая гласным редактором "Нового шра" А.Твардовским, в которой автора занимало в вольной смене событий к лиц отобразить течение шзни в странный век России, где столь черэзривно сочетались слава и произвол, одическая порзия и плаха Иначе говоря, писательница стремится в своей пьесе твпи-зироЕать не столько исторических личностей, сколько саму snoxy -время царствования Ашш Иоанновгш и ео фаворита Бярояа, используя дня ¡этого одно из наиболее известных событий тох лет - казнь кабинет-министра императрица, работавшего над проектом улучшения • . управления государством, несправедливо обвиненного в попытке совершить дверцозий переворот.
Действие произведения строго документировано, почти все действующие лица являются подадшая/л, a не долю вымысла приходится внутренний мир героев, ш оценка, а также сем подбор сцен (автор оставляет вне скяетэ часть суигестлмшмс с объекгаввой точки зрения япизодов).
Озреде.гтацзй признак когао?пцля драна - названная уже "боль-1 Панова B.í. Указ.собр.соч. - Т.4. -С.474.
il.
ная смена событий и лиц", позволдацая бистро переноочть дойствчо кз одного места в другое, усиливания эпичность а сценарность произведения.
OcHOfiioîi конфликт ньосн - столкновение мезд" Тредьяковским 15 Боликскии - сознсцэет в себе элементы конфликта - казуса (тер-мянс.гогяя Е.Хзлизева)1", т.е. противоречий.лскашшзс а преходящих, закинутых з п-едасах одной ситуации и конфликта субстанциального, определенного противоречиями состояния жизни, либо универсальными, либо вознлкаюадги:» л исчезающими согласно нэдличзой воле природа а истории, но не благодаря одаитоша поступка» хглей (полякекие, в котором оказался истяааемкЗ Волшскчм Тредъяковский. могло бнть характерный для лвбой эпохи деспотизма п социальной несправедливости).
Названная колиькя дополняется другим сюяотными линиями, в рамках которнх нреоблздают причияко-следетвеняко связи. Поэто;.ту их назвать мохао причшяо-следотвешшш. Однако, э целом сценн в драка соединен» по хроникальном/ принципу (исключение составляет кестая сцена и ретроспективные эпизода).
3 произведения пет классицистического единства временя и места, о единства ке действия по отношению к дреме в це.^ом можно говорить только тогда, рели толкояать этот термин расширительно (единство основной идеи или содерлателг,но-форыальная целостность),
Пьеса совмещает дна тчп'- театральности - театральность самоизменения персонам (преобладающая) и театральность его саморас крытая (выступает значительно реже). Внешнее волеЕое дойсиие преобладает над янутренним.
Обзор сцен, не вошедших в окончательный вариант произведения (требование Бирснои от императриц« высшей меры "'«созания для Ео-лннсксго, разговор Волаиского о Мевиииг.оза на тему ляалектяг,^ богатства и власти)2 свидетельствует о сложности процесса роботы над драмой.
Панова сумела найти свою оригинальную концепции псюрич9сг.зх личностей. Волжский представлен в драно кэк .иттачлыЛ представитель езоэй орэды и эпохи (жестокость, властолюбие, взлточтсиестяо. стрэсгд к пустяковым резпло'юнгаш) и, одновременно, кэртеа систл-ми и своих собственных происков, s но как патрио* и настоящий
* См. : Халязев £. Дргча кок род лтературы. -IL : ИздЛЕУ, 1986, - С,133.
2 ЩУШ. - *овд JS 2223. -Ол.З. -Еп.хр.23.
граздаиян. Умаляется вначетш его проекта л политических способностей. Б образе Трэдьяковокого сазюлдбяе, чувство собственного доогаипсрвя л исключительности сочетается с преклонением перед влияпглышмя лпцяш. Концепция личности поэта, его сшр^ше с судьбой к пассивность в конце дрэш вызвала упреки со сторони критяиг, Б обаем, образ поота можно считать удачням. У Тредьяковского не было силы и вата Ломоносова. Концепция неучастия - это его зешая прогршчэ - максимум.
