автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Художественное осмысление XVIII столетия в романе В.П. Аксенова "Вольтерьянцы и вольтерьянки"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное осмысление XVIII столетия в романе В.П. Аксенова "Вольтерьянцы и вольтерьянки""
На правах ру
Мл
Маклакова Светлана Владнмнровна
Художественное осмысление XVIII столетия в романе В. П. Аксенова «Вольтерьянцы п вольтерьянки»
Специальность 10.01.01 - русская литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1 5 (:!ДР Ш
Нижний Новгород - 2012
005013790
005013790
Работа выполнена на кафедре русской литературы ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент
Дзюба Елена Марковпа
Официальные оппоненты: Чернышева Елена Геннадьевна,
доктор филологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», профессор кафедры русской литературы;
Шафрапская Элеопора Федоровпа,
доктор филологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт», профессор кафедры русской и зарубежной литературы и методики
Ведущая организация: ФГБОУ ВГ10 «Московский государственный
областной социально - гуманитарный институт (Коломенский государственный
педагогический институт)»
Защита состоится 5 апреля 2012г. в 15.30 на заседании диссертационного совета ДМ 212.166.02 при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского по адресу: 603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37, ауд. 312.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603000, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23, корп.1).
Автореферат разослан « Ь » 2012г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Юхнова И.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004) - одно из самых ярких и оригинальных произведений «позднего» В. Аксенова, в котором художественно осмысливается исторический путь России, его соотношение с цивилизацией Запада. В нем нашли завершение долгие поиски писателя в области романной формы.
Объектом исследования в диссертации стал роман В. П. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004), а также публицистические тексты А. С. Пушкина, посвященные оценке личности Вольтера («Вольтер»; заметки на полях статьи П.А. Вяземского «О жизни и сочинениях В.А. Озерова»; «Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной»); фрагменты романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», связанные с художественным осмыслением писателем эпохи XVIII века.
Предметом исследования является объем и качество рецепции XVIII века в романе В.П. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки»; специфика восприятия и использование писателем образов этой эпохи, своеобразие его художественного мышления, отразившего результат осмысления иной культурно-исторической эпохи.
Авторская рецепция XVIII века анализируется в тексте диссертации как составляющая контекста восприятия и художественного освоения XVIII века в русской литературной традиции. Выбор текстов XIX века и сопоставление их с романом В.П. Аксенова позволили оценить меру притяжения и отталкивания современного автора от образа эпохи XVIII века.
Цель исследования состоит в определении значения образа «куртуазного» XVIII столетия для формирования художественного целого, идейной структуры романа.
Избранная цель обусловила постановку' и решение следующих задач:
I) исследовать специфику художественного восприятия и осмысления эпохи XVIII века в романе;
з
2) рассмотреть итоговый образ эпохи в контексте традиций реалистического историзма XIX века;
3) определить области полемического диалога с традицией;
4) проанализировать структуру образа автора в качестве «законодательной» инстанции, определяющей глубину и объем образа эпохи путем взаимодействия уровней существования в тексте повествователя, персонажей и собственно авторского ко текста;
5) определить жанровую специфику романа и её обусловленность обликом эпохи в «Вольтерьянцах и вольтерьянках».
Новизна исследования определяется тем, что в диссертации впервые проблема рецепции XVIII века проанализирована по отношению к роман}' В.П. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Предпринято сопоставление в контексте рецепции XVIII века произведений В. Аксенова, А. Пушкина и Л. Толстого, выявлен контекст автора и «контекст героя», зоны их взаимодействия.
Актуалыюсть темы обуслбвлена выбором аспекта исследования. Обращение автора к эпохе XVIII века, стремление осмыслить современный диалог России и Запада с помощью «оптики» ценностных ориентаций столетья «безумного и мудрого» позволяет считать В.П. Аксенова участником генеральной линии развития культурно-исторической и философской мысли последних десятилетий XX - начала XXI вв., обратившейся к наследию самого европейского века в истории России1.
Методологию нашего исследования составило сочетание историко-литературного, сравнительно-типологического, функционального аспекта изучения художественного произведения, а также герменевтические установки анализа текста. Методологические принципы исследования обусловлены характером поставленных задач и формулировкой темы, предполагающей
1 См. работы: Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему. Философия истории и утопии в России эпохи Просвещения. - СПб. 2005; Шмидт СО Общественное самосознание российского благородного сословия XVII - первая треть XIX веков - М., 2002;. Гросуп В.Я. Русское общество XVIII - XIX вв. Традиции и новаторство. - М.. 2003; Й Клейн. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века. - М. 2005 и мн. др.
исследование художественного восприятия XVIII столетия в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки».
Базовыми теоретико-литературными понятиями в работе стали контекст автора и «контекст героя», анализируя специфику которых в романе В.П. Аксенова, мы обращались к исследованиям М. М. Бахтина по теории диалога.
Исследование диалога традиций в осмыслении феномена XVIII века В. П. Аксеновым, а также А. С. Пушкиным и Л. II Толстым было проведено с учетом важнейшего для литературного процесса XIX века компонента анализа -понятия реалистический историзм. Реалистический историзм предполагает поиск автором причинно-следственных отношений, мотивированных прежде всего характером обстоятельств.
Методологические установки диссертации сформировались на основе размышлений Л.Я. Гинзбург о характере восприятия художественного произведения («Об историзме и структурности»); принципов рецептивной эстетики и герменевтики, воплощенных в трудах Г. Гадамера, а также представителей так называемого «субстанциализма» Х.-Р. Яусса, Л.В. Пумпянского, считавших возможным реальное существование «оригинала» как «единственного идеального эстетического предмета», задуманного и реализованного автором.
В диссертации нами используются понятия художественная рецепция, интерпретирующая рецепция. Под художественной рецепцией мы подразумеваем взаимоотношение произведения искусства и реципиента, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных качеств художественного текста, от художественной традиции и общественного мнения. Под интерпретирующей рецепцией мы понимаем «контекстуальную предпосылку читательского опыта эстетическому восприятию».
Используя в герменевтические установки анализа романа «Вольтерьянцы и
вольтерьянки», мы следуем за Г. Гадамером, определившим такой подход, как
возможность «сосредоточиваться на внутренней стороне обращения с этим
миром знаков или, лучше сказать, на таком глубоко внутреннем процессе, как
5
речь... Как семантика, так и герменевтика, каждая по-своему, тематизирует всю совокупность человеческих отношений к миру, как они выражены в языке»2.
