автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Пространственно-временной анализ формообразования в искусстве
Текст диссертации на тему "Пространственно-временной анализ формообразования в искусстве"
/
(Л-
Государственный комитет по высшему образованию РФ Яутский государственный университет им. М. К. Аммосова
ЧУСОВСКАЯ ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ АНАЛИЗ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ИСКУССТВЕ
Специальность 09. 00. 01 - онтология и теория познания
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
На правах рукописи
Научный руководитель доктор философских наук, профессор Б. Н. Попов
Якутск 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Пространство и время - исходные позиции анализа художественного формообразования
1.1. Основные концепции пространства и времени и проблема формообразования.............................................................................................12
1.2. Художественное время и художественное пространство как формообразующие факторы.............................................................................29
> • - .'. ^ ** *
Глава П. Пространственно-временная специфика формообразования в искусстве.
2.1. Пространственное формообразование.....................................................47
2.2. Временное формообразование.................................................................67
2.3. Синкретическое формообразование.........................................................87
Заключение.....................................................................................................104
Библиография................................................................................................112
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Время требует пересмотра критериев оценки художественных произведений, которые долгие годы были подвержены "тестированию" на идеологическую пригодность, а затем уже получали статус "истинной художественности". Пространственно-временной анализ позволяет рассмотреть любое произведение искусства с точки зрения совершенства его формы, не "стыдясь" того факта, что форма в искусстве решает всё (с учетом ее неразрывности с содержанием, конечно).
Разностильные определения видов искусства в справочных изданиях по эстетике говорят об отсутствии на сегодняшний день единой методологии анализа художественной формы.
Поиски общего основания, через которое можно было бы выразить суть искусства, объединяющую все его виды и дающую их систему, можно сравнить с проблемой вечного двигателя. Вряд ли возможно полное ее разрешение. И, несмотря на то, что здравые голоса говорят о невозможности разложить искусство на первоэлементы и выразить его через дефиниции, мы присоединяемся к мнению философов, которые считают, что исследования в этом направлении вести необходимо, так как без приближения к решению этой проблемы трудно, почти невозможно, увидеть общие законы развития искусства, определить специфику его видов, выработать объективные критерии анализа художественного произведения.
В последние годы усилился интерес к этому вопросу в отечественной философии. В 1995 году К. М. Кушнер выступает в журнале "Вопросы философии" со статьей "Структурные сходства -
основа дескриптивных коррелятов в различных типах искусств."1 В ней автор ссылается на американского искусствоведа Вальтера Стоуна, который считает, что "одной из насущных нужд современной критики является более широкий общепринятый словарь, почерпнутый из всех областей художественного опыта... Специфическая слабость критических словарей заключается в отсутствии общего основания и несогласованности в использовании значений базисных терминов" К. М. Кушнер, соглашаясь с этим тезисом, предлагает искать общие основания, проводя параллели между тоном в живописи и тембром и музыке и другими явлениями в разных искусствах, основываясь на совпадении ощущений.
Проблема общего основания ставится и в исследованиях Л. Бергер . и Она проводит пространственные аналогии в живописи, скульптуре и архитектуре отдельных эпох, соотнося их с представлениям художников
0 мире, о пространстве и о времени. Это говорит о том, что пространственно-временной анализ вполне можно применить не только к изучению специфики художественной формы того или иного вида искусства, но и к изучению эволюционных процессов, общих для всех искусств вообще.
Теоретические изыскания российских ученых первой половины XX века дают богатый материал по исследованию художественной формы, изучение которого позволяет предположить, что в качестве критерия анализа формообразования в искусстве могут выступать пространственно-временные отношения. Таким образом пространственно-временной анализ формообразования в искусстве как попытка создать универсальную ^
1 Кушнер К. М. Структурные сходства - основа дескриптивных коррелятов в различны типах искусства // "Вопросы философии", 1995, №12. С.109-116.
2 Там же. С. 109.
3 Бергер Л. . Пространственный образ мира в структуре художественного стиля // "Вопросы философии", 1994, №4. С. 114.
"систему координат" для изучения художественной формы, является сегодня актуальным вопросом философии искусства.
Степень разработанности вопроса. Уже Аристотель (384-322 до н. э.)4, когда делил то, что мы называем искусством, на ремесла и мусические искусства (танец, музыка, поэзия), он сознательно или интуитивно отделял их по принципу своеобразия пространственно-временных отношений формы "произведения". Изобразительное искусство причислялось к ремеслу, ибо его "произведением" была идеально исполненная вещь, существующая в пространстве. Поэзия причислялась к мусическим искусствам, как музыка и танец, в основе которых лежит ритм и процессуальность художественной формы.
Впервые делит искусства на пространственные и временные Лессинг5. Сравнивая поэзию и живопись, он определяет предмет живописи как тела, находящиеся в пространстве; предмет поэзии как действие, разворачивающееся во времени.
