автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Романы В.П. Аксенова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы В.П. Аксенова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии"
На правах рукописи
ЧЕРНЫШЕНКО Ольга Васильевна
РОМАНЫ В.П. АКСЕНОВА: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ, ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ И ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Специальность 10.01.01 - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации иа соискание степени кандидата филологических наук
003173И4 1
Краснодар 2007
003173841
Работа выполнена на кафедре литературы и методики преподавания Педагогического института ЮФУ
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент
Тукодян Нрват Хазаросовна
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,
кандидат филологических наук, профессор
Усенко Леонид Владимирович;
кандидат филологических наук Мельников Алексей Игоревич
Ведущая организация: Адыгейский государственный
университет
Защита состоится «13» ноября 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.04 при Кубанском государственном университете по адресу: 350018, г. Краснодар, ул. Сормовская, 7, ауд. 309.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета.
Автореферат разослан 8 октября 2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета1
М.А. Шахбазян
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Творчество В.П. Аксенова во многом является знаковым для современного литературного процесса. Переживший и отразивший в своих текстах все наиболее яркие события новейшей истории России второй половины XX века, Аксенов продолжает оставаться малоисследованной фигурой. Он вошел в отечественную литературу в эпоху оттепели, стал одним из лидеров шестидесятников, позже эмигрировал, но продолжал всегда писать для России, даже в тех случаях, когда в силу обстоятельств было проблематично представить, что тексты эмигранта и диссидента дойдут до своего адресата. Однако зачастую для современного поколения российских читателей он представляется иногда живым классиком, иногда миссионером, в то время как его литературные заслуги чаще всего соотносятся с веком минувшим. Это далеко не так, и в наши дни В.П. Аксенов продолжает писать, активно публиковаться, что свидетельствует лишний раз о непреходящем значении его литературного таланта.
Несмотря на то, что, по словам самого Аксенова, он пишет в среднем один — два романа в год, значимых исследований, посвященных выявлению своеобразия его писательской манеры, рассматривающих динамику становления его мировоззрения, развитие философских, онтологических, художественных взглядов, практически нет. В последние годы в периодике регулярно появляются статьи, рассматривающие тот или иной аспект творчества писателя, однако все они не претендуют на широкий охват в силу, прежде всего, жанровой специфики. Нам представляется перспективным изучение как цельной картины творчества В.П. Аксенова, так и его романов в аспектах повествовательной структуры, нравственной эволюции героя и авторского мировоззрения. В данном диссертационном исследовании была предпринята попытка, основыва-
ясь на работах современных исследователей филологов, отчасти философов и культурологов — исследовать основные черты поэтики романов писателя, рассматривая их в контексте эпохи, без сомнения, повлиявшей на его творческое становление.
Актуальность диссертации. 1) Феномен либерального противостояния тоталитарным формам сознания («Оттепель»), реализовавшийся в культуре 1960-х и в 1980 - 1990-х годов прошлого столетия, продолжает оставаться одной из дискуссионных проблем современной словесности. 2) Жанр романа, о кризисе которого в последние годы говорят достаточно часто, адаптируется к новым духовно-эстетическим контекстам, ставя вопрос о природе жанровых трансформаций в литературе последних десятилетий 3) Обращение к творчеству В П. Аксенова как к целостной идейно-художественной системе позволяет оценить многие тенденции современного литературного процесса, в том числе: усиление интереса к поэтике фантастического, становление антиутопических мотивов, стремление художественного текста к кинематографической образности, поиск неоромантического («байронического») героя с позитивной жизненной позицией, тесное взаимодействие реалистического и постмодернистского стилей. 4) Активное участие В.П. Аксенова в литературном процессе нового века ставит перед исследователями вопросы об авторской эволюции и константных формах художественного мышления писателя.
Новизна диссертации. 1) Творчество В.П. Аксенова изучается как система нравственных идей и эстетических представлений, эволюционировавших на протяжении полувека.
2) Проблема авторской философии В.П. Аксенова, позволяющая оценить современные формы либеральной идеологии шестидесятников, оказывается в работе одной из центральных.
3) Четыре новых романа В.П. Аксенова («Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква» и «Редкие земли») впервые рассматриваются как идейно-эстетическое
единство, как явление «нового романа» в творчестве изучаемого писателя
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты существенны для определения и уточнения таких ключевых для современной литературы понятий, как проза шестидесятников, проблема утопического и антиутопического сознания в литературе XX века, жанрово-стилевая система современной литературы, эволюция романного жанра в условиях стремительного наступления массовой культуры.
Объектом исследования стала художественная проза В.П. Аксенова, повести и романы писателя, опубликованные с 1959 года. Особое внимание уделено романам последних лет («Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква», «Редкие земли»), позволяющим уточнить представления о творческом методе В П. Аксенова.
Предмет исследования — становление романной формы в творчестве В.П. Аксенова, эстетическая конкретизация ее вариаций; эволюция художественной концепции личности, решение проблемы героя от ранней повести «Коллеги» до позднего романа «Редкие земли»; авторская философия - как в художественных текстах, так и в публицистических комментариях к ним.
Цель исследования - изучение романов В.П. Аксенова как целостной идейно-художественной системы, предполагающее решение проблем жанровой эволюции, нравственной природы героя в контексте социально-исторических конфликтов и авторской философии, восходящей к мировидению шестидесятников и по-своему его трансформирующей
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач:
1) охарактеризовать период вступления В.П. Аксенова в литературу, рассмотреть основные особенности творчества «шестидесятников»;
2) определить особенности лирической прозы В П Аксенова 1960-х годов XX века;
3) проанализировать важнейшие философско-эстетические и культурологические константы романного творчества исследуемого автора;
4) выявить черты жанра утопии и антиутопии в романе В.П. Аксенова «Остров Крым»;
5) сделать целостный анализ романов В.П. Аксенова 2000-х годов
Методологической основой работы стал системный подход, предполагающий изучение творческого наследия автора как сложного образования, отражающего в равной степени как внутренний мир творца, его идейную, онтологическую самобытность, так и сферу окружения, внешний контекст эпохи, в той или иной мере повлиявший на формирование художественного мировоззрения В.П. Аксенова. Теоретические представления о романе М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, В.В. Кожинова и других литературоведов использованы при практическом анализе произведений В.П. Аксенова. Основы мотивного анализа позволили рассмотреть последние четыре романа изучаемого писателя как сюжетную систему, обладающую определенной целостностью.
Научно-практическая ценность данного диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов при чтении вузовских курсов по истории русской литературы второй половины XX века, спецкурсов по творчеству В. Аксенова и шестидесятников, а также для дальнейшего исследования творчества В.П. Аксенова.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В теоретических представлениях о романе (им находится место и в художественных текстах) В. Аксенов, следуя за М.М. Бахтиным, считает этот жанр примером открытости и незаконченности, оценивает роман как тип повествования, для
которого характерна «философия вопросительных знаков», а не «пафос знаков восклицательных».
2. Считая роман явлением интеллектуального творчества, противостоящего тоталитарному мышлению, В. Аксенов достаточно пессимистично относится к его перспективам, утверждая, что массовая культура и альтернативные формы информации и досуга ставят под сомнение существование жанра, пережившего расцвет в Х1Х-ХХ веках. Возможным ответом на кризис романа писатель считает актуализацию контактов с действительностью в художественном повествовании и усиление тенденций, сближающих романную форму с эстетикой кино.
3. Рассматривая творчество (прежде всего, романы) В. Аксенова как единый идейно-художественный процесс, можно говорить о его соответствии нравственной и литературной позиции шестидесятников, о реализации авторской позиции в так называемой «либеральной философии». Ее основные положения, нашедшие отражения в главных романах В. Аксенова- недоверие к государственной системе, часто обвиняемой в тоталитаризме и формализме; интерес к личности, противопоставляющей себя той или иной системе порабощения; высокое мнение о цивилизации Запада, чей опыт должен быть использован Россией; настороженное отношение к православному христианству при усиливающемся внимании к религии в целом.
4. Писатель убежден в том, что перед каждым художником слова стоит задача исследовать границы романа, чтобы по возможности выработать новые способы письма, максимально отвечающие духу времени. Стремясь раздвигать границы привычных жанров, В.П. Аксенов обращается к фантастической литературе, традиционно рассматриваемой в литературоведении как «легкое чтение». В его творчестве жанры утопии, антиутопии, альтернативной истории приобретают высокохудожественное звучание, ставящее романы «Остров Крым», «Мо-
сква Ква-Ква» в один ряд с произведениями Замятина, Оруэл-ла, Хаксли.
5. Проза В. Аксенова располагается на границе постмодернизма и реалистического искусства. С постмодернизмом аксеновские романы сближает игровое начало, корректирующая ирония и, самое главное, частое обращение к альтернативной истории, свободное отношение к историческим личностям и событиям. В целом реалистическим остается сюжето-строение в романах В. Аксенова, которые представляют цельное художественное событие, поддающееся пересказу. Автобиографический и публицистический уровни романов также указывают на их достаточно прочную связь с реализмом.