Проблема восприятия художественного текста осмыслена в диссертации с учетом исследования коммуникативных начал художественного произведения («послание», ориентированное на восприятие) в работах В. Ф. Асмуса, Ю. Б. Борева, В. Е. Хализева, Б. О. Кормана, В. В. Прозорова, А. М. Штейнгольда, Л. В. Чернец, Е. Е. Захарова.
При изучении творчества В.П. Аксенова продуктивными оказались работы Н. Ефимовой, К. Кустановича, В. Липецкого, М. Липовецкого, Е. Пономарева.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации на примере романа В.П. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» выявлены механизмы рецепции XVIII века в современном литературном процессе. Сопоставительный анализ художественного осмысления эпохи в произведениях XIX века и романе В.П. Аксенова позволил определить вектор трансформации исторической темы в условиях постмодернистской эстетики, в поле притяжения которой находится роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», но не в полной мере принадлежит ей; обозначить жанровые свойства «старинного романа».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его положений и выводов в лекционных курсах по истории современного литературного процесса, русской литературы XVIII столетия, в преподавании специальных курсов по проблемам историзма и рецепции в художественном творчестве, в практике комментирования произведений В. Аксенова.
Положспия, выносимые на защиту.
1 .Художественное восприятие и осмысление эпохи XVIII века в романе В.П. Аксенова базируется на приоритете организующей художественной формы над материалом в качестве эстетического предмета.
2ГадсшерГ.-Г. Акгуальностьпрекрасного. М.: Искусство, 1991. -С.60-71.
2. Структура образа автора б качестве «законодательной» инстанции, определяет глубину и объем образа эпохи путем взаимодействия уровней рассказчика, персонажей и собственно авторского контекста.
3. Итоговый образ эпохи в контексте традиций реалистического историзма строится у В. Аксенова таким образом, что любой исторический эпизод содержит аллюзии на XX век, автор приводит две эпохи русской жизни -«куртуазную» и современную - к некоему общему знаменателю, выявляющему в них общую культурную, социально-политическую и художественную парадигму.
4. Области полемического диалога с традицией реалистического историзма базируются на тенденции презрения к «пользе», боязни любой «идейности» в романе Аксенова, что противоречит традиции русского классического романа; кроме того, в русской классике принцип историзма предполагал в качестве непременного условия именно воспроизведение «культурного кода» эпохи в противовес приему стилизации у современного автора.
Апробация работы: итоги работы над отдельными главами диссертационного исследования были изложены в виде докладов на научных конференциях регионального, российского и международного уровня: «Русско-зарубежные литературные связи» (Нижний Новгород, 2010); XXII Пуришевские чтения (Москва, 2010); «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» (Нижний Новгород, 2010). Материалы диссертации обсуждались на методологическом семинаре кафедры русской литературы НГПУ. Основные положения диссертационного исследования представлены в 6 публикациях.
Структура диссертации: работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографического списка, включающего 224 наименования. Общий объём диссертации - 205 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обозначается цель исследования, обосновывается
актуальность поставленной научной проблемы, определяются предмет, объект
7
исследования, обосновывается выбор методологии, формулируются положения, выносимые на защиту.
В I главе диссертации «Специфика художественного восприятия и осмысление эпохи XVIII века в романе В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьяпки» анализируется внешний контекст, благодаря которому возникает своеобразие исторической темы в романе.
В §1 «Особенности рецепции Х11П века как эстетического явления в романе В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» анализируется своеобразие рецепции ХУНТ века в ее эстетическом качестве, осмысливаются моменты притяжения или отталкивания автора от разработки образующих ее тем в составе уже имеющейся культурной традиции. В этом разделе работы оценивается объем, векторы и горизонты этой традиции.
Историческая эпоха, воплощенная на страницах романа, сведения,
сообщаемые о ней повествователем, возникают в обрамлении особых стилевых
примет. Присутствие в тексте старославянизмов («тщание», «алкает»), языка
столетия («ласкаюсь»), варваризмов («облискурация», «суркумстансия»,
«лянг», «эксперьянца», «фемина» т.д.) освещает заявленную авторскую
позицию авторитетом традиции. Основные «приметы эпохи», в том числе и ее
собственно литературного наполнения, складываются из цитат, отсылающих к
классикам XVIII столетия («Неправо о вещах те думают, Шувалов,/Которые
стекло чтут ниже минералов»), указаний на свойство жанра, вида пейзажа («сия
буколика»), мелькающих повсюду гекзаметров собственного авторского
сочинения, реконструируемых стилевых примет классической утопии, которую
сочиняет Ксенопонт Афсиомский, отсылок к научной и философской
фразеологии века Просвещения. Однако эти приметы эпохи отмечены чертами
стилизации. Автор явно не стремится к правдоподобию, скорее приглашает
читателя принять условия игры. Но именно в таком качестве и объеме образ
XVIII столетия отвечает художественным задачам автора, поставленным в
романе. В полном соответствии с замыслом в произведении воссоздан и
представлен не сам по себе язык той эпохи в его истинном грамматическом и
8
лексическом строе, но лишь его образ - читатель должен «узнавать» этот язык и тем самым «признавать» его предлагаемую модель как авторский успех.
Автор сознательно дистанцируется от принципа реалистическою историзма как от чуждого его художественной задаче формального ограничения. Воспроизведение духа эпохи, образа мыслей и чувствований, присущего ей, не является для Аксенова эстетическим объектом. Рецепция XVIII столетия в романе Аксенова не историческая, а метафорическая, и содержит в себе только те элементы, которые могут соответствовать замыслу романа о современности.
В §2 «Рецепция XVIII столетия в русской классической литературе» мы рассмотрели, как люди и идеи этой эпохи изображались у авторов, для которых принцип историзма входил в сферу эстетического.
Пушкина интересовала в жизни Вольтера тема величия поэта и ничем не отличающейся от других «детей ничтожных мира» человеческой ординарности, уживавшихся в нем. Ответ Пушкина на эту «загадку» существенно отличается от того, который дан в современном произведении («старинном романе»), где эта тема тоже является одной из ведущих. Так, Пушкин принципиально отказывается оправдать одно другим или подвергнуть поэтический талант Вольтера сомнению из-за неприглядности его частной жизни: в его оценке поэт и частное лицо со всеми своими слабостями и пороками принадлежат разным измерениям жизни, причем разность эта принципиально неустранима, она отражает философскую идею в замысле о человеке и поэтому является для Пушкина главным источником поэтического вдохновения. Так, например, эта тема осмыслена в статье «Последний из свойственников Иоанны Д'Арк» A.C. Пушкина.