Б дзссертаиш собатая и личности в дрзме В .Пановой соаостов-ллагсл как с историческими «оточкзкаш, так и с их художественнш осмкслонееы в друпв: произведениях: д/?.:ах К.Рылеева, романе и.Лажечникова "Лед-шой до-/,", повэсм В.йзгпбинз "Остров дкОви" и романе В.Пикуля "Слово и дело". Коксепцяч ллчностюй у ПгнолоЛ могло считать пслгдаческоП по отношению к думам Рылеева (Волыпсклй -пламенник х.атриот, по;унпшцй гражданин) а роыаяу Лааечняковз (сх.сд-ная трактовка кабинет-шшш^, Тредъяковсктгй - как неудачный поэт, предатель). Более идивкз к концепцЕИ Б.Пановой трактовка главных пвроонянэй у Нагибина и Пикуля, хотя в последнем случае в осмыслении характера койпнаг-г.шндотра намечается некоторая двойственность (сначала он жестокий адгяп-гастратор, обрекающий. лудзй на пытки, затем - патриот, едва ли но прэдтечэ декабристов).
На фоне лроаязлизяровгаших произведений драма В.Пановой выделяется наиболее отрогам документ^шгзмсм, нзпмшьпой рольс вымысла хотя, в общем, эпоха изображена в пай ужа, чем у Лйяочнпковв и Пикуля, что связано со спецификой драмы как литературного рода.
В конце 60-х - начале 70-х годов пюатель/ица работала над рядом цебольслх произведений, которые определяла кэк "нозаяки". По всей вероятности, цикл долнен гизтъ ноз.ванзе "Смута" шш "Начп-нэлая век ХУЛ". На этот раз в центре повествований - эпоха и лчч-ноота, инторес к которым типичен для русской н советской литературы.
В рассказе "Голод", тяготеющим к жанру своеобразного вводного очэрка и изображавшем социальный фон Смуты, описывается массовый голод, начавшийся в 1601 году. В осшолештц событий у Пановой заметно влияние трудов С.Ы.Соловьёва, "Довести Смутного времени" А.¡{.Толстого и "Повести о Болотникове" Г.П.Шторл'з. ■
В произведении проявляются новые но сравнению с прежним ху-
1 См.: Ос'-11 роз Е. Бедный Тредьяковсша/УЛктаратурнзя газета.-196Я. -й 29. -С.4.
дог.естаеняо-исторкчеокям творчеством писательницы элементи: отсутствие конкретного исторического лица в качестве глазного героя, более шзрсков введение народной стихии, некоторое нарушение прди-сяшз ' объекмзяостк посеотзоввипя, связанное с гюпосредстаентш ототдаствлоигегл азторз с народом и его мнением, более наглядное, чем ярсздо, вырааеюга иди связи описываемых собнотп! с совре-чен-ностьл, не:сора;-:теря1!0 для творческоЛ манеры лисптелыглцч натуралистические элемента, проквлтхшеся в списании видов счерти от голода.
3 исторической литературе кет единого шепия насчет причин Смутн (диссертант приводит разные концепции русских и советских исторпнсз по этому поводу). К накболее распространенному принадлежит объяснение еа соцгалыкгап противоречиями. Таков ха толкование нагло найти u у Пановой, хотя имеются в нёгл п элементы теории С.М.Соловьёва (моролыый ¡гладок а Госсли как глзбшп! стимул для волнения) и Н.М.Карамзина, очптавизго Смуту наказанием sa подкуп грехов явзкь (в связи с этим приводятся взятые в качестве эпиграфов слова пророка Исая и фрагменты откровения Иоанна, изъятие из неопубликованного варианта рассказа1).