6. Для большинства романов В Аксенова характерна сложная жанровая природа, особый жанровый синтез, наиболее очевидный в текстах последних лет. Обязателен авантюрный сюжет (даже в таком сложном тексте, как «Кесарево свечение»), без труда выделяется сюжет, характерный для любовного романа. Присутствуют социально-политическая, историческая интриги, которые находятся в контакте с автобиографическим сюжетом. Философский дискурс (особенно заметный в «Вольтерьянцах и вольтерьянках») делает необходимым обсуждение бытийных проблем.
7. На протяжении всего творчества сохраняется подчеркнутый и неоднократно прокомментированный интерес В. Аксенова к герою, которого сам автор называет «байронитом». Наиболее объемным явлением этого персонажа стали романы В. Аксенова, написанные в XXI веке: «Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква» и «Редкие земли». Основные черты аксеновского «байронита»- активное участие в переустройстве России, бесстрашие и в криминальных разборках, и в противостоянии с государством, денежное благополучие при сохранении свободы от культа денег; обязательная «любовная история» и достаточно свободное отноше-
ние к супружеской верности; стремление к реализации масштабного проекта, реального или символического «очищения воздуха»; интерес к философским вопросам — к проблемам жизни, смерти, самопознания.
Апробация. Основные положения диссертации изложены в пяти публикациях и на межвузовской конференции «Шешу-ковские чтения. Русская литература XX века Типологические аспекты изучения» (Москва, 2004).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка из 248 наименований. Общий объем диссертации 177 страниц.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе диссертации «Формирование художественного стиля В.П. Аксенова в контексте творческого поиска "шестидесятников"» два параграфа: «Литература "шестидесятников" как эстетический и социально-политический феномен»; «Формирование авторского стиля В.П. Аксенова в программной повести "Коллеги"«.
Литературная деятельность В.П. Аксенова началась в эпоху, переломную для советской системы: уход Сталина не стал основанием для радикальной смены курса, для разрыва с принципами коммунистической организации жизни, но появились новые возможности для относительно свободного творчества, и сама общественная атмосфера наполнилась предчувствием перемен. В первой главе диссертационной работы 1950 - 1960-е годы рассматриваются как социально-культурное и литературно-художественное пространство, в котором формировалась жизненная позиция Аксенова и его основные творческие принципы.
Роль художественной словесности в этот период советский истории трудно переоценить. Смерть Сталина ознаменовала на-
чало «оттепели». В 1954 году выходит повесть И.Г. Эренбурга, название которой стало определяющим понятием целой эпохи русской советской истории. В «Оттепели» речь идет о злосчастной участи художников, вынужденных творить под контролем начальства. В начале 1960-х годов потребность в большей свободе художественного выражения в литературе и искусстве сказалась с новой силой, особенно стараниями «сердитых молодых людей», из которых наибольшую известность получили поэты Е.А Евтушенко и A.A. Вознесенский. Это время ознаменовались и возвращением в литературу целого ряда имен. Среди них М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Булгаков. Впрочем, и этот процесс был в значительной мере контролируемым. Так, например, несмотря на «возвращение» Цветаевой и Пастернака, творчество Н.С. Гумилева оставалось под запретом еще долгое время. Процесс возвращения был выборочным, имеющим весьма своеобразную логику подбора имен, допустимых к печати либо просто к упоминанию.
Следует отметить особую функцию, которую выполняли в этот период так называемые «толстые» журналы и среди них -«Новый мир». Для русской культуры в целом журналы были некими смыслообразующими центрами, вокруг них формировался круг единомышленников, как из числа авторов, так и из числа читателей. Крепли контакты новой словесности и с русской классической традицией, и с литературой Запада. Некоторые молодые новеллисты, например Ю. Казаков и Ю. Нагибин, стремились использовать опыт таких дореволюционных русских мастеров жанра, как Чехов; другие же, например В. Аксенов, тяготели к творчеству современных зарубежных писателей, таких, как Дж Д. Сэлинджер, Керуак, Э. Хемингуэй. Знаковой для этого периода русской литературы стала публикация в 1962 году повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Она буквально ворвалась в общественный процесс, но вскоре (и это логика эпохи) была из него
исключена. Лояльность советской цензуры имела весьма узкие границы. Вслед за «Одним днем Ивана Денисовича» Солженицыну удалось опубликовать лишь несколько рассказов, среди них - «Матренин двор» (1963). Романы «В круге первом» и «Раковый корпус» были опубликованы за рубежом в 1968 году, а в 1969 г. Солженицына исключили из Союза советских писателей.
Предчувствие свободы (один из доминирующих мотивов «шестидесятников») оправдалось лишь отчасти. Некоторым писателям не удалось избежать и тюремного заключения. Так, И. Бродского в 1964 году судили за «тунеядство» и отправили в ссылку на принудительные работы. Он был освобожден в 1965, когда публикация первой книги его стихотворений на Западе привлекла внимание к его участи. В 1972 году Бродского вынудили эмигрировать Некоторое время перед эмиграцией провел в тюрьме Ю. Довлатов
Особого упоминания в связи с литературой 60 - 70-х годов XX века заслуживает феномен самиздата. Развитие так называемой «неподцензурной» литературы сформировало своеобразную культурную нишу, изучение которой представляется нам существенным и многообещающим для понимания того непередаваемого менталитета, который сформировался в России в период «оттепели» и последовавшей за ним реакции. Другим возможным вариантом оказаться опубликованным был «тамиздат» (публикации за рубежом). Среди авторов, чьи произведения первоначально увидели свет именно в «тамиздате», Г. Владимов, опубликовавший на Западе повесть «Верный Руслан» (1975). Еще одним, менее конфронтационным способом противостояния политическому режиму была «деревенская проза».
В. Аксенов вошел в литературу на волне общественных надежд середины 1950-х годов, в период «оттепели», став одной из ярких фигур поколения «шестидесятников». Его можно
назвать лидером лирико-исповедальной прозы 1950 - 1960-х годов. Для этого типа художественной словесности характерна романтическая модель двойственности мира, разделенного на реальное (пошлое, скучное) пространство и пространство идеальное (недосягаемое). Эта двойственность реализовывалась у шестидесятников через противопоставление «здесь» и «там», родины и эмиграции. Причем роль мира идеального была отдана Соединенным Штатам Америки. Впрочем, зачастую в произведениях авторов этого периода мир идеальный лишь подразумевался, не обозначенный вербально, присутствовал лишь в авторской концепции мировидения. При этом ключевыми понятиями становились Свобода, Истина. При этом «заграница» наделялась всеми атрибутами потустороннего мира: вкусившим «там» от плода было гарантировано забвение «здесь».
В 1960 году выходит повесть Аксенова о врачах «Коллеги», удачное название которой придумал Катаев. Повесть пользовалась успехом и положила начало так называемой «молодежной прозе». Именно в связи с «Коллегами» впервые появилось выражение «шестидесятники», которое теперь практически утратило «авторство» и стало обозначением целого поколения и эпохи. В целом сюжет повести достаточно клас-сичен и вполне укладывается в рамки традиционного романа «воспитания», «становления», обретения главными героями себя, своей индивидуальности. Для такого сюжета характерен ряд констант, посредством которых автором достигается максимальный эффект воплощения задуманного. Такими константами являются «порог», «дорога», «испытание», «обретение».
Пороговым значением для аксеновских героев становится процедура распределения после окончания медицинского института. Для Алексея Максимова, Владислава Карпова и Александра Зеленина распределение означает не только вступление во взрослую, трудовую жизнь, но и определение собственной жизненной позиции. Каждый из них приходит к этому
моменту со своим собственным багажом жизненного опыта, каждый определенным образом представляет себе будущее, каждый стремится действовать и жить активно. Однако если для Зеленина активная жизнь - это служение людям, если он изначально точно представляет себе свое предназначение, то для Максимова это мучительный вопрос, ответ на который он пока еще не способен принять.
Ключевой проблемой, заявленной с первых страниц повести, наряду с проблемой выбора, остается проблема сохранить живое, трепетное ощущение жизни, биение ее пульса. И в конце повести Аксенов выводит свою «формулу счастья», «нужно жить в полную силу, выжимать максимальное число оборотов. Но главное в том, куда направить свою энергию. [...] я понял, что всегда буду жить среди людей и для людей». Только пройдя через уготованную судьбой проверку, каждый из трех центральных персонажей обретает свою полную силу, глубину и рельефность своего характера. Будущее уже не пугает героев, прошлое не кажется далеким и необязательным. В конце повести Аксенов показывает Максимова и Карпова спокойными, уверенными в себе и в своем предназначении людьми.
Еще одной важной особенностью повести «Коллеги» можно назвать предельную искренность автора в описании внутреннего мира своих персонажей, искренность бескомпромиссную, беспощадную к себе и другим. Подобная авторская позиция стала концептуальной для исповедальной прозы Исходным моментом конфликта в исповедальной прозе становится открытие героем отличия повседневной реальности, с которой ему приходится сталкиваться по окончании школы, вуза, от того представления, которое вкладывалось в него «с младых ногтей». Поиски себя в новом, подчас незнакомом мире, показанные с предельной честностью, обнаженностью души героя, открытость «городу и миру» вывели сформировав-
шееся на рубеже 1950 — 1960-х годов литературное течение на лидирующие позиции.