Конструируя свой образ Вольтера, Аксенов воспроизводит романтическую концепцию творческой личности - автора, неподвластного никакой критике (она сходна с представлением Аксенова о герое-«байроните»).
Нами также проанализировано художественное воспроизведение эпохи
XVIII века, восприятие людей этого времени в романс-эпопее Л.Н. Толстого
9
«Война и мир». Ham выбор пал именно на этот роман, потому что его автор претендует в большей мере, чем остальные русские классики, а) на создание нового типа романа, сочинения с существенным осмыслением исторической темы - роман-эпопея; б) потому что он создает свою концепцию истории (реалистический историзм) - роль личности в истории ничтожна; история движется массами; в) он претендует на философскую концепцию жизни: Пьер и Андрей, а вместе с ними автор задумываются над основаниями бытия; г) в романе происходит столкновения сознаний XVIII и XIX вв.
Художественной темой Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» является неповторимость прошедшей эпохи, стремление людей, для которых XVIII столетие было временем их жизни, защищать свои ценности, убеждения и идеалы. Нами проанализированы образы князя Николая и Андрея Болконских в связи с столкновением «старинного» и современного миропонимания в романе: старый князь вспоминает «матушку-императрицу» именно в ее властном, монаршеском качестве, ценностно значимом для него; для князя Андрея Наполеон - до некоторого времени - образец для подражания. Князь Андрей видит в Наполеоне идеал, реализацию своих сокровенных мечтаний.
Преемственность эпох современным автором воспринимается иначе. Исторический процесс понимается Аксеновьм не только как непрерывный, но и как непрерывно повторяющийся, поэтому герои позапрошлого столетия -Николай Лесков, Михаил Земсков, курфюстиночки - по своему психологическому типу, способу оценивать жизненные явления, ничем не отличаются от современных интеллигентных горожан.
По сравнению с традицией реалистического историзма, утвержденной в русской классике в качестве необходимого эстетического условия по отношению к материалу другой эпохи, в романе В.П. Аксенова идейно и содержательно значимым становится намеренный отказ от этой традиции.
В §3 «Зоны полемики в содержательном составе рецепции XVIII века в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки» анализируется своеобразие
воплощения исторической темы в романе Аксенова в сравнении с традицией классического романа.
У Аксенова актуальным смыслом и целью игры в историю является совпадение с современной картиной мира. Ничто в поведении, чувствах, образе мыслей аксеновских персонажей не отмечено знаком несходства с новой эпохой.
Тема России, начавшей во второй половине XVIII столетия воспринимать европейское влияние уже не только в объеме внешних, в основном технических, цивилизационных проектов Петра I, но и в плане философских и эстетических идей, из более или менее общеизвестного исторического обстоятельства превращается в романе в живую конкретику актуального смысла. Дело не в том, «верна» или «неверна» представленная в романе вариация темы «Россия и Запад», а в том, что она в духе «старинной литературы» идеолошчна.
Поэтический язык превращается в комедийный, своей стилистикой оттеняя совершенно не возвышешше, а чаще всего акцентировало сниженные обстоятельства: например, дружеской болтовни, «низких истин», явных прозаизмов, бытовой эмпирики. Однако иронический модус, фиксируемый в романе, не служит целям обличения и развенчания, как это было, например, в эпоху возникновения и недолгого процветания стихотворной сатиры как жанра идеологического и дидактического. Ирония этого нового типа не выражает ни скепсиса, ни сомнения, ни мятежа - это всего лишь хороший тон новой литературы - не воспринимать всерьез никакие ценностные императивы.
Контраст между эстетикой XVIII века, составляющей важнейшую романную тему с помощью инструментов имитирования этой эстетики, и новейшим искусством рассказывать истории, определяет основной композиционный прием, скрепляющий художественное целое романа.
В романе происходит целенаправленная трансформация привычных
представлений о XVIII веке: классицистический пафос отражает стремление к
высотам мысли, у Аксенова эта направленность пародируется введением в
11
структуру романа возвышенно-иносказательного сочинения одного из персонажей - Афсиомского, который с легкостью меняет свои взгляды.
В главе II «Образ автора в романс В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» мы показали, каким образом влияет активная авторская позиция на художественное целое произведения, его итоговую идею; как новизна авторского присутствия в тексте взаимодействует и сочетается с подчеркнуто архаичным материалом (стилизованным языком, образами XVIII столетия), образуя специфический художественный эффект.
В §1 «Голос автора-повествователя в романе и его роль в выражении авторского контекста» охарактеризована реализация в романе В. Аксенова «Вольтерьянки и вольтерьянцы» формальных признаков авторского присутствия в тексте. Под голосом автора-повествователя мы понимаем субъективное авторское слово. В данном разделе работы проанализировано, как действует в романе воля автора-творца, какую ценностно-смысловую структуру она формирует, с помощью каких выразительных средств происходит такое формирование.
Авторское «присутствие» в романе «Вольтерьянцев и вольтерьянок» обнаруживает себя на трех различных уровнях: персонажа, сюжета, жанра.
1. Повествователь предстает в романе как персонаж, близкий к биографической личности писателя, что находит отражение в провозглашаемых по ходу повествования жизненных ценностях и эмоциональных оценках происходящего (оправдание философии гедонизма).
2. Автор обозначает свое присутствие негласным одобрением позиции героя, поступки героя «завершены» его положительной санкцией (Михаил Земсков не несет никакого наказания за свои многочисленные похождения).
3. Авторская воля отчетливо явлена в построении сюжета, в формировании ценностно-смысловой структуры произведения, наконец, в верховенстве автора-повествователя над всеми существующими в тексте точками зрения. Таким образом, возникает пересечение контекста автора и «контекста героев».
В §2 «Контекст герои н «контекст автора» в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки» показано, как совмещаются две различные системы мировидения, одна из которых, принадлежащая XVIII веку, подвергается активной корректировке со стороны современного опыта и современной мировоззренческой гибкости.