Гегель в основу классификации искусств положил субъективный
принцип - ощущение и выделяет три основных вида искусства:
6
пластические, музыкальные и словесные.
Андрей Белый рассматривает распадение искусств на пространственные и временные как неизбежность: "Искусство ... разлагает действительность, изображая ее то в формах пространственных, то в х / формах временных... искусство останавливается на представлениях или на смене представлений: в первом случае возникают пространственные формы искусства, во втором случае - временные."
Исследования П.А. Флоренского в области изобразительных
4 Аристотель. Поэтика. - М., 1957.
5Лаокоон, или о границах живописи и поэзии //Лессинг Г. Э. Избранные произведения. - М., 1953.
6 См . Гегель. Эстетика, в 4-х тт. - М.,1968.
7 Белый А. Символизм как миропонимание. - М.,1994. С. 90.
искусств уже намечают перспективу пространственно-временного анализа. Он считает, что все искусства произрастают из одного корня. Это у единство, по словам П.А. Флоренского есть организация пространства, достигаемая в значительной мере однородными приемами, но именно в следствие их однородности, достигнутое оказывается далеко не одинаковым. Более того, по Флоренскому вся культура может быть истолкована как деятельность организации пространства.8
М. М. Бахтин, рассматривая изобразительную пространственно-временную конкретизацию в литературе, продолжает идею пространственно-временного анализа: "Без временно-пространственного выражения невозможно даже самое абстрактное мышление. Следовательно всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа (пространства-времени)".9
В.А. Фаворский практически применяет пространственно-временной анализ формообразования в изобразительном искусстве и, представляя композицию с точки зрения художественного пространства и художественного времени, дает ее определение как соединение разнопространственного и разновременного в едином.
В основу классификации видов искусства В. М. Жирмунского (1891 -1971) положен композиционный принцип, по которому все искусства делятся на пространственные, временные и синкретические (или пространственно-временные).
А. Г. Габричевский дает философское обоснование факту разделения искусств на пространственные, временные и синкретические. Оно "определяется с одной стороны тем, какие именно элементы или качества пространственного, то есть экстенсивного, или временного, то есть
8 Флоренский П.А. Анализ пространственное™ в художественно-изобразительных произведениях// "Декоративное искусство СССР" , 1992, №1. С.26.
9 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.,1968. С. 399.
интенсивного, мира являются формообразующими в том или ином искусстве, с другой стороны - каковы отношения или взаимоотношения этих элементов и как между ними распределяется активность и пассивность, которые из них суть носители динамики, а которые -статики."10 При этом важно, что они онтологически определяют качественную структуру отдельных искусств, и поэтому термин "элементы" применим к ним не в механистическом аспекте неделимых слагаемых, а скорее как '"''первичных качественных энергий или стихий "И
Собственно говоря, оставался один шаг - сопоставить, свести воедино и выстроить систему. Изыскания А. Ф. Лосева, Б. В. Асафьева , труды М. М. Бахтина, А. А. Тарковского М. Хайдеггера, Антонена Арто, Ле Корбюзье, в сочетании с наблюдениями П. А. Флоренского, В. А. Фаворского, В. М. Жирмунского А. Г. Габричевского составляют ясную картину продуктивности пространственно-временного анализа формообразования в искусстве.
Но этот шаг не был сделан. Философия, искусствознание и само искусство в 20е - ЗОе годы претерпело драматичный период своей истории, после которого не только идеи, но и сами имена некоторых ученых были надолго забыты.
Советские эстетики: В. П. Ванслов,12 А. Я. Зись,13 Ю. Б. Борев14 М. Каган15 в основном рассматривали диалектическую связь формы и содержания, развивая идеи Гегеля, а время и пространство в искусстве рассматривали как предмет анализа в ряду прочих художественных явлений. Новая волна интереса к проблемам пространственно-
10 Габричевский А. Г. Пространство и время // "Вопросы философии". 1994, № 3. С. 138.
11 Там же, с. 138.
12 Ванслов В. В. Содержание и форма в искусстве. - М., 1956.
13 Зись А. Я. Эстетика: идеология и методология. - М., 1984.
14 Борев Ю. Б. Эстетика. - М., 1969.
15 Каган М. С. Морфология искусства. - М., 1972.
временных отношений и формообразования наблюдается в России в 70-е годы. Особенностью новых исследований является отсутствие опоры на предшественников и попытка разрабатывать вопрос как бы с нуля, следуя в направлении структуралистского анализа или ограничиваясь постановкой проблемы.
В 1972 году в Ленинграде вышел сборник статей "Ритм, пространство и время в литературе и искусстве"16 под общей редакцией Б. С. Мейлаха. Условно можно подразделить входящие в него статьи на два типа: первый - статьи методологического характера, поднимающие общие вопросы философии искусства: В. В. Иванова, Д. Н. Медриш, Б. Ф. Егорова и статьи, искусствоведческого характера, в которых дан пространственно-временной анализ формы в том или ином виде искусства: Т. Л. Мотылевой, В. В. Молчанова, М. Г. Эткинд, Н. А. Ястребовой, В. Н. Холоповой, В. И. Мартынова, Н. А. Хренова. Но ни в одной из названных статей он не выходит за рамки одного вида искусства, и ни в одной не ставится вопрос пространственно-временного анализа формообразования, как универсального способа познания художественного произведения.