Во второй главе диссертации «Специфика романной формы в творчестве В.П. Аксенова 1960 - 1990-х годов» четыре параграфа: «Размышления В.П. Аксенова о романе в контексте классической теории жанра»; «Место и роль постмодернистской эстетики в романах В. Аксенова»; «Концепция времени и истории в романе В. Аксенова "Московская сага"»; «Роман В. Аксенова "Остров Крым" - альтернативная история».
Начинается глава с теоретического представления жанровой проблемы романа, ключевой для творчества Аксенова. Обсуждается вопрос о происхождении романа, о его первом появлении в литературе Древнего мира (позиция П.А Гринце-ра), Ренессанса (В.В. Кожинов) или Нового времени (A.B. Михайлов). Концепция романа, разработанная М.М. Бахтиным, особо значима для Аксенова, для его теоретических представлений об этом жанре. Аксенов часто обращается к тезисам М.М. Бахтина о романе как о «молодом», «неготовом» и «становящемся» жанре, не имеющем ни собственного «канона», ни собственного «хронотопа», не позволяющем «стабилизироваться ни одной из собственных разновидностей».
Большинство современных исследователей (Т.Н. Поспелов, Е.М. Мелетинский, А.Д. Михайлов, П.А. Гринцер и др.) полагают, что суть романа - в его ориентации на изображение «атомизированной», «эмансипированной», а зачастую и «самодовлеющей» личности, находящейся в разладе с «окружающей средой с ее нормами и требованиями» (Гегель). Согласно новейшим определениям, принципиальная особенность «жанрового содержания» романа заключается в том, что он «представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, неслиянные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии1» (В.А Богданов),
изображает «конфликт между индивидуальными побуждениями героев и общепринятыми нормами» (А.В Михайлов), делает предметом познания «душевный мир» личности, «так или иначе противостоящий социуму, в котором герой живет» (Е.М. Мелетинский). Необходимо учесть мысль Г.Н Поспелова о том, что становление личности в романе происходит «в столкновении с авторитарными нормами и представлениями старого мира, каким бы он ни был». Не трудно заметить, что все указанные признаки романа соответствуют представлениям шестидесятников о раскрепощающей, освобождающей миссии искусства, которое воспринимается как принципиально «открытая система», чуждая любой форме устойчивой идеологии.
Д Лукач сформулировал амбивалентную идею романа: «Роман - это эпос того мира, из которого ушел Бог. Его суть в поисках и в невозможности найти суть вещей». Можно предположить, что роман стал попыткой начать новые поиски Бога. По мнению В. Аксенова, читающего в одном из американских университетов курс под названием «Два столетия русского романа», у жанра романа нет твердого канона или нормы, он всегда простирается за пределы своих постоянно расширяющихся границ. Роман остается мощной литературной формой, позволяющей выразить социальный опыт людей, их мечты, их стремление к познанию мира
Подвижность романной структуры демонстрирует «Ожог» Василия Аксенова, который создавался в период с 1969 по 1975 годы Попытки дать однозначное определение жанра этого произведения весьма затруднительны. Автор в значительной степени экспериментирует, раздвигая границы реалистического романа, вплетая в текст куски и отрывки, позволяющие говорить о прозрачности жанровых границ и о поисках Аксеновым нового языка, нового стиля. Первым законом вселенной, который разрушается в романе, становится закон вре-
мени Время как категория в «Ожоге» величина относительная, в большей степени напоминающая мифологическое время, с его закольцованностью, нежели характерное для реализма линейное время, имеющее четко обозначенный вектор движения
Весь роман выстроен как шарада, к которым советский читатель успел уже привыкнуть Но мир, описываемый им, по природе своей фрагментарен, раздроблен. Связь времен и поколений разрушена. И описывать его в традиционных, линейных образах невозможно. В отличие от канонических постмодернистских текстов, игровое начало в «Ожоге» проистекает не из авторского произвола, не из ощущения автором конечности одной реальности и пришедшей ей на смену иной, а из животной необходимости мимикрировать, чтобы выжить. Никто в романе не является тем, кем представляется на первый взгляд, так же, как и в реальной действительности, люди вынуждены носить маски, надевать личины, чтобы слиться со средой, выжить. И при этом сохранить собственную индивидуальность.
Роман В. Аксенова «Новый сладостный стиль», писавшийся на протяжении 1994 - 1996-х годов, представляет собой новую веху в творчестве писателя, который не только осмысляет здесь свое время, выводя некий собирательный образ русского художника (поэта, писателя, музыканта, живописца), вынужденного покинуть неласковую родину, но закрепляет в виде книги свои эксперименты с жанром романа. Автор активно использует постмодернистские приемы построения текста. в основе повествования - игра с читателем, заключающая в постоянном смещении системы координат, вынуждающем читателя всякий раз заново решать вопросы о сущности героев и повествования в целом. Аксеновым активно используются аллюзии, реминисценции, явные (как в случае с заголовком) или скрытые отсылы ко всему предшествующему литературному опыту. Основный вопрос романа «Новый сладостный
стиль» сводится к природе главного героя Некоторые критики небезосновательно видят в Александре Корбахе черты самого Аксенова, что автоматически делает роман некоей сфантазированной автобиографией. Однако, на наш взгляд, Александр Корбах, талантливый музыкант, по сути своей является собирательным героем современности, вынужденным эмигрантом, покинувшим родину, словно Данте, не в поисках лучшей жизни, а от невозможности жизни прежней. Поддаваясь очарованию Данте, Аксенов создает один из центральных своих романов, используя прием мифологизации, характерный для постмодернистской парадигмы творчества. Однако в отличие от традиционных образчиков мифологизации, когда объектом рефлексии становится тот или иной миф традиционной, чаще всего греческой, мифологии, в данном случае мифологизированным оказывается текст художественного произведения. Аксенов прочитывает «Божественную комедию» как историю восхождения человека к самому себе. И «Новый сладостный стиль» превращается в роман об обретении героем свободы (вечного блаженства) и через свободу - нового звучания его музы.
Значительно более традиционным, написанным в духе классических семейных хроник предстал роман «Московская сага», который начинался как американский телевизионный проект. В США реализовать замысел сериала о трех поколениях Градовых не удалось, и Аксенов переработал черновые наброски сценария в роман, который заслужил у читателей стойкий и вполне оправданный интерес. В своих интервью В. Аксенов неоднократно подчеркивал автобиографичность «Московской саги». Образ матери, детские впечатления от тех салонов, которые она умела устроить в самых немыслимых условиях, галерея неординарных личностей, которые были с ней дружны, — все это вместе повлияло на решение Аксенова создать семейную хронику и определило концепцию романа, которую в общих чертах можно определить как историю сооб-
щества естественных людей в неестественных обстоятельствах. В «Московской саге», стремясь развить и доказать собственный тезис о том, что для интеллигенции в России XX века духовная жизнь становится единственным способом выживания, Аксенов обращается от типических обобщений к конкретным реалиям, к конкретным, подчас узнаваемым персонажам.
Далее во второй главе исследования речь идет об антиутопии - одном из самых популярных жанров XX века. Причина этой популярности кроется в том, что по сути ушедший век стал эпохой величайших иллюзий и страшнейших разочарований. У этого жанра есть, разумеется, свои истоки. В античном мире начинает формироваться так называемый интеллектуальный утопизм, то есть философская традиция конструирования «идеального строя». У истоков этой традиции стоит Платон с его диалогом «Государство». Таким образом, утопия превращается в своего рода интеллектуальную игру, цель которой - сформулировать идеальные законы человеческого общежития. Важную роль в формировании утопического мировоззрения в Европе сыграли раннехристианские хилиаст-ские ереси - учения о грядущем тысячелетнем Царстве Божи-ем на земле. В первой половине XIX века в Европе быстро распространяются идеи утопического социализма (Р. Оуэн, Ш. Фурье, Сен-Симон). В современной литературе утопия рассматривается среди жанров научной фантастики.
Жанр «альтернативной истории» сформировался в русской литературе XX века Авторы, работающие в этом жанре, отвечают на извечный вопрос: «А что было бы, если бы я (он, мир) поступил так, а не иначе?». В рамках этой повествовательной формы зачастую решаются сложные историософские задачи, главенствующей является проблема роли личности и случая в истории. В силу своей специфики жанр альтернативной истории достаточно вольно обращается с пространственно-временными факторами, его принято соотносить с фанта-
стическим направлением в литературе. Таким образом, под альтернативной историей принято подразумевать жанр фантастики, посвященный изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов пошла по другому пути.
Аксеновская «альтернативная история» - «Остров Крым» Нетипичность романа проявляется во всем, начиная с языкового строя текста, который стал более сдержанным, и, хотя в нем присутствует нецензурная лексика, грамматический строй стал более ровным, более приближенным к классическим образцам русского литературного письма; и заканчивая выбором жанра, в рамках которого автор решает свои художественные задачи «Остров Крым» написан на пересечении жанров антиутопии и альтернативной истории. В целом роман по формальным признакам можно отнести к фантастическому направлению в литературе. Но, по сути, единственным фантастическим элементом в романе становится допущение того факта, что отступающей Белой Армии удалось разрушить перешеек, соединявший Крым с материком, тем самым на время изолировав себя он Советской России Главной в «Острове Крым» становится мысль о том, что во всех бесконечных катастрофах России виноваты не внешние враги, не сильные и коварные, но единичные злодеи, но во всем виноват тот особенный русский менталитет, который не меняется в зависимости от среды и географии событий.