Многие, поставленные автором вопросы, остаются в романе принципиально без однозначного ответа: например, философско- религиозный аспект, связанный с символическим отождествлением Вольтера и «део» в конце романа.
Эпоха XVIII века воспринимается Аксеновым с точки зрения свободы в межличностных отношениях (в духе «Пригожей поварихи» М.Д. Чулкова) и философии гедонизма. Снисходительность к тому, что позднее будет названо моральной распущенностью, невозмутимо «встраивается» в современное повествование. Идеологемы эпохи XVIII века - долг, честь, служение государству, необходимость жертвования личными интересами во имя блага человечества - оказываются чуждыми героям романа, а «прекрасные и высокие» идеи часто травестируются, становятся предметом шутки (человечество-«пчеловодство», идея служения отечеству в трактовке Афсиомского)...
Исторического персонажа XVIII века сменяет любимый Аксеновым тип героя - «байронит», осмысливаемый автором как положительный образ. Характеристики такого рода героя представлены в авторских отступлениях (рассуждения, стихотворные вставки). Основными чергами аксеновского «байронита» являются активное участие в переустройстве России; бесстрашие и в криминальных разборках, и в противостоянии с государством; денежное благополучие при сохранении свободы от культа денег; обязательная «любовная история» и достаточно свободное отношение к супружеской верности; стремление к реализации масштабного проекта, реального или символического «очищения воздуха»; интерес к философским вопросам (проблемы жизни, смерти, самопознания).
Глава Ш «Жанровая специфика романа В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» посвящена выявлению специфических жанровых характеристик романа. Следует, однако, сразу же оговориться и отметить, что четких жанровых характеристик, строгих жанровых ограничений и условий у романа, собственно говоря, нет, и именно это обстоятельство делает его живым и способным развиваться художественным явлением в современную эпоху, когда ревизии подвержены практически все прежние эстетические основания и художественные модели.
В ¿>'1 «Роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» в контексте тенденций развития жанра романа» анализируются жанровые признаки «старинного романа» В.П. Аксенова. Авторское обозначение жанровой разновидности опытный читатель сразу же воспринимает в кавычках: историческим событиям и историческим персонам в этом романе придан вызывающе современный, живой, напряженно актуальный смысл, что, помогает реализовать авторский замысел.
Жанровая сущность романа позволяет ему наиболее динамично вступать во взаимодействие с любыми историческими или эстетическими изменениями литературного процесса. Единственным устойчивым признаком жанра романа остается его способность эстетически выразить новый опыт человека (частного героя) в новую историческую эпоху, то есть дать ему имя и форму. Создавая произведение, автор выбирает способы реализации своего замысла и общения с читателем, в произведении по всем его параметрам проявляется индивидуальность автора, его творческая манера. Отказ от неукоснительного следования преданию и вступление в зон}' непредсказуемого эксперимента обусловило долгую жизнеспособность романа как жанра в эстетике нового времени.
В «Вольтерьянцах и вольтерьянках» происходит «радикальный переворот» в жанровой структуре исторического романа: традиционное представление, сложившееся в русской культуре по отношению к XVIII веку, обретает в авторской интерпретации новое звучание.
Позиция повествователя пристрастна, подчеркнуто субъективна, он не заботится об «объективности» изложения своей истории. Таким образом, дистанция между синхронным и диахронным планами восприятия материала другой эпохи для воспринимающего сознания читателя исчезает.
В «старинном романе» о вольтерьянцах и вольтерьянках XVIII века, как и вообще в художественном мире В. П. Аксенова, отсутствует сама идея страстей как опасных заблуждений человеческого духа и воли, что было свойственно русскому роману XIX века. Как следствие в «Вольтерьянцах и вольтерьянках» нет героев, которые сокрушались бы о собственном несовершенстве, признавали свою вин}', стыдились неблаговидных поступков. За свои многочисленные любовные похождения Михаил Земсков никогда не будет наказан. Определение «старинный роман» служит авторской задаче утверждения новых норм морали. Новая эстетика старается активно «развенчать» старую. Аксенов пытается дать новый образ традиционным ромашшм героям и героиням, полемизируя, в сущности, с предыдущей жанровой традицией, табуировавшей некоторые темы простым выведением их за пределы сферы эстетического.
Сдвиг в ценностной структуре относительно традиционного романа приводит к поиску новых форм, необходимых для закрепления ценностей наступающего времени и, следовательно, для формирования новой жанровой разновидности. Индивидуализм, культ своеволия, понимаемый как свободомыслие, и откровенный гедонизм осознанно противопоставлены в новом романе традиционным романным добродетелям. Наглядное значимое соотношение между традицией и новыми поисками в широких границах жанра составляет главную сюжетную коллизию романа «Вольтерьянцы и вольтерьянки», поскольку является его центральным эстетическим объектом.
В §2 «.Индивидуальный художественный стиль как условие и фактор жанрового своеобразия» выделены признаки авторской разновидности типа художественного сознания, В.П. Аксенова; проанализировано его влияние на специфику жанра произведения.
Центральной темой «Вольтерьянцев и вольтерьянок» становится отказ человека от ответственности за свою судьбу, поступок, выбор. Герои романа участвуют в «судьбоносных», казалось бы, событиях эпохи. Однако ни один из героев не торопится продемонстрировать пылкий энтузиазм. В этом состоит один из вызовов традиционному историческому роману, прежде всего -концепции героя. Персонажи «Вольтерьянцев и вольтерьянок» много внимания и заинтересованной, преданной заботы отдают ритуалу, форме, внешнему «комильфо»: «Однажды он [Николай - С. М.\ чуть не бросил свой караул, когда мимо прошли томные кавалергарды с меховыми муфтами в руках; вернее, наоборот - с руками в муфтах! ...и вот он их увидел своими глазами, этот непременный аксессуар джентльмена, или жантильома...» (с. 30-31). В «Вольтерьянцах» «молодежная» система ценностей и приоритетов дает о себе знать на всех уровнях разработки тем и постановки проблем.
Реалистическому историзму классического романа (линейно-хронологическая композиция, объективность и эпическая широта повествования, поиск причинно-следственных отношений) у Аксенова противопоставлена изощренная композиционная структура, основанная на обнажении приема и воспроизводящая кажущуюся легкость, «летучесть» «джазовой импровизации» (В. Ермолин): авторские усилия направлены на создание иллюзии неорганизованности материала, случайного характера расположения частей, что, по замыслу автора, отражает непредсказуемость и живую сложность самой жизни, не укладывающейся в рамки стройных логических схем.