Во вступительной статье Б. С. Мейлах пишет: "... главная задача комплексного изучения (искусства - В. Ч.) - понять все элементы творчества в целостной структуре произведения. Только тогда мы сможем включить вопросы ритма, времени и пространства в освещение таких генеральных проблем как системность искусства и типы художественного мышления."17 В 70-е годы такая постановка вопроса могла считаться удовлетворительной, но сегодня, картина существенно изменилась, вышеприведенная мысль Б. С. Мейлаха теряет свою актуальность и
16 Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974.
17 Там же. С. 7-8.
нуждается, на мой взгляд, в следующей корректировке: только с точки зрения художественного времени и художественного пространства можно понять все элементы творчества в целостной структуре произведения. Только сквозь призму этих формообразующих факторов можно увидеть некую системность искусства и осознать типы художественного мышления.
Цель работы - выразить специфику художественной формы в различных видах искусства через пространственно - временные отношения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить исходные философские позиции пространственно-временного анализа формообразования в искусстве,
обосновать критерий пространственно-временного анализа в искусстве,
- применить пространственно-временной анализ к различным видам искусства.
Метод исследования - системный, пространственно-временной анализ.
Объектом исследования является формообразование в искусстве, предметом исследования - пространственно-временная специфика художественной формы в различных видах искусства.
Материалом исследования являются философские концепции пространства и времени в искусстве, искусствоведческие исследования художественного времени и художественного пространства и собственно произведения искусства, иллюстрирующие основные положения нашей работы: произведения литературы, музыки, живописи и графики, театральные постановки художественные фильмы и телевизионные программы.
Научная новизна исследования. В диссертации исследован искусствоведческий материал с точки зрения формообразующей функции пространства и времени. Научных трудов с такой постановкой проблемы нет.
В результате выстроена концепция общеэстетического, философского, характера. Главное открытие этого исследования заключается в том, что определение композиции в изобразительных искусствах В. А. Фаворского (композиция это соединение разновременного и разнопространственного в едином)18, распространенное на все виды искусства, дает возможность увидеть основу для системного изучения художественной формы с помощью пространственно-временного анализа. Так же сведена воедино характеристика отдельных видов искусства через специфику пространственно-временных отношений, что демонстрирует правильность выдвинутой идеи.
Кроме того, впервые через пространственно-временные отношения формы выражена специфика телевизионного искусства.
Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на кафедре философии и кафедре культурологии Якутского госуниверситета. По общему мнению коллег поднята важная проблема, требующая дальнейшего исследования. Положительно оценена практическая сторона работы. Главные идеи диссертации
представлены в форме докладов на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Якутского госуниверситета ( 1993, 1994, 1995), на международной научно-методической конференции "Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности" (Москва, Академия управления им. Серго Орджоникидзе, 1995), на межвузовской
18 См. об этом: Фаворский В. А..Литературно-теоретическое наследие. - М., 1988. С. 57.
научно-практической конференции, посвященной 40-летию Якутского госуниверситета " Наука - невостребованный потенциал" ( Якутск, 1996).
Лекция "Специфика телевизионного искусства", организованная на материале диссертации, признана лучшей проблемной лекцией 1997 года на университетском конкурсе Якутского госуниверситета.
В преподавательской практике автора результаты исследования были использованы как методологические основы вузовских курсов: "Введение в художественную культуру" ( Якутск, 1995) и "Теория художественной культуры" (Якутск, 1996), "Искусство театра", "Искусство кино и ТВ" ( Якутск, 1997).
В перспективе на основе этого исследования планируется создать учебное пособие по теории художественной культуры.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Общий объем работы составляет 125 страниц, список литературы включает 212 наименований.
ГЛАВА 1
Пространство и время - исходные позиции анализа художественного
формообразования
1.1. Основные концепции пространства и времени и проблема
формообразования
Все многообразие мира коренным образом связано с пространством, временем и формой: "Все существует во времени. В пространстве и во времени. И все нами воспринимается во времени... Как измерить время? По - видимому, оно у каждого человека разное и зависит прежде всего от пульса... Все, что мы видим, по большей части в движении, так что тоже во времени. Восприятие пространства происходит тоже во времени."19 - в этих словах В. А. Фаворского, посвятившего свои теоретические труды изучению и толкованию сущности изобразительных искусств, сконцентрированы вопросы о времени и пространстве в онтологическом и психологическом аспектах и намечен синтез прямо противоположных философских концепций.
В одном из "Философических писем" П. Я. Чаадаев пишет: " Пространство и время - вот пределы человеческой жизни, к