Для жанра антиутопии свойственно моделирование мира, который развился благодаря гипертрофии определенной черты общества и по сути является предостережением для современников. В то время как альтернативная история своей задачей ставит создание дееспособной модели общества, пошедшего по иному, отличного от современного, пути развития. Для В. Аксенова очевидно, что большинство проблем современного ему общества далеко не ограничиваются проблемой власти,
проблемой торжествующей гегемонии пролетариата Он осознает, что печать тоталитаризма страшна именно тем, что прочно входит в плоть, и дальше — в душу поколений, выросших уже и после Сталина, но сохраняющих, несущих на себе тавро Советского Союза. Очевидно, что эта мысль, намеченная в романе, в дальнейшем творчестве Аксенова находит новое, подчас более глубокое воплощение, но и в «Острове Крым» есть немало примет видоизменений человеческой психики под давлением гнусной социальной действительности.
Аксеновский «Остров Крым», будучи по форме и духу антиутопией, предупреждает о гораздо большей опасности, подстерегающей человека в современном обществе: опасности духовного обнищания, опасности жизни в мире, где каждый отлично знает, кто его враг. Каждый, стремящийся исправлять историю, возвращать ее на пути былого величия, поворачивать вспять реки, осушать моря, рискует добиться осуществления своих мечтаний. «Остров Крым» читается и как монолог автора в адрес многочисленных российских диссидентов, часть которых ратовала за возврат к дореволюционному прошлому, за реставрацию монархии, Российской империи. Аксенов считает, что движение назад — путь к окончательному краху.
В третьей главе «Романы В.П. Аксенова 2000-х годов: сюжетно-жанровое своеобразие, проблема героя и авторская философия» последние произведения Аксенова, созданные в новом веке, изучаются как система, обладающая константными идейно-художественными признаками. В этом разделе исследования три параграфа: «Сюжет, композиционные особенности и жанровое своеобразие», «Проблема героя», «Авторская позиция».
В.П. Аксенов продолжает активно работать, прежде всего, в жанре романа. За неполных семь лет нового века были опубликованы четыре объемных романа - «Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква» и «Редкие
земли» Если в предыдущих двух главах мы рассматривали тексты Аксенова по отдельности, стремясь выявить специфику каждого произведения, то в последней главе диссертации отдадим предпочтение системному методу. К целостному восприятию четырех произведений располагает их тематическая, сюжетно-композиционная близость Она позволяет говорить о том, что «поздний Аксенов» обрел свою философию романного жанра, которую мы и постараемся выявить.
Четыре романа В. П. Аксенова, написанные в 2000-х годах, рассмотрено как художественное пространство, обладающее относительно устойчивыми жанровыми, сюжетно-композиционными и идейными характеристиками. Это не значит, что все четыре произведения объединяются в некий цикл, стирающий различия между романами. Такого синтеза, конечно, не происходит. Каждый из романов: «Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква», «Редкие земли» - сохраняет неповторимые, только ему присущие художественные черты. Но есть и много общего, обусловленного авторским пониманием романа как кризисного жанра, повествующего о герое «байронического» склада.
Отмечаем сложные жанровые характеристики четырех рассмотренных в этой главе текстов. Жанр поздних аксенов-ских романов отличается синтетической природой: происходит соединение автобиографического, авантюрного, социально-политического, любовного и философского сюжетов. Но при всем тематическом многообразии в последних романах Аксенова выделяется одна общая сюжетная проблема - становление новой русской действительности, посткоммунистической жизни, встреча и неизбежный конфликт «двух Россий» в контексте постоянного присутствия Запада как территории и достаточно устойчивого комплекса идей.
Есть в романах Аксенова и признаки массового искусства, которые можно объединить понятием «кинематографич-
ность». Выделяется четкая, свободно пересказываемая фабула (подобный пересказ основного действия возможен даже в романе «Кесарево свечение» — самом сложном тексте последних лет), которая при необходимости может быть легко трансформирована на языке кино, без ущерба основным художественным событиям. В каждом из романов обнаруживается значительное число сцен, востребованных основными жанрами кинематографа. Есть герой, соответствующий духу времени, богатый, но романтичный; сильный, деловой, но влюбленный; «правильный», вызывающий уважение и даже восторг, но этому герою не чуждо ничто человеческое- он умеет и стрелять, и любить, и даже изменять возлюбленной, если этого требует логика сюжета.
С одной стороны, подчеркивается художественный характер, а в некоторых случаях даже особая сюрреалистичность (например, судьба Ника в романе «Редкие земли») событий. С другой стороны, романы Аксенова, написанные в XXI веке, отличает стремление к «стиранию границ между литературой и жизнью». Он обращается к сюжетам, характерным для современной России (даже роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» - не исключение). Самого себя автор выводит в роли действующего персонажа, активно взаимодействующего с вымышленными персонажами и при этом вспоминающего о реальных событиях собственной жизни. Многообразные отступления лирического и философского характера способствуют (прежде всего, в «Кесаревом свечении») появлению публицистического контекста.
В центре романов - проблема героя, которого Аксенов называет байронитом. Учитывая значение для «позднего Аксенова» романа «Вольтерьянцы и вольтерьянки», мы предлагаем называть основную фигуру рассмотренных произведений «байронитом-вольтерьянцем». Дело в том, что классический байронический герой первой трети XIX века находился в кон-
фликте с бытийными силами, отличался «мировой скорбью» и романтизмом, исключающим практицизм. В то время как вольтерьянство подразумевает значительно большее присутствие в суетных делах людского мира У аксеновских героев нет «неотмирности». У них есть вполне конкретный житейский реализм, позволяющий зарабатывать большие деньги. Не стоит забывать, что главные герои «Кесарева свечения» и «Редких земель» становятся миллиардерами. Герои (и «олигархи», и «поэты», и «вольтерьянцы») не стремятся уйти от действительности, они стремятся ее переделать, «очистить воздух» страны и мира.
В романах последних лет Аксенова, несомненно, занимает проблема «положительного героя» в новых исторических обстоятельствах. Автор многое позволяет своим персонажам. В их любовных историях сексуальные мотивы никогда не замалчиваются, а, наоборот, выдвигаются на первый план, достигая, на наш взгляд, очень высокого уровня провокационно-сти в образе Наташи («Редкие земли») и Глики («Москва КваКва»). Герои Аксенова участвуют в криминальных разборках, создают солидные капиталы, следуя логике времени, но (речь идет о героях, с которыми солидарен автор) настороженно относятся к государству и всегда сохраняют некое романтическое содержание, то «настоящее», что сохраняется в самых разных жизненных ситуациях, изображенных в произведениях.
В романах Аксенова практически не возникает классический для русской литературы вопрос о грехе и покаянии. Герои стремятся остаться самими собой, избегают углубленной рефлексии (Ген Стратов — определенное исключение). Когда необходимо, герои стремятся измениться, но это, как правило, не сопровождается углубленным анализом своего прошлого, признания его ошибочности и тем более греховности. Аксенов — художник, трепетно относящийся к большинству своих персонажей. Он прощает им то, что читатель может назвать паде-
нием или непозволительным компромиссом, если только общая устремленность персонажа соответствует аксеновским представлениям о жизни, о противостоянии тоталитарной системе мышления и социальной организации. Идеальный аксе-новский герой — практичный человек, не переставший размышлять и любить. Мотив «романтического поражения», отличающий художественные судьбы Кирилла Смельчакова, Глики, Гена Стратова, призван еще больше сблизить героя с читателем. Если говорить об эволюции героя в романах Аксенова 2000-х годов, то ее можно обозначить как движение от Славы Горелика к Гену Стратову. Смысл движения — в усилении трагизма, на смену оптимистической фарсовости, отличающей «Кесарево свечение», приходит определенная неразрешимость внутреннего конфликта, очевидная в образе главного героя «Редких земель».
Смысл авторской позиции, которой был посвящен третий параграф последней главы диссертации, наиболее наглядно проявляется и в «философском сюжете» «Кесарева свечения», и в «вольтеровских диалогах» романа, посвященного событиям XVIII века. Мы называем аксеновскую философию либеральной: ритуальная религиозность слишком формальна и небезопасна возможным появлением лицемерия, но и атеизм, превратившись в систему, способен уничтожить нравственность; XX век был самым кровавым в истории мира, но именно в это столетие был достигнут высокий уровень общественного милосердия; все социально-политические утопии показали свою несостоятельность, но все равно надо надеяться, хотя бы на утопию «художественной культуры». Трансформация философских образов Ницше и Шопенгауэра в романах Аксенова показывает, насколько важны для автора понятие сострадания и образ «надчеловека» - героя, стремящегося к нравственному росту человечества как вида, чье существование находится под угрозой.
В Заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы о сложной природе (взаимодействие реалистического и постмодернистского методов) аксеновской поэтики, о модернизации романной формы, сочетающей динамичную фабулу с постановкой философских проблем, об авторском оправдании современного героя, который принимает жизнь в самых разных проявлениях, всегда сохраняя «байронический» настрой.
Основные положения диссертационного исследования отражены в 5 публикациях автора:
1. Чернышенко, О. В. Образ шестидесятника в ранней прозе В.П Аксенова (по повести «Коллеги») [Текст] / О.В Чернышенко // Наука и образование. Известия Южного отделения РАО и РГПУ. - Ростов н/Д.: РГПУ, 2003. № 1. - С. 188 - 191.