■ В центре рассказа "Гибель династии" - изображение последних часов жизни Бориса Годунова и судьбы его опальней семьи. Героем является на сам царь, а его вдова Марфа. События покэзош её глазами. Не ограничиваясь воспроизведением смерти царя, автор при помощи ретроспекций раскрывает отдельные факта его биографии и чорты характера.
В исторической литература нз тему Годунова существуют два споргак вопроса - вопрос его причастности к убийству царевича Дмитрия и объясяеяие причин .его внезапной смерти. В.Панова лично не считала царя виновным я смерти Дмитрия и в своём рассказе не намекает на его ответственность за неё. Причиной кончили Годунова писательница считает езмоотраяление. Критик Я.П.Сдадатова видит я этом оригинальность замысла, ибо версии о самоубийстве царя не подчеркивало - де большинство историков2. Следу от, однако, подчеркнуть,- что и Карамзин и Соловьёв и другие говорили о существовании народной голая о ней, отголосгаг этой концепции и^.шо най-тя л s "Полости о Болотникова" Г.Я.Шторда.
"{"ЦГАЛИ. - Фонд 2223. -Оп.З. -Б^.хр.21.
'' См.: Солдатом Н. Перечитывая истории России//Веетяав MIT.
- Сер.IX. Филология. -1906. -И. -С.14.
Иокот"рие ызшнонлснне варианты произведения снабжены зэяти-ма в качеств- згигра-Зов фрагментам.« из "Плача Иеремия", при помощи которих В.Панова, нарвду с одиночеством героя, подчеркнула и 'ель о его судьбе ьэк результате божественного наказания за полную грохол хшзиь. Изъятие УЕЛтро^ов из 'текста после смерти автора могло быть вызвано впечатлением противоречия шхду идеалистическим толкование:.? причин происшедшего, которое следует из штх, а реаллстичеогсю характером показа событий в самом произведении.
Для рассказа характера предельная сжатость и незавершенность _ действия.
Герой рассказа "верный день Василия Ку&кого" - личность, как и Борис Годунов, далеко но однозначная (диссертант приводит мнение о нём С.И.Соловьёва). Действие произведения предельно ог-релп'лто йэ вр^шспно-прострянствекком отложении. Писательница изображает зсого лишь нескс.гько часов из казни Шуйского. Ей интересен норалько-яравотаенниЕ облик героя.
Расска^ - пример ыакслигалькой концентрации сравнительно больного фактограф гадского материала лишь на нескольких сгрзшщах. Казздея фраза до предела насыщена синодом. Здесь с особой силой заметно шстерствс типизации и обобщений, умение подобрать и подчеркнута иуаную деталь.
Своеобразна мзнзра позествоязшгя. На порвыЗ взгляд, в однообразном рассказе модно выделять три повествовательных плана, слк-шен голос народа и народная оценка событий, голос героя и самого автора,
В рассказе "Болотников. Ззрзлай на столе" Б.Панова впервио выводит з качество главного героя конкретно-исторического представителя народной средн.
Осмысление характера и деятельности крестьянского вождя имеет в советской литературе традиции,вооходящие ещё к 20-30 годам (произведения {¿.йшхевичз, Г.Дойзшского, "Повесть о Болотникове" Г.Шторма). К личности Болотникова советские писатачи обращались и в посдевг шное время (повесть А.Сввельеза "Сын крестьянский" и ОЛ'шсоаировЕ "Сказ о Болотникове", роман Б.Тумзсова "Землей да волей жалованы будете"). Диссертант, проводя краткий обзор традиций осмысления личности Болотникова в советской литературе, приходит к выводу об оригинальности образа крестьянского вождя- в рассказе В.Пановой. Писательница рисует восстание под знаком его исхода. Г^о вовдь осознает скорый конец движения и свою гибель. Он
тяизго болеет. Из ого ьгчттыЗ я богатой политической прогретая осталась лишь иодсзда на -гвтнуп лоханку, на которой ысгаю согреться. Траптчюксо в герое преобладает над горогческнч.