Существенной ревизии подвергается прежняя система ценностей, нашедшая свое эстетическое завершение именно в классическом романе, в том числе в русском романе XIX века - «золотого века» для этого жанра. Традиционные романные темы получают иной вектор проблемности. Например, несовершенство человека, его слабость и малодушие лишаются напряженной религиозно-философской рефлексии, свойственной всем русским
романам XIX века и приобретают явственный «правозащитный» характер.
16
Понятие греха отметается, ему на смену приходит философия гедонизма и, как следствие, беспредельная снисходительность ко всему, что связано с удовольствиями и благами жизни. «Мелкие слабости» Вольтера и Екатерины II изображены в романе с ироническим сочувствием и великодушием как принципиально неподвластные никакому корректирующему влиянию, в том числе и со стороны самих героев, подверженных этим слабостям. Слабости и несовершенства человека увязываются здесь с вопросом о свободе личности и потому неприкосновенны. В романе поэтизируется гордость, своенравие, сознание собственной исключительности, присущие «великим людям» - что тоже противоположно этическим стандартам, воплощенным в классическом романе. Писатель делает попытку пересмотра прежней системы ценностей и берется противопоставить ей новую, стремясь дать ей эстетически убедительный образ и строй. Много авторских усилий в романе посвящено «реабилитации» таких традиционно негативных в пространстве русского классического романа человеческих качеств и направления духовных усилий, как забота о собственном «имидже» (одежда, этикет, культ «комильфо», светская непринужденность манер), предельная раскрепощенность в вопросах пола, снобизм.
Верность писателя красоте и истине препятствует жесткому и агрессивному звучанию аргументов в споре, который ведется на общем пространстве культуры.
В Заключении диссертационной работы обозначены итоги исследования.
Доминантой в создании образа XVIII века в романе является
стилизованный язык этого столетия, он же служит целям «остранения» хорошо
знакомых читателю современных социально-политических и литературных
реалий. Писатель воспроизводит тяжеловесный «варварский» синтаксис,
«забавный русский слог» давней культурной эпохи вовсе не для целей
исторического правдоподобия, и не воссоздание «колорита эпохи» является
здесь художественной задачей. Создается ощущение, что эстетическое
впечатление возникает на основе факта отсутствия каких-либо практических
17
задач на идеологическом и тематическом уровне: перед нами художество в чистом виде, демонстрация мастерства.
Предметом эстетического осмысления становится факт освоения писателем чужой стилевой системы. Художественный эффект узнавания XVIII столетия достигается в точке пересечения читательского опыта и знакомства с авторским восприятием культуры этой эпохи, прежде всего в словесном обличии - знакомства именно литературного: Сумароков, Ломоносов. Читатель воспринимает предусмотрешше и предугаданные автором моменты совпадения с собственной «матрицей» данного предмета, радуется узнаванию, тому, что его собственные интуитивные представления о русском восемнадцатом веке облекаются в живую плоть языка, с его необычной интонацией и мощным архаичным синтаксисом.
На определенном этапе развития литературы, переживающей кризис идей, и писатели, и читатели, и критики испытывают острую идиосинкразию на «идейность» искусства, особенно литературы. В соответствии с этой тенденцией собственно эстетическим явлением в литературном произведении признаются лишь отдельные находки, например, яркие метафоры, наиболее выразительные и эффектные художественные приемы. Именно эта тенденция презрения к «пользе», боязнь любой «идейности», вызванная усталостью от «грозных вопросов морали» в качестве эстетического объекта, обусловили, на наш взгляд, кризисное состояние литературы на современном этапе ее развития.
Постмодернизм как стиль эпохи в своей конкретной художественной практике утверждает «безыдейность» в качестве торжества свободы искусства. Проблематика в произведениях этой художественном системы возможна только в ироническом, игровом, «цитатном» качестве. Но, тем не менее, эстетический предмет в литературе постмодернизма есть: это культура детали, подробности, это тема своеобразия творческого видения, воспринимающего весь мир как великую метафору, и, конечно, «игра в бисер», то есть формирование
интертекстуального литературного пространства, единого метатекста.
18
«Вольтерьянцы и Вольтерьянки» написаны в тот период, когда идеи эстетики постмодернизма в значительной степени актуализировались. Роман Аксенова отразил это явление, однако художественное сознание автора, воспринявшего традицию русской классической литературы, выводит текст произведения за рамки жесткого следования той или иной эстетической установки. В романе «Вольтерьянки и вольтерьянцы» тема свободы искусства является одной из центральных. В основном она выражается в прямых авторских обращениях к читателю, содержащих в себе указания на художественную условность, на вымышленный характер рассказываемой истории. Автор приглашает читателя обращать внимание не столько на занимательные перипетии сюжета, сколько на искусство построения этого сюжета, на сам процесс сотворения художественного мира. «Идейность» искусства подвергается безжалостному и ядовитому осмеянию в сквозной сюжетной линии, связанной с литературными упражнениями одного из персонажей романа - Афсиомского. В его «утопиях» эклектически перемешаны социальные заказы разных литературных групп и партий, а эго ни к чему, кроме слащавых благонамеренных пошлостей, привести не может. Таков вывод Аксенова, и именно поэтому он, в качестве автора романа, всё же идеолог, полемизирующий с чуждой точкой зрения и утверждающий свою собственную. Жанр творений Афсиомского не случайно обозначен как утопия - сквозь конкретику жанровой специфики изображаемой эпохи современному читателю это слово открывает свой оценочный характер. Афсиомский, наивно обслуживающий социальный заказ, занят не своим делом, и оттого его творения так бездарны.
Предмет эстетического осмысление вводится автором уже в первых
строках романа: «Бешеный галоп выветривает вчерашнюю Данциге кую пьянку
из глав и телес двух шевалье, Николя и Мишеля. Слава тебе Господи, что
лошади не пьют! Как это не пьют, как это не пьют? Водки не пьют, водки не
пьют, водки не пьют! И пива не потребляют! И рейнского сладкого не глотают!