2. Чернышенко, О В. «Остров Крым» В.П.Аксенова [Текст] / О.В. Чернышенко // Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения. Вып. 9. - М., 2004. - С. 552 - 555.
3. Чернышенко, О. В. «Остров Крым» В П Аксенова: син-кретичность жанра [Текст] / О.В. Чернышенко // Гносеология поэтики: художественная семантика и жанровый синкретизм. Внутривузовский сборник научных трудов. Вып. 4. - Ростов н/Д: РГПУ, 2004. - С 64 - 67.
4. Чернышенко, О. В. Роман В.П.Аксенова «Ожог» как опыт постмодернистского текста [Текст] / О.В. Чернышенко // Гносеология поэтики: художественная семантика и жанровый синкретизм: Внутривузовский сборник научных трудов. Вып. 6. - Ростов н/Д- РГПУ, 2006 - С 71 - 74.
* 5. Чернышенко, О. В. Концепция времени и истории в романе В.Аксенова «Московская сага» [Текст] / О.В Чернышенко 1! Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. - Кострома, 2007. - С. 195 -198.
Условные обозначения: * отмечена работа, опубликованная в издании, рекомендованном в ВАК МО РФ для публикации основных материалов кандидатских диссертаций.
Чернышенко О.В. Романы В.П. Аксенова: жанрово своеобразие, проблема героя и особенности авторской фи лософии: Автореф. дисс. ... канд. филолог, наук: 10.01.01. -Ростов н/Д.: ЮФУ, 2007. - 24 с.
Подписано в печать 02 10 2007
Формат 60x84 1/16 Печать офсетная Уел печ л 1,5
Тираж 100 экз Заказ № 37
Издательство ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения ква
лификации и переподготовки работников образования»
344011, Ростов-на-Дону, пер. Гвардейский, 2/51 пер Доломановский.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чернышенко, Ольга Васильевна
Введение
I. Формирование художественного стиля В. П. Аксенова в контексте творческого поиска «шестидесятников»
1.1. Литература «шестидесятников» как эстетический и социально-политический феномен
I.2. Формирование авторского стиля В. П. Аксенова в программной 28 повести «Коллеги»
II. Специфика романной формы в творчестве В. П. Аксенова 1960-х -1990-х годов
2.1. Размышления В. П. Аксенова о романе в контексте классической 45 теории жанра.
2.2. Место и роль постмодернистской эстетики в романах В. П. Аксе- ^ нова
2.3. Концепция времени и истории в романе В. П. Аксенова «Москов- 65 екая сага»
2.4. Роман В. П. Аксенова «Остров Крым» - альтернативная антиуто
III. Романы В. П. Аксенова XXI века: сюжетно-жанровое своеобразие, проблема героя и авторская философия
3.1. Сюжет, композиционные особенности и жанровое своеобразие —пз~
3.2. Проблема героя
3.3. Авторская позиция
Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Чернышенко, Ольга Васильевна
Творческая и личная биография В. П. Аксенова во многом являются знаковыми для современного культурного пространства. Переживший и отразивший в своих текстах все наиболее яркие события новейшей истории России второй половины XX века, сам Василий Павлович продолжает оставаться до некоторой степени фигурой загадочной, по крайней мере, малоисследованной.
Вошедший в литературу в эпоху оттепели, ставший одним из лидеров шестидесятников, эмигрировавший, но продолжавший всегда писать для России, даже в тех случаях, когда в силу обстоятельств было проблематично даже представить тот факт, что тексты эмигранта и диссидента дойдут до своего адресата, Аксенов, без сомнения, является значимой фигурой культурологического порядка. Однако зачастую для современного поколения российских читателей он представляется иногда живым классиком, иногда миссионером, в то время как его литературные заслуги чаще всего соотносятся с веком минувшим. Это далеко не так, и в наши дни В. П. Аксенов продолжает писать, активно публиковаться, что свидетельствует лишний раз о непреходящем значении его литературного таланта.
Несмотря на то, что, по словам самого Аксенова, он пишет в среднем 1 -2 романа в год, значимых исследований, посвященных выявлению своеобразия его писательской манеры, рассматривающих динамику становления его мировоззрения, развитие философских, онтологических, художественных взглядов, практически нет.
В последние годы в периодике регулярно появляются статьи, рассматривающие тот или иной аспект творчества писателя, однако все они не претендуют на широкий охват в силу, прежде всего, жанровой специфики. Нам представляется перспективным изучение как цельной картины творчества В. П. Аксенова, так и его поэтических, драматических опытов, его работы в качестве автора сценариев для художественных фильмов.
В данном диссертационном исследовании нами была предпринята попытка, основываясь на работах современных исследователей: филологов, отчасти философов и культурологов, обозначить основные черты поэтики романов писателя, рассматривая их в контексте эпохи, без сомнения, в величайшей степени повлиявшей на его творческое становление.
Актуальность диссертации. 1) Феномен либерального противостояния тоталитарным формам сознания («оттепель»), реализовавшийся в культуре 1960-х и в 1980-х - 1990-х годов прошлого столетия, продолжает оставаться одной из дискуссионных проблем современной словесности. 2) Жанр романа, о кризисе которого в последние годы говорят достаточно часто, адаптируется к новым духовно-эстетическим контекстам, ставя вопрос о природе жанровых трансформаций в литературе последних десятилетий. 3) Обращение к творчеству В. П. Аксенова как к целостной идейно-художественной системе позволяет оценить многие тенденции современного литературного процесса, в том числе: усиление интереса к поэтике фантастического, становление антиутопических мотивов, стремление художественного текста к кинематографической образности, поиск неоромантического («байронического») героя с позитивной жизненной позицией, тесное взаимодействие реалистического и постмодернистского стилей. 4) Активное участие В. П. Аксенова в литературном процессе нового века ставит перед исследователями вопросы об авторской эволюции и константных формах художественного мышления писателя.
Новизна диссертации. 1) Творчество В. П. Аксенова изучается как система нравственных идей и эстетических представлений, эволюционировавших на протяжении полувека. 2) Проблема авторской философии В. П. Аксенова, позволяющая оценить современные формы либеральной идеологии шестидесятников, оказывается в работе одной из центральных. 3) Четыре новых романа В. П. Аксенова («Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква» и «Редкие земли») впервые рассматриваются как идейно-эстетическое единство, как явление «нового романа» в творчестве изучаемого писателя.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты существенны для определения и уточнения таких ключевых для современной литературы понятий, как проза шестидесятников, проблема утопического и антиутопического сознания в литературе XX века, жанрово-стилевая система современной литературы, эволюция романного жанра в условиях стремительного наступления массовой культуры.
Объектом исследования стала художественная проза В. П. Аксенова, повести и романы писателя, опубликованные с 1959 года. Особое внимание уделено романам последних лет («Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква», «Редкие земли»), позволяющим уточнить представления о творческом методе В. П. Аксенова.
Предмет исследования - становление романной формы в творчестве В. П. Аксенова, эстетическая конкретизация ее вариаций; эволюция художественной концепции личности, решение проблемы героя от ранней повести «Коллеги» до позднего романа «Редкие земли»; авторская философия как в художественных текстах, так и в публицистических комментариях к ним.
Цель исследования - изучение романов В. П. Аксенова как целостной идейно-художественной системы, предполагающее решение проблем жанровой эволюции, нравственной природы героя в контексте социально-исторических конфликтов и авторской философии, восходящей к мировиде-нию шестидесятников и по-своему его трансформирующей.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач:
1) охарактеризовать период вступления В. П. Аксенова в литературу, рассмотреть основные особенности творчества «шестидесятников»;
2) определить особенности лирической прозы В. П. Аксенова 60-х годов XX века;
3) проанализировать важнейшие философско-эстетические и культурологические константы романного творчества исследуемого автора;
4) выявить черты жанра утопии и антиутопии в романе Аксенова «Остров Крым»;
5) сделать целостный анализ романов В. П. Аксенова 2000-х годов.
Методологической основой работы стал системный подход, предполагающий изучение творчества автора как сложного образования, отражающего в равной степени как внутренний мир творца, его идейную, онтологическую самобытность, так и сферу окружения, внешний контекст эпохи, в той или иной мере повлиявший на формирование художественного мировоззрения В. П. Аксенова. Теоретические представления о романе М. М. Бахтина, Е. М. Мелетинского, В. В. Кожинова и других литературоведов использованы при практическом анализе произведений В. П. Аксенова. Основы мотив-ного анализа позволили рассмотреть последние четыре романа изучаемого писателя как сюжетную систему, обладающую определенной целостностью.
Научно-практическая ценность данного диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов при чтении вузовских курсов по истории русской литературы второй половины XX века, спецкурсов по творчеству В. П. Аксенова и шестидесятников, а также для дальнейшего исследования творчества В. П. Аксенова.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В теоретических представлениях о романе (им находится место и в художественных текстах) В. П. Аксенов, следуя за М. М. Бахтиным, считает этот жанр примером открытости и незаконченности, оценивает роман как тип повествования, для которого характерна «философия вопросительных знаков», а не «пафос знаков восклицательных».