В структурно,.! отлоилшщ пролэпсдешш распадается па три частя, саиоЗ взгло.Ч да ксторнх является часть вторая, шрахзыдая здзэ проочствештости целей восст-знзш.
¿1 пзобрагешт собитян и личностей В.Панова шире, чои в дру-гя: ярсяззедекпях, вв_дпт вшшсол а дот.глсол. К примеру, венез-скнй соткпк Истом Сааков введен в рассказе как "дорогой друг, сопэрчак н спордяк". Болотникова, иоддвркпвш ий его в трудшо момента, в то вротч'л кгт он бнл чромоншм ссюшгаком восставшее и под; Москвой порезал йэ сторону Шуйского." Оспаривать можно тшше образ бьшюего хоз.-яшз крестьянского вовдя боярчна Андрея Теллтоосяого.
Пойость 'Ларина. Кому набольшй кусок" по охвату ясторлчос-яшс собцтяй происходят асе оеталкшэ иросзве-дерзя пзклэ. В ой поптре - судьба политической пнгрвгзпксг №рэтви {'штеок. В образе г-эротст наряду с надчопностьм л »орустодабзеа аэдеяетруохоя шаил-кальяач алчность к ялостл, подчеркнутая эпягрзфом, взятия аз "Борзея Годунова" Пулкзка.
• ..¡lonoces распадазтея га несколько зпязодов, кбэду которой пет нлзиого переходе. Вне лсвоствошэтя остается ряд суяеотвен-шпе собптш1, что могло объяснить или ноз&порпеяносткп проззведа-нгя 20Я0ДСТЕНЭ врогздэарвмешюй еялор-гт автора, ялл .-ie, скорое всего, епевдфпгкоЗ яБТоряпого осдослеися яяпяосвг героини л овмо? апс;лг.
Дл-сорт<лктш пряведоы Фратаоятп, не гоаедпие в окончат«-:,-шгй папнакт сцен, которые свидетельству?» о слс.глссти разрпбот вопроса-1.
ОдаоЗ вз основных тем новости является те-.!" русско-полicinrx. отшмояпй, сходств и различий меаду культуроЛ обеих стран. Р этой об;_асти аятору ко удалось, к сахалошю, изйегчть некого,,.! -упрощений. Посетовать нагло текзе нп одоошшновоо предстпяла-.:н образа Ляедаирая 1, который, хотя и явно отр;щательннй, в психологическом аспекте бал лнччостьэ иегйуряяной, v. чертеж прирожденного авантюриста„
Ив осиоашая ачаилза "«озапх" Смутного времени автор диссертация ирязел *: следувдад вывода»: а «еятро прогзвсдьЛЕЙ •• чето-
1 См.: UI'AJSr. - Оояд 2223. -Оя.З. -Ед.хр.го.
рлчускяе личности, а внимание автора сосредоточено на проблеме власти и св^зышчх с ней морально-нревстзешт: вопросах; автор ограничивается воспроизведением ообьтлН лишь одной эпохи; внесн« сполойнг " манера повествования произведении из сборника "Лики на ааре" уступает здесь месю б "лее динаг-яческсму рассказу, ко,улозя-цпошшм центром большинства дропзве,..ший ст.. ловится «ульул ■ шпион-ннй ншент акзнЕ героя, которнЧ дополняотся ратроспекцилш а экскурсами й бухудее; рассказы адкло вдгзтно пз сьягааи друг с другом, нс ош связаны логш.оп исторических событий и трагизмом судьба героев.
Одновременно с работой над проэкализирсяакнпш выше проигве-деишзди В.Панова гашпмлэсь раь^.аботкоЯ тем из истории Новгорода. Планы по?ого никла не осуществились. От задуманного в врхьве остались маипношаскне варианты ноаеотей "Славян город Великий Новгород"^, "Начало ер9си"? п несколько пуксппсшлс страниц повеотя "Вдова . Они, по нашим сведениям, не были опубликованы.