Не пьют, потому что им нет, не дают, нет, не дают, нет, нет, нет! Только воду
пьют, пьют, только воду пьют! Вровень несутся верные кони... Так скачут,
19
будто и пить не хотят, пить не хотят, пить не хотят, воды не хотят, воды не хотят и по пиву не грустят, не грустят, будто не останови, так и протарабанят всю тыщу верст до столицы французского королевства!» (с. 6) Это нарочитое лирическое вкрапление, вольная шуточная фантазия, навеянная ритмом лошадиной скачки, располагающаяся в самом центре интригующей завязки, изображающей неких молодых людей, спешащих куда-то с некой секретной и опасной миссией, дает первое ясное представление об авторских приоритетах.
Аксенов не заботится о верности исторического «колорита». С самого начала этот колорит - мнимость, поскольку любой исторический эпизод содержит здесь прозрачные аллюзии с веком двадцатым. Александр Не-Исаевич Сумароков, западники и почвенники, «уноши»-стиляги, изнывающие у ворот чужих посольств в стремлении соответствовать последним модным веяниям, специфическая газетная фразеология, политический цинизм - всё это явно не только восемнадцатый век. Стилизация призвана в «Вольтерьянцах и вольтерьянках» свести две эпохи русской жизни и обнаружить в них общую культурную и социально - политическую парадигму. В результате за этикетными формулами «старинной» эпохи обнаруживаются абсолютно идентичные современности представления, образ мыслей, сфера идеального и область трагического. Люди говорят на другом языке, носят другую одежду, ездят на другом транспорте, но говорят они о том же самом, что и современные политики, интеллектуалы, художники, «уноши» и девушки. Это совершенно иное отношение к историческому материалу, нежели то, что знакомо читателю прежде всего по русской классике. В «Войне и мире», «Капитанской дочке» принцип историзма предполагал в качестве обязательного условия непременное воспроизведение «культурного кода» эпохи, а не только имитацию ее самых эффектных стилистических клише.
Многие пишущие об Аксенове отмечают «праздничный» характер его
художественного дарования. Читатель «Вольтерьянцев и вольтерьянок»,
действительно, вполне может настроиться на праздник художества, торжества
творческого воображения, который противопоставлен у В. П. Аксенова всему
20
злу в мире. Отрицательный опыт соприкосновения с ценностями новой жизни в «старинном романе» Аксенова не отменяют авторской любви к красоте, служение ей, веры в гармонию мироздания. Они и составляют идейную основу аксеновского романа, именно в этом смысле роман становится продолжением традиции русской классики.
Основное содержание работы результаты исследовашм отражены в следующих публикациях:
В ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК:
1.Маклакошг C.B. Контекст героя п контекст автора в романе В. Аксенова «Вольтерьянцы и Вольтерьянки» // Вестник Вятского Государственного Университета. Фнлологопя н искусствоведение. №2(2). Киров, 2011. С. 139-143.
В других изданиях:
2. Маклакова C.B. Рецепция русского XVIII века в романе В. Аксенова «Вольтерьянцы и Вольтерьянки» // Новое прочтение отечественной классики. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2009. С. 48-53.
3. Маклакова C.B. Роман В. Аксенова «Вольтерьянцы и Вольтерьянки» как игра в традицию и полемика с ней // Традиции в русской литературе. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2011. С.190-196.
4. Маклакова C.B. Жанровое своеобразие романа В. Аксенова «Вольтерьянцы и Вольтерьянки»// Материалы к самостоятельной работе студентов- филологов по литературе на заочном отделении. Вып. VII. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008. С. 40-43.
5. Маклакова C.B. Пространственно-временная организация романа В. Аксенова «Вольтерьянцы и Вольтерьянки» // XXII Пуришевские чтения. История идей в жанровой истории. М: МПГУ, 2010. С. 51.
6. Маклакова C.B. Функции стилизации в структуре романа В. Аксенова «Вольтерьянцы и Вольтерьянки» // Проблемы языковой картины мира на современном этапе. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2010. С. 216-220.
Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии «АкгивПринт» 603155, Нижний Новгород, Горького, 232, офис 0, (831)436-79-95
Тираж 100шт. Заказ 2107
Текст диссертации на тему "Художественное осмысление XVIII столетия в романе В.П. Аксенова "Вольтерьянцы и вольтерьянки""
61 12-10/1072
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный педагогический университет
На правах рукописи
МАКЛАКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ XVIII СТОЛЕТИЯ В РОМАНЕ В. П. АКСЕНОВА «ВОЛЬТЕРЬЯНЦЫ И ВОЛЬТРЬЯНКИ»
Специальностью. 01.01 - русская литература
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Дзюба Е. М.
Нижний Новгород 2012
Содержание
Введение................................................................................стр.3
Глава 1. Специфика художественного восприятия и осмысление эпохи XVIII
века в романе В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» ............стр.17
1.1 .Особенности рецепции XVIII века как эстетического явления в романе
В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки»................................стр.17
2.1. Рецепция XVIII столетия в русской классической литературе.......стр. 36
3.1. Зоны полемики в содержательном составе рецепции XVIII века в романе
«Вольтерьянцы и вольтерьянки»...................................................стр.52
Глава 2. Образ автора в романе В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки».......................................................................................стр. 73
2.1. Голос рассказчика в романе и его роль в выражении авторского контекста........................................................................................стр. 73
2.2. « Контекст героя» и контекст автора в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки» .............................................................................стр. 97
Глава 3. Жанровая специфика романа В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки».............................................................................стр. 133
3.1. Роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» в контексте тенденций развития жанра.................................................................................стр. 133
3.2. Индивидуальный художественный стиль как условие и фактор жанрового своеобразия........................................................................стр.150
Заключение...........................................................................стр. 178
Библиография
стр. 186
Введение
Предметом исследования является объем и качество рецепции XVIII века в романе В.П. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки»; специфика восприятия и использование писателем образов этой эпохи, своеобразие его художественного мышления, отразившего результат осмысления иной культурно-исторической эпохи.
Авторская рецепция XVIII века анализируется в тексте диссертации как составляющая контекста восприятия и художественного освоения XVIII века в русской литературной традиции. Выбор текстов ХЕК века и сопоставление их с романом В.П. Аксенова позволили оценить меру притяжения и отталкивания современного автора от образа эпохи XVIII века.