2. Считая роман явлением интеллектуального творчества, противостоящего тоталитарному мышлению, В. П. Аксенов достаточно пессимистично относится к его перспективам, утверждая, что массовая культура и альтернативные формы информации и досуга ставят под сомнение существование жанра, пережившего расцвет в XIX-XX веках. Возможным ответом на кризис романа писатель считает актуализацию контактов с действительностью в художественном повествовании и усиление тенденций, сближающих романную форму с эстетикой кино.
3. Рассматривая творчество (прежде всего, романы) В. П. Аксенова как единый идейно-художественный процесс, можно говорить о его соответствии нравственной и литературной позиции шестидесятников, о реализации авторской позиции в так называемой «либеральной философии». Ее основные положения, нашедшие отражения в главных романах В. П. Аксенова: недоверие к государственной системе, часто обвиняемой в тоталитаризме и формализме; интерес к личности, противопоставляющей себя той или иной системе порабощения; высокое мнение о цивилизации Запада, чей опыт должен быть использован Россией; настороженное отношение к православному христианству при усиливающемся внимании к религии в целом.
4. Писатель убежден в том, что перед каждым художником слова стоит задача исследовать границы романа, чтобы по возможности выработать новые способы письма, максимально отвечающие духу времени. Стремясь раздвигать границы привычных жанров, В. П. Аксенов обращается к фантастической литературе, традиционно рассматриваемой в литературоведении как «легкое чтение». В его творчестве жанры утопии, антиутопии, альтернативной истории приобретают высокохудожественное звучание, ставящее романы «Остров Крым», «Москва Ква-Ква» в один ряд с произведениями Замятина, Оруэлла, Хаксли.
5. Проза В. П. Аксенова располагается на границе постмодернизма и реалистического искусства. С постмодернизмом аксеновские романы сближает игровое начало, корректирующая ирония и, самое главное, частое обращение к альтернативной истории, свободное отношение к историческим личностям и событиям. В целом реалистическим остается сюжетостроение в романах В. П. Аксенова, которые представляют цельное художественное событие, поддающееся пересказу. Автобиографический и публицистический уровни романов также указывают на их достаточно прочную связь с реализмом.
6. Для большинства романов В. П. Аксенова характерна сложная жанровая природа, особый жанровый синтез, наиболее очевидный в текстах последних лет. Обязателен авантюрный сюжет (даже в таком сложном тексте, как «Кесарево свечение»), без труда выделяется сюжет, характерный для любовного романа. Присутствуют социально-политическая, историческая интриги, которые находятся в контакте с автобиографическим сюжетом. Философский дискурс (особенно заметный в «Вольтерьянцах и вольтерьянках») делает необходимым обсуждение бытийных проблем.
7. На протяжении всего творчества сохраняется подчеркнутый и неоднократно прокомментированный интерес В. П. Аксенова к герою, которого сам автор называет «байронитом». Наиболее объемным явлением этого персонажа стали романы В. П. Аксенова, написанные в XXI веке: «Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква» и «Редкие земли». Основные черты аксеновского «байронита»: активное участие в переустройстве России, бесстрашие и в криминальных разборках, и в противостоянии с государством; денежное благополучие при сохранении свободы от культа денег; обязательная «любовная история» и достаточно свободное отношение к супружеской верности; стремление к реализации масштабного проекта, реального или символического «очищения воздуха»; интерес к философским вопросам - к проблемам жизни, смерти, самопознания.
Апробация. Основные положения диссертации изложены в пяти публикациях и на межвузовской конференции «Шешуковские чтения. Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения» (Москва, 2004).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации -181 страница. Число наименований в библиографическом списке - 260.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Романы В.П. Аксенова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии"
Выводы по третьей главе.
Четыре романа В. П. Аксенова, написанные в XXI веке, мы рассмотрели как художественное пространство, обладающее относительно устойчивыми жанровыми, сюжетно-композиционными и идейными характеристиками. Это
229 Аксенов В. Кесарево свечение. - М.: Эксмо, 2005. - С. 434.
230 Аксенов В. Облискурация Аксенова / Беседа с Василием Аксеновым; беседу вела Ирина Барме-това // Октябрь. - 2004. - № 2. - С. 14-16. 231 Аксенов В. Кесарево свечение. - М.: Эксмо, 2005. - С. 434-435. не значит, что все четыре произведения объединяются в некий цикл, стирающий различия между романами. Такого синтеза, конечно, не происходит. Каждый из романов: «Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква», «Редкие земли» - сохраняет неповторимые, только ему присущие художественные черты. Но есть и много общего, обусловленного авторским пониманием романа как кризисного жанра, повествующего о герое «байронического» склада.
Отмечаем сложные жанровые характеристики четырех рассмотренных в этой главе текстов. Жанр поздних аксеновских романов отличается синтетической природой: происходит соединение автобиографического, авантюрного, социально-политического, любовного и философского сюжетов. Но при всем тематическом многообразии в последних романах Аксенова выделяется одна общая сюжетная проблема - становление новой русской действительности, посткоммунистической жизни, встреча и неизбежный конфликт «двух Россий» в контексте постоянного присутствия Запада как территории и достаточно устойчивого комплекса идей.
Есть в романах Аксенова и признаки массового искусства, которые мы объединяем понятием «кинематографичность». Выделяется четкая, свободно пересказываемая фабула (подобный пересказ основного действия возможен даже в романе «Кесарево свечение» - самом сложном тексте последних лет), которая при необходимости может быть легко трансформирована на языке кино, без ущерба основным художественным событиям. В каждом из романов обнаруживается значительное число сцен, востребованных основными жанрами кинематографа. Есть герой, соответствующий духу времени - богатый, но романтичный; сильный, деловой, но влюбленный; «правильный», вызывающий уважение и даже восторг, но этому герою не чуждо ничто человеческое - он умеет и стрелять, и любить, и даже изменять возлюбленной, если этого требует логика сюжета.
С одной стороны, подчеркивается художественный характер, а в некоторых случаях даже особая сюрреалистичность (например, судьба Ника в романе «Редкие земли») событий. С другой стороны, романы Аксенова, написанные в XXI веке, отличает стремление к «стиранию границ между литературой и жизнью». Он обращается к сюжетам, характерным для современной России (даже роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» не исключение). Самого себя автор выводит в роли действующего персонажа, активно взаимодействующего с вымышленными персонажами и при этом вспоминающего о реальных событиях собственной жизни. Многообразные отступления лирического и философского характера способствуют (прежде всего, в «Кесаревом свечении») появлению публицистического контекста.
В центре романов - проблема героя, которого Аксенов называет байро-нитом. Учитывая значение для «позднего Аксенова» романа «Вольтерьянцы и вольтерьянки», мы предлагаем называть основную фигуру рассмотренных произведений «байронитом-вольтерьянцем». Дело в том, что классический байронический герой первой трети XIX века находился в конфликте с бытийными силами, отличался «мировой скорбью» и романтизмом, исключающим практицизм. В то время как вольтерьянство подразумевает значительно большее присутствие в суетных делах людского мира. У аксеновских героев нет «неотмирности». У них есть вполне конкретный житейский реализм, позволяющий зарабатывать большие деньги. Не стоит забывать, что главные герои «Кесарева свечения» и «Редких земель» становятся миллиардерами. Герои (и «олигархи», и «поэты», и «вольтерьянцы») не стремятся уйти от действительности, они стремятся ее переделать, «очистить воздух» страны и. мира.
В романах последних лет Аксенова, несомненно, занимает проблема «положительного героя» в новых исторических обстоятельствах. Автор многое позволяет своим персонажам. В их любовных историях сексуальные мотивы никогда не замалчиваются, а, наоборот, выдвигаются на первый план, достигая, на наш взгляд, очень высокого уровня провокационности в образе Наташи («Редкие земли») и Глики («Москва Ква-Ква»). Герои Аксенова участвуют в криминальных разборках, создают солидные капиталы, следуя логике времени, но (речь идет о героях, с которыми солидарен автор) настороженно относятся к государству и всегда сохраняют некое романтическое содержание, то «настоящее», что сохраняется в самых разных жизненных ситуациях, изображенных в произведениях.
В романах Аксенова практически не возникает классический для русской литературы вопрос о грехе и покаянии. Герои стремятся остаться самими собой, избегают углубленной рефлексии (Ген Стратов - определенное исключение). Когда необходимо, герои стремятся измениться, но это, как правило, не сопровождается углубленным анализом своего прошлого, признания его ошибочности и тем более греховности. Аксенов - художник, трепетно относящийся к большинству своих персонажей. Он прощает им то, что читатель может назвать падением или непозволительным компромиссом, если только общая устремленность персонажа соответствует аксеновским представлениям о жизни, о противостоянии тоталитарной системе мышления и социальной организации. Идеальный аксеновский герой - практичный человек, не переставший размышлять и любить. Мотив «романтического поражения», отличающий художественные судьбы Кирилла Смельчакова, Глики, Гена Стратова, призван еще больше сблизить героя с читателем. Если говорить об эволюции героя в романах Аксенова XXI века, то ее можно обозначить как движение от Славы Горелика к Гену Стратову. Смысл движения - в усилении трагизма: на смену оптимистической фарсовости, отличающей «Кесарево свечение», приходит определенная неразрешимость внутреннего конфликта, очевидная в образе главного героя «Редких земель».