Героем первого из названных произведений является на з»* роз не точно установленная историческая личность, а бь'тшшй горой. Диссертант проводит сравнительный анализ образа Буслаева у В.Пановой, в б каинах новгородского щпла и в поэме С.Наровчатова "Василий Буслаеа", подчеркивает сходства п различая в его трактовке.
Писательница, отказываясь от конкретного исторического изображения персонала, возводит его до уровня символа всей Новгородской аегллл. Значительно уменьшается при этом роль фактографического материала. Писательница довольно свободно соединяет похождения героя с сажетшш линиям! из разных быдня, прежде всего пэ бшгаи о Садко. ■
Повесть завершает развернутая картина воскресения, появляется мотив расплаты, наказания аа грехи, причем автор раздвигает граниту атой картина, охватывая ей не только былинного героя, но всех людей, в том числе и себя.
В повести "Начало ереси" писательницей звтр-лута тема религиозных движений в Новгороде конца ХУ века. Диссертантом кратко характеризуется исторический фон событий и взгляда еретиков.
* ,Т{ГМИ. -*>онд /52223. -Ш.зТ-Ед.Хр.23.
2 Тем ео. -Оп.З. -Ёд.хр.П.
3 Там же. -Оп.З. - Еи.хр.9.
В.Панова на ставит ".ьоей целью нарисовать панораму религаоз-ного движения. Самос глазное дгя неё - Зерозденле орзся, её психологические и .оцяалышо корт, причини распространения я популярности. Начало ороси она связывает с появлениям в доя^ протопопа Алексея Еидошпа Схараи, а стимулом дал распространения протопопом новых религиозных взгладотз ездтяат не столько желание прандн, сколько стремление к лп'шгл вигодзм.
Автор нп доводит дейс^пле повести до конца, какпкая ликъ нд буадцое Апексея. В отом сн"сле кокцовка произведения напоминает концовку повести '"Оеодорзц. БалЛ клобучок".
В по »¡ости "Здова" писательница обращается к ¿¿пыостп Марфц Еорецгсо.1, По lcoiî взроятнгсетл, она хотела подчеркнуть трзгачаский характер судьбы гзреи.чи. В сохранившися ¿фчгмоямх щюиздадешм списала одна из первых на Руси эпидгтй гриппа. От отой именно болезни умьраот мук героини Исаак 1.орецки!:.
В повестях "овгородского циклл усилено народное евучашга. Более отчетливо проступает таххе мотив "преступления и наказатя', расплаты за свои поступки.
Б заклнчон-пп излагаются вшюда, к которая приводят ход и логика яаиего исслгдовзггкя.
• ..Для Бори Пановой характерен пяторес к слсшзнм, порою трагическим эпоха« истории, когда раоруинтельное начало преобладало под созидаг-да. В качестве главных героев нередко выступает личности далеко на однозначнш, зачастую явно отрицате-тьнне, что отнвдь не свидетельствует о пессимистическом -энимании автором истории в целом. Исторический прогресс для писательница - явленно противоречивое, не ознзчз^оа неарегяекно гюотупателчйого дтаго~ игл вперед во всех без исключения областях пизни.
Современность звучания произведший Пановой заключаогоя в показе событий и личностей оогласно нояейютм ьоследовакиям, их оценке с точки зрения сегодняшнего для, в нравственных уроках, извлекала: из опыта прошлого, в разработке вечных морально-нравственных вопросов.
Документальность исторической прозы t драматургии пиеэтель-ыщц состоит э очоре на полип:ru-j> докумонуы и уд, да'нгтсряков.Дяя поЗ ко характерно прямое включение подлинных источников эпохи в текст. Чаще всего они "оОигрнпаотся" в худотшетвеннст.) стяошааак.