Внимание В. Аксенова привлекло столетие «безумное и мудрое» -XVIII век. Это было время, когда Россия не только активно постигала ценности просвещенной Европы, но и отстаивала на международной арене собственные интересы, училась у Запада, но при этом больше всего боялась выглядеть ученицей. Для русского XVIII века вопросы постижения собственной истории, ее генетических корней были также актуальны, как и в наши дни. Не случайно именно в это время в России впервые начинают публиковаться многие исторические документы, Н.И. Новиков публикует «Вивлиофику», Ф. А. Эмин ("Российская история" 1768,) посвящают свои исследования русской истории, романы и сборники, в которых возникают сюжеты из древней русской истории, выходят из-под пера Чулкова, М. И. Попова. В. А. Левшина. К истории и образу XVIII обращались авторы последующих эпох, такие как Пушкин, Грибоедов, Лажечников, Данилевский, Толстой в XIX, позднее -Ю. Н. Тынянов («Подпоручик Киже», «Восковая персона») А. Н. Толстой, М. Осоргин (« Старинные рассказы») А. Соколов, В. Аксенов, Е. Чудинова ...
Восприятие XVIII века носит неоднозначный характер. Писатели XIX века были воспитаны на идеях предыдущего столетия, эпохи Просвещения, в соответствии с ними соотносили свои мысли и выверяли идеи (у Пушкина,
Гоголя - идея правления просвещенного монарха, мироустройства, основанного на разумном подсинении закону, идея самоусовершенствования личности - Толстой - отталкивание от масонских установок).
Современная литература переосмысливает эту сложную и противоречивую эпоху, «столетье безумно и мудро», как сказал о нем А. Н. Радищев в соответствии с актуализацией многих политических, этических, религиозно-философских вопросов. Так, в центре внимания в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки» ( 2004) - проблема взаимодействия России и Запада, воздействия рационалистического мировоззрения ( читай - вольтерьянства) на решение проблем государственности, веры, свободы писательского творчества. Немаловажную роль продолжает играть у Аксенова и одна из самых острых проблем - ученичества (переимчивости, преемничества в среде русской интеллигенции и интеллектуалитета. Героями романа Аксенова становятся сам Вольтер и Екатерина Вторая, прусский король Фридрих - знаковые имена своей эпохи, определявшие ее дух.
Роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» - одно из самых ярких и оригинальных произведений «позднего» В. Аксенова. В нем нашли завершение долгие поиски писателя в области романной формы.
Проза Аксенова, несмотря на преобладание модернистской эстетики, сохранила память о реалистических истоках. Это и есть та общая черта, которая объединяет ранние повести Аксенова («Звездный билет», 1961,«Коллеги»,1959) и его поздние романы (« Вольтерьянцы и Вольтерьянки»,2004, «Роман о шестидесятниках», 2007). Не изменился, на наш взгляд при переходе в более сложную стилевую систему главный элемент художественного мира - «образ автора». Неизменными остались такие составляющие индивидуального художественного стиля писателя, как тяга к возвышенно-праздничному измерению жизни, культ женственности и культ искусства, причудливый сплав сентиментальности и иронии в составе «контекста автора».
Все творчество В. Аксенова, начиная с повестей и рассказов 60-х годов и заканчивая опубликованными на Западе романами, можно назвать «поиском своего стиля и жанра». Е. Сидоров одним из первых откликнулся на публикацию произведений Аксенова в журнале «Юность»: «Аксенов не бывает скучным, пресным. Он один из тех, кто привнес в современную русскую прозу «игровое» свободное начало, освежил ее палитру».1 Критика по-разному оценила особенности аксеновского стиля в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Например, Е. Пономарев в связи с этим писал: «Литературная игра превращается в неуемную болтовню».2
И. Сид говорил о том, что «прозаик демонстрирует верность выработанному еще в конце 60-х индивидуальному стилю или, точнее, поэтике, отмеченной активным употреблением сленговой лексики, драматизацией и карнавализацией изображаемой реальности, иногда вплоть до опереточности, применением мистико-фантастического элемента».3
М. Липовецкий писал о «единой метаутопической тенденции, иронически обыгрывающей и деконструирующей утопический дискурс» в романах Аксенова. Для поэтики Аксенова характерны такие черты, как «фикционали-зация истории, размывание границ между элитарным и массовым искусством, подрыв с помощью пародии традиционной в русской литературе власти писателя над читателем, создание повествовательных структур, основанных на семиотической игре, нацеленной не только против утопического сознания, но и против всякого монологизма вообще, выражающей скептицизм по отношению к любым идеологическим единствам».4
Объектом исследования мы избрали индивидуальный тип художественного мышления Аксенова, и в связи с этим специфику восприятия и ис-
1 Сидоров Е. Регтайм в стиле Аксенова // Юность. - 1989. - № 7. - С. 44-45.
2 Пономарев Е. Соцреализм карнавальный: Василий Аксенов как зеркало советской идеологии // Звезда. -СПб., 2001. - № 4. - С. 213-219.
3 Сид И. Рецензия на роман В. Аксенова «Новый сладостный стиль» // Независимая газета, 14 января 1999 г.
4 Липовецкий М. Пародийный утопизм В. Аксенова («Затоваренная бочкотара» и «Поиски жанра»). // Вопросы литературы. - 1991. -№ 11. - С. 8.
пользования образов XVIII века в собственном художественном тексте автора.
Нас интересует объем и качество рецепции данной исторической эпохи в романе и обусловленность ее образных характеристик особенностями авторского индивидуального художественного стиля.
В этой связи, поставленная нами цель исследования состоит в определении художественной задачи, которой служит воссоздание с эпохи XVIII века в романе, прежде всего на уровне языка повествования. Какое значение имеет образ «куртуазного столетия» для художественного целого романа, его идейной структуры.
Эта цель предполагает постановку и решение целого ряда задач:
1) исследовать специфику художественного восприятия и осмысления эпохи XVIII века в романе;
2) рассмотреть итоговый образ эпохи в контексте традиций реалистического историзма XIX века;
3) определить области полемического диалога с этой традицией;
^проанализировать структуру образа автора в качестве «законодательной» инстанции, определяющей глубину и объем образа эпохи путем взаимодействия уровней существования в тексте рассказчика, персонажей и собственно авторского контекста;
5) определить жанровую специфику романа и её обусловленность обликом эпохи в «Вольтерьянцах и вольтерьянках».