Смысл авторской позиции, которой был посвящен третий параграф последней главы диссертации, наиболее наглядно проявляется и в «философском сюжете» «Кесарева свечения», и в «вольтеровских диалогах» романа, посвященного событиям XVIII века. Мы называем аксеновскую философию либеральной: ритуальная религиозность слишком формальна и небезопасна возможным появлением лицемерия, но и атеизм, превратившись в систему, способен уничтожить нравственность; XX век был самым кровавым в истории мира, но именно в это столетие был достигнут высокий уровень общественного милосердия; все социально-политические утопии показали свою несостоятельность, но все равно надо надеяться хотя бы на утопию «художественной культуры». Трансформация философских образов Ницше и Шопенгауэра в романах Аксенова показывает, насколько важны для автора понятие сострадания и образ «надчеловека» - героя, стремящегося к нравственному росту человечества как вида, чье существование находится под угрозой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
Вторая половина XX века, эпоха «оттепели», дала русской литературе большое количество самобытных авторов, ярких творческих личностей, которые в своих исканиях продолжили традиции своих предшественников начала XX века. Феномен «оттепели», «шестидесятничества», обусловлен всем ходом развития русской литературы, а также рядом внешнеполитических обстоятельств. «Оттепель», или, как говорят некоторые исследователи этой эпохи, «русский ренессанс», породила небывалый всплеск творческой энергии, все аспекты которого еще не изучены и нуждаются в пристальном и всестороннем анализе. Если говорить о литературе «оттепели», то необходимо особо отметить ее неоднородность, эклектичность. Главным связующим элементом для целого ряда авторов становится свободное творческое самовыражение.
Писатели, пришедшие в русскую литературу в 50-60-е годы (А. При-ставкин, С. Антонов, Ю. Казаков, В. Лихоносов, В. Конецкий, Г. Горышин, В. Голявкин и др.), рассматривали в своих произведениях сложные проблемы становления личности, поиска своего предназначения человеком, взаимоотношений между людьми в условиях нового социалистического общества, скрытой ограниченности возможностей. Что особенно важно отметить, литература «оттепели» характеризовалась активными поисками как в плане содержания, так и формальной организации текста.
На развитие литературы 60-х годов существенно повлияли классики XIX века (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов) в раскрытии традиционной для русской литературы темы «маленького человека», теперь переселенного в урбанистический социалистический мир; а также авторы классических текстов начала XIX века. Влияние последних в большей степени касалось сферы языка. Шестидесятники продолжали традиции авангардной литературы 20-х годов, развивая достижения А. Платонова, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.
Проза 50-60-х годов представляла собой явление уникальное, конгломерат индивидуальностей, объединенных, тем не менее, помимо сходных социальных условий творчества и неким конечным набором художественных констант, продиктованных временем и всем процессом развития литературы вплоть до середины XX века.
Романтическая модель двойственности мира, разделенного изначально на реальный (пошлый, скучный) и идеальный (возвышенный), реализовыва-лась у шестидесятников через противопоставление «здесь» и «там», родины и эмиграции. Причем роль мира идеального была отдана Соединенным Штатам Америки. Впрочем, зачастую в произведениях авторов этого периода мир идеальный лишь подразумевался, не обозначенный вербально, присутствовал лишь в авторской концепции мировидения. При этом ключевыми понятиями становились Свобода и Истина.
Творчество В. П. Аксенова разнопланово и представлено разнообразными жанрами эпического рода: он обращается и к рассказу, и к повести, и к роману. Кроме того, ему принадлежат пьесы «Цапля», «Ах, Артур Шопенгауэр». Зачастую он вставляет в ткань своих романов отрывки из своих пьес, стихотворения собственного сочинения.
Однако центральным жанром, принесшим В. П. Аксенову признание, является все же жанр романа.
В полной мере романная форма сформировалась и приобрела окончательный узнаваемый вид в творческой лаборатории Аксенова не сразу, пройдя стадии увлечения рассказом и повестью.
В XX веке в литературоведении велась дискуссия о природе жанра, о взаимоотношении формы и содержания. И в особенности о природе романа как динамичной, переживающей период самоопределения формы. Традиции романной формы в литературе, в том числе и русской, складывались не одно десятилетие. К середине XX века можно говорить о двух сформировавшихся направлениях, в которых продвигалось дальнейшее развитие романа как жанра. Это реалистическое и модернистское направления. Между ними было много общего, однако наблюдался и ряд принципиальных различий.
Роман остается мощной литературной формой, позволяющей выразить социальный опыт людей, их мечты, их стремление к познанию мира. Сложилось несколько основных типов романа, среди которых социальный роман, нравоописательный роман, культурно-исторический (разновидностью данного типа являются семейные хроники, исторические романы), психологический, роман идей, приключенческий роман, роман поисков, экспериментальный роман и его разновидность «роман сознания» и др. Необходимо подчеркнуть, что ни один талантливо написанный текст не может быть сведен к какому-то единственному типу, сочетая в себе на фоне доминирования определенной темы и элементы прочих.
Однако на фоне развития и совершенствования романа как жанра наблюдается парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. Романы перестал рождать сенсацию, фигура романиста перестает быть знаковой, автор романа больше не создает стиль, не определяет эпоху. Вместо него эти функции берут на себя герои масс-медиа.
Василий Аксенов полагает подобное состояние вещей печальным, но в определенной степени закономерным итогом эволюции романной формы. При этом Россия как самая молодая капстрана рассматривается Аксеновым в качестве некоторого исключения.
Творчество Василия Аксенова дает широкий материал для изучения основных типов современного романа. Как любой ищущий автор, он не останавливается на единожды избранной удачной формуле, но продолжает экспериментировать. Так, двигаясь от рассказов, выдержанных во вполне традиционной манере, он приходит к культурно-историческому роману («Московская сага»), экспериментальному роману («Остров Крым», «Москва КваКва»),
Василий Аксенов не ставит целью своего творчества формальные эксперименты, предпочитая не заигрывать с формой, но говорить с читателем на темы, болезненные для него самого и представляющие интерес для целого поколения, для тех, кто жил с ним в одно время, в одном государстве.
Роман Василия Аксенова «Ожог» писался в период с 1969 по 1975 годы и стал во многом переломным для творческого сознания писателя. Весь роман выстроен как шарада, к которым советский читатель успел уже привыкнуть. Но иносказательность Аксенова несколько иного рода. Он не пытается скрыться за ней от действительности, не стремится надеть маску, чтобы из-под нее намекать на правду. Напротив, Аксенов предельно откровенен с читателем. Но мир, описываемый им, по природе своей фрагментарен, раздроблен. Связь времен и поколений разрушена. И описывать его в традиционных, линейных образах невозможно.
Ожог» становится почти постмодернистским текстом в той своей части, которая повествует нам о гибели прошлого мира. Реальность, данная нам в этом романе, распадается на отдельные элементы в силу ряда социальных причин. Одним из способов стилевой игры с читателем становится постоянная смена повествователя.
Для Аксенова принципиальным становится не только передать основополагающее для постмодернистской культуры ощущение разрушения истории, разрушения основ. Нигилистические взгляды культуры Западной Европы накладываются у него на острейшее ощущение советской действительности, по своей природе раздробленной, разобщенной, но, в отличие от западноевропейской, тяготеющей к синтезу.
В. П. Аксенов много экспериментировал с жанром романа, стремясь создать текст живой, подвижный, «эластичный», передающий не только реалии, но и дух, даже душу эпохи. Мастерство Аксенова-рассказчика всегда складывалось из нескольких компонентов: тонкого психологизма, замечательного владения словом и умения следовать за авторитетами, учиться у классиков даже тогда, когда общая тенденция диктовала бунт, отречение от старых методов, идеалов, приемов повествования.
В полной мере традиционным, написанным в духе классических семейных хроник, представляется нам и роман «Московская сага». Роман «Московская сага» был закончен В. П. Аксеновым в 1992 году и является плодом его зрелого творчества. Аксенов выступает не только и не столько как бытописатель, как наблюдатель жизни, но и как аналитик, философ, для которого важны не только межличностные отношения, но и онтологические проблемы, проблемы взаимодействия личности с мирозданием, с космосом. И в этом его роман перекликается с русской традицией философствования.
Утопия как феномен социальной жизни общества не является прерогативой какой-либо конкретной государственной формации. Для мифологизированного сознания характерны представления о золотом веке. В традиционном обществе утопия носила ретроспективный характер.
Утопическое сознание, то есть сознание, ориентированное на отнесенный во времени и пространстве утопический идеал, свойственно низам общества, более всего страдающим от существующих противоречий.
В современной литературе утопия рассматривается среди жанров научной фантастики. В утопиях конструируется некая «вторая действительность», которая противопоставляется окружающей реальности и содержит острую критику современности. Расцвет утопической литературы совпадает с полосами острых культурных кризисов и кардинальных перемен в жизни общества. Своими корнями утопическая литература уходит в архаические мифы о посещении подземного царства и в жанр народной сказки. Принцип контраста настоящего и будущего в утопиях часто реализуется через диалог между сторонним визитером, которого все вокруг приводит в изумление, и его «чичероне», то есть проводником по новому миру, объясняющим чужестранцу устройство идеального общества.