В. Панова очень осторожно вподя'* кшцклегаше стнтеыо лыша л ляткратурнпх персонаже?'. Субъективнее начало чаще всего проступим с» wm подбора сцен и оцечклх псрсошткей.
Ifl.
В триада личности - народа - истории пксегелышцо значич: ельцу» р.ка оигдгт историческим личностям, что отнюдь не обозначает преклонения перед ютма. Она согласна с топ истиной, что лад сох. яолшзт историю, но он« ,;огтт делать ото только при обстоятельствах, которые ккоются налицо, дани им и перешли отиршлого. Это устраняет из еЗ произведений опасность к&г rj-эталлстического, таг. и волюнтаристского тог"согеяия исторического процесса.
КгсзднЯ иэ героев выступает как неповторимая личность, увиденная в самобшчюй индивидуальности, и как личность типическая,увзг-де^шая в сйкаяьно-историчоскоЯ обусловленноета. В портретной характеристике nepconaaoiS ноодзократно взделяется одна или несколько аайбодо» ярких черт. Всегда всвзилл остается раскрытие шутрэн-■гаго клра действующего лица.
Иясателькгца далека от изобракения "парадной" сторона дсто]<аи. r,ii чузда такзд излкая иллюстративность, быто-нязи.битописагельстйо.
Г^родаость исторических произведем Пановой, проявляется в присутствия в их народной точки зрения с оценки собнтай, разе - в !•..'розах представителей города и в картинах народного бита.
Б области языка у пнсательклш нет чрезмерного увлечения ср-хапзк8Ш, ЕЙ удаюсь сохранить псторяч ишй колорит речи героев и смоете с тем сделать с ту речь доступной современному чигатола.
Для творческой манеры писательница нехарактерно непосредствен-н^е введете временной парспскяшы. Соотношение настоящего и прошлого вступает е са:.ш образах. Часто для втого используется ирония.
Схюгь прсшведаязй писательницы отличается сзштостьэ»лаконизмом. £яя неё нетипичны пряаиз авторские оценки,комментарии,публ«-цьстичэсхяо отстуллокяя.Коылозлцгя исторических произведений В.Пановой подчинена раскрытию характеров персонажей .В ряда случаев повести и рассказы разделены на отдельные части, ыегду которыми нет плавного перехода.
Повести я рассказы писательница сакатно не связаны друг с другом, но они связаны логикой исторических событий и последояа- ' телыкстьв исторического процесса.
Тогдествешюсть автора "Спутников" и "Ликов ка ззро" ыогао доказать шота саособагз. О&дег оотпшоя некоторое черт стиля, композиции, мастерство сообщений п якшзацця, психологизм, иетодо разработки .ем и осмысления собкглЗ, пристальное п^юшие к человеку кок ятиввдууиу, достоверность,
В.Панова в своих пролсиедашда. об; ¿даюсь к дикостям, редко осаеяаемш.» о зудэдосташшо:'. ¿¿¿тер-п^ре, э с,</чае г.:> емдгеления ха~
рактероа таких гароея, как Болотапков я Годунов, сумела ¡-пйта спо2 ординальная способ решения теш. Она тзкг.е одной аз нервнх подпала без щнздраесудаоэ *гоиу реявши л использовала хпаия сняла. Ей произведения - пнуервкша меспорпнеяг в области ьгалкх п ерздшх жшроа гсгорзчэскоЗ прозн н дрш.'а'гур.гея.
Подписано к леча га 01. II .90:-. Форэт гадания 60x8-11/-". Бумага писчая №.I. Печать длосвая. 'Уч.-изд.^ 1,0. оэкэ:, G38. Т^рн-ч ICO экз. Еевплагно.
~гчзтпо^.шож2тольнаГошл иовского государств«нно^о унтерскт-зга. 153377, г.«заново, ул.Зриокэ, 39