Новизна исследования обусловлена, прежде всего, тем, что роман В.П. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки», не был рассмотрен современным литературоведением с точки зрения анализа проблемы рецепции. Своим исследованием мы стремились восполнить пробел в оценках этого произведения, в суждениях о нем на страницах критической печати и в узкоспециальных аналитических работах. Дистанция, которая отделяет настоящий момент от даты выхода романа, позволяет, на наш взгляд, более отчетливо оп-
ределить собственно художественные достоинства произведения, не всегда заметные сразу в литературной повседневности.
В нашей работе впервые сопоставляются в контексте рецепции XVIII века произведения В. Аксенова, А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского.
Актуальность исследования состоит в выявлении специфики рецепции XVIII века в творчестве В. П. Аксенова, одного из самых ярких представителей современного литературного процесса, в контексте осмысления явления русской классической традицией.
В своем исследовании мы стремимся показать, что в «Вольтерьянках и вольтерьянцах» в наиболее «чистом», то есть максимально свободном любых форм политической или иной ангажированности, отчетливо явлены достижения В. Аксенова в области развития жанра романа, прослеживаются тенденции в поиске литературой нового века нового языка, нового типа образности. «Вольтерьянцы и Вольтерьянки» написаны в тот период, когда идеи эстетики постмодернизма в значительной степени актуализировались. Роман Аксенова отразил это явление, однако художественное сознание автора, воспринявшего традицию русской классической литературы, выводит текст произведения за рамки жесткого следования той или иной эстетической установке.
Методологию нашего исследования составило сочетание историко-литературного, сравнительно-типологического, функционального аспекта изучения художественного произведения, а также мы опирались на герменевтические установки анализа текста.
В ходе анализа поэтики произведений В. Аксенова мы опирались на важные для нашего исследования работы Н. Ефимовой «Интертекст в религиозных и демонических мотивах В.Аксенова», К. Кустановича «О некоторых типах восприятия Америки россиянами», В. Линецкого «В. Аксенов в новом свете: феномен двойничества как фактор литературного процесса», М. Липовецкого «Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики», Е.
Пономарева «Соцреализм карнавальный: Василий Аксенов как зеркало со-
7
ветской идеологии», П. Майер, П. Далгарда, А. Жолковского, Е. Можейко, Е. Эткинда и др. Эти исследователи рассматривают не только жанровую природу аксеновской прозы, но уделяют внимание проблеме изучения духовного мира писателя, оригинальности и новизне стиля писателя.
В соответствии с заявленной темой мы стремились сохранить в научном исследовании собственно «читательскую» составляющую. Таким образом в исследование включены (там, где это представлялось уместным и возможным, было целесообразно и не противоречило принципам научности) индивидуальные читательские ассоциации, наблюдения, индивидуальный читательский «контекст», необходимый для выявления особенностей художественного стиля В. Аксенова, характеристик его художественной вселенной, требующих сравнений и сопоставлений.
Методологические принципы исследования обусловлены характером поставленных задач и самой формулировкой темы, предполагающей исследование рецепции XVIII столетия в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки».
Под художественной рецепцией мы подразумеваем взаимоотношение произведения искусства и рецепиента, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных качеств художественного текста, от художественной традиции, а также от общественного мнения и языково-семиотической условности.1
В работе мы использовали терминологическое словосочетание интерпретирующая рецепция, под которым понимаем контекстуальную предпосылку читательского опыта эстетическому восприятию. В свою очередь адекватность интерпретации зависит от корректного описания транссубъективного горизонта читательского понимания.
В понимании термина герменевтика (герменевтический анализ) мы следуем за Г. Гадамером, определяющим ее по свойству «сосредоточиваться на внутренней стороне обращения с этим миром знаков или, лучше сказать,
1 Художественная рецепция и герменевтика. Теории, школы, концепции. Сборник статей/Отв. Редактор Ю.Б. Борев.М.:Наука, 1985,- С.48
на таком глубоко внутреннем процессе, как речь, которая извне предстает как освоение мира знаков. Как семантика, так и герменевтика, каждая по-своему, тематизирует всю совокупность человеческих отношений к миру, как они выражены в языке. Наконец, и семантика, и герменевтика ведут свои поиски отвлекаясь от наличной множественности языков" \
Важным компонентом анализа в диссертационном исследовании является исследование диалога традиций в осмыслении феномена XVIII века. Следовательно, нам необходимо обозначить и наше понимание базового для литературного процесса XIX века компонента анализа - понятия реалистический историзм. Реалистический историзм предполагает поиск автором причинно-следственных отношений, мотивированных прежде всего характером обстоятельств. В свою очередь этот тип историзма оказывает существенное воздействие на структурные компоненты произведения: сюжетное, композиционное и языковое воспроизведение исторических явлений.
Также в работе мы активно обращались к понятиям контекста автора и контекста героя, опираясь на теорию диалогичности М. М. Бахтина, различавшего ценностные контексты автора и героев.
Прежде чем говорить о самобытности и оригинальности образа эпохи в романе, В. П. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки», необходимо выяснить:
а) в каких чертах эта эпоха воспринята автором, какие ее характеристики послужили отправной точкой для создания оригинального образа XVIII века в романе,
б) по отношению к какой традиции шло притяжение и отталкивание.
В противном случае эпоха в изображении романиста предстает просто «вещью в себе», остается вне культурного контекста, вне окружающих ее иных творческих точек зрения. Если данная конкретная точка зрения ни с чем не сопоставлена, если она рассматривается в качестве самодостаточной сущности, ее содержательная ценность не поддается анализу и измерению -
1 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -С.60-71
отсутствует шкала, проблемная структура. Только по отношению к традиции, и в особенности по отношению к «общим местам», известным читателю романа из курса истории, художественной литературы, исторических анекдотов, может быть выявлена оригинальность той точки зрения, с которой имеет дело исследователь в качестве квалифицированного читателя.
Напомним, что С. Аверинцев в статье «Моя ностальгия»1 определил филологию как «службу понимания», и именно с этим «пониманием», то есть с определенным качеством восприятия художественного произведения, связано в нашем исследовании рассмотрение образа XVIII столетия в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки», то есть от автора к читателю. Литературное произведение, даже новаторское по своей природе, нельзя рассматривать как абсолютное новшество, возникающее в некоем информационном вакууме. Оно в любом случае настраивает читательскую аудиторию на определенный тип восприятия с помощью явных и скрытых «сигналов», содержащихся в нем. Текст пробуждает воспоминания об уже прочитанном, приводит читателя в определенное эмоциональное настроение