Своеобразная разновидность и одновременно зеркальное отражение жанра утопии - антиутопия. Антиутопия представляет собой пародию на утопические художественные произведения либо на утопическую идею. Антиутопии абсурдируют настоящее и настающее скрытой тоской по порядку и стабильности.
Характерно, что жанр антиутопии, сформировавшийся к настоящему времени, отнюдь не представляет собой статичное явление. Напротив, будучи живым, подвижным жанровым образованием, антиутопия далеко не однородна. Условно можно выделить такие разновидности этого жанра:
1) так называемая «классическая» антиутопия;
2) «альтернативная» антиутопия.
Ярким примером альтернативной антиутопии и является роман В. П. Аксенова «Остров Крым».
Жанр «альтернативной истории» - жанр фантастики, посвященный изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов, пошла по другому пути. При этом под фантастикой (от греч. phantastike - искусство воображать) следует понимать форму отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной.
В произведениях, созданных в жанре альтернативной истории, непременным элементом сюжета является изменение хода истории в прошлом (относительно момента создания произведения). В результате этого изменения происходит «разветвление» истории - события начинают развиваться по другому пути. В мире с изменённой историей и происходит действие. Оно может проходить в любое время - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, но на происходящие события существенным образом влияет факт изменения истории.
Роман Василия Аксенова «Остров Крым» был написан в 1977-1979-х годах на пересечении жанров антиутопии и альтернативной истории. Фантастическое допущение, являющееся сюжетообразующим, лежит в пределах границ жанра альтернативной истории. Главной мыслью «Острова Крым» становится мысль о том, что во всех бесконечных катастрофах России виноваты не внешние враги, не сильные и коварные, не единичные злодеи, но всем виноват тот особенный русский менталитет, который не меняется в зависимости от среды и географии событий. Безусловно, В. П. Аксенов своим творчеством продолжает лучшие традиции русской прозы, однако помимо традиционности, во многом касающейся языковой сферы и способов создания и раскрытия персонажей, в «Острове Крым» налицо целый ряд примет постмодернистского текста.
Для целостного представления об Аксенове-романисте особое значение приобретает рассмотрение его последних романов, созданных уже в XXI веке. Все четыре текста («Кесарево сечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква», «Редкие земли»), оставаясь самобытными, совершенно самостоятельными произведениями, позволяют говорить об универсальном подходе изучаемого писателя к романной форме. 1) Выявляется синтетический характер жанровой природы, стремление автора соединить разные типы сюжетов, образовав достаточно сложное художественное единство. Есть и любовный сюжет, и сюжет авантюрный. Они в контакте с социально-политическим, историческим сюжетом. С ними взаимодействует сюжет философский. Общим контекстом оказывается автобиографический тип повествования. 2) Автор не отстраняется от происходящих событий, присутствуя в произведениях в образе творческой личности, чья биография во многом совпадает с биографией самого В. П. Аксенова. Повествователь неоднократно называет себя демиургом, ответственным за персонажей. Часто Аксенов рассуждает о самом процессе создания романа, погружая читателя в творческую «кухню». Активное присутствие автора делает возможными разнообразные отступления, комментарии, публицистические реплики, повышающие контакт художественного текста с историческим временем. 3) Персонажем, к которому В. П. Аксенов обращается снова и снова, оказывается современный «байронит», обладающий устойчивыми признаками. Это и частый конфликт с государством, нежелание обслуживать тоталитарную идеологию, и обязательная реализация в масштабном проекте, будь то борьба за чистый воздух или антисталинское восстание. Аксеновский герой непременно реализуется в любовной истории, при этом автор никогда не требует от героев и героинь формальной праведности, склонности к покаянию. Подтекстом деятельности основных персонажей позднего Аксенова можно назвать авторское стремление оправдать современного россиянина, занимающего активную позицию в бизнесе, любви и самопознании.
Редкие земли», последний на данный момент роман В. П. Аксенова, показывает, что нарастает тревога писателя за состояние российской демократии. Усиливаются трагические интонации, нашедшие выражение, прежде всего, в судьбе Гена Стратова. Также очевидно, что получают развитие философские традиции, связанные с авторским представлением о Шопенгауэре (концепция сострадания) и Ницше (концепция «надчеловека»).
Список научной литературыЧернышенко, Ольга Васильевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Абдуллаев, Е. На пире Платона во время чумы: Об одном платоновском сюжете в русской литературе 1830-х 1930-х годов Текст. / Е. Абдуллаев // Вопросы литературы. 2007. - № 2.
2. Азаренко, С. А. Перспективы социально-топологического способа описания в современном обществознании Текст./ С.А. Азаренко //Социемы. 2002. -N 8. - Екб. УрГУ. - С. 84.
3. Аксенов, В. Американским писателем я так и не стал Текст./ Василий Аксенов // Иностранная литература. 2003. - № 1. - С. 62.
4. Аксенов В. Облискурация Аксенова / Беседа с Василием Аксеновым; беседу вела Ирина Барметова // Октябрь. 2004. - № 2. - С. 14-16.
5. Аксенов, В. Апельсины из Марокко Текст./ В. П. Аксенов. М.: Изо-графус, 2003.-496 с.
6. Аксенов, В. Василий Аксенов: «Мой дом там, где мой рабочий стол» Текст. / В. П. Аксенов; беседу вела И. Кузнецова // Вопросы литературы. 1999. - № 2. - С. 284-296.
7. Аксенов, В. Вольтерьянцы и вольтерьянки Текст./ В. П. Аксенов. М.: ИзгорафЪ, Эксмо, 2005. - 400 с.
8. Аксенов, В. Кесарево свечение Текст./ В. П. Аксенов. М.: Эксмо, 2005.-636 с.
9. Аксенов, В. Москва Ква-Ква Текст./ В. П. Аксенов. М.: Эксмо, 2006. -448 с.
10. Аксенов, В. Московская сага. Текст. В 3 томах/ В. П. Аксенов. М.: Изографус-Эксмо, 2004.
11. Аксенов, В. Название нового романа навеяно медициной Текст./ В. П. Аксенов // Медицинская газета. 2001. - 20 июля (№ 53). - С. 16.
12. Аксенов, В. Новый сладостный стиль Текст./ В. П. Аксенов. М.: Эксмо, 2006. - 624 с.
13. Аксенов, В. Ожог Текст. / В. П. Аксенов. М.: Изографус, 2003. - 544 с.
14. Аксенов В. П. Остров Крым Текст./ В. П. Аксенов. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.-319 с.
15. Аксенов, В. Редкие земли Текст./ В. П. Аксенов. М.: Эксмо, 2007. -447 с.
16. Аксенов, В. Чудо или чудачество. О судьбе романа Текст./ В. П. Аксенов // Октябрь. 2002. - № 8. - С. 171-179.
17. Алешина, Т. Точность вежливость классиков Текст./ Т. Алешина // Октябрь.- 2004. -№ 12.-С. 16-19.
18. Аннинский, J1. Локти и крылья: Литература 80-х надежды, реальность, парадоксы Текст.: [сборник] / Л. Аннинский. - М.: Советский писатель, 1989. — 3151.с.
19. Антипенко, А.Л. «Мифология богини»: По данным «Одиссеи» Гомера Текст./ А.Л. Антипенко. М.: Ладомир, 2002. - 252 с.
20. Антонов, С. Избранные произведения в 2 т. Текст./ С. Антонов. М.: Художественная литература, 1979.
21. Аристотель. Метафизика Текст./ Аристотель // Собр. соч.: В 4-х т. -М., 1976.-Т. 1.-С. 63-367.
22. Аристотель. О трагедии Текст./ Аристотель // Собр. соч.: В 4-х т. -М., 1976.-Т. 1 О душе.
23. Арсентьева, Н. Н. Становление антиутопического жанра в русской литературе Текст.: Моногр./ Н. Н. Арсентьева. М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1993.-335 с.
24. Барметова, И. Тезей и другие Текст. / И. Барметова // Октябрь. 2006, № 2. - С. 52
25. Барт, Р. Воображение знака Текст./ Р. Барт // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика- М.,1994. С. 246-252.
26. Барт, Р. Драма, поэма, роман Текст./ Р. Барт // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с франц., составление и вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 2000. - С. 12-334.
27. Барт, Ролан(1915-1980). Мифология Текст./ Ролан Барт; Пер. с фр., вступ. ст. и коммент.] Сергея Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.-315 с.
28. Баталов, Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах Текст./ Э.Я. Баталов. М.: Политиздат, 1989. - 317[2] с.
29. Баталов, Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США Текст./ Э.Я. Баталов. М: Наука, 1982. - 336 с.
30. Баталов, Эдуард Яковлевич. В мире утопии Текст. : Пять диалогов об утопии, утопич. сознании и утопич. Экспериментах/Э. Я. Баталов -М.: Политиздат, 1989. 317, [2]с.
31. Бахтин, М. М. «Риторика, в меру своей лживости.» Текст./ М. М. Бахтин // Собр. соч. М., 1996. - Т.5. - С. 63-70
32. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности Текст./ М. М. Бахтин // Работы 20-х годов. Киев, 1994. - 438 с.
33. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет Текст./ М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
34. Бахтин, М. М. Формальный метод в литературоведении Текст./ М. М. Бахтин. // Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000. - С. 186-348.
35. Бахтин, М. М. Эпос и роман Текст./ М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000.-300 с.